|
Информация для тех, кто не очень дружит с географией: Югра — ХМАО — Ханты-Мансийский автономный округ. Ямал — ЯНАО — Ямало-Ненецкий автономный округ. ХМАО — нефтяная житница Росси, ЯНАО — газовая.
Идея поездки возникла давно, но у меня была не очень подходящая машина для проезда по бездорожью. Когда же поменял свой ВАЗ-21103 на Suzuki Grand Vitara, появилась возможность воплотить своё желание в реальность. К поездке начал готовиться задолго до намеченного срока поездки. Поездку запланировали на зимние каникулы. Но для того, чтобы поездка состоялась, нужна была не очень холодная погода и без метели. Если с первым нам повезло, то со вторым не очень.
Мы живём в самом большом городе ХМАО — Сургуте. Запланированный маршрут поездки: Сургут—Салехард. Дело в том, что до Салехарда нет автомобильных дорог в привычном понимании, а только зимник. Дорога открывается для проезда, только когда устанавливается устойчивая холодная погода. И вот, чтобы быть в курсе о состоянии дороги, я постоянно общался на форуме Drom.ru.
Первоначально планировали ехать через Ханты-Мансийск, Нягань, Игрим, Берёзово, Лабытнанги, Салехард, Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Сургут. Но этот план пришлось изменить из-за того, что музей в Берёзово начинал работать только 6 января. Поэтому решили, что посмотрим Берёзово на обратном пути. Тут ещё я нашёл одноклассника (через одноимённый сайт) в Новом Уренгое. Мы с ним созвонились и договорились о встрече.
Как назло, за две недели до Нового года сломал ребро и уже думал, что поездку придётся отменить. Но ближе к намеченной дате отъезда сломанное ребро особых неудобств не доставляло и боли практически исчезли.
Новый год встретили тридцатиградусным морозом. Выезд запланировали на третье января и вот второго я пошёл готовиться к поезде, прогрел машину, пошёл открывать дверь багажника, а она не открывается. Я и так и сяк пробую, дверь ни в какую не хочет открываться. Простояла машина без движения всего один день, до этого всё было в порядке. Решил попробовать отогреть феном, протянул провод и в течение получаса грел тёплым воздухом, результат нулевой. Тогда решил съездить к электрикам на СТО, но ни одна СТО не работает, народ гуляет, встречает Новый год. В общем созвонился, с работниками СТО и договорился о встрече на следующий день. Выезд пришлось отложить.
Каково было моё удивление, когда на следующий день дверь багажника открылась без каких-либо проблем, хотя вечером в 22 часа она ещё не хотела открываться! Я всё-таки съездил на станцию, извинился за ситуацию и поехал готовиться к поездке. Погрузил в машину необходимые вещи в дорогу. В дорогу едем вдвоём с супругой, верной спутницей жизни. В дорогу с собой взяли ватные штаны с куртками, унты, шапки, тёплые на меху рукавицы, тёплые свитера — это всё в багажник на всякий непредвиденный случай. Лопату, трос, не взял топор, о чём потом пожалел.
В запас взял 100 л. бензина, это если что случиться на зимнике. Взял ещё инвертор, зимой он особенно нужен, т.к. аккумуляторы разряжаются гораздо быстрее. Термос, продукты и вроде всё. Навигатора у меня пока нет, пользуюсь картой, да по нашему маршруту не очень-то заблудишься.
И вот 4 января в 4:15 мы выезжаем. Температура воздуха -23, это отлично! Выезжаем из города, машин практически нет. Дорога очень скользкая, блестит как зеркало, но машина дорогу держит отлично, хотя резина у меня стандартная всесезонка. Всё никак не хватает денег купить зимнюю резину. Скорость держу в пределах 90-110 км. Собирались заехать по пути в Когалым, посмотреть ледовые городки, но так как время было 6 утра, мы решили не делать лишние 100 км. А Когалым нам очень нравиться, город очень красивый и компактный. Качество асфальта хорошее, но тонкий слой льда не покидает асфальт. И вот мы доезжаем до поста ДПС на перекрёстке перед поворотом на Ноябрьский. Гайцам мы не интересны, проезжаем без остановки. Ещё немного и вот на нашем пути первый город — Муравленко.
