Путешествие к озерам Маркаколь и Язевое, или Вояж по Старо-Австрийской дороге

28.11.2011 | 37237 просмотров

«Восточный Казахстан приютил один из самых удивительных уголков Казахстана — Маркакольский национальный заповедник. Жемчужиной этого края по праву называют озеро Маркаколь, лежащее во впадине, ограниченной Курчумским хребтом с севера и хребтом Азутау — с юга».

Ну вот, все элементы пазла (отпуск, желание и возможность) сложились в картину, на которой, пока еще туманно, стали вырисовываться очертания озера Маркаколь, по праву считающегося одним из красивейших Восточного Казахстана.

Ранним субботним утром 24 июля 2010 года наша дружная компания, в прекрасном настроении, встретилась на перевале Чечек, на границе г. Усть-Каменогорска. Впереди — неделя путешествия, в планах посетить озеро Маркаколь, проехать по легендарной Старо-Австрийской дороге к Катон-Карагаю, побывать на озере Язевом у подножия горы Белухи и вернуться домой. Состав экспедиции: семья Павловских на Nissan Patrol, семья Локтевых на Toyota Hilux Surf и мы на Nissan Terrano II.

Быстро пролетели два часа до Казнаковской переправы, очередь на паром, общение с не в меру наглыми водителями, считающих себя умнее других… Моя жена Лена очень уравновешенная девушка, но какой она устроила скандал очередному таксисту, пытавшемуся проскочить вне очереди и проехавшему буквально по ногам Ире Локтевой с маленьким ребенком! Дима, муж Иры, добавил к словам Лены кое-что от себя лично, и на какое-то время порядок восстановился. Чтобы в корне пресечь подобные попытки, мы просто перегородили своими машинами дорогу до самого прибытия парома.

Дорога, дорога… Проехали Курчум. Качество асфальта постепенно ухудшается, да и пейзажи вокруг становятся все унылее.

Остановились на обед у какой-то речки. Искупались в теплой воде. О-о, судя по карте, это Кальжир!!! Озеро Маркаколь питают 27 рек и речушек, но вытекает из озера только она, единственная река!

По мере приближения селу Теректы, вдали, как миражи в пустыне, возникли песчаные горы. Желтое на зеленом! Красивейшее зрелище!

А вот и государственная граница… Не где-то там, незаметная, под крылом самолета, а здесь, рядом с нами. Даже не верится, что Китай так близко.

Дорога приближается к горам. Впереди Мраморный перевал. Жара! Все выше и выше… стрелки температуры двигателей у Terrano и Surf. Пора снизить скорость. От открывающихся видов захватывает дух. Фото меня и пока еще чистой машины на фоне Китая, а мы едем дальше.

По мере приближения к Маркаколю безжизненные, выжженные солнцем склоны гор покрываются ковром зеленой травы, появляются первые лиственницы.

Заветная цель все ближе и ближе… Маркаколь, мы едем к тебе. Очередной поворот… Ур-р-ра-а, восторженные возгласы по рации, мы добрались. В Урунхайке (деревня на берегу) спросили у местных о возможных местах стоянки. Дорога вдоль берега, конечно, оставляла желать лучшего. Patrol и Surf, оба на грязевой резине, уехали вперед, а наш бедный Terrano, мужественно плюхаясь в грязь, периодически беспомощно вращая маленькими шоссейными колесиками и оставляя за собой борозды, прочерченные задним мостом и еще чем-то, как позже оказалось, что глушителем, медленно полз к месту стоянки. Нужно отдать должное штурману Артему, периодически подкладывающему в колею камни — благодаря его усилиям, мы все препятствия проехали своим ходом, не прибегая к помощи буксировочного троса.

Красивая полянка найдена, палатки поставлены, в котелке готовится ужин… Можно искупаться и полюбоваться восхитительным закатом.

Утро. В солнечных лучах Маркаколь оказался еще красивее! Теплая чистейшая вода, песчаное дно, красивейшая водная растительность.

А вот такого зверя я сфотографировал на нашей палатке.

В этот день мы решили перебраться на противоположный берег, т.к. там можно было найти песчаные пляжи, которых так не хватало на этом берегу. Едем обратно в Урунхайку. В последней низине перед крутым подъемом, «Terrano» не хватило сил выбраться, и он остался стоять, глубоко провалившись в грязь задними колесами. На помощь подоспел «Surf», но и ему было не под силу вытянуть нашу машину на свободу. После нескольких безуспешных попыток, сломав на «Сюрфе» передний привод, мы буксировочными тросами сцепили все три машины вместе. «Nissan Patrol» с мощным 4,2-литровым турбодизелем, буксуя всеми колесами в пелене дизельного выхлопа, вытянул «Surf» и «Terrano» из грязевой ловушки.

Первые потери.

Купив в Урунхайке банку ускучевой икры и пиво, после нескольких неудачных попыток, безуспешно отговариваемые изредка встречавшимися местными, типа, «...да там еще ГАЗ-66 в этом году не проезжал», нашли верный путь и выехали на дорогу, лежащую на правой стороне озера. Перед очередным препятствием, осмотрев место объезда, мельком взглянул на перед машины. Так, чего-то не хватает…, вижу сиротливо торчащие болтики на заляпанном грязью бампере. А где же наш номер? Предупреждаю Костю с Димой, чтобы не уезжали, поворачиваю обратно. Путь до ближайшей лужи, быстрая пробежка босиком по щиколотку или по колено в грязной воде, обратно в машину, до следующей лужи… На третьей луже судьба сжалилась! Пальцем ноги нащупал что-то твердое. Вот он! Повезло!

Пара переправ через речки, в одной из них, из-за размытого берега, пришлось повисеть на днище, не касаясь передними колесам дна. Буксирный трос, «Patrol» в роли тягача, едем дальше! Комары! За эти десять минут они чуть не съели нас заживо. Вообще, я заметил, за последние два года этих кровопийц развелось достаточно много, даже в тех местах, где их раньше не наблюдалось.

При очередной буксировке был полностью оторван передний бампер. К счастью, бампер на «Terrano» неокрашенный, видимых повреждений не получено. Наконец, около семи вечера, мы находим прекрасный длинный песчаный пляж. Все, добрались!

Следующий день — день отдыха. Но нам же не сидится на месте без дела! Несколько раз съездили за камнями, сложили каменку, разожгли огонь, натянули каркас… К вечеру прекрасная баня на берегу была готова! Разгоряченные выбегали и ныряли в прохладные волны Маркаколя. В такие моменты забываются все проблемы, город, работа, понимаешь, что не зря был проделан этот длинный путь!!!

Утром следующего дня, Артем, проснувшийся раньше всех, и решивший покидать спиннинг услышал какой-то шум и треск в рощице за палатками. Но, т.к. рыбалка важнее, он не стал особо размышлять об источнике шума, сказав нам за завтраком: «Там было что-то большое». А недалеко от лагеря мы увидели вот такие медвежьи следы.

К обеду, собрав лагерь, выдвинулись дальше. Старо-Австрийская дорога зовет! В связи с начавшимся штормом, получили пару веселых минут во время объезда болота по воде. Поднять паруса, полный вперед!

Начинаясь неприметным свертком, Старо-Австрийская дорога, построенная в 1914-1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, покорила нас своей красотой!

Вечерело, начался дождик. Было довольно прохладно, поэтому палатки мы поставили напротив друг друга, накрыв баннерами, а в центре установили печку. Переночевав у этого живописного местечка, утром поехали дальше.

К сожалению, сильная облачность помешала увидеть с перевала гору Белуху. Но не беда, подъедем поближе! Спустившись по горному серпантину на асфальт, мы направили свой путь к озеру Язевому, лежавшему у подножия Белухи. Глушитель «Terrano», еще на Маркаколе начавший недовольно бубнить и, видимо, обидевшись на наше равнодушие, начал голосить в полную мощь! Добился же своего, уделили внимание. От нижней части глушителя осталось не больше половины, а стоящая на месте машина с заведенным двигателем по звуку стала похожа на тепловоз. От громкого шума спасаемся за закрытыми окнами.

В селе Урыль асфальт закончился и, после прохождения паспортного контроля, путь наш пролегал по грунтовой дороге, иногда хорошей, иногда и не очень… И вот, в угасающем отблеске давно ушедшего солнца, нашему взору предстала Она. Белуха.

Нашли в темноте подходящее местечко, развели костер. Дров мало, все сырые. Поскольку за въезд в заповедник заплатили кучу поборов, как-то за въезд, за стоянку, за пользование тропами и т.д., решили без зазрения совести прибрать увиденную возле базы отдыха небольшую кучку дров. Причем за дровами, почему-то, поехали на «Террано». Выбрали, блин, самый тихий автомобиль. Ночью температура упала ниже нуля (и это 29 июля), замерз даже борщ в котелке. Хорошо, что способ постановки палаток был уже отрепетирован днем раньше.

Взошедшее солнце согрело нас своим теплом, а нашим глазам открылся прекрасный вид на Язевое озеро.

После завтрака, несмотря на не совсем подходящее время (позднее утро), решили немного порыбачить. Буквально за полчаса поймали на уху трех больших язей. Ближе к обеду мы с женой решили, что программа мероприятий выполнена полностью и стали собираться в обратный путь. Впереди нас ждал трехнедельный отдых с родственниками на базе отдыха на побережье Бухтарминского водохранилища. А наши друзья решили задержаться на Язевом еще на денек.

На обратном пути заехали посмотреть на каскад Язевых водопадов, образованных вытекающей из озера речкой, и, около 11 часов вечера, без приключений и поломок, не считая громкого шума от глушителя, приехали в Усть-Каменогорск. Чего не скажешь о наших друзьях, но это уже другая история…

Всем счастливых дорог!

Юрий Ковтун.

Замечательная поездка, отличные фотографии! Казахстан - очень красивая и самобытная страна со множеством действительно удивительных уголков природы. Удачи в новых путешествиях!

крута

Обалденно.
А как тайоту вытаскивали ?
Nissan Patrol Y61
Мой отзыв: Nissan Patrol 1998

МО
Отличная поездка, хорошие места!!! Да да... про Сурф интересно было бы узнать... досталось бедняге...

ой как не хватает продолжения, про совсем другую историю, просим просим просим!!!

Первое, что приходит в голову после прочтения и выдоха, РЕБЯТА Я ОБАЛДЕЛ ОТ ВАШЕЙ ПОЕЗДКИ.
Держите мульен +1000000

Сыктывкар
Особо интересен турбодизель на 4,2 литра у Патруля :))

john298:
Особо интересен турбодизель на 4,2 литра у Патруля :))

Отлично покатались.

По поводу номеров, в Питере, деда Пак перед началом бездорожья дает команду "Номера снять, сложить в багажник". Ибо искать номера по лужам глубиной по пояс - занятие неприятное.
Котлы Wolf - редкое говно!
ООО "Хортэк-Центр" - торгуют котлами Wolf.

Хех, мы в то же время ездили через Язевое на Нижний лагерь (конями есс-но от Язевого), потом я хотел на Маркаколь по австрийке, как раз когда вы там ехали навстречу, да попутчики что-то сдулись, не захотели, а в одного стрёмно как-то было. В итоге с другой стороны съездили на Киин-Кириши и до Мраморного перевала. На Маркаколь, увы, пока не попал, но попаду обязательно.
TLC-76, 2013
In Via Veritas

bi72:
А что смущает? Таких машин много, в т.ч. и новых, просто официалы их у нас не продают. https://auto.drom.ru/nissan/pat...;fueltype=2& ;go_search=2
насколько я знаю там атмосферный 4.2 одна подушка безопасности и вёсла на дверях

да на курчумской переправе без предел твориться. особенно в этом году как большой паром убрали. зато с меня денег не брали. забыли наверное.
Восторг и удовольствие от вождения Actyon Sports будут длиться вечно.

Молодцы земляки! Поездочка просто класс! Сложилось впечатление, что вы не в первый раз там путешествуете. Рассказ замечательный, достаточно информотивный, фотки отличные! Про переправу: раньше на одном, как сказал уважаемый aubaev, большом пороме (Енисей, Днепр, Иртыш) работал мой хороший знакомый. Когда переправа была государственной, паромы проходили ТО своевременно и качественно. Сейчас, когда пепреправу выкупили (золотое дно), ТО сами понимаете... Например, днище гнеет, требует капитального ремонта, но новые хозяева тратится не хотят, и все гнелые места, просто заливаются раствором цемента. Примерно тоже самое с другими элементами судна. ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ!!!
За рассказ спасибо. Зачет! Зачет! Зачет! Ура Усть-Каменогорск!!!!!

хорошо сьездили+5
Что ни делается,все к лучшему.

