|
Маршрут: Москва—Санкт-Петербург—Хельсинки—Турку и обратно тем же путем.
Давно уже меня преследовала мысль — отправиться на машине за границу. Но каждый раз происходило что-то такое, заставлявшее эту поездку перенести, как говорится, до лучших времен. Поэтому приходилось ехать в другие места: Москва—Крым 2010 г.; Москва—Сибирь 2011 г.
И вот, в августе-сентябре 2012 года наконец был разработан план. План был такой: съездить к друзьям в Питер, зависнуть там дня на два, затем поехать в Финляндию — посетить Хельсинки и Турку — главные города этой замечательной страны. Сподвигло нас на это еще то, что у нас еще действовала Шенгенская виза с лета, выданная на полгода, после поездки в Испанию. Заказал отели через сайт Booking.com. Отель в Хельсинки обошелся в 75 Е. В Турку — 70 Е. При бронировании учитывал следующие факторы: чтобы было недорого, санузел в номере, бесплатная парковка. В стоимость номера входит и завтрак — шведский стол. При бронировании требуется ввести номер кредитной карты. Еще интересный момент — написано, что отменить бронирование можно не менее чем за сутки, иначе взимается полная стоимость номера, даже если вы не приедете. Но в моем случае — на карте у меня денег не было, рассчитываться я планировал наличными, и, интересно, как бы они сняли бы с меня деньги, если бы я не приехал — непонятно. В общем, забронировал я два отеля, мне прислали подтверждение, которое я распечатал и взял с собой. На одном из форумов вычитал, что финские пограничники могут докопаться, есть ли бронь отеля. Итак, наступила пятница, 28 сентября 2012 года. В четверг с работы я приехал поздно, около нуля часов, так что надежды на сон не осталось, плюс ко всему, еще не собраны сумки. Сборы были завершены лишь около двух часов ночи. А выезжать я планировал около четырех.
Выезд состоялся в 3:00.
В 5:00 были в Твери, где очень захотелось спать. Заезжаем на заправку и спим, не выключая двигателя, т.к. на улице не май месяц. В 8:00 нас будят работники АЗС и просят отъехать, т.к. приехал бензовоз и мы мешаем ему. Далее — бодрящий кофе и дальше в путь. За всю дорогу я насчитал штук 20 засад ГАИ. Но я езжу аккуратно, плюс навигатор всегда предупреждает о скоростном ограничении, если превысишь скорость. Собственно поэтому я его и присобачил, а не для того, чтобы показывал дорогу. Дорога то прямая. До Питера.
В районе Новгородской области запомнилось место с тетеньками с самоварами на обочинах. Продают чай, пироги всякие. Много раз уже ездил в Питер и обратно, но ни разу не останавливался, не покупал ничего. Опасаюсь как-то. В общем, в Питере мы были около 15:00. Приехали бы еще раньше, но в районе Московской славянки была ужасная пробка. Встретились с друзьями-питерцами, сходили в магазин, затарились мясом, вином и поехали к ним на дачу в районе пос. Мга, что в 40 км от города.
30 октября, воскресенье, 9:00. Выезжаем в сторону Выборга, по пути завозим друзей домой на Лиговский.
Проехав весь Питер, не увидели ни один работающий пункт обмена валюты. А евров у нас не было. Совсем. Только рубли, наличными. «Да ладно, где-нибудь поменяем», — подумали мы.
Дорога была сносной, часа за три доехали, наконец до погранперехода Торфяновка — ...
Перед нами было всего три машины в очереди, наверно потому что было воскресение. Простояли в этой (язык не поворачивается назвать это очередью, после погранперехода Россия—Украина «Гоптивка—Нехотеевка», где мы застряли однажды на три часа :), колонне минут 10-15.