На улице всё ещё темно, и поэтому получить хорошие фотографии не получается. Перепробовал разные способы, ну никак. Пару км от трассы налево — и вот мы в городе нефтяников. Город молодой, основан в 1984 г., население составляет 37 тыс. чел. В центре города стоит памятник Виктору Ивановичу — первому начальнику «Главтюменьнефтегаза» и чьё имя носит город.
Интересный ледовый городок.
Проехали по всему городу, осмотрели и сравнили с другими северными городами.
Конечно, много общего у молодых северных городов, но в современности каждый город старается построить что-нибудь, чтобы выделиться. Но это, конечно, в первую очередь зависит от бюджета города, во вторую (а иногда в первую) от желания властей города вложить деньги в то, что красит город. Ознакомившись с городом, мы продолжаем свой путь на север.
И опять продолжается скользкая ледяная дорога, и понемногу начинает светать.
Хотя солнца и не видно, но по светлу ехать гораздо легче и интереснее. Ещё наблюдаются относительно высокие сосны и белый снег. Дорога опять пустынная, лишь работающие грузовики попадаются изредка. Иногда проскакивает на юг легковая. Подъезжаем к г. Губкинский.
Перед въездом въездом в город заправляем полный бак, бензин немного дороже, чем в Сургуте. И едем осматривать город. Губкинский основан в 1986 г, назван в честь советского геолога Ивана Михайловича Губкина, население — 23 тыс. чел. Город разнообразен в своей архитектуре. Много двухэтажных деревянных бамовских домов. Рядом стоят современные дома, обшитые сайдингом, как это сейчас модно на севере. С одной стороны такая отделка даёт возможность легко изменять внешнюю архитектуру зданий, с другой, когда слишком много зданий отделаны по одной схеме, становятся похожи друг на друга.
В городе много ледовых городков, и они очень красивы!
Это сказочные замки!
Власти города не пожалели денег на такую красоту.
И даже выделили охранника от вандалов, у него рядом будка, и он наблюдает за посетителями городка. Наверно, это и правильно. Зашли в церковь, поставили свечки.
Церковь стоит в центре города и смотрится очень красиво.
Прокатившись по всему городу, осмотрели все имеющиеся красоты и продолжили свой путь. Следующая остановка через 20 км. — п. Пурпе. Перед въездом в посёлок дежурили гайцы, но мы им были не интересны, или у них не принято останавливать для проверки. Кстати, у нас тоже не останавливают просто так для проверки. Въезд в посёлок получается в форме круга, через мост над ж/д.
Посёлок небольшой, население — 9 тыс. чел, основан строителями ж/д. В инете читал, что в Пурпе есть памятник Пельменю, смотрели во все глаза, но так и не нашли ни по трассе, ни в посёлке. Наверно, где-нибудь в стороне от основных дорог. Зато посмотрели красивейшую деревянную церковь, она красива, как снаружи, так внутри.
Хотя внутри церкви брёвна дали большие трещины. В церкви холодновато, отапливают только прихожую часть. Икон немного, но оставляет о себе приятное впечатление.
Осмотрев церковь продолжили наш путь. Дальше пошла бетонка, на ней толстый слой намёрзшего снега. Намёрз снег неровно, где-то проглядывает бетонка, а где снег со льдом. Ехать надо ещё аккуратнее, чтобы не выкинуло с дороги на какой либо неровности. Едем аккуратно. Деревья становятся меньше по высоте, местами их нет совсем, начинается тундра. Доезжаем до поворота на Тарко-Сале, поворачиваем, есть желание посмотреть районный центр Пуровского района. От поворота до Тарко-Сале 8 км. Для въезда надо проехать по вмёрзшему понтонному мосту, через реку Пяку-Пур.
За рекой стела с названием города. Тарко-Сале основан в 1932 г., население 20 тыс. чел. Поехали по извилистым дорогам города в поисках центра. Оказывается, мы на верном пути, впереди виднеется красивая каменная церковь.
Подъезжаем, фоткаемся, и поехали дальше осматривать город.
Буквально рядом памятник основателям города под названием «С горизонта пришедшие». Очень красивый! Ощущение, что он сделан из слоновой кости. Посвящён прибытию первой семьи коренных народов на данное место. Но так как зимний день короткий и уже было почти 14 часов, фотографии получились не очень, не хватало света. Недалеко от памятника находится администрация города.
Тоже интересное здание, а рядом Ледовый городок. Проехав по городу, опять выезжаем на трассу, звонит друг, интересуется, когда доедем до Нового Уренгоя, даёт информацию о состоянии и особенностях дороги, которую нам осталось проехать до его дома. Мы берём это на вооружение. Опять бетонка, покрытая толстым слоем снега со льдом, едем с разумной скоростью. До Коротчаево около 120 км, при въезде знак населённого пункта «Новый Уренгой», а до него ещё 60 км. Это потому, что Коротчаево не является самостоятельным муниципальным образованием, а является частью города Новый Уренгой, хоть и находится на расстоянии 60 км. Однако очень интересно!
После Кротчаево начинается, как у нас в Сургуте говорят, «пьяная дорога», извивается как хочет и может. Успевай только поворачивать. А вокруг уже тундра и дует сильнейшая метель. Ветра здесь очень сильные и холодные, несравнимы с нашими. Из-за метели дорогу совсем не видно, буквально 15-20 метров. Как говориться, « не видно не зги».
Едем со скоростью 20-40 км/ч. Трафик, кстати, между Коротчаево и Новым Уренгоем большой. Километров 30-35 ехали на ощупь в метели и потихоньку просветлело, и мы облегчённо вздохнули и скоро доехали до въездных ворот в город. Въезд в город серъёзный, наподобия какой стоит в Салыме при въезде в ХМАО. Но нас никто не останавливает, и за воротами нас уже поджидает мой друг Евгений. Короткие приветствие, объятия (погода не позволяет на длительное), и мы едем за его машиной в город. В 18 часов мы сидели за дружественным столом. Посиделки наши затянулись до трех часов. Одноклассникам и друзьям, которые не виделись 15 лет, есть о чём поговорить, вспомнить молодость!
Следующий день мы планировали пробыть у друга, и поэтому никуда не торопились. Встали в девять, всё ещё темно и только в половине одиннадцатого просветлело, и Евгений на своей машине повёз показывать нам свой город. И это надо успеть до двух часов, пока не стемнеет.
Вечный огонь, очень мощный монумент!
Здание городской администрации.
Мечеть.
Место трагической гибели пяти девушек. На этом месте стояло общежитие, и пять девушек сгорели в нём заживо. В память об этом поставили скульптуру с пятью птицами.
Аэропорт, конечно, не впечатляет.
Объехали весь город, по территории очень раскидан.
Пионерам освоения Уренгоя. Город образован в 1975 г., население — 120 тыс.чел. Неофициальная газовая столица России. Самый большой город Ямала. Надеялся увидеть более интересный город в архитектурном плане, но, похоже, на это денег не хватает.
Наши друзья.
Вечером опять небольшое застолье и разговоры. У друзей дома целый зверинец. Сфинксы.
Шиншила.
Ещё есть собака, охотничья лайка, но она почему-то не попала в кадр.На следующий день, утром, в пять часов мы собираемся продолжить свой путь, Евгений выходит нас провожать, а жена машет из окна и кричит, что рядом с нами бегает песец. Оказывается, у них в городе это обычное дело, что песец лазает по помойкам в поисках пищи. Прощаемся с другом и едем в Надым. Дорога хорошая, асфальт, но со снегом. Едем 90-100, ехать 220 км, мы не очень спешим, хотим подъехать в Надым, когда станет немного светлее, чтобы его посмотреть.
Деревьев мало, местами растут лиственницы. Перед Надымом платный понтонный мост, стоимость 60 руб. И вот уже и Надым, но ещё темно. Перед зимником решили залить полный бак, но первую заправку проскочили, заехали во вторую, нет бензина, с таким давно не встречался, хотели заехать в третью, оказалось, заезд с другой дороги, объезжать не стали, решили заправимся при выезде из города на зимник. Как же я ошибся! Первое упоминание о городе относится аж к 1146 году! А так он появился в 1929 г. Население 47 тыс. чел. Город небольшой, компактный и красивый. Есть интересные достопримечательности. Подъехали к Свято-Никольскому храму, при закладке первого камня, который освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2. И 3 сентября 1898 года по окончании строительства, патриарх вновь посетил сей храм и освятил его.
Кстати, в своих путешествиям, по северным городам, я обнаружил, что Алексий 2 побывал во многих городах Севера. А Сургут почему-то объезжал стороной. Зашли в храм, народу не протолкнуться, 6 января — служба перед Рождеством. Свечки поставить не получилось.
Белый медведь на Земном шаре.
Мечеть.
Надымским строителям.
Здание городской администрации.Осмотрев город, начали искать выезд в сторону Салехарда. Обратился к мужчине на а/м «Нива» и он сопроводил нас до перекрёстка, откуда мы могли выехать на зимник.
Поинтересовавшись насчёт заправки, узнали, что всего их три и все они находятся на въезде в город со стороны Нового Уренгоя. Пришлось ехать назад к самой первой заправке, которую мы проскочили. Залили полный бак и в путь. Дорога на зимник идёт между частными гаражами и указателей нет, так что без подсказки местных не обойтись. Но мы то уже узнали дорогу. Подъезжаем к шлагбауму, он закрыт. Выхожу и иду к охраннику, просить, чтобы пропустил нас. Но не тут-то было. Во-первых, зимник ещё официально не открыт, откроется только 11 января, а сегодня 6 января. Ну об этом я знал, но так же знал, что машины между Надымом и Салехардом вовсю ездят и никто им это не запрещает. Но оказывается до сегодняшнего четыре дня подряд мела метель и дорога не чищена. Но я настаиваю, что хочу проехать. Охранник ни в какую, связывается со своим начальством и передаёт мне трубку. Тот расспрашивает о машине, отвечаю: 4 вд, запас топлива — 100 литров, имеется шансовый инструмент, тёплая одежда и главное, говорю, что я адекватный человек и если почувствую невозможность проезда, то вернусь, ведь яне камикадзе.
Уговаривал минут 10 — бесполезно! Не разрешил. Продолжаю уговаривать охранника и наконец — уговорил! Поднимает шлагбаум, и мы выезжаем на зимник. И тут же метров через 500 застреваем в первом перемёте! Это, конечно, сразу меня расстраивает, но я понимаю, что я ещё не перестроился по стилю вождения. Меня выдёргивает встречный Nissan X-trail, который ездил выгуливать собаку (тех, кто выезжает на зимник только на ближайшие 30-40 км пропускают). Едем дальше и уже более обдуманно проезжаем снежные перемёты, а их много. На трудных участках заблаговременно включаю блокировку. Иногда приходится выходить из машины и поработать лопатой. Пожалел, что не взял топор, он бы пригодился рубить кустарник и подкладывать под колёса. С трудностями, но движемся вперёд. Места начинаются холмистые и красивые.
Солнце практически не поднимается с горизонта.
На дорогу то и дело выскакивает то песец, то норка, почему-то не боятся людей.
Редкие невысокие деревья, всё-таки не дают засыпать дорогу снегом. Часто переезжаем небольшие речушки.
