|
Период: 24.12.2008 – 12.01.2009
Маршрут: Новосибирск — Омск – Тюмень – Екатеринбург — Пермь — Афанасьево — Киров — Шарья — Никольское — Тотьма — Вологда — Санкт-Петербург (Пушкин, Кронштадт) — Москва — Муром — Н.Новгород — Арзамас — Дивеево — Санаксары — Дивеево — Арзамас —Дальнее Константиново — Казань — Ижевск — Чайковский — Чернушка — Кунгур — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск.
Протяжённость маршрута по одометру — 10 182 км. Время работы двигателя —180 ч., средняя скорость 56 км/час, средний расход бензина 6,6 л/100 км, потрачено 680 л АИ-92. Цена последнего колебалась от 15 руб. в Татарстане до 21 в Москве, средняя цена составила 19,24 руб.
Затраты на машину составили чуть меньше 14 000 руб.: бензин, лампочки, стоянки.
Автомобиль «Лада-Калина» ВАЗ-1183 2006 года, пробег перед стартом 10 618 км. ТО-1, ТО-2 (перед поездкой) у дилера.
Экипаж — два человека и 70 кг груза, от Питера до Екатеринбурга — четыре человека и 90 кг груза.
В дороге использовались два GPS-навигатора: «Garmin» с детальной картой большинства регионов России и городов и «JJ-Connect 310» со свежей картографией «Мегаполис».
Задача поездки — посетить святые места России, осмотреть достопримечательности столиц, полюбоваться нашей немаленькой страной, испытать себя и технику.
24.12
Выехали в 7:20, за бортом –18 градусов, изморозь, асфальт чистый, но скользкий, покрыт тонким слоем льда — особенности безветренной, умеренно-морозной погоды. В результате несколько аварий, одна серьёзнее другой, в одном месте разорванная пополам «япошка», причём передняя часть, оторванная по стойки лобового стекла, отлетела метров на 15-20. Столкновение произошло с ВАЗ-06, на обочине — несколько трупов. С тяжёлым сердцем едем дальше.
Качество дороги на 3-4 балла, местами выбоины, колейность, волны, местами — идеально. Скоростной режим, ограниченный знаками, стараюсь соблюдать (+10). По трассе 90-110 км./час.
Омск прошли в 14:35, дальше — на Тюмень. Асфальт чистый, льда нет. Дорога 3-4 балла, местами колея, волны.
В 21:00 (Новосибирского) п. Голышманово. Заночевали в гостинице на трассе за 215 км. до Тюмени. Двухместный номер с удобствами и ТВ — 1 000 р.
25.12
В 6:00 по местному двинули дальше.
Прошли Тюмень, хорошая объездная, чёткие указатели, город быстро остался позади.
Где-то на границе областей остался участок километров 20 старого, избитого, колейного асфальта, но раньше было больше, дорогу делают.
На въезде в Свердловскую область сдуру попал под камеру видеонаблюдения, за которой, как водится, — пост ДПС, превышение на 12 км./час, штраф 100 р.
В 14:00 въехали в Екатеринбург, объездной нет, указатели имеются, но, как всегда, пробки. Потеряли 1,5 часа, кое-как вырвались, летим на Пермь. Осенью 2005 там была жуткая выщербленная бетонка, но сейчас дорога хорошая, скорость по-прежнему 90-110. Надо сегодня пройти очередную тысячу.
Около 20:00 по местному влетам на новую объездную Перми (раньше город проезжали через центр, теряли уйму времени), скорость хорошая, дорога идеальная, указатели внятные, проблема в другом — буквально нечем дышать, побыстрее бы вырваться из этого смога! Так мы города в дыму и не увидели, не заметили и Каму. По указателям взяли курс на Ижевск и в р-не Краснокамска заночевали в мотеле — комната без удобств в двухкомнатном домике, туалет типа сортир за углом. Цена 500 рублей.
