|
Москва — Великие Луки — Пушкинские Горы — Псков — Изборск — Псково-Печерская лавра — Невель — Смоленск — Москва
Итак, за окном наступило утро 7 января, Рождество встречено, а впереди еще 4 дня праздников. Семейная часть осталась позади, теперь можно немного перестроить голову на другой лад. И в голову начали лезть разные мысли интересного толка: «А давно нигде не были, надо что-нибудь придумать». Слово за слово, раз и готово: смесь разных жидкостей, желтой и коричневой, подобралась к голове и начала творить, а может, и вытворять. За 3 часа был выдуман маршрут, потом еще за 3 собраны вещи и вперед.
День 1. Москва — Великие Луки
Выехали в 6 вечера, заселились в 11. Дорога хорошая, ровная. Монумент рядом со Ржевом работает даже в 9 часов, но останавливаться не стали — время дорого, а меньше чем на час туда идти нет смысла — пока встанешь, пока дойдешь, пока обойдешь, пока вернешься. Памятник красивый, легкий, конструкторы постарались. Очень удачно подобраны журавли в качестве элемента оформления — эти птицы начинают встречаться в природе как раз примерно в этих местах, в Тверской области, в Московской — очень большая редкость. Но подробней как-нибудь в другой раз.
Сам по себе город Великие Луки ничем особо не примечателен, хотя и является вторым по величине в Псковской области. За пределом региона известен разве что своим мясокомбинатом, охватившим всю среднюю полосу России. Небольшой симпатичный парк на набережной, развалины старой крепости и, пожалуй, все, что можно об этом сказать.
День 2. Великие Луки — Пушкинские Горы — Псков
На Пушкинские Горы едем по мелким местным дорогам. Местность откровенно скучная — мрачноватые леса перемежаются запущенными деревнями и поселками, иногда встречается и более оживленные населенные пункты, но очень редко.
Итак, Пушкинские Горы. Это довольно обширная территория, куда входит и сам райцентр и окружающий его музей-заповедник. В самом городе только склеп Ганнибалов, но увы, там был короновирусный карантин, поэтому пришлось ограничиться внешним осмотром Святогорского Свято-Успенского монастыря. Создание заповедника крайне благотворно сказалось на данной местности, все-таки обильный приток туристов (пусть и сезонный — лавочки работают только с апреля по октябрь + неделю в январе) помогает выжить ощутимой части населения. В сувенирном магазине на вопрос «Могила многих кормит?» вздохнули и сказали: «Да, если б не она, то хоть плачь».
Чуть правее алтаря, за перилами, фамильный склеп Ганнибалов-Пушкиных. Увы, надпись на воротах «Карантин» не дала возможности посетить его.
Едем дальше в Михайловское. Это основная усадьба, где жил сам поэт, хотя в сам заповедник входят еще и Тригорское и Петровское, но туда мы не поехали —световой день короток в январе.
Вот такие там пейзажи. Машину нужно оставлять довольно далеко — до самой усадьбы топать пешком еще полчаса.
Вообще, самый красивый зимний лес — это еловый после снегопада. Лиственный не держит снежную шапку и выглядит просто корявыми черными палками посреди белого снега. Сугубо псковская особенность (по крайней мере, нигде больше не видел) — поленницы, сложенные вкруг, выглядят как большая шишка.
На территории есть лошади, среди которых был вот такой молоденький голубоглазый кудрявый блондин. Первый раз вижу такого цвета глаза у коня.
В старые времена строили из местных материалов, но основательно. Удивительно, но этот сарай для хранения льна сделан капитально и из гранита, а вот хозяйский дом — деревянный.
На территорию заповедника вход бесплатный, однако внутрь самой усадьбы — платный, но недорогой (рублей 200 или 300 — не припомню). За эту стоимость попадаешь в сам господский дом + хозяйственные пристройки — кухню и крестьянский дом. Вообще, тот дом, который считается музеем, к самому Пушкину имеет очень косвенное отношение — с середины 19-го века он несколько раз гнил, перестраивался и горел. Дерево все-таки. Но виды, которыми любовался сам поэт, его черновики, частично мебель и обстановка — остались теми же. Кстати, немного про самого поэта — его женитьба на Наталье Гончаровой по меркам того времени была мезальянсом. Семья Пушкиных была заметно беднее Гончаровых, о чем можно судить, хотя бы сравнивая имения их родителей. Усадьба Гончаровых в Ярпольце, что в Подмосковье, целиком каменная, двухэтажная и с крыльями. Дом Пушкиных, скажем так, значительно скромнее.
Вот дуб, который мог послужить прообразом дома для русалки и кота. Такие ветки выдержат золотую цепь однозначно.
Вот, собственно, барский дом. К сожалению, к самому А.С. Пушкину он имеет очень далекое отношение.
А это фото (не мое) усадьбы тещи Пушкина в Ярпольце, для сравнения. Дом каменный целиком, ну и масштаб другой.
А вот такой там вид из окна. Усадьба фасадом развернута к реке.
Вот так выглядит парадный вход. Судя по планировке, подразумевалось, что гости будут прибывать по реке.
Покидаем заповедник и едем на Псков. Дороги здесь разные, местами хорошие, местами не очень, но эту — до Пскова и до Великих Лук — и чистят хорошо, и асфальт приличный. Размещаемся и идем смотреть ночной Кром (так традиционной называется Псковский Кремль).
Вид с Ольгинской набережной ночью на Кром. Это центр города, центральней не бывает. Порождает глубокие размышления на тему того, что электричество есть только для надписи, немножечко для РПЦ и для обозначения берега. Остальных отключили за неуплату…
… но это всего лишь кадр без вспышки. На самом деле, все не так страшно.
День 3. Псков — Изборск — Лавра — Невель
Собственно, это программа-минимум для тех, кто оказался на Псковщине. От входа в Кром ездят и организованные туристы в Изборск и Лавру, но это не наш метод. Погуляли по Крому, окрестностям и в путь.
Вид с той же точки, что и ночью. Определенно лучше. На заднем плане человек едет на коньках, толщина и гладкость льда позволяет.
Памятник Александру Невскому. Из этих мест он отправился биться на Чудское озеро.
Рижское шоссе прямое, как стрела, идет почти до самого Изборска. Вообще, эта местность (Изборско-Мальская долина) населена очень давно, по преданию, там правил еще один из соратников Рюрика. На территории заповедника много чего можно посмотреть — саму Изборскую крепость, Словенские ключи, панораму долины, Труворов крест. Последнее, к сожалению, не производит такого впечатления, как ожидалось. Местные так вообще катаются с горки на санках и бубликах прямо рядом с кладбищем. Катание это весьма экстремально — пологая горка заканчивается крутым обрывом прямо в озеро. Теоретически, спрыгнуть в снег можно на склоне, а вот за санками спускаться будет очень непросто.
Вид на долину с башни Луковка.
Словенские ключи — чудо местной природы. Они бьют прямо из известняковой горы и стекают прямо в озеро. А в самом озере находится очень большая популяция лебедей, которые за прикорм примут любую позу для фото.
От крепости до ключей нужно спуститься на дно долины. Здесь очень хорошо видны слои грунта, сложенные из известняка.
Чуть ниже, у озера, есть еще одно известное место, где при должной сноровке можно погладить живого лебедя и не одного.
Они очень серьезно могут друг с другом подраться, щипая за шею.
Так же для жителей столичного региона может показаться чудом наличие огромной стаи снегирей. Такая привычная раньше зимняя птица практически исчезла по неизвестным причинам — то ли естественную траву заменили рулонными газонами, то ли химии льют зимой много.
Дальше — в Лавру. К сожалению, зимний день короток и захватить получилось буквально полчаса до полной темноты. При свете дня это, безусловно, крайне потрясающий памятник архитектуры.
Дальше — дорога до Невеля. Участок от Изборска до Острова — прекрасный, только что отремонтированный, а, главное — бесплатный (в Псковской области платные дороги, да-да, но об этом позже). Кусок от Острова до Опочки — тоже хороший, федеральная дорога, как никак. Дальше чуток похуже, но все равно исправно можно ехать 100 ночью зимой без опасения за свою жизнь.
День 4. Невель — Смоленск — Москва
Вообще, с жильем в этой части страны очень небогатый выбор. В стороне от транзитных путей (Москва — Рига проходит северней, Петербург — Киев по дистанции слишком близок к Питеру и ночевать обычно рано) обычно летом здесь изобилие предложений для охотников и рыболовов, а зимой все гораздо скромнее. Но дело не в этом — выезд из Псковской области — платный. Да, дорога на Усвяты — платная. 200 рублей с легковушки, причем качество гораздо хуже бесплатных. Местные не платят, а транзитники — спонсируют это безобразие. Помимо этой трассы, которую теоретически можно объехать ценой этак часа в 2, некоторые принципиально не имеют альтернатив, так как пункты оплаты стоят прямо перед МАПП — покинуть Россию можно только за деньги.
Сама дорога Невель—Усвяты проходит местами в непосредственной близости от границы с Беларусью, это пограничная зона, и перед въездом об этом висят плакаты. Не проверял, но, судя по карте, можно случайно остановиться и выйти по малой нужде на территорию другого государства. Будьте внимательны)))
Проехали Велиж, и пейзажи за окном сразу меняются — появляются открытые поля, а не болота с дремучими лесами. Объехали Демидов, где родился Юрий Никулин и где недобрым способом используют его имя без разрешения родственников, и добро пожаловать в западные ворота России — Смоленск. К сожалению, ехать специально в этот город особо незачем, а вот проезжая мимо — на полдня заскочить стоит. Главные достопримечательности — это прежде всего крепость, кафедральный собор, вокзал и парочка церквей домонгольской постройки, а потому редких на территории нашей страны. Вообще, в целом, любители истории и так это знают, а кто не знает — я сейчас расскажу.
Лет 600-700 назад, когда Русь была еще Киевской, но в каждом княжестве были свои понятия и правители, выделялись несколько больших регионов, прежде всего — ментально, ну а уж потом — юридически. Северо-Восточная Русь, которая потом переросла в Московскую и вошедшая в состав Орды, Юго-Западная или Красная (ныне это Правобережная Украина) под влиянием Венгрии, Польши и Турции, Белая и Черная (которая разными частями в разное время входила в Литву, а ныне почти полностью эквивалентна Беларуси), Северо-Западная (Псковское и Новгородское княжества, которые не попали в Орду, но испытывали сильное влияние прибалтийских государств и Ганзы). Школы архитекторов были весьма разные, и даже неискушенные читатели могут обратить внимание, что в Северо-Западной школе нет такого понятия, как колокольня, есть звонница, а в Смоленске, который долгое время был приграничным городом и даже некоторое время входил в Литву, остались редкие памятники, которых очень трудно найти восточнее. Так, например, тут остались образцы «русской готики», совершенно больше ни на что не похожие.
Свирская церковь Михаила Архангела.
Крепостная стена, восточная часть. Здесь, в окружении частного сектора, она совершенно нетронута, и в оврагах детишки катаются с горки. Собственно, именно глубокий овраг защищал город лучше стен — штурмовать его здесь просто нет смысла. Западная и северная часть стены была разрушена и частично восстановлена, но кусками, чтобы не мешать городскому движению.
Ну и вокзал — это и изнутри величественное здание, и снаружи. Оно возвращает нас во времена сталинского ампира. Зайти внутрь однозначно стоит, чтобы оценить великолепную работу реставраторов. А с точки зрения пассажира меня удивила услуга хостела, оказывающаяся прям в здании вокзала, причем по весьма гибким тарифам — от 1 часа. Фото сделано с телефона, чтобы не раздражать охрану.
Такие вот полотна висят в зале ожидания.
Рядом с вокзалом есть еще одна домонгольская церковь, но сумерки уже наступили, а потому качественных фото ни ее, ни кафедрального собора снаружи тоже нет, хотя они определенно заслуживают внимания.
Немного интерьеров кафедрального собора.
Но световой день заканчивается, а вместе с этим — и время на осмотр города. Нужно торопиться домой, завтра ведь на работу. Педаль в пол, М1 трасса 4-полосная, просто едешь и едешь. Только вот населенки много, сбрасывать скорость приходиться часто. От Смоленска до Москвы 5 часов ходу.
По дороге заскочили в Вязьму за пряниками. Там это такой местный бренд, не такой раскрученный, как тульский, но вкусный. Продается на местном хлебозаводе на проходной, в магазинах бывает редко.
БЮДЖЕТ
Суммарно на все ушло около 20 тыс. руб. — ночлег 5 тыс. руб., бензин 10 тыс. руб., еда и всякая мелочь — 5 тыс. руб. Но с едой нам определенно повезло — очень многое осталось с праздников, поэтому все было взято с собой, что можно, и доедалось по дороге. Псковская область — это очень небогатый регион, поэтому даже за 1700 рублей на двоих можно остановиться в пешей доступности от Крома с завтраком.