|
План съездить на Алтай мы с любимой вынашивали с начала лета… Так как ехали туда оба, по большому счету, в первый раз, то определиться, куда именно ехать, было довольно трудно. Изучено было множество автопутешествий, была создана тема на форуме… Собственно, тема форума и решила в значительной степени итоговый маршрут.
Машину я более менее подготовил к поездке, но несколько моментов все равно настораживали — хоть я и делаю все сам, но неприятности ожидались из тех мест, которые починить в деревнях Алтая на «французе» возможным не представляется. Ну да ладно, скрестил пальцы, в очередной раз подумал: «Это мой Лев, он меня не подведет», любимой говорить о переживаниях, естественно, не стал, дабы не разводить панику.
Настораживала погода, но в итоге решили ехать, несмотря ни на что.
25-го числа затарились в магазине сухим пайком и спокойно сверились со списком, дабы убедиться, что ничего не забыли.
Утром 26-го числа, в 6 утра старт. Экипаж:
Собственно, я Александр, 20 лет:
Штурман: Анастасия, 20 лет. Моя любимая =):
И наш верный железный конь: Peugeot 406, 98 года выпуска, 1,8, МКПП. Многим дромовчанам он хорошо знаком по моему отзыву =).
Собственно, сначала планировалось проехать порядка 540 км до села Катунь, что недалеко от Чемала.
Залили полный бак 95-го на «Газпроме» на выезде из Новосиба, и в путь. В дороге заметил, что машина иногда подтупливает, решил, что свечи не до конца сухие и забил на это дело. Остановившись пару раз на «попить чай», мы не спеша ехали к намеченной цели — не спешили, по трассе в среднем ехали около 100 км/ч.
Где-то в районе села Сростки заправились на «Лукойле» 95-м по горлышко, наивно понадеявшись, что 70-тилитрового бака хватит нам на весь путь по Республике Алтай…
И началась просто песня — машина стала очень сильно тупить… И в одном из населенных пунктов просто заглохла на холостых оборотах. Скатились на обочину, полез под капот. Свечные колодцы влажные, тряпочкой, как мог, протёр, почистил датчик холостого хода, вспомнил, что свечной ключ я благополучно забыл дома, хотя хотел взять на всякий случай. Собрал все на место, поехали дальше. Машина продолжала сильно тупить. Дотянули до Маймы, там на дороге встретилось какое-то мелкое СТО. Попросил свечной ключ, выкрутил свечи, сходил в магазин, купил новые.… Не помогло, машина ужасно тупила. Но заметил, что на холостых тупит, а стоит ввалить оборотов, через какое-то время переставала тупить, и после этого несколько секунд работала нормально. Поехали дальше. Женщина моя стала нервничать, сердиться на меня и на машину, но предпочитала делать это молча, сурово поглядывая в нашу сторону =).
Дал СТО-шнику 100 рублей за то, что разрешил попользовать ключи, поехали дальше.
Путь наш лежал в с. Катунь. Штурман по карте повёл через Айский мост. Я удивился, ведь Чемал в другой стороне, и до него еще далеко… Но промолчал, раз говорит через мост, значит, через мост.
Нашли с. Катунь, поехали по описанию, данному на сайте. Поплутали по селу, позвонили на базу… Нам сказали, что мы приехали не в то село Катунь. Нужного на карте у нас не было вообще.
Развернулись, поехали в сторону Чемала.
По сторонам — вроде и горы, но не то, чего хотелось душе.
Дороги оказались не такими страшными, как их рисовали в некоторых отзывах, к тому же, поток машин весьма небольшой (особенно в сравнении с Новосибирском), дискомфорта при передвижении, которого я ожидал, не было.
Примерно в районе 15 часов мы приехали на базу, пошли заселяться. К слову, база называется «Усадьба Ярцевых». 1 400 в сутки за двоих, в комнате (домики на две комнаты) туалет и душ, сами комнатки маленькие, расстояние между кроватями минимальное. В принципе, ничего не надо больше, чтобы отдохнуть. Но многочисленные пожитки и провизию укладывать решительно некуда… Тесновато, ну да не беда.
Вот вид с террасы. «Красота!», — поделились мы мыслями друг с другом.
Занесли в домик пожитки, перекусили, и пошли гулять по окрестностям.
Сначала залезли на ближайшую горку.
Затем прогулялись до речки.
Наутро поехали в сторону Куюса.
Доехали до Еланды, далее пошла плохая дорога, дождь шел на протяжении всего пути… Ехать дальше не рискнули, развернулись в обратный путь.
Заехали к Чемальской ГЭС.
Около с. Элекманар решили перекусить. Спустились за деревню, к речке…
Далее поехали искать Аскатские озера… Уехали за Аскат, дорога кончается. Остановились, стали думать, что делать дальше. Мимо проехал «ТЛК-200», не долго думая, увязались за ним. Проехали пару километров, где-то без проблем, где-то не очень (дорога размыта дождем), перед очередной лужей тормозим, абс начинает воевать… Но машину все равно стаскивает в лужу. Вперед — сядем сильнее, назад — машина вылезать не хочет. Выручила механика — с большим трудом, спустя минут 10-15, раскачивая машину, получилось-таки выползти.
Вылезли с дороги на травку, бросили машину, далее пошли пешком. Идем, вокруг такая красота… С 3 сторон горы, с четвертой лес. На травке пасутся кони… Жаль, что фотоаппаратом нельзя сфотать то, что предстало перед глазами…
Озер мы в итоге не нашли, как и люди, которые ехали на «ТЛК-200»…
Зато хорошо прогулялись по лесу и пофотались.
Боязно было оставлять машину непонятно где, но, к моему облегчению, по истечении трех часов наш Лев смиренно ожидал хозяев на том же месте, и даже колеса были на месте =).
Вернулись на базу.
Наутро двигаемся в сторону Акташа.
Семинский перевал — ниочем, хотя Настя нашла описание, мол перевал тяжелый и прочая и прочая. Ничего особенного — ни крутых подъемов, ни толком серпантинов… И вида тоже особо нету. Кругом от дороги лес, интересного особо не видно. На вершине так же ничего особенного.
Спускаемся с Семинского перевала.
Начинаем подъем на Чике-Таман. Вот это уже похоже на горы. Крутой подъем, крутые повороты, все как положено, по полной программе… Ну и красота. Чем дальше от Горно-Алтайска, тем красивее.
Доехали до смотровой площадки, полезли на ближайшее возвышение.
Двигаем дальше.
Едем далее.
Доехали до слияния Чуи с Катунью.
Едем далее. Остановились в живописном месте на перекусить.
Едем далее.
Доехали до маленького водопадика Девичьи слезы. Сам водопадик нормально сфотать не получилось, его плохо видно, а на фотках не видно совсем =(.
Вечером доехали до Акташа, время часов наверно 6.
Позвонили по номеру, который посоветовали форумчане Drom.ru, приехала хозяйка, заселились. И пошли гулять по окрестностям.
Прям за территорией базы течет маленькая речка.
Вот здесь мы жили…
На форуме писали, что чем дальше в горы, тем хуже заправки… Поговорил с мужичком, который также жил на нашей базе, он говорит, заправился 95-м на заправке, которая находится через дорогу от базы, прям на въезде в Акташ. Называется то ли «Расул», то ли «Асуп»… Красненькая, на фотке с указателем «Акташ» ее видно. В общем, 95 там вполне таки как надо, заправился впоследствии на этой заправке, мой «француз» себя на этом бензе чувствовал прекрасно. И в целом теперь в горах почти везде 95 бенз есть.
Наутро двигаемся дальше, в сторону границы. Из-за тумана не все было видно, но в то же время, было в этом что-то такое…
Красные горы. Мы приехали в Америку =).
Доехали до КПП, которое расположено за Кош-Агачем, развернулись и поехали в обратную сторону.
Вернулись в Акташ, поехали в сторону Улагана. Асфальт вскоре заканчивается, начинается отвратительная дорога. Едем медленно, где-то видать поймали большой камень, оторвали глушитель. Ехать пришлось медленнее, при встречке сбавлять скорость, дабы народ не пугать.
По дороге к красным воротам в машине запахло антифризом. Остановился — антифриз бежит из бачка… Контрольные лампы говорят о том, что все в норме… Непонятная ситуация. Остыли, пока ждали — перекусили. Долил антифриза (брал с собой 5л на всякий случай), двинули дальше. Впоследствии на этом пути (от Акташа и обратно) такая беда случилась несколько раз. И закончилась так же внезапно, как и началась. Что это было — для меня тайна.
Едем далее.
Поднялись на Улаганский перевал. Там воткнул на место глушак…
Едем дальше.
На отвратительной дороге глушитель периодически вылетал снова, приходилось ремонтироваться прям на месте.
Доехали до конечной цели — Пазырыкских курганов. Дальше не поехали, ибо дорога плохая, ехать еще километров 30, времени уже было довольно много (часа 4 дня), и бенза оставалось в баке не так много… Но главное — время. Не хотели возвращаться ночью…
Вот эти камушки — и есть курганы =), я думал, там будет что-то поинтереснее…
Двигаем обратно. По пути обошлось без приключений… Шел дождь. Дорога на подъеме на Улаганский перевал — асфальт с участками ужасной дороги без асфальта и ямами. Из-за неполадок с антифризом, старался держать скорость хотя бы 60 км/ч. По возможности ехал 80-90. Едем, значит. Асфальт, скорость 80-90 км/ч. И тут резко асфальт обрывается… Без знаков, без ничего. И начинается та самая ужасная дорога с мелкими ямами. По краям — обрыв. Вижу, куда мы несемся, начинаю плавно тормозить… В мыслях нечто нецензурное. В общем, залетели мы в эти ямы, проскакали по ним метров 50-100, плавно снижая скорость… Обошлось. Было страшно. Но мы справились. Перевели дух, едем дальше. Асфальт, прямой. Впереди спуск, и просвет между деревьев. Скорость километров наверно тоже 80. Доезжаем до места спуска, и видим, что это не прямая дорога, а очень резкий поворот… Без знаков. А светлела впереди река. Как говорят, любишь быстро ездить — умей быстро думать. Среагировал. Снова перевели дух, едем дальше. Остальная часть пути обошлась без приключений… Но нам хватило за глаза.
Периодически останавливаясь для того чтобы воткнуть вновь вылетевший глушитель, доползли-таки до базы.
Наутро старт домой.
Камень сыгын-таш.
Обвал.
После 11 часов дороги мы вернулись в Новосибирск. Дорога была особо без приключений, единственное, на трассе какой-то удод решил без поворотников повернуть налево, при этом очень резко затормозив. И, как назло, происходило это именно в момент, когда я завершал обгон ползущего порядка 90-100 км/ч «ТЛК-200»… У меня скорость порядка 120-130 км/ч, расстояние до удода небольшое, вижу загоревшиеся стопари и резкое торможение, даже сообразить не успел, что уже оттормаживаюсь в пол. Выворачиваю в сторону обочины, между ним и отбойником, чтобы до его заднего бампера не достать, пронесло. К счастью, водитель «ТЛК» тоже среагировал.
Путешествие заняло 5 дней 4 ночи, за это время мы проехали около 2 200 километров. Средний расход получился порядка 9-9,5 литров на 100 км. Потратили на двоих около 14 000 вечнодеревянных.
Примерные расходы:
Более подробно о базах:
Первая — «Усадьба Ярцевых». Находится в с. Катунь, в 20 километрах от Чемала. Уютненько, но комнатка совсем мизерная, зато туалет и душ в номере, есть телевизор. Ночью второго дня замерзли. Стоит 700 руб. с человека, завтрак включен. В домике две комнаты.
Вторая — не знаю как называется, находится на въезде в с. Акташ, сразу справа. Хозяйка Наталья, номер висит на ближайшем столбе. Большой домик, в домике есть все, что нужно для приготовления пищи, — плитка, посуда, раковина на веранде. Обогреватель работает, в домике всегда тепло. Санузел на улице, баня 200 рублей с человека. Домик стоит 1 500 руб. в сутки, четкого времени выезда нет, говорит, уезжайте хоть после обеда.
По поездке — нам очень понравилось. По приезду в Акташ мы оба сошлись на мысли: а что мы делали в стороне Чемала? =) ловить там особо нечего. Поедем ли мы еще раз?
Обязательно. Но хочется на ЖЫПе и съезжать с асфальта дальше, чем съезжали мы.
Большое спасибо форумчанам Drom.ru, которые помогли нам в выборе маршрута.