|
Летом прошлого года, когда я зашел в гости к другу Косте, он предложил: «Мы тут на Маркаколь собираемся, потом по Старо-австрийской дороге, на озеро Язевое и обратно, поехали с нами!». Давно я хотел увидеть это необычное по своей красоте горное озеро (Маркаколь), да еще и время отпуска совпало с планируемым временем поездки. В общем, долго не раздумывал. Перед поездкой, во время сбора информации о Маркаколе, наткнулся на рассказы о Киин-Керише, кусочке Марса в нашей Восточно-Казахстанской области (ВКО).
«Киин-Кериш — это вскрытые эрозией отложения пестроцветных, преимущественно красных, глин. Город духов — так называют это место с неземными, марсианскими пейзажами. Размытые водой и ветром глины образуют здесь очень яркий, причудливый ландшафт».
К сожалению, во время прошлогодней поездки попасть на Киин-Кериш не получилось. Мои возгласы по рации «Давайте заедем, это где-то здесь, а где — не знаю» не нашли отклика у товарищей по экспедиции. «Искать долго, а навигатора нет…», «Тогда там придется ночевать, а это потеря времени 1 день», «У нас и так программа насыщенная» и т.д. Короче, проехали мимо.
И вот, спустя год, мы собираем вещи для поездки на Киин-Кериш, своими глазами увидеть эту красоту. План путешествия таков: старт 27 августа из г. Усть-Каменогорска, областного центра ВКО, где мы, собственно, и живем, через Казнаковскую переправу, Курчум, в Киин-Кериш (всего около 320 километров). Там любуемся-фотографируемся в лучах закатного солнца, ночуем, а дальше видно будет. В планах посетить Шекельмес (аналог Киин-Кериша, только поменьше, находится на берегу озера Зайсан) ну и вообще, посмотреть, все, что достойно внимания в этом районе нашей области». На все четыре дня, возвращение 30 августа. Состав экспедиции: я, моя жена Лена, племянник Владик на Montero Sport; и мой дядька Игорь с дочерью Алисой на ВАЗ-21063. На мой вопрос, почему на «Жигулях», хотя в гараже стоит Mitsubishi L200 прозвучал ответ, типа, «Ты говорил, дорога не очень плохая, если что — Монтерой вытянешь», «Зачем мне гнать большую машину, нас ведь всего двое…» Ладно, не мне спорить с любителем «Жигулей», на «шохе», так на «шохе»!
Выезжаем утром 27 августа, заправившись на выезде, часа через полтора подъезжаем к Самарке. Заправившись «по пробку» (т.к. на другой стороне Бухтарминского водохранилища бензин дороже), наконец-то подсчитал расход «Montero» по трассе, который составил 13,5 литров на сотню. Ну, где-то так и думал, все-таки 3.5 литра, автомат и AWD. Еще через полчаса подъезжаем к Казнаковской переправе. Вся проблема в том, что с прошлого года, по причине ветхости, большие паромы не работают. Частники организовали переправу на баржах, соответственно, баржи ходят не «по времени», а «по наполняемости», да и размером поменьше больших паромов. Помня прошлый год (поездку на Маркаколь), приготовились к очереди на погрузку, внеочередников, которым: «Мне пофиг, это наш курчумский менталитет, главное самому уехать!» и выяснение отношений: «Куда прешь, видишь, очередь!». К счастью, видимо, из-за того, что в связи с переносом праздничных дней, суббота была рабочим днем, очереди почти не было, даже прошлось подождать с полчаса, до заполнения баржи. Стоимость перевозки «Montero» превысила стоимость перевозки «Жигулей» в два раза. Причем, почему-то плату они рассчитывают не по длине или весу, а по объему двигателя. Хоть жена и сказала, что у нас объем двигателя 2.5, :) ставка все равно была максимальной.
40 минут переправы и вот он, долгожданный противоположный берег, встречающий нас флагом и надписями на государственном языке, выложенными на склоне горы.
20 километров до Курчума, потом еще 80 по не очень ровной асфальтовой дороге. Степь, холмы, степь… Чахлая трава, ни деревца кругом. Так непривычно. Больше ездим по северу области, а здесь такой разительный контраст. Купили арбузов. Курчумских. Странно, в Курчуме арбузы стоят дороже, чем в областном центре. Расчет на проезжающих на Маркаколь богатых туристов?
Свернув с асфальтовой дороги, поехали по вполне приличной грунтовке. По пути встречались какие-то красивые кусты. Методом дедукции :) определили, что это саксаул.
Очень порадовал навигатор, заказанный на e-bay месяц назад. Установил в него Navitel и Ozi explorer. Указав в навителе подсмотренные в Google Earth координаты, ехали как с опытным штурманом.
Проехав километров 20 по степи, слева стали появляться долгожданные красные холмы. Поворот «налево», от красоты появляющихся пейзажей по лицам стали расплываться счастливые улыбки. Ур-р-ра, мы приехали, мы видим ЭТО. Выскочив из машин, как ошалелые стали бегать по холмам, смотреть, любоваться, смотреть еще раз… Не описать словами, просто выложу фотографии.
Разбив лагерь в центре Киин-Кериша, покушали. Порадовал «рекламо-автомобильный» арбуз. «Даже арбузы знают, что Mercedes — лучшая машина!».
23 августа мы с женой отметили трехлетие совместной жизни. Сидя в ресторане, она сказала: «Я с собой на Киин-Кериш свадебное платье возьму. Пофотографироваться!».
Порадовало отсутствие мусора и других следов жизнедеятельности человека. Хотя кое-что все-таки нашли, причем вещи весьма необычные для этого уголка планеты…
Проснувшись утром, сфотографировав тени, и убрав за собой следы пребывания, выдвинулись в сторону Черного Иртыша.
Черный Иртыш порадовал нас теплой водой, купаясь в которой, мы смыли пыль Киин-Кериша, а также красивыми видами дельты реки. На поверхности воды, несмотря на полдень, периодически плескалась рыба.
Отдохнув с полчаса, мы поехали к месту впадения Черного Иртыша в озеро Зайсан и далее, по берегу Зайсана, к Шекельмесу, месту нашей следующей ночевки. Тянув «Жигули» через протоку, «Montero» немного забуксовал, но, освободившись от прицепа, радостно взревел своими шестью цилиндрами и, получив пинок от толкавших сзади девчонок, с легкостью выехал из песка на твердую землю.
Удивила ветхость домов в близлежащих аулах, кучи мусора на окраинах, общая бедность. А может, и не бедность, вдалеке виднеется вполне приличный «Lexus».
По хорошей грунтовой дороге приехали к началу озера Зайсан. Песок, теплая вода, камыши… Ну просто рай для рыбы.
Но, спустившись к воде, огорчились неприятной картиной. Берега опутаны брошенными сетями. Люди, что с вами! Зачем так губить природу? Вытащив на берег пару сетей, выпутав и отпустив еще живую рыбу, облили бензином и сожгли все остальное, затем поехали дальше.
На горизонте замаячили контуры рыболовных корабликов. Ни разу не видели, как промысловики ловят рыбу. На значительном расстоянии от берега между двумя кораблями протягивается невод, длиной с полкилометра, и они тянут его к суше. На берегу невод отцепляют от кораблей и далее вытягивается на берег вручную.
Просто так рядом стоять и глазеть мы не стали, помогли вытянуть невод, за что были вознаграждены. Приветливые рыбаки подарили нам двух больших судаков и щуку. Причем удивило, что из всего обилия рыбы берут только средних и крупных судаков, крупную щуку. Крупного сазана — уже 50/50, т.е. по неведомым нам критериям одного берут, другого отпускают. На леща, окуня, сорожку, язей даже не смотрят. Эх, если бы домой ехали, можно было бы купить рыбы побольше. Но нет, пропадет на жаре.
Увлеченно фотографируя нас с 7-8 килограмовыми щуками, Лена заметила: «Что-то фотоаппарат как-то странно работает… Где все наши отснятые кадры?». Эх… Вот незадача… Неприятное известие №1 — фотографий больше не будет. Последнее сохранившееся фото меня и «Монтеры» на фоне Зайсана, а мы едем дальше.
К вечеру приезжаем к ущелью Шекельмес. Очень похоже на Киин-Кериш, но преобладают белые глины и структура холмов несколько другая. Они не такие пологие, меньше разрушены временем. В Шекельмесе встретили туристов на видавшей виды Mitsubishi Delica. Отец с дочерью и зятем. Дочь с зятем (не русскоговорящим) приехали из Германии, катаются по области, в планах посетить Киин-Кериш, Маркаколь, Язевое и другие интересные места. Здесь мы наконец-то покушали. Отдали дань похвалы свежепожаренному судаку. Сварили раков. Ммм…. Даже Владик, который принципиально не ест рыбу, съел один кусочек. Переночевали. Ночью задул очень сильный ветер. Да-а, спасибо Алисе, уговорила остановиться в ущелье, а не на берегу. Сдуло бы, как домик Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города». Лежим в содрогающейся под порывами ветра палатке, а сверху на лицо через вентиляционную сеточку меленький песочек сыпется. Проснулись утром как подмастерья на мельнице! Все в белой пыли. Пока навели порядок в лагере, приготовили покушать, уже обед. Не хочется никуда ехать. Сделаем день отдыха. После обеда на пляж из соседнего аула приехала местная молодежь. Гуляют после свадьбы. Поздоровались. Выпили за здоровье жениха, невесты, за достаток в доме, за всех родственников, потом еще их друзья подъехали… Гулянка удалась!!! А так хотелось отдохнуть в тиши и покое. Уехали. Ну да ладно, говорят, свадьбу повстречать — еще сто лет прожить! Вечером посидели у костра, поговорили, полюбовались красотой глиняных холмов.
Утро, 30 августа. Завтра всем на работу. Потихоньку собираем вещи. Жарко. Дует слабый ветерок к берегу. В августе вода в Зайсане прогревается настолько, что начинает цвести. Да, покупаться сегодня не получится. Всю зелень, разогнанную вчерашним штормом, принесло обратно. Зайдешь по щиколотку, пальцев ног не видишь. Мыли посуду — даже потеряли ложку. Загрузились, поехали, с тоской оглядываясь на Шекельмес. Как же здесь красиво!
Грунтовка, потом асфальт, проезжаем Курчум. На скорости около 90 км/ч двигатель «Montero» глохнет. Правый поворот, остановка. Пытаюсь завести — ничего не происходит, даже не чихает. По рации торможу Игоря: «Мы сломались». Что удивительно, ездили на Зайсан на охоту осенью прошлого года, мы с женой, тогда еще на Nissan Terrano 2, и друзья Локтевы на Nissan Patrol. Димин «Patrol» сломался на этом же самом месте, и мне пришлось тянуть 200 км огромного, груженого всяким туристическим скарбом «Патролa» до города.
Игорь на «Жигулях» дотягивает меня до переправы: «Там, пока будем стоять в очереди, разберемся, что случилось». Подъезжаем к хвосту длинной очереди. Один паром на другом берегу, второй только отчаливает. Последний выходной, все едут домой. Пока стояли, выяснил причину поломки: не работает бензонасос. Выход один, тянуть машину на тросу до города. Причаливает паром. Да это какой-то кошмар: шум, нецензурные выкрики, оторванное зеркало у машины с сильно-наглым водителем. По ходу, на паром мы не входим. Стоящие за нами машины разворачиваются, едут километром дальше ко второй пристани. Ну, нам туда же. Приезжаем. Очередь из 18 машин, из них два грузовика. На баржу входит около 28 машин. Вроде входим. Проезжает вне очереди одна машина, потом вторая… Начали нервничать… Немного поругались с внеочередниками. Услышали в ответ: «Наглость второе счастье!». Наконец подошел паром, еле затянули «Монтеру» по крутому подъему с причала. Маловат двигатель 1,3 литра на «Жигулях». Переправились. Вспоминаю строчку из руководства по ремонту и эксплуатации: «Автомобиль с АКПП допускается буксировать не больше 50 км со скоростью не выше 50 км/ч». Ну-ну… С расстоянием пролетаем. Со скоростью, по ходу, тоже! Чтобы у «Жигулей» хватило сил вытянуть нас на подъем, машины нужно заранее разогнать, причем чем быстрее, тем лучше. Эврика! Достаю инструмент, залезаю под машину. Откручиваю передний и задний карданы от мостов (восемь болтов), подвязываю… Все, можно ехать сколько угодно долго и с любой скоростью. До дома добирались долго. На одном перевале сил у «Жигулей» не хватило, даже на первой скорости. Скатывались назад, пробовали второй раз, третий… Безрезультатно. Темно уже. Больших машин на горизонте не видно. Тормознули легковую, за нее зацепили «Жигули», за «Жигули» — «Монтеру». Ура, едем! Поднялись! Спасибо тебе, незнакомый водитель. Возле Таинтов опять чуть не встали на крутой горке. Машины еле едут. Выскочили с женой из машины, давай подталкивать «Монтеру», а в голове мысль, только бы успеть запрыгнуть обратно, темно, Игорь и не знает, что мы не в машине. Помогло! Поднялись.
До дома добрались в пол-первого ночи, уставшие, но полные впечатлений! Выходные прошли не зря, увидели много новых и красивых мест: Киин-Кериш, Черный Иртыш, Шекельмес.
Комперсирую недостаток фотографий с Шекельмеса другими красивыми фотографиями Восточного Казахстана. Все же не зря нашу область называют «Маленькой Швейцарией».
Всем счастливых дорог. Юрий Ковтун.