|
Байкало-Амурская магистраль — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Мы решили проехать весь БАМ от края до края по автодублеру и начали путешествие с запада на восток в Иркутской области.
БАМ начинается в Тайшете, который возник в 1897 году в связи со строительством Транссибирской магистрали как небольшой пристанционный посёлок. Определение в советское время Тайшета как отправной точки Байкало-Амурской магистрали и связанный с этим рост численности населения дало возможность ему стать городом районного значения. И это единственная станция в России, через которую проходит и Транссиб, и БАМ.
И первым делом едем на железнодорожный вокзал.
Туда, где начинается БАМ.
Строительство Байкало-Амурской магистрали объединило всю огромную страну, к работе были привлечены около 1 миллиона человек. По всему маршруту БАМа мы постараемся найти этих людей, чтобы пообщаться и записать их воспоминания. Первая такая встреча прошла в местной библиотеке.
Вдоль БАМа идет техническая автомобильная дорога, с помощью которой обслуживалась комсомольская стройка. Частично эта дорога реконструирована и асфальтирована, частично представляет из себя зимник, где можно проехать только в холодное время года.
Еще лет 10 назад дорога из Тайшета в Братск была зимником, сейчас тут можно проехать в любое время года. Зимой мы тут спокойно проезжали на нашем Москвиче. А вот весной и осенью отсыпка здесь не самого лучшего качества.
Следующая крупная железнодорожная станция Вихоревка, которая появилась на карте Иркутской области в 1947 году одновременно со строительством железной дороги Тайшет — Лена.
Укладка железнодорожного пути до Братска решила высшую задачу строительства всей дороги: началась производственная эксплуатация этой части магистрали, разные грузы большим потоком хлынули к берегам реки Ангара. Но эффективная работа на железной дороге невозможна без депо — инфраструктурной составляющую железнодорожной системы, места для технического обслуживания, ремонта и поддержания работоспособности железнодорожного транспорта.
Постановлением правительства от 13.04.1932 г. было создано Управление строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Но рабочих рук не хватало. Привлекать вольнонаёмных рабочих было сложно: надо было давать высокую зарплату, предоставлять жильё, создавать условия для нормальной жизни. В малонаселённом крае это сделать сложно. И выход был найден — строительство БАМа было передано в ведомство ГУЛАГа. Именно поэтому первый участок БАМа от Тайшета через Братск в Усть-Кут построен силами заключенных. В городе находится мемориал около школы №2
После Вихоревки едем в Братск и выезжаем на самую длинную федеральную трассу России «Вилюй» — это строящаяся автомобильная дорога длиной почти 3000 км, которая должна соединить Тулун с Якутском. Здесь асфальт.
Поселок Братск был основан казаками как острог в 1631 году. Он на 30 лет старше Иркутска — центра Восточной Сибири. Это было первое поселение русских на реке Ангара. Как и многие другие остроги, Братская крепость имела значение опорного пункта на огромной территории.
Современный Братск возник в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и Братской гидроэлектростанции, историю которой можно узнать в музее Братскгэсстроя.
Братская ГЭС находится в эксплуатации вот уже почти 60 лет. За это время она показала себя настоящим рекордсменом. По среднегодовой выработке электроэнергии она сохраняет лидирующую позицию в России.
В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся, а Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил около 100 мелких и крупных деревень.
Для подготовки ложа водохранилища Братской ГЭС до его заполнения необходимо было провести колоссальную подготовительную работу по созданию материальной базы для переселяющихся жителей. Поэтому 24 марта 1956 г. вышло постановление Совета Министров СССР Nº 389 «О мероприятиях по переселению населения и переносу на новые места строений и сооружений».
Тогда появилась идея создания музея «Ангарская деревня», чтобы сохранить историю освоения Ангары — разобрать деревянные памятники архитектуры затопляемых деревень и собрать их потом в одном месте под открытым небом. А главное, успеть это сделать на опережение, до полного заполнения водохранилища.
Дальше едем в Усть-Кут, который тоже был основан как сибирский острог. Его военное значение снизилось во второй половине 17 века; однако поселение приобретало все большее значение как речной порт, становясь одним из главных отправных пунктов для торговли вдоль реки Лена.
В советское время Усть-Кут стал базой, отправной точкой прокладки комсомольской стройки Байкало-Амурской магистрали. И здесь находится единственный порт на Лене, где производится перевалка грузов с железной дороги на речные суда, поэтому он играет ключевую роль в северном завозе.
Строительство БАМа послужило толчком для открытия исторического музея в городе Усть-Куте. И здесь есть экспозиция, посвященная истории строительства Западного участка Байкало-Амурской магистрали.
2 мая 1974 года на станцию Лена в Усть-Куте, прибыл пассажирский поезд с посланцами XVII съезда ВЛКСМ, которые приехали на строительство Всесоюзной ударной комсомольской стройки Байкало-Амурской магистрали.
Часть из них уже в этот же день из аэропорта на вертолетах переместили на площадку около реки Таюра, где расположился временный палаточный лагерь строителей поселка Звездный. Лесная просека туда хоть и была уже к тому времени пробита зимой этого года, но в летнее время была непроезжей для транспорта.
В Усть-Куте находится единственный на данный момент железнодорожный мост через реку Лена. Построенный в 1975 году, имеет статус памятника. Здесь мы вдоль него переезжаем на противоположный берег по автомобильному мосту и едем дальше на восток. Автодублер постепенно перестал быть асфальтированным, мы вышли на просторы грунтовой отсыпки. Дальше асфальт только в городах.
Впереди уникальные поселки, которые строили комсомольцы. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины. И первый на нашем пути поселок Звездный. Его строила Армения.
Ереван называют «розовым городом» благодаря туфу — горной породе, которая использовалась при строительстве многих зданий. Полвека назад из этого солнечного камня также была возведена первая за Усть-Кутом станция БАМа. А чтобы ускорить строительство поселка Звездный, туф в Сибирь доставляли самолетами.
Всего 27 км через тайгу, и мы приезжаем в поселок Ния, который строился представителями Грузинской ССР.
Торгово-общественный центр в каждом БАМовском поселке тоже уникален, здесь он в грузинском стиле. В каждом тоц обычно размещают магазины, почту, офисы, администрацию поселка, думу и даже часовню.
По дороге часто встречаем памятники, посвященные строительству БАМа.
Дальше мы поднимаемся на перевал Даван высотой 990 метров, который служит границей между Иркутской областью и Бурятией. Под седловиной Давана проходит Байкальский тоннель. Ну, а за перевалом Северобайкальск, о котором вы узнаете в следующей статье.
И обязательно посмотрите наш документальный сериал «БАМ: от края до края» в ВК и Youtube.
Автор: Алексей Жирухин «Путешествия со смыслом»