|
Решение поехать на полуостров Рыбачий давалось нелегко — для этого надо было уезжать из солнечной Бразилии. Погода в Мурманске шептала: «Займи, но выпей!» — +3+5 и дожди. Однако проехаться на машине по непроезжаемым дорожкам Рыбачьего с семьей брата было настолько заманчиво, что я решил — еду!
Выехали в ночь с воскресенья на понедельник на двух Toyota Land Cruiser — 90-ке и 100-ке. Езда по ночам нелегка, потому что хочется спать, зато какая свобода на дорогах!
Пусть выбрали через Вологду (и это было правильно), дорога там очень приличного качества, гаишников почти нет и в семь утра нас встретили там с завтраком.
Добравшись до Вытегры, посетили музей-подводную лодку.
Экскурсия довольно интересная, стоит около ста рублей. Тесные каютки, торпедные аппараты, узкие проходы и люки, обилие пультов управления.
Гальюн.
Спальня.
Сон в три смены, белье меняется раз в десять дней, в соседнем помещении — дизеля. Полный ужас. После Вытегры остановка на поспать для водителей и поесть для всех. Далеко не заезжали, но встали возле озера, в котором, к сожалению, не получилось искупаться — плохой берег. Еду готовили на свежекупленной плитке, очень, надо заметить, удобная конструкция оказалась.
Уже ближе к Кандалакше дорога местами ремонтируется, да так, что «Камазы» еле плетутся. Мы, конечно, проскочили почти не притормаживая, навстречу прекрасному рассвету.
Закупились продуктами и переночевали в Мурманске в арендованной на день квартире (три комнаты, ~2 000 руб. в сутки), а на утро отправились на Рыбачий. Почти сразу после съезда с трассы и КПП остановились у водопада. Не самый впечатляющий вид, но и им мешал наслаждаться мелкий дождик, так что поехали дальше.
Машины были груженые, поэтому на подъемах в 90-м «Прадике» периодически загоралась лампочка A/T TEMP и приходилось стоять минут 10-15 ждать, пока она отключится. В это время быстро пробегали по окрестностям в поисках красот.
Дорога здесь пока еще неплохая, постоянно приходится уворачиваться от ям, но в целом довольно крепкая грунтовка. На поворотах надо быть осторожным — никаких ограждений нет, как и обочины.
Повсюду следы прошлой войны и настоящей службы. «Здесь сражались герои Рыбачьего на склонах Муста-Тунтури».
Да, исходя из опыта поездки три года назад, знали, что дров на Рыбачьем не найти, поэтому везли с собой (из-за них, кстати, сломался багажник на крыше).
В момент, когда была сделана эта фотография, мы услышали странный, приближающийся грохот. Теряясь в догадках, забились на обочину и ждали. Через пару минут мимо нас гордо проехал правильный внедорожник для этих мест!
Сразу после въезда на Рыбачий свернули направо и въехали в заброшенную деревню. Впечатление производит гнетущее, Все, что могло быть сломано, — сломано. Зато полы и стены в деревянных домах вполне могут сгодиться на дрова.
Дорога становилась хуже и начали появляться небольшие переправы, впрочем, тогда вызывавшие определенный восторг и желание пойти проверить глубину, прежде чем проехать (забегая вперед скажу, что так ни разу проверку и не сделали, доверяли машинам на все 100%).
А вот и первое ощутимое препятствие — здоровенная яма заделана какими-то кусками тягачей (остатки валяются вокруг), а следующая за ней оставлена как есть.
И снова след войны.
На одном из склонов обнаружили каменные домики (ну, стены от них).
Встретили коренного обитателя.
Если нас удивляли велосипедисты в Патагонии, которые едут сотни километров по гравийке, тут меня лично они ввели почти в ступор.
Очередной брод.
Здесь, на берегу Баренцева моря, неплохая стоянка. Ветер был не очень сильный и температура колебалась от +2 ночью до +6 днем. Одеться, конечно, пришлось основательно.
Неприятно поразило обилие мусора на береговой линии, устроили большой субботник, освободив метров 50 берега от мусора. Кстати, ехать по ночам легко — здесь не темнеет!
Пока ехали, насобирали грибочков, — их видно прямо из машины.
А остатки ужина скормили собаке.
Вкуснейшний завтрак.
На следующий день попытались проехать, как можно дальше на восток. Нельзя сказать, что удалось прорваться далеко — в 500 м от военной части развернулись и поехали назад. Все-таки там нужны лифтованные машины на 33" резине.
Погода иногда радовала солнышком, и было приятно смотреть на разноцветное море.
Вообще машин на полуострове довольно много, все джипы разных мастей.
При очередной переправе потеряли передний номер на 100-ке, на 90-м решили его на всякий случай снять (и не зря, потому что оставили пластиковую рамочку, которую тоже где-то оторвало). Очень рекомендуем всем снимать номера, если, конечно, вас не прельщает снятие-постановка на учет в своем родном МОТОТРЭР.
