Поездка на Мультинские озёра. Республика Алтай

26.08.2024 | 7018 просмотров

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Предыстория: давно слышали о красоте Мультинских озёр в Усть-Коксинском районе республики Алтай. Отзывы отзывами, но были сомнения — то ли мы озёр не видели? Надо съездить да посмотреть.

Подготовка шла вяло, до последнего момента поездка была под вопросом. К счастью, срочные вопросы разрешились, а остальные задвинули «на потом». Утром 30 июля мы поехали.

Вёз нас Макс на верном Уаз Патриот (бензин-газ, механика, резина CF3000). Поехали не по Чуйскому тракту, а через Солонешное на Яконур и Усть-Кан. До Солонешного асфальт на тройку с минусом, затем гравийка разной степени паршивости. В Усть-Кане традиционно посетили продуктовый и двинули дальше.

В Усть-Коксе ждала вторая машина — ММС Паджеро:

Пересекли реку Мульта по мосту и, повинуясь указаниям навигатора ОsmAnd, отправились искать Мультинские озёра.

Попетляв, выбрали верное направление. И с некоторым напряжением сил полезли вверх по сухой, но колеистой грунтовой дороге. Чуть было не сошёл с маршрута Паджеро, упёршийся пластиком обвеса в кочку:

Пока остальные чесали головы, Макс подложил под колесо камень и Паджеро проехал. Вырвались на полянку и осмотрели машины:

Всё в порядке, ничего не оторвали. Поднимаемся в перевал. Фото не передаёт, но подъём крутой.

Слышим «би-би» сзади. Останавливаемся. Паджеро вскипел, остужаем. Попутно разминаем затёкшие ноги и фотографируем виды с перевала. Красиво. Духота.

То приближаясь, то отдаляясь, тянутся заборы, огораживающие плантации золотого корня и маральники:

Счастье длилось недолго. Мы въехали на лесную дорогу, и начались колеи, грязь и камни. Паджеро благоразумно остановился, чтобы перевести дух. Мы проехали чуть дальше и вернулись посмотреть, что делать с Паджеро:

Мимо, скрипя и переваливаясь, ползли по валунам мусоровоз и машины с озёр:

Вдруг, откуда ни возьмись, из леса вынырнули две 5-дверных Нивы со счастливыми ребятами из Волчихи (АК):

Счастье в том, что доехали до первого брода на машинах без подготовки и городской резине. И вернулись обратно. А потом, когда сели на пузо, им встретился Макс. На редкость везучие, что сказать… Выдернули, поехали дальше на разведку. Паджеро остался думать.

Углубились в лес. Дорога становилась живописней и хуже.

Возникло сомнение как выбираться после дождя? Отогнали мысль как вредную и несвоевременную.

Поколесив по заболоченным низинам и колеям, выехали к первому броду:

Преграда так себе, это не по Талдуре колесить:

Встали на стоянку сразу за бродом. Пока Макс ходил к Паджеро, мы поставили балаган и обустроили стоянку:

Миша пожарил свой знаменитый шашлык, который придал нашему сну глубину и насыщенность:

Почему не поехали дальше? Вечерело, около 20 часов, в горах темнеет быстро. Искать ночью в тайге место для стоянки — на любителя.

Утро 31 июля порадовало солнцем и ясным небом. Макс запустил Москита:

Аэроразведка показала, что ходьбы километров 5.

Прикинув время на сворачивание стоянки и состояние дорожного полотна, решили идти пешком.

Пока поднимались на небольшой перевальчик, нас обогнали всадники.

Спустились в долину, где пересекли мелкую, но очень чистую речушку. Или ручей?

Миновали долину. Начался подъём на перевал:

Добрый тягун, да жара началась. Взмокли изрядно.

Отдохнули на спуске. Места красивые, зелень. Повсюду иван-чай цветёт.

В мрачной низине встретилась обширная лужа мистического цвета. Как в фильмах ужасов:

Ужасную лужу обошли по краю и вышли на бугор над другой. Была мысль, что это и есть Нижнее озеро. Шутка.

Дошли до третьего брода… Вы спросите — где второй? Недалеко от первого. Нет в нём ничего примечательного, потому и пропустил.

Разуваться и идти вброд не хотелось. Макс поднял Москита и увидел, что острова делят ручей на три рукава, через которые перекинуты «мостики».

Миновали ручей. Озера не видно, но чувствуется, что оно где-то рядом. Над площадкой, где высаживают туристов, возвышается бугор, заросший деревьями. Среди деревьев многочисленные палатки туристов. Озеро просматривается, но ты ещё не понимаешь размеров.

И вот, выйдя на берег, мы ощутили мощный удар от открывающейся красоты! Да, всё, что писали о Мультинских озёрах, — правда! Они прекрасны, начиная от лодки с недовольным капитаном:

До пристани у Шумов:

Шумы — это запруда из камней, через которую вода из Среднего озера перетекает в Нижнее. До Шумов дошли пешком по правому (относительно точки входа) берегу озера. Желающим подискутировать о том, какой берег левый, а какой правый — добро пожаловать в комментарии!

На Шумах заняли самый большой камень на границе со Средним озером. Пару часов отдохнули. Запускали Москита, наслаждались видами. Красиво, очень красиво!

Нижнее озеро:

Среднее озеро:

Верхнее Мультинское озеро находится в 12 (есть разные цифры) км от Нижнего. Бывалые люди считают его самым красивым. Но доходят не только лишь все…

Прощальные фото и пора педалить на стоянку:

На обратной дороге искупались в озере. Лето жаркое, вода прогрелась, окунуться можно.

По дороге встретили сломанный вездеход.

Красота природы приводит в нерабочее состояние не только туристов, но и технику:

Ну а мы бодро шлёпаем по грязи на стоянку, где нас ждёт Николай Данилыч:

На стоянке, как водится, приняли душ и славно поужинали:

Казалось бы, конец истории? Куда там, всё только начиналось! Вечером у нашего костра побывали мимоходящие и -едущие. В сумерках судьба выбросила на берег ручья поэта-электромонтёра Александра из Владивостока и его подругу-флориста Алису, с причёской цвета морской волны. Николай Данилович оказал туристам первую помощь от голода и жажды. А потом вторую, третью и так далее. Сидели до 4 утра, разговаривали о жизни, Александр читал стихи. Нечасто выпадает такая удача! Остро ощущалась нехватка гитары.

Когда костёр прогорел, а усталость взяла своё, пошли спать. Наутро нас ждала Красная гора, а Александра и Алису — Верхнее Мультинское озеро. Но это уже другая история. Спасибо за внимание!

Elquarant
Огонь! Особенно про путников из Владивостока :)

Неописуемо красиво! 5
Продам уши от мертвого осла.

Бухточки Дальнего Востока, Байкал, и Алтай - природные сокровища России за Уралом. Важно ценить и не гадить.
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
Мой отзыв: Nissan Skyline GT-R 2006

Чотко!!! Классное путешествие!
санки грязи не боятся

Elquarant
Огонь! Особенно про путников из Владивостока :)
Спасибо! Стихи у Александра действительно стихи, а не набор слов! Их бы под гитару....

Ttourist
Чотко!!! Классное путешествие!
Спасибо! Это всё Макс! Постоянно подбивает на всякое безрассудство!

ПАЛАСИО
Неописуемо красиво! 5
Да, Мультинские озёра поражают. А уж озёр мы повидали изрядное количество!

Нормально скатались.
Насколько я знаю, там много озёр, в право от среднего - Крепкое, влево от верхнего - Поперечное, влево от нижнего - Куйгук и т.д.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999

alex-712
Нормально скатались.
Всё верно. На Куйгук, если встать у Нижнего озера, точно стоит сходить. Судя по фото там красивый водопад. Да и на Верхнее Мультинское сбегать. Это был разведочный заезд плюс кое-что пошло не по плану.

Это вы по сухому туда недоехали, по асфальту считай. Вы туда прокатитесь после недели дождей

enzoFerrari
Не недоехали, а не поехали. На случай дождей был запасной маршрут. Ездить куда-то, чтобы только побарахтаться в грязи, не очень заманчиво.

Классное место и отличный краткий и лаконичный рассказ. Вот это я понимаю правильное применения внедорожника, не то что в городе по асфальту.
Да Алтай очень интересных людей привлекает, неоднократно в этом убеждался.
Мои отзывы: Skoda Rapid 2014, Ford Fiesta 2006

Николай
Ездили этим летом на Алтай, на озера правда не поехали. Если в двух словах, один раз можно побывать. Природа красивая, но никакого сервиса от слова совсем
вон оно че
Николай
на Алтай не за сервисом, скорее, искать единение с природой... впрочем, и природы становится все меньше...

Kuzbass
Николай
И слава Богу, подольше бы там сервиса не было. Алтай ценен своей природой, горами, реками, озерами. Возникнет сервис, возникнут толпы горе-туристов и горы мусора. Нужно сохранить Алтай.
Мой отзыв: Toyota Prius 2009
Nastia
Фото не впечатлили …так себе , если не видеть мир , и редька будет вкусная …
Николай
Согласен, всем говорю, нет сервиса на Алтае, не ездите туда, делать там нечего от слова совсем. Особенно это москичей касается, на Алтае не интересно, нет движняка, цены конь, вы там ничего не увидите, что вас впечатлит, так как вас повезут по заезженным местам, в нужные места вас никто не повезет, ибо далеко и дорого для перевозчиков. Оставьте уже Алтай в покое, дайте местным отдыхать, у вас там Карелия под боком)
Теперь что касается жителей Алтайского края, Кемеровской области и Новосиба - ребят, поддержите, что нет там сервиса, может поменьше будут ездить и цены упадут да трафик снизится, а то скоро от Алтая будет одно название, сплошные базы и дикие цены.

Максим
Местные неустанно хвастались что Чуйский тракт входит в десятку красивых дорог мира - вот и получите. Все на Алтай - "семьями, рядами и колоннами"! А Карелию не трогайте! )))
32055770
Первый отчет о путешествии на Алтай, после которого захотелось туда поехать.
Не вот эти все заезженные вдоль и поперек банальности, на которые едет массовый туризм, и которые на фоне Кавказа и Карелии не сильно то и удивят, а настоящая дикая труднодоступная большинству и почти нетронутая природа.

Недоехали

VALERY 70
Да это не местных хвастались, это журнал Нэшнл Джиографик поставил Чуйский тракт на пятое место по красоте дорог в мире.

Максим
Согласен, сервис нулевой, бывает что в туалет сходить не где, за сервисом вон, Бирюзовая Катунь, Ая и не выезжать за пределы Чемальского района.

32055770
Первый отчет о путешествии на Алтай, после которого захотелось туда поехать. Не вот эти все заезженные вдоль и поперек банальности, на которые едет массовый туризм, и которые на фоне Кавказа и Карелии...
Спасибо! Посмотрите поездку: "Горный Алтай. От Талдуры до Карагема." На мой взгляд места там не менее красивые.

32055770
Хм... Мультинские озера - нетронутая природа?

И много на фотографиях вы увидели мест нетронутых, чтобы там чадящий вонью газ66 не гудел и не превращал дорогу в болото? Или лодка моторная по озеру не гудела на всю округу? Или туда-обратно не тащилась толпа косых, хромых, пьяных и любых вообще туристов?!

При таком потоке, лучше бы уж асфальтная дорога как в Швейццарии и нормальный отель.
А то в нетронутой природе страшно свернуть с тропы, все в фекалиях.
Максим
Ну там может дефолт и ладушки? Москвичи прилетать не будут, вы приезжать? На велосипеде на ближайшую речку с банкой кильки и бутылкой водки и ок?

Так себе решение проблемы. Едут люди, нравится людям. Не понравится, больше не приедут. Дороги нормальные надо делать, отели наоборот, развивать.
Николай
Ну так вы не знали, что его нет? Точнее он вам (нам) не по карману здесь?))

Впрочем у меня тоже по подобным территориям схожая эмоция. Вот приезжал на Байкал в отличной компании - ну раз побывать можно, а так вроде и ни о чем....
Роман
В июле забрасывались на озера на 66. Дорога очень впечатлила. Места на озерах волшебные. Сервиса не то, что бы нет а о нем вообще там не слышали. А жаль. Мы дошли до верхнего озера. Тропа нахожена, народу очень мало. Озеро красивое и холодное.

enzoFerrari
Два года назад , туда наши барнаульские субаристы поднимались. Как спустились я не знаю . В прошлом году я их встретил на Укоке. Они его прошли насквозь с выходом в Джазаторе. Я считаю герои.

Видел в интернете и таких, кто машины в сорок пар рук на руках лебедками через горный хребет перетаскивали. Если делать нечего, то почему бы и нет