|
Этот рассказ повествует о перегоне легкового автомобиля своим ходом на Крайний Север.
Фоток не очень много, т.к. главной задачей путешествия было доехать до дома, а не составить репортаж. На трассе фотографировать нечего, а по зимникам ехали ночью (почему ночью — читайте ниже), тоже много не нафоткаешь. Ехали вдвоем, меняясь за рулем.
Время: с 6 по 8 февраля 2010 г.
Автомобиль — Mitsubishi Lancer X 1.5 MT
Немного о ТТХ автомобиля, это может помочь тем, кто планирует подобное путешествие. Объем бензобака — 59 л. По ходу рассказа следите за количеством заправляемого топлива — поможет при расчетах. Дорожный просвет — 165 мм (по паспорту). Визуально — довольно честно, без торчащих катализаторов и глушителей. Бампера высокие. Бензин — 95-й, заправлялись предпочтительно на «Лукойле». Машина была загружена сзади до потолка (комплект колес, разные групногабаритные покупки...), включая маленький багажник.
Экипировка
Обязательные вещи на зимниках:
Расход топлива на трассе:
При 90 км/ч и 2 500 об/мин — 6,7 л/100 км.
При 110 км/ч и 3 000 об/мин — 7,7 л/100 км.
На зимниках средняя скрость была низкой (на одном зимнике — до 30 км/ч, на другом — 50 км/ч), поэтому общий расход топлива составил около 230 литров на 3 000 км.
GPS-навигатор
Навигатор — это вещь. А лучше — два. :)
Помогает, даже если вы едете по большим трассам, на которых не нужно искать маршрут.
Так получилось, что мы ехали с двумя одинаковыми автомобильными навигаторами «Garmin nuvi 205W» с картами «Дороги России. РФ. Версия 5.17» и картой автозимников Коми и НАО.
Один навигатор был в режиме маршрутизации, отображение карты в перспективе. Он подсказывал предстоящие повороты, перед которыми следовало снизить скорость. Благодаря этому удавалось держать достаточно высокую среднюю скорость даже на незнакомой трассе.
Второй навигатор был в режиме плоского отображения карты с ориентацией на север и довольно мелком масштабе — для общего представления о своем местоположении.
Кроме навигаторов был с собой бумажный атлас автодорог России. По нему изначально составлялся маршрут следования. Как ни странно, проложенный навигатором до Ухты маршрут совпал с нарисованным нами. Кстати, навигатору можно доверять, но в некоторых моментах все-же лучше верить глазам и здравому смыслу — дороги меняются, строятся, а картографы об этом узнаЮт не сразу.
Итак, поехали. :)
День первый
Предварительно был заправлен полный бак, про запас взята 20-тилитровая канистра с бензином.
Выехали из СПб в 7 утра. Задачей-максимумом на этот день был поставлен Великий Устюг. Двинулись по проспекту Славы в сторону Мурманского шоссе (М-18). На выезде из города на посте ДПС нас остановили, проверили документы (83-й регион — все-таки интересно). Было еще темно, движение активное, поэтому ехали не спеша — 90 км/ч. Когда посветлело, а мурманская трасса закончилась, скорость подняли до 110-120 км/ч. Температура за бортом: -14°С.
Один шумахер на трехдверной «Ниве» обошел нас по второму ряду, зацепил колесами за снег между полосами, его вынесло на встречку. ОЧЕНЬ ему повезло: на встречке никого не оказалось, и прямо перед выносом начался отбойник-разделитель. История шумахера ничему не научила, через три минуты он нас снова обогнал.
В районе Новой Ладоги сворачиваем на трассу А-114.
Примерно в 14:00 достигли Череповца. Где-то перед Череповцом на левой заправке залили 20 литров бензина — оставалось мало.
14:00 — Шексна. Долили на «Лукойле» 40 литров (до полного бака; дальше везде заправлялись до полного бака). Поели в кафе при заправке.
15:35 — Вологда. Проехали ее мимо по объездной, выехали на М-8. В районе Вологды построена новая дорожная развязка, навигатор здесь первый раз малость ошибся. Но ничего страшного — ведь есть указатели.
В районе н.п. Чекшино пообедали в придорожном кафе и свернули на трассу Р-8. Трасса хорошая, но глухая. Машин мало. Стемнело. Радио кончилось. Вокруг глухая тайга... Стоящие вдоль дороги информеры заманивают на родину Деда Мороза.
18:00 — проехали мимо Тотьмы. Увидели в сугробе слетевший с трассы дальнобойный длинномер. Никаких огоньков, давно слетел. Может, уснул за рулем...
20:30 — Великий Устюг, родина Деда Мороза. На въезде в город — пост ДПС, проверили документы.
Если сразу после ДПС на светофоре повернуть направо, подъедете к неплохой гостинице. Двухместный номер — 1 700 руб. (телевизор, холодильник, душ). Есть охраняемая стоянка (100 руб./сутки), кафе, и даже боулинг по соседству. :)
Там мы и заночевали. В первый день мы проехали 1 115 км.
День второй
Выехали в 7:30. Заехали на заправку, залили 35 литров бензина. Дорога стала ухудшаться, особенно когда заехали в Архангельскую область. Дороги в Архангельской области говорят сами за себя. И за областные власти, которые не хотят этими дорогами заниматься. Холодало. Температура опустилась до -20°С. Было ясно и безветренно. Это хорошо, особенно для езды по зимникам.
Перед Котласом большой длинный мост через Северную Двину. Весь мост в видеокамерах, ограничение скорости — 40 км/ч. Сквозь Котлас по городским улицам, тут лучше довериться навигатору. Дальше на Сыктывкар. Около 11:00 пересекли границу Архангельской области с Коми.
Перед выездом на трассу «Вятка» навигатор малось ошибся второй раз — хотел послать нас проселком. :) Но здравый смысл подсказывал другое направление. Сыктывкар проезжаем мимо. На трассе Ухта — Сыктывкар очень много аварий. Дорога скользкая, местами ОЧЕНЬ скользкая.
В одном повороте сам едва удержал машину, аж вынесло на обочину и ударило колесами об отвал снега. Вышел из машины на дорогу, чуть не упал — так скользко. Потом еле тронулись — буксовали на ровном месте. Несмотря на приличную шипованную резину.
Вылетевший лесовоз:
Дед на летней резине просто не удержал свою «Ниву» в повороте к заправке (на малой скорости!). Стоит, ждет, кто бы дернул.
Заправились — 47 литров. Время 15:30.
Еще видели две аварии похуже.
В одном месте столкнулись длинномерные грузовики, перегородили всю дорогу. Растаскивали трактором. В другом — старинный «Москвич»-комби столкнулся с автобусом. У «Москвича» оторвало весь зад напрочь, колеса раскатились по всей дороге.
В Ухту приехали в 18:00. Попили чаю с пирожками около какой-то заправки. Посовещавшись, решили ехать дальше, для начала до Печоры, а там как пойдет... Уступил руль напарнику (рулил от Великого Устюга больше десяти часов).
На Печору есть два пути по зимникам: первый — с Нижнего Одеса через Ираёль, и второй — через Вуктыл. Второй зимник вроде как короче, и мне рекомендовали именно его, поэтому мы поехали через него. Вдоль дороги стали появляться факелы попутного газа — мы заезжали в нефтяные края...
В 21:00 доехали до Вуктыла. Тут навигатор ошибся в третий раз — не знал о более короткой дороге (возможно, это зимний вариант). На въезде в Вуктыл лукойловская заправка. Залили до полного бака 30 литров. Королева бензоколонки сказала, что зимник был переметен, но вроде как около десятка машин сегодня с Печоры прошло, поэтому шанс проехать был. Такая информация малость напрягла... Доехали до понтонной переправы через Печору. Все, начался первый зимник.
Лирическое отступление: что такое зимник?
Зимник — это зимняя дорога, накатываемая по снегу. Технология его изготовления такая:
Сначала «пробивается» тракторами дорога, которая потом утрамбовывается и закатывается. Зимники в лесу просто утрамбовываются, а дальше расчищаются и разглаживаются тракторами. Зимники в тундре утрамбовываются, выравниваются, и поливаются теплой водой. Вода замерзает и образует очень прочную поверхность. Если снега в тундре мало, его могут сгрeбaть на дорогу с окружающих территорий. Фотографии, как делается зимник, можно посмотреть по ссылкам внизу.
Приспособление для выравнивания дороги в виде труб называется «гитара». Почему — хз. Ездят по зимникам предпочтительно в темное время суток. Когда светло, все сливается — небо с землей, на дороге не видно ям и поворотов. В темноте, в свете фар все неровности дороги видно отлично.
Итак, выехали на зимник. Время 21:30. Температура на улице примерно -22°С.
Навигатор тут сдался. Карта «Дороги России» здесь закончилась, а карта зимников еще не началась.
Участок в принципе небольшой, всего километров пять, но именно он ввел нас в ступор. Переехав реку Печору, мы сначала поехали вправо. Но метров через 500 уперлись в продавленный тяжелой машиной ручей. Вода вроде бы уже замерзла, но ехать по ней стремно. Пришлось развернуться и ехать обратно к берегу. Там мы видели отворот налево. Повернули туда. Через сто метров снова развилка: прямо и направо. Та дорога, что направо — со шлагбаумом. Обе дороги расчищены одинаково. Куда ехать?
Небольшая паника. Возвращаться в Вуктыл? Вспомнили, что есть сотовая связь. Благо, она здесь еще берет. Стали звонить своим знакомым в Нарьян-Маре, которые могли (по нашим предположениям) знать этот зимник. Пока обзванивали, увидели вахтовый КамАЗ. Остановили. Камазист объяснил маршрут.
В общем, можно было ехать и направо (там, где ручей), и налево, потом направо под шлагбаум (перед которым мы встали), причем второй вариант короче на 4 км. Поехали... Этот первый зимник был раскатан, но плохо расчищен. Узкий, двум машинам не разъехаться. Вскоре навигатор стал показывать дорогу. В карте зимников дороги прорисованы, но маршруты не размечены, да и не нужны они — дорога-то одна... Карта России все же имеет некоторые прорисовки зимников, но видно их только при очень крупном масштабе, и выглядят они как тропинки, тонким пунктиром...
Периодически встечались следы «разъездов», когда одна машина тупо съезжает в сугроб, потом другая объезжает первую и с помощью тросов ее вытягивает. Нам повезло. Ехали ночью, и никого не встретили. Один «бывалый автозимщик» (тот, который проехал этими зимниками) насоветовал на зимнике снять бамперы. Я сначала посмеялся на этим советом, но потом понял его смысл: если ехать неаккуратно, можно прозевать резкий поворот и реально оставить бампер в отвале снега. Чего мы и наблюдали несколько раз (следы и осколки бамперов). Сами проехали осторожно и без потерь.
Ближе к Чикшино зимник стал совсем стремный, местами его начало переметать. Опять же нам повезло, нигде ни разу не застряли.
В 01:50 выехали к Чикшино. Это железнодорожная станция с переездом. После переезда сворачиваем направо. Дальше пошла хорошая гравийка, заработало радио, настроение поднялось. Кстати про радио. На зимниках, когда начинает ловиться FM, сразу улучшается настроение. Во-первых, это признак приближающегося крупного населенного пункта. Во-вторых, музыка на дисках во время путешествия конкретно достает. Особенно, если у напарников разные музыкальные предпочтения.
На зимнике понял, зачем до сих пор магнитолы снабжают AM-диапазоном. В России еще есть места, где нет FM! А длинные волны распространяются по всему Свету.
В районе Чикшино навигатору можно верить, но лучше ехать прямо по дороге, не сворачивая — навигатор может запутать.
В 02:15 достигли г. Печора. Дорога на Усинск идет в объезд города. Мы решили ехать дальше, хоть и устали. В этом месте навигатор можно забросить на некоторое время. Он просто не знает о новой дороге. Новой отличной бетонной дороге, которую строят между Усинском и Печорой. Дорога на момент нашего путешествия не была достроена до конца и заканчивается где-то недалеко от Усть-Усы.
Начинается второй зимник. Этот зимник широкий, чистый и небольшой. Проезжается быстро и легко.
Перед Усть-Усой пересекаем ледовую переправу. В других отчетах (см. ссылки ниже) рассказывается о крутом подъеме после реки. Мы крутого подъема не обнаружили, подъем был сделан вдоль берега. Однако на повороте вдруг неожиданно навстречу выскочил автомобиль, поэтому подниматься все же нужно осторожно. Вдоль подъема лежит много сваленного с лесовозов леса — видимо, скидывали перевес (на переправе установлено ограничение по массе).
Примерно в 05:00 выехали на трассу. Влево — на Харьягу и Нарьян-Мар, направо — 30 км до Усинска. Сил больше нет вообще, нужен отдых. Поехали в Усинск. Усинск — это небольшой нефтяной городок, с развитым нефтяным производством. При подъезде к городу жутко воняет сероводородом. В Усинск приехали в 05:30. Где-то до шести утра искали гостиницу. В Усинске сложно что-либо искать иногородцу. Местные либо сами ничего не знают (что странно для такого маленького городка), либо начинают объяснять так, что попробуй их понять... «Доедьте до улицы Молодежная, потом сверните на такую-то...». Да откуда нам знать, где у вас улица Молодежная! Даже в навигаторе только контур улиц без названий!
В общем, нашли гостиницу «Уют». Это общага, заделанная под гостиницу. За холодный двухместный номер с удобствами на другом этаже запросили 1 900 руб. Ну что делать, в гостиницах нефтяников номера от 6 000 руб... Машину, загруженную вещами, на свой риск оставили у входа в общагу.
Попытались поспать. В комнате напротив кто-то постоянно орал. Из окна конкретно поддувало. На улице: -24°С.
За второй день с ночью мы проехали 1 420 км.
День третий
Поспать долго не получилось — замерзли, да и орущий сосед достал. Часов в 10 встали и собрались. Поездили по Усинску в поиске некоторых покупок. Заехали на заправку, залили 40 литров до полного бака. Пообедали в рабочей столовой, стоящей на въезде в Усинск. В 12:30 выдвинулись в дорогу. Дорога до Харьяги представляет собой хорошую широкую бетонку, по которой снуют грузовики с платформами и цистернами. Везут нефть.
13:30 — проехали через Северный Полярный круг. В этом месте стоят два соответствующих знака.
Вдоль дороги — различные нефтяные объекты — качалки и буровые вышки.
14:25 — доехали до поста нарьян-марской ДПС. На посте какое-то затишье, ни транспорта, ни людей. Может, в домике кто-то и есть... Проехали мимо, не останавливаясь.
После поста бетонка значительно ухудшилась. А в районе Пижмы совсем закончилась. Начался третий зимник. Температура -24°С. Ветер. Небольшая позёмка. На Харьяге есть лукойловская заправка, но топлива в баке было много, да и канистра про запас лежит в багажнике. Заправляться не стали.
Проехали пост нефтяников. На посте предложили записаться в журнале. Для частных машин эта процедура необязательная, но для проформы сходил записался. Документальное доказательство того, что я прошел зимник. :) Зимник широкий, чистый, но неровный, бугристый. В этом году снега в тундре было мало, поэтому дорога неровная. По краям зимника стоят вешки со светоотражающими элементами. Покрытие — зеркальный лед. На нешипованной резине тут нечего делать. Начало темнеть, это хорошо. Лучше видно неровности. Скорость — 45-55 км/ч. Быстрее не дают бугры. В принципе, полноприводные машины идут быстрее — подвеска позволяет.
