|
В прошлом году мы проездом были в Стокгольме и поняли, что этот город заслуживает отдельного посещения. Правда, снова побывать нам удалось только спустя год. Обычно все наши поездки случаются довольно спонтанно. Эта стала исключением и проходила под лозунгом экономии средств. Поэтому билеты на паромы заказывали заранее (www.paromy.ru), т. к. при раннем бронировании (>30 дней) цены ниже.
Итак, в начале апреля выкупаю два автопакета: на 9 мая Турку — Стокгольм (компании «Viкing Line» за 112 евро) и на 10 мая Стокгольм — Таллин ( компании «Silja Line» за 157 евро). В стоимость автопакета входит провоз автомобиля и двух — четырех пассажиров в каюте выбранной категории.
Нас четверо: папа, мама, сын 15 лет и дочка на два года моложе. Авто — старенький Opel Vectra 1992 года. Туда у нас внешняя каюта с иллюминатором (класс «А»), а обратно без иллюминатора, но на верхней палубе (класс «В»). На паромах есть еще класс «С» (самый демократичный по цене). Это тоже каюты без иллюминатора, но расположены они внизу, под автопалубой. Итак, по нашему плану мы день проводим в Финляндии, день в Стокгольме и еще один день в Таллинне.
Выезжаем из дома 9 мая аж в половине четвертого утра, что для нас, в общем-то, нетипично, т.к. поспать любим. Поскольку мосты через Неву разведены (а живем мы в южной части города), то едем по кольцевой дороге через вантовый мост. В 6 утра мы на погранпереходе в Торфяновке. Народа практически нет и через 32 минуты (наш личный рекорд) мы уже катим по Финляндии.
По дороге решили посетить несколько мест, расположенных по пути в Хельсинки, благо время позволяет.
Первый городок — Хамина, где в кадетском корпусе учился Маннергейм. В центре города — площадь, от которой отходят восемь улиц. Городок очень небольшой. Центр можно обойти минут за 15. Народу ни души: оно и понятно, местное время около шести утра.
Далее — Котка. Город лежит на побережье. Очень красивый парк, в котором по преданию гуляла Екатерина II.
Потом Порвоо. Но этот город нас совсем не впечатлил, возможно, потому что великолепная погода, стоявшая с утра, испортилась и начался дождик.
В Хельсинки мы договорились встретиться с нашими друзьями, (они тоже из Питера, но добирались на автобусе) и погулять вместе. Совместную прогулку портил лишь дождь, который в Хельсинки шел, почти не переставая.
К четырем часам наши пути расходятся. Оля и Дима (привет вам большой) садятся на паром Хельсинки — Стокгольм, ну а мы держим путь в Турку.
Вообще-то от Хельсинки до Турку можно добраться меньше чем за два часа. Магистраль, соединяющая две столицы, позволяет это, а расстояние всего 165 км. Но мы часть пути решили проехать по местным дорогам, чтобы посмотреть на провинциальную Финляндию. Малолюдно там.
К вечеру погода улучшилась, даже фрагментами появилось голубое небо. Добравшись до Турку, немного поколесили по городу, потом грузимся на паром. Замечательно продумана вся инфраструктура. Безавтомобильные пассажиры попадают на борт по крытой галерее, которая соединяет здание паромного терминала с отшвартовавшимся судном.
Ну а мы заезжаем на паром на своей машине.
Надо только встать в свой ряд: автобусы, грузовики, обычные легковые автомобили и более крупные легковые авто. Это связано с тем, что обычные легковые авто при большой загрузке парома ставят в два яруса: Часть машин заезжают на платформу, которую потом поднимают, а под ней еще становятся автомобили.
Удивительным оказалось то, что на этом же пароме мы в прошлом году возвращались из Германии. (https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11852/)
Немного полазив по парому, улеглись спать. Завтра рано вставать.
До прихода парома в Стокгольм успеваем позавтракать. Поглощая шведский завтрак за евро, совсем забыли поменять эти самые евро на пароме на шведские кроны, о чем сразу же вспомнили, как только съехали с парома. Парадокс: евро есть, рубли есть, карточки целых две есть, а денег (в смысле шведских) нет. По закону подлости банкомат в здании терминала не работал. Ну ладно.
Поскольку карта города у нас теперь есть, народа на улицах шведской столицы почти нет (раннее утро воскресенья), катим на поиски банкомата. Нашли довольно быстро, сняли 1 000 шведских крон. Заехали на терминал, поменяли 100 крон монетами (парковки в Стокгольме платные) и поехали знакомиться с городом. Стокгольм не случайно называют сказкой на воде. В самом центре города, на острове находится Gamla Stan — старый город. Оставили машину на парковке и дальше ножками по его улицам и улочкам.
С моей точки зрения красота любого города лучше всего видна ранним утром, когда еще все спят, и нет потока транспорта, вечно спешащих аборигенов и праздно гуляющих толп туристов. Архитектура, как она есть, в чистом виде.
К концу нашей прогулки по старому городу нам уже стали попадаться немаленькие группы руссо туристо, человек по 40-50, во главе с экскурсоводом. Видимо с парома «Silja Line», т.к. на нашем пароме таких групп не наблюдалось.
Вернувшись к машине и увидев, что погода стала меняться в худшую сторону (кажется, дождь собирается, а мы без зонта),
решили двинуть на Djurgarden (Музейный остров). Этот остров также находится в центре Стокгольма, и на нем расположено множество музеев.
Наша цель — музей Васа. Еще дома, в Интернете прочитали о нем множество хвалебных отзывов. Поверьте, он того стоит.
В конце 17 века шведы по велению короля построили самый крупный на то время военный корабль, а он возьми и затони при спуске на воду прямо на глазах у изумленной публики, пройдя то ли 500, то ли 1 000 метров. Видимо, во время строительства руководствовались не соображениями мастеров, а указаниями высочайшего монарха каким быть судну. Результат закономерный. Корабль пролежал на дне больше трех веков, а в конце ХХ века шведы его подняли, подреставрировали, отбуксировали к музейному острову и возвели над ним здание, где и демонстрируют этот чудо-экспонат.
Входные билеты по 100 крон, школьникам бесплатно. Заодно в музее развернуты экспозиции о подъеме судна, истории корабельного строительства и немного о Швеции 17 века, крупной морской державе.
В общем, познавательно провели время.
Следующий пункт нашей программы — взглянуть на город сверху. В Стокгольме несколько площадок, откуда это можно сделать. Мы едем к телебашне.
Билеты на смотровую площадку стоят 35 крон — взрослый и 20 крон — для школьников. Итак, Стокгольм с высоты 75 метров.
Небо снова стало проясняться (не смейтесь, но за 12 часов, проведенных в городе, погода менялась несколько раз: ясно, дождь, переменная облачность, ясно, дождь и снова ясно)
и мы снова решили погулять по Старому городу, уже в гуще народа.
Посмотрели церемонию смены караула у королевского дворца. В составе караула можно увидеть девушек.
Пообедали в кафе, потом прошли на рыцарский остров мимо здания шведского парламента
и вышли на улицу Drottniggatan, такой торгово-пешеходный стокгольмский Арбат.
К четырем часам заметно уменьшилось количество туристических автобусов с питерскими номерами (в это время как раз уходят паромы на Хельсинки). Ну а мы до отправления нашего парома посетили еще один стокгольмский остров, расположенный к югу от старого города.
Мы просто проехали по улицам этого острова Ringvagen, своеобразному Садовому кольцу,
а уже потом отправились к паромному терминалу.
Если терминал «Викинга» находится практически в центре города, то паромы «Silja Line» отправляются из промышленной, портовой части.
Тут стали свидетелем зрелища, которое произвело неизгладимое впечатление на моего мужа. Да и на меня тоже. Ну, обо всем по порядку.
По дороге к терминалу на одном из поворотов мы случайно свернули не туда и попали на второстепенную улицу. Проехав по ней метров 400, обнаруживаем свою ошибку, еще спустя некоторое время разворачиваемся и метров за 500 до этого злополучного перекрестка попадаем в пробку.
Поскольку дорога неглавная, то зеленый сигнал светофора горит очень короткое время, за которое успевают проехать примерно четыре машины. И вот ВСЕ автомобили чинно-благородно стоят друг за другом в один ряд, ждут своей очереди. Ни один (а простояли мы там минут 20) не вылез ни на обочину (а она там широкая) ни тем более на встречку. Видимо, в шведском королевстве законопослушность власть имущих положительно сказывается на законопослушности городских обывателей.
Ладно, доехали до терминала, погрузка уже началась.
Паром «Виктория» Стокгольм — Таллинн обслуживается, в основном, эстонским персоналом немолодого возраста, который владеет кроме эстонского и английского еще и русским языком.
Паром отчаливает от берега,
проходит мимо новых районов шведской столицы
и дачных предместий Стокгольма.
Лирическое отступление. Поначалу мой муж (видимо, жертва телепропаганды) категорически не хотел возвращаться через Эстонию (может, он был и прав, но об этом позже). Но меня просто обуяла ностальгия. Дело в том, что для многих ленинградских студентов 80-ых годов поездка в то время на выходные в Таллинн была способом интересно провести время, и мы часто туда ездили (благо студенческий билет на поезд стоил 3 руб. 50 коп.).
В общем, настояла я на поездке в Таллинн, в котором последний раз была в далеком 1990 году.
В этот раз мы уже ученые и немного эстонских денег прикупили еще на пароме (меняют и евро, и доллары, и рубли, и шведские кроны). В десять утра мы съезжаем на эстонский берег.
Расспросив местного таксиста (спасибо тебе, добрый человек), узнаем, где можно поставить машину поближе, чтобы осмотреть центр. Кстати, парковки и в Хельсинки, и в Стокгольме, и в Таллинне платные. Подозреваю, что та же самая судьба ждет Петербург. Он порекомендовал многоуровневый паркинг возле гостиницы «Viru», буквально в пяти минутах ходьбы от Старого города.
Таллинн по-прежнему очарователен и гостеприимен, только иностранных туристов (особенно финнов и шведов) на его улицах стало намного больше, чем в 80-ые годы.
В верхней части Старого города оборудовано несколько смотровых площадок.
Вволю нагулявшись, забираем машину с парковки и примерно в 15 часов берем курс домой. До границы порядка 200 км, потом еще 150. Накинув четыре часа на погранично-таможенные формальности, рассчитываем к полуночи быть дома. Боже, как мы ошибались! Человек предполагает, а пограничники и таможенники располагают.
Итак, в шесть вечера мы в Нарве. Граница между Россией и Эстонией проходит по реке Нарва. С российской стороны на берегу реки стоит ивангородская крепость, а с эстонской стороны — нарвская. Пограничный переход находится прямо в центре города. Поэтому на окраине Нарвы выделена площадка, где машины, желающие попасть на другой берег реки за кордон, ожидают своей очереди. Так вот, когда мы приехали, перед нами было порядка 400 машин.
Примерно половина машин были с российскими номерами (возвращались после майских праздников домой), Другая половина — эстонские автомобили. В основном «VW-Passat» и прочие универсалы весьма преклонных лет, отправляющиеся за бензином.
Такой небольшой приграничный бизнес. Разница в цене на бензин в два раза, а езды всего три километра, но зато по времени… Так вот, мы провели в этой очереди десять часов! Местные жители говорят, что четыре — пять часов — это обычная норма. В общем российско-эстонский бардак во всем своем великолепии.
Ближе к ночи съездили на заправку, внепланово залили десять литров бензина по эстонским ценам, т.к. неоднократно пришлось заводить машину и включать печку, а перспектива потом заглохнуть на мосту совсем не радовала. Но все когда-нибудь кончается, и часа в три ночи очередные пять машин (и мы в том числе) уезжаем к пропускному пункту. Перед шлагбаумом снова стоим полчаса по непонятной причине. Наконец мы на эстонском КПП. Здесь все довольно быстро, и вот он мост через Нарву.
Съехав с моста, видим знак «STOP», останавливаемся, а потом снова начинаем двигаться. Но из стоящей рядом будки раздается возмущенный возглас, и мы снова останавливаемся. Оказывается, перед знаком надо было не только остановиться, но и дождаться, пока подойдет тетя из будки. А мы то наивные думали, что знак «STOP» означает: проезд без остановки запрещен. Еще через какое-то количество метров проходим пограничный и таможенный контроль. В половине пятого утра мы выезжаем за пределы российского КПП. Наконец-то наши пограничные мытарства закончились.
В заключение хочу сказать, что дорога от Ивангорода до Кингисеппа, объездная Кингисеппа, участок от Кингисеппа до деревни Ополье представляет собой сплошные дыры с местами встречающимся асфальтом. Скорость не больше 30 км/ч. И это, с позволения сказать, федеральная международная трасса М-11! Состояние трассы от Ополья до деревни Сельцо не знаем, т.к. объезжали этот кусок по местной дороге (она более приличного качества). Далее от Сельца до Петербурга дорога радует свежеуложенным асфальтом. По слухам собираются делать и оставшийся участок М-11. Давно пора.
Дома были в семь утра. Поспав 1,5 часа, побежали на работу, а дети в школу.
Некоторые итоги
В целом поездка понравилась. Самая большая ложка дегтя — это зависание на обратном пути на границе. По-хорошему имело бы смысл забронировать в Стокгольме гостиницу на одну ночь и задержаться там еще на один день. Стокгольм этого стоит. Тогда, возможно, очередь на погранпереходе в Нарве была бы меньше. Но, увы, наши выходные были ограничены только тремя днями, да и детям 12 мая надо было обязательно быть в школе.
Всего проехали 931 км, затратили 82 л бензина на сумму 1 820 рублей (сюда входит и бензин, купленный в Нарве). Общая сумма затрат на поездку (включая бензин, страховку на автомобиль и паромы) примерно 30 000 рублей.
Всем удачных путешествий, самых разных, коротких и длинных. Ведь и в России и за рубежом есть много мест, которые стоит посетить.