Не раз вода доходила до лобового стекла, а ведь Крузеры — высокие машины!
Видели и действующие локаторные станции, но подъезжать не хотелось.
Первый бункер на пути. Мощное каменное строение с толстенными стенами и крошечными окошками. К нему в камнях прорыт окоп.
За ближайшим холмом мы заметили здоровенную литораль (отмель) и не преминули на ней покататься
Очень приличная на вид дорожка с очень острыми камнями — здесь случился первый прокол на 100-ке. Боковой порез сантиметра 4 длиной :(.
Обед после смены колеса.
Закончив исследование Рыбачьего, отправились на Средний, почему-то нам казалось, что скала Два Брата находится именно на нем.
Следы охоты на кроликов.
И очередная заброшенная деревня, впрочем, облюбованная для заготовки припасов рыбаками и грибниками.
Грибы, кстати, повсюду. Только наличие АБС спасало их от неминуемой гибели.
Видели и безумных мотоциклистов из Польши и Самары. Ездят они куда быстрее машин, за исключением, пожалуй, особо глубоких переправ.
Второй бункер уже со встроенной пушкой.
Внизу коридоры, комнаты отдыха, склады снарядов. Пол залит водой, но кто-то заботливый положил ящики и ведра, чтоб можно было ходить.
Второй прокол опять случился на 100-ке. Запаска была всего одна и уже использована, поэтому пришлось прям на коленке ремонтировать колесо в последний момент взятым набором.
В темноте искать новую стоянку было тяжело, поэтому решили ехать до стоянки, облюбованной в прошлый раз недалеко от Муста-Тунтури. Ведет туда «немецкая» дорога — во время войны она была построена немцами, и качество ее, по словам брата, заметно отличается от построенных нашими. Я, лично, серьезных отличий не заметил — все такая же разбитая дорога с кучей камней и небольших переправ.
Дальше стало совсем темно и фоткать перестали. К четырем часам утра доехали до стоянки и заснули, еле успев расставить палатки. Утро.
Искупавшись в озере (вода ледяная, бр-р) отправились на покорение той самой Муста-Тунтури, что уже неоднократно упоминалась.
Дорога была и так непростая,…
…а тут еще ее залило разлившимся озером, и метров 30 было недоступно. Бросили машину и пошли в обход.
Виды интересные, особенно, когда пытаешься представить, каково здесь было во время войны. Голые скалы, пулеметы фашистов на горе... Вот здесь следы войны наименее затронуты туристами.
Укрепления из камней вполне выдерживали прямое попадание из пушки.
На вершинах стоят кресты в память о тех, кто за них сражался.
Еще одно впечатление — советская колючая проволока уже сгнила, а вот немецкой еще можно пользоваться по назначению.
Искореженные двери бункеров выглядят мрачно…
…как и памятники погибшим.
И каменные окопы. Не представляю, как их можно было «выкопать».
Нашли и ямы, куда складывали тела. Длиннющие пещеры, выдолбленные в скалах, из которых веет холодом.
И бывший военный госпиталь. Говорят, в прошлый раз тут видели лоток с инструментами, сейчас уже ничего нет, только две огромные пещеры.
Каша на завтрак и счастье собаке :).
Погода достала нас окончательно (иначе мы бы простояли тут еще денек), и мы отправились в Хибины — горный массив, где на трех рудниках добываются минералы: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат и титаномагнетит. Было там холодно (вокруг лежал снег, несмотря на август) и ветрено, приходилось прятаться за машинами.
Не давало покоя то, что у нас «Ленд Крузеры», поэтому полезли в горы (до верха не доехали, машину стало жалко, очень уж она подпрыгивала и кидалась камнями из-под колес).
Здесь уже темнеет ночью и закат был фантастический. Жаль, мы не успели добежать до перевала, который его загородил.
На следующий день погода была похуже, но, несмотря на это, мы решили прогуляться по верху гор.
Виды оттуда завораживающие, но лезть довольно тяжело — острые шатающиеся камне не располагают к быстрому передвижению.
Зато изучили массу разных мхов и лишаев.
Почти вершина.
Когда мы добрались до самого верху, откуда-то снизу прилетело здоровенное облако, поэтому кроме него мы еще почти час ничего не видели.
Пообедав, мы отправились к еще одной цели нашей поездки — пустыне около Варзуги. Пустыня довольно условная, конечно, но песка там правда много :).
На самом деле это одно из немногих мест, где почва довольно твердая и на ней можно поставить лагерь. Чуть в стороне —настоящий песок. Туда мы и поехали кататься :).
И опять закат...
Дальше была обратная дорога через Питер, где мы намучались с обгонами и трафиком на Ленинградке, но доехали до Москвы и завалились спать.
Порадовал вот этот знак :): из «Крутой поворот» сделали «Неровная дорога», но получилось забавно, особенно в свете фар (ночью было куда лучше видно).