|
1 день (02/05/09)
Выехали мы из города Юбилейного второго мая в четыре часа утра. Очень рекомендую это время выезда, т.к. поспать немного все-таки удалось, а дороги были свободны аж до Валдая!
Несмотря на все ужасающие предупреждения друзей и знакомых о невероятно раздолбанной дороге до Питера, доехали мы хорошо. Было несколько участков действительно убитой дороги (в том числе участок, где ведется расширение дорожного полотна вскоре после поворота на Великий Новгород), но, поверьте, в моем славном городе Юбилейном есть места куда более убитые.
Менялись мы за всю дорогу пять раз. Ехали сначала по два часа, под конец по часу-полтора. Первая остановка/смена водителя была на Верхней Волге — 131 км, турбаза «Верхневолжская», пристань — очень живописное место, рекомендую! Мы там оказались в районе шести утра, как раз когда красное солнышко выползало из-за волжских лесов. Мы пили кофе, смотрели на восход и наблюдали, как первые рыбаки направлялись к реке. Мило и приятно :).
У нас с собой была радиостанция и навигатор, поэтому с гайцами проблем, тьфу-тьфу-тьфу, не было: добрые дальнобойщики предупреждали о ДПС-ных машинках с камерами и сотрудниках с фенами, а навигатор — о постах ДПС.
В Питер мы заехали примерно в половину второго и отправились на поиски гостиницы по заранее распечатанной страничке из интернета со списком недорогих отелей Питера. Два раза нас постигла неудача: просто-напросто не нашли мини-отелей — то ли плохо искали, то ли этих мини-отелей больше не существует.
Третьей попыткой был мини-отель «BVH» на Суворовском проезде. Вполне приличный бюджетный вариант: из бывшей питерской коммуналки сделали мини-отель на 13 номеров. Единственный минус — санузел на этаже. Но особой проблемы это не вызвало, т.к. было три душа и два туалета и, повторюсь, всего 13 номеров. С собой у нас были свои полотенца и тапочки для душа, так что нас все устроило. Несмотря на то, что все номера были заняты, за сутки проживания мы встретили только трех-четырех человек из соседних номеров. Плюсом послужила кухня, которой можно было в любой момент воспользоваться: сделать чай, кофе (с наличием оного) или приготовить яичницу и т.п. (плитка, сковородки и кастрюльки можно было взять там же).
Помывшись, поев и чуть-чуть отдохнув, мы отправились на гулянку по Питеру: дошли от отеля до Невского (как выяснилось позже, отправились в самый конец Невского, а не в начало :)), доехали на метро до Дворцовой площади, потом вернулись на Невский, дошли до Литейного и зашли в кафе (по-моему, называется «Итальянская пиццерия Noodls») и в отель спать.
Очень порадовались, что решили провести отпуск в большом путешествии, а не просто потусить на майских праздниках в Питере: впечатление было такое, как будто половина Москвы отправилась в Питер: на Невском было, как в Ашане в субботу вечером!
А кафешка оказалась чудесной: мы хотели посидеть, попить пива, что и сделали за вполне умеренную плату в приятной спокойной обстановочке и в абсолютно не накуренном помещении. Так что рекомендую. :)
2 день (03/05/09)
Подъем в девять утра, завтрак в отеле и сборы. В 11 сдаем номер, бросаем вещи в машину и отправляемся к Исаакиевскому собору. Машину оставили через дорогу от Собора, а сами поднялись наверх. Потом отправились пешком к крейсеру «Авроре», попутно фотографируя и останавливаясь посидеть у Невы. На пути к «Авроре» нас одолел голод, поэтому мы завернули в кафе «Чердак» (ул. Куйбышева, д 38/40, недалеко от «Авроры»). Кафе просто ОБАЛДЕННОЕ! Всем рекомендую поесть там первое, второе, третье и, если хватит сил, еще и сладкого (у нас сил не хватило :).
Потом полазили по «Авроре». На наше удивление вход оказался бесплатным (мы почему-то решили, что раньше там было платно).
На метро доехали до машинки и отправились в сторону Торфяновки.
Дорога оказалась на удивление приятной, ровной и живописной (видимо, ее тут регулярно чинят или изначально положили хороший асфальт, чтобы финнов сразу после переезда границы инфаркт не хватил от наших российских дорог.
Единственное, что дико напрягало — это сумасшедшие дачники-питерцы, которые по встречке ехали, как по своей левой полосе. Пришлось врубить дальний свет и ехать с дальним, т.к. выезды на встречку (на нашу полосу) были даже на крутых поворотах!
Заночевали мы в мотеле у заправки «Лукойл», в 5 км до Торфяновки, после первого шлагбаума. Читали чей-то отчет, и там ребята писали про этот мотель с указанием телефона и положительными отзывами. Мотель оказался на удивление приятным: комнатки чистые, душ/туалет в номере, женщина на ресепшене очень милая и цена практически в два раза меньше, чем в Питере (хотя комната в два раза больше). Кому интересно — телефон мотеля: (8 812) 925 47 08.
Заправились мы где-то в 120 км от Питера на «Лукойле» по 19,70 руб (95-ый бензин), для сравнения — стоимость 95-го на «Лукойле» на границе — 20,20 руб.
3 день (04/05/09). Граница
Выезжать решено было в шесть утра, так как с 7:30 до 8:30 у таможенников пересменка, а народу должно было быть немного, поскольку праздники закончились.
В целом подгадали мы правильно — таможня была сонная и подмерзшая и никого не трясла. Прохождение границы (и российский, и финский погранпункты) заняло у нас 20-30 мин.
В отчетах, которые мы читали перед поездкой, народ восторгался дорогами Финляндии. Не могу сказать, что мы потеряли дар речи от этих дорог. Дороги такие, как должны быть: разметка нанесена, знаки стоят, ямы залатаны. Асфальт у финнов не гладкий, а шершавенький (каменистый), поэтому дорога ровная и хорошая, но шумная.
Карт Финляндии и Швеции мы с собой не взяли. Признаюсь, даже не смотрели ничего на эту тему в инете. Купили навигатор и этим ограничились. В принципе, и правильно сделали. Навигатор приводит куда надо в 100% случаях, просто иногда он может повести не самой удобной дорогой. С этим мы столкнулись по дороге от границы в Турку. Можно было ехать по автостраде (где разрешенная скорость — 120 км/ч), а навигатор повел нас по дороге (видимо, более короткой), где разрешенная — 80 км/ч, местами — 100. В целом, мы остались довольны.
По поводу вождения: соблюдать правила дорожного движения в Финляндии — одно удовольствие. Правая полоса автострады едет 100-120 км/ч, левая — для обгона. Получаешь истинное удовольствие от вождения. В городе никто не нервничает на светофорах, не поворачивает со второй полосы и все уступают пешеходам. К тебе относятся вежливо и ты, невольно, сам ведешь себя культурно на дороге, получая от этого удовольствие. Правда, возникла трудность с велосипедистами: в Москве-то их особо нет, а если и есть, то ездят они в основном тоже по дорогам. А тут сначала надо пропустить пешеходов (которые ходят медленно, и увидеть их ты успеваешь), а потом еще и велосипедистов (которые едут быстро, и заметить их не всегда успеваешь и пугаешься).
В Турку мы добрались к 11 по местному времени и отправились сразу на поиски парома. С погодой нам не очень повезло — было пасмурно и моросил дождик, поэтому решено было перекусить и немного поспать в машине.
Сначала мы поставили машину на стоянку возле пристани на паром (которая стоила евро в час), но через час нашли бесплатную парковку буквально через дорогу, куда и переместились поспать.
Проснувшись, отправились в центр на поиски достопримечательностей. В итоге побывали мы в Кафедральном соборе (национальная святыня евангелической лютеранской церкви Финляндии), обошли кругом Замок (большая каменная крепость, которая в 16 веке стала парадным замком короля и королевы) и прошлись по правому берегу реки Аурайоки, где стояли всякие кораблики, в т.ч. и трехмачтовый парусник «Сигун» (ставший теперь музеем).
