|
Воронеж—Пушкин (Царское Село)—Павловск—Гатчина—Копорье—Красная Горка—Валдай—Москва—Воронеж.
День первый
Неожиданно дали три выходных! Счастье-то какое :). Едем!
Цель поездки — посмотреть дворцы 18 века в пригородах Питера, ну и кое-что по военной тематике.
Выехали в четверг вечером в 21:30, после моей работы. По сравнению с нашей поездкой в мае по похожему маршруту дорогу Москва—Питер подлатали, поэтому ехали быстрее и не так напряженно. В Тверской области обнаружили самый дешевый бензин — около 27 рублей, причем British Petroleum. У нас 95-й стоит от 28 до 30 руб. По пути подремали пару раз минут по 30-40 на заправках, и к Пушкину (бывшее Царское Село) подъехали около 14 часов. Там нас интересовали:
Екатерининский дворец с парком, построенный для жены Петра Первого Екатерины Первой.
Знаменитый Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин и другие известнейшие люди той эпохи.
Александровский дворец со своим парком, построенный для внука Екатерины Первой.
Все здания и парки образуют единый огромный и красивый комплекс с каналами и прудами.
Вот только вся эта красота изгажена пустыми бутылками, пакетами от чипсов и тому подобным хламом. Но мусор не смог испортить удовольствие от красоты дворцов и парков.
В парках много птиц, которые охотно принимают угощение у гуляющих там людей.
С удовольствием прогулявшись по паркам, около 5 вечера мы переехали в соседний Павловск, где расположен Павловский дворец, построенный для императора Павла 1, убитого потом заговорщиками.
К дворцу примыкает огромный парк, расположенный в долине протекающей там реки Славянки.
Это один из крупнейших пейзажных парков Европы.
Весь парк мы, к сожалению, осмотреть не успевали, посмотрели самую красивую центральную часть вокруг дворца и поехали на ночевку в соседний городок Гатчина. Тщательное прочесывание интернета помогло найти неожиданно хорошую и недорогую гостиницу — приличный двухместный номер с телевизором и, так сказать, удобствами (хотя какие там удобства — сплошная необходимость :)) стоил всего 1 450 руб. с завтраком, что по питерским меркам просто даром. Интересно, что если летом на севере (в Питере и вообще севернее Москвы) стоят белые ночи, то сейчас — «черные дни» :). Светает на час позже, чем у нас в Воронеже, и день очень темный, сумерки весь день, и темнеет пораньше, чем у нас.
Проехали мы в эти сутки около 1 300 км.
Второй день
На следующий день мы пошли осматривать парки и дворцы Гатчины. Там расположены вдоль цепочки естественных озер два дворца. Один из них - огромный дворец, выстроенный императрицей Екатериной Второй (Великой) для своего любовника графа Орлова.
Дворец невероятного размера, даже сфоткать его целиком не получилось. А сразу напротив дворца — наша обычная грязь и разруха.
Вообще все дворцовые парки удивили мусором, кругом всякая дрянь раскидана, и народец гадит, и служащие не особо убирают.
Ну вот зачем надо было расписывать каракулями этот красивейший мост в дворцовом парке?
Но естественную красоту северной природы трудно испортить.
Во всех парковых водоемах было ОЧЕНЬ много уток, а один раз даже увидели лебединую стаю.
Вода в озерах чистая, до сих пор действуют те же родники, из которых брали воду для прежних хозяев дворцов.
Из этих же озер используется вода и для нынешнего гатчинского водозабора.
Еще один дворец был построен для приората Мальтийского рыцарского ордена.
Он расположен на берегу Черного озера, вокруг которого тоже в изобилии присутствуют следы отдыха местных жителей. Но само по себе озеро очень красиво!
Приоратский дворец — единственный из окрестных дворцов, почти не пострадавший во время войны, остальные были сильно разрушены немцами и восстанавливаются внутри до сих пор.
Оригинальных интерьеров не осталось и в нем, но зато мы осмотрели прекрасную выставку восточного фарфора 17-19 веков.
Из Гатчины мы поехали в деревеньку Копорье. Там находится впечатляющая средневековая крепость, похожая на крепости того же периода в Псковской области в Изборске и Порхове, куда мы катались в 2009.
Ее принципиальное отличие от всех ранее увиденных крепостей — удивительная и опасная доступность любых внутренних помещений: башен, подвалов и коридоров.
Все кругом ветхое, везде темно, и тем не менее везде можно ходить и лазить :). Мы взяли два фонаря и использовали их по полной программе :).
Жена-соратница переносила все эти глупости достойно :).
Затем мы поехали к берегу Балтийского моря (пятый раз в этом году на море, но ни разу не купались :)) осматривать развалины форта Красная Горка. К нему ведет вымощенная булыжником дорога, построенная, наверное, еще при царе. По крайней мере для легкового транспорта она местами совершенно не годится, и ехать по обочине куда приятнее.
Окрестности форта изрыты старыми окопами.
Кругом — остатки старой колючей проволоки, иногда свернутой в огромные клубки.
Этот форт береговой обороны был построен перед Первой мировой войной, но в ней не участвовал. Активные боевые действия здесь шли во время Гражданской войны, а перед Великой Отечественной форт был серьезно модернизирован. Во время блокады Ленинграда этот участок («Ораниенбаумский плацдарм») немцы захватить не смогли в том числе и из-за мощной артиллерии форта. Две огромных пушки (305 и 180 мм) на железнодорожных платформах дошли до наших дней, сейчас их охраняют.
После войны форт мало использовался, и в 70-80-е фактически был заброшен.
Многие бытовые здания сейчас разрушены.
Вот эти руины на плане форта обозначены как «музей» :(.
Боевые казематы форта частично доступны.
Некоторые из внутренних помещений форта мы осмотрели с фонарями.
Металл весь из казематов вырезан мародерами, хорошо хоть, что охрана не дает отрезать стволы у пушек на чермет, как это сделали вандалы в ДОТах Карельского Укрепрайона.
Иногда в казематах появляются сталактиты, как в природных пещерах.
Во время Отечественной войны немцы форт не взяли, но зато теперь современные вандалы рисуют на казематах свастику :((.
Форт расположен на обрывистом берегу, под которым плещется Балтика!
Спустились мы и к морю, погуляли, но искупаться почему-то не захотелось :)).
Из Красной Горки мы поехали в Новгородскую область, в городок Валдай, где у нас был заказан номер в гостинице визит-центра Валдайского Национального Государственного парка. Отличная гостиница, комфортабельный номер стоил всего 1 350 руб.
Рядом — красивейшее озеро, вдали виднеется Иверский монастырь.
Проехали мы в этот больше 500 км.
Третий день
С утра мы поехали посмотреть Иверский монастырь на острове в озере Валдай. К нему ведет живописнейшая дорога по побережью озера.
Красивейшие места!
Оттуда мы поехали в сторону Москвы, до которой оставалось около 400 км. В Клину и Солнечногорске настоялись в пробках — часа два ехали 15 км :((. По пути домой, в Воронеж, заехали на выставку бронетехники в районе деревни Снегири на Волоколамском шоссе. Выставка примечательна тем, что там есть и такие редкие танки, как МС-1 конца 1920-х.
Немецкие Т-2 и «Тигр» тоже увидишь не часто.
Интересно, что некоторые танки можно осмотреть не только снаружи, но и внутри.
Например, вот этот американский «Шерман».
Вот только мусора там накидано, бутылок, пакетов — ну как обычно :(.
В советский ИС-3 гадят поменьше, наверное, патриотизм вот так проявляется.
Ну и затем окончательно направляемся домой, еще 500 км. Приехали в два ночи, как всегда после таких марш-бросков — усталые, но довольные. С утра — на работу!
Проехали в этот день 900 км, а всего за поездку — около 2 800 км. Расход бензина 6,2-6,7 литра, больше всего понравился «ВР» и «Газпром», хуже других оказался питерский «Киришинефтепродукт». В Питерской и Новгородской областях, особенно вдали от основных трасс, с нормальными заправками почему-то напряженка.
Бюджет всей поездки — около 9 000 руб.