|
Увидеть Байкал я мечтала давно. Еще когда не имела машины. Еще когда не жила в Красноярске. Еще когда… И только этим летом моя мечта стала реальностью. Спасибо японскому автопрому в целом и трудяге FunCargo в частности. Мой полноприводный «Каргыч» с полуторалитровым двигателем родился в Японии в 2001 году и за первые 6 лет своей жизни откатал на родине 92 000 км. Прибыв в Красноярск поездом зимой 2007 года, зажил жизнью городского автомобильчика. Поездка на Байкал стала для него первым подобным приключением.
Загрузка. Мы любим путешествовать с комфортом. А те места, где мы собирались прожить почти две недели, никаких удобств, кроме большого количества холодной воды, предоставить не могли. Посему, барахла у нас набралось порядком: двухкомнатная палатка, огромный надувной матрас, газовая плитка с пятилитровым баллоном, канистра бензина, складная мебель и килограмм 150 прочей мелочи. Ну и, конечно, я, муж и ма-а-аленькая собачонка. И, тем не менее, весь наш скарб свободно разместился в машине, так что даже второму пассажиру на заднем сидении нашлось место.
В принципе, любой владелец FunCargo тут усмехнется: подумаешь – куча барахла. Кресла в пол – и грузи, не хочу. А вот и неверно! Конечно, чтобы перевезти диван или чугунную ванну – кресла надо убрать. А вот если вы собираетесь отмотать полторы тысячи километров по трассе, не рискуя перевернуться на первом же повороте – оставьте кресла в покое. Ниши в полу лучше забить самым тяжелым грузом. Груженная таким образом машина в повороте ведет себя, будто притянутая к трассе резинками – эффект «Ваньки-встаньки», если помните из детства такую игрушку. В этом смысле «Фунтик» – уникальная машинка. Грамотно загруженная, она имеет более низкий центр тяжести, чем
пустая.
Дорога. По территории Красноярского края относительно спокойно можно проехать лишь до Уяра. Тут асфальт хороший, практически без выбоин. Первый привет от дорожных служб получаешь в Новопятницком, где посередине полосы (то есть прямо между колесами) располагаются подряд два участка вспученного асфальта. Машина с маленьким клиренсом обязательно получит тут удар по брюху. Опасный участок отмечен знаком «Неровная дорога» и ограничением скорости. Вообще, подобные бугры пучения очень характерны для проходящей по Красноярскому краю части трассы М-53. Посему знак неровной дороги дОлжно уважать всякому, кто собирается тут путешествовать. На участке дороги между Верхними ключами и д. Б. Уря бугры пучения встречаются несколько раз (см. фото).
В одном месте в районе вспученной дороги асфальт метров на 50 пропадает совсем. Примерно после поворота на Бородино начинается участок дороги с явно свежим, но отвратительным асфальтом. Гладкое, еще не посветлевшее покрытие испещрено ямами. Объезжать некоторые из них приходится по встречной. А частые крутые повороты делают трассу еще тяжелее. Продолжается такая дорога до Канска. Канск из всех городов трассы Красноярск ― Иркутск, на наш взгляд, самый трудно проходимый, особенно при движении в сторону Красноярска. Схема проезда довольно запутанная, указатели помогают плохо. Мы заметили как минимум 2 указателя, сбивающих с пути, вместо того, чтобы показать дорогу.
От Канска до Нижнего Ингаша (точнее Новой Поймы) идет хороший асфальт, уложенный в прошлом 2007 году. Изредка попадаются ямы, не всегда отмеченные предупреждающими знаками.
Участок Новая Пойма – Елизаветка покрыт старым разбитым асфальтом с большим количеством ям. Объезд ям обычно проходит по обочине, ибо больше никак. Движение быстрее 20-30 км/час невозможно.
От Елизаветки до Ниж. Поймы дороги практически нет. То есть, там был когда-то асфальт. Теперь он разбит так, что перемещаться по этой дороге можно только по обочине. Отмечено два участка метров по 200 (в районе километровых столбиков 739 и 740 от Иркутска), где дорога представляет собой сплошное нагромождение бугров пучения, разделенных глубокими ямами без следа асфальта. Кое-где ситуацию пытались исправлять отсыпкой из красного песчано-глинистого материала с известковыми глыбами – помогло мало.
Дорожным службам Красноярского края хорошо известен этот участок. В начале сего безобразия за селом Елизаветка (после поста ДПС) висит табличка, извещающая о том, что дорога находится в аварийном состоянии. Судя по потрепанному виду, висит она не первый год. Рядом с ней располагается указатель направления объезда (стрелка направо и слово «Транзит»). Что характерно, со стороны Иркутска начало объезда никак не обозначено, просто стоит указатель поворота на Поймо-Тины (или Павловку – не помню). По обочинам дороги в нескольких местах расположены информационные щиты, текст которых сообщает, что на данном участке ведется капитальный ремонт. Пока следы деятельности ремонтников ограничиваются расставленными кое-где по обочине колышками и слегка почищенными местами кюветами. Видимо, они отмечают границу будущего асфальтового полотна. Будем надеяться, что дорожные работы не задержатся на этой стадии.
Объезд аварийного участка, о котором говорилось выше, заслуживает отдельного описания. Идет он мимо деревень Павловка и Поймо-Тины. По сухой погоде эта гравийно-глинистая дорога довольно легко проходима и еще не сильно разбита. Но после сильного дождя ее глинистая отсыпка размокает, гладкие колеи по бокам становятся жутко скользкими. Попытка двигаться по ним со скоростью более 20 км/час гарантировано оканчивается в кювете. На двухкилометровом участке такой размокшей трассы мы наблюдали стоящих мордой в кювете: заднеприводную легковушку, наш полноприводный автомобильчик, два мотоцикла и автовоз. Перемещаться относительно безопасно можно только посередине, там, где глина немного посуше и более липкая. Судя по всему, объезд этот организован в мае 2008 года, когда на 1 128 километре трассы М-53 увязли в ямках и яминах 50 грузовых машин, образовав в глухой тайге огромную пробку. Как сказано выше, объездная дорога еще не разбита, но если дожди в тех местах – частое явление, это только вопрос времени, причем, небольшого. Объезд заканчивается в районе села Ниж. Пойма. У выезда дорога покрыта асфальтом, но скоро он сменяется гравием, продолжающимся до д. Ключи (точка 017).
На подъезде к границе Иркутской области дорожная картина резко меняется: появляется дивный асфальт. Заметьте – приличная асфальтовая дорога не липнет к областному центру, как у нас в крае, а начинается уже на границе. Конечно, не всю трассу до Иркутска успели асфальтировать. Но и гравийные дороги Иркутской области не менее приятны. Их этим летом грейдерили. А там, где гравийная дорога совсем разбита, строится новая прямая асфальтированная трасса.
Асфальт от границы тянется до Тайшета и далее почти до Замзора. В самом Тайшете строят объездную дорогу, возможна путаница с указателями при проезде города. После Тайшета дорожное покрытие несколько ухудшается, местами прерывается гравийными фрагментами и небольшими разбитыми участками. В частности, неровная дорога отмечена в районе Акульшета. Восточнее д. Байроновка асфальт сильно разбит, затем следует небольшой гравийной кусок, заканчивающийся в районе поворота на Горинский (точка 025). Возле д. Облепиха тоже присутствует фрагмент гравийки.
Асфальт заканчивается на середине пути от Первомайского до Алгаша (591 км от Иркутска, 1 294 от Красноярска). Восточнее Замзора есть еще небольшой кусок асфальтовой дороги (метров 500). Но в целом, участок Алгаш ― Камышет – самый тяжелый в той части трассы М-53, которой посчастливилось проходить по территории Иркутской области.
Между р. Замзор и Камышетом ведется строительство новой дороги. Объезд строящегося участка представляет собой разбитую гравийную дорогу, местами с песчаной отсыпкой. Строительство находится скорее в начальной стадии, некоторые участки уже отсыпаны гравием, но в большей части появилась пока только земляная насыпь. Видимо, дорогу откроют через год-два. От Камышета до Шеберты идет приличный асфальт. Только западнее Нижнеудинска на въезде в город замечен небольшой кусок разбитой дороги (выдавленный посередине бугор).
