|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Вновь предлагаю Вашему вниманию рассказ об очередном автопутешествии. Поездка проводилась в период с 16 июля по 17 августа с.г., общий пробег составил около 6100 км (расстояние по маршруту, плюс «наезженный» километраж в местах отдыха при осмотре имеющихся достопримечательностей).
Как и ранее, состояние пройденных дорог и стоимость посещения выбранных мест будут приведены по тексту, а величина понесённых расходов — обозначена в конце рассказа. Средство передвижения: Тойота Ленд Крузер Прадо, ноябрь 2020 г.в., комплектация «Престиж», дизель, 2,8 литра, автомат, 200 л/с., расход 9,0-9,5 л/100 км по городу и 8,6-8,7 л/100 км по трассе.
Следует отметить, что впервые, за всю многолетнюю историю наших «дальнобойных» заездов, общего плана поездки не существовало. Обусловлено это было тем, что при попытках раннего бронирования (зима-весна 2023 года) абсолютное большинство отелей требовало предоплату в размере от 20 до 50% стоимости проживания, что, в силу определённых обстоятельств, не устраивало совершенно. Первоначально предполагалось пробыть 10 дней в Анапе (где ни разу до этого не были), а затем переместиться в Крым (например, остановиться в Судаке), а дальше — как получится. Буквально в последний момент удалось договориться с «Парк Отель Анапа» об оплате проживания по прибытии, за что его администации отдельное спасибо. Но с Крымом такой же вариант не прокатил, там упёрлись. Подумалось — хорошо, определимся в Анапе.
Но всё, за исключением визита в Анапу, пошло не так, совсем не по плану (об этом в ходе повествования). При этом обстоятельством, объективно повлиявшим на выбор маршрута передвижения, стало то, что уже «июньская» партия отдохнувших на Черноморском побережье в социальных сетях активно жаловалась на непомерно возросший апппетит Росавтодора при проезде по М4 «Дон» — назывались суммы оплаты в 4000 руб. в одну сторону. В одну сторону, Карл! Однако… В итоге было принято решение перемещаться по трассе М6 «Каспий» до Волгограда, где предполагалось осмотреть Волго-Донской канал и посетить монумент «Соединение фронтов» (Юго-Западного и Сталинградского), который посвящён одноимённому событию, произошедшему в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом (находится в селе Пятиморск в 94 км от Волгограда). Затем по маршруту Волгоград — Абганерово — Котельниково — Зимовники — Сальск — Кропоткин — Краснодар — Ильский — Крымск — Нижнебаканская — Натухаевская и далее предполагалось успешно достичь Анапы. Ну, что же, поехали!
Традиционная встреча рассвета на МКАДе в день выезда …
Дабы не делать «петлю» через Рязань, из Москвы по М4 (через г. Видное) благополучно добрались до её развилки с М6, внеся единственные в этот раз 300 руб. за платные дороги. Дальнейший путь пролегал уже по М6, по которой предстояло преодолеть 994 км до первого места отдыха (гостиница «Волго-Дон» в Волгограде).
Как известно, бичом процесса движения по этой трассе является наличие фур, точнее, отсутствие возможности их оперативного обгона. Алгоритм работы пилота автомобиля здесь весьма однообразен: быстро настигаешь фуру, долго ждёшь «окна» для её обгона, обгоняешь, переводишь дух … и снова упираешься в другую такую же. А ещё они, с…ки, любят «ходить» караванами (по 2 - 3 штуки), что накладывает на водителя особую ответственность за пассажиров при выходе на встречную полосу для обгона. Эти фуры потом снились мне несколько ночей подряд — белые борта, чёрные колеса и убегающая вдаль дорога. Кроме того, необходимость быстрого торможения при внезапном появлении знаков ограничения скорости
до «70 км» перед многочисленными пешеходными переходами
тоже вызывала определённую нервозность. Кстати, на тамбовской кольцевой меня, таки, поймали с этим в камеру, пришлось пополнить бюджет области на весомые 250 руб. (500 руб. с 50-процентной оплатой в течение 20 дней).
Вызывали непонимание и отдельные водители легковых авто, которые не обгоняли фуры, а плотно прижимались к ним, мешая остальным участникам дорожного движения совершать обгон. То есть, идут две фуры, а к ним вплотную прижался такой вот индивид … Вот как с ними быть?
Или он горючее экономит — идёт за трейлером в «воздушном пузыре»?! Домашних запасов, приготовленных Штурманом, хватило, поэтому в столовых по дороге нигде не останавливались, ничего про них сообщить не представляется возможным — в пути обошлись своим провиантом.
Прибыв поздно ночью в город-герой Волгоград, заселились в гостиницу «Волго-Дон». Стомость 2-местного номера «Стандарт» составила 4100 руб., плюс завтрак «шведский стол». Заведение комфортное, персонал приветлив, номера удобные, имеется небольшая стоянка для автомобиля. Проживали 2 ночи и 1 день. Почему выбор пал на неё — здесь находится начало Волго-Донского канала, симпатичная набережная, величественный памятник В.И. Ленину и др. Неподалёку от гостиницы в городе в 10 минутах езды располагается музей-заповедник «Старая Сарепта» с образцами архитектуры и предметами быта немецкой колонии в России. Так как ранее в самом городе бывали неоднократно, то наше внимание было сосредоточено на осмотре только вышеперечисленного.
