Поездка Горный Алтай—Тува по дороге, которой нет

Поездка Горный Алтай—Тува по дороге, которой нет

25.10.2012 | 46775 просмотров

Читаем, читаем рассказы про Автопутешествия на Drom.ru и все-таки решили написать свой. Путешествий на Авто у нас с женой уже немало.

Вот одно из них…

Как-то раз решили мы доработать Nissan Terrano, 2000, 3.0 TDI, АКПП. Хотели сделать экспедиционник — так, чтобы и по трассе уверенно ездил и по бездорожью не подводил.

Были установлены: передний и задний силовые бампера, лебедка, калитка для доп. канистры для соляры сзади, подвеска ТачДог (приподняли на 30 мм от стока), и были заказаны колеса МТ Maxxis. Пока колеса шли, мы решили немного испытать нашего верного коня и поехали из Красноярска в Горный Алтай, чтобы попробовать проехать в Туву. :)

В июне 2010 года я выехал в Новосибирск (там меня ждала жена…). Далее рассказ ведет Света :). Я был занят дорогой…

Мы с мужем давно мечтаем о путешествии в Монголию. Но в процессе подготовки к Монголии решили проехать по пути Горный Алтай — Тува. Такой дороги на карте нет... Есть лишь «направление», а на деле — множество то появляющихся, то исчезающих следов от колес, горные реки, ручьи, перевалы с аккуратными каменными курганами на вершинах, иногда встречающиеся юрты, овцы, суслики... и умопомрачительные пейзажи! 

Итак, 26 июня мы отправились из Красноярска в это рискованное путешествие. Рискованное — потому что конец июня для этого маршрута — слишком рано, кое-где в горах еще не сошел снег, реки все еще полноводны. Мы были готовы в любой момент развернуться назад из-за какого-либо неожиданного препятствия. 

Дорога до Горно-Алтайска неинтересна, мы ездили по ней уже много раз, поэтому я ее упускаю из рассказа. Наш путь проходил через Горно-Алтайск и алтайскую деревню Малый Яломан. В Горно-Алтайске у нас живут друзья, а в Малом Яломане их родители :). До Малого Яломана в этот день мы доехать не успели, завернули к друзьям в Горно-Алтайск, немного погуляли по городу и остались у них переночевать. 

Утром выехали в Малый Яломан, а оттуда до Кош-Агач, где нужно оформить пропуска, так как дальше дорога идет по пограничной зоне.

 

 

 Мы ехали не спеша, любовались красотой Алтая.

 

Заехали в Яломан, на въезде Юра с Сураей установили банер, если ооочень приглядеться, то можно увидеть, что на нем мы с Костей на конях: 

 

В Яломане нас вкусно покормили, показали только построенную баню, оставляли на ночь, но нам надо было ехать. Нам предстояло к вечеру доехать до Кош-Агач и там зарегистрироваться у пограничников и МЧС. На каком-то перевале мы купили красивые открытки Горного Алтая, и в Яломане я подписала их, приклеила марки, и мы поехали в путь — ближайшее почтовое отделение было в деревне Иня, в 7 км от Яломана. Хоть и было уже поздно, но в отделении согласились проставить штампы на открытках и отправить их адресатам. 

Дальше на навигаторе мы увидели указатель на древние наскальные рисунки (петроглифы урочища Калбак-Таш), они находятся совсем у дороги, поэтому мы решили заехать. Раньше вход на них был совсем бесплатный, огорожено не было, они просто были как бы «в поле», по ним даже козы ходили. А сейчас их отгородили забором, поставили домик и платный вход — 100 руб. с человека. Мы туда зарулили с еще одной полной детей машиной, они там поругались со смотрительницей и мы все зашли бесплатно. Вообще сейчас все, кому не лень, ставят повсюду шлагбаумы и платные въезды. Просто так уже не заехать на Шира, на Беле, на Ману, даже вокруг Бузима вырыли ров и поставили шлагбаум с табличкой «Частная территория». Я вот не верю, что это частная территория. На Беле мы попробовали не заплатить, но это другая история.. 

Итак, наскальные рисунки. 

Животные: 

 

 

Космические корабли: 

 

Рисункам несколько тысяч лет. А на них изображены космические корабли, устремленные в одну точку — на небольшое плато рядом с петроглифами: 

 

Полюбовавшись петроглифами, мы поехали дальше. Мне очень нравится дорога от Семинского перевала до Кош-агач. За несколько часов красивые заросшие горы сменяются каменными — а дальше — высокогорная степь и виднеющиеся вдалеке заснеженные вершины. Очень красиво. 

 

Итак, к вечеру мы доехали до Кош-Агач, до пограничной зоны. Чтобы ехать дальше — нужен специальный пропуск. Его нужно получить в комендатуре Кош-Агач. Приехали, когда уже начало темнеть.

 

Выяснили, где находится комендатура, что работает она с 9 до 18, то есть сегодня получить пропуск уже не получится, покатались по селу и устроились спать прямо возле комендатуры (спим мы в машине, складывая задние кресла, все вещи упаковываем в бокс на багажнике). Утром возле будки, где оформляют пропуска, образовалась очередь из УАЗов. В основном, все ехали на плато Укок. Пограничники, да и все вокруг, говорили, что пути в Тыву нет, нужно ехать через перевал Бугузун, но он закрыт из-за снега.

— Не проедете вы там. 
— Ну не проедем, так не проедем, посмотрим и вернемся обратно. 

Такой был наш разговор с пограничниками :). 

Вообще, из-за такой информации мы немного поникли, а посмотрев, как все рвутся на плато Укок, решили, что если не проедем в Тыву и вернемся, то поедем на плато Укок — там, говорят, красиво. Так и написали в заявлениях на пропуска (там нужно было указать подробный маршрут, куда и зачем направляемся). Но такие заявления не прокатили ;). Плато Укок — заповедная территория, и надо было то ли разрешение откуда-то еще, то ли где-то заплатить за посещение, в общем, нам такие сложности были не нужны, мы переписали заявления только «до перевала Бугузун». Дальше него — территория Тывы.

Из-за всех этих сложностей и потерянного времени мы не стали регистрироваться в МЧС, хотя сначала собирались (и, отмечу, что это очень важно. Сложных участков на дороге много). Но пересечь Алтай и выехать в Тыве нам надо было обязательно к вечеру, поэтому мы срочно закупили продуктов на неделю (мало ли что), хлеба утром еще не было, поэтому вместо хлеба купили буварсаки — алтайские шарики из теста, типа наших лепешек, только шарики. 

Итак, собравшись, подкачав колеса, залив полный бак топлива и еще две канистры по 5 литров (канистрами выступили две пятилитровые бутылки из-под воды, мы закрепили их на багажнике), мы поехали покорять суровую границу Алтай — Тыва. До встречи с пограничниками путь наш был запланирован такой: Кош-Агач — алтайское село Кокоря — горы-реки-горы — тувинское село Кызыл-Хая. После встречи с пограничниками маршрут изменился: Кокоря — горы-реки-горы — перевал Бугузун — оз. Ак-Холь — Кызыл-Хая.

У алтайцев очень своеобразное понимание «показать дорогу», когда мы спрашивали в Кокорях, как проехать до перевала Бугузун, нам махали рукой в неопределенную сторону со словами «вон туда!». В общем-то основная дорога была одна и мы ехали по ней, часто встречались какие-то непонятные ответвления, она то раздваивалась, то растраивалась, но в целом, было понятно, что она одна. Тем более, нас вел навигатор и было не страшно заблудиться — можно по треку вернуться назад. К слову, на навителовской карте у нас была всего одна дорога, по ней мы и двигались. Через несколько км от Кокорей мы встретили женщину, которая махала рукой, мы остановились, она попросила довезти ее «до воды», обещала показать нам дорогу до перевала, мы поехали вместе еще километров 10. «До воды» дорога относительно хорошая (относительно того, что будет дальше), степная пыльная трасса, красный песок. Ехали до 60 и местами до 80 км/ч. Возле воды женщина вышла. Дорогу до перевала она нам показала, да :). Махнула рукой: «Вам туда, а мне — туда. До свидания!» :)).

 

«Вам туда» — это через реку Бугузун, дно почти у всех тамошних рек каменистое. Как говорят, это один из трех самых опасных и плохих участков этого пути. Но, нам повезло, первый брод мы преодолели. Мы тогда еще не знали, что он самый глубокий, и думали, что все самое страшное нас ждет впереди. Воды было, по моим ощущениям, см 50-70. С Костиной стороны вода дошла до порога и немного зашла внутрь. С моей стороны было сухо, скрывало больше половины колеса.

После брода была развилка, сначала мы поехали налево, но потом сверились с навигатором, единственная дорога на нем уходила направо, и мы развернулись, поехали по навигатору.

 

Мы ехали вдоль реки Бугузун, местами по кромке обрыва. Костя уже начал опасаться, что если дальше так будет — мы развернемся и поедем назад. :)

 

Регулярно по пути встречались юрты и пустые зимние стоянки. 

 

Иногда дорога проходила очень близко от юрт, тогда все люди и дети выглядывали оттуда, из одной вышел пожилой беззубый алтаец, просил выпить и звал на чай. Вообще, забегая вперед, мы заметили, что алтайцы гораздо и гораздо добрее соседей тувинцев. Не такие наглые и вообще, кажется, безобидные. По Алтаю ехать было не страшно. Этот дяденька на вопрос: «Правильно ли мы едем на перевал?» — ответил, что «Дальше нет дорога! Дорога нет!». Но в навигаторе-то есть! Правда, через несколько километров она у нас заканчивалась отметкой «Аржан Бугузун», ну мы знакомое слово увидели и решили, что это и есть перевал :).

Впереди нам снова пришлось форсировать реку Бугузун. Но, поскольку ехали мы наверх, а все самые большие реки уже впали в нее внизу, проехали мы без проблем. А потом начали форсировать раз пять или шесть очень вертлявую и очень красивую речушку, местами глубокую, местами разлившуюся мелкую:

 

Всю нашу дорогу было пасмурно и накрапывал мелкий дождик. Видимость была хорошая, но очень далеко (например, горы, вершины) видно не было. По дороге очень много сусликов — снуют туда-сюда. А однажды увидели какого-то непонятного зверя, шкура как у суслика, а размеров с собаку, и спрятался в нору. Спорили с Костей, кто бы это мог быть. Я предположила, что лиса, а он все настаивал на суслике-гиганте :). Но он очень быстро от нас сиганул, мы не успели рассмотреть. 

Вот мы и доехали до точки маршрута, который показывал навигатор. И это не перевал... 

 

Аржан Бугузун, это, оказывается, источник. Из него и вытекает эта красивая вертлявая речка. Рядом с источником стоят три пустых домика. Можно приехать туда и в них переночевать (это я уже позже прочитала :). Погрустили мы, погрустили и поехали назад. По пути встретили банду в синих костюмах. Остановились, спросили, чем это таким интересным они заняты — говорят, заманили суслика под камень и пытаемся вытащить и съесть: 

 

Дернули пару раз УАЗиком камень, а оттуда выбежал ОГРОМНЫЙ СУСЛИК-ГИГАНТ! Да такой злой и страшный! Быстро перебирал лапами, как пловец в баттерфляе, орал страшным голосом, бежал куда глаза глядят и успел! «Охотники» гнались за ним с топором и обкидывали камнями (проголодались, видимо, очень), но он убежал и спрятался в норе. Я была очень рада за него, но очень испугана его зловещим видом. Он величиной с собаку, плоский... Мы потом в википедии нашли желтого суслика, похоже, это был именно он.  

Вообще встреча с «охотниками»-ветеринарами, как они представились (и рассказали, что живут в домиках на источнике), была самой значимой из всех встреч и разговоров с местными в нашем путешествии. Кроме нее я помню еще две значимые встречи. О них позже :). 

Эти ветеринары нам сказали, что перевал Бугузун вообще не здесь (это мы и сами поняли), а еще они сказали, что мы не проедем не только через Бугузун по причине того, что он закрыт, но мы бы и дальше не проехали через озеро, потому что там есть один плохой участок 5 км, который уазики едут весь день. НО есть другая дорога! И по ней можно проехать даже сейчас, даже на нашей машине!

Перевал ДжэйТэ (сразу же отмечу — это мы так поняли название, как я потом не искала в гугле, такого перевала не существует. Возможно, это какое-то местное название, либо мы неправильно расслышали)! Дорога по нему выходит как раз на Кызыл-Хая, как мы планировали изначально. Они показали нам дорогу! :) Ну... начало дороги :). И мы, воодушевленные тем, что нам, скорее всего, не придется возвращаться назад, поехали на новый перевал! Спросили еще раз дорогу в ближайшей юрте, нам показали. В этих местах дорогу объясняют просто — «на следующие юрте направо» :).

Мы вновь выехали на дорогу с черными табличками — они встречались регулярно еще с самой Кокори. Как нам объяснила женщина, которую мы довозили, «Здесь дорогу собираются строить, для этого и таблички». Судя по состоянию табличек, дорогу собираются строить очень и очень долго :). Так что мы решили, что это будущие «километровые столбы» :)). Но вскоре они пропали. 

 

Ехали мы достаточно долго... Начался дождь, и вдруг мы увидели еще один УАЗик-«таблетку», подъехали поближе, Костя стал спрашивать про перевал ДжейТэ, они молчали, не понимая. Потом он спросил просто дорогу на перевал — они показали. Спросил, что делают здесь (их было человек шесть, стояла палатка на берегу реки, по дну которой мы ехали некоторое время, она мелкая, но с ооочень крупными камнями на дне), на вопрос, что они тут делают, они ответили с очень очень сильным акцентом: «Иксьпидиция делаимь» :). Мы поблагодарили их за то, что показали дорогу, и поехали дальше. Отъехали от них — смотрим — номера у них тувинские! Радости нашей не было предела :). Это была наша вторая значимая встреча :). Раз проехали они — проедем и мы! Мы обрадовались еще больше и поехали. Выше и выше. Выше и выше. Пошел снег.

А мы проезжали как раз самую красивую гору — она была вся в жарках.

 

 

 

Мы поднялись на 2 500 метров над уровнем моря. Кое-где снег еще не растаял: 

 

Костя, как маленький, радовался снегу в конце июня :). 

 

Вот на такую высоту мы поднялись — 2 620 метров (правый нижний угол)! 

 

На перевале часть дороги была завалена прошлогодним снегом. Костя даже сказал, что придется возвращаться назад... Расстроились... стояли перед ним, я даже походила по нему в сланцах, — провалилась глубоко — по нему мы не смогли бы проехать. Но какой же умный пойдет в гору :). Мы ее объехали (гору снега) :). Причем достаточно легко. И вот, мы на перевале — на границе Алтай—Тыва!

 

А дальше — долгий спуск... Снега уже все меньше и меньше, жарков тоже... 

Зимние стоянки с такими курганами: 

 

Мы долго думали, для чего они. А потом Костя решил, что таким образом что-то закладывают для хранения и для быстрого доступа и раскопки зимой. В общем-то, звучит правдоподобно.

Спустились с горы, а впереди — озера. Большое и маленькое, и, судя по карте, речка, которую надо будет снова форсировать. На фото — маленькое. 

 

К этому времени мы уже так устали от непрекращающихся бродов, что эти озера меня расстроили... Но ничего... Чтобы доехать до них, нам еще надо было преодолеть очень крутой и скользкий спуск.

Подъехали к озеру и обернулись назад.... А там тучи немного разошлись.... и мы, наконец, увидели, где едем! Такая красота. Мы были шокированы ей очень :).

 

 

Такие камушки встречались на нашем пути: 

 

Это мы едем: 

И вот.... наконец-то! ПЕРВЫЙ МОСТ на нашем пути! Первый настоящий мост! :) И нам не нужно форсировать эту реку!

 

Дальше пошла череда маленьких перевальчиков и перевальчиков побольше :).

На каждом обязательно стоит курган. Где-то больше, где-то меньше... 

 

Дальше мы выехали в долину реки. Там было много юрт, много баранов и вообще заметна была буйная жизнь и небольшое расстояние от цивилизации :).

 

Мы заметили дорогу вдоль реки, прямо по самой кромке, частично выдолбленная в горах, и поехали по ней. Она была неезженная, только со следом мотоцикла, пару раз мы выходили и очищали ее от осыпавшихся с горы камней, проехали километров 7.... И... Представляете, вот так едешь ты едешь..., а впереди.... дорога заканчивается... и мост через реку, рекой той самой разломанный... :( Вот обидно!!! Но делать нечего — поехали назад. Километров 10 ехали до того оазиса цивилизации. Начинался ливень — тот снег с перевала догонял нас. Мы думали, реку можно переехать вброд, но ошиблись.. Она была глубокая.. Но народ был и на нашем берегу, и на противоположном.

Кстати, ведь дороги на карте у нас не было, было только направление на Кызыл-Хая, зеленая прямая стрелка, вот по ней мы и ехали. Очень медленно расстояние уменьшалось, но уменьшалось! А тут такой облом с мостом.

Начинался дождь и все люди попрятались по юртам, к нам подошел дедушка, мы поспрашивали, он сказал, что вдоль реки дороги нет — надо на перевал, а там — большая дорога. Это была третья значимая встреча :). И мы поехали в ту сторону, куда он махнул рукой. Перевал там был очень крутой — подниматься было сложно. К тому же, ливень шел. Вот такими грязными мы туда поднялись, немного застряли еще внизу (на фото видно и «большую» дорогу) :).

 

После перевала по прямой до Кызыл-Хая оставалось каких-то 19 км. И на этой «большой» дороге километры начали стремительно уменьшаться. Дорога очень красивая, мы ехали по хребту, слева и справа — мягкие склоны, впереди горы как на Google Earth :). Ехали достаточно быстро. Но... через несколько километров был спуск... к реке... и снова мы ехали по крутому берегу по самой кромке. Местами было страшно, местами каменистая дорога превращалась в кашеобразную, была опасность застрять, но мы ехали и ехали. Темнело.

Но доехать до Кызыл-Хая надо было обязательно сегодня. Вот и целый мост, переехали по нему, и ехали по кромке по другому берегу реки, иногда поднимаясь в горы, иногда спускаясь, скоро мы очень поднялись, а река осталась далеко-далеко внизу, но мы все так же ехали по самой кромке. Было не страшно, так как было темно и всей опасности дороги мы не видели :). Вот Кызыл-Хая уже совсем близко. Небольшая река, переехали вброд, а потом заметили в 10 метрах мост :). Едем дальше — стоят двое, очень страшные и беззубые тувинцы, машут рукой: «У нас мотоцикля слямалясь, довези до деревни! мотоцикля слямалясь!». Не помню, что Костя им говорил, но удалось отмазаться, брать их не стали — страшно. Итак, после этого нам было опасно останавливаться в Кызыл-Хая, нужно было ехать до Мугур-Аксы, а это примерно в 100 км от Кызыл-Хая....

Километры уменьшались, дорога превратилась в просто разбросанные по полю камни, очень медленно мы проезжали их... И, наконец, цивилизация! Свет! Люди :). Начали искать участкового, чтобы подсказал, где можно переночевать, но набрели на администрацию. Там дежурила женщина, она предложила нам поселиться в сельхозовской гостинице, доехали туда с ее мужем, а гостиница на ремонте. Он предложил пойти к нему — но Костя очень не доверял им, особенно, после встречи со «сломанным мотоциклом», спросил про собак — собаки были, Костя сказал, что очень боится собак и поэтому будет лучше, если мы поедем в Мугур-Аксы. Нам показали дорогу: «Дорога хорошая!». На вопрос: «Сколько до Мугур-Аксы?» — все отвечали: «2 часа", сколько в километрах никто не знал :).

Времени было уже около 12 ночи и глухая темнотища. Мы ехали по «хорошей дороге», которую надо было назвать «стиральная доска», и искали место переночевать. Чтобы недалеко от дороги, но безопасно, чтобы с дороги нас не было сильно видно. Одно нашли. Но там был курган, и Костя не захотел «ночевать на кладбище», спать очень хотелось, и мы поехали дальше.

И снова тувинец, размахивающий рукой на дороге. Рядом на обочине — КАМАЗ. «Одного человека до Чадана довезите!». К слову, до Чадана 200 км или больше. Сказали, что не едем до Чадана, едем до Мугур-Аксы. В общем, со скрипом согласились подвезти. Потом пожалели. Но совесть не позволяла оставить их вот так на дороге со сломанным КАМАЗом..., блин... До Мугур-Аксы было еще долго, дорога плохая, этот тувинец был пьяный... Этот отрезок пути, пока его везли, был самым неприятным. Он спал сзади, а мы хотели остановиться где-нибудь по дороге и уснуть, но пришлось его везти. Где-то к трем или четырем часам утра мы приехали в Мугур-Аксы, так этот чувак вместо того, чтобы выйти на въезде и дойти до своего автовокзала, еще диктовал нам — налево, тут направо, тут прямо, исколесили всю деревню. Костя чуть не лопнул от злости. Высадили его и быстро помчались искать место для сна. Нашли хорошее. Возле речки. Уснули. А на утро проснулись уже добренькими, договорились больше никого не брать и поехали в Чадан.

На вьезде в Мугур-Аксы установлен памятник сусликам. Большому и маленькому :). 

Сложный участок был пройден, дальше на карте уже была дорога, по ней мы и доехали до Чадана, а дальше по очень живописной трассе до Кызыла и оттуда домой, в Красноярск! :) 

Советы путешественникам:

Первое и самое главное — автомобиль должен быть готов к такому путешествию и полностью исправен. Автомобилем должен быть внедорожник, на городской машинке там не проехать (думаю, это и так понятно)). Нагрузка по дороге очень высокая, очень много перевалов и бродов. Если что-то «дышит на ладан» — лучше наладить. Отремонтировать по пути будет негде. Мобильный шиномонтаж не вызвать ;), трактор — тоже. Да, по дороге стоят юрты, и возле каждой обязательно, как минимум, одна машина, в основном УАЗик, или УАЗик и ГАЗ-66. Но идти до ближайшей 10-20, а иногда и 30 км, как получится — не очень приятно, да и заблудиться можно. 

Итак, обязательно должна быть запаска, а лучше — две.

Хороший домкрат, а лучше хайджек. Если застрянешь — можно быстро поднять машину и накидать под колеса камней, они есть почти везде.

Обязательно с собой нужна лопата и топор.

Автомобильный насос или компрессор. 

Хорошая резина, на лысой можно не подняться в перевал в дождь, например. 

В Кош-Агаче нужно заправить полный бак и еще взять с собой топлива, на всякий случай. Если не отходить от курса — топлива хватит, заправка будет в Мугур-Аксы. Сложный участок дороги не более 100 км, но мы ехали его, не останавливаясь даже на отдых, 15 часов! При этом сожгли почти полный бак топлива с обычным расходом 10-12 л на 100 км (полный бак у нас 80 литров ДТ). 

Обязательно нужны подробные карты и навигатор.

Едой лучше запастись дня на 3-4. Если воду можно набрать из любой речки, то кушать там абсолютно нечего. Только если барана попросить у местных кочевников.

Если хотите задобрить алтайцев и тувинцев, можно взять с собой алкоголя. Но лучше дать и сразу уехать — мало ли что с ним будет после стопки. Просили абсолютно все, кого встречали, и спрашивали дорогу, но у нас не было ничего алкогольного, даже пива. Не верили и обижались. 

В Кош-Агаче нужно обязательно выписать пограничный пропуск в комендатуре и желательно зарегистрироваться в МЧС, в МЧС мы не регистрировались, как это делается, я не знаю. Для оформления пропуска в комендатуре выдается бланк заявления на пропуск (маршрут, цель, кто едет, на чем, телефоны, где работаете, где живете). Нужно заранее составить подробный маршрут и описать его в заявлении. Обязательно взять с собой ПАСПОРТА всех, кто едет

В Кош-Агаче дают пропуск только по республике Алтай до границы с Тывой. Хотя, например, в Тыве, в отличие от Алтая, дорога идет прямо по границе с Монголией, и там совсем нет пограничников. Думаю, туда тоже нужен пропуск, но где его взять, не знаю, у нас не было.

Пропуска у нас проверили только на выезде из Кош-Агача, причем, в прошлом году мы проезжали спокойно до Ташанты (это пограничная с Монголией деревня, дальше Кош-Агача) и у нас ничего не спросили, никто не останавливал. Видимо, как повезет. По дороге в горах видели несколько разрушенных пограничных пунктов, там было глухо совсем, нога пограничника давно не ступала. 

И еще... лучше ехать на двух машинах. Четыре колеса — хорошо, а восемь — лучше :))).

Наш блог с описанием наших путешествий: http://auto-ru-trip.blogspot.com/

Наш приблизительный путь (вычисляла по рекам):

До новых встреч :).

 


Дром

Комментарии

 
Томск
Сообщений: 217
Машина - Танк, путешествие - просто супер, фото - очень красивые. 5+
80
4
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 23
Просто супер! Природа конечно выше всяких похвал! Так держать.
25
2
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82929
Экстримально
GET BIG OR DIE.
17
5
Ответить
   
Нижневартовск
Сообщений: 662
Зачет!!!!
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!
11
3
Ответить
 
Алтай
Сообщений: 5206
Молодцы
8
1
Ответить
   
Новокузнецк
Сообщений: 22
"Спорили с Костей, кто бы это мог быть. Я предположила, что лиса, а он все настаивал на суслике-гиганте :)"

Наверное все таки сурок? Тарбаган?
Очень, очень вкусный!
18
1
Ответить
 
Новосиб
Сообщений: 211
Спасибо, очень полезная информация
Мой отзыв: Kia Ceed 2012
11
2
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 610
круто)
4
2
Ответить
     
Сообщений: 3601
как то кратенько...фотки зачет
Honda Accord Wagon 2001 - была
Mitsubishi Pajero IO 2001 - была
Honda CR-V 2008 - есть
3
 
Ответить
     
Абакан
Сообщений: 68
Молодцы! Отличный отзыв!
Ford Focus II 06г.
4
2
Ответить
  
Новосибирск, Томск,
Сообщений: 494
Comm:
"Спорили с Костей, кто бы это мог быть. Я предположила, что лиса, а он все настаивал на суслике-гиганте :)"
Наверное все таки сурок? Тарбаган?
Очень, очень вкусный!
Тарбаган он такой))
Suzuki XL-7 Limited, 2006, USA
2
2
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 4609
Читал ваш отчёт на РедОМе ;)

ТОже есть мечта так проехать, только страшновато навреное на одной машине, вдруг что...
Toyota 4Runner GRN215
4
4
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 662
я б не рискнул наверно на 1ой машине вдвоем ехать по такому маршруту. случись чего кого за подмогой(трактором. уазиком) отправлять? Жену? сам пойдешь жену оставишь ждать? авось не всегда прокатывает.
15
3
Ответить
 
Иркутск (р-н)
Сообщений: 7959
Street Storm:
Экстримально
+)))...
Мой отзыв: Honda Avancier 2001
1
2
Ответить
     
55 -Омск
Сообщений: 78
дежавю... я где-то уже читал этот отчет, а так все на отлично!
Расстояние не так страшно, когда оно в километрах Земли ....
2
4
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 763
автор, мы тоже давно смотрим в сторону Монголии и тоже из Края, счас меняем легковушку на джип, чтобы следующим летом возможно осуществить мечту :)
5
2
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 640
Фото - супер! Вы - молодцы!
Спасибо за рассказ.
2109, Presea-90, Cefiro-96, Cube-01,
две Delica-91, Нива-03, две Funcargo,
Camry SV-35, Allion-03
5
2
Ответить
    
тюмень
Сообщений: 1307
Приятно читать молодцы!
Мой отзыв: Nissan Serena 2002
4
2
Ответить
 
Абакан
Сообщений: 149
На одной машине решиться на такое. Вы ЭКСТРЕМАЛЫ.
Был я в Мугур-Аксы по работе, с собой из Кызыла брал тувинца. Так надежнее.
Про тарбаганов уже выше сказали - это их скульптуры на въезде в Мугур-Аксы.
Фото отличные.
Тише едешь - дОльше будешь...
7
2
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 4609
ga_iden:
автор, мы тоже давно смотрим в сторону Монголии и тоже из Края, счас меняем легковушку на джип, чтобы следующим летом возможно осуществить мечту :)
анналогично :)) к лету надеюсь на приобретении таёты 4х4 :)
Toyota 4Runner GRN215
3
1
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 17563
3
1
Ответить
   
Бердск
Сообщений: 641
Хорошо хоть в заголовке правильно написал - Тува через "у".
4
13
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 185
Уважаю таких путешественников!
New Pajero Sport - танк для города, болид для бездорожья.(с)
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero Sport 2011
4
1
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1741
"Курганы" в степи - это кизяк, топливо. Делается из какашек скотских. :) Деревьев-то там почти нет, а зимой холодно очень.
TLC-76, 2013
In Via Veritas
8
 
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1184
Хороший экстремальный маршрут, фоток можно побольше.
1
4
Ответить
Ane
    
Красноярск
Сообщений: 54
Ценная информация, спасибо. Еще бы трек с GPS-ки.
1
 
Ответить
  
Магнитогорск
Сообщений: 9
skromek:
дежавю... я где-то уже читал этот отчет, а так все на отлично!
Да, дежавю: https://travel.drom.ru/15028/ Молодцы, ребята.
1
2
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Тренировка удалась. Вперед, к новым вершинам!
2
2
Ответить
 
Сообщений: 4
Прочитал ваш рассказ.... Был в том районе не раз.. Судя по фотографиям и описанию вы все же были не перевале Бугузун... и проехали через озеро Ак-холь... именно там есть тот самый мостик =) Далее вы двинули вдоль реки Моген-бурен до Кызыл -Хая... но совершили небольшой объезд из-за моста.. Мы точно по такому-же маршруту в 2009 году проезжали на пазике =) Мы делали заброску экспедиции на Монгун-Тайгу
5
3
Ответить
    
Сообщений: 1157
Зверь - барсук, "курганы" - кизяк (топливо).
2
3
Ответить
   
Земля Кузнецкая
Сообщений: 654
Шикарно. Отличные фото, написано легко и читается также, спасибо!
4
1
Ответить
  
Магнитогорск
Сообщений: 9
Кстати, те же кучи два года назад. А, может быть, и не те:
 
 
Ответить
     
БАРНАУЛьск
Сообщений: 2561
"Рисункам несколько тысяч лет. А на них изображены космические корабли"
если б заплатили за вход вам бы провели экскурсию и рассказали б что это.
заказ МикроАВТОБУСов 16-20 мест
1
1
Ответить
   
Рязань
Сообщений: 884
Круто!!! Фотки вообще не реальные. Как в реальности вообще неописуемо наверно. Молодцы
Nissan Stagea V6 2.5RX-Four
MMC Airtrek 2.4V-S 2,4 GDI

ВАЗ-11113 Ока 0,75л 32л.с)))
Мой отзыв: Datsun on-DO 2014
4
1
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 476
Очень легкомысленное отношение к вопросу.
А самый большой вопрос зачем? зачем 15! часов ехать и ничего не увидеть?
Этот маршрут можно растянуть дня на 3-4 и получить массу удовольствия.
Раз уж начал побеждай
Мой отзыв: Toyota Corona 1993
6
5
Ответить
КРАСОТА. Лутче гор только горы. Сам из ВКО.
5
4
Ответить
   
Абакан
Сообщений: 30
не барсук" а именно сурок. На перевалах не курганы, если не воткнут кустик
с цветными тряпочками и не разбросана мелочь, то это границы участков пастбищь. Если
машина сломается ждите попутку, пешком только если знаете где юрта. Возле юрт всегда злые
собаки типа волкодавов. Чабаны всегда помогут, улыбайтесь, разговаривайте проявите уважение
в общем. Русофобии нет, житье однообразное гостям всегда рады. От чая не отказывайтесь на
порог юрты не наступайте :-) Подарите детям подарки, например шоколадку. Мясо или барана
можно купить "кстати. Водку можно подарить при отъезде. Если ночуете в машине или палатке
водку не пейте сами и не предлагайте местным. удачи на дорогах.
Мой отзыв: Toyota Corolla Fielder 2007
24
 
Ответить
   
Абакан
Сообщений: 30
не барсук" а именно сурок. На перевалах не курганы, если не воткнут кустик
с цветными тряпочками и не разбросана мелочь, то это границы участков пастбищь. Если
машина сломается ждите попутку, пешком только если знаете где юрта. Возле юрт всегда злые
собаки типа волкодавов. Чабаны всегда помогут, улыбайтесь, разговаривайте проявите уважение
в общем. Русофобии нет, житье однообразное гостям всегда рады. От чая не отказывайтесь на
порог юрты не наступайте :-) Подарите детям подарки, например шоколадку. Мясо или барана
можно купить "кстати. Водку можно подарить при отъезде. Если ночуете в машине или палатке
водку не пейте сами и не предлагайте местным. удачи на дорогах.
1
 
Ответить
   
Абакан
Сообщений: 30
там красота нереальная. Сарлык - горный овцебычок, пасутся на самой крутизне. Заедьте на гору
Монгулек.
2
 
Ответить
 
03 регион
Сообщений: 4543
odmin4eg:
Читал ваш отчёт на РедОМе ;)
...
Вот черт, и то подумал что Дром начал уже старое поднимать))
 
2
Ответить
  
Сообщений: 269
Нормальная там дорога, тувинцы-комерсы постоянно в кош ездят по ней. И ничего экстремального ехать на одной машине по этому маршруту.
Мой отзыв: Nissan Cefiro 1997
3
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Молодцы!Смело прокатились!
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
2
1
Ответить
GBR
   
Улан-Удэ
Сообщений: 702
интерсно, очень интересно
приятно было читать и встречать бурятские названия
 
 
Ответить
     
??? Ирк. обл.
Сообщений: 2458
Сибирский:
Хорошо хоть в заголовке правильно написал - Тува через "у".
Была Тува - стала Тыва!
Про алгололь. Правильно говорит этим народам "не пьющие мы", иначе действительно не поверят и может всякое быть...
????????
Caldina 215G-Twister, 3S-FE, 4WD, 2002 г.
5
3
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 2197
Vlad S:
Была Тува - стала Тыва!
Оба варианта литературные и зафиксированные в словарях.

Но я - за ТУВУ.

Точнее, против всяких новых написаний типа

Таллинн
Ашгабад
Алмвты

и прочее.

Пусть они там у себя как хотят так и называют, а литературные нормы нашего языка не трогают.
Мы же не заставляем немцев говорить "MOSKWA" вместо "MOSKAU".
A-380 :-)
5
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 763
я правильно понял что по этой дороге не торопясь проедет любая машина уровня стокового уаза? т.е. не надо монстра манстрячить на 35х симексах...
6
 
Ответить
  
Сообщений: 359
куда в следующий раз собираетесь?
Dodge Ram 2008, 1500, 313 л.с.
 
 
Ответить
  
Магнитогорск
Сообщений: 9
ga_iden:
я правильно понял что по этой дороге не торопясь проедет любая машина уровня стокового уаза? т.е. не надо монстра манстрячить на 35х симексах...
Именно так.
 
 
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
Grem305:
Машина - Танк, путешествие - просто супер, фото - очень красивые. 5+
Быстроходный танк )))
Спасибо!
 
 
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
Comm:
"Спорили с Костей, кто бы это мог быть. Я предположила, что лиса, а он все настаивал на суслике-гиганте :)"
Наверное все таки сурок? Тарбаган?
Очень, очень вкусный!
В википедии вроде называют его Жёлтый суслик, или суслик-песчаник.
 
1
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
Tlion:
Очень легкомысленное отношение к вопросу.
А самый большой вопрос зачем? зачем 15! часов ехать и ничего не увидеть?
Этот маршрут можно растянуть дня на 3-4 и получить массу удовольствия.
Нам хватило впечатлений и за один день :-)
Однажды я попал в Монголию, просто увидев указатель на дороге в эту страну ))
1
1
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
ga_iden:
я правильно понял что по этой дороге не торопясь проедет любая машина уровня стокового уаза? т.е. не надо монстра манстрячить на 35х симексах...
Да.
Но иногда, заезжая в реку, мы упирались бампером в дно... Пластиковый бампер бы отвалился )))
Еще сложность дороги зависит от времени года. Весной, думаю, там проехать нереально...
 
 
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
Станислав Челны:
куда в следующий раз собираетесь?
Сейчас путешествуем по Европе. Неспеша отчет выкладываем тут: http://auto-ru-trip.blogspot.ru Интернет редко у нас есть, поэтому поздно отвечаем на комментарии.
 
 
Ответить
  
Омск
Сообщений: 285
Читал Ваш отчет – примеривал его на себя. Интересная поездка у Вас получилась, считаю что такого рода авантюризм должен присутствовать среди путешественников, иначе не видать нам новых маршрутов и будем мы все время по ленте асфальта катить по пройденным уже до нас путям и дорогам! +5
3
 
Ответить
   
Москва
Сообщений: 27
Машинка хороша для таких дел...
1
 
Ответить
 
Кузбасс.
Сообщений: 184
Нормально!
1
1
Ответить
   
Сообщений: 730
чё то я не понял, тыва это же территория российской федерации какие пропуска пограничников то надо???
 
2
Ответить
  
Томск
Сообщений: 436
Ничего экстремального на такой машине, в 2004 году на "Москвичах" по этому маршруту шли. В 2006 году на нивах. А то, что гнали, это зря. На озере рыбалка отменная, да и местные нормальные, если к ним нормально. Только пить с ними не надо алкоголь. А вот мясо купить,не вопрос. Да и ребятне подарков взяли-бы, просто конфет или печенья. А зверёк этот действительно сурок (тарбаган) говорят очень вкусный, монголы тоже его любят. Так-что вы многое не увидели!!!!!
2
 
Ответить
  
Алтайский край, Барнаул
Сообщений: 415
Катал это дорогой в далеком 2008 году, шли двумя машинами Деликой и Уазиком, проблемм ни где не испытывали, маршрут клевый, Эрзин поселок, Дус Даг поселок, где раньше добывали соль, пограничные столбы... ностальгия по тем местам и самые теплые воспоминания..
Лучше быть последним львом, чем быть первым шакалом.
 
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Впечатлился, где-то даже завидую.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
 
 
Ответить
  
Горно-Алтайск
Сообщений: 425
shik1971:
"Рисункам несколько тысяч лет. А на них изображены космические корабли"
если б заплатили за вход вам бы провели экскурсию и рассказали б что это.
+1, заплатили с женой и нам 40 минут вполне грамотный местный житель рассказывал что означает каждый из рисунков. А если просто пройти и посмотреть по быдлячьи, для галочки - то зачем оно вообще надо?
3
5
Ответить
    
Сообщений: 43310
еще бы я включил в перечень вещей - какое нибудь средство самообороны
JDM
3
1
Ответить
  
Новокузнецк
Сообщений: 384
спокойный100:
чё то я не понял, тыва это же территория российской федерации какие пропуска пограничников то надо???
Да такие, обычные пропуска на въезд в погранзону. Там граница с Монголией рядом проходит. А значит есть опасность что ты - шпиён. А если есть пропуск - то не шпиён. Логично? Че тут непонятного?
www.travel.drom.ru/21080 - Монголия-2012

Honda Orthia. Нива ВАЗ-2131.
1
 
Ответить
  
Новокузнецк
Сообщений: 384
Джорж1:
А зверёк этот действительно сурок (тарбаган) говорят очень вкусный, монголы тоже его любят. Так-что вы многое не увидели!!!!!
Ну и кроме того является переносчиком бубонной чумы,вспышки которой время от времени фиксируютсся в местах распространения этих вкусных зверьков.
www.travel.drom.ru/21080 - Монголия-2012

Honda Orthia. Нива ВАЗ-2131.
5
 
Ответить
     
Алейск
Сообщений: 85
Молодцы. 5+
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1382
"Трек, сестра, трек!" :) Ну праааавдааа ) Так хочется чего-нить такого же. Когда взамен моей эрьки купим что-то аналогичное вашему танку. Ну и мысля эта - проехать с Алтая в Туву - давно покоя не дает... Спасибо Тулееву, с Горной Шории в Горный Алтай (и обратно) катаемся регулярно (брат живет в Новокузнецке, вот и родился "маршрут уикэнда": Барнаул-Целинное-Новокузнецк-Т аштагол (Шерегеш, если зима)-Турочак-Иогач (надоело, в следующий раз конечной точкой будет Яйлю)
Тем, кто пишет "сильно быстро прокатились, надо там рыбачить, там охотиться" - вот поедут толпой, будет и рыбалка и охота. Вдвоем оптимально проехать побыстрее до цивилизации.
Ну и вдогон сторонникам "Тувы". В своем отзыве писать не стала, но тут отпишусь. Мне пофигу, что немцы и прочие янки не ломают язык свой и обзывают нас Раша и Москоу. Дикари-с... Для меня Париж - это Пари, а Тува - это Тыва. И плевать, что там дойческие-америкоские быдлодикари Россию Рашей, а Москву Москоу обзывают. Я-то ведь не такая, у меня есть образование, я уважаю другие нации, и я никогда не скажу "на Украине", как бы я не относилась к украинским таможенникам (очень плохо я к ним отношусь, если что)
Вот. А квасной патриотизм про "на укранине" - это по цитате, что патриотизм это последнее прибежище сами знаете кого...
3
8
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 129
Браво, земляки! Супер экстрим! А места какие.... Хочу туда!
1
 
Ответить
  
Сообщений: 269
Экстримом сложно назвать этот маршрут, там хорошая дорога. Комерсы тувинцы постоянно по этой дороге ездят в Кош-Агач за товаром. И места так себе, на любителя.
2
3
Ответить
  
Сообщений: 269
Прошу прощения за повтор комента, писал с планшетника он мне выдал ошибку, но всетаки добавил, только сейчас увидел.
1
1
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
Неудачница Новогодняя:
"Трек, сестра, трек!" :) Ну праааавдааа )
Сами остались без трека )))
В тот год у нас не было кучки гаджетов... тот навигатор, что на фото - завис в середине пути и удалил все треки :-(
Да в общем то мы тогда не путешествовали с навигатором.
Просто обычно ехали куда глаза глядят :-)
Однажды через поля, где то в Кемеровской области, ехали 300 км... где то в районе Анжеро-Судженска и Ленинск-Кузнецкого :-)
 
 
Ответить
  
Томск.Омск.Краснод
Сообщений: 338
Отличная поездка!! Молодцы)) И машина танк)))
1
 
Ответить
  
Новокузнецк
Сообщений: 10229
Читал не раз отчеты об этом направлении от других авторов-мужчин.Но женским взглядом все выглядит иначе :)
Молодцы! Уважуха
Так получилось
1
 
Ответить
   
Тюмень
Сообщений: 667
Старый конь борозды не портит!!!
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.
1
1
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
marales:
Читал не раз отчеты об этом направлении от других авторов-мужчин.Но женским взглядом все выглядит иначе :)
Молодцы! Уважуха
Спасибо :-)
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Классно! И машина -танк, если еще отвнедорожить ей вообще цены не будет.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
2
1
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
a.gro58:
Классно! И машина -танк, если еще отвнедорожить ей вообще цены не будет.
Сильно внедорожить цели не было.
Была цель-экспедиционник. Чтобы и по трассе 150 км в час и по бездорожью Не жесткому шла уверенно. Получилось для нас очень идеальное Авто )))
 
 
Ответить
 
Ростов-на-Дону
Сообщений: 4
Нафига тогда железки по 50 кг. на морду и зад прицепили? :-) :-)
"Пусть машина больше весит, так в болоте веселей" (С)
 
 
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
Спереди бампер весит 50 кг + лебедка 30 кг.
чтобы не страшно было деревья валить ))))
Сзади бампер 25 кг - у него задача фаркоп держать + канистру 20 литров с солярой.
 
 
Ответить
  
автор
Красноярск
Сообщений: 10
Вернулись из Европы... Скоро выложим здесь отчет. Кратко можно посмотреть в нашем блоге: http://auto-ru-trip.blogspot.ru/
1
 
Ответить
   
Приамурье
Сообщений: 601
Круто)!
1
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Молодцы! Фото понравились!
1
 
Ответить
 
барнаул
Сообщений: 7
Отдыхали в данном отели в мае 2013 год. Не могу не поделится впечатлениями! Дорога в пятницу была утомительной, слишком много машин было на трассе, да и дети просились черезчур часто, как никогда остановочки делать. С горем пополам доехали до Горно-Алтайска, и тут начали понемногу открываться красоты Алтая. Катунь, леса, предгорье... Красотень! Добрались мы до отеля тоже не просто, он находится в с. Ая, а как ни странно первая деревушка от моста называется "Катунь" вот мы там и поездили в поисках ул. Советская, 26. Как оказалось потом мы были в другой деревни. Убив 20 минут своего времени, мы наконец-то добрались. Первые впечатления были прямо скажем не очень, во первых дорога, во вторых деревня! Заселившись в номер (номер на втором этаже,двухкомнатный) стоить отметить что он просто огромный, в номере есть практически всё необходимое для отдыха (респект владельцем) , мы пошли изучать територию: Прекрассная Катунь, обалденный вид (на душе начало отпускать). Дети (4 и 6 годиков) потерялись на батуте. В это же время там отдыхали сами хозяева, нам даже без просьбы разожгли местные сотрудники мангал, а чуть позже подошел хозяин и предложил сходить в баню с дороги, сказав что бесплатно... приятное начало отдыха! Ну дальше всё как по расписанию, шашлык-пиво, и как нистранно купание всем мужским коллективом отдыхающих, с которыми мы познакомились в холодном бассейне, а потом и в Катуни, тут мы напомнили хозяину что он сам сказал -баня бесплатная, мы и оторвались. Дети в этот вечер тоже все перезнакомились, и вечер провели в детском кинотеатре и детской комнате, тиская в это время маленьких крольчат. На следующий день, мы поехали в Горно Алтайск в музей, мне очень понравилось, но два шнурка которые были с нами немного измотались, и не дали нам пройти музей весь. После музея мы поехали обратно на базу, сходили на рыбалку , благо 10 метров до нее идти, далее по расписанию шашлык-пиво-плов-спать. На третий, что очень жаль и заключительный день отдыха мы поехали на кресельный подъёмник , на Манжерок, воот где красота-то, какой же у нас всё таки край красивый! Многое уже расцвело, благоуханье, в отличие от Барнаула. Далее мы все такие "отдахнутые! поехали домой, и вот уже две недели дети не дают нам покоя одним и тем же вопросом, когда поедем обратно к кроликам!? Что по самому отелю, отель действительно хороший, новый, чистый. Отличный детский уголок, кинотеатр,обалденная атмосфера. Разговаривая с новыми знакомыми мы узнали что практически все отдыхают там не в первый раз, и я могу с уверенностью сказать что мы обязательно когда-нибудь туда вернёмся тоже!

P.S. Спасибо за Внимание!!!
1
1
Ответить
    
Сообщений: 38700
Отличное путешествие!!!
 
 
Ответить
Юрий
Кызыл
спокойный100:
чё то я не понял, тыва это же территория российской федерации какие пропуска пограничников то надо???
50 км. до границы это и есть приграничная территория - есть расстояние до соседнего гос-ва, а если бы пропуска были бы не нужны тогда была бы не ГРАНИЦА а ПРОХОДНОЙ ДВОР. А пропуска можно взять в ФСБ города Алтая, Красноярска и в Кызыле а можно и на заставе погранвойск!
 
 
Ответить
грек
Алтайское
Tlion
Очень легкомысленное отношение к вопросу.
А самый большой вопрос зачем? зачем 15! часов ехать и ничего не увидеть?
Этот маршрут можно растянуть дня на 3-4 и получить массу удовольствия.
Или массу неприятностей Тувинцы народ своеобразный непредсказуемый .
 
1
Ответить
грек
Алтайское
aktash
Нормальная там дорога, тувинцы-комерсы постоянно в кош ездят по ней. И ничего экстремального ехать на одной машине по этому маршруту.
Не раз общался с тувинцами добравшимися от Кызыл Хаи до КошАгача они говорят так Перевал попустил нас .Вот и этих кочевников перевал пропустил .Видать с чистым сердцем и без грязных помыслов ехали.
 
 
Ответить
грек
Алтайское
ga_iden
я правильно понял что по этой дороге не торопясь проедет любая машина уровня стокового уаза? т.е. не надо монстра манстрячить на 35х симексах...
Из уазов любой но не во всякую погоду.У тувинских уазиков никаких примочек не наблюдал.
 
 
Ответить
грек
Алтайское
спокойный100
чё то я не понял, тыва это же территория российской федерации какие пропуска пограничников то надо???
Просто находишься в погранзоне Россия Монголия.
 
 
Ответить
грек
Алтайское
Лаймонд
еще бы я включил в перечень вещей - какое нибудь средство самообороны
Самое лучшее средство самообороны чувство такта и некоторое знание местных обычаев.
4
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром