|
Новосибирск — Семинский перевал — Чике-Таман — Акташ — Усть-Улаган — Балыктуюль — Кату-Ярык (с ночевкой на Чулышмане) и обратно до Новосибирска, итого туда обратно порядка 2 400 км.
В одно прекрасное августовское утро 19-го числа года 2010-го мне пришло сообщение от моего земляка (из Владивостока), мол, встречайте, буду у вас в Новосибирске, но проездом, мол, лепестков роз к ногам не надо, но хлеб, соль, а так же борщ и шашлык — приветствуется… :) Ну что же… Приморское гостеприимство, привитое мне морским воздухом с рождения, помноженное на доброжелательность сибиряков сделали свое дело, и мы таки дружно с подругой Людкой встретили Романа. И поняли, что, ну, не можем мы его отпустить из Новосибирска, не показав ему наших достопримечательностей… А именно — Горного Алтая!!! :). Но не Чемала, как многие привыкли о нем слышать и читать, а тех мест, где поинтереснее да покрасивее. :) Таким образом, прогулка в четверг вечером по Академгородку вылилась в стабильное убеждение и нашей убедительной с Людкой победой над разумом и логикой Романа! В пятницу с утра мы приступили к сборам.
Изначально было трое в лодке — Людко (как основной участник с добротной машиной), я — как проводник, знающий историю и места, и Роман — как выгуливаемый по окрестностям, а так же лодка — это Турбофорь, 2006 года, леворукая механика, вместительное и весело-задорное создание. Итак, был проложен маршрут, по которому я ранее ездила пилотом и экскурсантом: Новосибирск — Семинский перевал — Чике-Таман — Акташ — Усть-Улаган — Балыктуюль — Кату-Ярык (с ночевкой на Чулышмане) и в обратный путь, т.к. всех поджимала работа, а Романа — еще и дорога…
Посидев, помыслив, посчитав, стало понятно, что втроем оно, конечно, весело, но компанию можно еще добрать «до ансамбля» и, так или иначе, в нашем экипаже добавилось еще две барышни. Таким образом, укомплектованный состав выглядел следующим образом: Людко (первый пилот), Роман (второй пилот и экскурсант), Руслана, отвечающая за эстетизм похода, ВалерЬевна (хулиганка, но веселая и затейница) и я, как повар, на_все_руки_мастер и экскурсовод-проводник и единственная знающая дорогу от АкТаша до Кату-Ярыка, а так же местная радиостанция. :) Времени на все про все было с пятницы вечера до понедельника утра, когда нам необходимо было явить свои ясны лица на рабочих местах :).
Итак, в пятницу вечером, 20-го августа, после работы, мы тронулись. Естественно, машина нагружена была под завязку, но это не помешало нам, выйдя из города около 6-ти вечера, прибыть на нижнюю поляну Чике-Тамана у реки Ильгумень в районе полтретьего ночи, не забыв остановиться на закуп медовухи и сала в Сростках (село такое, по дороге, имеющее такую же известность у путешествующих по Алтаю, как Журавли у тех, кто направляется в Шерегеш).
Первый привал и ночлег под Чике-Таманом (на фото вид с Чикета на Чуйский тракт), а ночлег прошел внизу.
Разбили палатку, отужинали, попробовали увидеть падающие звезды на безумно-красивом звездном небе, и попадали спать, когда светало… Утро нас настигло быстро, устроив в палатке филиал микроволновых печей. :) Поэтому часов в 9 утра мы уже завтракали, как приличные, вареным кофе и некоторым количеством плюшек :).
А с утром пришли и первые радости Горного Алтая — это коровы, которым было все равно — куда идти, что есть и что сносить на своем пути. Так что первым развлечением было разогнать коров. :)
Вторым, обнаруженным не сильно позднее, была помощь соседям в заводе сдохшего аккума росавтопромовского детища и получившего название: «Помоги соседу, заработай +5 к скиллу!». :) С чем Людка благополучно и радостно справилась :).
Наигравшись вдоволь и поняв, что время не ждет, а путь не близкий, мы двинули дальше. Ближайшая плановая остановка случилась в селе Иня, где через Катунь доживает остатки своих дней мост, уже не эксплуатирующаяся переправа 1930-х годов. Автором, главным инженером и начальником строительства был студент-выпускник Московского автодорожного института С. А. Цаплин. Построенный им мост в 1936 стал первым двухцепным висячим мостом в мире и стал прототипом остальных подвесных мостов.
Полюбовавшись на него со стороны, мы не преминули все же рискнуть и пройтись по нему… Ощущения интересные, когда мост, которому сто лет, грозит рассыпаться у тебя под ногами, а незапланированное купание в Катуни не входило в наши планы :).
А вот и, собственно, наша женская составляющая экипажа:
Побродив по посту и впечатлившись безалаберностью наших деятелей от культуры тем, что мост до сих пор никем не охраняем (как возможный памятник), мы двинули дальше по Чуйскому тракту.
Далее нас застал еще один мост, о существовании которого я и не знала, но о нем знала Людка, и, естественно, мы не могли просто так проехать мимо него! :) И пофиг, что на въезде на мост стоит табличка с запретом проезда по нему машин с пассажирами… :) Мы мало того, что туда заехали, так еще и дружно по нему побегали перед машиной. :)))
Нарезвившись и тут вдоволь, потратив минут пятнадцать, рванули далее. :). Следующей остановкой стало слияние Бирюзовой Катуни и известковой Чуи.
По дороге до Акташа встретилось еще одно интересное место — Калбак-Таш, место с наскальными рисунками (не помню, как они зовутся, вот не помню — и все тут :)).
По приданиям именно там Чингиз-Хан рисовал на камне Карту Мира… И ведь кто-то ее видел, мне же второй раз не удалось ее найти… L И от него очень красивый пейзаж за Чуей.
Дальше наша дорога лежала до селения Ак-Таш (в переводе с южноалтайского — Белый Камень), которое находится на южном склоне Курайского хребта, от которого дорога пролегает мимо Красных ворот до Усть-Улагана, а затем уж — на Балыктюуль.
Но по дороге на Акташ было принято решение проехать далее, чтобы посмотреть издалека на красивейший Северо-Чуйский хребет с ледниками и вершиной Актру (4075 м.). А вид там действительно открывается потрясающий!
Повпечатлялись (особенно те, кто там впервые), пофотографировались и рванули далее, точнее обратно, потому как Акташ остался позади, а нам нужно было как-то перебираться еще до очередного ночлега…
Акташ мы прошли без остановки, и следующая остановка была на Красных воротах, месте, где по преданию были остановлены войска Чингиз-Хана длительной битвой, где погибли тысячи воинов и от чего скалы окрасились от крови в красный цвет…
Девчонки всячески полазили в округе и пофотографировались и под мой чуткий и методичный бубнеж, что нам ехать еще далеко, отправились дальше. :) Дальше нас ждала достаточно пыльная грунтовая дорога и озеро, которое зовут Мертвым из-за отсутствия в нем какой-либо живности! Насколько это верно — мы проверять не стали, дружно решив поверить в сказания и былины. :)
Проверив стойки Форика на прочность, мы таки добрались до Усть-Улагана, забавной деревушки (хотя и райцентр), населением в 2,5 тыс. человек и весьма интересными строениями:
Ииииии… (конечно, в этом месте все дружно вспоминают фильм «Пятый элемент» :))):
Закупив немного провианта, а точнее пивную его составляющую, мы порулили дальше, ибо впереди нас ждало Урочище Пазырык и еще несколько десятков км до Чулышмана, а время уже подбиралось к 6 вечера…
Урочище Пазырык (Пазырыкские курганы) представляет собой весьма величественное зрелище, с какой-то зловещей аурой… Неприятны как-то эти могильники (а курганы и есть ни что иное, как могилы знати или великих воинов).
Чтобы понять размеры курганов, достаточно присмотреться и увидеть на фотографии Форика… И таких курганов там пять… Место, где были похоронены великий войн, погибший при сражении и вся его семья со слугами и животными… Таковы были традиции и нравы тех времен — с погибшим отправлять на тот всеет все и всех, что его окружало при жизни…
И вот мы у Величественного Кату-Ярыка!!! Сразу скажу — два года назад он для проезда был страшнее и уже… Две машины с трудом расходились… И поднимались не все…
А в этой поездке спустились быстро и весело, оставив трех барышень с пивом на самой вершине перевала, отправив нас в пешую прогулку на час…:)
По ходу спуска обнаружили грузовик, валяющийся на обрыве… Впечалились и попробовали представить — каково было водителю в этот момент… :)
По «прибытию» наших бренных тел вниз в головах крутилось только одно желание — помыться!!! Пусть в холоднющем Чулышмане, пусть по темноте — но помыться!!! Ан нет!!! Наши сотоварищи решили организовать нам еще одно развлечение-квест: «Собери дрова по темноте там, где их НЕТ!!!». :) Ну ничего, они ошиблись только в одном — я там раньше была и знала, что там ЕСТЬ дрова!!! Но… Выкинутые рекой при разливе и порядком в песке и иле :))). А так как дрова нужны были на «пионЭрский» костер, то решено было их складывать в багажник :). Тут то нас ждал очередной этап квеста — дрова были длинные и крышка багажника закрываться отказывалась наотрез… Что делать? Тут, как обычно, сработала моя буйная фантазия, за что я была наказана отправление в багажник в качестве бревнодержалки!!! Вот тут я ошиблась!!! Дрова-то были в смеси сухого песка и ила!!! :) Сказать, что я приехала чумазая, — это не сказать ни_че_го!!! :)
А потом был костер, шашлык ИИИИИИИИ… Шампанское!!! Которое мы купили в барчике на берегу Чулышмана! :))) Это становится традицией… :)
Утро стало повторением предыдущего утра — филиала микроволновок, почему из палатки мы вылетели со скоростью пробок шампанского часов в 8 утра! :) Было снова вареное кофе, снова печенюшки и конфетки и обратный путь до Новосибирска… Длинный, почти в 1 200 км, практически нон-стоп, путь, ибо было воскресенье, а хотелось оказаться дома до начала рабочего дня, как-то помыться и поспать…
На ближайшие праздники мы снова собираемся в путь, но уже в сторону Кош-Агача… А может и не туда… Куда кривая Чуйского тракта вывезет, поэтому следующий фото-отчет будет весьма скоро. :)
ПыСы: зачем-то на подъеме на Кату-Ярык неустанно бдил детектор… :)
ПыПыСы: а Форика так и продали с остатками пыли в потаенных местах багажника… :)))