|
I Часть. Дорога до границы с Украиной
Оформив «Зеленую карту» на месяц, купив лицензионную «Навител Навигатор» update 08.2010 электронную версию, перечитав отзывы в интернете ПДД Украины, Правила таможенного декларирования Украины, много раз проложив трассы до Одессы по дорожному атласу и на дорожных сайтах, решили, что все, можно ехать! Отважились трястись в машине две недели подряд только три человека. Володя — водитель профессионал, Виктор — трудоголик, не был в отпуске больше 20 лет и я, фантазерка, обожающая автопутешествия.
Готовясь дважды пересечь украинскую границу по самому жесткому отзыву в интернете, мы подготовили списки, что есть с нами в автомобиле. Володя переписал содержимое багажника и бардачков, я содержимое сумок, чемодана и косметички. Виктора решили не трогать, только бы не передумал ехать! Я еще взяла с собой три последние квитанции об оплате моих штрафов, вдруг на границе не выпустят?! В принципе, я их с собой вожу постоянно (три последние), выручали меня не раз :-).
С вечера заправились в Абакане, но потом еще не раз сгоняли в Минусинск и опять в Абакан. Я собрала все вещи возле машины, потом уложила их так, чтобы в любой момент любую вещь (кроме запаски) можно было достать, не разгружая весь багаж.
Так понятнее, из какого мы государства.
Все вещи вошли, даже еще много места осталось.
19.08.2010 г
Абакан, местное время 10:25, пасмурно, +14 С.
С первого километра путешествия я уже мысленно думала о солнце и хорошей погоде, которые где-то там, впереди :-).
Дорога по своему региону не то чтобы была скучной, просто очень хорошо знакомой и интереса не вызывала. Хотелось скорее пройти свои дороги, чтобы интересно было смотреть по сторонам.
Шира — обедаем, Копьево, Ужур, Шарыпово, Березовская ГРЭС. Здесь была первая заправка в нашем путешествии. После АЗС 6 км дорога «яма на яме», небольшой участок асфальта и 17 км плохой дороги. Оз. Инголь, п. Кинжир, п. Тамбар и перед самым поселком Тисуль на 432 км нашего путешествия прокалываем колесо. Это первый прокол колеса за весь период эксплуатации «Prius». В этом путешествии особо бросилось в глаза, что почти возле всех населенных пунктах стоят кресты. Часто в виде скульптур. Зачем это? Как-то тревожно…
Пасмурно, холодный ветер, но мужчины бодро вышли, Володя за 25 минут отремонтировал сам колесо, накачал и на всем дальнейшем пути мы про это колесо не вспоминали.
Усть-Серта, едем на Верх-Чебулу, после нее появилось заметное движение на дороге, п. Красный Яр, г. Кемерово — время 19:00, проехали 651 км.
Как и положено, в кустах за изгибами дорог, с завидной регулярностью прятались посты ГАИ, но мы их не заинтересовали. Далее продвигаемся на Журавлево, ужинаем в придорожном кафе «Бистро».
Еда вполне нормальная, повар так весело расхваливала меню, что с выбором блюд определились в течение трех минут.
Началась Новосибирская область. Стационарный пост ГАИ, опять никто не вышел, телефон предложил перевести время на час, я согласилась. Чтобы ориентироваться в пространстве, решили на сотовом менять время, а в автомобиле оставить красноярское. Смотреть по сторонам абсолютно нечего, ровные поля, перелески, опять поля… На обочине машина ДПС, народ активно подсказывает фарами. Садится солнце, очень красивый закат, но глаза здорово слепит.
Проезжаем Новосибирск, 22:00, уже ночь, темно и на трассе появляется большое количество фур. До Барабинска дорогу можно охарактеризовать так — ночь, фуры, фуры, фуры… Решили остановиться на ночлег в Барабинске в гостинице «Провинция». Город своеобразный, ночью мне показалось, что это город железнодорожных переездов. Навигатор никак не хотел показывать улицу Кирова, скорость на всех улицах 40 км/ч. Расспросив местное население, которое еще можно было встретить в два часа ночи, мы поняли, что крутимся где-то рядом с гостиницей. Попытались проехать напрямую, но там был «кирпич» и местный водитель, выезжая с этой улицы, открыв окно своей машины, трехэтажным матом показал нам дорогу. Гостиницу «Провинция» вскоре находим, стоимость 740 рублей с человека. Гостиница чистая, номер чистый. Туалет в номере, душ на этаже. В номере было очень холодно. Забралась под одеяло как была в джинсах, в куртке, осталось поспать пять часов, чтобы не выбиваться из графика.
20.08.2010 г
Барабинск. Контрастный душ приводит все мысли в порядок, позавтракать негде.
Проверка уровня масла, отремонтированное колесо в норме. Выезд из города занял немного времени, утром стало видно, что не только много переездов, но и болота с камышом занимают большую территорию в черте города. За бортом +17С, это уже теплее, чем дома. Впереди уходящая к горизонту прямая дорога.
Сегодня надо пройти очередные 1 200 км. Подъезжаем к придорожному кафе «Рассвет». Завтрак не удался. Салат прокисший, сбегали в машину за минусинским помидором. Чай у меня был несладкий, оказалось, что у Виктора чай с двойным сахаром :-).
Убеждение, что дальнобойщики не станут останавливаться у плохой кафешки, не сработало. В следующую кафешку возьму сразу свой помидор и шоколадку.
Чаны, Кабаклы, Татарск. За бортом уже +20С, разделись, выключили печку. Пейзаж однообразный, скучно.
11 часов местного времени, въезжаем в Омскую область. Пока ехали через Омскую область, термометр за бортом отщелкивал цифры, как на одометре. Через два часа за боротом уже было +31С. Так вот, оказывается, где начинается Россия. Все новости трещали о том, что в России аномальная жара. Оказывается, Россия — это Омск и, видимо, далее :-).
После Омска уходим на Тюмень. Не хотелось терять время на казахских границах, может быть, и повезло бы, но я совершенно не готовилась пересекать Казахстан, мнение из прочитанных отзывов сыграло решающую роль, едем в объезд.
Красный Яр, Увалово, Ядрино, Малиновка, Тюкалинск. Асфальт плохой, ям нет, но неровностей… За Малиновкой в воздухе дымка, запахло гарью. Сильный ветер. На дороге часто встречаются участки со сплошной разметкой, хотя видимость на дороге отличная на 2-5 км. Колмаково, Чумановка — начался хороший асфальт, можно ехать 150-160 км/ч. Пейзаж все тот же скучный, равнинный. Много сожженных или пропавших берез.
Крутинка, Яман, д. Гуляй Поле :-).
Какое-то время развлекали себя тем, что на память угадывали по госномерам, из какого региона едет автомобиль. Мне показалось, что за Омском мчались автомобили абсолютно из всех регионов.
Проехали 1 850 км, Тюменская область.
Под Ишимом встретили «Prius» 20-ку. Кто-то гнал с транзитными номерами, видимо, на продажу. За Ишимом дорога закончилась в прямом смысле слова, 3 км буераков, 16 км стиральной доски. С кольца Бердюжье уходим на Курган. Начался ветер. Чистоозерье, Казаркино, Макушино. Ветер такой силы, что видно, как «колбасит» фуры на дороге. Пейзаж не меняется, Боже, как однообразно.
Подъезжаем к Кургану. Возле самого города ужасно захламлена придорожная полоса. Запах жуть, отстойник, что ли рядом? Радар-детектор у нас сошел с ума. Визг был такой, что я сначала испугалась, думала «Prius» сломался :-). Виктор быстро вычислил причину сумасшествия радара, рядом с Курганом находится мощная вращающаяся антенна. Как только она поворачивалась в нашу сторону, мы глохли от визга радара. Пришлось сделать звук потише.
Заехали на кольцо, там ДТП, лежит на боку фура. В воздухе еще и запах дыма, наверное, горит лес. Курган проходим стороной, за Курганом начинается дождь. Подумали, неплохо, что дождь, потушит пожары, но из-за дождя за фурами стало трудно ехать. Грязь летит вместе с дождем. Стало прохладнее, Мишкино, Шумиха, въезжаем в Челябинск. Уже темно, на часах в автомобиле 23:20. Надо искать гостиницу. Гостиницы обычно искали двумя вариантами. Шлем SMS-ку с названием города, где планируем ночевать, и ищем в навигаторе ближайшие гостиницы. От родных приходит информация даже по стоимости номеров и адреса, а в навигаторе только адрес. Останавливаемся в гостинице с названием «Уралочка».
Надо теперь «устроить» «Prius», стоянка недалеко от гостиницы, метров 20, но она немного непохожа на наши стоянки. Небольшая будка, веревочка и по обе стороны от веревочки стоит десяток автомобилей. После того как оплатили за стоянку, черт дернул спросить у парковщика, как обстоят дела в городе, спокойно ли? Он говорит: «Да, так… Мы только за угон отвечаем. За сохранность автомобиля не отвечаем». Я в ступоре, это как? Прихожу за машиной утром, а она на месте, но нет колес или еще чего? Усталость сделала свое дело, решили: «Будь, что будет. Окна номера выходят на стоянку, может быть чего и услышим?». Пошли спать
21.08.2010 г.
Челябинск. 8 часов утра местного времени, температура +15С, нежарко, город еще просыпается, идет дождь. Ищем АЗС, в районе нашей гостиницы вокруг металлические конструкции, двухуровневые развязки. Заправляемся, ставим в навигатор адрес уфимского «Тойота-Центра», едем через город. Суббота, пробок нет, город еще спит. Самые красивые здания, которые бросаются в глаза, — это «ЧелябинскГаз», автосалоны. Торчащие люки, на дороге, как в Красноярске, привычные и традиционные панельные дома вперемешку с частным сектором. В пригороде коттеджи «кто круче?», начинается настоящий ливень.
Пока выезжали из города, бросалась в глаза навязчивая реклама: «З/п бюджетникам! Хорошие дороги, чистую воду уральцам!» Разогнаться за Челябинском не удается, везде видеокамеры.
Ура! Пейзаж меняется, наверное, начинаются Уральские горы?
Проезжаем указатель на Миасс, увидели, что продается «76-й» бензин по цене 10 рублей 90 копеек, в нашем регионе мы уже забыли, что это такое! После указателя на г. Златоуст есть табличка «р. Ай», на скорости прочитала «рай».
Немного погодя, желудок увидел просьбу: «Заходите, люди добрые!», мозг мгновенно отреагировал: «Надо зайти!» Позавтракали, мне показалось, дороговато, но зато чисто, уютно, все в комплексе — туалет, кафе, магазин. Едем дальше, туман такой, что гор практически не видно.
За спиной 2 834 км, перевал «Сим» на меня особого впечатления не произвел. Может быть, туман помешал? А может быть, все познается в сравнении? После наших Саянских перевалов надо увидеть еще чего-нибудь более грандиозное, чем «Спящий Саян». Внизу село Сим, из-за ремонта моста на дороге пробка на несколько километров. Видно, как «бывалые» водители объезжают мост через село.
Из-за тумана село хорошо не просматривается, кажется, дома «сидят» друг на дружке, нет больших огородов, сплошные крыши. Через 35 минут проезжаем мост, пробка рассасывается, летим дальше. Перед населенным пунктом «Аджигардак» гаишники поставили треногу с видеокамерой, замаскировали ее прикольно, то ли охотничьей, то ли военной сеткой :-)
Въезжаем в Башкирию. К сожалению, началась опять равнина. Сразу бросились в глаза чистота и порядок вдоль трассы. Указатели границ районов свежевыкрашенные, аккуратные. Возле деревень и поселков нет мусорных свалок, заборы стоят и даже окрашенные.
В лесополосах вдоль трассы нет поваленных берез и мусора! В Уфу въезжаем вовремя, находим автосалон, проходим ТО 50 000 км. Местное время 19:30. За бортом всего +10 С, холодный пронизывающий ветер. Выезжаем в сторону Самары. За городом «сели на хвост» местному автомобилисту, скорость 160 км/ч, но через 50 км опять привычная «узкоколейка» и сильно загруженная транспортом в обе стороны. В Башкирии все так же чистенько, насосы, качающие нефть, выкрашены в серебристый цвет, все аккуратно, огорожено. За бортом уже +8С, заправляемся и дальше въезжаем в Татарстан. Картина за окном резко меняется. Дорога дрянь! Впервые вижу, что в асфальте колея, как у нас на таежных дорогах. По всем полям черные насосные станции долбят землю нещадно. Больное воображение сразу нарисовало картину из фильма ужасов — на теле доброго и большого исполина сотни огромных черных гигантских комаров долбят и пьют его кровь.
По красноярскому времени уже полночь, въезжаем в Оренбургскую область. Опять до боли знакомые равнина и фуры, фуры. Дорога значительно улучшается. Жмакино, Каменогорка, Соковка, Тургай.
Проехали уже 3 247 км, Самарская область и сразу же отличная дорога! Останавливаемся на ночлег в Самаре, уже ночь и разглядеть город не удается, находим гостиницу «Путник». Мне показалось, что гостиница зашифрованная. Глухие металлические двери, на окнах рольставни, видеоглазок, переговорное устройство, кнопочки, звонки… Встретила нас приветливая девушка, внутри гостиница оказалась очень уютной, чистой, теплой.
Все удобства в номере, кондиционер, телефон, холодильник, телевизор. Мне понравилось останавливаться в гостиницах, где есть телевизор в номере, пока готовишься ко сну, можно послушать местные новости, узнать, чем живет город, регион, очень интересно!
Перенесли вещи в номер, пошли устраивать на ночлег «Prius». Стоянка в Самаре вообще поразила меня. Подъезжает «Газель», молодой человек вытаскивает из машины знак стоянки, кладет его возле машины и здесь организовывается платная парковка. Мы отдаем 50 рублей, он показывает, как покучнее поставить наш автомобиль и сообщает, что в 8 часов утра заканчивается услуга платной охраны.
22.08.2010 г.
Самара. Конечно же, мы утром первым делом бежим забирать автомобиль, знака стоянки уже нет, но парковщик ходит по «территории», сдает вверенные ему машины :-). В гостинице все та же приветливая девушка готовит нам завтрак, он входит в стоимость номера — 1 200 рублей с человека. Это хорошо, не надо останавливаться в придорожном кафе. Выходим на улицу, небо в Самаре супер! Голубое, ясное, чистое!
Пока выезжаем из города, рассматриваем, фотографируем. Проезжаем мимо очень старых домов, отдает «развитым социализмом», много зелени, деревья нависают над дорогой, прямо как у нас в Абакане :-).
