|
На майские праздники 2011 г. мы решились на полноценное путешествие на своей машине для полного осмотра Альп. В Альпах мы были в 2008 году в рамках короткой поездки в Швейцарию.
Альпийские пейзажи нас очень впечатлили, поэтому спустя три года мы решили снова вернуться в эти прекрасные горы. Хотя мы были во всех крупных городах Швейцарию, больше всего запомнились не они, а горный поезд Glacier Express и…
… городок Zermatt с видом на пик Matterhorn.
Как и Гималаи, Анды и Кордильеры, Альпы являются водоразделом, который делит реки на различные бассейны. Если первые три горные системы являются континентальным водоразделами, то Альпы — это водораздел между бассейнами рек Атлантического океана и Средиземным морем, которое является часть Атлантического океана.
В рамках концепции проекта путешествий «От океана до океана» мы не только путешествуем от побережья одного океана до другого, но и посещаем водоразделы океанов (как было в путешествии по Монголии или в путешествии по Центральному Тибету).
Как правило, водоразделы представляют собой горные массивы с небольшой плотностью населения, что позволяет полноценно отдыхать на природе вдали от мегаполисов. Именно тот факт, что большую часть времени мы будем вне городов — предопределил место майского путешествия.
В этом путешествии мы выбрали для себя только три крупных европейских города, в которые решили заехать (Прага, Венеция и Париж), а другие решили игнорировать, потому что культурное наследие Европы столь огромно, что если заезжать во все крупные города, то не хватит времени на пребывание на природе, и начнет «замыливаться» глаз.
Обзорная карта путешествия
Общий километраж путешествия — 8 200 км, 29 дней (с 21 апреля по 19 мая 2011 г.).
Подробная карта маршрута по Альпам
Наша машина — это Nissan Navara, 2,5 TDi (2009). Кстати, на Дроме доступен подробный отчет об эксплуатации Наварыча.
ДО БЕЛАРУСИ
За неделю до отъезда (середина апреля) в Москве лежало вот столько снега… :о((
Визы получили без проблем за четыре дня и за чуть больше чем 2 000 руб. (итальянское посольство даже дало мультивизу 90/180, т.к. мы уже получали у них визы, когда собирались в путешествие по Ливии).
Подавались, как всегда, самостоятельно. В качестве броней — кемпинги. Вместо авиабилетов — страховка на машину и ксерокс всех документов на авто и ВУ. В общем, по списку посольства. Страховка («зеленая карта») на 1 месяц обошлась в 2 900 руб.
Дорога М-1 (Москва-Минск-Брест). Смоленский участок (ограничение — 90 км/ч, но все идут 110-120). Как правило, гаишники стоят в населенных пунктах, на горках, когда просматривается трасса на 3-4 км, или спрятавшись в разрывах отбойников.
Купили карточку Garmin Europe 2011 и вставили в GPS, который был куплен еще в Австралии. На наш взгляд, в России GPS абсолютно не нужен — слаборазвитая сеть дорог и огромное количество указателей позволяют автомобилисту легко ориентироваться при движении. Но в Европе и особенно в городах США без GPS — никак…
Наш GPS в России (на нее карту мы не покупали) был включен ради развлечения – посмотреть насколько обзорная мировая карта основных магистралей, вшитая стандартно во все устройства отличается от реальности. Вывод: погрешность — пара сотен метров.
Последняя российская заправка ЛУКОЙЛа — больше топлива по такой низкой цене (0,62 евро за литр) мы не увидим ни в одной европейской стране. Забегая вперед, можно сказать, что по итогам путешествия самый дорогой дизель мы заправляли во Франции (по 1,42), наша средняя цена топлива составила 1,07 евро за литр (43 руб. за литр).
Расходы на топливо — это самая большая статья расходов в этом путешествии — они составили 806 евро.
Проехав 8 200 км, мы сожгли 750 литров дизеля или в среднем расход составил 9,14 литров на 100 км.
Это чуть выше нашего среднего расхода в 7,5 литров на трассе, но машина была полностью нагружена, к тому же более 1 500 км маршрута пришлось на горные участки и серпантины, где расход был выше 11 литров на 100 км. В России мы залили в канистру 20 литров отличного лукойловского дизеля ЭКТО — на всякий случай, если случайно мы залили бы где-то не очень качественное топливо. Думаете, в Европе это невозможно? Наш опыт показал обратное… :о(((
Хотя говорили, что нельзя провозить более 10 литров, но уже по итогу можем сказать, что можно было бы и 60 литров провести — на польской границе нас никто не проверял. Просто открыли кунг — они посмотрели на кучу туристического снаряжения и сказали закрывать.
У нас еще были продукты (ну, типа, гречки, пшеничной каши, настоящего горького шоколада и сухарей с изюмом т.д. — всего того, что в Европе не купить). Никто ничего не проверял! А между Россией и Беларусью вообще таможни не осталось!
БЕЛАРУСЬ
При пересечении границы топливо вырастает в цене сразу на 20%. Но что удобно на белорусских заправках — так это, то, что на них можно платить в любой валюте (рубль, доллар, евро).
Очень необычна вежливость водителей грузового транспорта в Белоруссии, которые смещаются на обочину, чтобы пропустить машины, идущие на обгон.
В стране все сельхозугодия сознательно распахиваются!
На белорусском участке М1 — ограничение скорости 120 км./ч. Покрытие отличное! ГАИ не видели.
Многие, наверняка, знают по прошлым нашим отчетам, что мы любим отдыхать на природе, стоять своим лагерем вдали от городов. Но если в Европе, США или в Австралии полно кемпингов, где есть возможность остановиться, то на постсоветском пространстве такой инфраструктуры просто нет, но зато есть возможность найти отличную стоянку в 3-5 км. от трассы, съехав на любую грунтовку и углубившись в лес. Ранее таким образом мы в нашем путешествии по Монголии ночевали 42 ночи из 45 на маршруте. За все время у нас был всего один инцидент (Тункинская долина, Иркутская обл.), да и то из-за нашей ошибки — мы стали близко к населенному пункту. А так, этот формат ночевки очень безопасен, и вы все время на свежем воздухе на природе!
