Из Сургута в Карелию и обратно через Западный Казахстан. Часть I

09.04.2013 | 12083 просмотра

Прим. Drom.ru: Авторская орфография и пунктуация частично сохранены.

Маршрут: Сургут—село Абалак Тобольского района—Серпухов—Тверская область—Новгородская область—Приозерск Ленинградской области—Сортавала, Карелия—Петрозаводск—Олонец, Карелия—Уральск, Западно-Казахстанской области—Сургут.

Автомобиль: Volkswagen Touareg GP 3.6 V6FSI.

Даты: 02.06.2012; 09.06.2012 — 07.07.2012.

Основной целью отпуска было, конечно, посещение Карелии… Но куча дополнительных мероприятий и выяснившаяся уже в Петрозаводске катастрофическая нехватка времени (29 июня выяснилось, что _Silver-у нужно кровь из носа быть дома третьего июля с утра…) не дали возможности достаточно насладиться карельскими красотами и выполнить большую часть плана…

Но обо всем по порядку…

С вашего позволения начну свой отчет за неделю до выезда в отпуск…

Ну что ж…

02.06.2012. ТОБОЛЬСКИЙ РАЙОН

Вроде как на форуме тему традиционной ежегодной встречи CLUBQASHQAI «ХМАО, Тюмень, Урал: 3-я межрегиональная встреча в Абалаке 10-12 июня 2012 года..». я «завела» еще аж 20 апреля… Но жизнь начала вносить свои коррективы, и вопрос организации вообще мероприятия, и автопробега в частности, повис в воздухе… Для того, чтобы сформировать задания для автопробега банально было не на чем ехать — Сургутские сервисмены никак не могли подлечить мою машинку… Оставались последние выходные... Вдруг _Silver предложил помочь мне и поучаствовать в организации… О! И буквально за пару дней до последневозможной даты поездки наконец-то закончилась эпопея с ремонтом Тура… В ночь на второе июня мы выдвинулись в сторону Тобольска…

Дорога до Тобольска, как всегда… Вечно разбитый двухсоткилометровый участок Салым—Уват. Ко всему прочему добавились «вырезы» в дороге…

4:30 утра… Вдруг возглас _Silver: «Стой! Остановись! Посмотри назад…».

Обалденный восход!!! На обочину, расчехлили фотоаппараты… Ну, что получилось…

Еще осенью, читая форум Сургутского внедорожного клуба «Штурмовик», я наткнулась на тему «Село Юровское»:

«...В общем, дело было вечером — делать было нечего. Давненько уже один хороший человек мне сказал, что есть не так, чтобы, очень далеко от Сургута заброшенный храм 17 века. Ну.... Есть и есть. Было интересно, но далее интереса дело тогда (а это было год назад) не продвинулось. Забылось-похоронилось. И вот в понедельник-таки созрела мысль махнуть туда на выходных. Ну... с основными законами подлости вы все, надеюсь, знакомы. Это я к тому, что если что-то может пойти не так — то именно не так все и пойдет. Пока то, пока се... в итоге собрались и тронулись в путь хоть и в субботу, зато не утром, а очень даже вечером. Потом выяснилось, что не очень далеко — это не за Салымским постом, как говорилось изначально, а практически в Увате. Привет, блин, любимая до ненависти разбомбленная федеральная трасса. Частично ее-таки подлатали, но в основном это все еще готовый спецучасток для бахи. Вместо обещанных 300 километров пришлось отмахать 400... Съехали с трассы и оп-па... Действительно посреди поля стоит, правда не храм, а церковь, и не 17 века, а конца 18.... Но какое это в конце- концов имеет значение.

Заночевали прямо в поле, а утром со слов пришедшего полюбопытствовать местного жителя узнали такую историю: На месте поля, где мы ночевали и где стоит церковь, некогда было село Юровское. Село было огромное, тысячи на 3 человек. Собственно небольшое поселение этакую махину в жизни не осилило бы. Церковь не действует со времен революции. В 30-х годах у новой власти дошли руки до нее. Точнее до ее убранства. Приехали. Описали. Уехали. На следующее утро вернулись... В церкви пусто, а на стропиле висит батюшка... Сколько уж в этом правды, а сколько домыслов никто, само собой не знает. А само село понемногу зачахло и сгинуло с лица земли, оставив от себя только поле поросшее травой, остатки домов в которых, судя по предметам еще в 60-х теплилась жизнь да небольшой памятник расстрелянным в 1919 году белогвардейцами местным жителям, ратовавшим за новую власть. Так и стоят они рядом, напоминая потомкам о том, что перед вечностью все равны...

Такая вот мини экспедиция».

Ну и, соответственно, фотографии данного объекта… Возможность посещения этого места с _Silver была оговорена еще в октябре 2011 года перед поездкой «Путешествие из Сургута в Тюмень через Тулу, Серпухов и Питер..».:

Agu: «…Предлагаю выехать утром и по пути взять «точку»

_Silver: «...точку берем!!!»

…но как-то все не складывалось… Тут мы решили совместить «приятное с полезным». Сказано — сделано…

Ну и, собственно, окрестности…

В прошлые слеты в Абалаке для заданий в автопробеге я выбирала объекты или как-то связанные с историческими событиями, или какие-то архитектурные сооружения, или красивый пейзажный вид типа слияния рек… В этот раз планы изначально были грандиозные, но, как уже говорила выше, из-за нехватки времени проработать задумки я не успела. Что ж, чем богаты, тем и рады… Какие-то заготовки надергала из интернета, однако часть из них «при ближнем рассмотрении» отпали по разным причинам, что-то рождалось в процессе нашей поездки, опять же решила включить одну «точку» из заданий автопробега 1-го слета…

По дороге в село Верхние Аремзяны мы опять остановились на обочине, увидев очаровательную семейку… Правда дюже пугливая семейка оказалась — при нашем приближении стала стремительно ретироваться… А я в очередной раз посетовала об отсутствии у меня телевика…

Село Верхние Аремзяны, получившее свое название по протекающему рядом притоку Иртыша — реке Аремзянке, было включено мною в перечень объектов для автопробега еще и как компенсация за «незначащие» остальные «точки»: село является малой родиной великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.

Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье директора губернской гимназии. Он был четырнадцатым ребенком в семье. В том же году отец Д.И.Менделеева ослеп и покинул службу, и семья вынуждена была переехать в село Аремзянское под Тобольском, так как там у предков матери была стекольная фабрика.

Отец вскоре умер, и воспитывала Дмитрия Ивановича Менделеева мать, которая приложила немало усилий, чтобы сын получил образование…

Покинув Сибирь еще в юношеские годы, Менделеев только спустя 50 лет смог вновь посетить родину. Во время поездки на Урал по поручению правительства, он выбрал время для посещения Тобольска, могилы отца, села Верхние Аремзяны…

На малой родине Д.И.Менделеева был открыт памятник. Одна из улиц села названа Менделеевой. В школе, носящей имя великого ученого, существует музей «На родине Д.И.Менделеева»…

Школа оказалась закрытой, но проходящая мимо жительница села очень живо откликнулась помочь нам и сопроводила нас к живущей неподалеку учительнице, которая могла прояснить всю ситуацию с посещением музея…

Ольга Васильевна согласилась показать нам музей, уточнив: «А что школа закрыта?.. Ну, тогда вы пока идите к школе, а я сейчас быстро переоденусь и подойду…»

В ожидании...

Затем мы осмотрели музей, обменялись координатами и договорились о моем звонке накануне автопробега с уточнением времени прибытия «основной группы»: я решила здесь заложить финишную «точку» — посещение музея с непродолжительной экскурсией будет завершать автопробег…

Чтобы закрыть тему Менделеева поехали фотографировать и «снимать» координаты памятника, находящегося в сквере неподалеку…

Река Деньгино фигурировала в заданиях прошлого года, но на этот раз в виде остатков от старого моста… Опять же не удержались от фотосессии стрекозы…

Как я уже упоминала выше, было решено включить одну «точку» из заданий автопробега 1-го слета: слияние рек Тобол и Иртыш

«В 1587 году Москва посылает Чулкова (Данила Григорьевич Чулков — воевода русского царя Ивана Васильевича Грозного, воин и государев человек, продолжатель дела покорителя Сибири Ермака) во главе полутысячного войска к устью реки Тобол, впадающей в Иртыш, чтобы заложить там новый острог. Летописец отмечал: «…лета 7095 (1587) при царе Феодоре Иоанновиче указ воеводе Даниле Чулкову …прислано 500 человек поставити град Тоболеск».

