|
Читаем, читаем рассказы про Автопутешествия на Drom.ru и все-таки решили написать свой. Путешествий на Авто у нас с женой уже немало.
Вот одно из них…
Как-то раз решили мы доработать Nissan Terrano, 2000, 3.0 TDI, АКПП. Хотели сделать экспедиционник — так, чтобы и по трассе уверенно ездил и по бездорожью не подводил.
Были установлены: передний и задний силовые бампера, лебедка, калитка для доп. канистры для соляры сзади, подвеска ТачДог (приподняли на 30 мм от стока), и были заказаны колеса МТ Maxxis. Пока колеса шли, мы решили немного испытать нашего верного коня и поехали из Красноярска в Горный Алтай, чтобы попробовать проехать в Туву. :)
В июне 2010 года я выехал в Новосибирск (там меня ждала жена…). Далее рассказ ведет Света :). Я был занят дорогой…
Мы с мужем давно мечтаем о путешествии в Монголию. Но в процессе подготовки к Монголии решили проехать по пути Горный Алтай — Тува. Такой дороги на карте нет... Есть лишь «направление», а на деле — множество то появляющихся, то исчезающих следов от колес, горные реки, ручьи, перевалы с аккуратными каменными курганами на вершинах, иногда встречающиеся юрты, овцы, суслики... и умопомрачительные пейзажи!
Итак, 26 июня мы отправились из Красноярска в это рискованное путешествие. Рискованное — потому что конец июня для этого маршрута — слишком рано, кое-где в горах еще не сошел снег, реки все еще полноводны. Мы были готовы в любой момент развернуться назад из-за какого-либо неожиданного препятствия.
Дорога до Горно-Алтайска неинтересна, мы ездили по ней уже много раз, поэтому я ее упускаю из рассказа. Наш путь проходил через Горно-Алтайск и алтайскую деревню Малый Яломан. В Горно-Алтайске у нас живут друзья, а в Малом Яломане их родители :). До Малого Яломана в этот день мы доехать не успели, завернули к друзьям в Горно-Алтайск, немного погуляли по городу и остались у них переночевать.
Утром выехали в Малый Яломан, а оттуда до Кош-Агач, где нужно оформить пропуска, так как дальше дорога идет по пограничной зоне.
Мы ехали не спеша, любовались красотой Алтая.
Заехали в Яломан, на въезде Юра с Сураей установили банер, если ооочень приглядеться, то можно увидеть, что на нем мы с Костей на конях:
В Яломане нас вкусно покормили, показали только построенную баню, оставляли на ночь, но нам надо было ехать. Нам предстояло к вечеру доехать до Кош-Агач и там зарегистрироваться у пограничников и МЧС. На каком-то перевале мы купили красивые открытки Горного Алтая, и в Яломане я подписала их, приклеила марки, и мы поехали в путь — ближайшее почтовое отделение было в деревне Иня, в 7 км от Яломана. Хоть и было уже поздно, но в отделении согласились проставить штампы на открытках и отправить их адресатам.
Дальше на навигаторе мы увидели указатель на древние наскальные рисунки (петроглифы урочища Калбак-Таш), они находятся совсем у дороги, поэтому мы решили заехать. Раньше вход на них был совсем бесплатный, огорожено не было, они просто были как бы «в поле», по ним даже козы ходили. А сейчас их отгородили забором, поставили домик и платный вход — 100 руб. с человека. Мы туда зарулили с еще одной полной детей машиной, они там поругались со смотрительницей и мы все зашли бесплатно. Вообще сейчас все, кому не лень, ставят повсюду шлагбаумы и платные въезды. Просто так уже не заехать на Шира, на Беле, на Ману, даже вокруг Бузима вырыли ров и поставили шлагбаум с табличкой «Частная территория». Я вот не верю, что это частная территория. На Беле мы попробовали не заплатить, но это другая история..
Итак, наскальные рисунки.
Животные:
Космические корабли:
Рисункам несколько тысяч лет. А на них изображены космические корабли, устремленные в одну точку — на небольшое плато рядом с петроглифами:
Полюбовавшись петроглифами, мы поехали дальше. Мне очень нравится дорога от Семинского перевала до Кош-агач. За несколько часов красивые заросшие горы сменяются каменными — а дальше — высокогорная степь и виднеющиеся вдалеке заснеженные вершины. Очень красиво.
Итак, к вечеру мы доехали до Кош-Агач, до пограничной зоны. Чтобы ехать дальше — нужен специальный пропуск. Его нужно получить в комендатуре Кош-Агач. Приехали, когда уже начало темнеть.
Выяснили, где находится комендатура, что работает она с 9 до 18, то есть сегодня получить пропуск уже не получится, покатались по селу и устроились спать прямо возле комендатуры (спим мы в машине, складывая задние кресла, все вещи упаковываем в бокс на багажнике). Утром возле будки, где оформляют пропуска, образовалась очередь из УАЗов. В основном, все ехали на плато Укок. Пограничники, да и все вокруг, говорили, что пути в Тыву нет, нужно ехать через перевал Бугузун, но он закрыт из-за снега.
— Не проедете вы там.
— Ну не проедем, так не проедем, посмотрим и вернемся обратно.
Такой был наш разговор с пограничниками :).
Вообще, из-за такой информации мы немного поникли, а посмотрев, как все рвутся на плато Укок, решили, что если не проедем в Тыву и вернемся, то поедем на плато Укок — там, говорят, красиво. Так и написали в заявлениях на пропуска (там нужно было указать подробный маршрут, куда и зачем направляемся). Но такие заявления не прокатили ;). Плато Укок — заповедная территория, и надо было то ли разрешение откуда-то еще, то ли где-то заплатить за посещение, в общем, нам такие сложности были не нужны, мы переписали заявления только «до перевала Бугузун». Дальше него — территория Тывы.
Из-за всех этих сложностей и потерянного времени мы не стали регистрироваться в МЧС, хотя сначала собирались (и, отмечу, что это очень важно. Сложных участков на дороге много). Но пересечь Алтай и выехать в Тыве нам надо было обязательно к вечеру, поэтому мы срочно закупили продуктов на неделю (мало ли что), хлеба утром еще не было, поэтому вместо хлеба купили буварсаки — алтайские шарики из теста, типа наших лепешек, только шарики.
Итак, собравшись, подкачав колеса, залив полный бак топлива и еще две канистры по 5 литров (канистрами выступили две пятилитровые бутылки из-под воды, мы закрепили их на багажнике), мы поехали покорять суровую границу Алтай — Тыва. До встречи с пограничниками путь наш был запланирован такой: Кош-Агач — алтайское село Кокоря — горы-реки-горы — тувинское село Кызыл-Хая. После встречи с пограничниками маршрут изменился: Кокоря — горы-реки-горы — перевал Бугузун — оз. Ак-Холь — Кызыл-Хая.
У алтайцев очень своеобразное понимание «показать дорогу», когда мы спрашивали в Кокорях, как проехать до перевала Бугузун, нам махали рукой в неопределенную сторону со словами «вон туда!». В общем-то основная дорога была одна и мы ехали по ней, часто встречались какие-то непонятные ответвления, она то раздваивалась, то растраивалась, но в целом, было понятно, что она одна. Тем более, нас вел навигатор и было не страшно заблудиться — можно по треку вернуться назад. К слову, на навителовской карте у нас была всего одна дорога, по ней мы и двигались. Через несколько км от Кокорей мы встретили женщину, которая махала рукой, мы остановились, она попросила довезти ее «до воды», обещала показать нам дорогу до перевала, мы поехали вместе еще километров 10. «До воды» дорога относительно хорошая (относительно того, что будет дальше), степная пыльная трасса, красный песок. Ехали до 60 и местами до 80 км/ч. Возле воды женщина вышла. Дорогу до перевала она нам показала, да :). Махнула рукой: «Вам туда, а мне — туда. До свидания!» :)).
«Вам туда» — это через реку Бугузун, дно почти у всех тамошних рек каменистое. Как говорят, это один из трех самых опасных и плохих участков этого пути. Но, нам повезло, первый брод мы преодолели. Мы тогда еще не знали, что он самый глубокий, и думали, что все самое страшное нас ждет впереди. Воды было, по моим ощущениям, см 50-70. С Костиной стороны вода дошла до порога и немного зашла внутрь. С моей стороны было сухо, скрывало больше половины колеса.
После брода была развилка, сначала мы поехали налево, но потом сверились с навигатором, единственная дорога на нем уходила направо, и мы развернулись, поехали по навигатору.
Мы ехали вдоль реки Бугузун, местами по кромке обрыва. Костя уже начал опасаться, что если дальше так будет — мы развернемся и поедем назад. :)
Регулярно по пути встречались юрты и пустые зимние стоянки.
Иногда дорога проходила очень близко от юрт, тогда все люди и дети выглядывали оттуда, из одной вышел пожилой беззубый алтаец, просил выпить и звал на чай. Вообще, забегая вперед, мы заметили, что алтайцы гораздо и гораздо добрее соседей тувинцев. Не такие наглые и вообще, кажется, безобидные. По Алтаю ехать было не страшно. Этот дяденька на вопрос: «Правильно ли мы едем на перевал?» — ответил, что «Дальше нет дорога! Дорога нет!». Но в навигаторе-то есть! Правда, через несколько километров она у нас заканчивалась отметкой «Аржан Бугузун», ну мы знакомое слово увидели и решили, что это и есть перевал :).
Впереди нам снова пришлось форсировать реку Бугузун. Но, поскольку ехали мы наверх, а все самые большие реки уже впали в нее внизу, проехали мы без проблем. А потом начали форсировать раз пять или шесть очень вертлявую и очень красивую речушку, местами глубокую, местами разлившуюся мелкую:
Всю нашу дорогу было пасмурно и накрапывал мелкий дождик. Видимость была хорошая, но очень далеко (например, горы, вершины) видно не было. По дороге очень много сусликов — снуют туда-сюда. А однажды увидели какого-то непонятного зверя, шкура как у суслика, а размеров с собаку, и спрятался в нору. Спорили с Костей, кто бы это мог быть. Я предположила, что лиса, а он все настаивал на суслике-гиганте :). Но он очень быстро от нас сиганул, мы не успели рассмотреть.
Вот мы и доехали до точки маршрута, который показывал навигатор. И это не перевал...
Аржан Бугузун, это, оказывается, источник. Из него и вытекает эта красивая вертлявая речка. Рядом с источником стоят три пустых домика. Можно приехать туда и в них переночевать (это я уже позже прочитала :). Погрустили мы, погрустили и поехали назад. По пути встретили банду в синих костюмах. Остановились, спросили, чем это таким интересным они заняты — говорят, заманили суслика под камень и пытаемся вытащить и съесть:
Дернули пару раз УАЗиком камень, а оттуда выбежал ОГРОМНЫЙ СУСЛИК-ГИГАНТ! Да такой злой и страшный! Быстро перебирал лапами, как пловец в баттерфляе, орал страшным голосом, бежал куда глаза глядят и успел! «Охотники» гнались за ним с топором и обкидывали камнями (проголодались, видимо, очень), но он убежал и спрятался в норе. Я была очень рада за него, но очень испугана его зловещим видом. Он величиной с собаку, плоский... Мы потом в википедии нашли желтого суслика, похоже, это был именно он.
Вообще встреча с «охотниками»-ветеринарами, как они представились (и рассказали, что живут в домиках на источнике), была самой значимой из всех встреч и разговоров с местными в нашем путешествии. Кроме нее я помню еще две значимые встречи. О них позже :).
Эти ветеринары нам сказали, что перевал Бугузун вообще не здесь (это мы и сами поняли), а еще они сказали, что мы не проедем не только через Бугузун по причине того, что он закрыт, но мы бы и дальше не проехали через озеро, потому что там есть один плохой участок 5 км, который уазики едут весь день. НО есть другая дорога! И по ней можно проехать даже сейчас, даже на нашей машине!
Перевал ДжэйТэ (сразу же отмечу — это мы так поняли название, как я потом не искала в гугле, такого перевала не существует. Возможно, это какое-то местное название, либо мы неправильно расслышали)! Дорога по нему выходит как раз на Кызыл-Хая, как мы планировали изначально. Они показали нам дорогу! :) Ну... начало дороги :). И мы, воодушевленные тем, что нам, скорее всего, не придется возвращаться назад, поехали на новый перевал! Спросили еще раз дорогу в ближайшей юрте, нам показали. В этих местах дорогу объясняют просто — «на следующие юрте направо» :).
Мы вновь выехали на дорогу с черными табличками — они встречались регулярно еще с самой Кокори. Как нам объяснила женщина, которую мы довозили, «Здесь дорогу собираются строить, для этого и таблички». Судя по состоянию табличек, дорогу собираются строить очень и очень долго :). Так что мы решили, что это будущие «километровые столбы» :)). Но вскоре они пропали.
Ехали мы достаточно долго... Начался дождь, и вдруг мы увидели еще один УАЗик-«таблетку», подъехали поближе, Костя стал спрашивать про перевал ДжейТэ, они молчали, не понимая. Потом он спросил просто дорогу на перевал — они показали. Спросил, что делают здесь (их было человек шесть, стояла палатка на берегу реки, по дну которой мы ехали некоторое время, она мелкая, но с ооочень крупными камнями на дне), на вопрос, что они тут делают, они ответили с очень очень сильным акцентом: «Иксьпидиция делаимь» :). Мы поблагодарили их за то, что показали дорогу, и поехали дальше. Отъехали от них — смотрим — номера у них тувинские! Радости нашей не было предела :). Это была наша вторая значимая встреча :). Раз проехали они — проедем и мы! Мы обрадовались еще больше и поехали. Выше и выше. Выше и выше. Пошел снег.
А мы проезжали как раз самую красивую гору — она была вся в жарках.
Мы поднялись на 2 500 метров над уровнем моря. Кое-где снег еще не растаял:
Костя, как маленький, радовался снегу в конце июня :).
Вот на такую высоту мы поднялись — 2 620 метров (правый нижний угол)!
На перевале часть дороги была завалена прошлогодним снегом. Костя даже сказал, что придется возвращаться назад... Расстроились... стояли перед ним, я даже походила по нему в сланцах, — провалилась глубоко — по нему мы не смогли бы проехать. Но какой же умный пойдет в гору :). Мы ее объехали (гору снега) :). Причем достаточно легко. И вот, мы на перевале — на границе Алтай—Тыва!
А дальше — долгий спуск... Снега уже все меньше и меньше, жарков тоже...
Зимние стоянки с такими курганами:
Мы долго думали, для чего они. А потом Костя решил, что таким образом что-то закладывают для хранения и для быстрого доступа и раскопки зимой. В общем-то, звучит правдоподобно.
Спустились с горы, а впереди — озера. Большое и маленькое, и, судя по карте, речка, которую надо будет снова форсировать. На фото — маленькое.
К этому времени мы уже так устали от непрекращающихся бродов, что эти озера меня расстроили... Но ничего... Чтобы доехать до них, нам еще надо было преодолеть очень крутой и скользкий спуск.
Подъехали к озеру и обернулись назад.... А там тучи немного разошлись.... и мы, наконец, увидели, где едем! Такая красота. Мы были шокированы ей очень :).
Такие камушки встречались на нашем пути:
Это мы едем:
И вот.... наконец-то! ПЕРВЫЙ МОСТ на нашем пути! Первый настоящий мост! :) И нам не нужно форсировать эту реку!
Дальше пошла череда маленьких перевальчиков и перевальчиков побольше :).
На каждом обязательно стоит курган. Где-то больше, где-то меньше...
Дальше мы выехали в долину реки. Там было много юрт, много баранов и вообще заметна была буйная жизнь и небольшое расстояние от цивилизации :).
Мы заметили дорогу вдоль реки, прямо по самой кромке, частично выдолбленная в горах, и поехали по ней. Она была неезженная, только со следом мотоцикла, пару раз мы выходили и очищали ее от осыпавшихся с горы камней, проехали километров 7.... И... Представляете, вот так едешь ты едешь..., а впереди.... дорога заканчивается... и мост через реку, рекой той самой разломанный... :( Вот обидно!!! Но делать нечего — поехали назад. Километров 10 ехали до того оазиса цивилизации. Начинался ливень — тот снег с перевала догонял нас. Мы думали, реку можно переехать вброд, но ошиблись.. Она была глубокая.. Но народ был и на нашем берегу, и на противоположном.
Кстати, ведь дороги на карте у нас не было, было только направление на Кызыл-Хая, зеленая прямая стрелка, вот по ней мы и ехали. Очень медленно расстояние уменьшалось, но уменьшалось! А тут такой облом с мостом.
Начинался дождь и все люди попрятались по юртам, к нам подошел дедушка, мы поспрашивали, он сказал, что вдоль реки дороги нет — надо на перевал, а там — большая дорога. Это была третья значимая встреча :). И мы поехали в ту сторону, куда он махнул рукой. Перевал там был очень крутой — подниматься было сложно. К тому же, ливень шел. Вот такими грязными мы туда поднялись, немного застряли еще внизу (на фото видно и «большую» дорогу) :).
После перевала по прямой до Кызыл-Хая оставалось каких-то 19 км. И на этой «большой» дороге километры начали стремительно уменьшаться. Дорога очень красивая, мы ехали по хребту, слева и справа — мягкие склоны, впереди горы как на Google Earth :). Ехали достаточно быстро. Но... через несколько километров был спуск... к реке... и снова мы ехали по крутому берегу по самой кромке. Местами было страшно, местами каменистая дорога превращалась в кашеобразную, была опасность застрять, но мы ехали и ехали. Темнело.
Но доехать до Кызыл-Хая надо было обязательно сегодня. Вот и целый мост, переехали по нему, и ехали по кромке по другому берегу реки, иногда поднимаясь в горы, иногда спускаясь, скоро мы очень поднялись, а река осталась далеко-далеко внизу, но мы все так же ехали по самой кромке. Было не страшно, так как было темно и всей опасности дороги мы не видели :). Вот Кызыл-Хая уже совсем близко. Небольшая река, переехали вброд, а потом заметили в 10 метрах мост :). Едем дальше — стоят двое, очень страшные и беззубые тувинцы, машут рукой: «У нас мотоцикля слямалясь, довези до деревни! мотоцикля слямалясь!». Не помню, что Костя им говорил, но удалось отмазаться, брать их не стали — страшно. Итак, после этого нам было опасно останавливаться в Кызыл-Хая, нужно было ехать до Мугур-Аксы, а это примерно в 100 км от Кызыл-Хая....
Километры уменьшались, дорога превратилась в просто разбросанные по полю камни, очень медленно мы проезжали их... И, наконец, цивилизация! Свет! Люди :). Начали искать участкового, чтобы подсказал, где можно переночевать, но набрели на администрацию. Там дежурила женщина, она предложила нам поселиться в сельхозовской гостинице, доехали туда с ее мужем, а гостиница на ремонте. Он предложил пойти к нему — но Костя очень не доверял им, особенно, после встречи со «сломанным мотоциклом», спросил про собак — собаки были, Костя сказал, что очень боится собак и поэтому будет лучше, если мы поедем в Мугур-Аксы. Нам показали дорогу: «Дорога хорошая!». На вопрос: «Сколько до Мугур-Аксы?» — все отвечали: «2 часа", сколько в километрах никто не знал :).
Времени было уже около 12 ночи и глухая темнотища. Мы ехали по «хорошей дороге», которую надо было назвать «стиральная доска», и искали место переночевать. Чтобы недалеко от дороги, но безопасно, чтобы с дороги нас не было сильно видно. Одно нашли. Но там был курган, и Костя не захотел «ночевать на кладбище», спать очень хотелось, и мы поехали дальше.
И снова тувинец, размахивающий рукой на дороге. Рядом на обочине — КАМАЗ. «Одного человека до Чадана довезите!». К слову, до Чадана 200 км или больше. Сказали, что не едем до Чадана, едем до Мугур-Аксы. В общем, со скрипом согласились подвезти. Потом пожалели. Но совесть не позволяла оставить их вот так на дороге со сломанным КАМАЗом..., блин... До Мугур-Аксы было еще долго, дорога плохая, этот тувинец был пьяный... Этот отрезок пути, пока его везли, был самым неприятным. Он спал сзади, а мы хотели остановиться где-нибудь по дороге и уснуть, но пришлось его везти. Где-то к трем или четырем часам утра мы приехали в Мугур-Аксы, так этот чувак вместо того, чтобы выйти на въезде и дойти до своего автовокзала, еще диктовал нам — налево, тут направо, тут прямо, исколесили всю деревню. Костя чуть не лопнул от злости. Высадили его и быстро помчались искать место для сна. Нашли хорошее. Возле речки. Уснули. А на утро проснулись уже добренькими, договорились больше никого не брать и поехали в Чадан.
На вьезде в Мугур-Аксы установлен памятник сусликам. Большому и маленькому :).
Сложный участок был пройден, дальше на карте уже была дорога, по ней мы и доехали до Чадана, а дальше по очень живописной трассе до Кызыла и оттуда домой, в Красноярск! :)
Советы путешественникам:
Первое и самое главное — автомобиль должен быть готов к такому путешествию и полностью исправен. Автомобилем должен быть внедорожник, на городской машинке там не проехать (думаю, это и так понятно)). Нагрузка по дороге очень высокая, очень много перевалов и бродов. Если что-то «дышит на ладан» — лучше наладить. Отремонтировать по пути будет негде. Мобильный шиномонтаж не вызвать ;), трактор — тоже. Да, по дороге стоят юрты, и возле каждой обязательно, как минимум, одна машина, в основном УАЗик, или УАЗик и ГАЗ-66. Но идти до ближайшей 10-20, а иногда и 30 км, как получится — не очень приятно, да и заблудиться можно.
Итак, обязательно должна быть запаска, а лучше — две.
Хороший домкрат, а лучше хайджек. Если застрянешь — можно быстро поднять машину и накидать под колеса камней, они есть почти везде.
Обязательно с собой нужна лопата и топор.
Автомобильный насос или компрессор.
Хорошая резина, на лысой можно не подняться в перевал в дождь, например.
В Кош-Агаче нужно заправить полный бак и еще взять с собой топлива, на всякий случай. Если не отходить от курса — топлива хватит, заправка будет в Мугур-Аксы. Сложный участок дороги не более 100 км, но мы ехали его, не останавливаясь даже на отдых, 15 часов! При этом сожгли почти полный бак топлива с обычным расходом 10-12 л на 100 км (полный бак у нас 80 литров ДТ).
Обязательно нужны подробные карты и навигатор.
Едой лучше запастись дня на 3-4. Если воду можно набрать из любой речки, то кушать там абсолютно нечего. Только если барана попросить у местных кочевников.
Если хотите задобрить алтайцев и тувинцев, можно взять с собой алкоголя. Но лучше дать и сразу уехать — мало ли что с ним будет после стопки. Просили абсолютно все, кого встречали, и спрашивали дорогу, но у нас не было ничего алкогольного, даже пива. Не верили и обижались.
В Кош-Агаче нужно обязательно выписать пограничный пропуск в комендатуре и желательно зарегистрироваться в МЧС, в МЧС мы не регистрировались, как это делается, я не знаю. Для оформления пропуска в комендатуре выдается бланк заявления на пропуск (маршрут, цель, кто едет, на чем, телефоны, где работаете, где живете). Нужно заранее составить подробный маршрут и описать его в заявлении. Обязательно взять с собой ПАСПОРТА всех, кто едет.
В Кош-Агаче дают пропуск только по республике Алтай до границы с Тывой. Хотя, например, в Тыве, в отличие от Алтая, дорога идет прямо по границе с Монголией, и там совсем нет пограничников. Думаю, туда тоже нужен пропуск, но где его взять, не знаю, у нас не было.
Пропуска у нас проверили только на выезде из Кош-Агача, причем, в прошлом году мы проезжали спокойно до Ташанты (это пограничная с Монголией деревня, дальше Кош-Агача) и у нас ничего не спросили, никто не останавливал. Видимо, как повезет. По дороге в горах видели несколько разрушенных пограничных пунктов, там было глухо совсем, нога пограничника давно не ступала.
И еще... лучше ехать на двух машинах. Четыре колеса — хорошо, а восемь — лучше :))).
Наш блог с описанием наших путешествий: http://auto-ru-trip.blogspot.com/
Наш приблизительный путь (вычисляла по рекам):
До новых встреч :).