|
Досье на автора:
Сотников Андрей — путешественник, писатель, документальный журналист.
Один из старейших авторов сайта ДРОМ. РУ
Автор книг путешествий и книг-бесед с ветеранами В О войны. А также десяти видео-фильмов путешествий и встреч с замечательными людьми.
Цели поездок
Андрей Сотников — при поддержке читателей и спонсоров вот уже два десятка лет старается совершать ежегодные патриотические экспедиции (когда есть средства), цель которых — объединение стран-республик СССР в единое целое, на новых условиях.
Во всех странах, которые посетил автор, народ везде за то, чтоб мы опять были вместе.
Своими статьями, книгами и фильмами автор противодействует духу глобализма, который поглощает весь мир и прежде всего славянский.
Одна из причин, почему автор совершил много экспедиций — их максимальная бюджетность и поддержка читателей, как материальная, так и духовная.
На сайте дром.ру размещено около пятидесяти очерков путешественника, которые легли в основу двух книг путешествий и десяти фильмов.
Но пока автор проехал только половину бывших республик СНГ и рассказал о них правду, потому что в СМИ сегодня правды практически нет.
Как поддержать следующую экспедицию, читайте на сайте путешественника Андрея Сотникова spasi-hram.ru в разделе Помощь или в конце этой статьи.
…До сих пор я ехал просто по границе с Украиной. Дорога здесь идет рядом с границей. Едешь по дороге, справа от тебя лесок и за ним сразу Украина, слева — русские полупустые деревни. Потому что земли эти уже начали освобождать от русских людей. И не удивительно, в воздухе постоянный звук канонады, как будто где-то на Западе гром звучит, только этот «гром» не прекращается ни днем ни ночью...
Где начинается Киевское шоссе, на этом перекрестке я свернул. Тут совсем молодые солдаты, судя по всему срочники, рвы копают.
До Украины еще 30 километров. Интересно, что именно сейчас они решили капитально ремонтировать Киевское шоссе. Почему? Впрочем, действия нашей администрации никогда нельзя было разумно осмыслить, а если будешь пытаться, сам можешь свихнуться. В другое время, конечно, денег у них не находилось… Зато для путешественника это теперь самое идеальное шоссе — широкое, качественное, машин практически нет, а гаишников нет вообще.
После Севска проехал деревню со скромным и оригинальным названием Жидовка. Интересно, как им теперь письма пишут. Те, кто теперь у власти, кто в телевизоре сидит, они нам запретили употреблять это слово. Почему? Обычное польское слово. А деревня эта осталась, не переименуешь? А недалеко от нее есть деревня Иудино. Не верите, можете сами съездить, пока нам еще разрешают передвигаться.
Раньше где-то здесь проходила черта оседлости и евреи могли жить в Украине или Беларуси, но не могли в Москве или Питере. После 17-го года они пришли во власть, и теперь сами диктуют, как жить, что думать и какие слова употреблять…
За последние десятилетия многие евреи уехали к себе в Израиль, но это простой народ, массы, элита их, как правило, осталась у нас и занимает ведущие посты.
Многострадальный Курск
Страшно подумать, но я в эту экспедицию проезжал, то есть прошлой осенью через Курскую область, которая теперь не наша и навряд ли уже будет наша – потому что улучшений похоже не предвидится. А будет только хуже. Видать старцы не случайно говорили, что мы за наши грехи, весь юг потеряем, все наши южные земли. Ведь ни каких объяснений нет, почему мы за полгода почти не можем их выгнать со своей земли. Одной из сильнейших армий в мире обладаем, а одну область освободить не можем. Грузию победоносно взяли за несколько дней, а на Украине тоже за два года с гулькин нос вернули… И столько славян положили. Такая огромная и могучая Россия и из одной несчастной Курской области выбить не можем интервентов. Значит не такие уж мы теперь и могучие, как уверяют нас каждодневно в телевизоре. Одну сомнительную бомбочку запустили и все разговоры теперь о ней…
Заночевал в поселке Становое. Заехал к ним, когда начало темнеть. Тут нашел единственный двухэтажный дом, к нему и прижался, чтоб спастись от страшного ветра, — степь, однако. Утром, однако, никакого ветра не было. И выяснилось, что я ночевал у поселковой администрации. Утром вышел глава поселения, спросил, не требуется ли какой помощи — по моей обклеенной машине сразу видно, что едет путешественник, журналист, писатель и все такое прочее.
Зашел к ним чаю попить. Люди нормальные, от народа далеко не ушли, это не город, где к начальству не подступишься. Хотя все от человека, конечно, зависит. Вспомнил знакомого атамана из-под Тюмени. Тот тоже был главой поселения и не стал в очередной раз переизбираться, потому что, как сказал, система такая, что не замараться нельзя… А он воцерковился и теперь занимается воспитанием молодежи. Вот вам и простой ответ, почему во властях так мало воцерковленных.
… Проехал деревню Хохол, Украина-то тут совсем рядом. Просто хохол и все. А сейчас мы стали излишне политкорректными и слова заменять стали. А великий русский язык, он потому и великий, что нас охраняет. Например, если женщина бля..., то ее так и надо называть. А теперь придумали ночная бабочка и т.д. Она ночная бля… и все. Или голубой. Он не голубой, а пидо… — очень точное слово. И эти слова оберегали, сразу показывали, кто перед тобой. А теперь голубые в телевизоре, большей частью, почему народ и перестал его смотреть, как смотрел в советское неголубое время. Многие только «Голубой огонек» раз в год смотрят, да и то, только чтоб узнать, не будет ли там Аллы Пугачева и прочих, или в России опять ничего не меняется и наши парни на Донбассе зря гибнут.
