Черноморское побережье и Toyota Corolla Wagon в октябре 2007 года

24.01.2008 | 19615 просмотров

Много читал на этом сайте отзывов и отчетов о путешествиях и давно хотел написать отзыв о нашей машинке. Но все никак не могу собраться (в основном из-за лени), хоть и записываю все расходы и ремонтные работы. И вот решил для начала написать отчет о путешествии на юг России в конце бархатного сезона.

Идея съездить в отпуск на море возникла у моей жены после приезда ее родителей из путешествия на Украину с заездом в Анапу. Ездили они в начале августа, впечатления только положительные. Отпуск у жены — 2 недели в конце октября, собиралась ехать она с сыном Ваней и другом нашей семьи, Романом. Особо на хорошую погоду не рассчитывали. Хотели просто отвлечься от обыденной жизни, получить новые впечатления и заряд бодрости, по меньшей мере, на год. Сначала я не собирался ехать — работа, но буквально в последний день решил отпроситься у своего начальника и он отпустил.

В первый раз на море ездили летом 2004 года на «девятке», трое взрослых и двое детей 10 и 11 лет. Маршрут: Челябинск — Самара — Пугачев — Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Краснодар — Джубга — Сочи — Новороссийск — Краснодар и обратно по тому же маршруту. Очень понравилось путешествовать на машинке, несмотря на лишение прав на обратном пути в Башкирии за встречку.

В прошлом году два раза ездили в Москву. Летом выходные очень редко проводим в городе.

Автомобиль: Toyota Corolla Wagon L-touring 1999 г.в. V=1,5 л, ГБО. Пробег на начало путешествия ~ 218 000 км. Перед поездкой поменял стойки по кругу (с установкой усиленных задних пружин, в результате чего машина поднялась на 4 см), передние колодки, масло в двигателе. Установил зимнюю резину (не шипованную), т.к. на обратной дороге боялся за перевал по уральским горам, все-таки конец октября. С собой, вместо штатного банана, взял полноразмерную запаску, китайский компрессор, литр масла, набор ключей, провода для прикуривания. Залит полный бак бензина.

Водители:
Иришка — 34 года, за рулем с декабря 2005 г., в первый день после получения прав села за руль нашей «ласточки» и периодически ею управляла. 2-го июля сего года приобрели для нее «Фаню».
Рома — 40 лет, за рулем давно. А/м — ВАЗ 2113. На правом руле и АКПП никогда не ездил.
Я — 34 года, за рулем 10 лет, а/м — ВАЗ 2101, 21093, «ласточка» — с мая 2005 г. Мечта — Toyota Prius в 20 кузове.

Пассажир: Ваня — 14 лет, счастлив, что мама отмазала его от школы на две недели.

Выезд наметили на утро воскресенья, 14 октября. Накануне прособирались до 3-х часов ночи, в итоге Ваня так и не нашел свои купальные трусы, а мы утром забыли взять подушки, одеяло, и постельное белье.

1-й день, 14.10.2007, воскресенье.

Погрузка в а/м, заезд к родителям, за Ромой, в магазин за водой, продуктами. В итоге выезд с газовой заправки на окраине города в 9:30. Одометр на «ноль», я за рулем. Скорость не более 120 км/ч. 1-й час пути: прошли 94 км, поворот на Миасс. После пос. Атлян короткая музыкальная пауза и на перевал.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

280 км. Небольшая остановка в Симе, полюбовались видом города, разложили задние сиденья, надули матрац, сумки с вещами распихали по углам и в путь. Два пассажира сзади приняли горизонтальное положение. Трасса более-менее свободная, фур немного.

320 км, граница Челябинской области, Башкирия. Перекусили бутербродами с чаем из термоса прямо на ходу. На подъезде к Уфе обочины усыпаны автомобилями — народ собирает опята. С текущими слюнями едем дальше. Помню, что в окрестностях Уфы должна быть газовая заправка, в итоге свернули не туда и сделали крюк 12 км.

431 км, в пути 6 часов. Заправились газом 40 л х 11 р. Солнышко села за руль, я в зад, на боковую, проехали большой пост ГИБДД с крышей через всю дорогу. Пошел дождь, который кончился только в Волгограде. Трасса стала сильно загруженной, много фур, ремонты дороги с объездами, знаки о запрещении обгона с прерывистой полосой и с Гайцами на обочинах...

631 км, где-то на территории Татарстана. Музыкальная пауза, смена водителя — за рулем Роман, я рядом. Очень тяжело ему привыкать к правому рулю на незнакомой узкой дороге в дождь и с интенсивным грузовым движением. Он по привычке очень близко подъезжал к заднему борту фуры, а потом пытался высунуться на обгон.

834 км, заправка газом где-то перед Самарой, я сел за руль, через 13 км свернули на объездную. Поворот на Чапаевск, Ивантеевка. Перед какой-то деревней переезд, знак «STOP», вокруг ни души, дорога хорошая. Дай-ка, думаю, остановлюсь перед знаком... проезжаю дальше, и в кустах за переездом вижу разочарованный взгляд гайдаровца с полосатой палочкой. Пугачев проехали быстро за Тойотой с Тюменскими номерами. На выезде заправились газом. Прошли 1 089 км. За руль сел снова Рома.

2-й день, 15.10.2007, понедельник.

1 293 км, первая остановка на посту ГИБДД перед мостом через Волгу у города Саратов. На часах 0:00, время Челябинское. Проверили документы, записали наши данные в свой журнал, и мы отправились дальше. Ромка проехал еще 50 км, дотянул до заправки, и за руль сел я. Меня прикемарило километров за 10 до Камышина. Дальше поехала Иришка, я, скрючившись вопросительным знаком, заснул на переднем сиденье. Проснулся от того, что по днищу машины застучала щебенка и, немного повиляв, машина остановилась на обочине. Оказалось, моему солнышку дорогу перебегали лисы, а она на скользкой дороге их объезжала и вылетела на обочину. Сон как рукой сняло, за руль сел я. Кончился газ, завернул на ближайшую заправку. Волгоград проехали по объездной, немного сделали крюк (поехали по указателям на Элисту), в итоге выехали на центральную улицу города, проехали по ней еще километров 25. Свернули на дорогу вдоль шлюзов Волго-Донского канала им. В.И. Ленина, затем на Котельниково, Сальск и поехали вдоль ж.д.

1 938 км, 11:00. Котельниково. Заправка, в салоне появился запах газа. Открыл капот — шипит в районе редуктора. Вылечилось подтяжкой на пол-оборота подающей трубки, видимо, растрясло на наших веселых дорогах. Завтрак — 300 р. на 4-х, умывание, туалет. Пытались проехать на станцию, купить рыбу, но не нашли дорогу. Видели только 2-х теток с корзинами, замотанными марлей, идущих по направлению к ж.д. Рома сел за руль. Вдоль дороги рогатины, на которых продают рыбу, но останавливаться уже не хотелось. Началась Ростовская область, казачьи станицы с добротными домами вдоль дороги. Проверка документов на очередном посту ГИБДД.

Из-за неточности в атласе заплутали в районе с. Песчанокопское. Сначала на развилке повернули в сторону Ставрополя. Я смотрю в атлас, а дорога на Тихорецк идет через село. Сел за руль, вернулись, проехали через Песчанокопское, уперлись в ж.д., спросили у местного дорогу. Оказывается, мы правильно поехали на Ставрополь, через 16 км от развилки будет поворот на Тихорецк. В итоге намотали лишних 27 км. Тихорецк прошли быстро по указателям на Первомайское. Кончился газ, заправок нет. Заправились только когда выехали после Выселок на трассу М4. Далее через 14 км направо в направлении станицы Дядьковская. По городу Тимашевск тоже показалось движение немного замысловатое, спрашивали дорогу у местных. Далее через станицы Старонижестеблиевская, Полтавская выезжаем на трассу Краснодар — Темрюк. И через Славянск-на-Кубани доехали по этой дороге до поселения с названием «Светлый Путь Ленина». Где-то в районе этого села свернули налево на Анапу и покатили к морю. На небе слева, в стороне Новороссийска, грозовые тучи, темно, а справа, где Анапа и Витязево, — солнце светит. Красиво.

2 650 км, 20:30. п. Витязево. Время в пути 35 часов. Средняя скорость 75 км/ч. Заправлено газа на 2 600 р., получается примерно 1 р./км. По-моему, неплохо при такой загрузке. Температура за бортом 15°С, температура моря примерно такая же, сильный ветер, сходили до моря — холодно. Зато теплый прием, встретили как хороших знакомых, хотя знакома хозяйка только с Иришкой, и виделись они в последний раз лет 10 назад. Нас с женой поселили в номер в кирпичном доме с туалетом и душем. Рому с Ваней поселили в номер без удобств в деревянном доме. Проехали до магазина, называется «Мир еды». Очень не понравилось обслуживание, как будто делают тебе большое одолжение (как в советском гастрономе во времена дефицита). Больше в этот магазин не ходили, хоть ассортимент неплохой. Понравилась сеть магазинов «Магнит».

3-й день, 16.10.2007, вторник.

Утром проверил уровень масла в двигателе, все внутри сразу опустилось — следы масла на конце щупа (видимо, сказалась долгая езда на оборотах 2 500-3 000 с периодическими повышениями до 6 000 на обгонах). В принципе, она у меня и раньше кушала масло на трассе — надо было раньше проверить. Вылил прихваченный с собой литр масла — середина между max и min. Хорошего мало — будем искать такое же масло в местных автомагазинах (Total 10W40).

Небольшая экскурсия с хозяйкой по Витязево показала, где какие магазины, где центральный пляж. Оказывается, с ее слов, основан поселок выходцами из Греции. Иришке понравилось обилие цветов на улице, впервые увидела, как растет виноград. Очень понравилось нам греческое кладбище, чистое и ухоженное. Затем наша проводница, уже на своей «девятке», проводила нас до рынка в Анапе и уехала по своим делам. На рынке купили Ване шорты для купания, оставили машину на стоянке и пошли в сторону моря. Холодный ветер. Море холодное.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Зато отдыхающих практически нет. Улицы пустые. Помыли машину у ж.-д. вокзала, только сверху — 200 р. (за такую помывку в Челябинске я отдаю 100-120 р.). Сразу же пошел мелкий дождь. На западе — чистое небо, решено ехать в сторону порта Кавказ. Какие все-таки замечательные дороги в Краснодарском крае. На повороте в село Лермонтово заправились газом по 10,8 р. Итак, едем мы по дороге, по сторонам виноградники, Иринка с Ромой говорят — давай остановимся, я говорю — да вы что, они, наверное, охраняются. Едем дальше — на винограднике рабочие обрезают лозу, готовят ее к зиме (вчера нам хозяйка сказала, что сбор винограда уже закончен, и можно заходить в виноградники, так как они уже не охраняются). На следующем поле все кусты усеяны черной ягодой, останавливаемся. Оказалось, поле вообще не обобранное, так как ягоды высохли прямо на лозе, короче — изюм с косточкой. Но попадаются и не вяленые грозди. Лесопосадка между полями — грецкий орех, но орехи все поклеваны птицами или червивые. Двинулись дальше. Проверка документов при въезде на косу. В лимане слева от дороги — утки, цапли, лебеди, справа — железная дорога, за ней Азовское море. Повернули направо через переезд и выехали на берег Азовского моря.

Весь берег усыпан мелкими ракушками, очень красиво. Когда по ним идешь, раздается такой прикольный хруст. Записал видеоролик на фотоаппарат.

В море — около десятка разнообразных кораблей. Доехали до порта. Самая западная точка нашего путешествия. На одометре 2 785 км. Цены за переправу: легковой а/м — 800 р. + 180 р. с человека. Купили в киоске курочку-гриль, перекусили на берегу моря и поехали обратно, в сторону Витязево. На обратном пути опять завернули в лесозащитную полосу: с одной стороны от нее виноградник, с другой — бахча (уже убранная, но лежит несколько мелких дынь и арбузов).

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Наелись сладких спелых ягод, насобирали с собой в пакетик. К вечеру погода улучшилась, мы сняли кофты. Но, когда заходит солнце — холодно.

На одометре 2 880 км. За день пройдено 130 км.

4-й день, 17.10.2007, среда.

Погода замечательная. Пока мы спали утром, Рома с Ваней ходили на море, искупались (Рома и дальше купался по утрам, а Ваня ленился).

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Завтрак, отъезд в Абрау-Дюрсо. После последнего посещения в 2004 г. стало намного красивее, на берегу построили храм.

Облагородили винный магазин.

Взяли домой местное шампанское. На экскурсию по винзаводу не пошли, т.к. категорично не допускают детей до 18 лет, есть, конечно, детская комната, но она не рассчитана на ребеночков 14 лет. На берегу озера рыбачит дед, предлагает на прокат плоскодонку на час — 100 р. В кафешке купили пирожков-салатов-булочек (очень вежливый продавец), проехали в сторону храма, спустились к озеру и перекусили на берегу. Рома даже искупался, мы не полезли, все-таки вода холодная.

Новороссийск. Честно говоря, не заметил на улицах этого города обилие ПРавто (как многие пишут в своих отзывах), по моим впечатлениям не более 3-4%. На одной из улиц, пока ехали в пробке, увидели цветущую сирень, доехали до мемориала «Малая земля». Посетили музей военной техники, галерею памяти, которая снаружи напоминает нос катера морской пехоты. Затем по центральной улице выехали к порту, немного прогулялись.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

На стеклянных дверях морвокзала объявление «туалет не работает». У причала стоит крейсер «Михаил Кутузов», на экскурсии допускают только группы более 15 человек. На набережной у какой-то сточной трубы парень ловит рыбку на голый крючок, пока мы стояли рядом — ничего не поймал.

Геленджик. Приехали в 16:00, прогулочный теплоход в море ушел 30 минут назад. На маленькой яхточке за 300 р./чел. мы не осмелились выйти в море, так как с моря дул очень свежий ветер, а теплых вещей у нас с собой не было. На набережной художник рисовал портрет, сказал, что освободится через 30 минут. Ждать не стали, решили нарисоваться через пару дней. Но художник обманул, сказав, что бывает каждый день (в следующий наш приезд так и не появлялся). Перекусили в кафе недалеко от набережной. Очень вкусные харчо и шашлык с соусами, средняя солянка, а Иришке как всегда «везет» — заказанный ею куриный бульон на вкус оказался бараньим с кусочками куриного мяса. Поехали в Витязево. В Новороссийске попали в пробку на узкой дороге. Оказалось, впереди был переезд, который, видимо, надолго был закрыт. Быстро стемнело. По радио передают новости с футбольного матча Россия-Англия. Первый гол наши пропустили.

В Анапе решили заехать в какой-нибудь нормальный магазин. Немного поплутав по одностороннему движению, наткнулись на «Магнит». Из города выезжали минут 30, в конце концов, пристроились за машиной с кемеровскими номерами, которая нас и вывела уверенно на трассу. В Витязево приехали в 20:15. Приятно были поражены, что наши сравняли счет, а потом и вышли вперед. Молодцы! Удивили хозяйку очередным новым блюдом — мясом под ананасами.

На одометре 3 135 км. За день пройдено 255 км.

5-й день, 18.10.2007, четверг.

После завтрака решили съездить на Большой Утриш. По дороге в каком-то поселке стояла машина с живой рыбой. Остановились, подошли поближе. Продают живого карпа и копченых толстолобов, от вида которых начала обильно выделяться слюна. Купили одну рыбку и в магазин через дорогу — за пивом. Решили на обратном пути заехать и купить свежей рыбы на ужин. В Большом Утрише остановились на небольшой стояночке у пляжа, входит только пять машин (представляю, что тут творится летом). Через пару часов наблюдал на ней вот такую картину:

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Номера регионов слева направо: 63, 74, 43, 61, 05.

Пляж состоит из достаточно крупной гальки, сидеть и лежать не очень удобно, но зато песок никуда не попадает. Есть капитальный туалет типа «сортир», небольшой пирс и кафешка у скалы. Мы с Иришкой в первый раз окунули в море свои тела. После некоторого времени пребывания к нам подошел мужчина, представился Валерой, пригласил на морскую прогулку за 200 р. с человека на час. Долго нас уговаривать не пришлось. Катерок у него небольшой, но мы все в него поместились плюс его помощник — молодой парень. И пошли мы в море, увидели вдалеке дельфинов, Ване дали порулить за штурвалом.

Остановились порыбачить. Такими снастями я рыбачил в первый раз: небольшой спиннинг, тонкая леска, крючков штук десять и в конце большое грузило. Опускаешь эту снасть с голыми крючками до дна, затем поднимаешь, а на крючках уже болтается несколько сардинок размером 10-12 см.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

За час с небольшим наловили килограмма два, потрошили потом дольше (нам затем сказали, что ее можно было и не потрошить, что она так даже вкуснее). Ваня не рыбачил, его стало укачивать на волнах, и мы направились к берегу. Отдали Валере 1 000 р., не жалко за полученное удовольствие. Еще немного покупались и позагорали. За руль сел Рома, так как он пьет безалкогольное пиво, проехали до дельфинария, но он в это время работает только раз в неделю, когда приезжает много народу с экскурсиями. Затем поехали в Витязево. Естественно, рыбу уже не стали покупать. Кончился газ. Залили 20 л в Анапе по12,5 р./л — однако!!! (самая большая цена за поездку).

На одометре 3 213 км. За день пройдено 78 км.

6-й день, 19.10.2007, пятница.

Во время прогулки по Анапе предлагали съездить на автобусную экскурсию с конной прогулкой в окрестности г. Абинска. Мы решили прокатиться туда на машине, что и осуществили в этот день. Ваня с нами отказался ехать, ему надоели постоянные поездки туда-сюда, и он остался гулять в Витязево.

По дороге, в Верхнебаканском, купили ведро опят. Опята здесь не такие ароматные, как у нас на Урале, и бывают разного цвета, как нам объяснили бабули-продавцы, светлые растут под акациями, темные — под дубами.

Приятно удивила цена газа по трассе Новороссийск — Краснодар на заправках «РосНефть» — 10,20. Заправились до полного бака на обратном пути. Так как не знали, куда именно ехать в Абинске, проехали через весь город. Спросили на выезде в автосервисе, и нас направили на нужный путь. Оказывается, надо было в город не заезжать, а ехать направо — по объездной. Через 2 км свернуть направо по указателю на Шапсугскую. Через 10 км слева будет большая поляна с вековыми дубами, а направо указатель — конные прогулки. Дорога хорошая, только в одном месте, видимо, смыло асфальт и небольшие ямки. Если на скорости влететь — мало не покажется.

Покатались на лошадках. Цена удовольствия — 150 р./чел. за 40 мин. + за въезд а/м — 20 р. Лошади идут сами, спокойно одна за другой (еще бы — все лето каждый день по одной и той же тропе). Местные бродят по кустам и поляне — собирают шампиньоны. Время прогулки хорошо рассчитано, под конец начинает уставать пятая точка. После лошадок проехали дальше по дороге до деревни, потом за нее, до родника. Попили холодной водички, умылись и поехали обратно. Заехали на поляну с дубом. Как раз втроем смогли его обнять.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

А это я, залез на нижний сучок.

Не проехали мимо санатория «Лесное озеро», зашли на территорию (вход — 10 р.). Озерко небольшое, примерно 100 х 200 м, вода мутноватая, зато живут на нем вот такие красавцы — лебеди.

При нашем появлении они сразу подплыли в надежде получить что-нибудь. Увидев, что у нас ничего для них нет, они также важно уплыли обратно. Еще там мы увидели порхающих над цветами существ с хоботками. До сих пор гадаем кто это: колибри или бабочка.

В поселке *** купили живое пиво в частной пивоварне и свежего мяса на ужин. Затем после п. Горный остановились у музея с названием «Берендеево царство». Мрачное место. Кругом чучела животных, съеденная молью шкура тигра, и три живых существа: лиса, ястреб и енот.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Последний с таким грустным взглядом, аж мороз по коже. Как будто говорит обреченно: «Ну вот, скоро придет зима, и из меня тоже чучело сделают». Да, кстати, вход — 30 р. Короче, сели в машину и поехали восвояси.

В Витязево взяли Ваню и проехали на местный пляж «Паралия». Прошли по пустынным рядам, где летом, видимо, не протолкнуться от народа.

Открыт только один ресторан, и еще сидит женщина, продает билеты на экскурсии. На пляже, сколько хватает глаз, человек 10, считая нас. Вода чистая, небольшие волны. Искупались. Температура воды как летом на наших чистых озерах (Увильды, Тургояк). Немножко побесились. Наткнулись вот на такое место (протяженностью всего метров 20): встаешь на дно, песок у тебя из под ног вымывает и засасывает по колено, как в трясину. Прикольно.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

На ужин кормили хозяйку мясом, запеченным с грибами. Прощальный ужин. Завтра решено сниматься с якоря и ехать потихонечку в сторону Сочи, в субтропики. Затарились местным коньяком — 40 л, вином — 20 л. Коньяк очень хороший, пробовали, родители привозили.

На одометре 3 438 км. За день пройдено 225 км.

7-й день, 20.10.2007, суббота.

Утром встали, собрали вещи, попрощались с хозяйкой и в 11:00. потихоньку выдвинулись в сторону Новороссийска. На посту ГИБДД при въезде в город хотели отобрать права за вождение в нетрезвом виде, видимо, был слабый запах от съеденного утром винограда. Сунули прибор — показало 0,3 (за 10,5 лет подвергался этой процедуре впервые). Майор говорит:
— Ну, мужик, ты попал. Если здесь показало, значит в больничке точно покажет.
— Так поехали на мед. экспертизу, — говорю.
— А ты понимаешь, что тебя лишат прав минимум на 18 месяцев?
— ДаЮ понимаю, но я трезвый, чё вы хотите-то?
— А ты всегда такой спокойный? А что ты можешь предложить?
— Одну тысячу рублей.
Далее «наша раша»:
— О-н-у ыся-у уб-ей? А не пошли бы Вы в о-пу. Мне, — говорит, — Черное море уже вот здесь (показывает у шеи), я на Канары хочу.
— Ваши проблемы, — говорю.
— Ну ладно, я вижу, парень ты хороший, у меня к тебе претензий нет. Магарыч капитану поставишь и езжай.
Капитан говорит: «Пять «рублей» устроит?»
Я: «Нет».
Он: «Че, такой бедный, что ли?»
Я: «Да нет, не бедный, только вам платить не собираюсь». А про себя думаю: «Ни х... себе запросики нехилые».

Ну, в общем, поглядели мы на друг друга молча секунд тридцать, затем он молча отдал права, я сел в машину и уехал. На выезде из Новороссийска снова остановили для проверки документов. В Геленджике поставили машину на муниципальную парковку в центре и пошли на пляж, позагорали пару часов. Поужинали в кафе на ул. Колхозной и проехали к знакомым, проситься на ночлег. Встретили нас тепло. Выделили две комнаты. Спасибо вам, ребята, за все. Миша «капитанит» на небольшом прогулочном катере, Люда работает в магазине, собирается в декрет, двое детей: Лиза — 7 лет, Витя — ровесник Вани.

Показания одометра перестал записывать.

8-й день, 21.10.2007, воскресенье.

Встали пораньше, отвезли Мишу на тонкий мыс к стоянке катеров. Иришка поехала обратно, а мы с Ромой пошли на катере к пирсу. Примерно на середине бухты Миша пришвартовался к баку, и мы искупались. Красота.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Причалив к центральному причалу, увидели Иришку, она уже приехала. Ваня с Витей уехали в горы на соревнования, и Миша уговорил нас идти с ним на рыбалку, 300 р. с человека. С Иринки денег не взял. Народу набралось 9 чел.

Погода стояла отличная, но клев был хуже, чем на Большом Утрише. Вокруг еще с пяток разных катеров. Много раз переходили с места на место. Неподалеку резвились дельфины, видимо, распугивая рыбу. На одну удочку, прямо за леску, зацепился морской конек.

Сфотографировали и отпустили. Рядом с нами рыбачил парень с Чукотки, приехал в отпуск. Искупались в открытом море.

По прибытию в город купили на рынке цыплят-гриль, пообедали дома. Пацаны приехали с соревнований и пошли гулять, а мы рванули в п. Прасковеевка на «скалу-парус». По дороге туда произошло вот что. Для равномерного распределения груза в машине две 10-литровые пластиковые канистры я поставил за передними креслами, для ног задних пассажиров места достаточно, а заодно и канистры они поддерживают. Так вот, на одном из крутых поворотов канистра падает набок, уголок ее лопается, и коньяк с хлюпаньем начинает вытекать на коврик... хорошо, что только уголок. Кое-как заклеили поврежденное место изолентой и поехали дальше. При подъезде к месту стоянки после небольшого пригорка асфальт неожиданно кончается, я не успеваю оттормозиться, и мы с грохотом вхреначиваемся в очередную яму. Канистра подпрыгивает и лопается с другой стороны. И опять потекло... потом на стоянке нашли 5-литровую и 1,5 бутылки, перелили остатки. Получилось литров 6. В салоне запахло коньяком (представляю, что если бы сейчас гайцы остановили...). Вытащил коврик, сполоснул в море. А в Прасковеевке цветет вишня (или черешня?).

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Потопали до скалы. Не жарко, людей практически нет, не то что летом — пЕкло...

Искупались. От скалы в море уходит гребень шириной около метра. Стоишь на камне по щиколотку в воде, а в шаге — глубина метров пять. Прям как в известном фильме.

Зато какой вкусный виноград на винограднике в Прасковеевке. Крупный зеленый мускатный виноград. Жалко, оставили в машине фотоаппарат, запечатлеть те грозди, которые остались на лозе не обобранными. Набрали целый пакет, ручки лопнули, еле донесли до машины. А сколько осталось еще на лозе... Такого вкусного мы в жизни не ели. Ягоды крупные, светятся на солнце. С такой спелостью до Урала он просто никогда бы не доехал.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

На одометр посмотреть забыл.

9-й день, 22.10.2007, понедельник.

Утром проводили детей в школу, попрощались с Мишей, довезли по пути на работу Люду (предлагал деньги за то, что приютили — наотрез отказалась) и двинулись далее на юго-восток. В п. Возрождение налево — небольшие водопады на речушке с красивым названием Жане. На входе никого нет — видимо, сезон закончен. Проехали по грунтовке до шлагбаума и прогулялись до водопадов. Поднялись к дольменам. В конце благоустроенной тропы живут люди. Сказали, что выше, через 2 км, красивые и высокие водопады, но идти надо прямо по руслу реки. На такое мы не были готовы и пошли назад.

Далее по дороге село Пшада. Объявление «прогулки на джипах», а за ним несколько ГАЗ-66 и УАЗики :). Потом справа у дороги стоянка с большой закусочной у рукотворного водопада (ночью, видимо, красиво). Поворот на Криницу и Бетту, где мы были 3 года назад.

Гебиусские водопады. У входа схема маршрута и мужик с совой, собирает плату за вход: взрослые — 60 р., дети — 40 р.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Места очень красивые, крутые подъемы. Водопады более высокие, чем на р. Жане, но очень маловодные (в отличие от изображенных на схеме). Местные жители сказали, что дождей не было уже 4 месяца, пересохли некоторые родники.

Дерево желаний. Надо загадать желание, бросить монетку и пройти.

Далее поворот на Краснодар, Джубга, Лермонтово и крайняя точка нашей сегодняшней поездки — село Пляхо (поворот налево у проходной лагеря «Орленок»), где мы были 3 года назад, комнаты в тихом месте на склоне в доме большой греко-грузинской семье. Ваня утомился от поездки и тасканию по водопадам, завалился спать. А мы втроем поехали искупаться в море. Доехали до Новомихайловского. Очень понравился пляж, мелкая галька 3-5 мм. Много людей пенсионного возраста, видимо, неподалеку пансионат или санаторий. Висячий мост через речку. Море теплее, чем в Анапе и Геленджике. Купили мяса, вечером жарили шашлык.

10-й день, 23.10.2007, вторник.

Попрощались с гостеприимной хозяйкой. Курс прежний. Начался серпантин. В Туапсе заправились газом по 12 р./л. У дороги начали продавать хурму. Купили 4 кг «королька». Тоже самое, что и с виноградом — вкус бесподобный (40 р. за кг). Съели втроем минут за сорок (Ваня у нас хурму не ест). Наконец-то нашел свое масло, к этому времени уровень уже был на «min».

И тут я попал на засаду. Где-то между Лазаревским и Лоо. По всей дороге знаки «обгон запрещен» и сплошная разметка не противоречат друг с другом и установлены, в принципе, логично, где прямые участки менее 100 метров. Еду я за небольшим фургоном 30 км/ч, высматриваю место для обгона. Пассажиры мои тоже расслабились, начался населенный пункт. Смотрю, пошла прерывистая разметка, дорога прямая метров 400, встречных нет, нажимаю на гашетку, обгоняю. Смотрю — вот они стоят, взгляд на спидометр, притормаживаю до 60, останавливают — думал за скорость. Оказывается, в начале прямой стоит их любимый знак (я думаю, самый денежный на сегодняшний день в России). Вот так всегда — нигде не нарушаешь (пока ехали, было много обгонов через сплошную, я терпел), и так обидно попался.
— Ну чё, — говорят, — придешь за своими правами на суд в Сочи, в понедельник.
— Да вы что, мне в понедельник уже на работу в Челябинске.
— Тогда у тебя два варианта: или оставляешь права, или 3 000. Как раз на троих по рублю.

В итоге после упорных торгов отдал 2 500 — первый и последний штраф за всю поездку. Уже дома, в Челябинске, один знакомый прокурор сказал, что можно было написать в протоколе ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства, и они обязаны были бы переслать права (а здесь уже можно было бы доказать о неправомерном применении знака и прерывистой разметки). В довершение всего, через пару километров Ваню укачало, и прямо на коврик...

Доехали до Сочи. Знаменитых сочинских пробок почти нет. Бензин Аи-92 — 20,1, газ — 13 р./л. Машин очень много, но все ездят очень вежливо, предупредительно, уступают при перестроении и выезде со второстепенной. Доехали до Ромкиного друга, где хотели остановиться, но он как назло только вчера взял двух квартирантов, а больше места у него нет. Семья большая. Иришка осуществила свою мечту — сорвала с дерева хурму. Затем мы проехали пару кварталов в сторону моря и вышли на городской пляж. Людей мало, море теплое, еще теплее, чем вчера. Песок не сказать, чтобы очень горячий, но лежать на нем приятно (в Витязево песок был более мелкий и очень холодный).

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Через часок солнышко спряталось в облака, и мы поехали дальше. Заехали в дендрарий, полюбовались цветущими деревьями, пофотографировались. Билеты: 150 — взрослый, 90 — детский. В нижнем дендрарии удивились обилию черных нутрий, а вот лебеди, похоже, с подрезанными крыльями. В цветнике среди роз прыгает кролик.

Быстро стемнело, а мы еще не определились с местом ночлега. Поехали в сторону Адлера, так как хотели с утра ехать на рынок в Веселое. В Адлере после моста через реку заехали в частный сектор, и я пошел спрашивать, не сдается ли где комната. И один абхазец, назвавшийся Борисом, сказал, что есть у него комната. Вынес чистое белье, и мы поехали с ним смотреть наш ночлег. В общем, ночевали мы в двухэтажном благоустроенном... гараже с видом на реку Мзымта за 200 р. с человека. В этом «частном секторе» практически в центре Адлера живет много людей. И все они живут в страхе за свое будущее, потому что Олимпиада, а постройки все незаконные. Борис сказал, что в следующем году вообще закроют все дороги для проезда в связи со строительством новых объектов, и чем будут жить люди, непонятно. Эдакое затишье перед бурей. Договорились, что он приедет за ключами завтра в 10. Легли спать. Ночь была неспокойная. Под окнами бесконечная езда и ходьба. Жужжание комаров...

11-й день, 24.10.2007, среда.

После завтрака поехали в Веселое на рынок. Купили фейхоа, грецких орехов, каштанов, абхазской аджики, чачи, разных сувениров для родственников и друзей. Очень вкусное вино «Гранатовый браслет» (уже дома распробовали и пожалели, что мало взяли). Продают уже мандарины по 60 р./кг. На обратном пути, в Адлере, повернули направо, на Красную Поляну. Очень хорошая дорога. Просторные освещенные тоннели. Кругом десятки плакатов с символикой «Сочи — 2014». В конце пути живописные виды на снежные вершины.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

А это снимок через окуляр бинокля.

Канатная дорога. Работает только два уровня — 600 р. 4-й уровень — 800 р., —  доходит до снежных вершин. Предлагают прогулки на «джипах» до отметки 2 500 над уровнем моря, 700 р./чел. С удовольствием прокатились бы, если б не вчерашний штраф.

На обратном пути, после пос. Горный, завернули в уютное местечко на берегу реки. Откушали на обед речной форели, которую выращивают на ферме, 5 км ниже по течению.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

Сочи проехали по центру быстро, без пробок. По дороге купили хурму домой в пластиковом ящичке. В Туапсе заправились газом на той же заправке, что и вчера. Быстро стемнело. В 19:00 повернули на Майкоп. Дорога в основном хорошая. Ремонтируемый участок 10 км попадаются небольшие выбоины, но стоят предупреждающие знаки. На перевале — грунтовка протяженностью 7 км, состояние нормальное, шли 30-50км/ч. Представил, если летом в жару без кондиционера — ужас (пыль страшная). В республике Адыгея несколько засад продавцов полосатых палочек — проскочили без остановок.

Майкоп — Армавир — Тихорецк — Тимашевск — Сальск — Котельниково — Волгоград. Уже утро.

12-й день, 25.10.2007, четверг.

8:00. Купили немного продуктов в гипермаркете «Лента», что-то похожее на нашу Молнию, выехали на объездную. Позавтракали в небольшом кафе за Волгоградом, дешево и вкусно. Купили кучку раков за 200 р. перед Камышиным.

На черноморское побережье Кавказа на Toyota Corolla Wagon.

В Камышине заправились по 10,5. Я выпил бутылочку пивка и поспал до Маркса. Очень много постов ДПС в Саратовской губернии, пока я спал, Иринка с Ромой насчитали штук 10. Под Балаково заправка газом на «Лукойле», со скидкой по карте «ликард» получилось по 9,76 р./л — самый дешевый газ за поездку. Через пару километров пообедали в кафе. Пугачев легко прошли по указателям на Самару. И вот она, Самарская область, с хорошими дорогами и шикарной осевой со светоотражателями. Как раз начало смеркаться, и по этим маячкам было очень удобно ехать. На спидометре показалась вот такая цифра.

Обогнали фуру с 74 регионом, поприветствовали, сразу почувствовалось, что уже близко к дому (за всю поездку ни разу не встретили челябинских номеров, за исключением «девятки» нашей хозяйки в Витязево). Самару прошли по объездной, проехав 10 км за фурой со скоростью 20-30 км/ч. После выезда на М5 заправка газом по 10 р. и без остановок до Уфы.

13-й день, 26.10.2007, пятница.

В час ночи по Москве последняя заправка газом под Уфой по 10 р. Перевод часов на Челябинское время, и на последний рывок до дома. Аша — Сим — Юрюзань. Менялись с Ромой каждые 80-100 км. Гайцы спят. Фуры спят, дорога пустая, небольшой туман, местами снег (не пожалел, что поставил перед поездкой зимнюю резину). Красивые деревья с изморозью на ветках в лунном свете. Уреньга. Начали выползать на дорогу фурозавры и местные жители на 01-05-08-10 моделях ВАЗ, заполняя собой дорогу. Темп движения снизился.

Миасс, осталось 100 км. Начало светать. После раздвоения дороги опять разогнались до крейсерских 120 км/ч. Точно эта же цифра зажглась на мосту после поворота на Саргазы (там стоит радар, и на табло написано «ваша скорость:»). И вот, наконец, родной Челябинск, встретивший нас небольшими утренними пробками. Время прибытия 8:30.

Время в пути от Туапсе — 35 часов.
Пройдено от Туапсе — 2 600 км.

Другие цифры:

За 13 дней пройдено по дорогам России 6 850 км.
Сожжено: 660 л. газа, 19 л. бензина, 3,5 л. масла.
Итого на ГСМ ушло 8 100 рублей или 1,18 р./км.
Штраф — 2 500 р.
На проживание ушло 2 400 р.
Разные развлечения, платные входы и т.д.: 3 360 р.
Остальное ушло на еду, фрукты, сувениры и прочее.

Всего за поездку на 4 чел. потрачено около 30-32 тыс. руб.