|
Маршрут: Тайга—Кемерово—Барнаул—Змеиногорск—Усть-Каменогорск—Капчагай—Чу—Алма-Ата—Капчагай—Усть-Каменогорск—Барнаул—Кемерово—Тайга.
Сборы: автомобиль Лада Калина универсал 2012 года, куплена в марте 2013 года новой в салоне «Дюк и К» г. Кемерово, комплектация «Норма» с кондиционером, до поездки пробег 9 тысяч км, перед поездкой заехал на внеочередное ТО, куплен навигатор с картами КЗ и РФ, регистратор, тонировать машину не стали, обошлись шторками, с собой взял (на всякий случай, но не пригодилось) по 0,5 литра тормозной жидкости и антифриза, кинули палатку, походный мангал. Еще в марте созвонились с Капчагаем с гостиным двором «Достар» и забронировали на август проживание.
И вот настал день отъезда, 7 августа. Время поездки выбрано не случайно: основная жара уже в Казахстане спадает, практически все фрукты зреют на корню.
1 день: Выехали из Тайги в 11:00 часов, предварительно обнулив бортовой компьютер и заправившись «под завязку». Емкость топливного бака «Калины» в 50 литров и умеренный аппетит (6-7 литров на 100 км) предполагали достаточно продолжительные пробеги без дозаправки. Движение сразу планировалось без превышения скоростных режимов, торопиться было некуда. В Кемерово заехали в «Метро», сделали последние закупки, как в дорогу, так и подарков для родственников в Казахстане, и в 14:30 выехали на «Кузбасский автобан», сворачиваем на Белово и проходом идем на Барнаул по трассе «Кузбасс — Алтай». До границы Кузбасса с Алтаем дорога хорошего качества, скорость 90-100 без проблем, трасса красивая и поэтому делаем небольшие остановки для фотографирования.
После проезда стел «Кузбасс» и «Алтай» и до выезда на трассу Новосибирск—Барнаул качество дороги стало хуже, местами идет ремонт дороги, после Залесово дорога идет по красивым местам вдоль Чумыша (так и подмывало остановиться, но график движения требовал движения дальше). В 19:00 проехали Барнаул, на выезде долили 10 литров бензина и снова в путь, теперь уже стали искать место для ночлега, но трасса шла вдоль дачных поселков и съехать было неудобно. Где-то через час справа увидели пруд и решили съехать на берег для ночлега: палатка-мангал-костер-шашлыки… Все бы хорошо, но уж очень большие и голодные комары. В 6 часов утра нас разбудил небольшой дождик, было решено свернуться и ехать дальше, чтобы уехать от тучек, что мы быстро и сделали: свернули палатку, закидали в багажник вещи и поехали. Как только выехали из полосы дождя, то остановились в подсолнуховых полях позавтракать и просушить палатку и вещи. На все нам хватило часа, и снова в путь. До поворота на Поспелиху идут масштабные дорожно- ремонтные работы, причем речь идет не о любимом в Кузбассе ямочном ремонте, а о полноценном асфальтировании дорожного полотна с обустройством обочин, развилок и съездов.
После свертка на Поспелиху в направлении на Змеиногорск качество дороги ухудшилось, и чем ближе граница, тем дорога хуже. При проезде Змеиногорска впервые сбился навигатор: повел по более короткой дороге какими-то закоулками, но вывел нас на погранпереход. Перед российским пропускным пунктом небольшая будочка, где мы оформили казахскую страховку (2 недели 400 рублей) и правильно сделали, на казахской стороне на КПП страховку почему-то не оформляли, ближайший пункт оформления был в Шемонаихе, а до него надо было еще доехать по территории КЗ. 10 минут ожидания и мы въехали на территорию российского КПП, документы в окошко, пара дежурных вопросов и «Счастливого пути». Далее пара километров по извилистой дороге в холмах, во время движения по которой увидели то ли ржавую, то ли крашенную коричневой краской проволоку (граница) и мы подъехали к казахскому КПП — впереди очередь, мы были 19-ми.
То ли у казахов пересмена была, то ли что-то другое, но на КПП мы попали только через 2 часа: более серьезная проверка документов, фото каждого въезжающего на территорию КЗ, досмотр машины и мы получили пропуск для проезда на территорию КЗ (клочок бумажки с подписью для проезда шлагбаума). И вот мы на территории дружественного государства и моей малой родины — Казахстана.
В Шемонаихе решили не задерживаться, задержка на границе немного подрезала график движения, и надо было спешить до Усть-Каменогорска, а по графику ночлег должен был быть в Аягозе. За Шемонаихой снова непредвиденные обстоятельства: сперва навигатор потребовал ехать не по старой дороге, а свернуть на Риддер. А потом выяснилось, что эта дорога в таком состоянии, что быстрее 30-40 километров в час по ней ехать опасно, вот и телепались мы по ней почти 2 часа. И в итоге подъехали к Усть-Каменогорску в 18:00, а еще нужно было найти обменник и поменять деньги, бензин заканчивался, да и ужинать было пора. В центре работал Каспи-Банк, поменяли российские рубли на казахские теньге, заправили полный бак, на выезде плотно и вкусно поужинали просто за символическую цену (ужин на 4-х и выпечка с собой обошлась где-то в 300 рублей), и хотя уже начинало темнеть, решили доехать если не до Аягуза, то хотя бы до Карабалты, а уже там переночевать (на Дроме читал, что там есть неплохая гостиница).
В темноте, а темнеет в степи быстро, ехать не очень комфортно, дорога вся в ямах, совы и лисы на дороге держат в постоянном напряжении. Часам к 11 ночи мы въехали в Калбатау: кромешная темнота, о фонарях здесь только читали в книжках, и среди темноты ярко-красная вывеска «Гостиница». Места были, и через 10 минут, расставшись с 4500 тенге, мы получили ключи от 4-местного номера с телевизором , чистыми постелями, но очень скрипучими кроватями, и возможность принять душ, что мы с удовольствием сделали. Перекусив запасами, мы уснули, а уже в 6:00 подъем, размещение в автомобиле и продолжение путешествия. Следующий пункт движения — Аягоз: позавтракали в кафе, купили симку казахского «Билайна», дозаправились (было решено заправляться на заправках «КазМунайГаз» по необходимости, не дожидаясь опустошения бака) и по объездной дороге (опять повел навигатор) выехали на пост ЖП: при подъезде на посту горел красный сигнал, остановились, минуты три немая пауза с полицейским, ленивый взмах палочки «езжайте дальше» — и снова в путь.
До Учарала доехали без происшествий, дорога как после бомбежки: то участок ровный, можно держать 110, то вдруг неожиданно появляются ямы и разбитый асфальт, а на ровном участке может появиться ограничение скорости по схеме 90-70-50, при этом расстояние между знаками такое, что если ехать больше разрешенных 110, то без резкого торможения сбросить скорость до 50 не получится, а после знака «50» за поворотом можно встретить «Друзей» с радаром.
Но то ли они в этот день спали, то ли было слишком жарко, но мы увидели следующих ЖП только в Учарале на стационарном посту. Кстати, о жаре — спасал кондиционер, без него было бы тяжко, особенно девчонкам, а так на остановке из приятной прохлады попадаешь в пекло. При подъезде к Учаралу пошли первые бахчи и развалы дынь и арбузов. Остановились. Купили три дыни по 100 теньге (дальше цены в теньге) и 2 арбуза по 150. В отличие от тех, которые везут к нам в Сибирь, на бахчах дыни и арбузы рвут спелыми, поэтому дынный запах в машине стоял такой, что еле доехали до Учарала, где плотно пообедали (снова недорого и вкусно, правда, почему-то ни в одном кафе не предлагали шашлыки), а уж после «приговорили» одну из дынь. Кто пробовал дыни в Учарале, будет помнить их вкус. Рыбу, правда, брать не стали. Очередная дозаправка. После Учарала стал меняться пейзаж за окном: больше растительности, появились горы, чаще стали попадаться населенные пункты.
Очередная остановка в поселке Алмалы, где возле каждого дома разнокалиберные ведра с яблоками. Купили по 8-литровому ведру «Лимонок» и «Пеструшек» (по 400) и к вечеру их почти не было. «Пеструшка» и «Лимонка» — это давно забытое детство. Перед Талды-Курганом пошли горы. Первая линия гор как будто покрыта плюшем, так и хотелось свернуть к ним и полазить по горам, а во второй линии видны были снеговые вершины.
На дороге появилась разделительная полоса из кустарников и подрезанных деревьев.
Проезжали мимо брошенных военных городков: с одной стороны брошенная авиабаза с капонирами и рулежными дорожками, а через дорогу расположена какая-то казахская часть, по вывеске «Президентский полк»: разруха и шик.
Что понравилось в Казахстане, так это наличие возле каждого крупного населенного пункта круговых развязок и объездных дорог. Вот и Талды-Курган проехали по объездной, и хотя уже был вечер, решили ехать до Капчагая, тем более нас ждали на заселение, и надо было торопиться. Перед Талды-Курганом догнали мотоциклиста с новосибирскими номерами — вот это настоящий путешественник.
После Талды-Кургана сплошная реконструкция дороги, особенно ближе к Капчагаю, видно в планах сделать хороший автобан между этими городами. По этому участку мы ехали уже по темноте, скорость 30-40 км/час, поднялась пыльная буря, едешь в пыльном тумане и не знаешь куда. После проезда плотины пошли казино: мы насчитали около 9 действующих, и еще несколько строящихся. Как уже потом узнали, город Капчагай делают игровой зоной, поэтому все казино юга Казахстана теперь находятся в Капчагае. Ночью они все в иллюминации, мы, к сожалению, не сфотографировали, а днем они не такие красивые. Мы не останавливались, так как уже на телефоне «висел» Казбек, хозяин гостиного двора, который нас ждал на вселение. Поблуждав по темному городу (навигатор повел на улицу с односторонним движением), пришлось пару раз позвонить Казбеку для координирования проезда. В 23 часа мы подъехали к воротам гостиного двора «Достар», с хозяином которого заранее договорились о проживании. «Достар» находится в частном секторе (частная гостиница), очень уютный, стерильная чистота, закрытая территория, комнаты есть обычные (кровати, холодильник, шкаф, вентилятор, 3+1, туалет и душ на территории) и полулюксы ( 4, +кондиционер, туалет и душ в номере), имеется закрытая столовая и открытая терраса, место для жарки шашлыка и плова, напитки на розлив, на заказ можно воспользоваться сауной.
Кроме того, на территории расположена юрта (тоже можно снять). В столовой с 9:00 до 21:00 работает профессиональный повар, с утра вывешивается меню, можно на определенное время заказать завтрак, обед или ужин — в заказанное время он будет готов, обед на семью из 4 человек обойдется в 1500-2000 тенге. Мы, как правило, заказывали завтрак, обедали в городе. А ужин готовили сами (столовая открыта всегда, можно пользоваться посудой — одно условие — мыть за собой). Так как остановка в Капчагае была 3-дневная, то мы проживали в простом номере, обошлось нам проживание 7000 тенге сутки (21000 за три дня).
Расположен «Достар» очень удобно: 10 минут и вы в центре города (рынок, магазины), 10 минут и вы в аквапарке , столько же времени потребуется для выхода на бесплатный пляж на водохранилище. Машиной не пользовались, она стояла на площадке и отдыхала после 2000-го перегона.
В первый день мы пошли гулять по городу. Ощущение, что попали в «советский городок» конца 90-х годов: мелкие магазинчики, возле каждого уличная торговля «лотошников», в каждом магазине игровые автоматы, сотовую связь можно пополнить по карточке, а не по терминалу, газировка с «сиропом и без» и квас, как в бочках, так и в автоматах, на розлив даже энергетические напитки продают: «… мне пожалуйста полторашечку флэша… спасибо.». Цены смешные, особенно на местную продукцию. В одном из магазинов увидели фирменный отдел «Яшкино» с продукцией. Которая, кстати, высоко ценится: печенье, вафли, конфеты довольно дороги. Купив вареной кукурузы, алма-атинского пива, копченого жереха и, конечно же, фруктов, мы пошли в аквапарк. Заплатив с человека по 1800 тенге, мы до 19:00 купались и отдыхали. В аквапарке бассейны и развлечения для разного возраста, вся территория озеленена, везде на территории контейнеры, площадки для мангалов, торговля. В 12:00 свободных топчанов и беседок уже не было, поэтому мы расстелили покрывала под соснами на газоне (разрешается, если не пакостить) и окунулись наконец-то в настоящее лето: и погрелись и накупались. Время пролетело незаметно, но температура в Казахстане к вечеру понижается быстро, и мы, не дожидаясь закрытия аквапарка, пошли в «Достар». Что привлекает так много отдыхающих в капчагайский аквапарк, так это то, что заплатив один раз, можно отдыхать весь день. Второй день мы отдыхали на берегу водохранилища.
Взяв напитки, фрукты и арбуз, пошли на берег. Воду в водохранилище по какой-то причине спустили, и линия воды отошла от берега метров на 50, обнажив песчаное дно. Мы были на бесплатном пляже и до идеальной чистоты было далеко, но не смертельно. Перейдя через песчаную протоку, мы расположились на песчаном островке.
Часов в 12 начали подтягиваться отдыхающие, к островку приплыли лодки с «бананами» подтянули катамараны (1 час 3000 тенге) и постепенно берег заполнился купающимися. Вода теплая, дно песчаное, покатое, мелководье — девчонки из воды не вылезали.
Уничтожив все запасы, нагревшись, накупавшись и сгорев на солнце (не помогли даже средства от солнца), мы вернулись в «Достар», где приняв душ и отдохнув, решили погулять по вечернему Капчагаю. Но набежавшие тучи и проливной дождь помешали вечернему променаду. На третье утро мне, как самому «подгоревшему», купаться уже было неохота, и мы пошли прогуляться по городу, тем более, что надо было прикупить продукты и напитков в дорогу, так как пришло время выезда к следующему пункту нашего движения — г. Чу (названия городов пишу, как мы их раньше называли).
Снова, но уже днем едем мимо казино, и не заезжая в Алма-Ату, по объездной дороге уходим на Бишкек. Трасса Алма-Ата—Бишкек хорошего качества, длительный участок с разделительным газоном, на полотно нанесена разметка. Вот на этой разметке я и попался по своей невнимательности: перед очередным стационарным постом ЖП (который стоял на разделительном газоне) не перестроился в левую полосу, как этого требовали разметка и дорожные знаки, за что и был остановлен «бдительным» ЖП. Виноват, вот и пришлось «договариваться» на месте, и благосостояние двух ну очень вежливых сотрудников ЖП улучшилось на 5000 тенге (по 2500 на каждого). Это была первая. Но не последняя встреча с ЖП.
Доехали до Кордайского перевала, я по нему последний раз проезжал в 80-е года — это была узкая и извилистая дорога.
Современная дорога через перевал — трехполосная, на подъеме 2 полосы, одна из которых для тихоходов, стало меньше поворотов, оборудованы площадки для остановки. Без каких-либо трудностей проехали перевал. На подъезде к поселку Кордай наблюдаем картину: два дорожных рабочих кисточками наносят разметку на дорожное полотно.
На развилке, на которой видим заправку «Газпромнефть», поворачиваем направо на Джамбул, прямо дорога на пограничный переход в Киргизию, а мы, свернув, едем мимо рынков. Был понедельник и время ближе к вечеру, поэтому на рынках было пусто. Движение интенсивное и вдруг, наперерез машине, выбегает ЖП и как жонглер начинает махать своей палочкой. Останавливаюсь, а сам думаю: «Что же нарушил? Скорость после поворота набрать не успел, всего 40 км/час, разметки и знаков никаких не было, открываю окно и слышу: «Россиянин, проезжай дальше, не тебя останавливали». Ну, меня упрашивать не надо — поехал дальше.
Ближе к Чуйской долине стало больше зелени, пошли орошаемые поля, появились поселки. На въезде в Чуйскую долину КПП, нас не останавливали, но останавливали всех, кто выезжал из долины. Слева видна гладь водохранилища, местные промышляют рыбной ловлей, и торгуют, и свежей, и копченой рыбой. Перед Чу пошли бахчи и развалы дынь и арбузов. И вот стела «Шу» — через 21 год я снова на своей малой родине, последний раз я был в Чу в 1992 году.
Первое впечатление скорее расстроило, чем обрадовало, так как проезжаем мимо развалин когда-то мощного сахарного завода, на нем работали мой дед, сестра матери, а ее муж, Гауцель Виталий Николаевич начинал на нем свою трудовую карьеру. А теперь на нем можно снимать фильмы формата «Трансформеры».
После встречи с родной сестрой отца мы прогулялись по улицам детства (я еще вспомнил их), дошли до дома деда (Октябрьская 96), вышли на канал: какая-то неухоженность, запущенность на улицах, а на канале вообще свалка. Но до боли знакомый песок и колючки.
Второй день посвятили прогулке по городу, посещению базара, где купили чуйских помидор, жаль только не нашли «Бычье сердце», но и другие были не хуже. Прокатились до Толе-Би (бывшее Новотроицкое), очень понравилась развязка между Чу и Толе-Би.
Мы заметили одну особенность современного Казахстана: в каждом городе или поселке, даже самом маленьком, обязательно есть памятник национальному герою или какому-нибудь батыру. Вот и на развязке стоит целый мемориальный комплекс с памятником, я даже не знаю кому, а вокруг фигуры представителей местной фауны: верблюды, барс, горные бараны, олени.
И все в цветах: цветы вообще везде, и на площадях, на клумбах на улицах города, возле домов. Ну а после обеда поехали на речку Чу и до вечера купались и загорали.
2 дня на родине — и снова в путь. Теперь нас ждет Алма-Ата, да-да, Алма-Ата, ведь так звучит красивее, чем Алматы (да не обидятся на меня братья-казахи). По дороге купили домой чуйских арбузов и дынь: на 1000 теньге взяли 2 больших арбуза и 4 дыни (1 торпеда с розовой мякотью, 1 с зеленой кожурой (очень вкусная, в Сибирь такие не везут) и 2 колхозницы (не гладкие, как продают в Сибири, а рифленые). Можно было купить больше, но срывают их спелыми и по жаре их можно не довезти. На выезде из Чуйской долины нас не остановили, сонный полицейский, сидя в тенечке, проводил нас сонным взглядом, но мы не обиделись на «подобное гостеприимство», но вот после Кордайского перевала на стационарном посту ЖП останавливали всех, проверяли документы.
В Алма-Ату въехали около 17:00 и попали в большую пробку возле рынка «Орда», почти час мы «тусили» в пробке, но все заканчивается, и вот мы на Аль-Фараби, поворот в горы к родственникам. В Алма-Ате провели 3 дня. 1 день посвятили посещению парка отдыха им. Горького и Алма-Атинского зоопарка.
В 1984 году он был более ухоженным, и в сравнении с Новосибирским зоопарком оставляет не очень хорошее впечатление, особенно жалко хищников: худые, голодные, можно списать на жару, но видя льва, грызущего голые кости невольно вспоминаешь закормленных львов Новосибирска. Большая коллекция птиц и травоядных, у них всего хватает, все с детенышами.
После зоопарка покатались на катамаране по озеру в парке, посидели в кафе.
Во второй день повезли ребятишек в «Фэнтези-парк». Кстати, передвижение по городу не сложнее, чем в Кемерово или Новосибирске, особенно если знаешь конечную точку маршрута, а наши передвижения по городу мы спланировали заранее: скачали карту Алма-Аты в «2ГИС», нашли адреса расположения объектов, потом оставалось только задавать координаты в навигатор и он ни разу не подвел. Но вернемся к парку развлечений. «Фэнтези-парк» — это компактно расположенные 42 аттракциона для разного возраста и разных запросов.
Стоимость билетов была 3000 тенге взрослый и 2000 тенге детский, при этом платишь 1 раз и катаешься на любых аттракционах бесплатно без ограничения. Учитывая, что стоимость посещения «Колеса обозрения» в парке Горького составляла 300-450 тенге, то нетрудно представить, сколько выигрывают любители экстрима: нас с женой хватило на 3 аттракциона, а дети выкатали не только свои деньги, но и наши перевыполнили. Единственный минус парка — всего лишь одно хорошее кафе (видно, чтобы посетители не задерживались), а вот напитки и мороженное предлагают во многих местах, как и всякие сувениры и игрушки.
День пролетел незаметно. На третий день удовлетворяли более земные потребности: сперва посетили оптовые рынки («Подземка» и другие), где немного собрали девчонок в школу (оптом вещи дешевые, а в розницу подороже, но все равно на половину дешевле, чем в Кемерово, например, спортивный костюм на 6-классницу около 1500 тенге (около 400 рублей), в Кемерово подобного качества более 1000 рублей). Потом заехали в гипермаркет «Алтын», приобрели казахского коньяка, грузинских и неплохих казахских вин, там же купил «именную» водку «Калашников». Там же выяснилось, что имеются банкоматы «Сбербанка России», и можно использовать банковские карты, только расчет будет в местной валюте, но при этом никакие комиссионные не берутся, а вот если захотите снять с карты наличные, готовьтесь к дополнительным расходам в виде комиссии.
Конечно, в Алма-Ате еще много мест, где можно и нужно побывать, но отдых подходил к концу, и мы непросмотренные достопримечательности оставили на следующее путешествие, а сейчас нужно было собираться в обратный путь. Но напоследок мы решили еще раз заехать в Капчагайский аквапарк, тем более, что нужно было заехать к двоюродной сестре.
На выезде из Капчагая по своей вине вновь попался на штраф: перед въездом на плотину снова пост ЖП на разделительной полосе, снова знаки и разметка, предписывающая перестроение в левую полосу — не успел перестроиться, за что и был остановлен доблестными полициясами. Но на этот раз аппетиты были выше: сперва запросили 10000 тенге, после небольшого торга снизили «договор на месте» до 7000 тысяч, но я торговался дальше и окончательное «наказание» было 5000 тенге. По реконструируемой дороге проехали днем — поразили масштабы: хорошая насыпь, широкое полотно, асфальт в 2-3 слоя, и техника, техника, техника. Под Сарыазеком отвлекся на маневры казахских танкистов и проворонил хорошую яму: в итоге помятый диск, спущенное колесо и единственный ремонт за все время поездки.
Обед и заправка в Учарале, последние закупки арбузов и дынь, но рыбу брать не стали, побоялись, что на границе не пропустят (зря боялись, потому что пропускали). Перед Аягузом снова остановка на КПП, но теперь уже с проверкой. Нарушений не было и нас отпустили (показалось, что с сожалением). По объездной дороге обходим Аягоз и продолжаем путь. Уже по темноте доехали до Калбатау, но решили не останавливаться в гостинице, а переночевали в машине на площадке перед гостиницей. В 6:00 утра выезд на Усть-Каменогорск, в город не заезжали, так как завтракать еще было рано, дети спали и поехали до Шемонаихи. Опять убитая дорога и через 2 часа мучений мы в Шемонаихи. На посту ЖП перед мостом еще одна остановка, проверка всех документов с пристрастием, вопросы «откуда, куда и зачем», но все в порядке и нам пожелали счастливого пути.
Далее заправка под завязку, плотный завтрак и обед в одном, заехали в магазин и потратили последнюю казахскую наличность и мы вновь на казахской границе. Нам повезло и границу, даже с досмотром машины, мы прошли быстро. До свидания Казахстан и здравствуй Россия. Всего две недели, а мы уже соскучились. Доезжаем до КПП на российской границе, и здесь также проходим быстро (также был досмотр, правда, машину нигде не попросили разгрузить, но собака обнюхала). Только нам дали добро на въезд в Россию, подъехал со стороны Казахстана автобус и всех, кто стоял после нас, попросили подождать, так что мы успели проехать границу: всего на прохождение двух границ мы потратили порядка 40 минут. Ну а домой дорога короче, поэтому решили ехать без остановок до дома.
В Поспелихе взяли алтайского меда и до Барнаула двигались без остановок. Барнаул встретил нас пасмурным небом и проливным дождем, на выезде перекусили, залили полный бак на заправке системы «Энергия» (бензин дешевле, чем в Кузбассе) и погнали домой.
Кузбасс встретил нас густым туманом, пришлось сделать незапланированную остановку на границе Алтай — Кузбасс в кафе, выпить кофе и немного передохнуть. Туман сопровождал до Белово, а проехав Ленинск-Кузнецкий, выехали на накануне открытую вторую очередь «Тулеевского автобана». В 2 ночи проехали Кемерово и в 15:30 подъехали к дому. Путешествие подошло к концу.
Некоторые выводы из поездки:
1. В Казахстан путешествовать можно, посмотреть есть что, и отдохнуть можно при небольших затратах.
2. Отдых можно выбрать по потребностям и возможностям: в том же Капчагае можно снять квартиру, остановиться в частной гостинице или проживать в дорогом отеле, да еще к вашим услугам казино;
3. Казахи не наглеют и «три цены» не дерут, к россиянам относятся вполне нормально;
4. ЖП останавливает в случае явного нарушения ПДД, но лучше всего при поездке в КЗ иметь на руках книжечку с ПДД КЗ.
Итог поездки:
1. 2 недели новых событий, для кого-то открытий, для кого-то воспоминаний;
2. Отдых для любителей активного отдыха, которым нужна смена обстановки;
3. 10 дней в южном сухом климате позволили без болезней пережить зиму;
4. Расходы семьи из 4-х человек: чуть больше 45 тысяч рублей, в том числе:
— горючее 9000 рублей (всего 350 литров АИ-92, цена от 26 рублей в Кузбассе до 22,50 в Казахстане);
— проживание в Казахстане 6000 рублей (если бы проживали все 8 дней, то было бы тысяч 12);
— все остальные расходы: развлечения, фрукты, покупки, питание.
Поедем ли мы еще раз? Однозначно, что да. Уже и маршрут продумали, и места, куда поедем.