|
Настоящий очерк — это первая глава из моей книги «Быть вместе». Выход книги планируется через месяц-полтора. А пока шесть очерков решил переиздать в сильно переделанном виде. Очерки были опубликованы во многом благодаря поддержке читателей ресурса ДРОМ.РУ.
Моя цель, как и созданного мной сайта spasi-hram.ru, объехать все республики бывшего СССР.
Сначала поездки проходили спонтанно, со временем пришло понимание правильности выбранного пути. В результате общения с простыми людьми, не политиками, не актерами или блогерами, а именно простым народом, я понял, что все они хотят одного, чтоб мы опять были вместе. Цивилизация под названием русский мир принесла людям только благо.
Автор очерка уверен, что мы опять будем вместе, через 10, 50 или 100 лет, но будем. Сейчас в это сложно поверить, особенно когда идет война (так называемая специальная военная операция). Но и в Чечне была СВО, а сегодня чеченцы одни из главных защитников России.
Следующим очерком будет дневник поездки по Украине, Молдавии и Приднестровью, совершенной за два года до начала СВО. Главное достоинство очерка состоит в том, что по нему ясно, почему произошла эта война.
О прошлых и будущих экспедициях автора можно прочесть в конце очерка. Там же можно и заказать книгу или поддержать экспедиции этого года.
В результате своих экспедиций я создаю патриотические статьи и книги, о чем до последнего времени мало писали наши СМИ.
1. Это книги бесед с участниками войны (на следующей неделе выходит вторая книга «Победители»).
2. Книги бесед с многодетными родителями. Теми, кто не пошел на поводу у глобалистов и продолжает иметь много детей, а значит, и счастливые семьи.
3. И книга бесед с фермерами и крестьянами, живущими на своей земле и от земли.
Дневник экспедиции по Казахстану
Город Карасук. Священник от Бога
День ушёл на налаживание связей с карасукским священством. Мне нужно было автомобиль оставить на прицерковной территории и продолжить путь по Казахстану на маленьком мотоцикле.
Около часа пробеседовал с отцом Антонием. Это молодой священник, пять лет назад он окончил новосибирскую семинарию. Про таких говорят — священник от Бога. Собственно, такими священники и должны быть — полными бессеребренниками, витающими между небом и землёй. В СМИ постоянно рассказывают о священниках, у которых дорогущие джипы, которые купаются в деньгах. Он даже на службу ездит на простом односкоростном велосипеде.
Сначала долго ждал, пока он освободится, закончит с крещением, отец Антоний одновременно крестил 18 человек. Сказал, что летом каждое воскресенье столько крестится, бывает и больше. Получается, что Русь почти вся крещена, но только не воцерковлена. Однако русские, если глубоко копнуть, почти все верующие, но вера наша ушла глубоко в подсознание, мы научились её прятать и редко проявляем. В Карасуке, сказал отец Антоний, на службу ходят тоже в основном бабушки.
Начинал отец Антоний учиться в тобольской семинарии. Там познакомился с будущей женой, которая училась в иконописном училище, и её за дружбу с ним из училища выгнали. Верующая подруга, это штучный «товар», поэтому он вслед за нею переезжает в Новосибирск, куда она перевелась в местную иконописную школу.
В новосибирской семинарии, рассказывает он, их на первом курсе было 35 человек, а священниками из них стали единицы — очень большой отсев и во многом из-за жён, кто-то не смог верующую жену найти, кто-то развелся…
Когда его по окончании семинарии направили в глухое село на границе с Казахстаном, с отцом Антонием впервые в жизни случилась истерика. Через три месяца его перевели в Карасук, где он стал штатным священником, а по сути все тут на нем теперь и держится. Здесь он обрёл все, что было нужно для счастливой жизни - дали квартиру от прихода, а жена родила долгожданного сына...
Коленопреклоненная
У карасуковского храма есть своя достопримечательность — местная нищенка. Не заметить её нельзя, она всегда во время службы ждёт вас при входе в храм, причем стоит она только на коленях. В таком же коленопреклоненном положении она здесь и спит.
Отец Антоний сказал, что родилась она здоровой, но в молодости над этой несчастной надругались, с тех пор она служит живым укором всем людям, напоминая о грехах и взывая к нашему милосердию. Кто знает, может, в Карасуке вызревает новая святая, какая-нибудь Матрона или Ксения Карасукская? Хотя в наши последние времена святым стать неимоверно сложно. В любом случае, если её когда-нибудь изобразят на иконе, она будет коленопреклоненной.
Фермерская община
Казахскую границу прошел без каких-либо проблем. На казахской территории, недалеко от границы, заехал в село Жалаир, в фермерское хозяйство братьев Айтхужиновых. Вообще-то, я поехал к ним воды набрать, но они, пока меня не накормили, не расспросили обо всем, не отпустили.
В начале 90-х начал фермерствовать их отец одним из первых на селе. У него было 10 детей, два его сына продолжают дело отца (остальные дочери). Беседовал я главным образом с Канапье Айтхужиновым (Костей).
Фермер Канапье Айтхужинов
Техника у них вся старая, тракторы Беларусы по 50 лет служат. Они делают все возможное, чтоб кредиты не брать. За последний год я написал о русских фермерах два десятка очерков, потому могу сказать как специалист, что проблемы в Казахстане те же, что и у русских фермеров. Государство поддерживает главным образом агрохолдинги, а простые фермеры, которые, собственно, и поднимают село, что в России, что Казахстане, никому не нужны, они должны сами выживать. Главное, что агрохолдинги производят некачественный продукт, накачанный химией, фермеры делают более натуральную еду.
Фермер Костя детей своих в труде воспитывает, и они по стопам отца пошли. Учит он их так: летом, если ты хозяин, можешь и в три часа утра встать и до двенадцати ночи трудиться, а зимой уже можешь и отоспаться.
Во дворе фермы у них стоит памятник одному из героев Великой Отечественной — генералу Панфилову, дивизия которого, сформированная из русских и казахов, остановила фашистов под Москвой. Этот памятник долгое время стоял в центре их села, но в 90-е на волне ненависти ко всему русскому, его решили снести. Фермеры памятник забрали себе, установив во дворе фермы. Как это так, говорят они, наши деды воевали, совместно Родину защищали, как можно к их памяти так относиться?
В каком-то смысле моё путешествие — это поиск доказательств, что люди, живущие по заповедям, никогда не будут жить в нищете, не будут брошены своими детьми на произвол судьбы и не будут обижены жизнью. Двадцать лет путешествую и везде встречаю тому подтверждение.
А я еду дальше по казахской жаре. В следующее русское село Успенка заехал молочка купить. Продавщица показала дом, где корова есть. Постучал в высокую калитку. Вышла хозяйка, женщина лет тридцати, двое детей из-за её спины выглядывали. Даже денег не взяла. «Здоровее будем», — сказала она. Жители сел и деревень ещё помнят, что путникам и странникам в пути очень трудно. Ведь не случайно за путешествующих молятся во всех православных храмах.
Хозяйка сказала, что село их хоть и русское, но казахов последнее время много приезжает, а русские, наоборот, уезжают. Они тоже собираются в Россию ехать. По всей видимости, жизнь русских в Казахстане не очень светлая, хотя мне это село, по русским меркам, показалось очень даже перспективным. Захудалых и бедных домов не видно. У них даже храм свой есть.
Почему в Казахстане бросают благоустроенные квартиры
В 30 км от Павлодара стоят полузаброшенные пятиэтажки. Народ мудреет и в каменных джунглях жить не хочет, понимают, что в квартирах живут только нищие, самые несчастные люди на земле. У нас в Томске самая последняя квартирка стоит несколько миллионов. В Казахстане люди более мудрые, они ближе к земле. Мы, русские, от неё, к сожалению, уже сильно оторвались.
В одном пятиэтажном доме осталось всего четыре жилых квартиры, остальные хозяевами оставлены. Кто остался, почти бесплатно живут, только за свет платят. А вода у них тоже странная. На первом этаже попросил воду, хозяин слазил в погреб, там включил насос и в ванне у них вода полилась, так я набрал воды. Отопление у всех тоже только печное, то есть бесплатное. Нет, мудрые люди все же в Казахстане живут.
На школе увидел непонятную надпись. Сказали, что это написано «добро пожаловать» по-казахски, но латинскими буквами. В Казахстане, непонятно зачем, отменили русский шрифт. Пусть Россия самый близкий сосед, пусть она и создала здесь государственность, но власти пошли по пути Грузии и Украины, а значит, будущее здесь туманно.
Песчаное — форпост России
Недалеко от Павлодара заехал в село Песчаное, встретиться с отцом Олегом Мироновым..
По его словам, их сюда с матушкой сослали в 99-м году и с тех пор благополучно забыли. За это время отец Олег создаёт здесь, с Божьей помощью, два храма.
Сам дом отца Олега представляет из себя настоящую общину, где под одной крышей живёт несколько семей. Он с матушкой, двое его взрослых детей со своими детьми. Чтоб всем хватило места, они объединили две квартиры и пристроили второй этаж. Так квартирный вопрос они решили без ипотек и кредитов. Еще с ними живёт некий дедушка, который построил две церкви в соседних селах, — не бросать же его на произвол судьбы, сказал отец Олег.
Когда входишь к ним во двор, при появлении чужого поднимается страшный лай. На цепи сидят пять небольших беспородных собачек. Им подбрасывают щенков, девочек, которых отдать сложно. Топить грех, вот они и подбирают всех и принимают в свою общину.
Почему священники бегут из Казахстана
В Казахстане православие хоть и вторая религия, но она же и последняя. Ей никто не помогает, но открыто и не угнетает. Потому священники и бегут из Казахстана, что здесь им надо реально много работать.
Отец Олег не ходит по спонсорам, он сам много трудится. Когда-то ему помогали, теперь он все делает сам. Приход держится только благодаря его неудержимой энергии.
Автомобиль у него — разбомбленная очень старая и ржавая Волга, единственное её достоинство, что на ней когда-то ездил архимандрит Иосиф (Еременко), известный писатель, обладающий даром слова, который тоже недавно переехал в Томскую епархию.
У отца Олега правило — за свечи, крещение, поминовение и все прочее плату не брать, каждый платит столько, сколько может, как всегда и было на Руси, как и должно быть в храмах и сегодня. Такие батюшки есть везде, только о них мало кто знает, они не светятся, в телевизорах о них не говорят.
В Песчаном познакомился с глубоко верующим библиотекарем, Ириной Леонидовной. Подчеркиваю её веру, в наше время настоящая, деятельная вера - это штучный «товар». И приходят люди к ней, порой, через большие скорби.
Ирина Леонидовна рассказала свою печальную историю. Её взрослый сын серьезно заболел. Она поехала к нему в больницу в Россию, хотя её и предупредили врачи, что она может опоздать. Сын ей сказал, что хочет жить. Она позвала батюшку, чтоб исповедовал его и причастил. Сын её тогда искренне покаялся и случилось чудо, началось выздоровление. Он ещё год после этого прожил. Но он вернулся к своим старым привычкам и грехам, вернулся в старую компанию, начал опять пить, курить — и болезнь его победила.
Илья Муромец на пенсии
Муж библиотекарши красивый, статный украинец, богатырь, Илья Муромец на пенсии, как я его про себя назвал. 40 лет он занимается пчелами. Начал с 3 семей, теперь у него их 150. И хотя он ещё не на пенсии — в Казахстане тоже сдвинули пенсионный возраст по евро-указке, пчелы ему дают дополнительно ещё пять пенсий. Когда он садится за стол, у него есть правило, чтоб ему ставили не маленькую розеточку с медом, а огромную чашку, из которой можно черпать столовыми ложками.
Болезням в наш цивилизованный век подвержены не только люди, и у пчел появилась масса новых болезней, которых раньше не было. Он нашёл свой выход. Чтоб пчелы лучше зимовали и не гибли, на зиму их перевозит на стареньком Камазе под Алма-Ату. То есть пчелы у него получаются по-настоящему перелётными.
Как я со Сталиным строила великую Россию
Самая продолжительная беседа у меня состоялась с главным старожилом села Песчаное, 97-летней труженицей тыла Марией Федоровной Классен.
Живет она последние годы с дочерью и, конечно же, только благодаря ей дожила до таких преклонных лет.
М Ф Классен с мужем (архивное фото)
Разговаривали мы на самые разные темы, потому что встретить человека такого легендарного возраста, с которым можно ещё и свободно поговорить на самые разные темы, это большая удача. Расспрашивал её о Сталине, о той эпохе, от которой нас теперь стараются отделить, потому что становление её пришлось как раз на сталинские годы, и она их прекрасно помнит. Она не понимает и очень возмущена, что его теперь всячески очерняют. Считает, что Сталин очень много сделал для России. Все, что моя собеседника вспоминала, это труд, труд и ещё раз труд, потому что она, а не кто-то, создавала великую Россию.
Она ни о чем не жалеет — так было надо, время было очень сложное, военное, потом послевоенное...
На работу пошла в 13 лет, сначала работала в няньках, потом на заводе. Как бы тяжело не было, родила и воспитала трёх детей и участвовала в создании великой страны, достижениями и наработками которой мы все ещё живем.
В войну она жила в подмосковной деревне, вблизи Гусь-Хрустального. Парней у них всех выбила война. Она вышла замуж за русского немца, которых на войну не брали как неблагонадежных. И хотя муж её был протестант, всех детей она крестила в православной церкви, а один из сыновей даже служит теперь священником в Омске.
В Казахстане очень много солнца. Русскому это непривычно. Утром вышло солнышко и все, уже никуда ехать не хочется, а хочется сидеть на месте, пить чай с медом, писать и думать. В России мало солнца, особенно в Сибири. Русские, славяне раньше жили на нормальных солнечных землях, в хорошем климате Восточной Европы. Даже Восточная Германия, это все бывшие славянские земли, достаточно посмотреть на их географические названия, но наших предков вытеснили с теплых благодатных земель в более холодные, где никто больше жить не хочет. Собственно, тот же процесс сейчас происходит на Украине. Ведь западные украинцы, галичане, которые там теперь пришли к власти, они очень озападнены, славянского в них почти нет.
