Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Полярный Урал - 2022

Полярный Урал - 2022

27.09.2022 | 9937 просмотров

Предисловие


Карта маршрута

Пишет мне как-то Игорь Аркадьевич (Хариус) в личку: «Привет! Не надумал в августе на Урал?», и всё завертелось. Совпал мой отпуск, отсутствие планов на него, точнее, то, что планы все отменились, ну и желание покататься по новому маршруту. В процессе поездки вспомнилось еще и то, что я давненько хотел побывать на 501-й стройке, желательно летом. В общем, Венера в седьмом доме и ретроградный Меркурий сложились в нужный пасьянс и мы поехали.

Изначально штурманов не было, собирались ехать в две машины + два водителя и две собаки (мои). Но отозвался Саша Liontec, и у нас появился штурман. Собаку я взял одну, потому что старичок уже не смог бы выносить тяготы экстрима и остался дома.


Toyota Land Cruiser 80 «Громила» и Toyota Land Cruiser Prado 78 «Чукча».


Александр Бойко (Liontec), Брунгильда (Бруня), Игорь Аркадьевич (Хариус) Попов.


Евгений Шахов (Шевген), Аркадич вечно на всех фотках спиной.

Мы на «Громиле» с Лионтеком выехали в пятницу, 12 августа с утра, Аркадьич выехал в тот же день, но в ночь, чтобы проехать все реверсные светофоры между Муравленко и Коротчаево затемно.

13.08.22 Пурпе — Пангоды

Ночевали в гостинице в Пурпе, выдвинулись дальше, пока мы заправлялись и покупали продукты в Новом Уренгое, Хариус нас обогнал.

Встретились с Хариусом в Пангодах в кафешке. Он был за рулем уже почти сутки, поэтому решили далеко не ехать, а встать на ночевку в лесу.


Встретились в кафе в Пангодах.


Остановились на ночлег вот в таком лесу.

14.08.22 Пангоды — Харп

С утра выдвинулись в сторону Надыма. От Надыма до Салехарда недавно построили новую дорогу, но местами еще грунтовка. В 2016 году Хариус здесь ехал летом с УАЗом из Надыма, дороги еще не было, и они шли по вездеходной тропе со всеми прелестями оффроада в виде болот, бродов и грязи.


Родник на дороге Надым — Салехард.


Сезон голубики.

Одной из особенностей дороги Надым — Салехард является то, что рядом с ней идут остатки железной дороги «501-я стройка», построенной в 40-х годах заключенными Гулага. Почти везде видно остатки насыпи, мостов и даже остались рельсы. Я давненько хотел тут побывать, и вот получилось.


Та самая стройка 501, железная дорога Чум-Салехард-Надым-Уренгой-Дудинка.


«Громила» в ямальской тундре.

Кроме того, остались и лагерные пункты. Энтузиасты пытаются сохранить память о тех страшных временах. Например, у разъезда Глухариный остатки лагеря сохранились вполне в неплохом состоянии. Туда мы и заехали. Походили, сделали фото, поели блинчиков с чаем и двинулись дальше на Салехард.


Лагпункт 501-й стройки у разъезда «Глухариный».


Мотки колючки, достаточно неплохо сохранившейся.


Похоже, это штрафной изолятор (ШИЗО).


Камеры ШИЗО очень тесные, никакого отопления внутри не видно, нары и то не во всех. А есть даже каменные мешки без нар, где ни сесть, ни лечь, да и сомнительно, что там кто-то хотел ложиться.


Вышка посреди лиственниц смотрится диковато. Зная, какие ветра и морозы здесь зимой, становится неуютно.


Интересно, новодел или старая система сигнализации?


После осмотра лагпункта, перекусили.

Оттуда ходит паром до Лабытнанги, где мы должны были встретиться в Женей Сказкой. Но в Лабытнанги мы приехали раньше на день, поэтому Женю не увидели. Заправились под завязку, закупили продуктов, свежего хлеба и выехали в сторону гор. После поселка Харп, по сути последнего с этой стороны Урала оплота цивилизации, дальше начиналась дорога на карьер, где добывают хром. На въезде на эту дорогу стоит пост, но мы объехали его по лесу, из вагончика никто не вышел.


Заехали на базу к Жене Сказке, но его не было в городе.


Заправились под завязку в Лабытках.

Уже был вечер, поэтому далеко углубляться в горы мы не стали, у Аркадича была забита точка в навигаторе, где стоят горные модули для пеших туристов. Надежда на то, что модули пустуют, оправдалась, поэтому мы ужинали и ночевали в модуле, что было очень хорошим подспорьем, потому что там был просто дикий ветер.


Горные модули после Харпа.

15.08.22 Модули — Пятиречье

От модулей наша дорога дальше лежала на Пятиречье. Пятиречье — это сердце Полярного Урала, красивейшее место, где сливаются вместе реки Правая и Левая Пайера, Бурхойла, Хойла и Лагорта-Ю. Кстати, нам предстояло пересечь Главный уральский хребет (ГУХ) по ущелью река Лагортаегарт — озеро Малая Лагорта — река Средняя Лагорта (Лохорта).


По пути на Пятиречье.

По пути мы встретили интересный вездеход, зачем-то заниженный. Экипаж рассказал, что ездили проверять машину, но испытания оказались не очень удачными, было много поломок. В том числе и пружины сломались, поэтому машина ковыляла на отбойниках.


Интересный везедеход со сломанными пружинами.

