|
Иногда нужно ехать очень далеко и долго, чтобы увидеть что-то по-настоящему интересное. Но бывают случаи, когда все самое интересное происходит совсем рядом, в какие-то 150 км от дома. Если, конечно, дом находитс в Буэнос-Айресе :)).
Во время многочисленных поездок по Аргентине нам часто приходилось видеть вдалеке колоритных всадников в широкополых шляпах или беретах, которые скакали по каким-то своим делам через пампу. В такие моменты ужасно хотелось догнать их и сфотографировать. Но сделать этого так ни разу и не удалось. Поэтому в ноябре 2011 мы, отбросив все дела и загрузив в машину ребенка, поехали в город Сан Антонио де Ареко на фестиваль гаучо.
Гáучо — социальная и субэтническая группа в Аргентине, Уругвае и Бразилии, близкая по духу американским ковбоям. Образовалась в XVI-XVII вв. от браков испанцев с местными индейскими женщинами. Наибольшее распространение образ жизни гаучо приобрёл во времена ранней европейской колонизации, когда гаучо вели бродячую, полукочевую жизнь, работая пастухами. С началом массовой европейской иммиграции в 19-20 веках традиционный образ жизни гаучо отошёл на второй план и стал менее заметным. По материалам Википедии.
Большой рассказ про фестиваль гаучо с огромным количеством фоток!
История гаучо началась в XVII веке, когда вторая волна колонистов, пришедшая на смену конкистадорам, обнаружила огромные стада диких лошадей и коров, пасущихся на бескрайних просторах аргентинской пампы (травяной степи). Лошади и коровы были завезены в Южную Америку конкистадорами в 16-17 веках. После того, как первооткрыватели Америки ушли, не найдя здесь серебра и золота, животные расплодились благодаря отличному климату, большому количеству еды и отсутствию хищников.
Считается, что гаучо по-индейски значит «сирота». Первые гаучо появились от браков индейских женщин и белых испанцев, которые по каким-либо причинам не вписались в жизнь вновь созданного испанского вице-королевства. Беглые каторжники и рабы, солдаты и дезертиры, преступники, разорившиеся торговцы уходили на юг, смешивались с местным населением и в конечном итоге образовали новую мощную социальную группу. Вначале они вели кочевой образ жизни, который со временем трансформировался в фермерско-скотоводческий. Тогда-то гаучо и научились виртуозному обращению с лошадьми, тому, в чем они до сих пор считаются непревзойденными мастерами.
На арену истории гаучо вышли впервые в 1776 году, во время военного конфликта, когда португальцы попытались расширить земли Бразилии к югу. Конные отряды гаучо мигом решили эту конфронтацию в пользу только что созданного испанской короной вице-королевства Ла-Платы. Ту же роль гаучо сыграли во время английской интервенции 1807 года, они же составили основную ударную силу армии креолов в войне 1810 года за независимость.
Аргентинские ковбои — гаучо были больше, чем пастухи или воины. Это был особый склад ума и образ жизни. Как это часто бывает, именно любовь к свободе и независимости в конечном итоге их и погубила. В конце XIX века государство начало борьбу с гаучо, назвав их варварами и преступниками. Хотя в то время оснований для этого было не так уж и много, тем не менее, сложившийся годами стереотип о них, как о беспринципных головорезах, сделал свое дело.
И вот когда гаучос почти не осталось, аргентинцы вдруг поняли, что это неотъемлемая часть их культурного и духовного наследия. Гуманистические настроения подогрели стихи и романы о жизни несчастных аргентинских скотоводов. В них неожиданно увидели благородных романтических героев, воплощавших чуть ли не сущность широкой души свободолюбивого аргентинского народа. Страна впала в другую крайность и рьяно начала бороться за сохранение тех, кого недавно с удовольствием изживала.
Сан Антонио де Ареко — типичный для Аргентины провинциальные городок из нескольких улиц. Обязательная церковь на главной площади, пара ресторанов и вечно закрытые магазины. Но один раз в год город сбрасывает с себя сонные оковы и улицы наполняются тысячами туристами и гаучо, приехавшими сюда со всей страны на Fiesta de la Tradicion. Ежегодный фестиваль проводится уже в 72 раз с 1939 года.
Для начала пробуем нарисовать портрет типичного гаучо.
Первая отличительная черта настоящего гаучо — головной убор. Чаще всего это широкополая шляпа или берет. К головному убору обычно добавляются усы, борода и длинные волосы.
Это гаучо в парадной одежде.
Это в повседневной.
Неотъемлемым атрибутом гаучо является нож, который они носят сзади, за поясом.
Пояс иногда украшается монетами разных стран.
На ногах у гаучо сапоги или специальные мягкие тапочки.
Сапоги иногда дополняются шпорами.
В руках истинного гаучо должна быть плеть, на которую он просто опирается, когда не подхлестывает лошадь.
Едят гаучо в основном мясо, которое жарят на углях, просто посыпав солью.
Мяса так много, что им питаются даже собаки.
Пьют гаучо мате — травяной чай.
Ну, и самая главная деталь, без которой гаучо не был бы гаучо, — наличие лошади.
Лучше даже, когда у гаучо есть не одна лошадь, а целый табун.
Итак, теперь вы всегда сможете опознать гаучо.
Контрольная работа — угадайте, кто изображен на фотографии?
Правильный ответ — кто угодно, только не гаучо :).
Праздничные мероприятия Fiesta de la Tradicion растянуты на весь ноябрь, но центральным событием являются два дня в середине месяца, когда проходят соревнования и парад гаучо.
В пятницу и начале субботы гаучо съезжаются на огромное поле в нескольких километрах от города, где встают лагерем. Все очень четко организовано — разметка, туалеты, еда. Можно просто приехать сюда с палаткой и встать на ночлег в в самой гуще гаучевской тусовки.
Съезжаются все, кто как может.
Еда очень вкусная и недорогая. В Сан Антонио де Ареко самое дешевое мясо во всей Аргентине, что и не удивительно.
Во второй половине дня зрители стянулись к большой арене посреди поля, где и проходили все соревнования.
Сначала гаучо устраивали небольшие заезды на скорость, поднимая столбы пыли.
Потом началась «коррида», хотя происходящее больше подходило под определение родео. К столбу привязывали необъезженных лошадей, завязывали им глаза, и очередной участник соревнований залезал на спину мустанга. Задача гаучо была продержаться на брыкающейся лощади, которая всеми силами норовила скинуть седока. Одни слетали моментально, другим удавалось продержаться какое-то время, самые умелые держались до того момента, когда лошадь переставала сопротивляться и просто неслась во весь опор. В этот момент задача помощников была догнать дикую лошадь и сдернуть гаучо с нее. Не обошлось и без травм — один из участников после падения остался лежать на земле и покидал арену на машине скорой помощи.
А на закате началось самое интересное — выезд табунов. Гаучо выезжали на арену со своими лошадьми и демонстрировали мастерство управления стадом — скакали цепочкой, кружились, выстраивали лошадей в линию и т.д. Табунов было очень много. Как сказал комментатор, одновременно на поле вышли больше 400 лошадей. В финале, когда все табуны собрались на арене, они устроили феерическое шоу — когда сотни лошадей, управляемые гаучо, устроили бешеные скачки. Невозможно было понять, как эти многочисленные табуны не затоптали друг друга в этом хаосе. Выглядело это очень эффектно!
Вечером было гулянье. Веселились все!
Кстати, было много симпатичных девчонок :)).
И еще было очень много детей. Аргентинцы приезжают на подобные праздники всей семьей. Особенно умиляли юные гаучо, которые еще ходили с трудом, но при этом лихо управляли своими маленькими лошадьми.
Это была наша первая поездка с месячной дочкой Машей. Вела она себя как герой! Мирно спала два дня в коляске, дав родителям возможность побегать с камерой и посмотреть действо.
Маша была самым мелким ребенком на празднике. Каждый второй участник подходил к нам и сюсюкался с Манюней. В Аргентине вообще культ детей. Стоит вам появиться с младенцем на улице, и вы сразу становитесь центром внимания. Один из гаучо начал нас расспрашивать, откуда мы и какого возраста ребенок. Удивлению его не было предела — он глядел на нас обалдевшими глазами и несколько раз переспрашивал, не веря в услышанное: вы, русские, приехали с из России с месячным ребенком к нам на праздник?! Спасибо!... Как мы ни пытались объяснить, что мы приехали из Буэнос-Айреса, он не верил. Русские — значит, из России. Он ушел от нас на негнущихся ногах, воздевая руки к небу и громко крича о том, что русские приехали с месячным ребенком к ним на праздник. На какое-то время зрители отвернулись от арены и все внимание было обращено на нас. С нами фотографировались, нас благодарили, трясли руки, обнимали, приносили еду и вино... И все это было абсолютно искренне.
Во второй день фиесты был парад гаучо по улицам Сан Антонио де Ареко. Участники парада, одетые в исторические одежды, целыми семьями и кланами, с табунами лошадей, проходят через центральную площадь при большом скоплении зрителей. Трудно поверить, но за ночь количество гаучо выросло в разы. Их были тысячи! Чтобы оценить масштаб происходящего, представьте, что конная колонна шла через главную площадь 2,5 часа!
Глядя на проходящих мимо гаучо, создавалось ощущение, что мы перенеслись в 19 век. Посмотрите на эти лица и наряды.
Когда видишь бесконечную колонну участников, совершенно не веришь в то, что культура гаучо умерла. Когда на одного зрителя приходится несколько десятков гаучо — язык не повернется назвать это туристическим шоу. Это было очень трогательно и по-настоящему!
Колонна прошла, оставив за собой тонны лошадиного помета, который быстро разнесли на колесах автомобилей. Гаучо погрузили свои табуны в большие грузовики, собрали палатки и разъехались до следующего года. А Сан Антонио де Ареко снова погрузился в спячку, укрывшись тенью деревьев от наступающей летней жары.
Ну, и напоследок, несколько портретов колоритных участников фестиваля. Посмотрите на эти лица, разве можно поверить в то, что культура гаучо больше не существует? Лично я теперь знаю, что она существует!