Труднодостижимая высота: Пихтовый гребень на Салаирском кряже. Наша история покорения

31.03.2023 | 12408 просмотров

Несколько лет назад мой муж Серёга с товарищем Саней охотились в тайге, в Тогучинском районе Новосибирской области. Двадцатые числа сентября на календаре, охота была неудачная, никто не ловился. Переночевали в зимней сторожке, где-то в районе Улантовой горы, подъели всю провизию, выпили водку, еды осталось совсем немножко. И вот, перед дорогой домой, они решили посмотреть: а вдруг там есть глухарь, и поэтому поехали в противоположную от дома сторону. Дорога была тяжелая, глинистая грязь, там ходят лесовозы и разбивают её очень сильно. И вот, как-то незаметно для себя, они уехали по ней достаточно далеко, дорога пошла в гору, но было тепло, солнышко светило, птички пели. Вспомнили, что неподалеку есть такая гора, Пихтовый гребень, и что она является самой высокой горой Новосибирской области. Ну и решили они, наивные парни, на неё взобраться, по-быстрому, посмотреть, и домой оттуда вернуться уже другой дорогой, через село Маслянино, так получалось ближе, и это им было на руку, так как у них ещё и бензин заканчивался. Были они на одной машине: Сузуки Эскудо, 93-го года. И вот они свернули к горе, заехали в лог, там небольшая совсем речка бежит, они через нее попытались проехать. Но машину засосало. До вечера откапывались, поднимали машину хай-джеком, подкладывали бревна, кое-как выдрали её из грязи. Стали подниматься из лога, опять грязь, не смогли забраться. Лебедкой зацепились за дерево, потянули, она сгорела, китайская была. Спустились вниз, в обратную сторону ехать, по бревнам перескочили речку, а подняться опять не смогли, машина буксует, грязь забилась в протектор, и не едет. Стемнело, приходится ночевать тут. Выпили баночку пива и доели остатки еды, больше ничего с собой не было. Практически голодные, замерзшие, легли спать в машине, а так как бензина в обрез, а надо еще до трассы доехать, грелись газовой горелкой. В 4 утра муж проснулся от холода и увидел, что идет снег. Вышел из машины и убедился, что глина подмерзла. И тогда они по-быстрому оттуда выбрались. Повезло. По этой дороге ездят только джиперы, пару раз в год, мобильная связь там отсутствует, был риск остаться там надолго. Но Серёгу зацепило. И теперь уже дело принципа на эту гору когда-нибудь забраться!

Спустя пару-тройку лет, в июне 2019 года, муж решил повторить попытку покорения Пихтача. На этот раз он позвал с собой меня — Эллину, с детьми, и мою сестру Надежду, с её мужем Глебом и детьми. К нам присоединился еще его товарищ Алексей. Поехали мы в этот раз на УАЗе-буханке, а Надя и Глеб на Мицубиси Паджеро. Подготовились серьезнее: хорошие лебедки, лопаты, грязевые колеса, провиант, аптечка.  Выехали на Ленинск-Кузнецкую трассу, в сторону Журавлёво, а сразу после села Лебедево повернули с трассы направо.

По проселочной, весьма приличной, дороге доехали до Улантовой горы, 7 км от трассы. На легковой машине будет очень сложно на неё заехать, сильный уклон, высокая трава, ухабы, а мы легко это сделали. Улантова гора — это памятник природы регионального значения, самая северная вершина Салаирского кряжа. Это территория природоохранного объекта, гора высотой 407 м. Она, как округлый пупырь, возвышается над окружающим лесом и полями. С неё открываются очень красивые виды. На ней растет необычный, красивый мох, а ученые насчитали на ней 325 видов растений и более 500 представителей фауны, а еще там проходит экотропа. Пофотографировались.

Только спустились с горы, как зять решил проверить новые грязевые шины и заехал в первую же попавшуюся грязь. А грязь оказалась очень даже коварная, там подземный ручей протекает, грязь не просыхает никогда.

Вытаскивали долго, больше часа. Сперва назад — веревкой, потом лебедкой, не получается. Потом вперед, левее, никак. Засосало знатно. Подъехал местный молоденький пьяненький пастушок на коне, развлечение ему было на это смотреть. И только после того, как буханка сама уперлась в деревья, чтобы ее не стаскивало, она смогла лебедкой вытащить Паджерика.

Подробности тут:

Дальше мы поехали на водопад, на речке Малые Изылы, от Улантовой горы около 15 км. На речке небольшое озерцо, образовано рельефом, и из него вода вытекает в узкое русло, там и находится этот водопад. Переехали небольшой брод, как раз между озерцом и водопадом.

Водопад небольшой, но очень даже живописный. Опять фотосессия. Неподалеку от водопада перекусили.

А теперь едем к Пихтовому гребню. Всего-то каких-то 20 километров.

Но зато какие эти километры непроезжабельные! Тайга густая, растительность буйная, грунт практически не просыхающий, даже в засушливых промежутках между дождями. Дорога вся изрыта техникой. Мы то и дело буксовали, выдергивали машины друг друга. Проваливались в невидимые под лужами ямы. Скакали по ухабам, кочкам и ямам, тонули в грязи, рубились до изнеможения. На дороге много брёвен, которые предыдущие машины подкладывали под колеса, чтобы выехать. А нам бы теперь на них не напороться, ведь можно получить серьезные повреждения автомобилей. Полнейшее бездорожье, для джиперов-любителей. Ко всей вышеописанной прелести добавились еще москиты, и мы периодически снимали с себя клещей. Трава там выше нас! Много борщевика, его лучше не касаться, будет ожог на коже. Мы, девочки, еще ничего, а мужикам досталось по полной!

Это Серёга рисовал карту, готовился. Теперь вошла в историю.

Проехали место золотоискателей у речки Большая Еловка.

В общем, преодолевали эти километры до вечера. И доехали до места, где работали лесорубы. А там настолько глубокие рытвины и такая каша, что дальше только на тракторе. И то не факт. Получается, что до горы не доехали каких-то 4,5 км. Жаль. Подробности дороги — тут:

Внизу снимка лагерь лесорубов, а Пихтовый гребень правее.

Ночевать мы остановились прям посреди поля.

Глеб сварил плов, поели. И легли спать.

Всю ночь шел дождь.

А утром мы поехали в обратную сторону, но чуть-чуть другой дорогой.

Эта дорога была немного лучше вчерашней, но совсем чуть-чуть. Встретившийся лесовоз не хотел уступать нам дорогу, принципиальный такой. Еще и орал на нас, что мы тут им дорогу разбиваем. Да ладно! Так что каким-то чудом мы не остались там надолго.

Выехали обратно на Ленинск-Кузнецкую трассу и поехали в сторону Ленинск-Кузнецка дальше. У Конево опять свернули направо. В Мирном есть церковка и святой источник, посетили.

Высадили тут Алексея, ему надо было, и поехали по таежной дороге в сторону Маслянино. Там очень красиво! Атмосферная такая дорога, настоящая тайга, лисичку видели, не успели сфотографировать.

Река Суенга в Маслянинском районе какая прекрасная! В районе Марьиной горы фотографировали, не смогли мимо проехать.

А у водопада, так вообще, прекрасность зашкаливает, природа такая, как будто мы телепортировались в какой-то из южных регионов.

Сперва мы увидели мост, а потом пошли ниже, и обалдели!

Скальник, по нему перетекают потоки реки, тут же растут кувшинки.

Переночевали тут, даже искупались. А утром, через Маслянино, Черепаново и Бердск, уехали домой, в Новосибирск.

Но история на этом не закончилась. В 2020 году мы поехали туда опять! Надо же нам все-таки забраться на гребень, сколько бы он ни сопротивлялся!

Июнь, 2020 год. На этот раз состав экспедиции опять поменялся: я, Серёга, наши дети, Глеб, Надя, их дети (в этот раз вместо старшей дочери с ними была младшая), и моя подруга Лена с дочерью Светланой. Маршрут тот же: Улантова гора — водопад Малые Изылы — Пихтовый гребень — Суенгинский водопад.

Снова побывали на Улантовой горе, снова насладились открывающимися панорамами, поснимали на коптер.

Тот самый, красивый, мох на Улантовой горе

Видео с коптера:

Съездили к водопаду Малые Изылы.

Водопад:

И снова мы начали испытывать на прочность автомобили и нервы. Тонуть в грязи, вытаскивать друг друга из нее, рубиться к гребню.

Детям было очень весело. Они снимали видео, наслаждались природой, экстримом. Вокруг нас порхали бабочки, у них как раз был период размножения. И снова москиты, клещи, бурьян. Все, как мы любим!

Мы это сделали! Забрались, заехали! Красота вокруг! А мы на вершине, возвышаемся над всей Новосибирской областью! 495 метров над уровнем моря!

Сочная, зеленая тайга, куда ни глянь! Говорят, в этих местах можно встретить медведя.

Замученные дорогой. Но покорившие Пихтовый гребень!

Видео с коптера:

Ночевали на гребне. А утром в обратный путь. И снова грязезасосалово-доставалово-рубилово. И ещё ломалово.

Греется Паджерик, оказалось, что врал термостат, и мы его выкинули.

Выломали колесо.

От ударов при приземлении, на ухабах, оторвался нижний шкворень поворотного кулака переднего правого колеса. Еле дотянули до трассы и разобрали УАЗика. На наше счастье мимо проезжал другой УАЗик, который через час-полтора привез нам новый шкворень! Чудеса, да и только! Спасибо, мужик! А еще мы при сборке не смогли засунуть 5 шариков в привод, и ехали оставшуюся дорогу только на заднем. И, в придачу ко всему, сожгли сцепление.

Подробности дороги:

Теперь мы едем на Суенгинский водопад.

Видео с коптера:

Теперь Серёга и Глеб спокойны, они это сделали, смогли, покорили!

А вокруг еще столько всего интересного!

Мы были на Бердских скалах. Гора Зверобой. Осень, 2019 год. Это Искитимский район. От Новососедово идет чудесная экотропа, по которой идти около 1-1,5 часов. И попадаем на смотровую площадку с обалденными видами. Туристы тут отдыхают по несколько часов, жарят шашлыки, устраивают пикники.

Еще мы были на Беловском водопаде у села Белово. А вдоль реки Бердь, около деревни Девкино, есть удивительные канареечные луга, там водятся дикие канарейки. Тетерок встречают в Девкинском лесу. Бобров много в реках.

Еще мы открыли для себя Глубокое озеро в Караканском бору. Начитались тут, что туда тоже дорог нет, по буеракам и с грязью. Поехали туда в 2022. Но там по лайту все оказалось. Дождей не было, и мы легко проехали. Правда, искать его пришлось, по пересеченке.

Встретили в тех лесах даже такой экипаж, на ГАЗ-69.

Проезжали по пути мимо болот и подумали, что после дождей там, наверняка, очень трудно едется.

Озеро легендарное, практически идеально круглое, очень глубокое. Такое впечатление, что это упал метеорит, пробил такую дыру в земле, и она заполнилась водой. Жутковатое оно, паранормальное какое-то, так и ждешь, что сейчас из лесу выйдет леший, кикимора, или водяной всплывет. И жуть эта не сказочная, а настоящая, пробирает до мозга и костей. Змеи водятся, нескольких видели. Не особо располагает к длительному пребыванию. Переночевать — максимум. А еще ужасно много москитов и клещей. При этом абсолютно безветренно всегда. Берег нормальный, устойчивый — только один краешек, где мы и ночевали, а везде очень болотисто. На фото видно, там погибшие деревья.

Покатались на лодке. Неприятно. Так и ждешь, что сейчас кто-нибудь вынырнет, здоровенный, и утащит нас на дно.

А еще я читала, что там спрятан клад, и откроется он только невинной девственной девушке по имени Анна.

Мужики ставили сети, наловили карасей, линя, окуней.

На этом мистическом месте я заканчиваю этот рассказ, будем искать интересные места дальше, и обязательно писать о них. Спасибо за внимание!

На Алтае
Посмотрел фото машин утопших в грязи, подумал- зачем? Местные ищут, как эту грязь объехать, городские- где её найти. Наверное старею. Весь текст, конечно не прочитал. Для живущих в Сибири вдали от городов- это повседневная жизнь. Грязь, мошка, комары, жара- летом, снег, буран, или мороз- зимой. Романтика!
10571931

Зачёт
T.me/chinamarka - ТГ канал про китайские автомобили

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

Офигенно!
Эх, как хорошо было бы прочитать в коментах:
"Пишет вам тот самый местный молоденький пьяненький пастушок на коне..."
Красивая блондиночка)))

Пишет вам тот самый местный молоденький пьяненький пастушок на коне...))
TLC 120 4.0

Красота!!!
Arthur Egorov
Красивая природа. Однако, машины жалко.

Вятка
Про "невинную девственную девушку" понравилось!

Пихтач - это же куда субаристы ездят чилиться
Николай
Салехард
Молодцы! Не лежим на диванах, путешествуйте!
Палыч
Мож Глеб и специалист по части приготовления плова, но орудовать у казана с голым торсом - это неправильно.

Не... чем дальше на восток России, тем необычнее люди. У нас на С.-Западе в такие ипеня ездят суровые бородачи со стальными взглядом , и .. всем остальным. Потом, играя скулами, вспоминают, поют песни и скупо плачут )).
А у вас грязь по пояс, клещи, комарье, - а вы с семьей, с детьми малыми, как на пикник. Странно, что вы там еще в бадминтон не играли и кота я на фото не видел)). Суровый край!! Мощно!

dmitrinis
Про "невинную девственную девушку" понравилось!
Это как у Чехова: "...утоплый труп мертвого человека" ))

JokerSL
Бадминтон с собой был, но там, на гребне, ветрено было. А про кота не подумали :)))
САНЯ
ребята вы лучшие.

Дальнегорск
Горы и водопады Новосибирской области! Эх, экзотика!!! Что там Алтай, там это обыденность. Молодцы, открываете новые места!
VORON0
Не все видео посмотрел, но прочитал почти все, офигенно захватывающий рассказ, у вас всех наверно железные нервы и выдержка , экстримальная поездочка

Копейск
Зачётная повесть о приключениях...Интересно.Респект!!! Но , к сожалению немоё))) Для того чтобы отдыхать на природе и жить в палаткае-много мест красивых на просторах нашей необъятной страны)
Рустем
Молодцы! Увлечённым людям виват!

хороший отдых однозначно!
Немного улыбнуло, про описание роскошных 500м над уровнем моря и красивую вершину всей области))
У нас весь город стоит на перепадах высот с подобным значением, а для кого-то это отдельный рассказ)) Интересная у нас все-таки страна)

На Алтае
kolobor
хороший отдых однозначно!
Это где такой город с перепадами высот в "500м"?
Ezhik57
Очень интересное место. (да как обзорная горка возвышающаяся над ковром лесным просторов) ..но слышал ,что в сухую погоду туда на 4ке заезжали) .

Заезжал на Гору Улантова. Красивое место. На Пихтовый то же в планах. Думаю этим летом покорить попробовать с выездом на Суенгу.
Имя
Зачем куда-то ехать? Приезжайте к нам в город и прокатитесь по центру, у нас точно такие же дороги
tutoleg
ради "вершины" в 495 метров

самая высокая точка НСО - 502м, но там красоты так себе. пихтовый гребень на втором месте.
Мы с чебурашкой, который ищет друзей, хотим служить в артиллерии...
Мой отзыв: Nissan AD 2002
glekk
Arthur Egorov
Красивая природа. Однако, машины жалко.
однако не машины жалко , а природу.

Молодцы. Бывал там. Тоже с хорошей компанией)
Слово и дело.
Илья
Мощно! Но на Улантову гору все же лучше не заезжать - поскольку это памятник природы, по нему передвигаться можно только пешком. http://www.oopt.aari.ru/oopt/%D0%A3%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0
Собственно, там на всех подъездных дорогах знаки стоят.

da-fomin
tutoleg
Детям само то жизнь разную показывать. Главное - все счастливы!)

Илья
Собственно, там на всех подъездных дорогах знаки стоят.
Заехать на самую его вершину мало кто сможет. Последний подъем к флагштоку страшноват)
Вольдемар
Палыч
почему неправильно? так, интереса ради, в принципе готовить с голым торсом, или только у казана?
серж
Даааааа вНовосибирской области много очень красивых мест!!!

Больше видео о наших путешествиях - тут: https://www.youtube.com/@ellin...

Почему?
Татьяна Ермолаева
Ох! У нас в Новосибирской области путешествовать оказывается ничуть не хуже чем в диких джунглях Амазонки! И адреналину нахватались, и впечатлений, и устали, и детям природу Сибири показали! Молодцы!
Кто ищет, тот грязь найдет! Отчаянная компания.
Вольдемар
Не гигиенично. Не эстетично.
серый
Нормально прокатились, нормальный рассказ, отдельный 👍 за фото видео ряд.
Ждём новый отчёт о путишествиях.
Вам там в городе Новосибирске грязи мало?)))...Любят селькупы эту грязь. Хорошо что оттуда уехал в Москву. Проездом жил там 10 лет. ГУЛаг!