|
Даты: 30 апреля — 14 мая 2022 г.
Пробег: 6700 км.
Нитка маршрута: Екатеринбург — Курган — погранпереход Петухово — Петропавловск — Кокчетав — Астана — Караганда (Сарань) — Балхаш — Сары-Шаган — Алма-Ата — Капчагай (Кунаев) — село Басши — Жаркент — Хоргос (граница Китая) — село Саты — село Турген — Алма-Ата и обратно тем же путем.
Радиальный маршрут Екатеринбург — Алма-Ата — Екатеринбург
В этом отчёте я коротко расскажу о путешествии через весь Казахстан с севера на юг и подробнее — об окрестностях Алма-Аты. Вокруг южной столицы нам удалось построить интересный кольцевой маршрут, затрагивающий большинство основных достопримечательностей. Сроки прохождения такого маршрута в неспешном режиме: 5-6 дней. Поездка, о которой пойдёт речь ниже, состоялась в 2022 году, но отчёт дополнен информацией, актуальной на осень 2024 года. Следуя по нитке маршрута, буду делать отступления по наиболее ценным пунктам по пути с севера на юг.
Приятного и полезного чтения!
Кольцевой маршрут по окрестностям Алма-Аты
Казахстан в нашей уже немаленькой копилке автопутешествий — одна из первых дальних поездок, и самое популярное для нашей семьи направление. Жена родилась в Казахской ССР, в небольшом шахтёрском городке под Карагандой (Сарань). Уехала оттуда в 2006 году, но вплоть до 2023 там жила её мама. И к тёще мы периодически ездили в гости. 1400 км от Екатеринбурга до Караганды через Курган, Петропавловск, Кокчетав и Астану я уже выучил наизусть — не менее 30 раз проехали этой дорогой туда и обратно. Бывал и в других регионах: ездили с друзьями в Мангистау, с семьей много раз отдыхали на озере Балхаш, не раз добирались до Алма-Аты. В большинстве случаев заезжаем через погранпереход «Петухово» (исключение только для Мангистау — туда ехали через Оренбург — Илек). Ездили на самых разных автомобилях, какие у меня за последние 15 лет перебывали: на ФВ Гольф, на Опель Зафира, на Мицубиси ASX, на Ниссан Икстрейл, на Хонда Фрид, на прокатных Хундай Акцент и Рено Дастер — в общем, хоть на чём можно. Традиционный экипаж: моя семья (я, супруга и двое сыновей 2010 и 2020 годов рождения).
Особенностей у маршрута из Екатеринбурга до погранперехода «Петухово» нет никаких: едешь и едешь 570 км. Асфальт везде хороший, заправок много, кафе есть, мобильная связь стабильная, стационарных камер в «скворечниках» вдоль обочин полно.
Граница проходится просто: сначала российский пост с паспортным контролем и досмотром автомобиля (вещи из багажника нужно достать), потом пара километров нейтральной территории, ожидание перед казахстанским постом (не забудьте в будочке у шлагбаума взять талончик), снова паспортный контроль и досмотр авто (вещи выкладывать обычно не просят).
После погранперехода — множество киосков, где делают казахстанское ОСАГО, тут же можно поменять рубли на тенге (режим работы обменников ограничен, но даже по ночам найдутся менялы). Дальше путь лежит на Петропавловск, и первые 15 км этого пути — отвратительная грунтовка с ямами и кочками. Дорогу эту делают уже лет пятнадцать и никак не закончат. Тут не спешите, особенно в тёмное время суток — запаситесь терпением, придётся ползти этот участок почти час.
Но зато дальше как минимум тысяча километров отличной трассы. Петропавловск обходите по окраине, Кокчетав — по объездной через аэропорт. У Щучинска наслаждаетесь видами красивейших гор и озёр национального парка «Боровое» (к слову, достоин отдельного посещения).
После Щучинска начинается автомагистраль с ограничением 140 к/ч. Участок до Астаны платный, очень дёшево, 260 тенге (около 50 рублей). У Астаны, на выезде с платной трассы, пост дорожной полиции, там часто останавливают. Любимые придирки: грязные номера, залепленные снегом или грязью задние фонари и стоп-сигналы, отсутствие диагностической карты, превышение скорости больше, чем на 10 км/ч. Имейте в виду.
Пункт приёма оплаты на трассе Щучинск — Астана
Астана проходится по объездной — хотя город достоин отдельного посещения: и сам по себе, и окрестности. Астана, особенно после выставки Экспо, похожа на маленький Дубай: высотки, футуристичная архитектура (знаменитые работы Нормана Фостера), чистенько. В окрестностях рекомендую обратить внимание на Коргальжинский заповедник: мы туда специально ездили смотреть фламинго в дикой природе, они проводят лето на тамошних солёных озерах.
От Астаны до Караганды — ещё один участок автомагистрали, также ограничение 140 км/ч, также — оплата на выезде, 260 тенге. Караганда — большой рабочий город в Центральном Казахстане, пожалуй — самый русский из всех городов центра. Достопримечательностей в городе немного, поэтому особенно рекомендовать его посещение не буду. Ну, разве что, найдите маленький арт-объект «Где-где? В Караганде!» и сфотографируйтесь с этим известным мемом.
Типичный пейзаж между Карагандой и Балхашом
После Караганды ландшафты окончательно меняются: начинается тот самый Казахский мелкосопочник. Всхолмленная степь, которая южнее, ближе к Балхашу, постепенно переходит в каменистую пустыню. По моему мнению, это самые «казахстанские» виды, и мне этот участок дороги нравится больше всего.
Трасса Караганда-Балхаш в районе с. Аксу-Аюлы
Трасса Караганда — Балхаш поздней осенью 2024 года уже должна быть полностью закончена в статусе автомагистрали. Последний раз на момент написания этого отчёта были здесь в августе 2024 — асфальт на обеих двухполосках, разделенных барьером, уложен везде. Завершался монтаж ограждений, знаков, пунктов оплаты. К лету 2025 года явно начнет функционировать в рабочем режиме с оплатой. Особенность этого участка: АЗС попадаются значительно реже, имейте это в виду и заправляйтесь заранее и про запас. Летом бывают перебои с 95-м бензином и дизелем и всякие казахстанские примочки типа продажи топлива по талонам. АЗС между Карагандой и Балхашом всего две: в Аксу-Аюлы и Акшатау. Кстати, перед Аксу-Аюлы слева стоит невзрачного вида столовка с названием «Кымызын-Ай» — рекомендую, отличная кухня. Если есть куырдак — смело берите, более вкусного жареного мяса редко удаётся отведать даже в хороших ресторанах.
Окрестности урочища Бектау-Ата
Из достопримечательностей этого участка отмечу горный массив Бектау-Ата. Находится в 10 км от трассы на восток (налево), недоезжая города Балхаш около 70 км. Явно вулканического происхождения, гора впечатляет уже издалека. К Бектау-Ата можно подъехать и подняться наверх, это нетрудно. Виды с горы — потрясающие. Найдите наверху пещеру, в жаркий день обязательно загляните туда освежиться и подивитесь, откуда на вершине горы вдруг берётся вода на дне этой самой пещеры.
Полагаю, что большинство читателей этого отчёта поедет по данному маршруту не ранее весны-лета 2025 года, поэтому вангую, что в город Балхаш вы уже заезжать не станете, трасса пройдёт мимо. На самом деле, город как город, эхо индустриализации Казахской ССР в 1930-е годы. Медный комбинат дымит, не сильно приятно пахнет. Гораздо интереснее здесь не город, а одноименное озеро!
Озеро Балхаш, пляж дома отдыха «Голубая лагуна», с. Чубар-Тюбек
Балхаш — натурально, степное море. Чудесного бирюзового цвета, уходящее далеко за горизонт, летом — тёплое, с песчано-каменистыми пляжами озеро. Отличный вариант для летнего отдыха в тюленьем режиме на пляже, неплохая альтернатива Турции и Эмиратам, учитывая существенную разницу в стоимости. Большинство мест размещения расположены в г. Балхаш (выбирайте максимально удалённую от комбината часть города) и в пос. Чубар-Тюбек (тут намного чище, но скучнее). Мы с 2015 года ездим в Чубар-Тюбек, перепробовали там разные базы отдыха (они в Казахстане называются чудно: «зоны») и отели. Ценники и качество разные, на любой вкус и кошелек. Но главное — всегда предсказуемо отличная погода летом, теплый чистый Балхаш. Хорошая рыбалка, по вечерам —ловля раков на камнях. Рекомендую.
