|
Являясь безнадежным ГорноАлтаеФилом, решил сменить направление, т. к. в последние 5 лет ездил именно в Горный. Поэтому с февраля 13-го года стал изучать другие маршруты. Хотелось гор и чистой воды. До Байкала далеко, никак не укладываюсь в отведенные на отпуск 2 недели. К этому озеру у меня особое отношение и грандиозные планы по его посещению. До Кавказа также как до Байкала, но вода в Черном море меня не устраивает. В итоге выбор пал на жемчужину Средней Азии — озеро Иссык-Куль и «Небесные горы» Тянь-Шаня.
Маршрут: Тюмень — Ишим — Казанское RU — KZ Петропавловск — Кокшетау — Астана — Караганда — Балхаш — Шу — Кодай — Кара-Суу KZ — KG Балыкчи — Каджи-Сай.
На досуге, почитывая форумы и отчеты о поездках в Киргизию через 2 границы, чуть было не поменял решение, пугали страшно. Еще эта заварушка в конце мая на Кумторе, а ведь именно в ущелье Барскоон, где и находится этот рудник, я очень хотел попасть. Но пятая точка требовала приключений и, не смотря ни на что, а точнее, следя за политической обстановкой в Киргизии, решено было не отказываться от первоначальной задумки. Кто-то из моих постоянных попутчиков побоялся ехать, кто-то не смог, поехали одной машиной вдвоем с моим любимым штурманом — женой.
Взял видеорегистратор и радар-детектор. Закачал на планшет с навителом карты Казахстана и Киргизии, программки с ПДД и штрафами для России, Казахстана и Киргизии; телефоны консульств, прокуратур, МВД, телефоны доверия. Ну реально запугали отчетами, да и так лишним не будет. Пожалел впоследствии, что не загрузил маршрут яндекс-картами. Как оказалось, у яндекса в Казахстане и Киргизии информативность куда выше, чем у навитела.
Экипаж Chevrolet Captiva (3,2 л, 230 л. с., 2007 г. в.):
Я — водитель, 30 лет;
Жена — штурман, 30 лет.
Выезд назначили на 22 июля.
День Первый
Выехали в 5 утра из Тюмени.
Забронировав чрез интернет квартиру в центре Астаны за 10000 тенге/сутки (2200 руб.), планировали доехать часам к 6-8 вечера и погулять по ночному городу.
Прошли границу в Казанском за 30 минут и в 10:00 утра были в Петропавловске.
Подъезжая к посту ЖП, в момент, когда полицейский поднял свой красный жезл, я вдруг вспомнил, что забыл сделать страховку. Внутри что-то ёкнуло, потом спустилось ниже и сжалось. Инспектор спросил о наличии страховки, я буркнул: «имеется», он отдал документы и пожелал счастливого пути. Я расслабился, поехал срочно делать страховку. Уфф, пронесло.
Дальше нас ждал неприятный сюрприз. Дорога Петропавловск—Кокшетау почти вся в ремонтах. Объезды по грунтовкам с элементами щебня. Везде ограничение 30 км/ч. Ехали долго и неинтересно. Хотя был один момент. Отъехав от кафешки, включил свет метров через 500. Как оказалось, нарушение уже заметил экипаж, ехавший навстречу. Они развернулись, обогнали, доехали до хорошей дороги и дождались меня. Но на момент остановки свет горел, и я убедительно выдал, что от самой Тюмени его не выключал, они помялись и отдали документы.
После Кокшетау — сказка. Не, ну действительно, автомагистраль с ограничением 140 км/ч. Идеальное покрытие, 3 полосы, машин мало. Поставил круиз на 140 и с непередаваемым чувством наслаждения от того, что я еду с такой скоростью на законных основаниях, не успев моргнуть глазом, долетел до Астаны. Заплатив за проезд всего 100 тенге (23 руб.). В 18 часов были в Астане. Там встретились с друзьями, которые отдыхали до этого в Боровом. Чуть перевели дух и пошли гулять по ночному городу.
Бензин в северном Казахстане стоит 110 тенге (23,4 руб.), газ — 55 тенге (12 руб.).
Вид с моста на дворец президента «Ак Орда» и желтые башни министерств.
Президентский дворец «Ак Орда».
Рядом размещены высотные здания Мажилиса (нижняя палата Парламента РК) и Сената (верхняя палата), Правительства, Администрации Президента и Дома министерств.
Монумент Байтерек был открыт в 2002 году, и стал символом нового этапа в жизни народа РК. Структура башни символизирует три основы мироздания — подземный, земной и небесный миры.
Фонтан перед Байтереком.
Здание НК АО «КазМунайГаз».
Через арку «КазМунайГаза» виднеется ТРЦ «Хан-Шатыр».
День Второй
Хорошенько выспались и отправились на дневную прогулку. Надо сказать, что ночная Астана впечатлила гораздо больше, но и днем смотрится шикарно. Посетили Дворец Мира и Согласия. Прошли заново всю главную аллею, съездили к зданиям дворца творчества и музея, побывали в городском парке и завершили вечер, отлично посидев в пивном ресторане «Бочонок».
В марте 2005 года в Астане появилась новая достопримечательность — мечеть «Нур Астана». Выглядит она в окружении современных домов довольно неожиданно, но гармонично.
Здания Мажилиса (нижняя палата Парламента РК), Сената, (верхняя палата), Правительства.
Внутри ТРЦ «Хан Шатыр» Под куполом располагается пляж, а по монорельсу на самом верху ездят вагонетки.
Смотровая площадка Байтерека на высоте 97 м. Открывающаяся с этой точки панорама позволяет оценить «геометрию» генплана города, некогда разработанную для Астаны японским архитектором с мировым именем Кисе Куракава.
Стекло шара очень сильно искажает, бликует и желтит, поляризационный фильтр не спасает.
День Третий
Опять в путь. Попрощались с друзьями. Выехали часов в 10, сняли наличности в Сбербанке и двинули в сторону Караганды. Покрытие хорошее, держали 110 км/ч. Ничего интересного.
Караганда — Балхаш. Отличная дорога, прямая стрела пронизывает бескрайние степи Казахстана. Время от времени встречаются сопки, специально нанесенные на асфальт «пробуждающие» полосы и бесчисленное количество экипажей ЖоПошников, едущих навстречу и стреляющих радарами.
Балхаш — Чу. Дорога также отличная, все те же «полосы-пробуждайки», но экипажей уже не было. Дорога проходит вдоль оз. Балхаш, но, несмотря на непосредственную близость воды, жара в +38 и сильнейшие ветры делают свое дело: не только в степи, даже на побережье нет никакой растительности. Только перекати-поле да верблюды.
У южной оконечности озера Балхаш, после населенного пункта Бурабаймал есть развязка. Можно ехать через Алматы по хорошей дороге, а можно через Шу по плохой, но на 250 км меньше. Решили через Шу. Смеркалось. Дорога ужасная. Кругом полтинники. Несколько раз попадал в ямки, но размер колеса и приличный профиль нивелировал мои оплошности. На обратном пути ехал днем — намного комфортнее, зато ЖоПошников море. В Шу были в 23 часа, быстро нашли гостиницу на въезде за 5000 тенге (1100 руб.) с душем, заночевали.
На юге Казахстана бензин стоит все те же 110 тенге, а вот газ уже 75 и АГЗС практически отсутствуют. При таком соотношении цен уже без разницы, чем заправляться.
День четвертый
Встали часов в 9. Собрались и двинули искать кафешку. Но не тут-то было — Ураза! Все заведения общепита закрыты. Туристов в Шу нет, а местное население соблюдает традиции и никто в светлое время не ест. С горем пополам нашли открытое кафе, точнее, для нас его открыли, посредственно отобедали и двинули в сторону киргизской границы. Надо сказать, что на юге появляется языковой барьер и, если в Астане практически все говорят по-русски даже без акцента, то в Шу тебя уже понимают с трудом, а некоторые и не понимают вовсе.
Границу с Кыргызстаном решили проходить не по основному переходу Кордай, а чуть дальше в КараСуу (Черная речка). В прошлом году этот переход был реконструирован, все красиво, удобно, современно и без очереди. Казахскую границу прошли быстро. Таможенник, увидев нож, заявил, что это холодное оружие и придется оставить, был послан на 3 веселых буквы и мы благополучно двинули к киргизам. На киргизской границе чуть дольше: заполняли декларации (указал все, что требовалось: электронные устройства, карты памяти и т. д. внимательно прописал данные о машине, поставил галочки, где надо). Таможенник намекнул, что чая у них совсем мало осталось, ну черт с ним, дал 300 руб. На все про все ушло около часа.
Урааа, мы в Кыргызстане. Осталось несколько сотен километров, дорога до Балыкчи просто прелесть — новое трёхполосное покрытие, только перед самим Иссык-Кулем идут ремонты. Ограничение вне населенных пунктов 90, а не 110 как в Казахстане. После Балыкчи дорога идет по южному побережью Иссык-Куля, качество полотна заметно хуже, но до конечной точки путешествия — Каджи-Сая остается меньше 100 км.
Около 7 вечера въезжаем в поселок, довольно быстро находим подходящее жилье — подкупил сад со спелой черешней и абрикосами. Бежим на озеро.
Так вышло, что номер, который мы хотели, освобождался на следующий день. Нам предложили переночевать в новенькой юрте, построенной по всем канонам из войлока и натуральных материалов. Мы согласились.
День пятый
Встали, позавтракали и поехали в одно из красивейших мест центрального Тянь-Шаня хребта Тескей Ала-Тоо — ущелье Жукуу. Около 90 км на восток от Каджи-Сая. Поворот в поселке Саруу.
Купались в горячих радоновых источниках 100 сом (70 руб.) с человека.
И по старой русской традиции нужен контраст. Купаюсь в речке Жукуу. Старожилы источника пришли посмотреть на сумасшедшего Русского, купающегося в воде +4С.
Едем дальше по ущелью. Сколько смогли на машине, дальше шли пешком до водопада.
Ущелье Жукуу.
Едем вдоль Иссык-Куля. Хребет Тескей Ала-Тоо.
На обратном пути заехали в место под названием «Сказка», расположенное в 14 км восточнее поселка Каджи-Сай. Замысловатые образования, сотворенные природой из красного песчаника. В силуэтах угадываются разнообразные животные.
Говорят, что это слон. Надеюсь, я держусь за хобот.
Бесчисленные, тянущиеся на многие километры хребты «Стегозавров».
Вечер провели на пляже.
День шестой
С утра пораньше двинули на соленое озеро с лечебными грязями. 50 км на запад от Каджи-Сая, затем еще около 14 км по плохой каменистой гравийке, кое-где с лужами.
Озеро Тузколь в частном владении, поддерживается чистота и порядок. Въезд 2-х человек и машины 250 сом (170 руб.). Большой зонт арендовали за 200 сом.
Соленость на озере такая, что утонуть невозможно. В зависимости от сезона концентрация солей может достигать 236 г/л, почти также как в Мертвом море Израиля. Хоть газету читай. Однако жизнь в озере есть. Оно просто кишит артемией, а лечебная грязь это продукты жизнедеятельности этих организмов.
Как нам впоследствии рассказали, там 3 вида грязи. Черная лечит опорно-двигательный аппарат, зеленая помогает сердечно-сосудистой системе, голубая избавляет от дерматитов.
Накупавшись в соленом озере, поехали смывать с себя слой соли, благо Иссык-Куль всего в километре. По пути запечатлели местную фауну.
День седьмой
Для меня этот день был апогеем и кульминацией всей поездки. Ущелье Барскоон и рудник Кумтор. 70 км на восток от Каджи-Сая, затем еще 60 км на юг, вглубь Тянь-Шаня.
Миг 21 близ военного санатория в поселке Тамга. Здесь любил отдыхать Гагарин.
Альпийские лужки. Почему альпийские? Да потому, что и ландшафт, и флора, и фауна очень схожи с Альпами, только эдельвейс здесь, в отличии от Альп, не является краснокнижным.
Водопад «Чаша Манаса». Согласно легенде, образовался после того, как богатырь, герой киргизских эпосов, Манас зачерпнул рукой воду из ручья, от чего в скале образовалась чаша. Подъем не сложный, около 30-40 минут, фотографируя и разглядывая окрестности.
А вот водопад посерьезнее. Подъем занял 2,5 часа, очень устали.
«Слезы Барса» — грохот был под стать величию. По местным легендам барсиха родила трех барсят, но ей пришлось уйти на охоту, оставив их одних в логове. Маленькие барсята вылезли из логова и разбились на горных скалах. Вернувшись, барсиха увидела мертвых барсят и разрыдалась.
Спустившись, напился из речки.
Оголодавшие, пошли отобедать в юрте предприимчивых гостеприимных киргизов у подножья горы.
Дальше нас ждал перевал Барскоон. 32 опасных и крутых участка, они пронумерованы. Несмотря на то, что дорога хорошая (за ней следят канадцы, которые разрабатывают рудник), все равно страшно. Ощущения сравнимы с посещением перевала Кату-Ярык в Горном Алтае, только Барскоон в 3 раза выше. Кайф неимоверный.
На вершине перевала, но это не наивысшая точка путешествия.
Далее ехали по плоскогорью на высоте около 4000 м.
Заехали в тучу, а после нее невероятной красоты зрелище. Радуга в 15 метрах от нас. Четко были видны раскрашенные в цвета радуги камни, куда упиралось сие чудесное природное явление.
На такой высоте не хватает кислорода. Хочешь забраться на небольшой камень и тут же сдыхаешь, а еще и усталость после восхождений на водопады.
Когда поднимались на перевал, расход был около 20 л, спустившись с перевала и дальше, катясь вниз к озеру, за 45 км ни разу не нажал на педаль газа, все время тормоз. Расход на картинке.
Вечером традиционный променад на пляж, ужин в кафешке и без задних ног спать.
День восьмой, девятый, десятый
Посвятили физическому отдыху, загоранию, чревоугодию. Кормят очень вкусно и недорого, при том, что порции просто огромные. Вдвоем поужинать (наесться от пуза) и попить пива: 500-700 сом (300-450 руб.). Плотный обед на двоих: 300-400 сом (200-250 руб.).
Жилье обошлось по 400 сом (260 руб.) с человека в сутки. Уютно, приятно, но удобства на улице, душ на несколько номеров, чистый. Фрукты в саду бесплатно. Я проживание благополучно отбивал черешней, съедая по 1,5 кг в день))))
Купаться и загорать ездили на дикий пляж, где-то 8 км от Каджи-Сая, сворачиваешь в любой поворот к озеру, а там:
Вода в Иссык-Куле ну очень чистая. Солоноватая, не пригодная для питья. Рыбы очень мало, ничего не ловится: судак все съел.
По вечерам гуляли.
День одиннадцатый
Не могу лежать на пляже, надоело. Едем в ущелье Джеты-Огуз (Семь быков). 120 км на восток от Каджи-Сая.
Знаменитая среди туристов скала «Разбитое сердце».
Семь быков, в честь которых названо ущелье. И тут не обошлось без легенды. Давным-давно жил богатый бай. Было у него семь сыновей. На старости лет решил бай поделить свои богатства между сыновьями. Когда делил он несметные свои стада, потерялись семь телят. Долго искали их, но не нашли. Вскоре бай умер. Сыновья стали жить раздельно. Прошло немало времени, и телята нашлись. Они выросли, стали большими быками. Увидели их братья, и глаза загорелись у них на это добро. Каждому хотелось ухватить кусок побольше да пожирней. Ни один из братьев не уступал. Начался между ними раздор, борьба насмерть, полилась кровь. Увидел мудрый старик-колдун неминуемое братоубийство и, чтобы предотвратить его, превратил семь быков в семь огромных кровавых скал.
Водопад «Девичьи косы», в котором я не упустил возможности искупаться.
День двенадцатый и тринадцатый
Долетели до дома за 2-е суток с ночевкой в Караганде. На границе KG-KZ отдал 300 руб. Уже казахам, чтоб вещи не выкладывать, но собакой снаружи все равно обнюхали. На повороте в поселке Балхаш на Караганду отдал 2 тыс. руб. за то, что повернул, не соблюдая разметки. После Караганды проколол колесо, ремонт 300 тенге (60 руб.). Таможню KZ-RU проходили в Петухово Курганской области. Машин намного больше. Простояли 1,5 часа на российской стороне.
Резюмирую:
1. Никакие страхи не оправдались, все очень вежливы и приветливы, всё вполне цивилизованно. Никто ни на что не разводил. Заправки, обменники и сотовая связь на южном побережье Иссык-Куля есть.
2. Цены просто сказка.
3. Съездили как на море, только чище и ближе.
4. Все очень понравилось, на следующий год поеду с сыном. Ему исполнится 3 года.
5. Я не любитель шумных дискотек, ночных гуляний и большого количества народа. Мне больше по душе чистая природа, величественные горы и кристальная вода. Поэтому я выбрал именно южное побережье Иссык-Куля. Туристов здесь в разы меньше, чем на севере в Чолпон-Ате или Бостери, туристическая инфраструктура развита гораздо меньше, вода холоднее, но намного чище, а мест, которые стоит посетить, на юге значительно больше.
Если Вам по душе такой отдых, то непременно стоит съездить на южное побережье этого замечательного озера. Ведь озеро Иссык-Куль одно из самых глубоких (702 м) и второе по чистоте после Байкала.
Машина в моих руках с декабря 2012 года. Были кое-какие проблемы после покупки, с которыми я благополучно справился, и Капа за поездку ни разу не подвела. Очень комфортный и удобный автомобиль. Уверенно идет и по северным Казахским автобанам и не сдает в каменистых грунтах Киргизии. Легко взбирается на крутые подъемы перевалов и бодро выстреливает при обгонах. Автомобилем совершенно доволен.
Всего потратил около 50 тыс. руб.
Пройдено около 5,5 тыс. км.
Средний расход 12 л (газ + бензин).
Ездите подальше и почаще. Удачи на дорогах.
С уважением, 220V.