Тотьма — Кологрив: Новый 2021 год

16.04.2021 | 8255 просмотров

Нитка маршрута: Подмосковье — Ярославль — Кострома — Галич — Асташово — Бушнево — Чухлома — Солигалич — Тотьма — Великий Устюг — Котлас — Сольвычегодск — Великий Устюг — Кологрив — Кострома — Ярославль — Подмосковье.

Тяжело сидеть без путешествий. Тяжело, когда душа просится в дорогу, а выезжаешь максимум в какие-то короткие поездки на пару-тройку дней в ближайшие городки и области. Тяжело, когда приучил себя к тому, что путешествие — это пара тысяч километров и минимум дней 10, а лучше — пара-тройка недель, а теперь вынужден приспосабливаться к новым условиям нынешнего мира. Что выбрать — безопасность или чувства?

На этот Новый Год мы решили, что «хватит это терпеть». Ведь как встретишь Новый год, так его и проведешь. А раз хочется, чтобы следующий год был наполненным приключениями, приятными неожиданностями, новыми впечатлениями и чем-нибудь неуловимо безумным, значит, и встречать его надо соответствующим образом. Пусть у нас на дворе серость, грязь и унылая темная зима, пусть мы сейчас не можем ухватить невероятной красоты ярких пейзажей, но мы можем, как минимум, скататься за архитектурой, не загороженной густой листвой буйных деревьев, а как максимум — познать такую кучу нового и интересного, что опять мозги затрещат от избытка впечатлений.

В этот раз мы решили поехать недалеко, в направлении севера. Костромская, Вологодская области и кусочек Архангельской. Это будет небольшое путешествие по маленьким и неизвестным городкам России. Мы вдруг подумали: мы так много видели больших и крупных городов и, в противоположность, видели так много урочищ, но всё время обходили стороной совсем небольшие городки, которые еще живы, еще цветут и стремятся что-то совершать и многое сохранять, но которые перестали быть артериями жизни, крупными узлами; они стали маленькими и уютными городками, которые, на самом-то деле, хранят большие и ужасно интересные тайны прошлого.

В путь!

Большую компанию опять собрать не удалось, так что поехали маленькой компанией на автомобиле Ssang Yong Kyron.

Маршрут получился такой: Подмосковье — Кострома — Галич — Чухлома — Солигалич — Тотьма — Великий Устюг — Котлас — Сольвычегодск — Котлас — Великий Устюг — Кологрив — Галич — Кострома — Подмосковье.

День 1.

30.12.2020.

Подмосковье — Ярославль — Кострома.

Утром 30 декабря я преодолевала ужасы МКАДа и боролась с его кошмарами. Нет, не пробками.

Зима в Москве и Подмосковье в последние годы превратилась в какую-то фикцию, пародию на настоящую зиму. Вечно серое пасмурное небо с тяжелыми облаками давит на серую грязную землю, на которой должен быть снег, но его там давно нет, его смыло потоками серо-бурой водно-реагентной смеси, которая когда-то, в прошлой жизни, была тем самым снегом. Серое небо, серая земля, серые обочины, серый МКАД. На МКАДе я и боролась с кошмаром грязно-серо-бурого реагента вперемешку с водой, который волнами захлёстывал Кайрона по крышу. Неравную битву незамерзайки с реагентом выигрывал реагент, и это было печально.

Чуть позже я забирала Эллу и Дашу. Ожидая их на улице, смотрела на огромный микрорайон подмосковного города, нововозведенный «человейник». К небу вздымалось много-много домов в пару-тройку десятков этажей, загораживающих собой тяжелые тучи. Деревьев не было. Вся земля, дороги вдоль тротуаров были уставлены автомобилями. Атмосферы добавляла мусорка на въезде в микрорайон, которую не успела вывезти мусорная машина. Почему-то мне подумалось о современных трущобах: каменные джунгли, которые загораживают небо, огромная масса людей на небольшом клочке земли, и всё это приправлено бесконечной московской серостью.

Конечно, от этого всего хочется сбежать на немного в настоящую зиму. Чтобы был настоящий белый снег. Чтобы кирпичные гиганты не загораживали небо. Чтобы архитектура была, черт возьми, красивой, и не вместо деревьев, а вместе.

Куда бежать? На север. Если и сбегать куда-то в поисках зимы, то нужно бежать на север.

Именно туда мы и побежали — три девушки на Кайроне.

Ярославское шоссе на выезде из Москвы продолжало заливать машину грязью. Смертью храбрых пала первая бутылка незамерзайки. Кайрон приобрел серо-коричневый цвет, и ладно бы это была благородная внедорожная грязь, так нет, это была грязь московского неблагородного реагента! Термометр говорил, что на улице минус 5 градусов, но казалось, что это тянется бесконечная слякотная поздняя осень.

Чем дальше от Москвы, тем меньше становилось машин, тем проще было ехать и тем стремительнее уменьшался расход незамерзайки. А вот погода, к сожалению, не менялась, продолжая давить серостью.

На заправке перед Ростовом провели спецоперацию по заправке канистр — ну, мы же отправлялись практически покорять просторы Арктики, так что топлива нам надо было много! На самом деле, всё дело было в небольшом участке дороги, которая планировалась у нас при переезде из Костромской области в Вологодскую. Это была лесовозная дорога, мы не знали ее качества, поэтому, учитывая зиму вокруг, решили подготовиться серьезно, ну, так, как будто мы реально ехали покорять Арктику. Вдруг где-то застрянем и нам придется двое суток посреди зимнего леса ждать случайный лесовоз, а жить-то хочется. Поэтому на нас троих багажник и салон Кайрона забиты вещами были так, будто едем мы минимум на месяц куда-то на берег Северного Ледовитого океана по зимникам. Горелки, газ, куча теплых вещей, спальники, другие вещи из набора для выживания, топор, лопата, цепи на колеса, да чего там только не было, например, запас специй, ингредиенты для тортика, мишура, подарки друг другу и маленькая искусственная ёлочка — Новый Год всё-таки! А, ну и, конечно, канистры. Я специально купила перед поездкой маленькие 10-литровые канистры, их таскать проще и заливать из них топливо нам, 50-килограммовым созданиям, тоже проще, чем из 20-литровых.

За Ростовом в районе деревни Козлово заехали в кафе «Тесто», перекусили вкуснейшими пельменями. Полетели в Ярославль, традиционно посмотрели на вечерние огни нефтеперерабатывающего завода, свернули в сторону Костромы.

В Кострому прибыли вечером, где-то в 18 часов или ближе к 19. Поехали на окраину Костромы, мы сняли жилье возле Ипатьевского монастыря.

Это оказался небольшой апарт-отель (на Букинге так и называется — «Апартаменты Любы с видом на Ипатьевский монастырь»), организованный в доме постройки начала 20-го века. Милейшая дружелюбная хозяйка заселила нас дистанционно: заранее подготовила номер, оставила ключи, а нам по приезду сообщила код от домофона, чтобы мы попали внутрь, ну а мы скинули денежку ей на карту.

Дом встретил вот таким предбанником. Даша сразу поинтересовалась, а что находится за дверьми, я ей сказала про Синюю Бороду и соответствующую песню КиШа про «дремлет за горой мрачный замок мой»(с) и мы решили сильно не интересоваться, что же там находится. Мало ли. Такие тайны милых городов нам не нужны, пожалуй.

Cам номер оказался отремонтированным, уютным и теплым.

В этой поездке мы специально снимали жилье с кухней, иначе нафига Элла тащила с собой целый контейнер приправ! Вероятно, у нее была тайная цель закормить нас вкусняшками до полусмерти.

Вид от дома — ровненько на Ипатьевский монастырь.

Тут же — берег реки. Можно сказать, первая линия, прямо возле пляжа!

К вечеру я немного заколебалась и хотела побыть в номере, но Элла была неумолима и потащила нас в центр города. Мои аргументы по поводу того, что я приезжаю в Кострому раз в третий или четвертый, действия не возымели. Ей было всё равно, что я поеду сюда снова и планирую сюда ездить каждый год, — она сгребла меня и Дашу в охапку, затолкала в такси (потому что сидеть за рулём мне чего-то надоело) и довезла до красиво украшенного центра города, где заставила гулять и фотографироваться. В целом, надо отдать ей должное, — мы не пожалели. Новогодняя Кострома порадовала и притащила в наши души немного новогоднего настроения.

Известная костромская пожарная каланча на центральной площади.

Она же — вместе с ёлкой.

На центральной площади стояли всякие светящиеся инсталляции. Например, фонтан.

От площади немного прошлись по одной из улиц, посмотрели на старую архитектуру, а потом нам всё-таки захотелось в домик и чая, так что снова вызвали такси и укатили в свои апартаменты в столетнем доме.

День 2.

31.12.2020.

Кострома — Судиславль — Галич.

Утром встали рано. Поскольку световой день зимой короткий, то решили, что нужно использовать его по максимуму, светлое время посвящать достопримечательностям, а в темное время суток доезжать до следующего города.

Немного позже 9 утра отнесли вещи в машину, сдали номер. Хозяйка любезно разрешила оставить машину на парковке апарт-отеля, пока мы прогуляемся в музей. Жилье мы специально сняли здесь, чтобы утром можно было дойти до нужного нам места пешком.

Реалии Костромы — деревянное зодчество в соседнем дворе. Можно даже в музей не идти.

Частная парковка прямо во дворе дома — не каждый отель такой похвастается!

Ипатьевский монастырь. Приятно, когда вышел с утра от гостиницы и сразу увидел достопримечательность. Оттуда же открывался вид на замерзшую реку, одинокую палатку рыбака и длинный бетонный мост. На набережной задувал ветер, и хотя температура была всего лишь минус 5, ощущалось это всё довольно промозгло и несколько прохладненько. Не как Арктика, конечно, но тяжелую артиллерию в виде теплых горнолыжных варежек достать пришлось.

Мы обошли Ипатьевский монастырь и дошли до первой запланированной точки — музея деревянного зодчества «Костромская слобода». Памятуя о том, что сегодня 31 декабря, выходной день (и вообще скоро Новый Год!), я опасалась, что народу в музее будет много, примерно как в Витославлицах в Новгородской области, куда мы заезжали пару лет назад в новогодние праздники. Я опасалась, что все будут ходить по головам друг друга и нормально дышать не получится даже на открытом воздухе. Оказалось, что нет. В музее никого не было из посетителей. Чуть позже мы где-то вдали заприметили парочку таких же туристов, как и мы, но, в целом, музей выглядел невероятно пустынным и тихим. Зато на входе нас встретили чудесные сотрудники музея, очень нам обрадовались, так что мы сразу почувствовали себя самыми желанными гостями. Еще один сотрудник музея вышел откуда-то из боковой комнаты, облизнулся и уставился на нас своими чудесными круглыми глазами. Я тоже посмотрела на него, радостно воскликнула: «Смотрите, котик!», и следующие 10 минут мы его гладили втроем. Котик великодушно принимал наши тискания. Скорее, он был бы удивлен, если бы мы к нему не кинулись.

— Его зовут Степан, — сказала одна из сотрудниц. Степан прищурился и приподнял голову, чтобы ему почесали подбородок. — У нас тут живет много котиков. Не хотите себе одного забрать?
— Эх, у нас уже живут, не сможем.

Одарив котика Степана положенной ему порцией ласки, мы наконец-то отправились непосредственно на осмотр экспонатов. Вход в музей для взрослого стоит 150 рублей, для детей — бесплатно. Экскурсия — 600 рублей со всей группы. Экскурсию нам провели для троих — как же я люблю такие уютные музеи!

Костромская Слобода оставила приятное и уютное впечатление. Музей совсем небольшой, так что есть смысл брать экскурсию, она не очень продолжительная, где-то час. Благодаря экскурсии небольшая территория музея превращается в очень увлекательный источник новой информации. К тому же, у нас был милый экскурсовод. Он немного сбивался и часто вставлял в речь слова-паразиты, но всё равно рассказывал интересные факты и с удовольствием отвечал на все наши вопросы.

Первый экспонат — церковь. Без деревянной церкви не обходится ни один уважающий себя музей деревянного зодчества!

В церковь, как и во многие другие здания, можно было зайти и осмотреть помещение внутри. Лавки тут сохранились с давних времен, вместе с церковью.

А вот иконостас — это копия с подлинника. Оригинал хранится в другом музее.

Немного исторических документов.

Церковь построена в виде корабля. С моста это отлично видно. Первый раз обратила на это внимание — вернее, такую интересную архитектурную «фишку» подсказал экскурсовод.

Избы на курьих ножках — это бани.

Необычная церковь, круглая. На языке архитектуры это, конечно, называется не «круглая», а как-то иначе.

В музее сделана улица разных изб.

Никогда не задумывались, почему улица называется «улицей»? Оказывается, это идет от слова «лицо». Фасад здания — это лицо, вот и идешь по территории, которая находится «у лица» здания. Это тоже экскурсовод рассказал.

На улице одна за другой стоят избы, от самой простой, маленькой и скромной избы бедняка, до навороченных двухэтажных хором, изб зажиточных крестьян. Начали мы осмотр зданий с избы середняка. Устройство избы довольно стандартно — ну, в смысле, что я это встречала в других музеях деревянного зодчества, но оно всё равно интересно =)

Экспонаты в музей свезены из разных частей Костромской области, и что-то привозили из Нижегородской области. Что-то из рассказа экскурсовода я слышала в других музеях деревянного зодчества. Что-то стало новым знанием.

Амбар и баня, как правило, строились отдельно ввиду их пожароопасности. Опаснее было только зернохранилище, у него существует вероятность взрыва. Изба — это не только жилой дом, это заодно и пристройка в виде хозяйственной постройки для скотины и хранения всякого-разного. И другие всякие факты, факты, интересности...

Внутри избы. Паласы — для детей. Печь. Различные «устройства» быта: лучина (вернее, светец), утюги. Владелец усадьбы был гончаром, поэтому столько горшков.

Больше всего нас впечатлили две усадьбы зажиточных крестьян на дальнем конце улицы, вот уж действительно настоящие деревянные хоромы! Можно сразу увидеть отличия хотя бы по толщине бревен.

На доме вырезаны надписи, кому этот дом принадлежит. Первый дом — это дом Серова.

Немного углубления в теорию резьбы по дереву.

Внутри дома Серова. Видны отличия по сравнению с домом крестьянина-середняка.

В более богатых домах можно найти внутри резные арки. Никогда таких не встречала.

Шик моды и богатства — вот такой деревянный сервант.

Второй зажиточный дом. Он стоял в конце музейной улицы, самый богатый из представленных. Принадлежал крестьянину Липатову.

Липатов привносил в свою избу элементы города — он часто ездил в город и тащил оттуда всякие дизайнерские и интерьерные идеи. В общем, был человеком продвинутым, по внутреннему убранству это видно.

В его избе было меньше суеверий (например, стол стоит поперек досок пола, а не вдоль; суеверные крестьяне считали, что ставить что-то поперек досок никак нельзя, иначе и в жизни всё наперекосяк пойдет), больше предметов «городских» — мы нашли, как минимум, граммофон, рабочий стол с сукном, почти обои (!) на стенах, всякие комоды.

«Обои» в деревянной избе — это что-то совершенно неожиданное и неподходящее в этих интерьерах =)

Особо чудесные экспонаты — сани на все вкусы и задачи!

Схема планировки дома и немного информации.

Для сравнения — изба бедняка.

По окончании экскурсии поблагодарили экскурсовода. К тому моменту мы несколько замерзли (ветер, холод, а ходили медленно), но виду никто не подавал, ведь никто не хотел признаваться в такой слабости как замерзание в жалкие минус 5 градусов (мы же еще не доехали до Арктики). Проходя мимо туалета, зашли внутрь и... встретили там еще одного котика. Зависли на полчаса. Котик уютно уместился в коробке на одеяле рядом с обогревателем и с удовольствием принял от нас внушительную порцию ласок и слов восхищения.

Ну как их можно не любить? Совершенные создания на этой планете!

При выходе из музея вновь поблагодарили сотрудников. Костромскую Слободу я советую к посещению, действительно приветливый, дружелюбный и очень уютный музей. Не знаю, насколько он популярен, но мне показалось, что большое количество туристов здесь редкость — судя по тому, с какой радостью и теплотой нас встречали. Я очень люблю непопулярные места, в них есть некая искренность, какой-то энтузиазм и душевная теплота, которая не погибла под наплывом популярности и бесконечного потока людей, когда они сливаются в одно бесконечное создание с кучей голов, рук и ног — тяжело такому огромному существу дарить частичку тепла души.

Вернулись к Кайрону, припаркованному возле нашего места ночлега. Прогрелись и отправились к следующей точке. Понимаю, что она покажется странной (при таком обилии в Костроме всякого интересного), но мне порою любопытно находить и посещать какие-нибудь нетипичные и непопулярные места — а вдруг там тоже здорово?

Через мост мы приехали в основную часть города и отправились на север Костромы, в парк Берендеевка. Там нашли заброшку — бывший костромской ВДНХ. Да-да, такая штука в Костроме тоже была!

Судя по фотографиям, это должна была быть атмосферная заброшенная улица с покосившимися скульптурами и забытыми павильонами, где можно погрузиться в ностальгическую задумчивость и задаться парочкой историческо-философских вопросов. Ну, в общем, нет. Оказалось, что ныне бывшая ВДНХ — это несколько заброшенных павильонов и несколько отреставрированных павильонов, которые стали отелями и гостиницами. Скульптуры нашлись, немного заброшенные и засыпанные снегом. Но нужной атмосферы там не оказалось. Ожидала большего.

Один из отреставрированных павильонов. Черт его знает, так и не скажешь, то ли реставрация, то ли новодел. Скульптура рядом немного нагоняет атмосферу бывшего ВДНХ.

Одна из заброшек. Продаётся. Надо кому фундамент и кучку стройматериала?

Заброшка, которая должна была быть наиболее атмосферной. Фотки из интернета выглядят более захватывающими.

Немного прогулялись по парку Берендеевка, дошли до армянской церкви. Совершенно случайно, когда я искала ВДНХ в Костроме, нашла на карте точку с надписью «церковь Сурб Геворг» и сразу поняла, что речь об армянской архитектуре. Как тут пройти мимо?

Церковь, по всей видимости, только-только построена и пока что не действует. Видимо, в процессе достраивания. Но армянский почерк можно легко узнать. Люблю эту архитектуру =)

Прогулка по парку тоже принесла удовольствие — наконец-то мы доехали до настоящей зимы. Сосны, снежный покров, белая одежда деревьев, новогодняя ёлка посередине парка-леса — ну не замечательно ли?

Вернулись к Кайрону. В очередной раз выпачкали куртки и перчатки об угвазданный реагентно-грязевой смесью кузов. Подумали, что надо бы быстренько заехать на мойку и смыть эту новую чешую. Я думала, мы сделаем это быстро. Оказалось, что найти мойку без очередей в Костроме 31 декабря — задача нетривиальная...

Одна мойка была закрыта, на другой сказали, что у них запись за неделю. На мойке самоообслуживания работал только один бокс и была очередь. На другой мойке самообслуживания тоже была очередь — больше, чем на первой. На следующей мойке нам предложили подождать пару часиков. Так вот куда делись все люди из Костромской Слободы! Нет бы по музеям гулять, они все на мойки ломанулись! Интересно, тут всегда так, или это потому, что выходной, или это потому, что на улице 31-е декабря, а в Новый Год нужно вступать с чистыми помыслами и чистой машиной?

Проездив по городу полчаса, забили на это неблагодарное дело. Чёрт с ним, где-нибудь в следующем городе какую-нибудь мойку найдем. Может быть. Хотя не факт. А Новый Год встретим тогда с чистыми помыслами и грязной машиной, у которой помыслы, на самом деле, тоже чистые, как и у нас!

Покинули Кострому и наконец-то вырвались на простор настоящей зимы: двухполосная заснеженная дорога с накатанными двумя колеями, снежный лес по обочинам, сугробы и полное отсутствие заляпанных стекол — на этих трассах из-под колес других автомобилей ничего не летит. Как же приятно ездить по таким дорогам! Пожалуй, на красивой снежной трассе намного проще смаковать чувство путешествия, чем на грязном Ярославском шоссе.

Мы ехали в Судиславль. До него от Костромы — километров 50, долетели довольно быстро. Припарковались в центре и сходили на небольшую прогулку.

В чем очарование таких городков как Судиславль — это небольшие городки с малоэтажной застройкой (пара-тройка этажей максимум), это такие города-деревни в самых позитивных смыслах этого слова. Это городки с кучей архитектуры: здесь и деревенские дома (деревянное зодчество в естественной среде обитания), и исторические здания, и даже есть усадьба!

Вначале прогулялись к собору, расположившемуся на горе (на улице Соборная гора). В нем больше всего впечатляет колокольня. Вот эти многочисленные окошки на колокольне я встречаю не первый раз, но название стиля до сих пор точно не знаю. Кажется, подобную «крышу» колокольни я встречала в Устюжне, там это было елизаветинское барокко.

Второе, что радует в соборе, — это вид на город, который открывается с горы.

Очарование Судиславля — в одной панораме, которая умещается в двух ладонях. Панорама уюта — город, который соединил в себе уют деревни и достижения городского развития.

От собора спустились вниз и прогулялись по улице, рассматривая здания. Вот — усадьба Третьякова. Стиль здания чем-то напомнил дом купца Вольфа в городе Сарапуле в Удмуртии.

Видимо, на крыше раньше была какая-то надстройка с балкончиком, но сохранился только небольшой фасад.

Мне очень нравится вид разноцветных новогодних гирлянд в окошках деревянных бревенчатых зданий, особенно, если на окнах есть красивые наличники. От этого вида веет каким-то зимним волшебством. Я пыталась сфотографировать одно такое здание, но не получилось. На фотографии атмосфера волшебства не передалась.

Еще одно из зданий Судиславля. Заброшенное ли? Историческое ли?

Необычное строение — снизу каменное, сверху деревянная надстройка.

Типичная вещь для таких городков — наличие на какой-нибудь улице давно заброшенной и разрушающейся кирпичной церкви.

Темнело. Что же, пора ехать дальше, сегодня мы успели ко всем точкам. Что смогли впихнуть в световой день, то и впихнули.

Символическая фотография для баталий в интернете, и особенно — для автомобильных сайтов, где фанаты той или иной модели-марки месят колкими словами друг друга. Называется «на Кайроне только в булочную за хлебом кататься». В общем-то, да, туда на нем и ездим. Вопрос, где именно находится та или иная булочная, поднимается не всегда.

Дальше — зимняя дорога, двухполоска, зимний лес по обочинам.

И вот, мы приехали в город Галич, где забронировали квартиру. Бронировать жилье в таких небольших городках типа Галича — опять же, задача нетривиальная. Но мы справились. Поиском квартиры занималась Элла.

— Судя по картам, это какое-то прямоугольное длинное здание. Судя по виду города, вряд ли оно больше двух этажей. Хм. Бараки?
— Что?!
— Да нет же, не в плохом смысле слова. Есть вполне симпатичные бараки. Ну, деревянные такие. Ну, они, конечно, в плачевном состоянии...
— Так, по фоткам это была вполне приличная студия, а не квартира в бараке!

Когда мы доехали до искомого здания, увидели, что оно действительно двухэтажное и выкрашено в белый цвет. Штукатурка осыпалась со стен. В темноте здание выглядело грустно и потасканно.

Чуть позже мы заприметили на здании колонны и задались вопросом, могли ли на бараках строить колонны. Решили, что это было бы странно, а чуть позже узнали, что вообще-то это дом 19-го века, который принадлежал помещику. Так что жить мы будем вовсе не в бараках каких-то, а в образце исторической архитектуры!

— Паркуйтесь прямо возле подъезда, — говорила хозяйка нам по телефону. Заселение тоже было бесконтактным. — Машину никто не тронет. Поднимаетесь на второй этаж. Ага, и там налево.

Пройдясь по подъезду, я немного запаниковала и стала думать о том, не слишком ли холодно будет ночевать в машине и в ней же встречать Новый год. Виды подъезда вселяли тревогу.

Тут точно жил помещик или известный богатый купец? Пока Элла открывала дверь в квартиру, я почти заказывала по интернету срочной доставкой тепловую пушку — ну а как еще ночевать зимой в Кайроне и не умереть от холода?

Но тепловая пушка не понадобилась — оказалось, что сама квартира выглядит вполне себе прилично. И ремонт в ней нормальный. И она уютная. И сантехника чистая, и кухонька приятная, и диванчики удобные. Так что на тепловую пушку пока что тратиться не пришлось. Я вздохнула с облегчением. В таком старинном доме с таким ремонтом мы вполне уютно и приятно встретим Новый год!

Время было около 18 часов вечера, мы стали готовиться к встрече 2021 года. Каждый творил в меру своих творческих способностей: я взялась за фигурную нарезку колбасы, а Элла — за утку, которую мы предварительно купили в Костроме. Круто, у нас будет настоящая новогодняя утка с апельсинами! Даша водрузила на стол маленькую ёлочку, которую мы специально везли с собой, и разложила гирлянду. Мы развесили мишуру, накрыли небольшой новогодний стол, в 12 часов ночи выставили 2020 год за порог и затащили в свою жизнь год 2021-й, а потом подарили друг другу подарки и дико радовались тому, что подарки всем понравились. Встречать Новый год чёрт пойми где в каком-то непонятном путешествии — пожалуй, в этом есть определенный кайф =) Давненько мы так не делали! Сразу повеяло новогодней поездкой 2015 года, когда я каталась на УАЗике и когда мы встречали новые приключения в наклонном мире деревенского дома где-то под Ирбитом в Свердловской области...

День 3.

01.01.2021.

Галич — Погорелово — Асташово — Галич.

Мы героически хотели встать пораньше, чтобы максимально захватить световой день, но проспали. Хотя нет, не так уж и проспали-то, всего лишь на полчаса. Просто в холодильнике ждал приготовленный с вечера тортик, сделанный Эллой. С шоколадными коржами, кремом из белого шоколада, орехами и голубикой. Его вкусом можно было наслаждаться бесконечно, и пусть весь мир подождет! И световой день тоже.

Миру, впрочем, было наплевать, солнце взошло в свои положенные часы и грозно нас предупредило, что закатится оно тоже в положенные часы. Мы хотели угомонить свою силу воли и остаться сегодня дома — кто же совершает подвиги 1 января? Но желание увидеть терема оказалось сильнее. Тортик хотел нас остановить своим чудеснейшим видом и райским вкусом, но нет, дорога манила сильнее. Дорога вообще хорошо манит, когда в желудке есть парочка тортиковых кусочков.

Где-то ближе к 10 утра загрузились в Кайрона, прогрелись и выехали в сторону Чухломы. Кстати, тот самый исторический дом, в котором мы жили, снаружи. Не каждый Новый год встретишь в здании 19-го века!

Мы сняли квартиру на улице Свободы, она находилась в южной части города. Нам надо было проехать на север Галича, так что мы покатились по его уютным улицам. При свете дня Галич привёл в неподдельный восторг!

Благо, на дорогах никого не было, мы смогли ехать 30 км/ч и бесконечно восхищаться домами, которые тянулись справа и слева.

— Смотрите, какой дом!
— Смотрите, какие наличники!
— А там, впереди, торговые ряды!
— Да их тут целая куча, и они все крутые!
— А это руины церкви!
— Наличники! Наличники! Наличники!
— Какой дом! А вот еще один дом!
— ДА ГАЛИЧ ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩИЙ!

В тот момент Галич и запал нам в душу. Меня он покорил намного больше, чем Судиславль. Эти уютные улицы, эти ряды старинных двухэтажных домов, эти наличники — в таких городках есть свое особое очарование. А наличники — это настоящее творчество, настоящее произведение искусства. В такие городки можно приезжать на экскурсии просто ради наличников и собирать свою коллекцию самых красивых наличников!

Решили, что по Галичу надо будет обязательно пройтись пешком.

А сегодня мы хотели попасть к двум старинным теремам, которые расположились в окрестностях города Чухломы, один — в Погорелово, другой — в Асташово.

Меньше чем за час мы добрались по трассе из Галича в Чухлому. Трасса, в целом, была нормальной: обычная российская зимняя трасса где-то вдалеке от крупных городов, заснеженная, скользкая и немного трясучая. Чухлому задели краешком и свернули направо в сторону деревни Якша.

Там сходу нашли симпатичную церковь. Позже мы видели ее в сумерках — в вечернее время суток она смотрится еще симпатичнее. Она приобретает нежно-голубой цвет, в сочетании со снежными шапками на крыше это смотрится действительно здорово.

На перекрестке возле церкви свернули налево, в сторону умерший деревни Погорелово (эта церковь стала этаким знаком на перекрестке дорог: налево — терем в Погорелово, направо — терем в Асташово). Дорога оставалась заснеженной грунтовкой, которая вскоре прибежала в лес и сузилась. Сумеречно-серый свет дня давал странный эффект — сложно было определить высоту наметенного снега на дороге, белый цвет сливался с серостью вокруг и плохо были видны границы заметенных колей. Иногда мы проезжали ряды сложенных бревен, здесь валят лес и часто ездят лесовозы.

А в лесу началась настоящая зимняя сказка: деревья и очень-очень много снега. Отсутствие ветра, тишина (лишь изредка слышен шепот деревьев), вкусный лесной воздух с бесконечным запасом кислорода, нарядные белые ёлки... Именно о таком прекрасном первом дне нового года можно и нужно мечтать. Хотя зачем мечтать, если можно взять и сделать!

Зимняя лесная дорога радовала неожиданными сюрпризами, например, этакими «лежачими полицейскими», которые представляли собой здоровенные бревна поперек дороги, засыпанные снегом и укатанные. Бревна поменьше шли на некоторых участках чередой — летом здесь гать?

Доехали до вырубки. Сунулись дальше в лес и упёрлись в тупик.

В лесу нашли местную технику. Хм, а если сейчас из кабины-прицепа высунется удивленное лицо лесника и спросит, мол, девочки, а что вы тут делаете 1 января? Как что — терем ищем... И старую заброшенную деревню...

Вернулись на вырубку и попробовали проехаться по ней. Идея показалась не очень здравой. Бревна валялись на бревнах и бревнами погоняли, а чуть дальше начался слой лапника с торчащими во все стороны ветками, палками, какими-то срубленными стволами. Поняли, что скорость нашего передвижения на автомобиле равна скорости пешего передвижения, так что решили дальше идти пешком. Кайрона оставили прямо на вырубке, под лобовое стекло положили записку с номерами телефонов (на всякий случай, ну мало ли, вдруг не мы одни такие странные люди — 1 января за теремом в лес переться), запаковались в теплые вещи и пошли покорять снежные пешеходные тропинки, заваленные сугробами. Слой снега был не критичным и доходил всего лишь до колен.

Сначала ушли немного не туда, провалились по бедра, покумекали, сверились с навигатором, пошли ломиться через лес. Чаща в лесу была проходимой, ветки и палки лупили по лицу не слишком сильно, снег был не особо глубоким, физическая нагрузка разгоняла кровь и делала тепло. Я полностью верила Элле в нашем пешем передвижении — у нее были оффлайновые карты, а у меня нет. Ничего другого мне не оставалось.

Вполне ожидаемо, что мы не заблудились и вышли к следующей вырубке. На краю леса нашли нужную дорогу, присыпанную снегом толщиной в несколько дней. Обозначили себе поворот в лес — нарисовали стрелку в том направлении, в котором мы не шли (чтобы запутать следы, по-любому!).

И потопали по дороге. По ней было идти веселее и проще, чем по азимуту по лесу.

А вскоре впереди замаячила старая деревня...

Брошенные деревни всегда встречают пустыми глазницами окон и перекошенными остовами былой красоты.

Терем издали не произвел впечатление. Что это за деревянная бревенчатая громадина торчит посреди темного леса и тянется к серому небосводу? Будет грустно, если мы топали час с лишним по снегу, а пришли к типичному деревенскому дому. Но нет!

Мы подошли к терему, и нас переполнил восторг. Это терем 19-го века. Говорят, что он сохранился с той поры (может быть, ему повезло, что он находится так далеко от цивилизации?) и капитально не реставрировался. Видимо, он в частном владении; его немного подлатали и сейчас в нем живут. В наше пришествие дверь была закрыта, но поговаривают, что, если хозяин дома, можно напроситься в гости посмотреть на внутреннее убранство хотя бы одним глазком.

Терем потрясающий снаружи!

У него какой-то необычный цвет — коричнево-желтый.

Какие наличники! Какое крыльцо! Какие красивые, подогнанные друг к другу бревна стен! Какой шарм в заледенелых стеклах! А деревянные украшения, эта резьба? Мы обходили терем кругом и бесконечно фотографировали.

Его красоту не портит даже новенькая красная водосточная труба. Красота терема затмевает собой любые современные нововведения.

С другой стороны терем другого цвета. А на крыше торчит телевизионная тарелка =)

Терем смотрится очень атмосферно посреди умершей деревни... Кругом брошенные дома, гниющие бревна, постепенное разложение деревянных конструкций, которые когда-то были уютными живыми избами. Но терем стоит. Горделиво высится, гордо вскинул крышу к небу, стоит, как несломленный исполин, посреди давно ушедшей жизни. Смотришь и понимаешь, что будет стоять так не один десяток лет. Одна маленькая победа архитектурной жизни в мире деревянных умирающих поселений.

А хорошо, что он находится так далеко, что стоит где-то на краю цивилизации. Этакое лесное чудо. Этакий оазис посреди природы и исчезновения, когда отчаялся найти в снежной пустоте такую вот душевно-уютную красоту...

Рядом нашли колодец.

На одном из окон — витраж.

Сложно представить, сколько труда было вложено в создание и постройку этого здания. Сколько труда потребовалось, чтобы сделать всю эту резьбу, создать эти наличники, геометрически точно воспроизвести линии узоров.

Балкончик. Что-то определенно есть в этих заледеневших окнах. Тот случай, когда природа находится не в противостоянии с человеческим творчеством, а в гармонии и союзе. Природе как будто тоже нравится этот шедевр, и она добавила в него свой штрих.

Окна и наличники вблизи. Терем прекрасен целиком, и прекрасен каждый его отдельный элемент.

Назад от терема до автомобиля мы дошли намного быстрее: в лесу не плутали, шли по своим следам. В том месте, где мы вышли из леса на дорогу, сориентировались по своей нарисованной стрелке, теперь повернули в нужном направлении (хотя и по следам всё было очевидно). Вскоре были у Кайрона. Казалось бы, один-единственный терем — блин, а уже темнеет! Так что погнали по лесной дороге к терему в Асташово — по снежному покрову, через заснеженную гать, через прекрасный зимний лес, наполненный тишиной и кислородом.

Вернулись к утренней церкви и теперь поехали от нее в другую сторону. В Асташово добраться проще, чем в Погорелово. В Асташово стоят указатели, дорога укатана и представляет собой хорошую грунтовку. Мы ехали во второй терем наперегонки с сумерками.

Успели =)

Терем в Асташово тоже исторический и тоже относится где-то к 19-му веку. Некоторое время назад он был в очень плохом состоянии, но его спасли. Восстановили, отреставрировали и сделали гостиницу. Переночевать в ней в новогодние праздники стоит недешево (что-то около 13000 рублей на троих, так что квартира в Галиче со стоимостью в пределах 2 тыс. руб. — наше все!), но можно приехать, полюбоваться и пофотографировать. К моменту нашего приезда солнце село и сумерки наступали нам на пятки. Мы полазили вокруг терема полчаса, за это время окончательно и бесповоротно стемнело.

Говорят, что раньше он стоял посреди леса, заброшенный, покинутый, с выбитыми стеклами и медленно умирал. Чудо спасли и вернули к жизни.

Как и в случае терема в Погорелово, можно бесконечно восхищаться и теремом целиком, и каждым элементом в отдельности: этими окнами, наличниками, резьбой! Но чувствуется, что терем в Асташово подготовлен, поправлен, превращен в современного модника с воссозданием старины — терем в Погорелово в этом плане цепляет больше. Но это не умаляет достоинств терема в Асташово, он всё равно прекрасен! И восхищает труд реставраторов, которые им занимались.

На самом верху терема — штука, похожая на ловца снов =)

Люблю такие вот пейзажи, когда деревянный дом со светом внутри стоит посреди зимнего леса. Уют и волшебство. Это современные постройки — домики, относящиеся к гостинице.

От терема поехали обратно в деревню, к тому моменту стемнело окончательно. Километрах в двух от терема нашли заброшенную церковь, с фонариком полазили вокруг, заглянули внутрь.

На кирпичных стенах и сводах зима творила свою красоту и воссоздавала звездное небо — в свете фонаря снежная изморозь таинственно мерцала. Как будто маленькие звезды. Раз небо который день затянуто тучами и мы не можем посмотреть на звезды в космосе — что же, будем любоваться творчеством природы, ее собственным звездным небом на сводах и росписях старой заброшенной церкви.

— Мы еще хотели съездить посмотреть Чухлому?
— Эх.

Конечно, в Чухлому мы не поехали. Что-то как-то январские дни пролетают слишком быстро.

Отправились обратно в Галич в квартиру. Вернулись в Чухлому, доехали по слегка разбитой трассе до Галича. Возле дома нашли незанятый сугроб, воткнули туда Кайрона, предварительно раскатав комья снега на пониженной передаче, сбегали в магазин и отправились домой, усталые, но невероятно счастливые. Может быть, такое классное и позитивное 1 января задаст тон всему следующему году? Было бы здорово!

А вечером Элла опять приготовила чудесную утиную грудку со специями. Мммм!

День 4.

02.01.2021.

Галич — Бушнево — Чухлома — Солигалич.

С утра прогулялись по Галичу.

Завтрак, сборы, закидывание вещей в машину. Каждый новый день приносил новое расположение вещей в багажнике, каждый день мы удивлялись, что пространства в багажнике стало либо сильно меньше, либо сильно больше. И только канистры жили на положенном им месте, там, где не могли протечь.

Оставили Кайрона возле дома, а сами за пару часов прошлись по основным достопримечательностям города. Улица Свободы оказалась одной из исторических. Здесь было полным-полно старой архитектуры, красивых домов и домиков и крутых наличников.

Кайрон, Галич, улица Свободы.

Типичные улицы Галича, ряды двухэтажных домов. В городках навроде Галича не найдешь микрорайонов, высоток, небоскребов и подобных каменных джунглей. Здесь улицы — это деревянное строительство, перемежающееся каменными постройками.

Наличники Галича — кто во что горазд! Пожалуй, Костромская область — это область искусства резьбы по дереву и искусства создания деревянных наличников.

А вот такие наличники — ну это же действительно шедевр! Удивительно, что Галич — не сказать, что сильно популярный-то город. А ведь он вполне мог бы стать каким-нибудь центром искусства резьбы по дереву, сердцем этого ремесла, проводить какие-нибудь фестивали-мастер-классы резьбы по дереву.

Еще один необычный дом Галича.

Если у вас вдруг завалялись ненужные килограммы рогов лося — подсказываю, где их можно продать. Для этого нужно всего лишь приехать в Галич.

Недеревянная архитектура Галича. Галич — город исторический. Помимо деревянного зодчества и крутых наличников, здесь можно найти целую кучу исторических зданий. И опять же, это не какие-то отдельные здания, случайно понатыканные тут и там, это целые улицы исторических зданий.

В Галиче можно найти и гостиницы. Не уверена, что их невероятно много, но какие-то точно есть. Не факт, что их можно найти на том же Букинге. Кстати, само здание тоже наверняка историческое, судя по его виду и архитектуре.

Здание, которое раньше было церковью, потом заводом, сейчас это какие-то склады. Удивительное переплетение судьбы одной отдельно взятой постройки.

Коты Галича. Коты в этой поездке были нашими неотъемлемыми спутниками. Наверное, это особенности маленьких городков — тусующееся на улице кошачье население.

Центральная площадь Галича известна своими торговыми рядами, верхними и нижними. Галич напоминает Кострому в миниатюре: торговые ряды, похожие на костромские; много симпатичных зданий; целые исторические улицы. Галич мне очень понравился в этом плане. Думаю, мы посмотрели в нем только малую часть, туда можно вернуться снова и гулять по всем другим улицам. Вероятно, там на какую улицу ни пойди, везде будешь останавливаться возле каждого второго дома и любоваться им!

Нижние торговые ряды.

Верхние торговые ряды.

Стела Галич и криповые снеговики, которых, скорее уж, правильнее называть «грязовиками».

На набережной нашлись деревянные скульптуры. Определенно, Галич и окрестности — чудесные места для создания искусства резьбы по дереву. Вернее, само искусство создано, нужно просто развитие.

Немного напуганный котик, но всё равно очень милый (потому что котик).

Прямо посреди города находятся огромные и протяженные холмы, своеобразная изюминка этого города. Я пока больше городов не знаю, где бы прямо посреди улиц высился здоровенный холм, который местные жители используют для катания на ватрушках и лыжах. Нет, это не какой-то небольшой холмик для ватрушек, коих полным-полно в других городах. Это именно здоровенный длинный холм, я бы даже сказала, что это больше похоже на стену-вал, которую насыпали тут какие-то великаны. Это — холм Балчуг и Шемякина гора. Причем Гугл знал только холм Балчуг, а maps.me — только Шемякину гору. Мы подумали, что это одно и то же, но вроде как нет, там два исторических городища.

В любом случае, мимо оборудованного подъема на холм не пройдешь, стоит указатель.

А вот и немного истории Галича.

Подъем на холм оборудован лестницами, и это хорошо, потому что лезть в лоб было бы тяжеловато. Конечно, смелым сердцам всё нипочем, но по лестнице приятнее.

С вершины холма открываются чудесные виды на город. Зимой, правда, они выглядели серо и уныло. Но летом или золотой осенью, думаю, панорамы здесь просто потрясные!

В Галич можно ехать за историей, за красивыми зданиями, за впечатлениями. Удивительно, что про Кострому знают все, а про Галич — не так много народу. А там есть что посмотреть.

После спуска с холма, чтобы не терять времени и успеть везде засветло, от центра города мы вернулись к Кайрону не пешком, а на такси.

— Вот здесь высадите, пожалуйста, вот как раз наша машина стоит.
— А вы в этом доме жили?
— Ага.
— А не страшно было? Про него ходят слухи, что там всякое услышать можно... Ну, не знаю, верите, нет, в призраков... Не-не, я ничего не хочу сказать, но раньше здесь была больница. Люди умирали.
— Эм. Ну. Бывает. Да не, вроде нормально пожили.

Я, право же, вспомнила, что буквально сегодня Элла говорила, что слышала ночью плач ребенка, хотя до этого была тишина. Да и накануне вечером мы обсуждали, что прячется за закрытыми на замки дверями, а я пересказывала некоторые сцены из повести Нила Геймана «Коралина», чем пугала не только Дашу и Эллу, но и себя заодно. Может быть, и к лучшему, что мы знали только ту часть истории здания, которая относится к 19-му веку, а не к тому периоду, когда здание стало больницей!

Время было около 12 часов дня, когда мы тронулись в дорогу в сторону Чухломы. Сегодня мы хотели поездить по точкам-заброшкам Чухломского района, а потом постепенно докатиться до Солигалича. Покинув Галич, выехали на трассу, на которую кто-то успел налить реагента. Трасса перестала быть такой же красивой, какой была накануне. На большом перекрестке со светофором свернули направо. Мы хотели попасть в деревню Свиньево, где сохранилась заброшенная церковь с красивыми росписями. С отличной дороги свернули направо на хорошую дорогу. Позже мы пытались найти вход в лес или съезд в поле, но таковых не наблюдалось, везде был слой снега. Элла говорила, что он неглубокий, но я опасалась. Один вариант проезда мы, в итоге, отмели — сели бы в поле сразу на входе в него. Второй вариант показался слишком длинным и там был брод. Так что решили в ту церковь не ехать.

— Может, всё-таки Бушнево?

Про Бушнево Элла рассказывала мне за пару дней до этого, я посмотрела фотки тамошней заброшенной церкви (вернее, комплекса из двух церквей) и обалдела от того, что там можно увидеть. Это же что-то невероятное! Но дорога в Бушнево вызывала сомнения. Летом проехать можно, ибо «грязь засохла». Зимой тоже, ибо «грязь замерзла». Но при этом там разбитая лесовозная дорога, размешанная внедорожниками, которые приезжают каждый год на мероприятие под названием Полная Чухлома. Я погуглила редкие отчеты о доездинге до Бушнево, и все они в красках рассказывали о трудностях пути и тяжести дороги. Но все ездили осенью, а сейчас сезон «грязь замерзла»...

Еще я вспомнила, как один раз мы сунулись на зимнюю лесовозную дорогу вида «грязь замерзла» на ТЛК-80. Когда мы там размотали лебедку за два часа в десятый раз, мы стали понимать, что не весь рельеф способен зимой замерзать и превращаться в идеальные зимники. Поэтому по поводу Бушнево я сомневалась.

Но Элла умеет уговаривать.

— Может быть?..
— Ну ладно, давай попробуем.

И мы сдуру поехали в Бушнево.

Пока возвращались от неудавшегося Свиньево на трассу Галич-Чухлома, увидели чудесное природное явление — покрытые ледяной одеждой березы на поле. Ну, что же, уже не зря съездили. Черт с ней, с заброшкой, зато такую природную красоту увидели!

С трассы Галич-Чухлома съехали на хорошую грунтовку, занесенную снегом. До Бушнево надо было проехать около 20 километров.

Сначала дорога была хорошей. Постепенно она сузилась, побежала через лес. Она напоминала дорогу в сторону Погорелово: такой же красивый зимний лес, такая же твердая поверхность дороги, слой снега. По дороге тянулись следы. Мы решили, что это ехали снегоходы. Периодически нам попадались горы бревен; здесь работали лесовозы. Вряд ли они работали прямо сейчас в новогодние праздники, но в остальное время — наверняка.

И вокруг не было никого. Совсем, абсолютно, совершенно никого. И мы удалялись всё дальше от цивилизации, на пути к очередному архитектурному чуду.

В какой-то момент включила на дорожке полный привод. Ехать нужно было аккуратно и строго по центру дороги, по краям отчетливо прослеживались колеи неизвестной глубины, занесенные снегом. На дороге был слой льда, Кайрона чуть-чуть подтаскивало. Ехали неспешно, на второй передаче, иногда переваливаясь через замерзшие и покрытые слоем снега бревна гати. «Грязь замерзла» — это хорошо. Это отличная возможность доехать до достопримечательности, к которой в другие сезоны фиг попадешь, ну, если только пешочком прогуляться, сделать такой двухдневный пеший маршрут.

А еще в багажнике лежали цепи. Их надо было обновить.

Мы уезжали от трассы все дальше и дальше. Вот позади остались 10 километров, 14 километров, 15... Бушнево было всё ближе и ближе. Мы были счастливы: зимний лес, тишина, вкусный воздух. И полное отсутствие людей. Только мы и самая прекрасная на земле природа.

Интересно, а это откуда табличка? Кто-то с Полной Чухломы оставил? И что она значит? Таблички в эту зиму здесь на деревьях — как письмена на стенах пещеры, оставшиеся от доисторических людей. А осенью, говорят, здесь жизнь кипит, когда случается это внедорожное мероприятие...

После очередной здоровенной поляны с бревнами дорога мне показалась какой-то не слишком хорошей. Чуть-чуть она испортилась.

— Давай всё-таки наденем цепи.
— Давай.

Достали из багажника свежекупленные цепи (я их специально покупала перед этой поездкой; мало ли, куда меня может завести Элла, она это умеет!). Нашли инструкцию. По инструкции сумели натянуть одну цепь на одно колесо, немного поломав мозги. Вторая цепь далась проще. Всего лишь 6 минут, и она на колесе!

Это фотография из серии «за секунду до...». Если точнее, «за 400 метров до...».

Ну, думаю, дальше всё понятно, что было. На дороге под снегом оказалась глубокая колея. Я неверно выбрала траекторию, свалилась в колею левой стороной и села. Цепи, наверное, помогли прокопать колею как раз на полметра вперед, левое переднее колесо повисло в воздухе, Кайрон лег на все три защиты днища и встал намертво, ни на сантиметр вперед, ни на сантиметр назад.

Я ведь чувствовала, что в Бушнево нам не надо. Я почему-то сомневалась, что туда надо ехать. Предчувствие? Или мы сами творим своими ожиданиями случающиеся события? Или так и должно было случиться, чтобы я наконец-то сказала себе «всё, возвращаюсь домой и ставлю лебедку»? Кого я обманываю, говоря, что «если дорога будет плохой, мы 100% развернемся и туда не поедем»? Кого я обманываю, говоря, что я не езжу на Кайроне во всякую внедорожную пятую точку?

До Бушнево оставалось проехать каких-то жалких 4,5 километра. Мы вполне могли бы оставить машину и пройти их пешком. Но что сделано, то сделано, и теперь нам надо как-то спасаться вместе с Кайроном.

А теперь представьте: глухой лес, медвежий угол Костромской области, 15 километров до хоть какой-то трассы, севшая двухтонная машина. Ну ок. Что самое смешное, не в первый раз же...

«Так, — думала я, доставая из багажника лопату и топор. — 15 километров можно пройти за 3 часа. Надо будет обязательно взять с собой горячий чай. Замерзнуть — это вряд ли, погода неплохая, а при физической нагрузке не замерзнешь. Дальше. Нужно будет ловить внедорожник или что-то полноприводное. На трассе можем проторчать долго, пока найдешь кого-нибудь, кто согласится нас поехать спасать в ту попу, в которую мы залезли. Вряд ли кто-то это будет делать бесплатно, но наличка есть, денег за такую спецоперацию доброму человеку жалеть нельзя».

«Дальше, — думала я, срубая топором первое бревно для подкладывания под колеса, — в целом, у нас есть запас топлива в 50 литров, и это только в канистрах, есть запас воды и еды, машина легко сможет работать на этом запасе топлива очень продолжительное время, до нескольких суток. Спать будет неудобно втроем в Кайроне, но до завтра 100% останемся живы и здоровы, до послезавтра тоже. На крайний случай, на дороге был поворот, где поймалась мобильная сеть, можно позвонить другу в Москву, он с большой долей вероятности приедет. Мы пару суток легко просуществуем здесь в автономке, благо, подготовились. Пока он раскочегарится и доедет до нас, это займет часов 10-20».

На третьем бревнышке топор у меня отняла Элла и пошла рубить березу, я же взяла лопату и пошла копать. Теперь я знаю, что копать мерзлую землю — занятие без лома абсолютно бессмысленное и бесполезное. Что там я хотела, откопать защиты днища, чтобы Кайрон не прилипал? Откопать задний мост? Ха-ха! Максимум — только вокруг колес и только то, что не замерзло, а замерзло практически всё. Кроме чёртовой колеи.

Пока Элла рубила березу на поленья, я наломала веток и пошла закладывать первый слой новой дороги для автомобиля. «Даже если мы не выедем, — думала я. — У нас будет хворост для костра. Кстати, горелки тоже с собой есть, и куча газа, завтраки и обеды будем делать горячими».

На самом деле, я глубоко сомневалась, что все эти лопаты-топоры и строительство дороги в колее из палок и леса хоть как-то помогут. Так что я быстро приняла факт того, что через пару часов пойду пешком до трассы, и спокойно осознала этот факт. Да, так и будет, а что делать.

За этими чудесными занятиями — я копаю, Элла рубит, Даша помогает таскать — мы и услышали странный звук посреди леса. Это явно была не дикая природа.

— Слышишь?
— Неужели кто-то едет?
— Да ладно?
— Надо срочно бежать смотреть, вдруг там перекресток и они свернут в другую сторону!

Это был совершенно отчетливый звук работающего двигателя. Снегоходы?

Я побежала по дороге дальше, на звук. Кайрон остался где-то позади за углом.

«Не снегоходы, — думала я, пока бежала, — громко для них. И вообще... Это... Блин, по звуку я бы сказала, что это лесовоз!»

Когда же я увидела, КТО выехал из-за поворота дороги, я подумала, что это какое-то схлопывание пространства. Это случай один на тысячу, один на сотню тысяч. Встретившиеся ветви волновой функции в квантовой механике. Совпадение, которое не может быть случайным. Приколы мироздания. Короче, не бывает так. Ну сами подумайте: 2 января, глухой лес, совершенно заброшенная местность... Тут не должно было быть людей до окончания праздников. Но нет. Параллельные линии, кажется, пересекаются.

Из-за поворота дороги выехал целый кортеж: два трактора и УАЗ-«буханка». Я глазам своим не верила. Дуракам и смельчакам везет. А уж смелым дуракам — и подавно.

Помахала им рукой.

— Здравствуйте! С наступившим! Там эта... Не поможете?.. Мы там дорогу вам перекрыли, застряли. Вытащите?

Это оказались мужики-лесовозы, у которых именно сегодня поломалась техника и им пришлось ехать в цивилизацию. Один трактор тащил другой трактор, а «буханка» их сопровождала.

— Вам очень повезло. Если бы у нас не сломался трактор, мы бы сегодня никуда не ездили.
— Да я сама удивляюсь, что здесь кто-то нашелся.
— А куда ехали-то?
— В Бушнево. Архитектурой увлекаемся.
— А, на церковь посмотреть? Там да, красота. Да осенью тут приезжала куча народу, всю дорогу разбили. Вам надо было в Асташово съездить.
— Там были! Прекрасный терем!
— А сами-то откуда?
— Из Подмосковья.
— Ого!

Когда они доехали до нас, они удивились еще больше.
— А вы что, три девушки?.. Одни?.. И ни одного мужика с вами?!
— Ну вот... да. Да мы сильные и смелые, у нас всё есть (кроме лебедки, а-ха-ха), даже вона цепи надели. Но чего-то у меня руки кривые и я поехала в колею.
— Колеи тут хитрые, мы-то все их знаем.
— А мы думали, снегоходы тут ездили, а это ваши следы гусениц, оказывается.
— Да. А маленькие следы — от буханки.

Процесс посадки Кайрона, его выкапывание, спасение — ничего этого мы не сфотографировали. Ну как-то не до того было. Достала трос, зацепились за трактор. Колея была длинной, Кайрона пришлось тащить по ней долго, прежде чем он вылез на твердую поверхность. Я всё смотрела на трактор и поражалась его мощности и дури. Пока он меня тащил по колее, он уперся в сломанный трактор и стал двигать заодно и его. Когда Кайрон оказался на твердой поверхности, мужики раскатали нам место для разворота: протоптали ковшом поляну до земли прямо на обочине, свалив весь мелкий кустарник. Развернулись...

Наши спасители!

От денег они отказались, мы от души их поблагодарили и пожелали счастливого нового года и легкой работы.

Темнело. В теории, до Бушнево оставалось 4,5 километра, можно было дойти пешком. Но темнело. Ходить по ночи по лесу — так себе идея.

Цепи не стали снимать до самого возвращения на трассу. И ехали в два раза аккуратнее. Что же, в этот раз Бушнево нам не далось, и вправду не простой оказалась дорожка. Повод вернуться во всеоружии!

В какой-то момент дорогу нам перешел лось. Мы восхитились, притормозили и долго высматривали его фигуру в лесу. То ли это была лосиха, то ли лось, но сбросивший рога (а, может, его рога уже кто-то продавал в Галиче?)

Вернулись к трассе, сняли цепи, попили чай. Пока стояли перед выездом на трассу, мимо нас промчалась та самая буханка, перемигнулись фарами. Допивая чай, обсудили с Эллой лебедки и наконец поехали в Солигалич. Мне было, с одной стороны, очень грустненько от своего очередного глупого застревания, но, с другой стороны, очень радостно от классных лесовозов, которые в тот день тащили сломанный трактор, ведь если бы не они, мы бы сейчас ночевали в лесу.

Заехали в Чухлому на центральную площадь. Сложно оценить город в темноте, но Чухлома показалась нам, скорее, большой деревушкой. Галич в этом плане показался намного интереснее. Тем не менее, на центральной площади обнаружились всякие интересности: новогодняя ёлка, деревянная сцена и стенды-плакаты с кучей информации о местности. Читать историю той или иной местности не в интернете, а на местных плакатах мне нравится намного больше. Может, потому что лучше погружаешься в события, ведь читаешь ровно о тех вещах, которые видишь вокруг, и о тех местах, в которых находишься в настоящий момент.

История Чухломы.

Отдельный плакат посвящен терему в Асташово и его реставрации. История реставрации того или иного здания порою поражает меня больше, чем история непосредственно здания.

А вот про современную Чухлому.

Там же, на площади, обнаружились деревянные скульптуры. Ну говорю, Костромская область — это и вправду центр деревянного творчества!

Из Чухломы выехали на трассу в сторону Солигалича и вскоре прибыли в этот городок. В темноте Солигалич запомнился нам площадью со светофором (как выяснилось позже, единственным светофором на весь город). Эта площадь стала для нас основным ориентиром в городе и основной транспортной развязкой. Не доезжая площади — поворот к гостинице, направо на площади — к «Пятерочке», а если вот туда от площади — то можно приехать на мост и попасть к историческому валу. Но вал — это на завтра. А сегодня пора в гостиницу спать, переваривать грустно-радостные впечатления от тяжелой посадки и чудесного спасения.

На ночевку мы остановились в Гостевом доме Ростецких, который бронировали заранее. Подъезжая к нему, увидели на парковке домика УАЗ-Патриот в наклейках.

— Может, поинтересоваться, не едет ли он завтра до Тотьмы? Упадем ему на хвост.
— Что-то у тебя, смотрю, энтузиазм по поводу этой дорожки поугас.

В гостевом доме нас встретила хозяйка, милейшая женщина. Когда я спросила, не знает ли она что-нибудь о состоянии дороги на Тотьму, она очень озадачилась, попыталась обзвонить всех знакомых таксистов, но у них были выключены телефоны. Тогда она рассказала, где их завтра найти, мол, они точно расскажут, что там и как сейчас.

Хозяйка напомнила нам милую и добрую бабушку. К которой периодически приезжаешь в гости и останавливаешься во времени и пространстве. Когда вся суета, все проблемы остаются где-то далеко, а в настоящем моменте остаются только теплый деревянный дом, маленький милый городочек, мурчащая кошка на уютной кухоньке и взаимные истории: мы рассказываем о наших приключениях и нашей жизни, а хозяйка — о здешней жизни и Солигаличе.

Занимательный факт: в 90-е годы в Солигаличском районе жило 80 тысяч жителей, а сейчас на весь район осталось только 8 тысяч, причем 6 из них живут как раз в Солигаличе. Это хорошо видно по современным картам: Костромская область — обитель заброшенных и умерших деревень, кладезь урочищ и заброшенной архитектуры. Я не знаю, в какой другой области есть такое же количество ушедших из жизни деревень и сёл, или я просто плохо знаю другие области? Но, ей-богу, куда не ткни пальцем в карту Костромской области — заброшка, заброшка, урочище, урочище, заброшка... Бушнево. Лесовозы. Колеи. Вырубка. Заброшка, заброшка, урочище...

Это очень интересно — разговаривать с местными жителями, да еще и с такими радушными. Лучше узнаешь местную жизнь, лучше узнаешь быт, трудности. Из приятного, что нам рассказала хозяйка, — в последние годы приезжает больше туристов-молодежи. Кто-то интересуется историей, кто-то ищет деревни и пытается найти дома, где когда-то жили бабушки и дедушки.

В этом есть своя прелесть — быть хозяйкой небольшого уютного гостевого дома. К тебе приезжают люди из самых разных уголков земли и несут самые разные истории, вести, самую разную жизнь. И поневоле, сидя на одном месте, никуда не путешествуя, сам становишься путешественником и узнаешь то, чем живут другие. Хозяйка рассказывала историю, как к ней приехала компания на подготовленных внедорожниках, она их предупредила, что сейчас весна и вряд ли они проедут в Тотьму, но ребята заверили, что у них самые крутые внедорожники и всё будет окей. Утром попрощались с хозяйкой, уехали, полностью уверенные в благополучном исходе маршрута. Вернулись они вечером, хотя не должны были, угвазданные по крышу и вымазанные в грязи по волосы.

— Хорошо, что у меня их номера оставались незанятыми! — воскликнула хозяйка. — Помогала им одежду стирать, отмывать. Я их спрашиваю, как так-то? А они в ответ, мол, да сами не ожидали, всегда везде проезжали, а тут вот так... Половину дороги они преодолели, но дальше никак не смогли.

Мне было не очень радостно от таких историй, с другой стороны, зима же, может, грязь-таки замерзла на той дороге... Нам в ту сторону нужно ехать!

Хозяйка рассказывала и про мужчину, который собирает самые высокие точки каждого субъекта страны, как он приезжал сюда и ходил на «вершину»: в Солигаличском районе находится самая высокая точка Костромской области. Хозяйка рассказала, как нашла ему таксиста в сопровождение и как это решение оказалось правильным.

Наш небольшой уютный номер в деревянном гостевом доме.

У хозяйки оказалось две кошки, они возникали на кухне ниоткуда и так же периодически пропадали (наверное, на некоторое время ныкались в другом измерении или соседней ветви волновой функции, кошки это умеют, что им эти глупые границы миров, пффф). Одна кошка проявляла горделивость и лишь изредка позволяла себя гладить, а вторая регулярно лезла на ручки и в тарелки. Пришлось ее кормить вкусным костромским паштетом. Ну а как иначе, невозможно не поделиться вкусняшкой с котиком.

Уютный дом, уютная кухня, тепло и добро. Милый Солигалич, прекрасная атмосфера маленьких городков. Когда незнакомый гостевой дом и незнакомая хозяйка вдруг становятся самыми родными домом и человеком. Это умеют именно маленькие городки, здесь люди ближе друг к другу, здесь стираются границы душ и, наверное, миров, и вдруг оказываешься дома, хотя до этого никогда здесь не бывал.

День 5.

03.01.2021.

Солигалич — Куземино — Гремячий — Тотьма (Костромская область — Вологодская область).

Утром встали пораньше. После вчерашнего героического застревания в лесу и не менее героического и чудесного спасения лесовозами мой пыл слегка поугас и я немного запаниковала по части грядущей дороги. Нам предстоял неизвестный участок маршрута: прямая дорога из Солигалича в Тотьму. Если следовать федеральными маршрутами, то, чтобы попасть в Тотьму, нам нужно было делать здоровенный крюк через Вологду, а это несколько сотен километров. Есть более короткая местная дорожка длиной примерно 130 километров через Куземино (Костромская область) и Гремячий (Вологодская область). Навигаторы (и Гугл, и Мапс.ми) почему-то предлагали ехать совсем незнакомой лесовозной дорожкой черед Иду, а через Кузёмино строить маршрут наотрез отказывались. Проблема была как раз в участке между Кузёмино и Гремячим, это всего лишь 12 километров.

От Солигалича до Кузёмино, судя по отчетам, была проложена терпимая грунтовка. От Тотьмы до Гремячего — грейдер очень хорошего качества. А вот от Кузёмино до Гремячего можно нормально проехать сухим летом или морозной зимой. Осенью и весной эти 12 километров превращаются в трофи-рейд вида «один километр за час». Но и зимой бывают варианты (мало ли, колея от лесовоза или неудачливого внедорожника под снегом).

Так что трос со вчерашнего дня сворачивать не стали, лопату и топор оставили валяться поближе, цепи тоже положили поближе.

Пока завтракали, к нам пришли кошки. Пришлось затискать обеих. Одна из кошек настойчиво считала, что паштет в наших тарелках намного вкуснее ее сухарей в миске, пришлось оправдать ее ожидания (а паштет и вправду был вкусный, костромской, натуральный; кошка знает толк в правильной пище!).

Утро.

Из-за гостевого дома то тут, то там торчат характерные куски Солигалича. Тот или иной город можно опознать по каким-то особенным зданиям — изюминкам города. В маленьких городках такими особенными зданиями обычно становятся церкви, храмы, ведь раньше через них реализовывали основную красоту архитектуры.

Загрузив вещи в Кайрона, дошли до заброшенной церкви, которая находилась рядом с гостевым домом.

Здание не в очень хорошем состоянии. Колокольня покосилась в сторону, издалека это хорошо видно.

Колокольня опять же с симпатичными «окошками».

Облазили постройку вокруг, зашли внутрь, внезапно увидели хорошие ступеньки на колокольню, поднялись. До самого верха лестница не вела, однако переходы порадовали. Это тоже своеобразное и интересное времяпровождение — находить заброшенные или реставрируемые церкви и подниматься на колокольню. Наверх ведут вот такие переходы-проходы. Таинственность, мрачность и привидения!

Раны на теле здания.

Немного сохранившихся росписей.

Осмотрев церковь, вернулись к гостевому дому. К тому моменту хозяйка проснулась и выглянула в окошко, чтобы нас проводить. Совершенно чудесная женщина =) Ей-богу, было ощущение, что мы приезжали в гости домой, к бабушке, и сейчас отправляемся дальше в дорогу. Она пожелала нам хорошего пути и предлагала возвращаться летом. Летом, говорит, в Солигаличе еще красивее. Охотно верю!

Рядом прогревался УАЗ-Патриот, который мы заприметили вчера на парковке, подготовленный, с прицепом, с кучей наклеек. В него таскала вещи девушка.

— Доброе утро!
— Доброе!
— А вы случайно не в Тотьму едете? — спросила я.
— А я не знаю! — честно ответила девушка, растерявшись.
Ну, что ж, не получится упасть на хвост, придется самим преодолевать неизвестность. О это приятное и классное чувство, когда ты просто едешь и не знаешь, куда =)

Выехать в сторону Тотьмы решили в 11 часов, так что у нас оставалось около часа на осмотр остального города. Солигалич — это уютный городок со множеством церквей и уютных домов (и наличники, и здесь тоже наличники!). Да, все эти городки похожи между собой: Галич, Чухлома, Солигалич, Тотьма. Но при этом в каждом есть своя изюминка и своя особая атмосфера. Они похожи, но они разные.

Доехали до еще одного заброшенного собора. Его вроде начали реставрировать, покрасили, но на этом всё закончилось. Так пока и стоит.

Некоторые дома Солигалича — маленькие и скромные родственники двух теремов, виденных позавчера. «Когда я вырасту, я буду теремом в Асташово!»

Типичные улицы Солигалича.

Съездили в центр. Везде можно пройтись пешком, но нам нужно было уложить осмотр города в оставшийся час, поэтому ездили на машине. В городе есть один-единственный светофор на главной площади (там же нашли ёлку, здание краеведческого музея, «Пятёрочку» и сложное для такого городка сплетение дорог, где каждый едет так, как считает нужным; благо, машин мало и так ехать можно). От площади через мост находится старый крепостной вал. Пока Элла и Даша бегали к панораме церквей, я сбегала на вал, пробежалась по нему, посмотрела на город с разных сторон.

Мост через реку Кострому, вид от городища (крепостного вала) на противоположный берег города.

Непосредственно вал. Внутри него находится беседка с памятным камнем, однако ничего на нем я прочитать не смогла, хотя отковыряла его из-под снега.

Панорамы города с вала.

От центра Солигалича съездили к еще одной церкви, более разрушенной, чем те, которые находятся в центре. С неба сыпал снег, легкий, воздушный, масштабным пушистым слоем. Зима здесь была настоящей зимой, уютной, белой, приятной.

Украшения на стенах заброшенного здания.

Рядом с брошенной церковью бегала собака. Сожрав что-то (или кого-то) на земле, она с разбегу помчалась в сторону помойки, стоявшей здесь же. Услышав громкий «бабах!», я обернулась — собака запрыгнула в мусорный бак и стала там рыться.

— Глупая! — крикнула Элла. — А вылазить ты оттуда как будешь?

Собака как будто услышала, удивилась, высунула голову и так же ловко выпрыгнула из бака на землю и побежала куда-то за здание церкви. Сюр как он есть.

Снегопад в Солигаличе. Пушистый снег, заметенные дороги — класс!

Еще один младший потомок терема в Асташово.

Еще фотография из раздела «типичные улицы Солигалича».

Затем доехали до севера города, еще одной заброшки, но та оказалась в совсем плачевном состоянии. Тоже бывшая церковь. Ну, здесь-то совсем нечего восстанавливать. Здание доживает последние годы.

Время прибежало к 11 часам, так что сказали «до свидания!» Солигаличу и наконец-то ступили колёсами на дорожку в Тотьму. Ух, что нас ждет теперь?

Начало!

Впрочем, начало дороги было вполне дружелюбным, и в первые пару километров на нас не набросились никакие лесовозные колеи и болота. Обычная заснеженная грунтовка удовлетворительного качества, ледяная, покрытая слоем снега, с ямками. Типичная зимняя грунтовка. С безумной красотой по обочинам. Я не столько на дорогу смотрела, сколько на зимний лес вокруг.

Заброшенные деревни на дороге — типичная картина Костромской области.

Грунтовка на Тотьму. Терпимая и чищенная.

А вот и Кузёмино! Становится тревожнее и страшнее. Мозги рисуют картины демонов бездорожья, которые хватают в сумерках автомобили за колёса и утаскивают их в колеи. Хорошо, что едем днем! Дневные демоны не так опасны.

После въезда в Куземино дорога вроде испортилась, но не совсем. Появилось больше снега, а колея стала более выраженной.

В районе Трофимово (населенный пункт за Куземино) нашли опять же церковь в урочище Николо-Чалово. Нам и Вера Сергеевна (хозяйка гостевого дома в Солигаличе) говорила, что там она есть. По картам нашли нужную грунтовку-подъезд к церкви, Кайрона оставили на трассе, а сами решили прогуляться километр с небольшим пешком.

Заняла прогулка почти час, зато мы получили очень много удовольствия не столько от руин, сколько от прогулки по зимнему лесу!

А церковь оказалась фантомной. Смотришь на нее издали — она есть. Подходишь ближе — она исчезает.

Прошли через поле, нашли веселый лесовоз, ровняющий дорогу, он погоготал, порокотал и сбежал в лес.

Пошли за ним, но вскоре поняли, что идем не туда.

Вернулись, нашли нужную своротку к церкви.

Если до этого мы проваливались максимум по лодыжки, то, уйдя на своротку, стали проваливаться по колено. Но нашей решимости было не занимать. Первый раз что ли по лесу переться к очередным развалинам?

Зимний лес — это полный восторг. Каждую зиму туда хожу, восхищаюсь и любуюсь. Кайф! Поход в снегу по бедра был нужен хотя бы ради этих пейзажей!

Вскоре мы свернули совсем в лес и стали проваливаться по бедра, а чуть позже — по пояс. Но сила воли, как всегда, была сильнее какого-то там снега (если надо будет, то поплывем по нему, как по океану), тем более, что до церкви оставалось метров 200.

Через метров 50 до церкви оставались те же 200 метров. Еще через 50 метров — опять 200. Еще через 50 оставалось 300. Мы видели ее купола, торчащие над лесом.

Но когда подходили ближе, эта громадина куда-то девалась.

— Она реально, что ли, фантомная?

Когда до церкви оставалось метров 50, а, может, 400, а, может, 250, а, может, ее не существовало, мы уткнулись в заросли молодого кустарника и юных деревьев, так что наша скорость упала до тех самых 200 метров в час. А церковь опять куда-то делась. Снег пытался утопить нас с головой. Каждый шаг становился короче и медленнее, кусты стояли непролазной стеной. Мы чувствовали себя так, как, вероятно, чувствовали себя те ребята на внедорожниках, которые сунулись на трассу Куземино-Гремячий весной. Только в пешем варианте.

В конце концов, решили, что церковь всё-таки фантомная, развернулись и полезли через поле и лес обратно на дорогу. Зато прогулка получилась классная.

Вид издали. Точка не взята. Придётся возвращаться и заставлять этот фантом реализовываться в реальном мире, чтобы его можно было пощупать и потрогать.

Вернулись к Кайрону и двинулись дальше в дорогу. Куземино мы проехали перед Трофимово, тут начинался тот самый неизвестный участок дороги. За это время нам навстречу проехали две машины: Шеви Нива и Мерседес-пикап (впервые встречаю пикап от Мерса!). Это давало надежду. Раз они проехали, то и мы, скорее всего, проедем. Да и трафик хоть какой-то есть, не пропадём.

В итоге (ура!), этот участок оказался очень простым для проезда, грязь всё-таки замерзла! Да, на недоприводе-пузотерке будет сложновато, но любое полноприводное с клиренсом выше «уткнулся в лежачий полицейский и сломал бампер» там проедет. Дорога перестала быть укатанной широкой грунтовкой и превратилась в колею, пробитую через снег. Колея петляла. Задачей было ехать по этой колее и никуда с нее не сворачивать, она четко обходила все спрятанные под снегом лесовозные колеи, уходила в те части дороги, где ямы были поменьше. Я включила полный привод и неспешно ехала по ней. Навстречу за это время никто не проехал, вот разъезжаться там было бы сложновато, хотя при желании всё возможно.

Так что очень быстро добрались до Гремячего, где нашлись лесозаготовки. Зачарованные, мы одним глазком посмотрели на то, как «воровайки» хватают своими лапами бревна из лесовозов и перегружают их в жд-вагоны. Зрелище завораживающее. Наверное, всё дело в нашем восторге от техники и больших машин.

Ну, а от Гремячего пошла шикарная и широченная укатанная грунтовка-грейдер. Да, трясло, да, был лёд. Но застревать там точно было негде. Главное было — слишком сильно не разогнаться и не улететь с дороги, на таком льду машину могло занести легко. В Гремячем началась Вологодская область, мы это определили по качеству дорожного покрытия, оно улучшилось. Я расслабилась и вновь стала любоваться чудесным зимним лесом. До Тотьмы оставалось километров 90.

Встретили на дороге еще одну заброшенную церковь, небольшую и уютную в своей компактности.

Дорога в Тотьму.

И снова заброшенные деревни и дома.

Позже проехали по мосту через незнакомую речку с неизвестным названием и посмотрели на панораму неизвестного городка.

Лёд, кажется, крепкий.

Красота зимней непопулярной дороги.

Основной попутный и встречный транспорт. Летают быстро, лучше подвинуться и пропустить.

В какой-то момент дорога свернула направо и пошла вдоль реки Сухоны. Если судить по картам, в районе Красного и Черепанихи есть то ли паром, то ли ледовая переправа — чёрт знает, мы поехали по разведанному и более известному пути вдоль Сухоны. Эта дорога упирается в крупную трассу, по которой остаётся пара километров до Тотьмы, и в районе Тотьмы можно пересечь Сухону по мосту.

В Тотьму приехали в сумерках. Элла объявила, что хватит это терпеть и пора идти в музей. Не терпящей возражения интонацией она направила нас прямиком в музей мореходов, потому что он работал до 17 часов, а время было почти 16, надо успевать! Музей мореходов внезапно обнаружился в здании церкви. Мы удивились, припарковались в свободный сугроб и быстрее побежали в музей.

Небольшой и уютный музей оставил нас под большим впечатлением! Люблю такие небольшие местные музеи, которые могут рассказать вещи, которые не в каждом интернете найдешь =)

Цена вопроса — 280 рублей на двух взрослых и одного ребенка с экскурсией.

Итак, причем тут мореходы? Как связаны Тотьма, которая находится где-то на материке в Вологодской области, и мореходы? Откуда в Тотьме взялся такой внезапный музей? Чем знаменита Тотьма? И почему она не так проста, как кажется?

Музей посвящен тем тотемцам, которые участвовали в различных морских экспедициях. И в этом смысле у Тотьмы оказалась очень богатая история.

Что порадовало, экскурсовод не рассказывала нам какие-то общеизвестные вещи, а рассказывала именно про местный колорит, про местные подвиги и про Тотьму. Зачем забивать экскурсию Петром Первым, если намного интереснее в таких местах слушать как раз про местную историю? Музей это понимает, и поэтому в нём можно услышать именно то, что хочется!

Вкратце: тотемцы участвовали в торговых экспедициях на Алеутские острова и дальше, до Сан-Франциско. Причем купцы из Тотьмы позже организовали свои собственные торговые экспедиции и ходили они не через Северный Ледовитый океан, а по земле по материку через Екатеринбург, Иркутск, Якутск, там выходили в Охотское море. Такая экспедиция занимала до 5 лет, и далеко не все возвращались домой. Первая такая экспедиция принесла ее «организаторам» около 230 тысяч рублей, по тем временам невероятные деньги. Потому что они не просто ходили в Америку, а шли, меняли всё по пути, торговали по пути, рисовали карты и так далее.

Вот карта их пути. Это сейчас сел в автомобиль и за пару недель доехал из Москвы в Магадан. А раньше это всё проходили пешком, таща с собой товары, а заодно всякие палки и подобное для того, чтобы по достижении Охотского моря собрать корабль, на котором потом плыть в Америку... Невероятно!

Одним из известных тотемцев был Иван Кусков, он ходил до берегов Аляски, а затем южнее, и именно он стал основателем форта Росс (ныне Калифорния).

Черная лисица — символ Тотьмы. В России таких не водится, тотемцы привозили их с Алеутских островов, выменивая у местных жителей. Этим и жили. Общаться с местным населением Алеутских островов было не просто. Опять же, возвращались не все.

Именно потому, что шкурки черной лисицы в свое время очень подсобили городу, этот зверек помещен на герб Тотьмы.

В процессе рассказа экскурсовод произнесла чудесную фразу, отлично характеризующую современное положение дел:
— Купцов и сейчас много. Меценатов нет...

Раньше купцы на вырученные деньги строили много церквей. Собственно, церковь, в которой находится музей, построили как раз купцы из экспедиций, вот и разместили теперь музей именно здесь.

В музее есть и стенды, посвященные современникам. Например, Станислав Михайлович Зайцев приложил очень много усилий и фактически посвятил жизнь тому, чтобы Тотьма не забыла свою историю, многие памятники архитектуры его стараниями были взяты под охрану, он создавал научные труды и планировал открыть масштабный музей российского мореходства. Он мечтал пройти путём тотемских купцов. Во второй такой экспедиции он погиб в Ванкувере.

С удивлением нашли в музее и упоминание Федора Конюхова. Оказывается, при его поддержке здесь развивают направление детского туризма.

Картина, посвященная погибшим мореходам. Тогда это были не путешествия, а настоящие экспедиции, и были они опасны и нелегки.

Музей небольшой, буквально три зала, и экскурсия была быстрой. Выверенная, сжатая информация, но очень интересная. Так что остались в восторге и от души поблагодарили экскурсовода.

После музея мы опять попытались найти мойку (мысль о мытье Кайрона меня никак не оставляла, надоело видеть черную машину вместо серо-синей). В Тотьме моек оказалось две, на одной была очередь, вторая работала до 18 часов и там нас не приняли, пригласили приезжать утром. Ну, хорошо, что хотя бы не по записи на неделю вперед.

Если на маршруте до Солигалича мы бронировали жилье заранее, то в Тотьме, как мы поняли, жилья навалом, поэтому Элла быстренько что-то нашла, пока мы выезжали из Солигалича. Пока мы доехали до Тотьмы, хозяйка нашу бронь отменила, сказав, что ее жильцы продлили свое пребывание. Так что Элла стала искать другую квартиру. Квартира где-то четвертая оказалась свободна, заехали туда. Она оказалась в симпатичном малоэтажном микрорайоне города. Сама квартира была совсем плохонькой и прокуренной, но за 1500 рублей на троих и на одну ночь — сойдет. Тем более, у Эллы была с собой палочка восточных благовоний, так что запах затхлого табака быстро сменился нормальным запахом волшебного Востока и арабской ночи!

Гостиницы в Тотьме мы тоже видели, так что проблем с жильем там, думаю, нет. В отличие от тех же Галича, Солигалича, Чухломы, в которых лучше бронировать заранее.

День 6.

04.01.2021.

Тотьма — Великий Устюг — Котлас.

Утром я всё-таки добралась до мойки и наконец-то смыла с Кайрона слой склизкой, жирной грязи-реагента. Красавец сразу засверкал своими серо-синими намытыми боками. Ух, залюбоваться можно!

Когда окончательно рассвело, прогулялись по городу. Надо ближе познакомиться с маленьким, но таким гордым городком Тотьмой!

Общее впечатление, которое у меня осталось от этого городка, — в нем меньше интересной и чудесной архитектуры домов (как в Галиче), однако при этом Тотьма очень хорошо сделана с точки зрения подачи себя. Может быть, дело в том, что Галич, Солигалич — это городки Костромской области, а Тотьма — Вологодская. Вологодская область даже на местных трассах показалась нам более живой, в ней было больше жилых деревень, и дороги лучше, и как будто жизни в маленьких городках больше. В Костромской области слишком много заброшенных сёл...

Солигалич и, особенно, Галич — городки с прекраснейшей архитектурой. Ей-богу, идешь по улице Галича и восхищаешься на каждом шагу. Галич — это длинные улицы строений, которые замечательно смотрятся и в целом, и по отдельности. Возле каждого здания хочется остановиться и подолгу на него смотреть. В Тотьме таких зданий намного меньше.

Галич и Солигалич — это города искусства наличников. Какие они там, ух! Закачаешься! В Тотьме наличники поскромнее, нет такой невероятной резьбы, впечатляешься ими меньше.

Но в костромских городках есть проблема. При всех своих прелестях в них чувствуется какая-то брошенность. О них никто не заботится, и они выживают своими силами. Они могли бы быть одними из самых крутых маленьких русских городков, но никому этого не надо, а энтузиазма отдельных энтузиастов не хватает.

И в этом Тотьма выигрывает. Тотьма умеет себя подать и показать все свои сильные стороны, умеет заинтересовать туристов, умеет привлечь внимание. Проще говоря, лучше работает по части пиара. Плюс следит за теми мелочами, из которых складывается позитивное впечатление о городе, которые показывают, что город не брошен и находится в заботливых руках: банальные информационные стенды возле достопримечательностей, банальные QR-коды...

Ну, а теперь — подробнее о прогулке.

Одна из главных достопримечательностей Тотьмы — Входиерусалимская церковь (с этого ракурса, как и церковь в Костромской Слободе, она похожа на корабль; так и было задумано?). Помните, я говорила про архитектурные изюминки каждого города? Вот если увидите где-то фотографию/открытку/картинку с этим храмом, то знайте, это Тотьма, он уникальный и единственный такой.

Нам вчера рассказали в музее, что в Тотьме образовалось собственное архитектурное направление — тотемское барокко. Его легко отличить от остальных, в первую очередь, по узорам-украшениям на наружных стенах, называемых «картушами». Их фишка в том, что это не лепнина, не рисунок, а элемент кладки стены. Отсюда не только оригинальность, но и долговечность.

К вопросу о зданиях и информации о них. На исторических зданиях в Тотьме, как правило, висят таблички с QR-кодами, можно почитать соответствующую справку.

Еще одна церковь Тотьмы, расположенная на соседней улице Рождественской.

Напротив дом дополнительного образования для детей. Наличники! Всё дело в наличниках! Красивые наличники в Тотьме попадались, но до костромских не дотягивали. В Галиче их больше и они, по большей части, такие резные, изящные.

Ну, зато в Тотьме есть кое-что своё в плане украшения наружных стен зданий.

Памятник, посвященный российским мореходам и землепроходцам. Открыт в 2005 году.

Зимний вариант «я тут был» на большой колонне памятника, не портящий ни природу, ни непосредственно памятник. Весной всё растает, и следующей зимой творчество стартует по новой.

Увидели интересную табличку. Оказывается, это целый проект-ассоциация, она призвана обратить внимание людей к небольшим городкам и деревням, в которых есть архитектурная красота и исторические памятники. У проекта есть свой сайт, позже я полазила по нему и нашла некоторое количество городов, про которые никогда не слышала, но которые, видимо, теперь нужно посетить.

Котики Тотьмы (из этой поездки почти из каждого города мы привезли фотографию того или иного местного котика). Котики от города к городу не очень отличаются, все классные, милые и очень любопытные. Если архитектурой и атмосферой города сильно отличаются между собой, то котики везде котики и от города не зависят.

Деревянная архитектура Тотьмы.

Типичные нецентральные улицы Тотьмы.

Карта-путеводитель по Тотьме. Считаю, такие плакаты должны стоять в каждом городе, это удобно, практично и интересно!

Возле некоторых заброшенных строений висят не просто QR-коды, а полноценные плакаты с историей. Постройка — снова заброшенная церковь (подумалось, что в советское время из нее пытались сделать Дом культуры, судя по цвету; я почти угадала, это был кинотеатр).

Когда водосточные трубы — это не просто водосточные трубы, а элементы-украшения.

Тотьма настолько уникальна и своеобразна, что даже граффити на трансформаторных будках тут тематические.

Набережная города и панорама противоположного берега реки Сухоны.

Богоявленский собор, находящийся рядом с речушкой, носящей забавное название Пёсья Деньга. Зимой эта речка больше похожа на занесенную снегом заводь. Через нее шел длинный пешеходный мостик. Летом, думаю, виды очень милые и уютные.

В Тотьме есть и своя красота резьбы по дереву.

И есть свое видение в украшении домов сосульками! Просто свисать вниз было бы слишком скучно.

И снова набережная. Плавсредства ждут весну.

Еще одна панорама Сухоны и уютных домиков на соседнем берегу.

Если я правильно помню, это комплекс из двух церквей, Успенской и Воскресенской, расположенных недалеко от набережной. В здании церкви расположен Музей церковной старины.

На территории церкви организовали вот такую штуку.

По пути встретили деревянную скульптуру. Читающая книгу девушка.

Это здание — то ли краеведческий музей, то ли школа. Кажется, всё-таки школа, а музей спрятан где-то в ее боковине.

Основное чувство, которое осталось после прогулки по Тотьме, — это живой городочек. Не заброшенный, не потасканный, а очень живой и гордый, с удовольствием представляющий свою историю.

Около часу дня двинулись дальше в дорогу. На выезде из Тотьмы нашли хорошенькую заправку Лукойл, покормили Кайрона. Вышли на трассу в сторону Великого Устюга и поехали в Котлас.

Почему именно Котлас?

Это было ожидаемо, но меня почему-то это всегда так удивляет, как в первый раз. Великий Устюг — вотчина Деда Мороза и всё такое. А сейчас праздники новогодние случились. Удивительно (нет), большая часть жилья в Устюге оказалась забронированной, а та, что была свободной, стоила каких-то космических денег. Двухкомнатная посуточная квартира, которая в обычное время стоит 2000 рублей, внезапно начинает стоить 8000 рублей за 1 ночь. Букинг предложил цены навроде 10000 рублей за ночь на троих, 14000 рублей за ночь на троих, мы видели даже 17 тысяч! Мы смотрели на всё это большими глазами и не понимали, что происходит с реальностью и в какой момент в этом мире что-то пошло не так.

В соседнем Котласе (это Архангельская область, около 70 км от Устюга) квартиры стоили намного дешевле, сняли за 2000 рублей за сутки. Решили, что на ближайшие два дня разместимся в Котласе и оттуда скатаемся в Великий Устюг. Лишние 140 километров — это дешевле, чем переплачивать за ночевку 6000 рублей.

Поэтому взяли курс на Котлас. Тотьма — Нюксеница — Великий Устюг — Котлас. Это порядка 300 с небольшим километров. Трасса была обычной трассой: двухполоска, зимний лес по обочинам, местами реагент, местами чистый снег, местами ровный асфальт, местами ямы и автомобилисты, меняющие на обочинах пробитые колеса. Дорожка ничем не ознаменовалась, мы просто ехали, болтали. Трафик был небольшой.

Когда начало темнеть, свернули, не доезжая Устюга, в сторону деревни Порог («как это называется? Опаньки?» — «Опоки!») и, пока совсем не стемнело, успели плюхнуться в веселую снежную колею, идущую вдоль деревни.

— Элла, почему мы опять в колее?
— Это фигня, а не колея!
— Ты вечно заводишь меня куда-то в какие-то колеи, и мне приходится их героически преодолевать без лебедки.
— Для этого и нужен Кайрон!
— Надеюсь, в деревне есть трактор. Хорошо, что мы в деревне.
— Ты что, собралась застревать?!
— Я даже не смогу тут развернуться. Трактор нам пригодится.
— Ты собралась застревать ЗДЕСЬ?! Да это обычный снег!
— С колеёй.

Но мы не застряли. Кайрон очень уверенно шёл по колее, и мы доехали до удобной площадки-разворота, где и оставили машину, а сами добежали до реки.

Здесь находится очень интересное природное творение, оно и называется Опоки. Здесь Сухона делает крутой поворот, а отвесные берега представляют собой слоёный пирог геологических отложений, это слои глины и известняка, которым свыше 200 миллионов лет. Это не единственное геологическое обнажение на Сухоне: если ехать дальше в сторону Устюга, то такие крутые пироги-берега можно встретить, судя по картам, еще минимум в двух местах. На противоположном берегу есть фонтанирующий источник, до него можно добраться на лодке.

Жалели мы об одном, что приехали сюда зимой и в сумерках! В это место нужно ехать днем и летом, договариваться с местными жителями, переправляться на лодке к «фонтану», а потом ехать чуть дальше и смотреть остальные берега.

Понимаю, фотка не то что не передает весь кайф, а представляет собой легкий намёк и примерный набросок того, что там находится. К сожалению, мы приехали зимой, а не летом. К сожалению, в сумерках, а не днем. Но всё равно, надо включить немного воображения. Представьте, как тут летом в солнечный день: прозрачный поток воды, зелень деревьев, желто-красные обнажения склонов.

Мы пробыли там до того момента, пока не стемнело окончательно. Ну а потом — снежная колея в обратную сторону, выезд на трассу. Великий Устюг трасса задела краешком.

— Что-то с этой стороны Устюг впечатления не производит.
— И не скажешь, что переночевать возле вотчины стоит 15 тысяч рублей.
— В Асташово дешевле. Лучше туда, хотя бы не так избито.

Вскоре мы приехали в Архангельскую область, нашли нужный дом в Котласе. Традиционно перетаскали вещи, сходили с Эллой наконец-то залили пару канистр в бак, а то так и катались с ними от Ростова. 10-литровые канистры с носиком — поистине чудесное изобретение, плюс, к моему удивлению, они оказались качественными и нигде не протекли. И самое главное, девушке их можно залить в одиночестве, потому что лично мой предел поднятия тяжестей находится где-то в районе 22 кг и это ни фига не легко для меня. А тут такое классное решение для дальних поездок на случай отсутствия с собой кого-нибудь из тяжелоатлетов или тяжелоатлеток.

Заливать канистры в бак было весело, потому что мы чего-то веселились и много хихикали по этому поводу.

— Кушай, Кай, кушай.
— Булькает. О, больше забулькал. Распробовал!
— А солярочка-то хорошенькая, голубенькая такая.
— Ну пахнет ничего так.
— Ну-ка дай фонариком в пищевод ему посвечу, что-то там забулькало не так, по ходу, горловину уже заливаем.

Покормив Кайрона, пошли в квартиру кормиться сами, ибо время было ужинать.

День 7.

05.01.2021.

Котлас — Коряжма — Сольвычегодск — Коряжма — Котлас.

Сегодня мы одним днем сгоняли посмотреть одним глазком на городок Сольвычегодск. Не знаете такого? Я тоже не знала, пока на карте случайно не увидела.

Причем увидела я его на карте в свою первую поездку в Архангельскую область, когда мы через Котлас ехали из Архангельска в Сыктывкар. Я тогда хотела туда заехать, но меня остановили непонятки с переправой — Сольвычегодск находится от трассы на другой стороне реки Вычегды. Перед этой поездкой я выяснила всё подробнее: летом там работает паромная переправа, зимой налаживают ледовую. А в соседнем с Котласом городе, Коряжме, есть круглогодичная понтонная переправа.

Утром покинули Котлас и поехали в Коряжму. На ледовую переправу не стали соваться — Вычегду видели, она не замерзла. По прямой от Котласа до Сольвычегодска — 17 км, через ледовую переправу ехать было бы, конечно, быстрее. Через Коряжму получается крюк и ехать почти час.

Утро в Котласе. Здравствуйте, знакомые пейзажи Архангельской области. В свою первую поездку я запомнила здешние места именно такими: деревянные двухэтажные постройки в окружении кирпичных зданий.

Дорожка по Архангельской области радовала чистотой и красивыми зимними пейзажами. Судя по ямам и легким бадабухам, которые издавал Кайрон, дорогу там не очень чинили за прошедшие несколько лет. А, может, чинили, но она успела опять сломаться.

Коряжму задели краешком и выехали к переправе. Понтонная переправа платная, за автомобиль весом в 2 тонны с нас взяли 150 рублей в одну сторону (оплачивается каждый проезд). Позже мы посмотрели ценник на стенде для другого вида транспорта. Груженый лесовоз должен отдать за проезд 5000 или даже 7000 рублей (зависит от количества осей, массы и т.д.). Офигеть. А я думала, у нас трасса М-4, идущая на юг, дорогая.

Понтонная переправа очень впечатлила, и я дико радовалась, пока по ней ехала. Я никогда не каталась по таким переправам. Наверное, это был восторг от «закрытия еще одного гештальта». Теперь осталось где-нибудь воспользоваться паромной переправой и покататься по ледовой!

Выглядит переправа классно: настил лежит на воде, и вода оказывается совсем близко. Как будто едешь прямо по реке, а не над рекой, как обычно на мостах (ну, по сути, так и есть).

На противоположной стороне реки дорога продолжила радовать нас чистыми и симпатичными зимними пейзажами.

А вскоре мы приехали в Сольвычегодск. Это была самая северная точка в нашем нынешнем маршруте.

Городок Сольвычегодск совсем небольшой, нынче его население составляет меньше 2 тысяч человек. Доехали до центра города и оставили Кайрона там, чтобы погулять пешком. Город действительно очень маленький, а центр можно обойти на раз-два.

Первая точка — Введенский собор, возле которого мы и припарковались. Здание впечатлило на подъезде к нему, а сейчас, по выходу из машины, я готова была плюхнуться в обморок от впечатления. Но на улице было аж минус 10 градусов, поэтому я решила восторгаться в вертикальном положении.

Постройка, в первую очередь, очень масштабная. Во-вторых, сделана в великолепном стиле — все эти окна, колонны, завитушки, декор, элементы. Можно рассматривать всё целиком и каждый элемент в отдельности. Позже прочитала, что этот стиль называется «строгановское барокко», но кто такие Строгановы, мы узнали чуть позже.

Сольвычегодск тоже входит в проект «Самые красивые деревни и городки России». Не удивительно! Несмотря на свою отдаленность от трассы и небольшое население, он крайне интересен. Столько всего в нем можно найти!

Зашли внутрь собора. К сожалению, летняя часть собора была закрыта, так что не удалось посмотреть на красивый иконостас, про который мы вычитали в Гугле. Попытались заглянуть в окошко, через которое можно было немного рассмотреть зал с иконостасом, но этим вызвали демона, ой, то есть тетушку, которая гавкнула что-то вроде «это вам не музей, здесь люди молятся!», хотя мы никому вокруг не мешали, потому что никого вокруг не было, и вообще вели себя очень тихо. Ох уж эти церковные дружелюбие и гостеприимство.

Ворота в летнюю часть собора. Очень необычно сделаны колонны. Подобное я встречала в соборе в Устюжне в Вологодской области, там подобная лепнина была на наличниках. Кстати, там тоже было барокко, только елизаветинское.

От собора отправились на прогулку по городу. Сольвычегодск произвел очень приятное впечатление. Грустно, что здесь мало людей, он стоит на отшибе мира, о нем мало кто знает. Но, с другой стороны, он не забил на свои интересности и пытается показывать себя и представлять себя. Не просто «это здание, а что за здание — черт его знает», а показывает историю. На зданиях есть таблички, по городу стоят стенды. Причем много стендов! Даже без экскурсовода можно очень многое узнать о городе, практически всю его историю. Не надо обращать внимание на размеры городка; здесь масса того, что можно посмотреть. Что делать целый день в Сольвычегодске? Да одного дня для Сольвычегодска мало, если хочется облазить действительно всё!

Скульптура рядом с собором. Лев загасил... кого? Мы раскопали снег, но так и не поняли. Поясняющих табличек не нашли. Кому это там плохо внизу? Буйвол? Кабан? Аллигатор? Угадай животное по частям организма!

Там же, рядом с собором, нашелся огромный фонтан-источник соленой воды. Это было ожидаемо — судя по названию города.

Еще одна визитная карточка Сольвычегодска — огромная труба котельной, из которой валит черный-черный дым. Трубу видно с самых разных ракурсов, и атмосферности пейзажу она добавляет.

То тут, то там в городе стоят информационные стенды.

Что касается архитектуры, то Архангельская область отличается от Костромской (Галич, Солигалич) и Вологодской (в нашем случае, Тотьма). В Котласе и Сольвычегодске мы заметили намного больше каменного и кирпичного строительства, намного меньше симпатичных отдельных деревянных домов. Еще меньше нашли красивых наличников. Типичный вид улицы в Архангельской области (в данном случае, в Сольвычегодске) выглядит вот так. Деревянные постройки — это, как правило, двухэтажные многоквартирные здания. Они в чем-то уютные и необычно смотрятся, но резной красоты, как в домиках галичских зданий, в них нет.

А вот типичный вид улицы в центре города.

Торговый дом купца Боярынцева. Находится в таком себе состоянии. Закрыт, заколочен и требует реставрации. Интересно, что значат эти картинки-узоры над входом?

Рядом с одним из зданий обнаружился небольшой сквер с подробной историей города. И никакой Гугл не нужен. Приехал, пришёл в центр и всё узнал. Город сам обо всем расскажет.

В городе много красивых зданий разных купцов. Вот дом купцов Пьянковых. Немного восстановленный.

В Сольвычегодске в ссылке находился Сталин, здесь есть небольшой музей про него. Но мы туда не пошли. Табличка на здании — «В этом доме жил, находясь в ссылке, в 1911 году руководитель советского государства И.В. Сталин (Джугашвили)».

Ясли-сад?.. Не-не, это просто табличка осталась, так-то здание не действующее. Хотя я бы ничему не удивилась.

Котики Сольвычегодска. Котиков этого города отличает наличие на их фоне всяких красивых заброшек.

Вскоре дошли до набережной, там обнаружили заброшенную церковь. Осмотрели ее. Это Спасообыденная церковь. Когда она была деревянной, ее построили за один день. Потом, как это всегда бывает, она сгорела, на ее месте появилась каменная (уже не за один день строили, конечно).

Прошлись по набережной до следующей исторической постройки, Благовещенского собора.

Этот собор оказался частью Сольвычегодского музея. Думала, мы туда заглянем на полчасика и пойдем или поедем дальше. А музей внезапно впечатлил так, что мы там зависли часа на два, если не больше.

Я вообще не сильно увлечена музейными экспонатами. Ну что там, ходить по залам и смотреть на какие-то обломки и какие-то осколки давно ушедших эпох (или слушать 20 минут экскурсовода о вот этой исторической тряпочке, которая кому-то там принадлежала и кому-то там была подарена). Ан нет. То ли старею, то ли музей оказался таким, то ли начинаю реально любить музеи.

Музей размещен в помещениях собора. Первый зал — экспозиция в «зимней» части собора. Вот здесь надо чуть-чуть рассказать об истории города. История Сольвычегодска плотно связана с родом Строгановых. Ну, как ясно из названия, Сольвычегодск был одним из центров соледобычи. И были такие ребята, Строгановы (откуда пошел их род, историки наверняка не знают, есть разные мнения), которые вовремя сообразили, что на соли можно построить шикарную империю. Начал дело Федор, сын Луки, продолжил Аника, сын Федора. И как-то всё закрутилось, завертелось — хоп! — и у Строгановых в руках куча земли, высокорентабельная торговля, денежные кредиты царю, частная армия, очередная куча земли и т.д. и т.п. А поскольку денег у них было много (еще бы, кредиты царю давать и оплачивать расходы армии!), начали они облагораживать и Сольвычегодск — строить храмы, украшать их. А поскольку храмов было много и украсить их хотелось красиво, то нужны были мастера-ремесленники. Где их взять? Проще простого: создать мастерские и воспитать!

Так и стали рождаться искусные творения для украшения храмов и соборов: полотна, иконы, росписи, резьба. Усольская эмаль — это оттуда же.

Вот изображение того, как город выглядел раньше. Количество церквей зашкаливающее, их все надо было украшать, и украшать красиво. Мастерские оказались очень кстати.

Собственно, в первой экспозиции и были представлены творения 16-17 веков: всякие полотна, иконы, книги, чаши. Ну, во-первых, 16-17 век, а всё сохранилось! Вещам 400-500 лет, а они вот, стоят. Во-вторых, всё это сделано потрясающе. Посмотрите — кааааким мастерством нужно обладать, чтобы вырезать эти линии, складки одежды, все эти мелкие детали! Вручную! Поистине невероятный труд.

Так подумать, ну где это вообще, Сольвычегодск? Маленький, неизвестный городок. И обладает такими бесценными вещами. Сколько же это всё стоит...

Если я правильно понимаю, это и есть знаменитая усольская эмаль.

Тончайшая резьба. И, главное, у художника нет права на ошибку. Не нажать кнопку «отмена» и не удалить лишний слой, как в Фотошопе =)

Резьба по кости. Размер на фотке сложно оценить, но они оооочень маленькие.

Иконостас — младший брат той громадины, которая стоит в соседней «летней» части собора. Сочетание золотого с голубым — беспроигрышный вариант. Опять вспомнила собор в Устюжне. Хм, может, у них всё-таки есть какое-то родство? Надо почитать Гугл!

Экскурсию по музею нужно заказывать заранее, по факту приезда не получится, мы об этом не знали и приехали по принципу «здравствуйте, это мы, а что у вас есть посмотреть?» Поэтому экскурсовода нам не дали, и мы просто купили билетики для самостоятельного осмотра (170 рублей со взрослого человека). Тем не менее, с нами ходила женщина, провожала нас в залы, открывала закрытые двери и указывала направление, в котором мы теперь пойдем.

После первого зала она нас отвела в «летнюю» часть храма с невероятным иконостасом.

Мне это напомнило один храм в Веретее. Не так давно мы катались вокруг Рыбинского водохранилища и заезжали в деревню Веретея (Ярославская область), там стояла заброшенная огромная церковь, которая невероятно впечатлила своими размерами и двумя квадратными колоннами. В церкви едва сохранились старые росписи, было видно, какого размера там был иконостас. Было печально смотреть на разрушающееся величие, на погибающий гений инженерно-архитектурной мысли, который впечатлял даже в таком состоянии. Здесь же, в Сольвычегодске, я, кажется, увидела то самое архитектурное решение с двумя колоннами, которое сумели сохранить! Что сказать, и вправду поражает...

— Пссс, эй! — тихонечко окликнула меня женщина, предварительно посмотрев, чтобы нас никто не видел. — А не хотите сходить посмотреть на алтарь?
— А можно? — так же тихонечко спросила я.
— Ага.
— Тогда — конечно!

И мы тихонечко пошли посмотреть на алтарь. Логично, что я там никогда не бывала. Хоть посмотрела, чего же там постоянно от нас, женщин, прячут. В принципе, ничего особенного, это оказалось несколько сводчатых помещений с низкими потолками и росписями на стенах. Освещения не было, свет был только из нескольких окошек, но что-то рассмотреть удалось.

Когда мы выползли обратно в зал, женщина сказала, что еще тут есть большое количество внутристенных ходов, показала парочку входов. Сказала, что по ним есть отдельная экскурсия, но она проходит летом (надо взять на заметку!).

Дальше пошли на колокольню. Туда сделаны хорошие лестницы, можно подняться на самый верх, где висит одинокий колокол, и позвонить в него. А заодно полюбоваться панорамами Сольвычегодска. Панорамы впечатляют и зимой. Ух, а как же тут летом!

Река Вычегда и ждущие весны корабли.

Панорама малоэтажной застройки Сольвычегодска. Отдых для взора подмосквича, уставшего от вечного вида 20-30-этажек, давно загородивших подмосковное небо (ну и московское тоже).

Лестницы на колокольню.

Дальше мы пошли в «каменные мешки», находящиеся с другой стороны собора, это такие уютные каменные небольшие помещения (видимо, кельи). Там висели стенды с историей храма и фотографии процесса реставрации.

Реставрация — это всегда нелегкий труд.

Из истории собора. Построен во второй половине 16-го века. В начале 19-го века пережил два пожара. Восстановили, но при этом очень сильно переделали, внеся целую кучу изменений, это стало что-то вроде позднего классицизма (а я и думала, чего этот собор снаружи меня совсем не впечатлил, в отличие от Введенского, который мы увидели тут самым первым). В начале 20-го века вновь были проведены ремонтные работы. До 1950-х годов собор стоял на собственном запасе прочности, в 1960-х годах был проведен капитальный ремонт. В 2005 году началась масштабная реставрация.

В конце нас ждала еще одна выставка с творениями мастерских Строгановых. К тому моменту у меня окончательно умер от холода фотоаппарат, так что особо ничего не пофоткала. Но зато много любовалась =) А Элла так вообще восторгалась, не переставая, и каждый экспонат фотографировала по 10 раз.

К моменту окончания условной экскурсии на улице совсем стемнело, да и мы устали от количества впечатлений и восхищения. От души поблагодарили женщину-сопровождающую. Решили, что нужно возвращаться летом =)

Когда мы вышли из музея, на улице был какой-то странный, не очень приятный запах.

— Коряжмой пахнет, — сказала сотрудница музея, принюхавшись.

Я сначала не очень поняла, что имеется ввиду и что такое в этом контексте «Коряжма», но потом до меня дошло, что, видимо, так пахнет целлюлозно-бумажный завод соседнего города.

Потопали к Кайрону, оставленному возле Введенского собора. Покинули Сольвычегодск, доехали до понтонной переправы. В темноте она смотрится очень красиво: панорама подсвеченной Коряжмы, не до конца замерзшая река, видимая в отражении света города, а по краям понтонной переправы стоят фонари, так что издали она выглядит светящейся лентой через реку. Светящаяся лента к светящемуся городу.

Кстати, на понтонной переправе можно оплачивать картой! Эк какая цивилизация!

Ну, а затем была недолгая обратная дорога в Котлас. Вернулись, в итоге, около 18 часов.

День 8.

06.01.2021.

Котлас — Великий Устюг — Кологрив.

В утренних сумерках покинули Котлас. Серый город, серое небо, серые здания и серый снег на сером асфальте — стандартное состояние любого города, на который напали утренние бессолнечные сумерки.

— Дааа... Серость, грусть. Тяжело каждое такое утро ходить на работу.
— Я на удалёнке с марта.
— Тьфу на тебя.

Переехали по масштабному мосту в сторону Великого Устюга, но совершенно не восхитились. Серость давила. По мере того, как светало, рулить становилось проще, а дорожка являла красоту — всё те же полюбившиеся нам ели, стоящие в снежных нарядах.

Дорога до Великого Устюга ничем особенным не запомнилась. Тем более, мы позавчера по ней катались. Асфальт, две полосы, редкие попутки и встречки, иногда летают лесовозы, но они были неотъемлемой частью всего нынешнего новогоднего маршрута.

В Великий Устюг приехали к тому моменту, как окончательно рассвело. Припарковались у одной из церквей и быстренько пробежались по центру города.

В Устюге всяких церквей, храмов, соборов очень много. Пожалуй, в этом городе из нашего маршрута их было больше всего. Этот собор у меня вызвал ассоциации с тортиком — посмотрите на эту воздушную архитектуру, как будто взяли вкуснейший белый шоколадный крем и наделали сверху кремовых безешек!

Какая эклектика, какое барокко... Я это теперь буду называть архитектурным стилем «безешечки». Кстати, найдите круглую, отличную от остальных =)

Основные улицы Устюга — это Красная и Советская. На них сосредоточены самые красивые исторические дома. Город был знаменит и богат (не зря же он Великий), и с градостроительством тут всё было хорошо. Улица Советская — идешь и бесконечно любуешься архитектурой.

Каждое здание можно рассматривать отдельно в качестве образца той или иной архитектурной истории. Правда, галичская архитектура зацепила меня больше. Но в Устюге тоже симпатично.

Улица Красная. Ну, на ней архитектура тоже есть, но здесь присутствует другая штука. Это пример, как круто, здорово и беспощадно можно угробить не только историческую, но и любую другую архитектуру кучей разноцветных вывесок. Как говорится, почувствуйте разницу. Может быть, за этими вывесками когда-то и была архитектура, но увы.

Тем не менее, и здесь можно найти красивые здания, не спрятанные за рекламой.

Необычный домик, деревянный, но с колоннами. Колонны сделаны тоже из дерева.

Разные старые церкви Великого Устюга.

На этой церкви мне понравилась необычная башня с часами и длинным шпилем сверху.

Нашли знак «Я люблю Устюг». Пока мы фотографировались возле него, находящиеся недалеко два пьяных мужика начали допытываться, а откуда мы приехали, и говорить, что они тоже хотят сфотографироваться (то ли с нами, то ли с сердечком Устюга). Пришлось ответить, что мы из Якутска (подвесив их в режим загрузки, ибо пьяным мозгам по карте долго идти придется) и свалить. Это оборотная сторона поездки в новогодние праздники по маленьким городкам России, количество пьяных людей огромное. В каждом городке мы обязательно натыкались на пьяных мужиков или целые алкогольные компании, а порою видели закоренелый алкоголизм в лицах экскурсоводов или случайных прохожих. Тотьма, Галич, Сольвычегодск, Устюг — обязательно кто-то пьяненький пытался к нам подкатить и выдать нечто глубокомысленное.

По этому поводу можно много рассуждать, как же так получается и как так случилось, что алкоголизм становится вторым лицом маленьких городков. Но по этому поводу можно сказать слишком многое. Не буду. На кухне об этом пусть говорят, кто-то за рюмкой водки, кто-то за бокалом вина, а кто-то за чашечкой чая.

Общее впечатление об Устюге сложилось, в целом, позитивное. Живой, большой город. Центр красив. Архитектура ближе к стилю Архангельской области: каменные усадьбы, за пределами центра — деревянные двухэтажные многоквартирные дома.

Город тонет в пиаре Деда Мороза и его вотчины, пиар назойливый (в той же Тотьме пиар сделан в разы изящнее). При этом в городе полным-полно музеев, все интересные. В путешествие по музеям Великого Устюга можно приезжать отдельно (и оставаться тут на несколько дней, чтобы всё обойти, но только не в новогодние праздники из-за дороговизны).

Местный вологодско-архангельский тренд — делать музеи в старых церквях.

Позже мы поехали на окраины города. Они не вызвали отторжения, всё довольно чистенько и приятно, стоят типичные кирпичные пятиэтажки, много деревянных домов, есть огромный частный сектор. Великий Устюг в нашем маршруте был самым туристическим городом, наиболее приближенным к другим туристическим городам, вылизанным, направленным на туристов. Такие города обычно менее искренние, чем маленькие городки, в которых туристов днем с огнем не сыщешь. Но это не плохо и не хорошо; и в том, и в другом варианте есть свои особенности. Маленькие городки более настоящие, честные. Большие туристические — такие цивилизованные, подготовленные, причесанные. И тот, и другой варианты интересные.

Чуть позже сходили на набережную и прошлись по ней. Ух, как же тут должно быть красиво летом! Вид на противоположный берег, синяя вода, архитектура!

Местные зимние городские развлечения. Еще бы, с такими склонами!

Через реку была сделана пешая ледовая переправа, стояли вешки. Люди ходили. Стояла при этом табличка «выход на лед запрещен». Видимо, чтобы в случае чего сказать, что это люди дураки, сами туда поперлись.

Совершенно чудесный и атмосферный вид.

На набережной тоже нашлась симпатичная архитектура.

Вернулись к Кайрону и «безешному» храму. Оттуда поехали на задворки города, мы хотели посмотреть на слияние двух рек (Сухона и Юг), которые дают исток Северной Двине. Заодно и посмотрели, так сказать, оборотную сторону Великого Устюга. Центр-то во всех городах, как правило, красив, а что там на задворках? Великий Устюг порадовал, всё там хорошо.

Слияние рек мы увидели, однако не особо его оценили: всё замерзло и представляло собой картину «белое на белом». Так что ничего интересного. Зато посмотрели на автомобильную ледовую переправу. Её налаживают здесь для того, чтобы можно было проехать в соседнюю деревню Кузино. Летом тут ходит паром.

После этого вновь проехали через весь город, покинули Великий Устюг, вернувшись на основную трассу, и переехали по мосту на соседний берег, заехали в деревню с красивым названием Морозовица. Интернет рассказал, что здесь есть монастырь с потрясающим иконостасом, самым лучшим и самым красивым, какой только можно найти. После иконостаса в храме Сольвычегодска очень хотелось посмотреть, сможет ли монастырь в Морозовице впечатлить нас больше.

Не посмотрели и не проверили. Храм оказался закрыт, увы. Так что не узнали, что там внутри. Монастырь стоит не совсем заброшенным, вроде как на реставрации. Ну, по крайней мере, есть стенд.

Прошлись по территории и нашли симпатичную башенку.

Нашли вид на слияние рек, исток Северной Двины. Это вон там белое пятно посреди бело-серого пейзажа.

Монастырь снаружи.

Современная деревянная архитектура в естественной деревенской среде обитания. Очень красивое здание в Морозовице!

Покинув деревню, вернулись на трассу и почти сразу ушли на забытую, тихую, уютную дорожку (через населенные пункты Кичменгский городок и Никольск), ведущую не в Вологду, а в маленький городок Кологрив. Кто-нибудь знает такой? Вот и мы не знали.

Трасса была совершенно забытой.

Маленький трафик. Качество асфальта от отличного до ужасного. Были хорошие участки; были спуски, на которых машину пыталось таскать даже на полном приводе; были разбитые участки с ямами. Были настолько убитые участки на попутной полосе, что приходилось выезжать на встречку и ехать по ней, благо, трафик позволял. Очень редко обгоняли нас. Еще реже обгоняли мы. А вскоре и вовсе стемнело.

Если в Вологодской области асфальт хоть как-то держался за планету, то в Костромской утёк окончательно. Ну, то есть он, кажется, был под снегом, но хорошая грунтовка явно лучше такого асфальта.

А когда мы свернули на Кологрив, начался лютый треш — ямы на ямах погоняли ямы ямами. Кайрон гремел, прыгал, мы разговаривали легкими перекрикиваниями. Ну, типичные дороги России.

— Куда мы вообще едем и зачем?
— В Кологрив.
— Что это? Где это?! Кто из нас двоих предложил поехать в Кологрив? Ты что-нибудь об этом городе слышала хоть когда-нибудь? Почему Кологрив?
— Я слышала про него на Полной Чухломе.
— А я читала в старом отчете своих знакомых тойотоводов.
— Когда у меня наконец-то прорвется интернет, я что-нибудь прочитаю об этом городе.

Когда интернет прорвался, мы узнали, что у Кологрива есть герб, на котором изображена голова лошади. Про этимологию слова ничего не нашли. Кологрив — небольшой городок с населением около 3 тысяч человек. Вся его проблема в том, что он находится на отшибе цивилизации, 50 километров по раздолбанной дороге, причем съезд на эту дорогу находится не на самой оживленной трассе. Вот и не знает никто, что такое этот Кологрив. И на фига туда ехать. И мы тоже не знали. Ехали реально в неизвестность — что за город, что там делать?

В процессе чтения узнали, что в Кологриве находится краеведческий музей, в котором размещены картины Крамского, Шишкина, Брюллова и слегка обалдели.

— Точно оригиналы? Может, копии?
— Да-нет-не-знаю, но там жил мужик, у которого была коллекция картин, вот и получился музей в 1918 году.
— Внезапно. Какой-то никому неизвестный Кологрив — и такие коллекции.

Интернет мало дал информации по истории Кологрива. Какая-то у него невыразительная история: о нем начали забывать еще в 17-м веке, так что город пришлось перенести по течению реки, чтобы совсем уж не опустел (до этого он был крепостью). Видимо, это не сильно помогло, сейчас о нем тоже мало кто знает. Какие-то крупные купеческие или помещичьи имена тоже не затрагиваются. Интернет рассказал только о двух людях, Г.А. Ладыженском и Е.В. Честнякове. Это два знаменитых кологривских художника, на которых и держатся все известные достопримечательности города и окрестностей. А краеведческий музей как раз и был основан Ладыженским.

В темный маленький Кологрив мы приехали неожиданно. Дорога, дорога, ямы, ямы, канавы, тряска, надоело, задолбало — оп-па! — Кологрив. В принципе, размер города — что-то около 6 квадратных километров, можно пролететь и не заметить.

Поехали в гостиницу (правильнее сказать, гостевой дом). Найти с наскоку жилье в Кологриве — такое занятие может оказаться дохлым номером. Поэтому, чтобы не остаться ни с чем, бронировали заранее. Всего в Кологриве три гостиницы: «Гусиный Перелет», «Кологрив» и «Постоялый Двор». В последнем мы и поселились.

Гостевой дом оказался классным, снаружи выглядел опрятным. Это был обычный деревянный дом. Он мне понравился даже больше, чем дом в Солигаличе (хотя хозяйка Солигалича запала нам в душу больше всех). Просторный, очень чистый, уютный. И печи! В доме были печи =)

А хозяйка оказалась крайне разговорчивой женщиной, временами даже слишком разговорчивой. Всё показала, всё рассказала. Очень переживала, чтобы нам было уютно, чтобы нам всё понравилось, чтобы тут всё было по высшему уровню. Такая забота очень тронула. Хозяйка действительно старается обеспечить гостям максимально комфортное пребывание в уюте и чистоте. Да что там говорить, когда мы поужинали и спросили, где помыть посуду, хозяйка ответила, чтобы оставляли посуду на столе, мол, она вымоет сама, т.к. мы заплатили за пребывание здесь, и наше дело — отдыхать, а ее — наводить порядок. В ванну она приносила тепловую пушку, там было прохладно, и она беспокоилась, что мы замерзнем.

Кроме того, оказалось, что люди в Кологриве живут очень творческие. Вот этот медведь — поделка ее сына, который нынче уехал на учебу в Москву. Из Кологрива, как понятно, большинство уезжают в поисках лучшей жизни и, самое главное, развития.

А это — картина самой хозяйки. Вид на Кологрив. На кухне висело еще несколько ее картин.

Позже мы снова разговаривали с хозяйкой и в процессе разговора упомянули музей в Сольвычегодске и то, как нас поразили тамошние экспонаты, работы мастеров 16-17-го веков.

— А, да, ерунда, что там делать-то, — махнула рукой хозяйка.
— Нет, ну как ерунда, так творить руками, вырезать все эти мельчайшие детали, да еще и несколько столетий назад, смешивать всякие вещества для получения красок, ведь акварели в современном понимании тогда не было!
— Да что там смешивать-то... А инструменты для резьбы с тех пор не особо поменялись. Хотите, покажу?

И хозяйка принесла набор разных резцов и приборов для работы с деревом. Мы их рассматривали как нечто инопланетное и потрясающее =) Нет, всё-таки это не в инструментах дело, а в творческих людях — создавать руками и этими заточенными приборчиками такую красоту! А потом хозяйка показала и свои поделки из глины: всякие фигурки, вылепленный в виде изразца для печи кленовый лист... Удивительно, что все эти вещи она не считает чем-то особенным и думает, что такое легко может сделать каждый. А нам показалось, что у нее потрясающие способности к творчеству. Очень хотелось убедить ее, что она создает прекрасные вещи, но она только отмахивалась.

А позже она и своего потрясающего кота показала. Кота сфотографировать не успели, он оказался нелюдимым и очень быстро убежал.

Через некоторое время приехала пара, мужчина с девушкой. Мужчина нас узнал по автомобилю. Оказывается, мы ехали одной дорогой из Великого Устюга в Кологрив, они были на Мерседесе, мы долгое время ехали за ними (особенно в те моменты, когда приходилось долго катиться по встречке, чтобы объехать разбитую попутную полосу), а потом они притормозили и мы их обогнали. Запомнили друг друга. Да уж, ну а куда еще катиться по этой богом забытой дорожке, если не в Кологрив.

Кстати, про этимологию слова «Кологрив» хозяйку мы тоже спросили. Она предположила, что название пошло от холмов. Мол, город стоял возле холмов, а на что похожи холмы? На гриву лошади. Вот и получилось — около гривы.

Время было позднее, отправились спать.

День 9.

07.01.2021.

Кологрив — Кострома — Ярославль — Подмосковье.

Утром мы хотели быстренько проснуться, покушать, собраться и скорее побежать смотреть Кологрив и окрестности. На этот день были глобальные планы: пройтись по всему краеведческому музею, съездить в парочку деревень по соседству, пройтись по городу. Но что-то пошло не так.

Сначала мы зависли утром. Мы жаждали информации о жизни тут, а потому не смогли пройти мимо хозяйки и опять с ней не поболтать. Расспросили, как живут тут люди, и не особо удивились, узнав, что не особо радужно. Может быть, из Москвы кажется чем-то романтичным жизнь в уютном небольшом городке в окружении природы и деревянных домов. А по факту...

В Кологриве есть больница, но работает в ней только четыре врача. Из этих четырех — двое молодых, приехали совсем недавно. Среди врачей есть один терапевт, один невролог. Какую-то простую медицинскую помощь получить можно, но если что посерьезнее, то надо ехать в соседнюю Шарью (или хотя бы Мантурово). Шарья — город крупный, с населением около 60 тысяч человек, является оплотом цивилизации для жителей Кологрива. В магазины за более специфическими, чем продукты, вещами надо ехать в Шарью. За медициной — в Шарью. Да если вообще нужно что-то, кроме основных продуктов, надо ехать в Шарью. А добраться туда можно только на такси. Стоимость — что-то около 1200 рублей в одну сторону.

Почему только на такси? Общественный транспорт в Кологрив не ходит. Один раз в неделю приезжает единственный автобус из Костромы. В остальное время местные владельцы минивэнов организуют что-то вроде нерегулярных рейсов для нуждающихся в транспорте, люди договариваются группой, когда, куда и во сколько нужно поехать, тогда минивэнщик всех отвозит. Если нужное количество людей не набирается, то никто никуда не едет. Не выгодно.

Соответственно, единственным транспортом остаётся автомобиль, который не все могут себе позволить. Значит, такси. А ехать до трассы 50 километров по убитой дороге. Таксисты закономерно заламывают цену, потому что подвеска умирает на раз-два.

Газа нет. Отопление, в основном, печное. Закупают дрова или брикеты, а это тоже не дешево.

— У меня как-то жили двое москвичей, — рассказывала хозяйка. — Так они сказанули, что, мол, зачем вам тут деньги нужны, в деревне. Вот в Москве — дааа, там деньги нужны, и много, а в деревне что? Я им посоветовала грузовик дров для начала купить. Потом на такси в Шарью прокатиться, а потом сходить в магазин за продуктами и одеждой. Или что, мы не люди, одежда нам не нужна и питаемся мы деревьями, что ли?

Не думаю, что в этом смысле Кологрив является каким-то особенным городом. Таких городков в стране с такими проблемами многие-многие сотни...

Чуть позже хозяйка собралась на рынок-ярмарку, которая случается в Кологриве раз в неделю по четвергам. Мы приготовились быстрее позавтракать и бежать в город, но мимо проходили двое вчерашних ребят на Мерседесе, мы поздоровались, кто-то задал какой-то простой вопрос, другой ответил, и понеслооооось...

Мы проболтали безостановочно часа полтора! Аня и Андрей оказались очень близкими нам по духу людьми, мы говорили, говорили, говорили, восхищались друг другом, вспоминали потрясающие истории и рассказывали их, мы делились впечатлениями от предыдущих поездок и лайфхаками для следующих приключений. Мы с Эллой рассказывали про наши путешествия на Кольский, про наши покатушки на УАЗе, я вспоминала Монголию. Аня и Андрей рассказывали, что одно из их увлечений — кататься по заброшенным церквям, снимать их с дрона и наводить исторические справки о посещенных местах. Но информацию они раскапывают не ту, которой кишит интернет и которая переписана под копирку одна с другой, а находят уникальную информацию посредством общения с местными жителями, поднятия архивов, посещения музеев и так далее. И некоторые их истории о некоторых церквях очень запали в душу. Даже не сами руины церквей, а события, которые происходили в процессе их посещения. Ведь руины церквей — это далеко не основное. Дело не в руинах и даже, как ни странно, не в архитектуре. Дело в той истории, которая происходит и свершается, пока ты эти руины посещаешь. Дело в дороге, которая ведет к руинам, дело в людях, которых встречаешь на своем пути, дело в местности, которая окружает, в приключениях, которые случаются, в чувствах, которые испытываешь от всего этого.

Думаю, мы могли бы болтать еще несколько часов, так мы зацепились друг за друга. Но время неумолимо бежало вперед. Мы обменялись всеми возможными контактами, чтобы не потеряться на просторах планеты =) После этого Аня и Андрей погнали в направлении одной достопримечательности, а мы наконец-то собрались, попрощались с хозяйкой и погнали в направлении другой достопримечательности.

На улице в тот день случилась настоящая зима: минус 15 градусов, хрустящий снег и солнце! По солнцу мы соскучились больше всего.

Кайрон на фоне Постоялого Двора. Табличек о том, что это гостиница, никаких нет, нужно знать адрес и звонить хозяйке.

Мы вроде как планировали осуществить наш план по глобальному осмотру окрестностей и города, но дальше случился второй нюанс. Мне внезапно дозвонились из моей спортивной школы и сказали что-то вроде:

— Ну ты завтра едешь или как?
— Куда? — удивилась я. — Я планировала завтра быть в Костроме.
— Разве ты не вернулась?!
— Нет, я в Кологриве... А что завтра?
— Да так, отборочный областной старт перед Чемпионатом России.

«Да блииииин!» — мелькнуло у меня в голове. Дело было не в том, что меня бы сразу отовсюду изгнали, если бы я не приехала, а в том, что я слишком люблю посещать областные старты, тем более, перед грядущим ЧРом и Всероссийскими соревнованиями. Но я узнала об этом старте сегодня, а не 30 декабря, когда о нем узнали все.

Подумав и прикинув, что к чему, я решила, что сегодня надо рвать когти в Москву. А весь наш глобальный план по осмотру кологривских окрестностей отложить на лето. Потому что Кологрив чем-то зацепил, и к тому моменту мы были уверены, что хотим сюда вернуться на несколько дней. Как минимум, в этот раз мы точно не попадали в заповедник «Кологривский лес» — это повод вернуться летом. А раз мы всё равно хотим вернуться сюда летом, значит, тогда же и всё остальное можно будет посмотреть.

— Предлагаю сейчас быстренько, в течение часа, прокатиться по основным точкам и после этого ехать домой.
— Давай!

В первую очередь, мы уехали за Кологрив по мосту через реку Унжа. Доехали до деревни Екимцево. Там нашли старое, ныне не действующее здание, Кологривский техникум животноводства.

Внезапно! Такое здоровенное здание, с такой красивой в своей строгости архитектурой — и где-то на задворках Костромской области возле мало кому известного города Кологрив!

Этот техникум был открыт на деньги российского предпринимателя Чижова в 1892 году (вместе с еще несколькими учебными заведениями в Костромской области; интересно, а они сохранились? И были ли вообще открыты?). В советский период был переименован как раз в техникум животноводства и продолжал работать. Как пишет Гугл, этот техникум был оборудован новейшей мировой техникой, жизнь и учеба здесь кипели. Техникум был закрыт в 1986 году, а дальше началось его постепенное разрушение.

Этот техникум — самое яркое представление о том, что происходит сейчас в Кологриве. Как и в техникуме, в Кологриве раньше тоже кипела жизнь, здесь шагал научно-технический прогресс, здесь было развитие и движение вперед. А сейчас всё приходит в постепенный и неминуемый упадок: люди уезжают, дороги не ремонтируются, город стоит на отшибе, далеко-далеко за съездом с основной трассы. В Кологриве остались достижения прошлого, но долго ли они продержатся? Как долго сможет стоять здание техникума, как долго смогут выживать в городе люди, как долго проработает краеведческий музей? Противоположный Кологриву город — это Тотьма. Может быть, дело только в том, что Тотьма стоит рядом с трассой и туда легко попасть. А Кологрив постепенно погружается в забвение.

Хотя здесь есть целая куча всего. И огромный музей, и этот огромный техникум с какой-то готической архитектурой, и заповедник, а весной сюда прилетают огромные стаи гусей, и различные исследователи (иностранные в том числе) приезжают сюда, чтобы наблюдать за ними. Построить бы сюда нормальную дорогу, пустить немного рекламы, наладить общественный транспорт, вдохнуть новую жизнь в экскурсии по окрестным местам. Ведь у Тотьмы получилось. И у Сольвычегодска тоже. Чем хуже Кологрив?

На двери техникума нашли распечатанное объявление о том, что, мол, не надо пытаться проникнуть в здание, ей-богу, там давно нет ничего ценного, оно в частной собственности. Если хотите, мы можем провести бесплатную экскурсию по зданию — и указан номер телефона. Сфотографировали себе на будущие планы. Было бы интересно посмотреть, как устроен старый техникум, построенный в конце 19-го века.

Солнце, мороз, снег — чудесная погода! И красок сразу стало побольше, а то серо-белые пейзажи утомили.

Вернулись обратно в Кологрив. Перед мостом остановились и полюбовались на панораму города. Что-то в Кологриве определенно есть! В нем есть своя собственная изюминка, своя особенность. Просто ее сразу не разглядишь под наплывом потерянности и жизни на отшибе цивилизации.

В Кологриве припарковались в центре.

— Так, у каждой из нас есть полчаса на осмотр города.
— Отлично, в 12:05 встречаемся возле Кайрона!

Это был один из моих самых быстрых пеших осмотров города. Благо, что Кологрив совсем небольшой.

На центральной площади нашлась карта-схема города с обозначением исторических зданий. Можно использовать ее в качестве путеводителя.

Еще один плакат о том, что посмотреть в окрестностях. Ничего себе, тут столько всего! Не в каждом интернете найдешь такой список.

Местное творчество.

Улицы Кологрива, в основном, выглядят так.

Одна из небольших и скромных панорам внутри города.

Церковь в центре города. К ней я поднялась, встретила там женщину, она немного рассказала про историю храма. Его два раза реконструировали, причем в первый раз это делал местный батюшка своими силами. Второй раз реконструировали полноценно, выделили на это деньги, но получилось хреново, краска быстро стала отваливаться, фрески снаружи заменили распечатанными банерами с изображениями святых.

Еще одна типичная улица Кологрива.

Здание краеведческого музея. Туда зашли и взяли контакты на случай следующего приезда. Музей работает каждый день без перерывов и выходных. И там 12 залов. Ого, кажется, часовой экскурсией не отделаешься, придется там бродить пару-тройку часиков!

Немного позже 12 часов покинули Кологрив и взяли курс на Кострому. До Москвы было ехать километров 650. Терпимо, к ночи доедем, и я завтра везде успею.

Дорога между Кологривом и Мантурово. Зимой она подмерзает и трясет не так сильно. Летом, говорят, полный треш для людских позвоночников и автомобильных подвесок.

Пролетели 50 километров разбитого аттракциона, вышли на трассу в районе Мантурово и полетели в сторону Костромы. Через Галич. На самом деле, основная дорога идет через Макарьев, Кадый и Островское. Но Элла забыла в Галиче одну из своих сумок, когда мы оттуда уезжали несколько дней назад. Она позвонила хозяйке квартиры в Галич, та сумела найти сумку, которая пару дней пролежала за дверью в подъезде. Решили проехать через Галич, чтобы забрать потеряшку и сказать «спасибо» хозяйке квартиры. Поэтому ехали через Нею и Антропово. Там дорога неплохая, только временами попадаются разбитые участки, но не очень длинные. Попутных и встречных автомобилей встретили мало. Температура за бортом опустилась до минус 17 градусов.

— Через несколько дней здесь будет минус 24.
— Может быть, останемся?

Заехали в Галич, оттуда доехали знакомой дорогой до Судиславля. Дальше была Кострома. Ярославль. В Ярославле традиционно полюбовались огоньками нефтеперерабатывающего завода, а Даша восхищалась его размахом. В районе Ростова в деревне Козлово так же традиционно заехали в кафе Тесто купить чего-нибудь пожевать в дорогу. Я с удовольствием подрифтила на пустой парковке кафе. Кайрон — это самый настоящий универсал, на нем включил полный привод — и можно ехать в грязь, а выключил полный привод — и вуаля, шикарный авто с задним приводом для наворачивания кругов!

К тому моменту давно стемнело, так что по Ярославскому шоссе ехали в зимней темноте. На заправке я наконец-то нашла кофе. Ближе к полуночи мы приехали в Подмосковье, я завезла домой Эллу и Дашу, а затем полетела в свой подмосковный город. Путешествие было окончено.

Итоги.

1. Общий маршрут поездки составил 2 500 км. Вот схема нашего передвижения.

Маршрут интересный и небольшой, как раз для коротких зимних световых дней. Везде можно проехать на любом автомобиле. Вопросы вызывает только один-единственный участок длиной в 12 километров из Солигалича в Тотьму, между деревнями Куземино и Гремячий. Весной, говорят, там проехать почти нереально. Зимой и летом шансов намного больше.

2. Финансы. На троих мы потратили:

• на жилье 13610 руб. (посуточные квартиры и гостевые дома);
  • на еду 11643 руб.;
  • на топливо 11436 руб. (дизель в северных относительно Москвы областях оказался дороже и стоил больше 50 руб. за литр);
  • на музеи и экскурсии 1610 руб.;
  • на другое (такси, понтонная переправа) 705 руб.

Итого на человека выходит примерно 13 тыс. руб.

3. Пожалуй, это получился очень классный и любопытный маршрут. Казалось бы, всё так рядом, так близко, и куда-то за тридевять земель ехать не надо, а можно найти столько всего интересного. Маленькие городки — это своя особенная атмосфера, и по ним можно делать отдельное путешествие. Ведь дело, в конце концов, вовсе не в архитектуре. В путешествии важно совсем другое: атмосфера, люди и чувства. Мы познали атмосферу зимних маленьких городков. Мы общались с чудесными и прекрасными людьми. И мы получили целую гамму чувств от всего произошедшего, начиная от общения и заканчивая новыми знаниями, полученными в музеях.

А еще — путешествия опасны. Они затягивают. Ведь чем больше путешествуешь, тем больше хочется снова бросить всё и уехать в дальнюю дорогу =)