Довольно накатанная дорога идет вдоль ГУХ с восточной стороны. По пути мы пересекли вброд реки Макар-Рузь и Степ-Рузь и пошли вдоль Малой Хара-Матолоу до Бур-Хойлы и вдоль неё уже до Пятиречья. Давление в колесах я держал 1 атмосферу, в принципе, засад особых не было. По пути мы встретили газушку с одним водителем, но он с нами общаться не захотел.


р. Бур-Хойла.


Один из бродов.

На Пятиречье стоят балки турфирмы «ЯМАЛКАН». Балки уже бесхозные, потому что турфирма закрылась или разорилась несколько лет назад. Всего там два жилых вагончика, баня, кухня и генераторная или туалет — непонятно. Сварили суп из пакетов и заночевали в вагончике. Аркадич опять спал в машине, он едет один и разбирать всё барахло, чтобы разложить спальник, ему не надо.


Пятиречье.


Вагончики «Ямалкан» на Пятиречье.

16.08.22 Пятиречье — г. Изшор

От вагончиков мы двинулись дальше вдоль Большой Лагорты до слияния с Малой Лагортой. Там по спутнику виднелись какие-то домики. Интересно было посмотреть, что там, тем более, дорога была относительно хорошая и день был ясный.

По пути проезжали мимо заброшенных рыболовных станов, где Хариус решил попытать счастья со спиннингом, но рыбы ловиться отказались, и мы двинулись дальше.


Костерок на привале.


Хариус пытается поймать хариуса. Безуспешно.

На деле домики со спутника оказались базой геологов, похоже, заброшенной. Остатки техники и несколько балков, двери были подперты, но внутри царили запустение и разруха.


База геологов. Заброшенная.

Решили там же пообедать дошираками и выпить чаю.


Импровизированный обед.

Затем мы развернулись и поехали обратно до брода через Большую Лагорту, чтобы начать подъем на перевал.


Стан сплавщиков на берегу Большой Лагорты.


Большая Лагорта.

Переехали вброд Большую Лагорту и начали подниматься вдоль ручья Изшор к подножью одноименной горы. Наверху, как обычно, идет верховая долина, ветренная и очень заболоченная.


В ущелье у подножья г. Изшор.


Исток Большой Лохорты.

Здесь активно стал подключаться к прохождению штурман Лионтек. Ему приходилось щупать ногами чуть ли не каждый ручей. Аркадич посоветовал мне хорошенько спустить колеса, потому что я стал сильно проваливаться. Я полез откручивать колпачки на колесах и на заднем правом колесе обнаружил недостаток ступичных шпилек.


Туман…


Чего-то не хватает…

Дело серьезное, остаться без задней полуоси на бездорожье — такое себе развлечение. Было принято решение останавливаться здесь и пытаться заменить сломанные шпильки. Запчасти и инструменты с собой были. Выкрутить сломанные шпильки не вышло, пришлось высверливать и перерезать резьбу.


Советы по ремонту в горах. Дорого. Долго. Качественно))))

К ночи шпильки были заменены, но пошел дождь, и полуось на место прикручивал утром. Надо было сразу поменять и две оставшиеся целыми шпильки, но я решил оставить как есть. Пока я ковырялся с машиной, парни установили маленький шатер, чтоб нас не сдуло, сварили кашу. Мы поужинали и легли спать в машинах.


Ремонты в горах. Холодно. Темно. Мокро ))))

17.08.22 г. Изшор — р. Б. Хойлаю

Утром установил на место полуось с герметиком, положил поближе трещотку с головкой на 12, чтобы периодически проверять затяжку шпилек. Ступичные шпильки на остальных колесах тоже проверил на всякий случай.

Ветер не утихал, но появилась радуга, и наш путь через ущелье так и шел на эту радугу. Видимо, духи приняли в качестве жертвы сломанные шпильки и свёрла и решили нас пропустить в Европу по этому перевалу.


Едем на радугу.


Где-то там впереди радуга упирается в горшочек с золотом. Но злые лепреконы нам его не отдали )))


Верховая тундра.


Водораздел пройден.


Позади Азия, впереди Европа.

При спуске в тундру мы потеряли вездеходный след и пошли по азимуту, но на спуске Хариус рассудил, что по целине ездить не стоит, потому что след техники худо-бедно идет по ровному месту, а по целине можно упереться в непроходимый курумник или брод или еще какое препятствие, поэтому мы развернулись обратно к потерянному следу, оставив позади крюк почти в 4 км.


Воркутинская тундра впереди.

Спустившись в тундру, мы сразу наткнулись на следы Патролов из КЭП «Маршрут». Дальше наш путь шел по их следам, по которым они пришли из Полярного, но чуть дальше мы свернули в сторону поселка Елецкий, одноименной станции на ж.д. ветке в Воркуту.


Спустились с гор, и пошла топкая тундра и следы патролов КЭП «Маршрут».

День клонился к вечеру, Аркадич предложил встать на одной из стоянок Макаров, трек с их знаменитой поездки на вездеходах по ГУХ до океана у нас был с собой. По легенде, А. Макаров всегда старался встать на ночлег в самом красивом месте на пути. Не обманул нас трек, место было отличное.


По «макаровским» местам ))


Закат.


Интеллектуальные беседы трезвых людей )))

Поставили шатер. Вечеровали в шатре, тут я заметил, что рядом пасется олень. Олень был в ошейнике, но один. Получилось с ним сфотографироваться.


Сколько оленей ты видишь на фото? )))

18.08.22 р. Б. Хойлаю — пос. Елецкий

С утра двинулись дальше и ближе к обеду дошли до реки Юнъяха, где наш след пересекся с зимником на Хойлинский баритовый карьер, теперь уже заброшенный. После пересечения дорога стала чуть получше, но все равно, колею через ручьи и болота мы старались объезжать по кустам. Опять не без помощи штурмана, иногда меня грунт не держал, и в самой чаче крузак валился задним мостом, и мы лебедились пару-тройку метров за прадика.


Даже кончик шноркеля не замочил.


Вполне хороший выезд. И вода чистая.

Не доезжая р. Юнъяха мы увидели брошенный гусеничный тягач, похожий на АТС-59. Вроде как этот тягач бросили на руднике после закрытия и кто-то из местных решил, что не следует пропадать такому добру, и забрал его себе, но не смог буксировать и тоже оставил его на берегу.


Тащили вездеход с прииска, да и не дотащили.


Интересная машина.

На реке Юнъяха Хариус решил попытать счастья в рыбалке, а мы с Лионтеком вскипятили чайку. С чаем всё получилось, а с рыбой не очень.


Красота-то какая, а эхо привычно отозвалось «мать-ать-ть…»


«Дядя Аркадич, нету туточки никакой рыбы» ))))

К вечеру тем же зимником доехали до Елецкого, всё так же объезжая болотистые места и колеи через ручьи, кое-где подлебеживая 80-ку за прадика.


Стойбище впереди.


Брошенные нарты.

В Елецком разжились дизтопливом, у Аркадича везде есть какие-то контакты и связи.


В Елецком.


Местная вездеходная техника.

В магазине купили хлеба, минералки и яиц и решили встать на ночевку прямо на косе реки Елец. Дни стояли жаркие, и вечером и утром нас донимала мошка. Пока раскладывали лагерь, Саша сходил на разведку вездеходного следа в сторону горы Пай-Ер. Пай-Ер — самая высокая гора Полярного Урала и высшая точка ЯНАО. В ту же сторону стоял лагерь пеших туристов, которые тоже двигались в сторону Пайера.


Три танкиста…


...и собака. Умаялась за день девчушка.

19.08.22 пос. Елецкий — перевал Хара-Матолоу

Перешли вброд Елец по новой траектории и, пройдя мимо спящих пешиков, двинули в сторону, как мы думали, Пай-Ер. След плохо просматривался на спутниковых снимках. Шли по еле видимому следу. Но он вел не совсем туда, куда надо. Ехать становилось все сложнее. Пришлось даже пару раз отлебеживать назад прадика и пользоваться сенд-траками.


Винни, ты фто, застрял?


Нет, кролик, я просто устал )))

В одном месте 80-ка взяла неправильное направление и прилип прямо рядом с прадо, который тоже стоял не совсем на сухом. Вперед вытащить лебедкой не получилось, прадик подал назад и чуть не прилип рядом с 80-кой, но получилось пройти назад по тракам, и там уже задней лебедкой 80-ка вылезла из засады. На генштабе в этом месте даже отдельно выделено болотце, хотя по снимкам болото там везде. А на викимапии этот участок выделен и назван «реликтовое редколесье»: «Реликтовое редколесье (лиственница). Удивительное для Полярного Урала явление — посреди голой тундры растет небольшой лес из далеко отстоящих друг от друга невысоких лиственниц. Высота каждого деревца не превышает 3-4 метров. Лес постепенно исчезает из-за усиливающегося антропогенного воздействия».


В недрах тундры выдры в гетрах…

К вечеру дошли до р. Харута. Здесь по спутнику в сторону Пай-Ера вроде бы отходил какой-то след. Поехали по нему, но дальше шло сплошное ковровое болото. Идти по такому покрытию следующие пару десятков километров Хариус отказался и предложил съездить на разведку перевала Хара-Матолоу. Причем он при этом зачем-то поехал в сторону перевала Арка-Матолоу. Но мы с Лионтеком его смогли переубедить и пошли на Хара-Матолоу.

Пройдя всего 3 км, мы уперлись в брод через ручей Янасшор. Лионтек исходил там все в радиусе полукилометра, и подъездов к ручью не нашлось. Решили попробовать обойти далеко слева, там упасть в ручей и дальше идти по руслу. По ручью получилось пройти почти 4 км, пока в нем не стали попадаться большие камни. Аркадич на 42» колесах и портальных мостах с легкостью их прошёл, а я повис на камне. Пришлось отъезжать назад и лебедить камень в сторону от проезда.


На перевал 4 километра поднимались по ручью Янасшор.


Каменистый Янасшор .

Дальше мы с прадиком разъехались по разным берегам ручья и пошли к подъему на перевал порознь. Потихоньку подошли к самому крутому подъему и преодолели его по очереди на 1-й пониженной. Наверху было очень ветрено. Хариус хотел повернуть назад, но мы убедили идти вперед, дальше вездеходные следы терялись, расходились, сходились.


Подъем на Хара-Матолоу.


Как всегда, фото не дает представления о крутизне подъема.

Шли мы до темноты, и конца-края этому не было. Встали на верховом болоте, лучшего места не встретилось. Ветер был такой, что на 80-ке при открытии водительской двери оторвало ограничитель двери и загнуло то ли петли, то ли стойку, но теперь дверь задевает за стеклопластиковое крыло, которое лопнуло в месте соприкосновения.

Лагерь разбирать не стали, поели всухомятку и разместились спать в машинах. В 80-ке спали сидя.


Перевал Хара-Матолоу.


Перевал Хара-Матолоу.

20.08.22 перевал Хара-Матолоу — пос. Полярный

Утром ветер немного стих, дождя не было, и ничего не помешало нам почти нормально позавтракать.


Долина после перевала Хара-Матолоу.

Двинулись вперед по всё тому же верховому болоту. Добрались до заброшенной стоянки геологов. Перед ней вездеходка раздваивалась, по спутнику следы просматривались влево почти по руслу р. Хара-Матолоу, но мы поехали вправо, там стояла бочка, внутрь не полезли, так, постучали монтировкой, вроде пустая, сверлить тоже не стали, так что, возможно, там и есть на дне какая-нибудь солярка. На склоне горы слева разглядели старую штольню и что-то типа буровой установки.


Бочка на заброшенной базе геологов.


Остатки бурового оборудования.

Поехали вперед с этой стороны, небольшой горки, рассудив, что раз геологи стояли здесь, то и приехали они не по Хара-Матолоу. Но, пройдя еще пару километров, увидели, что дорога круто ушла в гору, где по спутнику просматривался какой-то карьер и выхода с которого дальше не было. Разведали дорогу по склону влево в сторону реки. Там были крупные камни и большой уклон, но какой-то след виднелся, поэтому пошли туда. Поднялись на горку и нашли хороший след. По нему мы быстро вышли к р. Большая Хараматолоу, где уже шла грунтовка. Накачались до 1 атмосферы, потому что дальше болота сегодня не ожидались.


Пришлось устроить триал, чтобы вернуться на вездеходку.

При приближении к реке 80-ка случайно свалилась в каменную колею и села на брюхо. Начали лебедить в сторону и в итоге выйти-то вышли, но руль встал набекрень. Проверили тяги, вроде тяги не погнул. Вероятно, свернул шлицы вала рулевого редуктора. Пока не разбирался, проблем с рулем больше не было.


Спуск с Хара-Матолоу.


Ни дня без бродов.

Через пару километров вернулись на наш трек от 15.08, доехали по нему до реки Макар-Рузь и по ее ущелью пошли опять пересекать ГУХ.


Вернулись на наш трек от 15.08.

Там переход с совсем другим ландшафтом. Камни, большие камни, огромные камни. Когда-то ледник оставил такую картину, как будто кто-то огромный вел разработку каких-то ископаемых и бросил карьер. Кстати, дорога шла мимо того самого хромового карьера, по дороге на который мы ехали из Харпа к горным модулям почти неделю назад, только с обратной стороны Чёрной горы массива Рай-Из.


Подъем на перевал Макар-Рузь.


Впереди виден отвал породы с карьера по добыче хрома.


Найди штурмана на фото.


Спуск с водораздела Макар-Рузь — Собь.


Переход через горы здесь без болот, каменистый, поэтому вокруг много следов деятельности человека.

К вечеру мы спустились с гор и поехали в сторону заброшенного поселка Полярный (станция «110-й км»). Не доезжая пару километров встали на ночлег на косе безымянного ручья.


Встали лагерем на косе Соби около Полярного.

21.08.22 пос. Полярный — р. Нияю

Утром перешли вброд р. Собь и въехали в Полярный. Река Собь — интересная река, вроде бы мы вчера перешли Урал, на перевале водораздел р. Макар-Рузь на восток и р. Собь на запад. Но по сути, водораздел Урала проходит не там, и Собь в итоге по северной границе массива Рай-Из Уральских гор переходит в восточную часть и впадает в Обь. То есть в районе Полярного мы так и не перешли из Азии в Европу.

В поселке жили геологи-ветераны, к которым хотел заехать Аркадич. Но там обнаружились еще и волонтеры «Российского центра освоения Арктики», которые рекультивировали местность вокруг поселка.


База в Полярном.

Когда мы подъехали к ремонтному боксу, где находились ветераны, Хариус обнаружил у себя в колесе скобу для стяжки бревен или шпал. Пока они с Лионтеком ходили навестить геологов, оба правых колеса у него спустили. Видимо, скобой повредило оба.


Вот такой сюрприз преподнес Полярный Хариусу.

Я решил разжиться соляркой у волонтеров, пока Аркадич шнурует колесо. Одно колесо он починил, второе починили позже на ручье, где в воде смогли найти прокол по пузырькам.


Волонтеры центра освоения Арктики.

Из Полярного наш путь лежал к реке Нияю, откуда мы хотели найти два вездеходных следа, один к Воркуте, второй к ручью Бадьяшор и оттуда дальше поискать следы на озеро Чаньты и проход через озеро Усваты к Щучьим озерам. Но это позже. Сейчас мы должны были обогнуть с запада хребет Панпудынский, по которому здесь идет граница Европа-Азия.


С каменистых гор спустились, впереди тундра, пора сдуть колеса.

Местность здесь полуравнинная, пологие холмы, покрытые тундрой, наверху каменистые, у подножий топкие, изрезанные ручьями. На каждом ручье с помощью штурмана приходилось искать объезды размешанных колей от гусеничной техники.


Опять тундра.


Олени, карликовые березы и туман.

Иногда попадались следы оленей и следы оленеводов на квадроциклах. Их траектории пересечения ручьев оказывались зачастую самыми удачными.

К вечеру достигли реки Нияю, перешли ее по броду и остановились на отличном мысу с видом на небольшой каньончик. Пока ехали от Полярного, набрали немного подосиновиков, и на ужин у нас были жареные грибы с картошкой.

Пока жарились грибы, мимо протарахтел квадрик, но к нам он не подъезжал.


Набрали грибов и пожарили с картошкой


На берегу Нияю.

22.08.22 р. Нияю — г. Воркута

Утром Аркадич соскочил ни свет ни заря и побежал рыбачить, правда опять неудачно. Зато в 7 утра он уже бодряком жарил яичницу и будил экипаж 80-ки, потому что «в отпуске спать некогда». Впрочем, так в этом отпуске нам выспаться он и не дал ни разу :)


С утра Аркадич ходил на рыбалку, но безрезультатно.


С утра было тепло, но собрались быстро.

Наш путь лежал вдоль Нияю к слиянию с Большой Усой. Там Хариус хотел исследовать броды через обе реки с целью вернуться из Воркуты сюда же, но по левому берегу Большой Усы.

Брод мы рассмотреть не смогли, следов выхода вроде бы тоже. Но что-то там на спутнике определенно было.


Дальше вездеходка шла вдоль Нияю.


Слияние Нияю и Большой Усы.

Здесь мы запарили дошираков и вскипятили чаю.

Дальше поехали по накатанной вездеходке. Сюда много кто приезжал на рыбалку. Ну как накатанной. Чем больше раскатали колею вездеходы, тем сложнее пересекать ручьи и заболоченные участки.


И брошенный автобус посреди ничего. Как и зачем его затащили на этот утес — непонятно.

Двумя голосами против трех было решено ехать в Воркуту. На вопрос «зачем» было озвучено, чтобы «посмотреть».

В итоге потратили почти весь день, чтобы заправиться и купить хлеба. Ну и посмотреть :)


Заехали в Воркуту, чтоб «посмотреть».

Из Воркуты поехали на водозабор, откуда шла дорожка на Елецкий через брод через Усу. Но мы хотели не на Елецкий поехать, а по вездеходному следу по левому берегу Усы обратно к броду через Нияю.

Брод ничего примечательного из себя не представлял, из воды выступают три острова, между которыми и проходит траектория. Последнюю заводь можно объехать, что 80-ка и сделала.


Брод через Усу в сторону Елецкого.

Вышли на левый берег Усы и через пару километров встали на ночлег.

Хоть лето и заканчивалось, но ночной темноты еще не было. Мы еще застали отголоски полярного дня.


Встали лагерем на берегу Усы почти напротив воркутинского водозабора.

23.08.22 р. Уса — руч. Косрузьтывис

Вездеходка по левому берегу Усы была менее раскатана, поэтому ехалось легко и почти без остановок. К обеду дошли до Нияю, где без труда нашелся заезд в брод. Река в этом месте оказалась не очень глубокой и была форсирована без проблем. 80-ка немного не угадала с траекторией, но глубоко и не нырнула.


Брод через Нияю, который мы пытались разведать вчера.

Вышли на правый берег Малой Усы, затем след идет километров 10 на север по равнинной тундре, затем сворачивает в сторону гор и после брода через ручей Большой Бадьяшор идет вдоль горной гряды.

У меня сзади справа появился какой-то неприятный непериодический звук. После второй остановки я решил проверить ногтем зазор проставки, и там обнаружилась щель. Открутили колесо, и оказалось, что проставка открутилась и, конечно, уже сломались три шпильки. «У нас с собою было», поэтому остановились на ремонт.

Хорошо, что на заднем мосту, чтобы заменить колесные шпильки, не надо снимать ступицу.


Обломало колесные шпильки на ступице.

Сначала я заменил только три сломанные шпильки. Начал притягивать проставку на место и сломал еще одну шпильку. Тогда решил заменить и оставшиеся три, благо, у меня с собой были 6 запасных шпилек.


За час всё поменяли.

Через час поехали дальше.

Перед нами шел отчетливый след нарт. После двух бродов через ручей Большой Бадьяшор мы догнали того, кто оставил эти следы.

Там были нарты, 5 оленей, собачка и погонщик Гаврила. Аркадич дал ему пару пачек сигарет, припасенных для такого случая, я поделился банкой пива. Гаврила сразу оживился, «Спиртнова нада, спиртнова есть?» Но Хариус запретил давать местным жителям крепкий алкоголь.


Вот нормальный внедорожник, 20WD, 5 лошадиных сил.

Ничего особенного про дорогу сказать не могу, скажу только, что колеса я предусмотрительно спустил до 0,4 еще с утра и дорога была не сильно искатана вездеходами, поэтому проблем с прохождением заболоченных участков почти не было.

Еще через несколько часов мы решили встать на галечной косе ручья Косрузьтывис. Там мы поставили шатер и устроили помывку. Поужинали.

24.08.22 руч. Косрузьтывис — оз. Большое Щучье

Сегодня нам предстояло разведать дорогу к озеру Чаньты и возможный переход через Урал по ущелью озера Усваты.

Первым делом пошли на подъем вдоль ручья Косрузьтывис к безымянному озеру, откуда просматривалось два следа, один к озеру Чаньты, второй по генштабовской вездеходке в долину Малой Усы, откуда мы дальше планировали попасть на озеро Усваты.


Безымянное озеро, которое мы приняли за озеро Чаньты.

Перекресток мы пропустили, безымянное озеро приняли за Чаньты, поэтому к нужному озеру не доехали, а стали подниматься на перевал.


Долина Малой Усы.

Наверху открылся красивейший вид на долину Малой Усы. Встали на перевале, переждать, как нам навстречу поднимались две газушки. Оказалось, что это с Лабытнангов забрасывали продукты и топливо на стойбище, в какую-то 8-ю бригаду. Они возвращались в Лабытнанги, и мы тоже шли в конечном итоге в Лабытнанги. Но шли навстречу друг другу. «Шёл Кондрат в Ленинград…» Про Усваты они толком ничего вразумительного не сказали.


Мы едем на Лабытнанги и они на Лабытнанги. «Шёл Кондрат в Ленинград…»

Еще на подъеме я заметил, что на многострадальном правом колесе вылез оставшийся штифт из ступицы, что повлекло за собой поломку шпилек, которые я не стал менять при ремонте на Средней Лагорте. Решили дойти до Усватов и там заняться ремонтом.


В долине Малой Усы вездеходный след иногда был очень накатанный.

В долине вездеходный след то появлялся, то пропадал. В одном месте были еле заметные следы квадрика, которые пошли по подножию горы, а не по генштабовскому пунктиру. Завели нас в какое-то жуткое болото, из которого получилось выйти без потерь. Вернулись на линию на генштабе и дальше поехали чуть проще. Дальше дорога шла вдоль Малой Усы.


Настоящий штурман щупает дорогу только для своей машины :)

На одном из ручьев стоял чум и квадроцикл, оттуда бежал паренек с двумя оленьими ляжками. Представился Ильей, попросил забрать мясо, чтобы оно не испортилось. Наверное, хотел на что-то поменять. Предложили ему несколько пачек сигарет, две банки пива. Он просил водки, но водки не дали. Сала еще просил. Аркадич откуда-то достал знатный шмат сала, и Илья, довольный, пошел обратно на стойбище.


Оленевод Илья и Шевген. Угадай, кто есть кто? )))


Брод через Чаньшор.

На берегу озера Усваты увидели вездеход. Это приехали рыбаки. Водитель спал, а два мужичка, поставив сети, коротали время в кузове машины.

Мы встали чуть поодаль, я занялся заменой шпилек, целыми в ступице остались уже три. Получилось забить штифт на место и выкрутить два заломыша. Оставшиеся в ЗИПе две новые шпильки встали на место. Итого полуось держалась на одном штифте и 5 шпильках. Во избежание рецидива я отключил проводку на заднюю блокировку и каждые несколько километров проверял и подтягивал шпильки.


Озеро Усваты.


Вездеход с рыбаками на берегу.

Отсюда вдоль озера шел еле видимый старый-старый след, которого не было ни на снимках, ни на генштабе.

Мне все казалось, что виден след трэкола, но на самом деле это следы стада оленей немного похожи на след протектора трэкола. И еще там же шел след велосипеда (!). Загадочного велосипедиста мы так и не увидели.
Неезженая дорожка далась нелегко. Болотистые низины перемежались спусками и подъемами с большим креном.


Поначалу еле видимый след идет вдоль озера, кое-где с хорошим уклоном. Потом остались только следы оленей и велосипеда.

Но за пару-тройку часов нам удалось пройти вдоль озера и выйти в ущелье истока Малой Усы, перейти через границу Европа-Азия, почти в самой восточной точке Европы, и дойти до накатанной дорожки на озеро Малое Щучье.


Выехали на вездеходку в районе реки Малая Щучья.

На всем протяжении от Усватов нас сопровождал сильный ветер. Нигде не было от него укрытия, поэтому решили идти до позднего вечера и попытаться встать на озере Большое Щучье, в одном из балков, стоящих там.

Спуск в долину реки Большая Щучья тоже оказался очень живописным, все портил только сильный ветер.


Долина р. Большая Щучья.

Потихоньку пройдя поле крупной гальки дошли до озера. Но домики были заняты тремя туристами, приехавшими туда на двух газушках.


Домики на берегу озера Большое Щучье, но они заняты.

Решили попытать счастья в вагончиках Ямалкан, стоящих в 4 километрах дальше на озере. Хариус говорил, что они разорены, но оказалось, что их забрали себе местные жители, немного облагородили и даже повесили свою табличку.

Озеро вечером выглядело очень красиво, голубая вода, волны, белые барашки. И пронизывающий ветер.


С вечера Большое Щучье было очень красивое. Бирюзовая вода, волны и белые барашки.

В вагончиках было сухо и тепло. На ужин у нас был полный котелок парной оленины, тушеной с картошкой, бутылочка Мартеля и чай.


Оленина готовится.


Парную оленину потушили с картошкой. Вкуснятина.

25.08.22 оз. Большое Щучье — Бованенковская дорога


Вид на озеро Большое Щучье и вагончики Ямалкан с ближайшей сопки.

Сегодня у нас в планах было выйти на твердую дорогу.

От Щучьих озер накатанная вездеходка идет в сторону Полярного, откуда по любому из переходов можно попасть обратно на Харп. Но Аркадич решил свернуть влево у реки Лонготъёган.


Вдоль ручья Воргашор.


Покидаем Уральские горы.

В районе озера Домашнее я, не дождавшись проезда прадика, так засадил 80-ку, что мы прилипли там на час. Прадик переехал ручей и встал в качестве якоря, но его тянуло ко мне. Решили его лебедкой заякорить за 3 лиственницы неподалеку. Но после этого стал рваться трос на лебедке у меня. Порвав трос два раза, решили, что надо джечиться. Задрали сколько возможно морду, откопали передний мост, перемотали почти новый трос с задней лебедки вперед. Только после этих манипуляций получилось вытащить бегемота из болота.


Болотистая тундра вдоль Немурёгана.

Когда мы отъехали от горной гряды на порядочное расстояние, началась болотистая тундра, перемежающаяся ухабистыми перегонами, на которых невозможно разогнаться. Вдалеке уже виднелся ж/д мост дороги Лабытнанги — Бованенково, а значит, там же рядом и дорога.

Совсем в темноте мы добрались до моста и остались там ночевать.


Последняя ночевка в тундре у выезда на Бованенковскую дорогу.

Домой

На следующий день накачали колеса и поехали по твердой грунтовке в Лабытнанги. По пути был еще один инцидент. На 80-ке на скорости 65 км/ч появилось шимми, что сначала списали на разбалансировку колес от грязи. Но когда выехали на зубодробильный скальник, машина пару раз теряла управление и ее выносило на середину дороги. Заглянув под низ, увидел открученную переднюю панару. Болт нашелся на дороге метров за 50 от этого места. Видимо, гайка открутилась ранее и из-за неприкрученной тяги панара и было шимми. В зипе нашелся нужный болт с хорошей резьбой, у Аркадича нужная гайка, после небольшой остановки двинулись в обратный путь.


Бованенковская дорога.


Потерялся болт передней панары.

В Лабытнанги я поменял масла в мостах и раздатке, Аркадич помыл машину, потом на асфальте поменял масла в бортовых редукторах, и через два дня мы были уже дома.


Поменял масла в редукторах.


Дром

Комментарии

26046459
Новосибирск
Классные покатушки 👍
75
1
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 605
Шевген поменял шпильки, поменял шпильки второй раз, закрутил болт, поменял масло где только можно.
Аркадич помыло машину.
66
4
Ответить
13669174
А чё на Соляресе не поехали , часто здесь пишут что он лучше старых Крузаков) Смельчаки, это и есть жизнь!! Тоже стараюсь бороться с сомнениями и опасками. Ночью на одной машине с маленькими детьми в тайгу до заимки ,где трактористы ср....ть боятся, да можно оказывается)
21
15
Ответить
   
Сообщений: 597
Машины лютые! Крузаковские мосты устали от таких нагрузок. Что патрол, что крузак - все они терпят до поры, до времени. Прадику с таким центром тяжести только по колеям ползать, любой средний крен - и он на крыше
16
6
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 13986
Красота, конечно.
А Хариус вообще не хариус, где рыба?)
25
2
Ответить
Александр Ганкевич
Молодцы. Интересное путешествие устроили. Поздравляю всех с Международным днем туризма.
21
1
Ответить
  
Сообщений: 323
Безумно красивые места! Спасибо за интересный отчет! Есть пара вопросов: как дорога от Нягани до Салехарда? и Насколько далеко можно от Лабутнанги на кроссовере уехать?
15
1
Ответить
   
автор
Нижневартовск
Сообщений: 992
13669174
А чё на Соляресе не поехали , часто здесь пишут что он лучше старых Крузаков) Смельчаки, это и есть жизнь!! Тоже стараюсь бороться с сомнениями и опасками. Ночью на одной машине с маленькими детьми в тайгу до заимки ,где трактористы ср....ть боятся, да можно оказывается)
На солярисах мы в гараж, крузаки готовить ездим )))
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL
36
1
Ответить
   
автор
Нижневартовск
Сообщений: 992
enzoFerrari
Машины лютые! Крузаковские мосты устали от таких нагрузок. Что патрол, что крузак - все они терпят до поры, до времени. Прадику с таким центром тяжести только по колеям ползать, любой средний крен - и он на крыше
Ну так-то мы по горам ездили. В том числе и с боковым уклоном. Колея конечно для прадика легкая задача. 42" + порталы и просвет в два раза больше, чем у 80-ки
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL
15
1
Ответить
   
автор
Нижневартовск
Сообщений: 992
all555
Безумно красивые места! Спасибо за интересный отчет! Есть пара вопросов: как дорога от Нягани до Салехарда? и Насколько далеко можно от Лабутнанги на кроссовере уехать?
От Нягани до Салехарда либо по зимнику напрямую через Приобье - Мужи. Либо крюк через Сургут: счас от Муравленко до Коротчаево дорогу делают. На бетонку кладут асфальт. Вся дорога в реверсных светофорах. От Надыма до Салехарда кусок грунтовки километров 250
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL
10
1
Ответить
Палыч
Владивосток
Повествование о преодолении. Человеку, ни разу не бывавшему в тех местах, очень трудно понять о чём этот рассказ. Читал и ждал, что сейчас будет хоть немного про Воркуту (родился и вырос в Воркуте), но увы - только за хлебушком сходили, и ни одной фотографии. Из общения с местными обитателями тундры, неужели был только один олень в ошейнике?
24
4
Ответить
   
автор
Нижневартовск
Сообщений: 992
Палыч
Повествование о преодолении. Человеку, ни разу не бывавшему в тех местах, очень трудно понять о чём этот рассказ. Читал и ждал, что сейчас будет хоть немного про Воркуту (родился и вырос в Воркуте), но...
В тундре было двое местных Гаврила и Илья. Вроде написано про них.
А Воркута? Мне неинтересны умирающие северные города. Мне больше природа нравится, желательно нетронутая.
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL
24
4
Ответить
Виктор
А почему местным водку нельзя давать?
6
24
Ответить
   
Омск
Сообщений: 17
Ребята, вы молодцы! Прочла на одном дыхании, фото природы радуют. Спасибо и побольше путешествий Вам.
17
2
Ответить
   
автор
Нижневартовск
Сообщений: 992
Виктор
А почему местным водку нельзя давать?
Генетически их организм не способен адекватно усваивать углеводы и не имеет ферментов по усваиванию алкоголя. Проще говоря, раз попробовав алкоголь он сразу становится зависимым. Я не медик и не генетик, если интересно, погугли инфу.
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL
24
2
Ответить
Сыгда
Самара
в данном случае давать можно было - зависимость уже была, тем более пиво тоже алкоголь
другое дело - самим не хватит...
11
5
Ответить
088
  
Новосибирск-Бердск
Сообщений: 357
Когда-то бывал в тех местах, от Лабытнанги дорога вдоль железки идет, там на озере кузов от Белаза еще лежал.
Места суровые конечно.
2
1
Ответить
Михаил
Пойковский
Просто супер ! Хороший слог ! Интересно и грамотный текст !
12
2
Ответить
  
Самара
Сообщений: 277
Действительно один из лучших отчетов. Отдельное спасибо за фото с радугой.
14
2
Ответить
    
Нефтескважинск (Сургут :)
Сообщений: 1760
Путешествие зачёт. Остов от старого ПАЗ-672 позабавил. Сейчас за этими "колобками" коллекционеры по всей стране гоняются
4
3
Ответить
  
Москва
Сообщений: 9617
Шевген
От Нягани до Салехарда либо по зимнику напрямую через Приобье - Мужи. Либо крюк через Сургут: счас от Муравленко до Коротчаево дорогу делают. На бетонку кладут асфальт. Вся дорога в реверсных светофорах. От Надыма до Салехарда кусок грунтовки километров 250
Если можно немного уточнить. Буду очень благодарен за ответы.
Состояние дороги Новый Уренгой - Пангоды - Надым - Салехард.
Интересует ее качество - грунт-грейдер/плиты/асфальт, прямо можно по участкам. И самый важный вопрос про Надым- Салехард. 250 км грунтовки - что из себя представляют? В частности, монопривод с клиренсом около 195 мм сможет живым доехать из Надыма до Салехарда?
Спасибо.
146
4
2
Ответить
    
Сахалин
Сообщений: 34
Бесспорно душевно. И еще импонирует что без лишних соплей. Ехали, смотрели, чинились и т.д. Жили, короче
12
2
Ответить
Виктор
Шевген
Генетически их организм не способен адекватно усваивать углеводы и не имеет ферментов по усваиванию алкоголя. Проще говоря, раз попробовав алкоголь он сразу становится зависимым. Я не медик и не генетик, если интересно, погугли инфу.
Так если вы же его пивом угощали. Это разве не алкоголь?
6
4
Ответить
   
автор
Нижневартовск
Сообщений: 992
Меховой
Если можно немного уточнить. Буду очень благодарен за ответы. Состояние дороги Новый Уренгой - Пангоды - Надым - Салехард. Интересует ее качество - грунт-грейдер/плиты/асфальт, прямо можно по участкам....
От Уренгоя до Надыма хороший асфальт. Вроде даже бетонки нет.
Грунтовка Надым-Салехард хорошая. Не гребенка. Мы ехали 70-80. Легковушки чуть медленнее. Видел пару раз колеса меняли. Мне в лобовик камень прилетел, теперь менять стекло. Но щебенка там мелкая и ровная.
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL
8
2
Ответить
  
Москва
Сообщений: 9617
Шевген
От Уренгоя до Надыма хороший асфальт. Вроде даже бетонки нет.
Грунтовка Надым-Салехард хорошая. Не гребенка. Мы ехали 70-80. Легковушки чуть медленнее. Видел пару раз колеса меняли. Мне в лобовик камень прилетел, теперь менять стекло. Но щебенка там мелкая и ровная.
Спасибо!
146
3
1
Ответить
 
Ростов-на-Дону
Сообщений: 131
Здорово проехались. Самая большая победа - преодоление себя. Молодцы. Поздравляю!
Мои отзывы: Nissan Murano 2018, Honda CR-V 2011
6
3
Ответить
Вениамин
"Безумству Храбрых поём мы песню" (с).
6
2
Ответить
111
Тюмень
Зачет!!!!
2
1
Ответить
Павел Морозов
Замечательный, интересно изложенный рассказ. Такое сложное путешествие, а автор с друзьями будто на лайте за хлебушком съездили. Очень увлекательно!
6
2
Ответить
   
Саранск
Сообщений: 789
Люблю я такие повествования! Спасибо прочёл с удовольствием!
3
1
Ответить
7092763
Пермь
Пиши ещё, интересно.
1
1
Ответить
   
автор
Нижневартовск
Сообщений: 992
Тут на дроме есть еще 5 моих отчетов.
https://travel.drom.ru/user/17384/
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL
1
1
Ответить
799259
Круто! Жизнь вдыхает новую струю в таких поездках!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие