|
Выпало мне, дорогие граждане, три свободных дня в Краснодаре. Прилетел я из Москвы на пару встреч на Кубань. Одна должна была состоятся в Краснодаре, другая — в Сочи. Да обе перенеслись. А коли так, отдохнем.
Сам я сибиряк, но два года жил и работал в Краснодарском крае и места эти знаю неплохо. Знание — сила. Уверен, что на машине за короткий срок впечатлений можно получить массу. Еще будучи в Москве попросил друга забронировать в одной из прокатных контор хэтчбек Ford Focus 3. Кроме чисто транспортного интереса был еще и такой — скоро планирую поменять «дачную» праворульную «Короллу» на «Фокус»-универсал. Хотел получить представление о машине.
2 июня 2009 г.
В 13:00 стоял на пороге прокатной конторы в гостинице «Москва» (другой офис этой же фирмы — в аэропорту Краснодара, и это важно).
С «третьим» Фокусом меня «кинули», мол, один он у нас, а клиент продлил аренду, извини, парень, ничего не попишешь. Вывод — хочешь получить то, что хочешь, нужно проплатить аванс по безналу заранее. Делать нечего, взял «Форд-Фокус 2», МКПП, 1,6 100 л.с., седан. Машина 2007 г. выпуска, пробег 74 000 км. Из опций — только АБС и кондиционер. Шины — спереди новая «Йокогама», сзади – поезженный (не сильно) «Мишелен». Магнитолка — простенькая «Пролоджи», но с СД-МП3.
Девчата в конторе квалифицированные, машину оформили быстро. Цена вопроса – 6 000 руб. залог, и по 1 900 руб. за сутки., плюс 300 руб. за возврат в аэропорт и еще 300 руб. за мойку. Я взял на двое суток, т. к. в 14:00 04.06. у меня заканчивалась регистрация на московский рейс. В тариф входил пробег до 500 км в сутки. За каждый километр свыше – 1 руб.
Из Краснодара я выехал в четвертом часу. На выезде из города, что по федеральной трассе М-4 «Дон» заехал в «Ленту», купил (что бы вы думали?!) купальные трусы и тапочки и выдвинулся на Джубгу. Трасса, в принципе, неплохая, но за Краснодаром, на протяжении километров 40-50 идет ее массированная реконструкция с расширением и т.п., в связи с чем повсеместно установлено ограничение скорости 40-70 км/час, и, соответственно, особенно около Адыгейска и Саратовской — ГИБДДшные засады. Кроме того есть и фотофиксаторы (видеокамеры), я видел их, как минимум, на развязках (мостах) через трассу.
Примерно через полтора часа я прошел Джубгу (это первый населенный пункт по маршруту на побережье Черного моря) и километров через 20 (кажется мне) вышел к курортному Небугу. Следующий за ним поселок — Агой. Если до Агоя дороги относительно прямые и широкие и обгонять довольно просто, то за Агоем уже начинаются перевалы и серпантины, ездить по которым гораздо трудней — практически везде «сплошная», засады ГАИ и еле-еле ползущие фуры. Сие было известно заранее, а поэтому я решил до сумерек остановится на море и … купаться! Хороших общедоступных пляжей в том (как, впрочем, и любом другом!) районе побережья нет, но я за небольшие совсем деньги попросился на территорию одного из пансионатов, где машину оставил на парковке, а сам двинул на пляж.
Море в это время еще относительно прохладное, отдыхающих почти нет. Поэтому накупался я вдоволь, почти в полном одиночестве. Вода уже для купания приемлемая – что-то около 20-22 градусов. После зимы в полгода — самое то! Но если будет прохладно, советую такую технологию: вначале надо просто зайти в воду и окунуться на 1-2 секунды, встать, выйти из воды. Потом сразу же зайти опять.
После водных процедур немного погулял по территории пансионата — неплохо обустроенной, с собственной набережной и парком.
В сумерках, около 21:00 я выдвинулся на Сочи. Машин было немного, но дорога сахаром не показалась — петляет в скалах вдоль моря, узкая, почти везде, как я писал, «сплошная», которая редко и внезапно переходит в «прерывистую». И повсеместно ГАИшные засады. Чтобы обгонять, нужно «висеть» на заднем бампере впереди идущей машины с включенной пониженной передачей, чтобы иметь в любое время запас по мощности и моменту. Скажу сразу, «ФФ2» меня приятно удивил. Я не ожидал, что мотор в 100 л.с. будет настолько бодр. Конечно, до 2 500-3 000 оборотов он раскручивается не ахти, но если держать тахометр выше этой отметки — вполне. Сравниваю с Honda Civic, седан 2008 г. с АКП. Поначалу мотор явственно «гремел» клапанами, но после того как я выжег остатки топлива в баке и залился «под завязку» хоршим бензином на заправке «Роснефти», заработал как должно. Порадовала и подвеска — хорошо отрабатывает все неровности, плавность хода и управляемость — достойные. И это после 75 000 пробега «и в хвост и в гриву» под разными и, вероятно, не очень заботливыми водителями. Приборы просты, как правда, и понятны, компьютер — удобный. Фары светят хорошо.
Еще про фары. Граждане! Не ставте самопальный, колхозный ксенон. Слепит немилосердно. Хотите выделится над миром, покупайте штатный. Не надо мнить себя выше других. Отдельные уроды ставят не только в фары, но и в противотуманки. На равнине это еще куда ни шло — можно заранее приспособиться, прищурится, «просканировать» обочину, сбавить скорость. В горах же дело другое — в повороте, на дуге, особенно с перепадом высот, тебя просто внезапно бъют по глазам. Это действительно очень и очень опасно. Теряешь зрение и совершенно непонятно куда ехать. Эти мгновения могут кому-то стоить жизни.
В центр Сочи я приехал в час ночи. Остановился в гостинице «Приморская». Опять же, сезон еще не начался, и я без проблем снял двухкомнатный «полулюкс» за 3 400 в сутки. Т.к. заехал после 12 ночи, а уезжать планировал через день в 8 утра (т.е. до расчетного часа) то за эту сумму я получил две ночевки.
Сразу поужинал в ресторане «Воды Логидзе» — на набережной, в двух шагах от гостиницы. Всем рекомендую — самый лучший, на мой взгляд, грузинский ресторан в России. Сациви, чахохбили, пхали, хашлама — все это и многое от души и по вполне гуманным ценам. Вод Логидзе (я понимаю, это был ученый, который придумал первые рецепты советского лимонада) нет, но всегда есть «Бардзими» — очень хороший лимонад из Осетии, по (вероятно) тем самым рецептам.
3 июня 2009 г.
Утром в 07:30 я уже купался на городском пляже около пивного ресторана «Тинькофф».
Вместо завтрака около 10 утра пошел попить чай в «Аленку». Это такой кафетерий на Курортном проспекте. Фишка в том, что в нем свой кондитерский цех, который делает пирожные по рецептам советского времени — разные трубочки, корзиночки, заварные. Очень вкусно и феноменально недорого: два чая и пара-тройка пирожных за 80-90 рублей. Парковки у кафетерия нет, машину нужно оставлять на стоянке около «Сбербанка», что напротив Морпорта и подниматься по Курортному вверх. Для сравнения: между той же «Приморской» и «Водами Логидзе» есть мажорный «Бисквит», там пироженки от 200 руб. И чай-кофе соответственно. А светло-детских ощущений советского образца нет. Только пафос.
Потом решил заехать на пляж «Маяк», это около Морпорта, по набережной, напротив ресторана «Калипсо». Тут меня подстерегала единственная неприятность с местным ГАИ. Около морпорта стоит контрольная будка, которую можно объехать с обоих сторон. И с обеих сторон дорога двухполосная. Правая дорога при этом как будто отходит куда-то в сторону. Я, естественно, поехал по левой, по своей полосе. Заехал на территорию, а мне уже машет (причем, рукой) розовощекий юноша в гаишной форме: «Ну что же вы в чужом-то городе правила игнорируете, что вы на въезде видели?! Ничего не видели? А нарушение ваше серьезное!» Я: «А что такое?». Страж мне: «Так разметка там, сплошные линии, кто на въезд — тот справа, а на выезд — слева. А вы через сплошную, на встречку. Лишение будет!» Потом последовал легкий торг, сошлись на «Хеннеси», так сказать, согласно традиций кавказкого гостеприимства. Гости угощают. Денег у меня с собой было 500 руб., а в номере лежал коньячок. Другу привез, да не встретился. Пошел грустный в гостиницу. На выезде решил глянуть — как же я лопухнулся. Гляжу: батюшки святы! А разметки-то никакой нет! Если очень хорошо присмотреться — еле-еле видна! Я ее сфотографировал на телефон (кстати, все фотографии в отчете «телефонные», SE K770i), вернулся, показал юноше. Отдавай, говорю, документы. Согласно традиций кавказкого гостеприимства. Дальше я поеду. Или шли документы в Сибирь. Судится будем. Ждет участь сочинское ГАИ в суде незавидная. Загрустил орел, но документы отдал.
К 11 я уже купался на пляже в Адлере. Пляж не очень, но сойдет. Пластиковые лежаки – 50 руб. За два часа. Чтобы не шокировать сибирский организм долгим лежанием на солнце (честно говоря, я и не люблю долго быть на одном месте) – ближе к 13:30 поехал на Красную поляну.
За что я (и не я один!) люблю Черноморское побережье — за небольшое время можно получить очень разноплановые впечатления. Только что плюхался на волнах, и вот уже спустя всего полчаса в горах со снежными вершинами. Дорога до Красной поляны отличная. Почему, понятно думаю всем. Олимпиада. Стройка идет и днем, и ночью, через Мзымту строится несколько мостов по всему ее течению. Честно сказать, масштабы завораживают дух. Не знаю, как уж сложится с Олимпиадой, но думаю, все будет хорошо. Глаза боятся, а руки делают.
А я пока ем. Пообедать решил в «Вареничной хате» на Красной поляне – это кафе на заправке «Роснефти». Очень неплохие вареники по 100-150 рублей. Есть чай с местными травами.
Потом доехал до Эсто-садока, к комплексу горнолыжных подъемников. Подъем стоит 700 руб. (это на все четыре яруса). Одет я был по-пляжному, поэтому поднялся только на второй ярус, на четвертом, как я понял, до сих пор лежит снег. Походил, погулял, подышал горным воздухом. Горы — великая вещь! Но мне, если честно, Кавказ нравится меньше, чем Саяны или Алтай.
В 16:00 поехал обратно. На выезде из Красной поляны заехал на озеро (перед постом ГАИ направо, если выезжаешь). Но на самом деле это никакое не озеро, а БСР (бассейн суточного регулирования) Краснополянской ГЭС, которая была построена в 1947 году и была тогда крупнейшей электростанцией Кубани. Кстати, большие трубы (диаметр около 3м.!), которые идут по ущелью вдоль Мзымты, никакие не нефте или газопроводы, а деривационные трубы, по которым вода горных рек подается в Машинный зал ГЭС.
На обратной дороге я заехал в форелевое хозяйство и купил на вечер немного форели.
Вернулся в Адлер около 17:00 и первым делом заехал на рынок — купил местной зелени, копченую барабульку и свежего пеленгаса (рыба типа кефали). До 19:00 купался в Адлере, а потом опять выехал в сторону Красной поляны, в «Гнездо совы». Это кафе + место для пикников со скамейками-столиками, прямо около дороги в ущелье на красивейшем берегу Мзымты. Противоположный берег — отвесная скала, высотой метров 80-100. Место красивое и величественное. Жаль, смеркалось и фотографии не получились.
Запек я рыбу, овощи, посидел у костра. Один. И никого вокруг — не сезон. Ночь. Звезды. Река шумит. Подумал о жизни. Это в компании пить надо, а одному и так хорошо. Хорошо!
В гостиницу вернулся за полночь. И сразу лег спать. Доехать от Сочи до Краснодара за шесть часов – нормально, за пять – хорошо. А значит, надо выезжать в восемь утра.
4 июня 2009 г.
Утром я встал в 7:00. Проснулся, сходил на море, искупался. В Москве я хотел побаловать друзей сочинской экзотикой, а потому решил утром заехать на рынок. Рынок на Юге (и Востоке) далеко не то, что в центральной России или Сибири. Это особый колорит, место не только торговли, но и общения. Понять это не просто, нужно какое-то время там пожить и почувствовать. Походил по рынку полчаса. Купил что хотел. Мог бы и больше ходить, но нужно было торопится – не хотел попасть в плотный исходящий трафик.
Выскочил из города быстро За Дагомысом заехал на 20 минут в Уч-Дере. Это где чайные домики. Очень красивый перевал, с которого открывается потрясающий вид. Особенно хорошо там встречать рассвет. И поехал дальше.
Ехал бодро, но часа через два, в районе Лазарево трафик стал довольно плотным. На дорогах появились ГИБДДшные засады. За это время прошел около 100 км, в принципе, это довольно хорошая средняя скорость. Обгонял только там, где можно. Иначе был риск расстаться с правами или круглой суммой. Гаишники изощрены и технически оснащены. Два любимых трюка: 1) там, где петля серпантина огибает не гору, а ущелье стоят с фотокамерами, на противоположной, более высокой стороне — с видеокамерами; 2) на прямых участках со «сплошной» впереди, в попутном направлении выпускают машину с видеокамерой, которая едет нарочито медленно, иногда даже «жмется» к обочине, как бы призывая обогнать, если обгоняешь, через километр-другой тебя останавливают и просят «посмотреть кино». Но я ехал аккуратно, и не разу не попался.
В 13:30 я уже был в аэропорту Краснодара. Сдал машину (как я писал, офис и стоянка прокатной конторы — в аэропорту), и за 15 минут до конца регистрации стоял перед барышней с билетами.
За двое суток позади осталось 827 километров со средней скоростью 59 км/час при среднем расходе бензина 8,1 литра на 100 км.
«Форд-Фокус» понравился. Пожалуй, осенью продам «дачную» «Короллу» и к весне, наряду с другими вариантами, поищу «двухлитровый» универсал 2005 г. с «автоматом».