Если пристроиться за каким-нибудь внедорожником, то можно ехать с его скоростью — по нему видно, где ямы, где повороты, поэтому можно держать скорость побыстрее и вовремя притормаживать.
На крутых подъемах круглосуточно дежурят тракторы. Они помогают тяжелым грузовикам подняться по скользкой дороге в гору. Двигатели не глушатся месяцами. Дежурят они в своеобразных «домиках» — нароют себе с трех сторон стенки от ветра и стоят в них. :) Техника следит за дорогой круглосуточно (а не ждут, как в столицах, пока весь снег выпадет). Если метет снег — расчищают и укатывают «гитарами», если мороз — поливают дорогу водой — намораживают. Так что если возникнут трудности с проездом, то ненадолго.
Бампер, кстати, можно потерять и на этом зимнике. Если слишком быстро и неосторожно ехать, можно влететь в ухаб или перемет. И заодно оставить там подвеску. Я один раз чуть не оставил — обгонял КамАЗ и напоролся на серию укатанных переметов. Посреди зимника увидели сгоревшую грузопассажирскую «Газель». Когда проезжали мимо, она еще догорала. Утеплили двигатель... Людей не было, кто-то их уже подобрал.
Наконец выехали на строящуюся нарьян-марскую дорогу. Дорога чистая, ехалось 90 км/ч, но перед поворотами и разъездами со встречными машинами нужно притормаживать. Тут очень помогал навигатор — предсказывал повороты, которые в темноте плохо видно. Довольно сильная тряска, точнее, вибрация — очень грузит мозг, усыпляет его. Прошли развилку на Красное (кто не знает — поворачиваем налево, по указателю), переехали по понтонному мосту через Кую. Началась родная Лаявожская бетонка — еще чуть-чуть, и мы дома.
Около 21:00 мы добрались до Нарьян-Мара. Бензина в баке оставалось около 25 литров. Канистра не пригодилась. Но это не значит, что ее не нужно брать в подобные путешествия.
В третий день мы прошли 450 км — длина дороги от Усинска до Нарьян-Мара. Вот и закончилось наше путешествие.
Доехали почти без потерь: трещина и царапина на переднем бампере (результат вылета на скользком повороте) и замятая защита картера (налетел на камень на трассе, хотел пропустить между колес, но неверно подсчитал его размеры).
Мозги уже еле варили. Скорее есть и спать. :)
Карты зимников:
Карта зимников (c) Axel. елтым помечены собственно участки зимников, остальное — грунтовые или бетонные дороги.
От Печоры в сторону Усинска дорога не совпадает — там построена новая прямая трасса.
Схема зимников С расстояниями. Год пусть не смущает — маршруты зимников не меняются.
Ссылки по теме: путешествие в Варандей (на южное побережье Северного ледовитого)
http://nub1an.livejournal.com/159288.html
http://nub1an.livejournal.com/159713.html
Путешествие из Москвы в Нарьян-Мар на «Опель-Астре» (много фоток)
http://astraclub.ru/forum/viewtopic.php?t=17038
Путешествие из Москвы в Нарьян-Мар на ВАЗ-2112 (много фоток)
http://frederick-taer.livejournal.com/88302.html
http://frederick-taer.livejournal.com/88321.html
Путешествие из Питера на Варандей и обратно на Mitsubishi Delica (забавный отчет)
https://www.drom.ru/info/adventures/travel/13808/
Обсасывание темы зимников на нарьян-марском форуме:
http://www.naryan-mar.ru/forum/index.php?PHPSESSID=4cccfd69901b09dd52284b510d044ca9&topic=398.0
http://www.naryan-mar.ru/forum/index.php?PHPSESSID=4cccfd69901b09dd52284b510d044ca9&topic=836.0
http://www.naryan-mar.ru/forum/index.php?PHPSESSID=4cccfd69901b09dd52284b510d044ca9&topic=910.0