|
Наверно каждый житель Новосибирска хоть раз был на Алтае, считается, что это дешево, недалеко и тоже отдых.
Каждый из нас был там хоть раз, с палатками в июле, в домике в марте, в гостинице на корпоративе в августе. Получилось, что отдохнуть в этом году хотелось всем, возможности летом не было — упорно работали, а в октябре хоть на недельку, но смогли выбраться шесть человек. Наша компания:
Евгения, 20 лет, 1 год стажа.
Иван, 22 года 2 года стажа.
Ирина, 22 года, стаж месяц.
Евгений, 24 года, стаж 3 года.
Ольга, 26 лет, стаж 5 лет.
Михаил, 21 год, стаж полгода
Водители все, машина в каждой паре есть, тяга к путешествию отменная.
Рассказ в большей части веду я, Евгения, и свои комментарии дальше по тексту вставил Евгений (ВБК — «Вождь Большая Кочерга», именно такое ласковое прозвище у нашего друга, из-за езды на палке, на высоких скоростях).
Ехать было решено на Toyota Sprinter 1990 г. в. 1,5 литра, механика https://reviews.drom.ru/toyota/sprinter/51801/ (именно на этом) и на нашей Honda Fit 2002 г. в., тоже 1,5 литра, вариатор (обзор собираемся написать).
За пару недель была проведена активная работа, документы в Google.Doc., график, когда едем, что делаем, где едим, что смотрим и где спим.
Вместе с этим родился список необходимых вещей, продуктов, одежды и развлечений.
Машины загнаны на СТО, диагностика, необходимые работы, собраны необходимые вещи с дачи и от родителей, закуп провианта в «Ленте», обзвон всех баз, усадеб, где мы хотим, остановиться.
Заведен прекрасный файл с адресами, телефонами, координатами, который взяли с собой.
Итого, план, выезд в ночь с четверга на пятницу, в пятницу прибыть часам к 13-14 в Чемал, там два дня с посещением ГЭС/Патмоса, взбиранием на гору, шашлыком местного маринада и прочее. Потом Семинский перевал — ночь там, и поехать до Акташа, а там, как пойдет.
Примерный маршрут — тысяча км в один конец.
Изначально решили ехать не на износ, захотели — остановились, поглазели-пофотались, поменялись водители и прочее.
Гениальная идея — в день перед отъездом ночевать в одном месте, приготовить ужин в двойном объеме и половину взять на завтра в контейнерах.
Так мы легли в 22 часа, завели будильник на 3, чтобы выехать в 4.
4 утра 14 октября 2011 г.
Зубная щетка. Кофе. Завтрак. Где зарядка от нокии? А рации поделили? Вещи в ««Спринтер»е». Продукты в «Фите». Нет, надо наоборот. Одеяла давайте назад постелим? Надевать ватники или джинсы? Кто-нибудь взял сахар? Икеевский мышонок на столике, а можно он поедет с нами? Автозаправка. Одометр сбрось!! Все, Советское шоссе, поехали!
Выехали в пять утра. Вполне даже неплохо. В ««Спринтер»е» два человека, в Фите — четверо. Ваня за рулем, Миша-штурман, Оля и Женя досыпают на заднем сидении в одеялах и пледах.
8 утра 14 октября 2011 г.
Тальменка! Светает! Завтрак! Теплый туалет! Ура-а-а, мы уехали из Сиба! Съели почти все гренки, приготовленные накануне вечером, выпили свежего кофе из термоса, размяли кости и проснулись. За полчаса, проведенные на парковке у Дилижанса окончательно рассвело.
Где-то через часок сменили водителя на «Фите», села я, Женя. Ездить по трассе умею мало, потому еду осторожно и в светлое время суток! Возможность обгона спрашиваю у Вани (Миша тем временем ушел назад, к своей жене). «Спринтер», как обычно, (ну очень быстро он едет) уехал вперед км на 5, до Бийска около 80-100 км, выезжаю с горки после обгона и вижу, как меня снимает скрытая камера из кустов…
Обочина, я лохматая, в драном пуховике вылезаю из-за руля, нахожу книжечку с документами и иду к сотруднику ГИБДД.
Проходите в машину, смотрите в экран, ваша красавица едет 110 при разрешенных 90?
Моя…, да после обгона фуры выезжала, могла немного притопнуть лишнего.
— На малолитражке не страшно?
— Да куда малолитражка-то? 1,5, против стандартных фитовских 1,3.
— Штраф 100 рублей, счастливого пути!
Во время разговора стопорнули еще одного с превышением, «Останови вон того, черную иномарку, 114 у него». Выхожу — тоже новосибирские номера, говорю, не боись, штраф-то не большой, 100 или 300 руб.
Поехали дальше, поругались на ««Спринтера», что не предупредил о засаде, встретились с ним у заправки (что-то засвистело в машине). «Ну, я не думал, что вы будете превышать», ладно, штраф небольшой, не обидно, удивились, что не посмотрел страховку, дали машине отдохнуть и поехали дальше.
В Бийске Иван снова сел за руль, покружили по городу, искали СТО для ««Спринтера», 2 или 3 отправляли в другую сторону, в итоге СТО-нщики пожали плечами, посоветовали залить тосол, и мы поехали дальше, на свою удачу.
Перекусить-пообедать решили в Сростках, бабушки с пирожками/блинчиками и прочей выпечкой накормили нашу компанию за 500 рублей ровно… что ж, зато сытно и чай у нас был свой.
Там же на рыночке купили мед, уже в городе оценили, что вкусный! Хотя мы не сильные ценители и не искали «мед, чтоб настоящий, который надо брать у третьей бабки слева в южном конце деревни».
Около 13 часов-начинается Горный! Уже видно Катунь, слева появляются скалы, красота, мы практически у цели назначения!
Мышонка назвали «Беляш», из-за цвета шкурки и любви к одному популярному блюду.
Остановились у источника Аржан Суу, чтобы размять кости.
В 15 часов ровно приехали в Чемал, в усадьбу «У Алексеича».
Там я решила, что в следующие поездки лучше, наверное, останавливаться на базах, чем в усадьбах…
Отдельный домик с тремя нашими спальнями и одной хозяйской (в которой живет сын) и общая кухня/столовая с какой-то посудкой (какое счастье, что у нас все было свое!!). Машины можно загнать во двор.
Расположились и решили сразу погулять, пойти на ГЭС, козью тропку и Патмос. Поехали на машинах, ибо решили, что тяжко идти пешком до другого конца поселка после долгой дороги.
Похожие псы?
Щенка мы встретили на Чемальской ГЭС в марте 2010 года, а взрослую собаку в эту поездку, октябрь 2011 г.
Щенка мы кормили печеньками и гладили, а взрослый пес крутился вокруг нас и позировал только нашей группе туристов, так что закрались некоторые подозрения, что он нас узнал :))).
На Козьей тропке и острове Патмос много не снимали, наслаждались чудным ощущением того, что еще утром ты был в городе, вчера на работе и «гипермаркете», а тут вокруг такая красота, чистота, полная гармония.
Домой, заранее припасенный ужин (прекрасная идея Иры и Оли), немножко винца-пива и спать!
На удивление на Алтае мы рано ложились и рано вставали, хотя договаривались на подъем в 8, в 8 все только просыпались, еще час вошкались и в 9 выходили в общее пространство.
09 утра 15 октября 2011 г.
Подъем, решено завтракать замечательной рисовой кашей со сгущенкой и сухофруктами моего приготовления :). Обожаю каши Жениного приготовления =) ВБК.
Так как ночевали мы здесь же, вечером хотелось баню, пиво и шашлык. Пока готовилась каша, мужчин отправили за мясом на рынок, но как выяснилось, в 10 часов еще никто не работал…
Мясо было, но оно было таким страшным и замороженным, что брать его не хотелось. На рынке (на новом рынке в Чемале), подсказали, что ещё одна точка продажи мяса есть в Узнезе — там всегда свежее. ВБК
Поели кашу с бутерами и стали решать, что хотим делать сегодня.
В домике были развешаны рекламки-объявления с экскурсиями, которые предлагает «партнер» Алексеича, среди маршрутов: с-Пещеры, Маральники и Голубые озера.
Что такое Голубые озера, никто не слышал, но и платить деньги за экскурс никто не хотел, так что мы вооружились Гууглом, навигатором и проложили с Ирой маршрут, пока остальные ходили на рынок.
«20 км, когда до дома 400, — это совершенно не крюк!». Было решено единогласно, и мы поехали по навигатору, мимо поселка Аскат, дорога повела в лес, но что поделать, в лес, значит в лес, тем более осталось 3 км. И колея проглядывается.
Случилось. «Спринтер» застрял в грязи… Впервые за 1,5 года владения им Евгением.
Это реально нереально! Застрял только из-за низкого клиренса =(, проезжал нормально, но цепанул днищем и сел. Бывает. Правда, сколько ни ездил по лужам и грязи — сел первый раз =). ВБК
Трос должен быть в каждой машине, пусть перемотанный изолентой и пластырем, но должен!
Трос не просто перемотан изолентой и пластырем. Трос летом 2011 года протащил 450 км по чуйскому тракту новенький «Опел- Астра», и не порвался =). ВБК
Несмотря на то, что «Спринтер» ехал первым, «Фит» его обошел (при помощи бревен, уложенных на соседнюю колею) и вытянул из грязи.
Проехав еще метров 10 этой колеи, грязи, выходя для проверки дороги, было решено остановится, ибо далеко мы не уедем.
Миша с Ваней пошли в разведку вперед по колее, разделились, и Миша встретил «Мужика на икс-трейле» и спросил:
— А Голубые озера это в этой стороне? Можно доехать, далеко ли?
— А вы на чем?
— Мы на «Фите».
— 45 минут пешком.
Получив данную информацию, решили все же добраться до озер, оставили машины в лесу, поставили точку на навигаторе и пошли пешком.
Минут через 30 встретили людей, спросили направление — нам его указали.
Иногда встречали машины, не меньше «Рав-4». Намного чаще встречали коров.
Дошли до таблички «Голубые озера» и крутого спуска вниз, практически оврага, спустились и попали на высохшее дно реки (наверняка, Катуни), идти по голышам не очень приятно, но стоит того, чтоб увидеть Озера.
Вода кристальная! Дно видно прекрасно, и даже страшно от глубины, которую не оценить взглядом.
Пробраться сюда, правда, можно только на подготовленном внедорожнике. Или УАЗике.
Чтобы насладится красотой, стоит залезть на небольшой выступ скалы прямо по центру этих озер, идешь прямо по краюшку, у воды.
Напротив находится остров, насыпь, коса — не знаю, как сказать верно! На ней лавочки, деревянные шезлонги и баня. От бани аккуратный спуск к воде, градусник в которой показывал 9 по Цельсию.
Для кого это было как раз.
Евгений, кстати, тоже искупался, и закрыл купальный сезон 15 октября, в Катуни. Погода, и правда, радовала нас — было около 25 градусов. Не было ни мошки, ни комаров, никакой другой живности! Этим осень божественна!
Ещё над нами летал самолётик. Невысоко и маленький. Мой объектив дотянулся до него.
ВБК.
Устроив перекус с печеньками, чаем и сигариллой, мы отправились обратно, к машинам. Немного поблуждали, несмотря на навигатор, пришли к авто и поехали на поиски Мяса. Приобрели его по пути, в Узнезе, вместе с бутылкой чуть-чуть просроченного кефира на маринад. Вечером знатно попарились, поели мясца, выпили и пошли спать, завтра утром планировался отъезд.
09 утра 16 октября 2011
С утра собрали все вещи, решили залезть на гору и поехать прямиком на Семинский перевал.
Гора Верблюд находится чуть дальше ГЭС, по выезду из поселка, подъем около 400 метров.
Время на подъем около 1,5-2 часов.
На саму вершину взобрались только Ира и Женя, Оля с Мишей остались примерно на середине, а я и Иван прошли всего ничего и решили дождаться остальных в долине у подножья.
Миша с Олей не добрались каких-то десять минут и метров 50 подъёма, но поднялись на перешеек и увидели гору с другой стороны.
На перешейке, кстати, встретили дедушку (!!!), который был очень нежданный в данном месте =), в свои лет 70-75. Хотя я уже встречал таких дедушек, летом, когда отдыхал в летнем лагере НГТУ — Эрлаголе. Но сейчас вроде осень. :.). Также две дамы пожилого возраста взбирались чуть ниже, чем мы встретили их, когда начали спуск с вершины.
На вершине, к слову, отличная обзорная площадка, — где виден весь посёлок Чемал, ГЭС, водохранилище, колесо обозрения (КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ БЛ…!!!), достаточно хороший вид на долину Катуни.
Мачту с флагом на вершине повалило ветром, я один её поднять не смог =(. Нашли чьи-то сто рублей, привязанные к мачте =), исписанные пожеланиями и прочим =). Если человек кто их оставил — читает сейчас — ему большой привет! =) ВБК.
Вид на Чемальскую ГЭС с горы Верблюд.
Мой фотографизм в ожидании друзей:
Женя прям тащится от этой фотки =), спасибо!
А Женя в это время фотографировал тех, кто внизу.
И виды, которые открывались с горы:
Благодаря рации, мы могли переговариваться и видели, как высоко они взобрались (увы, фотоаппарат этого не заснял).
Теперь в дорогу!
Обед подкрался незаметно, и у нас оставалось прилично мяса со вчерашнего дня, но его было решено оставить на вечер.
Следующая точка житья — база олимпийского резерва «Динамо», находится на вершине Семинского перевала, там у нас не оплачен ни обед, ни ужин.
По пути к Чуйскому тракта из Чемала мы искали хоть одно место общепита, пара неудачных остановок, и мы нашли одно кафе, напротив базы Катунь. Точно не помню название, «Багладеш» либо что-то созвучное.
Мантов не оказалось (не оказалось достаточного количества разных блюд, что очень огорчило ВБК), но хозяин весьма приятный, накормил нас с ценником около 400 рублей за пару.
Супы, плов, местная выпечка, одна порция мантов на всех (на пробу), не все оказалось вкусным, но весьма сносным для обеда в дороге.
Поехали дальше!
Я впервые была на Чуйском тракте после сворота на Чемал, и та местность меня поразила, это же совершенно другой Алтай! Более дикий, красивый, другой!
Антураж подтвердил, что это другой Алтай.
Комментарий от ВБК: Сейчас Алтай уже не тот. В далёком 2003, когда я был за перевалами первый раз, — там было куда страшнее останавливаться и ночевать. Местные вообще не знали и не чтили никаких законов. Валютой были бутылки водки и бараны. В один из приездов предлагали забрать себе девушку (блондинку), чтобы жениться на ней. Приданым было стадо баранов.
Некоторые деревни, которые мы проезжали, нагнетали унынье, что люди так живут, большие, типа Онгудая, — поражали своим размахом и возрастом. Все сошлись во мнении: «Что мы делали в Чемале 2 дня?!».
Несколько остановок для отдыха, чая и фотографий!
Вся команда в сборе.
Дорога, красота, «смотри, коровки», «о, место для кемпинга», «аа, уши закладывает, взбираемся на перевал»!
Поднимаясь по Семинскому, постоянно смотрели на датчики навигатора и гадали, заберемся ли мы на тысячу метров над уровнем моря. Взобрались!
Заселение, база «Динамо» показалась дружелюбной, теплые домики, корпус на пять спален, общая комната со столом и чайником, теплый душ.
Очень приветливый администратор Анатолий, все показал, предложил свои экскурсии (не продавал или втюхивал, а просто предложил). Так как заселились мы около 15 часов, посоветовал нам подняться на вершину в 40 минутах от базы, полностью рассказал путь (по тропке вверх, потом будет коровник, обходите слева, потом справа будет роллердром, поднимаетесь к горельнику, проходите, увидите старую канатную дорогу и от нее влево, к новой канатной).
Расположились, попили чаю, пофантазировали насчет молочных коровок и альпийских зеленых лугов.
Оделись по-зимнему, и пошли на подъем.
Снег!! Настоящий снег!! Увидеть его 16 октября по-настоящему удивительно!!
Найти в этом всем цветок, еще более удивительно.
На самую вершину взобрались уже в полной темноте, поругались из-за того, стоит ли уже спускаться, или все равно по темноте вниз пойдем и можно еще погулять.
Решили погулять, пофотались, замерили высоту — 1 998 м, до двух тысяч даже в прыжке не дотянули, хнык.
Покурить кальян? Почему бы и нет, пусть десять минут, но мы сделали это, кальян на высоте 1 998 метров.
Долго плутали, ругались, но все же вернулись в полной темноте до базы (всё было под незримым контролем ВБК).
09 утра 17 октября 2011 г.
Живот вспомнил слово «комплексный завтрак», хотя мы на него не записывались, позвонили Анатолию и спросили, не найдется ли в столовой лишних шесть порций?
Анатолий позвонил через пару минут и сказал: «Приходите, повар что-нибудь найдет!».
Завтрак отменный… За свои 120 рублей мы получили кашу, творог, запеканку, свежий хлеб с маслом и сыром и безлимитный компот. И мальчики, и девочки наелись от пуза и попросились пообедать здесь же!
По плану мы должны в обед выехать и поехать в Акташ, на турбазу «Кочевник», где проведем две или три ночи, посмотрев Красные ворота, Курайские степи и что-нибудь еще.
После завтрака, собрав вещи и подремав, решили погулять по окрестностям базы, набрали опавших кедровых шишек, играли с замечательной собакой, сидели у красивейшего озера.
Собаку, как мы узнали позже, зовут Тайга, и она по всем всегда скучает. Хотя, когда в первый день мы, плутая по темноте, выходили из леса, она нас знатно облаяла.
За обедом Анатолий подсказал, куда еще можно заехать в Акташе, что посмотреть.
Женя с Ирой ушли гулять в сторону «ГОССПОРТ СССР, СЕМИНСКИЙ ПЕРЕВАЛ» :). Взяли с собой Беляша, устроили ему фотосейшн:
Нашли ему подругу, подружили, побаловали, и разлучили.. >_< злые мы, да =).
Перед «чёрным входом» на базу была свалка старых железяк. Шин, дисков, моторов, печек, холодильников, мебели, тракторов..
Час перед обедом мы уже слонялись по базе, отдохнув, а повар, заметив это, позвала нас кушать отдельно :))). Выглянула на крыльцо столовой и замахала руками! Приятно!
Время отъезда. Заварили чай, сказали спасибо повару и Анатолию, погладили собаку и уехали в Акташ.
Заправились по пути на «Роснефти», на какое-то время обменялись машинами (ужас, как я боялась, когда видела, что «Фитенка» ведет Евгений, 130 на незнакомой трассе, на чужой машине), пришлось кричать и ругаться, чтоб пересесть обратно.
Чике-таман
Уши уже не закладывает, был немного шок, когда, подъезжая к нему, увидели над головой дорогу, по которой предстоит поехать.
Коллективное фото на перевале Чике-Таман.
Дальше дорога, ярко-рыжая, осенняя дорога!
На мой взгляд, лучшее за поездку фото, ВБК одобрил:
Проезжаем населенный пункт Иня (НСО, Превед!!). Здесь поразительный мост 1936 г. постройки, описанный ранее в путешествиях, красивый, хоть и дырявый.
Еще одно очень красивое место — слияние рек Чуя и Катунь, все прогулочное место в пирамидках (вечно забываю, как они правильно называются).
Здесь организовали долгий привал, позвонили на «Кочевник», что скоро будем, попили чаю и поехали дальше.
Ближе к «Кочевнику» нам по пути встретился бешеный грузовичок, фура, на 04 номерах неслась по горной дороге просто психически, виляя хвостом и на высокой скорости! Однако, когда мы ее догнали, помогла обеим машинам с обгоном, спасибо!
Приехали на «Кочевник». Времени около 17 часов.
Или мы ожидали чего-то другого, или избалованные, или читать не умеем…
Нам затопили домик, тепло, ничего не скажешь, большое помещение, по периметру расставлены односпальные кровати, в центре стол и две лавки. Даже нет чайника/хоть какой-то плитки. Хотя у нас есть казан и газовая горелка, помыть посуду хотелось бы в помещении.
Обещанных теплых туалетов не было, только на улице.
Баня… Как сказал хозяин, стоит 600 руб. за час, но топить будем не меньше, чем 2-3 часа.
Не понравилось совершенно… Так как в этих краях мы не часто, место жительства выбирали по Интернету, по официальным страницам баз, многое по сайту Turistka.ru. Здесь не было ничего из обещанного, за 400 рублей с человека в сутки. Возможно, за 350 (как в Чемале у Алексеича), но не за 400.
Пообщались с администратором, что хотите, ну, уезжайте, никто не держит. На наше «у вас же на сайте написано про теплые туалеты» нам ответили: «Ребят, ну вы что, еще бы на заборе читали, что написано, что как дети-то». Эта фраза совершенно вывела из себя, и мы решили плюнуть и уехать в Акташ, искать хоть что-нибудь другое. Предложили неустойку за то, что нам затопили домик, но Олег отказался. Итог, 18 часов, до Монголии 200 км, до дома — 600. Ночевать негде, еда — запасы, можно сварганить ужин.
Позвонили в гостиницу «Как дома», за 500 руб. нам пообещали принять шесть человек, с душем-туалетом, кухней и даже спутниковым ТВ. Едем в Акташ (7 км), проезжаем «Мотель», думаем «Елки-Иголки, что за клоповник», через минуту сравниваем с фото гостиницы, что заказали — немая сцена. Решили на удачу проехать дальше, может, еще что найдем.
Нашли приличную гостиницу, согласились принять за пять тысяч с компании. Решили, что дорого, блин, поехали в мотель. Время около 20.
Самая жуткая ночь!
На лестнице соседи сушат носки, чайник на кухне пугает своим видом, все здание будто окрашено мелком «Машенька», так пахнет.
В номере Иры и Жени моргал «…чёртов датчик, сверкал красным в темноте. Встал с кровати ночью, нашел в заначке лейкопластырь и залепил его. Так и оставил, когда уезжал», — слова Евгения.
Иван: «Грязь, тараканы и мухи, воняет мелом «Машенька», но зато со спутниковым… И как будто в каком-то старом общежитии с кустарным евроремонтом и пластиковыми окнами… Совдеп в новой обертке».
Девочки наотрез отказались что-либо готовить (могли макароны с тушенкой), с кухни попросили чайник в номер, заварили ролтон, почистили сардельки, открыли консервы горошек/кукурузы/рыбу, настрогали салат из овощей, сделали чай, что-то еще по мелочи.
Поев, посмотрев спутниковое ТВ, быстро разбрелись по комнатам и легли спать.
9 утра 17 октября 2011 г.
Самый насыщенный день.
В 9 уже завтракаем, шоколадными шариками/хлопьями с молоком, едим прямо из своих стаканов, смотрим спутниковое ТВ. Сдали номера, быстренько свалили.
Доехали до Красных ворот, на самом деле даже не поняла, в чем их такая прелесть?
Согласно Легенде/Истории в конце 80-х годов здесь взорвали более широкий проход, который мы видим сейчас, что же было раньше, очень интересно. Может, кто-то что-то знает? Может у вас есть фото Арки над Красными воротами? :)
Решено было ехать дальше, попробовать добраться до Кату-Ярык. Там не был никто из нашей компании, Ира и Женя летом были в Акташе, но не дальше.
После Красных ворот было очень холодно, все переоделись в зимние штаны, куртки и обувку.
Решено было держаться Улагана, а дальше как пойдет. Но, как оказалось, навигатор не знает такого населенного пункта, и мы ехали на «Усть-Улаган».
Улаганский перевал.
Безумно красивое место!
Смотровая площадка, тропинки, снега, шикарные виды!
Сделать ангелочка не получилось, снег слишком твердый.
Решили поехать дальше, подходим к дороге и второй раз за поездку встречаем новосибирские номера на машине.
Серебристый, свеженький «Рав-4» с регионом 54. А в нем… три пенсионерки (как они сами себя назвали), думаю, что женщинам около 50-55 лет. Хотя из Новосибирска только водитель, другие женщины из Одессы и Якутии.
Выяснилось, что дамы едут на Кату-Ярык, дороги точно не знают и «если вдруг что с колесом — я ж не смогу!». Договорились держаться вместе.
Поехали дальше, к Улагану.
Дороги в этом районе были сносные, на перевале то асфальт, то гравийка.
ВБК: Дорога в полторы полосы. В теньке лежит снег и лёд :), мы отлично едем на летней резине. Стараясь проезжать по накатанной полосе, где уже весь лёд стёрли. Там где «Спринтёр» попадал на лёд — было странное ощущение, что что-то не так :).
В Улагане заехали на заправку, нам повезло заправится из колонки поновее.
Зашли в магазин, на удивление, если в Чемале заходишь в магазин и здороваешься, тебе отвечают. В Улагане мы были в двух гастрономах, нас нигде не поприветствовали, а продолжали говорить на своем языке.
Потеряли своих соседок… Нашли координаты перевала, забили в навигатор, и поверили ему…
Заплутали мы на съезде из Улагана, ехали по полю, среди пастбищ, дорога еле-еле какая, но есть. Когда уже доехали до брода, километров через десять и через час времени, поняли, что что-то не так.
Обедать уже хотелось, но решили доехать до перевала и там приготовить долгожданные макароны с тушенкой.
Вернулись и поехали по дороге дальше, ужасная гравийка, даже стиральная доска! Ехать тяжело, можно со скоростью не более 40 км/ч (а для ВБК «60 км/ч там нормально :)»). УАЗики и маршрутные автобусы, конечно, носились как угорелые, но куда нам до них…
Позже дорога через лес, очень долго… Дорога поднимается ввысь, кажется, что перевал, но названия никакого я не видела, видимо, просто дорога.
Едешь и не знаешь, куда и зачем! Доехали до точки по навигатору.
Женя и Ира утверждают, что это не то, и они видели на картинке! Ладно, уже злые, что пора возвращаться, что мы едем не туда, голодные продолжаем ехать. Добрались до точки невозврата, это когда тупо ставишь машину и говоришь: «Все, больше я никуда не поеду!». Решили пообедать, авось подобреем…
Газовая горелка, казан с макаронами, вода из канистры. Это наш привал в лесу, у дороги. Машин мало, за час нашей стоянки проехало не больше четырех.
Тут в обратном направлении старые знакомые — «Рав-4». Рассказали, что нас потеряли, останавливались и ждали, а потом поехали дальше. До перевала не больше десяти минут и красота там неописуемая, обязательно надо съездить, раз уж сюда забрались! Тетки уехали, а мы, уже немного подобрев, стали добавлять в макароны тушенку.
Ура! Еда! Хлеб, у каждого по вилке/ложке и общий казан еды. Когда прогладываешь очень горячую жижку макарон, весь пищевод и живот обжигается и хочется прыгать и тошнить, чтобы избавится от этого! Но главное, что это еда, своя и долгожданная!
В разгар обеда в обратном нам направлении проехал «Санг Йонг Рекстон» с двумя алтайцами, очень вопросительно на нас посмотрел и остановился в трех метрах. На немного ломаном русском спросил: «Помощь нужна?». Мы замахали руками, что нет, у нас все хорошо, просто привал, обед. «А, обэд», — улыбнулся алтаец, постоял еще секунд 30 и спросил: «Спырт есть?».
— Нет.
— Совсем нэт?
— Совсем нет!
— Ну, ладно, — взгрустнул местный и уехал.
Пообедав, помыв руки и окончательно развеселившись, мы двинули в направлении перевала.
Пенсионерки не соврали, через 20 минут мы уже были на площадке перевала, на самой вершине.
Напротив нас, через каньон громадная скала, из которой бил водопад.
В самом низу домики и дороги выглядят по-настоящему игрушечными.
На площадке разбросаны монетки, но не все считают это настоящим аргументом, чтобы вернуться.
Местность поразительная своим размахом. Наверно, летом на смотровой площадке не протолкнуться!
Фото рассказчика, включенное в обзор, несмотря на его недовольство. Но раз ВБК сказал, значит, надо.
Серпантин самого перевала захватывает дух! УАЗ-Козлик даже трудно заметить.
Спускаться мы не собирались, времени было уже слишком много, начинало темнеть. А ведь нашим оптимистичным планом было ночевать на «Динамо». Это лучшее и самое близкое место к нам!
Двинули обратно, чуток ускорив ход.
Подъезжая к Улагану позвонили Анатолию, спросили, есть ли места и смогут ли вообще нас принять еще раз. Анатолий нас вспомнил, сказал, что места есть, только немного другие номера в корпусе, но это ерунда! А еще задал совершенно неожиданный вопрос:
— А вы на какой резине?
— На летней…
— У нас тут снег, перевал закрыт, фуры шлифуют…
Прямо так, скажем, Нежданнчик… Шипы обувать в дорогу не было смысла, а липучек ни у кого не было. Договорились созвониться ближе к перевалу, чтобы на крайний случай искать ночлег в ближайших поселках. Улаганский перевал мы проскочили без снегопада, но уже по темноте и на дальнем свете.
Уже в Акташе было совершенно темно, начался снегопад, а до базы еще 180 км. Дорога гористая, извилистая, ехать было очень тяжело, за «Спринтер» сел Миша. Начались коллективные глюки, или нет…, ощущение, что пробегают мышки-полевки прямо перед машиной! Сначала казались только Ване, потом я тоже стала их видеть… Время идет к 22, я устаю трындеть, чтобы не уснуть, а мы подъехали к Чике-таману.
Было очень страшно… Это когда темно, на дальнем свете было видно максимум на 1 метр, постоянно выскакивают коровы, бешенные уазики, снег летит прямо в лобовик, на обочинах уже сугробы…
Перевал проезжали комично, поворотов не видно, но есть навигатор. Иван рулил, а я говорила, в какую сторону, где будет поворот. Направо, крутой налево, крутой направо, чуток левее, не сильный поворот влево, фура на встречке пытается взобраться… крутой влево!
Уф, спустились!
Трасса, по-прежнему ничего не видно. Звоним Анатолию: мы едем, будем около 12, уж извините! Едем, едем… я отрубилась… все же уснула перед самым перевалом.
А тем временем в «Спринтёре»:
Китайские фары светят совсем грустно, из четырех регулировок работала только одна =), правая фара светит на снег, летящий прямо в лобовое стекло — из-за этого он как, световое шоу, отражается на капоте. Когда я сказал об этом Мише, он залип минут на пять над этой картиной :). Жаль, не додумались сфотать, не до того было :). ВБК (со слов Ивана)
Залетели на перевал со скоростью 90-100 км/ч при полной метели, не скользили, видимо, от страха! Так что даже не заметили сам заезд на перевал, заметили кучу коров вокруг!!
Проснулась уже на вершине. Забрались! Доехали! Прекрасно! Остались 3 км по проселочной дороге прямо к базе. Едем, «Спринтер» впереди, скоро поворот направо, 300 метров и база, дорога вся в свежем снегу, скорость 20 км/ч.
В «Спринтере» Женя, Ира и Миша, машину заносит, кидает, и она улетает в кювет, сразу за поворотом.
ВБК: В общем, как было дело. Женя что-то слишком самоуверенно поехал на второй передаче, на 2500-3000 оборотов. А это на самом деле 30-40 км/ч. В голове всегда висела дурацкая мысль, что, если сброшу газ, то сяду прямо на дороге, следом сядет «Фит» и вааще приехали. Мысль с самого начала была ложной — т.к. под снегом (в 2-3см) была обычная грунтовая дорога. Но что сделано, то сделано. Увидев поворот, как обычно повернул руль направо, и машина, немного изменив траекторию, покатилась прямо. Тормоз был выжат в пол, сцепу скорее всего тоже выжал (наверно, зря). И улетел в яму, которая была по ходу движения. Со слов Иры: «ты так смачно ругнулся секунды за 4 до полёта, что я успела всё понять и сгруппироваться». Прошкрябал днищем по металлической небольшой трубе, которая торчала из земли (об неё сорвало небольшой кусок защиты и замяло чуток другой) и остановился от небольшого удара и от зажатого тормоза =).
Урок езды на летней резине по снегу усвоил — больше так не буду :).
«Фит» начинает тормозить, тормозит, тормозит… через 15 метров закончил тормозить, прямо перед «Спринтером». Вылетаем из машины — все целы? Парни впереди пристегнуты, Ира сзади успела сгруппироваться и вся была в подушках и одеялах, все целы. На видео почти ничего не видно, но оно есть, регистратор куплен не зря!
Вылезли, поняли, что все хорошо, что мы проехали 200 км по жуткой метели по горной трассе, по снегу на летней резине и долбанулись в 200 метрах от ночлега, а не где то по трассе. Везунчики!!
Попробовали загнать «Фит» на базу. Не тут-то было! Проехав пять метров в горку, машина встала. Толкали впятером, не вышло. Отправили парней на базу, за УАЗиком. Анатолий сказал: «Ну, я же вам говорил…», но все-таки пошел заводить внедорожник. Заводился он, наверно, минут десять, но они казались часом.
Подъехал к «Фиту», развернулся в овраге, зацепил и легонько потащил. Завез «Фит» на середину парковки, мы его потом оттолкали к краю. Девушки пошли в дом, а парни во главе с Анатолием — вытаскивать «Спринтер».
Как показал утренний осмотр, полет в кювет по соседству с трубой (хорошей такой бетонной трубой около полуметра в диаметре (ВБК) (приземлился в 20 см от нее :), стоил «Спринтер»у пластиковой защиты днища, то есть чуть больше чем ничего.
Миша еще ночью спросил, что мы должны за спасение женщин, на что Анатолий усмехнулся и сказал «по подзатыльнику каждому».
Ночью, закинув себя в номера и перекусив наспех сделанными бутербродами с чаем и печеньем, мы поняли, что Анатолий — это Супермен!!! Утром встали, позавтракали, легли. Решили пообедать и уже ехать домой, потому что больше мы здесь уже не выживем, с нашей-то резиной.
Перед обедом немного погуляли по округе, глядя на изменившийся пейзаж.
Поиграли с Тайгой, были очень рады вернуться, хотя изначально совсем не планировали.
Анатолий тоже фотографировал, мы одолжили ему объектив, а он нас за это провел в свой дом и показал прекрасные фотографии! Нас снова позвали на обед, кстати, обед здесь прекрасен, салат, суп, второе и безлимитный компот! Пообедали, увидели книгу на столе, попросили почитать и оставили свой отзыв.
Дорога домой…. Долгая, длинная… Была идея покататься в Манжероке на горнолыжном подъемнике, на обратном пути. Подъехали, нашли, оказалось сегодня не работает, обидно.
Решили посмотреть, что же это за такое, озеро Манжерок, про которое столько разговоров и на котором столько народу летом отдыхает. Нашли, приехали, увидели.
Очаровательная хрюшка перекопала весь берег в поисках трюф… желудей, хотя рядом была целая аллея дубов, усыпанная листьями и желудями. Собственно в эту аллею мы и спугнули поросенка, бегая за ним по берегу.
Еще одна остановка, у границы Алтайского края и Республики Алтай.
Оценили прекрасный бесплатный туалет. Да и вообще, считаю, что культура туалета на Алтае прекрасная, на всех остановках можно найти приличные уборные.
Спустились к обмелевшей Катуни набрать камней, и поехали в Новосибирск. Хотя мы ехали в ночь со среды на четверг, количество фур поражало! Огромное число, причем колонны, 3-4 штуки подряд.
ВБК:Стоило мне обогнать вереницу фур, км за 10 до Тальменки, как меня тормознули на посту для проверки документов, пока проверяли — все фуры обогнали меня =(, второй раз делать такие манёвры мне не улыбалось, но пришлось. Благо 1/3 их остановились в Тальменки.
То, как началась НСО, можно понять сразу. Если закончилась разметка, нет освещения дороги, появились неадекваты на дороге — добро пожаловать домой!
По пути опять попали в ужасную погоду, здесь уже дождь. Въезжали в город около 22 часов, на Бердском встретили страшную аварию, легковушка намотана на столбе.
Большой город почувствовался сразу.
Эмоции от поездки, конечно, положительные, очень здорово, что выбрались! Мелкие неурядицы — обязательный атрибут, без них никуда.
Напоследок еще одно замечание: а лимонад «Грушевый» на Алтае все же совсем другой, чем в Нск!
Итоги:
Проживание за каждого: 2 160 руб.
Баня «у Алексеича»: — 500 руб.
Закуп в «Ленте» (все продовольствие и даже осталось на шесть человек на неделю — 3 000 руб.
+ дополнительные закупки в пределах 500 руб.
Расход «Фита» составил шесть литров на 100 км, пробег 1 970 км.
Расход «Спринтёра» составил 7 литров на 100 км, пробег 2 006 км (до подъезда дома).
На бензин «Фита» потрачено 3 200 руб. (800 рублей с человека).
На бензин «Спринтёра» потрачено немногим более, водитель не считал =).
Максимальная цена 92 бензина — 28 рублей за литр, но Улаган или Акташ — не помню.
Мелкие затраты: хлеб, молоко, еще немного пива, вкусняхи по дороге и прочее — без счета, ибо мы в отпуске!!
Цель отдохнуть и потратить не более 5 тыс. руб. с человека — выполнима!
Спасибо, что прочитали наш отчёт :).