Кристальный лед Байкала. Горячинск, Ольхон, Чивыркуйский залив

17.04.2023 | 15516 просмотров

Увидеть лед Байкала — наша давняя мечта, и чем больше мы видели в интернете фото и видео фантастического байкальского льда, тем сильнее хотелось самим прикоснуться к этой зимней сказке. Останавливало лишь то, что на восточной стороне Байкала, куда мы обычно ездим из Читы, такого льда нет. И вот появилась мысль прокатиться в Горячинск и уже оттуда взять экскурсию на Ольхон, а остальные места посетить самостоятельно.

К концу февраля наша мечта выстроилась в конкретные действия: забронировали в Горячинске гостиницу «Горячий ключ», заказали места на экскурсию, купили новый видеорегистратор LR80, провели техническое обслуживание нашего автомобиля Suzuki Grand Vitara Exclusive 2014, заменив масло, фильтры, тормозные колодки и задние амортизаторы. В этой поездке у нашей Suzuki ожидается юбилей, 100 тысяч пробега. И вот, мы едем на Байкал!

28 февраля. День первый.

Забайкальский край в окрестностях Читы провожал нас бесснежными пейзажами, словно была не весна, а поздняя осень. Радовало, что дороги были чистые, без снега. Единственный минус, встречается много фур и машин, везущих с востока автомобили.

В районе Хилка наконец-то появился снег, пейзажи стали более радостные. Остановились на минуту на Хилокском перевале около Ступы просветления.

А дальше уже было все замечательно — леса, горы, снег и ожидание новых приключений.

По давно сложившейся традиции заехали в дуган Хилокской долины, в котором расположены огромные буддийские статуи. Он расположен недалеко от Бады за гостиницей «Сааган Дали».

Первый раз мы были здесь в 2014 году, когда, проезжая мимо гостиницы, издалека заметили огромную зеленую статую. Оказалось, что это статуя богини Зеленая Тара, а еще через два года там появилась Белая Тара. В 2019 году на территории дугана возвели большую белую статую Будды Арьябалы Авалокитешвары, одной из главных божеств в буддизме, вoплoщeниe бecкoнeчнoгo cocтpaдaния вcex Бyдд.

Каково же было наше удивление, когда, зайдя на территорию дугана, мы обнаружили еще одну статую, летом ее еще не было! Эта удивительно яркая, выразительная шестирукая статуя сильно отличалась от трех предыдущих. Уже позже, вернувшись домой, мы узнали, что это самая большая в России буддийская статуя Махакалы Гомбо сахюусана, ее освятили 15 октября 2022 года. Основная миссия божества Махакалы убирать препятствия, преодолевать сложности, помогать людям, стремящимся к духовному пробуждению, увеличивать силы и накапливать знания. Просто удивительно, какой малый срок понадобился для возведения этой статуи. В этом помогли и власти региона, и верующие, и просто неравнодушные люди. На стене здания висят списки с фамилиями людей, которые внесли пожертвования на возведение статуи, там сотни фамилий!

На территории дугана, как обычно, никого не было, и мы в очередной раз порадовались, что калитка в ограждении открыта и можно спокойно пройтись по святому месту, покрутить молитвенные барабаны с мантрами и отправиться в дальнейший путь.

Через некоторое время наше внимание привлекли десятки сломанных или вывороченных с корнями деревьев. Хвоя была еще зеленая, видимо, совсем недавно здесь прошел какой-то страшный ураган. Так было обидно за наши леса, которые и так постоянно страдают от пожаров и незаконных вырубок, а тут еще и сама природа безжалостно уничтожает их.

В районе реки Норты заехали на глазной источник, около него останавливается много фур и легковых автомобилей. Люди набирают воду целыми канистрами, видимо, хоть источник и называется глазным, вода в нем питьевая. Мы тоже набрали небольшую бутылку воды и отправились дальше.

