Источники востока Байкала (Горячинск, Гусихинский, Алла, Кучигер, Умхей) и 33-метровый Будда

04.11.2022 | 27872 просмотра

Байкал зовет к себе каждый год… Но, побывав там десятки раз, хочется разнообразить свой маршрут, подвести под него какую-нибудь новую идею. В этом году мы решили проехать по горячим источникам восточной части Байкала, посетив и давно любимые нами Аллу и Умхей, и лишь теоретически знакомые Горячинск и Кучигер, и неизвестный нам ранее Гусихинский источник. И, кроме этого, было решено посмотреть на нарисованного на скале 33-метрового Будду, про которого мы тоже совсем недавно узнали из интернета.

27 июня. День первый

Из-за поездки к 33-метровому Будде было решено ехать от Читы до Улан-Удэ не по федеральной трассе, как обычно, а доехать от Бады до Хоринска и дальше — по Романовскому тракту.

Первая остановка была около известного среди путешественников кафе «Сагаан Дали» в районе Бады.

Мы часто останавливаемся здесь, чтобы посетить дацан, который находится в двухстах метрах от федеральной трассы. Здесь так тихо и безлюдно, что в душе возникает какое-то умиротворение и спокойствие.

В 2014 году здесь появилась совершенно необычная пятиметровая скульптура богини Зеленой Тары, не имеющая аналогов в России, а осенью 2016 года там же появилась Белая Тара, и теперь обе эти скульптуры украшают дуган с двух сторон.

Зеленая Тара обладает способностью помогать людям, спасает от насилия, бедности, сомнений и страхов (аспект быстрой помощи).

Белая Тара — это богиня, спасающая от всех опасностей и дарующая долгую жизнь (аспект матери Вселенной, долгой жизни, жизненной силы).

Проезжая это место зимой, мы заметили, что на территории дацана появилась еще какая-то большая белая скульптура, но время не позволило заехать и посмотреть на нее. Из интернета выяснили, что в октябре 2019 года ламы провели обряд освящения большой статуи Будды Арьябалы Авалокитешвары. Авалокитешвара — одно из главных божеств в буддизме, это вoплoщeниe бecкoнeчнoгo cocтpaдaния вcex Бyдд. Он одаривает всех своим состраданием и отвечает на просьбы просящих. Легенда гласит, что Будда Авалокитешвара дал обет выcлyшивать мoлитвы вcex cyщecтв и ни на одно мгновение не оставлять ни одно живое существо до тех пор, пока оно не будет спасено от страданий, даже если взамен ему придется пожертвовать своим покоем, миром и радостью.

Все это сложно для понимания нам, далеким от буддизма людям, но раз уж мы уважаем эту веру и посещаем дацаны, хочется знать хотя бы азы, чтобы подкреплять чувства знаниями.

Дальше нам предстояло свернуть с федеральной трассы и ехать по незнакомой дороге на Хоринск, чтобы увидеть 33-метрового Будду, нарисованного на скале. Информации о состоянии этой дороги было мало, поэтому было немного тревожно, но в то же время интересно, все новое — всегда интересно! Дорога была не идеальной, но вполне сносной. Грунтовка чередовалась со старым плохим асфальтом, петляла, объезжая сопки.

На вершине остановились около знака Бурятии.

После этого дорога пошла вниз, проехали Новокижингинск.

Неожиданно среди степей вдалеке появилось какое-то высокое белое здание, к которому вела сосновая аллея. Любопытство победило, и мы заехали посмотреть, что же это такое.

Оказалось, что это дацан, занимающий огромную площадь, с множеством дуганов, деревянных зданий и ступ.

Белое здание, которое издалека привлекло наше внимание, оказалось специальным павильоном восьмиугольной формы, в котором находилась огромная статуя Будды.

Уже позже, вернувшись из поездки, мы узнали, что это старейший Кижингинский дацан, считающийся одним из крупнейших храмовых комплексов Бурятии. История Кижингинского дацана ведет свое начало еще с 1758 года, тогда по монгольскому обычаю дацан располагался в войлочной юрте на склоне горы Челсана. За эти годы его переносили в разные места, он страдал от пожаров, был взорван и полностью разрушен в 1937 году и заново отстроен в 1991 году. На территории дацана с соблюдением всех канонов построено несколько дуганов, установлены большие статуи — восьмиметровая статуя Будды Шакьямуни, которая и привлекла наше внимание, и трехметровая Бодхисаттвы Майтреи.

Мы зашли в один из дуганов, красивый, украшенный деревянной резьбой и искусно написанными фресками.

У входа по обе стороны лестницы сидят два белоснежных льва.

Мы зашли — и попали в какой-то параллельный мир. В дацане — ни души, но в то же время нас не покидало ощущение незримого присутствия кого-то… Горели свечи, в чайнике был налит кипяток, будто кто-то только что пил чай, на столе разложены разные вещи… Дацан жил своей жизнью. Хотелось идти тихо-тихо, чтобы не спугнуть этого незримого кого-то и любоваться непривычной красотой.

Не в первый раз, будучи в таких местах, я ловлю себя на мысли, что мне не страшно сделать что-то неправильно, не по канонам. Кажется, что тебя здесь оценивают не по твоим действиям, а по тому, что ты чувствуешь, что несешь в своей душе.

Позже мы узнали, что в 20 метрах от основной территории дацана на восток есть небольшой оригинальный храм-дуган в виде пещеры и Ступа, исполняющая желания, но мы их не увидели.

Уезжали с чувством, что время было потрачено не зря. По трассе через каждые несколько метров встречались разные ступы, барабаны и прочие символы буддизма. И это все на фоне пасущихся коров, бегущих лошадей… это Бурятия, она такая!

В другие дацаны, встречающиеся на пути, мы решили не заезжать, понимая, что иначе поездка по источникам Бурятии может превратиться в посещение дацанов. Тем более что нашей главной целью был 33-метровый Будда на горе Баян-Хонгор, ради которого мы и поехали по незнакомой трассе.

И вот навигатор показывает, что мы уже где-то рядом с нужным местом, но вокруг степь, голые сопки, и ничего похожего на огромную скалу нет… Видны лишь очень далекие горы, покрытые лесом, на которых теоретически могла быть эта скала. Появилось подозрение, что прогулка к Будде будет не такой уж и легкой. И вот, наконец, указатели, говорящие о том, что мы на верном пути.

Проселочная дорога действительно шла в направлении гор.

У подъема на гору проехали площадку, где можно было бы оставить автомобиль. Но кафе и юрты на ней были такими безжизненными, что бросать там свою машину не захотелось. Мы решили подъехать поближе к горе, насколько это позволит дорога. Дорога позволила не очень многое, мешали глубокие рытвины и острые камни.

Проехав километра 3, мы оставили автомобиль в удобном лесном кармане, решив, что рисковать машиной в самом начале отпуска не стоит и что путь к сакральному месту лучше пройти пешком.

Идти было не очень тяжело, хотя подъем все-таки ощущался. На каждом повороте установлены лавочки, указатели и самодельные ободряющие плакаты.

Дорога постоянно идет в гору. В принципе, на джипах можно доехать до самой вершины, но, встретив два автомобиля с пробитыми колесами, мы поняли, что остановились вовремя.

Через километров 5 начали встречаться красивые скальники, и стало понятно, что цель близка.

Возле скалы установлен информационный щит c просьбой не вешать хадаки на деревья во избежание засыхания.

В самом конце пути дорога переходит в тропу, которая опоясывает саму гору Баян-Хонгор.

Еще несколько сотен метров — и мы на месте!

Вот и изображение Будды Шакьямуни, высеченное в скале и окрашенное желтой краской. Снизу высоту оценить трудно. Чтобы увидеть Будду полностью с земли, приходится значительно запрокидывать голову.

Баян-Хонгор с давних пор считалась у хоринских бурят сакральным местом. Идея высечь статую Будды на скале пришла в голову жителям хоринского села Баян-Гол. Cкала с идеально плоскими гранями в урочище Баян-Хонгор была наиболее подходящей для этой цели. Буквально за несколько месяцев проект был осуществлен. Интересно, что буддийские святыни обычно возводят лицом на юг. Но в Хоринском районе Будда смотрит на запад. Это было сделано осознано, чтобы взор Будды был направлен в сторону Москвы и других больших российских городов для блага всей страны.

Напротив скалы имеется смотровая площадка со скамейками.

После Будды тропа идет дальше через аккуратно сделанные помосты, металлические и деревянные лестницы.

На всех сложных участках установлены удобные поручни, ведь это не туристическая тропа, здесь часто ходят очень пожилые люди.

На другой скале находится еще одна скульптура Будды, но уже меньшего размера. Её специально изготовили в Индии из оникса и красного песчаника.

Виды, открывающиеся сверху, впечатлили не менее чем 33-метровый Будда.

Это скала, на которой изображен Будда, вид с изнанки.

Повсюду металлические лестницы и переходы, перекинутые через скалы.

После Будды мы ехали практически без остановок, так как до конца этого длинного дня хотели доехать до Байкала и остановиться там на ночевку. Дорога привела нас на трассу «Улан-Удэ — Улюнхан» (Р438).

Начинало смеркаться. В лобовое стекло прилетало столько ночных бабочек, мошек и прочей живности, что пришлось пару раз останавливаться и протирать его. В районе Турунтаева попали в очень плотную тучу из мошки, казалось, что это не насекомые, а капли дождя громко стучат по лобовому стеклу. Мы не любим ездить в сумерках и в ночное время, но очень уж хотелось провести ночь на Байкале. Доехав до первого съезда к Байкалу, остановились на ночлег, поздоровались с Байкалом, оборудовали себе спальное место в машине, накрыли стол с бутербродами и пивом и, проглотив немалое количество мошки, легли спать.

28 июня. День второй

Утро встретило нас прекрасной погодой, солнцем и полным отсутствием мошки. Байкал был тихим и спокойным, берег совершенно безлюдным.

Мы не спеша искупались, попили чай и поехали дальше.

Следующий пункт нашего путешествия — Горячинск. Первый источник на нашем пути. Мы столько раз проезжали мимо него, стремясь то на Святой Нос, то в Баргузинскую долину… Санаторий Горячинск, как таковой, нас не интересовал. Но раз уж решили в этой поездке посетить источники Бурятии, нужно обязательно сюда заехать.

