|
Взгляните на карту. Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток. Таинственная и величавая красота этого края, холодный и чистый покой Севера, неповторимая игра красок «земли северного сияния», море, зимнее — словно стекло, и летнее — как музыка, широкий и величавый Амур...
Тяга к перемене мест живет в каждом из нас, всегда были люди, которые не хотели проводить всю свою жизнь на одном месте. Они отправлялись в дальние края торговать и проповедовать, воевать, искать работу, изучать географию и чужие нравы. Путешествия были связаны с опасностями и большим риском. Никому даже в голову не приходило, что путешествовать можно исключительно для собственного удовольствия. С появлением железных дорог, пароходов и автомобилей ситуация изменилась. Путешествия стали более безопасными, комфортабельными, появились и первые туристы, отправлявшиеся за границу исключительно для удовлетворения собственного любопытства или из-за тяги к перемене мест.
Но путешествия, превращенные в туризм, потеряли самое главное — ощущение свободы и непредсказуемости. Хотя, конечно, есть исключения в видах туризма, где это ощущение сохранилось. Например: речные походы, в частности это относится к России, т.к. сплавляться по рекам нашей великой страны, благодаря ее огромной территории — это действительно свобода и романтика. То же, пожалуй, можно сказать и об автомобильном туризме, не менее увлекательном, и рискованном. В наше время вообще стал возрождаться интерес к самостоятельным путешествиям. Для самостоятельного путешественника важнее постоянная смена впечатлений и отсутствие жесткого расписания. Именно в путешествии понимаешь ценность простых вещей. Эмоции, когда в первый день идешь гулять в незнакомом городе, сопоставимы с теми, что испытывали первооткрыватели далеких континентов.
Путешествие — это то, что никто у тебя не отнимет. Новый диван, машину, дом отнимет, а впечатления от путешествий — никогда. Побывал в новом месте, и это с тобой навсегда. Есть люди, которые объехали мир от Китая до Бразилии, но имеют дверь из дерматина и стулья а ля «социализм» с торчащей ватой, но они были везде. Это наркотик и совершенно сумасшедшее вложение денег в свою душу. Жизнь без путешествий — всё равно что жить в огромном доме, и в то же время никогда не выходить из своей комнаты. Это сбор и активная переработка больших объемов информации. Результат переработки — познание. Путешественник познаёт, прежде всего, Себя! Не это ли вершина потребностей Человека?!
Именно разнообразие дает возможность почувствовать себя по-настоящему живым. Наша жизнь — сплошная рутина. Утром — на работу или учебу, вечером — домой, общение с узким кругом знакомых, пища, как правило, одна и та же... Так проходит целый год, все одно и то же, 12 месяцев пролетают как один день. Обернёшься назад, прожил уже не мало, а как? Вспомнить даже нечего. А каждое путешествие — это почти новая жизнь, пусть и короткая, но наполненная огромным количеством впечатлений.
По мере роста опыта путешественник превращается из обычного и совсем несамостоятельного, которого родители везли на курорт в детсадовском возрасте, в путешественника — гурмана, которому недостаточно посещения мест уже изведанных. Поэтому некоторые находят старые генштабовские карты и планируют маршруты, где кроме них ещё никого не было.
И те, чьи маршруты раз в году проходят по курортным местам, не поставят на своей карте отметки — им нечем похвастаться...
Я хочу рассказать о своём путешествии по просторам нашей действительно необъятной страны. Мой рассказ, вероятно, будет сравним с сочинением старшеклассника, но разве можно передать словами то, что видел и чувствовал. Возможно он послужит кратким описанием и поможет тем, кто только собирается проделать что-то подобное.
Итак. Задумывалось путешествие спонтанно. Узнав, что мой давний друг детства, который живёт недалеко от Хабаровска, планирует перегнать автомобиль в Смоленск своему отцу, я решил поехать к нему за авто и совершить переезд через всю страну. По большому счёту, дело было не в автомобиле, его как раз можно было купить любым другим способом. Давно не видел товарища, да и страсть к путешествиям испытывал ещё с детства. Сколько себя помню, всегда получал удовольствие от каждого путешествия любого рода. Бывало, брали с ним по шесту и отправлялись «в поход». Тогда мы всего лишь исследовали досконально всё, что окружало наши дома в радиусе нескольких километров. Так как мы жили на окраине города, в частном секторе, нами были покорены все окружающие леса, свалки, болота, стройки и дачные посёлки. На этом всё не закончилась, и, немного повзрослев, мы уже гоняли на великах на рыбалку километров за 40 от города. Потом были бесконечные самостоятельные походы на несколько дней, недель. Дальше Абхазия с пешеходными прогулками в малопроходимое ущелье, Украина и многое другое.
Была и ещё одна причина, уже на протяжении нескольких лет я просто мечтал побывать на Байкале, чьё великолепие долгие годы с момента открытия цивилизацией притягивает к себе людей со всего света, и является источником вдохновения для многочисленных художников и поэтов. Байкал действительно не похож на что бы то ни было, хотя обладает свойствами многих мест на Земле. Здесь есть все: песчаные пляжи и лагуны, альпийские луга и горы, степи и долины, суровые зимы с морозом и холодными ветрами и жаркое лето с южным солнцем. Прелесть Байкала еще и в том, что он красив в любое время года. Зимой это кажущаяся бескрайней пустыня, вместо песка — прозрачный лед, обрамленная заснеженными горами и сопками; это холодная, но живая долина, побывав в которой так приятно вернуться в тепло. Летом Байкал раскрывается во всей своей красе, он как бы призывает купаться и загорать, гулять по горам и долинам, ходить по воде на катерах и яхтах и черпать энергию на весь год, ведь лето так быстротечно и коротко. Но чтобы понять по-настоящему, в чем секрет этих мест, нужно все это увидеть, посидеть у костра на берегу Байкала, прислушаться к плеску волн... Человек, побывавший на Байкале хоть однажды, влюбляется в его природу навсегда... это сложно объяснить, но ещё сложнее понять...
Исследовав в интернете массу путешествий данного рода, взяв на вооружение советы бывалых я проанализировал примерный маршрут, и удостоверившись, что он пролегает через Байкал, начал готовиться. Оставалось выбрать автомобиль. На тот момент я остановил свой выбор на нескольких гигантах заморского автомобилестроения. Предпочтение отдавалось Toyota RAV4, причём именно первого модельного ряда до 2000 года. Почему?! ...Была в нём именно та стать, которой не хватает современным «внедорожникам», внешность трудяги с ощущением надёжности... имеющего в то же время не такие огромные размеры, как, скажем, «Паджеро» или «Крузер». Да и в условиях бездорожья его не жалко эксплуатировать, в отличие от «холёных» интеллигентов молодого поколения.
Оторвавшись от Домодедовского аэропорта, самолёт взял курс на Хабаровск. Перелёт прошёл благополучно и не доставил особенных трудностей. В Хабаровске меня уже ждала делегация в составе двух человек — мой друг и его товарищ. Мы быстро погрузились в Toyota Carina ED, счастливым обладателем которой являлся мой друг, и направились домой. Предстояло проделать путь в 250 км в направлении Уссурийска.
Это был посёлок городского типа с довольно-таки скромными размерами, и своей размеренной жизнью. Не было ощущения, что я нахожусь так далеко от дома, ведь несколько часов назад я ещё вдыхал московский воздух, поэтому всё окружающее воспринималось мной как само собой разумеющееся. Вокруг раскинулись бескрайние долины, усеянные сопками, покрытыми не густой растительностью.
Дорога представляла собой серпантин из поворотов и крутых спусков с подъёмами, встречались маленькие речки с ветками — ручьями. Светило яркое солнце, что было особенно приятно после промозглого столичного дождя. Уже после того, как я пробыл там некоторое время, появилось ещё ощущение, что нахожусь в каком-то необычном месте, так отличающемся от «цивилизации». Скорее от того, что место действительно затерянное, и люди отличаются от тех, которые встречаются дома, да и живут они по-другому. Взять даже события, которые происходили не так давно в Осетии, вся страна переживала и следила за развитием ситуации. Так вот там, почему-то мало кто об этом знал, а кто-то даже не слышал. Такое ощущение, что Дальний Восток живёт своей жизнью, не имеющей отношения ко всей остальной жизни в стране.
Но возвращаясь к хронологии событий. Благополучно добравшись, и устроившись мы начали планировать поездку в Уссурийск с дальнейшим путешествием в Китай. Необходимо было заняться поиском автомобиля, чтобы не терять времени. Решили начать с Хабаровска.
Выехали рано утром и около девяти утра были на одном из крупных рынков города. Был найден всего один подходящий «Рафик», и честно говоря, цена несколько обескуражила, так как существовало мнение о дешевизне праворульных автомобилей. И хотя автомобиль мне понравился, пришлось продолжить поиски дальше. Решено было купить газету и обзвонить объявления.
В результате выбор был остановлен на «Рафе» 97 года перламутрового цвета, имевшего очень даже бодрый и ухоженный вид. Внутренний осмотр так же порадовал ухоженным и чистым салоном, а так же наличием штатного выдвижного монитора. Но вот осмотр двигателя разочаровал, масло из-под крышки брызгало как из лейки, плюс убитые передние стойки. В общем, если со стойками ещё можно было как-то смириться, то насчёт масла возникал ряд вопросов по истории эксплуатации данного транспортного средства. Разочаровавшись мы решили вернуться домой.
Итог поездки был неутешительным: за весь день поисков мы не нашли ни одного подходящего варианта. Насчёт подготовленности в денежном плане скажу следующее, исследовав немало ресурсов Интернета, я приобрел некоторое ценовое представление о стоимости данных автомобилей с учётом того, что это не Москва и руль правый. Вернулись домой ни с чем. Решили, что после поездки в Китай, поищем что-нибудь в Уссурийске или Владивостоке, благо расстояние между ними примерно 100 километров.
Стоит ли рассказывать о поездке в Китай? Скажу немного. Город, который мы посетили, находится в приграничном районе с Россией. Жизнь там резко отличается от российской действительности. Везде царит коммерция, коммерция, и ещё раз коммерция. Делается всё: от сотовых телефонов и флэшек разного калибра до электрошокеров, кроссовок и различной видео-аудио аппаратуры. Хотя правильнее будет сказать, подделывается. Как говорится: «Каждый китаец должен сделать в жизни три вещи — кроссовки, джинсы и магнитофон...».
Были и положительные моменты. Например то, что поездка обошлась мне примерно в 1 000 рублей, проживание в гостинице было бесплатным (трое суток), которая, кстати, очень даже прилично выглядела. Порадовал поход в китайский ресторанчик с представителем местной аборигенции, так как разобраться в пестрящем иероглифами меню мог только он. За что и был досыта накормлен и напоен в знак благодарности за оказанную услугу. Ещё была лёгкая импровизация на тему рыбалки, в общем, скучать не приходилось.
