Байкальские июньские приключения

03.10.2023 | 9565 просмотров

Маршрут: Новосибирск — Красноярск — Иркутск — остров Ольхон — Иволгинский дацан — 33-метровая статуя Будды Шакьямуни — Баргузинская долина — Улан-Удэ — Листвянка — Новосибирск

Автомобили: Mitsubichi Pajero (Жорик), Toyota 4Ranner (Крокодил), Toyota Land Cruiser Prado (Прадик)

Страсть к путешествиям и приключениям у нас всех очень сильная. И у всех разная: кому-то нужно доказывать и достигать, кому-то нужны тонкие материи и наработка разного опыта, другому из нас необходимы эмоции и адреналин, а еще — созерцание природы и ее красоты: такой похожей и такой разной. А всем вместе очень нравится узнавать новое и ощущать свободу.

Путешествуем мы бюджетно, на совсем не новых автомобилях. Ночуем в них же, соорудив спальники-кровати. Моемся в чистых открытых водоемах, из дорожного душа-канистры, ну и в редких съёмных квартирах. Еду стараемся готовить самостоятельно, по мере возможности. А так как пробеги у нас достаточно большие, готовить получается только утром и перед сном, жаль тратить на это время днём, поэтому обедаем в кафе или столовых.

Подготовка к поездке

В этом году для поездок мы купили новый старый автомобиль Toyota 4Ranner (Крокодил). Он был весьма изношен предыдущими владельцами. Поэтому пришлось очень многое сделать для подготовки к поездке: замена переднего кардана, промывка печки, ремонт МКПП (вылетала первая передача), замена многих частей ходовой части (амортизаторы, стойки и втулки стабилизатора, шаровые опоры, ступичные подшипники и т.д.), покупка резины МТ, балансировка, развал-схождение, замена рулевого маятника, рулевого демпфера, установка шноркеля, изготовление и установка рейлингов для багажника (сам багажник муж сварить не успел, поэтому установил пластиковый), замена лобового стекла, чистка салона, изготовление усиленного заднего бампера, к тому же не работала трапеция стеклоочистителя, а в продаже ее не нашли, поэтому изобрели самодельный механизм. Выхлопная труба была с выломанным куском, пришлось варить, к тому же пришлось ремонтировать дверь багажника — не опускалось стекло, так как развалилась трапеция стеклоподъёмника. Электропроводка процентов на 50 тоже была заменена. Заменены масла и прочие жидкости.

Изготовление спальника в автомобиль своими руками.

Готовый спальник.

Задний бампер, сваренный своими руками.

Установлен шноркель, багажник, тубус для удочек и спиннинга — собственное изобретение.

Самый подготовленный автомобиль — Mitsubichi Pajero (Жорик). Он уже несколько лет путешествует с нами, вложено в него очень много, сделано-переделано не меньше. Установлена лебедка, маркиза, злая резина, спальник. А перед этой поездкой у него был заменён двигатель и топливный бак с горловиной, и установлена лестница на багажник.

Добавлена лестница на багажник (изготовлена своими руками).

Toyota Land Cruiser Prado (Прадик) куплен так же, как и Крокодил, перед поездкой. Но он гораздо моложе. К поездке сварен багажник, лестница, изготовлен спальник, проведена стандартная подготовка к длительному пробегу.

Багажник собственными руками. Декор — лазерная резка.

Спальник в Прадике.

Пользуемся такими канистрами для топлива и воды. Очень удобно.

Запаслись запчастями, жидкостями, запасными колесами. Заправили газовый баллон, взяли газовую плиту. Собрали провиант, сухпайки, аптечки, установили в машинах радиостанции Си-Би для связи. Одежду и обувь брали на все случаи жизни, температура в этой поездке колебалась от  +37º С до -1º С.

Сделано ровно столько, сколько успели и смогли. Остальное покажет дорога и время: все наши недоделки и ошибки.

День 1. 3 июня 2023. 770 км. Новосибирск — Красноярск

Как давно мы хотели съездить на Байкал! И вот, наконец-то, настал этот день! Машины готовы. Вещи собраны и упакованы. Нас шестеро: на Mitsubishi Pajero едут моя сестра Надежда и ее муж Глеб, на Toyota Land Cruiser Prado едут Олег с женой Викторией — они едут с нами впервые, а на Toyota 4Ranner — мой муж Сергей и я — Эллина. Мы называемся «квартет КуГл&Go»: квартет КуГл — так как в основном составе нас четверо, &Go — это те друзья, которые к нам присоединяются.

На часах 5:00 утра, и мы трогаемся навстречу впечатлениям и приключениям, а ещё трудностям (не без этого, а как же).

К вечеру нас ждёт Красноярск, с вечерним променадом по центру, по набережной, и забронированной трёхкомнатной квартирой. А дальше впереди только ОН — БАЙКАЛ!!!

Позавтракали в Журавлево. Настроение у всех прекрасное: в предвкушении отпуска и впечатлений.

А вскоре мы уже прибыли в Кемерово.

Тут-то и появились проблемы сразу у всех автомобилей. Кто-то может сказать, что мы плохо подготовили машины, что нужно менять «прокладки». На это я сразу даю ответ: две из машин куплены незадолго до поездки, а у третьей был заменён двигатель за неделю до нее. Глеб, Олег и Сергей имеют очень большой опыт в ремонте автомобилей. Да и все возможные поломки предусмотреть невозможно.

Но такого с нами ещё не случалось, чтобы проблемы возникли у всех машин сразу. Как будто кто-то сглазил. Прадик заглох на светофоре. И не заводился. В итоге минут через 10 с трудом завелся и доехал до ближайшей парковки. Стали смотреть, что случилось: ничего не понятно. Зато у Жорика загремел новый двигатель, а у Крокодила закапало масло. Поковырялись, подумали… Прадик опять со 155 раза, но завелся, и мы решили ехать дальше, не отменять же отпуск, в конце концов.

Долетели до Ачинска, заехали на заправку. Пообедав, Прадик отказался заводиться, а когда все же завелся, то ехать не захотел.

Пришлось цеплять его на верёвку, и тащить на ней в сторону Красноярска, где надеялись найти СТО с диагностикой, так как стало понятно, что это что-то с электроникой. По пути пытаемся дозвониться до всех станций Красноярска, кто занимается дизельными моторами. Половина не работают в выходные, вторая половина готовы принять нас через неделю, а то и две. С одними только договорились на понедельник. А сегодня суббота. Через километров 10 или 15 завели Прадо, и он поехал сам! Из этого сделали вывод, что это был перегрев чего-то, и пока тащили на веревке, это что-то остыло.

Трасса Новосибирск-Кемерово-Красноярск хорошая, и постоянно ремонтируется, три года по ней ездим, и всегда попадаем на ремонты дороги с реверсивным движением. Радует, что ее поддерживают в должном состоянии, но при этом происходят досадные задержки нашего движения к долгожданному Байкалу!

Перед самим Красноярском у Крокодила стал выпадать рычаг переключения передач. Вправляем, немного поработает, и снова выпадает. А за 400 метров до квартиры опять заглох Прадик. Дотянули его на веревке. Немного поковырялись с машинами, кто во что горазд. В результате пришли к выводу, что в Прадике вылезла ошибка по топливной аппаратуре. В Жорике загремел не движок, а генератор — скинули ремни с генератора, завели двигатель и шум сразу пропал, то есть, это ремень расслоился и создавал шум. В Крокодиле срезало крепежные штифты шарнира рычага переключения коробки передач — чинить надо, а масло капает не критично — дома разберемся. Ко всему прочему в Крокодиле от тряски заклинил механизм открывания задней двери, и пришлось разбирать полсалона, спальник и обшивку двери, чтобы ее открыть, и починить замок.

Все эти задержки не дали нам погулять по Красноярску. Да и 770 км дороги — не так-то легко даются, поэтому устали все: и водители, и пассажирки. Да и приуныли: столько проблем, в первый же день! А что дальше-то будет? После такого начала???

Заселились в квартиру, которую заранее забронировали на сайте.

Рекомендую: это удобно, и к тому же, плюсом, начисляется кэш-бэк, который можно использовать для оплаты следующих заездов. Для нас стало интересным открытием прохождение квеста с заселением, это происходило бесконтактно: коды, пароли, явки:))) Квартира нам досталась хорошая, уютная, чистая.

Проблема была с парковкой. На наших машинах, наверху, на багажниках, много вещей, которые представляют собой некоторую ценность: канистры, запасные колеса, резиновая лодка, лопаты и т.д. И страшно себе представить, что ночью воришки облегчат эти самые наши багажники. Поэтому я заранее, при бронировании квартиры, нашла платную охраняемую парковку рядом с домом. Но по приезду оказалось, что она по выходным не работает! Ну как так-то?!!! Ничего больше поблизости не найдя, пришлось оставить автомобили прямо на улице, даже не во дворе дома, так как территория дома огорожена забором, и туда могут ставить машины только жители.

На ужин мы сварили пельмени, которые купили в магазине, расположенном на первом этаже этого дома. И вечером решили, что завтра мужчины чинят автомобили, а женщины в это время гуляют по городу, восполняя потерянный вечерний променад.

День 2. 4 июня 2023. Уютный и красивый Красноярск

Выспавшись, мы выпили кофе, и пошли искать, где бы позавтракать. Кстати, с багажом на машинах было все в порядке: все осталось на месте, никто ничего не тронул. Спасибо большое, красноярцы!!!

Мы шли, и любовались: очень красивый город!

Нашли столовую «Съем слона». Достаточно большой ассортимент блюд, вкусно и бюджетно.

Позавтракав, мы разделились: мужики пошли чинить авто, а мы, девочки, гулять.

Жили мы в квартире на улице Ленина, это центр города. Поэтому сразу же окунулись в красоту. Если сравнивать Красноярск с родным Новосибирском, то родной, к сожалению, сильно проигрывает. По всем фронтам: стиль, оформление, чистота, качество покрытия тротуаров и дорог, велосипедные дорожки с разумным продолжением, имеющиеся магазины (в Новосибирске, мне кажется, пивных магазинов в тысячи раз больше, а тут мы их ни разу не встретили, это так приятно!), культура жителей, количество скульптур и декора, растительность и ее оформление, удобство передвижения пешеходов, ширина улиц, отсутствие точечной застройки в центре, и прочее. Даже обидно за родной Новосибирск, где в этом году даже в первый день после празднования дня города, жители и их дети варварски разрушили прекрасные цветочные композиции, которые должны были радовать жителей минимум ещё неделю. Про грязь и остальное я вообще не собираюсь вспоминать.

В доказательство моих слов, вот фото прогулки по Красноярску:

Скульптурная композиция «Памятник А.С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой».

«Здесь можно, не боясь быть вызванным на дуэль, посидеть на лавочке, приобняв за талию Наталью Николаевну, а затем утереть нос поэту. Заодно потрепав за то же место его возлюбленную. Чем жители и гости Красноярска нередко пользуются. Отполировав носы скульптур до бронзового блеска».

Коммунальный мост с десятирублевой купюры.

Как на курорте.

Енисей.

Любопытная архитектура.

На лестнице текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей».

Рыбачка на набережной.

На набережной множество прогулочных судов. Уточки и чайки совершенно ручные.

Приятно поразило наличие пешеходного моста через Енисей. С лифтом для всех желающих, на котором можно подняться на мост даже с велосипедом.

Я выросла на рок-опере «Юнона и Авось», и когда я узнала, что в Красноярске стоит памятник Николаю Резанову, не смогла не посетить его. Он умер тут, в Красноярске, так и не увидев более свою Кончиту.

Памятник Н. Резанову.

Арка в честь 375-летия Красноярска.

Вдоволь нагулявшись, натоптав десятки тысяч шагов, натерев мозоли, уставшие, но очень удовлетворенные, мы вернулись к нашим мужьям. Они как раз закончили ремонтировать автомобили, прям посреди города. А именно: у Крокодила был произведен кустарный ремонт рычага МКПП — при помощи поксипола восстановили резьбу, поставили дополнительные контрирующие гайки. В придачу обнаружили отказ работы омывателя лобового стекла и отказ работы стоп-сигналов, но это все чинить не стали. У Прадика не смогли найти поломку в полевых условиях и попытались обмануть блок управления двигателем, исключив из цепи датчик температуры топлива. Это повлияло на запуск двигателя: он мучительно долго теперь запускается, но зато машина едет без посторонней помощи.

Затем мы пообедали в приглянувшейся «Съем слона» и пошли спать. Следующий день у нас начнется с подъема в 2:30 ночи, чтобы с первыми лучами солнца мы выехали в Иркутск.

День 3. 5 июня 2023. 1014 км. Из Красноярска в Иркутск

Да, сегодня мы проснулись в 2:30, чтобы с рассветом выехать в Иркутск. По спящему Красноярску мы быстро добрались до окраины и выехали из города ровно в 3:30 утра.

Проехали Канск. Дорога дальняя...

Триумфальная арка в Канске.

Пообедали в Будагово, кафе Добро-Дар. Ехали долго, по жаре, термометр доходил до отметки 38°С. Но зато без поломок.

Тельма. Казанская церковь.

По пути забронировали квартиру в Иркутске, так же, на сайте. И к вечеру прибыли туда, уже изрядно замученные. Пробег за день получился большой, 1014 км.

Ангара.

Дороги в Иркутске — плохие. И сам город не вызвал восторга, по сравнению с Красноярском.

Мы прошли очередной квест с бесконтактным заселением. Это, на самом деле, интересно, и не всегда все выходит так, как пишут в инструкции. Но мы справились. А силы оставались только на то, чтобы поужинать и принять душ.

И спать!

День 4. 6 июня 2023. 294 км. Красивейший путь из Иркутска на Ольхон

А сегодня, УРА!, нас ждет Байкал! И мы едем прямиком на самый крупный остров этого уникального озера — на Ольхон. Но сперва заехали за рыболовными снастями (мужики забыли некоторую наживку на удочки) и продуктами, на рынок Китай-город.

А сразу после — за город! Трасса — свободна, небо — прекрасное! Погода — шепчет!

Олень с золотыми рогами.