Последний старец
Под Воронежем заехал в знаменитый поселок Отрадное… Впрочем, он был мало на поселок похож. Особенность этого поселения, что его один человек за последние 20 лет сделал фактически городом. Да что городом, здесь лучше и спокойнее, чем во многих городах. Отец Геннадий Заридзе — один из немногих священников, кому Господь дал разум понять, что сегодня происходит и дал право влиять на наши умы.
Собственно, ради него я и поехал до Воронежа по границе с Украиной... В Оптиной пустыни мне посоветовали встретиться с одним из современных старцев, если меня интересует вопрос, что же в России происходит. А меня это очень даже интересует.
Приехал к ним поздно вечером. Нашел закрытый храм. Все глухо и закрыто. Поставил машину на большой площади перед храмом. Рядом стоял красиво подсвеченный монумент Божьей Матери. Когда утром проснусь — вся эта площадь и соседние дороги будут забиты машинами. Из Воронежа и не только сюда едут страждущие люди. Все тянутся к свету, а свет это порой один отдельно взятый человек, которого Господь услышал и поверил в него…
Здесь я проживу три дня в автомобиле, прямо на этой площади буду жить. Службы у них проходят ежедневно, если не на каждой службе, то почти на каждой присутствует отец Геннадий. Удобно было еще и потому, что здесь всех желающих обязательно кормят после службы, а для паломника из Сибири что может быть важнее, такое редко где встречается, даже в монастырях. А какие-то 200 лет все после храма обязательно шли в трапезную. Очень много людей на службе, полный храм, служба заканчивается — и все опять пустеет, как в храме, так и вокруг него.
Отец Геннадий так или иначе присутствует на службах постоянно — говорит проповеди, совершает общие исповеди... Даже когда его нет в храме, он все равно здесь незримо присутствует, потому что люди на него приходят. Потом в Телеграм я подпишусь на его канал «Православные проповеди о. Геннадия Заридзе». Но я его слушал и ранее. У него этот редкий дар пророческого слова — а чтобы говорить почти каждый день перед большой аудиторией и не воду лить, а по существу, отвечать на насущные вопросы дня сегодняшнего и чтоб каждый, кто сюда приходит, получал свой ответ, даже не встречаясь с ним лично, — это большой, огромный дар.
Отец Геннадий Заридзе и поэт — но кому в наше супер заземленное, материальное время нужна поэзия. Поэтому он нашел себя как проповедник, чтоб слово его доходило до людей. А еще у него есть по-настоящему талантливые песни, которые он сам же исполняет. Если бы у нас было хоть чуть-чуть христианское общество, эти песни неизбежно бы мелькали по ТВ, и радио и жизнь у нас явно улучшилась.
По поводу идей отца Геннадия — перечислять их смысла нет, их надо слушать. Его очень много в интернете. Он, конечно, много лишнего говорит, но без этого сегодня нельзя, без этого его б давно запретили или посадили, как того монаха с Урала, который в ковид стал голую правду вещать. А посему отец Геннадий может и много по сути сегодня говорить и до нас, в том числе, Божью весть доносить.
…Я тут долго жил в автомобиле, и у меня разрядился аккумулятор. А с разряженным аккумулятором, как известно, не жизнь. Поломки не бывают случайные, вторая машина, которую остановил, это оказался правая рука отца Геннадия, его помощник, отец Игорь. Около часа он будет мне помогать завести машину, и мы с ним обговорим вопросы, которые не смог задать отцу Геннадию.
Когда я был в Оптиной пустыни, спросил у них, кто из наших президентов или генсеков был у них в последние десятилетия. Ответили, что никто. Вот вам и ответ на вопрос, почему в России столько неразрешимых проблем и с каждым днем становится только хуже. Можно ли такое себе представить 100 лет назад, при православных царях, каковые часто посещали святые места. Поселку Отрадное повезло больше — отца Геннадия посещал В. Путин лет двадцать назад, хоть нам и говорят, что он к церкви равнодушен и почти никогда не исповедуется. Да, Оптину, духовную жемчужину Руси, никто из руководства нашего не посещал, а Отрадное посещали.
Отдохнул чуток и далее еду на Восток, на Сибирь. По пути заехал в Воронеж.
Судя по последним афишам, в Воронеже выступает Шаман, из которого сделали звезду первой величины. Судя по фото, его заставили сменить имидж, он теперь имеет волосы не а-ля шаманско-африканские косички, а светлые и короткие, стал более на славянина похож. Кто-то усиленно работает над его имиджем. Теперь осталось только сменить имя, но это незачем, он все одно долго не продержится. Как и все, кто слишком быстро взлетел. Просто сегодня из молодых и талантливых больше никого не оказалось.
Шаман далеко не самый патриотический певец на нашем небосклоне, но почему-то все по его поводу вдруг с ума сошли. Я бы предложил больше замечать другого исполнителя, Игоря Растеряева, который в тысячу раз патриотичнее. И никакими сомнительными кликухами себя не замарал. В телевизоре его не очень привечают, а между тем в интернете, его ролики по просмотрам зашкаливают. А они из тех, что на века созданы. Да, властям он не угоден и никогда не будет угоден, потому что поет о народе, о неприукрашенной России, о той, в которой мы все живем. Растеряев, наверно, единственная истинная сегодня звезда на нашей эстраде, кто поднялся без поклона Пугачевой. Как говорят, у нас, чтоб взойти на олимп, надо было получить обязательное одобрение Аллы Борисовны. А за последние десятилетия такого одобрения не получили только двое исполнителей — это Виктор Цой и Игорь Тальков. Но это все блогерские слухи.
Следующее, что мне надо посетить, это молодой монастырь на трассе, где меня с радостью приняли на пару дней и где состоялась интереснейшая беседа с одним из трудников. Если главный Саровский монастырь знают все и паломники едут туда и днем и ночью бепрерывно, то этот знают немногие, а по результативности он может дать даже больше, чем все эти оптины и лавры вместе взятые. И здесь у меня состоится важная встреча с без пяти минут монахом, почему он и согласился откровенно говорить и душу свою открывать.
Серафимо-Саровский монастырь под Воронежем или почему я перестал пить
Рассказ без пяти минут монаха Андрея А.:
Я воцерковился совсем недавно, всего пять лет назад, хотя крестили меня еще несмышленым младенцем, но это мало что значит… Почему теперь к вере пришел? Пил много. Отец у меня был сварщиком. Выпивать я начал еще в школе, потом поступил в институт, но пьянку не оставлял, а она, как известно, все губит.
Стал не успевать. Пошел в армию, после нее поступил заочно, кое-как окончил институт. Бегал по предприятиям. Где-то сам уходил, где-то меня уходили... Долго нигде не задерживался — пьянка есть пьянка.
Потом стукнуло мне 30 лет, и понял я, что пришло время жениться, — ребенок должен быть. Закодировался, хотя я в это не верил, но стопор какой-то был.
Так получилось, что моя мама с тещей вместе учились, за одной партой сидели. И в итоге мы быстро поженились, родилась дочка. Пить я не переставал, но жена, слава Богу, меня 15 лет как-то протерпела. Правда, работать я всегда работал, хоть и не на высокооплачиваемой работе, но за квартиру было что платить.
Вещий сон
И вот, после очередного запоя, приснился мне сон не сон, явь не явь — будто попадаю я в какое-то место. Помню, что там светила луна — где мне предлагают быть гостем на ярмарке. Я еще спросил, что это за деревня? Говорят: Борщево. И засмеялись. Дальше все, как в сказке — баба-яга появилась, и у меня ножки свиные стали появляться. Потом мне говорят: «Рано тебе еще туда»… и я проснулся.
Я бы, может, и не придал этому сну значения, но, когда опять уснул, вновь попал в это место. И я понял, что Борщево и ножки свиные это не просто так, то есть я буду самым лучшим угощением в борще. И тут до меня дошло, что значит это бесплатное приглашение на ярмарку.
И я очень испугался, боялся уснуть, бегал вокруг храма, пока он не открылся, потом на коленях стоял перед иконами с полдня. После этого я начал ходить в храм, причащаться, но пить пока не переставал, хоть и гораздо меньше… Испугался я очень сильно, наверно, двое суток спать не мог… С женой у меня все одно ничего не получалось, и я решил, что мне надо куда-то убегать, чтоб им не мешать.
Мне это показали, не потому что я какой-то особенный. Считаю, что такое всем показывают, но люди не придают этому значения. То есть ножки свиные меня не остановили, но я понял, что Бог есть.
А потом решил, что пойду в монастырь. Сначала хотел полгода тут пожить, а вот уже третий год живу… Я тут не пью, к алкоголю меня не тянет абсолютно, даже курить бросил… Тут очень хорошо, монастырь молодой и к трудникам хорошо относятся, главное, что он в лесу находится и от города далеко.
С женой мы расстались нормально, она ко мне не ездит, я к ним тоже. Я знаю, что защищен здесь, но я не знаю, что будет со мной за стенами этого монастыря. Здесь я абсолютно к спиртному равнодушен, хотя с 16 лет у меня не проходило полгода, чтоб я не выпивал…
Мы в космос летаем, атом расщепляем, но до сих пор не знаем, что такое сны. Но я одно могу сказать, что, если б не этот сон, то я здесь бы не оказался.
В монастырь я, может, и раньше бы пришел, но меня жена не отпускала, страшно ей было одной остаться. С женой и дочкой по телефону говорю редко, только по большим праздникам. Каждый день перезваниваюсь только с мамой…
Про Украину
Я вам не зря говорил про книгу Хазрина «Лестница в небо» — о том, что властям надо от нас все скрывать, заниматься одной дезинформацией. По поводу Украины тоже все скрыто, неизвестно зачем нам все это — ждали-ждали и, когда уже все потеряли, тогда полезли. Мы бы ее, может, за неделю взяли, только не нужно им это.
Россия она все одно останется. Потому что больше некому сегодня противостоять злу, этому глобализму, фашизму, всему этому голубому разврату…
----
После монастыря, чтоб осмыслить все это, долго нигде не останавливался, только заехал в город Чапаевск, но он сегодня интересен не тем, чем вы думали, а своим уникальным храмом, очень всем советую его посетить — таких оригинальных храмов сегодня единицы остались. В интернете, кстати, вычитал, что этот город лидирует по убыли населения, которое сократилось за последние десятилетия на четверть — но это характерно для большинства небольших необластных городков, об этом только не кричат нигде, а обо всякой ерунде пишут и говорят. А зачем нас в городах больших собирают в России и только в России, такого больше нигде нет. А чтоб накрыть в одном месте и все.
