Путешествие Черныша на край света

03.12.2015 | 22371 просмотр

Всем здравствуйте!

Читал на Дроме рассказы о путешествиях по русскому Северу, и все сильнее и сильнее разгоралось желание побывать в тех суровых краях.
А когда очень сильно чего-то захотеть... правильно — мечты сбываются!

Наш экипаж:

• моя жена Ирина, она же Солнышко, Солнце (Огонек). Три месяца назад немного поломала себе спину, но уже за месяц до выезда врачи разрешили садиться. Практически всю дорогу находилась в легком корсете и по утрам делала гимнастику.
  • ее сестра Ольга. Она с нами путешествует до Санкт-Петербурга, оттуда летит домой на самолете.
  • ваш покорный слуга, Андрей (KotAnd).
  • брюссельские гриффоны Бонифаций и Хлоя, на Урал-Дроме имеют общее прозвище — БуХло.
  • ну, и самый главный, наш Черныш (Toyota Cami 2001), куплен на аукционе и пригнан мною своим ходом из Владивостока в конце 2012 года.

Фото и видео снимали на фотоаппарат Sony DSC-HX50, камеру Sony HDR-AS100V, iPhone 5S жены и мой Nokia Lumia 625с такой вот заставкой :-)

Накануне отъезда уронил плашмя на мраморный пол :-(
Но, хоть и неудобно было в него смотреть, он выручил очень сильно как навигатор.
Навигатор же, Explay SLS7, в дороге иногда отказывался работать…

А маршрут наш был вот такой:

Надо сказать, что именно в таком формате, мы путешествуем впервые. В предыдущих поездках у нас была цель быстро куда-нибудь доехать (фестивали ДРОМа Хакасия-2010, Алтай-2011, Байкал-2012, Приморье-2013, поездки на наш юг в 2007, 2012, 2014, Крым-2008). Например, от Челябинска до Берлина мы доехали за двое суток в декабре 2014.

А в этот раз решили именно с толком и расстановкой путешествовать, проезжая в день не более 500-600 километров, с осмотром достопримечательностей. Судите сами, как у нас это получилось ;-).

По ходу путешествия Солнце заметки писала в телефон, из которых потом и получился этот рассказ. Он будет длинным, иногда нудным, и мгогожыпеговым.

День первый. 31 мая 2015 г.

Наше путешествие началось!!!

Вечером накануне выяснилось, что у нас нет газовой плитки (отдали еще в прошлом году), зато баллонов с газом много с собой взяли. Спасибо нашей форумчанке из Екатеринбурга и по совместительству куме, Герде. Встретила нас в ЕКБ, дала плитку, а заодно и кастрюлю со сковородкой.

На трассе ЕКБ—Пермь проблема с АГЗС (Черныш на газу), уже проехали две заправки с табличками «Газа нет», заправились уже в Пермском крае, в п. Шахарово. Там выяснилось, что Солнце мое забыла сумку со всеми собачьими причиндалами и документами... Придется покупать новые ошейники от клещей, поводки с ошейниками, а также миски и корм. Надеемся, что больше ничего не оставили.

По плану путешествия посетили Кунгурскую ледяную пещеру.

Немного перекусили тем, что из дома прихватили с собой, и пошли на экскурсию с 15:00, с элементами лазерного шоу (детям было бы интересно посмотреть в пещере лазерный мультик со сказателем — летучей мышью). Экскурсовод сказала, что мы помолодели на 5 лет после сеанса посещения, который длился 1:10, вместо обещанных 1:40, потому что среди посетителей были маленькие дети, а температура там от -2 до +5 градусов круглый год.

Вот тут -2, а где снега и льда нет — теплее.

Пещерные озера манят своей прозрачностью и лазурным цветом.

Площадь зеркала этого озера около 1000 кв. м, длина 35 м, глубина до 4 м, высота от поверхности воды до каменного свода не более 1 метра.

Экскурсовод приглашала в январе на Крещение, прям таки активно зазывала.

А пока мы лазали по пещерам, наши собачки зря время не теряли — нашли в машине то, что осталось от нашего перекуса, съели мясо. До колбасы не добрались, или насытились.

Далее путь наш лежал в д. Калинино. Там нас встретил за плотиной Алексей (Leva2000), проехали к нему домой, выпили чаю, и он нам показал дорогу до Белогорского монастыря. Это вторая достопримечательность Пермского края. «Гора названа Белой, поскольку долго нетающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. Здесь расположены подземные истоки малых рек и целебные ключи. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца».

Вот в одном из источников, в вырубленной часовне-купели Иришка с Ольгой и окунулись. Так как был праздник Святой Троицы, в часовне читал молитвы священник.
Красота с горы открывается непередаваемая фотоснимками и неописуемая словами! Ну а потом, в Калинино, гостеприимные хозяева угощали нас шашлыками под «KotAndоффку»;-) Спали мы в новом строящемся еще доме, на втором этаже — просто здОрово!!! Спасибо, Алексей и Ольга, за теплый прием и гостеприимство! Вы супер!!!
Итого за первый день проехали 586 км.

День второй. 01.06.2015 г.

Подъем в 6:00. Зарядка (у Солнышка), завтрак, небольшая фотосессия и снова в путь.

Пермь встречала нас пробкой, наверное, как и в любом другом областном центре с утра в рабочий день. Девчонки купили немного продуктов в гипермаркете на въезде в город, хотели для собачек взять поводки, ошейники, миски и еду, короче все то, что оставили дома, но, увы, там ничего не оказалось. Поехали в центр. Запечатлели себя с солеными пермскими ушами, даже Боне примерили.

Ирина:

И здесь мы малость разделились. Андрюшка с собачками остался в сквере, там где «шагающий медведь», а мы с Ольгой побежали в ЦУМ, движимые одной целью — купить все необходимое для наших четвероногих. Потом в другой торговый центр, потом в третий, у меня закралась мысль, что животных здесь не любят... ну нет зоо-отделов в торговых центрах и все.
Короче, мы даже поругались по телефону с Андрюшкой по поводу наших раздельных прогулок. Встретились только на набережной Камы, но настроение было испорчено. Обратная дорога до машины была с лицом у меня, как у статуи «Солнышко», размещенной на аллее по Комсомольскому проспекту.

А мы с собаками минут 20 подождали у «Медведя», и побрели по аллееКомсомольского в сторону Камы. Ну, сколько можно ждать на жаре. Спустились до набережной, а там рабочие поливают водой из реки уложенные гранитные плиты. Попросил их облить изнывающих от жары собак, а там уж и девчонки прибежали запыхавшиеся, но так ничего и не купившие.

Потом, молча, вернулись до «Медведя», ну и загадали желания, потерев мишке нос — он у него светится, хорошо отполировали желающие.

Захожу на телефоне в 2ГИС, набираю «зоомагазин», и, о чудо, через пару минут мы уже у него. И не надо бить понапрасну ноги, наматывая километры по незнакомому городу…

А ведь мы изначально хотели заскочить на пару часов в Хохловку, там архитектурно-этнографический музей под открытым небом, но так как потеряли время, поехали уже в сторону Кирова. А в Хохловку будет повод вернуться.

Что интересно, при этом виде, в машине у нас играло с флэшки:
«А-а-а-блака, белокрылые лаша-а-адки...» :-)

Приехали в Киров по местному времени около 19:00. Заселились в мини-отель «Старый мост». Отель расположен на втором этаже здания, в цоколе расположен лобби-бар «Мануфактура» с хорошей кухней. Но мы не были голодны — пошли по городу прогуляться, освежившись с дороги в душе. Кстати, 3-местный номер со всеми удобствами и телевизором на 12 часов обошелся нам всего в 1000 рублей, таких цен мы больше не встречали в пути.

Вышли на набережную реки Вятка. На набережной расположены памятник Александру Грину, тому самому, который «Алые паруса» написал. Вон он, над головой Хлоши ;)

С набережной открывается красивый вид на мост через главную реку бывшей Вятской губернии. Кировчане подумывают даже сменить название своего города.

Дошли до центрального парка города, Александровского сада, прошлись по мосту «влюбленных». Передохнули на скамеечке у памятника Петру и Февронии Муромским, посвященному семье.

«Скульптура излучает доброту, искренность, благочестие и душевное спокойствие и призвана наделить этими качествами все семейные пары».

Послушали музыку, играли на улице у моста ребята очень достойно. Народ даже танцевал. Созвонились и встретились с Анатолием (Forik-KiroF) и Михаилом. Они нам провели пешеходную экскурсию по городу. Хочется отметить, что городок очень уютный, чистый (не в обиду пермякам, намного чище!). Прогуливаясь по старинным улицам, в названии которых путались наши экскурсоводы, так как многие улицы были недавно переименованы и таблички висели уже с новыми названиями, а ребята периодически называли их старыми, дошли до Театральной площади, до центральной большой площади, где находится университет и серый дом правительства города Кирова. Здесь мы расстались с ребятами. Ноги уже не держали, да и собаки уже вяло передвигали своими лапами. Анатолий вызвал нам такси, и мы поехали в отель. Спасибо большое вам, ребята, за прогулку!

Пиво вот только мы кировское не испробовали, так как 1 июня в городе была полностью запрещена продажа алкогольных напитков, и хочется отметить, что пьяных на улице мы не видели.

А это тот самый Анатолий (в центре), наш замечательный гид по Кирову...

Бессонницей в эту ночь уж точно никто из нас не страдал, и даже шум, производимый нашими соседями (из Нижнего Тагила), мы не слышали. Кажется, что даже Хлоше было лень подавать голос на производимый шум из соседней комнаты, а она у нас «стервь» еще та, на любой шум лаем реагирует. Про шум этот нам сказала утром горничная, она все переживала, что мы от этого останемся недовольны ночевкой.

Итого за день проехали 605 км, всего пройдено 1191 км. Солнце посчитала (вернее, её телефон), что за день мы сделали 24855 шагов, из них половина в Перми, остальные по Кирову.

Спать! Спать! Спать!

День третий. 02.06.2015 г.

Следуем далее намеченному плану и держим путь в Великий Устюг.

Утро наступило в 6:00 местного времени. Разница по времени с Челябинском 2 часа, поэтому подъем был легким. Час на утреннюю гигиену и в дорогу!

На завтрак остановились в кафе «Радуга» (напротив кафе «Ладушки»), при въезде в г. Котельнич. Очень достойная кухня и цены радуют. Натуральный кофе с молоком всего 35 руб. Мы с Солнышком на двоих позавтракали на 200 руб. (щи, салат, сок, чай, сырник, блинчики, яйцо и кофе). Все очень вкусно приготовлено, рекомендуем! + принимают к расчету эл. карты. Немного подвела туалетная комната чистотой, но в целом впечатление от заведения очень даже положительное. Увы, фото не догадались сделать.

Дорога дальше местами просто шикарная.

Местами, чуть похуже… но все равно, по сравнению с М5 и М7 просто пустая. Этот северный путь, по которому мы ехали первый раз, очень нам понравился.

Из Кировской мы попали в Костромскую область. Заправились газом в Шарье и, уйдя от нее на север, вскоре оказались в Вологодской области. Вдоль дорог все чаще стали попадаться вот такие брошенные деревни :-(

Так же у дорог очень много складов леса, а по дорогам снуют лесовозы, отчего всё усыпано пиломатериалами.

На въезде в Великий Устюг, переехав через Сухону, сразу свернули налево, в Вотчину Деда Мороза. В кассе нас любезно спросили, можем ли мы приехать завтра, так как уже 16:00, а они работают до 17:00, но билеты продали, и мы зашли в сказку. Девчонок своих поторопил, чуть не палкой, быстрее дойти до дома Деда Мороза и вовремя. Каждые 30 минут проводятся экскурсии по дому, и неважно сколько людей. Мы как раз успели к последнему времени. Чуть позже еще подтянулась семья с ребенком из Северодвинска.

Всяческие сказочные атрибуты. Догадались какие?

Рабочий кабинет Деда Мороза.

Экскурсию проводила Марья-искусница. Конечно, все рассчитано на детей, но взрослым тоже довольно интересно.

Опочивальня.

Ну, а вот и сам Дед Мороз. Колоритный такой дядько, ростом метра два-с-лишним. Тут, на фото, он сидит на троне.

После посещения дома Деда Мороза немного погуляли по его Вотчине. В гостевых домиках никого не было (немного дороже там номера, чем в самом городе). Чуток бы пораньше приехать и погулять подольше, но... Самое главное, что вообще успели! Обязательно сюда надо привезти племянников, крестников, и неважно в какое время года! Здесь всегда сказка!

Выйдя с вотчины, поехали заселяться в отель «Двина», который, как и Кировский, бронировали еще дома, на «Букинге».

Великий Устюг небольшой городок с великой древней историей. Старые дома, максимум три этажа. Естественно, на имени Деда Мороза построен весь местный бизнес.

Большое количество храмов и монастырей! Конечно, внутрь храмов мы уже не попали, так как открыты они только до 17:00.

Закат.

По соседству с храмами мирно уживается символ советской эпохи...

Прогулялись по набережной и обратно в отель. Завели собачек в номер и пошли поужинать в ресторан. Заказали по местному пиву. Вкусное. Телятина тоже была очень даже прилично приготовлена!

Да. Тут уже белые ночи. Великий Устюг расположен севернее Питера. А дальше, в Архангельске, еще светлее будет.

За день проехали — 634 км, прошли опять немало, 24760 шагов. Всего за 3 дня проехали 1825 км.

День четвертый. 03.06.2015 г.

Утром зарядка. Гигиенические процедуры, зарядка и на завтрак. Сытно, вкусно, индивидуальный подход и обслуживание через официанта. Время летит незаметно, а еще не куплены сувениры в подарки. Я нервничаю, путь предстоит не близкий, а дорога неизвестная... Почти все сувенирные магазины работают с 10:00, но нашли все же, кто и пораньше открывается. Прикупили подарков и в путь, через АГЗС на выезде в сторону Котласа. До следующей заправки, уже на М8, газа не хватило, доехали на бензине, а там перерыв технический — заодно и пообедали там же в кафе.

Вот по таким дорогам ехали...

И церкви там вот такие тоже :-(

Заехали в Холмогоры, место рождения Ломоносова.

Храмы восстанавливают.

Храм на Белой горе (здесь тоже есть Белая гора и храм на ней) вблизи Холмогоров — закрыт.

Архангельск нас встречал низкими дождливыми облаками, дождем, впрочем, непродолжительным, и достаточно прохладной температурой воздуха.

Мост через Северную Двину, на въезде в город.

Заселились в квартиру, забронированную на том же «Букинге» и поехали в магазин «SPAR» купить продуктов на ужин. Время уже было почти десять, город опустел, собираясь ко сну.

Памятник защитникам Советского Севера 1918-1920 гг.

А напротив красавец храм реставрируют:

И прогулялись по пешеходной улице, «Чумбаровке», с многочисленными скульптурами и памятниками…

Сеня Малина, один из героев сказок местного писателя Степана Григорьевича Писахова.

Обелиск Севера. Открыт 7 ноября 1930 года.

Белые ночи это капец! Организм не понимает, что спать уже надо ложиться :-)

Вот эта фотография, например, сделана около часа ночи:

Пройдено всего 2534 км, за день пройдено 709 км.

Все, спаааать!

День пятый. 04.06.2015 г.

Подъем в семь, зарядка (сегодня уже вдвоем, к Иринке Ольга присоединилась), завтрак и в 09:00 выезд из квартиры. Вначале прогулка по городу. Я сходил в парикмахерскую (дома подстричься не успел перед отъездом), Ольга решила свои вопросы в банке и пошли на набережную. Попали под дождик, малость подмокли. И снова выглянуло солнышко, но тучки гуляют над городом.

В основном все памятники расположены на набережной Северной Двины. Не доехали только до памятника Петру Первому, а так практически все памятники запечатлели. Начали с «Нулевого километра» и закончили посещением Успенского храма Божией матери.

Нулевой километр.

Памятник тюленю.

Памятник Соловецким юнгам.

Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским (похожий установлен в Кирове, см. выше).

И снова в путь, в Северодвинск.

На о. Ягры к Белому морю.

Красота!!! Счастью собачьему нет предела))) Бонька носился по берегу моря, носом поднимал ракушки, запрыгивал в море, развлекался минут 20. Борода, брюхо и лапы в песке...

Море встретило нас солнцем, был отлив.

Можно гулять бесконечно по берегу моря... но мы снова в путь!

Остановились у природного памятника «Куртяево», попробовал водичку в источнике, не понравилась — очень много железа. Хотели сходить до церкви и другого источника, но как-то и тропинка пропала, да и машина осталась на обочине. Пока возвращались обратно (недалеко ушли, может, метров 200), слышим, уже машина остановилась возле нашей. Как только Ольга вышла на дорогу — машина сразу уехала. Короче, подозрительно очень, точно не за водичкой остановились...

Десятки и сотни километров дороги, а вокруг леса и разруха деревушек. Погода тоже, то дождик, то солнышко выглянет. Одно радует, что едем вроде в сторону голубого неба.

Где-то в окрестностях Онеги. Отлив на Белом море продолжается.

Так, вдоль реки Онега, слушая сказочку-фэнтези А. Белянина, доехали до Каргополя. Время первый час ночи. Решили остановиться в гостинице, несмотря что дороговасто. Разместились в номере полулюкс за 5200. Прошлые три ночи вместе взятые обошлись нам дешевле. Доползли до кровати и баиньки.

Всего пройдено за 5 дней — 3195 км, за день — 660 км, но дорога была сегодня тяжелой, мало асфальтированных дорог в Архангельской области...

День шестой. 05.06.2015 г.

Утро по будильнику, в 07:00 по местному времени, не получилось. Разбудил звонок из Челябинска, Ольге по работе звонили. Зарядка и водные процедуры. Завтрак в отеле на троечку. После завтрака загрузили вещи, прогулялись с собачками и в путь! Недалеко от места проживания находится «Ансамбль церковных зданий 16-17 веков», это мы уже потом прочитали по табличке.

Действующая и продолжающая свое восстановление Иоанна-Предтеченская церковь (1751 г.).

Чуть дальше Христорождественский собор (1562 г.), находящийся на реставрации,

и колокольня между ними, на которую мы поднялись за 60 руб.

Проехали мимо еще одного памятника архитектуры — Церкви Рождества Богородицы (1678-1680 гг. постройки).

И снова в путь! Остановились на границе Карелии и Архангельской области…

Тут надо сказать, что в Карелии дороги местами были ничуть не лучше, чем в Архангельской области...

Пообедали в Пудоже, в очень уютном кафе «Уют».

Здесь порадовали и сервис и кухня. Заказали блюдо карельской кухни — судак под сыром в ржаной корзинке. Вкусно, но по описанию в меню представилось немного другое блюдо. Но зато есть теперь идея, каким блюдом порадовать родных и близких из кухни Карелии...

Дальше, переехав через мост, остановились у деревянного храма Святителя Николая Чудотворца. Он был уже закрыт, работает до 16:00.

Со стоянки от церкви отъезжал Авенсис с ярославскими номерами. Мы поехали за ним. Оказалось, что мост-то был через шлюз Беломоро-Балтийского канала. Как тут не вспомнить про знаменитые папиросы, про карту, нарисованную на пачке, по которой летали наши летчики ;-).

А это уже следующий шлюз. Чуть правее виднеются маковки храма.

Проехав Медвежьегорск, свернули налево, в сторону Великой Губы, и через 110 км, проехав через нее, стали искать место для ночлега. Вышли из машины на поляне, и тут нас атаковало полчище комаров. Достали москитки. Супер, теперь нам они не страшны! Но есть более опасный зверь — клещ, его я заметил вовремя на руке. Второй напал на Боньку. Решили покинуть это неуютное местечко и перебраться поближе к деревне, но где травы поменьше. Разбили лагерь. Костер, палатка, озеро — что еще для счастья надо — чуток бы потеплее! Немного расслабились и устроили фотосессию в болотниках :-), прикольные сапожки, особенно когда в воду заходишь! Бесплатный вакуумный массаж, ха-ха! Пошла Солнце мерять глубину :-)

Качаю матрац в палатке для девчонок. Тут на фото видно тех самых зверей... И это нифига не звезды на пасмурном небе ;-), поэтому и есть и пить приходилось из-под москиток.

Всего пройдено 3683 км, за день 488 км, но дорожка местами была не айс...
Спать легли девчонки в палатку, а я с собаками в машине. На улице уже светало, хотя, не особо и темнелось :-)

День седьмой. 06.06.2015 г.

Ночка была для нас тяжелой... В машине не особо удобно, кресла не раскладываются в ровный пол, девчонки замерзли, да и палатка оказалась тесновата. И для матраца тоже. Палатку эту мы хоть и покупали в прошлом году, но первый раз опробовали. Надо матрац поуже покупать. Быстрый завтрак, кофе и на катерок (с ним мы договорились с вечера). Решили пораньше на остров добраться.

Капитан Сергей быстро домчал нас до острова. Собак взяли с собой, вроде никто замечания не высказал. Заплатили на кассе за вход и прошли на территорию музея под открытым небом. С погодой нам сегодня повезло, на небе ни облачка, ярко светит солнышко. Жаль только самый главный храм находится на реконструкции, нет целостности конструкции, но все равно — великолепие!

Красота на острове Кижи! Групп 5 разных иностранцев (немцы, испанцы, итальянцы, китайцы или корейцы) с экскурсиями гуляют с большого круизного корабля. А русских — одна. К ней мы иногда и присоединялись.

Изначально на острове был только один храмовый комплекс. А уже в конце ХХ века начали собирать и восстанавливать-реставрировать старые дома и постройки с окрестных деревень...

Например, дом зажиточного крестьянина Ошевнева, 1876 года постройки, отреставрирован в 1951-1958 гг. Дом-комплекс типа «кошель», в котором жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Слева вход в жилые помещения, а справа настил на сеновал, где жили птицы и мелкие животные, а под ним крупный скот.

Местный умелец (слева) строгает лемехи для восстановления куполов реконструируемого храма. По его словам, для полной замены, необходимо около 30 тысяч вот таких вот осиновых дощечек...

Убранство дома крестьянина попроще. Это стол-курятник. Тут зимовали куры-несушки, прямо в доме, в тепле.

Церковь с колокольней. Полностью восстановлена. Для экскурсионных групп даже проводится показательный звон.

Много сувенирки. Там же в кафе и немного перекусили, пока наш капитан за нами шёл по волнам Онежского озера. На обратной дороге по этим волнам Иринку хорошенько протрясло, в машине отлежалась потом.

Возле нашей машины паслись рогатые коровки. Собак взяли на руки, но никто из нашей мелочи даже и не думал нарываться. Бонька так вообще демонстративно от них отворачивался — страшно...

По дороге к Медвежьегорску свернули к озеру, я окунулся в Онежскую ледяную водичку.

Петрозаводск прошли по краю, заехав только на АГЗС. Свернули в Пряже по указателю на Сортавалу. Дороги замечательные, машин мало. Едем, едем, после деревни Маньга стоит на стоянке машина с вывеской «Парное мясо». Проехали и обсуждаем — вот бы мяска поесть, жаль, жареное не продают... я говорю — а что нам мешает, у нас плитка и сковородка есть, и соль, и масло. Вернулись, короче, за мясом, еще и сало прикупили.

Остановились километров через …дцать, на большой стоянке с беседкой. Не сказать, что место красивое, но самое то для готовки и комаров нет (живописное, у озера, уже было занято, там большую собачку выгуливали).

В беседке было гнездо, наверное, ласточки, и мы, чтобы ее не беспокоить, расположились на столе рядом. Чуть позже к нашему обеду присоединилась большая чайка.

Вкусно покушали, включая нагловатую чайку! Тут и дождик начал накрапывать... Мы быстренько все убрали за собой, и снова в путь. Смотрели отели по дороге, высмотрели в Ляскеля. До Сортавалы решили не ехать, т.к. там все гостиницы были заняты (искали через интернет), а где еще есть номера, так стоимость от 18500 руб.

Всего пройдено 4172 км, за день 489 км.

День восьмой. 07.06.2015 г.

Ранний подъем, быстрые сборы, кофе и быстренько до Сортавалы.

Купили ваучер на экскурсию на о. Валаам в киоске у пристани, по длинной программе, обещающей и концерт монастырского хора, и обед в трапезной монастыря, и переход на Метеоре в другую часть острова, а также свободное время для самостоятельного осмотра. Поставили машинку на стоянку в тени тополя, БуХло в этот раз оставили в машине.
Метеор меньше чем за час доставил нас на остров. Ольга не верила мне, что мы полетим, а не поплывем, пока в интернете не дал ей почитать про подводные крылья.

Первый раз идем на «Метеоре». Ощущения обалденные!!! Летим со скоростью 60 км/ч по Ладоге!!!

Летит шикарно, только брызги в разные стороны :-)

На острове весь людской народ разбился на туристические группы, и экскурсия началась.

«Высочайшия особы, изволившия посетить Валаамский монастырь» высечены на специальном каменном столбе (всего 10 особ на всех четырех гранях).

Знаменская (царская) часовня.

Образ богоматери выложен мозаикой, а на стене с тыльной стороны образ Святого князя Александра Невского.

У входа в Валаамский ставропигиальный мужской монастырь:

Фотографировать же внутреннее великолепие запретили под страхом выдворения. :-(

Через 1,5 часа звонок экскурсоводу — произошли изменения в программе экскурсии, т.к. объявили штормовое предупреждение. На Ладожском озере поднялись волны, которые грозили нам остаться на острове, так как «Метеору» страшны волны более 2 метров. Вместо обещанной длинной программы, получилась короче короткой.

Пришел «Метеор», и нас быстренько загрузили и доставили обратно, в Сортавалу...

Народ и мы пошли в турфирму, возвращать деньги за разницу в изменении стоимости в программе из-за погодных условий. Девушка нас без проблем быстренько рассчитала.
Сели в машину и поехали в сторону Санкт-Петербурга. По пути свернули к Ладожскому озеру, в одну из бухточек, чтобы отобедать. Тут я и в Ладогу занырнул.

А в бухте болтался на якоре теплоход.

Вчерашнее жареное мясо, сало, овощи и горячий чай — шикарный получился обед!

Бутылка у пенька — не наша. Предыдущие посетители этого живописного уголка оставили!

Дальше были опять карельские названия деревень и речек. Дорога то асфальт, то грунтовка, то ремонт...

Пробка по дороге в Питер началась примерно за 100 км до него. Ну, а что мы хотели, как никак воскресенье, и все возвращаются домой с дач, баз и мест отдыха... По дороге от ветра ломает и заваливает деревья на дорогу, не зря объявлено штормовое предупреждение на Ладожском озере...

Чуть позже выяснилась причина пробки. Вот из-за кого мы ехали 50 км ТРИ часа.
Военным приспичило перебазироваться под вечер воскресенья...

Приехали к родственникам в Питере уже в 21:00 по местному времени.

За столом и разговорами просидели до половины второго ночи. Пора бы уже и в койку.
Из-за туч белая ночь была не такой уж и белой (никакого сравнения с Архангельской)... Какой же день нас ждет завтра?

Всего проехали 4530 км, за день 358 км.

День девятый. 08.06.2015 г.

Мы в Питере!!!
Из-за туч вышло солнышко. Но за бортом градусов +10-12. Для прогулки по Питеру Иринка взяла с собой летний сарафан, ха-ха, в такую погоду он точно не пригодится.

Дошли пешком до станции метро. Поющие фонтаны на площади у станции «Московская»

Сирень, кстати, только-только распускается (у нас она цвела месяц назад).

Сели на маршрутное такси до города Пушкин и 45 минут «наслаждались» поездкой, хотя лицо южной национальности довольно аккуратно вел машину. Приехали к Екатерининскому дворцу, а там очереди в билетные кассы — на два часа нашего отпускного времени.

Пока стояли в очереди, услышали, что народ глупый, можно заказывать билеты через онлайн бронирование и тогда не пришлось бы выстаивать такие очереди. Решили заказать таким образом на завтра билеты в Петергоф, что сразу и сделали. Во дворец Екатерининский на экскурсию билеты достались на 18:00, поэтому решили вернуться домой и перекусить.

Монумент на Площади Победы (она находится на автомобильном кольце в начале Московского проспекта). Говорят, что в народе его называют «Стамеска». :-)

Обратная дорога до дома, закуп продуктов в магазине, скорый обед и, уже опаздывая, гонка в Пушкин... Одни гонки, ничего интересного и запоминающегося...

Залетели без очереди во дворец, успели! Но фотоаппарат забыли. Пришлось фотографировать на камеру, поэтому фото получились такие разваленные. Одели бахилы, взяли радио-гида (приборчик с наушниками), экскурсоводы сформировали группы, и мы вошли в дворцовые залы.

Какая красота! Какое величие! Это непередаваемое фотоаппаратом, и я не мастер слова, чтобы это великолепие описать!!! Все в золоте...

У входа в янтарную комнату заставили всех выключить фото-видео, но я на входе успел щелкнуть ;-)

Янтарная комната божественна!!! И как такое чудо можно было разрушать во время Великой Отечественной!? Как могла подниматься на это рука фашистов? Хотя, фашисты они и есть :-(. На ее восстановление, со слов экскурсовода, ушло около 6 тонн!!! янтаря и порядка 14 миллионов долларов.

После экскурсии по дворцу вышли гулять в парк. В принципе, зря мы мотались туда-сюда. Надо было после покупки билетов идти гулять в парк до 18:00, и всё равно, весь бы его не обошли. Описывать не буду, просто посмотрите фото.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК

Сравнится ль что с твоей красою
В минуты светлых вечеров:
Дворца свеченье золотое
И лунный блеск твоих прудов,

Полоски мраморных ступеней,
Повисшие над гладью вод,
И первые ночные тени,
И первый звёздный хоровод,

Зари немеркнущей сиянье
И шорох сумрачных аллей,
Где так чарует мирозданье
Своею песней соловей?

Здесь всё рождает вдохновенье…
И вдруг с небесной высоты
Нисходит в душу озаренье…
И воплощаются мечты.
(Евгений Груданов)

Дошли пешком до Александровского парка и дворца.

Дальше прошли мимо вот такой старины. Видимо, руки реставраторов досюда еще не добрались...

И снова парк. Солнышко у меня очень любит цветущие каштаны!

***
Там цвели каштаны!
С метёлками,
Что словно бы Крылаты!...
Одновременно
Ярки и просты,
Цветут каштаны,
как цвели когда-то
В самом Эдеме
Райские цветы!..

(Вадим Константинов)

Очень много парков, зелени. Город Пушкин — это сплошная парковая зона!

А вот и сам Александр Сергеевич.

Египетские ворота на въезде в Пушкин со стороны Питера.

И снова мы едем до дома, за фотоаппаратом, зарядить телефон, освободить память у камеры, и конечно, немного перекусить.

Отдохнув, мы вновь отправились гулять, теперь уже по ночному городу...

Доехав на метро до Невского проспекта, пошли гулять и искать, откуда и где мы сможем сесть на речную прогулку, чтобы с Невы смотреть на разведение мостов.

Храм Спас на Крови ночью. Фонарь тут очень удачно в кадр попал.

Нашли-таки кораблик! Укутались в выданные одеяла и пледы (на улице-то дубачина и ветер).

Путешествие началось напротив Исаакиевского собора, перед Дворцовым мостом. Плыть на кораблике по Неве, наблюдая за разводящимися на ваших глазах мостами, проплывая под ними — просто потрясающе! Вы идете по Неве, а мосты распахивают перед вами свои могучие объятия!

Затем нас немного прокатили по Грибоедовскому каналу и Мойке и причалили за Невским проспектом. Далее двинули пешком в сторону Дворцовой площади. Уже светало. На площади, похоже, готовились ко Дню независимости. Вырастили траву и деревья. :-)

Ольга первый раз в Санкт-Петербурге, поэтому потом еще до Медного Всадника дошли. И до цветов на набережной.

Потом вызвали такси к Исаакиевскому собору и поехали до дому... А вот что на Исаакиевский не поднялись, жаль. По приезде уже домой передачу про ночной Питер смотрели, оказывается, он открыт для посещения до 4 утра…

Спать. Спать. Спать. Завтра, вернее уже сегодня (на часах 4 утра) — Петергоф!

Да, Чернышу сегодня устроили выходной. Он отдыхал во дворе, в тени деревьев.

День десятый. 09.06.2015 г.

После ночной прогулки о раннем подъеме не могло быть и речи...

В итоге выехали на прогулку в Петергоф в 12:00. Решили ехать на Черныше. Машину оставили на парковке. Подошли к кассам. Очередей нет... Оказывается, в каждый дворец отдельная касса. Обменяли электронный ваучер на проходные билеты и вошли в Нижний парк.
Пройдя вдоль дворцового комплекса с большими очередями, спустившись по лестнице Большого каскада, пошли до дворца-музея Марли.

Фонтан «Ева».

Львиный каскад.

Менажерные фонтаны и Клоши «Тритоны» были закрыты на реконструкцию.
Около дворца Марли, в прудике, организована рыбалка на осетров. При мне мужик вытащил одного.

Внутри дворца красиво и уютно. Фотографировать запрещено. Постоянно за тобой следит тетенька…

Затем прошли к Финскому заливу. Вид на дворец (это вон тот мааааленький домик) и пруды с вала, отделяющего парк от Финского залива.

Конечно, данный дом как-то и не тянет на дворец, если сравнивать его с парадными дворцами.

Далее по центральной аллее пошли в сторону Александрийского парка, через фонтаны-шутихи, сад и дворец Монплезир.

Петродворец, центральный Большой каскад с Самсоном.

Фонтан «Адам». Тут Ольга не удержалась от примерки платья. :-)

Фонтан-шутиха «Зонтик».

Фонтан «Солнце» вращается вокруг вертикальной оси.

Центральный фонтан «Сноп» у дворца Монплезир.

Фонтан-шутиха «Диванчик».

Затем по кругу к Римским фонтанам и к Шахматной горке...

Церковный корпус Большого дворца.

И снова мы у Большого каскада!

«БОЛЬШОМУ КАСКАДУ»

Безумие роскошеств неземных!
О, сколь трудов легло в красоты эти!
Льёт солнце луч — ему горит в ответе
Шипящих струй полёт в небесный стих.

От злата маскарон, в извивах их,
Мерцают раковины на рассвете.
Услышь — трубят тритоны, словно дети!
К российской славе — вечный возглас их.

Аллегорическая вязь скульптур
Свидетельствует о бессмертных мифах.
Ковш воду собирает с их фигур…

А та бежит до Финского залива,
Даль посвящая в прелести натур,
У лестниц вод здесь превращённых в диво.

Стихи, конечно, не мои, но когда видишь такую красоту, и сам не можешь описать её словами, то почему бы не обратиться к специалистам слова.

На обратной дороге, здесь, же, в Петергофе, зашли в Храм Петра и Павла.

Затем в магазин и домой, готовить ужин, а Ольга — собираться. У нее отпуск чуть короче нашего, поэтому сегодня в ночь она вылетает домой в Челябинск.

Отвезли Ольгу в аэропорт и на обратной дороге заехали в Спортмастер-гипер, они у них работают 24 часа. Купили новый надувной матрац (шириной 137 см). Тот, что был (на 152 см), как вы помните, сильно широкий для нашей маленькой палатки.

Дома немного посидели с гостеприимными хозяевами за столом. И опять за разговорами не заметили, как время уже далеко за-полночь... Это мы так хотели пораньше лечь спать. :-)

По Питеру сегодня накатали 83 км; всего — 4613 км. Больше, конечно, нагуляли пешком.

День одиннадцатый. 10.06.2015 г.

Ранний подъем, несмотря на то что вчера засиделись. Все вещи уже собраны. И мы снова в путь! В этот раз по КАДу и далее на М8.

Заехали на водопад Кивач — второй по величине равнинный водопад в Европе (после Рейнского), расположенный на реке Суна, вблизи центральной усадьбы заповедника. Водяной поток падает четырьмя уступами, общая высота которых 10,7 м. Надо сказать, после Краснодарских, Крымских, Алтайских и Приморских — не впечатлил.

Заехали на АГЗС в г. Сегежа, но она уже, оказалось, не работает. Потеряли 40 минут своего времени, сделав приличный крюк по городу. Возле АГЗС стояли еще две машины («Буханка» и Нива) опоздавших москвичей. Им совсем невесело, с их расходом горючего... Заправка работает до 17:00, еще и с нехилым обеденным перерывом, а 11 июня, так и вообще, предпраздничный день. А в выходные и праздники — закрыто наглухо!

Ну что ж, пришлось дальше передвигаться на бензине... Благо Черныш его с меньшим аппетитом употребляет (9 л/100 км, против 12 литров газа).

Сам город серый, или погода так влияла?..

Проехали Кемь и добрались до Рабочеостровска, до гостиничного комплекса «Причал». Заселились в номер. За все отдали 8100. Здесь и оплата за стоянку за 2 суток (400), и завтрак (500), и проживание (3200), и доставка до острова туда-обратно (4000). Номер взяли простенький, с удобствами на этаже. Короче, нормальный номер.

Ужинали в местном ресторане «Карельская трапеза». Дизайнерское оформление ресторана — никакое, кафешка «Уют», что в городке Пудож, больше тянет на название ресторан! Обслуживание так себе, официантов еще муштровать и муштровать, не достойны они звания ресторана. Блюда в меню описаны прекрасно, аж слюнка бежит, предвкушая вкус блюда, но... Но фактически блюда на троечку. Короче, поужинали и пошли к себе в номер, баиньки. Завтра ранний подъем, плывем на кораблике до Соловецких островов.

Всего проехали 5515 км, за день преодолели 902 км.

День двенадцатый. 11.06.2015 г.

Утро радует солнцем, чистым небом и отсутствием ветра!!!

Водные процедуры и завтрак. Собак оставили в номере. В 8:00 — отчаливаем на кораблике до Соловецких островов.

Как раз в этом месте снимали фильм «Остров» Павла Лунгина. Говорят, год после съемок охраняли территорию, а потом местные все растащили потихоньку...

Стыдно сказать — не смотрели мы этот фильм. Уже по возвращении посмотрели, три раза! Рекомендую!

На палубе во время поездки на острова немного развлеклись кормлением чаек. До большого Соловецкого острова два часа пути.

Еще при посадке встретили гида, которая проводила экскурсию на Валааме. На острове помогли ей дотащить сумку до турбюро, там и купили экскурсию в Кремль. Хотели попасть в её группу, но не повезло, у нас был другой экскурсовод.

Памятник юнгам. Помните, в Архангельске тоже был им монумент...

Погода менялась во время экскурсии не один раз. Светило солнце, через 10 минут поднялся ветер, и полился дождь с градом, потом снова солнце... Экскурсия шла 3 часа. Плюс один и неоспоримый — мы прошли по тем помещениям, которые закрыты (на электромагнитном замке), если вас не сопровождает экскурсовод. Т.е., если бы мы пошли самостоятельно, то мы в них бы не попали.

Сухой ров у северной стены.

Успенский собор и трапезная, слева — звонница.

Колокольня и Никольская церковь.

А это там же, через пару часов, когда вышло солнце.

Святые ворота с надвратной Благовещенской церковью.

В галереях монастырских стен.

В Прядильной башне.

Кирпичи. Слева древний, монастырский, справа гулаговский...

Тут надо отметить, что вес у этих кирпичиков совсем не маленький, килограммов 10-12 минимум... Не говоря уже про камни, из которых тоже сложены монастырские стены...

Сушилка для зерна. Все стены в саже. Запах золы тоже присутствует. Внизу, на первом ярусе жгли дрова, а тут сушилось зерно.

В Белой башне.

Пол третьего яруса выложен тем самым тяжеленным кирпичом по деревянным балкам. Как это все держится, уму непостижимо...

Вид на Прядильную башню.

Вид на Южную (Архангельскую) башню:

В последней все ярусы разобраны, поэтому их видно сразу все:

А вот через такие отверстия в монастырских стенах, на головы осаждавших лилась горячая смола...

Закончилась экскурсия, и мы пошли, прикупили булочек в киоске «Монастырская трапеза», перекусили.

Затем в прокате взяли себе по велику. И прокатились по окрестностям.

Крест в заливчике, а левее корабль «Святой Пётр», строящаяся копия корабля, на котором Пётр вышел в море в 1693 году.

По дороге к «Переговорному камню» заехали на лабиринты...

Переговорный камень.

Знаменитый исторический памятник, отмечающий памятное место, где 22 июня 1855 года состоялись переговоры между настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Александром и английским офицером. Прямоугольная каменная плита, на верхней обработанной поверхности которой выбит текст. Плита изготовлена в монастырской каменотёсной мастерской. Надпись на гладкой поверхности камня гласит:

«Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н. 22 июня, в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 час. В ту неделю 3 дня пост строгий был в обители и скитах и Господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А. А.»

Благополучный исход переговоров состоял в отказе архимандрита Александра выдать в распоряжение английской эскадры, нуждавшейся в свежем провианте, монастырский скот, после чего военные суда ушли в море.

Времени оставалось очень мало, наш рейс на кораблик обратно был в 16:00, но... почему-то я думал, что отправление в 16:30, и, естественно, мы опоздали.

Пошли снова гулять по острову. Следующий рейс только в 19:00. Самое главное на него не опоздать. Прогулялись до аэропорта и обратно на причал.

Тут очень много детей. Обратно в Рабочеостровск с нами возвращалась группа, 70 детей с сопровождающими взрослыми.
Много художников, лет по 16-18, рисуют...

Погода тут, конечно, трындец! Холод, ветер и дождь периодически...

На причале ветер сильный и начинающийся дождь, но, несмотря на это, нас начали запускать ровно за полчаса до отправления...

На этот корабль до Рабочеостровска мы ждали посадку:

Этот катамаран отправлялся в Беломорск (время в пути 4 часа):

А этот теплоход пришел из Архангельска:

Моросит дождь, светит солнце.

Если говорить о своих впечатлениях об острове — ждали чего-то большего... Возможно, просто мало одного дня (9 часов) для осознания всего, что там происходило многие века…
Природа красивая, с этим не поспоришь!!! Запах Белого моря, шум прибоя, низкие корявые карельские березки, ели, ковер из можжевельника, черники, брусники...(э-э-эххх, жаль еще пока не сезон ягод и грибов).

На кораблик нас запустили, всё же маленько переживали. Билеты-то на другой рейс были.

На стоянке туристического комплекса «Причал». Народ нехило так путешествует. :)

В номере уже заказали суши из Кеми с доставкой в Рабочеостровск. Привезли через час.
Хорошо посидели, отужинали. ;-)

И спать...

Сделано шагов за сегодня 8530; плюс еще на велике более 10 км намотали. У Черныша опять выходной.

До свидания, Соловки! Мы обязательно сюда еще вернемся, и не на один день!

День тринадцатый. 12.06.2015 г.

И мы снова в пути!

Остановились у стелы Полярный круг.

Сам синий круг обклеен разными вымпелами и наклейками. Я тоже маленькую Дромовскую прилепил. ;)))

А еще там вот такой вот охранник был, при галстуке.

Провели фотосессию и отправились в Кандалакшу искать АГЗС.
Нашли. Много так указателей направляли на нее, вот только результат тот же, что и в Сегеже пару дней назад... и даже нет режима работы, объявлений, просто закрыты ворота и все!
Развернулись и поехали в Мурманск, заправившись бензином на Роснефти, где нам в честь праздника подарили ленточку-триколор. Уже стали показываться снежные вершины Хибинов. Красота, не успеваешь взять фотик в руки, чтобы её запечатлеть.

Проехали мимо ужаса и выжженной пустыни Мончегорска, его дымящих труб, принесших природе смерть... и это человеческих рук дело :-(

Облака тяжелые висят низко. Кое-где их ловят вершины гор, и там идет дождь...

Очень напоминает наш родной Карабаш... Правда, у нас похлеще будет...

Мы в Мурманске!

Ну просто Красавчик! :-)

Монумент в честь совместной борьбы стран антигитлеровской коалиции:

Солнце даже белых мишек (в натуральную величину) погладила.

Проехали через весь город в поисках газовой заправки. Когда её нашли, оказалось, что в город, вообще, не надо было заезжать, находится на берегу Кольского залива, не доезжая метров 300 до моста. Она единственная в городе, работающая круглосуточно, но у нее оказался техперерыв на два часа, как раз газ сливали в емкость... У нас хоть и полный бак бензина, и канистра допом, но всё же надежней будет заправиться и газом. Все-таки лучше запас по ходу 800 км, чем 400 на одном бензине. Решили подождать.

Поехали еще покатались: выгуляли собачек и сами покушали вкусненько в азербайджанском кафе неподалеку (2ГИС рулит), аж на 1600 руб. Что не съели, с собой забрали. Правда, собачки это мяско потом быстро обнаружили и съели, пока мы гуляли по Долине славы.

Вид на «Алёшу» с противоположного берега Кольского залива:

А у дороги, каждые несколько километров монументы и памятники событий 1941-1944 годов...

Прошлись по Долине Славы.
В груди комок, в глазах слезы. Сколько людей погибло... здесь все пропитано кровью. Вечная им память!

А у дороги снег лежит. Прямо в каких-то 5 метрах от дороги.

Едем дальше. И вот уже заканчивается асфальт, и мы продвигаемся дальше по грунтовке.
Остановились у водопада «Прощание славянки» на реке Титовка. Стоят 4 пьяных мужика, фотографируются на фоне водопада. Водитель, оказывается, даже не вышел из «Патриота», хотя один мужик из этих четырех был более-менее трезвый, я думал, он за рулем. Они начали фотографировать наших собак и фотографироваться с ними на фоне водопада. Ха-ха, вот трое из них точно не будут помнить, откуда взялись эти собачки, просматривая потом свои фото.

Водопад на реке Титовка.

Светло, как днем, но уже ночь, и по часам настал новый день...
Присматриваем себе место для ночлега. Все низинки у реки заняты машинами отдыхающих и рыбаков, мы ищем свободное место. Уже и река остается слева. Сворачиваем в заросли карельских берез и натыкаемся на помойку, оставленную вояками... Металла ржавого куча, все загажено. Повернули обратно, это место точно для ночлега не подходит.

Поднимаемся в Муста-Тунтури, стоит группа из трех машин. Подъезжаем ближе, а они достают из ущелья четвертую, уазик патриот с помятой крышей. Мужик в этой машине окно опустил, сам, похоже, пьян... дорога лихачества и пьянства не прощает. Едем дальше, чтобы не мешаться, им на помощь уже спешит «шишига».

Дорога вполне проезжабельна без фанатизма.

Проехали мимо обелиска, спустившись с перевала. Вечная память воинам, подвиг их велик! Просто не верится, как, КАК здесь можно было воевать? Это нереально...

По дороге продолжаем фотографировать открывающиеся перед нами пейзажи.
Красивые пейзажи, нет слов... и небо подбрасывает красок. То вот-вот очистится, то ловим темную тучу, то оно уже серое и накрапывает дождем. Проезжаем маленькие и глубокие озера, между каменными хребтами.

Повернули по указателю (да, здесь есть указатели) по направлению к Музею обороны
Время уже третий час ночи, а светло, как ранним утром. Уже и солнце выглянуло из-за туч. Вроде бы надо останавливаться на ночлег, а организм ничего не понимает и спать не хочет, светло же.

Ставим палатку и всё же укладываемся на отдых.

Матрац, который мы купили в Питере, оказался дырявый. Мы-то его не проверили сразу, а тут уже ничего и не поделать! Одну дыру, сантиметров 5 длиной, я заклеил, но он оказался дырявым еще и по шву. Пришлось доставать наш большой матрац, который не по размеру палатки. Холодно. На почве заморозки, тут бампер в кустах чей-то оторванный валяется, так в нем тонкий лед образовался на водичке. Хло всю трясет. Все вчетвертом укладываемся в палатке. Солнышко мое перед этим надевает шерстяные носки и приклеивает грелки для ног, а также одеваем шапки. Закутываемся в спальник и заставляем себя уснуть...

Проехали 6306 км, за этот длинный день — 791 км, и из них по грунтовке — 29 км (по времени около 2 часов).

День четырнадцатый. 13.06.2015 г.

От этого дня остались самые яркие и незабываемые впечатления...

Проснулась Иринка от того, что в машине поет будильник. Вылезла его отключить и снова спать. Через два часа снова проснулась от того, что Бонька вылез из палатки, а обратно попасть не может, ходит вокруг и поскуливает. Солнышко пригревает. Пошла прогулялась с собаками. Дошла до воинского захоронения, неподалеку от нашего места ночевки. Вечная им память!!!

А рядом... Ну, вот просто некоторые люди — совсем не люди...

Завтрак.

Сборы и снова в пути. А на пути лужа. Пошел форсировать.
Справа глубоковасто, а вот левее — хорошо.

Едем в военный музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий.

На вершинах хребта Муста Тунтури музей под открытым небом. Легкие временные укрытия наших войск, капитальные оборонительные сооружения, каменные лабиринты фашистов.

Слева, внизу хребта, полуостров Средний, слева вдали — Рыбачий, а прямо — губа Кутовая и Мотовский залив Баренцева моря...

Эмоции зашкаливают, сердце кровью обливается, в глазах слезы, как представишь, что здесь происходило. Здесь каждый камень пропитан человеческой кровью. От металла, что лежит на склоне, камни с рыжим отливом и ржавая вода. Кругом остатки ржавой колючей проволоки немцев и осколки от снарядов.

Бродили по склонам хребта где-то часа два. Спускались в каменные укрепления фашистов. Не ожидали они такой защиты склона, и уж никак не могли предположить, что придется задержаться здесь на 1200 дней... Мужество, героизм и отвага советских воинов поражает.
Вечная им память!!!

Причем воевали тут против наших молоденьких ребят-моряков австрийцы — отборные части матерых горных егерей «Эдельвейс». И укрепились они тут основательно, что, впрочем, им не помогло...

Прямо реально пещер нарыли в скалах!!!

А вокруг вот такая красота...

Это вид на запад — губа Малая Волоковая между Материком и полуостровом Средний. Тут мне СМСка прилетела, мол, рады Вас приветствовать в Норвегии, телефон посольства в Осло, бла-бла-бла :-). Нашей связи там нет.

Спустились обратно вниз, в долину смерти.

Возле военного кладбища стоит часовня, возведенная на средства благодарных потомков.
Колокол отлили на пожертвования людей, прибывающих сюда на экскурсии и личные средства хранителя музея — Юрия Александровича.
Мы звонили в колокол, и его звон разливался вокруг в память о погибших...

Затем продолжили экскурсию в музее.

Одна стена комнаты музея увешана листами А4 — имена погибших здесь людей, и это только тех, о ком известно, а сколько еще пропавших без вести. На второй стене плакаты с отражением истории тех дней.

Соскучился Юрий Александрович по гостям, может еще долго и интересно рассказывать, но мы благодарим, нам надо двигаться дальше. Прощаемся, оставляем запись в книге отзывов посетителей музея (первые посетители в музее в этом году были только вчера, 12 июня, мы вторые), вносим пожертвования и снова в путь.

На берегу остатки панцирей от крабов. Всяких клешней и ламинарии... Туземцы еще попадаются :-)

И вообще, много всякого мусора, вынесенного морем на берег...

Огибая Средний с западной стороны, пропустили поворот основной дороги вправо, думал, та дорога, что на фото слева вверху виднеется и в гору идет, и есть правильная...
Похоже, заехали на полигон для военных учений морских пехотинцев. Каменная пустыня с камушками нехилых таких размеров...
Короче, в ту гору так и не смогли забраться, уж больно она крута оказалась в конце и камни все крупнее. Повернули назад,

Солнышко пошла с Боней пешком, т.к. от тряски начало тянуть спину. Короче, еле выбрались оттуда... и снова не на ту дорогу. Решили проверить, как наш Черныш в роли квадроцикла, справится ли с такой дорогой. Но она вдруг неожиданно кончилась валом с узким проходом, в который даже Черныш не пролезет, только квадрик.

Один раз крепко сели, но выбрались, благодаря всевышнему и валуну, еле притараненному мной и брошенному в колею.

Черныша впору называть паучком, он цепко держится колесами за дорогу. Отличная проходимость, но всё же он не квадрик, и мы возвращаемся назад, туда, где на развилке выбрали не ту дорогу... Фото и видео не записали, не до этого было...

А дальше у нас было сафари с лисой. Вот же красотка!!!

Её, видать, прикармливают люди из проезжающих машин. Она (а может он) перед нами позировала прям, а потом и вовсе бежала вслед за машиной.

Спустились на фотосессию к скалам «Два брата».

Едем-скачем по камушкам дальше... За окном водопады сменяют монументы и разрушенные мосты...

А этот мемориал находится на полуострове Ялта полуострова Средний, который в свою очередь находится на Кольском полуострове (полуостров полуострова на полуострове) :-)

А это заброшенный поселок Большое Озерко на Рыбачьем.

И вот мы уже едем по дороге южного склона п-ва Рыбачий. Скудная природа, каменная дорога, прямо трасса. Думаю, что это указатели-вешки для передвижения зимой:

Трасса, проходящая по морскому пляжу, с переправами через ручьи и запруды.

Вот так, в поисках ночлега, мы и докатили до края земли. До мыса Немецкий, самой северной точки суши европейской части нашей Родины.

Здесь на берегу моря и поставили палатку, развели костер, приготовили ужин. Ужин с видом на Баренцево море, на Северный Ледовитый океан!!!

Потом пошли гулять на скалистый берег и записывать видео приветы с края земли.

Самая далекая и главная цель нашего путешествия достигнута! Впереди еще обратная дорога — домой!!!

Пройдено всего 6403 км, за день — 97 км, ох и нелегких километров...

День пятнадцатый. 14.06.2015 г.

Утро радует солнцем, морским прибоем и великолепным видом из палатки.
Пока я сплю, Солнышко пьет кофе, любуется морем и пишет заметки... Пока писала, кофе замерз, так же как и руки...

Потом плотный завтрак: яичница с помидорами и грудинкой.

Прогулялись по скалам мыса Немецкий, до которых вчера мы не смогли добраться из-за высокой воды, был прилив.

А море спокооооойное...

Непродолжительные сборы и снова в дорогу. Время 12:35 местного. Сегодня решили проехать по северному берегу п-ва и вернуться на Средний. Найти там уютное место у реки и еще заночевать, а то как-то даже и рыбку не половили...

Подъехали к маяку для стандартного фото всего экипажа у самого края земли. Цель достигнута!

Остатки поселка Вайда-Губа.

Далеко по северному берегу проехать не получилось, начались броды, и Солнце предложила не рисковать и вернуться той дорогой, которой приехали на п-ов. Я пошел померить брод — почти метр глубина и дно илистое с попадающимися валунами — не рискнули залезть. Было бы две машины, может, и рискнули бы, а так...

Решили развернуться и вернуться на вчерашнюю дорогу.
Проезжая по пляжу, остановились хоть ноги промочить в море.

Вот и снова перешеек с Рыбачьего на Средний, и снова мемориалы и памятники погибшим воинам.

Средний прошли быстро, по восточному берегу. Тут прям федеральная трасса — ширина дороги метров 10-12, правда, ямины не позволяют разгоняться более 20 км/ч. Навстречу попалась Ауди А6, как она сюда доехала, до этого только жыпы и квадрики попадались. Поднимаясь на перевал, как раз в самом сложном месте, встретили еще одну пузотерку, Мазду 323, но та шла в сопровождении Прадика.

Спускаемся с перевала и присматриваем место для ночевки на берегу реки Титовка. Здесь и пробуем поймать рыбку, но неудачно. Вышел я такой на берег, с лайтовой палкой и вертушкой на 4 гр. Смотрю, народ на какие-то дубины ловит, леска толстая и поплавок почти с кулак...
Уже утром мужичка расспросил. Оказывается, они тут за семгой охотятся и одну с утра поймали, аж на 8 кило. Так что нам тут ловить нечего было. Оставалось расслабиться и отдыхать.

На ужин пшеничная кашка с тушенкой из мяса лося, салатик с овощами и немного Котандоффки.

Спокойной и светлой нам ночи!

Первую ночь Солнце спит без шапки, в одних штанах и кофте, и в носках без грелок, а я совсем разделся, и то жарко было. Погода радует, хоть небо и хмурится, но без дождя!

Пройдено 6472 км за 15 дней путешествия! За день — 69 км.

День шестнадцатый. 15.06.2015 г.

Время 09:10, мы выдвинулись в сторону дома.
Проезжая мимо мемориала «Долина Славы», многие машины сигналят в память погибшим защитникам Отечества. Мы тоже протяжно протрубили...

Приехали в Мурманск, сразу на АГЗС. Появилась связь, сразу позвонили родным, что у нас все хорошо.

На мосту через Кольский залив.

Съездили к мемориальному ансамблю в честь погибших моряков и подводников в мирное время.

Проехали к памятнику защитникам Заполярья, к знаменитому Алёше.

Виды на город, порт и залив.

По дороге купили рыбки. В одном магазинчике приглянулся нам вяленый окунь и рулет из скумбрии, а в другом купили вяленого морского ерша (как камбала с виду, только мясо во рту тает, как икра).

В кафе «Как дома» на трассе решили пообедать. Ну, скажем прямо, далеко не как дома — борщ ужасный, со слоем жира в тарелке с палец, рыба, подогретая в микроволновке... (ладно хоть без последствий в пищеварении). В Мурманске, три дня назад, мы хоть и отдали в три раза больше денег, но и удовольствия от еды получили в разы больше.

Мурманская область провожает нас дождем. На знаке «Полярный круг» не остановились — поливает.

В Карелии свернули в сторону Калевалы, но завернув на тех. остановку в лес, были атакованы полчищами комаров и мошки. Ситуацию с наличием отелей в Калевале и мест в них заранее не прозондировали. В палатке ночевать — комаров кормить неохота, поэтому, отмотав километров 35, развернулись обратно, на М10... так и доехали до г. Пудож. Оказывается, он в 1382 году образован. Остановились в отеле «Уют», при отеле и кафе с тем же названием, это там, где нам понравилась карельская кухня. Время три часа ночи. За номер отдали 3000 руб. + 200 руб. взяли за собачек. Стоянка бесплатно. Поздний ужин, душ и спать...

За день проехали 1221 км; всего — 7693 км.

День семнадцатый. 16.06.2015 г.

Позднее утро получилось у нас, время 13:00. Ну, так и легли почти в пять утра. Да еще только уснули, стучат в дверь и писк какой-то. То ли сигналка у машины, то ли что, спросонья и не разобрать... Солнце еле меня добудилась, в дверь продолжают стучать, но так аккуратненько, с перерывчиками. Открываю, стоит охранник, говорит, сработала пожарная сигнализация... проверил датчики, отключил. Дверь закрыли и сразу отрубились...

Пошли в кафе при отеле уже на полноценный обед и потом снова в дорогу. Вкусно покушали и всего на 500 руб.

Поехали в сторону Вологды, остановились в лесочке погулять с собачками, покормить их.
Собак атаковала мошка. Все брюхо им искусали, пробравшись под шерсть.

Не проехали мимо Саминского погоста, деревня Самино. Стоит Ильинская церковь, которая работает один день, 2 августа в Ильин день.

Рядом, практически совсем разрушенная, стоит церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1897 года постройки.

Мост через реку.

Город Вытегра. Известен с 1710 года как Вянгинская пристань, а на стеле, при въезде в город значится 1773. Едем по левобережной части города, на Красной Горке массивная пятиглавая Сретенская церковь с колокольней. Долгое время в ней находился краеведческий музей. В настоящее время в храме проходят службы.

За ней — часовня деревянная Исаакия Долматского 1881 г., привезенная с Беседной горы.

Через город проходит Волго-Балтийский канал. В шлюзе (мы через него проезжали до АГЗС) стоят корабли.

Недалеко от этого шлюза находится музей на базе подводной лодки Б440 образца 1970 года. Довольно внушительных размеров субмарина...

Есть пояснения к оборудованию, можно самостоятельно осматривать экспозиции, без экскурсовода. Многие экспонаты можно потрогать. Играет патриотическая музыка.

Рубка командира.

Кают-компания офицеров.

Гальюн :-)

Вид из рубки на нос ПЛ:

Фото через перископ и то же место из рубки:

Это ж надо, столько вентилей поставить... надо знать какой и когда крутить, если что…

Хороший такой паек.

Дизель левого борта.

Кормовой отсек. На заднем плане видны кормовые торпедные аппараты:

А это из шлюзов вышла баржа и пошла в сторону Волги:

В 7 км от Вытегры, в селе Анхимово, на бывшем Вытегорском погосте, находится пятиглавая церковь Спаса Нерукотворного. Ну, то, что от нее осталось…

Под балками хорошие такие, внушительные валуны.

На окнах кованые решетки, а на заднем дворе крест.

И часовня (она чуть получше сохранилась).

Также на окраине этого села находилась 25-главая деревянная Покровская церковь, но в 1963 году она сгорела. Какие-то пьяные мужички развели около нее костер. А была она старшей сестрой знаменитого ныне Преображенского храма в Кижах, что славен своим 22-главым завершением. Сейчас на ее месте ровное поле.

Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь. Уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV-XX вв., дошедший до наших дней. Обошли его кругом. Внутрь не попали, поздно — закрыто уже.

Недалеко от него есть церковь Нила Соркского, деревянная однопрестольная, построенная на средства прихожан в 1998 г., стилизация деревянного зодчества 17 века.

Доехали до Вологды, остановились в гостинице «Спутник». Приличная гостиница. Стоит еще с советских времен, ремонтируют номера потихоньку.

Всего проехали 8159 км, за день — 466 км.

День восемнадцатый. 17.06.2015 г.

Завтрак в отеле был отвратный, можно было и не ходить. У нас такой вкусный черничный пирог в номере остался, вчера в местный магазин вечером заскакивали.

Решили немного прокатиться по Вологде, а потом уже держать дорогу до Ярославля и отеля в Костроме.

Зашли в собор Рождества Богородицы.

Затем, на другом берегу реки Вологда, посетили храм Андрея Первозванного 1670 года постройки.

И поехали в центр. Машинку с собаками оставили на тихой улочке в тени деревьев, а сами прогулялись в сторону главной площади города — Кремлёвской.

А в аллее небольшая часовня, построенная уже в этом веке.

А недалеко от нее памятник букве «О», как символу вологодского говора.

На другом берегу реки церковь Сретения Господня, видимо, не действующая.

Также, на другом берегу, церковь Иоанна Златоуста. Слева — памятник К.Н. Батюшкову, поэту, прозаику, участнику Отечественной войны 1812 года. Справа — «Девушка с веслом».

В Софийский собор (построен в 1568-1570 годы). Для его посещения необходимо купить входной билет за 200 рублей.

В соборе службы ведутся только по воскресеньям, а в остальное время он как музейное архитектурное сооружение. Внутри, конечно, великолепие.

Строительство Софийского собора напрямую связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого в Вологде развернулось грандиозное строительство кремля-крепости площадью 56 га.

На колокольню Софийского собора подниматься не стали. И в музеи Кремлевского ансамбля тоже не пошли.

Действующий храм Святого Благоверного князя Александра Невского, построенный в XVIII веке.

Все, прощай Вологда, поехали мы в сторону Ярославля!

По дороге свернули к Свято-Троицкому Павло-Обнорскому мужскому монастырю. Прошлись по его территории, в храм не попали, и вообще не встретили почти никого...

Подъехали к храму Рождества Христова в с. Давыдово. Тоже закрыто.

И вот мы в Ярославле. Мост через Волгу:

В центре встретились с моим товарищем по работе и его семьей. Они приехали в гости к родителям, и дальше путь их лежал в Брянск. Тоже путешественники те еще. За три недели 6500 км намотали. Но у них перегоны большие были разовые, от точки до точки, так сказать, как раньше и мы путешествовали. Прогулялись с ними по набережной Ярославля, зашли в Храм.

И в наше время есть в России купцы...

«Стрелка» — место слияния рек Которосль и Волга.

На ней находятся поющие фонтаны и памятник, посвященный 1000-летию Ярославля.

Монумент и вечный огонь в честь Великой Отечественной.

Дальше, 70 км до Костромы пролетели совсем незаметно.

Заселились в апартаменты с видом на реку Кострома и на Ипатьевский монастырь. Вот такие апартаменты:

Часовня во имя святых Царственных страстотерпцев в преддверии 400-летия воцарения династии Романовых.

Прогулялись по набережной, у стен Ипатьевского монастыря.

Другой берег реки Костромы:

А это, на противоположном берегу Волги, в лучах заходящего солнца — Храм Святого Пророка Божия Илии:

Закатное небо:

Ну и нам пора спать...

Всего проехали 8485 км, за день — 326 км.

День девятнадцатый. 18.06.2015 г.

Мы в Костроме! Ночуем напротив Ипатьевского монастыря.

Утром разбудил звон колоколов, оповещающий о начале утренней службы, но, конечно же, мы не поднялись с постели. Проснулись уже ближе к десяти. Незаметно время пролетело в прогулке по экспозициям музея монастыря.

В храме снимать нельзя. А вот в музеях монастыря — просто словами не описать...

Сначала зашли в палаты бояр Романовых.

Богоматерь Феодоровская:

Фонарь выносной. В окошечках слюдяные пластинки:

Хоругвь — религиозное знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых.
Изображение здесь вышито с двух сторон.

А это уже послания нынешних «царей»...

Фотографировал без вспышки, но в некоторых местах подсветка сделана не удачно. Иконы выпуклые, бликуют, поэтому некоторые приходилось сбоку фотографировать...

Вторая экспозиция. Тут более древние ценности...
Вклады рода Годуновых

Второй этаж свечного корпуса. Церковные древности Костромской земли.

Но больше всего поразило вот эта красота. Мы вообще такого никогда не видели раньше:

И много-много еще превосходных древностей...

В паре сотен метров от монастыря находится музей деревянного зодчества церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм.
Год постройки 1552.

Пора нам и в дорогу. Впереди Киров!

После Судиславля остановились у разрушенного храма. Увидели с трассы, метров 200 от дороги по полю и кустам на машине. Что интересно, деревня Сорож налево, а храм направо. В интернете уже дома нашел, как он называется.
Церковь Спаса Преображения в урочище Спас-Пенье. Год постройки 1815.

Внутри даже алтарь есть

Ну и, конечно, я забрался на колокольню. Там первые пару метров ступеньки винтовой лестницы разрушены были (стояла приставная лесенка), а дальше уже все хорошо было.

Остановились на ужин в кафе Радуга, за г. Котельнич, до Кирова где-то 130 км осталось.
Я писал об этом кафе еще по дороге туда. Вкусно было тогда, и в этот раз не оплошали. Покушали на 450 руб. Может, ассортимент уже поменьше, ну так и время уже было 20:30, видать, ночью работают по продаже остатков и приготовлению новых блюд на следующий день.

В Кирове заехали в магазин «Глобус», местную сетку, купили местного пива на гостинцы друзьям, и в гостиницу уже знакомую, в которой останавливались по дороге туда...
В отеле никого из гостей, и нас с радостью приняли.

Всего проехали 9119 км, за день — 634 км.

День двадцатый. 19.06.2015 г.

Утром в 06:00 мы уже выехали. Солнце высоко стоит уже в небе. У людей украли солнце и украли лето... В девять вечера солнце уже садится. Понимаю возмущение людей и их петиции — вернуть часовые пояса и время, как раньше.

Останавливались только на завтрак, в какой-то небольшой кафешке на трассе и на заправках.
И вот мы уже в Екате, все ближе и ближе к дому. Но поехали в гости к нашей дорогой куме.

Где-то на Россельбане, перед Кольцово, счетчик нашего пробега перевалил за 10 тысяч км.

Потом Аленка прокатила нас по вечернему городу. Забрали крестницу с выпускного вечера, проводили на вокзал (поехала на соревнования). Она как была в выпускном платье, так и пошла с чемоданом и рюкзаком на посадку в поезд. Каблуков только не хватало :-).
Возвращаясь с вокзала, Аленка прокатила нас по вечернему городу. Фотоаппарат оставили у нее, поэтому снимки с телефона.

Всего проехали 10009 км, за день — 890 км.

День двадцать первый. 20.06.2015 г.

Завтрак и выдвигаемся к дому. Из города не выехать, опять пробка — суббота. Видать, вчера не все выехали еще.

Родной Челябинск тоже встречал нас пробкой из-за ремонтных работ дороги. Народ на машинах нестройными колоннами выезжал из города и тоже вставал в пробки...
И вот мы дома! Ровно три недели путешествия!!!

Всего проехали за это время 10220 км дорог и бездорожья.

Сожжено 192 литра бензина и 983 литра газа. Всего 1175 литров на 23 556 рублей.

Расход, да, немаленький получился, 11,5 л/100 км, но не забываем про чумадан на крыше ;-).

БуХло в путешествии чувствовали себя замечательно. После приезда пару дней отсыпались, конечно.

Всем, спасибо за внимание к нашим скромным персонам!