Заехали пообедать в кафе «Буузз Wow». Действительно, очень вкусные бузы! И там, пока ждали обед, в разложенных для развлечения книгах, погадали на будущее. Это было забавно: загадываешь номер страницы и строки, и читаешь, что там написано. И уже прочитав, гадаешь: к чему это?

Буузз Wow.

После вкусного обеда дорога пошла веселее и живописнее. Впереди красивый перевал, название которого я нигде не нашла, через Приморский хребет.

В Еланцах заправились топливом на последней перед островом приличной, на наш придирчивый взгляд, заправке Роснефть, с запасом — залили в канистры.

А дальше пошли уже монгольские пейзажи — Тажеранская степь. Тоже очень красиво. Обо тут на обочинах выложены явно не без помощи техники, так как состоят из каменюк весьма увесистых.

В этом месте, по нашим планам, надо было посетить пещеру Мечта и долину каменных духов. Но из-за задержек с поломками машин мы отстаем от графика на целый день. Поэтому с сожалением едем мимо.

И вот впереди засинело. Байкал!!! Какие невероятные чувства возникают при первом взгляде на него! Он поглощает все внимание, вызывает такие глубокие эмоции! А мы сейчас видим лишь малую часть озера. Что же будет, когда мы увидим его целиком?

Сахюрта.

Очередь на паром совсем небольшая. Слева стоят машины местных жителей, а справа — туристов. Паромы тут бесплатны. Их три, разной вместимости, ходят регулярно. Автомобили местных жителей и общественный транспорт пускают вне очереди.

Паром.

И вот мы заехали на паром. Но. Вошла только одна из наших машин, к сожалению. Остальные остались ждать следующего.

Крокодил на пароме.

Переправа на пароме — по Байкалу — это что-то невероятное!!! Очень сильный, очень холодный ветер. Чайки над нами кружат. Изумрудная синева. Завораживает. Ощущается морская качка. Озеро-море великолепно! Чувства и эмоции через край! Вода синейше-зеленейшая, но в то же время совершенно прозрачная, чистая. Длина переправы не много — не мало — 2 км.

Беспрерывно снимаю видео, невозможно остановиться. Хочется сохранить в памяти вот это всё!

И вот мы уже на самом большом острове Байкала, на Ольхоне!

У Байкала повсюду священные шаманско-буддийские земли. Здесь везде чистота, стоят туалеты, в которых все отходы уходят в бочки, затем их содержимое увозят на большую землю. Повсеместно установлены контейнеры для мусора, он также вывозится на материк. Нельзя плевать, сорить и бросать окурки. Даже электричество на Ольхон проложили совсем недавно, в 2005 году, под водой, в районе паромной переправы.

Сразу после парома размещен мини-рынок, торгуют сувенирами. Мы, пока ждали остальных, прикупили несколько на память.

А еще я встретила на рынке свою знакомую, которая с семьей возвращалась с Ольхона на материк и ждала паром, они тут тоже хорошо отдохнули. Наталья, привет! Земля все-таки очень даже круглая:)))

Прибыли наши ребята, и мы отправились в путь уже по острову, в Хужир — это местная столица.

Поднялись на перевал Духов. Остановились, чтобы осмотреться и сделать подношения духам, как тут к нам прибежала... лисичка, на трех лапках…

Удивительное видение. Это, наверняка, сами духи воплотились... Нечасто такое можно повстречать. Накормили и напоили её молоком.

Ирис.

А вокруг степь с глубоко вдающимися в сушу заливами. Дороги плохие. Строить их на острове, наверное, тоже нельзя. Наша «любимая» гребёнка, с ямами да ухабами. Но есть параллельные дороги, помягче. Правда, нам попался маленький кусочек асфальта, метров 300, и на этом все.

Самый лучший участок дороги по Ольхону.

Прямо по курсу виднеется остров — сосед Ольхона, меньший брат, Замогой.

Хужир. Видно скалу Шаманку.

Первым делом, прибыв в Хужир, мы поехали на мыс Бурхан со скалой Шаманкой. Тут же установлены 13 столбов сэргэ. Мыс — открытое пространство, возвышенность, и ветер здесь совершенно ледяной. И очень сильный. Пришлось одеваться потеплее.

13 столбов сэргэ.

Привязываем ленты, чтобы донести просьбы богам.

У основания мыса когда-то рос Шаманский лес, в который живые шаманы приходили посоветоваться с деревьями, а мёртвых сжигали вместе со всей атрибутикой. Но когда-то лес был уничтожен, и теперь его преемники — столбы сэргэ, самые крупные из множества ритуальных коновязей, стоящих в Приольхонье тут и там. Рядом с каждым из них — камни-жертвенники, усыпанные монетами, рисом и конфетами и политые молоком или водкой. Эта композиция — действующий языческий храм, и 13 — вовсе не случайное число. Когда-то было 13 Северных владык, которые и жили на Ольхоне. Это были боги не всего мира, а отдельно взятой бурятской земли, хранители её народа, которым присягало на верность каждое племя, пришедшее в эти края.

Мы, как и положено, сделали подношения, загадали желания и повязали ленты.

Шаманка.

А до чего шикарный вид открывается с мыса на Малое море!

Скала Шаманка — главная святыня Байкала. Спускаться к ее подножию по старинным поверьям было запрещено даже шаманам, а теперь скалу объявил запретной зоной национальный парк. Шаманы говорят, что запрет — для нашего же блага, и если спустимся — себе же навредим. Женщинам вообще запрещалось подходить к скале ближе, чем на 2 километра.

В скале есть сквозная пещера, особо почитаемая бурятами, ей долгое время приносили жертвы и давали обеты. Раньше, а по некоторым сведениям, и сейчас, в пещере мыса проходили шаманские обряды. Еще пещера мыса считалась местопребыванием эжина — хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права приближаться к присутственному месту духа-хозяина Ольхона.

Вот мы туда и не пошли.

Это мы там, вдали, стоим, подняв руки к небу.

А это наши верные кони.

Вечерело. В Хужире мы поужинали в кафе. Очень дорого и неожиданно не так уж и вкусно.

Суп Бухлер.

Цуйван.

И поехали искать место ночевки. Проехали хвойную лиственную рощу с буйно цветущим багульником и повернули влево, к берегу. Тут и обнаружилось подходящее место, неподалеку от турбазы Ольхон-Парк, в песчано-галечном заливе пролива Малое море.

Наш лагерь на сегодняшнюю ночь.

Под маркизой спрятаться от ветра

Ночевали в машинах, на наших шикарных спальниках-кроватях. Вот только ночью было очень холодно, температура опустилась до 0-1*С, и мы замерзли даже в машине.

День 5. 7 июня 2023. 60 км. Впечатляющая прогулка по самым красивым и легендарным местам острова Ольхон

Проснулись мы с Надюшкой рано, холод не давал разлеживаться. Смотрю, а Олег уже тоже встал, сидит на берегу, кофе пьет. Пока остальные ребята спят, мы занялись зарядкой — на песочке, на берегу.

А позанимавшись, пошли освежиться в прохладную воду озера. А вода оказалась не прохладной. Совсем. Она оказалась ледяной. И, к тому же, в этом заливе берег был пологим, чтобы окунуться, пришлось долго идти, ноги аж сводило... Уххх, замерзли! Зато на берегу стало жарко, пока обтирались и одевались. Тем временем проснулись остальные.

Позавтракали, и, пока мужчины собирали вещи, мы с сестрой сходили на фотосессию к багульнику.

Сейчас мы отправляемся на экскурсию по мысам Ольхона. Самостоятельную. Я все предварительно изучила, и имею представление, куда ехать и что смотреть. А вообще, на север острова, из Хужира, редко кто ездит самостоятельно, только те, у кого машины повышенной проходимости, и при условии, что их не жалко, так как дороги очень размытые, разбитые, овражистые. Поэтому местные жители возят туристов на своих уазах-буханках и внедорожниках, зарабатывая себе этим на жизнь, делают в день по несколько рейсов.

Проехали хвойные рощи с буйно цветущим багульником, песчаный пляж, с остатками советского ГУЛАГа и сгоревшим причалом, проехали холмы, степь. Природа острова очень разнообразна.

Дорога вьется в несколько полос, видимо, после дождей ее размывает, и каждый раз машины накатывают новую.

Здесь территория государственного заповедника, и надо заранее оформлять пропуск, в котором указываются транспортные средства, люди, даты, и места ночёвок. Мы оформили его за месяц до отъезда, поэтому время на это сейчас тратить не пришлось.

Добрались до первого из мысов — Три брата.

Свое название мыс получил из-за легенды: «У шамана было четверо детей, три сына и красавица дочь. Вопреки запретам отца, дочь убежала из дома со своим женихом. Отец-шаман, очень сильно разозлился и приказал своим сыновьям найти и вернуть беглянку, превратив их в орлов. Когда братья отыскали свою сестру, она умоляла не выдавать ее отцу, и братья с ней согласились. Вернувшись домой, братья рассказали о том, что не нашли сестру, но их отец был шаман и он сразу распознал ложь. В наказание, он превратил братьев в каменные горы, которые так и стоят теперь здесь навеки».

Благодаря чистоте и прозрачности воздуха, с другой стороны пролива очень хорошо просматривается Приморский хребет, и кажется, что расстояние до него не очень большое, а на самом деле оно составляет более 15 км.

Мыс Три Брата открывает великолепный вид на озеро с высоты птичьего полета. Это очень красиво! Ну почему даже самая лучшая фотография не отражает этого? Надо замереть, отрешиться от окружающих, и фотографировать глазами, сердцем и душой, чтобы вспоминать потом всю жизнь.

Особую мистическую красоту этого места так описывает В. Распутин, а я с ним абсолютно солидарна:

«С этой скалы трудно смотреть на Бaйкaл — так переполнен он силой, мощью, небом и водой, так великограден он по сторонам, где протягиваются горы, и великоположен могущественным и таинственным путем посредине. При виде этой картины приходят в смятение чувства и жалкует ум. Тут и выбирал я место для покойствующего Чингисхана. Сюда бы приводил я грешников всякого рода, чтобы видели они, против какого мира идут войной; здесь находить слабым душам утешение, больным выздоровление, чрезмерно здоровым гордыней и самомнением — усекновение».

А теперь — на мыс Хобой. Близко на машине к нему не подъехать. И очень удобно, что в конце дороги организована парковка, беседки, туалет и деревянные дорожки для удобства передвижения на своих двоих. Мы взяли с собой воду, куртки и пошли навстречу нескончаемой красоте.

Мыс Хобой — красивейшее место, расположенное практически в самом центре Байкала, вблизи от самой широкой его зоны. Он представляет собой живописные крутые скалы, выступающие из воды величайшего в мире озера. В переводе с бурятского «Хобой» означает «клык», что соответствует форме скал, если смотреть на них с острова вблизи, а если смотреть на Хобой со стороны воды, то говорят, что можно найти сходство с мягкими очертаниями женской фигуры, за что мыс получил еще одно имя — Дева.

Тут построена деревянная смотровая площадка, с которой открывается чудесная панорама на великолепное озеро и его дальние берега, на полуостров Святой Нос, расположенный в 50 км от острова. В хорошую ясную погоду можно разглядеть даже Ушканьи острова, излюбленное место отдыха нерп (пресноводные тюлени, эндемик Байкала). Нам повезло, мы их увидели!

С мысом Хобой связана не одна загадочная легенда, самая главная из них посвящена второму имени мыса — Дева. Местные легенды гласят о том, что жила некогда молодая и очень красивая женщина, она хотела, чтобы боги подарили ей такой же дворец, как и ее мужу. За это божества разгневались и обратили ее в скалу. Сказав, «покуда на земле есть зло и зависть, ты будешь камнем». Так и стоит она в каменном облике, видать, не искоренилось зло из сердец людей.

С мысом связана и легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа — к большой удаче.

Находиться на мысе Хобой было бесподобно! Невероятно мощно и умопомрачительно! Ощущение дыхания места силы, и, если хорошенько прислушаться, то можно услышать шепот духов.

А дальше мы едем на скалу Любви. Расположена она на мысе Шунтэ-Левый. В переводе с бурятского языка слово «шунтэ» означает «лиственница». Если смотреть по направлению к озеру, то форма скалы напоминает сердце. Поэтому многие считают его сердцем Байкала. Однако местные жители разглядели в очертаниях скалы ноги женщины, согнутые, как во время родов. Именно поэтому на Скалу Любви прибывают влюбленные пары, которые желают завести детей. Они остаются здесь на ночь, чтобы обратиться к духу этого места и провести таинственные обряды. Если пара хочет родить девочку, то ей нужно идти на правую сторону горы, если мальчика — на левую. Однако можно услышать самые разные трактовки, именно поэтому с этим местом связано много легенд.

Нагулявшись, мы очень проголодались. И пообедали у мыса, разогрев на сковородке консервы из гречки с мясом.

Последняя на сегодня — Скульптура «Хранитель Байкала». Это бронзовое дерево с колоколом, арт-объект. Изначально он должен был стоять на мысе Хобой, но согласовать такое расположение не удалось, поэтому «Хранитель» стоит в ольхонском поселке Узуры. После установки скульптуры шаманы освятили её. На церемонии лично присутствовал автор — Даши Намдаков. Он выходец из древнего бурятского рода кузнецов, славившегося своими ювелирными и художественными работами. Работы Даши есть во многих известных музеях мира. Скульптор создает свои шедевры не только из металла, но и из бумаги и даже из кости. За некоторыми его работами ведется настоящая охота коллекционеров и ценителей. На создание Хранителя не выделялись бюджетные средства, а все финансирование было получено от иркутского мецената и галериста Виктора Бронштейна. При этом деньги были потрачены исключительно на материалы, доставку и непосредственно установку. Сам скульптор не потребовал ни копейки гонорара.

7-метровое изваяние хоть и выполнено из бронзы, но больше напоминает дерево. Кажется, что на самом деле это древний шаман, застывший в древесной коре, отчетливо видны черты лица старца, наполненные умиротворением и удивительной силой.  Дополняет эти ощущения и местоположение. С обрыва прекрасно видно окрестности и кажется, будто отсюда дерево наблюдает за каждым посетителем. Каждым, кто забрел в Прибайкалье и решил познакомиться с легендарным озером.

От Хранителя мы поднялись пешком на ближайшую гору. Это было непросто: крутоватый уклон, и даже при медленной ходьбе дыхание перехватывает. Зато виды оттуда открываются ещё более захватывающие.

А совсем неподалеку, в пределе видимости, находится самая высокая гора Ольхона — Жима, высотой 1276 метров. В самой непосредственной близости от этой горы расположено самое глубокое место Байкала — 1642 метра. Самая высокая гора острова, и самое глубокое место озера буквально рядом. Мощное место силы. Запрещено для посещения туристами и при этом очень труднодоступно. Если бы мы даже попытались туда попасть, то на дорогу ушел бы целый световой день, и это при условии, что мы были бы хорошо физически подготовлены. Идти пришлось бы, пробиваясь через густую чащу леса и кустарников, по скальнику и по хорошему уклону, преодолевая различные препятствия. Мы к этому не готовы, и у нас нет целого дня, поэтому не пошли.

На сегодня экскурсия закончилась. Нашли неплохое место для ночевки на берегу, между мысом Саса и урочищем Песчаное: стан из дерева — стол, лавочки, навес, неподалеку кабинки туалетные и баки для мусора. Чисто и удобно. В баки мы скинули мусор, накопившийся за день, а на следующее утро обнаружили его снаружи, видимо, зверье, пытавшись поживиться в баках вкусненьким, повыкинуло. Пришлось собирать и обратно складывать.

За день пройдено всего 60 километров на автомобиле, зато пешком находились от души, немеряное количество тысяч шагов, причем в основном это ходьба вверх-вниз. Устали очень! Но усталость очень приятная — насмотрелись таких красот!

День 6. 8 июня 2023. 112 км. Ольхон — Еланцы (деревня Петрова)

Наутро собрались и поехали в Хужир. По пути остановились в урочище Песчаном на сгоревшем причале, неподалеку от останков ГУЛАГа. Это был лагерь для осужденных за легкие преступления на небольшие сроки, до 5 лет, существовал он на самообеспечении, на собственном хозяйстве, где заключенные занимались добычей рыбы неводом и ее заготовкой в располагавшемся на территории колонии цехе Маломорского рыбозавода Гослова, сначала для нужд СССР, а затем и для обеспечения фронта. Теперь от лагеря практически ничего не осталось, все истлело в труху, причал сгорел.

Сгоревший причал.

По приезду в Хужир сразу стали искать катер для поездки на остров Огой, чтобы посетить Ступу Просветления. Стали высматривать объявления с рекламой таких экскурсий, но на звонки по ним никто не отвечал. Тогда поехали на пристань. Там нам объяснили, что сейчас не высокий сезон, катеров мало, и сейчас они все уже в рейсе. А следующий рейс будет только в 16:00, и он ходит по определенному маршруту, в котором кроме Ступы есть еще несколько пунктов. Оканчивается эта экскурсия в 21:00, а стоимость ее 3300 рублей с человека. Если мы не хотим ждать до 16:00, то можно взять персональную экскурсию, и это будет стоить 18000 в час, а минималка 3 часа, то есть это уже 9000 с человека. Тут пришлось задуматься: во-первых, дорого, во-вторых, не хотим платить 9000, а за 3300 — поздновато, мы хотели сразу после поездки выехать с Ольхона на материк. Но это важная для нас поездка. И потому решили, что поедем за 3300 с человека, но попросили выезжать не в 16:00, а хотя бы в 15:30, чтобы после поездки успеть на паром, нам в просьбе не отказали. Теперь надо ждать назначенного часа. И найти чем себя занять в ожидании. Интересное нашлось сразу же: у пристани располагается арт-отель, а на его территории мы увидели арт-объекты. Любопытно!

Погуляли, посмотрели. Очень понравилось, рекомендую! Не все объекты доделаны-достроены, но процесс идет, и это классно!

Затем мы поехали за сувенирами, и долго выбирали подарки для друзей и родственников: очень большой и интересный ассортимент в магазинах и лавках. Широко раскрыта такая тема, как эндемик Байкала — один из трёх пресноводных видов тюленя в мире — байкальская нерпа: и мягкие игрушки, и брелоки, и майки, и матрешки, и магнитики, и статуэтки, камушки, шарики, подушки — чего только нет с нерпой! Накупили разного чайнотравия.

В планах было посетить иммерсивный театр. Это уникальный проект на Байкале — аудио-легенда, которую рассказывают сами герои: Байкал и ветер Сарма. Погружение в историю любви, которая звучит в наушниках под звуки природы, загадывание желания у кострового очага, и новое ощущение духа этого удивительного места. Но, к глубокому нашему сожалению, театр в это время, в низкий сезон, не работал.

Уже не первый раз упоминаю про сезон, так вот, пик туристов на Байкале — это июль-август, так как погода Байкала довольно прохладная даже в июне, из-за огромного объема холодной воды воздух прогревается с опозданием в две недели, ветер дует очень холодный. Вот сегодня, например, 8 июня 2023 года, в родном Новосибирске +35*С, а на Ольхоне всего +17*С. Багульник на Алтае отцвел еще в мае, а тут цветение в самом разгаре.

Встретился на Ольхоне и такой Пилигрим.

Заехали мы пообедать в кафе, и заодно починили Крокодила: от тряски оторвалось крепление левого переднего крыла, оно чуть не потерялось, пришлось изобретать, как устранить поломку. А устранили монтажной пеной: приклеилось — не оторвать. Теперь, по приезду, придется изобретать, как устранить саму пену. Пока ремонтировались, мужики подтянули крепления багажников на Прадике и Жорике, они от тряски тоже разболтались. У Жорика эта проблема обнаружилась еще в Монголии, а после этого, в течение года он ездил по асфальту, и было все хорошо, ничего не откручивалось, пока не приехали сюда. Эту проблему тоже надо кардинально решать по приезду с Байкала.

Ну все, теперь едем на пристань! Катер нас дожидается! Предвкушаем водную — чудную — природную прогулку по малому морю Байкала на быстроходном катере!

При посадке нам ополоснули обувь — каждому. И делали это каждый раз, после прогулок. Так владелец заботится о чистоте судна. Кроме нас шестерых на экскурсию поехали еще трое туристов: как мы поняли, это была мама, дочь и муж дочери.

Какое красивое, синейшее, озеро с катера! Как замечательно от мотора уходят и пенятся волны! А каково чувствовать, что под лодкой огромная глубина!!! Это придает экстрима и тонуса!

Первым делом мы подплыли к острову Замогой. Это третий по величине остров в Малом море Байкала. Он лежит в 10 километрах к югу от Хужира. Здесь, не смотря на все шторма и ветра, растут деревья. В прошлом на Замогой отселялись больные проказой. И вот, неожиданно для себя (ну не поинтересовались мы заранее, куда еще нас завезут, кроме Ступы), мы увидели байкальских нерп! Это восторг! При нашем приближении они немного встревожились, некоторые попрыгали с камней в воду, а некоторые так и остались валяться, греясь на солнышке. Но когда нерпы поняли, что мы их не потревожим, что близко к ним не поплывем, то вылезли из воды обратно. Когда нерпа сухая, шерстка у нее серо-коричневая, с серебристым оттенком, и сливается с камнями, можно и не заметить. А когда она выныривает из воды, то шерсть у нее черная. Съемки я вела издали, приближая зум, поэтому качество, конечно, такое себе. Ну, как еще, в живой природе, их снимать? Только так...

Насмотревшись, наснимавшись, нафотографировавшись, едем дальше. На остров Огой, самый крупный остров в проливе Малое Море, и Ступу Просветления. Времени нам дали всего 40 минут, дойти по острову к Ступе и обратно. Она находится на самой вершине острова, и кроме нее, на острове нет ничего примечательного.

Ступа Просветления — одна из восьми традиционных разновидностей буддийских ступ. Считается главным видом среди них, поскольку символизирует цель буддистской практики — Просветление, т. е. полное освобождение от всех человеческих страстей, от всего, что препятствует избавлению от страданий. Одновременно ступа Просветления является символом преодоления всех препятствий и раскрытия всех способностей ума.

Ступа Просветления.

Она была возведена в 2005 г. по инициативе московского буддийского центра и посвящена самой гневной дакине — женскому духу, носительнице тайных учений — Трома Нагмо. В основание этой Ступы было заложено 750 кг буддийских текстов, 2,5 тонны мантр, частицы волос и крови Будды Шакьямуни, частицы мощей сорока тибетских тантристов, горсти земли из Иордании, Египта, Израиля, Мексики, России, вода всех океанов, бронзовая статуэтка Трома Нагмо, зерна пшеницы, гречки и даже элементы ржавых корпусов авиабомб времен мировой войны. Считается, что это делает пагоду своеобразной башней-излучателем энергии тонкого мира.

Вокруг Ступы построена тропа, по которой надо пройти, как минимум, три круга. Первый круг рекомендуется пройти с просьбами о прощении, второй — с молитвами о благодарности за то, что имеете, ну а на третьем можно думать об исполнении самого заветного желания (не материального, естественно). Буддисты верят, что обход святых мест сулит накопление благ. Чем более благим будет ваше желание, тем выше вероятность его исполнения.

Отведенные 40 минут пролетели очень быстро, ведь когда ты занят собственным просветлением, открываешь душу и сердце, разум и сознание навстречу высшим энергиям, время не замечается совершенно. Поэтому вниз к катеру бежали бегом. Но на берегу успели отметить песок необычайного оттенка, розового. Оказывается, это гранатовый песок, то есть состоящий из самой твердой разновидности красного граната — альмандина.

Гранатовый песок.

Далее нас привезли на мыс Ядыртуй, на материк, это западный берег Байкала. Там мы заказали ужин — это будет байкальский омуль горячего копчения, салат и таёжный чай.

Мыс Ядыртуй, вид с берега.

А пока ужин готовится, нас повезли на УАЗике на Священный источник великого шамана Ольхона Хамнай-Боо. Это не очень далеко от берега, но идти бы пришлось в гору, по каменистой местности, и заняло бы довольно много времени, а за 200 рублей с человека нас домчали с ветерком за 10 минут. Но пройти вверх, хоть и немного, все же пришлось.

Источник выходит из земли практически из одного места, чуть-чуть разъединяется на выходе. По легенде, когда-то это был единый поток, который затем разделил могущественный шаман Хамнай-Боо на левый (мужской) и правый (женский). Говорят, что вкус воды, текущей по расходящимся деревянным желобам, разный. «Мужская» вода более жесткая и холодная, а «женская» — теплее и мягче. Поступать с источником следует так: сначала сделать глоток «своей» воды (женской — для женщин и мужской — для мужчин), затем — воды из другого желоба. Честно говоря, разницы во вкусах мы как-то не ощутили. Вода в роднике насыщена ионами серебра и не портится годами. Воду, которую брали отсюда шаманы, использовали для составления лекарств и специальных отваров, чаев. Ее нельзя нагревать, и даже отвары делались шаманами только способом квашения — закваски трав или ягод. В настоящее время источник имеет ту же силу, что и раньше. По уверениям старожилов святая вода избавляет от имеющихся проблем с желудком, так же её используют при лечении простуды, заболеваниях опорно-двигательной системы.

Огромная старая лиственница.

Обратно пошли пешком. Грунтово-каменистая дорога повела нас вниз, спускаясь к озеру, и левее. Путь пролегает через негустой сосновый лес, который встречает нас таежными запахами. Мы сошли с тропы и пошли по мху, он так здорово пружинил под ногами, и шлось от этого очень легко.

Идем ужинать!

Копченый байкальский омуль.

Омуль был очень вкусным! И очень дорогим.

Позирует :)))

А следующий остров в нашей программе — остров Ижилхей (второе название — Ледокол Еленка). По фото понятно, почему ледокол? Но непонятно, почему Еленка.

Остров Ижилхей (Ледокол Еленка).

На нем живут чайки и бакланы. Очень много бакланов. И цвет скал — белесый — это их помет. Баклан — крупная птица — в длину она достигает 90 см. Размах крыльев тоже впечатляет — до полутора метров, вес около 3 кг.

На этом все, плывем в Хужир, но по пути подошли к скале Шаманке. С воды это тоже интересно. Кого вы видите на ней?

По преданиям, едва только зародились на небе звезды, а солнце начало освещать планету, спустилась на землю золотая колесница с великим огненным драконом. Ударил он своим могучим хвостом — и расступились острые скалы, и образовалась глубокая расщелина. Ударил он хвостом второй раз — растаяли льды и наполнили расщелину чистейшей водой. Наконец, ударил дракон хвостом в третий раз — и берега чистейшего озера покрылись зелеными лугами, непроходимыми лесами, и появились там живые существа, которые живут там до сих пор. И ушел дракон в воду сотворенного им самим озера, и стало оно ему земным пристанищем. Раз в 120 лет дракон выходил на сушу, и тогда люди устраивали в его честь праздники и подносили ему дары. Но со временем люди стали забывать о своем божестве, и однажды, выйдя из вод озера, дракон не увидел ни праздника, ни даров, ни почитания. И разгневался он. Сотряслась земная твердь, и воды Байкала затопили всю землю вплоть до большого океана, погубив неблагодарные народы. На смену им пришли другие племена. Они ничего не знали ни о драконе, ни о потрясшей эти земли катастрофе. А его изображение отпечаталось на беломраморной скале Шаманке.

Едем к парому. На выезде из Хужира на обочине возле своего автомобиля стоял мужчина, и отчаянно махал нам руками. Остановились. Он спрашивает: «На паром едете?» И после утвердительного ответа: «Возьмите, пожалуйста, инструменты, там у моего товарища машина сломалась, передайте ему, он у перевала стоит, зовут Максим». И протягивает дорогой набор инструментов. Передали. Не представляю себе такую ситуацию в Новосибирске: где потом искать свои инструменты :)))

Ночной паром.

Переправа на пароме ночью — тоже интересный опыт. Желаю всем это испытать.

Вообще, вот так ездить — путешествовать, пробовать разное, новое, испытывать себя, познавать друзей и мир, сталкиваться с вещами, о которых и предположить не мог, учиться чему-то, преодолевать трудности, познавать себя — на что, оказывается, ты способен, чувствовать поддержку друзей, чувствовать себя частью не просто своего микромира, а огромной, такой разной, нашей с вами планеты — это так круто! Не каждый поймет, о чем это я, но кто поймет, тот молодец!!!

С сожалением мы уехали с Ольхона. Стемнело. Проехав Еланцы, мы посоветовались и решили остановиться где-нибудь на ночевку. И вот, сразу за деревней со странным названием «Петрова», мы свернули направо, в лес, по не очень накатанной грунтовке наверх по склону доехали до ровненькой площадки, в свете фар нам показалось, что это место нам подходит, и сразу легли спать.

За сегодня пройдено 112 км на автомобиле. А пешком и на катере не считали, но это было незабываемо!

День 7. 9 июня 2023. 664 км. От Еланцов (деревня Петрова) до Верхней Иволги

Проснулись мы пораньше, и с любопытством огляделись: где это нам довелось переночевать? Оказалось, что эта площадка расположена у карьера, хорошо, что вроде бы не действующего, по добыче металлической руды (предположительно), а может быть, и камня (типа: щебень, отсев). По-быстрому умылись и поехали. Сегодня у нас цель — доехать до столицы Бурятии Улан-Удэ, а лучше бы — до Иволгинского дацана. Путь предстоит неблизкий. Потому стараемся нигде не задерживаться. Но позавтракать-то надо, поэтому заехали в кафе у Баяндая, поели. И помчались дальше.

После Иркутска началась очень живописная дорога, ее старое название — Култукский тракт.

И перевал — Култук. Непростой перевал, по нескольким причинам: дорога строилась давно, в те времена, когда машин было очень мало, и поэтому она только двух-полосная. Тут не предусмотрены расширения для обгонов большегрузов, а тягачу в подъем идти тяжело, он медленно ползет вверх, вот и выстраиваются за ним длинные караваны. Поток машин с годами сильно увеличился, скорости выросли, а эта дорога очень извилистая и узкая, с крутыми поворотами, подъемами и спусками, она стала попросту опасной. Но есть хорошая новость. Её реконструируют. Вернее, не конкретно её, а рядом с ней, идет стройка совершенно новой современной дороги, надеюсь, она облегчит жизнь водителям. Но, несмотря на сложности, тут очень красиво ехать!

Култук.

Спустились к озеру. Байкал тут выглядит иначе, чем у Ольхона. Как-то мягче и мельче, совершенно не суровым и не мощным, и уже не вызывает того, первого, восторга. Озеро и озеро. Может быть, это от того, что тут берега мягче и покатее?

Спустившись в рп Култук, мы остановились у кафе Чайный путь. Там располагается, кроме кафе, стоянка дальнобойщиков, и есть замечательная душевая. В которой мы все с удовольствием помылись, по 250 руб. с человека. А потом и пообедали. Но кормят там не очень и, в придачу к этому, дорого. Да, мы еще встретились и пообщались там с приятелем, земляком, дальнобойщиком Лехой, который направлялся в Читу, а оттуда в Китай. Леха, привет!

Теперь едем в Улан-Удэ, уже по восточному берегу Байкала. Тут вовсю идет ремонт дороги: реверсы, пыль, пробки. Это снизило нашу скорость, было тяжеловато преодолевать этот участок. Выматывает такая езда.

После Селенгинска ремонтов уже не было. Пейзажи сменились. Едем уже не вдоль Байкала, ушли правее. Теперь нас сопровождает река Селенга. Еще до поездки я заметила такой факт: Селенга впадает в Байкал, а в Селенгу, в Монголии, впадает река Орхон, на которой мы отдыхали в прошлом году. Круговорот воды и путешествий :)

Преодолели еще один очень живописный перевал с интересным названием — Мандрик. О том, почему перевал носит такое название, неизвестно: говорят о разбойнике по имени Мандрик, жившем в этих краях, но не исключено, что название перевала произошло от сибирского диалектного слова «мандрык», что означает труднопроходимую тропу в глухой тайге.

Спустя немного времени приехали в Улан-Удэ. Но проехали, без остановок, мимо. Прямиком в Иволгинск. И далее — в село Верхняя Иволга. Уже стемнело. Подъехали мы к Иволгинскому дацану — цели нашей поездки сюда. Завтра с утра нам необходимо его посетить. А где ночевать будем — понятия не имеем. Покружили вокруг дацана. И решили встать лагерем неподалеку, буквально метров пятьсот — на полянке, с видом на него. Поблизости протекает речка, журчит, переливается. Поужинали дошираками-роллтонами. Пообщались, и спать. Завтрашний день будет посвящен буддизму.

Вид на Иволгинский дацан ночью, из нашего лагеря.

День 8. 10 июня 2023. 183 км. Иволгинский дацан — 33-метровая статуя Будды Шакьямуни — Баян-Гол

Сегодня мы проснулись пораньше, чтобы ко времени открытия дацана быть у его ворот. Умылись, подошли к столу завтракать, и увидели сюрприз: ночью кто-то положил нам на стол обломок какого-то кекса! То есть в темноте кто-то подошёл к нашему лагерю, ходил между наших машин и, ничего не взяв (а там было, чем поживиться), наоборот, решил оставить нам гостинец :))) Очень странный...

Поудивлялись. Позавтракали. Кекс отдали коровам, которые тут свободно паслись.

И поехали в дацан. Но не все, а только трое из нас — Надюшка, Глеб и я. У нас есть большой интерес — прочувствовать это место, посмотреть на буддизм — как все устроено, изнутри самого главного дацана Бурятии, поработать с этими мощными энергиями. Остальные к нам присоединятся позже.

Перед дацаном есть парковка, а рядом расположились сувенирные лавки. Вот туда мы первым делом и направились. Купили хадаки, сувениры. На входе нас с Надюшкой попросили прикрыть колени, и выдали для этой цели широкие шарфики.

Когда заходишь в дацан, первым делом нужно обойти его по часовой стрелке, совершив гороо — круг очищения и почитания. По пути вращаем молитвенные барабаны (хурдэ), правой рукой и тоже только по часовой стрелке. Маленькие, большие, отдельно стоящие и установленные группами, металлические и деревянные, красивые, яркие и старые, потертые — барабаны очень разные, но все их надо вращать. На них есть надписи на тибетском языке, в основном там написана мантра «Ом Мани Падме Хум», включающая в себя пожелание благополучия всем живым существам на этой планете. А ещё внутри каждого барабана находится свернутый тончайший листок, на котором написаны молитвы, повторяющиеся много (иногда до миллиона) раз и превращающиеся в круговорот. Так вот при вращении барабана один оборот приравнивается к произнесению бесконечного множества записанных на свертке молитв, и, прилагая физические усилия вместе с духовными побуждениями, человек может способствовать молению о благе не только для себя, но и для всех, о ком в настоящий момент думает. Мы раскрутили их все.

Прочитали, что на территории дацана существуют правила: нельзя курить, плеваться, сквернословить, сорить. Да, кстати, и не хочется всего этого делать. Такая позитивная, сильная энергетика места, направляет все желания на улучшение себя, побуждает исправлять разум, душу и сердце, каждую клетку нашего тела.

Одна из достопримечательностей дацана — оранжерея священного дерева Бодхи. Во многих уголках земного шара почитают это растение, считая его одним из главнейших символов мира и спокойствия. Бодхи — обозначает на древнеиндийских языках и санскрите понятие «просветление», хотя более точным переводом его являются слова «пробуждение» или «осознание». Будда Гаутама, пройдя через муки, которые продолжались 7 недель, достиг под этим деревом просветления. Это дерево — фикус священный, вечнозеленый. А так как климат в Бурятии суровый, для защиты вокруг растущего Бодхи построили оранжерею, причем это (на фото) — уже новое здание, предыдущее было гораздо меньше. Но внутрь мы не попали, было закрыто. Поэтому полюбовались через окно. Кроме него там произрастают и другие растения.

Оранжерея священного дерева Бодхи.

При посещении дуганов надо соблюдать определенные правила. У входа надо снять головной убор. Нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды и святых, даже выходя из здания. Нельзя показывать на них пальцем. Находясь в храмах во время молитв, не следует скрещивать руки или ноги.

Мы зашли в ближайший из дуганов, Маани дуган, храм милосердия и сострадания, посвященный Будде Авалокитешваре, там как раз проходил хурал. Хурал — это буддийский молебен. Слово «хурал» монгольского происхождения, оно означает «собрание», то есть собрание сутр, благопожеланий, восхвалений, просьб (молитв), обращенных к просветленным существам. Поприсутствовали: с интересом и почтением. Ламы (монахи) подсказывают, если что-то делаешь не так, как и прихожане, все очень по-доброму относятся. У выхода в каждом храме находится сосуд со святой водой, с ручкой и с носиком. Его следует взять правой рукой, налить немного воды в левую, сделать три глотка, а остаток влаги нанести на голову. Это нам подсказал прихожанин, было интересно попробовать: вода как будто маслянистая, слегка желтоватая, в ней присутствует очень слабый привкус травяного настоя.

Следующий пункт — дуган Зеленой Тары.

Дуган Зеленой Тары.

Зеленая Тара.

Тара широко известна среди множества боддхисаттв — просветленных, которым поклоняются в буддийском учении. С санскрита имя переводится как «спасающая». Она, представительница женского мира божеств, имеет двадцать одно воплощение, самые известные среди которых — Белая, Красная, Голубая, Желтая и, конечно же, Зеленая. Считается, что Зеленая Тара появилась из слезинки правого глаза бодхисаттвы Авалокитешвара. Цвет ее тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего, сидит она на цветке лотоса, в позе лотоса, но ее правая нога спускается с сидения, тем самым символизируя готовность Тары мгновенно прийти на помощь.

Мы, насколько получилось, не будучи буддистами, помолились ей, и постарались скопировать на себя ее качества, такие, как милосердие и безусловная любовь к абсолютно всем живым существам. А еще зарядили заранее купленные статуэтки с изображением Зеленой Тары у ее алтаря, а заодно обереги и браслеты. Они, полежав там, накопили в себе эту энергию и будут еще долго отдавать ее нам.

Камень с отпечатком ладони Зеленой Тары.

Рядом с дуганом Зеленой Тары находится камень. По преданию, к этому камню прикасалась Зеленая Тара и оставила отпечаток своей ладони. Сквозь время, через пространство, можно прикоснуться к ее руке и загадать благие желания.

Но это ещё не всё. Говорят, что сразу же можно проверить, исполнится ли это желание. Для этого нужно отойти на обозначенное расстояние, закрыть глаза, вытянуть вперёд ладонь и подойти так к камню. Ладонь должна коснуться камня. Если коснулась чего-то другого или не попала, желание не сбудется.

Я прикоснулась к камню, и тут же мне на руку прилетела зеленая букарашка. И долго по мне бегала, не улетая. Я решила, что это хороший знак.

Согчен дуган.

Согчен дуган — главный дуган дацана. В алтарной части дугана установлена статуя Будды с двумя учениками и статуи множества святых: Арьябала, Сандаловый Будда, Будда медицины, Будда Мудрости, Зелёная Тара, Белая Тара и другие. Помолились мы и им.

А еще тут можно попросить, чтобы в одном из дуганов Иволгинского дацана за вас или ваших близких ламы прочитали молебен. Для этого надо написать записку — прошение на молебен, указав от кого и изложив просьбу. Ну и оплатить, суммой по своему усмотрению. Мы — написали.

Внутри ещё есть сувенирная лавка, рекомендую всем покупать сувениры именно здесь, внутри дацана, в Согчен дугане — все дешевле, чем перед дацаном и на территории рынка.

Самое главное, мы купили здесь билеты на посещение Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. А сам он находится в другом здании — в храме-дворце. И отправились к нему.

Храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова.

Войдя во дворец, принято приносить подарок в знак уважения ламе (в Бурятии — это шёлковый шарф, хадак). Мы положили купленные заранее и сложенные определенным образом хадаки на алтарь, и пошли к Хамбо-ламе Итигэлову, молились долго, от души, каждый о своем. Нетленный старец сидит в стеклянном кубе, за еще одним стеклом. Это настоящее чудо, не объяснимое наукой. Этот известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма в России. Итигэлов был двенадцатым Пандито Хамбо-ламой (в переводе — ученый глава буддистов), то есть духовным лидером российских буддистов. В 1927 году он собрал своих учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем, как уверяют буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. А в 2002 году тело извлекли оттуда. Оно было нетленным: тело выглядело так, словно это живой человек. Суставы гнутся, все органы, и наружные, и внутренние, на месте. Запаха разложения нет. Кожа мягкая и теплая. Глаза, волосы, брови, ресницы, зубы — все это прекрасно сохранилось. Тело Итигэлова поместили в построенный для него храм-дворец. Наука не может объяснить состояние его тела: он не мертв и не жив. Это новое состояние тела, которому пока не придумали названия. Теперь оно является проводником между мирами. Точнее сказать так: он оставил свое тело, как физический носитель для лучшей и более простой сонастройки обычных людей со светлым миром, с высшими, просветлёнными существами и силами.

Было удивительно видеть его собственными глазами. Чувства и эмоции — зашкаливали. Слезы сами собой текли из глаз. Это невероятные ощущения! Мысли — бежали таким темпом, что не успеваешь за ними. Но время — остановилось. Может быть, я надеюсь, он меня выслушал. Как и всех, кто к нему обращается. Невозможно описать это словами, нет таких слов.

Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов.

Когда мы отошли в сторону и двинулись к выходу, увидели деревянный топчан, отполированный определенным образом, на нем лежат дощечки с ручками. А потом увидели, как прихожане им пользуются. Он лежит в направлении хамбо-ламы. Надо взять в руки дощечки, упереться ими в топчан, и, двигаясь на них руками вперед, опуститься полностью — лечь на доску животом, руки и ноги подняв вверх. Позже я узнала, что это называется «доска для простирания». Так делается три раза. Этим самым мы подавляем в себе такой грех, как гордыню. На самом деле сделать это не просто, когда на тебя смотрят окружающие. Но мы сделали.