а с Сюрфом что случилось? походу рычаг оторвало с шаровых? и что делали то потом?

Молодцы 5+

Краснокаменск
Street Storm:
крута
В Забайкалье красивей. ИМХО ))))
Поменяю RA 3, на RA 6. RA 3 в ОТС.
КЕМЕРОВО
Парни! Планирую поездку на Маркоколь; Кто-нибудь в силе, поподробнее просвятить о технике прохождения границы в этом направлении, заказе пропусков и прочих нюансах?...
Спасибо - откликнувшимся!!!

Oмск
Красивые места!
Внушительный список...

абакан
дайте отчет по сурфу

кемерово
В Забайкалье красивей. ИМХО ))))
Ты прокатись по ВКО,а потом будешь сравнивать!!!(извини что на ты)

молодцы, что справились, а ещё хотелось бы послушать другую историю
Оооо. Депрессия? Давно не виделись! Проходи! Чай, кофе или сразу водочки?

зачет5 места красивые
Nissan LAUREL HC-35
Мой отзыв: Nissan Laurel 2000

Красота! Места похожи на Горный Алтай! Доезжал в этом направлении через Зайсан, Буран до Алексеевки, видел песчаные дюны на сопредельной территории
Toyota Kluger V 2,4 S был

Honda Stream RN-1 '00 был
Toyota Caldina ST215 '98

odmin4eg:
турбо 4.2 и электрические стеклоподъемники... С турбиной все просто - контрактный двигатель, вероятно и не от патруля!

В Забайкалье красивей. ИМХО ))))
Сказать ничего не могу, на Байкал еще не ездили. Но, когда-нибудь, обязательно!!!

gruss:
Жаль, много потеряли...

Garrri22reg:
За рассказ спасибо. Зачет! Зачет! Зачет! Ура Усть-Каменогорск!!!!!
Ура, Усть-Каменогорск :)
В первый раз...

контрактубекс:
дайте отчет по сурфу
Ну там все просто. Открутилась шаровая. Единственное "но" - в самом удаленном от города месте нашей области! Прогулка по дороге (в обратную сторону), тест на внимательность - и 2 болта из трех найдены!!! Ур-р-ра, поездка продолжается!!!

Карелия
+ мильон! молодцы! хороший отчет и фотки супер!
Мои отзывы: Daewoo Matiz 2008, Ford Escape 2002

Coolenov:
Часто бываю в ВКО, но да Маркаколя наверное не доберусь на своей пузотерке
Я думаю, не проблема! Медленно, но верно (через Мраморный перевал). По дороге обязательно посетите Киин-Кериш! Мой отзыв https://travel.drom.ru/17563/ Но вот что плохо: по дороге, хорошей или не очень, вы доедете только до Урунхайки (деревня на берегу). Ну, скажем так, не самое красивое место!Прокатиться по берегу озера - не получится...

Даже мусора не увидел как у нас (даже в тайге уже горы), видать казахи не такие "свиньи" как большинсво из нас (

Природа обалденная, +5. Поднимался на Памир тоже проезжал границу с Китаем.
"Когда я хочу жрать - я говорю:"Хочу жрать!"" ©Н.Воронин

surf как обычно со своей болячкой как и прадика 95 впрочем.
Mazda Axela+MMC Pajero

В Забайкалье красивей. ИМХО ))))
Это лишь твоё мнение, я сейчас работаю в Забайкалье и летом ездил на машине в Усть-Каман, там всё-таки покрасивее будет.......
Tourer V M/T, HKS,Greddy,Blitz

Классно! Только коментов к фоткам маловато, ну и продолжить бы))
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2002

Almaty Region
природа-это дар бога человеку.
автору и машине здоровье.
ждем еще отчетов
Мой отзыв: Honda Accord 1993
Ust-Barguzin
за отчет -5
минус за "К вечеру прекрасная баня на берегу была готова!"
вот еще бы небыли загублены молодые деревья то была бы полная гармония
не ужели нет средств на разборную мобильную баню

MIH82:
surf как обычно со своей болячкой как и прадика 95 впрочем.
это не их болячка это болячка владельцев, что ставят "555"

PS Хорошо тут болячки митсубиши не вспоминаются ;)

Neytron:
Классно! Только коментов к фоткам маловато, ну и продолжить бы))
Ну всем бы мед, да еще и ложку побольше.

иркутск
Очень хорошая, интересная поездка:)), желаю вам побывать на Байкале:))

абакан
настоящие сыщики-госномер на полметра под землей, болты вдоль дороги-респектище

Там где нас нема
хорошо, молодцы, +5

В Забайкалье красивей. ИМХО ))))
да были мы вэтом году на Байкале,с обеих сторон объехал.Ничего класного неувидел,на Алтае и в Казахии даже получше.Небыл ты видать в Казахстане и Алтае. (каждый ... свое болото хвалит).
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

Красота!!! Был тоже в тех местах описываемых в отчете, кроме собственно оз.Маркаколь.В одну машину ссыкотно было по Австрийской дороге ехать.Казахстан сила!!! Думаю поеду туда еще не один раз :)
Так получилось

Класс!!!

А что с сурфом то случилось?

Класс!!! Как здорово, что везде свобода: едешь, где хочешь, встаешь лагерем в любом месте, и вокруг практически никого нет!!! Очень понравилось! Пишите еще о Восточном Казахстане! Очень интересно!

г. Краснокаменск

Бабушкин
молочага 5+ если можно было поставить 10+ я поставил бы

Coolenov:
Так это и есть Алтайские горы...... ))) Горы ВКО - это отроги Алтайских гор....

Ocean2Ocean:
Читал все ваши отчеты.Завидую белой завистью.Молодцы! :) Если не были в Восточном Казахстане - сьездийте, чесслово не пожалеете.Там есть на что посмотреть! :)
Так получилось

Энгельс
Природа Казахстана удивляет и очаровывает меня, всё больше и больше. Надеюсь там побывать. Спасибо за отчёт!

Где-то в НСО
Служил в казахстане, а природа везде по своему красива...
Говорят, человек полностью свободен только тогда, когда едет куда захочет.(с)

в сурфе нижнии шаровые работают на разрыв, вот и не приятный сюрприз!
тойота сурф 215 5VZ низколетящий истрибитель
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 1996

По-моему глупо говорить: "красивее там, или лучше здесь". Каждый край прекрасен по-своему, везде есть изюминки.
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

Фото супер!!! Уже хочу туда. Жду лета! :)
Это у Павловских колесо вывернуло?

Усть-Каменогорск
Только что с Маркаколя вернулись...На северном берегу - также комары, также безлюдно, также - бездорожье...на Паджеро ободрался пластик на пороге, потеряна защита...народу на Австрийке - довольно много...

Усть-Каменогорск
Да-а, у Сюрфа есть такая тема - выворот шаровых...Трижды выворачивало...Хорошо, хоть в городе...А вообще в 2010 м на Сюрфе дорогу до Рахман проехал играючи на лопнувшей задней пружине...

Мирхат:
Эх, хотел в августе этого года повторить маршрут, до что-то пока не получается... Вопрос! Не останавливали ли вас пограничники? В позапрошлом году мы, как и многие, не оформляли пропуска в погранзону, проехали без проблем. Так вот, если неожиданно вдруг соберемся на Маркаколь, и времени на оформление пропусков уже не будет, есть шанс не получить лишней головной боли из-за бюрократических проволочек?

Усть-Каменогорск
Мы ездили только до Маркаколя со стороны Катона - но народ вроде проскочил - Артем (в новостях на ук.кз) - говорит, прокатили командировочные удостоверения...ребята с Емска вот чего говорят: http://yk.kz/forum/showthread.php?6619-%CC%E0%F0%EA%E0%EA%EE %EB%FC-2011%28%C0%E2%F1%F2%F0%E8%E9%F1%EA%E0%FF-%E4%EE%F0%EE %E3%E0%29&p=509893&viewfull=1#post509893

блин...с Семска..))

Мирхат:
Мы ездили только до Маркаколя со стороны Катона - но народ вроде проскочил - Артем (в новостях на ук.кз) - говорит, прокатили командировочные удостоверения...ребята с Емска вот чего говорят: http://yk.kz/forum/showthread.... %EB%FC-2011%28%C0%E2%F1%F2%F0%E8%E9%F1%EA%E0%FF-%E4%EE%F0%EE %E3%E0%29&p=509893&viewfull=1#post509893
Спасибо! Значит все-же нужно оформлять...

Здорово отдохнули!...

Познавательно как!! хороший отчет!

Интересные места. Спасибо за рассказ!