Алжир. На границе с Ливией в разгар войны

26.09.2011 | 21881 просмотр

Пустыня — возможно, самое красивое, что создала Природа. Есть на Земле много мест, которые потрясают воображение, но пустыня — особенно! Нигде так отчетливо не ощущаешь бесконечность мироздания, как здесь. Нигде так остро не чувствуешь единения с природой. Нигде так не выветривается из головы все лишнее и ненастоящее. Неземные пейзажи и удаленность от цивилизации заставляет совершенно иначе взглянуть на себя и окружающий мир. Сахара — воплощенный образ Пустыни. Бывают пустыни, которые выглядят иначе, но традиционный образ — это желтые песчаные дюны, черные скалы и караваны верблюдов. Сахара — именно такая.

Самая большая в мире пустыня расположена на территории многих африканских государств. Самое «сердце» Сахары разделено границей 5 стран: Алжир, Ливия, Мали, Чад и Нигер. Когда мы готовились к поездке, стоял выбор между Алжиром и Ливией. После долгого изучения отчетов и консультаций с побывавшими там людьми, выбор пал на южную часть Алжира. Как потом выяснилось, это был очень правильное решение. За пару недель до поездки ситуация в Ливии накалилась, а потом и вовсе начались военные действия. Новости про Алжир тоже были неспокойные. У нас даже появились сомнения — может не ехать, от греха подальше. Но, вспомнив поездку на Мадагаскар двухлетней давности, мы решили рискнуть. На Мадагаскаре мы были сразу после военного переворота, и там все было совершенно спокойно, хотя пресса постоянно публиковала информацию о военных действиях и жертвах.

Летели мы через Стамбул, где удивленный пограничник несколько раз переспросил нас: вы летите в северную Африку? Сейчас?!...

Желание побывать в настоящей Сахаре появилось сразу после посещения Белой пустыни в Египте в феврале 2009. В отличие от большинства других путешествий, этому предшествовала продолжительная подготовка. Аня несколько месяцев переписывалась с местными туристическими агентствами, организующими поездки в пустыню. Обычно мы не пользуемся услугами турагентств, но в Алжире во многих районах иностранцам запрещено путешествовать самостоятельно. Туристов обязательно должны сопровождать представители официальных туристических компаний. Кроме того, передвигаться по пустыне без сопровождения опытных туарегов просто небезопасно.

Переписка с алжирским агентством велась по-французски. Поскольку никто из нас французским не владеет, приходилось пользовать он-лайн переводчиком, что порождало множество забавных ситуаций. Например, последняя фраза турагента была переведена примерно так: До встречи! Через два дня буду встречать в аэропорту молодую женщину с тремя эскорт-мальчиками ))

Да, «мальчиков» было трое... Еще одно новшество — первый раз мы ехали не одни, а с попутчиками — Володей из Москвы и Димой из Кемерово. Это было сделано из соображений экономии, поскольку поездка вчетвером выходила гораздо дешевле, чем вдвоем. До поездки Аня знала наших будущих попутчиков только виртуально. Лично мы познакомились с Володей, когда подавали документы на алжирские визы, а с Димой — уже на стыковке в Стамбуле. Поначалу было немного боязно, что могут возникнуть разногласия, но, как оказалось, все страхи были напрасными и компания подобралась отличная.

Кроме хороших компаньонов, мы получили еще и хороших моделей — ребята украсили собой многие наши кадры. Ровно, как и мы их ))

Столица Алжира называется... Алжир. У нас была шестичасовая стыковка между международным и внутренним рейсами, поэтому мы решили выбраться в город поесть. Это была ошибка, т.к. в столице всего одна главная дорога, идущая вдоль моря, на которой бесконечная пробка. Просидев пару часов в машине и съев невкусные гамбургеры в центре, мы вернулись в аэропорт, откуда улетели в город Джанет на самом юге страны. Приземлились мы поздно ночью, уже порядком устали и с трудом воспринимали окружающую действительность. В зале прилета нас встретили замотанные до бровей высокие люди и два джипа, до верху груженые вещами.

Djanet — маленький городок посреди каменистой пустыни, на самом юге Алжира. Отсюда начинаются почти все маршруты по алжирской Сахаре. Еще рядом находится самый знаменитый в стране национальный парк — каменное плато, покрытое древними наскальными рисунками. Раньше в Джанет летали прямые рейсы из Парижа, но когда ситуация в Северной Африке накалилась, поток туристов упал почти до нуля, и рейсы из Европы отменили. На самолете Алжирских авиалиний, на котором прилетели мы, кроме нас была только одна европейка, да и в аэропорту столицы других туристов мы тоже не видели.

В Джанете есть пара простеньких гостиниц и забегаловок, несколько пыльных улиц и рынок. Перед началом путешествия по пустыне все экипажи запасаются здесь продуктами, водой и топливом. В пустыню ездят исключительно на полном автономном обеспечении, в дороге нет возможности пополнить никакие запасы, кроме дров и иногда — воды из колодцев. Готовить для нас в пути должен был туарег-повар, но мы решили разбавить ежедневный рацион фруктами и отправились на рынок. Еще мы решили купить в дорогу много бутилированной воды — и для питья, и для того, чтобы хоть как-то умываться. По информации, которую нам высылал заранее самый главный туарег, организовывающий нашу поездку, мы знали, что люди пустыни вообще не пьют обычной воды — они утоляют жажду крепким и сладким чаем. Так и оказалось впоследствии — ни разу мы не видели, чтобы кто-то из наших проводников сделал хоть один глоток воды из бутылки.

Так как все коренное население Северной Африки уже давно перемешалось с арабами, то «настоящие» туареги сохранились только в глухих пустынных городах, или же в племенах кочевников, которые до сих пор существуют! Здесь, в Сахаре, сразу видна разница между туарегами и обычными жителями арабских стран. Туареги заметно выше, худее, имеют несколько иные черты лица. Говорят туареги на своем языке, который отличается от арабского. Кроме родного языка все местные жители обязательно владеют арабским и французским языками. Вот вам и отсталая Африка )))

Туареги считаются самым лучшими проводниками по пустыне. Ну а отличить настоящего туарега можно по национальному головному убору под названием тагельмуст — это длинный кусок ткани, который заматывается вокруг головы, оставляя открытыми только глаза. Кстати, туарегские женщины не закрывают лиц — их закрывают здесь только мужчины.

Как мы уже писали в самом начале, без сопровождающих нас гидов мы не смогли бы попасть в пустыню. От них полностью зависела наша поездка. К счастью, с проводниками нам повезло. Все первоначальные договоренности были выполнены в полном объеме, все наши хотелки и изменения программы исполнялись легко и непринужденно. Да и вообще, туареги нам достались просто отличные!

Хасани — старший в нашей группе. Очень спокойный и рассудительный. С ним приходилось принимать все решения и обсуждать вопросы по программе. Хасани был водителем машины, в которой мы ехали вчетвером. Надо сказать, водитель он был классный — за всю поездку мы не застряли в песке не разу. Кроме того, на нем была очень почетная обязанность — заваривать туарегский чай.

Мухаммед — водитель второй машины. Самый молчаливый из членов нашей команды. Поначалу казался замкнутым и недружественным, но через несколько дней это ощущение прошло. Кроме вождения у него была еще одна обязанность — готовить традиционный туарегский хлеб.

Сулейман по прозвищу «Но басля» — самый молодой и самый веселый туарег. Он был нашим поваром. Контакт с ним наладился быстро, и мы всю дорогу шутили с ним, даже не понимая языка друг друга. Однако, он очень быстро выучивал русские слова, и все время спрашивал, как будет «вилка», «нож», «стакан» или «вода» по-русски, сразу все запоминал и почти без акцента произносил. Как только мы останавливались на ночлег или обед, Сулейман доставал свои видавшие виды кастрюли и принимался за готовку. Прозвище «Но басля» прицепилось к нему потому, что каждый раз, когда он подавал нам какое-то блюдо, он уточнял: «но басля» — что в переводе со смеси арабского с французским означает — нет лука. Дело в том, что у одного из наших попутчиков была аллергия на лук, и мы заранее предупредили об этом нашего повара.

Итак, закупив все необходимое, мы выдвинулись вглубь пустыни. Маршрут наш должен был начинаться в месте, которое называется Tadrat — это не очень большой участок алжирской Сахары на границе с Ливией и Нигером. В Тадрате сосредоточены разноцветные дюны, каменные плато, высохшие русла рек и невысокие горы. В первый день нам нужно было добраться до начальной точки нашего маршрута — «Ворота в Тадрат».

Сначала дорога была совсем не живописная — унылая каменная пустыня, сплошной грязно-серо-желтый цвет и редкие тощие деревья по обочинам. Песок начал появляться только через пару сотен километров от Джанета, и первое время мы кидались снимать каждую дюну и каждого верблюда, попадавшегося нам на пути.

Во второй половине дня начали петлять по древнему руслу реки El Berj внутри горного массива. Постепенно рельеф местности становился все более замысловатым. Стали появляться необычные скальные выветривания.

Наши гиды терпеливо смотрели на нашу суету — они то знали, что все самое интересное было впереди. Правда, мы этого тогда еще не понимали и просили остановиться у каждой, даже самой маленькой дюны)) Сами туареги делали остановки только в двух случаях — или набрать воды в колодце, или если на пути попалось подходящее для дров дерево.

Деревья в пустыне большая редкость. Туареги всегда рубили только высохшие деревья и ровно столько, сколько нужно — лишнего никогда не брали. Ведь по этому пути будут идти и ехать другие люди, и дрова могут понадобиться и им тоже.

Процесс рубки всегда был долгий и утомительный. Деревья здесь необычайно твердые. Чтобы отрубить ветку у такого дерева, все три наших проводника махали топором до седьмого пота, сменяя друг друга. Но зато как долго горит это дерево! Было удивительно видеть, как на нескольких веточках они умудрялись приготовить ужин из нескольких блюд и вскипятить чай.

