|
Вроде бы и много уже про Байкал сказано и написано, но, покопавшись в архивах Drom.ru, мне не удалось обнаружить более или менее подробного описания путешествия на остров Ольхон. То, что удалось найти — в основном имело поверхностный характер: ну что-то вроде: приехали, выпили, прокатились, уехали. И это всё? Байкал и Ольхон, думаю, достойны большего. Тоже можно сказать и в отношении курорта Аршан, расположенном недалеко от Иркутска в Бурятии, у отрогов Саян. Поэтому и появился сей рассказ.
Так уж получилось, что родившись в городе, расположенном в шестистах километрах от могучего озера Байкал, на берегу красавицы Ангары, я впервые познакомился воочию с легендарным озером только в 2 000 году, будучи уже в возрасте 34 лет. В то лето удалось на трёх автомобилях вместе с друзьями побывать на восточном берегу Байкала в районе посёлка Выдрино. Затем было Малое море в 2002 и 2004 году, и бессчётное число раз посещение «парадных ворот» — Листвянки. Но оставалось одно место, которое всегда манило нас, но в тоже время пугало своими транспортными проблемами — это остров Ольхон.
Желание своими глазами увидеть потайные уголки этого клочка суши было очень велико, но не хотелось тратить летний отпуск на стояние в очереди на паром и возможные из-за этого склоки. Так со временем родилась идея съездить туда в не сезон, поздней осенью, например. То же было и с Аршаном — много слышал, читал, но вот всё никак не мог туда доехать.
И вот, наконец, осенью 2012 года все условия задачи были собраны воедино: «Ланкастер», о котором было написано в летнем отчёте «Почти юбилей…» был в августе продан, а вместо него приобретён Subaru Outback 2004 года; жена ушла в отпуск в октябре; оставшаяся после покупки автомобиля сумма не позволяла уехать куда-нибудь далеко. Значит решено — едем на Ольхон, а затем в Аршан!
29-го октября, в районе обеда, мы стартовали из Братска в сторону Иркутска. Предшествующие дни шёл снег, и температура была около нуля. Поэтому дорога была местами весьма скользкой, но, поливаемая обильно дорожниками какой-то гадостью, затем стала более-менее приемлемой. Хотя я до сих пор неоднозначно отношусь к применению химии на наших трассах: десять лет назад в схожих условиях мне не пришлось после поездки в Иркутск отмывать машину, теперь же это — обязательный ритуал. Трасса к столице нашей области давно изучена вдоль и поперёк, так что часам к одиннадцати вечера мы уже остановились на ночлег в давно известной нам и недорогой гостинице «Сосоновгеология» на улице Гоголя.
Утро следующего дня оказалось немного морозным, но солнечным, и мы выдвинулись дальше в путь, в сторону Усть-Ордынского и Баяндая, где, собственно, и надо отвернуть в сторону, чтобы начать спуск к Байкалу. Здесь же были сделаны первые фото:
Трасса до Баяндая в это время года малозагруженная, а после поворота на Еланцы — и вовсе пустая, но красивая:
В наш последний приезд сюда вовсю шло дорожное строительство и вот результат — теперь от Баяндая до МРС осталось неодетым в асфальт всего несколько километров. Иногда дорожные работы приводят к курьёзным последствиям, так одна из АЗС оказалась значительно ниже дорожного полотна, дорогу прилично отсыпали, и теперь один из выездов с заправки упирается в насыпь.
Перед спуском к посёлку Сахюрта открывается отличный вид на Малое море:
Рядом сделана площадка для отдыха и осмотра окрестностей:
Ну, вот, наконец, и МРС и причал, машины на паром есть, но их немного. Паром пока на том берегу, так что мы пойдём погуляем, здесь неожиданно тепло, плюсовая температура и нет снега.
Всё, паром прибыл — сейчас будем грузиться. Процесс, кстати, довольно быстрый, да и сама переправа занимает около пятнадцати минут, только въезжать на паром надо передом, а выезжать задом. И, о чудо — проезд бесплатный! В этом месте Байкал красив какой-то суровой красотой:
Это я:
А это пристань на Ольхоне, подходим:
От пристани до Хужира, конечной точки нашего путешествия на остров, сорок километров по вполне приличной гравийной дороге, которую при нас отсыпАли и ровняли. Потом мы спрашивали местных, будет ли когда-нибудь у них асфальт? А зачем? — отвечают — И так летом туристы умудряются биться на машинах, а уж ежели асфальт?
К слову, весь Ольхон длиной почти 72 и шириной в самой широкой части 15 километров. Он интересен тем, что здесь сконцентрировано всё многообразие природных ландшафтов байкальских берегов. Даже по своей форме он напоминает очертания Байкала. Лето здесь жарче, зима холоднее, осадков выпадает меньше, чем где-либо в Прибайкалье. Хужир — самый крупный посёлок и расположен примерно в центре острова на его западном берегу. Ехали мы туда целенаправленно, в «Усадьбу Никиты Бенчарова», местного художника и одного из зачинателей гостиничного бизнеса на Ольхоне.
Усадьба расположена практически на берегу Байкала, рядом с известной скалой Шаманкой, и представляет из себя, на первый взгляд хаотичное скопление различных построек, разукрашенных рисунками, резьбой и малыми формами — фонтанчиками, клумбами с мухоморами, предметами старины и прочая. Всё это создаёт неповторимый колорит, и придаёт твоему пребыванию в этом месте частичку душевности и умиротворения. Да, есть в Хужире туркомплексы и поновее, и посовременнее, но если вам нужен семейный уют и деревенский колорит, то вам сюда!
Нам предложили на выбор несколько номеров: один с печным отоплением, на первом этаже, показался темноватым, а вот другой, на втором, но с электрокалорифером оказался самое то. Простая деревянная кровать из струганных досок, такая же мебель, стены — тоже натуральное дерево безо всякой отделки, маленькая прихожая с санузлом, трогательный крючок на двери изнутри и кодовый висячий замок для запирания снаружи. Простое, аскетичное, но чертовски милое жилище. Не зря иностранцы стремятся попасть именно сюда! В стоимость проживания входит трёхразовое питание, простое без изысков, но сытное. Спиртное не продаётся, бара нет, но не возбраняется приобрести горячительное в магазине и принести его сюда. В день нашего приезда в беседке на улице двое молодых австралийцев на пару с переводчиком полвечера до начала ужина разминались беленькой. Далее фото усадьбы:
Так номер выглядит изнутри ( Алёна пытается делать два дела одновременно):
Далее ещё фото усадьбы:
Летом гостиница принимает до двухсот человек одновременно, сейчас же вместе с нами здесь находится около десяти постояльцев: молодая парочка немцев, живущих здесь уже второй месяц, пожилая женщина из Молдавии, девушки откуда-то из Европы. Время 17 часов, до ужина ещё два часа и мы решаем немного прогуляться по окрестностям и полюбоваться закатом солнца:
Нагуляв зверский аппетит, мы вернулись как раз к началу вечерней трапезы. Приходилось читать в интернет-отзывах жалобы на отсутствие в рационе мяса и засилье рыбы, но, во-первых: на Байкал прежде всего едут чтобы вкусить омуля и прочей свежей рыбки, а мяса можно и дома наесться; во-вторых — мясо присутствует, сам лично потом косточки отдавал местным собакам, к слову очень радушно относящихся к гостям и незнакомым людям вообще. Ещё раз подчеркну — заведение Никиты не для людей изнеженных Турцией и «ол инклюзив», я хоть и сугубо городской человек, но с деревенской жизнью знаком, потому простота быта меня не пугает!
К сожалению, с самим хозяином познакомиться не довелось, он с семьёй уехал куда-то на отдых. Всеми делами заправлял молодой человек из Казахстана с «типично» казахским именем Рене. Закончив учёбу в университете и, проработав какое-то время по специальности, он решил посмотреть мир, добрался до Ольхона и здесь застрял, так как Байкал его приворожил. Теперь подумывает остаться тут навсегда.
На следующий день, после завтрака, Рене объяснил нам, что стоит посмотреть и куда лучше съездить. Взяв у него карту острова, мы приступили к активному отдыху, и дальнейшие три дня наш распорядок выглядел примерно так: утро — завтрак, короткие сборы и отъезд на автомобиле на поиски приключений; день — возвращение к обеду (к 14:00), затем пешая прогулка по близлежащим достопримечательностям; вечер — ужин и чтение книг, просмотр кинофильмов по ноутбуку, в общем отдых, да и темнело уже в 19:00.
В первый день мы решили посетить северную часть острова, доехали до посёлка Харанцы и далее до Харанчинской пади. Летом здесь бежит ручей, но сейчас он то ли пересох, то ли перемёрз. Здесь мы впервые столкнулись с различными забавными деревьями, растёт здесь в основном сосна, но она не похожа на нашу, ангарскую, какая-то низкорослая и зачастую искривлённая.
Вообще, весь лес напоминает декорации к фильму-сказке, так и чудится, что за следующим деревом встретишь избушку Бабы-Яги. Далее наткнулись на развалины какой-то плотины:
Затем решили проехать дальше, но прошедший ночью дождик скорректировал наши планы. Если до п. Харанцы шла прекрасная песчаная дорога, то после — расплывшаяся грунтовка, которая мигом забила протектор, и колёса превратились в слики, заставив машину плавать по дороге, а из дороги сделав направление:
И, хотя автомобиль у меня полноприводный, дальше мы ехать не рискнули, а свернули в поле, чтобы подобраться поближе к мысу Будун. Ну что ж, жаль, но нам будет к чему стремится в следующий раз, если бы не дождь, то возможно мы бы достигли самой северной точки острова — мыса Хобой, хотя говорят, что туда только одни УАЗики проезжают.
На сам Будун то же не удалось заехать по той же причине, удовлетворились фото издалека:
Штурман проверяет состояние колёс:
После обеда пошли прогуляться на, пожалуй, самую известную достопримечательность Ольхона скалу Шаманку, расположенную рядом с мысом Бурхан. Компанию нам составили местные собаки:
Скала Шаманка — одна из девяти святынь Азии, раньше здесь проходили шаманские обряды:
М.Татайский:
Усталые, но довольные мы возвратились к себе в номер, чтобы суммировать впечатления и подготовиться к новым свершениям.
Следующие два дня были посвящены горному озеру Шара-Нур, попыткам добраться к пади Ташкиней и противоположному берегу Ольхона, а так же пешим прогулкам по Сарайскому и Хужирскому заливам, где расположены самые известные песчаные пляжи.
Чтобы попасть к озеру, нужно свернуть в районе мыса Елгай в сторону гор и через пару километров начать штурм перевала. Дорога имеет ощутимый уклон и мой штурман, под предлогом фотографирования, ретировалась из автомобиля. На обычной машине там делать нечего, для этого есть экскурсионные УАЗы, тем более что местами на дороге был снег со льдом, хотя на побережье его не было. Чтобы представить градус уклона посмотрите на следующую фотографию, кажется что деревья растут неправильно, но это всего лишь наклон фотоаппарата:
А вот и вершина, далее будет спуск в долину с озером:
Ну, вот собственно и само Шара-Нур, утверждается, что его грязь имеет лечебные свойства, не знаю — не проверял:
Далее дорога начинает свой спуск к другому берегу Байкала, петляя между деревьев, и периодически заставляя выходить в пешую разведку, как-то не хотелось застрять вдали от цивилизации. Поэтому мы в этот день просто не успели добраться до конечной цели путешествия, но ничего — это повод задержаться ещё на денёк:
Ну что ж, возвращаемся назад:
И прогуляемся по Сарайскому пляжу:
День был ветреный, хотя в горах этого не чувствовалось, но к утру всё стихло и природа подарила нам на прощание замечательную погоду. Мы с новыми силами ринулись на приступ восточного берега, теперь большая часть пути была разведана, остался последний рывок. И вот — падь Ташкиней, вдоль неё узкая дорога. С одной стороны — обрыв, с другой — гора. Две машины точно не разъедутся, но горячий сезон окончен, и за два дня блуждания по горам и лесам мы не встретили ни одного желающего повторить наш подвиг:
Ещё чуть-чуть и мы достигли восточного берега Ольхона! Падь завершается небольшой поляной, зажатой между скал. Судя по оставшейся инфраструктуре, летом сюда возят туристов на пикник, но мы просто полюбуемся открывшейся красотой, сфотографируемся и двинемся обратно:
Ну что ж, пора в обратный путь, нас ещё ждёт весьма корявый подъём в гору:
…который мы с субариком с честью преодолеваем, под ободряющее фотографирование штурмана. После чего второй член экипажа был премирован почётной фотографией рядом с героем дня:
Далее при спуске к уже ставшему родным западному берегу острова, была заснята пасторальная картина пасущегося на склонах коровьего стада, чьи следы жизнедеятельности были нами обнаружены по всему Ольхону и даже на нежилом восточном берегу:
А подъезжая к Хужиру увидели замечательную иллюстрацию безбашенности отдельных человеческих индивидуумов:
На машине к памятнику человеческой глупости было подъехать затруднительно, пешком от дороги по льду — рискованно. И мы решили совершить послеобеденную прогулку в сторону Хужирской косы, где и обретался сей несчастный аппарат. Сопровождать нас и на этот раз взялся уже знакомый нам пёсик, остаётся только удивляться такому поведению собачки, тем более что он прихрамывал на одну лапу. По пути засняли то, что было раньше Хужирским рыбзаводом, действует сейчас только пристань:
Час ходьбы пешком и вот он, герой сегодняшнего дня:
Лёд ещё тонковат для таких покатушек.
А штурман в это время решила сменить вид транспорта:
Ну и собственно Хужирская песчаная коса и очередное чудо-дерево:
И чудо — интернет-кафе:
Заканчиваются третьи сутки нашего пребывания на Ольхоне, завтра снова в дорогу — нас ждёт Аршан. Нам жаль отсюда уезжать, мы теперь понимаем и немцев, живущих здесь второй месяц и Рене, покинувшего родной Казахстан. Наша мечта сбылась, теперь появилась новая — вернуться сюда опять и довершить наши мини-экспедиции, до свидания, Ольхон!
Утро следующего дня — короткие сборы, завтрак и мы снова ожидаем паром, но, видимо, чем ближе к зиме, тем относительнее становится расписание его движения, похоже на то, что он теперь ходит по наполняемости. Долго ли, коротко ли, но к двум часам дня мы попадаем в Иркутск, где у нас есть кое-какие вопросы к местным магазинам, поэтому на Култукский тракт мы въезжаем в районе пяти часов. Наша цель — Култук по ту сторону перевала, ведь от него начинается дорога А-164 в Тункинскую долину, ведущая к погранпереходу с Монголией. В Монголию нам пока не надо, на первый раз хватит и Аршана.
На одном дыхании преодолев перевал (практически не утыкаясь в тихоходов), мы продолжили свой путь в Тункинский национальный парк. Он примечателен тем, что здесь расположены Китойские и Тункинские гольцы, являющиеся частью Центрального плоскогорья Восточного Саяна. Интересно, что хребты имеют характерные альпийские черты, так что у нас есть возможность занедорого побывать в Альпах. Сам Аршан — небольшой посёлок, недавно отметивший своё столетие, и расположенный у подножия Тункинских гольцов, которые так и называют — Тункинские Альпы. Они являются самым восточным отрогом Восточного Саяна, разделяя бассейны рек Китой и Иркут. Протяжённость хребта более 100 км, и это — один из самых доступных районов Восточного Саяна. Даже в предгорьях природа сохранилась в первозданном виде, т.к. промышленность здесь практически отсутствует.
Соответственно, этот район очень привлекателен для спортивных туристов и альпинистов, а так же для тех, кто хочет поправить своё здоровье — здесь выходит на поверхность очень много различных минеральных источников, что в сочетании с чистым горным воздухом очень положительно влияет на состояние организма. Горы мы, конечно, штурмовать не будем, а вот водички попьём обязательно.
Дорога А-164 в принципе неплоха, местами есть, конечно, недочёты, но они нивелируются малой загруженностью и полным отсутствием большегрузов. Интересная особенность местных поселений — на придомовых участках нет огородов, просто большая пустая, огороженная территория с домом. Видимо, связано это с тем, что буряты издревле не занимались земледелием, а предпочитали скотоводство. Похоже, с тех времён мало что изменилось.
Прибыли мы в Аршан уже затемно и, как всегда, наудачу. После часового поиска и просмотра трёх различных вариантов размещения, остановились на четвёртом — гостинице «Марьина роща», расположенной на въезде в посёлок и действительно прячущейся за берёзовыми деревьями:
Двухместный номер с удобствами и только завтраком — обошёлся дороже, чем на Ольхоне с трёхразовым питанием, но условия проживания были уже не такими аскетичными, даже был телевизор и набор посуды на все случаи жизни. Утром же, выйдя после завтрака на первую ознакомительную прогулку, мы были поражены видом раскинувшихся поблизости гор, действительно красиво! Ниже на фото главная улица Аршана — Трактовая:
А так выглядит подъездная дорога:
По Трактовой мы пошли в сторону гор и пришли в своеобразный культурный центр посёлка — различные кафе, сувенирные лавки, рынок монгольских товаров и начало пути к питьевым источникам и водопаду на реке Кынгарга.
На этом фото и есть тот самый центр и долина реки.
Источники мы оставили на потом, а к водопаду прогулялись по специально оборудованной тропе, так что в горы немного всё-таки пришлось залезть. Но сначала фото реки Кынгарга и «своеобразного сада камней»:
Дальше началась собственно тропа:
Которая забиралась всё выше и выше:
Пока не привела нас к водопаду, где (да здравствует цивилизация!) Алёне позвонили с работы и поздравили с профессиональным праздником:
Возле водопада сидит бронзовый мишка, его видно за Алёной:
Я тоже не преминул запечатлеть свою особу на фоне такой красоты:
Через реку в этом месте для удобства зрителей сделан специальный мостик, к которому ведут довольно крутые лесенки:
Всё, дальше пути для неподготовленных туристов нет, начинаются «козьи тропы» по которым довольно много в тот день спускалось любителей экстрима, экипированных по полной программе. Позже, купив туристическую карту района, я увидел на ней проложенные категорийные маршруты для любителей такого вида отдыха. Начинаются они в п. Хойто-Гол, далее через горы ведут к Аршану. В горах, кстати, есть оборудованная турбаза Шумак, недалеко от которой расположено более ста источников различного состава. Интересно, конечно, было бы там побывать, но если горные лыжи я ещё освоил, то тяги к горному туризму пока не испытываю.
Спустившись с небес на землю, мы подались в одно из кафе пообедать, где заказали себе буузы — бурятская разновидность поз. Там же подивились фантазии бармена, отведав коктейли под названием «Взрыв мозга» (Алёна) и «Оп-па, а где это я ?» (Я). Понравилось и то и другое. Затем прогулялись к Хойморскому дацану Бодхидхарма, расположенном недалеко, в лесочке. Заглянув по пути в очередной «сад камней»:
Интересно, что ещё один дацан находился справа от нашей гостиницы, а слева был православный храм, что ясно видно на следующей фотографии, сделанной в кафе нашего отеля:
Ну и, наконец, добрались до главного — минерального источника, причём один располагался на улице с круглосуточным доступом, а другой рядом в специальном питьевом павильоне, но с определёнными часами работы, везде — бесплатно:
Вода подаётся различной температуры, на вкус довольно приятная, с небольшой кислинкой. Конечно, чтобы почувствовать эффект нужно попить её, как минимум, недели две-три. Съездили мы так же в п. Жемчуг, там расположены бассейны под открытым небом с горячей минеральной водой, но так как погода в тот день была не очень, то желания искупаться не возникло, как-нибудь в другой раз. Погуляли в парке старейшего санатория Аршан, чьи корпуса напоминают больше бараки, такие они старые. Встретили там забавное дерево. Как говорится — не верь глазам своим!
Сама же лиственница нашлась в нескольких метрах дальше, за что пострадала берёза?
Всё имеет свойство когда-нибудь заканчиваться, вот и наш небольшой отпуск подходит к концу. Пробыв в Аршане неполные трое суток, мы снова пакуем вещи и отбываем домой. До свидания, Аршан, нам понравилось твоё неспешное, как и на Ольхоне, течение жизни, атмосфера спокойствия, горы, пьянящий горный воздух и вкусная минеральная вода. Мы сюда тоже обязательно ещё вернёмся.
И в заключение хочется сказать: конечно, можно изучать мир и по телевизору и по интернету, сетовать на то, что нет времени и средств, лежать на диване прикрывшись газетой, выезжать по выходным на дачу. Но — стоит сделать лишь небольшое усилие — и мир повернётся к вам совсем другой, неизведанной стороной! И поверьте — оно того стоит! Всем дочитавшим — удачи!