На обед остановились в недавно открывшемся кафе «Тибет».

Буузы и чебуреки были очень вкусными. Правда, их пришлось ждать минут 15, но зато они были свежайшими, только что приготовленными.

Когда мы стартовали из Читы, у нас была мысль ехать до Горячинска два дня, не гнать, не торопиться, останавливаться во всех интересных местах. Но дорога была настолько хороша, без снега и гололеда, что мы решили до темноты доехать до места. Позвонили в нашу гостиницу, убедились, что наш номер свободен, и уже без остановок помчались в Горячинск. Правда, на перевале за Улан-Удэ наша решимость немного поубавилась — пошел густой снег, замела поземка, видимость стала почти нулевая. Оставалась надежда, что, когда мы проедем перевалы, погода изменится к лучшему. Так и оказалось, и уже часов в 19 мы были в Горячинске.

1 марта. День второй.

Проснувшись, мы пошли знакомиться с гостиницей. Гостевой комплекс «Горячий ключ» не обманул наши ожидания. Номер был идеально чистый, с душевой кабиной, холодильником, телевизором, белоснежным постельным бельем и полным набором чайно-кофейно-мыльных принадлежностей.

Стоимость номера в среднем было 4 тысячи рублей в сутки (разная в будни и в выходные дни). В эту стоимость включены бесплатные завтраки и бесплатное посещение бассейна, правда, только в утренние часы и в будние дни.

На завтрак были на выбор омлет, глазунья и каша, каждый раз разная. К этим блюдам прилагалась колбасно-сырная нарезка, масло сливочное, выпечка, джем… в общем, всего этого было достаточно, чтобы долго не испытывать чувство голода.

Отдельный двенадцатиметровый бассейн тоже был хорош. Вода комфортная, есть небольшой водопад, играющий роль душа Шарко, детский бассейн, чистые полотенца — что еще нужно?

После завтрака и купания в бассейне пошли в центр поселка. Нам нужно было найти контору турбюро «Кристальный Байкал» и заказать экскурсии. К сожалению, домик, где находилось турбюро, был закрыт, пришлось договариваться об экскурсии по телефону, завтра мы едем на Ольхон!

Жизнь в зимнем Горячинске почти замерла. От лета остались только призывные вывески по поводу кафе, сувениров и свежего разливного пива. На самом же деле все это было закрыто, даже многие дома, судя по нехоженым дорожкам, были нежилыми. Но сам курорт жил и действовал…

Все так же встречает гостей мать Бурятия.

Так же стоит, спрятавшись в соснах, дедушка Ленин.

Озеро не замерзает и красиво смотрится среди белоснежных берегов.

Источник в беседке такой же горячий, и даже находятся смельчаки, которые греют ноги в теплом ручье.

И вот, наконец-то лед Байкала. То, что мы так давно хотели увидеть! На выходе из центральной улицы на льду стоят разные снегокаты, бананы, во льду выбита ледяная чаша для аттракциона.

Все это было нам не очень интересно, главная радость дня — то, что даже здесь было много чистого, свободного от снега льда, и он был очень красив!

Даже здесь льдом хотелось любоваться бесконечно, смотреть на разные трещинки, пузырьки и кристаллы. А что же будет завтра, на Ольхоне?

Солнце в этот день едва пробивалось через серые тучи. Мы побродили среди занесенных снегом торосов и отправились домой.

2 марта. День третий.

Сегодня самый ответственный день, сегодня мы увидим то, ради чего затеяли эту поездку — настоящий лед Байкала! К сожалению, нам предложили ехать на УАЗе «буханке», хотя мы рассчитывали на хивус, судно на воздушной подушке. Экскурсия на УАЗе стоила 6500 руб., а на хивусе 11000. На хивусе, конечно, намного дороже, но нам казалось, что он комфортнее и, главное, безопаснее. Оказалось, что мы едем в связке из нескольких «буханок» плюс один легковой автомобиль, владелец которого заплатил гидам за возможность ехать с нами. На всю эту большую компанию был всего один гид, так что гости из Москвы, Сочи и других западных районов, не имели возможности узнать что-то о нашем замечательном Байкале.

Стартовали мы от Турки. Официальной дороги до Ольхона нет, водители едут, руководствуясь своим опытом и редкими деревянными вехами, расставленными на пути.

Наша машина ехала первой, поэтому ей доставались все приключения, типа наезда задним колесом на острый ледяной торос, незаметный в снегу. Вперед ехать было нельзя, торос мог разорвать шину, а задний ход у машины не работал изначально.

Машину успешно вытащили, а пассажиры прогулялись по снегу и сделали первые снимки. Это мы с «чемпионом мира по смеху», как нам его представила гид. Веселый парень из Сочи в артистической шляпе, он развлекал нас всю поездку.

Через некоторое время все автомобили остановились и водители вышли на совещание. Оказалось, что нам преграждает путь трещина шириной почти в метр. Между вздыбившимися торосами была вода. Пассажирам сказали выйти из машин и ждать, не приближаясь к трещине.

Это была как раз примерно середина Байкала, глубина, как сказал нам водитель, примерно 1500 метров. Когда открываешь дверцу машины, становится страшно сделать первый шаг, кажется, что под ногами какая-то бездонная черная пропасть.

Во время остановки пассажиры катались на коньках, фотографировали лед и наблюдали за действиями водителей, которые расчищали путь для машин, попутно засыпая льдинами трещину.

В конце концов трещина была преодолена, и вскоре мы были у мыса Хобой, самой северной части Ольхона. Свое название мыс получил за форму выдающейся части, которая визуально очень похожа на клык, по-бурятски Хобой.

Около берега лед был нежно-голубого цвета, а чуть дальше он становился почти черным.

Вдоль берега проходила широкая трещина, наполненная водой. Байкал живой — пару раз раздавался такой грохот, словно это раскаты грома от ударившей где-то рядом молнии. Казалось, что лед сейчас расколется на куски и нужно срочно искать спасения. Оказалось, что этот грохот действительно означает, что на Байкале возникают трещины, но это не рядом, а где-то далеко. Это еще одна особенность байкальского льда — «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина — до 2-3 метров. Благодаря этим трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода.

Вокруг была такая красота, что хотелось смотреть и на лед, и на сказочно-белые наплески на скалах, и на прозрачно-голубые торосы, в каждом из которых при солнечном свете словно вспыхивала яркая лампочка…

Вот он, тот самый настоящий, крутой инстаграмный байкальский лед. Казалось, что будет трудно удивиться чему-то после сотен просмотров в интернете, но нет… вся эта красота вызывала такой дикий восторг, что хотелось запечатлеть каждую ледяную картинку, каждый интересный «пузырик», хотелось лечь на лед и бесконечно смотреть в эту притягательную бездну.

Да простят меня читатели за «избыток однотипных фотографий», но мне все эти фото кажутся очень разными и космически красивыми. А сколько еще их осталось за кадром!

Пузырьки во льду — это газ метан, который замерзает, поднимаясь со дна озера на поверхность. Здесь они не такие объемные, как в районе Большого Голоустного, но тоже очень интересные.

К сожалению, на созерцания льда у нас было отведено около часа, а дальше нужно было подтягиваться к своим «буханкам», которые стояли по другую сторону мыса.

Здесь торосов не было и можно было ближе подойти к наплескам, которые образуются от набегающих на скалы волн, когда Байкал еще не замерз, а температура воздуха уже минусовая. При сильном шторме наплески могут достигать десяти метров в высоту. Говорят, что максимально зафиксированная высота наплеска составила 30 метров.

Когда Байкал окончательно замерзает, уровень льда становится ниже и под наплесками образуются щели, поражающие туристов своей красотой и необычностью.