Перекусили мы в кафешке на берегу. Очень красиво и чистенько внутри, тем не менее — самообслуживание. Берешь сам кружку, сам наливаешь кофе, берешь сахар и т.п., выбираешь пирожное и оплачиваешь все на кассе. Очень приятно, уютно и по-домашнему.
К сожалению, в Турку мы оказались в понедельник, туристов в этот день вообще не было, да и многие достопримечательности были закрыты (как, например, Замок).
За два часа до отправления, мы вернулись к парому. Стали выяснять, где же нам обменять наш электронный билет на нормальный, т.к. французский у нас лучше английского, мы всех спрашивали: «А не говорите ли вы по-французски?». И вот в окошечке компании «Силья Лайн» мы нашли франкоговорящую тетеньку, которая нам и объяснила, что надо встать в очередь на терминале на въезд на паром и там в окошечке нам все и выдадут. Выдавать ключи на паром начали за 1,5 часа до отправления.
Потом мы заехали на паром, забрали все нужные вещи из машины и отправились в каюту.
Паром — это, конечно, впечатляющая вещь!
Но, блин, дорогая :) Мы взяли каюту самую дешевую (без окна, на нижней палубе). Если брать каюту с окном, то сразу +100 евро.
Ужин (шведский стол) стоил 32 евро с человека. Мы есть хотели не сильно, поэтому пожмотились и пошли в кафе, где купили два бутерброда (смёргус), как оказалось, эти бутерброды — обыденная шведская пища. :) Этого нам хватило по уши и, погуляв по «дьюти-фри», мы отправились спать.
В каюте (даже самой дешевой) есть кондиционер, душ и туалет. Так что нас все устроило, тем более, что мы с ног валились от усталости. :)
4 день (05/05/09)
В Стокгольм мы приехали в 6:10 по местному времени. Позавтракать на пароме мы не успели, так как проспали и надо было быстренько собираться.
Выехав с парома, мы дали нужный нам адрес нашему любимому навигатору и через 20 минут мы уже были на месте.
Родственники, к которым мы поехали в гости, живут в Стокгольме в районе Kista (читается Шиста). Позавтракав огромными бутербродами и поспав, мы отправились погулять по этому райончику. Все чисто и аккуратно. Во дворах есть специально отведенные места для приготовления барбекю/шашлыка и т.п. Во дворе есть еще и прачечные, в которые надо просто записываться и стираешь там все бесплатно (и порошок, и все остальное тоже бесплатны).
После обеда отправились исследовать шведское метро и центр города. Шведское метро (как и любое другое европейское метро) привело нас к мысли, что «наше метро все равно красивее!» В путеводителях пишут, что стокгольмское метро — это самая длинная картинная галерея в мире. Кстати, в путеводителях нет ни слова о великом разнообразии языков, религий и национальностей, представленных в этом самом метро (респект шведскому правительству за теплое отношение к эмигрантам, в том числе, сомалийцам). Стены каждой станции разрисованы различными художниками. Само метро состоит из семи веток и достаточно простое в использовании :). Весь вечер бродили по городу без всяких экскурсий и осознаваний, что мы видим. Просто наслаждались видами и удивлялись количеству воды :).
Потом заехали в местный супермаркет. Шведы — большие любители так называемых смёрдус (больших бутербродов). И мы, как настоящие шведы, заехали в магазин прикупить ингридиентов для такого завтрака. Больше всего нас порадовала икра в масле из тюбиков :). Причем, в тюбиках может быть не только икра, но и, например, плавленый сыр. Как завтрак космонавта. :)
5 день (06/05/09)
Наконец-то выспались! Позавтракали и отправились (опять же на метро) в Старый город. В одном из дорогущих сувенирных магазинов купили путеводитель по Стокгольму на русском языке. И пошли по этому путеводителю: посмотрели Королевский дворец, смену конного караула, сходили в Нобелевский музей, посмотрели самую маленькую скульптуру Стокгольма, побывали на самой маленькой улочке и отправились пешком по побережью на остров Дьюргарден.
