Из Москвы в Крым в июле - августе 2022 года (часть 1)

18.11.2022 | 16848 просмотров

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Вновь предлагаю Вашему вниманию рассказ об очередном автопутешествии, которое состоялось по территории Крыма. Обусловлено это было тем, что наше участие в прошлогоднем морском круизе с заходом в Севастополь и Ялту не вполне позволило составить общее впечатление о рассматриваемом регионе в целом, посмотреть, как говорится, на «тамошнюю» жизнь изнутри. Кроме того, опубликованные ранее на DROMe рассказы содержали такое большое количество интересного в данном месте нашей необъятной Родины, что не всегда удавалось понять, что и где находится с привязкой на местности. То есть появилась необходимость сгруппировать всё увиденное по географическому принципу. Во избежание недопонимания повторюсь — речь идёт не обо всех достопримечательностях Крыма, а только о тех, где нам удалось побывать в отведенное время. Таким образом, замысел автопутешествия заключался в посещении всех географических частей полуострова — Востока, Севера, Запада и, естественно, Юга.

Карта Крыма …

Местом постоянной дислокации был избран славный город Евпатория (а именно, ТОК «Евпатория», ул. Московская, д. 29). Стоимость 2-местного номера составила 6714 руб. Согласен, не совсем бюджетно, но получили 3-разовое питание «шведский стол», автостоянку (брали 100 руб. в сутки), бассейн на территории, автобус на пляж (туда и обратно) и прочие стандартные удобства. Оплата картой на месте. Единственное условие — предоплата в размере 6000 руб. — было нами выполнено ещё в марте месяце.

Поездка проводилась в период с 22 июля по 13 августа с.г., общий пробег составил, примерно, 5200 км (расстояние по маршруту, плюс «наезженный» километраж в местах отдыха при осмотре имеющихся достопримечательностей). Состояние пройденных дорог, цены в посещённых местах и некоторые выводы из увиденного будут, по сложившейся традиции, приводиться по тексту, а величина понесённых расходов — в конце рассказа. Средство передвижения: Тойота Ленд Крузер Прадо, ноябрь 2020 г.в., комплектация «Престиж», дизель, 2,8 литра, автомат, 200 л/с., расход 9,0 - 9,5 л/100 км по городу и 8,6 - 8,7 л/100 км по трассе. Ну, что же, поехали!

Традиционная встреча рассвета на МКАД в день выезда …

Так как по старой российской привычке «душила жаба» при мысли о необходимости оплаты ВСЕХ пунктов пропуска по М4, то решено было слегка схитрить: начальный отрезок маршрута прошёл по М2 через Подольск — Серпухов — Тула — Щёкино с последующим левым поворотом в районе н.п. Лапотково в сторону г. Ефремов. Отмечу, что если дорога до Щёкино никаких проблем не вызвала (практически, автобан), то участок Лапотково — Ефремов заставил пожалеть о принятом решении: на пути оказалось много населённых пунктов, в которых везде выставлены знаки с ограничением по скорости в 20-40 км/ч. Зачем, для чего всё это?! Для «выдавливания» клиентов на М4?! Соответственно, получившаяся экономия денег в связи с сокращением количества пунктов оплаты от г. Видного (начало М4 от МКАД) до г. Ефремов сразу стала выглядеть весьма сомнительной — в деньгах выиграли, а во времени вчистую проиграли (по моим подсчётам, около 2,5 часов). Поэтому настоятельно рекомендую не заморачиваться такими вариантами объезда — время, время, время! — а сразу ехать по М4 и, предпочтительнее, через Краснодар (об этом ниже).

На М2, как всегда, великолепно (до поворота на г. Ефремов) …

В качестве первой остановки на ночёвку был выбран отель «861 км», где 2-местный номер, типа «стандарт», обошёлся нам в 2000 руб. При этом отмечу следующий нюанс: в процессе заблаговременного обзвона ряда предполагаемых мест отдыха на М4 выяснилось, что цены в них, по сравнению с прошлым годом, разумеется, подняли и … требуют предоплату без гарантии возврата в случае опоздания (а стоимость номера начиналась от 2500 руб.). Мой вопрос — а можно ли заплатить хотя бы за половину суток (нам же только переночевать)? — был совершенно неуместен, о чём мне сообщали по телефону с завидным постоянством. Однако! Я прекрасно понимаю сложившуюся в стране и бизнесе экономическую ситуацию, но прошу понять и меня. Короче говоря, в «861 км» денег вперёд не требовали, а оплату приняли по приезду «налом». Отель рекомендую.

Прямо перед гостиницей имеется большая бесплатная автостоянка. Несмотря на поздний вечер, распорядительный мужичок после произведённой оплаты шустро расселил всех приехавших (а очередь была!).

Отель «861 км» … Вечером стоянка была забита автомобилями …

Утром следующего дня, предварительно плотно позавтракав, выезжаем далее в южном направлении: Ростов-на-Дону — Кущёвская — Ленинградская — Каневская — Брюховецкая — Тимашевск — Славянск-на-Кубани.

Где-то на М4 …

Вообще, до Славянска-на-Кубани можно было ехать и другими маршрутами: Ростов-на-Дону — Азов — Кугей — Староминская — Каневская и далее, как указывалось выше (об этой дороге информации было мало, последний раз там проезжали в 2016 году, было все разбито, поэтому не рискнули); через Краснодар и затем в направлении Абинск — Крымск — Варениковская — Джигинка (посчитали, что большой «крюк», но в этот период, полагаю, такой вариант был бы наиболее удобным). То есть, в зависимости от ситуации на дорогах, необходимо было, наверное, принимать решение прямо по ходу движения. Но поехали как поехали…

Собрав все традиционные «пробки» (проезд населённых пунктов, железнодорожный переезд в Тимашевске и проч.), показалось, что вырвались на оперативный простор. Времени — что-то около 17 часов вечера, до Керчи, по расчётам, остаётся совсем ничего. Может, засветло приедем?! Но не тут-то было: на въезде в ст. Анастасиевскую утыкаемся в огромный затор, который растянулся на 15 км в направлении х. Коржевский и, как потом оказалось, до невзрачного мостика через р. Курка.

На объездной ст. Анастасиевской плотно. Но DROM с нами …

Немного отвлекусь. НУ ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ эти ремонтные работы необходимо начинать именно в пик сезона, во время наибольшего трафика в сторону Юга?! ПОЧЕМУ это не проводить, например, в мае - июне и сентябре - октябре? Иногда посещает мысль о том, что всё делается преднамеренно. То есть власти объявляют туристический сезон, проводится активная агитация отдыха в Крыму и Краснодарском крае, население, в массе своей, туда активно «ломится» (а ехать более и некуда), но на региональном уровне, будем так говорить, находятся «силы», которые эти общие благие намерения, извините, попросту херят. Причём в большинстве случаев на объектах никого не видно неделями. Даёшь себе слово — что никогда более сюда не поеду, хватит, надоело! Но проходит год, наступает лето, и вновь всё повторяется с завидным постоянством.
Вот такие мы … жаждущие солнца и тёплого моря.

Вот так это выглядело в начале — 15, мля, километров застывших машин …

А это в конце — ремонт … и никого!!!

Потратив таким образом порядка 3 часов, внепланово остановились в Темрюке, решив проехать по Крымскому мосту в светлое время суток на следующий день. Штурман, как всегда, сработал оперативно, и уже в районе 22 часов мы припарковались возле гостиницы «Золотое кольцо». Кроме того, ввиду незапланированной остановки, в список посещённых мест неожиданно добавились Тамань, Кучугуры и коса Чушка. Вечер же следующего дня предполагалось провести в Керчи.

Утро следующего дня …

Хозяином отеля оказался весьма разговорчивый армянин, который, увидев, что мы из Москвы, почему-то сразу начал предлагать свой гостиничный бизнес к продаже, как он выразился, «по весьма сходной цене». До конкретной величины разговор как-то не дошёл, но мой отказ его совершенно не расстроил. Взамен он рассказал нам о новом образе жизни «этих краев» во внезапно изменившихся политических и экономических реалиях (ну, Вы поняли, о чём речь). В целом гостиницу рекомендую, стоимость 2-местного номера «стандарт» составила 2000 руб. (перевод на карту) с учётом достаточно приличного завтрака и стоянки.

Отель «Золотое кольцо» …

А не махнуть ли нам, понимаешь, в Порт Кавказ — тот, что на косе Чушка? Глянем, что там, да как …

Нитка маршрута в этот день: Темрюк — Голубицкая — Кучугуры — коса Чушка — Тамань — Керчь …

Музей «Военная горка» по дороге в сторону станицы Голубицкая …

Впереди левее — сплошная линия песчаных пляжей.
Просто умопомрачительно!

Кучугуры

Дорога до Кучугур хорошая, практически, везде — новый асфальт.
Это небольшой посёлок на берегу Азовского моря, предназначенный, видимо, для неспешного отдыха с детьми. Объявления о сдаче жилья висят, кажется, на каждом доме, имеется и несколько мелких рынков по продаже фруктов и ягод — персики, абрикосы, арбузы и др. Цены вполне себе нормальные.

Проехав весь посёлок насквозь, «выскочили» на пляж. Было ветрено, море слегка штормило, температура воздуха — в районе 32 градусов. Купаться не стали — не хотелось спускаться вниз и подниматься обратно по такой жаре. Посмотрели, как говорится, на эти знаменитые Кучугуры.

На пляже в Кучугурах …

Далее едем на косу Чушка, где находится Порт Кавказ — знаковое в 2014 году для российских автопутешественников место. Отсюда (до строительства Крымского моста) все страждущие посетить Крым доставлялись на паромах. На DROMe имеется масса интригующих рассказов о том славном времени. К сожалению, лично поучаствовать не довелось.

Дорога по косе Чушка отличная, её проехали всю — до ворот порта …

За моей спиной — Крым, справа на фото — Керчь-Еникальский канал, продолжением которого (слева) является Керченский пролив с мостом …

Дальнейший путь пролегал в направлении Тамани вдоль побережья через населённые пункты Сенной и Приморский. Дорога — хороший асфальт.

Вот такие там пейзажи …

Тамань …

На въезде в станицу находятся остатки Фанагорийской крепости …

Проследовав далее, уткнулись в завод шампанских вин Шато Тамань, продукцию которого изредка дегустировали дома. Оно стало первым местом такого рода на нашей карте «винного туризма». Забегая вперёд, сообщу, что в процессе совершения поездки побывали, впоследствии, на подобных предприятиях в Инкермане, Массандре, Коктебеле и Судаке. Везде имеется удобная стоянка для автомобиля и фирменный магазин, в котором цены ниже московских, в среднем, на 150-200 руб. с бутылки. Плюс ассортимент, которого в Москве, почему-то не наблюдается. Так что смысл в таких покупках имелся. В каждом из них было куплено по паре ящиков соответствующей продукции. Однако неприятно удивил Новый свет — стоянка находится за шлагбаумом, она платная, к тому же стоимость продукции — да, да! — выше на 50-100 руб., чем в московских магазинах. Соответственно, здесь ничего не купили. Зато теперь, длинными осенними вечерами, за бокалом сухого вина, например, из Коктебеля, невольно «накрывают» воспоминания — типа, а, помнишь, мы тогда заехали туда-то, видели то, то … Эх!

Вот этот заводик …

На улицах Тамани, примерно, так …

Время позволяло, поэтому прогулялись в районе станичной набережной.

Спуск к морю. Всё стандартно, как в любом южном городке …

Набережная Тамани …

Видимо, какая-то сцена для выступлений, а далее — пляж …

Симпатичный памятник Лермонтову М.Ю.

Памятник воинам-интернационалистам (справа) и ликвидаторам аварии на ЧАЭС (слева)…

Памятник первым запорожцам-поселенцам в этих местах …

Напоследок, учитывая сугубо положительные отзывы в Интернете и, как говорится, для очистки совести, решили посетить древнее городище Гармонасса и этнографический комплекс «Атамань». Но, как оказалось, не совсем удачно. Так, наученные не всегда успешным предыдущим опытом посещения достопримечательностей, твёрдо усвоили, что в РФ понедельник — выходной день во всех музеях! Соответственно, так и планировалось посещение сего замечательного места. Однако Гармонасса смогла удивить выходными здесь оказались… ПОНЕДЕЛЬНИК и ВТОРНИК!!! А был, блин, вторник. Пришлось немного покрутиться у ржавого забора в поисках дырки в нём, о которой была почерпнута информация в одном из комментариев. Но и тут не повезло — дырку, видимо, уже заделали.

Гармонасса

В итоге, кое-как просунув руку между прутьев, удалось сделать несколько фотографий, содержание которых никак не отражает истинное состояние данного объекта. Думается, что все интересное находится далее за забором — под обрывом по урезу моря. Увы!

Придётся вернуться как-нибудь …

Не получилось и с «Атаманью» ехали туда уже без настроения.

«Атамань». Справа — кассы на вход …

Там же …

Короче говоря, посмотрев на цены (600 руб. с человека), оценив время, требуемое для обхода всей территории, а также наступающий вечер — устали, шутка ли, за день объехали почти весь Таманский полуостров, — и без особого энтузиазма решили отложить посещение сего места
«на потом». Впоследствии, бегло ознакомившись в Интернете с отзывами посетителей, поняли, что ничего там особенного нет — так, очередной новодел. Но своё мнение не навязываю — народ, в общем-то, бродил, билеты в кассах приобретались. На этой ноте с знакомство Таманским полуостровом мы завершили. Всё — теперь в Крым!

Заправившись на последней «материковой» заправке Лукойл «под горлышко» по цене дизельного топлива 51 руб. 56 коп. за 1 л (запомним эти цифры!) и перекусив там же всем, что оставалось в походном холодильнике, выдвигаемся дальше. Скрывать не буду — волнение присутствовало, так как по этому, многократно воспетому российским эпосом начала XXI века, поистине грандиозному сооружению ехали в первый раз (это не сарказм).

Всё ближе, и ближе, и ближе …

Небольшой затор перед въездом на мост. Причина веская …

Фотографий самого моста … м-м-м … не будет (понятно почему).

Свершилось — мы в Крыму!

Керчь …

Проблема с размещением в данном населённом пункте была решена в виде остановки в отеле «Меридиан» с бесплатной парковкой, нормальным завтраком, Wi-Fi и стоимостью 2-местного номера «Стандарт» за 2700 руб. в сутки. Отмечу, что все, возникавшие до приезда сюда, вопросы решались исключительно по телефону в спокойном режиме, даже когда незадолго до выезда потребовалось изменить дату прибытия. Гостиницу рекомендую — оплата по карте по факту приезда, чисто, уютно, недалеко от центра города. Осмотру города посвятили две ночи и целый день (почти двое суток).

Утро. Вид с балкона гостиницы на гору Митридат. Мы там ещё побываем …

Справка: в конце VII века до н. э. на месте современной Керчи греческими колонистами был основан город Пантикапей. Центр его располагался на горе, которая в настоящее время называется Митридат.
В 480 г. до н. э. Пантикапей стал столицей Боспорского государства
В VI веке город перешёл под власть Византийской империи. В конце X - XI веках восточная часть Керченского полуострова вместе с Керчью входила в состав русского Тмутараканского княжества
. В конце XI - начале XII века город вновь перешёл под контроль Византии. После Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. по Кючук-Кайнарджийскому договору Керчь и крепость Ени-Кале были переданы Российской империи.

Замечу, что с 9-го этажа, где находился наш номер, открывается замечательный вид на Крымский мост в ночной подсветке.

Мост — слева вдали на фоне моря …

Заранее предваряя вопросы от уважаемой аудитории о том « … почему не были там-то и там-то, а я бы сходил туда-то и туда-то… » сообщу, что, в меру своих сил и возможностей, посетили наиболее знаковые места этого древнего города. Разумеется, что полного охвата всех достопримечательностей Керчи потребуется не день, и даже не два — настолько здесь всё «дышит стариной».

Так как своим Интернетом не пользовались — он здесь за отдельную плату, Билайн настоятельно рекомендовал подключать какой-то странный пакет (!), — то прекрасно обходились «Maps Me». Сия программка, которую выборочно закачали в планшет ещё дома (только Крым), всегда уверенно приводила к искомой цели. Выглядело это так — выбрав точку и держа девайс перед глазами, Штурман голосом направлял водителя по обозначенному маршруту, что накладывало на него особую ответственность в процессе подачи команд (налево, направо, прямо и т.д.). Соответственно, иногда возникали курьёзные ситуации. Согласен — не удобно, а что делать?!

Ну, давайте по порядку. Утром отправились в музей обороны Аджимушкая.

Справка: Аджимушкайские каменоломни — подземные штольни в посёлке Аджи-Мушкай недалеко от Керчи, где с мая и до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск. Длина раскопанных ходов каменоломен более 8 км, многие километры ходов скрыты под завалами, которые образовались в результате попыток немцев подорвать кровлю каменоломен. Общее число оборонявших каменоломни солдат, офицеров и гражданских лиц (включая женщин и детей) около 13 тыс. человек. Практически все они погибли.

Вся экспозиция находится под землёй, поэтому фотографий нет. Очень тяжёлые впечатления (см. Интернет).

Вход в музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен …

Следующим пунктом культурной программы стала крепость Ени-Кале. Помните Ени-Кальский канал на той стороне? Вот его-то она, видимо, и контролировала в своё время. Вид крепости не совсем презентабелен, но для повышения своего общего развития один раз посетить можно.

Вид снизу. Внутри — ремонт …

Ровно напротив — Коса Чушка, на которой мы побывали утром …

Вид сверху …

Отсюда также виден Крымский мост …

Далее отправились покорять гору Митридат, на вершине которой находится Холм Славы. Наверх лучше добираться на своём автомобиле.

На Холме Славы …

Дань времени …

Побродив и пофотографировав открывавшиеся на море и город виды, задались вопросом — а сколько же ступенек на лестнице Митридата? Ввиду отсутствия Интернета, а также наличия различных цифровых данных об указанном параметре этой вершины (а у нас в активе их немало — в том числе, и Эльбрус), проблема была решена кардинально — путём самостоятельного подсчёта их количества!

Было жарко. Очень. Но пытливый ум и желание немного сбросить набранный за зиму вес не оставили никаких шансов поднявшей было голову лени. Спустились без проблем. Теперь самое главное — подняться вверх, что и было проделано с чувством выполненного долга. Подъём занял что-то то около 25 минут. Естественно, что в процессе проводимого мероприятия более слабым путникам оказывалась всесторонняя помощь (но отмечу, что Штурман держался молодцом!).

Сама лестница, видимо, не так давно отреставрирована, ступени, перила, боковые фонари — всё новое. У начала подъёма разбит небольшой тенистый парк, растительность в котором поливается водой из проложенных пластиковых труб и шлангов. Вечером, наверное, очень симпатично.

Тщательная подготовка к подъёму …

Свидетельствую — ровно 425 ступеней …

Где-то внизу увидели символ бывших тесных отношений (по крайней мере, на ближайшую перспективу) двух братских народов.

Увы и ах ...

С обратной стороны горы Митридат проводятся раскопки древнего города Пантикапей (см. Интернет).

Впечатляет — этим колоннам, видимо, не одна тысяча лет …

Вечером пробежались по набережной, прикупив, попутно, сувениров.

Городская набережная очень скромная. Очень …

С утра, пожелав городу Керчи и его жителям всего самого хорошего, стартуем в Симферополь — там образовалась встреча с однокашником по учебному заведению. Попутно было решено осмотреть широко известный в СССР мыс Казантип (расстояние от Керчи — 80 с небольшим километров на запад). Свернув с трассы «Таврида» в направлении н.п. Ленино, без труда добрались до г. Щёлкино. В городе дорога проходит по побережью, на всём протяжении которого имеется много мест для парковки личного автомобиля. Причём стоянку можно найти чуть ли не на берегу Азовского моря. Чем мы и воспользовались.

Открыв, естественно, купальный сезон, осматриваемся вокруг.
Судя по карте — впереди виден мыс Казантип. На него не поехали — жарко.

Мыс Казантип …

На мысе располагается природный заповедник, который в обязательном порядке посещают увлечённые дикой природой люди. Мы к таковым себя относим с натяжкой, поэтому немного поплавали на пляже и съели первую порцию крымских фруктов, купленных по пути. Дно — песок, пляж отличный, для детей не опасно. С хорошим настроением отправились было далее, но, залив в первый раз топливо на заправке ATAN, испытали лёгкое недоумение — 57,99 руб. за литр «дизеля»! На 6 руб. дороже «материковых» расценок (перед Крымским мостом, напомню, заправлялись по 51, 56 руб.). Каково, а? А что делать, не назад же возвращаться? Шучу.

Ещё на этапе планирования предстоящей поездки случайно наткнулся в Интернете на прекрасные отзывы о кафе «В гостях у Марты» в селе Батальном, которое находится с другой стороны трассы, если двигаться от Керчи в сторону Симферополя. Записал, запомнил. Так как уже неумолимо наступало время обеда, то было решено проверить указанную информацию и, при удачном стечении обстоятельств, плотно поесть. Заехали — благо от Щёлкино не далеко, что-то около 40 км на юго-запад. Внешне кафе выглядит не очень, не впечатлило. Но, вспомнив старую народную примету — где много фур (а их было много), там вкусно кормят — зашли, о чём ни на секунду не пожалели. А рядом ещё и фруктовый «развал» из арбузов, дынь, персиков и прочего находится. Давненько так не везло!

Это не я. Он, видимо, уже поел — лицо довольное …

Хозяйничают молодые девушки, кухня здесь же, хлеб и компот бесплатно, а цены — в общем, таких уже нет нигде! Шурпа, лагман, котлеты, курица, отварное мясо и проч. Более того, можно с собой в пластиковой посуде что-то взять перекусить в дороге. Короче говоря, шикарный походный обед на двоих обошелся в 400 руб. Количество и ассортимент выбранного нами съестного из достаточно объёмного меню представлены ниже на фото.

Обед «В гостях у Марты». Это праздник живота какой-то …

На обратном пути домой тоже не удержались и заехали, набрав с собой еды столько, что хватило аж до Ростова-на-Дону. Обалденно! Рекомендую!

Ну, ладно, хватит заниматься «обжираловкой». Однокашник уже названивает, настаивает на скором прибытии. Но мы-то здесь в первый раз в таком качестве, нам всё интересно. Поэтому в процессе разговора с ним приходиться вежливо кивать головой и сообщать, что уже едем, едем. Кстати, стоимость исходящих звонков с наших «материковых» номеров — 2 руб. минута (во столько же оценена и 1 отправленная sms). Всё входящее, слава богу, бесплатно.

Состояние трассы «Таврида» — выше всяких похвал: новый асфальт, свежайшая разметка, удобные парковочные карманы для отдыха.

«Таврида» …

Немного не доезжая Белогорска, можно свернуть направо, в направлении сёл Яблочное, а, затем, и Белая скала, где есть возможность поглазеть на, собственно, Белую скалу — широко известную местную достопримечательность. Она хорошо видна с трассы и из одноимённого села. Говорят, что фанаты забираются на её вершину чуть ли не на автомобиле, но мы не стали проверять это утверждение — посмотрели, сделали несколько фотографий и поехали дальше.

Справка: в 1783 году на плато Белой скалы собранные князем Г. А. Потёмкиным представители части крымской знати принесли присягу на верность России. В силу своей необычной внешности скала неоднократно попадала на экраны телевизоров здесь велись съёмки фильмов: «Человек с бульвара Капуцинов», «Деловые люди», «Мустанг-иноходец», «Мираж», «Чиполлино», «Вооружён и очень опасен», «Короли и капуста», «Лобо», «Менялы», «Чудная долина», «Всадник без головы», «Код апокалипсиса», «День гнева», «Лев Троцкий», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Золото Шарпа», «Враг Шарпа», сериал «Виктория» и др..

Белая скала — вид с трассы «Таврида» …

Белая скала — вид из посёлка …

Следуя в Симферополь через Белогорск, можно заехать в зоопарк «Тайган» (см. Интернет). Но, так как время уже поджимало, отложили эту достопримечательность также «на потом». На этом попутный осмотр известных мест завершаем — нас давно ждут в Симферополе!

Симферополь …

Изложу коротко впечатления от этого города. Разумеется, нет возможности оценить, как здесь было при «прежней власти» (а знающие «тогдашнюю картину» изнутри рассказывают, что было не очень), но невооружённым взглядом заметны перемены, касающиеся внешнего облика рассматриваемого населённого пункта. Везде проложен новый асфальт, свежая разметка, светофоры и прочая атрибутика современного города. Однако свидетельствую, что передвигаться на автомобиле, прибыв сюда из другого региона, не совсем комфортно — припарковаться можно с трудом, улицы узкие, особенно в центре. Почти везде — платные стоянки, а водители не всегда корректны — мало кто пропустит тебя, имеющего иногородний регистрационный знак, в случае затруднения при выездах и встречных разъездах. При этом замечу, что сам езжу аккуратно,
как говорится, «с учётом мнения окружающих автомобилей». Как-то так.

Что касается оплаты в магазинах и АЗС банковскими картами — проблем никаких не наблюдалось. Из системообразующих российских банков в Симферополь «зашёл»-таки Промсвязьбанк, который, по состоянию на 1 августа с.г., имел центральный офис и 1 (Один!) банкомат в торговом центре «Берг». Когда возникла необходимость воспользоваться соответствующими услугами, это получилось без каких-либо эксцессов. ВТБ и Сбербанка нет и до настоящего времени.

Встретились, наконец-то, с товарищем, который настоял на вечерней экскурсии по городу с его комментариями. Оставив автомобиль на стоянке у его дома, едем на общественном транспорте в центр. Он — коренной житель Симферополя, влюблён в свой город, в связи с чем его рассказ не оставил нас равнодушными. Намеренно не стану приводить тут массу исторических данных о городе, которыми он нас просто забросал — всё имеется в Интернете.

На улицах Симферополя …

Здание Государственного Совета Республики Крым огорожено — идёт ремонт …

«Слушай сюда — расскажу, как всё было в 2014 году» …

Сквер Республики с памятником «Вежливые люди» …

Памятник Екатерине II и её соратникам в деле присоединения Крыма ...

Путин В.В. таким же образом вошёл в историю …

Находившись таким образом, что называется, до состояния «всё, больше не могу», с огромным удовольствием отправились на ужин в бар гостиницы «Москва», где заблаговременно забронировали 2-местный номер, типа «Стандарт». Цена вопроса — 3600 руб. в сутки с завтраком и бесплатной парковкой. Гостиницу рекомендую, отличная! Бар также неплох.

В Симферополе провели две ночи и один полный день. Вновь заранее предваряя вопросы по охвату описываемых ниже достопримечательностей, сообщу, что для полного их осмотра, как в городе, так и в его окрестностях, потребуется явно не один день. Поэтому ограничились поездкой в Бахчисарай на экскурсию по Ханскому дворцу, самостоятельным осмотром Свято-Успенского мужского монастыря, а также пещерного города Чуфут-Кале. Все указанные исторические места находятся в одном направлении и маршрут на автомобиле выглядит так: Ханский дворец (автомобиль стоит на парковке) — затем на машине проезжаем на стоянку недалеко от монастыря — а после его осмотра поднимаемся по крутому склону и некомфортной дороге в Чуфут-Кале (нужно быть готовым к тому, что идти вверх и далеко!). Но обо всём по порядку.

Въезд в Бахчисарай ничем не отличается от въезда в похожие городки с сохранившимися по воле истории и судьбы достопримечательностями. Вдоль всей центральной улицы расположены мелкие магазинчики, в которых активно торгуют представители коренного населения — крымские татары. Также имеется сопутствующий бизнес в виде платных стоянок. Машину приткнуть, в принципе, можно. Но — с большим трудом, после проезда нескольких кругов поэтому живописному месту, да и то без всякой гарантии. Поэтому настоятельно рекомендую не мучить себя изначально и сразу вставать на платные стоянки, распорядители которых приглашают Вас туда приветливыми взмахами рук сразу при въезде в город. Стоимость услуги — 300 руб. за весь день. Полагаю, что это не слишком большая плата за собственное спокойствие в процессе раздумий о сохранности автомобиля, брошенного на обочине.

Однако торопиться не нужно — следует доехать до такой стоянки, которая находится максимально близко у дворца, дабы не идти пешком по жаре через многочисленные лавки с товаром и кафе с едой. В них есть всё — от кинжалов и ковров до найденных, якобы, при раскопках на близлежащих горах обломков древней посуды. Более того, не стоит всерьёз воспринимать заявления местных зазывал о том, что сейчас во дворце идёт большой ремонт, там нечего смотреть, а лучше поехать на их автотранспорте на вершину Чуфут-Кале. Но если Вы прибыли смотреть дворец — смело идите туда. Во время нашего посещения там шёл ремонт, но не могу сказать, что он был таким уж грандиозным. Да, определённые неудобства есть — но не более того. Вернуться оттуда и поехать на экскурсию на Чуфут-Кале с местной братвой за 2500 руб. можно всегда. Стоимость входного билета в Ханский дворец — 400 руб. При этом имеются, как и везде в Крыму, многочисленные льготы — ветераны труда и боевых действий, дети до 10 лет, военнослужащие срочной службы и проч. В связи с этим советую не забывать дома соответствующие документы, так как на этом можно прилично сэкономить.

Улица возле дворца. В конце её находится автомобильная стоянка
для тех, кто желает осуществить подъём на Чуфут-Кале …

Ханский дворец. Идёт ремонт …

Внутренний дворик …

В одном из залов дворца …

Знаменитый Бахчисарайский фонтан (ожидалось нечто большее) …

После окончания экскурсии, занявшей около 45 минут, вернулись к автомобилю. Быстренько пробежались по лавкам, закупив парочку сувенирных тарелок с изображением силуэта Бахчисарая, и тут же перекусили возле машины. Дальше едем до стоянки, откуда самостоятельно выдвигаемся на осмотр пещерного монастыря и Чуфут-Кале. Повторюсь: если нет желания идти пешком, то можно доехать на УАЗах сразу на вершину пещерного города. Также не стоит слушать местных коммерсантов в плане того, что автостоянок впереди нет. Сообщаю, что у подножия склона, откуда осуществляется подъём к монастырю, а также наверху, недалеко от него, есть 2 бесплатные стоянки, движение по которым регулируют суровые дядьки в местном подобии казачьих папах. Движение автомобилей на указанных стоянках происходит очень оживлённо (клиенты приезжают, уезжают), так что в ожидании места проведёте не более 5-10 минут. Но очень тесно, поэтому — аккуратно, не спешить. Кроме того, по дороге на верхнюю стоянку и обратно ещё и люди поднимаются и спускаются в пешем порядке.

Вид на Свято-Успенский пещерный мужской монастырь …

В этот день в монастырь доступа не было (не знаю, как в другие дни обстоят дела здесь). Путь к нему проходит по навесным мостам, которые были закрыты, через ущелье (его видно на фото). Поэтому весь туристический поток протекает по противоположному склону ущелья, где расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, также вырубленная в скалах. В магазине при церкви продаётся выпечка и напитки, которые с большим удовольствием потребляют страждущие — как правило, после спуска с плато, где расположен Чуфут-Кале.

Пройдя мимо братской могилы и множества торговых точек, реализующих всё, что душе угодно (одежда, мёд, травы, чайные сборы, детские игрушки, магниты и другие сувениры), начинаем подъём на Чуфут-Кале. Ещё раз предупреждаю, что путь достаточно сложен — тропа изобилует вывороченными корнями деревьев, каменными россыпями, выбоинами и прочими прелестями, сопутствующими подобным мероприятиям. Разумеется, необходимы вода (наверху — очень жарко), а также соответствующие одежда и обувь. Мы поднимались около 1,5 часов.

В-о-о-н там впереди, на дальних склонах, и находится Чуфут-Кале …

Где-то на более чем половине пути …

Финишный отрезок подъёма на плато. Дамы — всегда впереди …

Виды открываются потрясающие. Слева за склоном находится Свято-Успенский мужской монастырь …

Спуститься с плато можно не возвращаясь назад — через Восточные ворота, пройдя все пещеры. В заключение скажу так — для собственного уважения один раз (но не более!) можно подняться самостоятельно — был!
На вопрос — стоит ли ещё раз туда идти, отвечу, что нет. Чего-то особенного там не наблюдается — посмотреть, как жили люди, да потрогать старые камни. Плюс, что немаловажно, скинуть один-два килограмма веса в таком походе. Повторюсь, подъём к Чуфут-Кале нелёгок, но посетителей много — это видно по представленным фотографиям. Входные билеты также продаются с учётом имеющихся у каждого заслуг перед Родиной (льготы).

Вечером, с чувством выполненного долга и весьма удивлённые своими недюжинными морально-деловыми качествами (охвачено аж три достопримечательности!) вернулись в ставшую почти родной гостиницу «Москва». Ног, практически, не было. Тепло попрощавшись по телефону с товарищем и скромно поужинав, приготовились рано утром преодолеть оставшиеся 83 км пути до места постоянного отдыха в г. Евпатория.

Евпатория …

Справка: ещё в конце VI века до н. э. переселенцы из Ионии, одной из древнегреческих областей, облюбовали уютную гавань Каламитского залива и основали поселение под названием «Керкинитида». До конца IV века до н. э. город существовал как самостоятельное государство и вёл обширную торговлю со многими городами античного мира.

В середине II века до н. э. город захватывают скифы. Не в силах одолеть скифов самостоятельно, греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско. Керкинитида была освобождена.

В IV в. н. э. в Крым ворвались орды гуннов и окончательно смели остатки греческой цивилизации.

После попадания Крымского ханства в 1475 году в вассальную зависимость от Османской империи, всё крымское побережье отошло Турции. На месте древней Керкинитиды турки построили хорошо укреплённую крепость, которую они называли Гезлёв, крымские татары Кезлев, а русские  Козлов.

После того, как Крым стал частью Российской империи, в 1784 году город был переименован в Евпаторию в честь понтийского царя Митридата VI Евпатора (по-гречески  благородная, рождённая благородным отцом), который спасал Керкинитиду от скифских набегов.

Сразу на въезде в город находится озеро с большим количеством лебедей и уток, которых, оставив машину на обочине, все идут кормить.

Неизменный ритуал для проезжающих мимо …

Вот эти же «лица» вблизи …

Как уже сообщалось ранее, на две недели нашим домом стал ТОК «Евпатория».

Вид с балкона номера …

Несмотря на ремонт «а-ля 80-е годы прошлого века», ничего отрицательного замечено не было. Повторюсь — всё чисто, комфортно, 3-разовое питание «шведский стол», большой бассейн во дворе, аниматоры для детей, автостоянка (100 руб. в сутки), удобное расположение в городе.

В качестве наблюдений отмечу следующее — во многих курортных городах Крыма, а, в частности, и в Евпатории, не очень любят принимать оплату по банковским картам, всегда интересуясь, нельзя ли заплатить «наличкой». Но теряться не нужно — требуется лишь корректно настоять на своём. Мы выходили из положения так: извините, столько наличных денег с собой нет, всё на картах, да и вообще у нас кэш-бек, баллы, нам «наличка» очень невыгодна. У данной организации имеется собственный пляж, куда довольно часто ходит свой же автобус. Очень удобно — позавтракал, отдохнул полчаса-час в номере и поехал на море. А посещение его после обеда осуществлялось с учётом погодных условий (бывало очень жарко).

Пляж ТОКа «Евпатория» …

Бассейн на территории ТОКа …

После 2-3 дней, проведённых только на море, в столовой и в номере, начинаем потихоньку выбираться в город.

Евпатория произвела хорошее впечатление — нет такого людского «безумия», как в Сочи, цены на продукты московские, фрукты и овощи дешевле. Погулять тоже есть где. Однако при всей замечательности проезжей части дорог города, тротуары в порядок так и не приведены — практически везде (за исключением совсем уже центральных) они требуют ремонта.

Тротуары в Евпатории …

В центре города можно осмотреть мечеть Джума-Джами, сразу за которой находится собор Николая Чудотворца, и часть набережной (идёт ремонт). Недалеко от собора, в старой части Евпатории, располагается музейный комплекс Одун базар, представляющий собой сохранившиеся ворота и остатки крепостной стены турецкого города-крепости Гезлёв (см. Интернет). Вход бесплатный, а внутри, на узких улочках, расположены частные магазины с сувенирами и крымской косметикой. Имеется даже еврейская синагога с миниатюрной копией Стены Плача (как в Израиле) — см. фото ниже.

На улицах города …

Мечеть на фоне собора …

Гезлёвские ворота. Встать на машине негде, лучше доехать на трамвае (цена билета 20 руб. при оплате через терминал по банковской карте) …

Внутри как-то так …

В этом же месте находятся комплекс караимских кенасс — молитвенных зданий караимов (см. Интернет). Вход, кажется, 300 руб. на человека.

Фото из Интернета …

Не заходили, не впечатлило. Но в синагогу, несмотря на отсутствие иудейских корней, всё же заглянули.

Синагога …

Вход свободный. В правом крыле синагоги расположена библиотека с соответствующими изданиями, а на заднем дворе имеется небольшое кафе. Также, воодушевившись ближневосточными мотивами, можно оставить записку с обращением к богу в местной Стене Плача.

Евпаторийская «Стена Плача». Посетитель просит о чём-то бога …

Недалеко отсюда находится городская набережная. Всё стандартно — громкая музыка, пляжи, кафе, сувенирные магазины и прочее.

Выход к морю …

В один из дней было решено помыть машину. При изучении ближайших предложений по Интернету, обнаружилось, что большинство из них — это мойки самообслуживания. Но по отзывам была найдена обычная автомойка (адрес не помню). Стоимость достаточно высока — за кузов и коврики взяли 850 руб. (в Москве за такую услугу отдаю 500-600 руб.). Но персонал, на удивление, оказался очень вежлив, а машину просто «вылизали» — мыли долго и тщательно, везде протёрли, тормозные колодки высушили. Претензий не было никаких, поэтому немного отрекламирую сие заведение.

На автомойке …

Также не следует расслабляться по поводу нарушений ПДД. На улицах Евпатории активно работают эвакуаторы, особенно в центральной части города и в районе набережной. Так, в один из дней был замечен автомобиль с оренбургскими номерами (56), который демонстративно стоял под знаком «Остановка запрещена». Подумалось — «хозя», наверное, выскочил «на минутку» и сейчас вернётся. Но, увы, через непродолжительное время последовала расплата в виде слаженной работы местной ГИБДД.

Не успел. Но — виноват сам …

В течение нескольких дней, завершив осмотр городских достопримечательностей, начинаем планомерный осмотр (а в нашем случае — объезд) окрестностей.

Первым делом решено было посетить всем известный мыс Тарханкут на западе Крымского полуострова — осмотреть тамошний маяк, заехать в н.п. Оленёвку, увидеть Чашу Любви и, при желании (если таковое возникнет), взять морскую экскурсию для осмотра указанного мыса с моря.

Попутно заскочили в н.п. Мирный — там озеро Донузлав через малюсенький пролив (относительно величины озера, разумеется) соединяется с Чёрным морем. Это каких-то 30 с небольшим км на северо-запад от Евпатории — на приведённой в начале рассказа карте Крыма выглядит как залив перед Тарханкутским полуостровом. По итогам поездки сообщаю следующее: дорога от Евпатории до н.п. Мирный, а также в самом посёлке находится в приличнейшем состоянии. В самом посёлке имеется несколько продуктовых магазинов, фруктовые и овощные «развалы» да пляжные «причандалы». С развлечениями, в привычном понимании этого слова, здесь, похоже, туговато. Видимо, гвоздями программы отдыха этого места стали море, пляж и рыбалка. Что же, каждому своё!

Дорога до н.п. Мирный …

Однако на самой косе — до пролива (там, где располагаются дома отдыха) — ну, просто какое-то безобразие (ямы, неприкрытые стыки плит и проч.). Ужас! Даже фото не делались по причине крайнего раздражения при проезде этого участка. Неужели у владельцев этих пансионатов нет возможности привести какой-то небольшой кусок дороги в порядок? Глядя на объявления о сдаче жилья в этих местах, понимаешь, что цены здесь совсем не демократичные, и можно было же на вырученные деньги засыпать ямы хотя бы песком или мелким гравием. Непонятно.

Также сообщу, что проехать до самого пролива невозможно — дорога перекрыта шлагбаумом со спящими на КПП дежурными. Но пляжи на той стороне косы, что обращена к морю, очень симпатичные — стоит много палаток с проживающими, видны самостоятельно оборудованные столы для приёма пищи и душевые кабинки для тех, кто желает приобщиться к природе в её первозданном виде.

Немного пошарахавшись в Мирном, выдвигаемся в Оленёвку.

Нам налево …

Вот такой здесь пейзаж. Справа постепенно появляется море …

Проехав по главной улице Оленёвки, на её окраине натыкаемся на такую вот картину.

Ну, так тоже можно проводить время …

А чуть далее «зазывалы» настойчиво приглашают на морскую прогулку вдоль мыса Тарханкут. Отмечу, что всё более-менее цивилизованно: вполне ненавязчиво, бесплатные парковки у уреза воды, навес от солнца для ожидания уже ушедших в море, нормальные чистые туалеты, магазинчики с водой, сухариками и проч. Цена поездки — 800 руб. с «носа».

Здесь, пожалуй, дам пару советов по комфортному проведению указанного мероприятия: во-первых, выбирайте тот катерок, на котором есть навес — несмотря на все заверения «водилы» посудины, что в пути не будет жарко, это не так — жарко и очень; во-вторых, не надо садиться впереди (на носу катера), так как на обратном пути гвоздём завершающей стадии прогулки будет «прохват с ветерком». Поверьте, что даже при небольшом волнении на море (а оно есть всегда) ваши общие положительные впечатления будут смазаны тем, что бедный позвоночник начнет «сыпаться» в купальный костюм от постоянных ударов носа лодки о водную гладь.

Катерок с навесом — справа. Слева — тот, который не рекомендую …

В течение 40 минут Вам покажут почти весь полуостров Тарханкут.

Маяк. По земле к нему не попасть — всё огорожено (понятно кем) …

«Черепаха» …

Грот …

«Чаша Любви». Ничего особенного — больше разговоров ….

Вид с моря …

Церковь. До неё от Оленёвки уже проложен асфальт (см. фото ниже) …

Церковь видна далеко справа. Там же дельфинарий и Рыбачий стан …

Завершив морскую прогулку, немного пофотографировали с берега.

На мысе Тарханкут …

Там же …

Сюда можно доехать на машине — стоянка видна справа …

Нагулявшись от души, вечером вернулись в Евпаторию …

По прошествии нескольких дней, в течение которых проводились ставшие уже привычными мероприятия в ТОК «Евпатория» (пляж, море, поедание фруктов, прогулки по городу и т.д.), появилась очередная идея. Карту Крыма помните? А что у нас на севере? А на севере с конца зимы были проведены всем известные мероприятия, благодаря которым государственная граница отодвинулась на запад (на момент написания данного рассказа). Интересно, что там сейчас на бывших пунктах пропуска? Их всего-то два — Армянск и Чонгар. Расстояние от Евпатории невелико (около 150 км) и вполне позволяет «обернуться туда-обратно» за световой день. Короче говоря — едем завтра с утра!

Туда перемещались по маршруту Евпатория — Вересаево — Войково — Первомайское — Красноперекопск — Армянск. Обратная дорога была такова: Армянск — Джанкой — Чонгар — Джанкой — Гвардейское — Саки — Евпатория.
И тут я вынужден предупредить, что фотографий самих МАПП не будет. Причина, надеюсь, понятна — обстановка там соответствующая. Поэтому только несколько зарисовок, позволяющих в общих чертах составить впечатление о стоявшей в этот день … м-м-м … погоде.

Армянск. Пошёл мелкий дождь …

Был совсем рядом …

В городе …

Джанкой …

Северо-Крымский канал …

Вечером возвращаемся в Евпаторию …

К сожалению, всё хорошее когда-то заканчивается. Незаметно подошли к своему логическому завершению и наши две недели, отведённые для пребывания в Евпатории. Что касается общих впечатлений, то, если коротко — понравилось, ожидалась несколько худшая картина. Хорошая еда, комфортные условия проживания, море, юг, солнце, вино и фрукты — что ещё нужно для отличного отдыха? Из Евпатории удобно добираться в любую точку Крыма, что мы и неоднократно проделывали. Дороги везде проезжаемы, но есть нюанс — новый асфальт уложен, в основном, на тех трассах, что расположены в районе Симферополя, а также восточнее, западнее и южнее его. Всё, что севернее города, находится не в таком радужном состоянии: несмотря на отсутствие в явном виде ям, покрытие с «заплатками», дорожные знаки не обновлены, а придорожная инфраструктура поскромнее. Как сетуют «в кулуарах» местные жители — что-то делается, но не так быстро, как хотелось бы им. Все очень надеются, что со временем всё придёт в норму (даже с учётом событий, развернувшихся вскоре после нашего возвращения домой).

Завершив, таким образом, своё пребывание в ТОК «Евпатория», выдвигаемся далее по намеченному маршруту, который был проложен в следующем направлении: Евпатория — Саки — Севастополь — Алушта — Судак — Феодосия — выход на Крымский мост.

Продолжение следует …

...то участок Лапотково — Ефремов заставил пожалеть о принятом решении: на пути оказалось много населённых пунктов, в которых везде выставлены знаки с ограничением по скорости в 20-40 км/ч. Зачем, для чего всё это?! Для «выдавливания» клиентов на М4?! Соответственно, получившаяся экономия денег в связи с сокращением количества пунктов оплаты от г. Видного (начало М4 от МКАД) до г. Ефремов сразу стала выглядеть весьма сомнительной — в деньгах выиграли, а во времени вчистую проиграли (по моим подсчётам, около 2,5 часов)... +2,5 часа вы уж слишком. У меня вся дорога от Тулы до Ефремова (140км) занимает 2 часа. Да на Участке Лапотково-Ефремов 14 населенных пунктов. Из них работают камеры в 2-3-х. Вы хотели ехать в населенных пунктах +100км/ч?. Ограничения в 20км/ч в районе переходов на остановках, но они носят формальный характер, а так 40км/ч.

Мой отзыв: Mercedes-Benz M-Class 2009

Пользователи Дрома с каким-то маниакальным упорством пишут одно и то же о покатушках в Крым, один отзыв скучнее другого, кто это читает вообще

Крым - не то место, где можно спокойно отдыхать в ближайшее время....
В этом году 9.08.2022г так бахнуло в Новофедоровке... какраз в то время отдыхали там... ну его нах ехать в бижайшее время

Да, что вы говорите?
Были с женой конец октября начало ноября на осенних каникулах. Ограничились прогулками по Севастополю, Балаклаве, Херсонесу, гнездом Ласточкиным и...... заводом Инкерман. Замечательно отдохнули, квартира за 1300 сутки, куда бы не ездили народу, в смысле туристов никого, одни местные. И это было когда дронами пытались ударить по Севастополю. Единственное ограничение, нельзя фотографировать ни на телефон, ни на камеру набережную, корабли, да и саму Севастопольскую бухту. Собсно трагедии в этом отношении не было, сколько уже раз её снимали, так что ничего нового. К слову с Малахова кургана, эту же бухту, да и сам город хоть заснимайся, виды расчудесные. Те же самые ограничения и на морской маршрутке, переправлялись в северную часть города, так называемую "Радиогорка" для осмотра Константиновского равелина, при посадке вежливый шмон и при виде камеры предупреждение о запрете съёмок.
При проезде по мосту в Крым отстояли 11 минут в очереди, а обратно 21 минуту. Шикарная погода +18 и выше.Кто - то спросит о цели поездки, да никакой цели не было, жену от школы увёз, а себя за компанию.
Может кому интересно, так сказать, подсказка или по - модному лайфак), питались в столовой штаба Черноморского флота, можно на вечер - утро в контейнеры с собой брать, всего - то ничего полноценный обед с компотом ) 350 -400 рублей с человека. Вход свободный для всех.
В итоге. Учитывая, что идёт война, по - другому не скажешь, в Крыму спокойно, ограничения касаются только на съёмку и то в Севастополе и то на набережной. Ну, а рассуждения отдыхать или не отдыхать, скажу так. Крым это как красная тряпка для некоторых читателей, реакция известная, что бы кто бы не писал итог один "делать там не хрен" и правильно. Ниже пяток фото из поездки и отдельная фота для Палыча из Владивостока "машина с прожектором" с Сапун горы. Ну, он знает о чём я.)
Всем хорошего дня!

Senat03
Имелось ввиду плюс 2, 5 часа к общему времени, прведенному в этот день в дороге...

Маловато что-то для первого дня прошли - 900 км, даже с учетом задержек, обычно в первый день сил побольше). А что в Чонгаре - дальше не пускают или ехать можно?

VALERY 70
Местные на выезд стояли.

36-й
К сожалению, дружище, нам тут больше ехать некуда на отдых: вверх по карте - Северный ледовитый океан: вниз - Черное море, от него правее - Каспийское. Все! Это у вас там Китай, Япония, Ю. Корея. Написали бы, как там, а?

36-й
Пропустил. Про покатушки в Хабаровск вообще ничего. Там еще скучнее и писать не о чем?!
На самом деле надо сказать спасибо что кто-то еще пишет отчеты, пускай и про одни и те же места. С учетом того что почти каждый отчет заваливается негативными комментами, в основном от диванных критиков, многие кто красиво писал о своих поездках уже перестали это делать.

Тут некоторые жалуются, мол, много скучных отчётов про Крым. Не знаю, кому как, а лично я с интересом прочитал. Особенно эпизод про кафе "В гостях у Марты", потому что год назад сам его прорекламировал на дроме. Вероятно, автор именно в моём отчёте и почерпнул эту полезную информацию. И мне приятно, и автору хорошо. ))
Спасибо за рассказ.

Ivanyc1
За счет этого участка, так?
Алекс
36-й
Зачем читаешь, тебя кто-то заставляет насильно?!
Какая-то нудятина.....

ЯМАЛ
Сколько денег вы потратили на платные дороги пока доехали до Крыма? Ни разу не ездил по платным дорогам. Участок М-4 проезжал немного, дорога не впечатлила. Особо не отличается от других регионов. За что там платить?
Есть Алтай, Байкал

ЯМАЛ
Был на авто в Крыму в 2017 г. и 2021. Построена дорога, а так больших изменений нет. Ни одной сетевой заправки или уже привычных магазинов, связь работает по всей России но в Крыму роуминг. В общем я не увидел что он наш.

sarbaz81
Да, понятно, ЯМАЛ, кто там не был, тот не видел России. О чём речь.
А по бензину, у нас в Орле на Газпроме в выходные и по карточке......у меня уже 4% скидка, 95 - 47,85 что ли, будем считать 48 рэ, в Крыму заправлялись один раз не помню как называется, по 55 с чем - то. Ужас, как жЫть! Может скажите сколько у вас стоит?
Что касается моб. связи, если селфиться где надо и где не надо, то да проблема, а так вай - фай в любом месте жительства, приехал и хоть обговорись и рассылай фото по всей стране бесплатно.
А теперь, даже не вопрос, вот я не был на ЯМАЛе, можете ответить почему? И даже дело не в роуминге и не в сетевых магазинах, ЯМАЛ, то ли наш, то ли не наш.))))))))

Те кто там не был)

alaska70
Да, да... у Вас почерпнул информацию!

sarbaz81
Во второй части весь финансовый расклад будет. Забегая вперед - 4200 руб. туда и обратно. Ну, платить есть за что.

Про ремонт дорог. В России ремонт дорог начинается тогда, когда на счёте появляются деньги. Это примерно после майских праздников. Где-то в начале июня. Вот и считайте

Отлично! Хоть меня и бесят бесчисленные отчеты по Крыму, но этот - очень интересный.
У автора занятный русский язык - так говорили и писали в конце XIX века. Очень грамотно и литературно.
57ВалеRUS
Да, что вы говорите? Были с женой конец октября начало ноября на осенних каникулах. Ограничились прогулками по Севастополю, Балаклаве, Херсонесу, гнездом Ласточкиным и...... заводом Инкерман. Замечательно...
Объездил чуть не весь Крым до 14-го года. После известных событий - не ездил и не поеду.
sarbaz81
"Платники" - это очередное гособувание холопов.
Есть Алтай, Байкал

Кедровый, Томская обл.
36-й
Про Крым всегда читать классно! Особенно, если фото качественные! А за крымские пейзажи - огромное спасибо автору!
Кто здесь уже был - смотрим и душу греем...
Кто не был - накидывайте планы)))
Крыма много не бывает! Надеюсь, что в скором времени снова там побываю...
Honda Odyssey Absolute 2002г., Toyota Hilux Surf 1998г.
В стране оказывается столько денег было и на пенсии и на дороги бесплатные хватило бы на веки вечные,но решено пустить все коту под хвост.

... Флаги на узле - двух буржуйских государств,враждебных к трудящимся двух народов. Настоящие дружба и братство были при двух других флагах,на общем гербе.
Toyota. SR50G____ Fulltime-4WD.
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2010

В 2016 в Керчи на горе Митридат удалось побывать внутри вот в той голубой постройке , что на фото на вершине...)
Там что, уже победили преступность?
А при чем тут преступность, она везде существует в мире. Но однозначно на южном направлении она выше, если так интересно
Николай
Ну не знаю... Тут, на юге, ну могут облапошить, обмануть, редко когда ограбить. А там, на северах, могут запросто убить за, например, десяток-другой тысяч... Или за тачку. Это же края ссыльных, переселенцев и бывших заключенных. запрещенное АУЕ где процветает, в Ростове что ли? Едва ли...
Минск
В июле-августе мог успеть ещё и Херсон зацепить.
Товарищ майор
Тебя кто-то заставляет туда ехать?

Alexandro B
В июле-августе мог успеть ещё и Херсон зацепить.
Нет, не мог. Тогда была еще не территория РФ. Официально.

Там что, уже победили преступность?
Житель Ростова-папы рассуждает о преступности на Алтае и районе Байкала... Ужасошася!)))

Товарищ майор
Если верить, скажем так, отдыхающим как вы говорите с "северов" в ваших краях, то ваше предложение должно выглядеть так: "Тут, на юге, НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ облапошить, обмануть, А ИНОГДА и ограбить ПРИЕЗЖИХ.". Откуда в Сибирь ссылали? Нередко из ваших благословенных краёв....
Товарищ майор
Что-то ничего не слышал такого про севера, а тем более про АУЕ , а где у нас спецоперация то проходит, напомните? Ну дак это далеко же, чуть больше сотни км, где станица Кущёвская, не в ваших южных краях, пост ГАИ Цукерова балка. На юга народ едет отдыхать, соответственно с баблом и это все знают.
Мдя. Автор вроде на вполне себе неплохом автомобиле, а евреит на оплате дороги, не подключает интернет и в шоке от цены на дизель в Крыму.
Крохобор какой то.

Товарищ майор
С каких пор Алтай и Байкал стали северами? Насчет преступности на Алтае - меньше желтой прессы читайте....
sarbaz81
мы тут 8 лет живем с ощущением, что на Крым забили и в любой момент жест доброй воли будет, только нас еще мобилизуют и в расход при отрицательном наступлении...

Крохобор какой то.
Узнаю. Типичный поход "богатого" человечка, который уж бы тут развернулся в плане траты денег, не выезжая из своего села. Дружище, вы не поняли, это был сарказм, если что...
Сыгда
А терки в мотеле за скидку - тоже сарказм?
Это надо было до такого додуматься....

Сыгда
А терки в мотеле за скидку - тоже сарказм?
Это надо было до такого додуматься....
Что за фантазии? В каком?!
Сыгда
$$$а стоимость номера начиналась от 2500 руб.). Мой вопрос — а можно ли заплатить хотя бы за половину суток (нам же только переночевать)? — был совершенно неуместен, о чём мне сообщали по телефону с завидным постоянством.$$$

Это как не доесть обед и потребовать возврата оплаты.
У вас что денег нет на дорогу?

Ну, дружище, нельзя быть таким невнимательным, вешая, затем, на незнакомых людей соответствующие ярлычки. Давайте-ка попробуем еще раз: речь шла о том, чтобы не платить СРАЗУ 2500 руб., а заплатить половину. То есть, если вдруг опоздаем, то пропадет не 2500, а 1250. В чем плох мой план? Надеюсь, что есть теперь понимание ситуации? А ежели вы, батенька, делаете иначе, то могу только поздравить с достигнутым уровнем благосостояния. И давайте прекратим эту ненужную дискуссию. В противном случае прошу опубликовать здесь рассказ о своей поездке, где расскажете, как ездили в отпуск, не считая никаких расходов. Было бы очень интересно. Идет?

Valeriy Kraynukov
Что за восемь лет яхту не купили? Несчастные вы наши.
Предпоследний раз были в 2020 году и вот в этом, разница, если не огромна, то однозначно в глаза бросается и не в худшую сторону. Взять хотя бы дороги, в 2023 году до Севастополя окончательно Тавриду доведут, работы ведутся практически в городе, на подъезде. Что касается цен на всё или на те же продукты, ну так кто виноват, жадность природная, уточнить только надо, чья жадность. Жену возил на центральный рынок, вышла говорит, хосподя, у нас виноград в супермаркетах уже 80 рэ за кг., а тут 140 и не подходи и так во всём. Грецкие орехи правда сторговала у какой - то женщины по 180 рэ за кг, у нас они 750-800 рэ.кг. Всё.
Крым прекрасен в любое время года и природа и достопримечательности! Всё остальное на любителя, чем меньше общаешься с местными, тем лучше, да и то под местными я подразумеваю, тех кто в сфере обслуживания, торгаши и т.д.
Рассказываю.
Брал с собой подругу моложе на 15 лет и ехал не озираясь на цены и знаки.
Останавливался где захотел, ценники не интересовали совсем.
Цена на бенз тоже.
Надоело Сочи, погнали домой.

Все.
Сыгда
А вообще, даже иностранцы отмечают российскую ментальность - в кабаке пропивать и прожирать бабло пачками, но давиться при оплате такси и прочих услуг.

Рассказываю.
Брал с собой подругу моложе на 15 лет и ехал не озираясь на цены и знаки.
Останавливался где захотел, ценники не интересовали совсем.
Цена на бенз тоже.
Надоело Сочи, погнали домой.

Все.
О! Молодец! Но я же не пишу, что это не здорово. И ярлыков не клею. Поэтому... Терпимее надо быть к людям. Рассказа об этой шикарной поездке, видимо, не увидим?

Сыгда
Ну все? Завершаем дискуссию по этому вопросу?
В

36-й
Зато это даёт понять, стоит ли откладывать уже отложенное и дальше ))

Ivanyc1
+100500 плюсов, ждём с ДВ отчёты, а то у меня из отзывов только от знакомого, что на Сахалин уехал, летом говорит когда купаешься яйца к подбородку прячутся....

Товарищ майор
Ешь по меньше зелёных помидор на ночь, не читайте перед обедом советскую прессу и не смотрите Рен ТВ.

57ВалеRUS
Да, понятно, ЯМАЛ, кто там не был, тот не видел России. О чём речь. А по бензину, у нас в Орле на Газпроме в выходные и по карточке......у меня уже 4% скидка, 95 - 47,85 что ли, будем считать 48 рэ,...
Приезжайте, кто не даёт. По поводу бензина разница может громадной. Конкретно у меня в посёлке 95 - 64 р., 92 - 62р. В г. Губкинский например 95 и G драйв на Газпромнефти стоит 30 и 30,10 соотвественно а 92 - 35,95 р. В некоторых отдалённых посёлках может и 100 и 200 р за литр достигать.
57ВалеRUS
Что за восемь лет яхту не купили? Несчастные вы наши. Предпоследний раз были в 2020 году и вот в этом, разница, если не огромна, то однозначно в глаза бросается и не в худшую сторону. Взять хотя бы дороги,...
так кроме дороги и моста что за 8 лет?

Разговор то ни о чём. Могу только догадываться, возможно вас обошли, а может что - то и отняли. А так сразу на ум приходит Аэропорт, раньше у вас там были двери на одной петле, а по взлётной полосе коровы паслись. А какая красивая Ялтинская набережная, а Ласточкино гнездо, наконец-то до ума довели, ещё бы немного и в море всё обвалилось, а Балаклавский музей, который был разворован, щаз хоть открыли заново, а рядом так же набережную делают. Дружище, я не веду статистику, рассказываю лишь о том, что сам видел.
А, да в этом году воду дали, канал открыли))).

Крым - не то место, где можно спокойно отдыхать в ближайшее время....
почему? Есть же фанаты экстрима.

sarbaz81
Про роуминг я сейчас тайну открою. У меня в Краснодаре на МТС для телефона с ХМАО тоже роуминг (звонки на любые телефоны кроме МТС стоят не кислых денег). Я подключаю за 104 рубля услугу "Домашний пакет +" на месяц и роуминга нет. Самое интересное тоже самое происходит в Крыму. Ровно та же услуга за 104 рубля снимает все ограничения и я больше ни за что не плачу. Так что по связи Крым не отличается от другого региона РФ.
Еще вы забыли про новый аэропорт и возможность доехать в Крым по ЖД.
В Крыму работают банковские карты РФ, причем до 2014 года нужно было постараться, чтобы оплатить картой, никто не хотел, все скрывали доход, поэтом приходилось ходить с наличкой. Цены все рублях, разговаривают на русском, местами остались указатели на украинском языке, но понять их можно не прикладывая усилий.
Нет крупных федеральных сетевых магазинов/заправок, но зачастую в каждом регионе бывают свои региональные сети, и переезжая из региона в регион можно не найти свой любимый магазин или заправку.
В общем не понятно, что не так.
Toyota Sprinter AE104 '94
Toyota Corolla E11 '97
Toyota RAV4 '10
Toyota Celica GT-Four '97

Это еще вопрос житель ли он Ростова. Темы связанные с Украиной набирает кучу комментов из соседней страны.
Toyota Sprinter AE104 '94
Toyota Corolla E11 '97
Toyota RAV4 '10
Toyota Celica GT-Four '97

dtrofimov
Дорога это самое основное, она позволяет быстро, просто и с комфортом попасть куда угодно в Крыму Про роуминг я сейчас тайну открою. У меня в Краснодаре на МТС для телефона с ХМАО тоже роуминг (звонки...
Тем то и отличается что я с теле 2 езжу по всей стране без роуминга и не подключаю дополнительно никаких пакетов.

deebor
Это как интересно?. То действующий маяк.

sarbaz81
Ну если учитывать что еле 2 не везде работает......

В Тамани на раскопах ничего интересного нет. Хор что не попали. Бессмыслица.
Все интересное тащут в музеи. Иногда даже не Таманский. Музей в парке Лермонтова. Если стоять на улице - фото"На улицах Тамани примерно так" то с лева между трехэтажкой и сквером. В Тамани обязательно надо смотреть турецкий фонтан. Реально интересно, но это действующий источник. Ничего похожего на музей там не увидите но воды наберете. Ну и диковинку посмотрите. Это единственный в России конденсационный источник. Старинный мляяяя но рабочий. тэг "Турецкий фонтан Тамань" Открыто утром 8-00 до 11-00 и вечером с 15-00 до пяти помоему.

Семе
В Тамани на раскопах ничего интересного нет. Хор что не попали. Бессмыслица. Все интересное тащут в музеи. Иногда даже не Таманский. Музей в парке Лермонтова. Если стоять на улице - фото"На улицах...
Понятно. Ну, уже в следующий, надеюсь, раз.

Товарищ майор
1. Это с каких пор Алтай северами то стал?
2. Высылали то от вас.

Товарищ майор
1. Это с каких пор Алтай северами то стал?
2. Высылали то от вас.
А я о чем? О том же. Туда и высылали "лучших людей"....

Артем
Ivanyc1
Нет, не мог. Тогда была еще не территория РФ. Официально.
А сейчас?)))

Артем
А сейчас?)))
А сейчас можно - это РФ...

Семе
Это как интересно?. То действующий маяк.
Ну насчёт интересно... внутри ничего такого не было... Особо ничем обстановка не запомнилась.... А попал я туда только потому, что из него вышел сторож, который случайно оказался из моего города, где он раньше жил

Крым - не то место, где можно спокойно отдыхать в ближайшее время....
Уточните, что значит "ближайшее время" в вашем понимании?

Senat03
В принципе, если так рассуждать, то все ПДД носят формальный характер. До тех пор, пока не приходят штрафы пачками... Верно?

Kotokroly
В принципе если не вчитываться, что написано. Красиво выдернули слова из контекста. Повторюсь, считаю формальными ограничения в 20км/ч в населенных пунктах в районе переходов у остановок - это от силы метров 20. Или вы видели когда приходили штрафы именно за нарушение скоростного режима в таких местах?

Senat03
Приезжайте в гости на Тамбовский тракт. От Мичуринска до Тамбова на каждой зебре знак 70 и тренога замаскированная за отбойником. А это даже не населённые пункты.

Kotokroly
Ну вот 70 же не 20км/ч правда?

Ехать на автомобиле в 200 л.с. и пытаться съэкономить на платных дорогах...
Автор , вы случайно не из тех , кто едет на Арбат и прикрывает номера чтобы не платить за парковку ?