Недавно был в Казахстане, так там почти городов нет, и не любят они их, на окраинах городов куча брошенных домов, в которых казахи жить не хотят. У нас все так сделано, чтоб эти бетонные клопятники стоили десятки миллионов, и мы только о них и мечтали. А что такое большой город? Это отравленная пища и среда, это не видеть своих детей, потому что ты на работе, а они в школе, это простаивать часами в пробках... и все это за сомнительное удовольствие жить в большом городе.
В следующем городе Бугуруслан попал на службу. Не часто мне приходилось бывать в староверческих храмах на службах. Запомнилось то, что священник молился за каждого находящегося в храме и даже у меня спросил имя и помолился за грешного путешественника...
В Уфе висят огромные патриотические транспаранты, на которых указаны имена подростков и надпись — спасение на водах или при пожаре… Почему в других регионах этого нет? Почему в советское время это было нормой. Почему здесь они смогли пробить, а мы нет. Или потому, что Уфа это не чистая Россия, а у нас, собственно в России, патриотизма быть не должно. Когда человеку надо пахать с утра до вечера, чтоб прокормить семью, отдать кредиты… ему не до патриотизма. Не случайно, ветеран войны, заслуженный профессор, с которым месяц назад выпустил книгу-бесед, так и говорил — одно из двух, или Россия перестанет быть капиталистической страной или погибнет, — другого ей не дано.
Смотрите, если в советское время средняя зарплата была 120 рублей, значит сегодня она должна быть тоже 120 тысяч. Сегодня говорят о чем угодно, об Украине, об Орешниках, но только не об этом, не о самом главном. А главное это то, что 40 лет назад, в пору нашего детства, коробок спичек стоил 1 копейку, сегодня он стоит больше 1 рубля. Раньше хлеб стоил 18 копеек, сейчас — 40 рублей. То есть зарплата тоже должна вырасти как минимум в тысячу раз и тогда мы будем чувствовать уверенность в завтрашнем дне. И ты не будешь нуждаться, у тебя не выпадут зубы и волосы раньше времени от постоянных переживаний, твои дети не будут уходить в телефон от безнадеги и бесперспективности существования, ты купишь себе нормальный транспорт — мотоцикл и автомобиль, чтоб иногда путешествовать и принимать участие в информационной войне, которую против нас ведет весь мир. А не будешь все свои силы тратить на то, чтоб ходить с протянутой рукой по депутатам и прочим предпринимателям, чтоб твоя писательская семья не протянула лапки и у тебя были средства на следующую анти-глобалистскую экспедицию.
Вот в том и есть сегодня главный обман, что зарплата в России отнюдь не 120 тыс. У нас в Томске такая зарплата у депутатов, предпринимателей, то есть не у народа, а у их полной противоположности.
В Курганской области второй день идет дождь, но асфальт все одно кладут, причем не где-то, а на автостраде. Сколько он продержится? Может, они и правы, если деньги дали, надо их быстро вкладывать в дело, пока не разворовали.
Верующим Господь глаза открывает (беседа в монастыре с Г.)
После Урала заехал в монастырь, поговорил здесь со знакомым монахом. Заезжаю к ним уже 15 лет, первый очерк о них вошел в мою первую книгу путешествий, теперь через месяц должен второй том путешествий выпустить. Они здесь понимают и разумеют гораздо больше нас с вами, что с нами сегодня происходит. Им Господь помогает больше понять, они и со старцами связь поддерживают. Один старец недалеко от них жил, только ему срок дали, за то, что знал много и говорил лишнее, ну и против церкви пошел.
Этот знакомый монах сказал, что есть люди, которые планируют все войны и революции, и эта война тоже кем-то спланирована. Одно ясно, что лучше не будет, надо быть готовым, что будет только хуже (об этом, кстати, все старцы говорят). То, о чем нам говорили наши бабушки, то и происходит. А они верующие были, им Господь открывал, — дополнил он...
Не везде есть храмы. Но если очень захотеть, можно его открыть даже в многоэтажке. На первом этаже создали часовню — если очень захотеть, то все можно сделать.
Сегодня наступают такие времена, когда главные патриоты находятся в тюрьме — поэтому теперь и Родину в первых рядах защищают уголовники, вагнеровцы и прочие ЧВК, поэтому теперь в России почти вся молодежь ходит в наколках, а сейчас зашел в храм, сказали, что им икону Прокопопия Устюжского сделали на зоне вагнеровцы.
Когда была Великая Отечественная война, вся страна была завешана плакатами — Родина мать зовет. Теперь везде висят призывы защищать за деньги, везде висят только суммы и ни одного собственно патриотического плаката, призывающего защищать Родину. На Алтае я недавно встретился с участником СВО, так вот он сказал, что все, кто шел туда за деньгами, там и остались или вернулись покалеченными, за деньги, за одни деньги Родину не защищают.
И еще, те, кто теперь воюет на Украине, в Курске.., они уверены, что после Украины они сменят власть в Кремле. Они за то и воюют, чтоб мы жили в России, а не новом Узбекистане, чтоб нами не правили олигархи, чтоб в школах не было ЕГЭ и сексуального образования, чтоб голубые на ТВ нас не учили жить... Одним словом, еще неизвестно, где идет более важная война, там на передовой, или в СМИ, в правительстве, в наших с вами умах… Где она важнее, — поэтому я и отправляюсь каждый раз в свои экспедиции, которые есть ни что иное, как информационная битва. И калечат там нас, кстати, не менее, чем в окопах.
Вот и получается, что русский мужик должен Украину, Армению, Приднестровье защищать, а потом, если вернется и внутренние проблемы решать и демографию поднимать как-то.