26.12
В 6:30 по местному рванули дальше, но не тут-то было. Сгорает левая лампа ближнего света, на одноглазой машине ехать не хочется, света ещё хватает, но встречные воспринимают таких неадекватно, частенько одна фара выглядит как две вдалеке — можно обгонять, но… когда поймёшь, что ошибся, может быть уже поздно. На заправке покупаю лампочку, меняю, включаю — опять горит одна, только левая, новая. Чудеса, ресурс обеих лампочек кончился одновременно. Меняю правую. Едем дальше, вроде как даже светлее стало. Кстати свет у «Калины» отличный, ближний позволяет ехать безопасно 90 км/час, дальний — 120.
Маршрут через Афанасьево — Омутнинск на Киров был выбран после изучения довольно противоречивой информации в Интернете. Раньше ездили через Ижевск, Казань. Решили рискнуть.
Поворачиваем на Кудымкар. Указатели противоречивые, есть даже СПб. Дорога хорошая, местность фантастически красивая, –25 мороза, туманчик. GPS «JJ» знает эту дорогу, ведёт уверенно, «Гармин» считает её грунтовкой и норовит завернуть нас на аналогичную напрямик, достаёт нас пересчётами маршрута, вырубаем его.
Как и предсказывал интернет, до Афанасьево дорога хорошая, дальше в Кировской области попадаются участки с очень плохой дорогой. Медленно ехать можно. В Омутнинске остатки асфальта засыпаны песком, скорость никто не превышает, проползаем неспеша, дальше дорога ведёт через Чёрную и Белую Холуницы на Киров. Дорога местами хорошая, но расслабляться нельзя — разбитые участки попадаются регулярно. Подвеске достаётся не на шутку, надо спешить, надо пройти очередную тысячу. Указатели на дороге внятные, местность живописная, жаль заглядываться по сторонам некогда — всё внимание дороге.
Киров обходим по объездной, курс — на Котельнич, где-то там начинается прямая дорога на запад, на Шарью. Проехав жд-переезд в р-не Котельнича, поворачиваем направо и летим по хорошей пустой дороге в ночь. Начинаем искать гостиницу. Но с этим здесь туго. В Поназырево гостиница есть, но персонал невежливый, дорого, едем дальше. После Шарьи поворачиваем на Котлас. Дорога становится хуже, местами очень разбитая, серьёзное испытание для машины. На границе Вологодской области начинается гололёд, слой льда на дороге сантиметров пять, местами выбитый до асфальта, еду осторожнее, где же гостиница? Проезжаем какие-то леса, холмы, редкие деревни, машину на этой стиральной доске трясёт, но подвеска справляется, скорость 90-100, скоро Никольск. Незадолго до него в деревне Козловка ночуем в отличной гостинице за 1 000 руб.
27.12
Утром едем дальше. В Никольске плутаем, указателей нет, таксист объясняет дорогу, едем, следуя его указаниям, и выходим из Никольска на Тотьму. Дорога хорошая, живописная, но скользкая, после снегопада была оттепель, затем мороз. Температура на всём пути была –15-20, здесь начинает теплеть до –7.
После Тотьмы движемся на Чекшино, дорога по-прежнему хорошая. Наконец-то выходим на трассу Архангельск — Вологда, проезжаем мимо очередного поста ДПС, затем мимо Вологды, Череповца по вполне сносной дороге движемся в сторону Питера.
Хорошая дорога резко обрывается в р-не Пикалёво. Предельно разбитым асфальтом встречает нас Ленинградская область. Темно, сильные снежные заряды, около 0, слякоть. Дорога постепенно улучшается, тем не менее, встречается ещё пара раздолбанных участков, неожиданно упираемся в пробку. Ремонт дороги, реверсивное движение, теряем драгоценные 15 минут. В планах заночевать в придорожной гостинице перед Питером. Проходим Новую Ладогу, ищем ночёвку, ничего похожего на мотель нет. Дорога не очень: волны, колея, сплошной поток машин, обгонять бесполезно, хочется спать.
Постепенно дорога расширяется, становится односторонней, с гостиницей, понятно, мы пролетели, начинаем названивать насчёт съёмной квартиры. Пока решаем эту проблему, внезапно влетаем в город, на какие-то развязки, останавливаюсь у обочины, вбиваю в ЖПС «JJ» адрес квартиры на Фонтанке, и мы всецело отдаёмся хитрой электронике. Она сильно не замудряясь, пытается нас загнать на улицы со встречным движением, я, естественно, еду как предписывают знаки, пытаясь держать примерное направление. Неожиданно перелетаем какой-то мост и упираемся в хвост пробки.
Местное время 23:00, в Новосибе уже ночь, хочется спать, а мы еле тащимся по какой-то ярко освещённой новогодней иллюминацией улице. «ЖПС» подсказывает, что это Невский проспект, вот те раз, начинаем верить, что мы смогли добраться до Питера! Сворачиваем на Садовую, электронный Сусанин ведёт нас по каким-то маленьким, забитым стоящими машинами, улицам, еще раз куда-то поворачиваем и слышим «Вы прибыли к месту назначения». Точно, искомый дом. Обшарпанный фасад, тёмный дворик, парадный вход с Фонтанки, на подъезде никаких домофонов, облезлые стены, запах, на потолке лепнина — остатки роскоши 19 века, лестница на второй этаж на подпорке. Сколько видел этот дом? Роскошь царских времён, разруху революции, голодную смерть блокады…
За всё, что пережил этот город, можно ему простить и тёмные улочки, неожиданно большое число бродяг, сумасшедших, каких-то неформалов, даже эксгибициониста напротив Гостиного двора. Но впечатления будут завтра, а пока, бросив машину, как и все, во дворе, ложимся спать на долгожданную кровать! Стоимость койко-места 350 руб.
28.12
Решили прогуляться по городу пешком, пройдя приличное расстояние по грязным улицам, кое-как нашли метро. На местности оно почему-то обозначено маленькими синенькими буквами «М», незаметными на фоне всякой рекламы. В метро тоже как-то неуютно, грязновато, глупый кафель на стенах. Наша цель — Набережная реки Карповки, Иоанновский монастырь.
Обедать возвращаемся домой, затем снова пешком в город. Гостиный Двор, катаемся на троллейбусе по городу. Вечером возвращаемся домой уставшие, впечатления от города очень противоречивые, я зарекаюсь больше ходить пешком, на машине интереснее.
29.12
Хорошенько отсыпаемся. После обеда двигаем на машине в гости к знакомым. От дома до Невского проспекта доползаем за 40 минут, народ перед праздником суетится, улицы забиты, есть время полюбоваться городом. Находим магазин с цветами, тортиками, благополучно паркуемся у нужного дома (а это большая удача!) и до глубокого вечера общаемся с настоящими питерцами, которые нам, простым сибирским валенкам, передают часть своей любви к Санкт-Петербургу, мы начинаем немного понимать этот город.
До дома дорогу находим легко.
30.12
Сегодня приезжает ещё два члена нашего экипажа.
За два часа выезжаем в сторону Ладожского вокзала. На радостях, что вырвались из пробки, пролетаем нужный поворот, ещё минут 15 крутимся в пробках, чтобы вернуться обратно.
Теперь машина будет загружена до предела. 4 человека + всякого ненужного барахла (вдруг заглохнем, будем замерзать, да к тому-же в экипаже две модницы…). «Калинка» немного осела задницей, но бодро везёт.
Теперь мы переезжаем на другую квартиру, на улицу Беринга, Васильевский остров, 2 500 руб. в сутки за всех. Электронный мозг ведёт нас опять по Невскому, предлагает поворачивать там, где нельзя, но я научился бороться с этой проблемой, поизучал карту, всё равно попадаю не в ту полосу движения и пролетаю Васильевский остров, оказываюсь на Петроградской стороне, ещё раз пересекаю Неву, снова на мост — не тот. Ростральные колонны слева, значит, опять Петроградская сторона. Хотели экскурсию — получайте. Изучив на практике направление движения по полосам, попадаю на Васильевский, там всё просто, даже неинтересно: три основных параллельных проспекта пересекаются какими-то номерными линиями-улицами.
Кстати, двигаясь по Невскому, слышу с заднего сиденья реплику дочери: «Смотрите — это Вася Рогов». «У Васи должен быть зелёный джип» — говорю я, естественно, не веря во всякие глупости. Но ажиотаж продолжается, да и джип, правда, зелёный. Точно Андрей Федорцов, собственной персоной, было время разглядеть, пока стояли рядом на светофоре. Он нас, правда, не узнал, бывает.
Селимся на новую квартиру и продолжаем культурную программу. До вечера успеваем посетить Смоленское кладбище, часовню Ксении Петербургской. По уже родному Невскому едем в Александро-Невскую лавру. Поздно вечером, полюбовавшись городом, возвращаемся домой.
31.12
Сегодня двинули в Пушкин (Царское Село), не слушая умные советы навигатора, еду своей дорогой, предварительно изучив маршрут. Здесь лежит снег, лёгкий морозец, хорошо. В Питере эти дни тепло, +3. Осмотрели всё, что можно, вернулись в город, до закрытия успели заглянуть ещё и в Эрмитаж. Затем, уставшие, но довольные, возвратились домой.
1.01
Встретив дома Новый год, сели на машину и рванули на набережную. Оставили «Калинку» в районе Кунсткамеры, пошли гулять пешком. Все здания в яркой подсветке, на Дворцовой площади зажигает какой-то ди-джей, шум, лучи прожекторов, факела на ростральных колоннах, светится разноцветными огнями всё, даже люди. Но холодный мрачный беспощадный лёд на Неве напоминает людишкам, что все они со своими огоньками бренны, что стихия притаилась рядом и ждёт… А люди чего-то боятся и от этого шумят всё громче, зажигают огни всё ярче, пьют шампанское и водку, чтобы подавить в себе этот неясный страх.
Пока все нормальные люди отсыпались, мы поехали в Кронштадт. Дороги пустые, ориентироваться легко, Гаишники с радарами уже проснулись, но гнать я не собираюсь, и они смотрят на нас с разочарованием. В Кронштадте особо поразили две вещи: грандиозный Военно- Морской Никольский собор и парочка взаимоисключающих дорожных знаков на одном столбе.
Посетили квартиру Иоанна Кронштадского, столетие со дня кончины которого отмечается завтра.
Как водится, поблудили по городу, многое нас там поразило. Для нас, живущих в городе, возникшем 110 лет назад, спокойно и мирно развивавшемся всё это время, суровая строгая старина фортов, домов, даже морского ветра, вызывала уважение к этому городу-крепости, к людям, там живущим, к боевой истории этих мест.
Вечером вернулись в Питер и отстояли службу в Иоанновском монастыре.
Похолодало, –5, снега почти нет, пылища, появилось даже глупое желание помыть машину. Хорошо, аналогичное желание появилось у многих и на мойках выстроились очереди.
2.01
Утром снова посетили Иоанновский монастырь. Днём — Александро-Невскую лавру, Кунсткамеру.
3.01
Ура! Мы снова в пути. Курс на Москву. Пошёл снег, мороз –10, дороги обработали какой-то гадостью, машина стала ещё грязнее. Дорога до Москвы ничем особо не запомнилась, просто ехали и всё. Где-то около 18:00 выскочили на МКАД, места уже знакомые, без труда и с помощью «ЖПС» нашли своих родственников в Одинцово, там и остановились.
4.01
День посвятили Москве. Наметили несколько пунктов, которые надо обязательно посетить, и влились в московское движение. После праздников пробок было немного, исколесили весь центр вдоль и поперёк, закончили день на Красной площади (естественно, машину оставили в закоулке).
Исключительно отрицательное мнение у меня сложилось о противогололёдной обработке дорог химией. Мороз –15, грязища, стёкла моментально забрасывает, а «незамерзайка» … замерзает, оставляя на стёклах непрозрачные разводы. Я думал, только у меня — нет, даже на крутых тачках щётки волокут по стёклам грязь. А скорость на МКАДе 100 км./час. Пришлось залить концетрат, немного стало лучше. Из-за этой слякоти в городе сыро, неуютно, ноги мокрые, машина покрыта какой-то слизью, множество аварий. Уж лучше привычный гололёд. Народ начинает ездить осторожнее, аварий (не смейтесь) меньше, машина чище.
5.01
Съездили на кладбище к родственникам, затем через центр Москвы едем в Сергиев Посад.
Вечером возвращаемся обратно и готовимся к продолжению путешествия. Машина ведёт себя отлично, чувствую, инструмент, канистры с маслом и тосолом вожу с собой зря.
6.01
Рано утром пролетели МКАД и свернули в сторону Нижнего Новгорода. Перед Владимиром повернули на Муром. Везёт нам с солнечной морозной погодой. Хорошая дорога, красивые пейзажи. Машина бодро бежит с полной загрузкой, хорошо держит дорогу, тяга двигателя позволяет спокойно ехать на пятой на подъёмах. «Калинка» мне всё больше нравится.
В Муроме, в первую очередь, поразило огромное количество «Калин» — каждая вторая машина.
В нашу программу входило посещение местных старинных монастырей. Дальше наш путь лежал в Дивеево, соответственно надо было пересечь Оку, полторы сотни км. и мы на месте. Но! Летом мы там переезжали по понтонному мосту, а как сейчас? Проверим. Спускаемся к реке, естественно, моста нет, немного в стороне наблюдается скопление легковушек. Подъезжаем, оказывается, это очередь на паром. Нам объясняют, что паром ходит каждые 40 минут, берёт много машин, час-полтора и мы на том берегу. Но! При погрузке происходит инцидент: какой-то местный крутой умышленно машиной отталкивает гаишника, чуть на него не наехав, всё сразу стопорится, приезжает милиция, начинаются разборки. Паром стоит уже час. Принимаю решение, разворачиваюсь, лечу в объезд через Нижний Новгород. Лишние 250 км. Зато ни от кого не зависим.
Дорога даётся легко, в сумерках влетаем на разбитый «автобан» — объездную Н. Новгорода, далее поворот на Арзамас. По указателям поворачиваем на Дивеево. Погода фантастическая. Мороз –18, изморозь. От каждого источника света в небо направляется столб света. Необычно, красиво, настоящая ночь перед Рождеством!
В Дивеево заехали в первую попавшуюся гостиницу, мест нет, но можно остановиться в простом деревенском доме за 350 руб. с человека. Ну, думаем, удобства во дворе, спать на полатях. На самом деле оказалось всё прозаичнее: качественный евроремонт, роскошная обстановка, унитаз с позолотой. Везёт. Сразу пошли на всенощную в Серафимо-Дивеевский монастырь. Ночью вернулись обратно, спать.
7.01
День решили посвятить поездке в соседнюю Мордовию, в Санаксарский монастырь к могиле Фёдора Ушакова. Выехали в 10:00, прямая дорога ведёт через закрытую Саровскую зону, поэтому поехали в обход через Вознесенское, Криушу, Теньгушево на Темников до указателя на монастырь, около 120 км. Дорога местами разбитая, местами на четверку.
На обратном пути заехали на святой источник Серафима Саровского. Искупались в ледяной воде. Оказалось не так уж и страшно. Понравилось, надо будет закрепить опыт.
В Дивеево вернулись в 16:00, пока пообедали, пока переоделись, уже стемнело, решили перенести выезд с раннего утра до обеда.
8.01
Культурную программу закончили к 12:00. Выехали в 14:00. Следующая остановка — Ижевск, повидать родственников, надо пройти почти 1 000 км. Дорога обратно через Арзамас, затем в сторону Н. Новгорода до поворота на Дальнее Константиново, далее по указателям на Кстово, на развилке повернул на Слободское, потом на очередной развилке налево, до федералки. Дорога здесь свободная, местами отличная, местами колдобины, природа красивая. Пролетели быстро, на федералку вышли уже в сумерках. Далее всё понятно, только гони. До Елабуги долетели на одном дыхании около 12-ти ночи. До Ижевска —174 км. Надо дотянуть. Дорога хорошая, свободная, беспрепятственно прибыли в Ижевск в два часа ночи, разбудили родственников, немного пообщались и спать.
9.01
Культурная программа в Ижевске.
10.1
Выехали в 9:00 по местному. Маршрут: Ижевск — Воткинск — Чайковский — Чернушка — Екатеринбург. Раньше ездили через Осу. Эта дорога для нас новая. За Чайковским остановил гаишник, докапывался-докапывался, думаю, заставит открыть багажник, а у меня там барахло утрамбовано так, что если начнёт проверять, два часа потеряем. Обошлось. Далее за каждым знаком сидело по засаде. Облава, наверное. На меня больше не обращали внимания. Дорога хорошая, сильный снегопад, наезжена только середина дороги, при встречном разъезде приходится осторожно сворачивать в сугроб. В Чернушке повернули по указателям направо на Екатеринбург. Среди в целом хорошей дороги попадается участок гравийки длиной в 3 км.
Где-то попадался указатель «Красноуфимск — направо, Екатеринбург — налево». Не подумавши свернул налево, а зря, получился крюк через Кунгур, зато по хорошей дороге на приличной скорости. Через Красноуфимск было бы ближе, какая там дорога изучим в следующий раз. После Кунгура дорога знакомая. В Екатеринбург въезжаем в 20:00 по местному, сразу на вокзал, там покупаем билеты до дома двум нашим пассажирам, снимаем квартиру за 2 000 р, едем туда и с чувством глубокого удовлетворения ложимся спать.
11.01
Культурная программа в Екатеринбурге занимает нас до 17:00. Ещё час «Сусанин» таскает нас по улицам города, назло указывая повороты именно там, где они запрещены. Мы наконец-то снова на трассе. Задача с одной ночёвкой добраться до Новосибирска, впереди ещё около 1 600 км. Спать что-то не хочется, но ехать всю ночь неразумно. Ночуем на 94 км. трассы Тюмень — Омск. Хорошая чистая гостиница, 700 руб. за двоих, 100 руб. за стоянку.
12.01
В 7:00 мы уже в пути, дороги знакомые, но длинные. Машина чует родное стойло, норовит превысить мой крейсерский лимит, пассажиров стало меньше, можно ускориться, 110-130 км./час. В Омске заезжаю на шиномонтажку, спускает заднее колесо. Ремонт занимает 10 минут и 130 рублей. После Омска машину уже не сдержать, 120-140. Скоро дом! И вот, ровно в 22:00 мы подъезжаем к родному подъезду. Эмоции подождут, разгружаем «Калинку», гоню её в родной гараж.
Вывод
«Калинка» за весь этот пробег вела себя достойно, думал, приеду, буду менять стойки, загремят. Ничего подобного. Сам удивляюсь. Всё отработало на ура. Печка очень хорошая, эффективно подаёт тепло задним пассажирам, щелей нет, на 130 км/час при –25 в салоне лето. После мойки изучил внимательно кузов. Два скола краски на передней части капота до серого грунта, и скол на лобовом стекле диаметром 5 мм без трещин. Легко отделался. Масло в двигатель долил 500 гр, в коробке уровень не изменился, тосол, тормозуха тоже на месте. Вообще, за всё время эксплуатации машина потребляла деньги только на бензин и ТО, ещё заменил левый задний фонарь (850 руб. в сборе), неосторожно при парковке упёрся им в железяку. Расход чисто по трассе 5,6-6,8 л. В городе 8,4-9,0 л.
По гарантии заезжал два раза: сразу после покупки, под клапан термостата попал кусок прокладки, устранили за час, выключатель блокировки заднего хода завис во включенном положении, устранили во время ТО-1. Всё бесплатно.
Машина просится в бой, мы тоже. Следующая поездка на Алтай.