Едем дальше на юг. Много километров трасса ведёт вдоль берега Балхаша, не устаю любоваться этой уходящей за горизонт бирюзой. Вокруг уже пустыня. Места интересные. Где-то тут, справа от трассы, в каменистой пустыне Бетпак-Дала к западу от озера Балхаш — грандиозный советский испытательный полигон противоракет — Сары-Шаган. К началу 90-х там уже испытывали не просто противоракетное, а противоспутниковое оружие, и не реактивное, а лазерное (проект «Терра»). А после 1991-го советская власть закончилась, проект остановился. Что-то вывезли, что-то подорвали, что-то казахстанские охотники за цветметом до сих пор растаскивают. Крошечный участок пустыни под полигон Россия арендует до сих пор, но это уже не тот масштаб, что раньше: от Балхаша до Байконура. «Брошенный меч империи»...
Типичные виды трассы в районе с. Сары-Шаган
Эти места, кстати, долго будут находиться в новостной повестке — казахстанцы спустя 30 лет наконец-то взялись за советский ещё проект строительства АЭС на полуострове Улькен. Электроэнергии югу Казахстана остро не хватает, так что — АЭС будет. Осенью 2024 даже референдум на эту тему проводили. Ключевой вопрос сейчас уже не про «быть или не быть», а кто будет строить: Россия или нет. Важный политический момент, будем наблюдать. Ближе к Алма-Ате, уже южнее озера Балхаш — ещё одно напоминание про исчезнувшую великую советскую цивилизацию: поселок Аксуйек, известное месторождение урановой руды. Антисоветчики тут нахмурили бровки, но факт есть факт. Уже треть века прошло, а советское наследие — и идеи, и объекты — всё ещё с нами. А уж Казахстан — так он вовсе на 90% состоит из того, что было сделано в СССР руками всех советских людей (преимущественно — русских). Ладно, к черту политику. Вернёмся к трассе!
Трасса в районе с. Сары-Шаган, идёт стройка (фото 2022)
Участок дороги между Балхашом и Алма-Атой, я надеюсь, когда-то тоже будет завершен и получит статус автомагистрали. Но к лету 2025 года ждать этого точно не стоит. Если от Балхаша до южной оконечности озера — до пос. Бурылбайтал — какие-то признаки окончания стройки уже виднеются, то от Бурылбайтала до пос. Курты строительство в самом разгаре, а от Куртов до Алма-Аты вообще конь не валялся. Придется терпеть все особенности казахстанской дорожной стройки — с объездами, грунтовками, ограничением скорости и т.д. Зато очень красиво здесь в начале мая: в пустыне цветут маки. Грандиозное зрелище — море красных цветов до горизонта!
Вымотанные дорогой с бесконечными ремонтами, вы наконец-то видите на горизонте высоченные горы с заснеженными вершинами — вот она, красавица Алма-Ата! Сразу въехав в город, чувствуете, что это натурально мегаполис, с немаленькой агломерацией более 2 млн. человек. Пробки, интенсивное движение, много народу вокруг. Вообще — Алма-Ата, на мой вкус, это самый неказахский город Казахстана. Очень культурная, зелёная, цивилизованная, насыщенная достопримечательностями и общественными пространствами. Грамотно организовано дорожное движение. Высокоразвитая сфера обслуживания (все, кто соприкасался с казахстанским сервисом, понимают, о чём я). Очень много мест размещения, множество кафе и ресторанов. Парки, бульвары, кофейни, клубы. И, конечно же, потрясающая природа предгорьев Тянь-Шаня!
Вид из окна в арендованной квартире в Алма-Ате
Рекомендую приезжать в Алма-Ату именно в начале мая. Это очень зелёный город, много парков и скверов. Цветут каштаны, яблони, сирень и ещё десятки видов разнообразных деревьев и кустарников. В любом дворе — море цветов и зелени.
Обязательно загляните в сквер 28 панфиловцев с деревянным (!) дореволюционной постройки Вознесенским собором и послевоенным мемориалом защитникам Москвы, оцените, как казахстанцы чтут память Победы, спасибо им за это! Дойдите до кондитерской фабрики «Рахат», она недалеко от центра. Почувствуете сильный сладкий запах шоколада в воздухе и купите в магазине при фабрике свежие вкусные конфеты. Передвигаться по городу удобно и без машины, на метро.
Вознесенский собор в парке 28 панфиловцев
Наиболее значимые объекты в окрестностях Алма-Аты:
Проведите как минимум день в окрестных горах, в предгорьях Тянь-Шаня — Алатау. Прокатитесь до спортивного комплекса «Медео» (да-да, снова наследие исчезнувшей советской цивилизации), посетите Большое Алматинское озеро. Озеро очень красивое — голубое, обрамленное заснеженными горами, виды со смотровых площадок над озером отличные. БАО, кстати, питьевой водоём для Алма-Аты — можно позавидовать жителям южной столицы, которые пьют из-под крана горную ледниковую воду. Этот же факт говорит и о чистоте местности. Советую посетить! Есть нюанс: проезд к БАО часто ограничен из-за камнепадов и аварийной дороги, или идти пешком, или договоритесь с егерем (телефон могу дать), он отвезет вверх. Пешком идти часа три точно. В горах обычно прохладно, зато воздух кристально чистый. После гор — тут же, на въезде в город со стороны БАО, парк Первого президента, парк просто гигантский. Расположен очень красиво, прямо у подножия гор. Можно запросто тут провести целый день. Молодежь так и делает: приходят компаниями и располагаются на травке под деревьями. В мае каштаны цветут, очень сладкий запах вокруг от них. Целые поля тюльпанов, фонтаны, скульптуры, детские площадки — хороший парк.
Погуляв пару дней по цветущей Алма-Ате, отправились в заранее спланированное круговое путешествие по дальним окрестностям. Выезжаем на север в направлении города Капчагай (как раз накануне переименованного в Кунаев), расположенного на берегу одноименного водохранилища на берегу реки Или. Вообще, Капчагайское водохранилище вполне может считаться «морезаменителем» в этих местах — если лень ехать на Балхаш, летом вполне комфортно купаться в Капчагае. В жару особенно приятно видеть заснеженные вершины Алатау, которые даже за сто километров отчетливо возвышаются над горизонтом.
Трасса Алма-Ата — Капчагай (Кунаев)
Трасса до Капчагая также скоростная и платная, но так как она совсем короткая, то и стоимость всего 130 тенге. Не доезжая до города, сворачиваем налево и движемся по левому же берегу Или. Асфальт заканчивается, начинается грунтовка. Берег реки высокий, местами — скалы и обрывы. И в нескольких десятках км от трассы на левом берегу Или притаилась чудесная локация для фотосессий и посещения любопытному туристу — замок «Кочевник». Новодел, кинематографическая декорация, но выглядит очень убедительно, неплохо вписан в ландшафт. Можно побродить и снаружи, и внутри.
Ровно напротив «Кочевника», на правом берегу Или — урочище Тамгалы-тас, или «писаные камни» примерно 9 века нашей эры. Там на отвесных скалах начертаны рунические буквы, высокохудожественно выгравирован Будда, имеются другие петроглифы. Впечатляет! Жаль, что проехать от «Кочевника» туда нужно вернувшись через трассу, потратив около полутора часов. Хорошо бы, если б лодки через Или ходили туда и обратно.
Путь ведет дальше по трассе А-3 в сторону Талды-кургана, однако у городка Сарыозек сворачиваем направо, трасса превращается в обычную двухполосную дорогу. В Сарыозеке — последние приличные АЗС на несколько сотен км впереди, так что — заправляйтесь под завязку и наполняйте канистры бензином. Следующая остановка после Сарыозека, после живописной и порядком ушатанной дороги — село Басши. Близ него есть АЗС, но даже местные не рекомендуют там заправляться.
Село Басши — это вход в грандиозный национальный парк со статусом биосферный резерват ЮНЕСКО «Алтын мель» (переводится как «золотое седло»). Тут нужно найти штаб-квартиру заповедника и приобрести там путёвку, дальнейшие перемещения по достопримечательностям нацпарка без неё невозможны. В офисе заповедника обязательно узнайте у сотрудников, что там с дорогами, как проходимость, получится ли проехать на вашем авто. В крайнем случае, возможен вариант посещения значимых объектов нацпарка на транспорте заповедника вместе с егерем. Мы были тут дважды — на прокатном Хундай Акцент и на своем Ниссан Икстрейл, в обоих случаях чувствовали себя на пустынных грунтовках Алтын-Эмель нормально. Но случаи разные бывают: дожди, разливы ручьев и т.д., так что — уточняйте заранее.