Теперь мы подошли к ламе-хранителю, и попросили подарить нам хадаки, уже освященные, с завязанным алмазным узлом и начитанной над узлом мантрой Итигэлова. И приняли их с благодарностью. Расскажу о них подробнее: хадак — шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот предмет обладает сакральным смыслом в буддийской философии. Его используют как идеальный подарок или как предмет обряда. Он являет собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания. Каждый, входящий в дуган, приносит в дар Итигэлову хадак, или даже несколько, а взамен может попросить уже освященный. Лама-хранитель обычно не отказывает и дарит их всем желающим.

Глеб — суровый викинг, но он проникся любовью к окружающим настолько, что к нему прильнул даже котенок.

Тут к нам присоединились остальные участники. Они по-быстрому обошли и посмотрели все, что их интересовало.

Пообедали мы у дацана, в кафе. По планам мы должны были весь день пробыть в дацане, но закончили раньше. Поэтому, возможно, успеем сегодня еще в одно место. Это было бы очень кстати, так как, из-за поломок, мы отстаем от графика.

Улан-Удэ.

Теперь наш путь лежит к 33-метровому изображению Будды Шакьямуни. Находится оно примерно в 170 километрах от дацана, дорога идет через Улан-Удэ. Дорога плохая, но в данный момент ремонтируется. А ещё вчера зарычал Крокодил. У него прогорела прокладка выпускного коллектора. В Улан-Удэ мы купили новую, вечером бы поменять. А Олег купил датчик температуры топлива на Прадика, он решил, что это из-за его неполадки автомобиль плохо заводится.

Долина реки Уда.

Едем по долине реки Уда, справа простираются хребты горной системы Забайкалья, а слева — Прибайкалья. Едем, но не можем спрогнозировать, какая нас впереди ждет дорога, успеем ли сегодня, и где будем ночевать. Как говорится: время покажет.

Свернули налево и, проехав через село Баян-Гол, направились в гору Баян-Хонгор. Стало понятно, что сегодня успеем до темноты, уже вечереет, но в июне день длинный. Дорога идет по степи, переходя в лесополосу. Тут, у подножия хребта, располагается парковка, беседки и туалет. Машин стоит с десяток. Большинство посетителей оставляют автомобили здесь, и идут в гору пешком. Путь для них сложный, тяжелый и совсем неблизкий, составляет около 4-5 километров. Сложен он тем, что постоянно приходится идти в подъем. Крутой подъем. А мы включили пониженную передачу, и едем. То есть дорога для машин есть, но для легковых она труднопреодолима: крутой подъем и размыта, местами довольно глубоко. Доехали до крайней точки, дальше дороги для машин нет. Тут тоже небольшая парковка, длинный стол и лавка. Дальше только пешая тропа. И пройти совсем немного осталось, метров 500. Вокруг красивый лес, сквозь который видно, что мы идем высоко на горе. И вот оно, изображение Будды! А напротив — смотровая площадка, с которой он виден в полный рост.

33-метровое изображение Будды Шакьямуни.

Контур Будды высечен в скале, и раскрашен красками. Это самый большой Будда в России. Высота изображения Будды на скале ровно 33 метра и это не случайная цифра, так как в буддизме число «33» имеет сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле, который называется «Мир 33 богов» или «Собрание 33 богов».

Обычно буддийские святыни возводят «лицом» на юг. А местный Будда устремлен взглядом на запад, в сторону Москвы и других больших российских городов, это сделано для блага всей страны и всех живых существ.

Поднимаемся выше — тут тоже есть Будда, небольшой. И смотровая площадка на окружающую долину. По всей площадке сделаны помосты, лестницы, металлические, и даже вырубленные в скале, установлены поручни. Дух захватывает от окружающей красоты, а еще от страха высоты, так как площадка располагается на огромных валунах, над пропастью, а покрытие площадки — металлическая сетка, сквозь которую видно все, что снизу.

На фотографиях не передается красота и масштаб. Но это потрясающе! Несмотря на страх, уходить не хотелось.

Но пришлось. Спустившись вниз, проехав Баян-Гол в обратном направлении, пересекли трассу, и встали лагерем у реки Уда. Так как берег реки не располагал спуском, построили ступеньки.

Искупались, приготовили ужин. А ещё начали разбирать Крокодила. Чтобы утром починить. Олег поменял датчик — но это не помогло. Прадик так же не хотел заводиться с новым, значит проблема в чем-то другом.

За разговорами хорошо просидели весь вечер у костра.

Это был воистину святой, паломнический, буддистский день!

День 9. 11 июня 2023. 425 км. По восточному краю Байкала: Баян-Гол — Баргузин

Это утро началось с ремонта Крокодила. Стали устанавливать прокладку — оказалось, что не ту купили: при вскрытии обнаружилось, что прогорела другая — прокладка соединения выпускного коллектора с трубой глушителя. И вот, чтобы не терять время, пока Серега собирал все обратно, Глеб помчался в Улан-Удэ, за нужной. А Прадик, кстати, так и заводится со 100-500 раза.

Мы поехали следом, но чуть позже. В Улан-Удэ Глеб купил запчасти, а после этого заехал в магазин за продуктами. Мы, тем временем, уже тоже прибыли туда. Встретились на выезде из города, у стелы в виде ели.

Место встречи.

А едем мы теперь в Баргузинскую долину. Жара стоит, около 36*С! И тут Крокодил начал греться!

Пообедали в кафе «Баярма», село Иркилик. Вкусно кормят. И красивые места тут, очень.

Хочу сказать, по поводу еды, вот что: в Бурятии есть национальные блюда, название которых совпадает с монгольскими, похожи они и внешне. Но! Не то! Вкусно, наверное, для тех, кто не пробовал монгольский вариант, но все же монгольский в тысячу раз вкуснее. Так жаль! Мы ожидали большего! Но в общем, если вы не были в Монголии, то блюда покажутся вполне вкусными: бузы, бухлер, цуйван, шулэн. Может быть, нам попадались такие неумелые повара, в Бурятии? Сомневаюсь. Где-то было повкуснее, где-то обыкновенно. Бузы были все вкусные, но тоже — уступают монгольским. В Монголии, куда бы мы не зашли покушать, будь то ресторан в Улан-Баторе, или столовая в деревне, везде было умопомрачительно вкусно, пальчики проглотить, и остановиться невозможно! И порции там огромные. В России почему-то не так. С чем это связано — загадка!

Вышли из кафе — увидели под Крокодилом лужицу. Стали смотреть: нашли маленькую дырочку в шланге системы охлаждения. Получается, что при повышении давления жидкость из него била фонтанчиком. Вот и обнаружилась причина нагрева. Нашли шланг нужного диаметра, и теперь его надо поменять. Выпросили в кафе бутылку, пытались слить в неё антифриз, но не получилось. Поэтому по-быстрому отрезали этот кусок шланга, Серега ошпарился горячим антифризом, но тут же состыковали шланг с новым куском и обжали металлическими хомутами. Таким вот образом в полевых условиях поменяли этот кусок шланга — на стоянке у кафе, на жуткой жаре. Уффф...

Едем. Жара по-прежнему, +36*С. Но при приближении к Байкалу, в районе поселка Кика, мы обратили внимание на то, как резко стала падать температура воздуха. В течение одного часа температура упала до +14*С. При том, что по-прежнему жарило солнце, а ветер не менялся. Это значит, что настолько холодно у Байкала, так влияет огромное количество холодной воды озера на атмосферу вокруг него.

Показался он, Байкал. Проехали вдоль берега около 125 километров, полюбовались, и после Максимихи свернули вправо, снова удаляясь от озера. Проехали интересное, атмосферное озеро с названием Духовое. В Усть-Баргузине снова ненадолго увидели Байкал, устье Баргузина, но теперь уже двигаемся в Баргузинскую, собственно, долину.

Река Баргузин в районе Усть-Баргузина.

Вот тут началась плохая дорога. Ее ремонтируют, но очень своеобразно: сняли весь асфальт, на протяжении сотни километров, и выравнивают грунт, нагребая глину, это все ужасно пылит, вокруг ничего не видно от этой пыли, и в придачу к ней — ужасная тряска — «любимая» нами гребенка... А для полного счастья температура воздуха опять полезла вверх, мы же удаляемся от Байкала, попадаем обратно в жару, но вечереет, поэтому всего-то +29*С.

Река Баргузин.

Температура, как выяснилось, была еще не самым полным счастьем. Пыль стала проникать в салоны машин, особенно в Крокодила! Оказалось, что от старости кое-где в днище кузова образовались-проржавели дырки, и вот через них вся пыль клубами попадает в салон: на все вещи, на нас, забивается в нос, скрипит на зубах.

А вокруг красиво. Но нам не до этого, почти...

Проехали село Баргузин, свернув от основной трассы направо, переехали мост через реку Баргузин, далее дорога пошла влево, а мы свернули направо. Тут на берегу мы и заночуем, очень кстати стоит стан — стол и лавочки с навесом. Водичка в реке теплая, но купаться не хочется, как-то не располагает это место к купанию. Вдобавок в воздухе роятся насекомые в огромном количестве.

Река Баргузин.

Ремонт Крокодила начался опять, на этот раз прокладки заменили, обе. А на ужин пожарили шашлык. Завтра нас ждёт красота, будем кататься по замечательным и красивейшим местам Баргузинской долины!

День 10. 12 июня 2023. 262 км. Знакомимся с таинственной Баргузинской долиной

Сегодня нас ждет непредсказуемый и увлекательный день! Будем искать приключений в Баргузинской долине! Это прекрасный, удивительный и священный край с первозданной природой, расположившийся между Баргузинским и Икатским хребтами. А еще тут есть свои целебные источники, места силы и древние легенды…

В средние века долина была центром северной территории Монгольской империи, и называлась Баргуджин-Токум, и в переводе с бурятского языка имеет два значения: «глухой, малоосвоенный уголок» и «край, родное место». Проживало тут древнее монгольское племя баргутов. Они были родственниками и сподвижниками Чингисхана, который, по одной из версий, родом из этих мест.

Баргузин.

Мы вернулись на маршрут и выехали от Баргузина в сторону соленого озера Большое Алгинское. Дорога по-прежнему плохая: все та же гребенка (стиральная доска) и пыль.

Пасмурно и очень ветрено. Куда ни глянь — интересные, контрастные, атмосферные пейзажи.

Доехали до первого, неожиданного, препятствия: коровы разлеглись посреди дороги и вставать не собираются. Пришлось разгонять руками.

Издали увидели Большое Алгинское, соленое озеро, и рядом несколько озер поменьше, практически высохшие, только соль и видна. Проехали мимо.

Большое Алгинское соленое озеро.

Через несколько километров мы уже подъезжаем к селу Суво.

Перед нами возникла первая достопримечательность — скальник Сувинская Саксония.

Место это очень сакральное. Среди бурят существует поверье, что в скалах живут духи — хозяева Суво: Тумурши-нойон и его жена Тудугиш-хатан. В честь них в давние времена устраивался молебен, на который собиралось много местных жителей, а в жертву приносили барана.

Слово «сyвo» переводится как «вихрь», а еще означает «конец дороги». Так, шаманы утверждают, что здесь живет ветер Байкала — Баргузин. Отсюда он набирает силу, и в центр озера Байкал мощными потоками приносит солнечную погоду. Мы, когда были на Ольхоне, прочувствовали его силу.

Существует такая легенда, что Сувинcкaя Саксония — это остатки древней крепости бapгyтoв, напоминающие замки Саксонии, отсюда и название. Но  на самом деле эти живописные скалы — природного происхождения. С них открывается великолепный вид на всю Бapгyзинcкyю долину. Это потрясающее зрелище! Просто не оторваться! Горные хребты, четкие их границы, сама долина, ровная, прекрасная, и множество рек, протоков, которые рисуют узоры хохломы, расчерчивая долину. А какое небо, потрясающее облака! Там получаются прекрасные фотографии и видео, чем мы не преминули воспользоваться.

Поехали дальше, и вот, прямо у дороги, стоит камень-бык:

Камень-бык «Буха-Шулуун».

Почитаемый местными жителями хозяин местности, камень-бык, или Бyxa-Шyлyyн. Этому камню поклонялись ещё во времена Чингисхана, в нем заключена невероятная сила, оберегающая всю Бapгyзинcкyю долину. Пo легенде, в стародавние времена два быка бились за право быть правителями на этой земле, но никто не смог одержать победу. Toгдa чepный бык Бyxa-Шyлyyн остался в Бapгyзинcкoй долине, a белый бык Бyxэ-нoйoн ушёл в Tyнкинcкyю долину и превратился в белую скалу.

Подойдя к камню надо сперва представиться, рассказать o себе, о своей семье, о своём жилище, детях. Затем сделать вокруг него три круга. И уже после этого, на ухо, шепнуть ему свое желание. Можно погладить его ладонями по голове, а потом провести ими по своей. Если вы пришли с благими мыслями и были искренни, то ваше желание обязательно исполнится.

Люди поливают его молоком (на фото видно потеки), обвязывают лентами, несут ему подношения: на втором фото огромное количество сигарет и спичек, а еще монеты, рис, сладости и прочие продукты. Пока мы были тут, все автомобили, проезжающие по дороге, останавливались, из них выходили люди, все ему поклонялись. Ни одна машина мимо не проехала. А ведь это, в основном, местные жители, которые каждый день ездят тут.

Наш путь продолжается дальше, он спланирован заранее и специально так, чтобы заехать на все интересующие нас достопримечательности. Так вот следующая точка — Иниинский сад камней. Садом мы привыкли называть растущие на определенной территории, высаженные человеком, культурные деревья и кустарники, которые приносят плоды, то есть сад — это живой мир. А тут, у села Ина, садом назвали россыпь неодушевленных камней. Странное, конечно, на мой взгляд, название.

Иниинский сад камней.

Площадь сада больше 10 квадратных километров. Скопление камней образовалось от 10 до 15 тысяч лет назад, в результате то ли выброса из Икатского хребта, то ли это была древняя морена, а может быть и обвальная плотина, которую прорвала и размыла река. Камни разных размеров, утоплены в землю, высота самых крупных глыб — до 9 метров. Какой-то фантастический пейзаж. Местные жители утверждают, что y этого места особая энергетика, удивительно быстро восполняющая силы.

Баргузинский хребет.

Пока ехали дальше, немного отвлеклись и проскочили поворот к следующему пункту нашей программы, к дюне Петрика. Ну, раз так, думаю я, значит мы заедем туда на обратном пути, когда будем уезжать из долины. А сейчас поедем к запланированному месту ночевки и отдыха следующего дня — курорту Алла. Едем по асфальтированной, но очень давно не используемой, дороге. Сквозь асфальт уже растет трава, края дороги оплыли и тоже заросли. Едем, любуемся Баргузинским хребтом. Это горы высотой около 2,5 тысяч метров, на их верхушках лежит снег, за них прицепились и висят шапками облака. Это очень контрастирует с яркой травой степи, по которой мы едем. Как будто это две параллельные реальности.

Впереди показалась речка Улан-Бурга, а дорога, вместо моста через нее, оборвалась огромными кустами. Моста-то, оказывается, давно уже нет! Спустились с дороги слева, убедились в том, что речка мелкая, и проехали вброд.

Выехали снова на асфальт и, проехав около 17 километров, я увидела по карте, что можно срезать путь, повернув налево, а этот поворот мы уже немножко проскочили. Вернулись и спустились на грунтовку. Поехали по направлению моста через реку Аргада, к селу Барагхан, чтобы оттуда уже добраться, по основной трассе, до Аллы. Можно было проехать и прямо, но там мост отсутствовал даже на карте, причем это я узнала только что, уже дома, в процессе описания приключений, повнимательнее изучив карту. А тогда, на дороге, видимо, просто почувствовала, что надо сделать так. И что бы вы думали? Там, куда мы направляемся, на карте есть четкий мост, а приехав к реке, мы увидели его отсутствие! Точнее, капитальный ремонт! Второе препятствие за сегодня.

Ремонт моста через реку Аргада.

А река такая полноводная, с приличным течением. И видно, что глубина там порядочная. В общем, если не хотим утопить машины, брод отменяется. Что делать? Назад возвращаться не хочется: уже порядком устали, да и дороги не вызывают желания кататься по ним туда-сюда. Увидели местного жителя, он на лодке причалил к берегу поодаль, и пошел в сторону своего дома. А дом его тут один-единственный. Поехали его расспрашивать: как нам проехать к Алле покороче? Он объяснил и показал в какую сторону ехать. Там, говорит, есть мост. Поехали, а дорога не сильно накатанная. Я смотрю по карте — там она тоже тонкая, еле заметная, но ведет она нас — прямо к дюне Петрика! То есть обстоятельства решили за нас, что дюну просто необходимо посетить сегодня! Ну что ж, с таким доводом не поспоришь, едем!

Посреди долины, степной, ровной, возвышается огромный такой песчаный холм, настоящая песчаная дюна, которой, по неизвестной мне причине, дали странное имя — Петрика. Нашла по ней только такую информацию, что местные жители называют ее «подковой». Хотя, как по мне, подковой тут надо называть реку, точнее, протоку Старый Баргузин, которая делает тут красивую петлю. Такие места, как это, являются природными местами силы. Они отличаются своей красотой и ощущением, что здесь всё так, как должно быть. В таких местах люди чувствуют огромное эстетическое удовольствие, радость бытия, это их невероятно вдохновляет и наполняет, поднимая энергию на более высокий уровень. Когда мы сюда приехали, дул сильный ветер, песок летел в глаза. Но спустя 5-10 минут он стих. И тогда мы в полной мере насладились этой панорамой, щебетом птиц, звуками и дыханием природы. Как хорошо, что обстоятельства и высшие силы привели нас сегодня сюда!

Дюна Петрика, протока Старый Баргузин.

Сверху мы разглядели мосты через протоку, а затем и через реку Баргузин. Аргада — река, которая без мостов, чуть выше по течению впадает в Баргузин. Мосты через него старенькие, деревянные, но еще достаточно крепкие, проехали мы по ним спокойно.

Въехали в село (улус по-бурятски) Элэсун. Увидели там колодец, решили пополнить запасы воды. А она оказалась не очень чистой, поэтому не стали набирать канистру.

Празднование Дня России.

Выехали на трассу, если эту дорогу можно так назвать. И через 40 километров заехали в крупное село Курумкан. Заправили автомобили, и поели в кафе «Халуун-Сай», не знаю, то ли это поздний обед, то ли ранний ужин был. После того как вышли из кафе, мужики пошли в магазин, купить воды. А мы стоим у машины, я достала бумажную карту и показываю по ней сестре, куда мы сейчас поедем, да где мы были сегодня. А поблизости сидела-курила пара местных жителей, похоже, муж с женой, они заинтересовались и спрашивают у нас: туристы? куда едете? И на наш ответ, что едем в Аллу, поведали нам, что там не очень хорошо, что они там были в прошлом году, и им не очень понравилось, и некрасиво якобы там, и что дорога туда плохая. И посоветовали ехать в Кучегэр или Умхэй, где, по их словам, гораздо лучше. А у меня есть другая информация, я читала отчеты автопутешественников про Аллу, на «дроме», видела их фотографии, и они впечатляют. Да и Алла от нас ближе расположена, а нам уже побыстрее хочется отдохнуть, хочется сходить в баньку, смыть с себя дорожную пыль. Так что решения не меняем — едем туда.

Довольно быстро кончился асфальт, и пошла гребенка, пыль жуткая. Едем — растянулись так, чтобы пыль от впереди идущей машины хоть немного оседала. Багажники откручиваются, ходовка страдает, все сыпется. Это, на мой взгляд, третье препятствие долины — плохого качества дороги.

Километров через 55, примерно, увидели слева ущелье Алла, свернули к нему. Оно так красиво подсвечивается заходящим солнцем. Но фото, к сожалению, не могут отразить этого.

Впереди ущелье Алла.

По пути располагается субурган со ступой и молитвенными барабанами и прелестный ручеек. Въехали в лес, дорога стала хуже, но вполне проезжабельна для наших машин. И вот мы добрались до Аллы! Курортом это уже не назвать, но турбазой — вполне: домики добротные. Нашли хозяина и сразу спрашиваем про баню: есть ли она тут? Он ответил, что вчера еще была, а сегодня уже нет. Мы ему: а растопить нельзя? Он: нет! У нас ступор. В смысле — нет? Хозяин продолжает: вчера пришла большая вода, от жары начали таять ледники в горах, и уровень воды в реке очень сильно поднялся. Ледяной водой затопило горячие источники, а они и были теплом и горячей водой в бане. Даже водопад, говорит, ещё во льду, замёрзший! Это в июне-то! Да уж, не ожидали мы, что так сложится, и что баня у них такая странная.

И вот полюбовались мы на реку и ущелье. При выходе с гор река прорезает каменные породы и протекает в узком ущелье. Так красиво тут, а сколько красоты и видов ждёт за поворотом, с водопадами выше по течению! Но с половодьем это стало недоступно. Поэтому вспомнили сегодняшних советчиков, да поехали в Кучегэр, он ближе, чем Умхей. Нам обязательно надо помыться! Может быть, там есть баня?

На обратном пути из ущелья, от тряски, на Крокодиле отвалились новые противотуманные фары, висели на проводах. Крепление не выдержало вибрацию. Пришлось их снять, а то потерялись бы по дороге.

Еще 40 километров до Кучегэра. Немного. Но мы устали, дорога очень не очень. Наконец, приехали. А хозяев нет. Администраторов — тоже. Дозвонились до них — мест на курорте нет. Ладно, поспим в машинах, не проблема. Где можно помыться? Отвечают, что тут нет бани, нет душа, а есть только горячие источники, в которые можно зайти, посидеть, а мылиться в них нельзя. Да как они тут живут????? Мы в шоке. Женская часть нашего коллектива практически в слезах. Я уже почти согласна хотя бы посидеть в этом источнике, но запах там, я вам скажу, закачаешься! Тухлыми яйцами! И выглядит место непривлекательно вообще. Мужиков тоже не тянет туда.

И тут Глеб вспомнил, что, когда проезжали село Кучегэр, не доезжая до курорта, он в сумерках разглядел объявление об уютных домиках. Помчались искать. Нашли, позвонили. Оказалось, они совсем рядом, и тут же поехали — заселились. Здесь есть душ! Но душ оказался из скважины, а в скважине — жила горячего источника. И вода пахнет, хорошо, хоть, не так сильно, как у самого источника, зато греть ее не надо, она горячая. И она на ощупь жирная-мыльная. Но мы уже на все согласны. Пока моешься, главное, не дышать носом. А кожа и волосы после этой воды стали просто великолепно шелковыми!

У нас два трехместных номера на шестерых. Решили, что мальчики будут спать в одном, а девочки в другом.

Хозяина домиков не было сегодня, а встретил нас его друг, который тут отдыхает, и приглядывает за хозяйством на время его отсутствия. Зовут друга Павел. Павел Павлович. Он пожарил нам вкусного мяса на ужин, пока мы мылись, и угостил нас. Павел оказался очень интересным собеседником и человеком с весьма непростой судьбой: рассказал много интересного об этих местах, о своей жизни, поучил нас мудрости житейской. И нас о многом расспросил. Очень душевно пообщались! Да, кстати, он стал нашим подписчиком, и, надеюсь, читает эти мои рассказы. Павел, приветствую Вас!!!

День был непростой, длинный, полный событий. Но классный! Столько разных впечатлений, эмоций и знакомств!!!

День 11. 13 июня 2023. 35 км. Курорт Умхэй — райское местечко

Сегодня пасмурно, как и вчера. Мы проснулись, ещё не зная, что сегодняшний день нам готовит: планов особых не было, так как мы собирались отдохнуть в этом районе пару дней. Мужики обсуждали рыбалку, но местные нам по этому поводу сказали, что паводок начался повсюду, от жары начали таять ледники, вода с гор пошла, поэтому рыба не клюет. Несмотря на эти разговоры, они не оставляли надежду порыбачить.

Надя и Глеб. А сзади них домик, в котором мы ночевали сегодня.

Позавтракали, помыли машины изнутри и вытряхнули вещи, избавляясь от вчерашней пыли. Окна тоже тщательно отмыли.

Павел обещал нас куда-нибудь свозить, показать окрестности, но сам уехал на лечение, на какой-то из горячих источников. Вот и мы решили сами съездить на Умхэй, посмотреть, как там все выглядит, к тому же нам сказали про теплое озеро, расположенное на этом острове, в котором можно искупаться.

До Умхэя от Кучегэра всего 30 километров. Но дорога такая нехорошая, что едем не так уж и быстро: тряска, пыль, древние деревянные мосты, на которых под колесами прыгают бревна. Зато вокруг благодать: горы, леса, лошади с жеребятами на выпасе, реки и ручьи.

Эта местность является окончанием баргузинской долины — место силы, где сходится три горных хребта: Баргузинский, Икатский и Северо-Муйский, и рождаются горячие лечебные источники.

Если есть желание продолжить путь, то дальше пролегает только «зимник 110-километр» — это заброшенная дорога к БАМу, разрушенная временем, неиспользуемая, и это — один из сложнейших внедорожных маршрутов России. По ней можно доехать до БАМа и обогнуть Байкал с севера. Я бы хотела когда-нибудь проехать там, надеюсь, у нас это получится.

Курорт Умхэй расположен на острове между рекой Баргузин и его протокой, и на остров этот ведет только пешеходный подвесной мост. Для автомобилей возможность попасть на остров только одна — вброд.

Перед нами встала река Баргузин и первый брод. Повсюду стоят припаркованные автомобили, которые не рискуют ехать по реке, люди их тут оставили и ушли на курорт по мостику. На берегу выложена такая надпись из камушков (на фото), она уже несколько лет существует, и по первому впечатлению — похоже, что впереди у нас будет это самое!

Нам показалось, что брод в этом месте глубоковат, и мы поехали ко второму, который находится в 1,5 километрах от этого, выше по течению. Там, действительно, оказалось чуть мельче, и мы благополучно перебрались на остров. На выезде из брода нас встретил белый пес, он так уверенно себя вел, как будто он тут хозяин, но в то же время был очень дружелюбен.

Курорт представляет собой десяток-другой домиков разной вместимости, благоустроенные туалеты, кухня, административное здание, в котором дополнительно к лечебным процедурам из горячих лечебных источников можно получить укрепляющий массаж. А ещё здесь обустроены кабинки для лечения источниками с раздевалками, в них удобно принимать горячие ванны, стоят песочные часы, чтобы можно было отследить время своего пребывания, так как долго там быть не рекомендуется, это тяжело для организма. Вода из тех источников, которые для приема внутрь, для питья, выведена в трубы, для удобства, можно набрать в ладони или стакан, и пить. Везде расставлены вывески с рекомендациями и указаниями по лечению, от каких болезней они помогают. После прогревания в источнике нельзя охлаждаться, как после русской бани, это может закончиться очень неприятными последствиями для организма. Тут другой прогрев, и работает это иначе. Можно сначала искупаться в холодном Баргузине, затем в озере, а в конце посидеть в источнике. И ни в коем случае не наоборот.

Мы первым делом пошли к озеру, а по пути — записались на массаж.

Целебный источник для желудка и печени.

Вода в озере потрясающе теплая, градусов 35-40, чистая, там неглубоко, надо сидеть или лежать, а со дна то тут, то там пробиваются горячие струйки, обжигая пятки, и вместе с ними поднимается что-то похожее на вулканический пепел. В этом озере можно лечиться даже зимой, вода не остывает ниже 27*С. Но запах сероводорода присутствует, хоть он тут и не такой концентрированный, как в кабинках.

Мы очень хорошо посидели и прогрелись в озере.

Затем сходили в кабинку, сели в воду, она тут горячее, чем в озере, градусов 45-50. Я не смогла там пробыть и трёх минут, мне стало нехорошо, выбежала, переоделась, и даже на свежем воздухе у меня выделялась испарина ещё минут 10, очень захотелось спать, поэтому, когда мы пришли на массаж, я с огромным удовольствием получила полный релакс: на прогретое расслабленное тело — мягкий оздоровительный массаж под умиротворяющую музыку.

Все! Решили, что остаёмся сегодня тут, на этом замечательном острове! Здесь приятнее находиться, чем на Кучегэре, природа гораздо красивее, ощущение приятного умиротворения, спокойствия, курорт в лучшем смысле этого слова, место расслабления, максимальной релаксации. Это место превзошло наши ожидания во сто крат.

Остров немаленький, мы отъехали от курорта подальше, нашли прекрасную поляну с костровищем, разбили лагерь. К нам с проверкой прибежал белый пёсик, покормился у нас, приласкался, подставляя для почесух разные части тела, затем полежал в сторонке, послушал разговоры и убежал по своим делам.

Пока готовился ужин, мы попробовали космическое питание: я работаю в Новосибирском планетарии имени Анны Кикиной, у нас продаются настоящие тюбики с едой для космонавтов — борщ, гречка с мясом, наггетсы, шаурма с курицей, картошка-фри, торт московский, творожный десерт с бананом и т.д. Вот я купила это питание, и взяла с собой, чтобы угостить ребят. Это интересно! В наборе есть пакет для разогревания содержимого тюбика. Больше всего нам понравился борщ, десерт и торт. Так мы заварили червячка, пока готовилось основное блюдо.

Вечер сегодня прошел в душевных разговорах, отдохнули от ежедневных многокилометровых автопробегов.

День 12. 14 июня 2023. 489 км. По красочной и яркой баргузинской долине, затем вдоль Байкала — с курорта Умхэй до столицы Бурятии

На рассвете парни сходили на рыбалку, которая, как и предрекали местные, не удалась — поклева не было. Поэтому, немного времени спустя, они легли дальше спать.

Проснулись сегодня позже обычного, кто во сколько смог, отсыпались и расслаблялись после выматывающих автопробегов.

Стоит прекрасная погода, кругом — восхитительная природа! Наслаждение!

Позавтракали и втроем пошли купаться на озеро: Глеб, Надя и я. Несмотря на запах, из озера выходить не хотелось, так приятно находиться в очень теплой воде, греть пяточки в горячих струйках. А плюсом к этой приятности лечится кожа, снимается зуд от укусов, если покусали насекомые, идет общее оздоровление организма.

После этой процедуры мы пошли гулять по курорту и обнаружили место, где вода из озера стекает в реку Баргузин, но непосредственно перед тем, как ей туда уйти, на берегу, из гальки, сделаны два небольших углубления, вроде небольших бассейнов: вода течет каскадом в первый, потом во второй, в них она еще теплая, а затем стекает в реку, смешиваясь с холодной речной водой. Если бы раньше увидели — испытали бы на себе, как это, наверное, необычно и интересно — там посидеть.

Баргузин.

Заметили, что осы на курорте живут в земле: они в дорожках и на газонах устроили себе гнезда и ныряют туда, летают понизу, их очень много. Как бы ненароком не наступить на какую-нибудь зазевавшуюся особь!

Воздух тут чистейший, дышится легко. Отдыхающие доброжелательны и предупредительны, нет таких, кто шумит, скандалит и мешает соседям. Это курорт мечты, каким его только можно себе вообразить. Есть большое желание приехать сюда снова, привезти родителей, побыть тут подольше, полечиться, перезагрузиться. Но как подумаешь про дорогу сюда, неблизкую и тяжелую.... Жаль... А в то же время, если бы там была хорошая дорога, то, наверное, не было бы так чудесно на курорте: сильно бы вырос поток туристов и желающих полечиться, а это обычно не лучшим образом отражается на местности, на природе.

Махаон.

А мы продолжаем наслаждаться красотой, гуляем по острову. Сходили на подвесной мостик, с него полюбовались на реку и горы. Немного пофотографировались и побаловались. А птички поют повсюду, красиво, разными мелодиями и голосами! Одна из них все время спрашивала: «Витю ты видел?»

Место, где сходится три горных хребта: Баргузинский, Икатский и Северо-Муйский.

Баргузин — под мостиком маловодный.

Река в этом месте очень маловодная, но это не сам Баргузин, а его протока. Баргузин — с другой стороны острова.

Но пора собираться в путь. Скоро закончится отпуск, а надо еще успеть заехать в Листвянку, до нее отсюда почти 950 км, а от Листвянки до дома ещё больше — 1915 км. Я показала ребятам на бумажной карте дорогу — это лучше, чем смотреть на нее в смартфоне по навигатору: очень наглядно и все понятно.

Показываю ребятам наш маршрут на бумажной карте.

Собрали вещи, поехали. И снова началась зубодробительная пыльная дорога. Стараюсь про нее не думать, а только фотографировать пейзажи за окном автомобиля. А там есть что и нам посмотреть, и вам показать.

Облака рассеялись, стоит солнечный погожий день. Баргузинский хребет превосходен с любого ракурса.

Курумканский дацан Гандан Ше Дувлин.

Особенно красиво на его фоне выглядят яркие постройки буддистских дацанов.

На Жорике порвался-таки ремень генератора, который так и свистел всю дорогу от самого Кемерово. Второй ремень работает, поэтому можно ехать. Но не далеко мы уехали. Что-то с Крокодилом случилось! На приборной панели загорелась красная лампочка. Уровень тормозной жидкости в системе упал. Полез Серега смотреть: заднее колесо мокрое, торчит трубка, он подумал, что отломилась трубка тормозной системы на заднем правом тормозном суппорте. А она, оказывается, просто открутилась от тряски, от вибрации. Пришлось прикручивать обратно. Пока он ее прикручивал, я вытряхивала от пыли вещи из салона. А ещё, от этой же замечательной тряски, вырвало пару креплений заднего бампера, и он слегка провис.

Прадик заводится с каждым разом всё хуже, уже не с 100-500 раза, а приходится каждый раз крутить стартер до одурения, поэтому Олег старается лишний раз его не глушить, соответственно, остановки делаем максимально короткие, жаль жечь топливо впустую.

Наконец мы выбрались с гравийки на асфальт. Но это ненадолго, скоро он закончится. И снова появится только в Усть-Баргузине.

Баргузинский дацан с Ликом Богини Янжимы.

Дорога по баргузинской долине сегодня протянулась для нас почти на 250 километров, мы никуда не заезжали, ехали без остановок около 4-4,5 часов. В Усть-Баргузине пообедали в кафе «Баргуджин токум» — прилично кормят по приличным ценам.

Двигаемся дальше. Красавец Байкал в очередной раз радует наши взоры синевой своих вод. И прохладой воздуха у побережья.

Маяк.

Уже вечереет, надо бы нам найти место для ночевки. Решили, что на этот раз удобнее будет ночевать в Улан-Удэ. Сайт суточно.ру выручает: нашли двухкомнатную квартиру, недорого, забронировали.

В «Баярме» — кафе, в котором обедали в прошлый раз, купили чебуреков на ужин. Готовят их здесь с разной начинкой, и все очень вкусные: с мясом, микс с мясом и сыром, ну и просто с сыром.

Улан-Удэ.

Уже в сумерках мы добрались до Улан-Удэ, где хозяйка квартиры нас уже ждала у подъезда. Смыли с себя дорожную пыль, и спать!

День 13. 15 июня 2023. 481 км. Вдоль синих гор и молочно-голубого Байкала — из Улан-Удэ в Листвянку

Сегодня долго спать некогда, пора в дорогу! Попили кофе на заправке, взбодрились, накормили коней — и вперёд!

Погода для езды на автомобиле самая подходящая — пасмурно, моросит дождик.

Дорога нам уже знакомая, но от этого не менее красивая. Перевалы, горы, долины и реки — все очень радует глаз, хоть в такую погоду и выглядит немного сурово. Зато фото получаются яркие и очень контрастные.

Ближе к обеду тучи развеялись. И картинка за окном автомобиля заиграла яркими красками. Такое небо голубое! А горы вдали кажутся синими!

У Байкала сегодня молочно-голубая поверхность, он величественен и безмятежен.

У села Выдрино увидели кафе «Вкусное», поняли, что проголодались, подъехали к нему, пообедали. Рекомендуем: вкусно, недорого.

Сели в машины ехать дальше, а Прадик совсем не хочет заводиться, минут 20-30 мучений, и кое-как, наконец, завелся. Олег ещё заметил, что тормоза стали слабые, и помчался к Иркутску, не дожидаясь нас, чтобы купить задние тормозные колодки. В Иркутске он их хочет сразу же и заменить. А в Листвянку они с Викой ехать не желают, сказали, что подождут нас оттуда в Иркутске, пока ремонтируются.

Мы едем своим темпом, так как сильно разгоняться не даёт Крокодил: турбонаддув слабовато работает, хоть и заменили прокладку.

Красота вокруг — только успевай щелкать затвором!

Слюдянка.

Проехали Слюдянку и Култук, едем в култукский перевал. Периодически справа видно строящуюся новую дорогу.

Небо удивительно глубокое и синее, до облаков хочется дотянуться рукой! Дорога по перевалу, как я уже писала, непростая, извилистая, сильно не разгонишься.

Пролетели Иркутск, повернули в сторону Листвянки. И так как скоро вечер, надо бы найти, где сегодня будем ночевать. Справа течет Ангара, решили переночевать на ее берегу, но подъехать к ней не так просто! Там все застроено, отгорожено. А где нет заборов — там есть болото. Сунулись в него, чуть не засели.

Не доехали мы до Листвянки около 40 километров. И вот, через дачное общество, выезд к реке нашелся!

Нашли местечко! Правда, прохладно тут, пришлось одеться.

Пока не стемнело, искупались в холоднющих водах Ангары. Когда ещё такой шанс нам выпадет, неизвестно, поэтому воспользовались... Ну ооочень холодно!!!

Чудесная панорама!

Запустили коптер, так хотелось поснимать пейзажи! Раньше получилось его запустить только один раз — на Ольхоне, а во всех остальных, стоящих съёмок с коптера, местах, было очень сильно ветрено, и мы его запускать опасались, был очень высок риск его потерять. А сейчас погода безветренная, самое время! Коптер взлетел и... Стал совершенно неуправляемым! Улетел в сторону берёзовой рощи и пропал из вида!!! На пульте, на экране, мы увидели траву, значит он упал. А потом картинка пропала. Мы вчетвером рванули его искать, бросив вещи и открытые машины. Когда опомнились, отправили обратно Надюшку и стали искать его втроём. Техника недешевая, жаль потерять ее так глупо. А мы такие «опытные» пользователи, что просто ужас... После 20-30 минут бесплодных поисков я увидела Глеба. Пульт от коптера был у него в руках. А тут забор бетонный стоит. Я предположила, что коптер мог упасть туда. Глеб отдал мне пульт и перелез через этот забор. А вдруг там собака??? А я стою, смотрю на пульт, и только тут до меня доходит, что можно по нему как-то понять расстояние до коптера: пульт показывает расстояние до него и высоту. Звоню сыну, он подсказывает, где это можно увидеть, и я поняла, что до него — всего 38 метров. Только в какую сторону? А это выясняется легко — если не в ту сторону идёшь, то расстояние увеличивается, и наоборот! Так и нашелся он! Лежал в высокой траве, со стороны незаметно, так что без пульта мы бы вряд ли его нашли! Уффф, какое облегчение! Коптер принадлежит сыну, он нам его дал нам в поездку. Тут и Глеб из-за забора вернулся, хорошо, никем не покусанный! А поснимать не удалось. Жаль.

Вернулись к машинам, а там Надюшка осматривается, двух клещей уже с себя сняла! Мы срочно тоже осмотрелись: на мне один тоже был, малюсенький!

Олег тем временем заменил колодки на Прадике где-то под Иркутском.

Поужинали, отдохнули. Завтра у нас будет день, полный впечатлений! Потому — спать, набираться сил!

День 14. 16 июня 2023. 65 км. Нескучные приключения авантУристов в Листвянке, или как там развлечься

Сегодня мы проснулись на берегу красивейшей реки Ангары! Погода превосходная! Пока завтракали — любовались прогулочной яхтой. Доводилось ли вам когда-нибудь завтракать с такими видами?

Ангара.

Поскорее собрались и помчались в Листвянку — навстречу приключениям и впечатлениям!

Дорога между Иркутском и Листвянкой.

Дорога туда ведет очень хорошая, почти прямая, но рельеф волнистый: едем вверх-вниз, вверх-вниз.

Байкал. Исток Ангары.

Вновь перед нами простирается Байкал! В этом месте из него вытекает единственная река — Ангара, на берегу которой мы сегодня ночевали.

Рабочий поселок Листвянка выглядит как курортный городок, а побережье чем-то напоминает морское.

Первым делом решено посетить музей Байкала. Он расположен как раз в самом начале поселка. Сразу скажу — рекомендую к обязательному просмотру! Билеты, кроме входного, взяли ещё на погружение и просмотр фильма в VR-очках, заплатили по 700 руб. с каждого. Музей раскрывает всю информацию о Байкале: образование озера, карты, климат, флора и фауна, сезонные миграции рыб и животных. Тут имеются интереснейшие интерактивные карты, мультимедийные экраны, погружает на дно комната-батискаф (глубина 1637 м!), а ещё виртуальные очки показывают мир Байкала во всех красках на разных глубинах и на поверхности.

Сравнительные данные самых глубоких озер планеты.

Байкал.

Ленок и щука.

Осетр байкальский.

Первая карта Байкала.

Зимнее жилище нерпы с детенышем.

Множество аквариумов с живыми обитателями озера, зал со старинными водолазными костюмами и аквалангами. Экраны с прямой трансляцией с камер, установленных в интереснейших местах Байкала (листайте фото в карусели).

Водолазные костюмы и акваланги, в них изучался Байкал.

Бычки.

Сиг.

Рачок Байкальская эпишура.

Нерпа байкальская.

Осетр.

Интерактивная карта.

Получив хорошую дозу удовольствия в музее, посмотрев на дно Байкала, мы решили взглянуть на озеро с высоты птичьего полета. Для этого нужно подняться на смотровую площадку у камня Черского. Дорога туда начинается совсем рядом с музеем. Можно подняться пешком, а можно и воспользоваться кресельным подъёмником, как сделали мы.

Я заранее спланировала спуск оттуда другим способом, поэтому билеты мы купили только на подъём, без спуска — на них разная цена. За подъем 300 руб. с человека.

Кресельный подъемник в Листвянке.

Как красив Байкал с высоты! Вдали виднеется горная гряда противоположного берега, гладь озера почти сливается с небом, ее тревожат только разрезающие воду лодки, катеры, яхты.

Камень Черского.

С этой смотровой площадки открывается великолепная панорама истока Ангары, отлично видно Шаман-камень. Исток — самый широкий и крупный в мире — 863 метра! Шаман-камень является одиночной скалой, разделителем Байкала и Ангары, а незамерзающий и всегда стремительный поток Ангары делит на две части. Существует легенда, что разгневанный Байкал бросил этот камень вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею.

Взгляд с высоты на Байкал. Сергей Тренин Лыжник.

Ода Байкалу. Анастасия Ангадаева.

Бесподобные стихи об озере кто-то аккуратно выжег на фанерках и повесил тут, в беседке у смотровой площадки.

А мы готовимся спуститься вниз с помощью zipline, это моя задумка, поэтому мы не купили билет на спуск обратно. Зиплайн — это скоростной спуск с высоты на натянутом тросе, к которому при помощи подвесной системы фиксируют человека. Спуск здесь трехярусный, с переходами от площадки к площадке. Среди нас четверых самым смелым является Глеб, он первый и спускался. Я вторая. А Надюшку с Серегой пришлось немного поуговаривать, они побаивались, но все же решились! Мы дружная команда аванТУристов!

Схема спуска zipline.

Полетим – туда!

Глеб даже экшен-камеру себе взял. Стоимость спуска 1500 руб., с камерой — 2000 руб. Скорость развивается приличная, до 90 км/ч, и зависит от веса летящего. Во время полёта мы не ощущали свободного падения, зато получили адреналин и ощущение большого детского счастья! Можно лететь и представлять себя птицей, парящей в небе. И никто не пожалел, что рискнул попробовать!

После таких эмоций разыгрался аппетит, и мы поехали обедать. Поели вкусных бузов в кафе.

Теперь — на знаменитый рынок, за рыбой и сувенирами! Рынок оказался небольшим, но там, действительно, много рыбы! В основном, конечно, это омуль — сушёный, соленый, прессованный, горячего и холодного копчения. А ещё голомянка — это пища нерп, маленькая прозрачная рыбка, очень жирная, говорят, если в жаркий день положить ее на камушек, то через час от нее останется один скелетик — вытопится полностью. Рыба продается поштучно, цена зависит от размера. Дорого. Самый маленький омуль 300 руб., чуть больше — 350, и т.д. Голомянка вообще космической цены — за штучку 300 руб., но она малюсенькая, около 15 см в длину. Зато упаковывают рыбу в вакуум, чтобы довезти до дома свежей. Набрали себе и на гостинцы. Сувениры на рынке – это в основном различные красивые и удивительные поделки и украшения из камня и из дерева, как из восточных сказок, ещё есть ловцы снов, шаманские бубны, варганы, кухонная утварь, чаи, орехи, ягоды и прочая прелесть. Разгрузили кошельки мы знатно.

А пока гуляли по рынку, я забронировала экскурсию в астрофизическую обсерваторию! Нам проведут ее индивидуально, так как желающих больше не оказалось. Стоит это совсем чуть-чуть дороже, чем общая, всего на 250 руб. больше, и обошлась она нам по 1250 с человека.

От рынка, совсем рядом, идёт дорога наверх. В Листвянке вообще все рядом, это маленький поселок. Пока ехали, увидели, что местные жители торгуют рыбой, поставив столы у своих домов, и расстроились, решив, что рыба тут стоит дешевле, чем на рынке.

Обсерватория занимается изучением Солнца, она действующая, тут стоят мощнейшие телескопы, а сотрудники рассказывают интересно, доступно и увлекательно! Экскурсии тематические, для разных возрастных категорий — рекомендую! Запись на сайте.

Я бы с удовольствием сходила на вечернюю и ночную экскурсию — о них так замечательно и интригующе написано на сайте! Но, к сожалению, у нас уже нет на это времени!

Экскурсия в астрофизической обсерватории.

Наша экскурсия тоже удалась! Мы посмотрели на Солнце в телескоп, увидели протуберанцев, забрались на высокую обзорную площадку на Байкале — она именно тут! 706 метров над уровнем моря. С нее открывается красивейший вид на бескрайний простор озера! Мы на Приморском хребте, Хамар-Дабан на восточном берегу. Байкал показывает свои глубины темнотой окраса — чем ближе к берегу, тем вода светлее. Четко видно линию, где резко начинается глубина — там вода становится гораздо темнее. Если провести линию по склону хребта сверху вниз и продлить ее в своем воображении вглубь озера, то становится понятно, как обрывается там глубина, которая достигает, севернее, 1642 метров! Озеро! Горы! Небо! Облака! Не описать словами и не передать на фотографии! Это надо видеть своими глазами! А как экстремально постоять на металлической решетке на большой высоте, ходить по ней!

А чтобы попасть на эту смотровую, надо подняться по узкой лестнице с уклоном в 100 градусов на высоту девятиэтажного дома к линзе большого солнечного вакуумного телескопа, и выйти наружу, на металлический балкон. На фото сооружение телескопа: в наклонной части этой конструкции находится герметичная металлическая труба с выкаченным воздухом, чтобы нагретый воздух не создавал помех передачи изображения с зеркальной линзы, диаметр которой 760 мм. Второй такой телескоп находится на противоположной части земного шара, в США. В научной работе они дополняют друг друга.

Арт-объект Комета.

Арт-объект Сатурн.

Арт-объект Спутники Сатурна.

Арт-объект Уран.

Ещё мы познакомились с различными арт-объектами на тему космоса, несколько из них на фото выше. Любопытненько. Замечательный человечек на фотографии — это арт-объект из ретро-парка семьи Осиповых, который находится тут же, в Листвянке. Семья Осиповых занимается изготовлением таких замечательных фигурок из металлических отходов, выставляют их в своем парке и подарили обсерватории несколько фигур для декора.

Экскурсовод посоветовала нам приезжать на Байкал осенью, в сентябре. Здесь в это время гораздо теплее, чем в июне, и туристов гораздо меньше. А природа окрашивается в замечательно яркие краски. Так что, если захотим сюда опять, то обязательно воспользуемся советом!

Возвращаясь с экскурсии, Глеб решил докупить немного рыбы у местных. Рано мы расстраивались! Ценник такой же, как на рынке.

Зато тут можно бесплатно пополнить запас чистейшей воды с 400-метровой глубины Байкала. Чем мы с удовольствием воспользовались.

Колонка из Байкала, с глубины 400 м.

Уже вечереет, день пролетел незаметно и увлекательно. Ночевать мы поехали на проверенное место на берегу Ангары. Купили пивка, под рыбку-то!

Голомянка.

А на берегу сегодня дует очень сильный и очень холодный ветер. Поэтому пришлось растягивать маркизу — она всегда спасает нас от разных погодных катаклизмов.

Пробег сегодня получился маленький, всего 65 километров. Зато завтра нас ждет дальняк!

День 15. 17 июня 2023. 820 км. С Байкала — домой

Сегодня, очень рано, около 5 часов утра, нас разбудили пьяные молодые ребята, которые, судя по всему, всю ночь веселились. Они подъехали на машине с громкой музыкой к нашей стоянке, остановились, внимательно поразглядывали наши машины, уехали. С какой целью разглядывали, мы не интересовались, но решили не дожидаться, вернутся ли они, и в каком составе, поэтому собрались в путь.

Наша команда АванТУристов.

Утренняя фотосессия, на память, и мы стартовали домой. Впереди 1800 километров дороги — это непросто само по себе, а когда добавляется грустинка от осознания, что отпуску конец, что возвращаемся в трудовые будни, то становится ещё тяжелее. Наш третий экипаж на Прадике, Олег и Вика, не стал нас дожидаться и ещё вчера поехал в сторону дома.

Тюремный замок, действующий следственный изолятор в Иркутске.

Проезжая Иркутск, мы заметили интересное строение, оказывается, это Тюремный замок, ныне действующий следственный изолятор.

На выезде из города в Жорике, который и так остался без одного ремня генератора, заверещал, как бешеная канарейка, второй ремень. Не справлялся он с нагрузкой! Надеемся, что до дома доедет, и едем дальше — навигатор ведёт в обход Ангарска. Позавтракали в кафе «Маяк», у деревни Старая Ясачная, очень-очень вкусно! Это был лучший завтрак за поездку.

Улыбнуло.

Между Усолье-Сибирским и Мальтой рычаг коробки передач у Крокодила снова выпал. Предыдущего кустарного ремонта в Красноярске хватило на 4500 километров. Встали на ремонт у скульптурной композиции семейки мамонтов. В двух километрах отсюда была найдена стоянка первобытного человека эпохи Палеолита, XIII тысяч лет до н.э., тут же были найдены и кости мамонта. Эта стоянка — одна из крупнейших в мире. Здесь до сих пор ведутся археологические раскопки.

Разобрали мы машину, второй экипаж съездил за метчиком в Усолье-Сибирское. Так как рычаг крепился болтами на шесть, а резьба была сорвана, решили прикрепить его болтами на восемь. Для этого и был куплен метчик. Нарезали резьбу, прикрутили, подтянули, на специальный резьбовой клей посадили, и надеемся, теперь эта конструкция продержится долго.

Сурок.

А пока мужики занимались с машиной, у нас с Надюшкой был небольшой сурковый зоопарк. Их тут очень много, они бегают, суетятся, занимаются своими делами, а мы больше часа подглядывали за ними. Они тоже, периодически, смотрели на нас: «Чего уставились, сурков не видели?»

Черемховский район.

Починились, едем дальше.

Ребята на Прадике, тем временем, уже дома. Получается, что несмотря на поломки Тойота Лэнд Крузер Прадо прошел весь маршрут, кроме Листвянки. Он герой!

Двигатель у Крокодила грелся всю поездку. Что только ни делали, чтобы победить эту неисправность: поменяли термостат, патрубок, заметили, что подтекает антифриз и поменяли кусок шланга, где была дырочка, но он все равно откуда-то подтекал. Даже приходилось идти на такие меры, как зацепить вентилятор кондиционера к кнопке включения противотуманных фар, которые отвалились от тряски ещё в баргузинской долине, и включать его принудительно. Ничего не помогало. А тут осенило! Крышка радиатора имеет клапан, и он неисправен! Глеб помчался вперед, чтобы в Тулуне его найти, купить, пока мы ползли в дурацком месте трассы у села Шерагул с железнодорожным переездом, в пробке. В Тулуне встретились. Но машину для замены крышки надо было остудить, и мы пока это происходило, пообедали. Затем мужики заменили её — проблема была решена.

Ближе к вечеру стали решать, где будем ночевать. Выбрали стоянку дальнобойщиков у Нижнего Ингаша. Это было очень необычно — атмосфера там своеобразная, мужицкая, стоит очень много фур, а их водители расслабляются, по-разному: кто-то спит, кто-то бухает, кто-то чинит машину, кто-то стоит в очереди в душ, едят, занимаются своими делами. Там есть столовая и гостиница под названием «Русь». Мы воспользовались душем, отстояв в очереди, т.к. душевых всего две, а пока мылись мужики, на нас косились несколько водил, как на женщин лёгкого поведения, нам так показалось... (мы с Надюшкой тут были единственными женщинами, кроме обслуживающего персонала). Поужинали дошиками, не захотев идти в столовую, где было множество подвыпивших водителей, и легли спать в машинах. За душ заплатили по 200 рублей с человека, за стоянку 100 с машины. Проехали мы за этот день 820 километров.

День 16. 18 июня 2023. 1060 км. С Байкала — домой

Встали рано утром, позавтракали в столовой, в которой из-за раннего времени, еще никого не было, кроме нас. А покормили нас совершенно невкусно. И выехали домой.

Вскоре после Красноярска проголодались и пообедали в кафе «Восток», у села Малый Кемчуг. Неплохо готовят, большой ассортимент блюд, платный туалет.

У Козульки заехали на рынок, что возле трассы, купили ещё сувениров.

Приблизительно в районе Мариинска у Жорика пропала зарядка, погасли все приборы. Ремень не справился... Остановились и поменялись аккумуляторами, у нас в машинах их установлено по два, в Крокодиле он должен будет подзарядиться.

В Кемерово поужинали шашлыком из кафе Сытый Волк, вкусненько. Дорога сегодня долгая, поэтому трудная. Попы от долгого сидения у нас стали почти квадратные.

НСО встретил нас с гало.

Аккумуляторами поменялись обратно и, попрощавшись, разъехались по домам. Сегодня проехали много — 1060 километров.

Следующие приключения распланированы на пятилетку вперёд, так что не унываем, а приступаем к зарабатыванию денег на следующее, ещё более замечательное! В этот раз в запланированный бюджет мы уложились, но с трудом. На топливо ушло 52500 руб. на машину, проживание и душ на двоих 6800 руб., питание на двоих 30000 руб., сувениры и гостинцы 23000 руб., развлечения 16000 рублей. Это при том, что в основном ночевали в автомобиле, экономили на гостиницах, готовили сами тоже много. За 16 дней пройдено около 7000 километров.

По приезду ремни генератора в Жорике заменены, генератор жив. Прадик отремонтирован — проблема была с топливными форсунками. В Крокодиле устранена течь масла, но его ждёт ещё множество ремонтов...

Итоги этой поездки:

• Байкал — это прекрасное озеро, с мощной энергетикой. Бурятия не менее прекрасна! Там обязательно надо побывать каждому! Это надо видеть своими глазами! Читать и смотреть фото — совершенно недостаточно!
  • Иркутская область и Бурятия, хоть и очень интересны туристам, но слабо развиты в этом направлении. Совершенно ужасные дороги. Инфраструктура на низком уровне. В то же время ценники на услуги там слишком уж высокие.
  • Экстрима и адреналина мы почти не испытали, в отличие от поездок в Тыву и Монголию, например. Эту поездку я бы назвала паломнической, так как мы посетили множество энергетически мощных, святых мест, как шаманских, так и буддистских.
  • В Иркутской области и Бурятии очень чисто. Там нет гор мусора и просто мусора тоже нет нигде, в отличие от Новосибирской области, где за каждым кустом свалка. Там даже окурков нигде нет. Обидно за нашу природу.
  • Было пережито много трудностей, но получено огромное количество восторженных впечатлений! Поездка была увлекательной, познавательной и крутой, несмотря ни на что!