|
Каждую зиму мы мечтаем о лете, ждем его и строим планы. Зима 2009-2010 года выдалась морозной, поэтому лета хотелось особенно сильно. В связи с тем, что у нас дом за городом с большим участком и кое-какой живностью, уехать отдыхать всей семьей мы не могли. По этой причине вместо одной долгой поездки приходится планировать две коротких, со сменой караула. Это, конечно, удорожает отдых, но зато позволяет посетить два различных места на карте, а то и больше. На это лето у нас по плану была Абхазия и Крым.
Итак, начнем. Экипаж:
Старшие дети учатся на пятом курсе радиоинститута и имеют водительские права. Младшие в том же институте, но на третьем курсе. На водительские права сдали в период написания этого отчета.
Библиография. Наша семья к началу данной поездки уже имела некоторый стаж коротких (к Черному морю), средних (в Восточный Казахстан) и микропутешествий (Рязань-Москва с выращенной на участке продукцией). Подробные, а иногда и скрупулезные описания этих поездок Вы можете посмотреть здесь:
2005 год — Рязань—Восточный Казахстан на ВАЗ-2104
2006 год — Рязань—Восточный Казахстан на Honda Odyssey RA3
2007 год — Рязань—Восточный Казахстан на Honda Odyssey RA3
2008 год — две поездки Рязань—Черное море на Honda Odyssey RA7 https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11514/
https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11781/
2009 год — Рязань—Восточный Казахстан на Honda Odyssey RA7
Рязань—Черное море на Honda Odyssey RA7
Отзыв о моей последней машине, дабы не напрягать читателей подробным описанием ее многочисленных достоинств.
С чего началась данная поездка? Да как у всех, наше побережье Черного моря уже немножко приелось, а хочется чего-нибудь свеженького. А тут отзывы о дешевом и душевном отдыхе в Абхазии: чистое море, пустые пляжи, великолепная природа. Да, признают авторы отчетов, сервис не на высоте, криминал, местный менталитет, но все остальное — супер!
Началось изучение отчетов на этом сайте, и регулярное посещение специализированного ресурса http://www.abhazia.com/. Забегая вперед, скажу, что все те минусы, которые не позволили нам отдохнуть в Абхазии, во многих отчетах и сообщениях упоминались. Надо было мне просто внимательно все читать.
В результате интернет-изысканий план поездки составлен. Выезжаем сразу после того, как дети сдадут летнюю сессию, чтобы не напороться на острое жало пика курортного сезона. Границу проходим ночью, чтобы не высохнуть под горячим солнцем субтропиков. Поселиться пытаемся в чудеснейшем месте под названием Нижняя Эшера. Если верить отзывам, сады с персиками, мандаринами и хурмой там выходят прямо к морю, тихо и спокойно, жилье сдается совсем недорого. Ну а при желании можно окунуться в жизнь большого города, совсем рядом находится Сухум, столица Абхазии. Я, кстати, в возрасте 6 лет там был, даже цветная фотка у родителей сохранилась, как я стою испуганный со спасательным кругом в морских волнах.
Найдены карты Абхазии для «Навитела», построен маршрут. Также распечатаны все объявления о сдаче жилья в Нижней Эшере, а также, — на всяк случай, в Сухуми и в Новом Афоне. Гагру и Пицунду я рассматривать не стал, решив, что от Сочи эти раскрученные курортные города вряд ли будут сильно отличаться. Может быть, в этом вопросе я был не прав. Звонок по одному из телефонов удивил меня два раза. Во-первых, со счета сразу ушло рублей 70 за две минуты. Во-вторых, эти две минуты разговора мне ничего не дали. Женщина долго ничего не могла понять, спрашивала из какого я города, кто мне дал телефон… Потом уже я понял, что сами хозяева очень редко дают объявления, у них нет выхода в Интернет, да и навыков работы с компьютером. Объявления дают благодарные постояльцы, в 90% случаев — женщины. Цены часто уже не соответствуют действительности, условия проживания — тоже. Решено было смотреть на месте, тем более о дате выезда мы имели весьма смутное представление, любой из наших студентов мог завалить сессию, жене могли сунуть внеплановое дежурство, да и меня на работе тоже вполне могли задержать.
Особое внимание при поиске информации было уделено о возможности отдыха с палаткой, так как семья у нас небогатая, да и в чужом доме будем сковано себя чувствовать. Оказалось, что такой отдых в Абхазии не практикуется, но мы все равно взяли с собой все для дикого отдыха.
День отъезда настал как всегда неожиданно. В Абхазию берем с собой только парней, Сашу и Сережу. Говорят, что молодые девушки там привлекают повышенное внимание. Да впрочем, а где они не привлекают повышенное внимание?
Собираем все те же вещи, как и всегда (кому интересно, можете посмотреть предыдущие поездки). Выезд в 3:00, до Ряжска управление доверили Саше, да простит нас ГИБДД. Это самый плохой участок по качеству покрытия. Перед Ряжском на дороге стали появляться машины, до этого мы ехали почти в одиночестве. Я меняю Сашу и отправляю его спать. Успеваем проскочить сонный Чаплыгин, а вот на окружной Липецка уже приличный трафик. Потом выезжаем на М-4, проскакиваем Воронеж по окружной и останавливаемся на первую заправку. Тут жена просто заставила меня сфотаться с двумя аистами.
После заправки меня выгнали с водительского места и отправили спать. Я особо и не сопротивлялся, дорога от Воронежа скучна и однообразна. Как мне потом сказали, до поворота на Лиски везде ремонт дороги. Проснулся я уже к обеду, как раз проезжали Тарасовский. Увидев на обочине дороги ведра с абрикосами, я потребовал остановки. За небольшое ведро очень крупных абрикосов просили сто рублей. После короткой торговли цена была сброшена до 80 рублей. Я выбрал было ведро с самыми спелыми абрикосами, но мужчина посоветовал мне взять чуть зеленоватые. Он чуть ли не силой заставил меня попробовать и спелый и недозрелый абрикос. Действительно, чуть зеленоватые плоды были намного вкуснее. Я без разговоров отдал сто рублей и высыпал ведро в свой пакет. Как мы потом жалели, что не взяли ведра три. Абрикосы были съедены еще до Краснодара, а так как в Краснодарском крае этой весной были заморозки, то приличных абрикосов нам больше не встретилось.
Надо отметить, что машина у нас очень неплохо смотрится, и создается впечатление, что мы люди богатые. Поэтому многие придорожные продавцы немного завышают цены, видя, из какой красавицы мы выходим. Небольшой торг все ставит на место. Исключение — Адыгея, на местных придорожных рынках вас гарантировано обманут. Практически у всех продавцов «неправильные весы» обычно показывают в два раза больше.
Абрикосы были быстро распробованы, и было решено встать на обед, пока не съели все ведро. Свернули на проселок, вылезли на жару (термометр показывал + 38°С) и очень-очень быстро пообедали.
На обед, как обычно в первый день путешествия копченая курица, помидоры-огурцы, вкуснейший хлеб Чиабата и холодная газировка. Откуда-то появились несколько бродячих собак, которые, впрочем, вели себя очень мирно, за что были вознаграждены остатками курицы.
Десерт в виде изумительно вкусных абрикосов мы уничтожали уже в машине, под защитой кондиционера. Я попросил всех не выкидывать косточки, надеясь, что орешки из них будут такие же вкусные, как у абрикосов моей бабушки. До сих пор помню свои детские годы на Украине и огромное абрикосовое дерево около бабушкиной хаты. Управлять автомобилем после обеда доверили подрастающему поколению.
По случаю отмечу, что машина у меня праворульная, поэтому в фарах установлены шторки для устранения левых галок, а в медвежонке спрятана камера обгона, которая при включении левого поворота выдает изображение на экран мультимедийного центра.
При подъезде к Ростову стало чуть прохладнее, на термометре всего +33°С. Как всегда, на посту ДПС в Цукеровой Балке военное положение, полицаи пытаются досмотреть каждую проезжающую машину, из-за чего создается огромная пробка. Я вот не могу понять, неужели они не догадываются, что если кому-то нужно что-то нелегально провезти из Ростовской области в Краснодарский край, то они найдут себе объездные пути. А страдают по пробкам нормальные граждане, которые этих полицаев и содержат. Каждый раз, читая об условности границ в ЕС, вспоминаю этот пост, да еще пост в Октябрьском под Уфой.
Лично для меня очень комфортно ездить по Краснодарскому краю. Отличные дороги, понятные знаки и разметка, ГИБДД действительно следит за безопасностью движения. Поэтому дорога до Горячего Ключа пролетела незаметно. Но начало темнеть. Я попытался агитировать всех заехать на нашу обжитую летнюю стоянку в Криницах, выспаться, покупаться, а на следующий день вечером выехать в сторону Сочи, к границе с Абхазией. Но я оказался в меньшинстве, большинство команды неплохо выспалось и считало себя готовыми к ночным серпантинам. Так что после Джубги (пост ДПС, одометр 1 330 км, время 21:30) мы повернули налево, туда, куда еще не разу не ездили. В Лермонтово заправились на АЗС «Газпром», это уже третья наша заправка. Заправка красивая, особенно ночью, с беседкой на краю крутого берега. Поэтому мы не сразу уехали, а немного погуляли, подышали морским воздухом и купили мороженного.
Дальше пошел серпантин. Наши надежды, что ночью будет полегче, похоже, не оправдывались. Машин на дороге достаточно много для того, чтобы собирались длинные колонны. Но пробок не было совсем, на обратном пути мы это оценили. Мы с женой часто менялись за рулем, поэтому особых воспоминаний об этом 200-километровом отрезке не осталось. Запомнил только проезд сонного Сочи, тот момент, когда планы навигатора были нарушены знаком «Объезд» и раскопанной улицой. Мы попали в какой-то пустынный участок города и кое-как из него выбрались.
На границу с Абхазией приехали ровно в 3:00 ночи, очереди практически не было. Уже работал упрощенный порядок прохождения границы, по которому мне пришлось заполнить только маленький талончик. Все было достаточно быстро, пока не попали на абхазскую сторону. Тут основное действие — собрать деньги со въезжающих. Согласно законам Республики Абхазия все иностранные граждане должны заплатить:
В итоге въезд в РА нам обошелся в 1 650 рублей. По четвертому пункту надо платить на месте регистрации, что мы, слава богу, не успели. Всю границу мы прошли за 40 минут.
Для сравнения, при поездке на Украину в августе мы заплатили только за гринкарту 430 рублей и все! Причем на абхазской границе упорно пытаются взять больше, чем указано в законах, пока не покажешь распечатки с расценками. Все платежи заносят в простые клетчатые тетрадки. Я глубоко сомневаюсь, что мои деньги пошли на благие цели, скорее всего, они осели в чьих-то карманах.
Это были самые первые и не самые приятные впечатления от республики. Пройдя границу, я переключился в навигаторе на атлас РА, присланный мне одним добрым человеком. Кое-как стряхнув с себя нескольких посредников по сдаче жилья, мы выехали в направлении Сухума. По дороге пару раз пришлось остановиться по указанию полосатой палочки. Оба раза сотрудники абхазского ГАИ даже не открывали мои документы, а сразу начинали разговор с вопросов «куда едешь?» и «у кого остановился?». За этими вопросами сразу шло предложение позвонить своим родственникам, которые за символическую плату поселят нас в сказочном месте.
Оба разговора меня немного утомили, и я остановился на обочине, рядом с освещенным памятникам героям войны за независимость. Тут мы решили поспать до утра.
Утро было сказочным. Дети еще спали, жена проснулась раньше меня и ходила с фотоаппаратом вокруг машины, снимая первый клип. Воздух чистейший, птички поют, вдали бескрайнее синее Черное море. Я тоже тихонечко выполз из машины, и мы вместе слегка перекусили и погуляли по окрестностям. Торопиться было некуда, приехать в Эшеру мы планировали не раньше десяти утра.
Наконец, проснулись наши сыновья, и мы снова тронулись в путь. Радуют автобусные остановки в форме ракушек и пальмы.
Коровы и лошади на трассе не удивляют, мы привыкли к ним за время путешествий в Казахстан. Навигатор заставил свернуть с трассы Адлер — Сухум на какую-то полуразбитую дорогу. Судя по карте, мы должны были въехать по ней в Нижнюю Эшеру. Так, наверное, и получилось. Мы остановились на асфальтированной когда-то площадке, около шлагбаума с одной стороны, и 3-4-этажными домами с другой стороны. Дома эти были жилые, хотя и порядком запущенные. Пешочком я дошел до моря, где и увидел знакомые по фотографиям волноломы (а может, пирсы). Слово «пляж» к этому месту плохо подходит, скорее — грязный берег. Там были обломки бетонных плит с торчащей арматурой, выброшенный на берег мусор и полное отсутствие купающихся. Море, впрочем, было чистое. К нему действительно местами выходили сады, так что фразы из объявлений «МОРЕ ЗА КАЛИТКОЙ В САДУ» подтвердились. Но сам берег нам очень не понравился, ну нет здесь особого ощущения морского берега, железная арматура и запущенные дома придают унылость этому месту.
Мы решили проехать до моста через Гумисту, чтобы посмотреть заброшенную спортбазу, как место для лагеря. Об этом месте мы узнали на сайте от Павла (Staywild). Навигатор без проблем проложил маршрут, но лучше бы он нас вернул на трассу. Дорога очень плохая, ямы, лужи, животные. Поплутав с полчаса, увидели встречный внедорожник. Попросили у водителя совета, он очень подробно и доброжелательно нам объяснил, как выехать к мосту через Гумисту. Предупредил, что по дороге будет неприятный переезд через ручей. Доброжелательность этого милого человека ободрила нас, и мы заодно его спросили, опасно ли будет встать с палаткой около реки. Ответ был такой: «В принципе, неопасно, тут хорошие ребята живут, почти все воевали. Но могут и неместные появиться, всякое бывало».
Мы с большой опаской проехали по шатким металлическим мосткам через ручей, где-то переезжали через рельсы, и наконец-то выехали к мосту. Свернув перед мостом к морю, попали на территорию заброшенной спортбазы. Да, тут вполне можно было бы встать с палаткой. Экзотические деревья, рядом чистая речка, недалеко море. Но одно большое «НО». По территории в большом количестве бродили многочисленные животные: коровы, лошади, овцы, козы, а также собаки. Что будет с нашей палаткой, пока мы будем купаться в море, можно было представить. Да и предупреждения о нежелательности дикого отдыха отпугивали.
В результате мы поехали в Сухум, нам была нужна местная симка и хотелось посмотреть рынок. Симку мы купили в одном из попутных магазинов за 370 рублей, причем паспорт даже не понадобился. Потом очень долго ее активировали, потом с помощью прохожих разбирались с правилами набора местных номеров. И наконец смогли начать обзванивать сдающих жилье. Объявлений по Нижней Эшере было немного, и мы ничего не нашли. Где-то уже не было мест, где-то просили 400 рублей с человека и выше. Расстроенные, мы поехали на сухумский рынок, навигатор привел к нему без фокусов. Цены на рынке, если и отличались от рязанских, то в большую сторону. Даже на абхазские персики, что очень нас удивило. Кстати, очень напрягает поведение на дороге местных водил. Стандартная ситуация: машина стоит прямо на проезжей части, даже не прижавшись к обочине. Водитель горячо беседует с прохожим. Мы, дождавшись момента, объезжаем его по встречной. Он резко срывается с места, обгоняет нас и тут же поворачивает направо, заставив тормозить в пол и использовать весь свой словарный запас. Все это было неоднократно во время наших покатушек по Сухуму, полное неуважение.
Таня к этому времени уже дошла до точки кипения и считала, что надо ехать назад, в Краснодарский край. Я с ребятами настаивал на дальнейшем поиске жилья, чтобы пожить несколько дней и разведать окрестности. Большинством голосов было решено ехать в Новый Афон, где вдоль дороги мы видели много объявлений о сдаче жилья, и где море начинается сразу за садами. Теперь уже по нормальной дороге, а не по разбитым улочкам Эшеры мы добрались до Нового Афона. Оставив обиженную жену в машине с включенным кондиционером, мы с ребятами начали обход жилья. Искали вариант не дороже 300 рублей, с возможностью готовить самим, с предоплатой не более чем за 3 дня вперед. Искали достаточно долго, обходили ближайшие дома, потом возвращались к машине, где в прохладе кондиционера спала жена. Наконец нашли неплохой вариант, прохладный двухэтажный дом, отдельная просторная комната, летняя кухня с газовой плитой и самое главное — приятный хозяин. Удобства на улице, зато ухоженный небольшой пляжик сразу за забором.
Но моя благоверная категорически отказалась здесь селиться. Наверное, набралось много отрицательных впечатлений, которые пересилили наше желание познакомиться с Абхазией. Это и поборы на границе, и унылый вид берега моря, высокие цены и хамство водителей. Если Саша еще и хотел здесь остаться, увидев у хозяина жилья удочку из зеленого бамбука, то остальные уже рвались в Криницу, на наше старое привычное место.
Вот так мы, поездив 12 часов по Абхазии, рванули обратно в Россию.
На границе мы попали в длинную очередь, послеобеденное время — это не ночь. Пока стояли, успели вдоволь насмотреться на горную речушку Псоу, сфотографироваться около пальмы и увидеть, как абхазские погранцы пропускают «нужные» машины.
По приблизительным прикидкам, не меньше 30% автомобилей проезжают без очереди. Погранец тормозит очередь, открывается шлагбаум, и блатной лезет в эту щель. Когда возмущенный народ не дает проехать, погранец запускает внеочередников через шлагбаум на встречке. И все это в открытую. Такого беспредела ни в Казахстане, ни на Украине я не видел.
Наконец мы проехали этот мост через речку, никто с нас не спросил ни разу страховки, регистрации и прочее. И уперлись в хвост самой большой российской пробки Адлер — Туапсе. Это было в понедельник, 12 июля, примерно 17:00. Проезд Сочи на этот раз очень хорошо запомнился. Как я понял, так называемая «окружная» — это несколько туннелей и соединяющие их дороги. Стояли много, я очередной раз оценил автоматическую коробку передач, с ней намного проще тронуться в крутую горку. После того как Сочи остался позади, мы немного раскатились.
Но тут же уперлись в очередную пробку.
Каждый курортный городишко, которых довольно много, создавал затор. Люди сплошным потоком переходили трассу по нерегулируемым пешеходным переходам (неужели тут нет денег, чтобы сделать переходы над дорогой?), останавливались экскурсионные автобусы, полностью перегораживая улицу. Воздух над дорогой дрожал от жары и выхлопных газов. Мы смотрели на каменные коттеджи вдоль трассы, на загорающих курортников и не могли понять прелестей такого отдыха в окружении чадящих грузовиков.
Поздним вечером мы наконец доехали до Туапсе, после которого пробка наконец рассосалась. Честно говоря, серпантин практически не запомнился, настолько скорость была небольшая. К тому времени, как мы докатили до автокемпинга в Кринице, наступила южная ночь. Тут на шлагбауме сидела наша давняя знакомая, которая была нам рада и без лишних формальностей запустила нас на территорию. Разбивка лагеря при свете фор для нас уже привычное занятие.
Легкий перекус, прогулка до моря и спать-спать-спать.
Первый раз за двое суток спим не в машине.
Как всегда, первое утро самое чудесное. Восход солнца, синева моря, и впереди еще целых шесть дней отдыха.
Ничего не надо делать, только купаться, загорать, играть в волейбол и гулять вечером по берегу моря. Подошли познакомиться земляки из Рязани, вернее, из села Константиново, которые читали наши отчеты. Они оказались очень любознательными людьми и регулярно каждое утро ездили на экскурсии по окрестностям. Благодаря им, у нас есть фотка нашего экипажа в полном составе.
Также немного познакомились с семьей из-под Краснодара: муж с женой, дочка, приехавшая к ним погостить из Самары, на вид лет двадцати, а также ее сын, мальчик лет десяти. Так что в Самаре не только самые красивые девушки, но и самые молодые.
Были небольшие отличия от наших предыдущих поездок. Во-первых, мы на этот раз взяли с собой павильон «Country Star»(мы называли его кухней). Когда мы его собрали, то были в восторге. Перенесли туда стол, стулья, газовую плитку и часть продуктов. Стенки павильона можно быстро убирать, чтобы он хорошо продувался.
Вот наш лагерь в максимальной комплектации.
Но вот однажды, небольшая гроза застала нас во время купания. Прибежав в лагерь, обнаружили боковые стенки, оторванные от труб павильона и болтающиеся по ветру. А также накренившийся из-за сгиба одной из трубок каркас нашей кухни. И это мы еще легко отделались, у многих соседей аналогичные сооружения были поломаны напрочь.
Наш сосед из Краснодара грозился вернуть поломанный павильон обратно в магазин, но мы нашли в описании такую фразу: «При силе ветра более 4 баллов по шкале кого-то там, необходимо убрать павильон». Так что с производителя взятки гладки. Мы починили согнутую трубу, вставив в нее кусок арматуры, а в будущем ставили боковые стенки только по необходимости и снимали тент крыши при признаках усиления ветра и на ночь.
Пару раз мы крепили на нашей кухне флаг «Drom.ru», который достался мне во время участия в тест-драйве Nissan X-trail.
Каждый вечер ходили играть в волейбол, очередной раз встретившись со старыми знакомыми по прошлым годам.
Однажды свежим утром изменили морю и пошли в горы поесть поспевшей ежевики и полюбоваться пейзажами.
И конечно, ранним утром, пока дети спали, был обязательный поход в поселок Криница, там мы покупали курицу на вечерний шашлык и свежую выпечку на завтрак.
Иногда там же покупали недорогие арбузы, которые продавались прямо с машин. До сих пор помню слова одного из продавцов, разбуженного утром, увидев надпись на его машине «Арбузы 10 руб./кг». Он очень искренно посетовал на свою судьбу: «Когда же закончится это проклятое лето?». Мы его очень хорошо понимаем, было время, когда мы сами выращивали огурцы и возили их в Москву. Так что кому лето и отдых, а кому, порой, единственная возможность заработать.
Само собой, по вечерам почти каждый день жарили шашлык. Курицу мариновали сразу после покупки, утром.
Плавник для костра собирали на пляже, в этом году его было гораздо меньше, чем в прошлом. Это сказался наплыв палаточников на базе отдыха «Геленджик».
Вечером — костер.
И ужин.
Персики покупали после обеда, когда их массово привозили и носили на рынок ведрами. Цена была 3,50 рублей за кг отличных крупных персиков. В остальное время на рынке их продавали от 40 до 100 рублей.
Несколько раз ходили на разведку в соседние автокемпинги. Во-первых, это бывший кемпинг «Шурави», сейчас он называется «Гордый фрегат». Хотя больше он известен под названием «Сливовый сад». Он действительно расположен в сливовом саду, палатки ставятся между рядами деревьев. Там всегда есть тень и не так страшен ветер. Он по всем параметрам нравится нам больше, чем «Сармат», но все хорошие места к нашему приезду обычно заняты. В этом кемпинге есть отдельные крытые кухни, бесплатный душ, свои палатки под навесом и многие дополнительные услуги.
Еще есть кемпинг «Грушевый сад», правда, грушевых деревьев в нем с каждым годом становится все меньше. Там селятся самые шумные и активные туристы, которые не боятся близости нескольких кафе и дискобара «Криница». И, наконец, распахнула свои ворота для туристов с палатками база отдыха «Геленджик». Теперь на ее территории вы можете поставить машину и палатку где хотите, хоть на асфальте, хоть под огромным тенистым тополем, хоть рядом с коттеджем. На базе есть столовая, смывные туалеты, душ, места забора питьевой воды, кафе «от заката до рассвета», фонтан, асфальтированные дорожки и много тени на большой территории. В июльскую поездку народу с палатками на ее территории было столько же, сколько в остальных трех кемпингах, вместе взятых. Но это были еще цветочки, в августе там было занято все, даже асфальтированные дорожки рядом с кафе.
В этом фонтане плаваю три красные рыбки грамм по 200!
Недалеко можно найти бамбуковую рощицу.
Дети наши опять ходили на экскурсию в ближайший персиковый сад, который по своей молодости еще не плодоносит и поэтому не охраняется. Они рассказывали, что там растут не только персики, но и нектарины.
Речку Пшаду в этом году уже не углубляли в месте ее впадения в море, поэтому в студенческий городок мы попадали беспрепятственно и посуху. Все вода из речки просачивалась сквозь гальку, делая море в этом месте холоднее и преснее. В студенческом городке мы не только играли в волейбол, но и просто гуляли.
И даже нашли лавровое дерево рядом с голубой елью.
В один из дней мы для разнообразия съездили посмотреть дольмены, они совсем рядом, чуть дальше поворота на Криницы по трассе М-4. Очень понравилась сама территория, ухоженная, с водопадом, в котором так приятно промочить ноги в жаркий день. Сами дольмены не впечатлили. Совсем. По нашему скромному мнению, дольмены — это все-таки примитивные гробницы древних. И по сравнению с египетскими пирамидами они все-таки проигрывают :). А вот квас там (в кафе на территории, а не в дольменах) оказался очень вкусным.
Несколько раз ходили на пару километров по берегу в направлении Геленджика. Там чудесные пустые места, где можно пособирать на дне рапанов и посмотреть на подводный мир. Не Большой Барьерный Риф конечно, но все равно интересно. Если повезет, то там можно увидеть дельфинов.
Пустой берег.
Шесть дней отдыха пролетели практически мгновенно. Прощальное купание в море, наши мальчики в этом году его больше не увидят, небольшой полдник, сборы и 19 июля в 17:30 мы выехали на север. Пока светло, за рулем Сережка, пусть набирается опыта вождения на трассе. Тем более, что по пути есть несколько участков серпантина. В окрестностях Пластуновской останавливаемся купить 56 кг арбузов по шесть рублей (сторговались, просили 8 рублей). Забегая вперед отмечу, что арбузы оказались изумительными, свежими и очень сладкими. Во вторую поездку затарились здесь же, и в два раза больше. Рядом с рынком поужинали, на десерт смолотили небольшой арбуз. Таня выгнала Сережку с водительского места, и мы с ним и Сашей улеглись спать. Потом всю ночь до рассвета рулил я. В Аксае были в полночь, в 7:30 проехали окружную Воронежа. Дома оказались в 12:00, на одометре было 1 388 км. Весь путь занял 18 часов 30 минут, из них время движения 17 ч. 20 мин., максимальная скорость 122 км/час, средняя скорость 75 км/час. Это я привожу сухую статистику навигатора.
За всю поездку пройдено 3 471 км, сожжено 316 литров бензина АИ-92, истрачено на бензин 7 371 рубль. Средний расход бензина 9,1 литра на 100 км, вполне приемлемо, учитывая пробки на участках Туапсе — Адлер и постоянно включенный кондиционер. По деньгам вышло 20 000 рублей на четверых с учетом бензина, это самая дорогая (тут многие посмеются) наша поездка, обычно мы укладывались в 12-14 тысяч. Если бы не заезжали в Абхазию, вышло бы дешевле на 4-5 тысяч.
В родной деревне нас ждал подросший щенок Пират-второй, огород, заросший сорняками, кое-как приведенный в порядок дом, который девочки использовали под встречи с друзьями и ворох проблем на работе, как у меня, так и у жены. Снова надо привыкать к трудовым будням. Но ничего, скоро мы едем в Крым! Забегаю вперед скажу, что отчет о поездке в Крым уже готов, он получился на мой взгляд гораздо интереснее. С цель соблюсти хронологию отправлю его после опубликования этого опуса. Буду рад, если мой рассказ поможет кому-нибудь удачно отдохнуть в следующем году.
Поеду ли я еще в Абхазию? Наверняка поеду, только это будет уже без Тани. Разведаем с мальчиками за несколько дней интересные места, найдем, где можно будет стать с палаткой, и только тогда уже привезем остальных.