Нас встречает монумент Мать Бурятия.

Территория санатория занимает огромную площадь в лесу на окраине одноименного поселка. Горячинск получил свое название из-за ручья Горячий, который располагается на окраине. Впервые целебные свойства воды горячего источника обнаружили в XVIII веке, была построена купальня, а затем и другие корпуса санатория. Сегодня комплекс санатория Горячинск на Байкале объединяет несколько корпусов, в городке местные жители сдают комнаты всем желающим. Курорт действует на протяжении двух столетий и является ровесником знаменитых курортов минеральных вод на Кавказе.

Этот курорт даже помнит декабристов, которые отдыхали здесь в 30-40 годах.

Первое впечатление от курорта — тишина, спокойствие, умиротворенность и ощущение, что мы попали «назад в СССР». Далеко не новые корпуса, дедушка Ленин на почетном месте, тротуары из потрескавшихся бетонных плит…

Но, погуляв по территории курорта, быстро проникаешься мыслью, что жить и лечиться здесь не так уж и плохо. Красивая природа, озеро, мостики через речку, неторопливо прогуливающиеся отдыхающие. А ведь где-то в километре от курорта есть Байкал, к которому можно ходить каждый день!

Наибольшее количество народа встретилось рядом с беседкой, в которой был фонтанчик с горячей целебной водой.

Из источника вытекает ручей c сильно ощутимым запахом сероводорода, в котором мы тоже решили получить свою дозу лечения.

Отдыхающих здесь было много, похоже, люди приходят сюда для лечения каждый день в дополнение к ваннам, назначенным врачом. Вода очень горячая, каждый выбирает для себя место с наиболее комфортной температурой.

Погрев ноги в ручье и почувствовав, что оздоровление наших организмов уже началось, мы закончили прогулку по курорту. Очень хотелось выпить по чашечке кофе, и единственным подходящим местом в обозримом пространстве была кофейня «Тайга», которая находилась в том же здании, что и регистратура.

Интерьер кофейни поразил, все очень чисто, современно и со вкусом. Правда, кроме кофе, чая и кондитерских сувениров здесь ничего не продавалось, но как же приятно было посидеть в красивом месте с чашечкой кофе и облепиховым чаем.

К кофе «Американо», согласно традиционной сервировки, даже подали стакан холодной воды.

Едем дальше и любуемся на Байкал. Чувствуется, что еще не разгар сезона, берега Байкала не заставлены многочисленными палатками и автомобилями.

На мысе Крестовый останавливаемся возле обо, обозначающего ворота Баргузинской долины.

Для меня это еще и повод лишний раз подойти к Байкалу. Он сегодня такой спокойный и голубой-голубой под цвет неба… С этого места начинается Баргузинская долина, наши путешествия по которой подробно описаны в отчете «Баргузинская долина. Алла и Умхей» .

Проехали Максимиху, озеро Духовое.

Заехали в Усть-Баргузин с единственной целью — купить на вечер рыбу, желательно малосоленого сига. Рынок в Усть-Баргузине был единственным местом, где всегда можно было купить и вкуснейшего сига, и тающие во рту беляши с омулем, и прочие деликатесы. Каково же было наше разочарование, когда мы не обнаружили не только сига, но и рынок в принципе. Очень странно, ведь по федеральной трассе Чита-Иркутск торговля рыбой не прекратилась, несмотря на запреты ловли рыбы. Ну что ж, придется коротать вечер без сига. Впереди нас ждал Гусихинский минеральный источник. Перед Усть-Баргузином мы повернули направо на старую дорогу до Баргузина.

Как ни странно, про этот источник мы узнали только в этом году, хотя он находится всего в 22 километров от поселка Усть-Баргузин и в 6 километров от деревни Гусиха. Конечно же, захотелось его посетить, смущало лишь то, что в отзывах про источник дороге уделялась больше внимания, чем самому источнику. Через пару километров мы начали понимать авторов. Дорога становилась все хуже и хуже. Было понятно, что в дождь здесь проехать просто невозможно.

Мост через небольшую речку — это отдельная песня. Казалось, что в любой момент чаша его терпения переполнится и он рухнет.

Шесть километров до источника показались бесконечными, но все-таки мы доехали до цели!

Мы собирались поселиться в одном из домиков и провести здесь два дня. Домики не заказывали заранее, предполагая, что, если все они будут заняты, проживем в палатке.

К нашему удивлению, на территории источника не было ни души. Постучались в предположительно административный дом, подергали двери жилых домиков, перешли по мостику на другой берег озера, но, увы… Пришлось знакомиться с Гусихинским источником самостоятельно.

Домики для отдыхающих стоят на берегу озера, пишут, что оно не замерзает даже зимой, питаясь водой из горячих источников.

Рядом — речка Малая Гусиха.

По мостику прошли на другую сторону озера.

Там увидели свежие домики из бруса, беседку. Видно, что здесь можно очень неплохо провести пару дней…

Больше всего нас, конечно же, интересовали горячие ванны. Здесь их две, мы посетили обе, в надежде, что скоро хозяева найдутся и мы рассчитаемся за посещение.

Ванны просто замечательные! Очень чисто, удобные места для переодевания, горячая водичка… Купание ограничено 15 минутами для взрослых. Основным лечебным фактором является «термальная фтористая гидрокарбонатно-сульфатная вода, которая показана для лечения болезней опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, кожных болезней и целого ряда других заболеваний». Эта цитата взята из группы в Контакте, а вообще, бывая на источниках Бурятии, мы давно перестали обращать внимание на состав воды и на заболевания, которые в этих источниках лечатся. Думаю, что в наших организмах всегда найдется то, чему эти ванны будут полезны.

Рядом с основной ванной деревянная бочка с менее горячей водой.

Вторая голубая ванна тоже очень понравилась, чистая, с очень комфортной горячей водой.

На правом берегу озера расположены остовы теплиц. Наверное, здесь можно было успешно выращивать и зелень и более серьезные культуры, ведь теплицы могли обогреваться водой из источника круглый год.

Есть и солнечные батареи, видимо, электричество в дома поступает именно от них.

Погуляв по территории, мы решили закончить знакомство с Гусихинским источником и ехать обратно на Большую землю. Конечно, можно было подождать хозяина, или позвонить ему по телефону, или поставить палатку где-нибудь на берегу реки… но впечатления от дороги были так сильны, что хотелось поскорее выбраться из этого места. Правда, все сервисы по прогнозу погоды дождя не обещали, но рисковать не хотелось.

Хочется пожелать источнику процветания и в первую очередь хорошей дороги, без нее это процветание, наверное, будет невозможным.

Выбравшись на хорошо знакомую трассу, мы облегченно вздохнули. После Усть-Баргузина проехали по мосту через реку Баргузин и поехали по правому берегу реки по трассе Р438. Наша следующая цель — местность Алла, наша любовь, совершенно невероятное по красоте и энергетике место.

Дорога очень живописна. С одной стороны она тянется вдоль горных хребтов, а с другой стороны — вдоль множества рукавов Баргузина, раскиданных по долине. Впечатление портят сгоревшие леса, на нашей памяти они еще были живыми и зелеными.

Но горы… горы Баргузинской долины всегда прекрасны и таинственны, от них просто невозможно оторвать взгляд.

Каждый раз, проезжая мимо этих гор, я думаю, что на почти всех этих горных вершинах и причудливых скальных выступах никогда не ступала нога человека.

А с другой стороны трассы мирно течет Баргузин, в небольших озерцах плавают утки, турпаны, гордо гуляют длинноногие цапли. В реке, видимо, в этот период много рыбы — на берегу очень много машин и рыбаков, а порой даже можно было увидеть, как вытащенная из воды рыба блестит на солнце.

Остановились в селе Ярикто у дацана богини Янжимы, ставшим уже местом паломничества, как верующих, так и просто туристов.

Весной 2005 году на горе близ села произошло чудо — на большом валуне проступило изображение танцующей женщины желто-охристого цвета, это был лик богини Янжимы. В конце 2009 на поляне у подножия горы рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение дугана Баргузинского дацана или «Дворца богини Янжимы». К камню, на котором проявился лик Янжимы, ведет экологическая тропа «Большое гороо Янжимы». Честно говоря, нам ни разу не удалось увидеть лик богини, возможно, не хватило веры или воображения… видимо, это дано не каждому. В этот раз к Янжиме мы не пошли, а просто прогулялись по дацану.

Дальше наш путь лежит в Аллу. Проезжаем Курумкан, радуемся новому асфальту, который появился после Курумкана, и, километров через 50, не доезжая до села Алла, поворачиваем по указателю налево в сторону гор.

Узкая проселочная дорога сначала идет по полянам с молодыми соснами. Среди травы яркими шапками выделяются заросли чабреца, в машине даже через закрытые окна чувствуется его вкусный терпкий запах.

Затем дорога идет по лесу, порой приходиться проезжать через камни и корни деревьев, но в целом путь к Алле вполне нормальный. Через 7 км от основной трассы въезжаем на базу отдыха Алла.

Нам повезло, свободным оказался именно тот домик, где мы жили несколько раз в предыдущих поездках. Заселяемся, берем полотенца и сразу идем к ванному корпусу. На Аллу уже спускается ночь, солнце скрылось за горами, и река не выглядит такой пронзительно изумрудной, какой она бывает днем. Но закат, как всегда, красив… Краем глаза успеваем заметить, что на базе больших изменений не произошло, и оставляем знакомство с территорией на завтра.

Почти в полной темноте принимаем ванны и идем спать. Завтра нас ждет насыщенный день на Алле!

29 июня. День третий

Утро опять выдалось теплым и солнечным. Умывшись, идем вниз к реке к ванному корпусу. По деревянной лестнице спускаемся к старому каменному домику, внутри которого сооружена деревянная ванная комната.

В самой ванне установлены скамеечки, а также кран с холодной водой, чтобы остужать воду, если она покажется слишком горячей. Температура воды в ванне доходит до 50°C.

C веранды ванного домика видно, как со дна водоема выходят пузырьки, создавая впечатление, что вода кипит.

А дальше — холодная Алла, бежит с громким шумом, несет в себе воду с тающих ледников, впитывает стекающие с гор ручьи, и даже горячие источники, которых насчитывается в долине реки более пятидесяти, не могут согреть ее холодные воды.

Рядом с руслом находятся два источника с надписями «для печени» и «для глаз».

Возвращаясь из ванн, осматриваем лагерь. Существенных изменений здесь не произошло.

В домике, где мы жили, вместо старых полуразваленных лежаков появились новые деревянные двухъярусные кровати. При таком размещении на второй ярус очень удобно складывать вещи. На территории чисто, есть бочка с питьевой водой, контейнеры для мусора.

Отдыхающих мало, такое чувство, что основная часть из них — члены какого-то большого родственного клана, приезжающие сюда летом на отдых. Большая компания туристов, приехавшая при нас, заселилась не в домики, а разбила на поляне палаточный лагерь.

На территории появились деревянный остов для большой юрты-кафе и какие-то странные помосты для палаток или юрт. Мы не очень поняли их происхождение, как нам сказали, это все соорудили какие-то арендаторы, которые потом отказались от своей затеи.

Вверх по Алле идут туристические тропы, по которым можно добраться до самого Байкала. Мы решили сходить до водопада, это километра три от базы вверх по течению реки. Переходим мостик около ванного корпуса и идем по лесу вдоль реки.

Через несколько минут тропа выходит на берег Аллы, усыпанный почти белоснежными камнями, обточенными водой и временем.

Видимо, это место вызывает восторг не только у нас — по всему берегу разбросаны многочисленные каменные туры.

Рядом с каменной поляной с удивлением обнаруживаем выложенную камнями надпись «РАЙ». С удивлением — потому что эту надпись мы видели здесь семь лет назад, в 2015 году. Неизвестно, то ли она так хорошо сохранилась за эти годы, то ли ее постоянно реставрируют туристы, но совершенно точно, что это место — действительно рай, из которого не хочется уходить!

Идем дальше и выходим на каменную россыпь с указателем «Водопад».

Дорогу к водопаду указывают множество туров.

На противоположной стороне реки тоже водопад, очень высокий, воды в нем не много, но он очень красив!

Идем по указателю вверх и вскоре слышим громкий шум воды. К нашей радости, водопад, который тонкой струйкой стекал с гор в наше предыдущее посещение, сейчас полноводный и громкий!

С определенного ракурса даже был виден кусок ледника, с которого с громким шумом стекала вода.

В общем, водопад нас порадовал. Вернувшись в лагерь и приготовив обед в общей столовой, решаем прогуляться вниз по реке. С высокого берега открывается захватывающая дух панорама горного ущелья с изумрудной рекой. Алла недаром признана одним из 7 чудес природы Бурятии. Хочется фотографировать бесконечно, кажется, что каждый новый кадр лучше предыдущего.

Сразу за курортом начинается таинственный и немного жутковатый лес.

На ветках и стволах деревьев развиваются разноцветные ленточки-молитвы, повествующие о многочисленных людских желаниях, висят люльки с кукольными младенцами, погремушки, детские коляски. Сюда приходят отчаявшиеся бездетные пары, чтобы попросить духов помочь им исполнить желание о продолжении рода.

Считается, что местные духи помогают рождению детей у бездетных семей.

Эти сосны слышали на своем веку столько молитв и людских просьб…

Подходил к концу этот волшебный день, на Аллу спускался вечер…

Ночь здесь наступает быстро... Солнце медленно спускается в долину реки, мягко тает, заливая все вокруг своим прощальным светом, и вдруг быстро-быстро скрывается за горами.

Все, день окончен… Вечерняя ванна и сон.

30 июня. День четвертый

Прощаемся с Аллой и едем в Умхей, на край света, далее на север Байкала автодорога есть, но она проходима только для экстремалов. В двух километрах от Умхея берет свое начало знаменитый 110-ый зимник.

Но сначала нам нужно посетить базу отдыха «Кучигер», которую, так же, как и Горячинск, мы всегда проезжали мимо.

База отдыха «Кучигер» находится рядом с термальным источником Кучигер у подножия Баргузинского и Икатского горных хребтов, в 7 км от поселка Улюнхан. Местные целебные сероводородные грязи рекомендуется для лечения более 30 видов болезней, применяются при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, кожи, нервной системы, гинекологии, кровообращения.

Проезжаем населенный пункт Кучигер, оставляем автомобиль и идем по деревянному настилу к санаторию.

Сам пансионат окружен с одной стороны грядой Баргузинского хребта, а с другой болотом, на котором и находятся знаменитые термальные источники. Деревянные настилы приводят нас к ванным корпусам.

Ванные корпуса — это деревянные домики, построенные в местах выхода горячих минеральных вод. Каждый дом внутри разделен на 3 отсека: общая прихожая и две комнаты для приема ванн. Температура воды в ванном здании 46-47 градуса.

Ванны представляют собой вырытые на глубину до одного метра ямы, в которые опущены деревянные срубы. На дне маслянистые черные илистые отложения с запахом сероводорода, через которые пробивается горячая вода. В ваннах все приспособлено для лечения грязью. Длинные ковши для зачерпывания грязи, удобные ступеньки.

Грязевые ванны, видимо, можно принимать и на свежем воздухе. Черный цвет является результатом присутствия в ней сернистого железа, которое находится в коллоидном состоянии. Несмотря на большое содержание в ней воды, грязь не расплывается по поверхности потому, что ее связывает сернистое железо. Грязь обладает большой поглотительной способностью задерживать в себе газы и соли из воды источников.

Ванны абсолютно бесплатные, порядок посещение ванн и время нахождения в них определяют сами отдыхающие, видимо, после рекомендаций врача. Рекомендовано после ванн себя беречь, мы встречали бабушек, которые, несмотря на жару, шли с ванн в пуховиках и теплых меховых сапогах.

Между ваннами — ответвления к разным источникам: сердечному, желудочному, наверняка где-то есть и глазной.

На одной из тропинок — плакат с мужчиной и женщиной… Что-то за время нашей поездки мы настолько забыли про пандемию и коронавирус, что в голове в продолжение текста возникли слова «… и тогда ВИЧ вам не грозит».

После источников проходим около прозрачного водоема, в который благодарные пациенты бросают копеечки, и по настилу идем непосредственно к курорту.

В 90-е годы курорт «Кучигер» пришел в полный упадок. Остался только один домик для приёма ванн, а само русло из-за проводимого осушения болот начало уходить, изменилась и температура вод. В настоящее время курорт возрождается: строятся удобные жилые корпуса и дома для принятия ванн и грязей.

Новые беседки, скамейки для отдыха, столовая, детская площадка — все это говорит о том, что курорт живет и развивается.

Мы долго искали место, без упоминания о котором не обходится ни один отзыв о курорте — это дерево, около которого вылечившиеся пациенты бросают свои тросточки и костыли. И, знаете, сравнив наше фото с фотографиями других людей, понимаешь, что это не бутафория, что костыли и трости на снимках разные, много свежих, оставленных вылечившимися людьми совсем недавно.

Рядом с этим символическим деревом находится место для религиозных подношений.

Возвращаемся к машине по той же деревянной тропе.

Говорят, Кучигер не объявляют всероссийской здравницей по той причине, что грязи там ограниченное количество и большого потока посетителей она просто не выдержит. Сюда едут не для праздного отдыха, не для туристических походов, а именно для лечения те, кто действительно имеет проблемы со здоровьем. В основном это жители Бурятии и соседних регионов — Иркутска и Читы. Побывав здесь, верится, что сила этого курорта велика и он действительно помогает людям бороться со своими болезнями.

Следующий пункт нашего путешествия — хорошо нам знакомый курорт Умхей, расположенный на острове посередине реки Баргузин, на стыке двух горных массивов — Баргузинского и Икатского.

Дорога идет через полуразрушенные мосты, полузаброшенные деревни с вросшими в землю домами и весьма креативными почтовыми отделениями…

Дорога заканчивается около подвесного моста, по которому можно пешком пройти на остров. Но мы проезжаем от моста влево и переезжаем на другой берег через русло реки. К нашему счастью, воды в русле немного. После ливней вода быстро поднимается, и пересохшее русло становится полноводной рекой, перебраться через которую становится невозможно. В этом случае отдыхающие оставляют свои автомобили на берегу реки и ходят на остров пешком через подвесной мост.

И вот мы на острове! Первым делом решаем вопрос с размещением, ведь мы не заказывали места заранее, хотя знаем, что в летнее время найти свободное место без предварительного заказа практически нереально. Раньше, шесть лет назад, курортом заведовала прекрасная женщина, Ольга Николаевна, очень внимательный, творческий человек… По телефону мы разговаривали с мужчиной и решили, что это новый управляющий курортом. Каким же было наше удивление, когда навстречу нам вышла наша Ольга Николаевна! Мы так обрадовались встрече, что даже не удивились, что совершенно случайно, именно на эту ночь и именно в нашем любимом доме для нас нашлась свободная комната!

В домике, как и раньше, все оборудовано и продумано до мелочей, здесь есть все: плитка, электрический чайник, посуда, ведра для воды и мусора, веник и т.п.

При желании можно готовить еду самим, но мы решили питаться в столовой. Цена за место в нашем доме — 1000 рублей с человека за ночь, стоимость обеда — 500 рублей, ужина — 450. На курорте есть несколько домиков и двухэтажный деревянный коттедж.

Решив бытовые проблемы, идем гулять по курорту. Курорт расположен на острове длиной примерно километр. С одной стороны острова полноводный Баргузин.

C другой стороны — полусухая протока, которая в период дождей быстро наполняется водой и превращается в широкую реку.

Остров соединяется с большой землей подвесным мостом, от которого к курорту идет деревянный настил.

На этой тропе мы встретили змею, надеюсь, не ядовитую.

На острове бьет 146 минеральных ключей, которые лечат около 20 различных заболеваний. Вода содержит фтор, кремневую кислоту и сероводород.

Здесь оборудованы два ванных домика, там вода более 50 градусов. Один ванный домик новый, стоит в центре курорта.

Рядом с ним — аршан для глаз, где-то рядом был и желудочный аршан с невкусной, но, видимо, полезной водой.

Второй домик спрятан в конце курорта, он, видимо, менее посещаем.

В нем очень жарко и душно, мы в нем ни разу не были.

В центре острова — озеро с горячей водой, самая популярная естественная ванна. В озере бьют десятки горячих ключей. Температура воды в озере очень комфортная, около 35 градусов. В некоторых местах вода более горячая, из-за выходящих из земли пузырьков кажется, что вода кипит, сидеть там просто невозможно!

На берегу озера зонт от солнца, скамейки, раздевалка. Кажется, что большего и не нужно, хочется, чтобы это замечательное озеро и сам курорт не поглотила волна цивилизации, не испортила их какую-то дикость и самобытность.

Трудно описать словами то удовольствие, которое получаешь, сидя в этом озере.

А вечером, когда на Умхей опускается вечерняя прохлада и от воды поднимается пар, купаться особенно приятно.

Но самая замечательная ванна — это отгороженная камнями заводь, в которую втекает горячий ручей из озера.

Здесь ощущения просто нереальные — горячая вода в заводи, холодный Баргузин на расстоянии вытянутой руки, шум воды, чистейший вкусный воздух и ты, свободный от всяких мыслей, забот и проблем. Разве можно сравнить это с принятием ванн в санаториях, где пациенты, отсидев в очереди, лежат в ванне рядом с перевернутыми песочными часами, и думают, на какую же процедуру бежать дальше?

Территория курорта очень чистая, ухоженная. Шесть лет назад здесь на каждом шагу стояли разноцветные фигурки, сделанные из камня, корней деревьев и прочих подручных материалов. Вся эта красота долгими зимними вечерами рождалась под руками Ольги Николаевны. За эти годы старые фигурки слегка облупились, а новых появилось совсем мало. Видимо, курорт стал настолько популярен, что времени для творчества остается немного.

Но зато появились постройки c практичным назначением — теплицы, грядки, курятник. Они очень органично вписываются в облик курорта. И теперь отдыхающие едят в столовой огурцы прямо из теплицы, свежую зелень с грядки и яйца «только что из-под куриц».

На территории очень хорошая столовая.

Рядом со столовой мангальная зона, в которой вечером компании жарят шашлыки.

Есть беседка и бурхан — место для подношений. Местные жители, приезжая на остров, первым делом идут к бурхану.

Кроме принятия ванн каких-либо занятий или туристических походов в Умхее нет. Да и после ванн наступает такое сонно-ленивое состояние, с которым трудно бороться, поэтому, видимо, отдыхающих на территории днем почти не видно. Можно, конечно, совершать прогулки по острову, по берегу Баргузина, можно попытаться ловить рыбу, правда, нам это не удавалось ни разу.

1 июля. День пятый

Утром мы не спеша приняли ванны, позавтракали и поехали к Байкалу, на базу отдыха «Эмчи тур». Мы уже отдыхали на этой базе два года назад, и нас все устроило. База отдыха «Эмчи тур» расположена рядом с селом Максимиха на берегу Баргузинского залива, в 237 км от Улан-Удэ.

Мы заселились в маленький двухместный домик-бунгало.

В нем были две односпальные кровати, графин, стаканы, тумбочка, чайник и электричество. Мы очень пожалели, что не взяли электрическую плитку, можно было готовить пищу в бунгало и не ходить в столовую.

Из окон бунгало, стоящих на первой береговой линии, открывается вид на Байкал.

Кроме бунгало, на базе есть уютные домики, юрты и благоустроенные номера. Всего база вмещает до120 гостей.

Для автомобилей предусмотрена охраняемая стоянка, парковаться на территории базы не разрешается, можно только подъехать к своему домику для выгрузки вещей.

Рядом с пляжем оборудована площадка, где можно приготовить блюда на огне в мангале или казане.

На базе есть кафе, в котором неплохо кормят, но цены не дешевые, питаться три раза в день, наверное, будет накладно.

Рядом с кафе две клетки с очень милыми кроликами, около которых постоянно находятся дети.

Есть благоустроенный санблок (умывальники, душевые с горячей и холодной водой, туалеты). Душ платный, все остальное бесплатно.

Есть и обычные уличные умывальники и туалеты.

Кроме всего этого есть помещение, где, видимо, проходят дискотеки, и баня-вагончик на берегу Байкала. Дискотек мы не слышали, а баня по вечерам пользовалась популярностью.

Но самое главное — это пляж! Замечательный пляж с чистым песком, пологим берегом и прозрачной, теплой по меркам Байкала водой. Именно из-за этого пляжа мы и останавливаемся на этой базе.

В будний день (мы заехали в пятницу) пляж был почти безлюдным, создавалось впечатление, что мы одни на этой длинной песчаной косе.

В прозрачной воде плавает много маленьких рыбок. На фотографии их не видно, но они там есть!

Накупавшись, мы пошли побродить по огромной лесной территории базы, это 9 гектаров хвойного леса с тропинками среди мхов, брусничника и шикши.

Вечером вышли на берег проводить солнце, закаты на Байкале всегда удивительно хороши!

2 июля. День шестой

Утром решили побродить по берегу, пока длинные тени деревьев не уйдут с пляжа и солнце не согреет песок.

С одной стороны от «Эмчи тур» находится пара других баз и этнографический парк-музей «Светлая поляна», сделанный в виде острога 17 века. На территорию парка мы не пошли, так как заходили сюда в 2020 году. Фотографии парка-музея тоже 2020 года. В музее «Светлая поляна» собраны экспозиции минералов и горных пород Байкальского региона, картины, скульптуры, предметы старины, старинное кружево, одежда, миниатюрные керосиновые лампы.

Музейный комплекс «Светлая Поляна» создан семьей Шелковниковых — местным художником Владимиром Николаевичем Шелковниковым и его супругой Елизаветой Федоровной. Украшение комплекса — деревянная часовня, построенная без единого гвоздя руками Владимира Николаевича и его сыновей.

Забор из бревен со сторожевой башней и старорусские архитектурные луковицы деревянной церкви мало напоминают турбазу. Однако это туристический комплекс, открытый для отдыхающих. Вот в этом доме с резным деревянным кружевом живут люди. Мы зашли в один из домов и поняли, что жить в нем нам не захотелось бы, вся эта старина казалась какой-то пыльной и давила на психику.

Если пойти по пляжу в правую сторону, можно выйти на мыс с красивыми крупными камнями.

Пока мы прогуливались по пляжу, на базу заехало очень много народа. Это и понятно, суббота, отличная погода, все располагает к отдыху. Все домики около нас были заняты, пляж тоже постепенно заполнялся отдыхающими. До Черноморского побережья, конечно, далеко, но для Байкала это большая плотность.

Появилось много развлекалок в виде бананов, плюшек и прогулочных катеров.

Рядом с нами долго плавала пара уток, селезень гордо держался на воде и любовался сам собой, а невзрачная серенькая уточка скромно держалась рядом.

Вдруг, к нашему удивлению, утка нырнула под воду и появилась с рыбой вполне впечатляющего размера. Да, похоже, здесь можно было не только купаться, но и рыбачить!

Остаток дня мы плавились на горячем песке и много купались, стараясь не думать о завтрашнем отъезде. Погода в этом маленьком отпуске нас точно побаловала, подарив напоследок такой жаркий пляжный день.

Вечером, как всегда, проводили солнце…

Ночь выдалась очень беспокойная. С наступлением вечера веселье в шашлычной зоне усилилось и перешло в громкие пьяные разборки, которые продолжались до утра. Выселяясь утром из домика, мы с трудом нашли охранников, которые открыли нам ворота. Выяснилось, что такое веселье бывает почти в каждые выходные, и бороться с этим явлением невозможно. Эта последняя ночь немного изменила наше отношение к базе «Эмчи тур», и, пожалуй, в следующий раз мы поищем более спокойное место.

3 июля. День седьмой

Это уже закон нашего отдыха — в день нашего отъезда с Байкала погода портится, и поэтому расставаться с ним гораздо легче. Отъехав от Максимихи несколько километров, мы решили остановиться в районе песчаных дюн.

От серых облаков вода в Байкале стала свинцово-серой, шквальный ветер гнал к берегу волны, поднимал тучи песка, наклонял деревья и срывал наши кепки.

Но и в такую погоду Байкал был красив своей особой суровой красотой.

Следующая остановка — камень Черепаха, излюбленное место туристов, останавливающихся для фотосессии. Раньше на этом камне росла береза, ее даже вписали в местную легенду, связанную с камнем. В 2017 году неизвестные срубили дерево.

На берегу очень красивая растительность, сочные жирные листья бадана, яркие цветы…

И еще одна остановка, прощание с Байкалом… Тучи стали расходиться, и Байкал стал уже не свинцово-сердитым, а синим, как проблески неба.

Спугнули стаю из маленьких утят с мамой-уткой, которые при виде нас смело нырнули в холодную воду и поплыли по волнам.

По традиции бросили в Байкал монетки, значит, вернемся, должны обязательно вернуться!

Заключение

Очередная поездка на Байкал закончилась. Мы проехали по нескольким источникам Бурятии и, можно сказать, прошли курс санаторного лечения, приняв в общей сложности 9 ванн. Конечно, мы не соблюдали точную дозировку, не изучали досконально состав воды в источниках и, в нарушение всех требований, купались в холодном Байкале. Но впечатления, которые мы получили, чистейший лесной воздух и прогулки по непередаваемо красивым местам добавили нам столько здоровья и энергии, что их хватит на несколько месяцев. Больше всего нам понравилась Алла — это фантастическое место, здесь можно было находиться еще дольше, гулять по разным местам и не уставать любоваться этой нереальной красотой. На втором месте — Умхей с его размеренным, ленивым, но бесконечно приятным отдыхом. А вот дальше рейтинг не составляется. Кучигер и Горячинск — наверное, очень хорошие места именно для лечения, но эти варианты мы пока не рассматриваем. А Гусихинский источник из-за плохой дороги мы как-то не прочувствовали и поэтому не можем разделить те восхищенные отзывы, которые читали в интернете. Но в целом на восточную сторону Байкала мы, конечно же, будем возвращаться снова и снова!