Некоторые участки улиц, дома один в один как Красраб и Вавилова в Красноярске. Дороги нельзя сравнивать с нашими, асфальт — одно убийство, ямы, колея. Выезжаем из города, но плотность и частота населенных пунктов такая, что, кажется, будто все еще едем по пригороду Самары. На обочинах дороги стоят лачужки, люди чем-то торгуют.
Чапаевск, Пугачев, Балаково. Пейзаж унылый, равнина, поля засохшего подсолнечника, погибшие березы.
Асфальт, то плохой, то очень плохой, то совсем плохой. Везде разруха, дорога от Пугачева до Балакова жуть, проезжаем какие-то белые исскуственно насыпанные горы.
Заправили «Prius», пообедали сами. Навигатор показывает, что где-то справа водохранилище, но мы его не видим и вскоре вот она — Волга! Когда проезжали по мосту, вид из окна автомобиля очень красивый!
Проехали мимо завода «DEVON», аккуратные нероссийские здания, интересно, что там производят?
Проехали 3 896 км, встретили третий за все путешествие «Prius» в 20-м кузове. Умет, Красный Октябрь, Балашов. Пейзаж абсолютно не меняется, равнина и подсолнечники.
За спиной 4 115 км, Воронежская область. Проезжаем Байчурово, д. Пески, Уютное, Поворино, Рождественское, Октябрьское, Озерный, Новохоперск. В Новохоперске заправились, покатались по этому городку, весь в зелени и расположен на холмах, интересный городок. Очень красивый собор в д. Пыховка. Далее путь проложили через Камышановский, Централь, Михайловский, Землянка, Высокий. Проехав через село с интересным названием «Мужичье», долго гадали, как называются жители этого поселка мужчины и женщины. Варианты просто потрясающие :-).
Далее Воробьевка, Новотолучеево, Калач. Проезжаем шикарный лозунг: «Налоги — это паруса государства». Далее Сахарный завод, Ширяево природа шикарная, красивые сосновые боры. Вечереет, подъезжаем к реке Дон. Переправа кажется не очень удачной. Съезд на наплывной мост очень резкий и высоковат для нашей машины. Смотрим, как впереди нас иномарка очень аккуратно забирается на этот наплывной мост, пробираемся сами. Звук скребущих брызговиков о металлический край моста заставляет напрячься, но все ок, заехали, брызговики на месте.
В районе Богучар выходим на трассу М-4.
Когда мы ехали по всем этим деревням, этот путь предложил Владимир, отдохнуть от фур и посмотреть окрестности, обнаружили замечательное качество у Виктора. Оказывается, он очень хорошо знает историю и провел нам экскурсию по местам боев в Великую Отечественную войну.
Проезжаем Ростовскую область, уже полночь, порядком устали. Всего пройдено пути 4 640 км, и вот долгожданный рубеж Гуково, на всякий «пожарный» случай заправляемся в России, впереди граница!
II Часть. Украина
Ночь. Подъезжаем к российской таможне. Машин нет, таможенники скучают. Когда мы подъехали к вагончику, почти все, кто дежурил, вышли к машине. Интерес проявили больше к автомобилю, нежели к нам :-). Кто-то попросил открыть двери, багажник, бардачки. Другой таможенник попросил открыть чемодан, еще один стал расспрашивать про автомобиль. Мы, как школьники, старательно показывали, рассказывали, объясняли. По поведению таможенников мы почувствовали, что люди они доброжелательные, серьезные. Я подала документы в окно вагончика, у меня был загранпаспорт, у остальных российские паспорта. Сотрудник посмотрел документы, спросил, куда именно едем, пожелал счастливого пути. В это время мой экипаж активно консультировал народ об эксплуатации гибридов. Один из таможенников обратил свое внимание на рекламные проспектики в багажнике, стал вникать, о чем эта реклама. Расспросив, улыбнулся: «Ну, теперь попробуйте объяснить это украинским таможенникам!». По его улыбке я поняла, что впереди у меня могут возникнуть большие проблемы. Проехав метров двадцать к следующему вагончику, мы еще раз показали автомобиль и поехали по дороге дальше.
А дальше была нейтральная полоса. Она была очень темной и извилистой. Даже было непонятно, куда мы едем? От неопределенности показалось, что мы очень долго ехали и вот впереди появились другие вагончики. Они были гораздо скромнее и без всяких навесов и обустройств. Шлагбаум, мне стало тревожно, отзывы из интернета один за другим всплывали в моей голове. Форма украинского таможенника заметно отличается от нашей, больше похожа на военную форму. Таможенник выключил свет в будке и вышел к нашей машине. Мы сидим, таможенник попросил предъявить наши документы и пригласил в будку. Владимир взял наши паспорта и пошел за таможенником. Мы в напряжении ждали. Кроме нас на таможне не было никого.
Через две-три минуты Владимир возвращается к машине, приносит три листочка (иммиграционные карточки), надо заполнить. Достаем ручки и старательно выводим в каждой клеточке свои фамилии. Заполняем, отправляем опять Владимира в будку. Очень быстро он возвращается и говорит: «Неправильно заполнили, таможенник предложил за 500 рублей с каждого помочь заполнить правильно». Я подумала: «Стоит ли сопротивляться? Мы одни, осмотр может затянуться до утра, уставшие, голодные, да еще эти рекламные проспекты в багажнике, не зря же наш таможенник так ухмыльнулся». Беру 1 500 рублей и сама иду в будку. Таможенник приветливо меня встретил: «Нужна помощь?». Я говорю: «Да!». Он берет чистые листочки и с наших паспортов вносит данные без всяких клеточек и печатных букв, почти по диагонали. Очень быстро все заполняет, сам расписывается за всех троих и выключает свет в будке. Я поняла, вот он решающий момент, достаю из кармана деньги и они точно, и мгновенно оказываются в руке таможенника.
Мы выходим на улицу, таможенник открывает шлагбаум и бежит к следующему вагончику. Минуту с остальными сотрудниками общается, выходит другой сотрудник, строго спрашивает: «Документы у вас?». Мы дружно закивали головами. И почему-то решили, что можно ехать. Вдруг резкий крик: «Стоп!». Мелькнула мысль: «Наверное, еще один въездной билет надо покупать!». Таможенник требует открыть двери, багажник, строго смотрит и тут же говорит: «Можно ехать!». Секундное замешательство, и мы выезжаем в такую черную темень, что ничего не понять. Наперебой начинаем выяснять, все что ли, мы уже на Украине или еще что-то будет?
Украина встретила нас полным отсутствием каких либо указателей. Пытаемся настроить навигатор на Свердловск, это первый город в нашем путешествии на территории Украины. Едем уже минут пять, ничего не меняется. Темень, полное отсутствие дороги, высокая трава, мусор. Начинаем сомневаться, туда ли едем!? Перепроверяем навигатор, впереди проглядывает смутный контур какого-то объекта, не то котельная, не то заброшенный строительный объект? Крадемся дальше, навигатор показывает впереди населенный пункт, ура, цивилизация! Подползаем по ямам — это деревня Свердловск. Оказалось, что есть два населенных пункта с таким названием. На наше счастье один от другого недалеко. Возле магазина таксист помог нам разобраться в этих названиях и проводил до города Свердловска. Зная, что ДАИшники свирепствуют, мы пытаемся объехать ямы и одновременно не отстать от таксиста, это бесполезно. Таксист уверенно едет по встречной полосе, где ям чуточку меньше. Усталость сильнее страха, копируем след таксиста, останавливаемся возле каких-то зданий, таксист выходит, показывает в направлении гостиницы рукой и доброжелательно подсказывает, чтобы не пытались сразу проехать к гостинице, сначала надо пройти пешком, посмотреть и тогда проезжать.
Вот здесь я поняла вопросы читателей о способности проходить лежачих полицейских «Приусом». Когда мы подошли поближе, мы увидели: это не лежачий полицейский, это стоячий полицейский! По этому городу ездить лучше на наших УАЗах. Несколько раз цепанув брызговиками, с превеликим трудом переваливаемся через это препятствие, подъезжаем к гостинице. Звоним, девушка-администратор объявляет, что свободных номеров нет. Потом неуверенно так спрашивает: «А гривны у вас есть?». Точно, про гривны мы не вспомнили! Пока выбирались с границы по пустырям, ни разу не возникла идея поменять рубли. Интересно, а зачем она про гривны спросила, мест же нет свободных? Спрашиваем адрес еще какой-нибудь гостиницы. Девушка на секундочку задумалась, потом так мило улыбнулась и назвала имя гостиницы «Вегас». Мы поблагодарили и пошли к машине думать.
Владимир заметно расстроился, судя по названию, там бешеные цены. Виктор оптимистично настроился спать в машине, а мне вдруг почудился ароматный запах печеных булочек. Оглядываюсь, а рядом с нашей неудавшейся гостиницей кулинарный цех. Окно открыто и видно, как женщины пекут хлеб, сдобу. Я прошу Виктора купить несколько булочек. Виктор мягко напоминает, что я переутомилась и мне никто не продаст ночью булочки, тем более за рубли. Да, ночь, усталость и пустой желудок не позволяли логично мыслить. Я подумала, в кондитерке женщины, если подойдет мужчина и попросит продать булочку, они его пожалеют и продадут. Моя упертость заставила Виктора подойти к окну, но не для того чтобы купить, а чтобы мне показать, вот видишь, ну кто продаст? Женщина помоложе сказала, что булочки уже проданы, а вот пирожное продаст. Когда Виктор подал за три пироженки 100 рублей, женщина удивленно взяла деньги и стала их проверять на свет, фальшивые!? Подумала и сдала сдачи гривнами! Вот удача, у нас есть пироженки и гривны!
Пока мы занимались валютными операциями, Владимир мучил навигатор в поисках гостиницы. Я решила ехать в «Вегас». Переживаем скрежет брызговиков в обратную сторону и едем по навигатору к гостинице. Город маленький, «Вегас» нашли быстро. Оставив мужчин в машине, пошла завоевывать право на ночлег. Возле гостиницы увидела банкомат, он работал! Снимаю 2 000 гривен, курс 1: 4 и с чувством собственного достоинства захожу в гостиницу. Тишина, на второй этаж ведет лестница из нержавейки, блин, думаю, хватит ли мне денег? Нахожу администратора, номера свободные есть. Мне объявляют цену 400 гривен с человека. Я мысленно перемножаю, думаю, что все не так плохо. Берем вещи, автомобиль ставим на закрытую гостиничную парковку — и спать. Гостиница нам очень понравилась, на всем протяжении нашего путешествия и по Украине и по России эта гостиница оказалась самой уютной и красивой.
23.08.2010 г.
Шикарно выспавшись, позавтракав в номере, кстати, завтрак был очень вкусным и входил в стоимость номера, мы стали собираться в путь. Прокатились по Свердловску, ввели данные в навигатор на Херсон и «поехали». Поехали — это громко сказано. Навигатор упорно нас выводил на проулки, второстепенные дороги. Сложилось впечатление, что дороги во всех населенных пунктах не ремонтировались со времен Второй Мировой. Если бы не остатки современного асфальта, кажется, на дорогах воронки. Это даже дорогами назвать нельзя. По центральным улицам еще можно передвигаться, но все остальные… капец!
Полдня мы потратили на дорогу от Свердловска до Донецка. Разобраться в украинских названиях с лету очень сложно. Один раз заезжаем, например, в Миусинск, а выезжаем два раза! Фантастика! Наш навигатор свихнулся вместе с нами. Видно, что мы не в ту сторону едем, а он кричит: «Вы ушли с маршрута!». Опять эта проблема с двойными названиями, петляли долго по всем маленьким городишкам. Я так и не поняла в настройках навигатора, чем отличается кратчайший путь от быстрого? Зелено, весело, дорог никаких. На обочинах торгуют фруктами. Мы с Виктором решаемся на тестирование местного урожая. Покупаем персики, моем, и по одному съедаем. Класс! Аромат, вкус! Дальше пошел виноград, груши. Груши оказались неспелые, покупаем арбуз. Владимир стойко отказывается от дегустации местных фруктов, и правильно, должен же хоть один в экипаже дружить с головой, понапробуемся всего, один же должен быть за рулем!
От Донецка идем на Мариуполь, Бердянск, Мелитополь потом на Херсон. Только выехали от Донецка на пустынную межрайонную дорогу, ДАИ! Пока ДАИшник приближался к нашей машине, мы стремительно перебирали все возможные нарушения, которые могли совершить. Владимир подает документы, его уводят к даишному автомобилю. Это наше первое общение с украинскими ДАИшниками, сидим, ждем Владимира. Минут через пятнадцать он идет к нам, на нем «нет лица»! Оказывается, мы немного задели сплошную линию и штраф 8 000 рублей! Владимир в шоке, мы первое мгновение тоже. Потом начинаем вспоминать, что мы читали в интернете перед выездом по этому поводу. Совещаемся, придумываем сценарий для ДАИшников. Мы в командировке, Володя — водитель, у него нет денег. Володя идет к ДАИшникам, ждем с нетерпением, проходит минут тридцать, возвращается. Рассказывает уже с юмором, что объявил ДАИшникам, у него нет денег, он в командировке и начальство, которое сидит в машине, ему денег не дало. ДАИшники ему отвечают: «Раз у тебя такое жадное начальство, пусть сидят в машине, пока не дадут денег!» Володя им помогает: «Да, они такие злые, бросят меня здесь, у них есть водительское удостоверение, сами сядут и поедут, а я, что буду с вами здесь жить?! Вот, у меня есть немного карманных денег». И тут Володя совершает большую ошибку, он достает из карманов российские рубли, все, сколько было, и показывает их ДАИшникам. Дальше фантастика! ДАИшник берет у него рубли, пересчитывает, забирает себе 600 рублей, а 200 отдает Володе! Впечатлений для обсуждения нам хватило на следующие пятьдесят километров.
Хотели проехать в даль береговой линии моря. Думали, будем ехать и любоваться морем :-). Море видели только в навигаторе. Пейзаж опять настолько равнинный, что даже не было видно канал, идущий вдоль дороги. Выехали на широкую хорошую трассу, водители подсказывают, впереди ДАИ. Сбавляем скорость, подъезжаем, нас тормозят! На сей раз мы не ушли в правую крайнюю полосу. Володя уже поднаторел, отдает последние 200 рублей, едем дальше.
В Херсон приехали ночью, остановились в гостинице с красивым названием «Бригантина». Администратор, молодая женщина, оказалась с юмором. Она лихо переходила с украинского языка на русский из-за этого казалось, что она рассказывает анекдоты. Поужинать решили в номере, доехали до магазина, купили продуктов, рассчитались по пластиковой карточке. Кстати, это был первый и последний случай на Украине, когда появилась возможность рассчитаться карточкой. Пробуем арбуз, оказался спелым и сладким. Арбуз специально держали до гостиницы, чтобы днем спокойно ехать :-).
24.08.2010 г.
Херсон. Гостиница «Бригантина». Подъем, погода за окном замечательная. Делаю несколько снимков. Номера чистые, минимум удобств. Главное, что они вообще есть. А какая шикарная лестница в гостинице! Из окна видно парковку, где ночевала наша машина. Для каждого автомобиля сделан свой маленький навесик, прикольно!
Прокатились по Херсону, поехали в Николаев. Проезжая красивый собор, решили остановиться, пофотографировать.
Едем в Одессу.
Проехали 5 700 километров, местное время 13:00, за бортом +29С.
Сегодня решили в Одессе не останавливаться, проедем сразу в Каролино Бугаз или в Затоку. Прокатимся по базам отдыха, где больше понравится, там и остановимся на два-три дня. Только выехали за Одессу опять тормозят ДАИшники. У Володи наличных больше нет, ДАИшник теперь для него, как красная тряпка для быка. Смотрим со стороны, огромные ручищи Володи летают перед носом ДАИшника, Володя яростно ему что-то доказывает, как летчик показывает нашу траекторию движения, опять доказывает. Через полчаса едем дальше, ничего не платили.
Я надеялась, что основная масса людей будет занята подготовкой к началу учебного года и на море будет поспокойнее. Как я заблуждалась, таких как я, надеющихся на спокойный отдых, оказалось так много! Доехали до Затоки, народу много, машин много, автобусы с трудом проезжают по единственной узкой улочке. Искать базу на машине очень неудобно. Я решила пройти пешком и потом вернуться за машиной. Пройдя по берегу и расспросив администраторов про условия проживания, надумала остановиться в гостинице «Виктория».
Последние минуты и метры до моря были самые длинные. Скорее в воду, долгожданное море, солнце, тепло! Накупавшись, смыв усталость пройденных дорог, стали не спеша оглядываться вокруг, внимательнее разглядывать окружающую обстановку. Место мы выбрали неплохое, есть лежаки (5 гривен один лежак, пораньше с утра), зонтики из хвороста и самое главное, прямо с крыльца гостиницы пляж и море. Не надо никуда идти :-).
25.08.2010 г.
Море, солнце, наслаждение от теплой погоды. Рано утром волны нет и кажется, море просто дышит, мягко ласково качает на воде. Если сравнивать со Средиземным морем или даже с нашим Беле, то вода не очень чистая.
Берег песчаный, песок просто чудо, можно разглядывать и собирать ракушки бесконечно, но люди, они и в Затоке люди, в песке много мусора, пробок, особенно бычков от сигарет :-(.
26.08.2010г.
С утра небо было затянуто облаками и ветер поднял небольшую волну. Конечно же, для нас это был шторм :-). Нельзя было упустить такую возможность покачаться на волнах. Народ бесшабашно прыгает в волны, визг, шум прибоя. Пытаюсь удержаться на плаву, но волна шустрее меня, накрывает, хлебаю грязной воды, пыл проходит, и я предпочитаю смотреть со стороны, как Виктор борется с волнами.
Волны выбили ступеньку в песке высотой с пол метра и ступеньку в воде, а к вечеру спуск в воду был опять ровненьким. Тысячи отдыхающих своими пяточками сравняли все ступеньки.
27.08.2010 г.
Отдохнули хорошо, купались и днем и ночью и рано утром, Владимир как самый выдержанный и уравновешенный, не обгорел. У него все в меру. Виктор почти все время плавал в море, из-за это у него поджарились только плечи, а я все хотела успеть и покупаться и позагорать. Собираемся в обратный путь.
Только выехали из Каролино Бугаз, сразу останавливает ДАИшник. Прочитал наши документы, покачал головой: «Ой, мама не горюй! Как же далеко вы заехали», отпустил с миром. Заезжаем в центр Одессы, с трудом паркуемся, день свадеб, много украшенных машин на площади, идем изучать Одессу. Почти возле всех памятников и достопримечательностей очередь из желающих себя запечатлеть на память, возле стула даже была перепалка с иностранцами.
Группа идущая впереди нас была небольшая, человек пять, но они вдруг, все по одному, потом вперемешку, потом по двое-трое решили фотографироваться возле стула, а иностранцы никак не могли вклиниться между ними. Когда переводчик взмолился и попросил пропустить их на один снимочек, возле стула, у них сдохли батарейки и снимок не успели сделать, такие разочарованные ушли.
Погуляли по Дерибасовской, посмотрели Потемкинскую лестницу, я пересчитала ступеньки, и поехали смотреть Привоз. Владимир решил уточнить у одессита, как лучше проехать. Вот это был анекдот, одессит оказался таким приветливым и доброжелательным, что перестал рассказывать дорогу только тогда, когда Владимир сел в машину и закрыл двери. После такого подробного пояснения нашли Привоз очень быстро.
Наши китайские рынки с ним не сравнятся, Привоз — это супер-рынок! Мне показалось, что это город в городе. Ходить по рынку никто из экипажа не захотел, едем дальше.
Давно не ездили по хорошей дороге. В интернете многие советовали ехать в Одессу через Киев, дорога хорошая, быстро. Вот мы и решили проверить, Из Одессы едем в Киев, в столицу самостийной и незалежной.
Родные сбрасывают смс-ку, что остановиться можно на ночлег в готеле «Голосiiвський». Владимир остается в автомобиле, с Виктором идем устраиваться в готель, я рассчитывала, что Виктор опять разговорит администратора, и номера обязательно будут. Моя интуиция меня не подвела, пока я готовила документы, Виктор уже общался с приятной девушкой-администратором, у них уже нашелся общий знакомый из Ангарска и, ударившись в воспоминания, администратор обсчитывает предыдущих постояльцев и нас на 100 гривен. У людей, что стояли впереди нас, оказалось «живым» еще с советских времен водительское удостоверение и оно, оказывается, бессрочное и по нему можно устроиться на ночлег в гостинице! Поставили авто на стоянку, идем в номер, администратор нас окликнула, извинилась и вернула нам 100 гривен, объяснила, что наш номер стоит дешевле. Гостиница, похоже, совсем не изменилась с советских времен, ремонта не видно, двери открываются и закрываются с грохотом, но удобства все-таки были. В этой гостинице я увидела первого таракана за последние лет восемь. Ночью включила в туалете свет, а он побежал по стене, не помню, как вышибла дверь из туалета потом в номер, но визга не было. Тараканов боюсь больше всего на свете! Свет не стала выключать, лежала и смотрела, вдруг, побежит по стене, так и уснула, охраняя кровать.
28.08.2010 г.
Утром перетрясли все сумки, дабы не привезти с собой нежелательного пассажира и поехали в центр Киева на экскурсию.
Прошел хороший дождь, город умылся. Выходной день, пробок нет, купили карту города Киева. По пути нашего следования везде бросаются в глаз плакаты и приказы-растяжки: «Любить Украину!». На майдане шел разбор конструкций после праздника. Погуляли по Крещатику, купили вина и конфет украинского производства для гостинцев и поехали кататься по городу. На выезде из Киева пообедали, настроили навигатор на Борисполь, затем Черкасская область.
Здесь в Драбовском районе Виктор решил найти своих родственников, он знал, что перед войной его родственники переселились из села Перервенцi в Сибирь, не был у них не разу и надо же, нашел! Мы посмотрели самую глубинку, как живут люди в селе, честно говоря, грустно, не веселее наших сибирских сельчан. Конечно же, было украинское гостеприимство с салом, гарбузами и горилкой. Я побоялась пробовать все разносолы, думаю, по таким дорогам в моем желудке точно будет хлопушка :-). Долго ехали по районным дырявым дорогам до трассы на Харьков, доехали до Полтавы, остановились, конечно же, в гостинице с названием «Полтава».
29.08.2010г.
Утром встали, поехали искать музей Полтавской битвы. Сама Полтава ничем нас не заинтересовала, очень скучный социалистический городок. Единственно, когда мы оживлялись, это встречая пушки на мостах или танки на постаменте. Неприятно поразило отсутствие указателей к музею. Пришлось пару раз останавливаться и спрашивать дорогу. Искали музей почти полтора часа.
Нашли, посетили сам музей с панорамой Полтавской битвы, окрестности посмотрели, насытились духовной пищей, купили сувениры и пошли в кафе за украинской пищей. Заказали украинский борщ с пампушками, полтавских галушек, очень вкусно!
Выдвигаемся на Харьков. Харьков встретил нас дождем, но это не помешало нам погулять по городу, точнее по его центральной части. Как и везде, старинная часть города очень красивая, а современная безликая. Погуляли по площади, возле театра, посмотрели дельфинарий.
В парке мне очень понравилось, что есть дубы, которые охраняет государство. Когда шли мимо монастыря, увидели магазин, где торговали монастырской выпечкой. Вот уж монастырские булочки я мимо пройти не могла. Купили свеженькие, горячие и пока они были святыми — съели. Вечереет, надо ужинать и ехать в Россию. Решили поужинать на Украине, я еще не успела перепробовать украинских вареников. Заходим в кафе, возле которого увидели яркое меню, обещающее нам много видов вареников.
Я начинаю сразу договариваться с официанткой, а можно ли будет взять с собой вареники, если я не съем их в кафе? Это повеселило официантку, и она меня заверила, что все упакует в лучшем виде. Владимир как всегда сдержанно и умеренно заказал себе ужин, а мы с Виктором стали спорить и выбирать с какими начинками можно сейчас попробовать вареники. В результате все было очень вкусно, а потому все было съедено, с собой ничего взять не осталось.
Едем в Белгород. Перед Гоптивкой нас встречает двухкилометровая очередь до таможни, 18 часов местного времени, остановились в очереди ждем, до России «рукой подать», а по времени? Пока очередь медленно продвигается к украинской границе, я мысленно уже стала вспоминать поездку по Украине. Все, путешествие к Одессе уже в прошлом.
III Часть. От Украины через Казахстан
Медленно продвигаемся к границе. Метров за 100 от пропускного пункта Гоптивка, стоит таможенник, вписывает количество пассажиров в талон и отдает талон водителю. Быстро темнеет, к пропускному пункту подъехали через два часа. Все делается оперативно, документы, взгляд на фото, взгляд на тебя, следующий. Никто не попросил наши иммиграционные листочки, зеленую карту. Когда оформляла зеленую карту в Абакане, мне пояснили правила пользования. На въезде в Украину у меня должны на границе забрать один экземпляр зеленой карты, на выезде забрать второй экземпляр и у меня должен остаться один — оригинал зеленой карты. Все три экземпляра остались у меня. Прошло еще полтора часа на территории «границы», просто стояли и ждали, пропускали фуры. Въезд в Россию прошел буднично, без стрессов и приключений, Родина не сопротивлялась нашему возвращению. Проезжаем через Белгород ночью, путь держим в Старый Оскол.
30.08.2010.
Останавливаемся в гостинице с красивым названием «Русь». Гостиница скромная, а вот деревья возле входа в гостиницу мне очень понравились.
Краткий осмотр Старого Оскола, чистый зеленый город без особой архитектуры, широкие проспекты, привычные бетонный панельные дома, реклама, магазины. Город разбросан по холмам.
Далее едем в Воронеж. Перед въездом в город сразу попадаем в пробку. Покатались по Воронежу, городу в годы войны тоже не повезло. Разбомбили его основательно, что пришлось отстраивать заново, старинных построек очень мало.
Проезжаем стороной Липецк, обедаем в придорожном кафе, направляемся в Тамбов. Дорога жесть, напомнила мне дорогу в Канск из Красноярска, как по шпалам…
Смотрим город Тамбов, конечно, не могли проехать мимо сувениров с тамбовскими волками :-).
31.08.2010.
В Пензу приехали ночью, немного поплутали из-за пешеходных улиц. Видим гостиницу, а подъехать не можем, кафешки, знаки, пешеходы. Увидели гостиницу «Пенза», смогли подъехать к крыльцу. Места свободные есть, нам дали четырехкомнатный номер.
Гостиницу на нашем этаже не ремонтировали с советских времен, в фойе современный дизайн.
Смотрим Пензу и выезжаем в направлении Уфы. Въезжая в Башкирию, встречаем еще одну 20-ку Приус без номеров. Любуемся чистотой и порядком вдоль трассы, глядя на многочисленные «качалки», пытаемся анализировать технологию добычи нефти.
Когда подъехали к Уфе, на эстакаде прочитала лозунг: «Ведь можем, когда захотим!». Он меня потряс до глубины души. Останавливаемся в гостинице «Агидель». Места есть свободные. Администратор спрашивает: «Оплачивать будете наличными?». Я радостно уточняю: «Можно оплатить карточкой?». Думаю: «Наконец-то доехала до цивилизации, можно и карточкой воспользоваться!». Администратор охлаждает мой пыл: «Нет, оплата только наличными». Интересно, зачем спрашивала?
Идем за вещами, устраиваемся в номера. Поздний вечер, но нам повезло, еще работает ресторан и мы в числе последних клиентов успеваем по-человечески поужинать. Ресторан очень уютный, пол выложен красивой новогодней керамогранитной плиткой.
01.09.2010
Завтрак неплохой, даже были какие-то национальные булочки-пирожочки. Покидаем гостиницу. Улицы во многих местах перегорожены. Праздник знаний, 1-е сентября. Детишкам не повезло, дует холодный пронизывающий ветер. Нас такая погода мало расстроила, в машине тепло и уютно.
С удовольствием смотрим город, направляемся в Челябинск. Только выехали за черту города, останавливают нас башкирские гаишники. Это первый останов в России после Украины. Выяснив, что мы едем со стороны Уфы, отпускают. Там странное пересечение, если ехать по объездной, знак «40» видно, если из города — нет.
Вдоль трассы много торговых точек с названием «Пчела», покупаем липовый мед, как его охарактеризовал продавец — «Золото Башкирии».
Едем по знакомым местам, смотрим перевал Сим с другой стороны. Возле населенного пункта Усть-Катав опять останавливают гаишники. Судя по знакам, в том месте организована подстава для водителей. На подъеме стоит знак , Володя выходит на левую полосу, обгоняет КАМАЗ и нас встречает гаишник. Выезд на полосу встречного движения, лишение прав. Следом за нами останавливают еще одного водителя. Володя пытается доказать, что выезда на встречку не было. Второй водитель слушает его доводы и обрадовано сообщает гаишникам: «Я тоже не согласен, я не буду подписываться под встречкой». Гаишник отпускает счастливчика, а у Володи изымает в/у. Почти два часа мы пытались разобраться, что мы нарушили, главный довод гаишников это то, что знак отменяет сначала знак «место стоянки», а затем второй раз этот знак отменил знак «уступите дорогу». Ничего не добившись, разворачиваемся, проезжаем еще раз по этому участку, снимаем все на видео, чтобы потом дома в суде доказывать нашу невиновность. Едем, а нам навстречу «наши» гаишники, они тоже поехали смотреть, какие знаки стоят на этом участке. Вот класс! Они, изымая в/у, сами были не уверены в дорожной обстановке. Едем дальше с временным разрешением. Настроение конкретно испорчено, еще долго дискуссируем по поводу гаишников. Проезжаем Челябинск и держим путь на Курган. Не меняем своих привычек, останавливаемся на отдых в гостинице «Курган». Скромный номер секционного типа, российский грохот закрываемых дверей, безрезультатное спускание воды в надежде, что она погорячеет. Не дождавшись даже теплой воды, иду спать под звук местных новостей. Стоимость номера вообще поразила, с нас взяли не за сутки, а за фактическое пребывание в номере, по 420 рублей с человека. Почти бесплатно!
Да, традиционный российский вид из окна…
02.09.2010
Утром встаем, позавтракать негде. Проезжаем через город, надеемся позавтракать где-нибудь по пути.
Выезжаем из Кургана и тут спонтанно приходит мысль проехать в Омск через Казахстан. Посмотрели по карте, красиво так ровненько дорога проходит через Петропавловск. За плечами у нас мало было экстрима, что решили проехать через Казахстан. Я вообще не готовилась к пересечению казахской границы, даже не стала читать о возможных трудностях, о страховке, о ПДД. Думала, что читать, все равно не поедем через Казахстан. И вдруг, захотелось проехать через Казахстан. Заправляемся в России, денег казахских нет, менять рубли на тенге не будем. Как только дорога повернула в сторону Петропавловска, машин на трассе резко убавилось.
Подъезжаем к границе, первым делом надо пообедать, чтобы не останавливаться в Казахстане. Останавливаемся возле кафе, где больше всего легковых машин. Думаю, народ тоже решил подкрепиться в России, заходим и ступор! Полная кафешка российских таможенников, оказывается время обеда, и таможенники обедали именно в этом кафе. Таможенники все в форменной одежде и мы выглядели на их фоне очень некстати. Взяли обед, и Владимир решил воспользоваться обстановкой, подошел спросить о правилах пересечения границы, вежливо посетовав, что не планировали ехать этой дорогой. На что таможенник резко ответил: «Вот и надо было ехать другой дорогой!». Да, такого отношения мы не ожидали от сограждан. Пообедав, пошли выяснять правила у дальнобойщиков. Водители показали киоск, где подешевле страховка, там мы все и расспросили. Девушка-страховщик приветливо встретила, все объяснила, застраховала нашу «казахскую» ответственность за 360 рублей и на прощание выдала очень мудрую фразу: «Вы правила не нарушайте и все будет хорошо!».
Решили воспользоваться этим советом, не нарушать. Клеим стикер страховки на лобовое стекло. Подъезжаем к шлагбауму, впереди две фуры. Водитель фуры показывает, что, давай, проезжай. Возле будки останавливаемся, граница импровизирована в виде скромной сторожки. Таможенник, посмотрел документы, написал количество человек на талончике и номер машины, спросил про наличие запрещенного груза и открыл шлагбаум. Через 50 метров вторая сторожка, там попросили открыть багажник, двери, опять вопросы про запрещенные к провозу через границу вещи, забрали талон и счастливого пути!
Едем с километр по пустырю и останавливаемся перед казахской границей. Опять шлагбаум, казах-таможенник подает иммиграционные листки, мы их заполняем, проезжаем к следующему шлагбауму. Эта таможня мне показалась более оборудованной. Неплохой павильон, чисто, просторно, народу очень мало. Есть уже на полу символическая полоса, за которую нельзя без приглашения заступать. Подаю документы на себя и на автомобиль. Таможенник долго заносит данные в компьютер, требует посмотреть в видеокамеру у него над головой, отдает документы, далее проходит мой экипаж по одному. Интересно, что заходим и выходим в одни и те же двери, граница импровизирована в центре зала. Выходим на улицу, открываю двери автомобиля, багажник, дежурные вопросы, таможенник вообще нами не заинтересовался и задавал вопросы чисто из правил этикета. Открывает шлагбаум и вот мы в Казахстане.
Ехать, соблюдая все правила, мне хватает терпения на полчаса, далее «сажусь на хвост» местному жителю и с ветерком проезжаем до Петропавловска. Город проезжаем почти стороной. Почти — это потому, что, засмотревшись на местное строение, проскакиваю нужный поворот на Омск и немного заезжаю в город. На первом же возможном съезде разворачиваемся — и на Омск. Машин на трассе немного. Местные летают по трассе с приличной скоростью, машины с российскими номерами едут осторожно.
Доехали до поста в Булаево, казахский гаишник особо не смотрел на дорогу и вдруг, в последний момент, я уже проехала мимо него, машет жезлом и бежит за машиной. Проехав за перекресток, я остановилась. Пока гаишник шел к машине, собрала все документы, вышла. Гаишник вежливо поздоровался, назвал себя, попросил документы. Все внимательно посмотрел, обошел машину, посмотрел наклеенный стикер страховки и вежливо обращаясь по имени-отчеству спрашивает: «А Вы знаете, что в Казахстане эксплуатация автомобилей с тонированными стеклами запрещена?». Знаю ли я? А вообще, что я могу знать, если я вообще не планировала ехать через Казахстан. Хотела экстрима? Вот, получи! Так же вежливо отвечаю: «Да!». Возникла пауза, гаишник молчит, я тем более. Он еще раз обходит автомобиль: «А разве в Петропавловске Вам не делали замечания по поводу тонировки?» Что я еще могу сказать: «Нет, у меня все в порядке!». Гаишник постукивает моим комплектом документов по своей открытой ладони и думает, еще немного думает и … отдает мне документы: «Счастливого пути!». Ну, вот, хороший человек, вежливый гаишник, мне крупно повезло! Едем дальше и снова шлагбаум. Возле таможни никого кроме нас.
Я, как грамотный водитель, останавливаюсь перед правым шлагбаумом, беру документы, иду в будку. Захожу, здороваюсь, жду, когда у меня возьмут документы. Таможенник на меня не обращает внимания, прошел по будке туда-сюда, опять не обращает внимания, я терпеливо жду. Через две-три минуты он поворачивается ко мне с очень интересным вопросом: «Слушаю, че хотела?». Сколько границ проехала, такого вопроса не задали нигде. А, правда, чего я хочу? Домой хочу проехать, в Россию. Молчу дальше, жду. Таможенник сел за стол, тяжело вздохнул: «Ну, давай, документы!». Подаю паспорта, полистал, опять вздохнул, перекинул документы на мой край. Молчит, я жду. Таможенник смотрит в окно. Я не вытерпела: «Я могу ехать?». В ответ непонятная мимика, типа, «можешь».
Иду в машину, сажусь за руль, жду, когда поднимется шлагбаум. Проходит несколько минут, шлагбаум неподвижен. За нами останавливается машина с казахскими номерами, водитель шустро заскакивает в будку, шустро выскакивает. Открывается шлагбаум на встречной полосе, казахская машина проезжает по левой стороне, я стою. Пытаюсь разглядеть сквозь окно будки выражение лица таможенника, безрезультатно. Опять поднимается левый шлагбаум, я же грамотный водитель, стою, жду, когда откроется правый шлагбаум. Экипаж совещается, что может, проедем через левый шлагбаум? Опять пытаюсь разглядеть в лице таможенника какие-нибудь сигналы на то, что можно проезжать, безрезультатно. А, ладно, сдаю немного назад и пытаюсь проехать по встречной через левый шлагбаум. Только начала движение, таможенник опустил шлагбаум. Черт, будем играть в «кошки-мышки»? Я останавливаюсь, он открывает шлагбаум.
Распсиховавшись, я теряю бдительность и начинаю движение, задеваю бампером металлическую бандуру, что разделяет дорогу по середине. Слышу страшный грохот, мысленно вижу изуродованный автомобиль, останавливаюсь, экипаж выскакивает из автомобиля. По лицам ребят пытаюсь определить насколько все страшно. Владимир показывает, сдавай назад, отъезжаю на исходную позицию. Выхожу смотреть. Оказывается, я сдвинула бампером металлическое сооружение на дороге. Пока я ловила шлагбаум туда-сюда, я забыла про эту металлическую штуку. Ее совсем не было видно из-за бампера. Бампер целый, но на нем следы от красной бандуры. Таможенник вылетает с воплями: «Ездить не умеешь, да? Воротину мне сломала, да? Че делать будем, да?». Виктор с Володей поднапрягшись ставят эту металлическую штуку на место, она оказалась довольно тяжелой. Таможенник ушел в будку. Опять ждем, шлагбаумы закрыты. Я в бешенстве, Виктор показывает мне, иди, тебя таможенник зовет. Захожу, таможенник берет мои документы, вертит их, крутит: «Ну, че делать будем? Ты мне воротину сломала!» После этих слов начался уже не очень вежливый диалог:
— Я сломала? Да это ваша бандура на месте стоит, это у моей машины бампер поврежден!
— Ах, это я виноват?!
— Конечно! Почему шлагбаум не открываете?
— У меня сломан правый шлагбаум, видишь, сломан, я не могу открыть!
— Почему не установили знак, направление объезда? Почему не написали, что шлагбаум неисправен?
— Это я виноват? Я?!
— Да! Вы должны были указать, что движение через левый шлагбаум!
Таможенник швыряет документы на мой край стола, я беру их, выхожу и проезжаю через левый открытый шлагбаум. Перед следующим вагончиком останавливаемся, выхожу из машины и даю волю чувствам, сокрушаюсь по поводу раскрашенного бампера. Владимир утешает: «Бампер целый, а краску ототрем дома». Идем в павильон, та же процедура с документами, откуда-куда, смотреть в видеокамеру, забирают иммиграционные листочки и на нейтральную полосу.
На нашей границе вообще оказался дурдом. Так же проезд был через шлагбаум по встречной полосе. Разница была в том, что шлагбаум не открывался в принципе автоматически. Таможенник выходил и оттаскивал его вручную. Машину прогнали через санпропускник, за 50 рублей нас обработали от какой-то инфекционной болезни. Оформление документов «туда» и «обратно» было в одном вагончике. Все столпились в одной очереди и из России и в Россию, и из автобусов и из легковых автомобилей, стояли в очереди долго почти два часа. Когда въехали в Россию, экипаж стал подтрунивать надо мной, как я штурмом брала казахскую границу.
В Омск заезжать не стали, повернули на Новосибирск. Сразу же вклинились в плотный поток фур и страшнокоптящих «КАМАЗов». Останавливаемся поужинать в кафе «У камина». Кафе оформлено в охотничьем стиле, вполне прилично. Выбор, как в столовой, берем подносы и сами выбираем блюда с витрины. В полночь мы вновь оказались в Барабинске, можно сказать, знакомый городок, где в прошлый раз нас хорошо обматерили :-). Гостиницу «Путник» находим быстро, сразу достаем вещи и идем к администратору. Надо было видеть наше удивление, когда мы услышали, что свободных мест нет. Мы даже несколько секунд не знали, что спросить. Администратор сама сообразила и сразу отправила нас в пансионат «Бараба». Устраиваемся в пансионат, женщина в белом халате, как в санатории, оформляет нам документы. Трехместные номера, чисто, уютно и очень дешево.
03.09.2010 г
Утренний подъем, идем на первый этаж в столовую пансионата. Завтрак типично санаторный: каша, компот. Сто лет не ела столовскую кашу, мне кажется, в домашних условиях никогда не получится такая размазанная и непонятная каша. Но все-таки это лучше, чем ничего. Подкрепляемся и выезжаем в Новосибирск. За бортом +6С, пройдено 10 400 километров. Пейзаж не очень был интересен, а вот небо было затянуто красивыми причудливыми облаками.
В 12 часов дня въезжаем в Новосибирск. Проводим запланированную деловую встречу, обедаем и выезжаем в 16 часов из Новосибирска.
Когда-то Новосибирск был просторным и светлым городом. Цирк казался таким грандиозным и большим зданием, так хорошо смотрелся на пересечении проспектов. А сейчас мы увидели очень плотную и бессистемную застройку, все аляписто, намешано. Цирк с трудом сумели разглядеть среди мощной застройки.
Вот, наконец-то, знакомая тачанка, заправляемся в п. Журавлево.
В 20 часов проезжаем Мариинск и в 22:40 мы уже в Ачинске. Последний наш ужин и последняя заправка автомобиля в этом путешествии. Все, уже скоро последний пункт нашего путешествия и родные ждут нас с нетерпением на нашей базе в Шира.
Краткие итоги путешествия
Самое главное — ни одной поломки! Абсолютно никаких проблем и волнений по поводу технического состояния автомобиля!
Пробег 11 700 км. Стоимость 1 км = 1, 48 руб.
Сожгли 760 литров АИ-92 на 17 427 рублей.
По России заправились на 13 750 рублей, по Украине на 919,23 гривны (36 76,92 руб.).
Средний расход получился 6 литров на 100 км пробега. В этом расходе и высокая скорость и кондиционер. В жаркую погоду мы не выключали кондиционер пока совершали пешие прогулки. Приходишь к автомобилю, а в нем прохладненько, супер!
На гостиницы потратили 45 842 руб. За 15 ночей три человека в среднем заплатили по 1 000 рублей за ночь.
Сколько потратили на еду, не знаю. Чеки давали не всегда, записывать забывала. На еде не экономили, покупали все, что нравилось и все, что хотелось попробовать. Из сувениров чаще покупали магнитики. Сейчас подхожу к холодильнику, и сразу вспоминается путешествие! Посмотрели 18 крупных городов, а, сколько маленьких городков и поселков, можно со счету сбиться. Конечно, за то время, что мы уделяли осмотру городов, нельзя сформировать окончательное мнение. У нас было первое впечатление, первый свежий взгляд на город, которые могут измениться, если пожить в этом городе, хотя бы неделю.
Из 11 700 километров дорог наберется всего лишь тысячи три километров хороших дорог. Спать в машине не пришлось, на всем протяжении нашего путешествия удавалось устраиваться либо в мотель либо в гостиницу. Так и не смогла протестировать «Prius» на комфортность ночлега.
Еще раз убедилась, что Саяны, Енисей, Хакасия — очень красивые места на планете.
Прим. Drom.ru: автор этого рассказа также ведет блог о своем автомобиле в разделе «Отзывы» — Toyota Prius 2009 - отзыв владельца + 25 дополнений.