Говорят, Хобой — это место силы, на нем сконцентрированы потоки мощных энергий, влияющих на тело и дух тех, кто приходит к мысу. В это хочется верить, во всяком случае, никакое другое место Ольхона не произвело на нас такого глубокого впечатления, как Хобой.

На скале было видно смотровую площадку. Наверное, летом отсюда открывается замечательный вид на Байкал.

Пройдя вдоль мыса, мы нашли свою машину.

Около нее стоял большой котел, который разогревался тремя газовыми горелками. Намечалась уха из свежего омуля.

К ухе предлагалось нарезанное кусками сало в пакете, хлеб и несколько граммов самогона, настоянного на кедровых орехах.

А это фотография другого, не нашего стола. Очень романтичная картинка, может показаться, что это совсем другое место и время, но на самом деле это просто другая турфирма, название которой мы не догадались спросить.

После обеда водители просверлили дырку во льду, предлагая нам попробовать вкус чистой байкальской воды.

Вода, конечно же, была очень чистая и настолько холодная, что попробовать ее на вкус было трудно. Но это не страшно, уж что-что, а вкус нашей байкальской воды мы знаем!

Следующая наша остановка — парк ледовых скульптур, Olkhon Ice Park. Фестиваль Olkhon Ice проводится на Ольхоне каждую зиму с 2020 года, но раньше он проводился в обычном формате, как фестиваль ледяных фигур, вырезанных из кусков байкальского льда, и только в 2023 году было решено создавать ледовые скульптуры с помощью ледопластики. Такого направления в искусстве нет нигде в мире, его придумали на Байкале. Мастера ледопластики в качестве материала используют ледяные наплески, созданные на скалах байкальскими волнами. Так что этот ледяной парк — совместная работа Байкала и человека.

Пapк нaчинaeтcя oт Xyжиpcкoгo пopтa и пpoxoдит вдoль бepeгoвoй линии в cтopoнy cкaлы Шaмaнкa.

Экспозиция занимает около 1 километра, всего в парке около 30 композиций. 12 скульптур из прозрачного льда и 18 скульптур с ледопластикой.

Это огромная черепаха, голова и лапы у нее ледяные, а панцирем служат скалы, камни и земля.

Гyляя пo пapкy, мoжнo yвидeть дpaкoнoв, тpoллeй, pycaлкy, а в гротах и pacщeлинax заметить разные ледяные фигурки.

Парк начал работать 13 февраля, но уже сейчас, в начале марта, скульптуры начали подтаивать, лед приобрел грязно-коричневый оттенок. Жизнь ледовых скульптур коротка, уже к концу марта они практически растают и постепенно снова превратятся в байкальские волны.

После ледовых фигур мы поехали к скале Шаманка. Она есть на всех календарях и буклетах, посвященных Байкалу, но, как правило, в летнем варианте. Эта скала тоже считается местом силы, именно здесь первые шаманы приносили жертвы духу хозяина острова Ольхон.

К сожалению, время не позволяло нам подняться наверх и сверху увидеть привычные очертания скалы. Удалось только издалека сфотографировать 13 сэргэ, это столбы для коновязи, священное место для каждого жителя Байкала. Каждый из сэргэ обвязан разноцветными кусками ткани, призванными донести просьбы богам.

После Шаманки поехали к мысу «Три брата». Это высокий скальный массив, отвесно обрывающийся в воды Байкала. Еще его называют «Белый Мыс» (по-бурятски Саган-Хушун), возможно из-за того, что горные породы, образующие мыс, имеют светло-серый и почти белый цвет. Скалы этого мыса покрыты красным лишайником и смотрятся не белыми, а рыже-красными.

Склоны небольших бухточек между скалами-братьями покрыты красивейшим наплесковым льдом на многометровую высоту. Можно представить, как поздней осенью в морозную погоду штормовые волны Байкала разбивались о скалы тысячами брызг и постепенно застывали, образуя причудливые ледяные фигуры.

Ледяные наплески здесь настолько красивы, что мы не могли оторваться от них и пойти к машинам. В каждом новом гроте обнаруживались новые красоты, которые так хотелось запечатлеть на фото. Но уже наступил вечер, солнце начало прятаться за горизонтом, и пришлось срочно паковаться в машины и ехать обратно. Впереди нас ждало 60 км пути, которые хотелось пройти без неожиданностей и экстрима.

Но, увы, это Байкал, и без экстрима он не хотел нас отпускать. Трещина, через которую мы удачно проехали днем, стала шире, наша машина с разгона проскочила через нее, а для остальных пришлось прокладывать новый путь. Большие опасения были за легковой автомобиль, который ехал с нами. И не напрасно — все «буханки» преодолели трещину успешно, а легковушка погнула обе передние стойки. До берега она кое-как доехала, но ремонт предстоял серьезный.

Уже почти в самом конце пути наша машина слегка сбилась с пути и застряла в глубоком снегу. Пришлось снова вытягивать ее тросами. В общем, когда мы оказались на берегу, все дружно закричали «Земля»! Этот длинный день закончился, остались только множество фото и воспоминаний о нереальном, фантастическом байкальском льде.

3 марта. День четвертый.

По всем прогнозам сегодняшний день должен быть единственным солнечным днем в нашей поездке, и, конечно же, его нужно было использовать для посещения Чивыркуйского залива. Радовало, что для этого нам не нужны турфирмы, мы могли ехать на своем автомобиле. И вот, после вкусного завтрака мы едем на Чивыркуй!

Перед въездом в национальный парк зарегистрировались, показали пенсионные удостоверения и, рассказав, что мы здесь уже далеко не первый раз, получили бесплатный пропуск на весь год.

Дорога по Святому Носу вызвала прямо-таки ностальгические воспоминания. Проезжали знакомые стоянки, места, где столько раз отдыхали летом и, конечно, любовались очертаниями полуострова.

Особенно привлекала взгляд гора Маркова, вот она, прямо за моей спиной. Мы были там трижды в разные годы, есть что вспомнить!

Дорога по полуострову зимой отличная, пожалуй, даже лучше, чем летом. После поворота от Глинки на Монахово она не ухудшилась, только снега в лесу стало больше.

Вот, наконец, и Монахово. Навесы для отдыхающих стоят ровной полоской среди снежной равнины, не видно, где заканчивается суша и начинается Байкал.

А вот и съезд на лед. Дорога раздваивается, мы едем по правой, решив, что левая пойдет к близлежащим деревням.

Качество дороги просто поразило — ровная, очищенная от снега, с указателями и вехами по обе стороны.

Подъехали к острову Малый Колтыгей, его еще называют остров Голый. Судя по накатанности дороги, именно сюда возят туристов на экскурсии.

Мы не ошиблись, это действительно был тот самый остров с гротами, сосульками, сказочными наплесками и прочими красотами зимнего Чивыркуя.

Это, видимо, самый большой грот этого островка, и самый живописный.

Огромные ледяные сталактиты, кружевные занавеси из длинных тонких сосулек, суровая каменная внутренность грота, которую не увидишь летом — все это было просто сказкой!

Опять приходилось бороться с желанием сфотографировать каждую ледяную композицию. Впрочем, обманываю, мы фотографировали все подряд, и фотоаппаратом, и телефонами, а бороться с желанием показать все заснятое приходится сейчас, когда я пишу это отчет.

Многие гроты малозаметны, в них нужно осторожно заползать, чтобы не разрушить ледяную шторку

На самом острове множество деревьев с гнездами бакланов. Проплывая летом мимо острова на лодке, мы видели, что остров голый, без растительности.

Вернее, растительность есть, но вся она давно зacоxла из-зa ядoвитoгo пoмeтa птиц, и бакланы гнездятся на сухих мертвых деревьях.

День выдался действительно замечательным, огромное голубое небо, яркое солнце, подчеркивающее всю красоту наплесков, и прозрачный воздух, позволяющий видеть все самые далекие пейзажи.

Нам повезло, мы оказались на Чивыркуе гораздо раньше, чем сюда приезжают экскурсии, поэтому нам никто не мешал любоваться его красотами. По этой же причине мы поехали в бухту Змеевую, чтобы успеть искупаться в горячих ваннах без толп туристов. При входе к купальням нас остановили предупредительные плакаты.

Первая ванна самая горячая, летом в ней купаться некомфортно, но весной вода оказалась очень приятной. Очень удобно расположена раздевалка, совсем рядом от ванны, все вещи на виду.

На источниках было так тепло, что мы купались, пожалуй, даже дольше положенного, выходили из воды, фотографировали друг друга и снова грелись в ваннах. Жаль, что источники далеко от Горячинска, хотелось бы посещать их каждый день.

На обратном пути смотрели на скалистые берега и острова Чивыркуя, так хорошо знакомые по летним путешествиям.

Нам еще предстояло подняться на гору около Монахово. Сейчас туда проложили металлическую лестницу, очень удобную, с пологим подъемом.

На смотровых площадках стоят баннеры с различной информацией о Забайкальском национальном парке.

С вершины Чивыркуйский залив смотрится, как огромная ровная снежная долина.

На обратном пути остановились у речки Буртуй. Видимо, здесь останавливаются все экскурсии. Оборудована беседка для отдыха, стоят обо — место поклонения духам местности.

Еще одна остановка была уже на самом Байкале. Нас привлекли снежные горки из непрозрачного льда в форме правильного конуса, полые внутри. Оказалось, что это еще одна уникальная разновидность байкальского льда — «сопки», необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Казалось, что это норы каких-то неизвестных животных или гигантских насекомых.

4 марта. День пятый.

Сегодня у нас поход на всем известную Каменную черепаху. Эта природная скульптура, напоминающая черепаху с вытянутой шеей, привлекает внимание всех, кто едет по Баргузинскому тракту в сторону Горячинска. Расположена она на северной окраине поселка Турка, в нескольких метрах от байкальского берега. От Горячинска до нее километров 4-5, легко дойти пешком.

Мы решили идти по тропе, которая шла вдоль берега.

Повстречали вот такое интересное самодельное транспортное средство. Хозяин сказал, что на нем можно передвигаться даже по воде.

Тропа шла мимо заброшенных на зиму летних лагерей и турбаз.

Через некоторое время тропа исчезла. Единственный человек, который когда-то шел перед нами и прокладывал путь, судя по следам, вышел на лед. Мы последовали его примеру.

Рядом с берегом идти было трудно, мешали многочисленные торосы, занесенные снегом, и мы решили срезать путь по открытому льду за ледяными сокуями.

Сокуи — это ледяные валы вдоль берега. Они появляются на отмелях: здесь вода при первых морозах быстро охлаждается и замерзает. На образовавшийся лед волны плещут воду, которая, замерзая, все больше утолщает сокуй и придает ему своеобразный волнистый вид. В результате вдоль берегов появляется вал, состоящий из непрозрачного, пористого льда.

В сокуях часто образуются настоящие гроты и ледяные пещеры.

Когда мы подошли к месту, где по нашим расчетам должна быть Черепаха, то с изумлением увидели, что вся она покрыта льдом.

Трудно было узнать в этом очередном сокуе тот самый знаменитый камень.

Около Черепахи была самая настоящая тусовка. Расчищено место для катка, стоит юрта, в которой организован прокат коньков и продажа бууз и шашлыков.

Рядом — бар из льдин, на котором почему-то стоит бутылка коньяка и нарезанный дольками лимон.

Желающие могут прокатиться на хивусе.

Мы поднялись на берег, чтобы посмотреть ледяные фигуры с суши.

На берегу обнаружили отверстие непонятного происхождения полметра диаметром и внушительной глубины. Вряд ли его сделал человек, но и объяснения, как оно могло появиться естественным путем, мы не нашли.

Постепенно народа становилось все больше, подъезжали и автобусы, и легковые автомобили. Погуляв около Черепахи, мы попили чай из своего термоса и отправились в обратный путь.

Обратно решили идти только по льду. Оказалось, это очень нелегкое занятие, особенно, когда попалась какая-то особая разновидность льда, где небольшие льдины лежали под разными углами, и среди ослепительной белизны этот угол не угадывался взглядом, отчего идти было очень скользко и опасно. Пришлось выбирать участки с нормальным гладким льдом и стараться держаться снежных островков.

В гостиницу мы вернулись рано и решили пройтись по ее территории и посмотреть, что здесь еще есть, кроме основного корпуса. А было много чего…

Это стоянка для машин.

Это Сибирское СПА с бассейном, сауной, хамамом, кедровой бочкой и чаем из сибирских трав. В подвале работают массажисты, мы сделали пять сеансов массажа, очень понравилось.

Это что-то не совсем понятное, но, наверное, очень приятное в использовании.

Зона барбекю.

Есть две бани, большая и маленькая. Мы заказали на завтра маленькую баню на час.

5 марта. День шестой.

Вечером нас ждала баня, а утром мы решили еще раз сходить на Байкал, но на этот раз на правую сторону от курорта. Дорожка шла вдоль незамерзающего ручья.

Красивая тропа среди огромных сосен, много следов разных зверей, на деревьях несколько раз встречались большие дятлы.

Через влажный снег проглядывали остро пахнущие веточки багульника болотного, вечнозеленые елочки шикши и листья брусники.

Километра через полтора тропа подошла к берегу Байкала.

Мы, конечно же, вышли на лед, видимо, у нас в этой поездке такой девиз — ни дня без льда.

Все те же сокуи, они всегда разные и не успевают надоесть.

И, конечно же, пополнили свою коллекцию льда. Лед около Горячинска не такой, как около Ольхона. В нем видны так называемые «гвоздики», названы они так из-за своей формы, действительно напоминающей гвоздь: за крошечным шариком воздуха тянется небольшой хвостик.

На центральной площади Горячинска встретили машину, около которой продавали разную рыбу. Видимо, такая торговля бывает только в выходные дни. Мы не удержались и взяли большого сига холодного копчения, к нашей грядущей бане это было самое то.

В бане нас уже ждали чистые полотенца, простыни, чай из таежных трав и брусничный морс.

Баня небольшая, максимум человека на три.

Пар, на удивление, хороший, мы специально просили, чтобы протопили погорячее.

Вечером в номере с удовольствием вместо ужина полакомились сигом, он был о-о-чень вкусный!

Завтра с самого утра решили ехать домой, так как по всем прогнозам во второй половине дня обещали снег.

6 марта. День седьмой.

Жалко было расставаться с Байкалом. Как всегда, остановились в самой крайней точке, где можно подъехать к Байкалу, вышли на берег, полюбовались на полоску голубых торосов и практически без остановок поехали домой. Небо хмурилось, но от снега мы успешно сбежали. Наш небольшой отпуск закончился.

Заключение.

Вот мы и исполнили еще одну свою мечту. Как писал Александр Вампилов, «Мечты, которые сбываются, — не мечты, а планы». И мы очень рады, что в наших планах было обязательное знакомство с байкальским льдом и что этот план осуществился. Лед Байкала — это действительно то, что надо увидеть хотя бы один раз в жизни своими глазами, это действительно космос, что-то нереальное и фантастическое! И сколько бы блогеров его ни описывало, ничто не заменит живого общения с этой ледяной байкальской сказкой.