Это мы «помогаем» рубить дерево))

Еще большая редкость в Сахаре — колодцы. И около них всегда есть шанс встретить людей с верблюдами — семьи кочевников передвигаются по пустыне от колодца к колодцу.

За все время пути мы всего два раза встретили в пустыне кочевников. Первый раз это были два туарега с верблюдами у водопоя, а второй раз большая семья, в которой было много женщин и детей и всего один пожилой мужчина. Вот он.

Семья кочует от одного источника воду к другому, везя за собой все хозяйство.

Увидев нас, все родственники от мала до велика вывалили посмотреть на гостей и предложить купить что-нибудь из нехитрого рукоделия. Причем, торговля была очень ненавязчивая — перед нами разложили различную мелочевку и молча стояли рядом. Хочешь — покупай, нет — твое право. Надо сказать, все встреченные нами туареги вели себя удивительно спокойно и достойно, даже благородно.

Жизнь в пустыне очень суровая. Жестокие климатические условия иссушили кожу кочевников настолько, что во время рукопожатия кажется, что рука у них деревянная. У многих детей на лице язвы. Мы купили у них какие-то поделки и оставили им средства от простуды из нашей аптечки.

Первый день нашего маршрута закончился в не самом живописном месте. Пришлось провести с проводниками разъяснительную беседу, и следующие лагеря разбивались в более красивых точках. Вообще, в выборе ночевки туареги руководствуются совсем не соображениями красоты. Места для разбивки лагеря наши проводники всегда выбирали очень тщательно. Это не должно было быть открытое место — иначе лагерь может занести песком. Точка стоянки хотя бы с одной стороны должна была иметь защиту от ветра, а лучше, если это будет ущелье в скалах или подножие большой дюны. Машины всегда ставили так, чтобы они защищали от порывов ветра походную кухню и ветер не задувал огонь.

Ну, и невозможно не упомянуть о том, как был устроен наш быт и чем нас кормили.

С собой мы везли не очень много вещей — у каждого была своя палатка и спальник, одежда и походные незаменимые мелочи вроде ножей и фонариков. Всю посуду,оборудование для кухни, емкости для воды и прочие необходимые вещи были у наших проводников. К выбору одежды в пустыне надо подходить очень тщательно, так как перепады между дневной и ночной температурами достигали 20 градусов — днем мы ходили в футболках и шортах, а после заката одевали на себя все теплые вещи, и закутывались сверху в одеяла. Кроме того, почти постоянно дул очень сильный и холодный ветер, и по-настоящему жарко в пустыне в феврале в общем-то не было.

Перед поездкой мы мучились вопросом — а как же мыться в пустыне? А никак)) Воздух в Сахаре настолько сухой, что вполне можно обойтись без ежедневного душа. Купленной в Джанете воды хватало чтоб каждое утро и вечер умываться и чистить зубы и пару раз помыть голову. Наши туареги, кстати, зубными щетками и пастами не пользовались, а чистили зубы веточками какого-то особого дерева.

Теперь о еде. Скоропортящиеся продукты в пустыню взять невозможно, и главное, чего нам постоянно не хватало — это мясо. В остальном кормили нас очень неплохо. На завтрак был хлеб, чай, печенье, плавленый сыр и джем. На обед — салат из овощей (который мы обычно разбавляли привезенной из Москвы копченой колбасой), а на ужин Сулейман всегда варил суп и делал какое-то основательное блюдо: тушеные овощи, картошку, рис и т.д.

Отдельная песня — туарегский чай. Наши проводники никогда не двигались в путь, не выпив традиционного напитка. Процесс его приготовления — это целый ритуал. Необходимы два небольших чайника с узкими и длинными носами. В одном заваривается крепкий и очень сладкий чай, после чего жидкость переливают из одного чайника в другой, добиваясь образования густой пены. Напиток получается очень терпкий. Нам этот чай очень нравился, вот только пьют его туареги крошечными стаканчиками, а не большими кружками, как мы к этому привыкли в России.

Еще более удивительным открытием оказался для нас туарегский хлеб. Рецепт теста примитивен — мука, вода и соль, больше ничего. Пекут хлеб в песке под углями. Когда мы наблюдали в первый раз, как Мухаммед закопал в песок лепешку из теста, мы не могли поверить, что ее возможно будет есть — ведь все будет в песке. Оказалось — нет. К тесту не прилипла ни одна песчинка, и хлеб этот хоть и получается довольно жесткий, но все равно — очень вкусный.

Мы постарались построить наш маршрут таким образом, чтобы ночевать в самых интересных и красивых точках. Это позволяло провести фотосъемку на закате и рассвете. Но и днем, по дороге от ночевки к ночевке тоже попадались интересные виды. Там мы задерживались ненадолго, и снимали при том свете, какой был в данный момент. Хотя в некоторых местах можно было зависнуть на пару дней, чтобы подождать более интересное освещение.

Каждый день мы преодолевали какое-то расстояние до следующей точки ночлега с остановкой на обед. Расстояния, в основном были небольшие — 30-50 км в день, за исключением двух больших переездов в начале и в конце поездки. Во время пути наши проводники постоянно показывали нам наскальные рисунки, которых тут множество. Возраст самых старых рисунков оценивается в 10-11 тысяч лет. Весь район Тадрат находится под охраной ЮНЕСКО. Качество исполнения некоторых изображений позволяет усомниться в их древнем происхождении — слишком уж хорошо они нарисованы. Но у ЮНЕСКО нет сомнения, значит и мы поверим))

В первый же день наши гиды остановились около невзрачной скалы, показали нам рисунки и торжественно объявили: ле гравюр! Таких «ле гравюр» за время поездки было очень много. Некоторые туристы сюда ездят специально, чтобы посмотреть эти рисунки. Очень забавно среди бескрайних песков находить изображения коров, слонов, жирафов, носорогов. Когда-то очень давно Сахара была цветущим краем со средиземноморским климатом, а до этого она была пустыней, а до этого цветущим краем...

Часто встречаются петроглифы — процарапанные на скале рисунки. Размеры некоторых изваяний достигают 3-4 метров.

Древняя туарегская письменность.

Окаменевшие растения.

Это тоже творение рук человека. Как нас объяснили туареги, это могила. Чья мы не поняли))

Когда поездка только начинается, всегда есть ощущение, что нужно поспешить, иначе пропустишь все самое интересное. Но каждый раз, когда встречаешь что-то по-настоящему удивительное, это происходит неожиданно. Мы много раз смотрели фотографии из этих мест, но ни на одной мы не видели то, что по-настоящему поразило нас в первый раз — Catedral — две огромные каменные арки посреди пустыни.

Облазив обе арки, мы удовлетворенные поехали дальше, не зная, что сегодня нас ждет еще более впечатляющий вид. Это было одно из самых красивых мест во всей поездке. Это место называется Moul N'aga, дюны здесь удивительного оранжевого цвета, а на закате они становятся почти красными. Бессмысленно что-то говорить. Просто смотрите.

На рассвете получилось зеркальное отображение вечерних пейзажей. К сожалению, мы уже затоптали песок на некоторых дюнах((

Очень жаль, что у нас было сильно ограничено время поездки. Здесь бы мы с большим удовольствием остались на несколько дней, чтобы подождать хороший свет и красивые облака. Но увы, надо ехать дальше.

В этом районе много скальных выветриваний. За тысячи лет ветер создал из мягкого песчаника самые причудливые изваяния. Одна из знаменитых «скульптур» даже напоминает по форме свинью.

Следующая ночевка была в районе под названием Tin Merzouga. Здесь были самые высокие дюны, которые мы видели в этом районе. Фотографии не передают масштаба, и понять, какие они огромные, невозможно. Дима в своем gps-навигаторе поставил метку и назвал ее — «Супердюна»! Закат был посвящен этому прекрасному зрелищу.

На рассвете все дюны опять как бы вывернули наизнанку.

Утром произошла драматическая ситуация, которая заставила немного поволноваться. Время в Алжире сейчас неспокойное, в Ливии идет война, на границе между этими странами периодически орудуют контрабандисты. Незадолго до нашей поездки прошла информация о похищении итальянской туристки как-раз в районе Тадрата. В одном отчете мы читали, что туристов преследовала какая-то машина, но им удалось уйти от погони. Одновременно с нами в Ливии была группа знакомых путешественников, которых эвакуировали на самолетах МЧС. У нас, к счастью, все прошло без эксцессов. За все время пути встречали людей только четыре раза. Два раза это были кочевники, третий раз группа французских туристов. В четвертый раз все было гораздо интереснее...

Мы с Аней вернулись со съемки раньше Димы и Володи и собирали палатку. Вдруг из за дюны на большой скорости вылетели три джипа, в каждом было 4-5 вооруженных людей, одетых в камуфляж. На одной машине даже установлен пулемет. Окружив наш лагерь, они остановились на расстоянии 20-30 метров. Хасани пошел к машинам, предупредив нас, чтобы мы ни в коем случае не фотографировали. В этот момент с той стороны откуда приехали незваные гости показались Володя и Дима в сопровождении еще двух людей в форме. Когда они приблизились, мы увидели, что у пришельцев на плечах погоны, и значит — это пограничники, а не бандиты. От сердца отлегло. Военные проверили документы, и умчались дальше, патрулировать территорию. А сфотографировать мы их все-таки успели — мне пришлось отвлекать внимание, а Аня снимала втихаря из-за машины))

Место, которое было дальше по маршруту, называлось Cirque. Разрушенные ветром, песком и временем зубчатые горы расположены здесь по кругу, образуя практически правильную форму арены. Место красивое, но не фотогеничное — глазом красиво, а сфотографировать не получается.

За всю поездку мы видели дюны самых разных оттенков: белые, желтые, оранжевые, красные. Но, оказывается, бывают даже черные дюны — песок присыпан сверху крошкой черной породы. Это место называется Agalati.

Сезон в пустыне очень короткий. Самое подходящее время для поездки — январь-февраль. В марте начинаются песчаные бури, а летом тут невозможно находиться из-за жары. Если до настоящего момента нам везло с погодой, то на черных дюнах она начала портиться. Поднялся сильный ветер, который пытался унести наши палатки и забивал песком все незащищенные части тела. Хорошо, что продолжалась буря только одну ночь, но после ее окончания в воздухе повисла дымка, которая скрыла от наших глаз бесконечную перспективу пустыни.

Этот день был не совсем обычным — у нашего попутчика Володи был день рождения. Так как мы уже немного озверели без мяса, то когда на пути нам встретились те самые кочевники со стадом коз, у нас буквально потекли слюни. Мы решили купить козу и зажарить ее по случа праздника. Узнав о нашем желании, гиды очень оживились. Особенно обрадовался Сулейман. После недолгого торга коза была куплена, отловлена, посажена в мешок и водружена на багажник машины.

Днем на стоянке Сулейман наточил нож и отошел подальше с козой. Выброшена была только шкура, все остальное, включая голову и все внутренности, было приготовлено вечером на углях. А Мухаммед с кровожадным видом выковыривал из печеной козлиной головы глаза и ел их))

А с наступлением темноты мы запускали в небо китайские фонарики и даже ели шоколадный торт, который был заранее заказан еще в Джанете и ездил в машине целую неделю. Были, конечно, большие опасения насчет торта, но все обошлось))

Поездка подошла к концу. Самая последняя точка нашего маршрута — белые дюны Erg Admer.  Дюны здесь довольно высокие и очень твердые — по ним можно ходить почти не проваливаясь в песок. Не белые, конечно, но самые светлые из всех, что мы видели. На рассвете и закате они приобретают золотистый оттенок.

Растительность и животный мир пустыни

Слово «пустыня» в русском языке производное от слова «пусто». Считается, что это совершенно безжизненное место, и кроме камней и песка тут ничего нет. Это не так. Животный и растительный мир тут есть. Безусловно, без воды могут существовать не многие организмы, но некоторые смогли приспособиться к жизни в песках. Флора в основном представлена несколькими видами низкорослых деревьев и кустарников.

Попадаются даже такие удивительные цветы.

С животным миром все сложнее. Мы видели очень много различных следов на песке. Животные днем пережидают жару под землей и в камнях, а ночью выходят на поверхность. Учитывая, что мы жили по совершенно другому графику, наши пути почти не пересекались. Видели мы только птиц и верблюдов, как диких, так и одомашненных.

Жизнь тут есть! Ну, или была... Вот доказательства))

Перед обратным вылетом мы приехали в Джанет, чтобы принять душ и переодеться. После долгого перерыва такие простые радости, как горячая вода свежее белье воспринимаются подарком небес. Только тут мы поняли, что устали, но это была очень приятная усталость. Чтобы переждать несколько часов до вылета самолета, мы снова свернули в пустыню, благо буря с вечера успокоилась. Сулейман в последний раз заварил нам туарегский чай, и мы лежали на песке, глядя на светлый горизонт в той стороне, где был аэропорт. Если и была где-то пустыня в это время, то у нас в головах. Пустыня меняет человека. После того, как ты видел рассвет над Сахарой, дышал горячим воздухом и впитывал всем телом ощущение бесконечности, невозможно оставаться таким же как раньше. Было ощущение, что мы прикоснулись к чему-то грандиозному и невероятно прекрасному. Пустыня — возможно, самое красивое, что создала Природа.

P.S. Дальше нам предстоял долгий пусть домой с долгим ожиданием в аэропорту Алжира и ночевкой в Стамбуле. Надо сказать, меры безопасности в алжирских аэропортах очень строгие. У нас постоянно проверяли документы и вещи. Причем, это была первая арабская страна, в которой внимательно читали миграционные карты, которые заполняются перед вылетом и по прилету. В других странах в них можно писать все, что угодно, но алжирские таможенники перечитывают бумажки по несколько раз и исправляют ошибки или неточности. Кроме этого, у всех пассажиров досматривают багаж перед входом в здание аэропорта, после регистрации и перед посадкой. Сданный багаж сначала уезжает на транспортере, но перед посадкой в самолет на взлетной полосе почему-то лежит гора из чемоданов и рюкзаков, из которой нужно выбрать свой и положить на тачку с названием места назначения... Перед трапом всех пассажиров опять обыскивают. Казалось бы, мышь не проскочит мимо бдительных таможенников. Но, несмотря на многочисленные меры безопасности, на борт самолета при желании можно пронести все что угодно. Дело в том, что все делается вполсилы. Досмотрев один рюкзак, могут проигнорировать другой. Женщин досматривают через раз, или вообще не досматривают. Миграционные карты читают, но при этом не смотрят в паспорт. Мы даже ради эксперимента перед очередным паспортным контролем всей компанией поменялись паспортами. Как вы думаете, это кто-то заметил?)))

Подробнее о поездка в Алжир и другие страны http://www.saparov.ru/travels/reporting/964.html

Фотки высший класс!

Если у тебя нет машины, значит у кого то их две...

Отлично! Традиционно качественный рассказ и абсолютно бесподобные фотографии, читается на одном дыхании [и сохраняется в избранном:-)].
Только ваш попутчик Дима был "из Кемерова" (или уже из "города Кемерово").

С-Петербург
Красотищщщаааа!
Живу всегда настоящим.

Да!! Фото супер!!!

Изумительные фото! Огромное спасибо!

Минск
Класс! Лучше фоток на Дроме не видел еще!
Мой отзыв: Ford Focus 2002

оч интересно... я тоже бы съездил..

Новосибирск <-> Сургут
Сапаров детектед.
Subaru Forester '15
Мои отзывы: Subaru Impreza 2007, Nissan AD 2001

нереально красиво )))
иное измерение

Минусинск
Спасибо за красоту! Отчет как всегда на высоте. В полном восторге и даже в опустошенном очищенном состоянии. Пишите еще и удачи в дальнейших путешествиях.

г. Выхлопдар
Хорошее путешествие. История пустынь: http://boris-sinyukov.livejour...
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
G71

всегда интересно было - как вопросы личной гигиены решать в пустыне? там же не отойдешь за куст :)

Отлично

Насладился я пустыней..)) И фото ребёнка с мухами на лице поразило...
Мой отзыв: Toyota Vista 1993

Павлодар
Как будто сам по песку прошел, теперь везде кажется прилип
Изумительные фото...
IPSUM 1997 CXM10G-ARSGT

офигеть!!!!!!!!!! .супер!!!!!!!!!! не земной пейзаж.

PRK-NVKZ-NSK
Супер!!Просто класс!
The Truth Is Out There

Здорово!Но что бы оценить эту красоту нужно ехать самому туда.

Отличный фототур

Almaty Region
Слов нет.... Описано очень очень красиво!
Пишите еще автор. Спасибо Вам!
Фотки вообще красиво
Мой отзыв: Honda Accord 1993

Как всегда нет слов!!!! КРАСОТА! Спасибо!

Фотографы етить, лезут, лезут, потом в заложники попадут и по телеку опять будут слёзные репортажи, высылание борта МЧС, а мы налоги платим и нам предлагается покупать ладу гранту.

Зловеще красиво!

Какого хера там делать?
А где предпочитаешь бывать? На такой отдых у большинсва кишка тонка, так что завидовал бы молча. Люди набрались впечатлений если не на всю, жизнь, то как минимум на половину оставшейся...

Сорри, очепятался))
bi72:
Только ваш попутчик Дима был "из Кемерова" (или уже из "города Кемерово").

Великолепно !!!
Ryazan. Denis. icq: 419476836
Toyota Vista SV33 2.0 4WS 1991г.
Toyota Will VS 1ZZ 2001г.

Как всегда, зачетно!
являясь поклонником вашего творчества. перечитал ваш блог уже давно!
Молодцы! поражаюсь Вам.
Куда собираетесь теперь?
Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами!!!

Отличный фотоотчет!

Мегион
Фото просто завораживают. Классный отчет!

СССР
Молодцы! Красота!!!

Боже, какие фотографии!!! Они завораживают! Я смотрела открыв рот, в каком то оцепенении. Удивительная природа, а фото людей, а руки женщины- это чудо! Большое спасибо за доставленное удовольствие.

Фотки класс

79 регион
Великолепно!!!
Toyota Corolla Wagon 1997, 1.5
Mitsubishi Dion 2000, 2.0

В Алжире (как в стране так и по столице) только русские передвигаются без охраны. Китайцев возят штабелями в машинах (кто их считал). А так конечно бледнолицых даже в столице встретить проблематично, на машине еще можно, а гуляющих-нет. Насчет заложников-этого там хватает.
Насчет фотографирования людей в форме-это правда запрещено-могут без объяснения изъять технику и самого в участок.
А так прикольная страна, особенно прибрежный участок со Средиземным морем и мягким климатом.Особенно радует цена на бензин- точно не помню-но меньше 10 рублей за литр (рублей7-8 -год назад).
Тойота убивает "мосх".
Мой отзыв: Toyota Camry 2014

Актобе
ачуметь !
Sincerely yours, Karen "}{E11 ]3EЯЯE1" Chityan (2:5084/9)
Mitsubishi Grandis, 2006 (09/12- )

элиста
козу жалко.

Берёзовский
Красиво не реально!
Желание и хороший инструмент - 100 процентов успеха.

Ковров
Ну не знаю! По мне красивее жизнь. А это озёра, реки, леса. Душа больше радуется от фоток в отчёте про путешествие в Магадан. А от фоток Сахары - испытываешь какойто трепет и страх
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012

Фото супер ! Чем снимали?
Мой отзыв: УАЗ Буханка 1999

по отчёту сразу понятно что крузак рулит ;)
49R

49 / 54
круть несусветная.
просто класс
Родину люблю, а государство наше в топку.
O kurwa!!!!!!!!!!!!!

Мой отзыв: Honda Civic 2008

ездят же люди...

Одесса
Как вам на новом месте? Я бы тоже бросил всё...................... Но не могу - я из Одессы - это святое! Пишите больше, нам интересно и мы сопереживаем!

Рубчик Алтайский к
фото супер!

офигеть во это фото на что снимали если не секрет?

Мы уже три месяца в Аргентине. Еще полгода-год здесь будем, потом поедем по всей Южной Америке
Johnykey:
Куда собираетесь теперь?

Отлично! Нам тут очень нравится. Из Одессы мы, возможно, тоже бы не уехали)) Спасибо!
Fandor:

vanya7:
Да, посмотрел я первые фото и читать не стал, Магадан и другие истории гораздо интереснее, фотки, ценные не качеством, а тем, что в кадре, дикая природа, живые люди и самое главное история путешествия, преодоления трудностей преград, моменты счастья. А фотографии, которые выглядят идеально не интересно смотреть, их миллионы в сети. За ними жизни нет, нет истории, нет счастья.
Prius09Qashqai11Caldina00Corolla97
Fit12
Tiida06
CeedSW14
Boon17Passo10Corolla98Avenir01

Обожаю комментарии вроде вашего)))
yasaniok:

Рад снова видеть вас, мой юный друг))
Rastabarabasta:
Сапаров детектед.

Каждому свое. Вы получаете удовольствие от созерцания орез и лесов, я - от пустыни. Тем и хороша наша планета.
vanya7:

Раньше "Сенкевича" смотрел - теперь вас буду!

Far East
На удивление очень интересный и емкий рассказ про ваше путешествие, великолепные фотографии - никогда не думал что банальный песок столь красив и разнообразен! Вам ребят позвольте пожелать новых ощущений и приключений, и соответственно новых рассказов с фотоотчетами. Удачи и спасибо за приятные минуты которые я провел за чтением и созерцанием вашего путешествия!

Машины у них путёвые.

Жду не дождусь отзыв арабов от поездки в Якутию или Магадан! С комментариями)))
Глаза боятся, а руки крюки!

yasaniok:
Не надо сравнивать - каждому своё, у каждого свои интересы и приоритеты, рамки и т. д.
TDR

yasaniok:
Иди сфоткай речку на мобилку и показывай мужикам в гараже рассказывая какая там природа и жизнь. Называется рассыпали перед свиньёй бисер.
Подпись.

Иркутск-II
Отличный обзор. Молодцы.
Toyota Camry Gracia Waqon, 2.2, 2000 г.
IT-аутсорсинг.

Обалденные фото и само повествование отличное! Прочитал на одном дыхании. Тысяча раз +5!

Иллюстрации к книге Алхимик

Супер фотки, да и рассказ замечательный!!!!

Замечательно, как и все предыдущие отзывы!!!

Берёзовский
vanya7:
Да как можно судить о пустыне, не побывав там! Каждая природа красива по своему и автор, побывав в пустыне, поделился впечатлениями.
Желание и хороший инструмент - 100 процентов успеха.

Фотки впечатляют!

Фотки улёт.

Вы меня удивили!!!Взяли попутчиков с собой и рассказ позитивный.Первый раз все ВАС почти устраивало.Понравились ваши проводники Туареги калоритные ребята.Фото,как всегда на высоте.Благодаря ВАМ путешествую по миру мне 37 лет нигде за границей не был и даже в Москве и Питере.Вам я ни сколько не завидую.Просто я рад за ВАС,что у ВАС есть такая возможность посмотреть МИР.Ну а я вместе с вами. Мне все интересно и я человек любопытный. Помните,что вместе с вами смотрит и путешествует сибирский паренек.Жду рассказов из далекой Юж.Америки.
Высшая и самая характерная черта нашего народа-это чувство справедливости и жажда ее.

Хорошая линза + мастерство фотографа + пустыня = хорошие качественно пойманнные фото ракурсы. Приятно смотреть.

ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ. АВТОР МОЛОДЕЦ!!!

Нск
Зачетно!!!!) Я могу только представить, как это видеть все в живую!)) Шикарно)

Вот это классно! Необычные места, так и хочется сказать "А Вам слабо?..."

Бердский острог
Красивый, но чуждый мир!
Любите жизнь, цените дружбу!

Шикарно, слов нет - одни эмоции. Маласы - зачОд :)))

Начал читать и подумалось, что то знакомое ...., да первой фотографии, теперь вспомнил, читал этот отчет на форуме Винского. Очень классный отчетик. Близок мне, потому что работал в Алжире несколько лет.

Меня всегда удивляют комментарии про наше вечное недовольство. Я считаю, что у нас все отчеты гипер-позитивные, за исключением России, Таийланда, и отчасти Марокко. Просто мы пишем как о положительных, так и отрицательных сторонах поездки.
Спасибо! И желаю вам, все-таки, побывать не только в Москве и Питере, но и много где еще))
писатель из глубинки:

Nissan safari 60 td42___ Nissan Pathfinder

Молодцы ребята

Алтайский край, Барнаул
Шикарнейшие фотографии и Отличнейший маршрут!
Лучше быть последним львом, чем быть первым шакалом.

dmitry _saparov:
Спасибо и ВАМ всего хорошего.

24->19->77->TJ->78->24->LY->19->72->77->78
говорят что самая колоритная Сахара это ливийская. Слышал от ливийцев. Видел сам, но не сравнивал.
Мои отзывы: Kia Carnival 2008, Honda Civic 2007

экстрим *****

От фотографий дух захватывает - классно! Еще бы в повествовании про технику, на которой передвигались, чуток добавить: как она по пустыне едет, где местные ее чинят,чем заправляют. Сайт-то ведь автомобильный.

БЕСПОДОБНО!!!! БРАВО!!!!
Toyota Altezza
Honda Inspire 2.5S продан(((

Шикарное фото , отличный рассказ . Спасибо.

Ссылка - Сибирь однако

Фото это не пейзаж и не портрет это отношение автора фото к окружающему миру. У каждого оно свое, и даже под настроение. Всеравно не понял здесь больше документальное фото или художественное? Да пейзаж природа это одно, обветрившие руки и мухи на лице девочки это другое. Грязь по телевизору, грязь в новостях грязь здесь, никуда от нее не денешься. Это как примерно: "ой какая красивая девочка как она хорошо танцует, интересно какой туалетной бумагой она попу вытирает?"
Додж-какраван - семейный бегемотик, ниссан - эксперт - трудяга.

Вот это отчёт. Супер.

А вы что хотели сказать, собственно?)))
Свет_55:

Мы были как-раз на границе с Ливией. Судя по фоткам, которые мы видели, с ливийской стороны очень похожий пейзаж. С удовольствием бы туда поехали, но в другой раз))
Быстрый пешеход:

Novosibirsk
Давно хотел Вам (автору) благодарственные слова. Прочитал все отзывы на сайте http://www.saparov.ru (особенно Мадагаскар) Такое ощущение, что сам там побывал. Это просто фанатстика. Молодцы, что уехали из России. Москва наверное для Вас была тюрьмой. Слежу за вашими приключениями.

Honda Fit 2003 1.3
Ка бы не было зимы...

Elnesvagen
Фото просто глаз не оторвать!!

Очень красиво может быть и в пустыне.Очень хорошие у вас фотоаппараты..)

Народ !!
чего то не догоняю... подскажите ПЛЗ, а как в избранное сохранять ???
Спасибо
.....не бойся конца света, бойся того, что будет потом.....

Конечно супер! Только 5+++

Спасибо! Не то чтобы Москва была тюрьмой, но жить там было довольно неприятно, особенно в последние годы.
AE110_54:

На сайте есть три отчета по Аргентине, и на Дроме два))
[quot=MNшаня]Фото - чума... Пески пески... Но черт побери какие красивые пески))) Ждем отчет по Аргентине)
MNшаня:

Фотографии просто завораживают!! Отличная работа!!!
Alphard - Delica - Ford S-MAX - Grandis - Sharan - Honda Element
www.glazfoto.ru
Мой отзыв: Toyota Alphard 2006

супер, нет слов, одни эмоции,

Virginia Beach
И рассказ и фотографии суперские!!
Я думаю мноим было бы интересно узнать хотя бы примерную стоимость такой поездки.
Самое главное во сколько обходится нанять трех туарегов?
Временно в России

Примерно 800 евро на человека без перелета.
Malinich:
И рассказ и фотографии суперские!!
Самое главное во сколько обходится нанять трех туарегов?

А подскажите, что за аппараты у вас и какие объективы? Вообще хотелось бы узнать по параметрам съемки. Некоторые фотографии, как будто с длинной задержкой сделаны или нет?

dmitry_saparov, вы не опечатались? 800 евро или 8000? 8-о

p.s. Спасибо за отчет, как всегда волшебно. А если стоимость 800 с носа, то так же не перестаю удивляться, как на самом деле необязательно тратить много денег чтобы побывать в красивейшем месте. :)
Мой отзыв: Isuzu Bighorn 2001

Lehinskii, какая разница какой фотик? В таком размере фотографий, что выложен на сайте, можно было любой зеркалкой снимать с идентичным результатом.

Но ракурсы и время выбирает не фотоаппарат, а фотограф :)

Не опечатался)) Если бы у нас группа была больше, то стоимость была бы еще ниже.
Деньги не главное. Есть люди, которые за копейки умудряются путешествовать годами.
Медведко:
dmitry_saparov , вы не опечатались? 800 евро или 8000? 8-о

Спасибо за тур.
Все очень профессионально..
Легкой дороги не обещаю. Но нагуляемся вволю! Ваш SUSанин.

Фото живые просто !!!!!!
Не когда таких не видел, спасибо !!!!!!!!!!!!
Вопрос, какими фотоаппаратами это было сделано ?
Nissan Cefiro Excimo. A33-073582. 2001г.

Здорово!

Вот это пустыня я понимаю, вот это природа, не то что нас катали по песочнице в Эмиратах... Эх!!!