Наконец зажегся зеленый сигнал светофора, открылся шлагбаум и мы въезжаем на территорию погран-перехода. Проверка документов на машину, загранпаспортов, виз, и наконец мы въезжаем на финскую территорию. Там тоже проверка документов, выходим из машины, идем в помещение отдаем паспорта финнам. Всем задают стандартные вопросы:
На первый вопрос отвечаем — «Хельсинки». На второй — «Турку».
Сходили в Дютик — ассортимент везде одинаковый — алкоголические напитки, шоколад, сигареты, парфюм.
Странное ощущение возникло при выезде с погранперехода: вроде Россия рядом, но как-то дорога стала ровнее, поля аккуратно обработаны, домики ухоженней и даже воздух как-то чище.
Дорога от границы — довольно узкая, двухполосная. Посередине дорога имеет такие специфические канавки, и, когда выезжаешь на встречную полосу, раздается характерный звук, своего рода предупреждение об опасности.
Скоростной режим — щадящий, около 80-90 км/ч. Но финны едут, километров на 10-20 превышая. Так же едем и мы. До Хельсинки остается километров 200. Быстро их проезжаем. Никаких пробок, полиции тоже мы не видели.
Наконец, часов в 17:00 мы прибываем в Хельсинки.
Я уже, по-моему упоминал, что к поездке мы подготовились плохо. У нас не было ни навигации в Финляндии, ни карты (только атлас автодорог, где Финляндия была показана весьма условно). А также мы, как дураки, не поменяли рубли на евро. Я думал, что деньги имеются на карте у жены, а она думала, что деньги есть на моей карте. На карте у меня оставалось с собой около 60 евро. Когда въехали в Хельсинки, подумали, что найдем где-нибудь обменник, когда будем искать наш отель. В распечатке нашей брони, которую выслал Booking.com было краткое руководство, как отыскать отель и кусочек карты города. Сначала было все хорошо, карта совпадала с реальностью, но потом все как-то изменилось и мы заблудились. Попытка начать поиск сначала ни к чему не привела. Обменников мы нигде не встретили, а банки оказались все закрыты — воскресение. Также поиски затрудняло то обстоятельство, что в правом ряду ехать нельзя — он для общественного транспорта и для такси. А во втором ряду надо ехать резвее.
Но надо отдать должное финнам — ни разу никто не сигналил и не моргал фарами, мол, давай быстрее езжай.
Прокатавшись по городу около часа, расспросив на ломаном английском (его знают все) автомобилистов и пешеходов, (забавно получалось — люди понимали, что мы хотим у них спросить, но вот мы не все понимали, что они говорили нам...) мы? неожиданно для себя, наконец нашли вывеску с рекламой нашего отеля.
Отель располагался прямо на оживленной трассе, имел бесплатную общественную парковку вдоль дороги.
Зайдя в отель, мы предъявили на рессепшене распечатку брони, нам выдали две карты-ключа от номера и с улыбкой на лице произнесли: «75 евро, плиз».
Я говорю, есть ли у вас обмен валюты в отеле? Админ отвечает, что нет. Спрашиваю, а где есть? Он начал что-то объяснять, очень долго и я с трудом понял, что поблизости нигде нет обменников, да и если бы были, то не работали бы — выходной. Что же делать? Рубли не берете? — задаю идиотский вопрос, на который знаю ответ. Ноу. Стоим, вылупившись друг на друга и молчим. Жена говорит ему, ну что ж, мол, тогда сорри, мы поехали.
Далее он опять начал что-то бормотать, одно слово из его бормотания мы поняли — «тумороу» — завтра. Протягивает нам карточки и мы, довольные, направляемся на второй этаж в наш номер.
Номер оказался очень чистым и просторным с красивым санузлом.
В номере присутствовал огромный ж/к телевизор. Но это оказался не только телевизор, но и много еще что. Например, с помощью него можно было заказать еду из ресторана, еще какие-то услуги.
В номере также был электрочайник, принадлежности для чая, кофе. Еще был письменный стол, на котором лежала беспроводная клавиатура.
Для чего — это осталось для меня загадкой.
Помывшись и приведя себя в порядок,…
…мы сходили в ресторан при отеле. Поужинали, кто рыбой, кто — курицей с бокалом пива, мы заплатили 50 евро.
Тем временем стемнело, хотелось прогуляться, но в окрестностях ничего интересного не было и мы вернулись в номер, где распили Бейлис, купленный в дютике. Было очень вкусно.
Бассейн, который мы не посетили.
Утро. Встаем, идем завтракать, ведь завтрак входит в стоимость. Шутим между собой, еще не оплатили номер, а завтракать отправились. На завтрак большой выбор блюд — три вида каши, колбаса, ветчина, много видов сыра, джемы, овощная нарезка, фрукты, соки, чай, кофе.
После завтрака решили поступить так: я еду в город, ищу обменник, а супруга, если я не вернусь до 12:00 — освобождает номер и ждет меня в холле. Завожу машину, еду по указателям в центр города — ведь должны там быть обмениики. Наивный я. Еду. Один банк, вижу, с 10:00 работает, а время — 9:00, еду дальше. Второй — «Норди» — и в Москве такой видел — тоже с 10:00. Останавливаюсь, жду, а везде знаки — «стоянка запрещена». Передвигаюсь с места на место, потом смотрю некое подобие знака «Стоянка запрещена более 30 мин», встаю там.
Вот и долгожданные 10:00. Захожу внутрь, там уже очередь (а еще говорят, у них очередей нет, еще как есть). Мне предлагают взять чек из аппарата с номерком. Беру. 19-й я. Сижу, жду. Подходит очередь, иду к окошку, на ломаном англицком пытаюсь объяснить, что хочу поменять рубли на евро, но мне объясняют, что такой услуги у них нет. Спрашиваю, а где, мол, есть? Показывает в сторону центра, что-то говорит, но я, естественно, ни хрена не понимаю. Еду дальше. Чтобы не заплутать, начал рисовать план, как я еду, на листе бумаги, подписывая при этом улицы. Названия улиц у них состоят из 20-25 букв, и выговорить с первого, да и со второго раза не удается. Кроме того, названия улиц написаны на двух языках. По-фински название одно, а по шведски, ну совершенно по-другому. Ехал и все время задерживал движение.
Еще в двух банках также не оказалось обмена валюты. Я уже начинал отчаиваться. Время стремительно приближалось к 12:00. Отправляю смс жене, чтобы сдавала номер и ждала меня в холле. Приходит смс, что мое смс не отправлено — недостаточно средств на счете. Едрена мать! Беру у «Билайна» в долг. Дают не 100 рублей, как в России, а аж 300. Спасибо.
Спрвшиваю, у кого только можно на счет обменников, никто ничего не знает.
Возникла также мысль сделать следующим образом: поймать такси, попросить таксиста отвезти к обмену валюты, поменять деньги и поменянными — расплатиться с ним. Только вот, как ему все это объяснить?
Захожу в какой-то большой отель на проспекте Маннергейма, спрашиваю на рессепшене, где могу обменять рубли на евро. Следует длинный диалог, а скорей монолог, из чего делаю заключение, что надо ехать на ж/д вокзал. А проехать очень просто — по проспекту Маннергейма все время прямо. Только вот, где поставить машину — ведь парковки везде платные, а у меня нет наличных.
Ну да ладно, еду, вижу вокзал, но встать абсолютно негде. Разворачиваюсь, еду обратно, все свободные места заняты. Заворачиваю в какую-то подворотню, смотрю, есть место, но парковка платная. Рядом паркомат. 30 минут — 2евро. Оказывается, можно оплатить как наличными, так и картой. На карте у меня должно оставаться евриков 5. Вставляю карту, вылезает чек, кладу его под стекло и быстрым шагом направляюсь на вокзал. В России обычно на здании вокзала пишется город. В Хельсинки же я не увидел на вокзале название города.
Наконец, нахожу обменник, протягиваю четыре купюры по пять тыс. Кассирша в ответ мне протягивает бумажку следующего содержания: «пятитысячные купюры принимаются с комиссией...». Что-то в этом духе. Мне уже все равно, пусть сдирают свою комиссию.
Получаю свою порцию иностранных денег в сумме примерно 500 у.е., довольный, направляюсь к стоянке. Отправляю жене смс, что деньги поменял, и еду в отель. Наивный я, однако. А как же я его найду?
Проехав примерно 2-3 км, понимаю, что все, приплыли. Уже улицы какие-то незнакомые, где я явно не ехал. Прокружил таким образом около часа, останавливаюсь, выхожу из машины, ловлю такси.
В Москве, или, наверно в любом городе России, или даже бывшего СССР, для того, чтобы остановилось такси — достаточно просто взмахнуть рукой. А можно даже и не взмахивать, а просто встать на обочине, машина сама остановится. Здесь же все иначе. Я минут 25 стоял с протянутой рукой, никто не останавливался. Наконец остановилось такси, я называю отель — Haaga ( хорошо, что не забыл название, адреса бы не запомнил в любом случае — судите сами «Nuijamiestentie улица, 10»). Объясняю, что поеду за ним на своей машине. Ехать оказалось недалеко — минут семь. А содрал он с меня за эти семь минут — не по-детски — 15 евро.
Со слов жены, она не поняла, что произошло: сдала номер, сижу себе в холле, нервничаю, — где же ты пропал, администратор на меня уже косо поглядывает — когда же за номер, мол, оплатите? Вдруг подъезжает такси, к нему ты подходишь и деньги отдаешь. Уж не случилось ли чего? В общем расплатились мы за отель, выезжаем в Турку. У нас там тоже отель забронирован. Настроение на нуле, все перенервничали, ничего уже не хочется, представили, как в Турку будем опять плутать в поисках отеля. Раздумываем пару минут, но, все-таки решаем рискнуть. От Хельсинки до Турку 170 км. По ходу возникает мысль сесть в Турку на паром и посетить заодно Стокгольм.
Но, надежды на это мало, как мы найдем там морской порт, не имея ни навигации, ни карты, как будем объясняться с персоналом... Да и вообще подобные вещи обычно бронируют заранее, а не как мы — с бухты-барахты.
По пути в Турку много красивых мест — скалы, многочисленные туннели. В туннелях все по-умному устроено — свет в начале и в конце чуть слабее, чем в середине тоннеля — чтобы не было резкого перехода и глаза не ощущали дискомфорт.
Пришлось заправиться дорогим (1,7 евро) бензином. Заправки тоже не как у нас. Подъезжаешь к колонке, вставляешь купюру в банкомат, берешь пистолет с нужным топливом, тебе наливается на эту сумму. Без оператора. Заправился, отрываешь чек и уезжаешь. А в самом здании АЗС — кафе, магазинчик, туалет. Кипяток можно налить бесплатно. По такой системе работают заправки «АВС».
Приезжаем, наконец в Турку. Звонят из отеля, трубку не беру, потому как не знаю, что им ответить по поводу брони, решаем все-таки искать паромную компанию. Как ни странно, найти порт оказалось проще простого. Просто надо ехать по указателям с изображением кораблика. Вскоре мы были на месте. Подъехали к двум большим зданиям. На одном была надпись «Viking line». На другом — «Silvia line». Заходим в «Silvia». В огромном здании — только один работающий офис и два человека персонала. Уходим. Идем в «Викинг», но без надежды, а скорей — для галочки, перед тем, как начать поиски забронированного отеля.
Зайдя в «Викинг», видим ту — же картину — пустота. «Не сезон, что ли, думаем мы, и уже хотим уходить, как вдруг видим открытый офис. Я захожу, беру лист бумаги, рисую на нем корабль, Стокгольм, корабль обратно, ставлю число и двух человечков. Одновременно, использую все свои скромные познания в английском. Тем временем, услышав оживление, входит жена.
