|
Старый Оскол—Москва—Кострома—Вологда—Мурманск
Вторая часть перегона началась уже с новыми политическими новостями: неспокойные известия во время первого перегона об Украине вылились в присоединение Крыма. Сразу вспомнилась картинка в интернете, где над фото Алины Кабаевой подпись: «Да клянусь Вам, я на 8 марта КРЕМ просила, а не Крым». Я стараюсь быть максимально аполитичной в своих отчетах и на этом, пожалуй, про политику закончу. Только хочу спросить у читателей — кто поедет в этом году в Украину? После отчета про Одессу всем желающим я раздала телефон Миши, теперь интересно, кто доедет до Незалежной.
А теперь к делу. Итак, 21 марта. Старый Оскол. Ну и по традиции никакого утреннего выезда. Но в этот раз я побила рекорд по поздним выездам — старт был примерно в 15:00.Маршрут подразумевался следующий — доехать до Москвы, уйти на Ярославль, оттуда на Кострому и потом уже домой. Машина была загружена не меньше, чем в первый раз. Я везла пианино (!), кучу сумок-пакетов, что подразумевало очередные ночевки по отелям. Поехала.
Тигуан часто показывает мне свой характер. И именно мне. Я часто ловлю себя на мысли некого одушевления машины, приписывании ей каких-то качеств. Так вот, Тигуан начал с того, что не работали прикуриватели. Вообще. Оба. Притом, что у мамы в Осколе все работало. Для меня, обнаружившей где-то в 50 км от Оскола, это оказалось полным шоком. Самое главное — не работала рация. Во-вторых, зарядка для телефона. Современные телефоны требуют зарядки раз в сутки как минимум, при этом в телефоне же у меня был навигатор, который сажал его за часы. Я понимала где-то в глубине души, что, скорее всего, перегорели предохранители. Собственно, на этом все и заканчивалось — ни предохранителей, ни понимания, где они, я не имела. Ну не назад же возвращаться — решила я. И поехала с надеждой, что рассосется как-нибудь. На всякий случай постучала по прикуривателям (женский способ починки всей техники) — не помогло. Со спокойным чувством, что я сделала все, что смогла — поехала в сторону Воронежа.
Женщина с косами — а как иначе в перегон.
Вообще, оказаться в городе-миллионере в пятницу вечером — не самое приятное дело. Особенно, когда видишь, что телефон ты дома не зарядила, атласа почему-то нет, и он почему-то лежит дома на книжной полке, и я его долгими зимними вечерами перелистываю с нежностью, так, наверное, закодированные алкоголики с нежностью смотрят на бутылку водки, но дальше дело не идет. В атласах я трудно понимаю дорогу. Уважаю женщин, которые не страдают топографическим кретинизмом. Про женщин в этом отчете я еще напишу. Наболело там кое-что на тему прекрасного пола.
Так вот. Потолкалась в пробке в Воронеже и вот она — трасса М-4 Дон. По перегону ТУДА я оказалась на ее кусочке уже перед самим Воронежем. Теперь предстояло пройти ее до Москвы. Скажу сразу, что в совокупности платных участков я заплатила, по-моему, чуть более 300 рублей. Много это или мало, ответить сложно. Но в моей ситуации — а ситуация была не очень приятная из-за понимания того, что я опять какую-то часть пути проведу в темноте — я готова была оплатить эту дорогу за свет и асфальт. Для России свет и асфальт на дороге — роскошный вид. Поэтому для себя вопрос оплаты дороги я решила положительно.
Целый кортеж вот таких автобусов шел на Москву.
А вот теперь история. Я все так же не теряла надежды починить свои предохранители, и вот, на трассе М-4 Дон, не доезжая Тульской области, я вижу Туарег с 51-м, мурманским регионом. На тигуане у нас теперь красуется регион 31 — Белгородская область, поэтому сигналить и махать в окно было бы странным. И я, решив, что пассажиры Туарега мне помогут с предохранителями, пристроилась за авто в надежде скорой остановки. Но Туарег оказался с характером: увидев, что на хвост села машина, начал гнать как на Ф1. Меня это немного напрягало, потому что камер на М-4 Дон, прямо скажем, немало. Короче, я изрядно устала ехать за этим товарищем и была просто счастлива, когда он свернул на Лукойл. Я за ним. Дальше было так.
Догоняю водителя у кассы — молодой человек с выражением лица «абсолютно нежелающий общения». Я его желала как никогда — рация-то молчит. Такой диалог на кассе:
Я: Добрый день, в Мурманск едете?
Он: Нет.
Я: А я вот в Мурманск.
Он: Круто.
Я: А вы не знаете, как перед Москвой уйти на Орехово-Зуево на А-108, чтобы на МКАД не выезжать, а то телефон садится, навигатора нет.
Он: Нет.
Собственно, больше поговорить нам оказалось не о чем. Я даже хотела обидеться на него, но нас сблизила очередь в туалет, С КОТОРОГО У МЕНЯ ДАЖЕ НЕТ ФОТОГРАФИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ)). В этой очереди мы с ним почувствовали что-то. Что можно почувствовать в очереди в туалет? А то, что мы знакомы. Я все-таки завела речь про свои предохранители. Ему некуда было деваться, и он обещал посмотреть, что там у меня.
И вот, над раскрытым капотом Тигуана, мы вспомнили друг друга. Это было невероятно, но виделись мы 6 лет назад в одной общей компании на праздновании Нового года. Для меня это опять какой-то знак, случайность, невероятность — встретить знакомых за 2500 км от дома. Не буду вас томить — с предохранителями мне не помогли. Зато с этим моим знакомым второй машиной ехал его друг ЛЕХА (не тот, от которого я собиралась рожать прямо во время первого перегона (простите за иронию, она относится к комментарию к первой части)). Так вот, этот Леха ехал в Москву к сестре и МКАД знал. Сказал, что выведет меня на Ярославское шоссе без проблем. «Тамбовский волк тебе боярин» — сказала я сама себе, понимая, что МКАДа мне не избежать, и никакой А-108 не видать. В пятницу вечером оказаться на МКАДе было не в списке моих мечтаний, но что поделать. Поехали тремя машинами.
Хочу сказать, что не вся М-4 отличного качества. Обычно после вывески «Конец платного участка» начиналось полотно, грешившее колеей и даже выбоинами. Но трафик был минимальный, поэтому не напрягало.
Куда я хотела добраться в этот день? Вопрос оставался открытым, потому что я не знала, как быстро я проеду Москву. Где-то подъезжая к Московской области, мы заехали на заправку и попрощались с Пашей (Туарег). Он с семьей отправился куда-то в Подмосковье, а Леха поехал впереди меня, указывая путь. Хочу сказать, что мне очень повезло с проводником, мы практически не стояли на МКАДе ( по сравнению с тем, что могло быть). На МКАДе мы были где-то в районе 22:00. Моя любимая темнота уже опустилась, на Московскую объездную выехали грузовики, которым путь открыли с 22:00. Постояли мы только в Мытищах. Я, наверное, провинциалка до мозга костей. Но я не понимаю, как можно жить в пробках. Все время. Вечером. Утром. Ночью. Все время. Ах да, еще пошел то ли дождь, то ли снег — машина опять стала как танк. И вот, попрощавшись с Лехой в Мытищах, я поехала в сторону Ярославля. Леха, спасибо!
И вот, время уже за 23:00. Телефон практически сел. Заехала на Роснефть, попросилась зарядить телефон хотя бы на 10 минут. Не отказали. Я пила чай и понимала, что далеко я не уеду — тьма хоть глаз коли, фонарей нет, надо искать гостиницу. В этот момент меня радовало то, что я в центре России, так сказать где-то в районе Золотого кольца. Ну, должны быть гостиницы, должны! Поехала.
Итак, первый отель мне встретился только около часа ночи, при въезде в Ярославскую область. Назывался ГРАФ. Оказался неплохой, довольно новый, 1500 за двухместный номер (других нет в принципе у них). Сюда же входил завтрак.
А вот теперь мой монолог про женщин. Даже можно сказать обращение к нации. Созрел этот монолог именно в отеле «Граф».
Женщины, пожалуйста, будьте добрее. Будьте женщинами всегда, в любой ситуации. Даже если вы работаете в придорожном отеле «Граф», которым владеют наши братья с Кавказа. Помните, что вы прекрасный пол, ПРЕКРАСНЕЙШИЙ, слабые, нежные существа. Помните, что ваша улыбка дарит свет. Улыбайтесь. Говорите добрые слова. От вас не убудет. Особенно передаю привет администратору-бармену отеля «Граф», женщине с каменным лицом, которая не знает слов «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста». Очень, очень неприятное ощущение. Тема женщин в дороге еще более острая, чем тема мужчин. В том отчете я уже писала, что мужчины меня не домогаются. Пришла пора рассказать и о женщинах. Они такие разные. Но так приятно, когда тебе улыбаются, понимая, что ты путник, автомобилист, готовы помочь. В этой поездке я встречала немало таких женщин — например, на той заправке Роснефть, где попросила зарядить телефон, в Костроме сплошь были ну настолько приятные женщины — об этом позже. А вот эта мадам из отеля «Граф» меня почему-то вывела из себя своей откровенной ненавистью. Я не знаю, почему. Но привет ей.
Еще в отеле «Граф» был невкусный завтрак. Хотя повторюсь, сам отель хороший, новый, чистый. На завтрак была яичница, такая, знаете, непрожаренная. Мама называет ее «сопли» (приятного аппетита всем, кто кушает во время чтения))). Впервые за долгое время мне было стыдно за нашу русскую женщину, которая с утра стала еще более угрюмой и с неприкрытым отвращением наливала мне кофе. В общем, я уехала часов в 8 утра по направлению к Костроме. Кстати, там же у отеля «Граф», я подошла к какой-то газели и спросила, где поворот на Кострому перед Ярославлем. Тоже помогли, рассказали. Пишу это для того, чтобы еще раз сказать всем спасибо в дороге! В такие моменты понимаешь, что не один. Это так важно, когда ты на самом деле едешь один.
В Центре России везде-везде церкви красивые.
Прям вот так на дороге, красивейшие храмы.
Итак, не доезжая Ярославля, я ушла на Кострому. Помните, я обещала ее Михалкову? Ехать было около 60 км, дорога резко испортилась, еще и дождь лил стеной. Я не знаю, почему Костромская область такая разбитая. Нет дорог, ну нет их. Даже в самой Костроме. Я была в Костромской области в разных ее частях — нигде нет дорог. Лес вывозят миллионами кубометров, а дорог нет. Во время этой поездки мне захотелось, чтобы провели повторное принятие Костромской области в состав РФ. Говорили бы о ней каждый день, каждый выпуск новостей начинался бы с того, что и как сделали для Костромы, и как все рады. Чувствуете сарказм? Правильно. Он есть.
Я знала, что хочу посетить беседку Островского в Костроме, посмотрела, что она в сквере на улице 1 мая. Как потом оказалось, все находится в центре города. Кострома мне понравилась очень! Во-первых, Волга. Меня Волга с ума сводит. Может, я жила в Приволжье в прошлой жизни? Я не знаю. У меня в Мурманске море-океан-залив под боком каждый день, фьорды там всякие, волны. А я с ума схожу по этой великой реке, по ее притокам, по ее размаху. В общем, если я в Одессе перевоплотилась в тетю Соню, то в Костроме я стала Ларисой Дмитриевной из фильма «Жестокий романс»). Правильным решением стало взять с собой резиновые сапоги. Я наугад, чисто на ощупь доехала до Центра, поставила машину на парковке и пошла. Как потом окажется, машину я поставила напротив дома, где жил Островский. КАК??? Знаки, вселенная говорит со мной, я говорю с ней. Нет, я не сошла с ума, просто это удивительные вещи.
Площадь Костромы довольно красива, прошла мимо памятника Сусанину, шла к Волге. Дошла и с ума сошла. Пусть грязь, дождь, слякоть, ветер. Но я увидела ресторан (в фильме это была пристань или как правильно назвать), увидела Волгу. Ради этих моментов стоит ехать. Стоит встречать администраторов отелей «Граф». Стоит жить, в общем, ради таких моментов. Подышала, пошла обратно искать беседку.
До беседки я доехала уже на машине. В общем, парк тоже в центре города, все рядом. Удивительно, но не было свадебных кортежей, о которых я читала в интернете. Не было ни-ко-го. Мне как раз этого хотелось. Минут через 10 моего вдыхания Волги, подошла пара немолодых людей, муж с женой. Я попросила сфотографировать меня. Чудесная семья. Муж с Донецка — очень переживает за Родину. Жена костромчанка, помнит, как у них снимали фильм, ради которого я приехала. Много интересного рассказали. Показали, как в Ипатьевский монастырь проехать, посетовали, что я весной приехала, что грязно и некрасиво. Я сказала, что грязно везде, а красиво не везде. Встреча очень приятная. Кострома навсегда в моем сердце, и я всем советую там побывать. Но дороги нет.
Памятник Сусанину в центре.
Та самая пристань из фильма. Ныне ресторан.
Вот здесь в центре Костромы жил Островский.
Вот такая Лариса Дмитриевна в резиновых сапогах.
Вид с беседки. Одинокая моя машина.
А вот и сама беседка. По местному — Беседка любви.
Ипатьевский монастырь. 100 рублей за вход. Палаты бояр Романовых — не покидало ощущение, что все растащили в 1917 году. Ох, как я не люблю бандитов революции. Палаты довольно простые, несколько комнат. Красивые иконы в окладах из драгметаллов. Понравились печки с изразцами. Но поразил меня иконостас в самом Храме. Такое великолепие, словами не передать! Фотографировать было нельзя, да что такое фотография, это же увидеть надо. Очень понравилась женщина, которая при Храме продает иконы-свечи. Вообще, приятные люди в Костроме. Это так важно. Купила в церковном кафе черную известную соль, и хлеб. Хлеб ела еще неделю — он нереально вкусный. Итак, резюме — ребят, надо ехать в Кострому. Для себя я нашла еще один город, в котором сердце щемит. Рекомендую.
Вот такие печки были у Романовых.
Вид на монастырь с крыльца Палат.
А теперь папарапам. Включила навигатор — ехать на Вологду. Он повел через города Буй и Любим. Я еще подумала, что, может, лучше вернуться к Ярославлю и по хорошей дороге поехать. Но нет, поехала, как вел навигатор. О Господи!!!! Я считаю себя не истеричкой. Но за эти 180 км я стала просто ведьмой. Дорога адская, ямы-ямы-ямы. В одном из крутых отчетов на Дроме про перегон с Владивостока, автор писал, что если бы японцы знали, какие дороги ждут их автомобили в России, они бы сразу их пускали под пресс. На этой дороге я думала, что если бы поляки попросили Сусанина в наше время отвести их к царю, они бы расплакались от жалости к костромчанам за эти дороги и повернули бы назад. Я уверена, что там живут прекрасные люди, но в голове крутилась только рифма к названию города Буй, которое мне хотелось вытатуировать на лбу всем, кто разграбил этот район. Когда я выехала наконец-то на федералку, я хотела поцеловать асфальт, помешало мне только то, что я потеряла кучу времени, а ведь мне надо было доехать до Вытегры (Вологодская область).
Дорога на Буй. Поначалу вроде бы неплохо.
...а потом ...На фото еще автомагистраль по сравнению с реальностью.
Выезд на федералку, как в другой мир. Даже солнце светит.
По традиции, я понимала, что опять опустится тьма на меня. Дорога от Вологды до Вытегры тоже не очень. Но ехать можно. Я и ехала. Каким-то внутренним ощущением я совсем не хотела ночевать в этом городе. Я помнила, что там вода воняет чем-то (это проблема всей Вытегры), помнила, что гостиница в центре города не очень, при этом дорогая.
Дорога на Вытегру. Вологодчина.
Вообще, не покидало ощущение, что люди выживают, а не живут, что в Костромской, что в Вологодской. Дело не только в дорогах, вообще, тягость какая-то есть. Заброшенные регионы. Даже как-то неудобно, что вот еду я такая из себя вся на красивой машине, везу себе пианино, рассуждаю про фильмы и Бунина, а где-то вот так. Как это изменить? Что сделать для страны? Не знаю.
Судьба решила все за меня — Вытегру я проехала в полной тьме, даже не увидев и не вспомнив, где там гостиница. В городе не горят фонари вообще. Следующая гостиница, на которую я надеялась, была через 100 км, а время было опять около 23:00. Но что делать — ехать надо, не на пианино же спать посреди леса. Ребят, кто любит по ночам ездить, ну расскажите, как вы это делаете? Я одна еду, как будто сижу на осиновом коле? Глаза потом вываливаются, напряжение за час такой дороги как будто разгрузила вагон. Не буду вам рассказывать, как я ехала эти 100 км. Но я доехала до отеля «УЮТ», что в Пудоже. Скажу, что это лучший отель за весь перегон. А знаете почему? Вай-фай и огромное теплое одеяло. Я заметила, что в гостиницах страдают тем, что лежат тоненькие такие одеяльца. А тут прям одеяло, как дома — тяжелое, теплое. Все новое до скрипа, постояльцев полный отель, несмотря на не-сезон. Будете в тех краях — рекомендую этот уют вам. Заплатила 1800 без завтрака.
В уюте распустила косы, и улыбка стала не такая натянутая))) (как пояснение к комментарию к прошлому отчету)).
На следующий день оставалось проехать еще около 1000 км, уже до дома. С утра не торопилась, завтрак тоже лучший за перегон — и каша, и сырники, как дома.
Утро в Пудоже. Изморозь. Север про весну не слышал еще.
Началась Карелия. Люблю ее нереально. Какие леса, какие озера! Нетронутость есть в этом всем. Город Медвежьегорск проехала — там снимали «Любовь и голуби», тоже любимый фильм. Городок провинциальный, но стоит в красивом месте. Город знаковый для меня — там меня спасали, когда я гнала ауди из Питера и сломалась рядом с Медвежьегорском. Помогли.
Время менять кеды на валенки. Остановке в Карелии.
Еще это место знаменуется выездом на М-18, прекрасную трассу до Мурманска. Эти 800 км до дома уже ощущаются как прогулка за хлебом, знаешь каждый поворот, а все равно эту красоту впитываешь каждый раз заново. Про эту дорогу что рассказать? Красиво. Ровно. Трафик нулевой. Родина моя).
Теперь настало время моей постоянной рубрики «Аудиокниги». Два предыдущих дня слушала музыку — не хотелось книг. А вот Карелия укачивала, решила послушать, что там накачала. Итак, наконец-то, Гришковец снискал мою любовь. Долго я к этому шла, и вот моноспекталь «Дреноуты». Рекомендую!!! Скачивала в контакте. Не пожалеете, интересно как мужчинам, так и женщинам. С юмором. Запись из театра. 2 часа абсолютного кайфа от чужого творчества.
Вот такая М-18. Да, сурово. Но какая свобода.
Приехала домой около 19 часов. Как я таскала пианино и сумки — отдельный отчет. Но вот я в 21:00 лежу в кровати, вспоминаю то Кострому, то все остальное, и, конечно, думаю о том, куда и как в следующий раз.
Надеюсь, вы получили хотя бы минут 20 удовольствия от моего творчества. Если это так — автор счастлив. И улыбается Вам из всех туалетов нашей страны.
Ваша Софья.