Бродокалмакская церковь (из беседы с прихожанами)
Нам что патриарх, что президент — мы тут с Богом живем, а не с ними. У нас недавно впервые в 21-м веке епископ служил.
На службах у нас бывает до 15 человек, но это когда батюшка приезжает. А так мы по воскресеньям сами собираемся. Читаем молитвы сами и о воинах. Сколько там наших служит, я не скажу, потому что родственники их в храм не ходят. Когда только началось, один-два раза появились и все. А в списках мы молимся за воинов постоянно, у нас там человек 70 записано. Кто-то отсюда, кто-то просто заезжал, подал записку и все.
По пути встретил знаменитую старушку, вошедшую в новую историю.
Сегодня нам осталось только шутить. А нация, которая не утратила этой способности, она непобедима.
Вот только откуда взялся этот забугорный знак Z - ставший символом СВО? Зачем они его ввели в России, которая с западом собственно и воюет. А все потому, что мужички, которые принимали решение, тоже были воспитаны на западной культуре, они смотрели их фильмы и в детстве были восхищены фильмом Зорро и конечно же играли в него, делая из веточек деревянные шпаги. Потому и неудивительно, что они символом этой войны сдуру и с бодуна выбрали латинский вражеский знак, который к России не имеет ни какого отношения.
В Тюмени заехал в дом культуры, где они вяжут маскировочные сети для СВО. Вроде мелочь, но они реально жизни нашим бойцам спасают. Пожилые женщины после работы собираются и вяжут. Знаю, и у нас в городе несколько таких групп-общин, которые вяжут. Потому что сегодня главная война ведется с роботами, с квадрокоптерами, а от них может спасти эта сетка, сплетенная вручную, человеком, потому что, если ее создает робот, механическая швея, квадрокоптер это считывает, замечает и поражает... Вроде ерунду люди делают, а эта ерунда спасает реальные жизни. Сколько надо сил положить, чтоб человека родить, выкормить, воспитать. А эти ленточки копеечные, человеческие жизни спасают, потому что ни один бронетранспортер или танк не может выехать без таких маскировочных сетей? И почему у нас нигде на каждом углу не пишут, что надо эти маскировочные сетки делать, и мало кто вообще знает, сколько они пользы принесут твоим детям, мужьям, отцам, а пишут только об одном везде — сколько стоит сегодня, чтоб на войне оказаться.
Где только русские ни воевали, кого только ни защищали.
Микрик из Донбасса
Под Новосибом заехал в Барабинск, где остановился у храма. Вскоре подъехал микроавтобус на украинских номерах. Сегодня такие номера встретить у нас огромная редкость. Водитель сказал, что автобус этот 85-го года, у них такой стоил 300 тысяч нашими. Почему он номера не меняет? Потому что у него запросили 200 тысяч за новые. Вот это и есть коррупция, причем средь бела дня, это то, с чем и воюют теперь в Донбассе, потому что законными и цивилизованными методами это искоренить уже не удастся.
Сами они с Донбасса, но давно уже живут в России, развозят по храмам цепочки, крестики и прочие товары. Уже несколько раз встречал такие автобусы в своих поездках, потому что храмы не любят закупать подмосковные официальные софриновские товары, они значительно дороже и народу не по карману. А потому, что где Москва, там всегда много посредников присосалось.
Когда-то я сделал фильм с монахом из Приднестровья, который хотел переехать в Россию, где у него вся семья, но он не смог сделать русское гражданство, хотя сам из Сибири, потому что запросили неимоверную сумму. Возможно потому, что он делал документы в Москве. Чеченцы и прочие, которые кормятся на этих золотодобывающих должностях, своих пропускают, а русских всячески тормозят.
С этого года решил с отчетами о своих патриотических экспедициях выступать в разных аудиториях.
Автор выступает в Томской духовной семинарии перед семинаристами. Не удивляйтесь, Африка в последние годы становится очень православной страной.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Почему наши ветераны, после победы в СВО, пойдут на Москву
Из беседы с отцом Виктором, настоятелем церкви Александра Невского Н-го района Томской области
Украина
Я очень надеюсь, что, когда на Украине все благополучно завершится, они потом бразды правления возьмут в свои руки, то есть надо, чтоб они во власть пошли. Тогда это будет новая кровь, которая даст измениться России. И вот в этом случае либерализма у нас не будет, потому что они с ним сейчас и воюют.
Сначала всегда идет идеологическая война, война за умы, и она более важная и сложная. Но даже это не главное, потому что все видят поверхностное, а внутренней борьбы не видят — бес борется против нас. Те люди, которые против нас теперь выступили, это чистой воды сатанисты. У них есть определенные цели, им православие российское — это все одно, что кость в горле. Им любыми путями надо убрать Россию с ее православием.
У Запада эта система разработана уже давно. Они не захватывают государство, они захватывают всегда только элиту — так они сделали в Европе. А когда они захватывают элиту, покупают ее, то они уже командуют всем государством. Первым делом они забирают деньги этого государства, весь его золотой запас. А потом диктуют свою волю, а элита диктует волю народу. Они везде работают одинаково. Но на России это не получилось. Да, у нас часть элиты продана, даже большая часть, но дело в том, что Путин против. Он колеблется, старается всем угодить, но, если б он был как Ельцин, они б уже давно нас расчленили.
Существуют силы, которые хотят управлять миром, они эту цель перед собой поставили и ее потихоньку выполняют, — сейчас они идут к своему завершающему этапу, вот в чем проблема.
Те, кто делали майдан на Украине, изначально хотели построить справедливое государство. Я так и думал, что там власть перейдет непосредственно к народу и Украина будет образца 1920 года и это будет Россия номер 2, то есть они будут реально подыматься. Но там все совсем по другому сценарию пошло. То есть те, кто это все задумывал, они прекрасно понимали, как и куда поворачивать.
Мы всегда про Бога постоянно забываем. В 41-м тоже и Москва и Ленинград должны были пасть и что в итоге получилось — пол-Европы освободили.
И главное, когда у нас была вера, у нас была и Польша и Аляска, к нам присоединялись и Средняя Азия и Кавказ, а как веру потеряли, стало все тут же уходить.
Раньше была коммунистическая партия, она собрала людей и сказала — давайте делать коммунистическую революцию. Они и в гражданскую войну смогли объединить народ, и в отечественную. Тогда они создали идеологию, и все им поверили. А сейчас у нас элита совершенно от народа оторвана и идеологии нет.
Советская партия в СССР это была замена Бога. Они сказали, живите спокойно, подчиняйтесь нам и у вас все необходимое будет. И у нас, действительно, все было и, главное, была стабильность и вера в будущее... В конце концов, 1917 год это было своеобразное спасение для России. Не случись у нас революции, вполне вероятно, было б теперь, как на Западе — храмы в офисы превращены и женщины священниками служат...
Сталин и либералы
Кто бы что ни говорил про Сталина, но он сохранил Россию, которая должна была развалиться. Да, это было жестко, но ему дал Господь такую мудрость, что на одной стороне весов сохранение России, на другой — репрессии. Сейчас нет репрессий, а какое безобразие творится в обществе, что либералы творят с Россией? Не зря еще два века назад наши философы твердили, что либерализм погубит Россию, потому что это не наш путь. Достоевский сказал, что погубят либералы Россию, а потом и себя погубят.
Сталин он весь этот либерализм на корню выкорчёвывал, где только небольшие росточки, все — сразу лагеря, расстрел. Когда ты в экстремальной ситуации начинаешь дергать сорняки, то и, конечно, злаки выдерешь, это однозначно.
Потому что Сталин не мог ждать, он прекрасно понимал, что если это оставить, то либерализм разложит Россию изнутри. Поэтому он всех этих либералов уничтожил подчистую, и у нас тогда получилось сцементированное общество, обалденно сцементированное — общей идеологией, общей целью, общей идеей. Потому, что, когда пришла война, абсолютно весь народ встал на защиту. Не важно было, шел ты на фронт или в тылу трудился. И тогда не было пятой колонны, а сейчас случись война, эта пятая колонна голову опять поднимет. Тогда ее не было вообще. Сталин знал, что будет война и в 37-м репрессии были направлены именно против этой колонны. Конечно, многие и невинные попадали под это колесо.
Могу привести в пример нашу деревню. У нас НКВД приезжало и брало тех, кто хоть чуть-чуть высовывался, потому что у них план был. Моему деду предлагали председателем быть. Он умный человек, сказал: «Извините, я жить хочу», потому и жив остался.
И общество тогда было не больное, как в шестидесятые наши, я еще помню, у нас ценилась честь, правда, совесть... Мы никогда не били, если человек упал, ждешь, пока он поднимется. Если ты девчонку оскорбил, то отвечай за это. Мы не видели тогда, чтоб девчонка курила, тогда этого не было вообще. Мы не могли оскорбить учителя, даже подумать о том не могли. Это был позор, если тебя выставляли на линейке.
Помню, как мы подзатыльники получили. Учитель труда, как дал по голове линейкой, она аж в щепки разлетелась. И ничего, сидишь, чешешь и не побежишь в милицию, потому что сам виноват, довел учителя. Поэтому Сталин и сцементировал тогда общество общей целью.
Сейчас везде кричат — санкции, санкции! Ну и что! Советский союз под санкциями жил 70 лет и прекрасно жил. Нам сейчас нужна другая идеология, не либеральная, а как было у Сталина, которая позволила б народ объединить. А для этого должна быть идея, а ее нет сейчас. Какая у нас сейчас идея? Живите как хотите, а у безыдейного государства нет будущего. У Америки и то есть идея. Они считают, что они спасители всего человечества. Во всяком случае, они в это верят все поголовно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Неформатный батя, или Что мне не нравится в современной церкви
(Бывший военный, а ныне священник, отец Сергий Т. делится сокровенными мыслями о современной церкви)
Конечно, ломать кирпичи головой или прыгать с парашютом, это очень непросто, но гораздо сложнее высказать свое мнение о проблемах современной церкви и помочь ей найти выход. Об этом разговор с бывшим военным, сменившим камуфляж на рясу, отцом Сергием.
Я сам из трудных подростков, состоял с 12 лет на учете милиции. И когда я стал священником, так получилось, что большинство детей, которые ко мне пришли в воскресную школу, а это были бандитские 90-е, они состояли во всех органах контроля. Хотя, на мой взгляд, большинство этих детей не являются трудными.
Батя
Ни один лагерь не хотел брать этих детей, и передо мной встал вопрос о создании такого лагеря для трудных подростков. В лагере я не позиционировал себя как священник, который должен их к чему-то привести. Я им говорил: Вы знаете, что я священник, но я не собираюсь вас воцерковлять, не собираюсь крестить, единственно, что я вас прошу — утром и вечером присутствовать на молитвах. И еще, вообще-то я рясу ношу, но в лагере мне удобнее в камуфляже.
Я им предлагал общаться на ты, хотя, может, это педагогически и неправильно. Они меня называли просто Батя.
Как правило, те, кто был в предыдущем сезоне непокрестившиеся, они выражали желание креститься, потому что крестными у них становились замечательные для среднестатистического мальчишки люди — офицеры взвода специального назначения, или один из самых главных пожарных нашего города, или известный на весь город участковый.
Иногда я им говорил, завтра я совершаю богослужение в соседнем селе, если кто хочет ехать со мной, пожалуйста, но учитывайте, что у нас во время службы состоится таинство исповеди и причащения. Кто не знает, что это такое, я расскажу.
В промежутке между лагерями у нас были запланированы встречи, посвященные главным христианским праздникам — Рождеству и Пасхе. И самое главное в этой программе — участие в ночном богослужении. И к этому ребята тоже готовились. Так ненавязчиво я подводил их к чему-то важному. Поэтому могу сказать, что большинство моих воспитанников имеют представление о христианстве. Хотя есть и отрицательный опыт.
Одна моя воспитанница, она победитель конкурса «Акула пера». В какой-то момент у нее случился свой внутренний мировозренческий излом, и сегодня она себя позиционирует как антицерковный журналист. Она руководит штабом Навального. Я понимаю, что у нее в голове произошло, и это моя боль. Но очень надеюсь, что эти революционные вихры пройдут с возрастом. Хотя, наблюдая за ней, я вижу и справедливую критику отдельно взятых церковно-политических проявлений.
Что мне не нравится в церкви
Сегодняшняя внутрицерковная ситуация мне очень напоминает 85-87 годы. Газеты нам бодро пропагандируют, что у нас собран весь урожай, мы все идем к светлому будущему, а в реальности мы видим спившийся колхоз, который не смог убрать урожай, и он ушел под снег.
Есть вещи, которые мне очень не нравятся. Священник он всегда был средним классом. Нужно понимать, что мы, священники, очень разные, есть умные, есть глупые, есть честные и бесчестные, мы тоже люди со своими человеческими слабостями. У нас существует своя иерархия, есть власть предержащая каста, есть духовенство — рабочие лошади, есть священники, которые ревностно горят своим служением, и вот на пути ревностного горения, они чаще всего ошибаются, потому что не ошибается тот, кто ничего не делает. Есть серая масса, которая вообще ничего не делает. Он абсолютно чист в своих проявлениях, он раз в неделю выглянет из своей убогой кельи, махнет кадилом три раза, закроется, и о нем никто не знает — очень много есть такого духовенства. Но лично мне интересны те, кто пытается что-то сделать, несмотря на свои ошибки.
Еще у нас на удивление похожи президент и патриарх. Патриарх Алексий был абсолютно спокоен, никого не наказывал, все происходило как происходит. Такой же был и Ельцин — берите кто сколько сможет...
Если раньше я мог присутствовать на собраниях студентов и высказать свою точку зрения, сказав, что это не мнение всей церкви, а только мое. То сегодня для меня это может вылиться в большую проблему.
Нас замучили этими отчетами. Доходит до абсурда — не важно, как я провел мероприятие, главное, чтоб я хорошо отчитался. Это бред, но клянусь дьяконом, я в нем не виноват.
В работе с молодежью, а это моя стезя, это вообще страшно губительно. Дети они все прекрасно понимают. Порой приходится с ними договариваться: Ребята, у нас сегодня с вами официальная лекция «Патриарх Кирилл в истории русской православной церкви». Меня все услышали? Теперь давайте сфотографируемся. Все, лекция закончилась. Как живете, ребята, давайте теперь чайку попьем и побеседуем…
Вообще-то я абсолютно аполитичен. Но я полностью согласен с гонимым теперь Андреем Кураевым, который сказал, что, если мы будем и дальше продолжать сидеть перед телевизорами и ничего не делать, то Россия через 20 лет развалится и ее растащат по частям.
Ахиллесова пята современной церкви
Что мне не нравится в сегодняшней реалии? Когда я был семинаристом, во главе стоял отец Леонид Хараим. У нас преподавали лучшие педагоги, они получали хорошую зарплату, сейчас это делается в лучшем случае во славу Божию. Естественно, хороших педагогов в такой семинарии нет. Еще отец Леонид ценил семинаристов, которые с ним не соглашались, которые имели собственное мнение. Тени не было о репрессивных мерах.
Я могу понять, почему сегодня среднестатистический юноша не идет в семинарию, я сам своих ребят не пускаю в семинарию.
Мне не нравится, что в церковной системе нет самокритики и анализа, это одна из ключевых проблем русской православной церкви, ее ахиллесова пята, которая ее разрушает изнутри, это, если хотите, пятая колонна в рядах нашей церкви.
И еще, семинарист сегодня закрыт от всего внешнего мира. Ежедневно в него вкачивают две главные мысли, что его священноначальник — это главный человек в его жизни. А если что-то не нравится, значит послушание в виде поста и молитвы. И считается что так воспитается хороший священник. Выйдя в мир, они сразу начинают ломаться и кто поумнее, уходит из этой структуры на долгие годы.
Наши дети ваххабитами не станут
Понятно, что каждые пять лет подростки меняются, но сегодня идет какое-то ускорение. Эти коммуникации, они, конечно, нужны, но они настолько дебилизируют людей, что я просто развожу руками. С каждым годом мне все сложнее и сложнее говорить с подростками на темы активного образа жизни, им все больше и больше это не интересно.
Несколько лет назад я водил подростков на Эльбрус. В Кабардино-Балкарии мы сидели в кафе, и я заикнулся, что мой двоюродный дядя воевал в этих местах, и я был лучшим гостем хозяина кафе. А когда он узнал, что я священник, он вообще пришел в неописуемый восторг.
Сказали, что у них в поселке есть два муллы, молодой и старый, молодого уважают гораздо больше, потому что он мастер спорта по борьбе и он все свободное время занимается с детьми борьбой. «Мы точно знаем, сказал он, что наши дети ваххабитами не станут». У нас, к сожалению, все наоборот.
Почему наши подростки уходят из воскресной школы? Потому что среднестатистическому священнику воскресная школа не нужна. За 30 лет свободы церкви у нас не создано ни одной здравомыслящей программы воскресной школы. Наша церковь вкладывает деньги во что угодно — в золочение куполов, в автомобили священников, но только не в подрастающее поколение, не в образование — у нас очень не любят тратиться на профессионалов. А вы для интереса зайдите в еврейскую синагогу и посмотрите расписания их кружков, они на своих детях не экономят, они понимают, что это их будущее.
Дети это непослушное стадо оленей
Нужно понимать, что дети это всегда непослушное стадо оленей, которые обязательно что-то не так делают, не так поклонились, не так перекрестились. Они приходят к нам не с Луны, их московская патриархия не клонирует, они все приходят со своими проблемами. На них нужно потратиться, вложиться хотя бы через педагога...
Немаловажная проблема — это наркотики. В Томске с наркотиками все не так плохо. Я служил одно время в городе Тайга. Наркотики там в школах распространяются как компот. У меня ощущение, что это диверсия против нашего народа, иначе не назовешь. По официальным данным в России в сутки умирает 230 наркоманов. Если поделить на число субъектов, в Томской области в сутки умирает три наркоши. Но даже если эти 230 умножить на 365 дней, получится 80 тысяч. Это население города Юрги. Юрги в год нет. В Чечне таких потерь не было в сутки.
Важна не машина, а твое дело
Сейчас очень большие нападки на священников, пишут об их богатствах, больших и дорогих домах, автомобилях. Как будто писать больше не о чем. У меня есть глубоко уважаемый мной священник, который ездит на дорогом джипе. Но у меня не поднимется нога его пинать, потому что я знаю, чем он занимается. Он бизнесмен, у него минимум две фирмы. Он создал структуру, которая занимается людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Потому, что кроме него они больше никому не нужны. Он говорит им: Я готов вас одеть, обуть, я дам вам кров, но вы у меня будете работать ровно три месяца. За это время мы восстанавливаем ваши документы. Работать вы будете с 8 утра до 7 вечера, с 2 часами на обед. Единственное условие, попадетесь на алкоголе, разрываем договор. Субботу и воскресенье вы обязаны посещать богослужение. Я не заставляю вас быть православными, но это мое условие. В своем городе этот батюшка построил четыре храма из пяти действующих. Я считаю, что он достоин той машины, на которой ездит. Важно, что делает человек, а не какой у него автомобиль. Если он храмы строит, бомжам помогает, наверно, он достойный человек и, наверно, может ездить на дорогой машине.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Кому близки идеи автора, очень просим поддержать мотоэкспедицию 2024 г. путешественника и старейшего автора сайта — Андрея Сотникова и проекта «Спаси-храм».
Экспедиции, к сожалению, получаются очень затратные.
И хоть экономлю практически на всем (живу в палатке или автомобиле, готовлю на газе.., но сам могу оплатить только треть затрат).
В сентябре-октябре 2024 года планируется одна из мотоэкспедиций автора (если удастся собрать средства):
Томск—Дальний Восток (с целью понять, есть ли у Дальнего Востока русское будущее).
Томск—Центральный Казахстан (цель поездки — понять, почему в Казахстане может случиться другая Украина).
ВНИМАНИЕ
Во время экспедиций автор собирает материалы для будущих книг:
Из каждой экспедиции привожу несколько больших очерков и 1-2 фильма.
Во время экспедиции в Телеграмм и Одноклассниках на страницах путешественника Андрея Сотникова новости экспедиции выкладываются ежедневно!
Как поддержать следующую экспедицию, читайте на сайте путешественника Андрея Сотникова spasi-hram.ru в разделе Помощь.
Либо можно перечислить пожертвование на карту ОТР банка N 2201 9603 0111 8731 на экспедицию 2024 г. (Андрею Владимировичу С.).
Ресурсы путешественника Андрея Сотникова:
Телеграмм — Путешественник Андрей Сотников
Официальный сайт путешественника Андрея Сотникова — «Забытые храмы России»
Ютуб — Канал путешественника Андрея Сотникова
Экспедиции Андрея Сотникова прошлых лет:
Для получения книг и фильмов автора, просьба обязательно сообщить свой почтовый адрес — по телефону или электронной почте.
Телефон путешественника Андрея Сотников 8 953 913 91 пятнадцать.
Почтовый адрес: 634050 Томский район, Богашевский сельсовет, село Петухово, ул. Новостройка 12. Сотникову А.В.
Помните, что, покупая фильм или книги православного путешественника Андрея Сотникова, вы поддерживаете следующую экспедицию или создание нового очерка и фильмов, — то есть вы вкладываете в будущее России.
Какие книги Андрея Сотникова можно заказать почтой?
1. «Правда ветерана» в 3 томах (беседы с последними ветеранами В О войны 2022-2024)
2. Вторая книга путешествий сибирского казака А. Сотникова по русскому миру (СНГ). 2024 г
Стоимость одной книги, включая пересылку — 999 руб.
Спонсоры и благотворители экспедиций Андрея Сотникова и проекта «Спаси-храм» разных лет: