|
Итак, июль 2008 года. Я только что уволился, предварительно хорошо и плодотворно поработав. Впереди самый теплый месяц лета. От друзей поступает предложение прокатиться на мотоцикле в Казахстан, на мотофестифаль «Сохраним Балхаш». Время и деньги позволяют, но пугает граница, на тот момент ни разу не проезжал границу на личном транспорте. Рыскаю по интернету, собираю инфу о прохождении границы. Успокаивает то, что за неделю до фестиваля один из земляков уехал в Казахстан «на разведку» и сообщил, что ничего страшного там нет. :) Он будет ждать нас в Караганде.
Мотоцикл: Honda X4 1998 года рождения, особо не готовил, набор для ремонта шин, немного масла, смазку и очистку для цепи, в общем все. Экипировка была, т.к. путешествую на мото давно, начинал еще на «Иж-Юпитере».
Рано утром из Томска стартуем тремя экипажами, Доктор с Александрой, Dark c Ольгой, я один. Маршрут: Томск — Колывань — Новосибирск — Павлодар — Астана — Караганда — Балхаш, назад также.
Сначала едем не спеша, мотоциклы и темпераменты разные. Постоянно огорчает размер бака на моем «Иксе», 13 литров, с трудом хватает на 200 км, если ехать не выше 110.
Дорога пустынная, едешь и просто кайфуешь от простора, свободы. В Новосибирске я спутников заблудил, остановили мотобрата, он вывел нас из города в нужном направлении. Правда ехал по своему городу довольно быстро, и нам непросто было за ним поспеть. Спасибо, брат!
Дорога до границы ничем не примечательна, иногда видно Обское водохранилище, красиво и величественно. Покрытие разное, постепенно увеличиваем скорость, на плохой дороге где-то в районе деревни Чернушка (вроде так называется), у Dark’a на «Yamaha V-max» ломается рама в районе крепления багажника. Сам багажник от моего старого «Ижа», был неплохо инсталлирован на «Ямаху», но не рассчитали нагрузку, крепление консольное и на кочках груз сломал-таки раму. Особого расстройства нет, ищем в каком-то колхозе сварщика, нашли, собрались все, кто в тот момент был на базе, всем было интересно:). Отремонтировали хоть и не слишком эстетично, но на вид вполне надежно, хозяин «Ямахи» на радостях неплохо отблагодарил мастера, и тот уехал пить пиво, пятница же…
За 100 км до границы начал накрапывать дождик, и мы облачились в дождевики, ну, у кого были:). Доктор был в ОЗК, чем неизменно привлекал к себе внимание. В таком виде мы и подкатили к границе, у них перерыв, ждем, а дождик все капает… Проходим российскую границу без проблем, перед казахской задерживаемся, т.к. со стороны Казахстана был автобус, я перехожу границу, остальные не успевают, опять какой-то перерыв, вообще таможенники никуда не спешат, как-то все с ленцой, власть!
Жду два часа, вот и все в сборе, Dark'у опять не везет, один из таможенников жалуется, что у него нет палатки, а тут такая красивая, и предлагает ему с подругой переночевать в другой, например, в моей. С трудом удается отбиться, но не успокоившийся таможенник обещает на обратном пути палатку-таки забрать. После границы проезжаем около 40 км, по дороге, нет, ну асфальт там был, ну очень давно, огромные ямы с острыми краями. Решаем ночевать в степи, просто отъезжаем от дороги и ставим палатки. Отрубаемся быстро.
Двигаемся дальше, настроение отличное, как же, за границей едем. :) Я лично впервые был в этом регионе, и для меня все было в новинку: и степи, и солончаки. Начинаю волноваться о бензине, заправок не видно. В каком-то поселке видим заправку, бензин по талонам, но путем долгих уговоров и с помощью местного сочувствующего заправляемся по 5 л, и за рубли, тенге-то у нас нет.
Перед Павлодаром обращаю внимание на мусульманское кладбище, каждая могила как мини-мавзолей, ну у кого-то и вполне приличных размеров. Впечатление какое-то торжественное, а не угнетающе, как лично у меня на наших погостах…
В Павлодаре меняем деньги, я сплю :), на мото. Общее впечатление о городе — обычный российский город, нам никто особо не удивляется, большинство русских.
Выезд с Павлодара запомнился роскошным автобаном, я заскучал по скорости, начинаю останавливаться и догонять своих на полной гашетке, хор-р-р-ошо!
Ночуем где-то в районе Экибастуза, останавливался смотрел на Экибазтузкую ТЭЦ, препод в институте рассказывал, что, во-первых, там одна из двух самых высоких дымовых труб на территории бывшего СССР (вторая в городе Шарыпово Красноярского края), а во-вторых, эта труба не вертикальная, а на манер Пизанской башни, ну получилось так :). Отклонений о т вертикали издалека не увидел, опять догоняю.
А скоро и ночлег, опять в степи за редкой стенкой придорожных кустов.
Далее решаем ехать через Астану, хочется поглядеть столицу, да и дорога напрямик лично для меня неприемлема, «Икс» на грунтовке просто никакой. После обеда видим красивый грозовой фронт, но нам как-то не очень, все ж мало приятного под дождем ехать. Переодеваемся и в путь.
И вот столица республики Казахстан, на дороге к нам относятся с любопытством и доброжелательно, показывают дорогу к центру, к чупа-чупсу, как говорят местные.
Вновь отличился Dark, спустился к какому-то озеру помыть ботинки, пришли какие-то люди в штатском, начали настойчиво объяснять, что он не прав. Оказалось это рядом с домом правительства или министерством каким. Извинились и быстренько слиняли. Новый центр Астаны просторен и современен, очень чисто и красиво, море цветов.
Бегло осмотрели центр Астаны и двинулись дальше.
Ближе к вечеру нас опять ловит гроза, уже напрягает, даже в дождевике помаленьку начинаю промокать.
Ливень усиливается до такой степени, что просто удержать мотоцикл на дороге становится сложно. Прячемся на автобусной остановке. Местные ребятишки очень рады этому обстоятельству, все смотрят, трогают, ведут себя неагрессивно, на сувениры моцики не разбирают, поэтому мы не против. Ливень стихает, двигаемся дальше. Останавливаемся на большом кемпинге, заправка, ужин. Надо было видеть лица посетителей и сотрудников кафе, когда мы вошли, мокрые, грязные, со стекающими струйками воды. Тут же ужинают байкеры из Тюмени, пообщались, оказывается, они едут уже с фестиваля!? Непонятно...
В Караганду въезжаем уже ночью, дождь не прекращается. Нас должен был встречать наш «разведчик», однако где-то мы друг друга не поняли, и он нас встречал на другом въезде в город. Еще час мокнем. Изначально планировалось жить в каком-то кемпинге за 100 руб. в сутки, встречающий пояснил, что там нет душа и нормального санузла. Наши дамы просят более комфортных условий. Едем искать гостиницу, подкатили, пошли узнавать цены. Нет, эти суммы не для нас. Тут подъезжает веселый и общительный человек на «Lexus RX» и радостно нас приветствует, сообщает, что он байкер, и не нужен ли нам гараж! Гараж нам бы хотелось, но пока не ясно, где будем жить, он предлагает показать гостиницу недалеко от гаража.
Едем, вот гостиница, на вид как общага, но внутри вполне цивильно и даже маленький аквапарк. Цены отличные около 800 руб. за двухместный номер. Берем двух и трехместные номера. Оставляем спутниц, едем парковаться, действительно недалеко пустой капитальный гараж, нам вручаются ключи. Оставляем мотоциклы, и едем назад. На гараже выложено плиткой «01 КZ», говорят, что это номер Назарбаева :).
Спасибо, друг, за гостеприимство! В гостинице я понял, как же я хотел душ и нормальную постель! Раскладываем в живописном беспорядке промокшие вещи.
Из последних сил мы, сильная половина, идем в аквапарк, дамы отказались, т.к. купальники остались в сумках в гараже. Естественно, абсолютно пустой бассейн в два часа ночи, вдоволь накупавшись, идем спать.
Утром по плану регистрация, приходим, оказывается бумаги сделают только через два дня вечером, предлагают ускорить процесс, просят с каждого по 5 000 тенге и результат будет через два дня утром, посмеялись, ушли. Ищем другое жилье, побюджетнее. Снимаем двухкомнатную квартиру, по деньгам что-то совсем немного вышло около 300 руб. с человека. Квартира оказалась широко известной в узких кругах, при переезде из гостиницы, таксист, узнав, куда нам, предупредил, что на той квартире сломан диван и раскладывать его надо аккуратно, а то потом хозяева предъявят за него :). Сама квартира нормальная в общем, но под балконам куча битых бутылок, нет сомнений, что большая часть летела с нашего балкона.
Гуляли и катались по Караганде, очень комфортно себя чувствовали, мне там понравилось в общем.
Сходили на рынок, купили ОЗК, для тех, у кого не было, я купил себе только бахилы.
Порадовали цены на вещи, но нам они были не нужны, да и складывать покупки особо некуда. На второй день узнаем, что через город проходит мотопробег, не помню уж чему посвященный. Видимо, поэтому, когда мы ездили на мотоциклах, нас никто не тормозил, хотя ЖОЛ ПОЛИЦЫЯСЫ было в избытке. Встретили часть участников этого пробега, сфотографировались с начальством местного ГАИ.
Меня лишь раз оставил сотрудник ДПС, стоим все на светофоре, загорается зеленый, и я очень резко стартую и разгоняюсь, на следующем перекрестке меня ждут :). Говорю, что мы с того самого пробега, подъезжают остальные, обрадовался чему-то. Пожал всем руки и пожелал счастливого пути. Вообще манера движения по городу ничем не отличается от сибирской за одним исключением. Когда долго горит красный, но нет еще даже желтого, все начинают трогаться, и сигналить если не поспешишь. Еще местные рассказывали, что при запуске ракет с Байконура, который в 500 км, три дня могут идти дожди, не знаю насколько это правда. В Караганде мне звонят с хорошим предложением о работе, нужно будет возвращаться домой на два дня раньше, чем планировали.
Наконец регистрация на руках, стартуем на Балхаш. На выезде из города ждем нового знакомого, карагандинец Макс, совладелец небольшого свечного заводика, что-то связанное с металлом. Привет тебе и большое спасибо за все!
Дорога до Балхаша ничем не примечательна, длинные прямики, но колонной едем не больше 120.
Приезжаем на место проведения фестиваля. Ну фестиваль не фестиваль, но какое движение идет, и мы тут не одни, встретили голландцев, поляков. Добираемся до берега, ура вот он — Балхаш!
Вода белесо-бирюзовая, теплая — красота! Разбиваем лагерь прямо на пляже.
На следующий день едем в сам город Балхаш, там организаторы мероприятия и местные власти говорят торжественную речь, проезжаем колонной по городу.
Сам город небогат и не слишком ухожен, следы запустения какого-то. Тут единственный раз столкнулись с неадекватностью местных жителей. Пошли гулять по городу, только отошли от мотоциклов, запищали брелки сигнализаций, возвращаемся человек десять облепили нашу технику, садятся и фотаются на ней, то, что пищит сигналка, их абсолютно не смущает, рядом стоит милиционер и наблюдает за этим. Увидев нас, подбежал и просил уехать. Уезжаем, какой-то неприятный осадок остался.
Еще день отдыхаем и купаемся. Впервые вижу, как рыбачат на Балхаше, ловят рыбу и ночью, и днем, днем видел, как здорово ловились сазаны грамм по 800-1 000, и ловились они на кукурузу «Бондюэль» :). На горизонте вдоль берега, виднелось какое-то странное сооружение. Это оказался мощный локатор, не то космический, не то ПВО, оставшийся с времен СССР, но на тот момент он уже не функционировал.
Утром прощаюсь со спутниками и стартую домой. Держу крейсерскую 160-180, дороги пустые, очень комфортно, уже сильно напрягает маленький бак, 100 км еду быстро, потом снижаю до 120 и ищу АЗС. За все время на трассе не встретил ни одного гаишника. Вообще по трассам там ездят быстро, плюс к тому в Казахстане большинство иномарок — немцы, которые даже 20 лет назад легко набирали за 200. Кстати, стоят они там недорого по сравнению с Россией и многие расходники выпускаются тут же. День прошел быстро, заправился — поехал, заправился — поехал.
Напрягла дорога от Астаны в сторону Павлодара, на большой скорости она какая-то совсем уж неровная, буквально понял фразу «позвоночник в трусы ссыпается». На казахской границе попросили снять все вещи и пройти для досмотра, все спокойно, достаточно вежливо, сумки просветили, одну открыли, не копались. На российской границе задержался дольше, опять просветили сумки, и о-о-о-чень хотели пообщаться про мотоциклы, я к тому времени был в пути 16 часов и хотелось мне совсем другого. После границы планировал переночевать в мотеле, долго не попадались, нашел, предложили за 500 руб. койку. Ну зажал что-то я эту сумму за 4-5 часов, доехал до приличной заправки «Сибнефть» и уснул на мотоцикле, накрывшись курткой. Очень удобно, открыл глаза и сразу в путь :).
Утром туман, еду не более 130, за очередным поворотом, в тумане, мне наперерез из красной «Импрезы» несется «человек, похожий на сотрудника ДПС», не останавливаюсь, прибавляю газ, а бенза ма-а-а-ло, через десять км АЗС, торможу, заправляюсь, догоняют, надо же, не лень было. Как водится, сначала наезд, то да се, почему не остановился, заберем права. Отвечаю, что рано утром на пустынной трассе останавливаться на требования человека из автомобиля без спецрасцветки не собирался, и вообще максимальный штраф за это 500 руб., В итоге показали видеозапись с превышением 117 км/ч и долго читали нотации, какой я нехороший. Стали писать протокол за скорость Я, чтобы время не терять, пока почистил и смазал цепь.
Ближе к Новосибирску замечаю, что в визир шлема и ветровик начинают биться мошки, отвык уже — в Казахтане их нет. Дальше без приключений доехал до дома, попутно выполнив норматив «Железная жопа» — 1 000 миль за сутки. Всего у меня ушло 28 часов с заправками, обедом, таможней, сном от Балхаша до Томска, около 2 000 км. Результат далеко не уникальный, знаю человека, который каждый год ездит в Караганду из Томска на мотоцикле, и это занимает менее суток.
За десять дней пройдено 4 500 км, потрачено около 11 000 рублей, из них около 8 000 на бензин, расход 7-9 литров на 100 км, проблем с мотоциклом не было. Впечатления от поездки и от Казахстана самые позитивные, ничего страшного в границах и таможнях нет, что и подтвердил для себя в 2009 году, побывав на Украине.
Спасибо всем, кто осилил много букоф. :)