Да, говорит девушка «Викинга», это возможно. Сегодня в 20:00 — отплытие в Стокгольм, а завтра — возвращение в Турку, послезавтра утром будем здесь.
Интересуемся ценой. Девушка что-то смотрит на компе, говорит, что, к сожалению, остались каюты без окна и стоить это будет 70 евро. Переглядываемся с женой, до конца еще не понимая — это стоимость «туда» или «туда –обратно», это на одного человека, или на двоих? Еще раз уточняем все нюансы, девушка говорит: «Сегодня у нас акция и это будет стоить 40 евро. Мы опять переглядываемся, не веря своим ушам. Еще раз уточняем, что это на двоих, и что это туда и обратно.
Да, это так.
Волнует еще один вопрос: каюта четырехместная. Мы будем в ней одни, или с подселенцами? Говорит — «Онли Ю». Значит — одни. Отдаем паспорта, оформляется проездной документ, мы счастливы, как никогда. У нас до отхода парома еще три часа и мы едем ставить машину на парковку и немного погулять по городу. Да и перекусить не помешает. Еще надо купить шведских денег, мы теперь умные. В Турку, в отличие от Хельсинки — обменники на каждом шагу. В обменнике, куда мы зашли, даже разговаривали по-русски. Курс шведской кроны к рублю примерно 1:5. Мы поменяли 5 000 руб. — на один день хватит.
Итак, припарковали мы машину на двое суток, что обошлось нам в 15 евро. Прогулялись по городу, который показался нам намного интересней Хельсинки, зашли в какой-то торговый центр, перекусили в кафешке наподобие «Макдоналдса», прошлись по магазинчикам. До отхода парома оставалось еще много времени, но мы, так боялись опоздать, что были в «Викинге» уже за полтора часа до отправления.
Примерно за 40 минут до отхода началась регистрация — как на самолет. Нам выдали карты-ключи от нашей каюты.
Каюта находилась на десятом этаже. Когда ступили на борт, показалось, что мы на «Титанике», таким огромным оказался паром — это целый город.
В каюте — четыре места, полки побольше, чем в купе поезда и один из них — диван, который тоже становится кроватью. В каюте также присутствовал санузел.
Никого к нам, слава богу, не подселили. На стене висела табличка — чего нельзя делать в каюте.
Нельзя курить, зажигать огонь. Еще была картинка — перечеркнутая рюмка.
То есть — нельзя выпивать. «Ща-ас»— сказали мы и с удовольствием выпили по рюмочке-другой Бейлиса.
Далее была экскурсия по парому — это поход в магазин беспошлинной торговли. По-моему, он называется «Tax-free». Цены в нем привлекательные только на алкоголь и шоколад. А на все остальное, в принципе, такие же, как и в Москве. Хотя супруга все-таки приобрела себе кое-что из косметики.
Потом мы посетили одно из многочисленных кафешек, где попили вкуснейшего пива и послушали выступление гитариста, который за символическую сумму мог сыграть практически любую вещь из репертуара известных исполнителей.
Мы погуляли еще по кораблю, в другом заведении выступала трибьют-группа «ABBA».
Затем мы вышли ненадолго на палубу подышать морским воздухом. На улице была тьма и с трудом были видны даже волны. Поэтому непонятно, зачем берут каюту с окном — все равно ни хрена не видно, а дороже — на порядок.
Побродив часов до двух ночи, мы подустали и отправились спать. Паром еще заходит на Фарерские острова, ночью, но мы бы все равно ничего не увидели — темно.
Утром по радио всем пожелали доброго утра и попросили подготовиться к выходу. Во сколько мы прибыли — я точно не помню, т.к. время сместилось еще на час назад. В итоге разница с московским составила два часа. Многих людей встречали экскурсионные автобусы, ну а мы были предоставлены сами себе.
При выходе с морского порта мы взяли с собой карту центральной части Стокгольма, которая нам очень помогла в дальнейшем. Первое, что нас удивило в Стокгольме, — это огромное количество велосипедистов, едущих на работу, причем многие мужчины ехали прямо в костюмах и галстуках. Их было настолько много, что даже не удавалось сфотографировать окрестности. Мы нашли на карте центральную пешеходную улочку (как Арбат в Москве) и пошли. Город очень красивый, напоминает Санкт-Петербург — очень много воды.
По пути прошли мимо королевского дворца — очень впечатлило.
Еще поставили перед собой цель — посетить «Hard-Rock kafe», где намеревались приобрести футболки с логотипом.
Позавтракали в «Макдоналдсе», посетили самый большой универмаг Стокгольма,…
…как гласил рекламный плакат, правда, ничего не купили, цены в нём — космические, но мы не за этим сюда приехали.
Интересные общественные туалеты: мужской — бесплатный (правда там только писсуары), а женский — 5 крон (25 руб.). На центральной улочке множество магазинов по продаже сувениров, кафешки, ресторанчики.
Дойдя до Хард-рок кафе, мы разочаровались. Футболки стоили очень дорого — от 2 500 руб. Покупать не стали.
Очень много всяких овощных-цветочных рыночков. Торгуют на них то ли арабы, то ли еще кто-то, ну в общем, темные люди. Очень много грибов. Лисички продавались по 19 крон ( меньше 100 руб./кг).
Еще запомнились какие- то заведения с надписью: «Mongolia». Их было очень много в разных частях города. Наверное — рестораны монгольской кухни.
Время приближалось к вечеру и мы, накупив всяких сувениров, потихоньку направились в порт. Очень устали с непривычки — столько ходить.
В порт пришли за два часа до отправления парома, еще эта путаница с разными часовыми поясами...
Обратный паром имел другое название, но был абсолютно идентичен первому. Поздней я вычитал про них в интернете, что все они были построены в конце 80-х годов и что их около десяти у «Викинга». В Такс-фри приобрели вкусного алкоголя, блок пива, еще какой-то мелочи, поужинали в ресторане и завалились спать. Утром выходили на берег последними.
Сели в машину и поехали в Санкт-Петербург.
По пути заскочили в Хельсинки, хотя город можно было объехать по объездной, но я не понял, как.
При прохождении границы нас не хотели впускать — количество алкоголя превышало пределы. Оказывается, можно провозить только шесть литров на человека. А мы и не знали. Пограничник на нас таращится — что, мол, делать будем? И уходит к другой машине. Мы его ждем, потом сзади нам сигналят, мешаем. Я, недолго думая, завожу машину и выезжаю с терминала. Наглость — второе счастье. Пронесло.
Постепенно заканчивался бензин, но заправки были какие-то левые, я все ждал брэндованную АЗС, но их не было, в результате лампочка топлива стала мигать ( это в «Опеле» — предел).
Пришлось заправиться на левой заправке, что дало о себе знать.
Подъезжая к Питеру, увидели, что вдоль дороги продавали много грибов. Мы остановились узнать, почем. Оказалось, миска, в которой от силы полкило лисичек — 400 руб. Вспомнились шведские лисички по 95 руб.
В Питере двигатель стал плохо работать, при трогании с места раздавался неприятный звук. Результат заправки нехорошим топливом. Нужно было срочно что-то делать. Заскакиваем на заправку — «Нестле», заливаю 98 бензин под горлышко. Противный звук, к счастью пропал.
В Питере мы переночевали и на следующий день двинулись в Москву. Вечером были дома.
По деньгам вышло следующее:
Всего поездка обошлась — примерно 40 000 руб.
В целом, поездка понравилась, с удовольствием съездили бы ещё. Только в следующий раз подготовимся получше.