Зимник идёт вдоль ж/д №501, строительство которой остановили со смертью Сталина. Вложены были такие огромные деньги и такое количество жизней в эту дорогу, и всё напрасно! Только мостов было построено 350 штук! В основном, деревянные. Конечно, это была большая ошибка со стороны власти — 80% готовности и бросить. А сейчас опять собираются строить эту дорогу. Посмотрим за сколько лет они построят. И вот мы едем вдоль этой мёртвой дороги, видны шпалы, рельсы, мосты — всё разрушено.
Нагнали VW Tuareg, двое молодых людей катались, осматривая ж/д и лагерь, а мы, было, подумали попутчики в Салехард. Километров через 40 наблюдаем лагерь строителей-заключённых, остановились, посмотрели в бинокль, подходить близко рассматривать не стали. Хотелось, пока светло, проехать как можно больше. А погода сегодня солнечная, но оно встаёт и сразу идёт на заход.
Пока была дорога холмистая, ехать более менее было можно, но тут начинается местами открытые ровные участки тундры, вот тут начал работать лопатой чаще и чаще. Доехав до лесочка нам навстречу попадается семья ненцев, переезжающих с п-ва Ямал в более благодатные места. Со всем семейством, на снегоходе тащат сани с огромным ящиком, там, наверно, всё имущество таёжных жителей.
Стадо оленей, наверно, штук 100.
Такие красавцы!
Нам очень повезло, что увидели переезд ненцев со стадом оленей, только ради этого стоило совершить эту поездку.
Немного пообщались с главой семьи, но помешал вахтовый «Урал», олени испугались рёва машина и могли разбежаться. Проехав 70 км от Надыма, выехали на открытый участок километра три. Почти всё заметено, и наблюдаем, как два «Кировца» гладят зимник. Трактора тянут прямоугольник, сваренный из большого диаметра труб, выравнивают и приминают снег к земле. Затем машины, которые поливают битум на дорогу при укладке асфальта, поливают водой. Такой процесс устройства зимника. Воду берут из ближайших водоёмов. Когда мы подъехали к этому участку, трактора прошли, а водой ещё не пролили, ехать оказывается по такому утрамбованному снегу очень трудно. Если бы участок был 10-20 метров, а тут около 300 м. На обратном пути «Кировец» цепляет мою машину и вытаскивает меня, метров за 15 до твёрдого участка рвётся стальной трос, принадлежащий трактористу (наверно, этим тросом он не одному водителю помог). Я кое-как выбираюсь сам.
В метрах 500 стоит УАЗик, подъезжаем к ним, я расспрашиваю о состоянии дороги. Оказывается, это как раз тот начальник дорожников, с которым я разговаривал по телефону. Водитель УАЗа стращает плохим состоянием дороги, что через десять км будет участок занесённый снегом, куда он не рискнул сунуться. А вообще говорит проедешь, только придётся очень много поработать лопатой. Мы решили ехать, в метрах 50 огромный перемёт, УАЗ там проехал, но я чувствую — не проеду, надо поработать лопатой. Моя любимая начинает проявлять недовольство и возмущение. Предлагает прекратить дальнейший путь вперёд и возвращаться назад.
Я решаю для себя, если преодолею этот перемёт, то продолжим путь. Я разгоняюсь по колее и… сажусь на брюхо. Перемёт был очень высокий и длинный. Машу водителю УАЗа, чтобы вытащил. Машина висит и колёса крутятся не испытывая никакого трения. Подъезжает УАЗ, пробует вытащить задним ходом, не получается. Тогда он едет, разворачиваться. В это время вижу приближающийся КАМАЗ вездеход-вахтовка, едут с рыбалки. Без лишних слов предлагает зацепить трос за фаркоп, что я быстренько и делаю. Конечно, легко меня вытаскивает.
Подхожу, благодарю за помощь и интересуюсь о состоянии дороги. Говорю о конечной точке своего маршрута. Водитель КАМАЗа даёт информацию, что километров 30 ещё можно пройти, а потом такой перемёт, что он на КАМАЗе еле проехал. И притом говорит, что салехардские дорожники всегда обслуживают дорогу гораздо хуже надымских. Подумав и поразмыслив на сложившейся ситуацией, решаем возвращаться назад, так и не увидев Салехард.
Договариваюсь с водителем КАМАЗа, что поеду впереди него, если что, поможет. А помогать пришлось много, там где проезжал сам и при помощи лопаты, вытаскивал КАМАЗ. Да и «Кировцы» дорогу успели накатать. Трос цепляю, отцепляю, водила говорит, лучше отцепляй от своей машины и оставляй трос на КАМАЗе, так как с фаркопа снимать цеплять трудней, да ещё и закусывает при буксировке. Только я так сделал, так больше ни разу не пришлось меня вытаскивать. Доехав до шлагбаума в Надыме, мы перекусили и дождались нашего спасителя. Забрал трос, и в благодарность предложил бутылку горячительного напитка. Водитель отказался, сказал, что тебе ещё далеко ехать, мало ли что. Большое спасибо водителю, что помог нам, не посчитался с потерянным временем и всё не ради благодарности, а из ЧЕЛОВЕЧНОСТИ!
Мы же решили проехаться по магазинам города. Хотели купить кисы, не нашли. Зато купили мясо оленины, и тушёнку из оленины. Это вещь! Ну очень вкусно! Позвонили другу Евгению, сообщили о неудаче и поехали назад в Новый Уренгой. Перед понтонным мостом остановились в сторонке, я залез под машину и начал выковыривать набившийся снег, так как он потихоньку стал превращаться в лёд. Оказалось, во время буксировки выдрал пластиковую защиту. По приезде купил и поставил металлическую защиту из трёх деталей на пол машины. Конечно, это надо было сделать раньше, но если сразу не поставил и отложил на «потом», откладывается на очень долго, пока не приспичит.
Когда шуровал монтировкой под машиной, левой рукой пытаясь за что-нибудь держаться, оторвал рамку с номерным знаком. Пришлось номер положить под стекло на панель приборов. А гаишники не любят машины без номеров. Убрав гремящий лёд, двинулись дальше. Через несколько часов уже сидели за праздничным столом у друга. Встреча Рождества. Мне горячительного нельзя, завтра в дорогу. Утром мы уже не торопились, и попрощавшись с гостеприимными друзьями в восьмом часу выехали в дорогу. Погода отличная, лёгкий морозец -20, небо чистое, красота. На обратном пути решили опять заехать в Тарко-Сале, надо было купить рамку под номер. Оказалось, что магазины в городе в праздник, кроме продуктовых, не работают. Хотя рамку купили и поставили номера на соответствующее им место. Прокатились по городу, уже освещённого солнечными лучами.
Смотрится гораздо лучше.
Администрация смотрится великолепно.
Фонтан зимой.
Ледовый городок.
Очень красивый.
Купили продуктов и поехали в сторону дома. На выезде из города за мостом остановились перекусить. Стояли мы минут 20-30, и мимо нас шла непрерывная колонна легковых автомашин, в одну и другую сторону. Были очень удивлены не только количеством машин, но и качеством! Одни иномарки и не дешёвые. И это в маленьком городе с населением 20 тыс. чел. Остановились сфоткаться у стеллы Пурпе.
Остальная часть пути до дома ничем интересным не запомнилась, только еле дотянули до заправки на втором Когалымском перекрёстке. Что-то я не совсем точно рассчитал запас и расход топлива. Но всё обошлось. И в 18:30 мы были дома. За три дня проехали 2 280 км. Топлива сожгли 250 литров. Конечно, не очень доволен поездкой, не удалось проехать запланированный маршрут и посмотреть Салехард. Но уже в ближайшее время собираемся с любимой супругой в новую поездку в Салехард, но уже по другому маршруту.
Это мой второй отчёт на Drome, первый о поездке на Байкал можно прочитать здесь.