От Шеберты и до Тулуна тянется гравийка. Этим летом ее грейдерили – дорога ровная, только пыльная. На участке Тулун – Иркутск очень хороший асфальт, проходится почти без проблем. На въезде в Тулун со стороны Иркутска – 50 м гравийки. В Шерагуле в районе моста небольшой кусок плохого асфальта. В д. Тулюшка отмечен фрагмент гравийной дороги (примерно 1 535-1 538 км от Красноярска). В Усолье-Сибирском асфальт слегка ямчатый. Ангарск преодолевается по новой объездной трассе, что очень нас порадовало.
Трасса Иркутск ― Баяндай, тянущаяся на север от областного центра параллельно берегу Байкала ― просто мечта, в сравнении с дорогами нашего родного края.
Асфальт гладкий, без ям и бугров. Идти выше 140 мешают только крутые повороты. В Баяндае дорога поворачивает на восток – к озеру. Покрытие остается таким же идеальным. Единственное, что огорчает – многие опасные повороты не отмечены знаками. А ведь трасса располагает к превышению… Ближе к Еланцам асфальт немного ухудшается, но не сильно. Сказка заканчивается после Еланцов в районе соленых озер. На 20-30-ти километрах, оставшихся до паромной переправы, дорожные боги взимают щедрую плату с расслабившегося водителя. Тут начинается гравийка. На ней нет особых ям, но все полотно дороги, как стиральная доска, покрыта поперечной рябью. Мы назвали эту трассу стирально-федеральной.
Машину трясет немилосердно даже на малых скоростях. Но открученные гайки и разболевшаяся от вибрации спина еще не самые страшные вещи, которые могут тут случиться. Куда опаснее потеря управляемости. Колеса, из-за трясучки половину времени находящиеся в воздухе, не способны своевременно развернуть машину. Твердая сухая дорога на повороте может неожиданно оказаться скользкой как глина.
Трасса упирается прямо в паромную переправу – остров Ольхон отделен от материка проливом Ольхонские ворота. Паромчик небольшой, машин на 10. Ходит он каждый час с 7.30 утра и до двух ночи. Трасса федеральная – плату за переправу не берут. А за всем бесплатным, как известно, стоит очередь. Паром маленький, очередь соответственно длинная. Вне очереди проходят рейсовые автобусы и таксисты-частники, которые, видимо, неофициально оплачивают эту льготу. Из общей очереди проходит по 3-4 машины за раз. Летом в выходные сюда лучше не попадать. Собственно пересечение водной преграды занимает минут 10.
После парома продолжается та же стирально-федеральная трасса, только уже не гравийная, а песчаная. Дорога идет степью вблизи западного берега Ольхона – по побережью Малого моря. То и дело встречаются отвороты к воде. Места потрясающе красивые, советую не торопиться в Хужир, а подъехать поглядеть на маломорские скалы. Ближе к Хужиру попадаются глинистые участки. После дождей они становятся неприятными. Радует то, что дожди на Ольхоне – редкость.
После Хужира дорога уже никак не отсыпана, просто накатана по песчаному грунту сосновых боров. За Харанцами лес кончается, попадаются длинные глинистые участки. В этих местах после дождя наезженная колея становится непроходимой, следы машин идут по полю, где придется. На подъезде к Песчаной снова начинается лес, глинистая дорога круто спускается к берегу. В этом месте к ней близко подходит овраг. Оползни грунта скоро перегородят путь, и придется прорубать среди деревьев новый объезд. Дальше этого места мы не ездили.
