|
Идея посетить Армению, родину отца, постоянно витала в воздухе. В Степанаване живет тетя Эмма, сестра отца, в Ереване живет ее сын Тигран и внук Давид с семьями. Последний раз мы в Армении были в глубоком детстве, где-то в 1977 году. Мне было тогда года 4, а сестре года 2. Всего пара-тройка отчетливых эпизодов, из всего того, что я помню, это строгая тетя Эмма, которая по утрам пыталась давать нам гоголь-моголь, и парк прямо напротив дома. Самым крутым был аттракцион «Трюк». И музей революционера Степана Шаумяна. И как мы с отцом ходили в горы и пили из минерального источника.
Такая возможность поездки в Армению появилась только в очередной отпуск летом 2011 года. Спустя 5 лет после покупки «Одиссея», который в очередной раз готовится к путешествию. Первый раз мы поехали из Караганды на Черное море в 2007 году, второй раз в 2008 году, и в 2010 году было третье путешествие. Обдумывать и планировать маршрут я начал еще 2008-2009 году. Зарегистрировался на паре армянских сайтах. Это были http://www.hayastan.com/ и «Автомобильная Армения». На первом я попытался хоть как-то начать обучение армянскому языку, а на втором мы довольно-таки нормально пообщались с местными автомобилистами. Кроме этого, в закладках Opera оказались различные армянские новостные сайты и сайт туристического агентства "Йур Сервис", как наиболее вероятным вариантом для аренды жилья в Ереване. В качестве маршрута был выбран один из двух возможных — на пароме Сочи—Трабзон, далее в Батуми, потом по грузинским горам до границы с Арменией (переход Ниноцминда—Бавра), далее Степанаван и Ереван. Вторым маршрутом мог стать Сочи—Владикавказ—переход «Верхний Ларс—Казбеги»—Тбилиси—Ереван. Но на тот момент пограничный переход «Верхний Ларс — Казбеги» был еще закрыт, а открылся он только в марте 2010 года и на нем нельзя было получить визы для граждан России, предполагалось, что с нами из Ростова поедет старшая сестра Каринэ. Поэтому и был выбран как бы безальтернативный вариант через Турцию, а обратным маршрутом была выбрана Военно-Грузинская Дорога.
В предстоящее путешествие «Одиссей» был основательно подготовлен. Были заменены передние и задние пружины и амортизаторы, проверена подвеска, заменено масло. К обычному комплекту из холодильника, радар-детектора и огромного бокса добавился Samsung Galaxy S Captivate с установленной программой-видеорегистратором Dailyroads Voyager (снимает видео десятиминутными роликами и через каждые десять минут делает фото) и комплект раций. Ведь в путешествие отправлялось два экипажа: Honda Odyssey и Toyota Land Cruiser Prado. В первый экипаж вошел ваш покорный слуга, моя жена Галия, бабушка, Давид и Тигран.
Во втором экипаже должны стартовать из Актюбинска сестра жены Жанара, и ее дети Акжол и Мерей. Как уже стало традицией, почти сразу после окончания школы, бабушку с детьми отправляем поездом в Актюбинск ко второй бабушке, а мы вдвоем остаемся дорабатывать до 15 июля. Помимо этого разворачиваются работы по оформлению машины. На задние боковые стекла наклеивается перфорированный оракал с изображением гугловских карт и нанесенным маршрутом. Карты скачивал программой SASplanet, но так как никаких дизайнерских навыков у меня нет, воплотил задумку Евгений Демченко, бывший коллега по КарГТУ. Печать и наклейка оракала произведена в одной из рекламных фирм Караганды. Вот что из этого получилось.
Тем временем, в конце июня случайно встретились с другим бывшим коллегой уже по теперешней работе. Разговорились, поинтересовался насчет планов на отпуск и попросился третьим экипажем. Посовещавшись с женой, решили ехать тремя машинами. Третьим стал дизельный Ssang Yong Rexton с Уланом и дочкой Кариной на борту. Динара, супруга Улана, присоединится к нам уже в Сочи.
Итак, выезд назначен на 15 июля, машины подготовлены, вещи уложены, сувениры и подарки (казахстанский коньяк «Бахус» и шоколад «Рахат») закуплены. Маршрут проработан. Стартуем в 16 часов. Около 19 часов проехали объездную Астаны. К 22 часам добрались до Атбасара. После рабочего дня и пятиста км дороги начало клонить в сон, становились на заправке немного отдохнуть. Рано утром уже были в Кустанае. В 10 подъехали к самому отвратительному участку дороги от Денисовки до Адамовки. Почти два часа ушло на преодоление бездорожья. К тому же Денисовский район встретил нас хорошим дождем.
Оставшиеся 500 км по отличной дороге до Актюбинска прошли почти без напряга. Но как всегда летом наступает топливный кризис, пришлось немного поволноваться за дизельного «Рекстона», как оказалось, он получил травму топливного бака под Денисовкой. Пробоина была крохотная, солярка ручьем не лилась, на дороге заниматься ей не стали. Раза три пересекали полчища саранчи, которая сидела на дороге, взлетала над дорогой, попадала на лобовое стекло, жарилась на радиаторе системы охлаждения двигателя. Щетки дворника практически не справлялись с очисткой от убитых насекомых, приходилось останавливаться и тряпками удалять трупы со стекла и радиатора.
В 17 часов вечера, за 25 часов, преодолев почти 1 700 км, подъехали к дому ажеки (бабушка по-казахски). Встретили нас как всегда отлично. Попарились в сауне, поели бешбармак. Утром Улан отправился на поиски мастерской для ремонта топливного бака и нашел-таки умельцев, хотя это было непросто в выходной день. Одни не соглашались даже за деньги, другие не умели. Как бы то ни было, бак был починен. И следуя жесткому графику поездки, в 7 часов вечера, уже три экипажа, выдвинулись на границу Казахстана и России, на пограничный переход Яйсан—Сагарчин. До границы 100 км слегка подубитой дороги. Но это будет продолжаться совсем недолго. Участок от Актобе до границы РФ входит в транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай» и будет полностью реконструирован к 2013 году. Границу прошли быстро. Таможенников уже нет, декларировать ничего не надо. Только паспортный контроль, осмотр машины.
После границы проезжаем Акбулак, Соль-Илецк. Оренбург в этот раз попробовали пройти по объездной, хотя ночью можно было и через город. Около Новосергиевской остановились на заправке немного поспать. На рассвете поехали дальше, в 10 утра были на объездной дороге Самары. Дорога по Оренбургской области и до Самары была хорошая, трафика практически нет. Но как только свернули в сторону Саратова, резко возросло количество легковых и особенно грузовых машин. Также ухудшилось состояние дороги. Много волн, выбоин, присутствует колея от грузовых машин.
В час дня были в Пугачеве, около 5 вечера около мотеля на объездной Саратова. Пообедали, на всю толпу взяли два больших номера, приняли душ, поспали и в ночь выдвинулись в дорогу, чтобы днем уже доехать до Ростова. В 6 утра проехали по объездной Волгоград, позавтракали на заправке блинчиками с кофе. При приближении к Ростовской области стали намного бдительнее, обязательно соблюдение скоростного режима. В прошлом году пришлось разбираться на посту в Морозовске. Предъявляли превышение скорости где-то там. На этот раз тоже не обошлось без попытки развода на скорость. По трассе курсирует машина с «Визирем». Ехали мы следующим порядком — первый я с радар-детектором, следом за мной в этот момент за рулем Прадика была Жанара, потом Улан на Рекстоне.
Едем, соблюдая скоростной режим, на постоянном расстоянии друг от друга. Примерно за километр запиликал Вистлер на встречную машину, чуток еще сбросили скорость, проехали нормально. На посту останавливают всех. Первого на пост приглашают Улана. У него все нормально, говорят превышение у Прадика. Я из машины выходить не собирался, но как только от Улана услышал про превышение нашей средней машины, пошел на пост наехать на этих оборотней в погонах. Все им высказал, и про машину с радаром, и что Прадо шел посередине колонны. В итоге, претензий к нам больше не было, Акжол даже не успел к ним подойти. Чуть далее на трассе также были замечены пара машин с «Визирями», но нас никто не останавливал, а мы не нарушали. Также была замечена «Ауди» с карагандинскими номерами, которая лихо обошла нас и скрылась вдали.
К полудню вышли на М-4, а через 2 часа были в Ростове, около дома сестры Каринэ. Все высыпали на улицу обниматься, ключ от машины с пультом от сигналки оставил в замке зажигания, двери закрыли, сигналка подождала 30 секунд и встала на охрану. Второй брелок, конечно, же остался в сумке в закрытой машине. Покружили вокруг, ладно, не беда, интернет дома есть, начал искать «вскрытие машин в Ростове». По первой же найденной позиции созвонился, как потом оказалось с ростовским автофорумчанином. Приехал человек на скутере с инструментом (какая-то штукенция для подъема секретов замка, потом к ней присоединяется другая штукенция с взведенной пружиной, нажимается курок, пружина освобождается и тяга замка поднимается), поковырялся с водительской дверью, но неудачно. Тяга немного подпрыгивает, но не до конца. Предложил ему перейти на пассажирскую дверь, с первого раза тяга поднялась. Услуга не дешевая, 2 000 рублей. Вот таким казусом закончился этот этап нашего путешествия.
Пока все отдыхали, отправили почтой уведомления в ФМС, предварительно заполненные и распечатанные еще в Караганде. Созвонились с домом отдыха «Донской маяк» в Аше, договорились о приезде на следующее утро.
В полночь выезжаем на море, чтобы утром уже начать купальный сезон. В Туапсе вечная пробка на мосту. В 9 утра уже на месте. Администратор Сергей, молодой парень, в шоке от количества людей. Появились большие люксы, во всех номерах установили кондиционеры, которых так не хватало в прошлом году. Выбираем номера, оформляемся и бегом в море.
Тем временем созваниваемся с портом в Сочи насчет парома в Турцию. План такой, плескаемся в море до отправления парома. Точное расписание отсутствует, ходит паром раз в неделю. Нам повезло, следующий рейс 26 июля, значит, неделя у нас в запасе. В Сочи надо быть утром в день отправления. Стоимость за машину 16 500 рублей, билет на человека в каюте — 4 550 рублей, в салоне немного дешевле. Паром отправляется из Сочи в 20 часов, прибывает в Трабзон в 8-9 утра.
Вечером закупаемся в местном магазинчике вином, мороженым и арбузом. Отдыхаем в беседке.
23 июля к нам присоединилась Динара, супруга Улана. Она прилетела самолетом в Адлер и электричкой приехала прямо на ж/д платформу Аше.
Периодически выезжали в Лазаревское, закупались в «Магните», гуляли по городу.
В один из дней была запланирована поездка на Волконский дольмен и посещение Дома чая Погадаева.
Вечерняя программа в «Берендеевом царстве».
Также один из дней был выделен на джиппинг по горам и водопадам.
А в конце дня концертная программа и опять тот же коллектив. Также забираем продегустированные ранее чачу, вино и коньяк.
Ветра нет, пытаюсь запустить воздушного змея.
Утром 26 июля начинается следующий этап нашего путешествия. Выезжаем в Сочи. Находим в порту посредника, который будет заниматься всеми бумагами для оформления машин и людей. Паром уже в порту, и разгрузился. На парковке грузятся на порталы два «Бентли» и «Мерседес» с номерами 95-го региона (Чечня). Скорее всего, они покатались по Турции и возвращаются обратно. Покупаем билеты, делаем необходимые копии документов. В порту необходимо быть уже в 16 часов, а пока есть время, гуляем по набережной Сочи, перекусываем в «МакДоналдсе», купаемся в море. Очень жарко. Песок, камни и асфальт жгут ноги через тапки.
Опять закупились в «МакДональдсе» гамбургерами и картошкой для употребления на пароме. К 16 часам появляемся около порта. С этого момента в дальнейший путь отправляются только два экипажа, Жанара со своими детьми возвращаются домой. Чтобы не тащить через несколько стран бутылки и полторашки с алкогольными напитками также отправляются в обратный путь. Тем более толпа бутылок все еще едет в качестве подарков в Армению.
Началась процедура погрузки на паром. Загнали машины на территорию таможенной зоны. Как обычно, паспортный контроль. Осмотр машины и ожидание загрузки. Паром называется «Ерке». Заезд осуществляется через кормовую аппарель задним ходом. В трюме машины закрепили специальными ремнями. Всего было 12 машин и около 10 мотоциклов. Группа краснодарских байкеров ехала в Анталию на байкерскую встречу, вторая группа иностранцев осуществляла путешествие вокруг Черного моря. Потом, на пароме, российские байкеры перепили иностранцев.
Паром вышел в море около 9 вечера. До этого времени все находились в утомительном ожидании. Паром имеет три палубы и трюм. На нижней палубе расположен общий салон, на средней палубе находятся каюты, ресепшин, бар, кают-кампания и сверху расположена открытая палуба. На которой все и тусовались всю ночь из-за сильной духоты. Заснуть смог только обернувшись в мокрую простыню. В одних каютах открывались окна, в других нет. Второй этаж двухярусной кровати практически упирался в потолок. Система расчетов в баре следующая. На ресепшине покупаешь за деньги талончик стоимостью 1 и 3 доллара. Курс 1 к 30. В баре расплачиваешься этим талончиком. Чай/кофе — 1 талон, мороженое — 3.
Заприметил я в баре баночное пиво «Эфес», чуть позже, думаю, сравню, чем отличается от нашего карагандинского «Эфеса». Тут прибегает Давид и протягивает мне банку пива. Надо разобраться, что такое произошло, откуда у ребенка пиво. Оказывается, он у мамы взял 100 рублей, говорит, папе на пиво. Галка, ничего не подозревая, думая, что это я его послал, дает ему деньги. Пошел, поменял на талоны, в баре на них купил пиво и бармен ему его продал.
Несколько раз видели дельфинов, выныривавших по курсу парома. Море было спокойное, паром шел со скоростью 20-22 км/ч.
После утомительного ночного перехода, утром показался турецкий берег. Город Трабзон (ранее Трапезу́нд; тур. Trabzon, арм. Տրապիզոն [Trapizon] также известен как Требизонд, Трабезон, Трабизун) — город в Турции, административный центр ила Трабзон, расположенный на берегу Чёрного моря.
Байки в трюме и на берегу.
Сразу появился турецкий посредник, который и оформлял все бумаги. Оформление въезда заняло очень много времени. Паспортный контроль прошли быстро. На машины надо было оформить страховку «Green Card». По деньгам вышло по 120 долларов за машину. В итоге вышло 130, 10 баксов сдачи с 200 турок не нашел. Как потом оказалось, наш Одиссей в бумагах был записан правильно, а Рекстон оказался Тойотой.
После всех таможенных процедур, вбив в навигатор ближайшую парковку, вырулили на улицы Трабзона. Теперь эстафету у Навитела приняли две программы, iGo и Sygic. Обе имеют одинаковую основу для карт от Navteq. В городе очень узкие улочки, но до парковки навигатор довел нормально. Парковка оказалась просто огороженной площадкой внутри какого-то двора, с будкой для сторожей. Вышли в город пообедать и пройтись по улочкам. Так как сил голодать уже не было, забрели в кафешку прямо около парковки. Кафе быстрого питания, как цивильная столовая. Еда уже готовая, находится в лотках на витрине. На пальцах и смеси русского, английского и казахского выбрали поесть супчики, второе и третье. За всю толпу из 8 человек отдали немного американских рублей. Хорошо подкрепившись, немного прошлись по ближайшему кварталу. На первых этажах и подвалах всех домов расположены разнообразные магазины. Здесь и одежда, и обувь, посуда, электроника и хозтовары. Поддался на уговоры, купили мне туфли. Второй год ношу.
Время идет, надо двигаться дальше. Задерживаться в городе мы не планировали, единственным объектом посещения в Турции у нас был монастырь Панагия Сумела (греч. Παναγία Σουμελά — «Всесвятая с горы Мела»; или Монастырь Сумела, тур. Sümela Manastırı) — православный монастырь, возведённый в конце IV — начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона (Трапезунда; территория современной Турции). С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой. Находится он в 50 км от Трабзона вглубь Турции. На навигаторе выбираем нужную точку, выезжаем из города. Дорога хорошая, также местами производится расширение до четырехполоски. Ближе к горам снова становится двухполосной и очень узкой.
Въезд на прилегающую территорию платный, четыре турецкие лиры. Снова движемся в горы. Очень много машин и бусиков, место для парковки вдоль дороги найти тяжело. Начинается пеший подъем. Людей очень много. Что удивительно, монастырь православный, а посетители сплошь турки.
Вход в сам монастырь тоже платный. Рядом находятся кассы, на входе оборудован турникет. Обращаемся в кассу, принимают только турецкие лиры, билет стоит 9 лир. Обменника нет, наскребли лир по двум кошелькам только на один билет. Как организатора, внутрь решили запустить меня, остальные остались ждать около входа. Вооружившись фотоаппаратом и видеокамерой, я поднялся по последней лестнице вверх.
Поэтому тросу в монастырь доставлялись продукты и стройматериалы.
После посещения монастыря направляемся снова к побережью и держим путь в сторону Грузии.
Забавно вышло с этой магистралью. Едем себе и едем. С загородной скоростью. Все нас обгоняют. При подъездах к прибрежным городам, естественно, появляется знак «Начало населенного пункта», но все едут быстро как и ехали, а мы сбавляем скорость до разрешенных в населенном пункте. Как оказалось, рядом проходят две дороги, одна магистраль, а другая, за забором, городская. После этого скорость нашего передвижения несколько увеличилась.
Тем временем, до границы оставалось еще около сотни километром, и начинало вечереть. Решили заехать в ближайший отель, остановиться ночевку. Номеров свободных не было, да и отель был с тремя звездами и стоимостью за сотню баксов. Это нас не устраивало, решили заехать в Грузию и уже там искать ночлег. Свернули в ближайший городок, закупили продуктов для перекуса и остановились на ближайшей заправке. Там был замечательный туалет. Датчики движения, современная сантехника. На сидушке унитаза рулон пленки, использованный участок сматывается в катушку, а на его место разматывается чистый.
Уже затемно подъезжаем к приграничному городку Сарпи и одноименному пограничному переходу. Паспортный контроль прошли быстро и уже подъехали к последнему шлагбауму, и даже собирались выпустить наружу, но попросили сдать немного назад. Какой-то турецкий чувак за 15 евро с машины сбегал с документами в какое-то здание и только тогда нас подпустили к выезду из Турции.
Грузинская граница находится через несколько метров от турецкой. И это самая цивилизованная и небюрократическая граница из всех границ, что мы проезжали. Шлагбаум со стеклянной будкой, проезжаем далее к паспортному контролю, останавливаемся напротив окошка. Из машины выходить не надо, в окно протягиваем все документы, девушка-пограничник просит посмотреть в веб-камеру, приоткрыть задние окна, чтобы посмотреть на бабушку с детьми. Ставит въездные штампы в паспорта, проезжаем далее к выездному шлагбауму.
Сразу около пограничного перехода находятся небольшие магазинчики, обменник, большая остановка для общественного транспорта. Поменяли 100 долларов на грузинские лари. Буквально через несколько сот метров, начали появляться первые мотели. Зарулили прямо в первый попавшийся, посмотрели номера за 70 лари и сразу заселились. Утром немного покупались, позавтракали и поехали дальше.
Первую остановку в Грузии чуть не проехали мимо. Это Гонио-Апсаросская крепость, (груз. გონიოს ციხე, ранее называлась Апсаре или Аспарунт) которая была римским форпостом в Аджарии, на берегу Чёрного моря. Первое упоминание крепости принадлежит Плинию Младшему (I век н. э.). Во II веке нашей эры это был хорошо укреплённый римский город в Колхиде. Позднее подпал под влияние Византии. Название «Гонио» впервые упоминается в сообщении трапезундского историка Михаила Панарета в XIV веке. Некоторое время там было место генуэзской торговли. В 1547 году Гонио стал частью Оттоманской империи, это продолжалось до 1878 года, когда после договора Сан-Стефано Аджария стала частью Российской империи.
После посещения крепости надо заехать в Батуми, проставить отметку в галкином отпускном и сменить масло в двигателях. Дорога до Батуми оставляет желать лучшего, местами на краю полотна выкопаны ямы и траншеи. Заехав в город, остановились у ближайшего магазина автозапчастей, зашли узнать, где отделение полиции. Народ как-то странно посмотрел на нас, не знают. Ладно, проехали дальше до ближайшей заправки, но там тоже никто ничего не знал, но зато чуть не обманули с количеством бензина. Это был единственный неприятный момент в Грузии. Дело было так. В баке примерно оставалось литров 20-25, стрелка индикатора уровня топлива привычно указывала на это. Когда начинает моргать лампочка, до полного бака необходимо литров 50. Поставил пистолет в бак, стоим, потихоньку разговариваем с заправщиком о путешествии. Замечаю, что колонка не шумит, бензин не заливается, а чуть раньше я заметил предыдущие показания, 23 с чем-то литров. Ок, нажимает кнопку на колонке, заработала, бензин заправляется. Заливает до полного бака литров 40. И требует больше денег, за более 60 литров. Так не пойдет, надо разбираться. Зови главного, пусть считает. Протягивает мне чек, на котором записано 2 показания колонки, 23 с чем-то литров и 40. И говорит, вот мы заправляли, пистолет отстрелился, начали снова, вот и сумма. Нифига себе, в непустой шестидесятипятилитровый бак заправить 60 литров. Наорал на него, старший не стал разбираться, пробили чек на реальную заправку, только тогда отдал деньги. Улан же сразу сказал им, сколько у него примерно солярки осталось, и сколько будет полный бак, и уже следил за всеми действиями заправщиков. Немного ошалевшие, уезжаем с заправки.
Полицейский участок нашелся быстро. Большой стеклянный павильон, большие буквы «POLICE». Зашли, поздоровались, все так цивильно. Так и так, нужно отметку в отпускном билете сделать. Извините, говорит старший офицер, мы сами не можем это сделать, но вот вам машина с сотрудником, проедете в министерство, там все сделают. Отлично, Галка уехала, ожидали ее около часа. Но зато продуктивно, познакомилась с большим начальником. Потом поинтересовались у нас, чем еще могут нам помочь. Отвечаем, хотим масло в двигателях поменять. Не проблема, вот вам машина с сотрудником, он вас проведет по магазинам, потом на пункт замены масла. И мы такие, в сопровождении полицейской машины проехались по паре магазинов, купили необходимое масло, сопроводились до замены. Опять спрашивают, чем мы еще можем вам помочь? Спасибо, говорим, уже все нормально. И отпустили полицейского. Вот такая вот образцово-показательная полиция в Грузии. Сменили моторные масла и направились вглубь горной Аджарии.
Дорога отличная, многочисленные повороты, горы покрыты лесами, внизу течет река Чорохи. В придорожных городках люди с удивлением рассматривают наши машины, а мы замечаем многочисленные мечети. Ведь в Аджарии больше преобладает мусульманская вера. Городки выглядят бедновато, на улицах видны только старики и дети. Взрослое население скорее всего работает в более богатых районах Грузии. Чем ближе мы приближаемся к перевалу, тем более она ухудшается. На самом перевале много заброшенных домиков.
Перевал дался очень тяжело. И дело не в высоте за 2000 метров, а в некоторой усталости от плохой дороги. Солнце уже начало свой путь на запад, а мы только начали спускаться с перевала. Плохая дорога была вплоть до города Адигени. В Ахалцихе приезжаем уже когда начало темнеть. Нашли кафешку, поели хинкали и хачапури. Искать гостиницу не стали, город пустой уже был.
Поехали дальше. Но долго по темноте не протянули, свернули в Ахалкалаки по указателю «Мотель». Мотель оказался большим домом, переоборудованном под мини-отель. Уснули как убитые, сказалась усталость от такого длинного дня, насыщенного событиями.
Утром, позавтракав, нам предстояло проехать последние 40 км до границы Армении.
Теперь сделаю небольшое отступление, чтобы пояснить выбранный маршрут по Грузии. По всем расчетам, он выходил самым коротким и быстрым, всего 250 километров. Дополнительно, связался с одним из пользователей Panoramio, он пояснил про перевал, что там не совсем хорошая дорога. Другой информации не было, решили ехать таким маршрутом. Можно было проехать другой дорогой — вдоль побережья до Поти, через Кутаиси и Тбилиси. Но по расстоянию выходило в 2 раза дальше. Может быть так и стоило ехать.
Подъехали к пограничному переходу. Опять все отлично, из машины не выходим, документы в окошко, снимки на веб-камеру. Впереди армянская граница. Сначала проходим паспортный контроль. Потом таможенное оформление. Платное. Почти 17 000 армянских драм. Это около 50 долларов. Автоматический обменный пункт находится между шлагбаумами пограничников и таможенников. Купюру в 100 долларов автомат разменял на 36 500 драмов. Улановский стольник обменялся с маленькой задержкой, на что я с офицером-пограничником переглянулся и выдал фразу из фильма «Кин-Дза-Дза!», когда заправляли пепелац — «женщину убрали, автомат воткнули». Долго оформляемся. В очереди несколько дальнобойщиков. Временный ввоз разрешен максимум на 15 дней. Далее выписываем страховку за 3 200 драмов.
Теперь осталось километров 150 до Степанавана. Дорога идет через Гюмри и Спитак, который был полностью разрушен в 1988-м году в результате катастрофического землетрясения. Пострадали крупные города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) и множество других населенных пунктов. Перед Ванадзором сворачиваем по указателям на Степанаван. Последняя серия серпантинов, тоннель через гору. Навителовская карта пустая, показаны только 2-3 дороги, поэтому подъезжаем к большому зданию, спросить нужную улицу. Свернули в указанном направлении, увидел слева парк, значит, через дорогу должен быть дом тети Эммы. Зрительная память дает сбой, напротив парка всего 2-3 дома, останавливаемся у крайнего, далеко не должны промахнуться. И точно, соседи указывают на соседний дом. И вот, долгожданная встреча близких людей.
В Степанаване планируем пробыть пару дней. Съездили на речку. Причем решили заехать подальше вдоль берега, а когда там не оказалось места для купания, развернулись обратно. Сначала я съехал задним левым колесом с края дороги и повис над камнями. Улан в это время уехал вперед, когда видел бегущего меня, начал сдавать назад по камере заднего вида и тоже съехал с края дороги и повис на заднем мосту. Покумекали, решили сначала вытаскивать Рекстона, потом Одиссея. На домкратах приподняли, под зависшее колесо подложили камней. Выехали, ну а потом и меня дернули тросом. Покупались потом зачетно.
Посетили музей Степана Шаумяна, но в субботу он был закрыт. Достучались до охранника и он нас пустил и даже провел небольшую экскурсию. За что ему большое мерси.
Это детская люлька. По-казахски называется «бесик». А две штуки в нем совсем не курительные трубки. Охранник решил нас подколоть, но мы-то знали, что это такое.
Потом съездили в местечко Лори. Здесь расположены руины средневекового города-крепости Лори Берд. Крепость была основана Давидом Анхогином, примерно в 1005-1020 гг. Глубокие каньоны, которыми окружена эта местность, делают крепость труднодоступной.
Пока гуляли по центру города, купили сим-карты армянского МТС. Надо было отпечатать пару фотографий, но единственный фотосалон был закрыт, все ушли купаться на речку.
Это все мы, фотоаппарат на автоспуске.
31 июля выехали в Ереван. Проезжаем мимо небольшого города Гюлагарак, ребятишки водой обливаются. А было очень жарко. Тут Улан мне в рацию говорит, мол какой-то пацан в машину пластиковой бутылкой запулил. Останавливаться не стали, тем более в зеркало заднего вида увидел, как на пацана уже взрослые наехали. Опять пушкинский перевал с тоннелем. Проезжаем окраину Ванадзора. Проезжаем Спитак. Город был полностью разрушен 7 декабря 1988 года за 30 секунд в результате катастрофического Спитакского землетрясения. До сих пор идут восстановительные работы. На окраине города расположено огромное кладбище, где похоронены жертвы землетрясения. Здесь построена железная церковь.
Следуем по трассе М-3. Недалеко от города Арташаван, прямо около трассы установлен памятник Месропу Маштоцу, создателю армянского алфавита, основоположнику армянской литературы и письменности, а также сам армянский алфавит в виде больших каменных букв. Каждый сфотографировался около своей первой буквы, а я составил свое полное имя.
Тут позвонил Давид, узнал, где мы находимся и предупредил, что если нас будут обливать водой, то чтобы мы не боялись и не ругались. Дело в том, что именно в этот день проходит Вардавар (арм. Վարդնար или Վարդավառ — дословно «розы в цвету») — один из излюбленных в народе армянских праздников, отмечаемый на 98 день после Пасхи. Согласно обычаям праздника, принято обливать друг друга водой, что носит очень масштабный характер. Только теперь мы поняли, почему обливались дети в Гюлараке.
Также созвонились с агентством «Йур Сервис», которое должно поспособствовать с арендой дома в Ереване. Свободных домов в наличие не оказалось, обещали посмотреть варианты домов, но точно могут предложить на две семьи две квартиры. Квартиры снимать не хотелось, тем более всю толпу в одной не разместить. Решили подъехать в офис и на месте все решить.
Следующей остановкой на пути в Ереван был Ованаванк (арм. Հովհաննավանք) — древний армянский монастырь, расположенный в Армении, в селе Оганаван. Позади монастыря зияет огромная пропасть.
Когда проезжали по селу, уже специально останавливались, чтобы ребятня смогла хорошенько окатить наши машины праздничной водой.
Далее двигаемся до конечной точки в Ереване. Это офис агентства «Йур Сервис». Около трех часов дня как-то незаметно заехали в город. Едем медленно, чтобы не пропустить нужные повороты, которые указывает навигатор.
В офисе подтвердили отсутствие свободных домов, предложили две квартиры в разных домах. Отказались. Так как столько ехали, чтобы отдыхать вместе, а не зависать в разных квартирах.
Решено выйти в интернет и поискать предложения аренды домов. По первому же телефону ответили, что свободный дом есть, в течение часа подъедет человек, покажет дом. Пока жарились на пекле в соседнем дворе, наши дети скентовались с местными детишками и замечательно бегали и обливались водой. Порой доставалось и нам.
Приехали двое человек, поехали на улицу братьев Орбели смотреть дом. Один этаж, четыре комнаты, бассейн (за воду надо было отдельно заплатить). Но чем-то не понравилась хозяйка с дочкой, попросили показать еще вариант. Второй дом находился практически рядом, на улице Никол Думан. Этот дом всем сразу понравился, приветливые хозяева, два этажа, большие комнаты, сад, бесплатный бассейн. Район очень приличный, рядом располагаются дипломатические представительства нескольких стран, в том числе белорусского.
Небольшое отступление — спустя некоторое время рассматривал спутниковые снимки в google earth, случайно увидел нашу улицу и дату снимков. 3 августа 2011 года, в то время, что мы находились в Ереване, над городом пролетал спутник и фотографировал. В итоге получился такой снимок — посередине на дороге около нашего дома наши две черные машины.
За дом отдали за 5 дней аренды 900 долларов. Ара немного прокатился с нами, показал несколько ближайших супермаркетов, и кондитерскую, где заказали торт для Карины. Ее день рождения провели в дороге, а в Степанаване с тортами было негусто. Поэтому ей пришлось терпеть отсутствие торта целых три дня.
Заселились нормально, поставили наливаться бассейн. Вечером того же дня приехал Тигран. Давида, к сожалению, мы так и не увидели. В этот же день он улетал в Афганистан. Вместе с Тиграном побродили по центру Еревана.
Это знаменитая ереванская пончиковая.
За столько армянских драм можно доехать до грузинских и российских городов. Курс 100$ = 36000 драм.
1 августа посетили Гарни́ (арм. Գառնի, [gařní]) — древнеармянский языческий храм I в. н. э. в Армении. Находится в 28 км от Еревана. Храм был восстановлен из руин в советское время. Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре.
В той же стороне находится Гега́рд (реже, Геха́рд) (арм. Գեղարդ, [geghárd], дословно — «копьё»), также употребляется старое название Айриванк («пещерный монастырь») — монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Более полное название — Гегардава́нк (арм. Գեղարդավանք, [geghárdavánkh]), дословно — «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.
Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары — традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами.
В одной из церквей течет родник. В другой отличная акустика. Во время осмотра одна из женщин начала петь.
А вечером Тигран пригласил нас к себе домой отпраздновать день рождения моего Тиграна.
На следующее утром мы отправились в ереванский парк. Покатались на детской железной дороге. Вокзал открылся в 10 утра, но пришлось еще почти час ожидать машиниста и заполнения двух вагонов.
Вокзальный бомж.
После продолжительно катания на всяких аттракционах отправились перекусить в ресторанчик в ущелье реки Раздан.
На следующее утро отправляемся в Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար от др.-арм. Ej Miacinn — «Сошествие Единородного») — монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Здесь расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские учебные заведения. Монастырь является резиденцией Католикоса Всех Армян. Здесь хранится частица Ноева Ковчега, Гегард — Копье (пронзившее Христа), Десницы св. Григория Просветителя.
Дорога ведет нас на запад от Еревана. Мимо знаменитого Ереванского коньячного завода.
Это отличная четырехполосная дорога с разделителем. Эта же дорога ведет в аэропорт «Звартноц». В предместьях Еревана, справа от трассы находится Ераблур (арм.: Եռաբլուր) — военное кладбище. На Ераблуре захоронены герои Армении, а с 1988 года здесь покоятся армянские герои Карабахской войны.
Дальше вдоль трассы расположены многочисленные казино и игровые салоны.
По пути заезжаем в Церковь Святой Рипсиме (арм. Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի) — армянская церковь, является частью Эчмиадзинского монастыря. Церковь построена в 618 году на месте древнего языческого капища, где была замучена и убита Святая Рипсиме. В 301 году в Армению пришли 37 девушек-христианок, которые во главе с настоятельницей Гаяне жили в монастыре Святого Павла. Одна из них, Рипсиме, пленила своей красотой римского императора и не пожелав стать его женой, вместе с подругами укрылась в Александрии. Легенда гласит, что девушкам было явление Богоматери указавшая им путь в Армению. Армянский царь Трдат III узнав о том, что приключилось с девушками в Риме, сам пожелал взять в жены Рипсиме. Её, вместе с Гаяне привели в царский дворец. Царь хотел овладеть Рипсиме, но отказ девы, заявившей что она принадлежит только Христу, привел Трдата III в ярость. Он приказал убить всех 37 девушек-христианок. После казни, Трдат стал одержим бесами. Но от безумства его исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат III крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении. Григорию же приснился сон, в котором Иисус Христос указал ему место для строительство храма. Так возник Эчмиадзинский монастырь и одна из его составных частей — церковь Святой Рипсиме.
Эчмиадзин.
Легенда, связанная с художником, рисовавшим свод купола. Во время работы мастера, по только что нарисованной фреске прополз скорпион. Мастер взял и придавил его кистью. Что мы и наблюдаем на середине фотографии на бирюзовом фоне.
На обратном пути сворачиваем на Звартно́ц (арм. Զվարթնոց, храм Бдящих Сил, храм Небесных Ангелов) — величайший храм раннесредневековой армянской архитектуры. Согласно армянскому историку Себеосу, построен при католикосе Нерсесе III Строителе (641/642—661/662 гг.), планировавшем перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат. На церемонии освящения колоссального храма присутствовал византийский император Констант II, пожелавший построить такой же в Константинополе. В X в. храм из-за слабости узлов опор второго яруса обвалился во время землетрясения.
Таким храм выглядел в те времена.
И таким он предстает перед нашими современниками.
Возвращаемся в город. Все это время Тигран рассказывал нам интересные факты из истории Армении и знаменитых армянах. Так как ехали на двух машинах, то для нас он говорил в рацию.
Проезжаем мимо «OLICE ACADEMY».
Хотели заехать на экскурсию на Ереванский коньячный завод, но он был закрыт на реконструкцию.
Оставшуюся половину дня решили посвятить посещению озера Севан. Дорога одна, и постоянно идет в гору. Сева́н — озеро в Армении, находится на высоте 1 900 м; наибольшее из озёр Кавказа. Севан — второе по запасам пресной воды горное озеро в мире, уступающее лишь озеру Титикака. Самым знаменитым историческим памятником является монастырь Севанаванк, расположенный на полуострове близ города Севан в северозападной части озера. Первоначально монастырь был расположен на острове, но из-за понижения уровня воды образовался перешеек, соединивший остров с сушей.
На побережье расположены многочисленные дома отдыха. Можно приехать на несколько часов, покупаться, поесть знаменитую севанскую форель (ишхан).
Следующий день посвятили посещению Матенадарана. Это институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца — расположенный в Ереване научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей в мире. Также Матенадаран является крупнейшим в мире хранилищем древнеармянских рукописей. Фонды Матенадарана насчитывают более 17 тыс. древних рукописей и более 100 тыс. старинных архивных документов. Наряду с 13 тыс. армянских рукописей здесь хранится более 2 000 рукописей на русском, иврите, латыни, арабском, сирийском, греческом, японском, персидском и других языках. Коллекция Матенадарана является ценной научно-исторической базой для изучения истории и культуры Армении, а также соседних народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. В Институте хранятся рукописи V—XVIII веков, а также уникальная коллекция первопечатных и старопечатных армянских книг XVI—XVIII веков, сочинения древних и средневековых армянских историков, писателей, философов, математиков, географов, врачей, переводы трудов древнегреческих, сирийских, арабских и латинских учёных, в том числе ряд сочинений, не сохранившихся на языке оригинала. В музее Института экспонируются многочисленные образцы древнеармянской письменности и миниатюры. Многие рукописи представляют большую художественную ценность (например, «Лазаревское евангелие», 887; «Эчмиадзинское евангелие», 989; «Евангелие Мугни», XI век). Наряду с этими рукописями хранятся самая большая, самая маленькая, самая толстая и самая тонкая книги на планете!
Даже получилось сделать несколько фотографий.
После обеда малой командой, я, Галия и Улан поехали на самую ближайшую точку в Армении к горе Арарат — Хор Вирап (арм. Խոր Վիրապ — глубокая темница) — монастырь Армянской апостольской церкви, находящийся в Армении, близ границы с Турцией, у подножия горы Арарат. Монастырь известен своим местоположением, именно с его места открывается один из чудеснейших видов на библейскую гору Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.
Сам Арарат находится на территории Турции. В хорошую погоду из Еревана открывается прекрасный вид на Арарат. Но стрелки термометров в городе показывали 40 градусов, серое марево висело над Ереваном и гору не было видно. Только 4-го августа температура воздуха немного спала, и когда до монастыря осталось несколько километров, наконец в небе появились контуры Сиса и Масиса (так еще называют Малый и Большой Арарат) и снежная шапка Масиса.
Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращен им в христианство (в 301 г.).
Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной (ок. 180 г. до н. э.) царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов. Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 г.г. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров. На территории монастыря также находится церковь Богоматери.
В тюрьму пришлось спускаться дважды, уже на самом верху лестницы из рук выпала кепка.
Наступило 5 августа, день отъезда. Созвонились с армянскими авто-форумчанами. Часик посидели в кафешке, поболтали на различные автомобильные и другие темы. Подарили казахстанские подарки. Сфотографировались на память.
Около полудня сдали хозяевам дом и выдвинулись в обратный путь домой. Снова проезжаем мимо Севана. Тут на нас сверху опустились облака.
Держим путь на Дилижан. Дорога ведет нас через живописный Дилижанский перевал. На одной из улиц города находится памятник знаменитым Мимино, Рубику Хачикяну и Волохову.
Снова подъезжаем к городу Ванадзор, только с другой стороны. Едем в направлении города Алаверди, далее на пограничный переход около города Баграташен.
На границу прибываем часов в 6 вечера. Тут оказывается, что за выезд (таможенное оформление) тоже надо платить, правда в 2 раза дешевле, чем за въезд. Делать нечего, производим оплату брокерских услуг. Сам переход представляет собой автомобильный мост через реку. Пересекли мост, оказались перед грузинской границей. Опять все прошло цивилизовано, из машин не выходили, документы передавали в окошко пограничникам, сфотографировали на веб-камеру, поставили штамп о выезде.
Пока еще светло, нам необходимо доехать до Тбилиси. О езде ночью по незнакомым горам разговор даже не поднимаем. Будем искать ночлег. Едем мимо грузинских городов Садахло, Шулавери, Марнеули. Когда въехали в Тбилиси, уже стемнело. Включилось уличное освещение и подсветка зданий. Очень красиво. Очень хорошая дорога. Три-четыре полосы в каждую сторону, разделены лесополосой. Слева горы, справа течет река Кура. Проезжаем здание Собора Святой Троицы, футуристический Мост Мира. Решаем, что Грузию и Тбилиси стоит посетить отдельно.
Все очень устали, поэтому сворачиваем в первый же мотель. Договариваемся на два больших номера за 70 и 50 лари. Потихоньку заселяем семьи, сами решили проехать в ближайший супермаркет за провизией на ужин. Купили бутылочку вина, пиво, сыр, хлеб. Вернулись в мотель, помылись, сообразили легкий ужин.
Отлично выспавшись, рано утром, выпив по чашке чая/кофе отправляемся в дальнейший путь. Теперь надо преодолеть порядка 900 км по грузинским горам, северокавказским республикам и к вечеру доехать до Ростова.
Тут начинается военно-грузинская дорога — историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия). Длина 208 км. Дорога поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу (высота 2384 м), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура подходит к Тбилиси. Проезжаем Мцхету, Жинвали. Здесь остановились полюбоваться Жинвальским водохранилищем.
Только начали фотографироваться, сзади подъезжает машина на атыраусских номерах. Семья постоянно ездит отдыхать в Грузию. Следуют на Астрахань.
Едем дальше, впереди нас ждет знаменитый Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта. Название «Крестовый» перевал получил в 1824 году, когда был поставлен каменный крест для обозначения точки перевала. Этот крест видели проезжавшие здесь А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов.
Дорога до Крестового перевала имеет нормальное асфальтовое покрытие. Местами встречаются серпантинные шпильки. В некоторых местах установлены знаки ограничения скорости 30 км/ч. Рядом расположен горнолыжный курорт Гудаури.
Спускаемся немного ниже, видим заброшенный туннель. Рядом желтый склон горы. Это истекает тонким слоем минеральная вода. Очень необычно ходить босиком по такой поверхности, пористой на ощупь. Основной поток минералки вытекает из трубы на противоположной стороне дороги. Вода имеет выраженный металлический привкус, слегка желтоватый цвет и присутствуют пузырьки газа.
Спускаемся дальше в Дарьяльское ущелье, в направлении пограничного перехода «Казбеги»—«Верхний Ларс». Состояние дороги постепенно ухудшается. Асфальт местами полностью разбит.
Перед грузинской границей восстанавливается монастырь.
Грузинскую границу опять пересекаем очень быстро. Перед российской границей небольшая очередь. Начало рабочего дня, российский пограничный переход только начинает свою работу. Идем к шлагбауму, у пограничника берем миграционные карты, заполняем их пока стоим в очереди. Отдыхаем, после сложной горной дороги такая небольшая остановка только на пользу.
Наконец нас запускают на территорию. Оборудован пограничный пост хорошо, несколько трасс для проезда автомобилей, автобусов, грузовых машин. Сначала не сориентировались и всей организованной толпой с документами двинули в здание поста. Оказывается, надо было подходить к будкам на соответствующей трассе. Документы и миграционки оформили, теперь настал черед досмотра машины. Все серьезно. Вытаскиваем вещи, машину на сканер, вещи обратно. В салоне коробка с армянским коньяком и вином, холодильник, в багажнике чемодан и сумки. Начал выгружать бокс, там гора пакетов с вещами, Только закончил с боксом, подходит Улан, шепотом говорит загружать все обратно. Ок, забиваю обратно машину и бокс. Зачем-то попытались направить нас оформлять ввоз машин, но мы козырнули Таможенным союзом, и нас послали на выезд. В итоге, на границе мы потратили часа полтора.
Путь свободен. Держим путь на Владикавказ. Далее на трассу М29 «Кавказ». На стационарных постах начинают останавливать инспекторы ДПС. Так как я еду первым, а Улан вторым, в начале подходят к нему. Проверяют документы, иногда до меня очередь не доходит.
Единственный раз за все путешествие ДПС-ники развели нас около Баксана. Перед городом строится развязка и расширяется дорога. Установлены временные знаки 5.34.2 «Указатель перестроения на другую проезжую часть» и желтая разметка. Две полосы сужались в одну и переходили на одной полосой на встречку. Ехали мы очень слаженно, всегда заранее включали поворотники. Патрульную машину, следующую за нами, заметили уже давно. И вот при перестроении из правой полосы в левую для ухода по знакам на встречную проезжую часть, возможно немного зацепили желтую разметку. Метров через сто нас остановили. Вменяли выезд на встречку, на знак «кирпич», на разметку. Пугали судом через неделю. Трое здоровых полицейских с автоматами. Решили действовать осторожно. Говорим им, составляйте протокол, давайте времянку, по России проедем, в Казахстане нас жены повезут, а водительские удостоверения по утере восстановим. Даже начали составлять протокол. Скинулись по штуке и дальше поехали. Потом уже, пришли к выводу, что наше нарушение тянуло на предупреждение или 300 рублей штрафа за несоблюдение требований знака или разметки. В общем, настроение было подпорчено.
Проезжаем Пятигорск около 5 часов, Минеральные воды проезжаем уже заметно стемнело. До Ростова остается километров 500 и часов 7 езды. Проезжаем Невинномысск, Армавир, Кропоткин, Тихорецк. В Павловской трасса М-29 «Кавказ» переходит в М-4 «Дон». В Ростов въезжаем уже глубокой ночью.
Отдыхаем два дня. Пивораки.
9 августа, рано утром отправляемся в сторону Актюбинска. К 15 часам добираемся до Волгограда. Около Песковатки останавливаемся пообедать. Следуем дальше на Саратов. Темнеет. На подъезде к Балаково начинаем искать место для ночлега. Кратковременная остановка на стоянке с магазинами. Тут я замечаю, что стрелка указателя температуры поползла вверх. Прогазовал, открыл печку, температура упала. Глушу двигатель, открываю капот, а оттуда повалил пар.
Ехать дальше смысла нет, останавливаемся на стоянке за 70 рублей, мест с кроватями нет, ночуем в машинах. Утром обнаруживаю, что радиатор пустой. Нижний бачок мокрый. Потеет из-под завальцовки бачка. Решаем дождаться мастеров на ближайшем СТО. В магазине покупаю две канистры с антифризом. Пока ждем мастеров, снял защиту днища, залил немного антифриза. На горячую не вытекает, на холодную еле-еле сочится. Подъехали СТОшники, приговорили радиатор на замену. Только под заказ, ожидать 3-4 рабочих дня. К этому сроку добавляются два выходных. Плюс дорого. Куковать неделю в Балаково очень не хотелось. Разрабатываем варианты. Отправлять всех на второй машине дальше, самому оставаться. Вызывать другую машину из Актюбинска. Созваниваемся с Актюбинском, радиатор в магазине есть, стоит недорого. Решаем ехать всем дальше до Актюбинска (800 км), доливать антифриз, и воду, если течь будет интенсивней. Скорость движения и выключенный кондиционер должны нормально охлаждать радиатор и двигатель. Трогаемся. Стрелка указателя температуры держится в привычном положении. Проезжаем Пугачев, мимо Самары. Немного доливаю антифриз в расширительный бачок. В Оренбурге, при езде по городским дорогам стрелка немного поползла вверх, остановились, долил антифриз. Поехали дальше. Соль-Илецк, Акбулак, граница. Границу прошли быстро, машины практически не досматривали. Осталось 100 км до Актобе. Доехали нормально, антифриз больше не добавлял. Всего пришлось долить около 4-х литров.
Отдыхаем. Утром предстоит поездка на СТО. Новый радиатор уже ждет. Мастера на СТО предположили, что радиатор в одном месте немного соприкасался с кузовом машины и его растрясло, но не порвало.
Отдохнув пару дней, рано утром 13 августа отправляемся домой, в Караганду. Дорога уже привычная. Около Комсомольского замечаем две интересные машинки. Маленькая трехдверная Honda Civic и микроавтобус «скорой помощи» на английских номерах. Обе машины украшены большими надписями и росписями людей. На заправке немного поговорили с ними. Это участники ежегодного «The Mongol Rally». Команды участников ралли преодолевают тысячи миль из Великобритании в Улан-Батор. Им предстоит проехать по разным странам, разными маршрутами. Кто-то выбирает дорогу через Европу, Россию, Казахстан. Кто-то выбирает более южный путь, через Иран, Ирак или Афганистан. Наши попутчики ехали через Россию и направлялись по трассе М32 на юг Казахстана. Мы показали им карту на Одиссее, рассказали, что уже возвращаемся домой из путешествия по Кавказу. Сфотографировались вместе, жаль только, что не на наши фотики.
К полуночи добрались до Есиля, где около знакомой кафешки поспали часа четыре. С рассветом подъехали к Атбасару, в 9 утра были около Астаны. И около полудня въехали в Караганду.
Все, наше путешествие закончилось. Прощаемся с Уланом, Динарой и Кариной. Это было отличное приключение. Было много позитивных моментов, были и разногласия, но мы все преодолели, и вернулись домой уставшими и довольными.
Видео с регистратора можно посмотреть на моем канале YouTube. Фотографии с регистратора можно посмотреть в альбоме на Google+ или веб-альбоме Picasa.
Бонус-трек
Проработав неделю, в пятницу вечером выезжаем в Алматы. Надо собрать детей в школу, купить школьную одежду, обувь. На барахолке это получается гораздо дешевле. Предстоит проехать еще по 1 000 км в каждую сторону.
Дорога тоже понятная. Состояние известное, местами узкая. До Бурыбайтала покрытие хорошее, сразу после ответвления на Чу идет плохой участок километров в 200-250. Много латок, выбоин, колейность. Рано утром, в пробке на въезде в Алма-Ату, встречаем еще одну машину одной из команд монгольского ралли — «The Return of the Yak». На официальном Youtube-канале можно посмотреть их совершенно безбашенное видео.
Я остаюсь отсыпаться дома у Гули, а Галка с бабушкой и детьми посвещают субботу и половину воскресенья закупкам на алматинской барахолке.
Так как в понедельник опять выходить на работу, и чтобы вернуться к ночи домой, после обеда выезжаем в обратный путь. Не доезжая до Балхаша километров 50, с машиной начало происходить что-то необъяснимое. Ни с того ни с сего начал глохнуть мотор и загораться чек. Заметил, что мотор глохнет на скорости около 100 км/ч. Пришлось ехать немного медленнее. Начал грешить на плохой бензин на заправке в поселке Курты. Так получилось, что последние две заправки были на одной и той же АЗС, по дороге туда и на обратном пути. Как раз бензин заканчивался, и следующую заправку предполагалось сделать около Балхаша. Новая заправка не спасла ситуацию. Пока ужинали в кафе «У Петровича», поменял свечи на новые. Старые оказались вполне нормальными. Замена свечей тоже не помогла. Мотор продолжал глохнуть. Но делать нечего, домой необходимо добраться любой ценой. Едем немного медленнее 100 км/ч. Время прибытия соответственно увеличивается. Кое как под утро добираемся до дома. И то хорошо.
P.S. Странно, но сразу по прибытию в город, необъяснимый глюк пропал. Практически месяц прошел без малейших признаков каких-либо неполадок. За это время пришлось ездить каждый день по городу, и 600 км в Каркаралинск и обратно. И в октябре мотор снова стал глохнуть. Причем в самых различных ситуациях. Компьютерная диагностика показала на ошибку системы зажигания. Замена катушки не помогла. Диагност очень долго ждал у своего товарища целиком трамблер в сборе, чтобы попытаться сделать полную замену. Пришлось ехать в другое место. Там ждать ничего не стали. Снятие и разборка трамблера действительно показала неисправность в нем. Катушка была ни причем, заменить необходимо сам модуль зажигания. Проще заменить целиком трамблер в сборе, что и было сделано. Тем самым мотор перестал глохнуть.
Sincerely yours, Karen «Hell Berrel» Chityan (2:5084/9)