Наш лагерь находился в 20 км. от Бреста. Встали в 4:45 утра, чтобы пройти погранпереход как можно быстрее. Общеизвестный факт — рано утром намного меньше машин, чем в любое другое время суток.
ПОЛЬША
Обе границы мы пересекли за 35 минут и уже в 7:40 утра мы въехали в Польшу. Но в обратном направлении рано утром было нереальная многокилометровая очередь из легковых авто!
После суперских магистралей Беларуси нас ожидало разочарование от польских дорог, которое к концу дня переросло в категорическое неприятие!!! :о(((
Вот это федеральная трасса Брест (Тересполь) — Варшава. Она проложена через населенные пункты, которые длятся километрам. Итак 4 км вы едете со скорость 90 км/ч, а потом 3 км. со скорость 50 км/ч (во всем Евросоюзе в городах ограничение ниже на 10 км/ч, чем на территории бывшего СССР). И такая трасса на всем протяжении от Бреста до границы с Чехией — а это около 700 км!!!
Все это усугубляется еще тем, что в каждом (!) населенном пункте стоит радар!
Не знали, насколько законно в Евросоюзе пользоваться антирадаром, но наш детектор в Польше пищал безостановочно! Уже когда вернулись домой узнали, что «радар-детектор везде запрещён категорически. Штраф порядка 1000 евро и конфискация агрегата». Но у нас в это раз не было никаких проблем с ним — никто его не обнаружил. Хотя в Австралии у нас его уже отбирали, к счастью, без штрафа… :о))
Такие радары официально обозначаются знаками. Но часто мы выявляли радары, которые были встроены в светофоры и не были никак обозначены. Так что наивная привычка поляков притормаживать только у знаков с радарами не имеет ничего с реальностью тотального контроля над движением в этой стране… :о(((
Таких пешеходных переходов построено в Польше десятки тысяч. Хотя вместо них более логичней было бы сделать прерывистую линии обгона. Единственная надежда обогнать грузовик — это его добрая воля по перестроению на обочину… Кстати, нигде в мире мы не видели такого огромного количества венков вдоль дорог — польские водители, обезумев от такого движения по родной стране, пытаются на участке в 100-200 метров обогнать как можно больше грузовиков… Вот от этого и такая аварийность… :о((
Все трассы «зажаты» в отбойники, хотя столько места для строительства полос обгона!
К такой дорожной сети добавляется другая проблема — Россия экспортирует в Европу нефть и газ по трубопроводам, а обратно европейцы везут большую часть импорта России на машинах. Поэтому в направлении на восток гигантские пробки из грузовиков!!! Летом это выглядит безобразно, а снежной зимой в стране вообще транспортный коллапс (вспомните зиму 2010) !!! К тому же всей стране расположены огромные складские комплексы, в которых хранятся товары для потребителей на Востоке!
Поляки строят хайвеи, но строят их очень медленно! Мы пару раз проезжали такие «куски» по 10-15 км, которые неизменно заканчивались вот такой картиной…:о(( Даже пару раз постояли на ремонтных светофорах, когда два потока могли ехать поочередно по только одной полосе.
В общем, Польша разочаровывает уже несколько десятков лет — раньше (лет этак 10-15 назад) по ней было небезопасно ездить из-за рэкетиров, а сейчас просто нервно, медленно и утомительно! В общем, уже к середине дня мы решили, что больше в Польшу «ни ногой» — возвращаться обратно будем через Прибалтику паромом через Балтийское море (из Киля (Северная Германия) в Клайпеду (Литва).
Позже мы шутили, что наверно Евросоюз специально Польше не дает средства для развития магистральной дорожной сети — в них живут старые страхи об агрессии России в отношении Восточной Европы. И «если» русские войска снова двинуться на Запад, то все наступление «захлебнется» в Польше с такими дорогами… :о)))
Только проехав Польшу, мы поняли весь смысл анекдота:
«Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 г. с нападения Германии на Польшу, а нападение Германии на СССР только 22 июня 1941 г.
Вопрос: что делали немецкие войска все это время? …
Ответ: стояли на польской таможне!!! :о)))
Еще одна проблема — решили заправиться у местного лидера рынка — в сети «Orlen». У этой компании даже есть собственный НПЗ. Но топливо, которые мы залили, было просто ужас. Машина просто потеряла динамику! Нам даже показалось, что топливо хуже, чем то, которым мы заправлялись в Монголии. Причем здесь цена дизеля была 55 руб. за литр!
Если исключить фактор дорог, то визуально по Польше ехать очень приятно. Все чисто, красиво, все дома и сады ухожены.
ЧЕХИЯ
Вы не представляете, с каким энтузиазмом мы пересекли границу с Чехией! Нам потребовалось более 11 часов (с 7:40 до 19:00), чтобы проехать расстояние в 700 км по польской территории.
Чтобы передвигаться по чешским дорогам вам нужно купить виньетку за 250 злотых (или где-то 10 евро) и приклеить ее на стекло. Но взимание денег за движение по Чехии того стоит — дороги в отличном состоянии, большая часть проложена вне городов, а вне хайвэев можно идти около 90 км/ч.
Стандартная чешская дорога… :о))) До Праги (180 км) мы долетели за два часа!
Идем точно на запад!
ЧЕХИЯ (ПРАГА)
В Праге мы остановились в самом центре — в кемпинге Česta Caravan Park (Císařská louka) (21 евро), который находится на острове посередине реки Влтава.
Далее в скобках после названия кемпинга мы будем указывать стоимость кемпинга в евро за ночь на двоих с палаткой и машиной. Вид из лагеря нас просто поразил!
Что такое европейский кемпинг? Каждой машине дается площадка, достаточная для палатки. В целом палаточники стоят разряжено, а владельцы караванов плотно. Средняя стоимость ночи — 20 евро. В каждом кемпинге есть обязательно душ, туалет, электричество на площадках, а также места для мойки посуды, иногда стиральные машины и даже бассейн! В Восточной Европе кемпинги проще чем, например, в Западной Европе.
Все эти фото сделаны в Австрии и в Германии.
Многим, наверное, непонятна разница между двумя типами аппаратов — внизу стиральные машины, а вверху сушилки белья. Очень удобно — из процесса стирки выпадает веревка и многочасовая сушка белья. Впервые эти машины появились в США, а первый раз мы ими воспользовались в 2005 г. в Канаде, когда в сушильный аппарат по незнанию было положено грязное белье и порошок — вот было представление, когда гранулы порошка начало выбрасывать из «стиральной» машины. На что канадцы долго смеялись и говорили, что всем европейцам это в диковинку. Будьте осторожны! :о))
В Австрии, на наш взгляд, самые технологичные кемпинги в мире (можем сравнивать, ведь мы жили в сотнях кемпингов от Чили до Аляски, от Гавайев до Новой Зеландии). Вот, например, автоматические двери и бесконтактные смесители…:о))
В больших кемпингах часто есть бассейны и даже детские площадки (на фото кемпинг в Версале (пригород Парижа)). В общем, кемпинги — это отличная возможность комфортно жить
на природе в самом сердце европейских городов.
Читатели наших отчетов спрашивали:
Вопрос: КАК ВЫ ИСКАЛИ КЕМПИНГИ? ПО ИНТЕРНЕТУ, ПО НАВИГАТОРУ ИЛИ ПО УКАЗАТЕЛЯМ? САМ Я ВИДЕЛ КУЧУ САЙТОВ, ГДЕ МОЖНО НАЙТИ КЕМПИНГИ, НО ИНТЕРНЕТ В ДОРОГЕ У НАС НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ. ЕСТЬ НАВИГАТОР. НО Я ТАК И НЕ ПОНЯЛ, В КАКИХ ПРОГРАММАХ МОЖНО УСТАНОВИТЬ КЕМПИНГИ КАК POI. Я ПОЛЬЗУЮСЬ IGO8, ТАМ ВОЗМОЖНОСТИ ТАКОЙ Я ПОКА НЕ НАШЁЛ. КАК Я ПОНЯЛ, У ВАС БЫЛ ГАРМИН.
Ответ: Мы, наверное, только 2-3 кемпинга искали по GPS. 90% кемпингов мы ищем через http://maps.google.ru/ — например вводим «Paris camping» — он сразу дает 3-4 места с сразу с картой, где они территориально находятся. Ведь местоположение — это самое главное, все кемпинги примерно одного уровня, поэтому переживать, что они будут некачественные как не приходилось. Поэтому мы сначала переходим на город или местность в гугле-карты, а потом вводим слово «camping». Большинство кемпингом мы нашли заранее еще дома, вбив их адреса в GPS
Вопрос: МОЖНО ЛИ В ЕВРОПЕ ПРОСТО ОТЪЕХАТЬ С ДОРОГИ И НОЧЕВАТЬ В ЛЕСУ В ПАЛАТКЕ? В СКАНДИНАВИИ ЭТО МОЖНО. МЕСТНЫЕ ЗАКОНЫ ПОЗВОЛЯЮТ ТАК ДЕЛАТЬ ДАЖЕ НА ЧАСТНОЙ ЗЕМЛЕ. ГЛАВНОЕ, НЕ МУСОРИТЬ, НЕ ШУМЕТЬ И НИКОМУ НЕ МЕШАТЬ.
Ответ: Честно, мы не знаем про правила континентальной Европы — там все так застроено и распахано, что не уверены, что можно ночевать вне официальных кемпингов. Мы тоже были во всей Скандинавии — там просто огромное количество лесов по сравнению с континентальной Европой — и думаем, что от этого там можно ночевать вне официальных зон.
Если вернуться в Прагу, то около кемпинга, где мы стояли, находилась небольшая пристань, через которую каждый час курсировало суденышко до Старого города.
Очень редко можно встретить таких монстров в кемпинге — вообще-то таким супермашинам место не в Европе, а в Сахаре или в степях Средней Азии и Монголии. Это, как мы понимаем, военный трак, переоборудованный в суперкомфортный дом на колесах (с душем, туалетом и 6 спальными местами) и с мегапроходимостью. Как всем понятно, так заморачиваться могут только немцы… :о)))
23 апреля 2011 г. была Пасха как у православных, так и у католиков. Из Москвы мы захватили с собой куличик!
Выдвигаемся в Старый город.
Помимо красивой архитектуры, Прага, конечно же, привлекает любителей пива.
Из множества сортов пива, которые мы попробовали нам больше всего понравилось оригинальное чешское пиво Budweiser (не путать с американской «мочой» Budweiser и Bud), а также неизвестная в России чешская марка Bernard.
Как только чехи не извращаются над пивом — вот, например, в одном из баров предлагается пиво с кока-колой!… Или «ершик» с мексиканской приправой Тabasco.
В барах пиво стоит чуть более 1 евро (около 50 руб.). А в супермаркете где-то по 20 руб. Уезжая из страны, мы купили где-то бутылочек 25!
Самая известная достопримечательность Праги — это Карлов мост.
Какие раньше выпускались «Шкодой» машины!!!
Как только страна поменяла социализм на капитализм, так стало возможным переоборудовать костелы в отели… :о((
Собор Св. Вита.
Фирменные колбаски с пивом. Колено решили не брать — побоялись, что не одолеем… :о)))
Вид из кемпинга.
В багажнике нашей машины — полноценный автономный лагерь. Есть всё: от трех палаток на разную погоду до четырех спальников на разную температуру, газ, столики, стулья…
…вплоть до собственного мангала и российских березовых углей. Более 15 раз за это путешествие мы делали барбекю.
В кемпингах можно без проблем разводить огонь — главное условие, чтобы угли не падали на траву (в мангале должен быть поддон).
Пробыв в Праге три ночи, мы поехали на юг в сторону Австрии.
Дорога E-55, как и в Польше, — по одной полосе в одну строну, но проложена она вне городов, тому же мало грузовиков и длинные «окна» обгонов.
На подъемах по-человечески сделаны две полосы.
Иногда ограничение скорости такое, что комфортнее ехать даже медленнее, чем разрешено!
Стоимость топлива в стране около 1,42 евро или более 57 рублей за литр.
Когда розничная сеть ставит цену на 7% процентов ниже — сразу образуется пробка в десятки машин.
Вот как по-грамотному стоит делать «ямочный» ремонт… :о))
На границе с Австрией мы залили отличный дизель, динамика машины просто преобразилась!
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АВСТРИЯ
Забегая вперед, можем сказать, что почему-то Австрия нам понравилась больше всех других стран, в которых мы побывали в этом путешествии. Хотя в Италии горы красивее, а в Словении больше леса и природы, Австрия подкупает отличными дорогами, очень развитой и недорогой инфраструктурой и тихими, незаметными, законопослушными австрийцами, которые делают пребывание туриста в стране приятным и ненапряженным.
При том, что дороги Австрии очень качественные, государство просит с водителей всего около 8 евро за 10 дней вождения по стране.
Если чешскую виньетку еще надо поискать на заправках, то в Австрии — на АЗС стоят специальные рекламные стойки.
Главная проблема для полиции на горных дорогах Австрии — это мотоциклисты, которые устраивают гонки по горным серпантинам.
Первая природная достопримечательность в этом путешествии — этот горный массив Dachstein с озером и городком Hallstatt.
Hallstatt camping (20 евро).
Если мы захотим чуть повысить класс комфорта отдыха в кемпинге, то на борта Наварыча мы поставим вот такой «домик».
Проехали через деревеньку Gosau в направлении к озеру Gosausee, чтобы оттуда пройти пешком к подножию горы Dachstein.
Классная придумка — слушать мелодию ручейка.
Практически в каждом доме в провинциальной Австрии легко остановится в частном доме по принципу Bed&Breakfast (ночевка и завтрак).
Если посмотреть на карту, то территория, где расположено озеро Könegsee, логично отнести к Австрии, но нет — мы на день въехали в Германию, чтобы потом снова вернуться в Австрию.
Топливо дорожает, но зато не нужно платить за пользование немецкими автобанами. Самая успешная экономика Евросоюза может себе это позволить!
Стали на ночь в кемпинге рядом с озером, чтобы утром прокатиться по нему на прогулочном судне и сходить в небольшой треккинг к подножию ледника.
Стюарт судна играет на трубе — и в горах ее звук многократно усиливается. Очень красиво!
Мы снова в Австрии. Страна горная, поэтому пробурены сотни туннелей под горными перевалами. Многие бесплатны, но за проезд по самым длинным нужно платить (не более 10 евро).
В этот национальный парк мы приехали из-за одного из самых высоких водопадов Австрии — Krimml Falls и дороги Grossglockner High Alpine Road, которая проложена через хребет Hohe Tauern с максимальной высотой в 2504 метра. По информации сайта http://www.grossglockner.at/ она должна быть открыта с конца апреля — начала мая.
В итоге мы побывали на водопадах, а по дороге не поехали ввиду просто плохой погоды с туманами и дождями, не подходящей для фотографирования.
Кемпинг в Lienz (19,5).
Мы едем прямо — нам в Словению!
СЛОВЕНИЯ
Пройдя по очередному туннелю, мы въехали в Словению.
В стране дорожная сеть только строится, поэтому виньетка стоит 12,30 евро. Внимательно прочитайте инструкцию сзади, а то мы приклеили ее в неправильном месте на стекле и процесс ее переклейки ни к чему не привел — она специально так сделана, чтобы никто не переклеивал ее с машины на машину (несмотря на Европу, видно славянский менталитет и здесь силен)…:о))
Основные магистрали в Словении отменного качества!
Так как дороги только недавно построены, GPS часто их не знает, хотя в это время мы едем по отменному хайвею.
Нам показалось, что в Словении только одна сеть заправок на магистралях — это «Hip Hop». Но цены и качество радуют — 1,25 евро за литр. Едем в замок Otočec рядом с городом Novo Mesto.
Этот замок находится на острове реки Крка. Природа Словении просто прекрасна своей нетронутостью!
Перед поездкой мы не понимали, что есть интересного в Словении — в стране просто нет выдающихся достопримечательностей. Но поездка Словению оставила самые теплые чувства: эта страна прямо создана для эко-туризма (отдых на озерах, рыбалка, сон, деревенская еда, виноградники).
Рядом с замком на берегу реки есть отличный кемпинг.
Еще в Австрии мы заметили, что руль немного «туговат» при медленном движении, но не придали этому значения. Но уже в Словении руль стал очень тугим. Проверили жидкость гидроусилителя — она была чуть ниже нормы. Подтеков не видел. Заехали к дилеру Nissan в Novo Mesto (сервис осуществляется Renault). Мастер тоже удивился, что подтеков нет, а жидкость куда-то уходит.
Залили еще жидкости (Dextron — это и есть масло для АКПП) — все с рулем стало в норме.
Но на следующее утро нашли под машиной протечку. Дело было в воскресенье — все дилерские центры были закрыты. Поэтому мы «забили» на эту проблему, решив просто подливать жидкость, если она станет уходить. Забегая вперед, скажем, что как только мы тронулись и разогрелся двигатель утечка жидкости полностью прекратилась. А к этой проблеме мы вернулись только через неделю и 1500 км уже в Швейцарии.
SKOCJAN CAVES (СЛОВЕНИЯ)
Скочанские пещеры — это единственный объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, который есть в Словении. К слову сказать, в соседней Италии таких объектов — 42, в Китае — 40, во Франции — 35, в Испании — 43 (мировой лидер по количеству объектов), а в России — 25.
Особенно в этих огромных пещерах поражают подземные каньоны, которая создала река за миллионы лет.
ИТАЛИЯ
Дизель в Италии на 20 центов дороже, чем в соседней Словении.
Скорее всего, просто в Италии выше налогообложение нефтяной розницы. А, как известно, высокая цена топлива в Европе связана с 80-100% налогами на горючее. В России от 40 до 60%. В Ливии — 0%. Но зато в Италии, да и вообще в Европе, огромное количество газовых заправок.
Италия — это страна, где за все нужно платить. И в первую очередь — это платные хайвеи… :о(
Забегая вперед, скажем, что в Италии мы отдали за проезд по хайвеям и туннелям более 80 евро (это равно всем нашим расходам на виньетки и платные участки во всех других странах Европы вместе взятых). Можно платить наличными или картой. Все терминалы автоматические.
ВЕНЕЦИЯ
Венеция — это остров. Понятно, что кемпингов там не будет. Но отличные кемпинги есть на побережье в Fusina и Lido, а гостиницы в основном в Mestre. Из Fusina и Lido можно добраться до Венеции на пассажирских паромчиках, а из Mestre на автобусе через мост.
Многие туристы жалуются, что останавливаться в самой Венеции некомфортно и очень дорого. Отели представляют собой старые здания, которые не ремонтировались много лет, и всё это древнее «великолепие» сдается за нереальный ценник (пример на фото).
Fusina camping тоже следовал концепции, что Венеция — это самое дорогое место в Италии. 1 ночь — 30 евро… :о))) Мы стали на берегу моря. Вдоль набережной кемпинга проходит фарватер порта Венеции и можно наблюдать из своего лагеря вот такие суда!
Билет на паром до Венеции и обратно на три дня стоит 25 евро на человека.
Только немцы могут привезти из дома каяк и каждый день плавать в Венецию… :о)))
Венеция — это крупный порт для круизных компаний, работающих в Средиземном море.
Да и вообще вся история Венеции связана с морем… У кого-то рядом с домом паркуются грузовики, а у кого-то баржи… :о)))
В городе нет автобусных остановок, зато есть причалы для пассажирских водных трамвайчиков.
Острова!!!
Даже полиция на судах.
Строители…
Таксисты…
Даже в аэропорт можно попасть морским путем!
Символ Венеции — крылатый лев. Он изображается повсюду.
Одно из гениальных изобретений венецианцев — это муранское стекло (название пошло от одного острова Венеции, где работали мастера по стеклу).
Это стекло!
Главной проблемой для муранцев стали китайские подделки простых изделий с постоянным демпингом.
Ну, конечно же, как обойтись без гондол и навязчивых гондольеров! :о))
В Венеции, как нам показалось, никто не живет — город представляет собой просто одну туристическую достопримечательность, куда стекаются толпы рабочих и продавцов со всей Италии. Много обслуживающего персонала из Восточной Европы. Даже попадались нелегальные эмигранты из Африки (вот одна группка торговцев поддельными сумками прячется от карабинеров).
Центральное место всей Венеции — это площадь Св. Марка. На ней же стоит потрясающий собор и дворец дожей.
Дворец дожей.
Когда-то часы не имели минутной стрелки!
Вот это книга 1540 (!!!) года. Скоро ей будет 500 лет!
На многих старых европейских картах Восточная Сибирь — обозначена как Тартария. Понятно, что название пошло от татар, но так и хочется вспомнить Тартар (в переводе с греческого) — бездна, ад… :о))) Это как в английском Siberia — это не сколько позитивная в нашем восприятии Сибирь с ее просторами, реками и тайгой, а сколько место глубочайшей тоски и запустения… :о)))
Также символом города является мост Realto.
Как не пробуй пиццу в разных частях света, все равно оригинал лучше! :о)) Но самую вкусную пиццу в жизни мы пробовали полтора года назад в Риме!
Венецианским голубям очень понравилась русская гречка… :о))) Лера специально захватила мешочек из нашего продуктового ящика. Только по возвращению мы узнали, что «голубей в Венеции на С-Марко тоже нельзя кормить. Штраф около 600 евро» … :о))) В общем — меньше знаешь, лучше отдыхаешь… :о)) В США за такую подкормку штраф до $5000… :о(((
Ничего не напоминает? Кто же сейчас вспомнит, что Кремль строили итальянские архитекторы… :о)))
У многих дверей стоят такие небольшие плотинки против сезонных наводнений в Венеции.
Чем, конечно же, радует отдых в Италии — так это ценой на отличные вина. Бутылка отличного Chianti — 3 евро.
Вечером набежали тучи, а ночью на море начался шторм с молниями.
Штормовой восход солнца над Венецией.
Наша палатка, отлично выдержала штормовой ветер и ливень.
ИТАЛИЯ (ДОЛОМИТЫ)
Из Венеции едем на север в Альпы. Альпы на северо-востоке страны называются Доломиты.
Особенность всех платных хайвэев в Европе — это то, что на трассах дизель на 5-10% выше, чем в городах.
Заправка в городе.
Итальянцы гоняют, как сумасшедшие! Наверно, поэтому часто встречаются венки на обочине горных дорог.
Очень важный указатель — значит, что все перевалы в Доломитах открыты.
На наш взгляд, Доломиты — это самая красивая часть Альпийского горного массива.
Деревушка Alleghe.
Деревушка Selva di Cadore.
Перевал Giau (высота более 2200 метров).
Панорама Cortina d'Ampezzo.
Едем в сторону Австрии на северо-запад.
Озеро Misurina.
Озеро Landro.
Перевал Brenner — впереди Австрия, область Тироль и его столица Инсбрук.
АВСТРИЯ (ТИРОЛЬ)
Остановились за Инсбруком в суперском кемпинге Krannebitterhof (25).
Вопрос доступа в Интернет очень прост — практически в каждом кемпинге есть Wi-Fi доступ. Где-то бесплатный, где-то 24 часа стоят 2-3 евро. Ваш мобильный Интернет — оставьте дома, т.к. роуминговый интернет стоит просто космических денег.
Произвольный выбор автомобилистов на алкотест.
ГЕРМАНИЯ (БАВАРИЯ)
Картинки баварского замка Neuschwanstein (в переводе «Новый лебединый утес») потрясают воображение, наверное, каждой женщины. Именно огромное желание Леры побывать в нем спустило нас на баварские предгория Альп.
Действительно, замок красив в любое время года.
У входа в замок немцы отсчитывают время до следующей экскурсии — вплоть до секунды! У итальянцев все бы округлялось, наверное, до получаса, а в Латинской Америке — до 2-3 часов :о)))
Этот замок построил король Баварии Людвиг II, который вошел в историю как «сказочный король» благодаря построенным им замкам, самым знаменитым из которых является Neuschwanstein. Король был дружен со знаменитым композитором Рихардом Вагнером, по мотивам произведений которого и построил этот замок. Как известно, лишь треть замыслов монарха было воплощена в жизнь…
СНОВА ТИРОЛЬ (АВСТРИЯ)
Замок Neuschwanstein находится на границе с Австрией, поэтому через час пути мы снова были в Тироле и двинулись на юг в сторону Италии.
Будьте внимательны в Европе, США и Австралии при движении в зонах, где осуществляется ремонт дорог. Как правило, при нарушении применяется штраф в двукратном размере. Вот, например, наш детектор указал, что в этом светофоре встроен радар.
Кемпинг в одной из тирольских долин — Prutz Camping (18).
Зимой здесь отличная «каталка».
Каким-то образом сюда на горный перевал между Австрией и Италией попал наш Т-34.
Озеро Rezia.
У нас был план пересечения перевала Stelvio, но он оказался закрыт до 15 мая.
Поэтому нам пришлось вернуться немного назад и поехать через восточную Швейцарии.
ВОСТОЧНАЯ ШВЕЙЦАРИЯ
На въезде в страну у нас быстро проверили документы (охрана границ не снята, несмотря на то, что всего пару лет назад Швейцария вошла в Шенгенское соглашение) и дали зеленый свет.
В Швейцарии в ходу швейцарский франк, которому американский доллар пока равен по стоимости.
В Швейцарии всего один национальный парк — Swiss National Park.
Дорога в Италию проходит через фешенебельный горнолыжный курорт Альп — St-Moritz, который расположился рядом с Давосом.
В Европе джипы редкость, а здесь каждая вторая машина. Не стоит забывать, что большую часть года здесь лежит снег.
Именно на этих серпантинах у нас снова потек гидроусилитель руля, спустя неделю после последней протечки.
ИТАЛИЯ (ОЗЕРО КОМО)
Спустившись с перевала, мы попали к прекрасному озеру Комо.
Дорога вдоль всего озера проходит через туннель с ответвлениями-выходами в небольшие населенные пункты на берегу.
На восточной части озера всего один кемпинг, но очень классный — camping Spiaggia (20). Подробнее: http://www.campingspiaggia.com/
Течь гидроусилителя продолжилась. Но мы снова попали на выходные, когда дилерские центры закрыты.
Просто подливаем по 100-150 г. жидкость в бачок в начале ходового дня.
Отличное итальянское вино и «вонючий» швейцарский сыр. Все удовольствие — всего 5 евро.
МИЛАНСКИЕ OUTLETS
На следующий день мы решили побывать по пути во Францию в известных миланских outlets (огромные стоковые магазины, где постоянны распродажи одежды и обуви).
Как обычно итальянцы нереально гоняли даже по автострадам, где ограничение 130 км/ч. Но, как видно все же полиция с этим борется… :о))
Кто думает, что миланские стоковые моллы являются привлекательными для покупок — тот просто не был в Лас-Вегасе. Нас шоппинг откровенно разочаровал — все очень дорого (по сравнению США и американскими outlets) и скудный выбор.
Но видно, сами миланцы думают иначе, если в выходной день здесь трудно найти парковочное место.
ИТАЛИЯ (ДОРОГА В АЛЬПЫ)
Уже в предгориях Альп начались многокилометровые туннели.
Самый большой туннель, который мы проезжали в этом путешествии, был туннель под горой Монблан. Этот туннель более 11 км длиной и соединяет Италию и Францию. Стоимость проезда — 36 евро.
ФРАНЦИЯ (CHAMONIX–MONT-BLANC)
Вот он Монблан («белая гора») — самая высокая гора Альп и Западной Европы (4810 м).
Жидкость для гидроусилителя подходила к концу — поэтому заехали снова в сервис Renault, чтобы пополнить запасы. Но вечером в субботу никто не работал.
Поэтому до понедельника решили остаться в деревеньке Chamonix-Mont-Blanc, стоящей в долине Горы.
В Chamonix-Mont-Blanc летом не сезон, все сконцентровано вокруг зимней «каталки». Хотя, на наш взгляд, напрасно — летом вокруг есть столько пешеходных троп, что можно здесь провести недельку-другую.
Наверное, ни в одной стране мира нет такого выбора сортов сыра, как во Франции. Особенно это касается изысканных сыров с плесенью… :о)))
Насколько мы любим такой сыр, но даже мы не смогли есть некоторые сорта — просто безумный запах!
Остановились в кемпинге Ecureuils (13) рядом с Chamonix-Mont-Blanc в красивейшем месте рядом с рекой и с видом на Гору.
В Австрии купили натуральные брикеты для разжигания углей (2,5 евро за коробку), пропитанные маслом. 5 минут их горения и угли готовы. Никакой бумаги или токсичной воспламеняющей жидкости.
В Италии специально купили вино за 2 (!) евро (80 руб) за 1,5 литра для поливания шашлыка (пить его не рекомендуем, а вот чтобы мясо «не сушилось» оно как раз подходит).
Нам многие характеризовали французов как надменных, не говорящих на английском людей, которые пренебрежительно относятся к туристам. Но наш опыт полностью противоположен! Например, в этом кемпинге сам хозяин подошел к нашему столику, где мы проверяли почту и установил зонтик от палящего солнца. В общем, нам показалось, что французы очень приятные и гостеприимные люди, многие из которых просто комплексуют, что не знают английский язык.
В это воскресение мы решили сделать дневку. Сервисные центры все равно закрыты, а вокруг столько пеших троп с прекрасными видами гор.
В понедельник утром мы пополнили запасы жидкости для гидроусилителя и поехали к ближайшему дилеру Nissan, который располагался в 80 км в районе Женевского озера.
По-французски дизель называется «gasoil».
ФРАНЦИЯ (ЖЕНЕВСКОЕ ОЗЕРО — ЛЕ МАН)
Течем уже конкретно… :о(((
Прием у французского дилера оказался очень гостеприимным. Мастер быстро посмотрел и сразу спросил: «В горах были?». Оказывается, для Nissan Navara в горной местности это типичная проблема, которая решается за 20 минут путем подтягивания (!) креплений трубок, ведущих к гидроусилителю. Вот бы знать заранее, а то в российских форумах об этой проблеме вообще не было ни слова. Всему причина — огромное давление, которое образуется на очень крутых горных поворотах. Когда таких поворотов всего 2-3 за неделю, то все ОК, но когда более 50 за день, что через несколько дней крепления могут начать «травить». За 60 тыс. пробега и 2,5 года эксплуатации — это первый ремонт. Да и не сколько ремонт, а сколько «подтяжка». До этого мы к дилерам заезжали только на ТО. Качество и надежность Nissan Navara нас пока нас радует — то, что испытал на себе этот авто, в Монголии и вернулся без единой поломки — это уже большое достижение при тех нагрузках, а альпийские «приключения» — мелочь.
Мастер потратил больше времени, чтобы снять защиту картера, чем на подкручивание трубок… :о))
За всю работу взяли 48 евро (1900 руб) и это заняло 1,5 часа. Когда же показал гарантийную книжку и сказал, что сроки гарантии (3 года или 100 тыс.) на машину еще действуют, то он развел руками и сказал, что если бы мы покупали машину во Франции, то это был бы гарантийный случай, а так выставляйте счет российскому отделению Nissan. Так что это «развод», что на купленные в России Nissan распространяется общеевропейская гарантия… :о((( Кому интересны все подробности эксплуатации Наварыча за весь срок владения - читайте подробный отчет на Дроме.
После быстрой починки авто мы остановились в Camping Du Lac (13) на берегу Женевского озера или Ле Ман, как его называют французы.
Отъедаемся испанской клубникой (4 евро за 1 кг)!
Жара +27С!
Но озеро прохладное…
ФРАНЦИЯ (ДОРОГА НА СЕВЕР)
Вот это неожиданность: русская Нива!
Стартуем в сторону Парижа (где-то 500 км).
За проезд практически через всю страну заплатили 38 евро.
ФРАНЦИЯ (ВЕРСАЛЬ)
Очень удобны дубликаты светофора на уровне глаз водителя!
Стали в Huttopia camping (28) всего в 3 км от всемирно известной резиденции французских королей.
Парковка во Франции — это искусство!
Версаль — город в пригороде Парижа. Знаменит он, конечно же, Версальским дворцом и парками, разбитыми Людовиком XIV. Погуляв по дворцам и паркам полдня, мы замечательно провели время. Однако, при всем уважении к французской истории и культуре, можно с уверенностью сказать, что русский Петергоф во много раз богаче!
В мае с билетами проблем нет, а вот летом нужно отстоять огромную очередь…
ФРАНЦИЯ (ПАРИЖ)
Немного постояли в утром в парижской пробке. Очень удобны сообщения о том сколько времени потребуется среднестатистической машине, чтобы добраться до определенного места.
Найти платную парковку в городе нереально, не говоря уже о бесплатной!
Наш кемпинг в Булонском лесу (Camping du Bois de Boulogne Paris) (28) — замечательное место стоянки для тех, кто хочет побывать в Париже, но при этом отдыхать на природе (добраться до ближайшего метро можно на специальном автобусе, который в сезон фрактует кемпинг)!
В 20-е годы прошлого века женское курение превратилось теперь из кокетливого увлечения в повседневную действительность…
Контраст культур… :о(((
В Париже — та же многонациональная картина, что мы наблюдали в Германии.
В Германии уже признали провал мультукультуризма, а во Франции пока еще нет!
У Нотр-Дам-де-Пари каждый день собираются толпы туристов…
Заправка у дома. За сервис придется немного переплатить… :о))
Вечером возле нашей палатки мы обнаружили ежика…:о)) И это рядом с центром города!
НА СЕВЕР ФРАНЦИИ
Кольцевое движение на площади Porte Maillot в Париже — это жесть!!!
Представляете на кольце шесть полос! Хаос нереальный!
Топливом, взятым из России мы до сих пор не воспользовались (хотели в Польше, но не решились — могло быть, что после Польши где-то еще будет хуже топливо), поэтому решили им воспользоваться сейчас, учитывая недешевую цену на топливо на французских автострадах.
После добавки лукойловского дизеля машина просто «полетела»!!!
После аварии на Ленинском мы как потребители остались крайне недовольны реакцией «ЛУКОЙЛа» на эту трагедию, угробившей репутацию компании в глазах миллионов и приведшую к бойкоту заправок … :о(((. У Navara дизельный двигатель Common Rail — и если лить что-то по 18-20 рублей, то двигателем самим знаете, что будет уже после 50 тыс. Поэтому всегда стараемся заливать самый дорогой дизель. На этом лучше не экономить. Поэтому нельзя не признать, что дизельное топливо у компании — лучшее в России (а не только в рамках Садового кольца как у «Shell» и «BP»), несмотря на репутационые провалы.
ДОРОГА ДОМОЙ (БЕЛЬГИЯ И ГОЛЛАНДИЯ ТРАНЗИТОМ)
Про Бельгию и Голландию в культурном плане сказать ничего не можем — мы никуда не заезжали, а просто проскочили их по хайвеям.
Никаких надписей о виньетках или платных toll-roads не было на всем пути.
Точно не спутаешь дизель с бензином!
Расовое изобилие Голландии…
ДОРОГА ДОМОЙ (СЕВЕР ГЕРМАНИИ)
Германия — единственная страна в Евросоюзе, в которой нет ограничений скорости на автобанах! Иди хоть 220! Но если скоростной режим водителя приводит к серьезной аварии — его сажают в тюрьму с огромными штрафами. Очень зрелая, на наш взгляд, концепция гражданской свободы как осознанной и ответственной необходимости.
Первый раз «в жизни» наш Наварыч ехал 150-160 км/ч! В России на 110-120 км/ч — это предел ввиду просто плохого дорожного покрытия, но на немецких автобанах 150-170 км/ч — легко! Кстати, мы заметили, что когда в машине стоить детектор и реально понимаешь, какой контроль ведется за движением не только в Европе, но и в крупных городах России, то скоростной режим движения становится очень дисциплинированным. Привычка постоянно внимательно следить за скоростью и знаками-ограничениями — в целом снижает саму скорость движения. Так что мы реально рекомендуем детекторы как инструмент более осознанного вождения.
Прикольные перцы!
Остановились в 12 км от Бремена в кемпинге (15) с озером.
По дороге заехали в город Бремен.
Главный символ города — статуя Роланда. По легенде город будет сохранять независимость до тех пор, пока стоит эта статуя. К слову, она внесена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
ДОРОГА ДОМОЙ (ПАРОМ ЧЕРЕЗ БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ)
Чтобы не ехать снова через Польшу, решили поплыть на пароме из Германии в Литву.
Паром идет сутки и обходится в 264 евро за машину с двух пассажирами. С каютой — на 150 евро дороже. Летом с местами проблем нет — мы купили билеты за час до погрузки. Но зимой, когда Польша «стоит» лучше покупать места заранее через сайт паромной компании.
Литовский автобизнес покупает в Германии битые автомобили, потом продает на постсоветский рынок как «небитое» и «некрашеное».
Загрузились на паром очень оперативно! Буквально полчаса и мы уже запарковали машину!
На скандинавских паромах много свободного места, где большинство пассажиров может спокойно уложиться на ночлег — на ковриках и спальниках. На этом пароме мы взяли сидячие места, но спать предпочли не в сидячем, а привычном для нас — горизонтальном положении :о))).
Вот здесь будет наше лежбище! Выспались до неприличия! Около 11 часов сна! Пассажиры, постеснявшиеся принять лежачее положение, были вынуждены провести ночь скрючившись в креслах…
А так ночевала группа велосипедистов — на палубе, укрывшись от ветра. Красота! Никто не мешает, тихо, и свежий воздух!
Эта паромная переправа очень тихая и приличная. Паром между Германией и Литвой — в основном для фур, а пассажиры — водители-дальнобойщики (они в основном спят или сидят скромно в баре)… :о)) Никто не напивается и ночью не буянит, как это происходит на «пьяных» паромах между Финляндией и Швецией, где алкоголь по duty-free ценам… :о((
Прибываем в порт Клайпеды (судно шло ровно сутки).
ДОРОГА ДОМОЙ (ЛИТВА)
Приплыв в Клайпеду в 11 вечера, мы решили тут же переправиться на Куршскую косу — благо поздние паромные переправы это как раз позволяли нам сделать.
На Куршской косе есть единственный пока кемпинг — Nidos Camping (18).
Куршская коса — песчаная коса, расположенная на побережье Балтийского моря. Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. Длина — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километров. Здесь на очень небольшом расстоянии друг от друга соседствуют очень разные пейзажи: песчано-пустынный, хвойные леса, березняки запада России. Коса тянется от города Зеленоградска в Калининградской области до литовской Клайпеды (Смильтине). В 2000 году Куршская коса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Коса — это огромная песочница! :о))
На пароме обратно в Клайпеду.
Литва — это, наверное, единственная страна Евросоюза, в которой мы встретили полностью автоматизированные заправки. Принимаются карточки, либо наличные, как в терминале оплаты платежей. Цена дизеля — 1,25 евро.
Нам на Вильнюс!
Между Клайпедой через Каунас к Вильнюсу проложен отличный автобан (движение бесплатно).
На следующее утро пригнали машину в центр Nissan, чтобы сделать ТО на 60 000 км. К слову, обошлось чуть дешевле, чем в Москве.
Пока делали ТО, мы съездили в знаменитый литовский замок — Тракай.
«Мегабизнес» — продажа в консервных банках земли и воздуха Литвы… :о)))
БЕЛОРУССИЯ
Забрав машину в Вильнюсе, мы собирались быстро пройти границу, чтобы ночью быть в Минске.
Но, приехав к погранпереходу на Минск, мы за километр до границы «уперлись» в очередь. За два часа смогли продвинуться не больше чем на десять (!) метров. Поняв, что в Минск мы сегодня не попадаем, мы решили поехать на соседнюю — полоцкую таможню (в 40 км от минской таможни), чтобы через Полоцк и Витебск выскочить на M-1.
Мы думали, что увидим там меньше машин, но снова также за 1 км до границы «уперлись» в очередь легковушек. Как оказалось, из-за взлета цен в Беларуси, люди срочно поехали в Литву закупаться абсолютно всем — от продуктов до памперсов и бытовой техники.
Простояв около 7 часов, мы, наконец, в 4 утра въехали в Беларусь!
Вот это цены на топливо! :о)))
А через пару километров будут еще лучше: 25 рублей — это где-то 0,62 евро! :о))) Ну, вот и все! Через 5 часов мы были уже дома!
Изучить все подробности этого путешествия и посмотреть множество других фотографий можно на сайте http://www.ocean2ocean.ru/, скачав подробную фотопрезентацию (около 1000 слайдов) этого путешествия.
Спасибо, что уделили внимание отчету!
Удачи и хороших путешествий,
Дима и Лера
P.S.: Кому интересно прочитать о других наших путешествиях, то на Drom.ru доступны следующие отчеты:
Азия:
Ocean2Ocean: Москва - Монголия - Восточная Сибирь на Nissan Navara
Ocean2Ocean: Путешествие по центральному Тибету через базовый лагерь Эвереста
Африка:
Ocean2Ocean: По ливийской Сахаре на Toyota Land Cruiser 80
Австралия:
Ocean2Ocean: Отчет об эксплуатации Nissan X-Trail в проекте «Вокруг Австралии»
Ocean2Ocean: 17 000 км по «встречке», или Вокруг Австралии на Nissan X-Trail
Северная Америка:
Ocean2Ocean: Через Аляску к Северному Ледовитому Океану и Алеутским островам!
Ocean2Ocean: Как научиться водить машину, или В одиночку 10 000 км по западу США
Ocean2Ocean: По Гавайям и Флориде на Jeep Commander и Ford Expedition