Вечером вернулись домой, приготовили мясо и овощи на решетке во дворе на печке для барбекю (очередной раз порадовались, как же клево, когда во дворе все так хорошо обустроено), поужинали и спать.
6 день (07/05/09)
Встав не слишком поздно, целенаправленно отправились в парк на острове Дьюргарден. Благодарность родственникам за проездные, которые они нам одолжили. Карты годны как для передвижения в метро, автобусах, так и на водных трамвайчиках, что мы и оценили. До парка и музеев, расположенных на острове, очень удобно добираться на водном трамвайчике от станции метро Слуссен.
Целью были намечены четыре музея, из которых мы посетили три (не пошли в Нордический музей, узнав о возможном разочаровании от разницы между внешним великолепием и содержанием). Первым посетили Аквариум-музей, в котором можно посмотреть очень интересные, как взрослым, так и детям, экспозиции, посвященные экзотическим растениям и водному миру. Очень радует подход организаторов к устройству выставок. Есть ощущение участия в процессе (можно все рассмотреть в непосредственной близости, полазить, потрогать..).
После кофе с поеданием очень вкусного мороженого в вафельном рожке мы отправились в знаменитый музей сказок Астрид Линдгрен «Юнибакен». Отличное место для детей и их родителей. Стоит отметить очень интересную поездку в вагончике по музею с осмотром инсталляций из сказок, с одновременным рассказом на русском языке.
Поскольку в парк нас привел музей корабля «Васса», мы посвятили его осмотру основное время. Музей истории морских сражений Швеции. Главным экспонатом является деревянный военный корабль, затонувший при первом же выходе в море, пролежавший 333 года на дне, отлично сохранившийся и поднятый для реставрации. Большой и интересный музей, в общем, надо видеть своими глазами.
Поблагодарив очередной раз родственников за проездные (еще за кров, еду и заботу), отправились домой на обед.
На вечер были запланированы поездки на бензоколонку (необходимо было заправить литров 10, дабы дотянуть до дешевого родного бензина), в продуктовый супермаркет наподобие «Ашана» (закупиться домой и в обратную дорогу), в городок бутиков (скопище магазинчиков модной одежды, обуви и аксессуаров, продаваемых со значительной скидкой из-за отдаления от центра города) и в магазин «Икеа». Что мы благополучно и сделали. По приезду обсудили политическую обстановку в мире и кулинарные пристрастия за вкуснейшим ужином (в Москве будет не хватать этой еды ) и английским слабоалкогольным элем.
7 день (08/05/09)
Отправление парома было в пять вечера, потому решено было выдвигаться в три часа из дома. Поездку в центр решили отменить и погулять по району (Kista). Мы побродили по улочкам, осознали, чего там не хватает: бродячих кошек и собак :). Детские площадки все покрыты не асфальтом, а специальным резиновым покрытием, чтобы малыши не били себе коленки, локти и т.п.
Забежали в местный торговый центр, докупили, что нужно было в дорогу и вернулись домой на шведский обед :).
В Стокгольме въезд на терминалы парома гораздо хуже, чем в Турку: с указателями беда. Мы покружили добрых 20 минут, потом спросили через забор у мужичка, который уже загонял машинки в наш паром. На этот раз мы были полны сил, поэтому нас хватило на «дьюти фри» и на два подъема на верхнюю палубу. Во второй раз мы проплывали по заливу в районе дач каких-то сильно обеспеченных шведов :). Дворцы там были сногсшибательные! :)
8 день (09/05/09)
В Хельсинки мы приплыли в десять утра и сразу приуныли, т.к. Финляндия встречала нас дождем и холодом.
Бросив машину у метро (станция «Калатасама»), мы отправились в центр на общественном транспорте :).
Зашли в метро — ни касс, ни турникетов. Свободно дошли до платформы, подумали и решили на всякий случай купить билеты на метро в автомате (а вдруг у них турникеты на выход или в самом вагоне?). Стоимость одной поездки — два евро. Турникетов нигде не оказалось, как и контролеров. Поэтому решили больше за метро не платить :).
Посмотрели Ж/д вокзал и прилегающую к нему площадь и отправились к Кафедральному собору, а после него — на поиски храма в скале. Заблудились, промокли и стали тихо ненавидеть Хельсинки и финнов.
Снова вернулись на метро к Ж/д вокзалу и, хорошо подумав, на этот раз отправились на поиски кебабной. Налопавшись до отвалу, согревшись и подобрев к финнам, мы снова глянули на карту и снова отправились к Храму в скале, по дороге встречая разные достопримечательности: театр, статую Маннергейму и т.п.. Сам храм нас не сильно вдохновил. Само сооружение интересное, но внутри как-то совсем бедно обставлено. Что удивило, в этом храме частенько проводятся концерты!
Потом прыгнули в метро и помчались к машинке. А дальше — на границу. Прохождение границы у финнов заняло около 15 минут, но наша таможня тут же напомнила нам, что такое Россия и чем она отличается от Европы! Во-первых, мы попали в очередь, во-вторых, рядом с нами оказался какой-то нервный тип на Daewoo Nexia, который метался на своей машине, пугая таможенницу, которая расставляла машины в очереди, в-третьих, очередь около окошечек сначала с паспортами, потом с декларациями и, наконец, ожидание, когда же проверят наш багаж. На нашу границу у нас ушло около часа!
Наконец, мы добрались до известного нам уже мотеля, с радостью поужинали, посмотрели фильмец и легли спать.
9 день (10/05/09)
Планов на день было громадье, потому было решено было выспаться аж до девяти утра. Выехали в десять и прямиком отправились в Кронштадт.
Дорога оказалась очень живописной! На дамбе даже остановились пофоткаться, потому что светило яркое и теплое солнце и вода казалась прямо синей!
Сам Кронштадт — маленький и тихий городок, мы провели там около двух-трех часов, погуляли по набережной, посмотрели памятник Петру и поглазели на кучу корабликов.
Дальше наш путь лежал в Великий Новгород. Пришлось ехать через Питер, а время было как раз обеденное…и мы не удержались и заехали в кафе «Чердак». Друзья, будете в Питере, побывайте там обязательно!
Решено было сразу поехать к Кремлю. Подъехали, поставили машинку на стоянку, вышли и тут на тебе: подходит к нам местный мужичок со стопочкой десятирублевых бумажек и говорит: «Машинку поохранять не надо?» Мы немного обалдели (после культурной Европы с парковочными автоматами), сказали, что не надо и вроде как направились к Кремлю. Но к нашему «охраннику» подошел друг и стали они ошиваться около нашей машинки. Решено было перебраться на другую сторону реки и по пешеходному мостику добраться до Кремля. Но и тут нам не повезло — пешеходный мостик закрыт на ремонт. Как, впрочем, и все в Великом Новгороде. То ли к ним какая-то шишка едет, то ли готовятся к какой-нибудь круглой дате, но ремонтируется все, что есть в городе: маленькие храмы, дома, даже новый асфальт повсюду кладут!
Немного побродили мы по улочкам, в Кремль так и не попали, поскольку вернулись к его закрытию и отправили на поиски отеля. Выбрали отель в центре («Волхов»), вполне приличный отель за приемлемую цену (в Питере столько стоил мини-отель). На наше «счастье» в эту ночь как раз играли наши с канадцами в хоккей, поэтому посреди ночи мы проснулись от диких воплей: «Россия вперед!» и т.п. :)
Встали мы в пять утра и в шесть уже выехали домой. Под Солнечногорском встряли в жуткую пробку, поэтому вместо планируемых двух — трех часов дня, приехали только к шести вечера :).
Но путешествие удалось на славу!
Подведу небольшие полезные итоги:
Виза:
Для оформления визы понадобились: