|
Всё, решение принято, мы едем на ПМЖ в Краснодар. Едем своим ходом и не ради коммерции — продать автомобиль, — а чтоб посмотреть Россию (и особенно Байкал, который лет пять хотелось посетить). Команда: Александр — мой муж, Виктория — собственно я и Бучер Баррет Кэндалл — стаффордширский терьер, 11 лет от роду. Сын Андрей прилетает самостоятельно второго августа. Сейчас, спустя три недели, могу сказать, что расстояние более, чем в 10 000 км — научило не бояться километров. И, конечно, спасибо нашим родным, друзьям, коллегам, которые вместе с нами (по смс-кам) проходили весь наш путь, поддерживали и приходили на помощь (об этом позже)! СПАСИБО ВАМ! Всегда наши двери для вас открыты!
Ну, и, собственно, мини-отчет:
Машина: Kia Bongo, грузовичок 1,4 т, 2008 г., дизель, на транзитах.
Перед поездкой поставили сепаратор (чтобы обезопасить технику на случай некачественной солярки) — сразу скажу, через каждые 1 000-1 500 км, муж сливал из этой ёмкости жидкость (т.е. не везде качество гарантированно).
Масло — IDEMITSU Extreme TOURING 15W40 DH-1— масло для современных дизельных двигателей с turbo-charge, EGR ( брали двадцатилитровое ведро с тем, что через 5 500-6 000 км заменить).
Фильтры, колодки, камеры и т. д., что могло пригодиться в дороге.
И первый день. Прошли 1 215 км. Выезд в 3:50 утра 18 июля 2011. По Владивостоку шли долго из-за ремонта дороги (дорожники по ночам тоже работают).
Дорога Владивосток—Лучегорск — вполне сносная (где-то хорошо, где-то «стиральная доска», где-то ямы), но зато асфальт…
Лучегорск—Бикин—грунтовка с ужасным асфальтом. Бикин—Биробиджан — хорошая дорога.
Биробиджан—Облучье — ужас (грунтовка, не везде пройденная грейдером).
Искать отель для ночевки надо через 1 000 км (от Владика), т.к. следующий только через ≈ 230 км.
День второй. Прошли 1 250 км. Примерно 1256-ой км — стоит знаменитая стела «Москва—Владивосток».
По дороге Биробиджан—Белогорск магазинов нет, только заправки (без мини-маркетов) и кафешки. Кафе дорогие.
За мостом через Зею — две заправки.
1 706 км — заправка НК «Альянс».
После этого заправки попадаются редко (так что, если есть полбака, лучше заправиться полностью, чем потом стоять на трассе). Вообще, в течение поездки сделали вывод, что надеяться на остаток в баке топлива нельзя, просто вовремя не окажется на дороге заправки! Нас на этот счет один раз очень выручила взятая на всякий случай (как НЗ) канистра с дизелем.
День третий. Прошли 1 002 км До Чернышевска (≈ 2 650 км от Владивостока) дорога идеальна. Но ПЕРЕВАЛЫ! Очень низкая облачность, все в туманах, но природа обалденная!
После Чернышевска асфальт местами «стиральная доска» — на рессорной машине это очень напрягало.
Не доезжая Читы 110-115 км — грунтовка ≈ 5 км, потом асфальт ≈ 4 км , снова грунтовка ≈ 4 км и после отличный, свежий асфальт.
После грунтовой дороги решили остановиться отдохнуть. Свернули в «карман» для остановок, вышли и …. глазам не поверили — по всему борту стекает жидкость — солярка! Открыли дверь — а там… Видимо, на грунтовке попали в яму, машину тряхнуло, канистра (пластиковая) с соляркой подскочила и под собственным весом лопнула. Из 25 литров половина — в кузове! И соответственно, вещи, которые забирали с собой и везли в коробках, по дну пропитались соляркой. А запах.... Полтора часа потеряли, ликвидируя последствия. Но больше всего было жалко канистру — ведь один раз она нас выручила.
Цена дизеля в Чите — 28,20.
День четвертый. Прошли 879 км. Дорога Чита—Улан-Удэ. Дизель — 24,00 (Тарбагатай). Асфальт хороший, редко где ремонт дороги ( и недолгий 20-50 м). В Бурятии много кафешек и магазинчиков над трассой (в Читинской области с этим большая проблема).
На федеральной трассе в Бурятии свернули не в тот поворот (но вроде как по указателю) и въехали в Улан-Удэ (чего, собственно, не надо было делать), потеряли 30 минут времени, чтоб обратно выехать на объездную дорогу. Вообще, надо сказать, что в Читинской области, Бурятии, Иркутске с информационными щитами — проблема. Они могут или отсутствовать, или недостаточно нести информацию.
Первый раз (за 3 000 км!) остановили на посту ГИБДД на выезде из Улан-Удэ для проверки документов.
По дороге много камер слежения — ловят за обгон (знак стоит — сплошной нет!).
И вот наконец-то Байкал! Назвать озером трудно — размеры впечатляют! Остановились для купания около Танхоя. Но… на дворе 21 июля, а вода очень холодная! Да и температура воздуха + 24 при свежем ветре с Байкала не казалась высокой. Купаться мы не рискнули, а вот наш пёс был несказанно рад побегать по воде (правда, после 2-3 минут такой пробежки он начал дрожать от холода).
В Танхое, прямо на дороге, коптят (в бочках) и продают омуля. Очень вкусный! Цена рыбки для нас, «колхозников на грузовичке», была 50 руб. Для семьи на «Паджеро» стоимость выросла до 100 руб., а парню из «Камри» было предложено за 80!
За Слюдянкой начинаются перевалы — очень затяжные и, местами, довольно крутые. Уши иногда закладывало. Конечно, не зная дороги, такие места лучше проходить засветло — дорога узкая, есть очень крутые повороты, да и скорость машин (будь то легковая или фура) высокая. Эти перевалы нас очень вымотали — до 1 000 км по плану в день мы не дотянули.
День пятый. Прошли 365 км. Дорога идет через Тулун, в котором легко заблудиться из-за практически отсутствия указателей на Красноярск (нам в таких ситуациях помогал навигатор). После Тулуна и до д. Шеберта дорога очень плохая — асфальта практически нет. В Нижнеудинске (в самом городе! — федералка через него идёт) асфальт напрочь отсутствует! Яма на яме! Такого мы нигде не видели!
Дальше — асфальт и ремонтные работы с постоянством чередуются.
И вот это злополучное для нас место — Нижняя Пойма (или по-другому д. Решёты). Остановились на заправке на выезде с деревни, заглушили двигатель, заправились и… тишина, не завелись, лампочки горят и реле щёлкает. А на улице дождь с ветром, градусов 18 тепла. Пока нашли трос, привязали, остановили машину — чтоб до мастерской дотянули — прошло часа два. Но так как мы надеялись, что данная поломка — это минимум какой-нибудь предохранитель сгорел, а максимум аккумулятор сел, решили, что время нагоним в дороге.
В мастерской мастер проверил все предохранители, посмотрел аккумулятор и, как предварительный диагноз, объявил — полетел насос, который должен находиться в бензобаке. Правда, обнадежил — не критично, можно поставить жигулевский, доехать до Красноярска, а там или искать родной или до Краснодара рисковать. Вдвоем с мужем сняли бензобак — а насоса там нет! Ну не предусмотрен он там! Пока все это не спеша делалось, проверялось, искалось начало темнеть.«Буду думать», — сказал мастер, закрыл двери и уехал домой.
Наверно, в этот момент муж понял, что произошло что-то серьёзное (так как когда нас тянули до мастерской, он пытался завести машину на скорости, но итог был запах жжённых дисков сцепления, а двигатель упорно молчал) и надо каким-то образом выбираться из этой деревни. Хорошо, что есть в России Новосибирск! А ещё лучше, что там живёт славный парень Сергей Викторович Бунин — директор компании «Акира Оил Сибирь»! Связались с ним, он на присяге — сын в армию пошел! Но буквально через полчаса перезвонил менеджер компании Сергей и обрадовал, что в Красноярске нас ждёт человек, который специализируется на ремонте корейских машин. С нас — добраться до города, а там уже встретят. Сергей В. Бунин! Сенкс тебе за оперативность и поддержку!!! Бутылка сакэ ждёт тебя! Всегда WELCOME! Оставалось дождаться утра и приезда мастера (вдруг все-таки сделает).
Спали в кабине часа два — мы мокрые, на улице дубак (как нам потом сказали, ночью было +4 — +6), машина не заводится, собака дрожит и я вместе с ней. Печка с собой была, но заставить себя выйти на улицу в дождь и холод было невозможно. Но это я про себя, а Саша в 3 ночи все достал, разжег, вскипятил, сделал кофе и, в течениеи пяти часов (до 8 утра), он эту процедуру проделывал раз семь.
НАКОНЕЦ-ТО УТРО шестого дня! Мастер приехал к 8, как и обещал. С ходу сказал, что что-то с движком. С мужем они сняли сиденья, чтобы добраться до вала в двигателе. Попытка провернуть вал вручную и стала окончательным диагнозом: вал стоит мёртво, движок поймал клин! В Канске (ближайший городок в 100 км) не помогут, надо в Красноярск.
Константин порекомендовал не чинить двигатель, а купить контрактный, что будет дешевле, быстрее и надёжнее. Денег, за все попытки реанимационных работ, он не взял ни копейки! Мало того, созвонился со знакомым, чтобы тот нас отбуксировал до Красноярска! Спасибо Вам, Константин! Вот с такими грустными прогнозами мы начали этап эвакуации из данной деревни.
Константин Николаевич, тезка мастера, приехал к 12 часам (на трехтонном японском грузовичке), прикрепил нас на свой шестиметровый металлический трос (впоследствии он нам его подарил), я села к нему в кабину и мы двинулись.
Описать чувства, которые человек испытывает за рулем буксируемой машины, невозможно. После первых ста километров (вся дорога на буксире составила 380 км!) белков глаз не было — одна краснота (от напряжения лопнули сосуды). Солнце в глаза, трос сливается с асфальтом, дорога — хоть и не крутые, — но повороты. Как сказал впоследствии мой муж, больше бы он на такой «подвиг» не решился. Выход — или искать эвакуатор (и на кране) или жесткая сцепка ( в нашем случае надо было бы ждать сутки или двое, пока такую сварят).
Надо отдать должное Константину Николаевичу — после того, как он увидел состояние мужа, впоследствии через каждые 50 км он останавливался сам, и как бы мы не хотели бы скорее добраться, тянул время для отдыха. Где-то его рассказанным анекдотом, где-то случаем из жизни и начинаешь отвлекаться. И эта протяжка времени делала своё дело — руки у Саши переставали дрожать от напряжения.
Вообще об этом человеке остались самые теплые воспоминания — по приезду в Красноярск (в мастерскую) мы распрощались с поцелуями (с моей стороны) и с благодарными дружескими рукопожатиями (со стороны мужа).
В Красноярск мы въехали в около 22:00. И тут произошло то, чего опасались, — сел аккумулятор. Аварийка не работает. На улице темно. Дорога не освещена. И к тому же города не знаем.
Выручил нас племянник Константина Николаевича. Он приехал и с включенной аварийкой нас сопровождал до места ремонта. В свою очередь, мастер с Красноярска, Сергей Иванович, встретил на машине и провел до мастерской.
Время — 00:30, вымотанные, но счастливые, что наконец-то доехали, мы уснули прямо в кабине.
На всякий случай, для тех, кто решится так путешествовать:
+ 7 (983) 147 92-54 — Константин Николаевич (ст. Тинская (с. Решёты рядом), ул. Советская, 42) — он также делает токарные и фрезерные работы;
+7 ( 391 ) 232-18-44, 241-68-53; 221-20-12 — Сергей Иванович (Красноярск, ул. Калинина, 60/1), автомастерская «Акцент».
На следующий (седьмой день) нам сказали уже точный диагноз: лопнул корпус стартера и бендикс не встал на место и заклинил весь механизм (былые мастера говорят, такое бывает один раз на миллион). Какое это было для нас счастье! Слава Богу, двигатель в порядке! День и половина следующего ушли на поиски нового стартера (не нашли), ремонт (сварку) корпуса, замену ГРМ, ремонт передней подвески, проверку тормозов, замену масла.
День восьмой. Проехали 677 км. Надо сказать, что в течение всей дороги мы отправляли смс-ки родным и друзьям о прохождении трассы. Когда случилась поломка, все мысли были направлены на ремонт и об информировании нашего окружения мы забыли.
Наверно поэтому утро началось с смс-ки: «Саша ты жив?». И в очередной раз пришло понимание, что даже за столько тысяч километров, есть какая- то ниточка, которая связывает нас с друзьями и близкими людьми, и по которой передаются наши переживания, чувства, эмоции, настроение. Конечно, каждому из нас, всегда хочется чувствовать свою нужность окружающим, а в дальних поездках тем более. И когда о тебе переживают настолько, что ты начинаешь сниться, осознаёшь благодарность и, в то же время неловкость за своё молчание. Светлана, просим прощение за то, что заставили поволноваться и огромное спасибо за это же!
Выехали из Красноярска в 13:30. Трасса хорошая.
По дороге столкнулись опять с проблемой заправок: одна за другой находятся — но обе подряд не работают!
День девятый. Проехали 978 км. За Омском, в сторону Тюмени, около 100 км плохой асфальт (ямы), затем, километров через 200, — ремонт дороги (пропускают по одной полосе по очереди (именно здесь потеряли много времени в ожидании).
День десятый. 969 км. Дорога хорошая.
Проезжаем Частоозерье (Курганская область). Удивляемся количеству и красоте озер, которые тянутся вдоль трассы. Время к вечеру. И вдруг — картина: на обочине встречной полосы стоит «Нива», лежит колесо, а рядом дед с бабкой пытаются его разбортировать. Мы уже их проехали, но тут муж развернулся обратно и со словами: «Сами недавно так стояли», — направил машину в их сторону. Какое же у них было удивление, — всю нашу «процедуру» проезд-разворот они видели — до этого два с половиной часа мучились с колесом ( оба старенькие, а бабушка ещё и после операции — дед её с больницы забрал домой). А когда услышали, что едем из Владивостока — аж опешили: такой дальний путь! Муж помог деду разбортировать колесо (запаски у него, оказывается, не было), вставил камеру, накачал и поставил на место. К словам благодарности мы оказались не готовы — даже как-то неловко было. Зато внутри появилось приятное чувство уверенности в том, что больше ничего плохого произойти не должно.
День одиннадцатый. Проехали 1 158 км. За Курганом увидели то, о чем пишут в форуме про путешествия. Почти друг напротив друга, стоят легковушки с открытыми капотами, а рядом с ними голосуют хозяева со сложенными в мольбе руками — помоги, мол. «Золото» на пальцах аж слепит на солнце — именно его предлагают купить «поломавшиеся» по смешной цене. Итог печален: если не вовремя, то через какое-то время вы понимаете, что это — не золото, деньги отданы, а продавцы поменяли место стоянки…
Перевалы Уральских гор затяжные, дорога, хоть и асфальт, но узкая, фуры — сумасшедшие в плане обгонов (у нас на глазах едва не произошла трагедия по вине дальнобойщика — он, видимо, не обратил внимание на «восьмерку», уже вышедшую на обгон и подрезал её — водитель «Жигуленка» остановил машину за леерным ограждением (он свернул на встречную обочину, чтобы избежать удара) остановился в метре от обрыва! глубиной этак метров 50-80!).
День 12-ый. Проехали 954 км. Асфальт в Саратовской области и Самарской плохой — то яма, то «стиральная доска». Очень большой трафик автомобилей — на узких дорогах скоростной режим из-за этого падает.
День 13-ый. 681 км! Задели край Волгограда. Дорога до Ростовской области, в целом, неплохая.
В Волгоградской области неоднократно столкнулись с милицейскими «подставами»: дорога узкая, знаки «60 км» и «Обгон запрещён», затяжной подъём. Впереди собравшихся машин — со скоростью 30-40 км/ч движется или старая иномарка, или отечественный «автопром». Кто-то не выдерживает и обгоняет — ведь впереди видно, что никого нет. Но не тут-то было! За подъёмом, в 50-100 м стоят машины полиции. Останавливают не только того, кто обогнал, но и машину, которая едет следом — в качестве свидетеля ( мы с этим столкнулись). Оказывается, машина-«тормоз» специально провоцирует на обгоны, её водитель затем отзванивается впередистоящим ГИБДД-шникам (или как их сейчас называть?) и называет марку и номер нарушителя, а так как камер на дороге нет, нужны свидетели правонарушения — и это, конечно же, те, кто следует после, но мог видеть!
Дорога Ростов—Краснодар — песня! Номера федеральной трассы помимо столбиков вдоль дороги продублированы на перекрестках на асфальте!
И наконец — Краснодар!
ИТОГО: 10 508 км пути…
Как уже и писала в самом начале, дорога научила не бояться километров, не бояться всякого рода происшествий — обязательно встретятся люди, которые помогут. Научила состраданию к тем, кто стоит на обочине, не бояться свернуть не в тот поворот (даже когда карта города по какой-то причине не загрузилась в навигатор). Научила ценить внимание близких — тех, кому ты действительно необходим.
И сегодня кажется, что не так уж много и пройдено. А это говорит о том, что всё, что с нами произошло, для нас двоих было ещё одним испытанием на прочность, может быть, даже друг друга. И мы его с честью прошли.
И ВСЕХ ЖДЁМ НА ПМЖ В КРАСНОДАР!
Кстати, собака, несмотря на «преклонный» возраст, перенесла весь путь на 5+!