Италия, а там ещё немного и Прованс

22.08.2012 | 13497 просмотров

Маршрут: Видное—Ченстохова—Венеция—Сан-Марино—Урбино—Ватикан—Рим—Салерно—Амальфи—Сорренто—Пиза—Монако—Ницца—Эз—Сис-Фур-Ле-Пляж—Марсель—Эгишем—Метзинген.

Предисловие

Темными зимними вечерами, когда снег медленно кружил за окном, мечталось о теплом море, высоких горах и южных цветных домиках, утопающих в зелени на их склонах. К тому же воспоминания о прошлогодней поездке подстегивали на новые свершения. Решено! Едем в Италию! А так как давно хотелось посетить Лазурный берег и Прованс, то заедем ещё и туда. Даты поездки подгадали ко времени цветения лаванды — символа Прованса.

Бронировать отели для визы и узнавать о возможности остановиться в кемпингах я начал еще в декабре. Как оказалось в итоге, это было очень правильно, так как в отелях Польши наблюдался недостаток мест при явно завышенных ценах. Виною тому было предстоящее очередное первенство Европы по футболу.

Трек на картах Google.

Заранее извиняюсь, если кому-то не понравиться качество фотографий. Обычно наши экскурсии пешие и продолжительные, поэтому нести хорошую «тушку» со сменными объективами просто затруднительно. В этот раз помимо «мыльницы» Sony мы взяли с собой FullHD видеокамеру, и так получилось, что несколько фотографий в отчёт взяты с неё.

Подготовка

На этот раз покупок было совсем мало: маленькая палатка для быстрой ночевки, пару контейнеров из «Икеи» для укладки глаженых вещей и складной столик из Декатлона. Остальное было куплено ещё в прошлом году, да и машина не резиновая, чтобы набирать чрезмерное количество вещей.

Автомобиль («Ситроен СиКятр», 1,6 MT 5-doors) незадолго до поездки прошел плановое ТО на 80 000 км. Помимо этого первый раз после приобретения автомобиля были заменены тормозные колодки всех колес (по износу) и рулевые тяги (из-за слабого люфта). Рулевые тяги видимо пострадали во время нашей весенней поездки на рыбалку в Астраханскую область — трасса M-6 и славный город Волгоград «знамениты» дорожным покрытием. Колодки же и так планировалось менять, а тут двойной повод — в поездке нас ожидали гористые участки.

Наша команда

Александр, Наталья и Екатерина.

День 1. Видное—Смоленск

Забронировать отель в Варшаве в декабре прошлого года по разумной цене не удалось из-за ажиотажа вокруг Евро-2012, и подходящий номер был найден только в городке Ченстохова. Понятное дело, что доехать из Подмосковья до юга Польши за один день, да ещё с прохождением границы, практически нереально. Ведь это более 1 500 километров! Именно из-за этого было решено выезжать пятничным вечером, чтобы пройти хотя бы часть пути. Мы надеялись проскочить сквозь дачные потоки, но как наивны мы оказались… Тем не менее к полуночи мы удачно миновали почти всю Смоленскую область и расположились на ночлег прямо на стоянке возле одной из заправок.

Хорошо, что весной, перед поездкой в дельту Волги на рыбалку, мы приобрели себе маленькую и, как оказалось, очень удобную палатку быстрой сборки. Палатка предназначалась для остановок на одну ночь, когда возня с большой кемпинговой палаткой была нецелесообразной. К тому же маленькую палатку можно было вообще собрать без колышков.

Нервно «курим» на Киевском шоссе.

Внимание! По Смоленской области замечены на обочине дороги гуляющие лоси! Особенно те, кто соберётся ехать ночью, будьте предельно внимательны!

Итог дня — 430 км (примерно 7,5 часов в пути).

День 2. Смоленск—Ченстохова

Наш ночлег.

Ещё с вчерашнего вечера начал накрапывать небольшой дождь и так продолжалось почти всю ночь. Палатку наутро пришлось сворачивать во влажном состоянии. Дождю не удивились, так как прогноз погоды показывал дождевой фронт, двигавшийся как раз нам навстречу. Вообще, непогода в день дальнего выезда стала, видимо, нашей визитной карточкой. Позднее по восточной части республики Беларусь дождь несколько раз «накрывал» нас, словно пытаясь уговорить вернуться обратно домой.

Кстати, на пунктах оплаты дороги россиян теперь автоматически пропускают, так же как и белорусов, то есть совершенно безвозмездно. До этого мы (россияне) платили просто смешные деньги, а теперь даже не знаю, из каких средств белорусы будут финансировать автодорогу.

Пункт оплаты дороги.

Дождь — наш верный спутник.

Однозначно :))).

В Гродненской области остановились размять ноги, зашли в лес, а там земляничный рай. Специально не искали, но думаю, что и грибов прилично должно быть — места-то больше безлюдные.

Земляника в лесу.

Набрали немного.

Очередь на белорусский погранпост.

Подъехав к границе, обнаружили сравнительно небольшую, но всё же очередь из примерно 30 автомашин. Не знаю, что там делали пограничники всё это время, но мы простояли 1 час 30 минут и ещё 15 минут нас оформляли. У поляков все двигались живее — потрачено около 30 минут. Оформлял нас пограничник в лице рыжей панночки-полячки — она поставила штампы в паспорта и проверила наличие детского кресла у ребенка. Затем поляк таможенник попросил открыть капот и, взглянув на двигатель, присвистнул:

— Сколько машина прошла?
— Восемьдесят две тысячи.
— Сколько грязи! Где это вы были?
— В Москве, там всегда грязно

Хорошо перед нами парнишка-белорус не отъехал и переводил всё сказанное, потому что я не осилил самостоятельно переварить этот польский речевой поток из сплошных шипящих звуков. Поляк же, с сочувствующими видом, задал напоследок традиционный вопрос про алкоголь и сигареты, после чего, отдав документы, махнул, мол проезжайте.

Продолжающаяся реконструкция (расширение) автодороги Варшава—Белосток.

Вот такой она должна стать (это уже ближе к Варшаве).

В Варшаве понастроили нечто.

В Польше, несмотря на проводившийся Евро-2012, «конь не валялся», как у нас говорят. Вот что роднит нас всех, славян, так это «авось» и, как выясняется, он бывает не только «русский». Я понимаю, к примеру, что дорога Варшава—Белосток не являлась критически важной трассой, которую несмотря ни на что надо было построить, но по остальным дорогам поляки в срок явно не уложились. Трасса Варшава—Вроцлав (напомню, что оба города принимали матчи Евро-2012), как была в прошлом году расковыряна ремонтом, так и осталась таковой — 120 километров мы ехали между временными ремонтными столбиками — это просто ужас!

Ремонт автодороги Варшава-Вроцлав (почти сразу от польской столицы).

В город Ченстохова прибыли в 19 часов по местному времени (разница с Москвой два часа). Заехали в местный супермаркет «Real» и, поужинав в номере, упали мертвым сном, ведь самый трудный участок остался позади. Жаль, что ремонты задержали нас и отняли последние силы, ведь мы хотели посетить в Ченстохова известный на всю Польшу католический монастырь Ясная Гора (Ясна Гура).

Итог дня — 1 094 км (примерно 15 часов в пути)

День 3. Ченстохова — Каваллино

С утра ничего необычного не произошло: ранний подъем, чай, вещи в машину и легкий завтрак в пути. Без особых затруднений доехали до Катовице. Там немного покружили по развязкам, которые навигатор не знал, и выехали на автобан в сторону чешской границы. Все указатели на автобане на чешские города перечеркнуты, автомашин практически нет, только местные. Ясно, что там впереди ремонт и весь поток идет по альтернативным дорогам, вот только указателей на объезд или схем движения нигде нет. Ладно, поехали за местными, а там что-нибудь придумаем.

Километров за 25 до Чехии автобан перегорожен, дальше проезда нет, уходим на съезд, в провинциальные унылые городки, сев на хвост одному из местных. Местный оказался бойким перцем, несет во весь опор, дорога как стиральная доска, ям нет, но вся в кочках, становится жалко подвеску.

После второй или третьей развилки теряем поляка-штурмана, повернув не туда. Забиваю на навигацию, начинаю искать дорогу сам, по карте, по указателям, по направлению и по потокам автомобилей, пару раз ошибаюсь, но выход найден и через полчаса мы уже в Чехии. Выезжаем на чешский автобан, который в сторону Польши так же перегорожен — ну вот как будто никуда и не съезжали. Тут же заправка, машин нет, продавщицы явно скучают, покупаю десятидневную виньетку, улыбаются, по-русски, вроде всё понимают. Инструкцию на виньетке тщательно изучаем, помня, что при неправильной поклейке она уже не отдирается целиком. Кстати, обошлась она нам в 310 чешских крон, а это чуть более 500 российских рублей. С тарифами и платными дорогами Чехии можно ознакомиться здесь.

Платные дороги в восточной Чехии очень разные по качеству. До Оломоуца мы практически летели по отменной и почти пустой автодороге, встретив пару полицейских фургонов на обочине, контролирующих скорость и, видимо, наличие виньетки. От Оломоуца до Брно потряхивало на многочисленных латках. Почти сразу за Брно скоростной порог уменьшается и автобан переходит в дорожку местного значения. Перед австрийской границей проезжали мимо нескольких озер, на которых просто яблоку негде было упасть: люди катались на велосипедах, на лодках, ловили рыбу, купались, ну и просто устраивали пикники на берегах. Мы им немного позавидовали и двинулись дальше.

Чешский автобан.

От австрийской границы остались только навесы над узкой провинциальной дорогой. Сразу за ними заехали на заправку, чтобы купить десятидневную австрийскую виньетку, которая обошлась в 8 евро. Кстати, клеится эта виньетка совсем не там, где чешская! С тарифами на платный проезд по Австрии можно ознакомиться здесь. Кстати, как выяснилось, оплатить только одну виньетку картой нельзя — пришлось купить еще и баночку, между прочим очень приличного, австрийского пива.

В районе Вены впечатлили грандиозные дорожные развязки и отменное качество дорожного покрытия, а вдали стали появляться первые силуэты предгорий Альп. В районе города Грац началась, пожалуй, самая красивая автодорога за всё время нашего путешествия, которая тянется до съезда на равнины северной Италии в районе города Удине. Только ради этого участка пути я бы поехал туда ещё много раз. Это не описать словами, да и видео не даст полной картины.

В австрийском городке.

Австрийские поля с ветряками.

Впереди Альпы.

Вот такая граница.

Уже в Италии.

Горная речка.

В кемпинге.

Фаст фуд по-итальянски.

К вечеру добираемся до Каваллино, на курортной косе недалеко от Венеции. Навстречу несметное количество автотранспорта, ведь вечер воскресенья и отдыхающие спешат домой. К тому же скоро матч Италии с Англией. Магазины понятное дело закрыты, даже сетевые, поэтому еду приобретаем в закусочной кемпинга, едим и бегом на море. Кемпинг, кстати, самый простой, один из нескольких десятков, расположенных вдоль всего побережья вплотную друг к другу, но очень уютный. Слышим даже русскую речь от идущих с пляжа, который сразу за кемпингом, людей.

Вечером начался футбол. Я периодически посматривал в телевизор соседей итальянцев через невысокую изгородь. Я думал, что только Губерниев умеет практически выпрыгивать из телеэкрана, увлекшись комментированием спортивных мероприятий, но итальянский комментатор его переплюнул многократно. Сколько страсти, сколько экспрессии! А зрители? Каждый опасный момент сопровождался одним большим «Ууу!» по всему побережью и продолжался бурным обсуждением произошедшего. Скажу сразу, что окончания матча дождаться мне не довелось — масса впечатлений от этого дня и усталость сделали своё дело. Я даже не проснулся, когда всё побережье весело ликовало и пускало фейерверки в честь победы своих любимцев.

Итог дня — 1124 км (примерно 12 часов в пути).

День 4. Венеция

Рано утром в приятной прохладе и по почти пустым улицам мы поехали в Местре, чтобы оставить автомобиль на парковке и на электричке доехать до Венеции.

Прекрасное утро в Каваллино.

Несколько слов о заправках. Уровень топлива в баке стремился к нулю, и пришлось искать заправку. Особенность некоторых заправок в Италии, особенно этим грешит Agip, в том, что нет привычной для нас маркировки октановым числом. Пистолет зелёного цвета подписан как «senza piombo». Я подозревал, что это бензин, но заправиться не рискнул. Лишь позже, когда мои подозрения подтвердились в жестикуляции с заправщиком, я стал им заправляться. Ну а пока мы искали пистолеты с понятной для нас маркировкой, и таковые оказались на автоматической заправочной станции. Я не без труда справился с итальянским автозаправочным автоматом, зарядив для пробы 20-евровую купюру.

Дизель там более популярен.

Автозаправочный аппарат с инструкцией.

Ехать на электричке до Венеции всего две остановки и примерно 15 минут. Стоимость билета 1,2 евро, в вагоне удобные кресла с подлокотниками и мощные кондиционеры — дешево и комфортно. Парковка в Местре в разы дешевле аналогичной в Венеции, так что советую этот вариант как наиболее бюджетный. Да и вокзал в Венеции в отличие от автомобильных парковок расположен сразу же на туристическом маршруте.

Электричка. Внешний вид обманчив.

Далее мы гуляли по Венеции, заглядывая в не столь популярные её уголки, узкие переулки, где не было туристов, неспешно продвигаясь к главной точке города — площади Святого Марка. Уже взошло солнце и нещадно пекло, ощущалась  духота от высокой влажности. Мы решили ограничиться посещением колокольной башни — Кампанилы собора Святого Марка (по 8 евро с человека, дочь прошла бесплатно).

Церковь Сан Симеоне Пикколо.

Мост Скальци.

Церковь Скальци.

Мостки.

Скуола Сан-Джовани Эванджелиста.

Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Венецианская улица.

Парадное крыльцо.

Церковь Сан-Рокко.

Что-нибудь интересное открывается за каждым поворотом.

Маски — самый популярный сувенир.

Местные лицеисты сдают ЕГЭ :).

Мост Академии.

Вид на Гранд-канал.

Консерватория.

Венецианские балконы.

Церковь Санто-Стефано.

Гондола пока простаивает — желающих нет.

Один из многочисленных фасадов церквей. Красота.

Площадь Сан-Марко — сердце Венеции.

Почти стометровая Кампанила собора Сан-Марко.

Собор Сан-Марко.

Две бронзовые фигуры на часовой башне уже пятый век железными молотками отбивают время.

Вид на город с Кампанилы.

Колокол на Кампаниле.

Вид на Венецианский залив.

Дворец дожей — правителей Венеции.

Гондольер за работой.

Сделав небольшой крюк по набережной к падающей башне Сан-Джорджо деи Гречи, направились в сторону вокзала через мост Риалто. Все уже натерли себе ноги, устали от жары и хотели «домой», в кемпинг, чтобы остыть в море.

Крылатый лев — символ Венеции.

На набережной многолюдно.

Мост вздохов.

Церковь Сан-Заккариа.

Венецианская «улица».

Падающая башня церкви Сан-Джорджо деи Гречи.

«Дьявольский» мост.

Башня церкви Санта-Мария Формоза.

Место притяжения туристов в жару.

Мост Риалто.

Вид на Гранд-канал.

В тихих нетуристических уголках жизнь идет своим чередом.

Заехав, по пути в кемпинг, в местный «Ашан», набрали продуктов на ужин и завтрак. Основу меню составили моцарелла с овощами, маслины, классические итальянские булочки панини и бутылочка тосканского вина Кьянти.

Чем ближе был вечер, тем ближе надвигались тучи со стороны Альп. Из-за порывов ветра пришлось задействовать дополнительные растяжки палатки. На море стали подниматься волны, шум которых было слышно всю ночь.

Адриатическое море.

Итог дня — 128 км на авто и примерно 7 км пешком.

День 5. Каваллино—Сан-Марино—Урбино—Лидо ди Кастель Фузано (Рим)

Утром обнаружилось, что дождь так и не пошел. Мы собрали вещи, стараясь не шуметь, и поехали в сторону итальянской столицы. Через три с половиной часа достигли суверенной республики Сан-Марино — своеобразной мекки для российских туристов. Основная точка интереса — башни на вершине 700-метровой горы Монте-Титано в центре республики. Ещё издали заметили, что за вершину горы «зацепилась» темная, явно дождевая, тучка и практически сразу по приезду пошел дождь, вернее мы были как бы внутри него. Туристы сразу же попрятались, а мы, надев предусмотрительно взятые в поездку дождевики, пошли на экскурсию.

Сан-Марино. Кто-то неплохо устроился :).

Дождь «загнал» всех туристов по кафе и магазинам.

Вид на республику Сан-Марино.

Крепость.

Вид на вторую башню.

Даже черепицу сдувает, однако.

Цветник внутри замка.

Парковочный автомат с тарифами на одной из парковок Сан-Марино.

Действительно россиян в Сан-Марино было, ну, очень много. Феномен могу объяснить только близостью также очень популярного у соотечественников курортного города Римини.

Путь далее предполагал около 80 километров узкой и чрезвычайно извилистой дороги до аутентичного средневекового городка Урбино.

Извилистая дорожка.

Виды на долины региона Марке.

Урбино. Северные ворота города.

Урбино. Улица Донато Браманте. Вид на центр города.

Урбино. Вот такие маленькие площади.

Урбино. Улица.

Урбино. Дворец герцогов.

Урбино. Главная площадь.

Урбино. Университет.

Побродив по Урбино, по его прохладным каменным улицам и заплатив за парковку, мы продолжили путь, постепенно преодолевая последние отроги горного хребта и спускаясь в живописные долины Умбрии.

Дорога на Рим.

Итальянская столица с юго-запада ограничена пляжами Тирренского моря — это так называемые римские лидо. Именно в это место мы спешили, в кемпинг, где, несмотря на поздний час, всё ещё работал ресепшн. Кемпинг оказался, пожалуй, самым диким и заросшим за всё время нашего путешествия. Среди постояльцев был полный интернационал, а также очень много студентов, из разговоров которых стало понятно, что они изучают итальянский язык. В общем, устроили что-то типа летнего лагеря по культурному обмену.

Поужинав, мы легли спать под шум прибоя, ведь на завтра намечался самый насыщенный день нашего путешествия.

Итог дня — 704 км

День 6. Ватикан и Рим

В Рим абсолютно не хотелось ехать на автомобиле. Именно поэтому кемпинг выбирался с учетом доступности городского транспорта. Встав с утра пораньше, мы пошли пешком на конечную станцию римских электричек Cristoforo Colombo. Стоимость поездки на электричке не отличается от стоимости поездки в римском метро и составляет 1,5 евро. Билеты приобретаются в специальных автоматах. Ровно через 35 минут наша электричка прибыла на конечную станцию Termini, которая является крупным транспортным узлом Рима. Далее Мы воспользовались метрополитеном, чтобы добраться до Ватикана. Посещение Ватикана я бы рекомендовал планировать на самые ранние часы. Почему? Ответ ищите на фотографиях.

Ватикан. Площадь Святого Петра.

Ватикан. Собор Святого Петра. На этот купол пускают туристов.

Ватикан. На площади Святого Петра.

Ватикан. Скульптура.

Ватикан. Обелиск привезенный из Египта в 37 году!

Ватикан. Купол собора Святого Петра снаружи.

Ватикан. Купол собора Святого Петра изнутри.

Ватикан. Собор Святого Петра. Красота!

Ватикан. Площадь Святого Петра. Кто-то долго спит.

Ватикан. Божественное озарение.

После посещения собора мы спустились на площадь, где была к тому времени гигантская очередь под палящими лучами солнца, и двинулись в путь к центру Рима. Вот где красивая архитектура и скульптура буквально на каждом шагу!

Маленькая римская церковь.

Туристы «поджариваются» в туристическом прогулочном автобусе.

Фрагмент античной стены, возведенной при императоре Аврелиане в III веке.

Замок Святого Ангела и мост Святого Ангела.

Рим нетуристический.

Пьяцца Навона. Фонтан Нептуна.

Пьяцца Навона. Палаццо де Купис.

Пьяцца Навона. Фонтан четырех рек.

Пьяцца Навона. Фонтан Мавра.

Маленькая римская церковь.

Фонтан черепах.

Римский Форум. Руины на окраине.

Фрагмент Эмилиева моста или Понте Роте (разрушенный мост) — первый каменный мост (179 г. до н.э.)

Арка Константина.

Колизей.

Пирамида Цестия.

В послеобеденное пекло мы решили, что с нас хватит — не было никаких сил. Жаль. А сколько еще хотелось посмотреть! Мы отправились в заранее найденный ресторанчик в один из нетуристических уголков Рима за настоящей итальянской кухней, и наши ожидания оправдались — всё было просто замечательно.

Вернувшись в кемпинг, мы отправились на рядом расположенный бесплатный муниципальный пляж с серо-зеленоватым песком явно вулканического происхождения, где и провели весь вечер.

Итог дня — примерно 7 км пешком.

День 7. Лидо ди Кастель Фузано (Рим)—Эрколано—Салерно—Амальфи—Сорренто

Рано утром быстренько собрали вещи и покатили в сторону Неаполя.  Сам город не был нашей целью, а вот расположенный рядом Везувий притягивал к себе. Достигнув городка Эрколано, заехали по крутой извилистой дорожке на парковку на склоне вулкана, а далее нужно подниматься пешком. Для подъема необходимы носки и закрытая обувь.

Поднимаемся пешком от парковки до кратера.

Вид на парковку примерно с половины подъема.

Кратер.

Вид на Неаполитанское побережье.

Спустившись с Везувия, было решено поехать бесплатными дорогами, но как оказалось, это было очень большой ошибкой. Мало того что навигатор упорно вёл вопреки «кирпичам» и односторонним движениям (всё-таки карты надо обновлять ежегодно), но и улицы, по которым довелось поездить, напоминали больше восточный базар. Что же мы увидели в городке Торре-дель-Греко недалеко от Неаполя? Это узкие, крутые, мощёные крупным камнем улочки с толпами местных жителей, торговцы с тачками, переходящими дорогу где вздумается, немалые стаи скутеристов, лезущих прямо под передний бампер и норовящих при этом обязательно обогнать друг друга. Вдоль обочин с металлическими столбиками ни единого свободного места — всё заставлено крошечными малолитражками и мотороллерами типа «муравей» так, что в некоторые повороты я мог войти только со второй итерации. Страна Лилипутия прямо-таки! На наш автомобиль смотрели так, как смотрят на Хаммер где-нибудь в российской провинции. Плюнув на бесцельное плутание в поисках единственной нормальной улицы, ведущей на юг, я перестроил маршрут по автомагистрали, и ещё минут 10 понадобилось, чтобы на неё выехать. Нет уж! Мы лучше по платным дорогам поедем!

Далее планировалось посетить Помпеи, но дочери не хотелось больше прогулок, и мы поехали на Амальфитанское побережье — одно из самых красивых в Европе. Чрезвычайно извилистая дорога по краю обрывистых скал, долины с террасами, покрытые цветными домиками и лимонными рощами и захватывающие виды на море — это все можно найти здесь. С юга побережье ограничено достаточно крупным городом Салерно, откуда мы и начали свой 50-километровый путь в Сорренто, проехав по всему побережью.

Салерно. Остатки акведука 7-9 веков.

Салерно. Улица.

Салерно. Cattedrale di Salerno.

Салерно. Набережная.

Салерно. На витрине самый популярный транспорт этих мест.

Вид на Салерно.

Очень увлекла и понравилась езда по местной дорожке SS163 — практически полное отсутствие прямых участков, закрытые повороты, визг резины вкручивающейся в них,  нависающие над дорогой скалы, великолепные виды с ютящимися над обрывами домиками и удивительно синее море где-то внизу. Очень быстро почувствовал ритм и манеру вождения местных жителей, догнать себя не позволял, и помехой на дороге не был в отличие от арендованных автомобилей. Странно, обогнать особо негде, но вот пара «Мини Куперов S» на широкой резине обошли меня совершенно спокойно. Как они здорово вписывались в повороты — это, пожалуй, лучшие автомобили для этих условий.

Амальфи. Лимоны — символ региона.

Амальфи. Около фонтана дель Пополо.

Амальфи. Под сенью скал.

Амальфи. Собор Святого Андрея — сердце города.

В Амальфи нужно обязательно купить лимончеллу (крепкий лимонный ликер), местное вино и, конечно же, знаменитые местные лимоны. Помимо Амальфи чрезвычайно популярен городок Позитано. Но в него спускаться мы не стали, так как дорога проходит серпантином высоко над ним, да и время уже поджимало. Сорренто, где находился наш кемпинг, нам в принципе понравился, несмотря на проблемы с пляжами. Побережье, на котором он располагается, представляет собой обрывистое плато на высоте до 50 метров над уровнем моря. Вот и наш кемпинг находился над обрывом и представлял собой серию террас с площадками на них. Нас поселили на самую нижнюю террасу над самым обрывом — в «люкс» с замечательным видом на море.

Кемпинг в Сорренто.

Кемпинг в Сорренто. Рядом отель «Бристоль» с проживанием минимум в 4 раза дороже нашего.

Кемпинг в Сорренто. Вид на море.

По традиции добрую половину мест в кемпинге занимали немецкие караванеры. А так как вечером намечался матч Германия — Италия, то итальянцы и немцы переговариваясь, льстили друг другу, заявляя, что противник, конечно, сильнее… Победа Италии тем вечером была отмечена звоном с колокольни, находившейся в прямой видимости и звуками клаксонов всех проезжавших по городу автомобилей. Поздний вечер в Сорренто также дополнил хаотичный фейерверк где-то внизу, на берегу моря.

Итог дня — 388 км

День 8. Капри

Немного поспав дольше обычного, мы пошли пешком в порт Сорренто и купив билеты на паром Caremar, наслаждались с пирса видами утреннего Сорренто. Паром должен был в течении 25 минут доставить нас в самый прекрасный уголок нашего путешествия — остров Капри. Он пленил многих известных людей, таких как Ленин, Горький, Бунин, Тургенев, Чайковский, Черчилль, Эйзенхауэр, не говоря о современных голливудских звездах.

Между утренним и вечерним купанием в порту передвигались по острову на автобусах, канатной дороге и пешком. Канатная дорога от Анакапри на вершину Монте Соларо просто потрясает открывающимися красотами. И совсем недорого — за двоих туда и обратно отдали 20 евро (ребенок бесплатно). Также советую обязательно дойти до виллы Сан-Микеле, что недалеко от Анакапри — оттуда потрясающие виды. К тому же улочка, ведущая к вилле торговая — мы продегустировали и купили там бутылочку лимончелло di Capri. Многие продавцы знают русские слова, так как наши соотечественники здесь частые гости.

Сорренто. Вид на город из порта.

В порту Марина Гранде.

Наш паром.

Фуникулер поднимает туристов в город Капри.

Такси.

Местный «житель».

Пляж около порта.

Вид с канатной дороги на город Анакапри.

Ещё в порту Марина Гранде в длительном ожидании автобуса на солнцепёке мы познакомились с молодым американцем. Для него ожидание автобуса, курсирующего вопреки расписанию, видимо было нонсенсом. Поднявшись на вершину, мы обнаружили янки над пропастью — его держали за ноги его друзья и подруга, а он пытался сделать эксклюзивное фото. «Сумасшедший», — говорю ему, а он чрезвычайно гордый собой улыбался во все зубы.

Вид с Монте Соларо (580 метров).

Вид с Монте Соларо.

Каждый хочет оставить свой след.

Вид на город Капри.

Канатная дорога.

Море — класс!

На Капри было самое лучшее море за всё наше путешествие. Бесплатный пляж недалеко от порта с крупными камнями может многим не понравиться, но когда погружаешься в море, то ощущения самые райские. Поныряв в очках для плавания, в эти чистейшие воды удалось обнаружить стайки рыб в тропической раскраске, очень пожалел, что не купил маску с трубкой. Вода настолько соленая и плотная, что дочери, не умевшей плавать, удалось это сделать. Восторгу- то было!

После вчерашней победы сборной Италии над немцами итальянские мальчишки играли в Марио Балотелли, гоняя мяч на мелководье, а их папы лежали на пляже с газетами, где всю первую полосу занимала фотография Балотелли и надпись GIGANTI D’ITALIA.

Вернувшись вечером с Капри, зашли в отличную пиццерию по пути в кемпинг — пицце из Сорренто мы отдали первое место среди аналогичных блюд нашего путешествия.

Итог дня — примерно 6,5 км пешком

День 9. Сорренто—Пиза—Борджо-Верецци

Подошло время прощаться с южной Италией, и мы покатили на лигурийское побережье, заехав по дороге в Пизу.

Прощальное фото Сорренто.

Пиза. Вход на площадь Чудес.

Пиза. Баптистерий Сан Джованни.

Пиза. Собор на площади Чудес.

Пиза. Падающая башня.

Пиза. Древние часы.

После Пизы дорога подходит к гористому побережью моря, ныряет в бесчисленные тоннели между долинами, откуда открываются виды на море. Кемпинг выбирался без особых предпочтений, только для того чтобы переночевать.  Располагался он в небольшом курортном городке Борджо-Верецци в полутора часах езды от Монако, что было чрезвычайно удобно. Территория кемпинга, как и в Сорренто, располагалась на склоне, только ещё более крутом. Место под маленькую палатку досталось на самой верхней террасе, а автомобиль пришлось оставить внизу, за воротами, так как выезд планировался до того как откроют ворота.

Тут самое время сказать несколько слов об автомобильной Италии. Перед поездкой мы прочитали массу рассказов путешественников о пребывании в этой стране. В большинстве рассказов над манерой вождения итальянцев явно сгущали тучи — наши ощущения целиком не совпали с нашими ожиданиями. Ну, конечно, итальянцы — это не немцы и даже не французы, но и видимый хаос в движении на дорогах кажется хаосом только после Германии. На автострадах не обгоняют справа, перестраиваются правее, если кто-то едет быстрее. Итальянцы не сигналят без весомой причины, не махают руками и не ругаются в окна, как часто описывается другими путешественниками. В общем, после Москвы поездка по Италии не покажется чем-то экстраординарным. Не удивляйтесь, если на дорогах местного значения водители едут не по знаку скорости, а по разумному пределу скорости на данном участке, обгоняют, невзирая на разметку. Запомнился также случай, когда через круговое движение шёл слишком большой поток транспорта и для того чтобы въехать на него приходилось, в том числе и нам, буквально высовывать нос автомобиля и просить жестом руки пропустить. Одно из главных правил на местных дорогах — не делать никаких резких движений рулём — с любой стороны может вынырнуть буквально ниоткуда скутер или мотоцикл. К счастью на автострады выезд двухколесных «друзей» запрещён.

Итог дня — 841 км.

День 10. Борджо-Верецци—Монако—Эз—Ницца—Сис-Фур-Ле-Пляж

Ехали с утра по практически пустым дорогам, и только глядя на пустынные улицы Монако, поняли, что сегодня воскресенье.  Интересная особенность: в отпуске стирается грань между числами и днями недели и, оглядываясь назад, этот отрезок времени предстаёт как один день.

Первым делом в Монако сделали пару кругов по треку знаменитого гран-при Формулы-1. Затем, оставив автомобиль в многоуровневом паркинге в скале под океанографическим музеем, отправились наверх.

Океанографический музей Кусто.

Океанографический музей Кусто. «Батискаф».

Дворец принца.

Дворец принца. Смена караула.

Памятник  в честь 25-летия правления Монако князем Альбертом I.

Вид на бухту.

Вот это ствол!

Казино Монте-Карло.

Посмотрели в музее Кусто огромную коллекцию обитателей морских глубин в аквариумах. Дошли до дворца принца и посмотрели церемонию смены караула, на которой было много  туристов. Полюбовались видами на бухту и княжество. Удивились ценам в местных кафе и сувенирных магазинчиках. Выехали с парковки и, проехав мимо казино, где не было ни единого шанса припарковаться, направились за пределы княжества в неподалеку расположенный аутентичный городок Эз. Минут 20 я кружил по крошечной платной парковке около этого городка, ожидая освободившегося места. А пока я кружил, супруга встала на освободившееся место, не пуская только что подъехавших и ругающихся на неё — этот трюк она подсмотрела у француженок :). Таким образом, мы всё-таки смогли припарковать автомобиль и направились по уходящей в гору дороге.

Эз. Улица.

Эз. Улица на «окраине» города.

Эз. Дверь!?

Эз. Крыши.

Эз. Вывески.

Эз. Церковь новее, чем сам городок.

Эз. Вид из города.

Этот милый городок оказался гораздо меньше, чем мы предполагали, быстро закончив осмотр, прыгнули в машину и поехали в Ниццу, до которой было «рукой подать». По городу много ходить не стали — хотелось лишь немного проникнуться атмосферой этого самого русского места во Франции.

Ницца. Часовая башня (tour de l’Horloge) на площади Дворца Правосудия.

Ницца. Вальяжно прогуливаемся.

Ницца. Площадь Массена. Русская «эмиграция»: ).

Знаменитый отель Negresco на английской набережной.

Покружив по нескольким сетевым магазинчикам в пригороде Тулона, мы не смогли обнаружить ни один открытый, ведь был воскресный вечер. Вспомнив, что с собой есть сухой паёк, мы махнули рукой на местный сервис. По приезду в кемпинг недалеко от Тулона в чисто курортное место Сис-Фур-Ле-Пляж нас встретили с распростёртыми объятиями. Дело в том, что этот кемпинг был предоплачен мной заранее. Он представлял собой бывшую часть небольшого поля, на котором выращивались оливы. Помимо оливковой рощи у хозяев были собственные виноградники в северной части Прованса и соответственно они изготавливали вино под собственной маркой и оливковое масло. Дом хозяев располагался недалеко от кемпинговых площадок. Нас встретил хозяин француз, который был очень мил и старался во всём угодить. Не беда, что он знал по-английски меньше моего и немного огорчился, когда узнал, что я не говорю по-французски — мы смогли найти общий язык, ведь масса слов в русском позаимствована из французского языка.

Итог дня — 316 км.

День 11. Форкалькье — Валансоль — Рье — озеро Сан-Круа — каньон Вердон

Этот день  планировалось посвятить Провансу и одной из целей нашего путешествия — лавандовым полям. С погодой утром не сложилось — как только мы выехали из кемпинга, то попали в сильный дождь. Он продолжался и по прибытию в милый провинциальный городок Форкалькье, в котором по понедельникам проводится региональная ярмарка товаров местного производства. Мы думали, что опаздываем, подъехав почти в 10 утра, а оказывается, торговля только начала разворачиваться. Причем рынком была занята не только центральная площадь городка, но и все примыкающие улицы, соответственно с парковкой тоже была определённая проблема.

Рынок.

Церковь с колокольней на центральной площади.

Сыры.

Колбасы.

Сладости.

Трофеи с рынка.

Цены на рынке были далеко немалые, но товар того стоил — почти всё было «hand made», сделанное на маленьких семейных производствах и в фермерских хозяйствах. Мы накупили мыла, пакет продуктов и пару бутылок самого простого вина. Дождь, ливший всё утро, как раз закончился, и мы выехали в сторону плато Валансоль.

Вот такие там городки.

Не доезжая городка Валансоль, увидели лавандовые поля — красотища! Съехал на грунтовку около одного из них, потом стал разворачиваться, заехал задом на грунт около поля и передние колеса предательски откатились с дороги в совсем небольшую канавку, проходящую вдоль неё. Пробую ехать вперед — никак, назад — никак. Всё говорю, приехали. Лаванда растёт на особых красноглинных почвах, которые после дождя размягчились и стали очень скользкими. Задние колеса слегка просели в глину, а передние просто шлифовали грунт на одном месте.

Эх! Была бы зимняя зубастая резина, а стоит летняя шоссейная почти гладкая. Лезу в багажник. А что я туда полез? Лопатку то и топорик оставил дома. Пробую подсыпать мелких камней с поля — бестолку, веток взять негде. Бегу к перекрестку и выдергиваю деревянный указатель, загоняю под колесо и поручаю супруге держать — шлифую, дерево парит от перегрева. Смотрю, уже яму нарыл, скоро бампером на землю сяду — стою, чешу репу. Смотрю, подъезжает к полю 400-й лексус-гибрид и из него с фотоаппаратами семейная пара туристов выходит. Подхожу, номера швейцарские, прошу помощи, мол, дернуть надо, застрял. О’кей говорят — сейчас поможем.

Вкручиваю крюк, достаю свой новенький китайский трос-лямку, цепляем, рывок, еще рывок, трос отстреливает в сторону лексуса — разошлись швы крепления троса за крюк. Швейцарец достает свой плетеный полимерный канат, крутит какие-то хитрые узлы на китайские крюки. Ну, попытки где-то с третьей еле выбираюсь, это учитывая, что все остальные толкают. Настроение у всех поднялось, швейцарцы рады больше нас. Пока пытаемся развязать затянувшиеся узлы, шучу: «Lavender is dangerous!». Швейцарцы смеются, а мне удаётся развязать узлы, смочив их водой. Показывают на номера: «Вы действительно из России приехали?», видимо, не верят, что такое может быть. Спрашивают «Сколько проехали?». С гордостью отвечаю: «Five thousand kilometers» — вижу что впечатлил. Благодарю их от чистого сердца за помощь, и мы разъезжаемся — нам в разные стороны.

Лавандовое поле.

Лаванда.

Вам срезать?

Красота.

Проехав пару километров, видим полосу лесонасаждений между полями, которая вся пестрит разными оттенками. Останавливаемся и идем на разведку — обнаруживаем массу плодовых деревьев. Методом проб находим самые вкусные плоды — мелкие жёлтые сливы, набираем небольшой пакетик. На обочине останавливается автомобиль, выходит женщина и идет к нам. Показывает на красные сливы и на чистом английском спрашивает, можно ли сливу есть? Отвечаем, что красная слива — гадость, а самая вкусная — желтая. «Спасибо»: — говорит нам женщина и уходит. Возвращается она с контейнером, довольная, как мартовский кот. Прованс, говорит, замечательное место. Выходим на дорогу, смотрю номера на машине — Великобритания. И какой же англичанин не любит халявы?

Миндаль ещё не созрел.

Айва тоже пока не созрела.

А вот мелкая жёлтая слива невероятно вкусная.

Едем дальше. По дороге заехали в небольшой супермаркет в городке Рье — закупили французского вина и продукты на ужин. Далее взяли курс на каньон Вердон, в котором протекает одноименная река. Каньон перегородили плотиной электростанции, и река образовала озеро Сан-Круа. Цвет воды очень необычный из-за высокой минерализации элементами, вымываемыми из горных пород. На берегу выдают напрокат водные четырхместные велосипеды и каноэ. Взяли велосипед на два часа по 13 евро за час, паспорт в залог.

Озеро Сан-Круа.

В каньоне много полосатых скал.

Горный ручей ниспадает водопадом.

Река Вердон.

Следы обрушения скалы.

Промоины в скалах.

Мост над впадением реки в озеро.

Набрали в каньоне камни-трофеи и, вернув водный велосипед, мы поехали по туристической дороге над каньоном, где масса смотровых площадок, да и вид открывается порой такой, что дух захватывает.

Каньон Вердон, верхняя дорога.

Мост Артуби (Pont de l'Artuby).

Изгиб реки в каньоне.

Кстати, настоящую горную лаванду с розоватыми цветками мы нашли на верхней дороге каньона Вердон, а на полях уже давно сажают лавандин — гибрид специально выведенный, имеющий несколько иной запах, но гораздо больший выход лавандового масла при обработке. К тому же лавандин более низкогорная культура, что позволяет сажать его на невысоких плато. Настоящую же лаванду сажать на полях стало невыгодно, но, думаю, что найти её при большом желании можно, ведь это основное сырьё в изысканной французской парфюмерии.

Итог дня — 419 км.

День 12. Кассис

Этот день планировался как единственный свободный день в нашем путешествии, то есть всё зависело от нашего желания. Выспавшись и искупавшись с утра в море, которое было в 600 метрах от кемпинга, мы решили поехать на экскурсию по каланкам. Каланки между Марселем и Кассисом — это средиземноморские фьорды из известняка, местами почти белого цвета, уникальное творение природы. Каждый каланк имеет собственное имя и в порту предлагаются экскурсии по разному количеству каланков. Мы купили билеты на ближайший 45-минутный рейс, который отправлялся на экскурсию по трем каланкам, отдав по 15 евро за взрослого и 9 евро за ребенка. Естественно, экскурсии отличаются ценой и длительностью, купание при этом не предусмотрено. Если есть желание искупаться и позагорать то выхода два: не совсем бюджетный — нанять персональное судно в порту (и такие предложения там имеются) и экономный — отправиться по пешему туристическому маршруту (карту можно найти в офисе по туризму Кассиса).

Припарковались в Кассисе на горе.

Порт Кассиса.

Небольшие первые белые скалы.

Вход в каланк Port Miou, заставленный яхтами.

Каланк Port Pin с маленьким песчаным пляжем.

Возвращаемся на полном ходу.

По приезду в кемпинг было решено отправиться на исследование местной кухни. Нас с супругой интересовали, прежде всего, морские блюда, которые здесь заменяют и первое и второе, а дочь рассчитывала на вкусный десерт. Все заведения сконцентрированы на полосе вдоль моря, поэтому зашли в первое из них. По пути к столику я успел обшарить глазами террасу и составить статистику того, кто и что ест.

Подошедший официант ответил, что не говорит по-английски, да и французское меню удалось понять примерно наполовину — началась пантомима. Я тыкал пальцем на соседние столы, давая понять, что хотел бы съесть. А хотел я того же что и 90% посетителей — вареные мидии под соусом, которые подавались в чаше внушительного размера. Также на стол ставилось синее пластиковое ведро под скорлупки. Официант, видимо, привык, что народ есть эти мидии примерно как наши бабушки у подъездов семечки, и принес нам каждому по огромной чаше, после чего в недоумении с двумя чашами был отправлен восвояси. К мидиям подали тарелку картошки фри, кстати, весьма неплохой. Способ поедания очень простой — лезем рукой в чашу, хватаем и раскрываем мидию, съедаем, скорлупу с грохотом отправляем в ведро, пальцы смачно обсасываем — это я у местных научился! У супруги и дочери вид мидий практически отбил аппетит, но всё-таки супруга, пересилив себя, попробовала несколько мидий, что было весьма удивительным. С десертами было всё намного проще и проблем с выбором не возникло.

Идем на набережную.

Главное блюдо за 12 евро.

Еда непривычная, но весьма сытная.

Десерт.

Итог дня — 84 км.

День 13. Марсель

Марсель уже с утра встретил нас толпами народа и ремонтами. Раскопали всю площадь старого порта. Мы купили билеты до острова Иф и отправились на страницы книги «Граф Монте-Кристо»… Билеты на транспорт и входные билеты в замок оплачиваются раздельно. Рядом с нами австралийцы с азиатской внешностью долго удивлялись, когда на острове их попросили заплатить за вход. Транспорт, который доставил нас на остров Иф, также имеет вторую остановку на острове Фриуль — туда многие марсельцы отправляются ради пляжного отдыха. Тарифы на перевозку можно посмотреть здесь, а стоимость посещения замка Иф здесь. Билеты туда и обратно на один остров обошлись около 30 евро, что совсем не дешево, учитывая его близость, а за посещение замка отдали 11 евро (ребенок бесплатно).

Площадь старого порта.

Церковь в старом порту.

Нотр-Дам де ля Гард видно практически из любой точки города.

Старый порт.

Остров Иф.

Замок Иф.

Прозрачное море вокруг острова.

«Узники» острова Иф.

Внутренний двор замка Иф глазами узника.

Подкоп в камере аббата Фариа.

Вид на море.

Вид на Марсель.

Вернувшись спустя три часа в порт, мы спустились в метро и немного отъехали от центра города, чтобы совершить пешую прогулку. К сожалению, не удалось насладиться красотой дворца Лоншам — там оказалось всё перекопано. А вот церковь Сан-Винченцо очень понравилась. Лестница центрального железнодорожного вокзала Сен-Шарль определенно заслуживает внимания. Прошли от Триумфальной арки по площади Бельенс. Вот где смешение национальностей и культур — здесь кого только не было — не зря Марсель считается самым интернациональным городом мира. Ну а завершили прогулку возле марсельской Галереи Лафайет, где оставили автомобиль утром.

Пятое авеню в Марселе.

Местный «космический» трамвай.

Дворец Лоншам.

Ещё немного и покажется белое марсельское такси с Даниэлем :).

Церковь Сан-Винченцо.

Лестница вокзала Сен-Шарль.

Вокзал Сен-Шарль. Вид на центр города.

Триумфальная арка.

Площадь Бельенс (Cours Belsunce) — одно из самых оживлённых мест Марселя.

Кафедральный собор Санта Мария Маджоре.

На автомобиле поехали к собору Нотр-Дам де ля Гард с золоченой статуей Пречистой Девы по очень крутым и узким улочкам. Именно оттуда видно практически весь город.

Нотр-Дам де ля Гард.

Вид на старый и новый порты.

Вид на город.

Обратно в кемпинг ехали бесплатными дорогами, где обнаружили небольшой магазин с местными сельскохозяйственными товарами по сравнительно небольшим ценам. Он располагался практически на ферме. Под ногами бродили маленькие декоративные куры. Там купили фруктов и ещё пару бутылок прованского вина в Россию. Попытался погладить несушку, сидящую в ящике рядом с овощами, так она как заорёт. Поднимаю глаза и вижу объявление, в котором хозяева просят не трогать животных. Хорошо не пришлось краснеть — никого рядом не было.

Весь вечер посвятили сбору и упаковке вещей ведь на следующий день мы практически выдвигались в путь на Родину. Особенности местного климата заставили часть вещей складывать влажными — палатка стояла в тени деревьев, и из-за высокой влажности приморского воздуха ничего не сохло, несмотря на стоящую жару.

Прощаясь с югом Франции, хочется заметить, что, несмотря на массу гламурных и «раскрученных» мест, где мы чувствовали себя не в своей тарелке, есть и прекрасные тихие уголки. Именно в такие места всегда хочется вернуться ещё раз. Особенно автомобильная поездка по Провансу нам пришлась более всего по душе.

Итог дня — 143 км.

День 14. Сис-Фур-Ле-Пляж — Эгишем

Транзитные дни обычно проходят достаточно однообразно, но на этот раз всё было совсем не так. Добравшись в провинцию Эльзас, что на границе с Германией, в маленький аутентичный городок Эгишем, всего за восемь часов пути, мы сэкономили массу времени на вечерний досуг. В кемпинге в пяти минутах пешком от центра городка нас встретили очень тепло и по-дружески — эта ночь была предоплачена из России. Разместившись в самом дешевом за всё наше путешествие кемпинге (всего 20 евро), мы отправились гулять по городу. В винной лавке я продегустировал и купил пару бутылок отменного местного розового игристого вина Crémant d'Alsace по 7,5 евро за бутылку — рекомендую! А завершили вечер мы прощальным с Францией шикарным ужином в мишленовском ресторане La Grangeliere — недешево, но однозначно стоит своих денег. А как приятно, никуда не спеша, просидеть весь вечер за разговорами в эльзасской комнате уютного ресторана под бой часов старой башни, отмеряющих так время уже много веков подряд. Даже дождь, шедший всю ночь и утро, не смог испортить хорошее настроение от прекрасно проведённого во Франции времени.

Итог дня — 795 км (примерно 8 часов в пути).

День 15. Эгишем—Метзинген—Лейпциг

Начитавшись в рассказах туристов про европейские аутлеты, мы решили воочию посмотреть, что же это такое. Ну а где в Европе можно найти самые адекватные цены? Конечно, в Германии. Именно поэтому с утра мы выставили точкой назначения город аутлетов Метзинген, что находится чуть южнее Штутгарта. Аутлет, в общем, разочаровал нас — цены, конечно, ниже чем в фирменных магазинах, но, в итоге, сопоставимы с московскими. Пообедали в одном из заведений итальянской кухни, там тоже невкусно. Единственное, что понравилось — это дискаунтеры шоколада Milka и Lindt, где мы закупили сладкое по сладким ценам.

Была мысль после посещения аутлета поехать в Штутгарт, но насмотревшись на ремонты автобанов, было решено выдвигаться на восток и, чем больше проедем за остаток дня, тем лучше. Путь держали на Берлин, для того чтобы попасть на скоростной польский автобан до Варшавы. Решили не повторять ошибку прошлого года, когда мы ехали через Вроцлав и та дорога нас полностью вымотала. В районе города Ансбах попали в глухую пробку на автобане, и я съехал на местные дорожки, чтобы объехать её. А что мы теряли? Наоборот, было интересно посмотреть на жизнь провинциальных немцев. За нами следом съехал какой-то немец на «Ауди», который решил «сесть» нам на хвост. Мы поняли это, когда спустя пару километров навигатор привёл нас в тупик с перекрытой дорогой, и маршрут пришлось выбирать самостоятельно. Пока немец разворачивался вслед за нами, я «пришпорил коня» и избавился от хвоста, оставив его, видимо, в недоумении. Проехав по небольшим поселкам и дорогам меж ухоженных полей, мы объехали примерно 15 километров автобана, проехав под ним пару раз. Когда выехали на автобан, то пробки не было видно. К вечеру добрались до окраин Лейпцига, где и заночевали по коммунистической цене в отеле сети «Etap» — рекомендую.

Итог дня — 782 км.

День 16. Лейпциг—Зельва

С утра потратили около двух часов для того, чтобы преодолеть остаток пути по Германии. Наконец-то поляки достроили свой платный второй автобан до Германии, сомкнув его с двенадцатым немецким автобаном. Спасибо Евро-2012! Вот только одно «но»! При въезде в Польшу заехали на автозаправку сети Orlen, но, посмотрев на огромные очереди и на показания компьютера, что топлива ещё на более чем 150 километров, решили поехать дальше и не терять время. Трассу-то поляки построили, а инфраструктуры нет никакой — ни заправок, ни съездов, ни знаков, ни указателей. Долго ли едем, коротко ли, а лампочка-то уже горит,  и заправки навигатор показывает то в трех километрах от нас, то в пяти, но все на старой дороге, на которую и съездов то нет.

Перехожу в супер экономный режим в надежде доехать всё-таки до заправки, супруга волнуется. Новый участок автобана заканчивается, появляются признаки жизни на дороге. О чудо! С практически пустым баком закатываемся на заправку и с огромным облегчением заливаем полный бак, которого, кстати, хватило до Беларуси. Перед Варшавой въезжаем на протяженный участок, где без видимой причины установлен ремонтный знак с ограничением 70 — я сбрасываю скорость, несколько поляков аналогично.

Несколько машин проходят нас как стоячих, а через несколько километров вижу «лидера» этой группы на обочине рядом с полицейским автомобилем — стоят, оформляют протокол. Транзит через Варшаву теперь сделан  почти на пятерку — времени теряется минимум, даже летний дождь с грозой не затормозил поток. По дороге на Белосток сплошные контрасты — на лесных поворотах проститутки парами, перед населенными пунктами под сброс скорости торгует на обочинах лисичками и ягодами местное население, с второстепенных дорог пытаются пересечь поток гужевые повозки. По привычке встали за бойкой литовской фурой и катились, не глядя на знаки — так проще всего.

Граница встретила шестикилометровой очередью из фур и километровой очередью из легковых автомашин. Мы же проехали по полосе VIP мимо всех, и поляк пограничник махнул, разрешая движение на паспортный контроль. Поляков прошли быстро — всего за 15 минут, у белорусов чуть дольше из-за осмотра багажников и салонов — за 20 минут. Как хорошо, что в аутлете не срослось с покупкой вещей, а то бы неизвестно, сколько простояли в общей очереди за возвратом tax free. Заправившись уже в Беларуси и немного отъехав от границы, остановились на площадке отдыха, чтобы поужинать. Ночь наступала быстро, кемпингов и отелей в белорусской провинции нет. Отъехали перед городком Зельва пару сотен метров к ячменному полю, нашли примятую на нём поляну и поставили палатку — спалось очень хорошо и мягко.

Итог дня — 1 031 км (примерно 11,5 часов в пути).

День 17. Зельва—Видное

Беларусь проехали без приключений очень хорошо и быстро. Лишь запомнилась обогнавшая нас идущих со скоростью 120 км/ч, Вольво с питерскими номерами, идущая с нарушением скоростного режима. Через несколько километров началась зона развязок, где у белорусов стоит знак ограничения в 100 км/ч. Именно там мы и увидели соотечественников, удивленно разглядывающих показания радара. Наверное, превышение скорости было немалым. За песнями, разговорами и сном моего экипажа мы доехали до Можайска, где встали в пробку и надежда пораньше доехать до дома испарилась. Лишь к 9 вечера мы попали домой уставшие и грязные, но по закону жанра коммунальщики преподнесли нам сюрприз в виде полностью отсутствующей воды. Опять же приключение!

Итог дня — 999 км (примерно 12 часов в пути).

Итоги:

Пробег — 9 278 км.
Средний расход — 7,0 л / 100 км.
Средняя скорость — 77 км/ч.
Штрафы — 0.
Расходы (пересчитаны по курсу 40 рублей за евро и округлены):
Топливо — 33 900 руб.
Платные дороги — 10 400 руб.
Парковки — 1 700 руб.
Проживание — 16 300 руб.
Транспорт (паромы, метро, автобусы) — 5 900 руб.
Экскурсии — 5 000 руб.
Кафе и рестораны — 7 800 руб.
Покупки в магазинах (продукты, напитки, сувениры) — 14 300 руб.
Итого: примерно 95 300 руб.

Изначально бюджет был рассчитан в пределах 110 тысяч, но из-за сокращения местами культурной программы и за счёт двух бесплатных ночёвок в палатке, он резко уменьшился. В общем, думаю, итог неплох, учитывая то количество мест, где удалось побывать и что посмотреть.

Что в планах? В планах много чего... На Земле столько мест, в которых хочется побывать, что и жизни не хватит на всё.

Ну и напоследок, тем, кто осилил дочитать до конца, бонус:

Суперская поездка!

Молодцы! И отзыв хорошо составлен, спасибо что фото все подписал!

Молодцы, сейчас сам еду в Европу из Красноярска, цель Португалия, на пару дней остановился в Минске
Ford Mondeo 2012 Ecoboost, Powershift, 203 HP, Titanium Black

Чернота повсюду
бонус не открывается.

Павлодар
Молодцы!!! отличная поездка. Я в прошлом году тоже ездил в турне по Европе на своем авто, только проехал я 17.000 км. Смотрю на ваши фото, и вспоминаю эти места где я был тоже.
Как одену портупею, так тупею и тупею :-(

Спасибо, очень интересно
Мои путешествия http://travel.drom.ru/user/447510/
Мои отзывы: Hyundai i40 2013, Ford Focus 2007

25й Регион
не хотел бы Я жить в Венеции .... мне кажется , что одежда местных жителей попахивает сыростью, в лёгких влага, еда с плесенью, да еще всякие насекомые наверно донимают ..... ведь под ногами , кругом ВОДА !
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

Очень правильный и хорошо продуманная поездка, с одной стороны достаточно короткий по времени, что приемлемо для большинства работающих жителей страны и не имеющих возможности месяцами колесить по миру из-за достаточно коротких отпусков, а с другой стороны поездка получилась очень насыщенной ввиду посещения большего количества городов и стран Европы, да ещё совмещенной с отдыхом на Средиземном море. По мне, так такой формат поездки самый оптимальный, молодцы! Фотографии и отчёт – супер!

Ещё бы видео немного добавить.....
Мой отзыв: Лада Приора 2007

25й Регион
..... А сам отчёт о путешествии - хороший ! Отображены все аспекты жизни Итальянцев - архитектура, еда, вывески, пляжи , море , флора и т.д...... Отлично !
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Молодцы! Искренне рад за вас!

луганск
Изложенно все просто отлично!!!!! МОЛОДЦЫ!!! Но есть несколько вопросов! Какова стоимость бензина по Вашему маршруту средняя, средние цены в кафе или ресторане из расчета на четверых взрослых, а так же, есть ли сложности парковки больших авто,как обстоят дела с местным криминалитетом? На, что неоходимо обращать внимание в первую очередь? Планируем примерно такой же маршрут, с 28.08.2012г. но с заездом к шведам на Мерседес ML350. За раннее Вам благодарен.

Магнитогорск
Самая суперская поездка по Европе!!! Наикрутейший отчёт о путешествии!!! Возьму на заметку и попытаюсь воспроизвести в свой следующий отпуск! Маршрут насыщенный и продуманный до мелочей - что правильно! КЛАСССССС!!!!!!!!
Были TOYOTA Corona Premio 1,8 1997г.в, RENAULT Symbol 1,4 2003г.в
Сейчас Kia Ceed SW 1,6 АТ 2014г.в

Стрежевой-70 RUS
На фото со сладостями -торговец явно лицо кавказской национальности.:)))Пахлавой торгует.

Отличный отзыв. Молодци !!!
Есть вопрос. Собираюсь прокатится от Барселоны до Рима плюс Франция. (на арендованном авто). Нужна навигация. Какой системой пользовались?
Что лучше выбрать? Ответ можно в личку.
Спасибо за отличный экскурс.

Видное
По бензину ориентируйтесь на следующие ценовые рамки:
Польша - 5,3-5,5 злотых
Германия - 1,55-1,65 евро
Италия, Франция - 1,65-1,75 евро
Все цены "автобанные" и немного выше "провинциальных".

По общепиту точно не подскажу - слишком много факторов: район, в котором расположено заведение, статус (звездность) заведения, личные пристрастия в пище (мы мясо почти не едим), наличие алкоголя и т.д. За самый дорогой ужин в последний день во Франции отдали около 75 евро (бокал вина x 2, энтри x 2, основное блюдо x 2, второе блюдо x 2, десерт x 2), но это для нас скорее исключение. Людям, привыкшим к ресторанам и гламуру, можно смело умножать эту сумму на 2.

На ML350 не советую ездить по узким серпантинам (см. видео) и в маленьких итальянских городках (читайте текст сразу после Везувия)- есть шанс что однажды не повернётесь. С парковками могут быть проблемы если высота автомобиля более 1,9 метра. Оставлять авто на неохраняемой стоянке и тем более с ценными вещами в салоне в Италии и южной Франции НЕЛЬЗЯ - масса мест где асфальт усыпан осколками разбитых стекол!

AlexAA1976:
Отличный отзыв. Молодци !!!
Что лучше выбрать? Ответ можно в личку.
Спасибо за отличный экскурс.
Про навигацию читайте в начале и в конце нашего предыдущего отчета.
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

СПАСИБО!Нет слов всё классно!

Regensburg
Хорошо описана хорошая поездка.

У нас лимончелла так и не доехала до дома, благополучно была выпита на обратном пути с родственниками. А вот, из двух, почти килограммовых местных лимонов, по приезду получилась ей отличная замена. (Настаивали на водке, потом разбавили).
Отличная поездка, с удовольствием бы повторил, но еще дальше, включая Сицилию. Фото тоже очень понравились. По Амальфийскому побережью есть много своих, похожих.

Это пропаганда империалистов!
))))
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Обалденное путешествие! Возьму на заметку кое что обязательно! )
Honda Orthia, EL3 B20B 4WD Богиня
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
Мои отзывы: Skoda Rapid 2015, Skoda Octavia 2010

В следующий раз посетите Испанию,очень понравились Сан-Себастьян и Барселона! Мы были в прошлом году на форд-фокусе.Аутлет в Мецингене тоже разочаровал.

Отличная поездка,молодцы.

Киров
Отчёт-просто класс! 5 баллов!
Улыбнуло,что "в белорусской провинции нет кемпингов и отелей". Видимо не проработали маршрут по Беларуси.Там полно агроусадеб по очень демократичным ценам (www.usadba.by),в населённых пунктах-гостиницы тоже недороги.
Подскажите,пожалуйста,каким мат.обеспечением пользовались для стыковки фото и видеофайлов ?

Питер
Эх знакомые места. В Касисе в Лес Сигалес останавливались?
Что же в Помпеи не заехали? Там намного лучше. чем в том же Риме.
Были же совсем рядом.
Мой отзыв: Subaru Impreza 1993

sergey137:
Сколько дней был ваш отпуск? В наши 15-16 дней сложновато будет уложить Испанию.

stranger53:
Отчёт-просто класс! 5 баллов!
Посмотрел. Поиска по карте нет, задаётся только область, предложения штучные, цены совсем не белорусские, да и для транзитного ночлега (на несколько часов и без питания) слишком шикарно. У нас в приоритете палатка и свежий воздух. А какой летом в поле сон крепкий... ммммм

sadsong:
Эх знакомые места. В Касисе в Лес Сигалес останавливались? Что же в Помпеи не заехали? Там намного лучше. чем в том же Риме. Были же совсем рядом.
Всё время на Лазурном берегу провели в одном кемпинге в Сис-Фур-Ле-Пляж. В Кассисе слишком пафосно и многолюдно - напрягает. Вообще в отпуске огромное желание держаться вдали от больших городов с бурлящей жизнью и толпами народа, но достопримечательности не позволяют это сделать. Сравнивать Рим и Помпеи наверное не совсем правильно. Помпеи - мертвый город, а Рим - живой. Иногда бывает интересно рассмотреть исторические слои - вот современный Рим, а устремляешь взор сквозь него - там Рим античный. А самое интересное если ещё и воображение способно отрисовать подобие такого : http://liveberlin.ru/interview...

Здоровский отчет, 5+++

Крассота! 5+

можете меня пинать)) но это первый хороший отзыв о путешествии на дроме)) именно в нужном формате)) максимум крупно плановых фото и минимум разумных пояснений путешествия
Двери противопожарные ДПМ

Отчет замечательный, читаешь неспеша и само путешествие не выглядит как гонка на время. Спасибо, действительно приятно читать!!!!Завидую молча)))))

AlfaBlackFalcon:
Да у нас путешествие было 21 день,в Испании провели всего 5-6 дней,останавливались во Вроцлове,Кёльне,Амстердаме,Брю гге,Париже,Бордо,Сан-Себастьян е,Барселоне,Штутгарде,Карловы вары,Прага,но не были в Италии,Австрии.Если по короче составить маршрут,можно за 16 дней без напряга посетить и Испанию.Ночевали мы в отелях предоставляющих скидки.

papermonster:
Давай, ждем отзыв!!!!
"Когда я хочу жрать - я говорю:"Хочу жрать!"" ©Н.Воронин

Партизан088:
Ещё бы видео немного добавить.....
так есть же видео!!! Бонус - это видео!!!

Классно!!! Молодцы!!!

Ну просто молодцы!!!!
Все понятно и доступно.
Хороший путеводитель, очень полезно и познавательно.

Астана
Отличный отчет! Просто молодцы, завидую белой завистью, планирую такое же путешествие на след год. Такой вопрос: информацию по кемпингам где искать? на каком языке там все? Примерная стоимость кемпинга?
Американский корабль дальнего плавания Avalon МСХ20, 2000 г.в.

benjam1n:
Вот мой пожалуй основной сайт http://www.eurocampings.co.uk/en/europe/ для подбора кемпингов. В гугле в принципе можно найти любой кемпинг, даже которого нет на специализированных сайтах. Если кемпинг не в Венеции, Риме или допустим в Париже, то сайт может не иметь английскую версию и вся информация предоставляется на национальном языке. Более того, в подобных "провинциальных" кемпингах персонал может не знать английского. Цена проживания вычисляется в соответствии с прайсом (образец прикрепил). У нас получалась стоимость от 21 до 38 евро (у моря и в туристических местах дороже). Примерно в половине кемпингов горячий душ по жетонам (за отдельную плату и соотв. лимитирован по времени).

Астана
Спасибо большое! Незнание персоналом инглиша сильно напрягает в общении? именно в Италии. Насколько я знаю, итальянцы категорически против английского, даже если знают, не разговаривают.
Американский корабль дальнего плавания Avalon МСХ20, 2000 г.в.

benjam1n:
Каждая нация гордится своим языком. Про итальянцев не скажу особо, но большинство французов точно огорчится если вы не знаете хотя бы элементарных слов и выражений на-французском. В Италии же в кемпинге приплетая в английскую речь заранее выученные предложения на итальянском я заслужил "ооо! итальяно! брависсимо!" и практически аплодисменты ))) - вообщем всем было приятно.

stranger53:
Adobe Premiere
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Отличная поездка, молодцы. Очень грамотное изложение всего этого в отзыв. Спасибо, приятно было читать.
У меня 8 миллионов хомячков под капотом.

Лада - спасибо, не надо!

Прочитал на одном дыхании.. Молодцы!!!! + 100
Ежедневно читаю отчеты о поездках на своем авто по Европе, так как следующим летом собираюсь тоже "галопом по Европам". Может я еще мало почитал и просто не встретил такого отчета, но меня интересует такой аспект поездки на своем авто - ДТП.
Тема, конечно, неприятная, но может кто-то сталкивался? какие проблемы возникают в этом случае?страховка? ремонт? ответственность? какие меры следует предпринять, для минимизации проблем, могущих возникнуть при ДТП в Еропе? интересует как в случае своей вины (всякое бывает), так и в случае если ты - пострадавший...
Заранее благодарен всем откликнувшимся.
Мой отзыв: Nissan Qashqai 2012

Игорь.регион86:
Прочитал на одном дыхании.. Молодцы!!!! + 100
Заранее благодарен всем откликнувшимся.
На этот случай оформляется полис "Зелёная карта". Подробнее о нём и порядке урегулирования узнавайте в филиалах страховых компаний, на их сайтах или на "горячих" линиях. Положите много денег на баланс мобильного (мы кстати пользовались сим-картой Гудлайн) - при страховом случае придётся звонить в головные офисы в Россию. Но! Скажу сразу, в наших компаниях до сих пор "совок" со всеми вытекающими, поэтому в ДТП попадать крайне нежелательно и, если не уверены в своём водительском мастерстве, то лучше провести "овощной" отдых на пляже.

Благодарю, Александр.

Классная поездка, молодцы.

Хороший отзыв, интерестный 5+. Вот только имея многогодовой опыт проживания в Италии с многим не согласен, но это пустяк к Вашему отзыву не имеющий отношения(пример - у нас Ашан, у ни аУшан). Ну и образ жизни провинциальных итальянцев за несколько дней глазами туриста НЕ ПОНЯТЬ! Его нужно прожить, хотя бы несколько лет, прочуствовать, и тогда я уверен что Вы бы совсем по другому увидели и самих итальянцев и их образ жизни и те же улочки и естественно кухню. Полностью согласен что САМАЯ вкустная пица Наполетанская.
Ниже в коментариях многие дуют сопли по поводу английского языка. Я например его совсем не знаю, и никогда даже не учил. И это мне ни чуть не мешает передвигатся по Европе. (В отзыве я не понял что Вы там шведу сказали.) Без пары "копеек"десять лет жил в Италии, и скажу что оооооооооооочень мало знаю итальянцев хоть как то понимающих английский. У них больше в почёте немецкий и французкий так как это их основой турист.
Rocco

Курск
А в консульстве франции не потребовали вызов принимающей стороны????

fedfrymoss:
А в консульстве франции не потребовали вызов принимающей стороны????
Я обычно прежде чем задать вопрос пытаюсь найти ответ самостоятельно - у вас же интернет под рукой. Ну да ладно. Вот посмотрите список документов для разных целей поездки: http://www.francevac-ru.com/ru... То, что вы имеете в виду обычно называется гостевой визой, а мы получаем туристические.
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Позитивненько!!! В одно время были в Италии...
Smikoff, Kemerovo-42, Opel Zafira 1.8 2012.
Merida Matts Pro-D 2011.

отлично! европа наверное никогда не перестанет быть такой манящей....

Александр,здравствуйте у меня есть к вам пара вопросов как к опытному авто путешественнику))) Можно ли в кемпинге оставить палатку с вещами и уехать на весь день на автомобиле на экскурсии? И возвращаться в кемпинг нужно до определенного времени или нет?

Заранее спасибо)))

P/S/ Отчет у вас супер)))

орел
Классные поездки,великолепные отзывы. Решили в этом году повторить свой прошлогодний вояж. так много еще неувиденного и в Астрии и в италии.Ездили в Лидо де Еизоло.В полном восторге.Единственное отличие в том что в этом году едем сами полностью автономно.т.е. без туров и турфирм. Документы вроде все подготовили,осталось добить карты навигации и в путь.Намереваемся использовать навител с картами Европы13г и иго-примо.Решили дублировать после прошлогодних мучений с одним навителом. Успешных путешествий в дальнейшем и хороших содержательных отзывов.
Мои отзывы: Toyota RAV4 2011, Toyota Auris 2008

Ivan NVKZ:
Оставляете палатку с вещами совершенно спокойно. Только документы и деньги не оставляйте - бережёного бог бережёт. Про случаи воровства из палаток слышал только один раз - в кемпинге на острове на Влтаве в центре Праги. Но это скорее исключение и такая антиреклама никому не нужна.
Если принципиально поставить машину внутри кемпинга, то нужно предварительно узнать когда "гейт ис клозет". В большинстве кемпингов есть возможность оставить машину за воротами, то есть можно вернуться хоть ночью.