Дорогами нацпарка «Алтын Эмель»
В Басши есть несколько приличных гостевых домов, причем в размещение обычно включено и питание. Готовят отлично, и условия размещения неплохие. Смело бронируйте тут две ночи, потому что за день всё посмотреть вряд ли получится, достопримечательностей много и все они очень впечатляют. В сезон желательно бронировать жилье заранее — нацпарк очень популярен, несмотря на отдалённость от Алма-Аты, ехать сюда около пяти часов.
Нацпарк «Алтын Эмель», Поющий бархан
Ближняя к селу достопримечательность — Поющий бархан. Огромная песчаная дюна посреди полупустыни. Действительно «поёт», точнее: ревёт, гудит низким звуком, как реактивный самолёт. По гребню дюны можно подняться на самый верх, набрав полную обувь мелкого песку. Сверху — прекрасные виды на долину реки Или и далекие горы Алатау в сотне км отсюда, за Алма-Атой. Около бархана удобно обустроены туристические навесы и столики с лавочками, есть туалет. Удобно расположиться и отдохнуть после подъема на бархан. Близ бархана находится источник питьевой воды — родник Чокана Валиханова. Кстати, почитайте невероятную историю этого человека, выходца из знатного казахского рода на военной службе в Российской империи. Благодаря своей национальности, Валиханов был своеобразным «разведчиком» в сопредельных южных землях.
Прочие достопримечательности в окрестностях Поющего бархана: каменные стелы Ошактас (якобы это очаг, на который монголы ставили гигантский казан, чтоб накормить всё войско) и 700-летняя ива. Под ивой, конечно же, по преданию отдыхал сам Чингиз-хан. Монголы и правда тут проходили в 1219 году — кто знает, может быть и сам Тэмуджин тоже. А ещё в окрестностях множество сакских курганов более раннего времени. В общем, тут в национальном парке не только природные локации есть, но и исторические. Ну, и животных встретили, краснокнижных и простых: куланов, джейранов, лису-корсака, степного зайца. С собой всегда бинокль — это помогло рассмотреть зверей получше.
Нацпарк «Алтын Эмель», Каменные стелы Ошактас
Впрочем, самые интересные (и труднодоступные) локации нацпарка «Алтын Эмель» — это горы Кату-тау и Ак-тау. Ехать из Басши, местного «центра цивилизации», до Кату-тау около 80 км. Дорога в дождь становится малопроходимой, нам повезло, что вчерашние лужи сегодня высушило ветром и солнцем, иначе даже на полном приводе не пролезли бы.
Нацпарк «Алтын Эмель», лавовые скалы Кату-тау
Горы Кату-тау (перевод: «жуткие, безжизненные») — это древние лавовые потоки, останцы древней вулканической деятельности, причудливым образом подвергшиеся выветриванию. И наоборот, Ак-тау — это «белые горы». До них от Кату-тау ещё около 30 км, и вообще-то они не белые, разноцветные. Синие, зелёные, красные, фиолетовые — всякие. Телефоном сфоткать непросто — но выглядит, поверьте, здорово. Всё это очень красивая, первобытная — даже доисторическая красота. Под ногами галька и щебень тоже всех цветов, но особенно удивляет галлит — кристаллы белёсого, прозрачного цвета. Очень тихо, уединенно. Идеально приехать с палаткой на день-два и наслаждаться спокойствием и безлюдьем.
Ко всем объектам накатаны грунтовки, стоят указатели, через каждые 20-30 км стоят избушки егерей. Около достопримечательностей оборудованы информационные стенды, столики с навесами, кое-где — настилы под палатку. Настил вещь актуальная, так как на земле тут ползает всякая дрянь типа скорпионов и сольпуг. Одну сольпугу (она же фаланга) мы встретили, выглядит жутко.
Нацпарк «Алтын Эмель», горы Ак-тау
Снова вернусь к теме запаса бензина. Напомню, что по пути из Алма-Аты по автомагистрали мимо Капчагая (Кунаев) последняя нормальная заправка будет в селе Сарыозек. До Басши — ещё сотня км. Около Басши заправка очень подозрительная, не рискуйте. Из Басши по нацпарку, если ездить во все локации (бархан, горы), накатаете ещё 300 км. И потом, возвращаясь хоть через Жаркент, хоть через Сарыозек снова, АЗС будет как минимум через 100 км. По песчаным грунтовкам нередко ездим на понижающей. Жарко, кондиционер включен. Расход топлива увеличивается. Вывод: следите за расходом бенза внимательно. Подстрахуйтесь — возьмите канистру.
Дорогами нацпарка «Алтын Эмель»
Из гостеприимного Басши едем дальше на восток — к китайской границе, по очень красивой дороге через горы Заилийского Алатау. Из Басши до китайской границы около 150 км, доехали и «отметились» для истории, тут же рядом посетили старинный город Жаркент, когда-то опорный пункт на Великом Шелковом пути. В Жаркенте самая яркая достопримечательность — чудный шедевр культовой архитектуры, мечеть Валивая Юлдашева. Вся из дерева — из тян-шанской ели. И даже внутри здания колонны из дерева. Видно, что строили китайцы — точнее, уйгурские мастера, вторая половина XIX в. Она и похожа скорее на пагоду, чем на мечеть. Недействующая, внутри — музей. Очень интересно, рекомендуется к посещению.
Жаркент, мечеть Валивая Юлдашева
Ещё одна достопримечательность в Жаркенте — тоже культовая архитектура, православная церковь св. Ильи, 1880-е гг. Тоже из тян-шанской ели, и тоже уйгурские мастера. Необычные деревянные обрамления колокольни и карнизов. И салатовый цвет кровли. Действующая, службы по выходным и праздникам. В Жаркенте есть все признаки цивилизации: супермаркеты, аптеки, кафе, автомойки, АЗС и т.д. Но вот с местами размещения там так себе, поэтому — едем дальше!
От Жаркента сворачиваем на юг, вдоль реки Чарын. Следующий небольшой городок — Чунджа, тут развилка: на восток — тупиковый маршрут в сторону китайской границы к многочисленным природным горячим минеральным источникам (очень популярное место, множество баз отдыха) и на юго-запад — в сторону другой, теперь уже киргизской границы через самую известную туристскую локацию этих мест — Чарынский каньон.
Чарынский каньон — впечатляющих размеров (глубины и длины) древнее русло реки Чарын. Прорезав за миллионы лет в камне глубокую расщелину длиной в десятки километров, в какой-то момент река вдруг изменила свой маршрут, и Казахстану достался свой «гранд-каньон». Каньон можно осматривать и сверху, со смотровых, а кое-где — спуститься вниз и пройти 2-3 километра по нему пешком, разглядывая удивительную работу природы. Рекомендую так и сделать, дойдёте до реки Чарын, там в месте «слияния» каньона и реки очень живописное и уютное место с ресторанчиком. В последние годы Чарынский каньон стал очень уж популярным местом — к самому удобному и живописному участку каньона сотнями едут туристические автобусы, несутся легковушки на пикники. От трассы до смотровой площадки на каньон раньше была грунтовка, теперь — хороший асфальт. Народ — толпами. Однако каньон всё равно поражает своими масштабами. Конечно, это самая топовая природная достопримечательность окрестностей Алма-Аты, которую нужно посетить.
От Чарынского каньона продолжаем двигаться на юго-запад, в сторону гор Алатау. Дорога некоторое время идёт вдоль реки Чарын — и в некоторых местах вода течёт далеко-далеко внизу на дне огромной расщелины. Выглядит также впечатляюще, как и в Чарынском каньоне! А ещё кое-где вдоль Чарына попадаются старые советские бетонные огневые точки, установленные тут, видимо, в конце 1960-х, во время обострения отношений с Китаем. Наша следующая точка — посёлок Саты, который служит своеобразной «штаб-квартирой» ещё одного национального парка — «Кольсайские озёра».
В селе Саты и ближайших окрестностях — множество мест размещения, кафе, прокатов спортивного инвентаря и прочей туристской инфраструктуры. Несмотря на оторванность от цивилизации — до Алма-Аты больше 4 часов местами по плохой дороге — посёлок очень развитый и уютный. Саты очень удобно расположено — равноудалено от двух важнейших достопримечательностей нацпарка: от цепочки Кольсайских озёр и от горного озера Каинды. Примерно по 12-15 км от Саты до каждого из объектов. Для посещения достопримечательностей нужно приобрести билеты. Цену не помню, но она символическая, и билет включает в себя посещение обеих локаций — притом, что расположены они достаточно далеко друг от друга.
Пожалуй, посещение горного озера Каинды — именно тот случай, когда крайне желательно ехать на внедорожнике или хотя бы кроссовере. Неровная грунтовка (грейдер), кое-где размытая рекой, кое-где — колеи и грязь, в нескольких местах реку нужно переезжать вброд. Наш Ниссан Икстрейл справился близко к пределу своих возможностей. Впрочем, воспользоваться услугами заброски на УАЗиках легко, их тут везде много. Каинды — необычное горное озеро, сравнительно молодое. Несколько десятилетий назад из-за землетрясения была перегорожена высокогорная долина с речкой Каинды. Долину вместе с росшими там тян-шанскими елями затопило, возникло новое озеро. Ели высохли, кора с них облетела, и теперь они живописно торчат прямо из середины озера сухими стволами. Вода интересного зеленоватого оттенка, прозрачная и чистая. Красивое место! Имейте в виду, что от парковки потребуется добираться пешком по горной тропе, нужна удобная обувь, и в сырую погоду на камнях скользко.
К Кольсайским озёрам, наоборот, ведёт нормальный асфальт, и проехать туда можно на любом авто. По крайней мере, к самому большому — Кольсайскому нижнему — подъехать просто. Тут же много кафе, пунктов проката, несколько отелей — можно переночевать прямо с видом на горы и озеро. Место очень популярное среди туристов, народу может быть многовато. А вот не менее живописное Кольсайское среднее и самое высокогорное Кольсайское верхнее практически безлюдны. Добраться туда можно по какой-никакой пешеходной тропе. Идти немало: 6 км до среднего и еще 5 км до верхнего, но красота — неописуемая.
Дорогами нацпарка «Кольсайские озера»
От Кольсайских озёр наш кольцевой маршрут движется к завершению — направляемся в сторону Алма-Аты. Почти половина пути: от поселка Шелек до Алма-Аты — это скоростная четырехполосная магистраль с разделёнными потоками, тоже платная, но стоимость уже не помню. Такая же символическая, как везде. Параллельно, кстати, идёт старый Кульджинский тракт, и на него мы съезжаем, чтобы посетить последнюю достопримечательность в нашем путешествии по Югу — Тургенскую долину.
Долина реки Турген — это район казахстанского виноградарства. Звучит непривычно, но в Казахстане делают неплохое вино! Да, плохое тоже делают, поэтому нужно здраво понимать, что бутылка хорошего вина не может стоить дешевле двух-трёх тысяч рублей. Любителям белого сухого рекомендую здешние рислинги винодельческого хозяйства «Arba Wine»: можно посетить их винодельню с экскурсией, можно купить вино в их фирменных магазинчиках в Алма-Ате.
Магазин винодельческого хозяйства «Arba Wine»
Места размещения и винодельческие хозяйства, как и прочие радости жизни в Тургенской долине ищите в поселках Каракемер, Тургень и Таутургень. Двигаясь вдоль реки вверх по её течению, после села Таутургень начинается заповедная зона с платным въездом и огромным количеством «зон отдыха» и форелевых хозяйств. Кстати, именно в этих местах была сделана одна из важнейших археологических находок в Казахстане — захоронение так называемого «Золотого человека» примерно 5 века до н.э., сакского воина с очень богатым погребальным инвентарем (около 4000 изделий из золота). Фигура воина встречает нас на въезде в заповедную зону.
Одно из многочисленных форелевых хозяйств с рестораном в Тургенской долине
Тургенская долина мне очень напомнила Кавказ: так же тепло, влажно, горы, обилие кафе, продажа вина и мёда на каждом углу. Чем выше вдоль реки — тем более узкой становится долина, постепенно превращаясь в ущелье. Интересная достопримечательность долины — Медвежий водопад, к которому от трассы ведёт неплохо обустроенная тропа вдоль ручья Аюлы. До него около полутора километров, подняться можно прям к самому водопаду и при желании даже искупаться в нём.
Логическим завершением (или наоборот, началом) Тургенской долины является плато Ассы, на котором расположена обсерватория Ассы-Турген. Однако добраться туда крайне непросто: от конца асфальта до плато — около 20 км тяжелой грунтовки с крупными валунами и непростым рельефом. Наш Икстрейл не осилил такое издевательство над ним: причём страшно не столько за дорожный просвет, сколько за покрышки, которые нетрудно изорвать на острых камнях. Оставили себе эту точку на будущее — говорят, виды на плато самые восхитительные.
Из Тургенской долины направляемся скоростной дорогой в Алма-Ату, гуляем там ещё один вечер и на следующее утро радиально возвращаемся домой: через Балхаш, Караганду, Астану, Кокчетав, Петропавловск и Курган.
Перевозка лопасти от ветрогенератора в районе Сары-Шагана
Подведу итог путешествию по окрестностям Алма-Аты. Наиболее мощные впечатления от природы казахстанского Юга. Конечно, это горы-пятитысячники, снеговые шапки которых видно больше чем за сто километров. Конечно, в мае — это цветущие маковые поля, огромные пространства алой степи, уходящие за горизонт. Это красивая и не по-казахстански уютная и развитая Алма-Ата: в очередной раз поражены количеством парков и чётко организованным пространством, и дорожным движением в этом городе.
Вообще, в мае нас очень впечатлило биоразнообразие: особенно, диковинные для нас деревья, кустарники, травы и цветы юга. Вся Алма-Ата и окрестности — в цветущих каштанах, акациях и яблонях. В горах — высокие стройные остроконечные тян-шанские ели. Много непривычных птиц и зверей. В нацпарках увидели диких лошадей (то ли Пржевальского, то ли куланов) и джейранов, пустынную лису — корсака, из ползучих гадов — фалангу (она же сольпуга).
Южный Казахстан, окрестности села Курты
По-прежнему комфортен курс рубля и, соответственно, невысокие для россиян цены в Казахстане. Сразу приведу цены в пересчете по состоянию на осень 2024: литр 95-го бензина — 45 рублей, пол-литра кефира или бутылка пива — 40 рублей, батон — 30 рублей, пообедать в столовой вчетвером — около 1000 рублей, подшипник ступицы передней оси — 5000 рублей (у нас — не менее 7000 рублей), ремонт колеса (снятие-установка и перебортовка) — 300 рублей.
Неплохие места размещения на Юге. Казахстанский сервис продолжает расти и радовать не только в южной столице, но и в поселках — в Басши (центр нацпарка «Алтын Эмель») и в Саты (центр нацпарка «Кольсайские озера»). Гостиницы хорошие, включенное в стоимость питание — отличное. Гостиницу в Басши уверенно рекомендую, кому нужны контакты хозяйки — обращайтесь. В Алма-Ате вариантов размещения великое множество, все-таки двухмиллионный город.
Огорчают дорожные ремонты от Балхаша до Алма-Аты. На протяжении сотен км строят автомагистраль: асфальт во многих местах уже уложен, доделывают перекрестки и ограждения, кое-где объезды по щебню. Как видно из цен выше — пришлось ремонтировать ходовую (ступичный подшипник) и менять пробитое колесо. Надеюсь, в обозримом будущем достроят автомагистраль, и тогда почти весь Казахстан с севера на юг можно будет проехать по автобану.
Что не успели или не смогли: съездить в Китай. В Хоргосе есть возможность пересечь границу и до двух суток находиться в Китае без визы — понятное дело, поездка ради шопинга. Цены невероятно низкие, многие товары в разы дешевле. Но из-за очередной вспышки ковида в Китае поездки в мае были невозможны. Не смогли пробраться к нескольким достопримечательностям в горах — в следующий раз воспользуемся арендой более проходимого авто или закажем заброску.
Отметили на будущее: на юг Казахстана можно поехать и без машины. Например, так — доехать до Петропавловска, оставить машину, сесть на поезд (в том числе ходят испанские скоростные составы «Тальго») и всего через 20-25 часов уже в Алма-Ате, цена билета всего около 2500 рублей (купе) или 1700 (плацкарт). На «Тальго» примерно вдвое дороже.
В общем, Казахстан рекомендуется для автопутешествия, в особенности — окрестности Алма-Аты и лучше всего — в начале мая.