Отряд Чулкова спустился по Туре и Тоболу в Иртыш и пристал к правому берегу у устья небольшой речки, которую потом назовут Курдюмкою. Там Данила Григорьевич и присланные с ним строители тщательно обследовали местность и заложили острог на высоком восточном берегу Иртыша, против устья Тобола. В «Повести летописной» отмечено: «…обрете место на той реке Иртише усть речки Курдюмки против мало пониже устья реки Тоболу, яко единые версты, на велице горе и красно велми, а под горою… Богом строенное место, плавающим же защита ту бури и пристанище тихо и спокойно. И на сем же прекрасном месте поставиша град и нарекоша имя ему Тоболеск реки ради Тоболы… И паче же сей Тоболеск вместо царствующего града Старой Сибири именовася и прослыся начальным градом».

«Здесь будем град новой ставить», — отдал приказ письменный голова Данила Чулков. А град строить начали на высоком мысу в день Троицы. Отсюда и первое название появилось — мыс Троицкий. А свершилась закладка нового града в день 3 июня 1587 года. И назвали его Тоболеск».

…Цветочки, кустарники, деревья, насекомые…. На этот раз мы устроили фотосессию лошадей, встретившихся нам недалеко от места слияния…

Ну и, собственно, само место слияния…

Дорога к слиянию Иртыша и Тобола проходит через деревню Медянки-Татарские (кстати, по соседству расположена деревня Медянки-Русские…

Ну а дальше мы поехали в сам Тобольск… Фотосессии Тобольска мы не устраивали, так как цель нашей поездки была немного другой…

Хотя, думаю, надо как-нибудь (пока лето) выбраться мне на выходные в Тобольск: посмотреть более спокойно и внимательно, погулять, пофотографировать, посетить музеи... Город достаточно живописен, с красивым рельефом местности, безумным количеством памятников истории и архитектуры... С Тобольском связаны имена многих выдающихся личностей: кто-то родился здесь, кто-то жил и «творил», кто-то проходил опальными путями… Здесь пребывал сосланный с семьей последний российский император Николай II… Также Тобольск один из духовных центров России… Так, «галочка» уже наметилась... С высоты сегодняшнего дня могу сказать, что эта «галочка» реализована мною в виде выезда выходного дня из Сургута в Тобольск 11-12 августа 2012 года…

Из-за своеобразия природных ландшафтов город как бы состоит из двух частей: верхней и нижней. Но термины Нижний город и Верхний город здесь не в ходу. Здесь они именуются Гора и Подгора… Мы побывали в Подгоре.  Подгора — это старая часть города…

Крестовоздвиженская церковь: «Деревянная церковь Воздвижения Креста Господня была построена еще в 1652 году, в 1743 году она сгорела, но была сразу же отстроена заново. Через десять лет к юго-западу от деревянной церкви на средства прихожан начали строить двухэтажную каменную. Каменная церковь заложена взамен деревянного храма в 1754 году. Купцы братья Медведевы на берегу речки Покровки насыпали холм для постройки дома, затем холм пожертвовали для постройки церкви».

Обратите внимание на согнутый крест — говорят, что этот крест на колокольне остался с дореволюционных времен: его хотели, как и все остальные кресты тобольских церквей, сорвать, да не вышло. Накинули трос, прицепили к трактору… Но трос лопнул и убил рабочего, который его цеплял… За достоверность не ручаюсь…

По причине закрытости Крестовоздвиженской церкви, включать ее в задания не стали… Для заданий выбрали Рождественскую церковь: «Церковь Рождества Христова была заложена в 1744 году. Строилась на средства прихожан. Строительство завершено в 1761 году. В церкви находилось три престола: в честь Рождества Христова, Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Смоленской Божьей Матери, а, соответственно, и знаменитые иконы этих святых. Источники сообщают, что возводил церковь Козьма (Кузьма) Черепанов — известный тобольский мастер из семьи ямщиков. Он и его брат Иван, автор Черепановской летописи, прославились своей просвещенностью и познанием разных художеств».

Катались мы долго, и в итоге было сформировано 12 «точек» — заданий, одна из которых была с заложенным тайником…

Время что-то в районе шести вечера… Осталось «добить» последнюю «точку»… Но ехать мимо кафе «Шарк», расположенного на въезде (выезде) города Тобольск… Мне очень захотелось кофеечку. _Silver заявил, что не отказался бы от чего-нибудь «посерьезнее», то есть мы устроили ужин… Если учесть, что к этому времени я уже не спала (с 7 утра пятницы) 35 часов — я даже не знаю, как эту трапезу назвать: ужином ли?.. Ну да ладно, это все лирическое отступление…

Откушамши, изучив карту на навигаторе, «прочертив» маршрут, мы выдвигаемся на улицу к Туру… Опля! Ну где еще можно встретить Ханты-Мансийского Qashqai — моего спутника в путешествии на Байкал? _Aleks собственной персоной! Вернее, его железный конь — самогО не видно.

Я поставила Тур поперек его машины… Нет Алекса… Освободилось место — я перегнала Турик рядом… Попытки дозвониться не увенчиваются успехом — видимо, мобильный лежит в машине… О! Идет! Продефилировал, не заметив нас, мимо… Ну да, Touareg же маленькая машинка… Посмеялись и пошли вторично, уже втроем, пить кофе… _Aleks нас ждать отказался и упылил домой…

В процессе объезда предполагаемых «точек» была попытка добраться до старого пирса. Фотография из Интернета:

Самое интересное, что при прокладке маршрута в Navitel — программа «рисует» маршрут, на картах Navitel присутствует дорога, хотя в реальности это «народная тропа», проходящая по полям, колеям, лесам, среди плотно расположенных веток… и т. д. на протяжении 14 километров… Мы, проехав километра три, отказались от этой затеи, но решили «заложить» ее внеконкурсной точкой для автомобилей Touareg, благо их должно было быть как минимум два… Заложили… Но об этом позже, по хронологии…

Закончив все дела, «уставшие, но счастливые», мы выдвинулись в сторону дома… Проехав бывший пост в поселке Салым, разделяющий ХМАО и Тюменскую область (то есть до дома осталось 220 км), я, уже словившая на подъезде к Салыму правым бортом внезапно появившуюся на вроде бы отличной дороге «хорошую» яму, решила, что мы в общем-то никуда не торопимся… Время 1:30 ночи с субботы на воскресенье, период моего бодрствования с момента подъема в пятницу в 7 утра — 42,5 часа… На обочину! На пару часиков!..

Очередное лирическое отступление...

Когда мы выезжали из Тобольска, на полдороги от Екатеринбурга до Тюмени был в пути клубный Touareg из Нефтеюганска — gtoras… Посожалел, что уже не успеет догнать нас…

Просыпаемся мы значит в 4:30… _Silver удивленно: «О! У тебя под дворником 500 рублей лежит…».

Читаю на следующий день на форуме:

gtoras: «Спасибо Agu, Павлу, Константину и Автогранду (В.Пышма) за помощь и поддержку.

Тут на днях возвращался из командировки и не доезжая до Юганска километров 170, увидел до боли знакомую машину. 4 утра — будить не стал, оставил метку, под дворником…».

…Незаметно пролетела неделя… Отпуск изначально был задуман «прицепом» к Абалакскому слету: то есть 9-11 июня отдыхаем на традиционной поляне в Абалаке под стенами Абалакского Знаменского монастыря, и 12-го стартуем пока в сторону Подмосковья…

«На берегу реки Иртыш в 25 км от Тобольска находится село Абалак. До присоединения Сибири к Российскому государству Абалак был татарским селением...

Здесь осенью 1582 года произошло сражение между отрядами Ермака и войском Маметкула.

В XVII веке в Абалаке поселяются русские. Со временем это место становится русским селом.

В 1636 году архиепископ тобольский Нектарий дал благословение на строительство церкви...

После того, как в 1680 году деревянный храм в Абалаке сгорел, была заложена каменная соборная церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы…

В 1924 году после прихода советской власти обитель была ликвидирована. Лишь в конце 80-х годов ХХ века началось возрождение Абалакского монастыря, необъяснимая духовная сила которого в сочетании с удивительным природным ландшафтом его окружающим, продолжает притягивать к себе многих людей, исполненных духовной жажды».

09-10.06.2012. СУРГУТ—СЕЛО АБАЛАК ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА

9 июня — суббота, но тем не менее рабочий день… После работы, созвонившись со Стич-ем из Ханты-Мансийска, я выдвинулась в дорогу… Через 445 км — АЗС около ст. Юность Комсомольская Уватского района, там то мы и встретились. Стич-а по дороге еще догнал на уже знакомом нам Qashqai _Aleks, и уже в три машинки примерно в полночь мы финишировали на поляне…

Но тут оказалась «засада» в плане того, что все свое походное снаряжение (кроме любимого туристического кресла в свете своей дальнейшей поездки по просторам России я сгрузила в машину AnD345, да и продуктовые запасы для вечерне-ночных посиделок «авангардной» части тусовки тоже были в той же машине… Но было пиво… рыбка… и кое-что по мелочи… Соорудили из подручных средств столик, и…

…Часа через 3,5 подтянулись еще три машинки: _Silver на Qashqai, AnD345 на Qashqai и Adept на Touareg... К слову сказать, из уже стоящих на поляне машин были: 1 Qashqai, 1 Touareg и 1 Audi Q5… Вот такая вот сборная «солянка»…

С разговорами, шутками, смехом мы начали разбивать лагерь…

Четыре часа утра…

Не обошлись и без шашлыка…

Я — однозначно, не могу долго без чая…

Частично народ ушел спать: кто в машину, кто в палатку…

AnD345 «почесал репу»: «А не построить ли мне тоже свое гнездо…» Свил…

Однако… 6 часов утра…

И луна тоже не торопится идти спать, с любопытством наблюдая за нами…

Ну с птицами то все ясно… Итак припозднились…

Мы то еще не ложились спать, а соседи по поляне, выспавшись — «утро вечера мудренее», уже давным-давно взмывали в голубые выси и «жужжали» то над поляной, то над рекой, то над поселком…

В этом году _Aleks таки реализовал свое желание: полетать на параплане… Я отвезла его к соседям, вручила видеокамеру, и через какое-то время параплан с _Aleks-ом на борту взмыл ввысь…

В лагере тем временем вовсю бурлила жизнь: Adept, уточнив время нашего выезда на тест-драйв Touareg, занялся приготовлением обеда… Кто-то медитировал… Кто-то играл в волейбол…

По окрестностям бродил волынщик...

Так как поспать у меня все равно не получилось, мы с _Silver решили не откладывать в «долгий ящик» то, что нужно было доработать по предстоящему пробегу, и уехали по своим делам… В числе прочего _Silver не преминул залезть на верх этой башни:

Я не знаю, как называется этот вид бабочек, но их там тьма-тьмущая: абсолютно вся мордочка моего Турика была облеплена этой живностью… В последствии мне сказали, что это Боярышница

А это место, координаты которого должны были привезти участники пробега, зафиксировав их по пути к месту слияния рек. Задание звучало так: «По пути к ОКТ №9 найти «кладбище», где похоронены не люди и не животные…. Привезти GPS-координаты». На самом деле, подъехав к нему, мы выяснили, что это никакое не кладбище автомобилей, а действующий автополигон для гонок…

Много ли, мало ли мы катались, но дела были сделаны. И прежде, чем направиться на поиски старого пирса, про который я упоминала выше, мы направились в лагерь пообедать… мало ли сколько мы будем искать его…

В лагере народ уже был на послеобеденном отдыхе… Adept — огромный респект ему за обалденный плов, который он приготовил на обед!!!  — традиционно в палатке запечатлелся на фотографии, и мы поехали за приключениями…

Как я уже писала выше, Navitel отлично рисовал маршрут, но в реале он пролегал по полям, явно по хорошо примятой траве, то есть по ней не то, чтобы постоянно, но неоднократно ездили… Правда как таковой дороги, даже грунтовой, там не наблюдалось… Затем эти следы по траве стали раздваиваться, разтраиваться… Одна «дорога» уходила между достаточно плотно стоящими деревьями — нам показалось, что Navitel ведет туда… Бедные наши Турики, продирающиеся сквозь ветки деревьев… Увы! Стало понятно, что мы сбились с «пути»…

Вернулись… Взяли правее… Все верно! И опять по полям, между деревьев, сквозь кустарники… Местами поверхность поровнее, местами появляется колея, причем достаточно глубокая… Но мы уверенно идем дальше… Не помню, сколько километров мы проехали, вроде где-то около 10… Дорога пошла по лесной части, по бокам стали появляться лежащие вдоль поваленные деревья… Опять кустарники… Стоп, дальше вроде какая-то засада… Я вывалилась из машины, но очень быстро вернулась обратно: пауты буквально облепляли меня… Бр-р-р!.. В конце концов, у меня ж есть штурман: _Silver выдвинулся на разведку… Тур Adept-a тоже стоит позади в ожидании…

Так и есть: сгущающиеся тонкие молодые деревья мы можем преодолеть, но далее так называемая «дорога» завалена поперек сваленными деревьями большой толщины в обхвате… Ну тут мой штурман вошел во вкус дела и начал тщательно изучать карты Navitel… И вроде как, если мы вернемся обратно (примерно 10 километров), проедем там по полю вдоль основной трассы, свернем опять вглубь полей, то выедем на то, что в картах обозначено как зимник, попетлявши по которому, мы должны выйти как раз на этот пирс…

Делать то все равно нечего — поехали…

Изначально мы проигнорировали эту дорогу, так как она уходила вдоль трассы достаточно далеко в сторону от как бы расположения нашей «точки»… Но мы не посмотрели сразу, что она потом вернется… Да и Navitel ни в какую не хочет по ней «вести»… Принудительно установив промежуточные точки, выстроили маршрут… Не автобан, конечно, но все же достаточно приемлемая грунтовка… Даже встречка пару раз попалась…

Бодро едем, переговариваемся по рации, посмеиваемся сами над собой… По пути стали попадаться лужи… Разного размера…Знаем ведь, чем это обычно заканчивается… Но едем пока… Пару раз остановились посмотреть, как оно там — нормально, едем дальше… Остается по нашим подсчетам километра три…

Слева от дороги углубление между деревьев — миниполянка, на которой стоит Mitsubishi Pajero… Остановка… Мы с Adept выдвигаемся на рекогносцировку дальнейшей местности… Пару первых «луж» — проезжаемые, следующая — вопрос… Но кто не рискует — тот не пьет шампанское!!! Тем более, что в багажнике Adept-овского Турика лежит моя переносная электролебедка… К слову сказать, Adept уже успел упомянуть, что второй год берет ее у меня при поездке на слет на случай проливных дождей или после оных, мало ли куда захочется забуриться… Но прошлый год, невзирая на стойкие прогнозы ливневых дождей, было сухо… В этом году тоже вроде как дождей не наблюдается… И Adept & Co уже посетовали о том, что зазря возят данный девайс… Весьма, между прочим, не легкий… Adept-у же приходиться выносить его от меня с четвертого этажа, и, что грустнее, потом заносить НА ЧЕТВЕРТЫЙ этаж… А это ни много, ни мало — 30 кг без учета остальных хохоряшек в виде цепей, шаклов, удлинителей проводов, корозащитки, дополнительных трех буксировочных крюков от Touareg и т.д.

Тур Adept-а уже был впереди, и он, как джентльмен, решил идти первым… Первые две «лужи» были побеждены, а в третьей он все же забуксовал… Решили, что я подъезжаю к нему и выдергиваю… Во втором препятствии мой Тур соскальзывает с бровки и «летит» в колею. Все — я на «брюхе»… Посмеялись — а что еще делать — и полезли за лебедью… Чтобы крепить лебедь — нужно лезть в няшу… Пришлось выдать _Silver свои резиновый сапоги, лежащие в багажнике, 39-го размера на 42 размер ноги _Silver-а…

Затем лебедью же вытянули Тур Adept-а…

На проезде второго препятствия его также стянуло в колею… На этот раз уже его выдернула я…

Спутник Adept-а — Александр — в это время решил «прогуляться» дальше вперед… Принесенная инфа нас не обрадовала: еще чуток может и можно побрыкаться, но далее идут лужи глубиной, не позволительной для наших машин… Стали собирать манатки перед возвращением в лагерь…

Вертаемся… Навстречу нам идет (!), видимо, какой-то рыбак… Мы остановились поговорить с ним… Да, есть такой пирс, до него километров пять и туда не проехать ОДНОЗНАЧНО… Не зря на миниполянке стоит Mitsubishi Pajero — рыбаки оставляют здесь свои машины и топают дальше на своих двоих…

«Усталые, но счастливые» мы «полетели» домой… То бишь на поляну в Абалак… Выехав на трассу, я, ощутив достаточно сильную вибрацию — дисбаланс колес, окончательно убедилась, что все же мой путь лежит на автомойку — иначе эта глинистая грязь окончательно засохнет на дисках, днище и т.д., а мне еще путешествовать около 2 700 км…

На поляну мы с _Silver приехали уже ближе к десяти часам вечера…

Пока мы развлекались по полям, по лесам, нас успел посетить и покинуть MrTramp из Тюмени, приехали две машинки из Екатеринбурга — бессменные участники слетов — Vovchik на Qashqai) и SP66 на Tiguan... Но на поляне их не было тоже — уехали осматривать достопримечательности Тобольска...

11.06.2012.СЕЛО АБАЛАК ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА

Традиционно второй день посвящен автопробегу формата экспедиция по Тобольскому району… Вечером прощальный банкет, фейерверк — то бишь закрытие очередного слета…

Вчера у нас кашеварил Adept, сегодня эстафету принял AnD345: в сегодняшнем меню — хашлама…

В ожидании запланированного времени старта народ занялся подготовкой к отъезду: убирались в салонах своих автомобилей, наклеивали на машинки наклейки…

…Все дела переделаны, и я предложила сдвинуть старт на полчаса раньше — опять же добавляется время для выполнения заданий… Все согласились и собрались на предстартовый брифинг…

К сожалению, ряды участников поредели: если первый год было 13 машинок-участников, то в этот раз осталось всего 4… SP66 отказался участвовать в принципе, _Aleks-у нужно было уезжать домой в Ханты, так как у дочери на следующий день должен был быть экзамен… Но тем не менее задания были выданы:

И старт был, в общем-то, объявлен — п.3.4. из «Регламента проведения автопробега формата «экспедиция» по Тобольскому району»: «Получение задания означает сигнал к старту. Старт не означает одновременного начала движения всех автомобилей, а подразумевает начало деятельности Экипажа по выполнению Задания».

Последние штрихи:

Мы остались «на хозяйстве»: я, _Silver и SP66… Хозяйствование пока заключалось в поисках ключа от Tiguana SP66 — где-то он умудрился его потерять…

Мне позвонила моя подруга Ulia, едущая с мужем из Нижнего Тагила домой в Сургут, уточнив, что я нахожусь в лагере, они решили заехать проведать нас… Переодевшись с ней в купальники, мы попили чай, поговорили чуток и присоединились к поискам ключа… И тут — О, ужас!!! — я обнаружила на себе присосавшегося клеща… У меня началась, буквальным образом, истерика… Начались танцы с бубнами вокруг меня, я рыдала, звонила в поисках информации, что мне делать… В итоге _Silver вырезал мне его лезвием, и мы все дружно поехали в Абалак в больницу, где мне смазали рану йодом и отправили восвояси…

Меня это не устроило, Ulia уехали в Сургут, а мы с _Silver покатили в Тобольск… В больнице мне вкололи иммуноглобулин, выдали об этом справку, памятку с предписаниями типа измерять ежедневно температуру тела и т.д. Потом мы ездили по всем аптекам Тобольска по очереди в поисках нужного лекарства…

В процессе мне периодически отзванивались участники пробега с различными вопросами… Но вдруг поступил нестандартный звонок от AnD345: «Сижу на «брюхе», фиг его знает где, деньги на телефоне заканчиваются, спасайте…»… М-да…. Я затребовала описание того, как, откуда и куда он пытался ехать, попросила прислать GPS-координаты… Андрей решил, видимо, сократить путь между деревнями, и, не возвращаясь на основную трассу, направился по якобы грунтовой дороге… Которой в принципе не существует…

Заехав еще в несколько аптек, поняв, что в Тобольске Йодантипирин нам не найти, мы поехали спасать AnD345… Исколесив все окрестные дороги в направлении, куда поехал Андрей, мы никак не могли найти нужной грунтовки… И никак его описания типа «повернул налево, еще раз налево и через 100 метров свернул на грунтовую дорогу, идущую вдоль железнодорожного полотна…» не совпадали с действительностью… К его скинутым по телефону координатам Navitel маршрут не строил…

Подходило время финиша, так как нас там ждала, как вы помните, учительница Ольга Васильевна, мы с _Silver рванули в Верхние Аремзяны… Там к нам на поиски решил присоединиться Adept, предварительно съездив на заправку покормить свой Тур и закинуть деньги на телефон AnD345… Но, как я и предположила, Андрей, поняв, что деньги закончились — просто выключил свой телефонный аппарат Звонить ему было бесполезно…

Пока Adept ездил заправлять машину, мы с _Silver решили попробовать выйти на ту «грунтовую дорогу», где находится AnD345 со встречной стороны, от Аремзян. Но с этой стороны проезда не было. Пришлось возвращаться туда же, где мы и начинали… Подъехал Adept… Была одна дорога, на которую я еще в самом начале вроде как свернула, но так как это была не грунтовка, а плиты, причем очень далеко тянущиеся и без всяких свертков, то я отказалась от этой идеи и вернулась назад… Вариантов дорог, по которым мы не пытались ездить, не было… И Adept, а затем и мы с _Silver поехали по плитам…

Как показала жизнь, это и была та самая якобы грунтовка через сто метров, а на самом деле плиты и через 1,5 километра, выводящие на место его засады… От поселка он успел отъехать километров 20… На полпути мы встретили стоящее такси, таксист объяснил куда и как идет эта дорога, но сказал, что вообще-то по ней не ездят уже давным-давно, и она не проезжаемая… Закончилось все тем, что AnD345 вышел навстречу нам… Прошел он не много, но тем не менее… Он сказал, что там участок узкий, ехать в две машины бессмысленно, и я развернулась обратно, а Adept, шедший первым, посадил к себе Андрея, и они поехали вытаскивать Qashqai…

После своей эпопеи с клещом, после длительных поисков… я была вымотана напрочь…

И как-то не получилось организованного традиционного банкета… Я просмотрела фотографии с заданий, определила итоговые места… Так как Стич решил в ночь уезжать домой в Ханты, я вручила ему с Ириной диплом за участие, грамоту за 1-ое место, приз… Запустили один фейерверк… Вручение дипломов и грамот провели как-то разрозненно… Потом все же посидели в шатре за рюмкой чая/водки/пива — кто за какой — и разбрелись спать…

Утром подъем, завтрак, приборка территории, упаковка вещей, вывоз мусора… Уезжали все, как обычно, по очереди… AnD345 с Ириной еще решили остаться искупаться в реке, а мы с _Silver направили колеса своих автомобилей дальше в отпуск, в сторону Тюмени — я хотела сдать своего вчерашнего «друга» на анализ в лабораторию на предмет определения не больной ли он…

До свидания, Абалак!!!

12.06.2012. АБАЛАК—ТЮМЕНЬ

Очередной этап поездки: Абалак—Серпухов… Но так как выехали с поляны поздно… вроде как дела в Тюмени… трехдневный отдых в Абалаке… в общем, решили мы заночевать в Тюмени, а с утра уже с чистой совестью рвануть дальше… Я уехала чуть вперед, встретилась в Тюмени с Женей ака MrTramp. По причине опоздания в лабораторию, которая работала до 13 часов, и планируемого завтрашнего раннего выезда из города на трассу, «сдала из рук в руки» MrTramp своего «друга», забрала у него Йодантипирин, который он нашел по Тюмени и выкупил для меня, и поехала в гостиницу… Огромный респект MrTramp за беспокойство и помощь!

13-15.06.2012. ТЮМЕНЬ—СЕРПУХОВ

Эх, дороги!..

По пути позвонил MrTramp с грустным сообщением, что друг скопытился и на анализ принят не был… Что ж придется пить таблетки…

Я стала пытаться вызвонить «пропавшего» камрада по TOUAREG-CLUB из Екатеринбурга на предмет встретиться-чай-кофе-потанцуем… «Нашедшийся» Эдуард820 определил кафешку по пути нашего следования, дабы мы не въезжали в сам Екатеринбург, и мы пообедали вместе…

Позже мне позвонили из Сургутской спутниковой компании, и я вспомнила, что забыла SIM-карту от спутникового телефона дома… Сын обещал сегодня же ее выслать на Серпуховский адрес… Как сказали в почтовом отделении: контрольный срок прохождения почтового отправления 1 класса — три дня… «Отправления 1-го класса — это внутренние почтовые отправления, сроки доставки которых на 30% меньше, чем предусмотрено для универсальных почтовых услуг». Ну что ж, меня это устраивает…

Долго ли коротко ли, но 15-го к вечеру мы прибыли на место… Дороги в этот раз абсолютно не радовали нас: повальный ремонт дорог… высокий трафик… Сначала я планировала прибыть в Серпухов до обеда, потом в обед, потом после обеда… в итоге мы приехали вечером…

16.06.2012. СЕРПУХОВ

Следующий день был посвящен поездке в Москву…

…и вечерней прогулке по дачному участку…

17.06.2012. СЕРПУХОВСКИЙ РАЙОН

«Почтового отправления 1 класса» нет…

Мы решили покататься по окрестностям Серпухова…. Уже третью поездку сюда мы очень потихоньку изучаем местные достопримечательности...

Обследовали карту, определили порядок перемещения в пространстве и вперед!!!

Первым пунктом у нас было село Сушки

«На древнем Никольском погосте, что на Синилище, издавна, сменяя одна другую после пожаров и разорений, стояли деревянные церкви, построенные «клецки» (клетью, как избы). Позднее здесь, на реке Сушке, возникло село, которое стало называться Карповским».

Ну да, село на карте присутствует, дорога тоже есть, Navitel прокладывает маршрут… Да не тут-то было, дорога упирается в шлагбаум с вывеской: «Проход запрещен!». Проход даже, не то, что проезд… Изучаем карту… Ага! Какие там «герои всегда идут в обход»?.. Ну и мы туда же… Где-то мы уже такое проходили… Сужение грунтовой дороги… заросли… Стоп! «Дорога» перегорожена вкопанными металлическими столбиками… Иду на разведку — дальше достаточно большой ручей и даже пешеходная тропка заканчивается…

На выезде обратно через поселок Данки останавливаемся спросить местных жителей. Ну да, все правильно, тут заповедник, ехать нужно дальше, после окончания деревни будет поворот направо… Официальный въезд в заповедник со стоянкой… Церковь? Разрушенная? Ну да, там же, чуть дальше село и там церковь… Поехали!!!

Основной достопримечательностью Серпуховского района является Приокско-Террасный биосферный заповедник (самый маленький на территории России).

Дюже правильный _Silver настоял на оставлении Тура на стоянке — заповедник же, стоянка же — и мы пошли пешком…

Топать километра полтора… Жарко… Комары… Навстречу периодически попадаются машины… Метров через 700-800 на развилке останавливаем авто с вопросом куда нам: вправо или влево… А может можно на машине… Дядька почему-то отправил нас направо, по заведомо ложному пути, выводящему к тому самому вышеупомянутому шлагбауму… По поводу перемещения на своем авто сказал, что категорически запрещено… Потом добавил, что, вернее, нужен пропуск… Я обрадовалась, что пропуск же можно оформить… На что он начал мямлить, что без экскурсовода это никак не возможно и т.д. В общем уперевшись в шлагбаум, повернувши назад, я поняла, что у меня нет абсолютно никакого желания наматывать тут круги на своих двоих… Еще же обратно потом пилить… _Silver посмеялся над моим нытьем, и мы повернули назад за Туриком. Ура!!! Я на колесах!!!

На машине дело пошло веселее! Очередная развилка: прямо — «кирпич», мы ушли налево… Дорога упирается в забор с закрытыми на замок воротами…. Судя по навигатору — нам надо было ехать именно под «кирпич»… Почесали затылки и… поехали… типа, в гости к местным жителям… На въезде в село — опять «кирпич»… Но тут мы свернули направо и поехали типа по краю села…

«…Каменная Никольская церковь строилась вместо ветхой деревянной по заказу купца Герасима Севастьянова в 1746 году.

…В советское время храм закрыт (в 1930-е годы) и разорен, приделы разобраны. В настоящее время церковь пребывает в руинном состоянии».

К сожалению, внутрь мы не попали — все окна и двери были заколочены…

Следующий пункт — село Турово, получившее свое название вроде как потому, что здесь когда-то в глухих, непроходимых лесах, окружавших эту деревню, водились дикие быкы — туры… Ну а так село вроде как село, но меня оно привлекло вот чем: именно здесь переправлялось через Оку в 1380 году 150-тысячное войско великого князя московского и владимирского Дмитрия, которое двигалось навстречу полчищам Мамая к Куликову полю… В селе расположен памятный знак, посвященный этому событию…

Потом мы немного поплутали… Усадьба Пущино-на-Наре… Выставили на навигаторе Пущино и вперед!!! Координат усадьбы не было… Приехали. Никто слыхом не слыхивал ни о какой такой усадьбе… И тут потихонечку нас начало осенять… Мы увидели, что за река протекает тут… Я полезла в интернет… Нарыла GPS-координаты усадьбы… Мы приехали в ГОРОД Пущино, расположенный на правом берегу реки Ока… А нам нужна ДЕРЕВНЯ Пущино, расположенная на северной окраине города Серпухова на правом берегу Нары…

Развернулись…

Мало дворцов отыщется,
Прекраснее чем в Пущино.
Когда-то — из самых напыщенных.
А ныне — из самых запущенных
Змеятся по стенам трещины,
Вода из фонтанов спущена...
Кому ты теперь завещано?
Сколько тебе отпущено?
(А.Тилипман)

Усадьба Пущино-на-Наре — потомственное владение князей Вяземских. Усадебный ансамбль был создан в 1790-х годов предположительно архитектором Н.А.Львовым — мы еще «столкнемся» с ним по пути нашего следования.

М-да! Похоже она окончательно развалилась, как нас предупреждали в Серпухове еще в феврале… Флигель…

К северо-западу от Серпухова, в излучине Нары, на высоком холме расположено село Райсеменовское.

«В самом названии этого села заложена историческая предопределенность, — радовать всяк здесь живущего.

Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм стали возводить в 1765 г.

С 1930 года в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин.

С октября 1995 года храм был передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам…»

Церковь Спаса Нерукотворного Образа:

В 25 километрах вверх от устья реки Нары, на высоком лесистом берегу, все еще красиво смотрится со всех сторон полуразрушенная кирпичная церковь с погостом в окружении заброшенных зданий.

Лет 30 назад здесь еще была такая деревня — Нехорошево. В настоящее время — это место нежилое, здесь расположено кладбище. Но с холма, на котором стоит храм, открывается великолепный вид на Нару и окрестности…

Кто и почему этот красивейший уголок нашего края назвал нехорошим?

«С 1874 по 1937 годы в восьми источниках указывается, что это место называлось «село Нехорошее», при котором был «погост Нехороший», а с 1616 по 1890 годы «село Нехорошее» или «погост Нехорошево».

В «Кратких сведениях о церквях Московской епархии» указывается, что «... Нехорошее Серпуховского уезда, церковь построена в 1691 году. Пределов два: Михаила Архангела, Святого Николая».

Эта церковь особенная: она самая древняя из сохранившихся каменных храмов Серпуховского района. Была построена в 1691 году на месте деревянного храма, существовавшего с 1617 года.

В советское время в 1937 году храм был закрыт и разграблен. Судьба последнего настоятеля и его семьи неизвестна. С закрытием школы в 1984 году в связи с постройкой нового здания в селе Райсеменовское, перестало существовать и село Нехорошево.

В 1999 году Храм Архангела Михаила был возвращен Православной Церкви. Сейчас в нем ведутся восстановительные работы.

В завершении дня мы просто покатались по окраинам Серпухова…

18.06.2012. СЕРПУХОВ

«Почтового отправления 1 класса» так и нет…

Не предполагая заранее, что я настолько задержусь по своей же забывчивости в Серпухове, я бы хоть загодя позвонила записаться в Москву на сервис Touareg… Чухнулась я только вчера, в воскресенье… Записи ближе, чем на среду 20-е июня — нет. На всякий случай записалась, не сильно веря, что попаду — если письмо придет раньше, то мы сразу же выдвинемся в дальнейший путь… Но мало ли…

Сегодня дальше Серпухова мы не выезжали… Мост на Оке

…около которого, только с другой стороны на смотровой площадке, мы были в феврале…

…ну и так…

19.06.2012. СЕРПУХОВ

Дежавю: «Почтового отправления 1 класса» так и нет… Судя по отслеживанию на сайте, застряло где-то на сортировочной в Москве… В почтовом отделении, по-моему, меня уже узнаЮт: уеду — скучать будут…

Позанимались кое-какими делами… Свободное время… Судя по КПОЕЗДКЕПОДГОТОВОЧНЫМ записям в 120 км от Серпухова есть село Дубровка, в котором расположена

«Усадьба… …предположение об авторстве Н. А. Львова... …В парке, за небольшим прямоугольным прудом, сохранился погреб, отчасти напоминающий подобные затеи Львова… …Спасская церковь… … Очень красива форма купола — не просто полусферическая, а с вогнутой нижней частью («юбкой»). Внутри сохранились рама иконостаса и замечательный купол с гризайлевыми кессонами…»

GPS-координаты наличествуют… Поехали?.. Поехали!..

По пути я, заболтавшись с _Silver, заработала свой первый в этой поездке (и, как показала жизнь, — единственный за эту поездку) штраф за превышение скорости…

Приехали… Во дворе сидят какие-то гаврики, на поверку оказавшиеся сторожами данного объекта, и ни под каким предлогом не соглашающиеся разрешить нам тут побродить, посмотреть и пофотографировать… Но показали дом, где живет ответственный за данный объект чел…

Дяденька согласился открыть нам усадьбу, пройти с нами по внутренним помещениям по всем этажам, но категорически запретил фотографировать… «Москва не разрешает…»

Усадьба оказалось совсем даже не той усадьбой, которая описана в моих заметках… Очередной мой косяк… Серпухов и окрестности в свете того, что не планировалось здесь длительное пребывание, особо мною не прорабатывались. Выбрала навскидку объекты, фото, накидала чуток текстовки, GPS-координаты… ничего не уточняла, не выверяла… По приезду в Сургут попыталась понять, почему так в данном случае получилось: надо же мне было наткнуться на каком-то сайте на описание усадьбы с перепутанными GPS-координатами, которые я и вытащила…

На самом деле эта усадьба оказывается (фотографировать-то нам запретили, но никто не запрещал включать диктофон во время того, как наш сопровождающий выдавал кое-какую информацию об этом месте) принадлежала Мансуровым — Толстым.

Первыми владельцами Дубровки были представители старинного татарского рода Мансуровых и имение называлось Мансурово. Примерно с середины XIX века и по сей день усадьба официально называется Дубровка, но Толстые ее тоже называли Мансурово. Мансуровы — древний и знатный дворянский род, известный со времен Ивана Калиты. Как и многие усадьбы в России, усадьба Дубровка поменяла многих хозяев, и каждый вносил свои определенные изменения в облик богатой усадьбы…

В конце XIX века усадьба переходит в качестве приданного сыну великого русского писателя Л.Н. Толстого — Илье Львовичу Толстому. И. Л. Толстой был последним именитым хозяином усадьбы и владел ею до 1918 года. В начале XX века в имении сына якобы бывал Л.Н.Толстой.

Усадебный комплекс состоит из главного здания с колоннами и двух соединенных с главным зданием флигелей... Перед домом расположены парадные ворота и небольшой двор, в котором были клумбы и цветники, различные затеи, липовый парк...

В советское время комплекс усадьбы использовался как дом отдыха, школа-интернат для детей испанских коммунистов, пионерский лагерь, спецшкола для детей инвалидов…

В 1996 году умер последний директор школы, школу закрыли… Все сооружения, находясь без присмотра, стали быстро разрушаться и разворовываться.

В настоящее момент территория и сохранившиеся постройки имения Дубровка, где жили Толстые, передано под юрисдикцию «Музея-усадьбы «Ясная поляна». Директором «Музея-усадьбы «Ясная поляна» является пра-пра-внуком Льва Николаевича Толстого — Владимир Ильич Толстой. Как нам сказал смотритель, после того как В.И.Толстого назначили советником Президента, появилась надежда, что может все же усадьбу восстановят. Пока же после передачи усадьбы Ясной поляне, приезжали из Министерства культуры Москвы, обследовали все здания на предмет обветшалости и т.д., «отпустили деньги для приведения в божеский вид и консервации объекта»…

В Калуге ежегодно проводят научно-практические конференции, посвященные изучению творческого наследия Льва Толстого и его потомков — Мансуровские чтения. Калуга, как место проведения форума, выбрана не случайно: у семьи Толстых были тесные связи с Калужским краем.

В 2007 году в августе вместе с внуком Ильи Львовича Сергеем Толстым, который живет в Америке, эти места и в том числе усадьбу Дубровка посетила Фекла Толстая — известный тележурналист, пра-пра-внучка Льва Николаевича Толстого, правнучка Ильи Львовича, троюродная сестра директора музея-усадьбы «Ясная поляна» Владимира Ильича Толстого.

Позже, узнав о том, что в Калуге проходят Мансуровские чтения, она побывала и на конференции.

На самом деле внутри здания усадьбы смотреть было не на что, тем более фотографировать. Как сказал смотритель, перестраивать здание в бытность школы им не разрешали, но обои, покраска стен — это, конечно, советских времен… На полуэтаже между первым и вторым этажами центральной лестницы во всю стену нарисован портрет Ленина… Местами сохранившаяся со старых времен лепнина, кое-где деревянные отделки стен тех же времен… Деревянные лестницы — все — с момента постройки здания… Вот, пожалуй, и все…

Смотритель периодически прерывал свой рассказ, задавал нам вопросы, пытаясь все же понять, кто мы и откуда: никак у него в голове не укладывалось, что мы приехали из ХМАО… Невзирая на регионы на номерах наших машин… «И что? Вы сейчас посмотрите тут и обратно к себе? За 3 тысячи километров?.». Мы пытались объяснить, что не только «тут», но и поедем дальше… «Ну и что, посмотрите там и обратно к себе? За 3 тысячи километров?».

В окончании разговора он милостиво разрешил нам сделать фотографии здания снаружи, двора… Я, воспользовавшись моментом, поинтересовалась, что за статуя стоит во дворе перед центральным входом — никаких надписей на ней нет, лицо, лично мне, никак не узнаваемое… Смотритель хитро улыбнулся: «Ну, вы теперь, наверное, и не знаете такой — Зоя Космодемьянская…» Я, естественно, живо проявила свою осведомленность и в двух словах ответила (как на экзамене), кто она такая была… Только каким боком она имеет отношение к данной усадьбе?.. Ларчик просто открывался: дружина носила имя Зои Космодемьянской…

20.06.2012 СЕРПУХОВ — где-то там, в районе КЛИНА

20 июня… Не успеваю на сервис, говорите спасибо «Почте России»! С утра в две машины уехали в Химки в Фольксваген Центр Германика… Сдали Турика и обратно в Серпухов…

У-ху!!! Пришло долгожданное «Почтовое отправление 1 класса»!

Проскочили по Серпухову, пообедали, собрали манатки и в Москву!

По пути, уже на МКАД Юго-Запад звонок из Германики (время порядка пяти-шести вечера): «Требуется замена верхнего переднего рычага в свете кирдыкнутой шаровой… Запчасти на складе нет — будет завтра…». Вот тебе и «У-ху!!!». Начала обзванивать пока партнеров TOUAREG-CLUB… У Гризли срок поставки один день… У BUS fanat есть в наличии, но к его месту базирования до 18 часов я не успеваю… Чешу затылок на предмет того, что же делать: ночевать в Москве не хочется… В данное время я, не зная куда именно, в свете московских пробок, уже никуда не успею… Приходит мысль, что по пути будет Тверь… Звоню в Тверь Ксюше ака Ангара: где есть, оригинал, не оригинал, стоимость, возможность установки… Ксюша обещает перезвонить в ближайшее время…

Звонок! Гранд респект Сереге ака Эликсир: сказал, что уже в курсе моих проблем, ищет по интернету, я же пока, узнав, что еду в районе Очаково, могу свернуть куда-то там на большой авторынок, скидывает SMS-кой партномер рычага, мы начинаем ориентироваться для съезда к авторынку, но тут опять перезванивает Сергей с сообщением, что нужный рычаг найден, сейчас будет куплен им и доставлен в Германику! Параллельно он же отзвонил на сервис, чтобы начали разбирать мою машинку дабы не терять времени — сервис то тоже работает до определенного часа… А еще как следствие замены рычага — регулировка сход-развала…

Все сложилось удачно! Еще раз огромный респект Эликсир-у!!! В десятом часу я забрала Турика из Германики, «дала отбой» Ксюше, и мы выдвинулись в сторону Твери…

Начало темнеть, ездить было бессмысленно, уезжать дальше в сторону Твери было не желательно, так как где-то здесь хотели еще что-то посмотреть… С гостиницами явно было туго.. Нашли какой-то придорожный «мотель» где-то вроде на А-108, и… «утро вечера мудренее»…. Спокойной ночи!

Предварительно я бегло посмотрела предполагаемый завтрашний маршрут… Одновременно с _Silver мы увидели, что путь наш будет лежать через город Дубна, воскликнули «ТВК!!!» и завалились спать…

Из gps-tracker — что-то типа...

21.06.2012 Где-то там, в районе КЛИНА — М-10 где-то там, под ТВЕРЬЮ

Утром завтрак, быстрые сборы — а что нам собирать то кроме себя, любимых?

Путь-дороженька сегодняшняя утренняя лежит в какое-то село Пухлино—Отрубнево, вроде как не жилое, рядом с каким-то селом Папино, но точно через города Дубна и Кимры… С Андреем ака ТВК вроде как запланировали договариваться о встрече на обратном пути…

Заехав в Дубну, я позвонила ТВК, памятуя о том, что он не смог приехать на февральскую встречу в Серпухове: «Привет, дорогой! Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе…» Я не успела договорить… «Да ладно!!! Не говори, что ты в Дубне!!!» Говорю. В Дубне. Встречу переиграли по причине того, что через минут 40-50 у Андрея начиналось обеденное время, а вечером еще было не известно во сколько мы вернемся…

Я, уже бывавшая 3 года назад в Дубне на встрече CLUBQASHQAI, где меня прозвали «восстановительницей трехзвездочных отелей», предложила _Silver-у пару объектов к осмотру… Чем и поделилась с ТВК. Андрей быстро определил место встречи — около памятника Ленину — и пояснил, как проехать…

Дубнинский памятник В.И.Ленину — второй по величине в мире. Высота скульптуры — 25 м, общая высота с постаментом — 37 м, вес — 540 тонн. Памятник установлен в 1937 году на берегу Волги около начала канала имени Москвы. Одновременно на противоположном берегу был установлен памятник Сталину. После смерти Сталина и разоблачения «культа личности» памятник был взорван, однако постамент остался…

Вскоре к нам присоединился ТВК. Пообщались, и выдвинулись к стулу-гиганту: девятиметровая конструкция, ставшая в 2005 году подарком ко дню города Дубны от компании «Экомебель»:

…где мы «потеряли» стоявшее раньше дерево с хитро извивающимся, заплетающимся стволом (фото 2009 года)…

…но зато обнаружили вот такой указатель: «ДУБНА — ЦЕНТР Российской ЕВРОПЫ»:

К слову сказать, ТВК тоже его увидел благодаря нашему приезду…

Идея установки этого знака, кстати, принадлежит генеральному директору все той же фабрики «Экомебель» Николаю Захарову:

Затем Андрей сопроводил нас до памятника самолету-штурмовику «ИЛ–2». Этот одноместный самолет с бортовым номером 381417 в июне 1943 года упал в лесу в 5 км от современной Дубны и пролежал в болоте до 2004 года, когда был извлечен из него и впоследствии восстановлен. Такие самолеты в 1939 году начал производить авиазавод №30, построенный на левом берегу Волги на территории нынешней Дубны.

Свои осмотры местных достопримечательностей мы перемежали заездами в магазины сувенирной продукции: если вы помните, я собираю магнитики и сувенирные тарелочки с видами городов, мною посещенных… Да и Андрей хотел сделать подарок внезапным гостям… Тарелочек, к сожалению, не нашлось, магнитиком я обогатилась, и Андрей подарил нам флаг Дубны… Кстати, коллекционирование сувенирных тарелочек началось внезапно — с подарка омской ячейки TOUAREG-CLUB прошлым августом при моем их посещении на обратном пути с Байкала… Это я так, вспомнилось…

Следующим объектом был памятник самолету МИГ-25 — легендарному перехватчику, преодолевшему сверхзвуковой барьер и развивавшему скорость до 3 000 км в час. Самолет был собран на засекреченной Дубненском машиностроительном заводе (в просторечии «Тридцадка»). Такие самолеты выпускали в 60-80-е годы XX века.

Ну а затем ТВК накормил нас вкусным обедом, мы распрощались до следующей встречи и поехали в «какое-то село Пухлино-Отрубнево, расположенное рядом с каким-то селом Папино»…

Проехали Кимры… едем дальше… Navitel уверенно ведет нас к следующей «точке»… Любуемся окрестностями… Отличная погода… Красивое небо… Дорога довольно-таки сносная… Ага, сверток в поле, но тоже нормально… На пути организовалась лесополоса, ручей, а может и речушка… Деревянный мостик… М-м-м… ну не люблю я по ним ездить… Оставили машинки и пешочком, благо не далеко…

Кстати, насчет того, что жилая деревня или нет: впереди за мостиком видны домики… овцы… сельхозтехника какая-то… Люди… Так что деревня явно жилая…

В общем-то переехав через мостик, взяв ближе к домам, можно было проехать на машине до самой церкви, но я уже написала выше свое отношения ко всякого рода таким сооружениям…

Церковь Николая Чудотворца… Из истории храма известен только год ее постройки — 1825.

Импровизированная дверь…. Интерьер обшарпан… Фрагменты росписей сохранились по сути только в куполе… Но в алтаре остатки свечей, иконы, цветы, ветки деревьев… Значит, храм продолжает жить…

На обратном пути встретили людей, идущих навстречу — думаю, явно к церкви…

Все хорошо, кроме того, что и здесь паутов хоть пруд пруди…

На обратной дороге по полю вдруг решила включить «родную» Туровскую навигацию — на ней тоже присутствуют дороги…

Еще зимой нас с _Silver-ом поражали растения на обочинах — у нас таких нет… Огромные, выше человеческого роста… И сейчас их везде навалом: то стеной вдоль обочин, то целые плантации… Мы терялись в догадках, что это за растение… И только после (уже после поездки) я узнала, что это очень опасное растение — Борщевик Сосновского, когда-то активно разводимое — спасибо И.Сталину — как ценная кормовая культура. Дело Сталина по разведению борщевика продолжил Хрущев, а затем Брежнев. Впоследствии выяснилось, что растение ядовито. Но было уже поздно. Гигант вырвался на свободу и начал завоевывать территории…

«Опасность борщевика в том, что все части растения содержат фурокумарины — вещества, резко повышающие чувствительность организма к ультрафиолетовому излучения. Соприкосновение со стеблями, листьями, цветками борщевика приводит к тому, что на коже появляются ожоги. Участки тела, на которые попал сок, вскоре начинают зудеть и краснеть. Кожа отекает, а через две недели начинает шелушиться. На память остаются темные пигментные пятна, сохраняющиеся до шести месяцев, а в более тяжелых случаях и на всю жизнь. Самые сильные фитоожоги борщевик вызывает, соприкасаясь с влажным телом в жаркие солнечные дни. Но чтобы получить ожог, достаточно и непродолжительного и несильного облучения солнцем участка кожи, испачканного соком растения. Врачи говорят, что волдыри от соприкосновения с борщевиком могут появится как через несколько часов, так и спустя несколько суток».

Нас, слава богу, участь ожогов миловала…

Опять Кимры… Дороги в Кимрах О-О-О-очень отвратительные…. По городу было несколько «точек»: старая водокачка, несколько интересных старых домов… Но на поверку GPS-координаты оказались неправильные… Опросив местное население, подъехали к одному дому — дом купца Лужина, заколоченный и разрушающийся:

…и решили ехать дальше, так как вышеупомянутые кимрские дороги в купе с часто встречающимся односторонним движением и периодическими нашими попытками заехать на какую-нибудь «улицу», которую не восстановили еще со времен войны, а только еще больше «повыворачивали», убивали всякое желание что-либо искать….

В 22 километрах в сторону, не попутную нам, вроде как есть заброшенная церковь с сохранившимися фресками…

Грунтовка, но Navitel маршрут прокладывает, правда при приближении понимаем, что в конце километра 1,5 бог его знает, что… Решили, что война будет — план покажет и поехали…

Грунтовка местами сухая, ровная, местами колдобистая, временами лужи… разные — и маленькие и на всю дорогу…

Километров через 20 «точка» начинает оставаться слева позади нас, но дорога то идет вперед… Съезд с дороги вроде как есть, но в перспективе такого вида, что мне, лично, съезжать не очень то и хочется… Продолжаю ехать вперед — влево как бы съезд в виде хорошо примятой высокой травы… А вдалеке вроде как виднеется… крыша что ли… Свернули. Доехав до двух домиков — у меня сложилось впечатление, что их строят чтоли — увидели там «Ниву» и двух мужчин. Подъехали, поздоровались… «К церкви, поди?.». Аха, мы далеко не первые… Они скептически осмотрели наших коней и авторитетно заявили, что не проедем…. Да и УАЗика у них сегодня нету… Но если очень нам хочется, то можем, конечно, помаяться дурью… «Дорогу к нам знаете, если что придете… УАЗика нет, но есть лопаты, и вчетвером копать будет веселее… Но рассчитывайте, что веселится будем долго, очень долго…»

Они объяснили расположение церкви: да, нужно съезжать с основной дороги именно там, где «мне не очень-то и хотелось»… Почва вязкая и засасывающая… Да и колеи ого-го… Лучше б мы оставили метров через 500 от дороги машины и шли пешком… «Но, если что — приходите!».

Рисковать мы не стали, метров через 500 от дороги оставили машины и пошли пешком… Можно было, конечно, еще пару сотен проехать вперед, но роли уже большой не сыграет… Могу вам сказать, что очень даже правильно сделали: там пройти то не везде можно без проблем…

Уф! Дошли!..

Возле церкви — заросли крапивы, достающей как минимум до пояса, а то и выше…

Церковь Михаила Архангела. Год постройки: между 1826 и 1839. Кое-где на стенах и на куполе частично сохранились фрески. Рядом, как обычно, кладбище. Когда-то, в бытность села при церкви работала приходская школа.

Судя по кресту — НЕ ВСЕ сюда приходят как обычные туристы…

«Урочище Архангельское с развалинами церкви Михаила Архангела в Архангельском в Куровичах — все, что осталось от бывшего села Архангельское Кимрского района Тверской области, пришедшего в упадок в конце тридцатых годов XX века».

Храм связан с именем священномученика отца Измаила (Кудрявцева). Начало 1937 года ознаменовалось закрытием храмов. Кимрский райисполком распорядился о закрытии храма в селе Архангельском под выдуманным предлогом его аварийного состояния. Отцу Измаилу удалось отстоять храм, но 7 августа 1937 года НКВД арестовал его. 8 августа было составлено обвинительное заключение и дело передано в Тройку НКВД, которая 20 сентября вынесла постановление — расстрелять священника. Священник Измаил Кудрявцев был расстрелян через два дня, 23 сентября 1937 года.

С того времени церковь осталась заброшенной и разрушается».

Обратно… и опять Кимры… опять Дубна…

На пароме в Дубне:

…опять эти растения…

На ночевку встали в придорожном отеле на трассе М10 почти около Твери…

Из gps-tracker

22.06.2012. ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ… ГДЕ-ТО В ОКРЕСТНОСТЯХ ТОРЖКА

Утром, проснувшись, пройдя все утренние процедуры, пролистали мои предпоездочные заготовки… По причине уже начинающегося ощущения нехватки времени, возвращаться к недосмотренным «точкам» не стали. Вперед!!!

Первым объектом сегодняшнего дня должна была стать церковь Троицы Живоначальной в деревне Нестерово Калининского района Тверской области… Поехали… Хм! Ну и дороги же в Тверской области… Решили не сворачивать, а все же доехать до планируемого места. В очередной проезжаемой деревне как-то странно посмотрели на нас, когда я остановилась уточнить, правильно ли мы едем на деревню Нестерово. «Да, правильно, езжайте прямо-прямо в ту сторону, через определенное время выйдете на основную трассу, которая вас и приведет туда…» Забегая вперед, могу сказать, что это опять я лоханулась: вчера, блуждая по лесам и полям в поисках церкви Михаила Архангела, я выставила в Navitel средство передвижения «Пешеход»… Убрать забыла… Ну, дальше понятно какими тайными тропами мы ехали?.. И почему на нас так дико посмотрели…

Впереди Т-образный перекресток, пересечение с главной дорогой, на котором мы увидели еще одну церковь и решили ее тоже осмотреть, коли уж она попалась на нашем пути… Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Пушкино Калининского района Тверской области.

«Успенская церковь в селе Пушкино является одним из интереснейших памятников архитектуры...

После октябрьской революции 1917 года храм разделил печальную участь большинства российских церквей. Богослужения прекратились в году. Затем в храме размещались склад, мастерские, конюшня, топливо-заправочная станция, гараж.

В 1941 году Успенская церковь оказалась в центре ожесточенных боев на подступах к городу Калинину.

Богослужения проводятся в приспособленном помещении в первом ярусе колокольни с 28 августа 2007 года».

Тут уже недалеко и село Нестерово…

«…До революции Нестерово представляло собой крупное село, располагавшееся в 50 верстах от Твери, в котором проживало не менее 500 человек…
…Жемчужиной села, разумеется, являлась Троицкая церковь.

Советская власть надругалась над святыней русской души — православной верой, превратив великолепные храмы в развалины и руины…

…Пусть осыпались фрески, пусть купол храма порос травой, но посмотрите: на его вершине красуется… Крест! Он облез, покосился, но не упал, и не был свергнут каким-нибудь огульным «пролетарием». И это — символ победы Церкви над богоборцами».

…Как-то проблематично с автозаправочными станциями… Остановились около дорожных рабочих, от которых узнали, что ближайшая приличная АЗС будет в городе Старица… От этой информации и «стали плясать»…

Село Гурьево-Воскресенское Старицкого района Тверской области. Церковь Николая Чудотворца... В церковной летописи есть сведения, что «бывшая деревянная церковь села Гурьево-Воскресенского сгорела в 1655 году, и на ее месте была построена новая деревянная церковь на средства помещика Нарышкина. Церковь из-за ветхости была уничтожена в 1762 году. В 1877 году на средства помещика Каврайского была построена каменная церковь во имя святителя Николая... Гурьевская Николаевская церковь была закрыта в 1939 году. До последнего времени колхоз использовал храм под зерносклад».

Церковь еще издалека привлекает своим видом внимание…

Перед входом объявление, что церковь восстанавливается с 2008 года… Хотя следов восстановления мы как-то не увидели… Правда, внутри чисто, прибрано, на стенах висят иконы...

Алтарь как бы отделен натянутой веревкой, на которой висит еще одно объявление о запрете входа в алтарь…

…На въезде в деревню Мелтучи Старицкого района Тверской области вот такая вот преграда…

Пришлось останавливаться и складывать антенны…

Церковь Константина и Елены 1703 года постройки…

«Каменная трехпрестольная церковь с теплыми Успенским и Никольским приделами, построена из белого старицкого камня на средства прихожан и боярина А.Н.Хомутова. Позднее у церкви была выстроена отдельно стоящая ярусная колокольня из красного кирпича. В 1937 году церковь была закрыта, ранее использовалась под склад зерна».

Собственно, сама деревня…

Дорога по деревне и к самОй церкви также оставляет желать лучшего… На обратном пути я как-то оторвалась от _Silver-а и уже стояла около так называемого «шлагбаума» местного производства… _Silver-а нет и нет… Связываюсь с ним по рации — О! — он где-то там устроил фотосессию аиста с аистятами в гнезде… Конечно же, я не преминула вернуться к нему, так как никогда в своей жизни еще не видели аистов вот так просто, в живой природе…

Тут же километрах в 10 село Бойково Старицкого района Тверской области… Церковь Толгской иконы Божией Матери

«Своим основанием и устройством храм Толгской Божией Матери в селе Бойкове обязана помещику Андрею Ивановичу Змиеву.

…в 1770 году был заложен в селе Бойкове новый храм. К этому времени строителю храма исполнилось 70 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, Андрей Змиев не только смотрел за работами, но и сам принимал активное участие: рыл траншеи, тесал камни, носил воду и кирпичи по лестницам. Таково было его усердие в благодарность «Царице Небесной» за чудесное исцеление. Когда Андрей Змиев умер, то был похоронен в склепе при бойковской церкви…».

В Старице мы заправили своих коней, себя… и поехали смотреть достаточно знаменитую в России усадьбу «Знаменское-Раек», построенную во второй половине XVIII века все тем же, уже выше упоминаемым, великим русским архитектором Н. А. Львовым. Она была задумана и спланирована как место приема и отдыха царских особ на пути из Санкт-Петербурга в Москву…

Но, увы, на воротах висел замок. Усадьба открыта для посещений до 17 часов… У нас на часах где-то начало восьмого… «Не судьба!» — решили мы и направились к расположенной неподалеку у деревни Васильева Гора — примерно в километре от села Раек — часовне Даниила Столпника. Эта часовня — также очередное львовское произведение, построенная в виде ротонды.

«…Львовым была выстроена часовня (около 1792 года). Вскоре же после постройки часовня была расписана каким-то заезжим художником, возможно, иностранцем, впрочем у него были русские подмастерья. Росписи упрощенно повторяют фрески Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане… Расчистка и реставрация уникальных росписей, начатая в 2004 году, до сих пор не завершена.

В последней четверти XIX века при помещиках Дубасовых часовня в Васильевой Горе была преобразована в кладбищенскую церковь и освящена во имя преподобного Даниила Столпника. Тогда же выполнены наружные росписи ее, частично сохранившиеся до наших дней».

Над куполом красуется золоченый ангел…

Над входом сохранились остатки росписи…

Внутрь мы не попали по стандартной уже причине — все закрыто на замки…

Рядом с часовней, как водится, погост… Очередное растение, которое я не знаю, как называется, но за поездку обратила внимание, что растет оно исключительно на погостах…

Пока ехали этот километр до часовни по грунтовой дороге — обратили внимание, что от нее есть небольшие дорожки, явно подходящие к усадьбе «Знаменское-Раек», и как-то забора не видно… Решили на обратном пути остановиться… Я пошла на разведку…

Ну да, на прилежащую к усадьбе территорию попасть можно спокойно…

…но ограда самой усадьбы закрыта на замок… Фотографии сделаны через прутья ограды…

…Пока я бродила в поисках нелегального прохода на территорию усадьбы, _Silver уже успел забронировать гостиницу в Торжке…

Гипотетически времени до непозднего заселения в гостиницу еще было достаточно, и мы решили заехать еще в одно место –село Грузины Торжокского района Тверской области, в котором расположена усадьба Полторацких.

«Издавна село Кузнечково-Грузины принадлежало старинному роду новоторжских помещиков Шишковых. В 1750 году имение переходит к Агафоклее Шишковой (в замужестве Полторацкой) — бабушке А.П.Керн. Ее муж — Марк Полторацкий — один из крупнейших помещиков России. Начало строительства усадьбы относят к 1754 году. С возведением храма иконы Грузинской Божьей Матери Кузнечково стало село именоваться Грузинами…

А.П.Керн, вспоминая о своей бабушке, писала: «…Жила она в Тверской губернии, в селе Грузинах, в великолепном замке, построенном Растрелли. Он стоял на возвышении. Перед ним — лужайка, речка, на ней островки. За ними печальные, выстроившиеся в одну линию каменные избы крестьян».

На подъезде к усадьбе вдоль дороги установлен огромный указатель к объекту, типа: «Усадьба Грузины. Уникальный памятник архитектуры XVIII века»… Мы свернули по указателю. Уткнулись в валунный мост через речушку Жаленка, оставили здесь машинки и потопали пешком…

М-да!.. Может это когда-то и было «великолепным замком», но не сейчас… На данном этапе здесь царствует период полного упадка…