Было ещё, конечно, и хамство со стороны китайского населения, чуть не дошло до драки. Что уж совсем не укладывалось у меня в голове, ведь всё, что этот народец имеет, приобретено за счёт туристов и торговли (т.е. русских). И даже то, что «чудо изделия», такие как флэшки и телефоны, отказываются работать или работают неправильно, в принципе, не останавливает «косые» взгляды со стороны этого «побратимого» нам народа. Они стараются сорвать на туристах максимум, дошло до того, что, когда мы выселялись из гостиницы, они придрались к сдаваемой простыне (не понравилось еле видное пятно синего цвета, оставленное в результате сидения на ней в джинсах их же производства). Я всё никак не мог понять, они издеваются, или просто смеются? Пятно пустяковое, выстирываемое даже без прибегания к машинной стирке, так, налёт от красящихся джинсов. Но наглая китаянка на ресепшене верещала так, что стало очень не по себе, и требовала «штрафа, штрафа»... Я так и не понял, может они их и вовсе не стирают, в общем, перефразируя слова писателя: «Умом китайцев не понять, аршином русским не измерить».
Дальше, по возвращении в Уссурийск, были предприняты бесплодные попытки найти «Раф», всё по той же причине — брызгало масло, видно, движки у внедорожников уже подустали под седлом японских автолюбителей, а может, наоборот, от российских дорог. Потом был Владивосток и его знаменитый Зелёный угол.
Автомобилей там было так много, что голова шла кругом, я забирался на самое высокое место, и оглядывал окрестности с пристрастием хищного коршуна, выслеживающего свою добычу. Один-таки не ушёл от моих хищных лапок, и был найден таким способом в пестреющем разнообразии. Это был «Раф» 98 года, но его стоимость не укладывалась ни в какие рамки, с учётом перегона цена превосходила те автомобили, которые можно было купить в Москве, не прибегая к столь изнурительным испытаниям. Кстати сказать, дефицит «Рафов» был странным, так как в городе встречался без преувеличения каждый 5-й «Рафик», и я уже не говорю о представителях второго и третьего модельного ряда. Видно, это действительно популярный автомобиль, что говорит о его надёжности, и не каждый хочет с ним расставаться.
Вернувшись на рынок в Уссурийск мы должны были принимать решение. Хотелось уехать обратно на автомобиле, чтобы самому проделать путь от Дальнего Востока на Запад (как говорят жители Востока). В очередной раз, проходя по рядам уссурийского авто-рынка, случайно заметил его — Suzuki Escudo (коротыш) чёрного цвета, был написан только телефон, и я решил позвонить. Цена порадовала, и мы решили вызвать хозяина для более тщательного осмотра. Пробег оказался вменяемым — 80 000 км, хозяин — милая девушка, откатавшая на нём 4 года, от работы домой, купившая его с аукциона. Масло не брызгало, салон ухожен, кузов — респект. Отключаемый привод, пониженная передача, рама. Сердце загорелось, о «Рафе» забыл сразу же, так «Эскудик» был хорош и ничего что «коротыш».
Купили на следующий день. Возникла, правда, проблема с курсом доллара, за ночь вырос на 60 копеек, и сумма соответственно возрастала примерно на 300 $, что было и так слишком. Потому что позвонив в первый раз, я сбил цену практически на 400 $, так как не дотягивал до суммы названной владельцем. Но люди попались дружелюбные и, согласившись, что договор дороже денег, отдали в хорошие руки этого красавца.
Описывать подробно обратное путешествие домой к моему другу очень трудно, постараюсь вкратце. Путь составляет примерно 400 км. Рассчитывали пригнать автомобиль, потом в течение нескольких дней провести полное ТО, и после этого выдвигаться в дальнюю дорогу на Запад. Вероятно, сказалась усталость проведённых в скитаниях дней. Ночевали, не считая Китая, в машине и так дня четыре в общей сложности. Хотя счёт дням я потерял уже задолго до этого. Разница во времени сказалась.
Для тех, кто думает, что выбор автомобиля — пустяк, дело одного дня, скажу, что это у нас в Смоленске может быть дело одного дня, где рынок размером с детскую площадку, а там, где рынок занимает площадь не в один квадратный километр, это нелёгкий изнуряющий труд. Но опять же всё зависит от суммы капитала, имей я достаточно денег, всё было бы гораздо проще. Но так уж всегда бывает — в притык.
Так вот, возвращаюсь к дороге от Уссурийска до посёлка городского типа — «N». По дороге мой друг оторвался от меня на почтительное расстояние и исчез из виду, я, как мог, пытался его догнать, но возможности полуспортивного седана и рамного внедорожника, скажем так, отличаются. Плюс ко всему лил промозглый ливень, который на фоне гостеприимной, солнечной, дальневосточной погоды, был, мягко говоря, неожиданным. В общем, раздался звонок, и друг сообщил, что разбил свой автомобиль «в мясо». Всё настроение, которое было приподнято из-за удачной покупки, сразу улетучилось. Учитывая, что время суток было позднее, примерно час ночи, да и до дома оставалось всего километров 70.
Всё произошло в одно мгновение. Заснул за рулём. Не вписался в поворот. Потом обрыв три метра, скорость, я думаю, не меньше 100км/час, вылетел с дороги, как пуля. Пролетел поле, бурьян, огород и влетел в крайний дом деревни. Пристройку в виде сарая пробил насквозь, положил под днище два столба толщиной сантиметров 20, бочину разодрал об угол фундамента, кусок литого диска вырвало даже размером с ладонь. Весь путь составил примерно метров 30-40. В общем — жопа, слава богу, сам не пострадал. Автомобиль, несмотря на серьёзные повреждения, даже не заглох, двигатель продолжал работать. Крепкие автомобили-таки делают японцы.
Полночи пытались собрать вещи, перемешавшиеся и разлетевшиеся в стороны. В темноте подогнали через бурьян и грязь мой внедорожник, чтобы подсветить. Промокшие и уставшие, выпив водки, легли спать. Всё происходящее воспринималось как бред или дурной сон. Странно, что из дома так никто и не вышел, удар был достаточно сильным. Как оказалось его только недавно купили и ещё не заселили. С утра приехали хозяева. Сначала возмущённо пытались на нас наезжать, увидев чужую машину и людей рядом с ней возле их дома. Но когда они увидели автомобиль во дворе, и всё что произошло, замолчали. Повреждения были незначительными, сарай можно восстановить, фундамент подлатать.
Они нам помогли даже, отбуксировали автомобиль в сторону дороги, чтобы эвакуатору было удобней к нему подъехать. В общем, для всех, кто ездит на грани, скажу, не стоит всё это никакого выигранного времени. Есть несколько правил, которых я придерживаюсь после своего горького опыта вождения автомобиля. На первом месте — безопасность, а значит останавливаться, когда хочешь спать, и скорость движения, выбираемая с учётом уверенного владения ситуацией на дороге, особенно незнакомой.
Теперь о перегоне
Доделали кое-какие дела в Хабаровске и выехали в районе обеда. Было солнечно. Погода радовала, так как я слышал, что в это время уже выпадает снег, и не очень хотелось попасть в снежные заносы на безлюдной горной дороге. Почти до полуночи дорога была нормальной, иногда встречались отрезки длиной примерно метров 100, на которых не было асфальта. Но дальше они становились всё больше, всё протяжённей. Пока, наконец, асфальт вовсе не пропал и дальше появлялся очень редко. Трудно отследить точную хронологию, не записывал, но скажу, что на всю дорогу Хабаровск — Чита у нас ушло около трех-четырех суток. А это всего 1 500 км. Но около 1 000 из них отборная, изощрённая, грунтовая дорога, представляющая собой все виды плохой дороги. Это и стиральная доска, и покрытая ямами и крупными булыжниками, в общем всё самое страшное, что можно только сделать с дорогой.
Примерно на середине пути от Биробиджана до Читы, мы выехали на снег. Местные сказали, что он вывалил буквально за два дня, температура за бортом достигала отметки -17. Снег был примерно до бедра. Кстати сказать, дороги были уже расчищены, но «стиральная доска» всё равно чувствовалась, хотя снег и позволил нам более комфортно преодолеть этот участок пути. А воздух был настолько чистым, что возникало желание собрать его и увезти с собой.
Встречались, конечно, и немыслимые перевалы, перекаты горной дороги, где застревали фуры, была даже шаланда, перевозящая авто, и перевернувшая несколько автомобилей. Дорога — просто жуть. Особенно не нравилось покрытие из крупных булыжников, трясло как в трамвае, и то слабо сказано. Дорожные работы там ведутся, очень часто встречались дорожники. И благодаря этому дорога была гораздо лучше чем скажем лет пять назад. Что там творилось в то время, рассказал в одном из кафе мужик, перегонявший с сыном Toyota Avensis и Toyota Town Ace.
Когда мы, наконец, выбрались на асфальт, пришлось подсчитать потери. Они были незначительными, так как кузова мы залепили строительным скотчем. Чего не скажешь о состоянии здоровья. У меня наблюдалась лёгкая нервозность и защемило позвонки в спине от напряжения, еле вылез из машины. Благо гостеприимные местные жители побеспокоились, видимо, зная частую проблему со здоровьем, выезжающих с этой дороги людей. И построили вдоль трассы бани, которые с успехом сдавали. В общем, путём распаривания и вытягивания мой позвоночник более-менее пришёл в норму, и мы двинулись дальше.
Проскочили Читу и направились к Иркутску и долгожданному Байкалу.
Полночи преодолевали длинные серпантины, на которых я переставал понимать куда еду, в гору или с горы, отпускал педаль газа и только тогда определял. В общем закончилась самая трудная часть нашего путешествия, асфальт радовал, дорога мелькала, спидометр отматывал километраж с большим энтузиазмом. Заночевали возле придорожного кафе уже поздно ночью. Там я первый раз настроил интернет и вышел на связь. Обещал друзьям, что буду на протяжении пути докладывать об обстановке, и выкладывать фото. Но честно говоря, это был первый и последний выход на связь, так как потом такой возможности не предоставлялось. По разным причинам: плохая связь и просто усталость. Лучше кстати в дорогу взять две сим-карты — «МТС» и «Мегафон». Так вот, возвращаясь к выходу в эфир. Отослал я ранее написанное на одной из ночёвок в состоянии аффекта, если можно так выразиться, следующее (копирую):
«Даже не знаю с чего начать...
Нахожусь сейчас за «перевалом», слава Богу всё позади (в инете наверное про него написано)
Перевал примерно на пол пути от Хабары до Читы...
Короче не просто жесть а вся таблица Менделеева бля (выражаясь не буквально)
Все муки Ада, 2 000 км позора... нервов... устало слезящихся глаз... боли в спине... пыли... камней... невероятной тряски... и всего чего можно пожелать врагу...
...вечером ноги гудят, как будто целый день ты пользовался массажёром для растяжки... ночью снятся красочные и невероятные сны... будто в отместку за тяжело проведённый день...
Выпил немного коньяка, расслабило, но такое ощущение, что мышцы лица не доверяют обманчивому состоянию организма, особенно скулы... никак не могут поверить дурные, что всё уже позади... да всё и не опишешь... сам едь на... и испытывай!!!! Приходится ехать со скоростью 60-80км/ч там, где от силы допустимо не больше 20...тяжк, колбасит как погремушку...
Что вообще рассказывать, красотища неописуемая!!!! ...но данная тяжелейшим трудом!
Не дай боже «там» чему-то сломаться... только Аллах один знает чем это чревато, вот пусть и знает, а нам не за чем.
Кстати... температура на пике достигала (-17) ...а снега, как говорили за три дня, выпало по яйца...
Россия, как говорится — щедрая душа...
Вышесказанное написано перед сном 30.10., и так как не было отослано, дописываю, сегодня — 31.10.08
...вчера я ещё не знал что не всё позади. Та хорошая дорога, на которую мы выехали, и заночевали, закончится через несколько километров, и предстоит на последок помучиться ещё километров так — 250 отборнейшей жести по Читинской земле. Спину аж прихватило от напряжения, иногда просто останавливался, потому что не было сил выносить тряску и пыль. Потом всё закончилось и выехали на асфальт... Красивые пейзажи, облегчение... заехали в баню... там на каждой обочине... сервис...
...заехали в Читу, и в путь на Иркутск — 1100 км. В ночи проехали уже 400 км.
...завтра будет Байкал.
...кстати, второй день как только темно становится, не могу определить куда еду — вверх или вниз... педаль газа отпускаю, и то не могу врубиться... спуски по 5 км. и подъёмы не лучше, да повороты всякие, перевалы блин...»
Вот так и написал, как есть.
Дальше был Улан-Удэ, красивейший город с огромной рекой. Сказали, что в этом городе никогда не бывает пасмурно, всегда солнце, круглый год. Так говорят. Но красиво там действительно. Красивые горные серпантины, маленькие деревушки. Проезжая мимо мечталось о том, как вернусь сюда с друзьями и пустимся мы по реке на лодках по этим живописным местам. Будем разводить костры на ночных стоянках, ловить рыбу, варить вкусную уху. Спустимся до самого Байкала. Мечталось...
И наконец, после полу дня пути мы выехали к Байкалу. Произошло это так неожиданно, что я даже не понял. Просто правую сторону дороги покрывала густая растительность, и было не совсем видно, что за ней скрывается. А потом она просто исчезла и появился он, во всей своей красе. Всё, что можно было о нём сказать, я уже попытался выше по тексту. Добавлю только, что вышесказанное действительно оправдалось.
Он, величественный и могучий... почему-то при этом излучает такое спокойствие и умиротворение, что хочется просто посидеть так с костерком на берегу, послушать треск угольков и напитаться силой этого волшебного места. И конечно же, мы не преминули в нём искупаться. Правда, возникла небольшая техническая накладка: фотоаппарат не сработал, и пришлось купаться второй раз. Ну уж очень хотелось запечатлеть видео для потомков. Температура воздуха тем временем была нулевой. Очень хочется упомянуть о чистоте воды в Байкале. Просто, на одной из стоянок разговорились с дальнобойщиком, он сам из Витебска, почти земляк. Так вот он говорил, что набирал воду прямо из одной из многочисленных речек (более трёхсот), впадающих в озеро. Ему посоветовали местные жители, которые только эту воду и пьют, и вкус у неё, как у чистой родниковой воды из горного источника.
Простились с Байкалом, и проскочив в ночи Иркутск двинули на Красноярск. Здесь нас Сибирь и встретила. Сильной затяжной метелью и шквальным ветром.
Проехали несколько сибирских городков и уже в ночи остановились в оазисе посреди заснеженной тайги. Перед ночлегом я задержался у маленького зазимка или что-то вроде того. Вдоль леса встречалось много таких построек, напоминавших маленькие сараюшки или что-то вроде ларьков. Таёжные киоски.
Все они были безлюдны, и только в одном хозяйничал «продавец» — мужичок; продавал он чаги, таёжный мёд и различные целебные травы. Я приобрёл у него пару мешочков с курильским травником. Эти мешки со странной зелёной травой впоследствие будут интересовать и сбивать с толку представителей ГИБДД. Кстати, пару слов о них же. Читая отзывы перед поездкой, предполагал, что могут возникнуть проблемы с проездом, что представители власти лютуют. Никаких противоправных действий со стороны представителей инспекции не заметил. Вполне дружелюбно относились к перегонщикам.
Итак, оазис. Едем в сумерках, серое небо роняет огромные белые хлопья, ветки величавых елей гнутся под тяжестью навалившегося снега. Тишина. Машинка разгребает покрытую сплошным сугробом дорогу. Иногда встречаются одинокие охотники, выныривающие откуда-то из леса и бредущие в пургу вдоль обочины. Так хочется остановиться в одной из зазимок-киосков и переночевать прямо в лесу. Усталость наваливается. Такое ощущение, что не предвидится в ближайшее время ни одной стоянки или заправки. И вот, наконец, на одном из спусков, откуда-то снизу выплывает светящаяся неоном вывеска. Это было очень неожиданно посреди тайги увидеть такое. На территории «Оазиса» находилась заправка, стоянки, кафе русской и узбекской кухни, а так же долгожданная сауна. Стоимость сеанса всего 100 рублей, но сервис получше чем во многих «цивилизованных». Смыли пыль дорог, плотно поели и завалились спать. Снега в ту ночь навалило по колено. Но, почему-то после полуночи пошёл дождь, хороший такой сибирский дождь. Поэтому с утра нам пришлось двинуться в путь по каше из мокрого снега. Вот такая Сибирь — непредсказуемая.
Но, дорога жизни, как говорят перегонщики, никак не хотела быть к нам снисходительна. Не обошлось без ссоры. Как у Высоцкого:
Я отвечаю: «Не канючь!»
А он — за гаечный, за ключ
И волком смотрит (Он вообще бывает крут),—
А что ему — кругом пятьсот,
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше, чем родня —
Он ел с ладони у меня,—
А тут глядит в глаза — и холодно спине.
А что ему — кругом пятьсот,
И кто там после разберет,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!
Произошло всё так. Двинулись в путь. Дорога неважная, снега много намело, даже полный привод не позволяет ехать быстро, скорость 40-50 км/ч. Хотя на переднем даже легче, направление передние колёса задают и выгребают соответственно в нужную сторону, колею режут. Когда 4WD несёт, автомобиль становится неуправляемым, как кораблик, смещается в сторону заноса. Поэтому особенно не ускоришься, не безопасно. У моего друга автомобиль с передним приводом, и он двигался с более высокой скоростью, поэтому я постоянно от него отставал. Так уж получалось, пробовал не раз придавить на педаль газа, но сносило в сторону и возникала опасность заноса или аварии со встречными автомобилями, так как колея из-за снега была узкой. Было пару-тройку инцидентов, в жар бросало, и перед глазами возникали видения на тему: «А что будет если попаду в аварию». В общем, я особенно не обижался на то, что он отрывается, самый опасный путь был уже позади и я спокойно двигался с безопасной скоростью. Стоило на минуту представить, что произойдёт и как будут развиваться события, если я вдруг попаду в аварию, и мне сразу стало предельно понятно в каком режиме стоит двигаться.
И так мы ехали. Я его догонял периодически, либо когда он останавливался, либо заезжал по нужде и т.д., далеко не отрывались. Но в определённый момент мы, если можно так сказать, потерялись. Хочется рассказать подробнее об этом инциденте, так как до сих пор на душе неспокойно. Не в моих принципах подводить друзей, а именно так он и подумал, что я его бросил. Всё было не так. Хотя честно говоря, не совсем понятно, почему человек сильный, волевой, не из робкого десятка, каким являлся мой друг, так запаниковал, разозлился, обиделся на меня, и предъявил мне кучу претензий. Наши дороги в жизни разошлись давно, не виделись уже много лет, у каждого своя жизнь. Все мы приобретаем свой жизненный опыт, и по-разному относимся к каким-то ситуациям. Но то, что произошло, не было мне понятно и не укладывалось в голове.
Итак, догнал я его в очередной раз случайно. Решил замерить расход бензина, проезжал сто километров с полным баком, и доливал на заправке, соответственно, выяснял расход. Увидел заправку и свернул, бензина не оказалось и, выезжая на дорогу, увидел напротив припаркованную его Toyota FunCargo. Буквально за час до этого мы договорились (это была моя инициатива), что так как он двигается впереди, должен сигнализировать, если хочет пообедать или привлечь моё внимание по какой-либо причине — останавливается на обочине возле кафе и привлекает внимание (аварийкой или просто помахать). Если же нет, то я проезжаю мимо, чтобы не терять время, всё равно догонит. Так и получилось, его авто стояло на обочине возле кафе, и так как припаркован автомобиль был ближе к туалету, я понял, что он там. Решил взять небольшую фору и поехал вперёд. Здесь-то всё и началось. Приложу фотографии, чтобы понятно было о чём речь. Перегоны говорили, что ближе к Красноярску будет участок плохой дороги, не уступающей читинской. Я не верил.
Сначала застрял на переезде и понял, что торопиться и гнать не имеет вообще никакого смысла. Все перегоны, давно меня обогнавшие, стояли здесь и видно давно. Сзади уже выстроилась очередь, и мне казалось, что дружище где-то там. Двинулись вперёд, обгон дальше был невозможен из-за уплотнившегося движения из-за пробок, и я не рассчитывал, что он меня обгонит. Но ещё не исключалась возможность, что он меня уже обогнал, я останавливался незадолго до переезда на заправке или даже на двух, просто нигде не было 95 бензина. В общем, плёлся потихонечку, начался спуск в долину. Что-то вроде серпантина, только в лесу.
Начались пробки, кое-как проскакивал, в основном из-за наглости. Выезжал на встречку, либо привязывался к такому же наглецу на хвост. Все пробки были из-за фур. Температура плюсовая, грязь, они либо не могли подняться, буксовали на подъёме, либо сносило почти поперёк дороги, и можно было только по обочине объехать по грязи. Что я и делал. Здесь-то мне и пригодились внедорожные свойства моего полного привода. Остальным оставалось только завидовать.
В общем, спустился вниз, проехал кое-как несколько населённых пунктов. Кстати стало понятно почему Красноярск называется именно так, земля, видно на фотографии, красно-бурая. Выехал на прямую, где тянулась очень длинная пробка. Там я простоял около полу часа, может больше, не засекал. Движение была затруднено по причине застрявших фур, одну снесло с насыпи дорожного покрытия, вторая села на мост. Несколько автомобилей развернулись. Это была группа перегонов, которых встречал раньше, они резко развернулись и поехали в обратную сторону. Возникло желание узнать куда они поехали, но так как во-первых, посередине дороги были насыпи, что мешало выскочить из машины и махнуть им, чтобы спросить куда они поехали. Во-вторых, никто из других автомобилей не двинулся за ними, и я решил терпеливо ждать развития событий. Пробка начала понемногу двигаться. Мне повезло и я благодаря высокой посадке, перескакивая глубокие ямы, успешно обгонял тянувшиеся по своей полосе легковушки, когда на встречке возникал просвет. Не всегда это удавалось, так как посреди дороги были огромные насыпи и горбыли замёрзшей земли. Выбравшись из пробки в конце встретился ещё и КАМАЗ, севший полностью на всю правую сторону до самого моста.
Увидев пост ГАИ, решил спросить, правильно ли я еду, возникало смутное ощущение, что еду не туда. Слишком невероятной казалась эта искорёженная, фронтовая дорога. И перегоны развернувшиеся сбили с толку.
Подъехал к посту ГАИ, и убедившись, что еду правильно, двинулся дальше. Не выходили из головы перегоны, развернувшиеся в обратку, интересно было куда они поехали, трудно было представить, что есть другая дорога. В любом случае я был доволен что проскочил этот ужас и не поддался искушению развернуться вслед перегонам. Неизвестно какая жопа ждала их там.
Всё это время я пытался набрать своего друга, но «МТС» отказывался работать. Была у меня ещё карточка «Мегафона», я периодически менял сим-карту и пытался дозвониться с неё. Но оператор в «Мегафоне», точнее не оператор, а автоответчик в очередной раз отвечал — «Обслуживание данного абонента временно приостановлено». Это была моя первая ошибка. Дело в том, что у меня «МТС», и там, если заканчиваются деньги, оператор говорит вполне ясно, что у вас нет денег, обратитесь в справочную службу. И оказалось, что у меня на «Мегафоне» просто закончились деньги, узнал я об этом потом. Номер взял с собой на всякий случай и в общем-то никогда не пользовался услугами этого оператора.
Добравшись до посёлка Нижний Ингаш, я выехал на асфальт, и расслабившись, не торопясь двинулся дальше. Проскочил Верхний Ингаш и благополучно въехал в город Канск. На единственном въезде в город решил подождать товарища, мимо бы он не проехал. Поставил автомобиль вдоль дороги, и устроился в кафе рядом. Стал ждать, набирая номер телефона. То с одного, то со второго. Но «МТС» так и не ловил сеть, а «Мегафон», по уже изложенным причинам не мог её поймать.
Просидел примерно часа полтора, проводил взглядом последние автомобили, которые обогнал давным-давно в той пробке. Начал думать, что мой товарищ обогнал меня в тот момент, когда я был на одной из АЗС. Не знаю почему, но мысли о том, что что-то случилось не возникало совсем, вполне возможно потому, что негде на той дороге было попасть в аварию, слишком уж маленький скоростной режим диктовали дорожные условия. А если бы застрял, по любому вытащили бы, даже из машины не успел выйти. На такой дороге законы просты — помогай и помогут тебе. Я поехал дальше, до Красноярска оставалось уже километров 190, решив по дороге набирать номер и ждать, когда появится сеть на «МТС». Сеть появилась перед самым Красноярском, и я дозвонился.
Оказалось что мой друг ждёт меня в Нижнем Ингаше. И когда узнал, где я уже, услышал в свой адрес обвинения и всякие неприятные вещи о том, что я должен был, мог бы и т.д. Что я неорганизованный и безответственный. В общем, поругались. Оказывается, он заехал в туалет, и когда справил нужду, встретил на дороге группу перегонов (тех самых, которые не выдержав развернулись), к ним примкнули по пути ещё несколько. И двинулся с ними, узнав что впереди страшная пробка. По объездной дороге он добрался до Нижнего Ингаша и стал меня ждать, полагая, что я ещё там. В то время я уже был далеко. Позже, встретившись в Красноярске он рассказал, что слетел с дороги, его вытащили, машина не пострадала. Обвинил меня в том, что если бы пострадала, то не простил бы мне.
В общем, не могу взять в толк, что заставило взрослого здоровенного мужика, офицера, спортсмена, сильного духом, как я всегда считал, поднять такую панику. Ведь всё могло быть иначе. Например тачку он мог гнать вообще один. И к тому же когда мы прорывались к перевалу, он неоднократно вырывался вперёд на почтительное расстояние и со мной могло произойти всё что угодно. Было много моментов, когда меня заносило, старался 4WD отключать для экономии, а задний, сами знаете, коварен. Был момент, когда меня долго преследовал тонированный Toyota Mark II, и его рядом не было, да никого рядом не было. Очко не железное. Пришлось оторваться, пристраиваясь к редким автомобилям, потом заехал на заправку. Отстали вроде. Я же не поднимал никакой паники.
В результате мы поругались и я поехал из Красноярска дальше один. Он собирался задержаться там у друзей, и я решил не терять время, так как меня в Челябинске ждали друзья. Дальше был невероятный переезд в режиме «нон-стоп» до Челябинска в одиночку, так хотелось скорей туда добраться. Наконец-таки выспаться в нормальной постели. До Челябинска предстоял путь — 2 500 км. Я преодолел его с одной только остановкой на четыре часа. Ровно двое суток в пути. Сходу проскочил в ночи Кемерово и Новосибирск.
Погода удивляла. Ещё когда проезжал Омск пошёл дождь, стоило только отъехать на пять километров и повалил снег огромными хлопьями. Через 15 минут всё занесло сугробами. Вот вам и Сибирь.
Один нюанс. После Омска я поехал по указателям на Челябинск, но, оказалось, надо было на Тюмень, так как прямая и кратчайшая дорога на Челябинск проходит через Петропавловск и дорога упирается в границу Казахстана с таможней. Там меня на транзитах не пропустили.
Пришлось вернуться назад, сделав большой крюк. Пробирался на Тюменскую трассу через такие турлы, врагу не позавидуешь. Сто километров жидкой грязи, обломков асфальта по абсолютно безлюдной местности. Ехать можно было только по середине дороги, попробовал съехать ближе к краю, и тут же начало затягивать в трясину. Вдоль дороги тянулись болота и мелкие водоёмы. Жуть.
До Челябинска оставалось совсем немного, километров 300, когда меня начало клонить в сон. Но я не сдавался, так не хотелось ночевать опять в машине. Была уже глубокая ночь, когда до города оставалось всего 150 километров, здесь-то и началось самое страшное. Дорога всё время спускалась вниз, пошёл плотный снег, и уже не было сил бороться со сном и усталостью. Я останавливался, обтирался снегом, отжимался, но всё равно и это не помогало. Снег стал настолько сильным, что уже не различалась дорога и обочина, всё было сплошной белой пеленой. Даже следов не было видно. Автомобили уже не встречались, проезжая редкие стоянки, видел заночевавших там перегонов. Но не сдавался. Пока не начал отключаться с открытыми глазами. Остановился прямо на дороге посреди леса и провалился в сон. Очнулся от шума промчавшейся мимо фуры. Через час был в Челябинске.
Устроившись, я помылся, постирал вещи и немного поспал. Потом совершил небольшую экскурсию по городу. Моим гидом была замечательная девушка Катя, описывать достоинства которой не хватит и целой книги. Завезла меня к армейскому другу (не мог не заехать), передал небольшой презент-сувенир. Купил кое-какие запчасти. Потом я совершил самостоятельную экскурсию по городу, поел в кафе «Гуси-Лебеди», прогулялся по центральной аллее города, так называемой Кировке, напоминавшей Арбат. Никогда не мог представить такие города как Челябинск, и очень рад что представилась такая возможность. Миллионный город, очень красивый, со старинными памятниками и современной архитектурой. Не хватит слов описать все впечатления, оставшиеся от увиденного. Вечером приехал мой друг с товарищем, который присоединился в Красноярске, мы обменялись впечатлениями и рано утром поехали дальше.
Урал прекрасен. Проезжая уральские горы, вспоминал сказку из детства: «Хозяйка медной горы». Купил несколько сувениров у торговцев, продававших вдоль дороги различные изделия из камней, малахита, змеевика и т.д.
Потом Уфа, купил вкусной башкирской водки.
Оренбург. Не удержался от покупки одноимённого пухового платка для матери.
В Казани купил бальзам и фирменной водки местного производства, покрутился по городу. Рванул на Новгород, запахло домом. Такие расстояния как 1 000-1 500 км уже не пугали и никак не волновали. Казалось, я уже дома. Правда, на пути к Москве, где меня ждали, останавливался несколько раз поспать, организм уже не справлялся с таким режимом. Кое-как добрался до Москвы и, наконец-таки, выспался в нормальной постели. Восстановил силы, побрился, отдохнул и выехал в Смоленск. Но и тут организм не мог уже выносить дороги. В ночи глаза так устали всматриваться в серую ленту дороги, что пришлось останавливаться три раза, прежде чем я добрался домой. Хотя расстояние всего 300 км.
В итоге, общий километраж составил — 9 500 км. Бензин я было пытался записывать, но потом плюнул, и решил, что посчитаю по среднему расходу топлива. Вышло примерно — 25 000 руб. Я думаю вся поездка мне обошлась около 30 тыс. руб. Контейнер из Владивостока стоит не меньше 80 тыс. руб., ж/д доставка не менее 60 тыс. руб. Судите сами.
Пройденный путь: Уссурийск — Хабаровск — Чита — Улан-Удэ — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Омск — Челябинск — Уфа — Казань — Нижний-Новгород — Москва — Смоленск. Ехать через Калугу не советую. Тульская — Калужская дорога не сахар. Ни время не сэкономите, ни силы.
Разве мог раньше представить как выглядит самая огромная страна мира. Природа, обладающая спокойствием и силой. Города, которые знаешь только на слух, из выпусков новостей или прогноза погоды. Теперь захотелось купить карту и подробней изучать географию.
Наверное стал уверенней в себе. С практической точки зрения, говоря об испытании своих возможностей. Для меня испытания такого рода никогда не являлись способом что-то доказать, скорее для практической проверки своих сил. Кто знает, жизнь непредсказуема. Говорю так, потому что перегон автомобиля через всю страну в режиме «non stop» не просто путешествие, но и тяжёлое испытание. Хотя было это всего лишь ознакомление, планирую в перспективе пригнать что-то ещё, уже не торопясь и наслаждаясь природой. С друзьями, палатками, удочками и конечно же летом. Немного подождать, когда дорогу наконец-таки сделают, и опять в путь. Байкал летом, костёр, плеск волн, что ещё надо для счастья. Дорога манит.
Ещё, понял, что пора расстаться с детством, точнее с возвышенными воспоминаниями о нём. Все мы остались далеко-далеко в том беспечном детстве. Каждый в своём. Люди меняются, особенно если не общаются долгое время. У всех появляется свой взгляд на вещи, на дружбу и на отношение к людям. И надо научиться легче принимать негативное отношение к себе со стороны окружающих, думать больше о себе, о своём здоровье и душевном спокойствии. Чем старше становишься, и больше испытаний проходишь, более того, чем уверенней эти испытания проходишь, тем требовательней начинаешь относиться к людям. Всё меньше остаётся настоящих друзей.
Но, несмотря ни на что, они всё-таки остаются.