|
В прошлом году была первая дальняя вылазка из Омска в Абхазию. Всё в целом понравилось, дети вели себя в дороге хорошо. Мы с женой тоже, так что решили на следующий год повторить, что собственно и было удачно сделано.
Время выбрали — сентябрь. Причин несколько, менее загруженные дороги, цены пониже, ну и людей поменьше. Последнее не так критично, Абхазия — далеко не российское побережье, в прошлом году в августе там было не так уж и много народа. Во всяком случае на пляже места было всегда много, и в воде ни с кем не столкнёшься. И всё же.
Собственно, подготовка была стандартной уже. Машину в сервис, как всегда, прошу посмотреть, что надо сделать перед дальней дорогой. Косяков нет, тем более, что по весне была сделана плановая капиталка движку, поменяно то, что обычно меняется в таких случаях. Обкатка пройдена, жор масла нулевой (таким и остался за всё путешествие). По подвеске всё хорошо, тормоза с запасом ещё (заменены ещё перед предыдущей поездкой больше года назад). Была одна рекомендация, заменить радиатор. Потому как у нынешнего была небольшая трещина на верхней крышке, герметиком заклеена. Стал обзванивать магазины, нету радиатора. Где-то нет вообще, где-то будет, но не раньше, чем через неделю. В общем, отложить решил до приезда. На всякий случай прикупил с собой в дорогу масляный фильтр и литрушку «Мобил1», который всегда лью, памятуя, как в прошлом году под Камышиным тоже покупал литрушку масла на долив, и подсунули мне непонятно что. И на цвет и на запах было, ну, совсем не то. Лить я его не стал, до сих пор дома валяется.
За прошедший год, был приобретён навигатор. В прошлом году брал на время. Залил новую версию «Навитела» и карт, поездил по городу. Пописал треки немного. Вроде работает.
Вещей с прошлого года уже знали сколько брать, в прошлом году больше половины из них нам не понадобилось. Да и у Toyota Ipsum багажник не маленький. Ещё и в дальнюю дорогу третий ряд сидений я снял. В дороге они мне без надобности, а лишний вес с собой возить мне ни к чему.
Так же с собой взяли сумку-холодильник, от прикуривателя которая работает. Знатная вещь. Почти всю дорогу оттуда питались. Масло не тает там, йогурты прохладные, минералочка охлаждённая. Удобно, в общем.
Из электроники, автопоходной набор стандартный, к навигатору ещё прилагаются фотик, камера и ноутбук. Под сиденьем пассажирским инвертор на 220, чтобы всю это кучку можно было подзаряжать на ходу.
Вопрос встал с выбором маршрута, начальная и конечная-точки известны, а дорог между ними хоть вроде не много, но и не мало. Через сайт www.ati.su прорисовал себе два почти похожих маршрута, распечатал и положил в машине. Мало ли что с электроникой.
У меня стойкая аллергия на Урал, вернее, на отдельно взятую дорожку от Златоуста до Сима. В прошлом году на юг мы ехали через Тюмень — Ёбург — Красноуфимск. Понравилось. Длиннее ненамного, и дорога в хорошем состоянии. Но, как говориться, ездить по одной и той же дороге, как минимум, скучно, и недавно вернувшийся с югов товарищ сильно советовал ехать южным Уралом, через Белорецк, не доезжая Магнитки. Собственно потому маршрутов и было два. Один напрямую до Cима, второй от Челябы на юг в сторону Белорецка и потом на Уфу. Выбирать надо было у Челябы, по времени, как туда подъеду. Потому как на Белорецк по темну я бы не поехал. Потому как с мотелями там, скажем, не очень, вернее, их нет совсем. Во всяком случае, я не увидел. Дальше маршрут без особых вариантов. Через Пугачёв, на Волгоград. Дальше опять вопрос, в сторону Ростова и по М-4 на побережье, или попробовать через Шаумянский перевал на Туапсе сразу. По прошлому году помню пробки в конце М-4 у Краснодара и Джубги, а так же сплошные серпантины до Адлера. Решение однозначное, ехать перевалом. Вроде маршрут утверждён.
Омск — Ишим — Курган — Челяба — Белорецк — Уфа — Самара — Пугачёв — Саратов — Волгоград — Апшеронск — Шаумян — Туапсе — Адлер. Примерно так.
Выезд назначен на 10 сентября. Подъём в 4 утра, старт в 5:15. Дороги пустые, до свиданья Омск. Маршрут стандартный: Ишим — Курган — Челяба. Проехал минут 40, навигатор говорит «блямс» и вылазит сообщение, типа, «не хватает памяти для записи трека». Выражаюсь нецензурно, перезагружаю. Продолжаем движение. Следующие минут 40. Опять «блямс». Всё повторяется. Короче, раза после четвёртого отключаю запись трека. Всё нормально. Едем.
Проезжает Тюкалу, за ней дорога до Тюменской области что зеркало. Время около 7 утра, народу на дороге нет вообще, катишься и катишься. Красота! Заезжаем в Тюменскую, дорога портится, но пока не критично. Появляется трафик. Ишим, первая заправка. Навигатор на Макушино, в путь. Ну, кто ездил, тот знает, кто не ездил, наверное, слышал. Ремонт дороги у Бердюжки. Километра три гравием отсыпано, прикатано, довольно ровно. Дальше километров 30-40 дорога, как после бомбёжки, ну, собственно, как и в прошлом году, но участок стал покороче. Делают его, но как-то очень уж медленно. Ехать уверенно можно со скоростью 40-50, едешь быстрее — можешь в яму влететь не по-деццки. Ямы глубокие и во всю дорогу, увернуться трудно. Ну да ладно. Проезжаем. Перед Макушино и после дорога уже нормальная, сюрпризов нет. Скорость растёт. Первая остановка на завтрак где-то в Курганской области. Время часов 9:10 утра. Холодина на улице, чувствуется осень. Ну горячий чай-кофе из термоса, бутерброды, йогурты.
Продолжаем движение. Первое общение с доблестными гибддшниками. Дорога, две полосы, прерывистая разметка, впереди поворот налево, обгоняю кого-то. Вижу, что перед поворотом начинается сплошная. Спокойно, никого не напрягая, захожу в свою полосу до сплошной. С запасиком. За перекрёстком стоят. С камерой, с «Визиром». Ну мне, естественно, отмашку. «Здрассте» — говорю, в ответ ни «здрассте», ни «лейтенант такой-то». «Документы ваши. Что, нынче через сплошную что ли можно ездить?». «Не, — говорю, — всё было по правилам. Успел до сплошной». «Ща проверим», — отвечает. Идёт в жучку к себе, с напарником смотрят запись, ну да, действительно я успел, и на записи это отчётливо, наверное, видно. Молча суёт мне документы с оскорблённо-обиженным лицом, как будто я у него украл что-то. Не сдерживаюсь, говорю вслух: «Спасибо, счастливого мне пути».
По навигатору по объездной проходим Курган, едем на Челябу. Тэкс. Подходит время выбирать маршрут. Либо на юг, либо напрямик. Время — начало пятого вечера. Решаем ехать югом. И не пожалели. Красиво там. Пролетало где-то сравнение с Альпами, возможно. В Альпах не был. Но там и луга в горы, которые уходят, и поля, и вершины в облаках, да и сам через облака едешь порой.
На подъезде к Белорецку есть кусок дороги 11 км по знаку. Раздолбанная, но не смертельно. Дальше всё ровно. В горах дык вообще скорость 100-110 примерно на серпантинчиках. Как таковых серпантинов и шпилек почти нет. Есть достаточно затяжные спуски и подъёмы, большегрузов почти нет. Встретил 2-3 попутных за всё время там и с десяток встречных, то есть с Уралом не сравнить. Но в темноте я б там ездить не советовал. В общем, когда горы закончились, окончательно стемнело. Решаем доехать до гостиницы, в которой в прошлом году ночевали. Это где-то в конце Башкирии, перед Татарией. Километров 200 от Уфы. (N54 28'19,4'' E53 48'30,8'').
Приезжаем туда где-то в полдвенадцатого ночи по омскому. Там минус три часа. Однако! Это получается за день я проехал три часовых пояса. В прошлом году там вроде на два часа от Маськвы время отличалось, или я что-то путаю... не суть важно. Пробег за первый день составил 1 620 км. Очень неплохо, скажу я вам. Честно сказать, я на столько не рассчитывал. Думал, что где-то в районе Сим — Уфа ночевать придётся. Силы, кстати, ещё остались. Мог бы проехать и подальше. Но неплохое и знакомое место для ночёвки победило. Поужинали, благо, кормят там ещё неплохо. И спать. На следующий день предварительная цель — Волгоград и дальше как получится...
Встали в 7:30 по омскому. И в 8 были уже в дороге. По-местному пять утра. Едется хорошо. На дороге появились колеи. В асфальте прокатанные. Бугры срезаны фрезой. Много где дорогу уже сделали полностью, разметка не везде ещё есть. Как рассказывал товарищ, который вернулся в последних числах августа, бугры эти сносили днищами (позже немного наблюдал это), за пару недель всё отфрезеровано хотя бы.
Завтрак назначен у нас в Самаре. В «Макдональдсе». :) Не очень полезно, но вкусно. Примерно в 8 по местному прибыли. Детям по детскому завтраку с игрушкой, нам всего остального. Жена возмущалась, что нет её любимой картошки фри. На завтрак не подают, только после 10 часов. Ждать, естественно, не стали. Дальше дорога на Волгоград через Пугачёв и Саратов.
Ну что сказать. До Пугачёва ехать в принципе недалеко, дорога нормальная. Проехали Пугачёв, посмотрели на вертолёты, (вертолётная учебка там какая-то находится). Почему-то они все фигуры пилотажные над самим городком проводят. Это элемент шоу или экстрима? Не поняли. Тут начались дороги с промятыми в асфальте колеями. Один раз даже сам немного шваркнулся, после чего замедлился и ехал глядя во все глаза. Заметил, что по всем законам физики покорёжило в основном самые чёрные участки асфальта. По-моему, они были и самые свежие. Старые куски, которые серые, промяты не в пример меньше или вообще ровные.
В общем, подъезжаем к Марксу, останавливаемся у торговцев рыбой. Купили судака копчёного, местного, как нам сказали, жерика копчёного и связку вяленой. Рыбка вкусная, потом на дороге остановились, когда попробовали. Попробовали аж на полрыбы. А рыба совсем не мелкая, еле в холодильник влезла. В общем, проезжаем Маркс, навигатор настойчиво показывает поворот на новый мост через Волгу, по объездной вокруг Саратова. Не еду специально. Хотелось взглянуть на Энгельс и Саратов. Вообще Энгельс и Саратов стоят друг напротив друга на двух берегах Волги. Между ними длинный мост. Городки старые, малоэтажные, особенно Энгельс. Уютненько там, улицы не широкие, но и движение не сильное. В общем, проехали не-торопясь, поглазели по сторонам. Заехали в Саратов. Впечатляет свечка, которую там строят. Стоит у моста на берегу. Этажей в ней, по-моему, не меньше 40. 16-ти этажки рядом смотрятся бедненько. Интересно, достроят её когда нибудь?
Ещё один факт про Саратов, на дворе суббота, день свадеб, как мы поняли, то ли нам так повезло, то ли сложилось. Но по ощущениям половина Саратова в этот день выходила замуж и женилась. Проезжали мы мимо местного дворца бракосочетаний. Феерично выглядит крыльцо немаленькое, на нём полтора десятка невест и несколько десятков машин с ленточками вдоль всей улицы. По навигатору проезжаем дальше, на трассу в сторону Волгограда.
В Камышине обычно заезжаем покушать в кафешку при гостинице на въезде, но дети уже закемарили, мы как-то особенно тоже не голодные, рыба копчёная всё же питательная. Едем на Волгоград. Подъехали к Волгограду где-то часов в 10 вечера, время ещё есть. Решили ехать в район Котельникова, и там найти какой-нибудь мотель. Заправился на въезде, на «Лукойле». Ставлю точку на навигаторе, едем. Как-то странно заводит навигатор, в какое-то поселение сразу за Волгоградом, потом заканчивается поселение, начинаются камыши вокруг дороги, дорога вроде ничего, но на ней никого нет. Странно! Проезжаем пару километров, утыкаюсь в паром. Нецензурные слова. Паром, естественно, не работает ночью. Говорю себе ещё раз, надо проверять проложенный трек.
Ладно, делать нечего. Изучаю карту, вижу недалеко мост. Ставлю там промежуточную точку. 19 км туда, немного. Едем через мост. Где-то встретился указатель «западная объездная дорога». Покрытие гадкое, трафика почти нет. Почему-то воняет с улицы разными запахами, то аптекой какой-то, то навозом, то химией непонятной. Проехали объездную, указатель на Котельниково. Дорога плохая, разметки почти нет, ни заправок, ни мотелей. В конце концов на какой-то стоянке у закрытого кафе, с «охраной» в виде дедушки какого-то за 50 рублей. Ну да ладно, по прошлому году помню, что Волгоградская область не блещет сервисом. И ловить, похоже, дальше нечего. Совсем не факт, что там будет мотель. Сиденья раскинули. Да улеглись спать, не шибко-то удобно. Хотя раскладывается салон почти в плоскую лежанку. За день пройдено где-то 1 200 км. Просыпаюсь на рассвете. Ну, не двухспальная кровать, конечно, но в принципе отдохнул. До Адлера примерно 900 км. Через Сальск — Белореченск — Апшеронск — Шаумян — Туапсе. Поехали.
С рассветом дороги лучше не стали, проезжаю Котельниково. Знак «60», потом какой-то рукописный «40», за ним такой же самодельный «20». ну ладно, знак так знак. Еду где-то 65 и начинаю замедляться по знакам. Подальше стоит какая-то избушка, (вет. пост, как потом рассмотрел) перед ней стоит «пятёрка» гаишная, на капоте «визир» стоит. Рядом два гайца. Ну и ладно. Я не нарушаю, еду почти по правилам. Машет палкой мне. Останавливаюсь, опускаю окно, специально не выхожу из машины, пока не попросят, а то начнётся потом, не пристёгнут был и т. п.
Подаю документы, гай лет 50-ти. Форма старенькая, но сам вроде аккуратный, хотя с усами. Не припомню я что-то инспекторов с усами. Листает документы, откуда едете, куда? Документы перелистывает, уже раз несколько пролистал, ждёт от меня финансовых предложений что ли? «Что ж вы так быстро-то ездите». «Не, — говорю. — Я по правилам езжу». «А я вас, что ли, просто так остановил». «Ну не знаю», — отвечаю. «Наверное, просто так». 71 километр в час мне прибор показал. Тююю, отвечаю. Не было такого. Пойдёмте кино ваше посмотрим.
Идём к машине. Гай ещё раз перелистывает мои доки, ну ведь быстро вы ехали? Нет, говорю, по знакам ехал я. Давайте кино смотреть. Рядом стоит второй гай, этот вообще что-то с чем-то. Такое впечатление, что взяли где-то бомжа неопределённого возраста, примерно от 40 до 60. Не сильно-то старались отмыть, обрядили в какую-то списанную форму и поставили рядом с дорогой. Первый гай смотрит на визир, я смотрю на визир. Даже я понимаю, что он не стоит на записи. Включен на нём просто контроль. Показывает машины и скорость, но ничего не пишет. Первый гай, с задумчивым видом, тыкает какую-то произвольную кнопку на приборе. Естественно, реакции ноль. Спрашивает у второго строго: «Ты что-нибудь трогал тут?». Такой реакции я не ожидал. Второй испугался, как будто его обвинили во всех грехах и преступлениях всего города за последние пару лет: «НЕТ!». Страх на лице неподдельный. Первый задумчиво ещё раз перелистывает мои доки, вздыхает: «Счастливого пути». У меня вообще возникло ощущение, что это были не совсем гаи, а, к примеру, сыновья настоящих гаев, которые с утречка одели форму, к примеру, сыновей, и пошли побомбить на пиво. Во всяком случае второй гай точно гаем не выглядел. Ну да ладно, едем дальше.
Волгоградская кончилась, дорога стала получше, пару раз остановили на постах. Полистали доки, ничего не предъявили, отпустили. Ну что ж, имеют право.
Двигаемся к Кавказским горам. Время часа 3-4 дня. Дети заявили, что хотят кушать. Где-то перед Апшеронском останавливаемся у кафешки у дороги. Вернее, не то чтобы кафешка, там и кабачок и закрытый, и на улице столики, и домики для ночёвки, а-ля кемпинг. Как выяснилось, и небольшой зоопарк есть, и детская площадка.
Заказали еды, пока готовится, пошли посмотреть на зверей. Зоопарк небольшой совсем, кролики, какие-то, типа, фазаны и гриф. Здоровый такой, я его давай фотографировать, он как ломанётся к сетке, аж отпрыгнул, а как оказалось, ручной он совсем. Угощение выпрашивал. Хит зоопарка у клетки с тремя медведями. Медведи здоровые. Один на задние лапы встал, метра 2,5 где-то.
Дети на качелях покачались, на карусели небольшой покрутились, побегали по территории. Пособирали желудей. Это всё в дубовой роще находилось. Принесли еду, вкусно, обильно, но дороговато. Больше тысячи насчитали. Едем на перевал. Хорошо там вокруг, чистенько. Чувствуются уже южный колорит и природа. Больше всего переживал за сам перевал. Как проеду, как дорога? Навигатор прокладывает через перевал, только если выключить запрет грунтовок. Ну что, собственно, и логично. В общем, еду по треку, асфальт заканчивается, начинается ровная, прикатанная, широкая гравийка. Засекаю начало на одометре. Не торопясь еду. Ну дорога не фонтан, конечно, все кусты и деревья вокруг запорошены пылью от дроблёной гальки, которой дорога отсыпана. В общем, ехать там нормально, километров 20-40 в час. Трафик небольшой, продолжается это всё 6,9 км. Меня пугали 33-мя. :)
В прошлом году, говорят, участок был 10 км, то есть, похоже, делают её понемногу. С самого перевала виды неплохие, вниз смотришь, сосны размером с травку. Высоко.
За перевалом начинаются знакомые дороги, южные серпантины.
Тут всё знакомо с прошлого года. Время часов 5-6 вечера. Тут уже вариантов как бы нету. Туапсе — Сочи — Адлер. Лето, юг, море на горизонте, серпантин. Красота, за бортом +25 - +30, после +5 в Омске, вообще красота. Чувствуется отпуск.
Где-то между Лазаревским и Сочи нас бодренько так, по центру, по разделительной, обогнали пара человек на байках. Подумал ещё, на серпантине, по центру... едем дальше, проходит с полчаса примерно, где-то ближе к Сочи пробочка. Не глухая, двигаются все, но медленно. Поворот, начинаются дома, посёлок какой-то. Народ на одной и другой обочине стоит, милиция. Девушка какая-то стоит, рукой лицо прикрывает. Понимаю, что-то случилось. Милиция подгоняет, чтоб проезжали, успеваю заметить байк валяющийся. Покорёженный. Проезжаем дальше, вслух гадаем, что случилось, я говорю, байкера не видел, «скорой» не было, дочь с заднего сиденья (справа сидела): «А я дяденьку видела, он простынёй накрыт был». Всё понятно... Грустно блин.
Проезжаем Сочи по эстакадам, туннели новые. В прошлом году не было. Вернее были, но меньше. Объездов больше было, в этот раз в сторону Адлера закрыт всего один. Точка есть ещё с прошлого года. Последняя заправка перед границей, за ней через два дома гостиница. Решили остановиться в ней же. Заехал на заправку, полный бак и к гостинице. Места есть. Время 21:30, три дня дороги позади, пробег в районе 3 700 км. Усталость есть, но степень, я бы сказал, — лёгкая. В прошлом году я бы назвал уровень усталости — выше среднего. Может от того, что в первый раз, может потому что август был и трафик плотнее.
Четырехместный номер так же, как и в прошлом году. 1 600 рэ. В прошлом году был двухкомнатный фэмили-рум, в этом году номер однокомнатный, метров 30-40 квадратных, собственно, нам без разницы, нам переночевать. Танцы можно устраивать. Заехать в Абхазию можно и ночью, но искать жильё по темноте? Зачем? На самом деле в Гагре отдыхает знакомый, собирались с ним встретится, говорили с ним ещё до нашего отъезда, он там уже был. Там, где живёт, есть, говорит, комнаты там свободные, но всё равно хочется заранее посмотреть, вдруг не понравится? Поплескались в душе, и спать.
С утра будильник не завожу, торопиться некуда, до границы 3,5 км. Вечером ещё громыхать в небе начало, молнии, дождик начался, ну да ладно, южные дожди — это ненадолго. Проснулся раненько, всё-таки сдвиг часовых поясов. Часов в семь местного выдвигаемся к таможне. В прошлом году на границу туда потратил примерно минут 40-50. В этот раз на границе никого, сразу выдали квиток на прохождение границы, тут же погранец проверил номер кузова. Я так понимаю, для проформы. Потому как делал он это выборочно. Ну да мне не сложно, капот открыл, на шильдик показал, печать на листочек получил. Из машины высаживают всех пассажиров перед досмотром, детей можно оставить, то есть высадили одну жену. Она проходит границу пешим ходом. Ходьбы там метров 200 всего. Заехал на досмотр, с доками сначала к досмотрщику, открыл багажник, в полглаза он туда глянул — закрывай. Штампик на бумажку, на регистрацию транспорта. Окошко тут же, две минуты, забили в комп данные, штамп на бумажку, в окошко паспортного контроля, тут проверили паспорт, посмотрели свидетельства о рождении детей, детей предъявить не попросили. Последний штамп и свободен. На шлагбауме отдаю заштампованный листочек, до свидания, Россия.
Здравствуй, Абхазия. Ну тут всё как всегда. Обратный порядок, паспортный контроль. Останавливаюсь, собираюсь выйти из машины с паспортом и свидетельствами, погранец смотрит на меня, и просто машет рукой, проезжай. Ну, как скажете, жена уже там, собираюсь за мед. страховкой, оказывается, уже всё сделано, с жены деньги взяли, меньше, чем надо, потому что мимо кассы. Один абхаз пытается спросить про страховку, другой ему — всё нормально, уплачено. Едем на регистрацию автотранспорта. Там страховка и временное разрешение. Подхожу к окошку, 350 рублей — говорит. Не вопрос. Проходи дальше, показываю на полис «Ааа...?». Просто делают ручкой, плавно так, проходи, типа, не задерживай. Ну ладно. В следующем окошке в амбарную книгу записывают номер, модель. Всё, свободен.
Дорога на Гагру, до Гагры от границы всего 25 км. Тут навигатор выкидывает фортель номер два. Он просто тихо мирно зависает. Ну бывает, думаю. Перегружаю, до запуска «Навитела» всё хорошо, как только спутники обнаружил, полный завис, даже фразу сказать не успевает, что со спутниками связался. Оставляю эту проблему на потом. Дорог тут немного, и все они мне знакомы. В навигаторе карта очень схематичная, да и неточная ко всему. С реальной разъезжается метров на 500, никакое автопритягивание не поможет.
Погода так себе, пасмурно, иногда небольшой дождик.
Заезжаем в Гагру, с прошлого года повелось, что по приезду мы останавливаемся у кафе с названием «У моря». В этот год решили не рушить традицию.
У жены настроения ноль, погоды нет, всё пропало!
Кафешка ещё закрыта, но обещают открыть минут через 10. Идём помочить ножки в море, купаться-то не покупаешься. На улице где-то 22-24, море, правда, 28. Немного штормит.
Погуляли по бережку.
Пошли на веранду кафешки.
Заказали всякие фирменные абхазские вкусности. Баклажаны, солянку по-кавказски, хачапур лодочку с яйцом. Ммм. Позавтракали, пора обзавестись мобильной связью. Пользоваться российскими операторами в роуминге — это в Абхазии просто разорение. Цены от 40 рублей за минуту и дальше. Местных операторов два. «Аквафон» и «А-Мобайл», цены примерно одинаковые, у «А-мобайла» 5,55 рэ за минуту на Россию. У «Аквафона» около шести. Не принципиально. Покупали в офисе продаж, они там и «Аквафон» и «Амобайл» рядом стоят. 200 за карту, 150 на счёт из них, сразу доплатили ещё 300, то есть сумма на разговоры 450 рэ. Хватило до конца отпуска.
Карту активировали часа три, наверное. Но это нам просто «повезло». В этот день, как раз, оператор запускал у себя услугу MMS и, соответственно, биллинг новых клиентов не подключал. Погуляв по городу, пришли в офис, так и так говорим, не работает. Девушка сделала контрольный звонок в центральный офис, немного с ними поругалась. Нам нужно было один звонок-то всего сделать, чтоб встретится с знакомым моим, «да звоните с моего пока, у меня тут безлимит». Позвонили, договорились у «Континента» встретится, это такой супермаркет в центре Гагры.
Встретились, пошли смотреть номер, от «Континента» недалеко. Дом двухэтажный, они сами живут в доме, нам предложили, типа, полулюкс. В общем, рядом с домом отдельное строение, внизу хозяйская кухня и душ с туалетом. На втором этаже два небольших номера. Всё свеженькое, чистое. Три кровати, во дворе есть ёмкость с водой, так что вода есть всегда.
Во многих местах в Абхазии самая большая проблема — это вода. Водопровод работает нерегулярно, да и качество воды под вопросом. Очень не советую всем пить местную воду из-под крана. Умываться мыться ещё ничё, а вот пить не стоит. Мы покупали в бутылках. Номер, кстати, стоил 300 за место, то есть 900 рэ в сутки. Цены на жильё от прошлого года практически не поменялись, колеблются от 150 рэ за квартиры в многоэтажках, но там, в основном, попадают те, кто не знает про проблемы с водой. На верхние этажи вода попадает раз-два в день, утром. Потом если набрать не успел, то с ведёрком по лестнице вниз, за водой. Сомнительное развлечение. Комнату можно снять практически везде, в 8 из 10 домов сдаются комнаты. Цены примерно от 250 до 450 за койкоместо. Ходи да выбирай.
Ребята в Абхазии ещё пять дней, решаем тоже здесь пожить эти пять дней. В общем, Гагра мне, да и жене не очень нравится. Городок а-ля Сочи, амбиций много, ценник задран и, так же, как в Сочи, он, похоже, себя не оправдывает. Ну, да ладно. В общем, располагаемся, вечером вроде налаживается погода. Купаемся. Потом небольшое застолье «за встречу» с рассказами о дорогах. Отбой.
На следующий день с утра нас встречает дождь. Интенсивность разная, от мороси до ливня, и, судя по количеству облаков, прекращаться он не собирается. Жена пасмурнее туч на небе, «приехали блин на юг позагорать». Решаем, фигли сидеть под навесом, когда можно куда-нить съездить. Ребята не были в Сухуми, загружаемся и едем в Сухуми. Там езды-то всего 80 километров. Рядом.
Пару слов о дорогах и джигитах на них. Основная дорога от границы до Сухуми — есть. Причём, в неплохом состоянии, то есть ни фатальных ям, ни неожиданностей на ней нет. Кроме коров, коровы считают трассу своим местом для лежания. Укладываются в тень, и им хоть загудись, даже ухом не ведут. Приходится объезжать.
О знаках и разметке. Она есть, только местные её воспринимают как просто раскраску для туристов, похоже. Ну и знаки, пожалуй, тоже. Если стоит знак ограничения скорости 50 км в час, то в России он это и значит, там это просто элемент пейзажа, на который никто внимания не обращает. На сплошную не смотрят вообще, на обгон выходят в любом месте. У местных принято: собирается обгонять и перед обгоном даёт короткий сигнал, сначала я шугался, думал, может, еду не так, или мешаю кому, ан нет, понял потом, что это местная традиция, типа, «я тут ща обгонять буду, ты не лезь, я, типа, обозначился», ну хоть так.
Автопарк в Абхазии, примерно какой был в прошлом году, таким и остался. «Мерины» и «бэхи» девяностых годов в большинстве, есть свежие машины, но обычно в плохом состоянии. Потому как сервисы отсутствуют. К примеру, увидеть довольно свежий «Лексус-470», который дымит и скрипит, это легко. Там у нас все машины такого класса ходят практически в идеальном состоянии. Есть ещё автопром советских времён, классика в разной степени ржавости. Ну это класс вымирающий, и умрёт он естественным путём.
Праворульные в Абхазии с местными номерами — есть. Видел в Гагре два «Ипсума». Toyota Mark II, Honda Fit, «Мицу» какая-то попадалась. В целом, их немного, но они есть. Порадовало это.
Это было отступление, едем в Сухуми, по пути заезжаем в ресторан «Ущелье», не поесть, а так, поглазеть. Этот ресторан находится на трассе на подъезде к Сухуми. Называется оригинально «Ущелье», раньше, в 80-х годах, насколько помню, назывался он «Эшера». Расположен в ущелье с горной речкой внизу, сделаны там мостки, на них стоят столики. Летом там прохладно в жару. Но на улице дождик, время часов 12, соответственно в ресторане никого. Фотографировать там никогда не запрещали, купили бутылку абхазского красного шампанского. Жене нахваливали его, н-да, откупорили, попробовали, гадость редкостная, при ближайшем рассмотрении оказалось, что шампанское это производится в Одессе.
Заехали в Сухуми, ну въезд в город представляет зрелище удручающее, высотки на горке, которым очень не хило досталось в войну, они как раз ближе всех к реке Гумиста, вокруг которой и шли основные бои в 92-93. Дальше получше, конечно, но с большими зданиями в городе не очень. Заехали на рынок, время полтретьего, народ уже расходится, купил лаймов и местного коньяку полторашку, на самом деле чача крашеная, но идёт хорошо.
Прошлись по набережной, пофотались у театра. Затем доехали до санаториев, в прошлом году их было два, РВСН и МВО, в этом году их объединили, теперь он весь МВО принадлежит. Внутри есть кафешка «Лоза», мы в прошлом году почти каждый день туда захаживали. Ну, и в этом пошли. Заказали все те же вкусности, хачапур, павлиний хвост, форель печёную, что и в прошлом году. Дети заказали блинчики с шоколадом. Ну что сказать, так же вкусно, как и год назад, но и дороже процентов на 30-40 где-то. На улице дождик иногда моросит, иногда прекращается. В целом тепло.
Выезжаем в Гагру. По дороге погода опять портится, в итоге приезжаем в такой же дождь, как и уезжали. Вечер проводим за коньяком с лаймами и вином.
На следующий день погода немного исправляется, идём гулять по Гагре. Море немного штормит, но желающие загорают и купаются.
Фотографируемся, встречаем богомола, сидящего на эвкалипте, жена решила его погладить, как объяснила потом: «Я его хотела погладить, чтоб он крылышки поднял».
С богомолом они друг друга не поняли, тот решил, что его, как минимум, хотят съесть, и лучшая защита это нападение. Ну он и прыгнул. Кусаться он не стал, конечно, напугал и свалил под шумок, а шума было много! Визг был такой силы, что из ближайшего кафе выскочило человек восемь абхазов. Ну, у них так, если женщина кричит, значит, что-то случилось, поняв, что случилось, но совсем не страшное, все удалились обратно. Один, самый заинтересованный даже рассказал, что богомолы всё же кусаются, и его самого лично в детстве он кусал. К вечеру последние тучи разогнало, море немного успокоилось, и провели мы его на пляже. Как, собственно, и последующие дни.
Ходили на пляж, в кафе, в которое ходили и в прошлом году, с ценами так же, как и в Сухуми, +30-50% от прошлогодних. Но всё вкусно. Всё свежее и порции здоровенные. Заплели дочери кучу косичек. Я исполнил свою мечту и купил себе надувной матрас. Как приятно качаться в море на волне, на матрасе... Доче наплели косичек там же на пляже.
Но как-то потихоньку пять дней прошли, ребятам пора домой, а нам дальше по просторам Абхазии. Отвёз их с утра на границу, вернулся, не торопясь, собрались и двинули в сторону Пицунды. Было желание пожить в Пицунде. Заехали в город, посмотрели со стороны на храм. Не торопясь едем, присматриваем жильё какое-нибудь. Дома есть, табличек на них, что жильё сдаётся нет, странно как-то. Да и домики как-то не впечатляют. Едем мимо соснового леса, за ним видно море. Доезжаем до какого-то тупика. Дорога есть, но идёт перпендикулярно от моря куда-то. Разворачиваюсь, может на обратном пути, что глянется. Не глянулось. Много леса просто от дороги отгорожено глухим забором, так что, если даже и найти жильё, сколько там будет до моря непонятно. Так, не торопясь, выезжаем из Пицунды.
Жена вспоминает, что что-то хорошее читала про пансионат «Cамшитовая роща», мы мимо него проезжали. Решаем заглянуть туда. Подъехали ко входу. Рядом аккуратненькая стояночка, охранник на входе в будке с вертушкой. Спросил про отель, ну, можно, говорит, дорого у нас, а так можно. Добавляет тут же, что если не понравится, тут же рядом есть у него частный сектор всего по 300 рублей койкоместо. Решили зайти посмотреть. Ну на территории всё цивильно. Бассейн есть, несколько корпусов, всё чисто, прибрано, покрашено. Н-да. И сколько это может стоить? Подхожу к стойке, всё мрамором отделано. Просторно так, кондеи. Цена двухместного номера в день 3 900, за раскладушку для ребёнка 1 700 вроде. Это с трёхразовым шведским столом. Ну, скажем так, не по нашему бюджету это.
Решаем ехать дальше, на крайний случай есть прошлогодний адрес в Сухуми, да и найти там жильё без проблем. Не торопясь проезжаем Гудауту, дорога там не у мора проходит. Предлагаю жене свернуть в город, отвечает, что не надо, читала где-то, что деревня деревней. Ну а мне так вообще всё равно. Я за рулём спокоен и расслаблен.
Подъезжаем к новому Афону, были там, да и мимо проезжали несколько раз, чистенько там, аккуратно. Собираемся там поискать жильё. Еду километров 30 примерно. Сзади «мерин» притормаживает, фарами мигает. Останавливаюсь. С пассажирского сидения подходит дама: «Ребята, вы, я смотрю, жильё ищите. Могу вот вам предложить за Сухуми, у меня есть гостиница своя, могу ещё дом показать моей лучшей подружки Мери. Поедемте, посмотрите?». А чего, думаем, не посмотреть, посмотрим. Едем за «мерином» до Сухуми, на въезде она пересаживается к нам, сын её уезжает куда-то в сторону. Щебечет что-то всю дорогу и про СВОЮ гостиницу и про подружку, ещё про что-то, про свой магазин в Новом Афоне, про свою когда-то службу в органах. Вообще не затыкается. Проезжаем Сухуми, санатории, мимо дендропарка с резиденцией президента, выезжаем за мостик, начинается пригород. Улиц,а вернее, как шла, так и идёт. Проезжаем 2 км. Сворачиваем.
Гостиница, номера достаточно убожеские. Комнаты 2,5х2,5 с кроватью двухспальной и тумбочкой. Номера двухкомнатные с такой же комнаткой и второй размерами 2х2. Нам не нравится. Причём ценник объявила 800 за однокомнатный, 1 100 за двух. Правда, до моря только железку перейти неработающую, которая в сторону Грузии, и вот он, пляж. И это сентябрь на дворе. Не нравится нам, в общем. Едем к «подружке Мери».
Тут поприятнее намного. Дом одноэтажный. 100 квадратов в нём. Несколько комнат, две большие спальни, здоровенный зал с камином, теликом и спутниковым тв, кухня. Рядом с кухней хозяйская комната, хозяйка Мери Александровна и её дочь Жанна. Дом сдаётся как бы целиком. (N42 57'22'' E41 04'41'')
Вот такие растения растут у входа. Колючие гады.
Спальных мест от одного до шести широких, а так можно и больше. Всё это стоит 1 200 рублей в день вне зависимости от количества проживающих. Так же по желанию предложила доп услугу, трёхразовое питание. В смысле готовка завтрака, обеда и ужина. За всё 200 рэ со взрослого, 100 с ребёнка. Нужно только затариться продуктами на базаре. Соглашаемся. Заплатили за пять дней вперёд, дочь хозяйки показала, как пройти до моря.
Вот такой персональный пляж был у нас. Иногда там появлялось один два человека, но обычно мы там были одни.
Потом померил по гугле-мап — 350 метров там примерно, то есть рядом. Особенно после Гагры, где минут 10-15 топать надо было до моря. На следующий день съездили на рынок, накупили еды, мяса и т.п. Все это где-то на две тысячи. И нисколько об это не пожалели. Мери Александровна готовит ну очень вкусно и обильно. Спросила, а что мы, собственно, предпочитаем и желаем есть. Ну наговорили, что любим, что из местного, что из своего, что дети едят. Все дни голодными не были — точно. Потом разговорились вечерком за столом. Мы про свою жизнь, они про свою. Заодно выяснили историю с «лучшей подругой», которая нас к ней устроила.
Жутко она удивилась, что у неё есть такая «подруга». Как оказалось, соседка, далеко не подруга, приводит людей, на жильё пристраивает, за это берёт половину того, что мы платим хозяевам. Причём не разово, а за весь срок. Жутко мы возмущались с женой, так нельзя, не давать, то-то я думал, что она сидит ждёт, после того как мы согласились. Мне то всё равно, хоть сразу рассчитаться, хоть попозже. Ну, люди не просят прямо сейчас, ну, думаю, закончить все дела денежные, да и всё. Отдал денег, через три минуты «подруги» след простыл. Ну, так как сдают они первый год ещё только. Да и не знают как и где предложить, вот и соглашаются на такие «расстрельные» предложения. Как выяснилось, ни «своей» гостиницы, ни «своего» магазина у неё тоже нет. Наплела просто.
Вторая часть отдыха, напоминала нам отдых у бабушки в деревне. Тихо, спокойно, во дворе под виноградом посидеть, на море сходить, дети подсели на «Теленяню» через спутник. Носились за курами, играли с собакой.
Мери рассказала нам про всякие интересные места, типа, горячих источников с грязями и ущелья с рестораном. Похожим на «Эшеру», называется «Черниговка». Грязи в сторону Очамчиры 20 км по одометру, до «Черниговки» 15 км по Кадорскому ущелью и вбок. Сам бы фиг когда нашёл, ни указателей, ничего. В Черниговку дык вообще грунтовки километра два. Рассказала, что сама всю жизнь прожила в Абхазии, а про эти места не знала. Теперь вот показывает. Про ресторан в ущелье-то мы ещё в прошлом году слышали, а вот про источник и грязи только в этом узнали.
Небольшая история грязей. Решили в Абхазии поискать нефть, чтобы независимость сделать ещё независимее, но нефти не нашлось, а попёрла из-под земли вода горячая. Никто на самом деле не знает, насколько она целебная и полезная, но за годы намыло там вокруг источника грязи, народ сделал систему озёр, из одного переливается в другое, из него в третье и т.д. Из каждого выведено по трубе. Трубы подвели к обрывчику естественному, и получилось там девять труб с разной температурой воды.
Грязи набирают наверху, мажутся там ими, не знаю насчёт полезности, но кожа после этого пару дней была мягкая и бархатистая. Этого не отнять.
Вода падает где-то метров с пяти, поток неслабый, долбит, как душ Шарко. Приятно и наверное даже полезно. Находится это дело примерно ( N42 47'54.12" E41 15'41.18"). Почему примерно, потому что смотрел уже дома по гугле-мапу, а этот кусок карты там в фиговом разрешении. Так что могу оказаться неправ, но это где-то рядом.
Черниговка — это бывшая деревня, вообще по дороге в Кадоре разрушено почти всё. По этой дороге грузины и наступали и назад их там же гнали. Все дома вокруг дороги разрушены чуть ли не до фундамента. Отстраиваются, конечно, потихоньку, но видно, что раньше там было всего намного больше. Сады стоят просто так, орешник, груши, хурма. Собирай — не хочу. В месте, где речка выходит из неглубокого ущелья, стоит ресторанчик. Столики все стоят на мостках над водой.
Вокруг большие и маленькие водопадики.
Перила мостков сделаны из труб, по трубам идёт вода и разбрызгивается вокруг. Красота.
Само ущелье метров наверное 700-800 в длину, до самого конца есть дорожка. Так можно дойти до начала реки, она выходит из-под земли.
Река красивая.
Вокруг самшит растёт, лианы всякие, деревья, мхом поросшие. Как не странно, всё там бесплатно, ходи, снимай, гуляй. Недоест, можно в ресторанчике посидеть.
Есть и такие вот столики, на отвесной скале.
К сожалению, ни треков, ни точек я там не поставил в навигаторе, потому как он упрямо зависал при обнаружении спутников ещё от границы. Так что извиняйте, могу только на пальцах объяснять, где это примерно.
Ездили ещё на Рицу, ну это самый проторенный маршрут.
Там наверное побывали все, кто был в Абхазии. Горы там, действительно, феерические, крутые отвесные склоны, облака, леса.
По дороге туда, там и обратно насчитал машин с московскими номерами раза в полтора больше, чем всех остальных и местных вместе взятых. Причём нигде больше я их особенно и не встречал. Такое впечатление, что они телепортируются от границы прямо на эту дорогу, так же и обратно.
В Рице самой рыба, форель, и достаточно много. Кормили хлебом.
На обратном пути к стоянке встретилась нам ёлка с какими-то красными плодами, в руку берёшь, тут же давится, внутри косточка, на ощупь, как шампунь или мыло жидкое, пахнет помидорами. Назвали это «ёлка с помидорами».
Ну про Рицу написано уже до меня и немало. Голубое озеро:
Каменный мешок:
Оба водопада слёз, это Мужские слёзы, второй — только на видео:
На Голубом озере есть пара павлинов, сфотаться с ним стоит 10 рублей с человека, то есть даром. Женя просила его, чтоб хвост распустил, павлин отказался.
Единственно, что не поехали мы к Гегскому. Остановился я там у поворота, висит «кирпич», снизу подписано «кроме полноприводных». Посмотрел на дорогу, ну да, навряд ли я там хоть метров сто проеду, да и машину жалко. Рядом стоят «Уазики» со скучающими водителями, плакатик стоит с фотками, на фотках красиво всё. Сколько, спрашиваю, ехать-то туда. 7 км в одну сторону, можем довезти, а сколько стоит, спрашиваю, 1500. Однако! Желающих больше нет, а платить за такое импровизированное такси больше 100 рублей за километр мне не позволила моя жаба, к тому же из Сухуми экскурсия на Гегский водопад вместе с Рицей и всем прилагающимся стоит 450 рублей с носа, а из Гагры, которая на 75 километров ближе к этой точке, та же самая экскурсия стоит 650. Вот такая арифметика.
Побывали в обезьяннике, были в прошлом году, но это-то место куда можно и каждый год приходить. В этом году прогресс налицо. Новые таблички, отремонтировано кой-что, кое-что только ремонтируется, обезьяны сытые. В прошлом году так не казалось. Попали как раз на время, когда их кормили, там и перловая каша, и яблоки-груши, и комбикорм, и арбузы. Голодных животин замечено не было. Как мне показалось, в прошлом году было больше пород выставлено, в этом году макаки двух видов и павианы. Но бананы любят так же. Бананы у них за лакомство идут. Много снимал на камеру, фоток мало в этом году.
Дети пожелали сфотографироваться с Пашей. Паша — это маленький макак, его бросила мама и теперь он фотографируется за 50 рублей, чтобы заработать себе на молочную смесь для вскармливания.
Деталь, есть там музей, ну, музеем это пока назвать сложно, три комнаты, в них много всякого связанного с институтом, обезьянами, экспедициями. Много фотографий интересных, ещё 60-х годов, о экспедициях во всякие экзотические страны. Интересно всё это, но фотки наклеены на картон, подписаны, и лежат просто большой такой стопкой. Перерывать их не особенно удобно, а фотки вообще неплохие. Дети отожгли. Пока мы ходили по первой комнате, они уже доскакали до третьей, оттуда возгласы, ух ты, ого какой. Ну, думаю, чучело, поди, нашли какое-то или скелет, не тут-то было. Захожу, в углу стоит памятник Ленину в полный рост. Метра полтора. А дети им восхищаются.
В итоге прожили мы у Мери Санны семь дней, купались, загорали, отдыхали. Прокатились за сувенирами в Сухуми. Засобирались домой. Мне не даёт покоя неработающий навигатор, очень не хочу по указателям домой ехать, несколько дней ещё есть, звоню товарищу в Омск. Качни, говорю, для меня «Навител» и положи на фтп куда-нибудь. Переставлю, может полегчает. Инет в Абхазии так себе и далеко не везде, вот чтоб время не тратить, качну по прямой ссылке, объяснил про проблему свою. А я, отвечает, встречал на навителовском форуме твою проблему, лечится, по-моему, отключением автомасштабирования что ли. Странно, но да и посерьёзнее глюки встречали. Пробую, не помогло. Решил перепробовать все варианты. Отключаю всё что можно, виснет, гад. Дошёл до последнего пункта, там два крыжика: «синхронизировать часы со спутника», ну тут вроде подвоха нету, и «корректировать часовой пояс», ага. А тут может быть. Выключаю, все заработало, ура. Как выяснилось позже, новая версия немного кривовато работает с некоторыми из карт. Абхазский кусок именно тот. Понятно, что когда бы я выехал на российскую сторону, оно бы после перезагрузки заработало, но, блин, хотелось бы чтоб работала всегда. Вернул все настройки назад кроме крыжика этого. Больше навигатор не выёживался, потому как, наверное, понял, ещё один только «блямк»от него и полетит он куда нибудь в пейзаж.
В прошлом году везли мы с собой обратно коробку вина, нравится нам местное вино заводское. В коробке 12 бутылок. Я бы взял и больше, но переживал за таможню. В прошлый раз погранец, увидев коробку, спросил только про количество человек в машине, я честно ответил, что четыре, он же не спрашивал, сколько взрослых? В этот раз сюрпризов с таможней тоже не хотелось. Так что коробку всего взяли, пару коньяка ещё, и бальзам на лавровишне, приятный такой на вкус и на запах. Было ещё полтора литра коньяка местного, на самом деле чача это крашеная. Но выбрали нормальную вроде. Как и в прошлый раз фундука купили. Почти мешок. Мери Александровна по моей просьбе напекла нам в дорогу чебуреков с сыром, я и не знал, что такие бывают. Дней за несколько до отъезда она напекла к обеду и с мясом, и с сыром. Ну очень вкусно, я первый раз понял, каким должен быть чебурек. Они небольшие, но очень вкусные при этом. Вещи уложены, старт назначен на раннее утро.
Выспались, распрощались с гостеприимными хозяевами и в сторону границы двинули. Время около пяти утра. До границы доезжаем вообще без проблем. Трафик весь туда в основном грузовички маленькие, микроавтобусы. К границе подъезжаем, уже начинает светать, на абхазской стороне очереди нет вообще! По сравнению с прошлым годом, когда попал на пятницу после обеда и проторчал в медленно тянувшейся очереди часов пять, это просто супер. Подхожу с документами к будке, пока я иду, в будке уже записали в амбарную книгу номер машины, у меня спрашивают фамилию, всё, свободен. На этом проверки абхазские закончены. Подъезжаю к шлагбауму на самой границе, жена выходить в пассажирскую очередь, я с паспортом и свидетельствами на паспортный контроль в будку, которая тут же. Детей опять не смотрят, весёлый погранец только, который данные в комп забивает, «двойняшки что ли, классно». Проезжаю почти без задержек на досмотр, «открой багажник», открываю, поверхностный взгляд на вещи, «закрывай, свободен». Блин. Знал бы, что так будет, больше бы вина взял. Здравствуй, Россия. Когда проходили границу туда, жена прошла быстрее, тут мы её ждали минут 10-15.
Рассаживаемся и едем. Отъехали немного, сзади «Лексус RX300», фарами мигает, бибикнул, поворотник показывает, номера местные. Останавливаюсь, выхожу. Навстречу паренёк, «Привет, я сам омич бывший, тут вот служил, остался, увидел 55-й регион, не сдержался. Городу там привет передавай!». Передаю.
Едем дальше, в Лоо надо забрать ещё пять литров чачи для товарища. Точка там стоит у меня, телефон забит в навигаторе. Трек на Лоо. При заезде в Адлер, ментёнок стоит, палочкой мне машет. Останавливаюсь, сижу пристёгнутый. Здравствуйте, выйдите, пожалуйста, откуда едем, а не пили ли, а откройте багажник. «Досматривать будете?» — спрашиваю. Нет, что вы, осмотрю. Открыл, ну, глянул он в полглаза. А не пили ли чего? Не устали ли? Акстись, говорю, 8 утра на дворе, у меня жена и дети в машине и еду я в сторону Сочи по трассе, вещами загруженный. А надо заметить, что рост у него ну где-то примерно 160 см, то есть его нос находится у меня на уровне груди, и так он старается подойти ко мне поближе и привстать на цыпочки, чтоб учуять что-нить запрещённое, что мне стало его даже жалко немного. «Дыхнуть?» — спрашиваю. Да не надо, езжайте. Весёлый такой ментёнок. Доезжаем до Лоо, набираю Ашота, да он всё знает и помнит, предупреждён уже, спрашивает, где мы стоим, всего квартал от базара. Через пять минут появляется. Идём к нему на базар на точку, там жена его мёдом торгует, он говорит, щас, и убегает минут на пять. Притаскивает пакет, в нём пятилитровка, как заказано, и «я там вам подарочек положил, приезжайте ещё». Благодарю, иду к машине. Заглянул в пакет, не удержался. К пятилитровке прилагается ещё полторашка, в ней где-то литр той же чачи. Уже когда ставил в машину, из пакета стойким ароматом изабеллы пахнуло, жене говорю, в пакете виноград что ли лежал, давай-ка посмотрим. Нет, оказывается, так чача пахнет. Налил жене пробочку, знатная, говорит, но крепкая, и запах изабеллы. Едем дальше.
Думаю, как ехать, на перевал или через Джубгу. Машин на дороге немного, а дай-ка махну через Джубгу. Едем. Уже где-то на подъезде к Лермонтово идём гуськом, какая-то «газелька» грузовая, пустая, видать, потому как бодро едет, за ней Nissan Almera с 199 регионом, за ними я. Бодренько так идём 70-80. Серпантины, мать их. Тут замечаю мельтешение сзади какое-то в зеркалах. «Каптива» с 199 же регионом. Обгоняет всех по одному, а везде, в основном, сплошная, да и смысла особого обгонять нету, потому как не мы первые, и если даже кого и обгонишь, упрёшься в того, кто впереди, а их там много. Ну ладно. Едет «Каптива» по-уродски, выскакивает просто на встречку и тупо отжимает всех чуть ли не в обочину, чтоб зайти в ряд. За рулем какой-то коротко стриженный перец за полтинник примерно. Чувак на «Альмере» то ли подкинулся, то ли увидал знакомый регион, но при очередном повороте, слепом, вверх влево, «альмера» уверенно переезжает сплошную, чтобы обогнать «газель», «каптива» ломится за ней, и вот они, за поворотом стоят гайцы под кустиком, с камерой на треножнике, и перед ними весь этот марлезонский балет как на ладони. Метрах в 100 до них. Естественно, обоих к обочине. Ну ладно, перец на «каптиве» ушлёпок, а вот на «альмере» чувака жалко. Мы ж с ним километров 40 ехали. Нормально ехал, что подкинулся?
Проезжаем Джубгу, на М-4. Ну тут дорога хорошая. С чередующейся центральной полосой, проблем кого-то объехать, если надо, никаких. Проезжаю по М-4 километров сто. Опа. Температура вверх поползла. Открываю капот, н-да. Крышка радиатора, которая с трещиной, потихоньку выпускает пар из трещинки, которая герметиком замазана. Неприятно, но не смертельно. Доливаю воды. Всё путём. Дальше едем по М-4, трек на Котельниково. Не доезжая Ростова направо. Купили несколько некрупных арбузов по 4 рэ за кило, далее встреча с гибдд.
Перекрёсток в чистом поле, пост стационарный двухэтажный. Гай с палкой посреди перекрёстка, сумерки и почти стёртая разметка на дороге. Мне надо направо. Медленно качусь, всматриваясь в разметку, на дороге до горизонта ни одной машины. Все же пропускаю раздвоение полосы и поворачиваю, объехав островок безопасности. Ну, естественно, машет палочкой. Подходит:
— Ну, что ж вы нарушаете?
— Да, не видно, — говорю, — у вас тут разметки совсем. Виноват, признаю, может, предупреждением ограничимся?
— Тююю, — отвечает, — тут на полторы тыщи нарушение тянет, какое тут предупреждение. Иди вон в пост, там камера есть. Там разговаривай.
Да не вопрос, это даже интересно. Поднимаюсь, здрасте-здрасте.
— Что ж вы так, нарушаете.
— Ну да, — говорю, — нарушил, виноват, но не видно ж ничего, стёрто всё. Давайте ограничимся мне предупреждением и поехал я?
— Да какое тут предупреждение, штраф-то полторы тыщи! У меня вон и видео есть.
Кошусь на терминал, там, похоже, ничего и не пишется, но камера на перекрёсток есть.
— Это за что? — спрашиваю. — За поворот из не того ряда или за нарушение разметки у нас нынче штраф в полторы тыщи? Не, не согласный я, давайте ка протокол писать.
Капитан вздыхает.
— Ну, паспорт, что ли, принесите.
Принёс паспорт, вижу — перед ним бланк постановления уже лежит, там 100 рублей вписано. Подаю документы, он начинает по компу пробивать, может, меня можно ещё за что притянуть, но налоги перед поездкой уплачены, штрафов у меня нет. Так что тут я спокоен.
— Только, — говорю, — постановление мне не надо, протокол писать будем, со схемой, с моими комментариями, мне есть, что написать.
— Да?
— Да, когда к нам в разбор протокол придёт, там и почитаем на месте.
— А есть с кем почитать?
— Конечно, есть, — отвечаю.
Вздыхает, перелистывает ещё раз документы.
— Ну ладно, предупреждаю вас, не нарушайте.
— Спасибо, до свидания. А разметки у вас действительно не видно, понимаю, нарушил, но не хотел же.
— Да нормально у нас всё с разметкой.
Ну-ну, думаю. Для вас то точно нормально. Ведь кто-то ж им за это башляет на месте.
Где-то между Котельниковым и Волгоградом наблюдаем картину, седан, по-моему, «лацетти» лежит на крыше посреди дороги. Крыша выдержала. Вокруг несколько машин, все на ногах. Помощь не требуется, едем дальше. Чуваку, надо заметить, ещё повезло, по сторонам дороги кюветы изрядные, снесло бы, кувыркался б долго.
Продолжаем движение, подъезжаем к Волгограду, опять навигатор пытается затащить на паром, но теперь уже с другой стороны, пресекаю его попытки, еду знакомой дорогой на объездную, опять по очереди вся палитра запахов. Выезжаю к заправке, «Лукойл», но колонки какие-то стрелочные, полный бак прошу отбить. Не льют тут полный бак. Ладно, лампочка горит, 10 литров и до знакомого «Лукойла» на выезде-въезде в город со стороны Камышина. Рядом стоит какая-то гостиница, дети уже спят, да и нам спать хочется. Захожу узнать, там внизу кафе какое-то. Человек шесть изрядно пьяных отчаянно пляшут, администратора нахожу, есть места, нет. Вопрос, на квартиру поедете? Меня как-то из колеи вышиб. Не, говорю, тут есть? Нету, есть в коттедже за (называет какую-то очень большую цифру). Не стал даже уточнять, что за коттедж. Еду на заправку знакомую, заливаюсь под горло и выезжаю в сторону Камышина. Насколько помню, мотелей там нету. Ну или их очень мало. Есть только в самом Камышине и за ним. В прошлом году там ночевали. Спать хочется, так что просто останавливаюсь на стоянке, раскидываю салон и баиньки.
Подъём с рассветом. Проезжаем Камышин. В прошлом году там обедали и по пути туда и обратно в, не знаю как назвать, кафе-гостиница-стоянка «Евролюкс». Кормили хорошо и вкусно. В этом году кафешка с официантками превратилась в столовку с подносами. Взяли весь завтрак, жена кофе заказала, я и дети успели уже всё съесть, а жене ещё кофе не сварили. Ждали ещё минут пять, чтобы сварить кофе, понадобилось им минут 20, однако. Ценник приемлемый, но сервис вообще стал никакой. Испортилось место.
По дороге на Саратов видели аварию. Издалека замечаю лежащую в правом от меня кювете фуру на правом боку. Вижу, что у него левая часть бампера покорёжена не хило. Уже гай вокруг, замечаю «буханку» МЧС-овскую. Менты показывают: проезжай, лица сурово-напряжённые, проезжаю, н-да. За фурой на дороге стоит нечто, что когда-то было по моему «десяткой», влетела, похоже, на полном ходу под фуру. Всё, что до заднего багажника, расплющено почти в блин, крыша сорвана. На земле три или четыре человека, не рассмотрел на ходу. Никто уже не суетится, поздно, видать, уже суетиться. Номера на машине самарские. Похоже, выехала «десятина» на встречку и нырнула под грузовик. Что, как — не знаю, может, заснул, может ещё что. Но вот они обгоны...
Дальше маршрут опять же известный, Самара. Заезжаем в «Макдональдс». Что называется, сибирские валенки дорвались до фастфуда. На столе у нас гора коробок, упаковок, ещё и с собой взяли. Надо было это снимать. Наевшись до отвала, едем ночевать в гостиницу, в которой ночевали по пути сюда. Проезжаем Самарскую область, немного Татарии, заезжаем в Башкирию.
До точки 38 км. Начинает ползти температура. Блин. Останавливаюсь на обочине, открываю капот. Н-да, трещинка от температуры и вибрации разошлась сантиметров на 30, пар хлещет по самое нехочу. Да и трещина напротив верхнего патрубка. Выплёвывает антифриз на раз. Заливаю воды, еду. Километров пять проехал. Опять греюсь, ещё воды. Короче, на эти 38 километров ушло у меня 7 литров воды. Вся что была. Пока еду, слежу за температурой и перебираю варианты. До Уфы 200 км. Фиг доедешь так, то есть надо что-то делать, хоть на время. С собой есть холодная сварка. Решаю остановится, дождаться, пока остынет, чтоб не парило, и на горячую заклеить. До утра всё схватится, а там будет видно. Жена с детьми устраиваются на ночлег в гостинице, я у местного сторожа выпрашиваю что-нить типа палочки, объясняю для чего. Он мне дарит хороший пластиковый шпатель. С какой-то замазкой в комплекте у них шёл. Трещинку зачищаю, замешиваю сварку, и аккуратненько наношу на трещину. По всей длине. Сегодня сделать уже ничего не могу, надо ждать пока схватится. Оно хоть и схватывается за 15 минут. Полная кристаллизация — час. Если температура больше — то быстрее. Ну, мне торопиться некуда. Иду спать.
Утром встаю не в 7, как хотел, а в 8, чтобы уже на дневном свету всё осмотреть. Мои ещё спят, иду пробовать. Подливаю воды, завожу, грею до рабочей температуры. Не течёт. Проезжаю кружок перед гостиницей, смотрю, не течёт. Дороги осталось 1 300 км. Надо заметить, что заклеилось хорошо, до сих пор езжу, жду зарплаты. Перед зимой всё одно радиатор заменю. А пока на сварке этой езжу. Воды с Башкирии подлил разок где-то в Курганской области вроде, пока остановились перекусить. Грамм 100 влезло, видать, просто пробочки воздушные ушли, то есть воду не теряю по дороге. DoneDeal, кстати, сварка называется, всем советую с собой возить для вот таких случаев. Грузимся и едем. Думаю, как ехать, южным Уралом с заклееным радиатором точно не хочется. Там, конечно, красиво, но от одного островка цивилизации до другого совсем не близко. Плюнул и решил напрямик через Урал проехать. Мост в Симе починили. Пробок там нет. Ну а дальше как нибудь. Пока Уралом ехал, аж стишок в пару строчек сочинил, но слова там нецензурные, так что приводить его я тут не буду.
На Урале всё как всегда. Сплошная, воняющие «камазы», едущие 5 км в час, ну и все остальные прелести. Надо было сразу за Симом ехать на север по 350-ой дороге на Ёбург. Там и дорога отличная и нет никого. Нет же, попёрся я на Урал этот. Ну да ладно, проехали. Дальше вариантов нет. Челяба мимо, Курган по объездной, Макушино.
И тут начинается туман. По началу перемётами, потом плотняком. Видимость метров 30-40. Стопари впереди идущего метров за 100 всего видно. Скорость падает, да ещё и фиговый участок дороги опять. Скорость где-то 60. Отсыпанный и укатанный кусок гравийки за несколько недель прокатали колеями «камазы». Да так что я дном скребу, тихо матерясь про себя, пытаюсь ехать по верхушкам колеи, мотает, сносит. Там скорость больше километров 10 в час держать нельзя. Да и не хочется даже. Ну да кусок это небольшой.
Едем на Ишим. Начинаю сам понемногу плыть, время всё же уже часов 12. Доезжаем до Ишима, последняя заправка перед финише, решаю пару тройку часиков поспать. Хоть и осталось 380 км. Но заснуть на скорости не улыбается вообще. Салон не раскидываю, просто сиденье откинул и спать. Жена будит где-то полтретьего. Домой хочет. Понимаю её. Ну вроде сон прошёл. Дорога до Омской области так себе, потом новая ровная. Быстренько долетаем до Тюкалы, и тут начинается просто ...опа. Почти вся Омская область от Тюкалы до Омска горит. Огня не видно, но дым стеной вперемешку с туманом. Сначала-то я подумал, что это просто туман и я загорелся, но, открыв окошко, понял, что горю не я, а всё вокруг. Видимость метров 30, километровых столбов вокруг дороги не видать. Заправки, которые все в прожекторах, видно только когда её совсем рядом проезжаешь. Стопари впереди идущего — не больше 50 метров. И такое продолжается все 120 километров до города. У мясокомбината на въезде как ножом провели. Туман и дым кончается просто сразу. Время 6 утра, народ на работу уже понемногу едет, а мы домой. Разгружаемся, перекусываем и спать до обеда.
Итого
Пройдено 8 470 км. Бензина сожжено 708 литра на 16,326 рублей. Средний расход 8,37 литра на сотню. Больше, чем в прошлом году, но и ехал я быстрее.
Нарушений ПДД — 2, штрафов — ноль, предупреждений — 2.
Недостатки по машине
Не хватает мне подлокотника на дальнюю дорогу. Левая рука по дороге туда, в плече, первый и особенно второй день, просто отваливалась. Сделал подлокотник из одеяла, песня! Проблем ноль.
Круиз-контроль бы не помешал. Ну это не лечится. Модификаций с круизом нет, а колхозить что-то — не мой метод.
«Ипсум» сам по себе машина достаточно шумная. Моторный щит — тонкий. Движок 3S опять же не самый тихий. В итоге на скоростях больше 120 в машине достаточно шумно. Хотя ещё при 100, в принципе, нормально.
Достоинства по машине
Размер. Самое-то для дальних поездок. Все сидения отодвинуты максимально назад, места вагон. Третий ряд на дальнюю дорогу снял. Погрузить можно всё, что угодно.
Мощности для обгонов хватает. Можно было бы и больше, но в целом хватает. И в горах и на прямых всё гуд.
В целом по поездке и отдыху
Все остались довольны. В целом, всё удалось, где хотели побывали. Негатива особого не привезли. В следующем году детям в первый класс, так что не поедем скорее всего никуда. Так что это была поездка, с тем чтоб зарядится дорогой и отдыхом минимум на два года. Не знаю, хватит ли.
По деньгам
На всё про всё ушло 64 тысячи, это и дорога и всё остальное. В целом особо не экономили и не транжирили.
Навигатору незачёт. Он, конечно, отработал, привёл куда надо, но треков, к сожалению, нет, и попереживать он меня заставил. Но и без него никак. Как народ передвигается с картами, я вообще слабо представляю. Особенно ночью на незнакомых развязках. Там и днём-то сложно без навигашки, а уж ночью.
Вот так коротенько о нашей поездке.