Под окнами гостницы проходит второстепенная дорога, которая упирается в прогулочную зону. Рядом магазины «Пятёрочка», «Красное и Белое» и др. Вечером можно не спеша прогуляться по набережной.
Утро, вид с 7-го этажа гостиницы. Арка — начало канала …
Утром, сразу после завтрака, направились в музей-заповедник «Старая Сарепта».
Справочно:
Старая Сарепта основана в 28 км к югу от Царицына моравскими братьями в 1765 году, когда Екатерина II стремилась привлечь немецких поселенцев для расширения растениеводства на юге России и защиты от вторжений калмыцких, казахских и татарских племен.
Из личных впечатлений можно отметить следующее. Музей представляет собой комплекс зданий постройки второй половины XVIII в. с небольшой площадью между ними. Имеется кирха, аптека, дома для проживания. В момент нашего посещения вся территория была перекопана — видимо, активно идёт реконструкция. Открыт магазин сувениров, в котором можно купить горчичное масло, пряники, варенье по, якобы, старинным немецким рецептам. Но цены, скажем так, не совсем демократичны. БОльшая часть зданий закрыта и, похоже, уже давно. Входной билет (без экскурсии) стоит 350 руб./ чел., льгот никаких нет. Было открыто 3 или 4 помещения, которые мы посетили без особого энтузиазма. Ну, для общего развития 1 раз побывать можно.
Закончив с осмотром экспозиции, вдоль Волго-Донского канала направились в с. Пятиморск. Дорога до него нормальная, везде асфальт.
Мост через Волго-Донской канал …
Монумент «Соединение фронтов». Впечатляет …
Рядом находится последний (кажется, 13-й) шлюз канала.
Чуть поодаль от момумента «Соединение фронтов» располагается чудесный парк для пеших прогулок. Несмотря на то, что он находится в слегка запущенном состоянии, мы с удовольствием побродили по нему часа 2,5. Вся зона парка разделена на тематические сектора — где, думается, каждый найдёт себе занятие по вкусу. Так, имеются историческая часть, посвящённая Великой Отечественной войне; несколько аллей, на которых выставлены бюсты героев прошедших времён и современности с биографией и описанием совершённого подвига; детский сектор с героями русских народных сказок и др. Также наличествует сектор с многочисленными аттракционами, а для желающих принять водные процедуры — песчаный пляж с прокатом катамаранов и всякой всячиной, сопутствующей такому отдыху. Короче говоря, уютное местечко, вполне располагающее к комфортному дневному времяпровождению. Рекомендую.
Вернувшись в гостиницу, а это было 17 июля, из новостей узнали о печальном событии, в очередной раз произошедшем на Крымском мосту. Мгновенно пришло понимание того, что, по всей видимости, насладиться пейзажами Крыма в этом году, увы, не придётся — потенциальное стояние в многокилометровых пробках отбивает напрочь всякое желание поездки туда. Именно с этого дня План путешествия начал корректироваться.
Вечером, собрав оставшиеся силы и волю в кулак (устали, весь день на колёсах) прогулялись по набережной до памятника В.И.Ленину.
Набережная. Памятник В.И. Ленину …
Утром выдвигаемся далее — в Анапу. При заблаговременной разработке маршрута лёгкую озабоченость вызывал участок Волгоград — Абганерово — Котельниково — Зимовники — Сальск — Кропоткин. Однако оказалось, что здесь вообще никаких проблем нет: если дорога чуть похуже сразу после Волгограда и немного не доезжая Сальска, то в остальном — свежий, даже местами без разметки, асфальт. Проехав почти 900 км от Волгограда до Анапы, свидетельствую, что 2/3 пути (до Кропоткина) были вполне комфортны — см. фото ниже.
Отличная дорога в сальских степях …
Совершенно вымотанные последним участком пути (Краснодар — Анапа) — «пробки», аварии, светофоры, многочисленные пешеходные переходы с необходимостью быстро оттормаживаться до 70 км/час — около 0 часов приехали в город-курорт Анапу. Казалось бы, всё — на месте! Но квест только начинался. Бронировали «Парк Отель Анапа» (о нём говорилось выше). Однако 2 (Два!) телефона и 1 (Один!) планшет при выборе адреса отеля, одновременно давали совершенно разные направления движения к нему. Мы, изъездив в течение часа почти всю приморскую часть города, так и не сумели найти указанный отель самостоятельно, о чём нервно сообщили дежурному администратору ресепшен. Но милая девушка Маргарита, сразу бросив все свои дела, поймала нас где-то в городе и, как заправский диспетчер аэродрома, лично завела нас на посадку. Дай Бог ей всего самого хорошего! Что оказалось? Сам отель находится в парке, практически, на самой набережной, и подъезд к нему осуществляется… по части пешеходной улицы прямо между отдыхающими. Плюс к этому через 5 дней эта пешеходная часть была спланирована к перекрытию для ремонта фонтана. То есть, выехать на машине и вернуться обратно уже не получится — убытие из отеля только в одну сторону,
а для возвращения обратно нужен особый пропуск от администрации для въезда на набережную! Замечу, что к самому отелю претензий нет — хорошие номера стоимостью 6192 руб. со «шведским завтраком», уборка, кондиционер, бесплатная автостоянка, близость моря и т.д.
Теперь — немного об Анапе как месте отдыха и нахождения. Заранее прошу любителей отдыха на этом курорте меня простить, но город, как говорится, «не зашёл». Выскажу собственные ощущения, за которые, может быть, буду нещадно раскритикован в комментариях, но, полагаю, что имею право высказаться с учётом уже имеющихся впечатлений от всех посещённых нами ранее мест отдыха нашей необъятной Родины
(да и не только её). Итак. Город совершенно не приспособлен к движению по нему на автомобиле: узкие улицы, заставленные машинами, отсутствие парковок, дичайшие «пробки» на въезд и выезд и страстное желание местных «коммерсантов» нещадно «драть» деньги с приезжих по любому поводу: например, возле гостиницы «Кубань» на стоянке было запрошено за сутки 500 руб.!!! Водители авто с номерами «93» — это отдельная песня: никто и никогда не уступает дорогу принципиально, не говоря уже об использовании поворотников! А про попытки обгона тебя на узеньких улицах города и на трассе, когда вечно спешащие влезают в любой просвет между автомобилями, можно складывать саги. Зачем, зачем всё это? Ребята, что с Вами такое происходит? Понятно Ваше стремление за сезон заработать как можно больше денег и жить безбедно на них всю зиму и весну — ну, не такой же ценой, а? Остановитесь, наконец!
Морская составляющая отдыха здесь — это тоже что-то с чем-то: в 9 утра на пляже уже загораешь стоя, так как очень тесно! Я нисколько не преувеличиваю — СТОЯ, мля! При этом само море представляет собой «кисель» из зелёных водорослей, которые растут даже на песке пляжа. Если не нравятся водоросли, то в городе можно найти каменистые пляжи. Но они почти все платные, а то, что бесплатно, — в воду, не ударившись ногами о камни, не войдёшь! До сих пор не могу понять, почему все туда едут, что там такого, в этой Анапе? Больше туда ни ногой!
На пляже в Анапе. Где толпа — там песок. Каменный участок ближе …
В общем, продержались мы обозначенные выше 5 дней, 2 из которых провели в разъездах (пока подъезд к отелю не перекопали) — в 1 день съездили на Бугазскую косу в станицу Благовещенская (понравилось) и в Новороссийск, где впоследствии и провели с превеликим удовольствием следующие 2 недели.
От Анапы к самой станицы Благовещенская ведёт прекрасное шоссе.
Вместе с тем, проехав всю станицу насквозь, попадаешь на полевую дорогу, которая, скажем так, совсем не благоустроена, придётся терпеть тряску и пыль от встречных автомобилей. Всё это «удовольствие» длится порядка 5-7 км. Вдоль этой дороги и стоят всевозможные отели, пансионаты и дома отдыха прямо у моря. Всё бы хорошо, но если здесь останавливаться, то развлечений, соотвественно, никаких не будет. То есть, только море и пляж. За всем остальным придётся ездить либо в станицу, либо в Анапу, где … — об этом уже говорилось. Машину можно оставить либо на «дикой» парковке, либо проехать чуть вперёд, где бравые ребятки тут же возьмут с тебя 300 руб. (в день) за охрану автомобиля без всяких на то обязательств.
Дорога. «Дикая» парковка. Впереди — организованная стоянка …
В день нашего приезда слегка штормило, но все сидели в воде …
На Бугазской косе провели весь день и, вернувшись вечером в отель, уже с сожалением смотрели на анапское море.
С наступлением следующего утра решили проехать до Новороссийска, до которого от Анапы 54 км. Немного потолкавшись в городских «пробках», остановились на парковке возле мемориала «Малая Земля», которая, на удивление, оказалась большой и бесплатной. Кроме того, в шаговой доступности находится пляж «Суджукская коса», который также понравился.
Справочно (для тех, кто подзабыл):
Малая Земля — плацдарм на косе в районе Станички в Новороссийске, образовавшийся 4 февраля 1943 года в результате десантной операции 18-й армии Черноморской группы войск и Черноморского флота, предпринятой с целью освобождения города. Захват и удержание участка береговой полосы шириной в несколько километров обеспечил передовой отряд отвлекающего десанта под командованием майора Куникова Ц. Л. Событие тесно связано с именем Брежнева Л. И., который в годы войны, будучи в воинском звании «полковник» и в должности начальника политотдела 18-й армии, неоднократно находился здесь. Героическая оборона этого клочка земли продолжалась 225 дней и завершилась освобождением Новороссийска.
Шикарная автостоянка у пляжа «Суджукская коса» …
В начале Суджукской косы, если смотреть от мемориала «Малая Земля», всех встречает Геша Козодоев из «Бриллиантовой руки» …
На пляже «Суджукская коса». Ну, согласитесь, что по сравнению с Анапой — это райское место …
Дальний (от «Малой Земли») край Суджукской косы (здесь «живёт» Водяной из известного мультфильма) …
Отдав, без малейшего сожаления, весь день Новороссийску, понуро возвращаемся в Анапу. Отстояв в традиционной «пробке» на въезде в город, приехали в отель с единственной мыслью — завтра здесь перекопают, машина встаёт «на прикол», чем будем заниматься? И тут Штурман выдаёт фантастическую, на первый взгляд, идею — а не поехать ли отдыхать в Новороссийск, а? Тем более, что оплата за 5 дней в «Парке Отель Анапа» заканчивается именно завтра! Забравшись в Интернет, по звонку быстренько бронируем гостиницу «Новороссийск», которая расположена недалеко от пляжа «Суджукская коса» (куда ездили потом каждый день на машине, в пути — 9 минут). Утром следующего дня, довольно сухо попрощавшись с Анапой, с чувством глубокого удовлетворения попросту сбегаем в город-герой Новороссийск. Номер 2-местный «Стандарт» за 4500 руб., завтрак «шведский стол», стоянка либо у входа в гостиницу, либо платная за 170 руб. во дворе гостиницы. Смена белья регулярно, уборка без нареканий, 2 бутылки питьевой воды в день выдаётся бесплатно. Отлично!
Набережная Новороссийска.Впереди — порт, сзади — выход в море …
Памятник «Исход» (по мотивам фильма «Служили два товарища») …
Совершенно неожиданно попали на празднование Дня ВМФ России.
Доклад командиру Новороссийской ВМБ о готовности к проведению …
Традиционное возложение венков к памятнику Основателям города
(на фото командир Новороссийской ВМБ, губернатор края, мэр города) …
Вот такой симпатичный памятник Основателям города …
Народные гуляния проходили весь день (фото сделано с борта крейсера «Михаил Кутузов») …
Завершилось всё грандиозным салютом (фото с балкона гостиницы) …
Вот так, неожиданно для себя, открыли отдых … на пляжах Новороссийска! Никогда ранее нами это место не рассматривалось в таком качестве, но, как говорится, хочешь жить, умей быстро перестраиваться… Этот овеянный военно-морской славой город покорил, прежде всего, своей историей (когда прочитанные где-то факты о людях и событиях воплощаются в реальном месте), удобным месторасположением — рядом Кабардинка, Геленджик, Дивноморское (там мы ещё побываем), возможностью спокойно перемещаться на атомобиле («пробки», конечно, тоже есть) и какой-то особенной неспешностью, которая позволяет себя ощутить дейсвительно на отдыхе (относительно, прости Господи, Анапы).
С едой проблем тоже не наблюдалось — столовые «на любой кошелёк».
Да, забыл упомянуть об отличной винодельне с собственными виноградниками, которая располагается в посёлке Мысхако. По пути на винодельню есть возможность их увидеть. Вино от 350 руб./бут., классные консультанты, удобно добираться на автомобиле. Рекомендую.
Проведя како-то время на пляже Суджукской косы, начинаем планомерный объезд окрестностей — посетили поочерёдно Кабардинку, Геленджик и Дивноморское. Благо, всё в одном направлении.
Традиционное место фотографирования …
Из Новороссийска по Сухумскому шоссе легко добираться до других городов-курортов Черноморского побережья. Оно здесь единственная транспортная артерия подобного рода, и по нему можно проскочить аж до Абхазии. По пути следования, например, в Геленджик встречается много исторических мест: памятник затопленным кораблям Черноморского флота (1918 г.), батарея капитана Зубкова А.Э. и другие мемориалы Великой Отечественной войны. С оборудованных смотровых площадок (парковки имеются) открываются красивейшие виды на море, Новороссийск и одноимённую бухту. Не спеша, в несколько заездов, осмотрели всё, что удалось. Единственным неудобством такого времяпровождения (поездки из Новороссийска в другие города побережья) являлась регулярная вечерняя «пробка» в районе порта при возвращении к месту проживания — приходилось тратить по 30-40 минут. Но ничего, терпели, оно того стОит!
Вид со смотровой площадки (выход из Новороссийской бухты)…
Неприметный памятник погибшим на теплоходе «Адмирал Нахимов»
(август 1986 г.) в Кабардинке. Находится, видимо, напротив места трагедии ..
Геленджик — это обычный курортный город со всеми вытекающими — парковок нет, «пробки», толпы отдыхающих, запах подгорелого шашлыка на набережной и т.д. Единственным «светлым» пятном оказался очередной винзавод на восточной окраине города под названием «Шато де Талю», выполненный в виде замка: видно море, виноградники, фирменный магазин, дегустация, большая стоянка и ресторан с соответствующими ценами. Желающие могут «запилить» неплохую фотосессию. В кулуарах персонал поговаривает о том, что данное место успешно развивается под, скажем так, патронажем бывшего губернатора Краснодарского края (2001 - 2015 гг.) и министра сельского хозяйства РФ (2015 - 2018 гг.) Ткачёва А.Н. Не могу знать, как на самом деле, но в заведении выставлен семейный портет Ткачёвых: он, супруга, дочери и, если не ошибаюсь, зять (но про него не точно).
При этом повсеместно чувствуется твёрдая рука хозяина — чинно, красиво и помпезно. Стоимость бутылки вина начинается от 450 руб./бут. Имеются и другие напитки — соки, морсы, игристое и т.д. Посетителей, на удивление, предостаточно (вход свободный). Все напитки нормальные, понравились.
Доехали до набережной и пляжа Геленджика. Ничего необычного там не обнаружили — всё как во всех курортных городах.
В районе геленджикской набережной …
Пляж в Геленджике. Вечереет ...
Посетили и парк отдыха «Олимп». Хорошее место, в стоимость входит проезд на канатной дороге в обе стороны (1440 м), колесо обозрения (1 круг), посещение смотровой площадки, океанариума и зоопарка. Билеты (2 шт., льготные) обошлись в 1200 руб. (скидка 50%). Здесь же можно посетить Крест и поближе увидеть надпись «Геленджик» (по типу «HOLLYWOOD» в Лос-Анджелесе). Если ехать со стороны Новороссийска, то не совсем удобно — парк находится на другой стороне трассы. Поэтому разворачиваться нужно либо в городе (а там, как всегда, глухие «пробки»), либо, чуть проехав вперёд — по эстакаде над трассой. Но тут нюанс: сразу после съезда на трассу навигатор, негодяй, посылает почему-то на правый съезд в сторону села Адербиевка, якобы, по короткому пути. Верить ему не следует, смело двигайтесь далее по трассе до соответствующего указателя.
В ряде комментариев об этой «засаде» говорилось, но, так как мы принципиально не ищем лёгких путей, то упомянутый населённый пункт посетили. Дорога туда — прекрасный асфальт, по пути — великолепная природа. Можно проехать до моста через реку и послушать шум воды, стекающей с гор. Ну, как говорится, по настроению.
Состояние дороги до Адербиевки …
Автостоянка находится внизу при входе в парк «Олимп».
«Канатка». Наверху прохладно …
Вид на Геленджикскую бухту и Крест …
От верхней станции «канатки» сюда возит бесплатная маршрутка …
В зоопарке. Очень лихо ловят еду …
Ещё один день потратили на поездку в Дивноморское. Всё то же.
Отметились на пляже. Тут чуть лучше, чем в Анапе и Геленджике …
В один из дней пребывания в Новоросийске удалось закрыть «гештальт», оставшийся ещё с прошлогоднего путешествия в Крым. В 2022 году по дороге туда, в процессе осмотра косы Чушка, заскочили в пос. Кучугуры, постояв на высоком берегу и понаблюдав за отдыхающими. Не купались, время поджимало (см. «Из Москвы в Крым в июле - августе 2022 года», часть I). В этот раз поехали специально туда на пляж из Новороссийска — каких-то 120 км. Дорога ровная, природа очень живописная, мчи — не хочу (естественно, с учётом соблюдения правил дорожного движения). По пути обнаружили новый способ заработка, активно применяемый местными «коммерсантами». Ситуация: на трассе вывеска «Арбузы по 10 руб./кг» — заманчиво, везде по 30-35 руб. — торможу, интересуюсь, где понимаешь, продукт по такой цене? А вон он — в кучу сваленные под прилавком, битые, маленькие, невзрачные. Все остальное — также по 30 и более руб./кг. То есть, хочешь — не хочешь, а всё равно что-нибудь купишь у них, не зря же оставновился. Кстати, в Кучугурах на въезде в посёлок, продаются вкуснейшие сливы и персики (в прошлом году также их брали здесь).
Азовское море в этот раз тоже немного штормило, вода мутновата из-за песчаного дна, но удовольствие от купания было получено сполна.
Постепенно 15 дней, отведённых Новороссийску, подошли к концу. В ежедневном режиме мониторилась ситуация на Крымском мосту — но, увы, то «пусто», то «густо», не угадаешь. Так и не решились туда отправиться. Спонтанно возникла мысль о посещении Дагестана — сделать, так сказать, «тройничок» морей в этом году — Чёрное, Азовское и Каспийское. Однако все наши усилия (звонили в Каспийск и ещё пару мест) успехом не увенчались — МЕСТ НЕ БЫЛО ВООБЩЕ (с 10, примерно, августа). Что делать? Опять всё не по плану. После тяжких раздумий (это сарказм, если что) вспомнилось, что в этом регионе для нас «белыми» пятнами оставались Адыгея и Карачаево-Черкессия (в остальных кавказских республиках довелось бывать ранее). А там, о — горы! Всё, едем туда! Соответственно, оставшиеся 1,5 недели отпуска были равномерно распределены между Майкопом, Черкесском, Домбаем и Архызом.
Кроме того, подходило ТО-4 на автомоб!иль, а в Ставрополе как раз располагается дилер «Тойота Центр». И всё — потом домой по М6. Вот такой «нарисовался» дальнейший маршрут.
На Майкоп! От Новороссийска чуть более 250 км …
Останавливались в гостинице «Эдем». 2-местный номер типа «Стандарт» обошёлся в 2300 руб./ сутки. Завтрак за дополнительную плату — 400 руб./чел. Но, воспользовавшись советом из Интернета, на утренний приём пищи ходили в кафе гостиницы «ПроСпорт», которая расположена напротив через дорогу (там завтрак обходился в 2 раза дешевле — около 400 руб. на двоих).
Гостиница расположена возле набережной реки Белая и парка отдыха им. Горького, по которым мы в один из вечеров с удовольствием прогулялись.
Город также неожиданно понравился — не Грозный, конечно (тот, что в Чеченской республике), но тихо, чистенько, людей на улицах немного, перемещаться на автомобиле вполне себе комфортно. Во время нашего пребывания температура воздуха поднялась выше 35 градусов, поэтому передвижение по данному населённому пункту осуществлялось исключительно на машине с короткими, по необходимости, выходами на улицу. Центральный рынок тоже посетили — так себе, ничего особенного. Здесь купили немного копчёного адыгейского сыра, который быстро кончился по дороге домой.
В отведённое время из достопримечательностей успели: осмотреть город, посетить мемориал, посвящённый подвигу 131-й отдельной мотострелковой бригады в первую Чеченскую войну (см. Интернет), побывать в Хаджокской теснине и Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни, полюбоваться водопадами ручья Руфабго, прогуляться по парку культуры и отдыха, увидеть Соборную мечеть Республики Адыгея. Неизгладимое впечатление произвёл и Майкопский пивзавод, который функционирует аж с 1882 года. Пиво нормальное, но ярчайшие воспоминания из детства освежил тамошний лимонад с названиями «Буратино», «Лимонный», «Колокольчик», «Грушёвый». Помните такие?!
Из неохваченного остались: купание в источниках с минеральной водой, визит на плато Лаго-Наки (поднялись до него, но именно в этот день на входе проводились какие-то масштабные работы и всё было перекрыто), Кавказский заповедник (пос. Гузерипль), внутрь которого не успели зайти (кончился рабочий день) и др. Что же, придётся сюда ехать ещё раз!
Железнодорожный вокзал Майкопа …
Здание пивзавода и фирменный магазин при нём …
Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни …
Водопады ручья Большой Руфабго …
Оставив практически часть души в Адыгее, приступили к завершающей части нашего автомобильного турне — горной (Домбай и Архыз). Также по звонку забронировали номер в гостинице «Рица Парк», стоимость 2500 руб./сут., стоянка, завтрак включён. Номера отличные, персонал вежлив до безобразия, ещё и бассейн бесплатно.
Мужественно преодолеваем 260 км по маршруту Майкоп — Лабинск — Псебай — Зеленчукская — Черкесск. Дорога вполне комфортная.
Однако в горах, примерно от Псебая до Зеленчкуской, попадаются гравийные участки дороги (100-200 м), которые необходимо вовремя заметить и сбросить скорость. Их плохо видно, знаки стоят не везде, соответственно, требуется внимательность.
Замысел на предстоящие несколько дней был таков: осмотреть Черкесск, посетить Домбай и Архыз (подняться на канатной дороге), благо расстояния здесь небольшие. Кроме того, запланировали подъём к «Лику Христа» в посёлке Нижний Архыз, куда ведёт 500 с небольшим ступеней.
Стелу требуется слегка освежить …
Заселившись в гостиницу, пробежались по городу. Было очень жарко.
Что слегка удивило — перемещение по городу на автомобиле почти везде ограничено 40 км/час и, судя по всему, это требование соблюдается.
Доехали и до парка «Зелёный остров». Место неплохое — чисто, аккуратно, на, скажем так, его второй ярус ходит лифт. Автостоянка имеется, мест хватит всем. Тематика площадок отдыха стандартная — от аттракционов и детского сектора «по мотивам сказок Пушкина А.С.» до выставки образцов военной техники и бюстов героев, совершивших подвиги в ходе известных (и продолжающихся до настоящего времени) событий. Имеется и небольшой пруд с утками.
Расположение парка весьма удобно — если подняться на его лифте и пройти немного вперёд, то попадаешь на центральную площадь, где стоит Дом Правительства Карачаево-Черкессии, одну из центральных улиц города и прогулочную пешеходную зону. Представляется, что при некотором напряжении собственных ног всё это можно обойти за 2-3 часа (имеется ввиду после прогулки по парку). А так, один день Черкесску вполне можно выделить, потраченного времени жалко не будет. Столовых в городе хватает, цены приемлемы (обед 300-400 руб. на двоих).
По мотивам сказок Александра Сергеевича …
Парковый лифт. Удобно подниматься…
Переночевав и сытно позавтракав, утром следующего дня едем в горы. Из Черекесска, доехав до посёлка Сары-Тюз и свернув направо, через станицу Зеленчукскую попадаешь в Архыз, а, взяв левее на этом же кольце, едешь на Домбай. Решили, что сначала — Домбай. Попутно был осмотрен второй «столичный» город республики — Карачаевск.
Исходя из сложившихся, сугубо личных, подчёркиваю, личных впечатлений, показалось, что в Карачаевске чуть скромнее, нежели в Черкесске: попроще дома, дороги, магазины и т.д. Видимо, так вот сложилось исторически, что ли. Не знаю.
Движение на дорогах вполне спокойное, асфальт великолепен до самого Домбая (чуть более 80 км от Черкесска). Местные «полиционеры», остановившие было нас с интересом, быстро поняли, что нам некогда, и что впереди у нас горы, катание на канатной дороге и прочее. Результатом мимолётной встречи обе стороны вполне были удовлетворены. В целом, милые ребята, проблем в общении никаких, живут, судя по всему, своими конкретными заботами и делами. Ну, а мы двигаемся дальше, ближе к горам.
Мечеть в Карачаевске. Чуть впереди нас и тормознули …
Вырываемся на оперативный простор …
Известная когда-то всем в СССР Теберда …
Дабы по прибытии не болтаться попусту в посёлке, заранее озаботились решением парковочного вопроса. По совету из Интернета сразу «упали» на площадку у недостроя советского периода — гостиницы «Аманауз». Стоянка большая, за шлагбаумом, возле которого дама неопределённых лет непринуждённо взыскивает с желающих оставить железного «коня» и стремительно подняться в горы аж 200 руб. в день (асфальта, правда, здесь нет). Чем площадка сия хороша — находится практически у первой станции подъёма, а рядом располагается местный рынок, который обязателен к посещению.
«Канатка» имеет несколько уровней и очередей: новый и старый комплексы, бугельные подъёмники и что-то ещё. Мы не лыжники, голову себе ломать не стали и взяли билеты, как здесь говорят, на «новую канатку». Заплатив 3200 руб. (с учётом имеющихся льгот) с 2 пересадками быстренько забрались на высоту 3168 м. Сам процесс поездки очень увлекателен — начиная со 2-го уровня все кресла открыты ( сидишь, типа,
на качелях). Незабываемые ощущения.
Как будто спускаешься сверху на какую-то планету …
Нагулявшись досыта по горам в Домбае, поздно вечером, как говорится в народе, уставшие, но довольные, возвращаемся на ещё одну ночёвку в Черкесск. Завтра предстоит вылазка в Архыз.
Что касается Архыза — повторюсь, что к лыжам и такому шикарному времпровождению не имеем совершенно никакого отношения, а посему прошу строго не судить поклонников указанного посёлка. Он представляет из себя единственную улицу, сплошь заставленную автомобилями так, что негде вообще приткнуться. Допускаю — да что там, уверен — те, кто сюда ездят кататься на лыжах, явно где-то живут и такая проблема их
не волнует. Но «залётному» туристу приходиться бросать машину вдоль дороги, примыкающей к нижней станции подъёма и плотно заставленной такими же её собратьями. Мы проехали весь посёлок и остановились на совершенно пустой и бесплатной парковке с дальностью ходьбы пешком до нижней станиции «канатки» в районе 15 минут. А потом ещё и проехали по новой строящейся дороге дальше в горы, пока не закончился асфальт.
Природа, мать её. Цена вопроса — 2160 руб. на двоих (со льготами) …
Привет, Домбай, мы сегодня в Архызе (вчерашние горы — впереди) …
Спускаемся вниз. Левее — конец посёлка, но дорога идёт дальше …
Вот она (та самая дорога). Какая прелесть …
Невозможно удержаться от натурных фото. За хребтами — Сухум …
Возле нижней станции — всё чистенько …
Возвращаясь вечером в Черкесск, естественно, не смогли проехать мимо местных достопримечательностей: Лика Христа и компактного расположения двух старинных храмов, которые датируются чуть ли не началом второго тысячелетия. Всё это находится в посёлке Нижний Архыз, но по разные стороны проходящей по нему трассы.
Останавливаемся на большой парковке у Спасской церкви, где с правой её стороны начинается подъём в гору к Лику Христа (по нашим подсчётам — 515 ступеней, но цифры у всех, здесь побывавших, разнятся). Подниматься высоковато и тяжеловато. Но — надо, надо! Хорошо, что было уже не очень жарко и солнце потихоньку садилось за горы. Кроме того, рекомендуется иметь с собой бинокль или нечто подобное — к самой достопримечательности близко подойти не получится, место огорожено.
Рядом традиционный придорожный рынок …
Запасаемся терпением и собираем волю в кулак — подъём крутой, но площадки для отдыха имеются. Вечером ещё и комары активно охотятся на страждущих посетить реликвию. Рассказывать здесь о ней смысла нет —всё изложено в Интернете.
Вот она. Видны контуры лица, видны …
Спустившись от Лика Христа, проехали и к древним сооружениям.
К сожалению, время отпуска неумолимо подошло к своему логическому завершению. С большим сожалением покидаем Черкесск и двигаемся в сторону дома. Ехать решили снова через М6. Так как подошло время прохождении ТО - 4, то пришлось озаботиться этим вопросом.
Так, что есть поблизости? А по близости у нас есть Ставрополь с любезно согласившимся нас принять официальным дилерским центром «Тойота». К тому же запросили там за прохождение упомянутой выше процедуры на 10000 руб. меньше, чем в Москве. Едем!
Дорога до Ставрополя вот такая …
По звонку забронировали гостиницу «Октябрьский» — отличный отель, стоимость 3300 руб./сут. 2-местный номер, хороший завтрак «шведский стол». На внутренней парковке, правда, мест уже не было — видимо, по причине нашего позднего приезда (после прохождения ТО ещё помотались по городу). Но дежурный персонал гостиницы сей факт врасплох не застал — после недолгих манипуляций с уплотнением автомашин, для нас было найдено отличное парковочное место. Что сказать — молодцы!
Работа «Тойота Центр Ставрополь» понравилась, рекомендую …
Осмотрели Собор Казанской иконы Божьей матери …
Посетили памятник Пушкину А.С. …
И прошлись по проспекту К.Марка до железнодорожного вокзала.
Здание городского ж/д вокзала показалось скромным …
Что сказать — с 1997 года, когда первый и последний раз здесь довелось неожиданно побывать, — город, конечно, преобразился: появились новые широкие проспекты, площади и дома и проч. Так, по совету знающих людей, доехали до фонтана «Россия» на Российском проспекте, в районе которого очень понравился жилой микрорайон (не знаю, как называется — тот, что выстроен вдоль улицы генерала Маргелова). Всё ухожено, благоустроено, красиво, зрелищно. Правда, насколько мне известно, «местные» жалуются на не совсем качественный репертуар фонтана. Да и посещать это место, наверное, лучше вечером, когда не так жарко — зелени и, соответственно, тени на площади маловато.
Здесь же стоит памятник князю Владимиру — Крестителю Руси, разбит сквер Героев России и имеется небольшой «срез» парка «Патриот», в котором, кроме традиционно небольшой выставки военной техники, предоставляется возможность бесплатно «погонять в танчики» на соответствующих интерактивных стендах. Этой возможностью Ваш покорный слуга с большим удовольствием и воспользовался.
Фонтан (впереди), князь Владимир и микрорайон в целом …
Это была крайняя точка нашего автомобильного путешествия в этом году. Переночевав в упомянутой выше гостинице «Октябрьский», утром выдвинулись в родные пенаты. Маршрут проходил так: Ставрополь — Городовиковск — Сальск — Зимовники — Волгодонск — Цимлянск — Морозовск — Суровикино — Серафимович — М6 (с ночевкой в Михайловке). Далее — до Москвы.
Из указанных выше участков пути проблемным оказался только отрезок Суровикино — Серафимович: подразбитая дорога на «3», ям нет, но вся в «заплатках», которые вызывают неимоверную тряску на протяжении всех 120 км. Больше туда не поедем, жаль машину. Что касается мимолётной ночевки в Михайловке в гостинице «Комфорт», то впечатление сложилось двоякое. Вроде бы, хорошие номера, правда, без завтрака, стоянка, но вода в номерах «заведена» на датчики, которые дают промежуток для мытья в 1-2 минуты. При этом в умывальнике вода только холодная — о чём при бронировании мужественно умолчали. Цена вопроса — 2500 руб./сут. Представляется, что это не идеал для отдыха в дороге. Но именно в этот день во всех остальных заведениях подобного рода в этом населённом пункте мест почему-то не оказалось. Уже было поздно, поэтому искать более достойные варианты уже не хотелось.
Весь следующий день был проведён в дороге на М6 «Каспий», которая поздно вечером благополучно привела нас к подъезду нашего жилого дома. Автомобиль, естественно, не подвёл — всем же известно, что «Тойота» не ломается.
Короткие итоги состоявшейся поездки:
экипаж с задачей справился, никаких происшествий не допущено (шутка!). Впечатления получены незабываемые: повторюсь, так как общего плана поездки не существовало, то каждый её этап преподносил сюрпризы — типа, а куда сегодня едем?! Всё это привнесло определённую нотку авантюризма в проведение мероприятия.
общие расходы составили 226850 руб., в том числе: топливо — 28650 руб. (сожжено 495 литров дизеля); проживание в отелях — 132050 руб.; расходы на еду — 25500 руб.; сувениры — 3050 руб.; вещи (в магазинах и рынках приобретали кое-что себе) — 8700 руб.; такси — 700 руб.; стоянка для авто (за время поездки) — 2600 руб.; мойка авто (во время путешествия) — 2400 руб.; платные дороги — 300 руб.; курортный сбор (в Анапе) — 300 руб.; общехозяйственные расходы — 3850 руб.; покупка изделий на винодельнях и Майкопском пивзаводе — 10350 руб.; штраф — 250 руб.; расходы на экскурсии и канатные дороги — 8150 руб. Как видно из приведённых здесь цифр, почти 60% расходов составили затраты на проживание. Да, недёшево, весьма недёшево. А что делать? Живём-то один раз — пока есть возможность, будем ездить.
На этом позвольте завершить, всем желаем дальнейших успехов и интересных автопутешествий! Спасибо за внимание!