|
Идея этой поездки витала в воздухе уже давно. Дело в том, что поездки на подобные расстояния совершенно обычны для жителей северной части Западной Сибири. С наступлением сезона отпусков непрерывный поток машин устремляется на юг. Люди едут на родину. В основном это Тюмень, Урал, Поволжье, Украина, Кубань. Вот и мы, почти каждый год, отправлялись в Краснодар и дальше на побережье от Анапы до Абхазии. В один конец выходило около пяти тысяч километров. И километры эти старались мы преодолеть как можно быстрее, редко где останавливаясь и уж тем более не отклоняясь от маршрута. Но всё меняется, и мы решили изменить и направление, и стиль поездки. Путь наш лежал в Карелию. Основным критерием при разработке маршрута было наличие интересных мест. При этом назад мы возвращались по другой дороге.
Итак, в путь! Путешествие наше начинается в краю вот таких комаров:
А это попытка приручить комара:
Наш автомобиль и единственный рукотворный объект на ближайшую сотню километров:
В первый день проехали Сургут, Нефтеюганск и заночевали в Ханты-Мансийске. Здесь нас ждали первые достопримечательности. Это археопарк под Самаровским останцем на берегу Иртыша. К сожалению, яркое утреннее солнце не позволило сделать хорошие снимки:
Дальше увидели неприметный указатель на этнографический музей Суеват Пауль:
Проехали Советский, Югорск и недостроенный участок дороги. 70 км гравийки:
Дорога пустая. За 600 километров после Ханты-Мансийска видели только одного гаишника. Дальше Ивдель, Серов, Нижний Тагил. Здесь произошла небольшая поломка. Заклинило подшипник натяжного ролика ремня генератора. Но на первом же СТО в Н.Тагиле купили ролик с усиленным подшипником.
И вот Невьянск со своей знаменитой Демидовской башней:
Теперь наш путь лежал через Екатеринбург в Башкирию. По первоначальному плану мы должны были ехать через Пермь на Киров. Но обстоятельства изменились, и небольшой крюк добавил пару сотен километров к маршруту.
Дорога в деревню Азингулово:
Ночёвка на природе:
В сторону Чайковского нас уверенно вели карта и навигатор по этой дороге:
Проехали Ижевск и дальше на Киров по пыльной гравийной дороге мимо заброшенных деревень:
Ближе к Костроме и дальше почти до самой Вологды встречали последствия урагана:
Кострома. Ипатьевский монастырь:
В Ярославле перед самым закрытием попали в зоопарк. Следующая ночёвка была в Вологде. С большим трудом, уже на выезде из города нашли гостиницу. Утром двинулись в путь. Заехали в музей деревянного зодчества. До открытия был ещё час, но нас пустили.
По дороге в Кирилов посетили чудотворный источник, искупались в Кубенском озере. Увидев фотографии Кирило-Белозёрского монастыря в интернете, включил его в маршрут как обязательный пункт.
Ферапонтовский монастырь такого впечатления произвести уже не мог.
Нам надо было торопиться, потому что ночевать мы планировали уже в Петрозаводске. Но ещё один запланированный пункт мы не хотели пропускать. Это музей-подводная лодка. Но там был выходной.
В Вытегре мы пересекли Волго-Балтийский водный путь:
Дальше опять не было дороги. Но после нескольких сотен гравийки и бездорожья это испугать уже не могло. Хотя этот участок был, пожалуй, худший. В посёлке Вознесение нас ждало ещё одно разочарование. Мы опоздали на последний паром. Пришлось сделать крюк через Лодейное Поле. Поздно ночью нас встретили в Петрозаводске. Первая часть путешествия закончилась.
Петрозаводск на две недели стал базой, откуда мы регулярно выбирались на экскурсии.
В самой Карелии было три места, куда мы должны были попасть обязательно. Это, конечно же, Валаам, Кижи и Соловецкие острова.
Первая экскурсия на Кижи. Впечатление оказалось несколько не то, которого ожидали. Всё это уже много раз видели в журналах, по телевизору. Кроме того, туристов было очень много, и на острове работал экскурсионный конвейер. Но галочку в списке поставили.
Потом были небольшие поездки на водопад Кивач. Самый большой равнинный водопад в Европе.
На Кончозеро:
Шатровая церковь в Кондопоге:
И вот самая большая экскурсия — на Соловецкие острова. Пароходы ходят из Беломорска и Рабочеостровска. Мы собирались в тот же день вернуться обратно, поэтому удобнее был рейс из Рабочеостровска, хотя на машине ехать дальше.
Но, сойдя на берег, мы поняли, что одним днём не обойтись. В результате остались на три. С ночёвкой проблем нет, в туристический сезон сдаётся много комнат.
В первый день мы попали на две экскурсии от местного турбюро. Первая в сам монастырь:
И вторая на Заяцкий остров:
Жители Соловков предлагают альтернативные экскурсионные маршруты. Нам предложили прогулку на карбасе:
С купанием в Белом море и поеданием водорослей и мидий:
Нам очень повезло с погодой. Уезжать не хотелось.
Следующая поездка была в Заонежье. В заброшенную деревню на рыбалку.
Всё очень понравилось. Но большую рыбу так и не поймали. На обратном пути набрали немного шунгита около карьера. Тогда ещё не знали, какой это «волшебный» камень.
Последняя поездка на Валаам. Из Петрозаводска в Сортавалу, и дальше на теплоходе.
Впечатления после Соловков очень неоднозначные. Монастырь нам показался слишком придворным.
Возвратились в Сортавалу рано. Решили заехать на Рускеальский мраморный карьер.
Не могли обойти вниманием и Линию Маннергейма:
К вечеру мы добрались до Сямозера.
Скоро в обратный путь.
Обратно мы решили ехать так, чтобы не было повторений. Исключение — последние четыреста километров (так как другой дороги там попросту нет) и небольшой участок около Екатеринбурга.
Кроме того четыре дня выделили на Питер. Выехали рано утром. Предстояло посетить ещё несколько мест. К сожалению, нет фотографий. Культурная столица встретила неприветливо. Нехорошие люди взломали машину и украли фотоаппарат. Но Бог им судья (не зря же мы посетили столько монастырей). А места были интересные. Побывали в монастыре Александра Свирского, заехали в Старую Ладогу. Хотели попасть в Шлиссельбург, но заблудились, да и время поджимало.
Санкт-Петербург знают все, поэтому фотографии выкладывать не буду. Разве что эту:
В последний день заехали в Петергоф.
Отсюда с каждым километром мы стали приближаться к дому. Устав от впечатлений, не заехали в Великий Новгород. Сейчас, конечно, очень об этом жалею. Заночевали в Вышнем Волочке.
На следующий день мы просто не могли не заехать в Сергиев Посад.
Взяли с собой настоящего монастырского кваса.
И двинулись дальше. За Владимиром стали искать ночлег, но с гостиницами не повезло, и мы заночевали в машине. И снова день и снова километры. Волга. Свияжск.
В Казани хотели посмотреть знаменитую мечеть, но не знали правильного названия, и навигатор вывел нас к Казанскому Кремлю.
Сам город очень понравился. По крайней мере, центральная его часть. Случайно наткнулись на памятник дедушке Ленину около университета. Сразу не узнали.
Вечером мы чуть не опоздали на последний паром через Белую.
Хотя от ночёвки в машине это нас не спасло. Единственной достопримечательностью следующего дня был знак на границе Европы и Азии.
Под Тюменью, после двух ночей в машине, мы позволили себе «шикарные» апартаменты. Надо было хорошо отдохнуть перед броском на север.
Заехали в Покровское — родину Распутина, но музей не работал.
Тобольск.
Абалаково.
Мост через Обь. Ещё совсем недавно переправляться приходилось на паромах.
И вот мы почти дома.
Итог поездки это, прежде всего, огромное количество впечатлений. И километров. 12 000 за тридцать дней. Это в среднем по 400 километров в день.