Казаки из Ямышево
Приехал в Ямышево, село где один казачий атаман строит церковь. Приехал в Ямышево вечером. Атаман, Сергей Иванович Городничев, немолодой уже мужчина, один из немногих потомственных казаков, чьи предки живут здесь уже триста лет.
Атаман прекрасно понимает, что казачество прежде всего это православное воинство, потому они малым числом и завоёвывали такие огромные пространства. Поэтому рядом со своим домом он строит церковь. Строит в основном своими силами. Раньше он работал преподавателем в техникуме, после перестройки открыл небольшой магазинчик, теперь его продал и, чтоб что-то сделать для Господа, для народа, для своего села, что-то изменить в политике государства, деньги вложил в строительство церкви.
Почему боятся казаков
В России с казаками очень туго. Их уничтожили как класс и возрождать не собираются. Я надеялся, что хоть тут будет получше. Но похоже, что казачество как класс уничтожалось во всем мире. Хотя считается, что казачество в Казахстане сохранилось лучше, чем в России, но и тут оно живо только на фольклорном уровне. Все, что им разрешают делать, это два раза в год ездить на казачьи сходы и проводить праздники.
Казачество нераздельно с самодержавием. Пока у нас было самодержавие, было и казачество. Казаки есть представители другого менталитета, не либерального, не капиталистического и уж точно не постсоветского, потому они не нужны нынешнему времени, как в Казахстане, так и в России. Когда случится катаклизм, и о казаках тут же вспомнят, как вспомнили в Великую Отечественную, как вспомнили теперь в Донбассе.
Казаки во многом и создали Россию таких огромных размеров. Сибирь и Дальний Восток прибавили русскому царю именно казаки. А открывали они новые земли порой «случайно». Из-за своего свободолюбия они бежали от властей в неведомую Сибирь и невольно ее присоединяли...
Атаман из Ямышево рассказал, почему русские по 40 тысяч в год уезжают из Казахстана. На телевидении основные российские каналы прикрыли, оставили ширпотреб. Оралманам, то есть казахам, которых переселяют из Монголии, Китая и других стран, дают деньги, земли и селят главным образом на севере страны, на исконно русских землях.
Жара здесь стоит жуткая. И это ещё не южный Казахстан и еду я по осени. И хоть еду я на мотоцикле, но очень тяжело, каждые 10-20 километров останавливаешься, пьёшь воду. Деревни все на одно лицо, все выжжено. В каждой деревне все по стандарту: один магазинчик, маленькая мечеть, людей на улицах нет. И это еще вблизи большой дороги, что тогда в глубинном Казахстане? Говорят, там можно и в рабство попасть и будешь всю оставшуюся жизнь пасти овец. Хотя, если честно, я даже не знаю, где большее рабство, пасти овец в Казахстане, или сидеть в каком-нибудь офисе перед компьютером и прожигать за ним свою жизнь. Моя сестра посидела 20 лет, плюнула и пошла просто шить одежду. Жена тоже ушла из офиса и теперь воспитывает детей в садике.
Казаки братья Чибисовы
В Казахстане народ живёт в основном своим хозяйством, на земле и от земли. Казахстан — это сельская страна. Ходят они на работу или нет, но живность — корову, свиней, птицу — почти все держат. На село Ямышево, где более тысячи жителей, приходится дойное стадо в триста голов, ранее было два таких стада, пока не стали вырезать коров под прикрытием ботулизма. Проверяют кровь, говорят что якобы болеет скотина и заставляют ее резать. Государству эпохи глобализации не выгодно, чтоб люди имели свою живность.
Если ты имеешь корову и прочую живность, значит ты независим, не ходишь каждый день в магазин, не платишь им дань, не кормишь государство, которое, в принципе, ничего не производит, а живет нашими налогами. Нигде в цивилизованных странах коров не держат, но в Казахстане все осталось как прежде.
После атамана в том же селе еду к братьям Чибисовым. Они мне покажут бумагу, которую выписали на их корову, якобы она больная. Только они её не отдали. Чуть не с ружьем отбивались. Говорят, все это липа, кто не сдаст, на следующий год корову проверят, она будет здорова.
Ночевал в степи, отъехав на несколько километров от села. Утром мимо пронёсся табун лошадей, очень красивое зрелище. Сытые, свободные, откормленные кони — им здесь полная свобода вольница.
Заметил на себе клеща, это уже второй клещ, снятый мной в Казахстане. Клещ редко кусает сразу, он сначала, как правило, долго ползает. Не знаю, есть ли здесь энцефалит, но клещи теперь есть. Сегодня много говорят о том, что в Украине готовили бактериологическое оружие, а то, что зараженный клещ это тоже бактериологическое оружие, только ползающее, о том никто даже не заикнется. Да что клещ? Даже колорадский жук, которого раньше никогда не было, лично мной тоже воспринимается как бактериологическое оружие.
Народы, которые жили на территории нынешнего Казахстана, никогда не вели оседлый образ жизни. Благодаря русским они осели. Если посмотреть старые карты, мы видим, что на них нет Казахстана. Есть калмыки, киргизы, но новоявленных казахов нет.
Казахстан как государство создали русские. И первостепенное значение здесь именно наших казаков, отвоевовших эту землю, отсюда и название — Казахстан (хотя ещё сто лет назад их чаще называли кыргызами).
Казахи — очень общительная нация
Если ты остановился на дороге и рассматриваешь карту, проезжающий мимо казах, скорее всего, остановится, спросит, нужна ли помощь.
Я стоял у мотоцикла, смотрел карту. Первый проезжающий мимо автомобиль остановился, это оказался учитель казахского языка. Пробеседовали с ним около получаса. От него узнал, что наш великий Потанин, сибирский Лев Толстой, родился в Ямполе, где я не так давно беседовал с казаками. А могила его находится в университетской роще в Томске. А дача Потанина находилась в селе Петухово, где живут теперь мои родители, и ходил он в ту же церковь, что мы теперь ходим.
Учитель сказал, что казахи плохо знают свой язык, во всяком случае здесь, на севере. Еще сказал, что казахи страдают от «тайной» китайской экспансии, как и у нас на Дальнем Востоке, когда китайцы женятся на казашках, чтоб иметь потом право наследовать землю. То же самое происходит и у нас, но о том не модно теперь писать и говорить.
Полдня еду по степи, а встретил всего пять машин, три стойбища и одну деревню примерно на триста жителей. Казахстан, и правда, одна из самых малонаселённых стран в мире, один человек на три километра, во всяком случае на севере Казахстана так. Потому что север Казахстана, он русский, казахи и теперь там не очень хотят селиться.
И только холодная вселенная перед тобой
Очень холодная была ночь, может, потому что рядом озеро. Здесь не было ни одного деревца, чтоб скрыть палатку от посторонних глаз, поэтому поехал к озеру, вокруг которого хоть какие-то кусты растут — спрятаться в казахской степи не так просто. А палатку ставить на глазах у всех в дикой степи не хотелось.
Когда стемнело, в темноте надо мной стали пролетать стаи птиц — утки и чайки. Луны нет. Очень темно и тихо. Полная тишина. У нас в России не такая тишина. Село Петухово, где живут родители и где я прописан уже двадцать лет, находится в сорока километрах от города, там нет такой тишины. Здесь вообще какая-то всеобщая пустота и только холодная вселенная перед тобой.
Чем я питаюсь в Казахстане? В эту поездку меня много подкармливают, это специфика сельского Казахстана. Братья казаки дали с собой шмат сала, который теперь ем. Использую местную еду — арбуз и хлеб. Этого вполне хватает для перекуса. Еще готовлю супы, но после магазинных пакетированных супов появляется изжога, а это показатель того, что он химический. Организм сам показывает, что можно есть, а что нет. В советское время от пакетированных супов тоже была изжога, натуральное во все времена ценится, вне зависимости от того, капитализм или социализм.
Русские это те же казахи
Заехал в глухую заимку воды спросить . Долго искал людей. Ходят коровы, кони, но людей нет. Сигналил, сигналил, наконец вышли мужчина и женщина. Вроде русские. Мужчина ушёл по делам, а женщина пригласила на чай по русскому обычаю. Подала блины.
Они оба такие чёрные, загорелые, что более походят на казахов, чем русских. Муж ее перекрыл озеро сетями и два раза в день проверяет. Таким образом несколько кило рыбы в день они имеют. Это и есть их основная еда и зарплата. Зато полностью независимы и офисное планктонное рабство им не грозит.
В Карелии я когда-то познакомился с молодым человеком, который поселился на «необитаемом» острове. На том острове когда-то была деревня, жили его предки. Деревня эта полностью вымерла, как и очень многие села и деревни в России, а он решил туда вернуться. Потому что там самый настоящий рай земной. Он тоже перегородил озеро чуть не километровой сетью и через день её проверял, сдавая рыбу в посёлковый магазин. Ещё на том острове сохранился огромный деревянный храм XVI века. Не будь храма, он бы там, наверно, и не поселился. Раз в год приезжали реставраторы, вешали новый замок, который он потом сбивал — храм всегда должен быть открыт. (Подробнее о том смотрите в моем первом фильме "Путешествие в поисках русской Гипербореи").
Ночью было опять очень холодно. На мотоцикле образовался слой тонкого льда. Больше ночевать вблизи озер не буду, можно простыть, а в пути это чревато. Ещё не хватало только в казахскую больницу попасть — после украинской я два года восстанавливался. А после казахской можно и не восстановиться.
Безводное — нищие миллионеры
Магазинов в казахской глубинке нет, в основном кто-то торгует у себя дома. Заходишь в этот дом, там человек отрывается от своих насущных дел и идёт в магазин, обслужить тебя.
Пролетела стая журавлей. Сначала услышал, как они курлычат, долго всматривался, с трудом увидел, очень высоко летят, на юг путь держат, никакое охотничье ружьё их не достанет. Я еду в Россию, на север, в прямо противоположном направлении.
Сегодня случилась непредвиденная встреча в деревне Безводная, где фермерское хозяйство основали три брата. В 90-е родители их умерли, они сплотились после их смерти и 25 лет занимаются фермерством. Разговаривал с одним из братьев, все здесь на нем держится. Остальные братья живут в городе, их дети приезжают помогать. Всем детям братья купили дорогие машины.
Спросил у фермера, какая у него машина, он ответил, что она ему не нужна, надо будет в город съездить, попросит детей, отвезут. Хозяйство у них большое, 300 коров и 500 коней. Если ему надо будет, он себе Мерседес последней модели купит, только он этого никогда не сделает, потому что он ему без надобности.
Поговорили с ним о политике, как обычно, я ругал свою власть, он свою. Я так думаю, что ничего плохого у них нет, если его власти позволили ему так разбогатеть. В России с этим сложнее. И пусть я написал два десятка очерков о русских фермерах, да, они не бедные, но и не сверхбогатые. Больше пятидесяти коров не было ни у кого. А тут триста.
А вообще, подняться в любое время можно, в любом государстве. Как мне рассказывала одна фермерша про своих двух соседей. Одна семья с утра до вечера трудилась, а вторые только на воротах висели и власть ругали. И в результате у первых были и корова, и трактор, и полный дом детей. А у вторых как не было ничего, так и нет (полностью эту беседу смотрите в приложении).
Детям своим фермер из Безводного хочет дать хорошее образование. Сами братья образования не имели, только всю жизнь фермерствовали. У каждого из братьев по два ребёнка, а у их родителей было семеро. Это для меня ещё не до конца решённый вопрос, почему наши деды, рожденные до войны, в другой России, имели много детей, а мы только один-два. Где у нас произошел слом и в чем.
Фермер из Безводного сказал, что кредиты они не берут, хотя у них стоят новенькие тракторы Беларусь и большое строительство ведётся. На все это только свои деньги используют, что заработали, то вложили. Встаёт он каждый день в пять утра, до петухов, поэтому и все успевает, и все имеет.
Ошалелая любовь
Он рассказал историю про их работника Андрея из России. В молодости он случайно в поезде познакомился с молодой и очень красивой якуткой, дочкой оленевода, которая ездила отдыхать на Черное море. Она открыла свой кошелёк, в котором было не менее ста тысяч советскими рублями — в то время это десять новых автомобилей, и у него сразу крыша поехала, он в неё влюбился с первого взгляда, а она, почему-то, в него. В итоге она пригласила его с нею ехать в Якутию.
Друзья видели, какой он ошалелый, и выкрали у него паспорт. Тот до аэропорта доехал и вернулся, а могла бы жизнь совсем по другому сложиться. В конце концов, он оказался не в Якутии, а в Казахстане, где все равно работает в «батраках», - от судьбы не уйдешь. Но о том случае часто вспоминает.
Эти три брата фермера не погнались за лёгкими деньгами, а сами каждодневным упорным трудом в десять раз больше заработали.
Приложение
Из книги бесед с многодетными родителями
Что ни год, то Федот
Рассказ о том, как воспитать восемь детей и четырнадцать внуков. Именно такая несложная арифметика у Натальи Вениаминовны Братчиковой из томского поселка Богашево.
Мы раньше под Асино жили, а тут дачный домик купили на окраине Богашево, вот, расстроились, живем. Дети наши в основном все в Томск переехали, потому и мы к ним поближе перебрались.
В Асино мы все держали. Здесь с этим сложнее. Если корова, ее надо на привязи держать, там она у нас свободно ходила. Тут свободно даже куры не ходят.
У бабушки моей очень много детей было. Сколько, даже не знаю — выжило, до старости дожило, семеро. А так, как она говорила: Что ни год, то Федот. Они на косьбу ходили, серпом жали, рассказывала, каждый год, рожу, в юбку заверну, домой принесу. Муж у нее больной был, всю зиму валенки катал, летом еще чем-то занимался. Спрашивает: «Что там у тебя, опять Федот?» Так вот она и говорила: Что ни год, то Федот. Шесть братьев и одна сестра. Самые сильные выжили, а сейчас одного-двух родят и таблетками всю жизнь кормят. Не знаю, что лучше.
У меня дочь говорит: «Устала работать». Я ей предлагаю - роди третьего, у ней уже двое есть, и сиди дома. Сейчас какое благодатное время — рожай и на работу не ходи, но много детей все равно не хотят рожать, много сегодня только священники имеют. Или приедет какая-нибудь семья из Азии и рожают одного за другим, и в хозяйстве у них все есть и коровы, и овцы и детей полон дом.
Я когда техникум кончила, замуж вышла и уехала снова в деревню. Сразу в первый год и корову купили и овечек, и куры были, и свиньи, и кролики. И постоянно так. С утра на работу, всю жизнь воспитателем отработала в садике, пока его не закрыли. По всей стране садики в селах зачем-то позакрывали — политика такая у государства после перестройки была. Сейчас в школах стали садики открывать.
Только дети и остаются в радость
А теперь выгодно стало детей в детдомах брать. У меня племянница одно время подумывала взять себе. Свою семью-то заводить времени нет. Все ей надо увидеть, весь мир объездить, а потом и поздно семью заводить, детей рожать, - так обычно и бывает, жизнь она махом пролетает и обернуться не успеешь. Только дети и остаются в радость.
У меня своих четверо и четверо приемных, я бы, может, и еще взяла, да уже возраст был. Теперь внуки пошли - у двоих сыновей по трое, у троих по двое, десять внуков своих пока. И четверо внуков у приемных. Как-то за один год три внука прибавилось.
Дети мои потому в город перебрались, что в деревне работы нет, там не выживешь. Потому родители и стараются своих детей, чтоб спасти, вытолкнуть в город. Он не спасение, но другого варианта теперь нет, мало кто зацепляется за деревню и может свое дело тут основать. Вот в Новониколаевке хорошо, там Лихачев поддерживает совхоз. Сколько он туда уже денег вложил. Государство так должно со всеми деревнями поступать, но мы пока занимаемся только внешней политикой.
Летом все внуки у нас здесь. Один ягодку увидит, викторию или малину и все вдоль забора выстраиваются — поэтому ягоду мы не видим.
После детсада в школе работала, потом дояркой. Вся жизнь у меня нереальная, хозяйство, дети. Люди живут весело, по курортам ездят, весь мир видят. Я только в новосибирский зоопарк ездила, еще один раз на Алтай возили.
Дети свои разъехались, я год отсидела, мне скучно, ну реально скучно. Муж на вахте, 25 дней там, пять дома. Я год только одна прожила. Привыкла, что у нас всегда куча детей, а тут никого, пришла с работы и даже еду готовить не хочется. Поехала в детский дом, хотела на лето взять, выбрала двух девочек-сестер. А потом приезжаю за ними, а их забрала бабушка в Томск. Мне сказали: «Вот есть мальчик с девочкой, брат с сестрой. Хотите, берите». Я их взяла, они у меня лето побыли — потом оформила.
Надю взяла, когда ей 10 лет было. Она сказала: «Мне скучно одной, давай возьмем Наташку». Поехали в детдом, взяли Наташку, подругу ее. Все такие разные, все со своими характерами. Я потому подростков брала, что это детский дом был. Кто знал, что у них там еще приют есть, где малыши.
Своих уже не было, поэтому они мне сначала были ближе. Свои потом ревновать стали, они приезжали, а я все с этими, с этими. Сейчас все вместе друг с другом общаются. Они и те и другие - все мама-мама.
А сейчас утром встаю и еду водиться и уже два года так. Вот завтра мне надо съездить в психушку, племянник лежит там уже 5 лет. Куда его девать? У него матери нет, отцу не нужен, вот я к нему одна и езжу, как пенсию получу и еду к нему.
Приемных брать сегодня «выгодно»
Приемным, как 18 лет исполнилось, им государство квартиру дает. «Выгодно» сегодня быть приемным ребенком. Раньше задерживали, теперь сразу дают в обязательном порядке.
У нас в Вековке, когда детский дом стали закрывать, то преподаватели стали разбирать детей себе, работы-то на селе не стало. А я так скажу, детские дома вообще по всей стране закрыть надо, во-первых, огромные средства тратятся на их содержание, а итог минимальный — только каждый десятый ребенок, прошедший детдом, приживается в мире, сможет потом создать свою семью, в основном они после выхода из детдома гибнут, деградируют. Они же там на всем готовом, их не приучают трудиться. Если государство и дальше умнеть будет, оно все детдома закроет. А если его семья возьмет на воспитание, он нормальным человеком будет, что-то из него да получится.
А вообще я вам скажу так, от государства мало что зависит, всегда, во все времена подняться можно. Вот у нас были две семьи-соседа. Одна семья с утра до вечера трудилась, а вторые только на воротах висели и жаловались на власть. И в результате у первых были и корова, и трактор, и полный дом детей. А у этих как не было ничего, так и нет.
Сама я из Ново-Николаевки, это под Асино. Наше село поднял Юрий Михайлович Лихачев. Сам он переехал в Питер, там у него два предприятия. Молодец, о своей родной деревне тоже не забыл, много помогает. И церковь поставил, выкупил всю землю, ферму сохранил, все улицы у нас заасфальтированы. Ферма, конечно, ему в убыток, но он все туда деньги и шлет, и шлет. Дочь свою поставил завфермой, сын там у него старший живет, сам часто приезжает.
Наши бабушки-дедушки даже не знали, что такое эмансипация, либерализм, ни голубых они не знали, даже слов таких не было. Сейчас ребятишки утром встали, бегут мультики смотреть. Я говорю, как хорошо, что в наше время телевизоров не было. Я в классе пятом была, когда отец махонький «Рекорд» купил. Вечером включит, кино посмотрит с соседями и все. Я сама с 60 года, он в 70-м купил. Еще мало у кого они тогда были. Приемник, да, тот у всех висел на стене, утром заиграл гимн, день проговорил, в 12 выключился. Совсем другое поколение сейчас. Говорят, они лучше, умнее. Ничем они не лучше. Надо им посчитать что-то, достают этот телефон, в уме они уже не могут считать. Они не соображают, как можно что-то прибавить или, не дай бог, умножить. Телефонная недоразвитость, как я это называю.
Я как-то изначально настроена на то, что живу ради того, чтоб детям помочь, теперь внукам помогаю. Надо в бассейн отвести или в школу на собрание сходить, я еду. А ради чего еще жить-то? По-другому я жизнь не понимаю.
Прошлые скутер-экспедиции Андрея Сотникова и его проекта «Спаси храм»:
Планируемые экспедиции А. Сотникова:
Спонсоры экспедиций Андрея Сотникова за 20 лет:
Царев А. — Москва
Боднар В. — Донецк
Горячев А. — Москва
Т. Мераби — Новосибирск
Петкевич С. Ю. — Боярка
Кляйн И. Г. — Томск
Резников М. В. — Томск
Семкин В. В. - Томск
Елизавета Князева и другие.
Первый фильм Андрея Сотникова о путешествии к Белому морю.
ОБРАЩЕНИЕ К НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЯМ!
Задача статей, фильмов и экспедиций Андрея Сотникова противостоять духу глобализации — этому коллективному фашизму наших дней. Потому что другой силы в мире, похоже, кроме русских, способной победить это зло, уже нет. Представляете, какая на нас с вами возложена ответственная задача!
Кому близки эти идеи, прошу посильно поддержать следующую экспедицию путешественника Андрея Сотникова — ведь даже послав сто рублей, мы с вами сделаем общее дело.
Один без вашей поддержки я не смогу совершить следующую экспедицию.
Даже при условии жесткой экономии (ночую в палатке, готовлю еду на газе), могу оплатить только треть затрат.
На это лето-осень 2023 г. запланированы две экспедиции (очень надеюсь, что хотя бы одна состоится, вторую перенесу на будущий год).
Анти-китайская экспедиция Томск-Дальний Восток
Ее цель — исследовать, насколько Дальний Восток и Восточная Сибирь еще наши и почему русские оставляют эти земли.
Экспедиция Томск-Западная Беларусь и освобожденные районы Украины.
Цель экспедиции — поддержать Беларусь и опрос местных жителей.
Экспедиции будет проходить в новом формате — о передвижениях путешественника можно будет узнавать каждый день в соцсетях. Информация о передвижении будет выкладываться ежедневно на ресурсах путешественника.
Как помочь?
Поддержать экспедицию - вы можете перечислить пожертвование на карту ОТР банка N 2201 9603 0111 8731 для путешественника Андрея Владимировича Сотникова (бензин для экспедиции 2023 г.).
Мой телефон 8 953 913 91 пятнадцать
Мой почтовый адрес: Томский район, Богашевский сельсовет, село Петухово, ул Новостройка 12. Сотникову А. В.
Ресурсы путешественника Андрея Сотникова:
Смотрите канал путешественника Андрея Сотникова в Ютубе.