Скорость. На перемещение по маршруту Красноярск ― Иркутск ― Баяндай ― Еланцы ― мыс Улан-Нур у нас ушел 21 час чистого времени. Это мое первое путешествие по трассе, поэтому шли мы в среднем не более 100 км/час. Потеряли полчаса, блуждая по Канску, около часа ползли по скользкой глинистой дороге, вытаскивались из кювета, дергали другую машину… Более длинный обратный маршрут: Хужир (Ольхон) ― Баяндай ― Иркутск ― Красноярск – занял чистыми часов 19. Опыта набралась, скорость редко опускала ниже 120, при проезде городов прицеплялась хвостом к транзитным японкам – очень помогает сэкономить время. Скорость машинка держит хорошо, разгоняется в гору тяжеловато, но, возможно, тут дело в моем излишне плавном стиле вождения.
Проходимость. Клиренс маловат, маловат… Особенно для трасс нашего родного края с их привычкой к пучению. Несколько раз крепко ударялись пузиком там, где другие проходили спокойно. Да и на полевой дороге приходится пропускать колею между колес – а вдруг в траве камень. Крутые подъемы «Каргыч» преодолевает шутя. Документально зафиксировано: уклон в 40 градусов по песчаной дороге проходится практически без пробуксовки, как на пустой, так и на груженой машине.
Способен выдернуть из жидкой глины машину своего веса, стоя при этом на той же глине. Сам «Каргыч» буксует, только если уляжется на пузо. По размокшему глинистому полю машинка пляшет из стороны в сторону, но упорно едет вперед: в гору ли, под гору ли – без разницы. И еще один момент по проходимости: наш коротенький «Каргыч» последним втиснулся на паром, куда неудачно пытались пристроиться «Королла» и УАЗик (см. фото).
Расходы. Подготовка машины к путешествию заключалась в смене задних тормозных колодок, удалении обвесов и замене перегоревшей лампочки стопа. Никаких особенных процедур. Бензина за всю поездку израсходовано 220 литров. В переводе на деньги это около 6 000 р. Цены на бензин в Иркутской области колеблются возле отметки 30 руб./л, на Ольхоне – 32 рубля, в то время как в Красноярском крае – 25,5. Пройдено за путешествие около 3 000 км. Средний расход соответственно – 7 л на сотню (с учетом езды по бездорожью).
Для сравнения мы подсчитали стоимость путешествия от Красноярска до Хужира и обратно на общественном транспорте. Плацкартный билет до Иркутска стоит 1 200 р., билет на автобус Иркутск ― Хужир – 350 р. (с багажом). Умножаем на 2 человека и еще на 2 (туда и обратно). Получаем 6 200 р. А если учесть, что мы изъездили на своем «Каргыче» весь Ольхон и Тажеранский массив и привезли с собой все необходимое для автономного проживания, выгода налицо. Ведь остановка в простеньком кемпинге с удобствами во дворе, бензиновой электростанцией и подвешенным на сосну умывальником стоит 300 р. на человека в день, баня – 150 р. А питание в кафе – 500 рублей на человека в день.
Потери. От тряски начала косячить сигнализация. Дефект устранили за 5 минут и бесплатно. Перестала запираться автоматически одна дверь. Каким-то образом протерлась пластиковая защита внутри арки переднего колеса. Видимо, она оторвалась и встречным ветром притиралась к шине. Теперь вода с колеса поливает туманку изнутри. Слегка замяли передний бампер над фарой – на минимальной скорости протаранили деревянный столбик. Потеряли два колпака – купили новый комплект за 400 р. Подвеска после стирально-федеральной трассы Ольхона и Елизаветкинских колдобин вполне живая. На сервис пока не ездили, но по ощущениям – амортизаторы по-прежнему исправно выполняют свою работу. А ведь нескольких очень конкретных «пробоев» на трассе избежать не удалось.
Выводы. 1. Путешествовать на своей машине по популярным туристическим районам выгодно как с финансовой точки зрения, так и в плане комфорта. Даже если до места приходится добираться 2-3 дня. 2. FunCargo с честью выдержал испытание, нигде не подвел, собственное и наше здоровье сохранил. Ведь после 15 часов, проведенных за рулем почти без перерывов, я вовсе не чувствовала усталости. «Каргыч» заслужил глубокое уважение в моих глазах. И почему в Японии его не полюбили?
Мария |