Непопулярная Псковщина

17.05.2018 | 37963 просмотра

Пролог

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Идея этого рассказа возникла в 2015 году, но в связи с моими экспедициями на север («К ветрам Синих гор» и «Осенние мелодии Кольского»), необходимостью сбора и обновления фотографий данный проект был отложен, как оказалось, на три года.

В этот раз я решил поведать Вам не историю моего очередного путешествия, а изложить информацию в довольно редком здесь на форуме жанре путеводителя.

За годы у меня накопилось достаточно материала, чтобы поведать Вам о тех местах Псковской области, которые в подавляющем большинстве не обозначены в стандартных туристических буклетах и широко не известны за пределами Псковщины, но посещение которых может стать интересным и любознательным для тех, кто путешествует на автомобиле и в состоянии немного пройтись пешком до назначенной цели.

Отсюда и родилось название этого рассказа-путеводителя с фотографиями разных лет, сделанными на различные фотографические аппараты.

В связи с этим я не стану упоминать об общеизвестных достопримечательностях, визитных карточках Псковщины, таких как Пушкинские Горы, Псков, Изборск, Псково-Печорский монастырь и пр.

В этом рассказе не будет далеких маршрутов, полных различных приключений, да и чересчур эффектными фотографиями я вряд ли сумею удивить искушенного читателя, но эти страницы однозначно могут быть полезны тем, кто будет планировать маршрут путешествия по северо-западу России и захочет видеть нечто большее, чем принято посещать на Псковской земле. При желании каждый сумеет найти поиском в интернете указанные мною места архитектурно-религиозного, исторического и аномально-мистического характера.

По сути, это иллюстрированный путеводитель о тех местах, где я много путешествовал и, быть может, кто-либо из форумчан сумеет поддержать мою инициативу рассказом о малоизвестных достопримечательностях своего родного края. Более чем уверен, такие истории помогут автопутешественникам разнообразить свои маршруты и сделать свои отчеты на форуме Дрома более интересными.

Итак, начну с небольшой исторической справки, которую нелюбителям текста смело можно будет пропустить.

Историческая справка

Как я уверен, основополагающее событие, во многом определившее последующее развитие современной Псковской области, да и всего северо-западного региона России произошло 10-15 тысяч лет назад, когда многосотметровая толща льда последнего ледникового периода (Валдайское оледенение) напрочь снесла весь плодородный слой земли, оставив после себя мореные возвышенности, создающие камовый рельеф, с песком, камнем и суглинком, глубокие ледниковые озера, превратив территорию нынешней Псковщины в зону «рискованного земледелия».

Второй по значимости фактор состоял в том, что территория современной Псковской области стала одним из «центров цивилизации» древнейших времен, где обосновалась одна из ветвей славян, кривичи, оставившие после себя многочисленные сопки-курганы по берегам рек и озер.

По реке Ловать и ее притокам проходил тот самый путь «из варяг в греки», а населенные пункты Псковщины насчитывают по официальным источникам более чем тысячелетнюю историю.

Кривичи бок о бок сосуществовали с финно-угорскими племенами, что до сих пор прослеживается в топонимике, культуре и диалекте. С тех давних пор и до настоящего времени Псковская земля устойчиво заняла место пограничной территории, стала приграничьем Великого Новгорода и Москвы, через которую разорительными волнами прокатывались все волны захватнических войск с Европы от тевтонцев, шведов, поляков, литовцев до фашистов прошлом веке. Татаро-монголы сильно не затронули эту землю, да войска Наполеона Бонапарта лишь одним полком прошлись по южной части современной Псковской области.

В результате прохождения ледника сельское хозяйство стало малоэффективным на нечерноземных почвах и после краха системы колхозов, совхозов и вымирания легкой промышленности в конце 90-ых годов XX-ого века традиционные для Псковщины культуры, такие как лён, выращивать перестали. Хрущевская кукуруза, высаживаемая для силоса, посевы злаковых, картофеля, моркови, капусты, брюквы уменьшились в разы.

Как и по всей России, поля зарастают борщевиком, кустарником и редколесьем, деревни пустеют и вымирают. Животноводства практически не стало.

При этом Псковщина — это европейская часть страны, граничащая с севера с Ленинградской областью, с Литвой и Эстонией на западе, на юге с Белоруссией и с Тверской областью на востоке. До Москвы, Питера, стран Евросоюза рукой подать, географическое положение весьма благоприятно и в то же время уровень развития промышленности крайне низкий, существенных полезных ископаемых на территории области нет. Как и везде, массово производится вырубка лесов, от чего нарушается гидрология водоемов и уровень воды в реках и озерах значительно упал за последние несколько десятков лет. Этому способствовала добыча торфа в советский период с сооружением мелиоративных канав и осушением болот.

Туристический потенциал области недостаточно охвачен и инфраструктура для туризма малоразвита и, к сожалению, перспектив в этом направлении, несмотря на богатое историческое прошлое, не наблюдается.

Этими строками я стараюсь дать довольно объективную оценку того, во что превратилась Псковская земля и Псковщина — частное отражение ситуации в целом по стране.

Подтверждением этого является социально-экономический рейтинг регионов России, ежегодно проводимый рейтинговым агентством «РИА рейтинг».

По комплексному итогу ряда критериев Псковская область, чья площадь превышает территорию занимаемую Бельгией, Нидерландами или Данией, уже много лет традиционно занимает место в восьмом десятке из 85 субъектов РФ. По интегральному рейтингу за 2016 год Псковская область заняла 76-ую позицию — самое низкое место из регионов северо-западной и центральной части России (riarating.ru/infografika/20170530/630063754.html).

Любой из читателей может посмотреть позицию своего региона, пройдя по ссылке, указанной выше.

Да и сейчас раз за разом мелькают в интернете строчки, характеризующие современное состояние Псковщины. Так, 10 апреля 2018 года Минздрав назвал регионы с самой низкой и самой высокой смертностью. Наиболее высокие показатели смертности были зафиксированы в Псковской области (17,4 случая на 1 тыс. населения), Новгородской (17,1), Тверской (16,9), Тульской (16,5), Ивановской (15,8) (iz.ru/725368/).

В дореволюционный период крестьяне Псковской губернии всегда считались наиболее безграмотными, нищими и диковатыми, что нашло отражение даже в советском кинематографе, когда в фильме «Мы из Кронштадта» пленный белогвардеец заявляет с придурковатой улыбкой «не-е, мы пскопския».

В наказе дворян Пусторжевского уезда времен Екатерины II можно прочесть, что редко случалось, «когда получали жители против посевов втрое, но всегда менее, а иногда едва из поля в поле семена перенести могут», а потому «до того многие дошли, что подкрепляют живот свой только травою и кореньем».

В «дорожных впечатлениях» корреспондента, опубликованных в псковской газете в канун Первой мировой войны, пишется о том, что у порховских крестьян Псковской губернии наблюдается «неприкрытая бедность, голодная нищета и грязь, грязь, грязь».

Бедно жили в этих местах и в конце 50-х годов после Великой Отечественной. Уходя из дому, хозяева не запирали дверь на ключ: случайному прохожему в нем нечем было поживиться, а у соседей был тот же «достаток». Зачастую ужин состоял из окрошки из толченого зеленого лука с собственного огорода на самодельном квасе и горячей картошкой в мундире. В более зажиточных семьях к такой окрошке подавали покупные сушеные снетки.

Депопуляция, охватившая Россию в последнем десятилетии XX в., в глубинке Псковской области свирепствовала с 50-х годов, когда вся страна еще испытывала послевоенный демографический бум.

В то же время упёртость, нахрапистость, целеустремленность и безбашенность жителей Псковщины нашли свое место в поговорках — крылатая фраза героя Евгения Жарикова в фильме «Рожденная революцией» «мы псковские, мы прорвёмся» и более поздняя поговорка «скобарь с колом страшнее танка».

В советское и постсоветское время этому немало способствовал высочайший рейтинг 76-ой гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ. В период второй чеченской войны о подвиге бойцов 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка дивизии в бою с бандформированиями боевиков у высоты 776 1 марта 2000 года снят художественный фильм.

Исконно жителей псковской земли называли скобарями за умение изготавливать скобяные изделия и позже во времена СССР в разговорной лексике Псковский край стали называть уничижительно-грубо Скобаристаном.

В советское время после Великой Отечественной войны Псковская область в современных границах была сформирована в октябре 1957 году после упразднения Великолукской области, и до наших времен сохранилось некая натянутость в отношениях жителей Пскова и Великих Лук (второго и последнего города области), что сродни отношениям между москвичами и петербуржцами. И жители южных районов области частенько говорят «мы не скобари, скобари во Пскове», создавая таким образом некую границу между севером и югом.

В лихих 90-ых необузданная энергия жителей Псковского края нашла выход, и молодежь, усердно наращивающая мышечную массу в подвальных «качалках», стала отменной рабочей силой в бандформированиях Питера, а наиболее «продвинутая» часть криминалитета занимала главенствующие позиции в различных группировках, о чем свидетельствует одна из частей документального сериала «Криминальная Россия» под названием «Великолукские».

Богатое историческое прошлое оставило немало следов в псковской земле, и каждую весну «черные копатели» выходят в поля, кто в поисках следов последней войны, а кто «по старине», находя различные монеты вплоть от арабских дирхемов, украшений скандинавов, серебряной «чешуи» и монет других эпох.

Многое можно было бы рассказать, но форум автопутешественников Дрома это не то место для рассуждений об истории древней Псковской земли, и поэтому я перейду непосредственно к рассказу о непопулярных достопримечательностях моего родного края.

Чтобы связать все предлагаемые к рассмотрению достопримечательности в некую последовательную нить маршрута для автотуристов, мой рассказ начнется с северной части Псковской области. Затем повествование пойдет в направлении с севера на юг вдоль автомобильных дорог, соединяющих районные центры Порхов, Дедовичи, Бежаницы, Локню и Великие Луки и, напоследок, от южной части области на запад к городку Себеж, что расположен у границы с Латвией, и снова на север к Пскову, замыкая круг моего путеводителя.

1.   Гдовская крепость

Районный центр Псковской области город Гдов расположен на трассе Р-60, соединяющей Псков и Кингисепп. Город возник как форпост древнего Пскова на восточном берегу Чудского озера и впервые упомянут в летописях в 1323 г. в связи с нападением тевтонский рыцарей на псковские земли.

Поселение развивалось несмотря на войны и немецкие набеги. Этому способствовало его ключевое пограничное положение на берегу Чудского озера, разделявшего Русь и Ливонию. Кроме того, находясь на важнейшей сухопутной дороге к Пскову, Гдов прикрывал его северные подступы. С течением времени город на реке Гдове выдвинулся как крупный населенный пункт и одновременно как крепость на западных рубежах Руси. Военно-оборонительное значение Гдова особенно выросло в XV веке.

Ныне Гдов — это небольшой, глубоко провинциальный городок со всеми атрибутами российской глубинки, впрочем, не лишенный своего изящества.

Сохранившиеся стены крепости толщиной около 4 м сложены из чередующихся рядов валунов и девонского плитняка. Местами они сохранились до уровня боевого хода и вместе с несохранившимися зубцами достигали высоты 7,5-8 м. Даже в полуразрушенном виде эта преграда выглядит монументальной, а в древности казалась и вовсе несокрушимой.

Как и все малые города северо-запада России, расположенные у западных границ, город неоднократно подвергался нападениям, полному уничтожению и снова возрождался на старом месте.

Как правило, внутрь крепости заходят с Южных ворот.

Видно, что время не щадит старые стены, и камни кладки понемногу вываливаются.

Осмотр крепости много времени не займет, тем более что прогулка по хорошо отсыпанным дорожкам парка ничего кроме удовольствия не доставит.

Внутри крепости расположен Свято-державный Димитриевский собор, восстановленный в 1990 г. на месте храма XVI века, уничтоженного в 1944 г. фашистскими захватчиками при отступлении.

За храмом ряд захоронений. Русская Голгофа X-XX веков.

Здесь же можно увидеть дом притча, построенный в 2007 г. в память о православной миссии, действующей во время Великой Отечественной войны в 1941-44 годах на северо-западе СССР.

Гуляя по парку, нельзя не заметить крест у тропинки.

На этом месте когда-то стоял памятник Александру II.

Совсем недалеко от крепости на берегу реки Гдовки за мельничным мостом можно посмотреть памятник генералу П.П. Коновницыну, русскому военному деятелю XIX в., генералу армии, герою Отечественной войны 1812 г. «Что дороже мне жизни — есть честь моя и добродетель» — надпись на постаменте памятника.

Рассказывая о Гдове, нельзя не упомянуть о Псковско-Чудском озере, на берегах которого множество памятников исторического и религиозного характера. И если вам во время путешествия удастся найти место под палатку среди песчаных дюн или заночевать на одной из многочисленных турбаз, то красочные закаты над озером не такая уж большая редкость.

02. Трутневы пещеры

В считанных километрах от трассы Р-60 Псков—Гдов расположена деревушка Трутнево, где рядом с церковью Богоматери Целительницы находится сельская святыня, именуемая местными жителями Пещёркой.

По преданию на берегу реки Куна решили построить водяную мельницу. Трижды ее пытались соорудить, и трижды на следующее утро она была разрушена. Тогда рабочие решили подкараулить ночью того, кто разрушает построенное. И предстало им видение: дева в белых одеяниях с младенцем на руках, прошла по реке и исчезла. Рабочие решили, что это была Богоматерь с младенцем Иисусом. Наутро рабочие обнаружили пещерку и следы на речных камнях. С этих пор пещера стала почитаемым местом.

Конечно же, такая легенда в совокупности с имеющейся пещерой стала предметом моего любопытства и одной из точек моего очередного маршрута.

Добраться до Трутнево никакого труда не составляет. В деревне же стоят указатели на храм и пещеру. Церковь Богоматери Целительницы, открытая в октябре 2015 года, хорошо заметна с улиц деревни.

Река Куна протекает в довольно глубоком овраге, на дно которого ведет лестница.

Уже со ступеней лестницы открывается русло реки, хорошо просматриваемое ранней весной, пока не распустилась листва на деревьях.

Склоны оврага сложены из красного спрессованного песчаника, о котором еще не раз будет упоминаться в этом рассказе. В результате эрозии и оползания грунта правый берег Куны смотрится достаточно живописно.

Тут же прямо на песчанике установлены иконы, цветы и, не совсем совмещаемые с религиозным характером местечка, найденные предметы быта прошлых времен.

Сама пещера находится без особых проблем и вызвала у меня некоторую долю разочарования.

Дело в том, что пещерой это углубление в стене оврага назвать можно лишь с натяжкой. Скорее — это грот, внутри которого установлен алтарь.

Тем не менее, Пещёрка, как мне кажется, место вполне достойное для посещения, особенно в те дни, когда там нет туристов и паломников.

В такое время можно наиболее полно полюбоваться естественной красотой памятника природы.

03. Камень «Добряк»

Среди малоизвестных достопримечательностей Псковщины я расскажу, в том числе, о местах, имеющих славу аномальных и мистических. И первое из них камень «Добряк», известный в узких кругах как камень, способный выполнять желания. На просторах интернета несложно будет найти видеоролики об этом камне, о столбах энергии, об особой энергетике и т.д. К нему даже возят экскурсии на платной основе. Но это дело каждого из нас, во что и как верить, а моя задача немного рассказать об этом камне.

Если продолжить движение от Трутнево в сторону Пскова по дороге Р-60, то за поворотом на дер. Спасовщина слева от автодороги будет видно братское захоронение и памятник воинам Красной армии. Свернув к нему, вы увидите колею в лес, уходящую налево мимо беседки. Дальше до самого камня, можно проехать на автомобиле, если уверены в дорожном просвете, или пройтись 15-20 минут через лес, держась на развилке левее.

Следуя по лесной дорожке, пройти мимо камня «Добряк» невозможно, он виден сразу же.

Смотрится он весьма живописно!

Громадный серый валун, остаток последнего ледникового периода, врос в землю под елями на высоком левом берегу речушки Лочкина.

Размеры камня также весьма необычны для севера Псковской области.

Есть в этом камне что-либо энергетически аномальное или нет, пусть каждый решает сам, но вытоптанная ногами дорожка вокруг валуна, свидетельствует о совершении неких ритуалов.

Прибыв на камень второй раз, я прошелся по дорожке чуть далее, наверх, и с удивлением нашел в лесу среди россыпей валунов, покрытых мхом, вот такой расколотый камень. Безымянный и, похоже, никому не интересный в плане энергетики.

Практически вертикальный раскол выглядел как щель в другой мир и притягивал к себе внимание, заставляя упражняться с фотоаппаратом.

Ну, а если никому из вас подобные места не интересны, то, в любом случае, прогулка по лесу в поисках грибов никакого вреда не принесет. А попутно можно полюбоваться на лесную речушку или поискать пещеры-гроты на другом берегу.

Лично для меня именно с камня Добряк началась моя «фотоколлекция» ледниковых и культовых валунов северо-запада России, которая уже значительно пополнилась как широко известными камнями, так и не слишком популярными.

04. Слуды на реке Плюсса

Если взять за отправную точку город Гдов, то, двигаясь по дороге Гдов—Детково—Ляды (качество покрытия очень неважное), перед мостом через реку Плюсса нетрудно будет заметить уходящую налево от главной дороги лесную дорожку.

Через несколько сотен метров путь для путешественника заканчивается довольно большой поляной с кострищем, скамеечками и высоким обрывом над рекой Плюсса.

Один только вид сверху чего стоит!

Это место называется Слуды. Слуды (Слудка) — слово, в древнерусском языке означавшее утес, гору, крутизну. Именно здесь находятся самые высокие обрывы из девонских красноцветных песчаников над рекой в Псковской области, достигающие по данным моего навигатора 19-20 м.

По верху Слуд и по нижней части вдоль кромки воды проложена тропа, и при желании обрывы над рекой несложно осмотреть как сверху, так и снизу.

Прогулка вдоль реки оставляет самые яркие впечатления!

Время от времени под воздействием эрозии берег оползает в реку.

В основании песчаного берега порой заметны выходы голубой кембрийской глины, и тут же из-под берега вытекают родники.

Иногда на месте истечения родников появляются гроты.

При посещении Слуд надо иметь ввиду, что при распустившейся листве вертикальная перспектива обрывов снизу несколько скрадывается, как и вид сверху.

При желании на поляне у Слуд можно и заночевать, порыбачить на реке, сходить в лес, но простота подъезда делает это место довольно популярным.

05. Бычий ручей — суффозионная полость

В северной части Псковской области вблизи административной границы Гдовского и Плюсского района в сосновом лесу находится редкая природная достопримечательность — суффозионная полость под местечковым названием Бычий ручей.

При движении подземные воды вымывают мелкие частицы породы, и это может сопровождаться оседанием поверхности земли с образованием провалов и воронок. Такое явление довольно широко распространено в степной и полустепной местности южных регионов России и в Казахстане, но на северо-западе России Бычий ручей — самая масштабная и широко известная суффозионная полость.

Если, выехав от Слуд на грунтовку, повернуть налево в направлении Детково, то сразу за следующей деревней Сербино налево в лес уходит грунтовая дорога к деревне Мышка.

Для обычного автомобиля эта грунтовка может статься и непроходимой, да и чего греха таить, и я в первой попытке в апреле 2016 г. на развилке выбрал неверное направление и посадил своего Ворчуна в глубокую колею.

Но если не полениться и пройтись немного ногами, то выбрать верный путь будет несложно, хотя главную роль в автомобиле на всем пути к Бычьему ручью будет играть дорожный просвет.

За деревней Мышка путешественнику встретится небольшой участок с лужами и ухабами.

Вся дальнейшая дорога в направлении деревни Гостичево проходит через шикарный сосновый бор и никакой сложности не представляет.

Здесь же у дороги на соснах видны следы сбора сосновой смолы смолицы методом подсочки и нехитрые приспособления для этого.

Отворотка налево к Бычьему ручью плохо различима, но при внимании все-таки можно увидеть примятую траву и следы на хвое слева от основной дороги, ведущие к столь необычному природному явлению.

Эта суффозионная полость, действительно, образовалась при просадке грунта над подземным ручьем. Провал диаметром около 30 метров и глубиной 3-4 метра выглядит несколько чужеродно посреди леса.

Место, откуда вытекает ручей, нетрудно найти.

Вода очень прозрачная и холодная. Местные жители и дачники приезжают сюда за водой из ближайших деревень. Ручей течет по узкому «каньону» и, проходя по периметру часть провала сквозь поваленные деревья, снова уходит под землю.

Чтобы выйти на поверхность с другой стороны лесной гряды.

Именно здесь находятся многочисленные гроты, выточенные водой.

Размытые и осевшие склоны принимают совсем невероятные формы.

Далее ручей проходит по руслу через лес и небольшим водопадиком впадает в реку Плюсса.

Место удивительно симпатичное, энергетически приятное. При желании и, если ваш автомобиль позволит доехать до самого Бычьего ручья, то рядом с провалом можно с комфортом обустроить лагерь для ночлега.

06. Чёртов овраг (Лядский треугольник)

Если продолжить движение от Бычьего ручья в сторону райцентра Струги Красные через село Ляды, то путешественник вплотную приблизится к тому месту, которое называется Лядский треугольник, центром которого является Чёртов овраг.

Скрин из Викимапии.

В свое время СМИ раструбили об аномальности этого места, об исчезновении людей в лесах Чёртова оврага, о слышимых звуках из прошлого и прочее. К многочисленным голосам о необычности «треугольника» присоединилась «пожелтевшая» «Комсомольская правда», а на НТВ вышел видеофильм об аномальных местах Псковщины, в том числе и о Чёртовом овраге.

Конечно же, это привлекло мое внимание, и я дважды побывал в центре Лядского треугольника в поисках того самого оврага и подтверждения слухов.

Попасть туда не сложно. Достаточно проехать поселок Ляды, повернуть на грунтовку на Струги Красные и за деревушкой Рудно уйти налево в лес по хорошей песчаной дорожке.

Путь в аномальную зону проходит через замечательный сосновый бор.

Рельеф «треугольника» холмистый, сложенный наносными грунтами последнего ледника. Лес то поднимается высоко на сопки, то сверзается в глубокие разрезы-овраги, низины которых заболочены.

В одном из таких оврагов протекает ручей Рогаточник. Именно этот овраг и называется Чёртовым. Ни одна из фотографий Чёртова оврага, найденная в интернете, не соответствовала действительности. В хвойном лесу непросто сделать обзорную фотографию естественного разлома земной коры, углубленного руслом ручья.

Путь в центр аномальной зоны как раз идет вдоль него. В пасмурный день местность, окружающая ручей, действительно, выглядит несколько зловеще.

Лесная дорожка проходит по мостику через Рогаточник. В первый раз я без проблем переехал ручей.

А через три недели мостик оказался размыт и непроезжаем для автомобиля.

Тот факт, что переезд через ручей раз за разом оказывается разрушенным, неоднократно обсуждался в интернете, и этому придавался окрас мистицизма, с чем я полностью не согласен. Рельеф окружающей местности характеризуется большой площадью водосбора для ручья, и после дождей уровень воды в Рогаточнике резко повышается, что и приводит к размыву насыпного грунта мостика.

Заблудиться в лесу в районе Чертова оврага можно с такой же вероятностью, как и в любом другом лесу, тем более что пересеченный рельеф местности способствует этому. Из «аномального» я нашел только исчезновение зоны мобильной связи из-за движения между мореными возвышенностями, но Лядский треугольник — место красивое и привлекательное и может быть интересно любителям соснового бора, грибов-ягод и следов истории в виде остатков водяной мельницы, громадного ледникового валуна и старого моста через реку Рудна с учетом таинственного ореола «аномальности».

07. Усадьба Лог

Двигаясь от Чёртова оврага в сторону райцентра Струги Красные, если не пропустить поворот практически на 180 градусов, то в самом конце грунтовой дороги после этого поворота путешественник попадет в деревню Лосицы.

Довольно уединенное поселение, отстоящее в стороне от главных транспортных направлений области. В поселке проживает более 100 постоянных жителей, имеется школа, магазин, почта и прочие атрибуты продолжающейся жизни. Лосицы примечательны не только строящейся церковью Успения Пресвятой Богородицы.

Не только церковью при кладбище в честь Святителя Митрофана, Епископа Воронежского, коих у нас стране совсем немного.

Главной достопримечательностью Лосиц является усадьба Лог, в которой расположен действующий дом-музей Ал. Алтаева. До последнего времени никаких указателей к музею не было и лишь совсем недавно на трассе Санкт-Петербург — Псков в деревне Лудони появился вот такой указатель.

Но ехать в этом направлении чревато приключениями — дорога в сторону музея ведет через действующий военный полигон 714 «Струги Красные», переданный в состав воздушно-десантных войск и легко можно попасть на время проведения учений.

Более чем уверен, что история старинного дома (а это единственный сохранившийся деревянный усадебный дом XIX века) и жизненные пути его обитателей достойны отдельного рассказа и отдельного фотографического ряда. Судьба усадьбы напрямую связана с необычными судьбами трех женщин: хозяйки усадьбы Ольги Константиновны Гориневской, писательницы Маргариты Владимировны Ямщиковой (творческий псевдоним Ал. Алтаев) и ее дочери — Людмиле Андреевне Ямщиковой-Дмитриевой — актрисе театра и писательницы (творческий псевдоним Арт. Феличе).

О.К. Гориневская, жена придворного императорского архитектора, дворянка, получившая прекрасное образование в Петербургской консерватории, в 1917 году переехала в этот дом в Логу и прожила до 1966 года, проработав более 50 лет учительницей сельской школы, после чего эмигрировала в Америку к дочерям.

М.В. Ямщикова, русская советская детская писательница, прозаик, публицист, мемуарист, автор более 150 книг. Ее отец, В.Д. Рокотов, — помещик, дворянин, предводитель дворянства Великолукского уезда Псковской губернии, актер и драматург. Мама, А.Н. Толстая, — из древнего рода Толстых.

Маргарита Владимировна впервые попала в Лог в 1895 году, в 1926-ом она приобрела в собственность флигель от барского дома и с 1927 по 1958 год (за исключением военных лет) жила и работала в летние периоды в усадьбе.

Л.А. Ямщикова-Дмитриева, актриса, писатель­ница и соавтор Ал. Алтаева, взявшая на себя заботу о наследии матери после ее смерти.

Отношения между владелицей усадьбы и писательницей были настолько близкими, что после смерти М.В. Ямщиковой в 1959 году Ольга Константиновна перед отъездом в США завещала половину дома Плюсскому Исполнительному комитету с условием создания в комнатах музея-библиотеки Ал. Алтаева. С этой целью она передала в будущий музей всю обстановку и книги. Музей был открыт 15 декабря 1967 г.

Впервые в усадьбу Лог я попал в апреле 2016 года, познакомился с заведующей музеем Степановой Татьяной Николаевной, но попасть на саму экспозицию не сумел. Я осмотрел барский дом с колоннами, выстроенный в стиле русского деревянного ампира, реку Плюссу, древние дубы, липы и ели живописного парка.

После этого я еще три раза предпринимал попытки попасть в музей.

Мне повезло лишь в ноябре 2017 г. Я прибыл в усадьбу по предварительной договоренности с Татьяной Николаевной уже в темноте, и экскурсия по дому-музею, длившаяся более часа, настолько захватила, что о фотосъемке как-то и не вспоминалось.

Татьяна Николаевна сумела удивительным образом передать атмосферу дворянской усадьбы XIX века и настолько эмоционально рассказывала о судьбе трех женщин, что поневоле втягивало в жизненные перипетии обитателей дома и исторические переплетения событий разных эпох от дореволюционной царской России до послевоенных трудностей при создании музея.

Приведу лишь редкие фотографии интерьера усадьбы того ненастного ноябрьского вечера.

Когда я покидал усадьбу, я смотрел на свет, падающий через витраж венецианского стекла XIX века и думал, что сюда надо обязательно приехать еще раз!

Музей Ал. Алтаева лично для меня стал самым неожиданным культурным открытием во время моих путешествий 2017 года.

Узнав от Татьяны Николаевны, что писатель Маргарита Ямщикова, ее отец В.Д. Рокотов и дочь Людмила Ямщикова-Дмитриева похоронены на кладбище «Литературные мостки» в Санкт-Петербурге, я посетил это место.

08. Должицкий камень «Пятница»

Недалеко от усадьбы Лог на автодороге Плюсса—Ляды находится деревня Должицы, которая получила своё название благодаря озеру Долгое. Хотя есть версия, что когда-то деревня была местом сбора дани и название связано со словом «долг». История Должиц уходит в далёкое прошлое, и одним из свидетелей прошедших веков является священный камень «Пятница» с углублением, всегда заполненным водой. Без особого труда заметно, что камень похож на большое кресло.

Дважды побывав у этого камня (в 2014 г. и в 2017 г.), я ни разу не видел его «чашу» сухой.

Местоположение валуна — это место явления иконы святой мученицы Параскевы Пятницы. Камень, где нашлась чудо-икона, стали называть Пятницей, а икону — именем Пресвятой Параскевы.

Место энергетически «теплое» и, несомненно, будет любопытно любителям истории и местечковых религиозных достопримечательностей, поэтому не проезжайте мимо Должиц. Удивительное рядом!

09. Никандрова Пустынь

Асфальтированная дорога от деревни Должицы через райцентр Плюсса выведет к трассе Санкт-Петербург — Псков. В 25 километрах в направлении Пскова в деревне Лудони установлен указатель налево на г. Порхов. Я продолжу рассказ о малоизвестных достопримечательностях Псковской области, расположенных вдоль этой дороги на Порхов, Бежаницы, Локню и Великие Луки с небольшими отклонениями от основного вектора движения.

От деревушки Боровичи, до которой около получаса движения на автомобиле от Лудоней, ведет дорога на Псков. Дорога узкая, с плохим качеством покрытия, некомфортная и перемещаться по ней я рекомендовал бы лишь при желании посетить монастырь Свято-Благовещенская Никандрова Пустынь.

Монастырь довольно известен на Псковщине, тем более что недалеко находится санаторий «Хилово», а до областного центра около 70 км и посещение обители регулярно входит в стандартные экскурсионные программы. Но я целенаправленно включил его в состав моего путеводителя, так как автопутешественнику из других регионов может показаться любопытным и полезным посетить это место, даже тем, кто не преисполнен религиозных мотивов (рвений).

История возникновения, становления и развития монастыря подробно изложена на официальном сайте и в википедии, поэтому не стану тратить на это мое и ваше время.

В западном направлении от монастыря через лес проложена дорожка к источнику преподобного Александра Свирского. Она проходит мимо старинного кладбища и заканчивается гатьевой дорожкой, в конце которой и расположен источник и купальня.

Из-за наличия радона вода в источнике голубого цвета и круглогодично имеет температуру +6°С.

В купальне всегда можно окунуться и почувствовать энергетический подъем после таких процедур.

Конечно же, можно набрать воды, как в этом источнике, так и в других источниках, расположенных в пределах монастыря.

10. Порховская крепость

Город Порхов, ныне районный центр Псковской области, основан в 1239 г. как деревянная крепость Порховский городок. В то время новгородский князь-наместник Александр Ярославович (будущий князь Александр Невский), укреплял водный путь по Шелони из Новгорода во Псков строительством небольших деревянных «блокпостов», одним из которых была Порховская крепость.

Крепость, расположенная на правом берегу реки Шелони, была построена в 1387 г. вместо предыдущей, деревянной. Крепостные строения из темного известняка сохранились практически полностью, но некоторые участки находятся в аварийном состоянии. Тем не менее, прогулка внутри крепостных стен не оставит ни у кого впечатление заброшенности и запущенности. За памятником истории следят и ухаживают. Внутри крепости находятся различные экспозиции, музеи, часовня, Никольский собор, солнечные часы, источник с водой и прочее, что может оказаться любопытным любителям путешествовать. Экскурсии в музее оказались весьма познавательны.

Этот исторический центр старинного городка станет приятным разнообразием на пути на юг в сторону Белоруссии!

В крепости, как и по всему старому Санкт-Петербургскому тракту, установлен верстовой знак.

О Вышегороде — городе-крепости — я расскажу чуть позже.

11. Дулаг-100

В нескольких километрах от Порхова у дороги на райцентр Дно расположен мемориал на месте немецкого пересыльного лагеря (концлагеря) для военнопленных и гражданских лиц Дулаг-100.

Концлагерь был создан в августе 1941 г. и просуществовал до февраля 1944 г. Заключённые работали на разгрузке вагонов, в полях, на ремонте дорог. Условия содержания были невыносимо тяжёлыми. Узников было значительно больше, чем позволяли вместить бараки, поэтому пленные ночевали, в том числе и зимой, под открытым небом, на крышах.

За 2,5 года в лагере погибло примерно 85000 советских граждан — около 100 человек в день.

В 1983 г. началось строительство памятного мемориала. Был насыпан земляной холм, на котором поставили монумент из трёх высоких бетонных стел искривлённой формы, выкопали пруд — «озеро слез». В середине создавался барельеф. Мемориал планировалось открыть к 40-летию Великой Победы, т.е. к 9 мая 1985 года. Средств на окончание строительства не хватило, строительство было приостановлено.

Работы по восстановлению памятника возобновились лишь в 2015 году, и 16 июня 2016 года состоялось тожественное открытие мемориального комплекса в память о жертвах концлагеря «Дулаг-100».

фото из сети интернет

Место, полное скорби и памяти о тех, кто навсегда остался на порховской земле.

12. Усадьба Корсакова в Александрово

Итак, продолжая движение на юг, в 7 км от Порхова увидим указатель направо на Александрово. В этом селе на возвышенности в конце XVIII в. гвардии прапорщиком Александром Степановичем Корсаковым была построена усадьба и каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса (1791 г.).

Ротондальный храм с колоннадой по окружности в стиле раннего классицизма получился необыкновенно лёгким и изящным.

Храм был закрыт в 1960 г. и сейчас постепенно разрушается.

Здание бывшей усадьбы в пору отсутствия листвы на деревьях хорошо заметно с дороги.

Основатель имения, Александр Степанович, был женат на Екатерине Петровне Резановой — сестре одного из основателей Русско-американской компании Николая Петровича Резанова, больше знакомого по современной рок-опере «Юнона и Авось».

От наследников гвардии прапорщика имение перешло во владение Сергею Александровичу Строганову. Этот уголок Псковщины очень тесно переплелся со столь знатным родом дворян и более детально об этом будет рассказано ниже. Строгановы были весьма талантливыми управленцами, как сказали бы сейчас.

На месте бывшего имения был построен госпиталь для крестьян и здания для медицинского персонала. Больничный городок из двухэтажных кирпичных зданий в духе неоклассики был построен и оборудован по последнему слову науки графом Строгановым, в память об умершей матери в 1882 г.

В больнице служил блестящий доктор медицины Рюкер, который проводил операции по трепанации черепа. А фельдшер Василий Васильев 5 сентября 1918 г. укрывал в этой церкви князя Григория Гагарина, бежавшего от расстрела.

Именно наследие Строгановых можно увидеть сейчас в селе Александрово.

Если подняться на чердак, то на сваях перекрытия можно увидеть надпись, датируемую 1923 годом.

В послевоенное время здесь был организован госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны на 100 коек, закрытый в начале 2000-х годов.

И под конец рассказа невеселые итоги посещения села Александрово: храм разрушается, здание госпиталя ждет такая же судьба, бывший помещичий сад (16 га) частично вырублен, частично превращается в лес, водная система нарушена, пруд захламлен, заиливается и зарастает. Часть парка застроена современными домами. Но это место должно быть интересно тем, кто не равнодушен к истории родного края, рода Строгановых и интересуется архитектурными памятниками прошлого.

13. Церковь в Горомулино

Много лет назад, когда еще не было интернета, просматривая атлас Псковской области, я заинтересовался, что это за церковь Горомулино, которая в отличие от всех других церквей поименно обозначенная на карте.

И если путешественника не испугает тряская грунтовая дорога и пятиминутная прогулка пешком до храма, то его ждет приятный подарок.

Вместо очередных развалин на возвышенности стоит очаровательная церквушка.

Кирпичная церковь Вознесения Господня была построена в 1796 г. на средства помещика статского советника Николая Семёновича Пантелеева.

В церкви три придела: главный — Вознесения Господня, в приделах — Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя и Чудотворца Николая.

Ремонт церкви в XIX в. производился на средства помещика штаб-ротмистра Николая Николаевича Пантелеева. На колокольне было шесть колоколов. Кирпичная кладка церкви обита железом, что, по-моему, никак не способствует сохранности кладки.

На стороне, обращенной к озеру, ряд захоронений.

И хотя в интернете есть источники, утверждающие, что церковь действующая, внутреннее убранство говорит совсем об ином.

Зато во время посещения (апрель 2017 года) я обнаружил церковную книгу на старославянском.

Непонятно как сохранились на окнах церкви цветные витражи с библейскими мотивами.

Для тех, кому любопытны церкви позапрошлого века, эта малоизвестная достопримечательность покажется весьма интересной. К тому же на берегу Горомулинского озера можно остановиться на ночлег, невзирая на относительную близость дачных домов.

14. Усадьба Строгановых в Волышово

В 18 км от Порхова в деревне Волышово находится имение Васильчиковых-Строгановых Волышово или точнее всё, что от него осталось. Мимо проехать сложно, на дороге стоит указатель.

Когда-то усадьбу занимала семья Васильчиковых, дворянский род, ведущий свою историю с XVI века, а затем она перешла семье Строгановых, ещё более древнему роду (XIV в.). Строгановы сумели сделать из небольшого поместья такую усадьбу, которой завидовали все соседи — это уже было полноценное миниатюрное поселение, где было всё необходимое и даже излишнее. Это поместье справедливо включили в десятку самых больших, красивых и, что немаловажно, хозяйственно разумных усадеб России.

В первоначальном виде (когда усадьбой Строгановых занимались ещё сами Строгановы) она включала в себя графский дом, несколько флигелей — гостевых, хозяйских (например, дом графини Строгановой был отдельным), охотничий дом, дома главных мастеров.

Господский дом был пост­роен в смешанном стиле: центральная часть — ба­рокко, боковые — классицизм. Внутренняя отделка дома изумляла своим богатством и красотой: две­ри из мореного дуба, мраморная лестница, лепка на стенах и потолках, паркет из редких пород дере­ва.

Огромную территорию усадьбы занимали птичники, голубятня, конюшни, теплицы и цветники, манежи для вывода коней, завод и т.д.

Были построены почта, церковь, баня, приют, школа, мельница и многое другое, что делало усадьбу в Волышево чем-то значительно большим, чем просто усадьба. Ещё обязательно нужно отметить прекрасные сады с редкими растениями и плодовыми деревьями, оранжереи и парк, где произрастало более 200 видов дре­весных пород. В его северной части была березо­вая роща, а в центральной произрастали листвен­ные и хвойные породы. Для отдыха заливался каток, была крикетная поляна, дорожки для выездов и многое другое.

Теперь же можно увидеть лишь то, что осталось от былого великолепия. Но, по моему мнению, и этого вполне достаточно, чтобы провести на территории усадьбы час-другой.

В советское время село Волышо­во получило новое развитие. В 1919 г. в бывшей помещичьей усадьбе был открыт первый в Псков­ской губернии сельскохозяйственный институт, преобразованный в 1924 г. в сельскохозяйст­венный техникум.

В 1928 г. на базе помещичье­го хозяйства был создан конный завод с целью вы­ведения коней русской рысистой породы. Уже че­рез десять лет слава о волышовских рысаках раз­неслась по всему Советскому Союзу. В бывшем господском доме нахо­дилась школа.

В 2011 г. к губернатору Псковской области Андрею Турчаку с предложением привлечь французских инвесторов для восстановления родовой усадьбы в Волышово в Порховском районе обратилась правнучка графа Строганова, которая живет во Франции. Но пока дело не сдвинулось в положительную для усадьбы сторону.

Усадьба Строгановых в Волышево является охраняемым объектом культурного наследия и входит в Серебряное кольцо России.

15. Усадьба в Красных Горках

История усадьбы Строгановых в Волышово связана еще с одним дворянским гнездом этого древнего рода. У районного центра Дедовичи в деревне Красные Горки практически в центре населенного пункта разбит старый сад, в котором стоит бывший усадебный дом Строгановых.

Ныне это памятник федерального значения.

Тем, кому не безразлична архитектура позапрошлого века, несомненно, получат удовольствие от посещения этой достопримечательности.

Раньше Красные Горки назывались Княжьи Горки, а еще раньше — городом Высокий, который был возведен по приказу будущего князя Александра Невского для укрепления границ Новгородского княжества.

Но со временем крепость потеряла свое стратегическое значение и превратилась в городище.

С годами было несколько владельцев усадьбы в Княжьих Горках, но своего расцвета поместье достигло именно при Строгановых. Барский дом был построен в 70-80 годах XIX века в традициях европейского замка, который был популярен в те времена.

Сейчас же посетители усадьбы лишь с помощью фантазии смогут представить, то великолепие, которым отличалось это место до революции 1917 г.

В XX в. в усадьбе располагалась больница, дважды был пожар. После последнего пожара никаких восстановительных работ не проводилось.

Кухня при усадьбе построена отдельным зданием и ее состояние мало чем отличается от основного барского дома.

Если же повезет с погодой, обязательно прогуляйтесь по парку, который в советское время содержался в образцовом порядке благодаря усилиям местного колхоза. Думаю, вам понравится.

16. Памятник Лене Голикову

Недалеко от Дедовичей есть деревушка, которая может быть интересна тем, кто был когда-то пионером. Все мы помнили наизусть имена юных героев-пионеров и те подвиги, которые они совершили. И эти мои воспоминания о детских годах привели меня в деревушку Острая Лука, где находится памятник пионеру-герою Лёне Голикову. Именно в бою у этой деревни 24 января 1943 года погиб 16-летний партизан.

Ранее памятник находился на территории школы, от которой остался только фундамент. Мне же было интересно заехать в эту захиревшую деревушку, чтобы увидеть памятник тому, кто стоит в одном ряду с такими же бесстрашными юными героями, как Марат Казей, Витя Коробков, Валя Котик, Зина Портнова и как бы к ним сейчас ни относились — это уже история нашей Родины.

17. Вышегород

В 1239 г. всё тот же новгородский князь Александр Ярославич по дороге из Новгорода в Смоленск основал крепость Вышегород. Твердыня находилась на высоком холме между двух озер и являлась пограничной крепостью Новгорода.

В летописях упоминается осада Вышегорода литовским князем Витовтом, а также стычки вблизи крепости враждующих в то время жителей Новгорода и Пскова.

Со временем границы государства были отодвинуты, и в XV в. город-крепость потерял свое оборонительное значение. На месте крепости осталось только гражданское поселение.

Так бы и превратился городок в заурядный холм, если бы не приобрел бы в XIX в. те земли род помещиков Бибиковых. Глава семьи Петр Иванович Бибиков принял решение строить храм случайно. До сих пор жива легенда, связанная с историей его возникновения. Дочь генерала была тяжело больна. И тогда убитый горем отец дал обет: воздвигнуть церковь, если она получит исцеление. Чудо свершилось. Встал вопрос: где ее строить? Однажды Бибикову приснился сон, будто бы во время прогулки его конь сломал ногу. И надо же такому случиться, что сон оказался вещим. Генерал понял, что это знак свыше. Так было выбрано место для храма Архангела Михаила.

Строили храм всем миром 10 лет (1866-1876 гг.). При этом на всю округу было наложен строгий пост, и все это время никто не смел есть яйца — раствор для крепости замешивался на яичном белке.

В нижней, подвальной части храма согласно завещанию захоронен прах его устроителя генерала Бибикова. До сих пор здесь лежит мраморная плита, на которой еще сохранилась соответствующая надпись.

Выстоял храм и во время войны.

Во время оккупации он использовался фашистами и как тюрьма, и как газовая камера одновременно. Собор был устроен так, что его можно было зимой топить. В стенах до сих пор сохранились специальные тепловые ходы. Если же закрыть вьюшку, то весь дым шел в подвал: так фашисты расправлялись с пленными. Однажды 11-летний мальчик попытался передать партизанам, которые томились в подвале, хлеб и воду, но он был схвачен и тут же возле крыльца расстрелян. Здесь же его и похоронили. Сохранилась небольшая плита с надписью: «Здесь расстреляны в 1942 г. партизаны: Сережа Евдокимов, 11 лет и другие. Дорогому брату от сестер».

На стенах храма сохранились старинные росписи.

Возле храма Архангела Михаила посажены аллеи из каштанов и других благородных деревьев. Обустроены сады из плодовых деревьев и кустарников. Тут же построены около полутора десятков небольших домиков бывшего женского монастыря (в 1997 г. церковь была передана общине женского монастыря Русской истинной катакомбной церкви), большинство из которых в настоящее время уже пусты, а в начале 2000-ых практически все они были населены.

При посещении Вышегорода нетрудно будет заметить осколок разбитого колокола, вмонтированного в стену храма.

В то время, когда храм находился на реконструкции (вторая половина 2000-ых) была возможность подняться на колокольню, откуда открывались виды на окрестные леса, поля и озера Судомской возвышенности.

Храм сейчас действует. Рядом с храмом поселился послушник, ведущий свое крестьянское хозяйство и при желании можно попасть внутрь храма.

Кроме храма Архангела Михаила на возвышенности расположена Богоявленская церковь, но ее состояние куда более плачевно, чем строение главного храма.

Если же есть время, то можно пройтись по зарастающей дорожке по склону горы и выйти к бывшей базе Горного института. Во времена СССР считалось, что это был лучший учебный геодезический полигон во всей стране. И, действительно, даже сейчас глядя на остатки инфраструктуры (магазин, баня, трансформаторная подстанция, медпункт, отдельные домики для преподавателей, огороды, сад и пр.), можно сказать, что, скорее всего, так оно и было! А с учетом холмистого рельефа местности студенты вдоволь бегали вверх-вниз во время летней практики.

Поневоле обращает на себя внимание обширнейшая «настенная живопись» практикантов в студенческом общежитии.

И быть может, кто-то из читателей проходил здесь геодезическую практику и вспомнит былые годы.

Я неоднократно бывал в Вышегороде и должен сказать, что это одно из немногих мест, где за последние 15 лет стали заметны изменения к лучшему, и я уверен, что скоро колокольный звон разнесется над Судомской возвышенностью.

18. Пушкин камень

Михалёво — соседняя с Вышегородом деревня. Лет за 100 до строительства храма Архангела Михаила Михалёво принадлежала гусарскому полковнику Николаю Ивановичу Бухарову. Будучи в звании ротмистра он командовал седьмым эскадроном лейб-гвардии Гусарского полка, в котором с 1834 г. служил корнет М.Ю. Лермонтов, в будущем поэт, воспевший Н.И. Бухарова в своих стихах («Смотрите, как летит, отвагою пылая...» и «Мы ждём тебя, спеши, Бухаров...», «...Гусар прославленных потомок, Пиров и битвы гражданин»).

Усадьба Бухарова была обширная: двухэтажный деревянный барский дом с четырёхколонными портиками на обе стороны, два одноэтажных флигеля, в одном из которых находились концертные залы для домашних музыкантов, многочисленные хозяйственные постройки и обширный парк с затеями, характерными для стиля барокко. Были в нём пруды с островками и мостиками, мраморные статуи, гроты и беседки; в одной из беседок в виде пантеона с надписью «Моим товарищам лейб-гусарам» угадывалось явное подражание царскосельским чугунным воротам, возведённым императором Александром 1 в честь победы над Наполеоном, с посвящением: «Моим сослуживцам».

По преданию в усадьбе гостили Пушкин по дороге в Михайловское и Лермонтов. К гостеприимному и радушному хозяину приезжали такие известные люди, как Н.К. Рерих, В.А. Серов.

После смерти хозяина усадьбы (он умер в 1861 г. и похоронен в близком Вышегороде), который намного пережил и Пушкина, и Лермонтова, в парке оставалась беседка, посвященная товарищам-гусарам. Имение после его смерти оказалось в руках крестьян-раскольников. Барский дом, беседки и многие парковые посадки вырубили, уничтожили гроты и пещеры, землю распахали под лён. В 1888 году исчез дуб: его спилили и продали за восемь рублей на мельничный вал. Богатая библиотека пошла на растопку бани, картины, украшавшие залы главного дома, частью были проданы, частью погибли. Каменные табуреты, перевёрнутые и погрузившиеся в землю, заросли мхом.

Дом немцы-оккупанты во время Великой Отечественной войны разобрали на строительство блиндажа. До наших дней дошли остатки парка, за которым перестали следить в 80-е годы XX в. и знаменитый валун, получивший название «Пушкин-камень». Именно о нем и пойдет речь в этой части моего рассказа.

Тропа к Пушкин-камню начинается у этой баньки.

И далее дорожка проходит через заросшие остатки некогда величественного парка.

Прогулка займет немного времени, и тропа выведет на полянку у озера. С левой стороны находится тот самый каменный диван.

Глядя на него, сомнений не возникает о рукотворном вмешательстве в большой ледниковый валун. Тем не менее, вполне может быть, что в свое время этот «диван» устилался коврами, и гости усадьбы пировали на берегу озера.

Напротив поляны находится небольшой остров.

Предание гласит, что огромный дуб, который рос на этом полуострове, и есть тот самый «У Лукоморья дуб зеленый...», воспетый Пушкиным в прологе к поэме «Руслан и Людмила».

На мысу, у берега, стоит геодезическая вышка. Если не побояться высоты, то можно забраться на нее и сделать несколько кадров озерного пейзажа.

С вышки несложно рассмотреть купола храма Архангела Михаила в Вышегороде.

Михалёво, по словам современников хозяина поместья, место дивное, уникальное и ни с чем несравнимое.

Один раз побывав там, позабыть его невозможно. Попробуйте, и может, вы вполне разделите это мнение.

19. Гора Судома

На территории Псковской области можно выделить две основные возвышенности: Судомскую и Бежаницкую. На каждой их них есть то, что я назвал бы не слишком популярными достопримечательностями и которые могут быть любопытны, если у путешественника есть наклонности воспринимать естественную красоту природы.

Итак, гора Судома (293 м), как пишут в различных источниках, вторая по высоте в Псковской области. Это мнение весьма спорно, но не об этом пойдет речь в этом разделе моего рассказа.

Добраться до Судомы несложно. В довольно крупном поселке Сорокино, что протянулся с каждой стороны дороги Порхов-Бежаницы, необходимо повернуть по указателю на Махновку и у нежилой деревни Карпово повернуть направо. Дорога на гору закончится в деревне Лихачево.

На 2013 год дальнейшая дорога к подъему на вершину горы была перекрыта шлагбаумом.

Здесь мы оставили автомобили, и началась пешая часть прогулки. В летнее время движение по накатанной полевой дороге никакого труда не составляет.

Гора, чьи склоны поросли лесом, явно выделяется среди общего ландшафта.

От дороги к вершине Судомы ведет тропа, которая в период буйства луговой растительности была еле заметна.

После очень красивого, но достаточно крутого и долгого подъема (перепад высот от начала тропы на гору до окончания более 100 м), мы оказались на небольшой поляне, в центре которой стоит металлическая вышка. Она не слишком высокая, но все-таки возвышается над окружающими деревьями.

Конечно, только ради подъема на вышку имеет смысл посетить Судому!

Виды на 360 градусов с вершины вышки потрясающие!

Особенно примечательно направление на север, где виден Вышегород с храмом на вершине.

Подводя итоги, можно сказать, что гора Судома — легкодоступное место и виды с вышки вполне окупят сбившееся дыхание при подъеме на вершину.

20. Городище Владимирец

Очередной город-крепость прошлых веков на Володчиной горе в Островском районе. Впервые упоминается в летописях в 1492 г. «заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша и Володимирец», «того же лета и церковь поставиша Святаго Николая и освещаша».

Владимирец встал на защиту юго-западных рубежей вечевой республики в числе 12 псковских пригородов, составлявших единую сеть обороны Пскова.

К концу XVII в. крепость на Володчиной горе полностью потеряла своё военное значение. Её исчезновение сказалось на судьбе Владимирца, бывшего в то время центром уезда Сонинской волости. Оказавшись вдали от почтовых трактов и больших городов с развивающейся промышленностью, он превратился в обычный погост.

В 1798 г. была построена каменная Никольская церковь (церковь Николая Чудотворца) с двумя приделами Рождества Богородицы и Дмитрия. Эта церковь существует и теперь. В 1895 г. погост Владимирец выгорел, но церкви — деревянную и каменную Никольскую — удалось спасти. В 1893-1895 гг. перестроены оба придела и притвор в связи с их расширением.

В 1931 г. церковь Николая Чудотворца была закрыта, а все семь колоколов замолчали, сброшенные наземь. В 1990 г. на базе сохранившихся построек начато восстановление Свято-Введенского женского монастыря, который был открыт осенью 2003 г.

Я был во Владимирце дважды, в 2004 г. и в 2015 г. За прошедшие годы видно, как расширилось и изменилось к лучшему это историческое место.

Само городище, где когда-то стояла крепость, расположено за монастырем и представляет довольно высокий холм с плоской вершиной, на котором установлена часовня.

Монастырь и городище будут интересны в первую очередь любителям истории, краеведам и верующим, готовым посетить древнее, намоленное место.

21. Урочище Лосковицы

Урочище Лосковицы — место бывшей одноименной деревушки на территории современного Новоржевского района. Деревня стояла на живописной излучине реки Сороть, той, что протекает через Пушкинские места (Тригорское, Михайловское, Петровское). Довольно обширная поляна с остатками фундаментов строений и старыми яблонями так бы и осталось ничем не примечательной, если бы для съемок фильма «Батальон» (режиссер Дмитрий Месхиев) в урочище в 2013-2014 гг. не воссоздали бутафорскую деревню. Фильм мне, честно говоря, не понравился, но это дело вкуса.

Кроме «Батальона» в Лосковицах были сняты еще три фильма — «Василиса Кожина», короткометражный фильм «Пасха» и фильм, пока не вышедший в прокат (что-то про Гоголя).

Теперь, это местечковая достопримечательность и отличное место для пикника, благо натурные виды на пойму Сороти великолепные, дров в избытке и сохранились навесы со столами и скамьями.

Добраться до урочища Лосковицы большого труда не составит. Достаточно из Новоржева двигаться по указателям в направлении райцентра Остров, в поселке Соболицы повернуть направо по указателю на Заречье и, проехав эту деревушку с остатками храма, за кладбищем свернуть направо на лесную дорожку. Через два-три километра вы будете в Лосковицах.

По пути в Лосковицы нетрудно будет увидеть в Посадниково Казанскую церковь, остатки имения Ланских, и деревянную часовенку, построенную на средства режиссера Месхиева, чья дача, как и дача актера Константина Хабенского, находится в соседней деревушке Тараскино.

22. Деревня Заход

Менее чем в 10 км от Новоржева расположена деревушка Заход. Обычная деревенька, где основное население — это сезонные дачники, но именно рядом с этим населенным пунктом на частные средства в 1998 г. была возведена Казанская часовня в память о деятелях искусства Санкт-Петербурга. Тут же у часовни установлена литая скульптура монаха-схимника.

Не проезжайте мимо, почтите память тех, чьи имена отмечены на мемориальной доске.

23. Гора Лобно и гора Липня

На Бежаницкой возвышенности Псковской области «непопулярных» примечательных мест, по-моему, несколько больше, чем на расположенной севернее Судомской возвышенности. Именно о них я расскажу ниже.

На самом юге Новоржевского района рядышком стоят две горы — Лобно и Липня. Понятно, что это не те горы в общепринятом смысле. Это высокие мореные возвышенности, явно преобладающие над окружающим ландшафтом. Горами их называют местные жители, на что имеют полное право.

Название горы Лобно произошло от старорусского «лобный», что означало «возвышенный над окружающей местностью», а «лоб» — распространенное название крутых спусков к реке. «Липье», «липьё», «липняк» — в псковских говорах «липовый лес». Скорее всего, когда-то в окрестности Липницкой горы и одноименного озера росло много этих деревьев.

У подножия гор расположены одноименные озера Лобно и Липне.

Близлежащие к горам деревни малочисленны, постоянного населения становится из года в год меньше, и жизнь поддерживается благодаря сезонным дачникам. С учетом пересеченного рельефа, густых лесов и многочисленных озер, для «выживальщиков» — это самое подходящее место, чтобы пережить БП.

К горам ведет дорога из Новоржева в Кудеверь и начало маршрута к горам начинается у деревни Саньково.

На гору Лобно можно подняться на автомобиле.

На вершине горы находится разрушенная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1815 г.) и старое кладбище. По рассказам местных жителей, церковь была недействующей уже в 1972 г., хотя прихожане по-прежнему приходили в храм. В 80-ых годах прошлого века ураганом сорвало крышу, и после этого началось постепенное разрушение церкви.

С вершины Лобно открываются шикарные пейзажные виды.

Хорошо видна соседняя гора Липня.

Еще в старых советских источниках отмечается, что гора Липня является самой высокой точкой северо-запада СССР и бывшей Советской Прибалтики. Ее высота 339 метров над уровнем море. На вершине горы в свое время стоял старый деревянный триангуляционный знак, или, как называли сами местные жители, «маяк», на который можно было подняться. Приведу старые отсканированные фотографии 2000 года.

Виды с вершины «маяка» были потрясающие. Вся округа была видна до самого горизонта!

Гора Лобно также великолепно просматривалась невооруженным взглядом.

К вершине Липни вела хорошо натоптанная тропа. У основания «маяка» была очищенная от кустарника и бурелома поляна, кострище, и это было место, явно популярное среди тех, кто знал, как сюда добраться.

В 2009 г. я предпринял попытку снова добраться до вершины самой высокой горы Псковщины, но дачник Евгений из Шнитково рассказал мне, что в 2008-ом из-за сильного ветра триангуляционный знак рухнул. Тем не менее, я побывал на вершине горы.

Всё, что я нашел интересного — это старый знак с серпом и молотом, который я видел и в 2000 году.

Теперь подниматься на Липню нет особого смысла.

Зато несложный подъем на гору Лобно обязательно доставит массу положительных впечатлений!

В 2008 г. был создан природный комплекс (памятник природы) Новоржевского района «Погост Лобно», в границы которого попали окрестности гор Лобно и Липни, и теперь при посещении этих мест необходимо соблюдать ряд правил. Инспектора в тех краях не редкость!

24. Окрестности Бардово (городище Пусторожева, пусторжевский «идол», «Ухо Земли», г.Секирница)

Продолжая путешествие по Бежаницкой возвышенности, я хочу рассказать о довольно любопытных местах в окрестности села Бардово.

Первое упоминание деревни Бардово в новгородских летописях датируется 1406 годом.

В это время Бардово уже было весьма известным селением, административным центром с властью, войском, крепостью, посадом. Удобные массивы пашен, заливные луга, расположенные по речным долинам и берегам озёр, девственные лесные дубравы издавна привлекали сюда поместных людей. В XIX веке в Бардово находилось имение дворянского рода фон Мейров, выходцев из прибалтийских немцев, от которых остались два копанных пруда и полностью одичавший парк.

Сейчас в этом древнем селе привлекает внимание церковь Тихвинской иконы Божией Матери и старые каменные кресты на кладбище.

От Бардово ведет дорога в деревушке Пусторжевка, рядом с которой находится городище Пустая Ржева. Старинная крепость была построена псковичами и новгородцами в конце XI в. с целью защиты своих владений от литовских захватчиков.

Первое упоминание топонима «Пустая Ржева» можно найти в «Уставе князя Ярослава о мостех», датированным 1263-1267 гг. Там Ржева упоминается как волость наравне с Обонежской, Водской и прочими. В завещании Ивана Грозного от 1572 г. указано «Да сына же своего Ивана благословляю городы, что есми поставил, с божиею волею, на Литовском рубеже: город Велижь, город Заволочье, город Себежь,....Сыну жь моему Ивану даю город Луки Великия, да город Невль,... Да ему жь даю город Ржеву Пустую со всеми волостьми и погосты, по тому, как было при мне».

Именно из Пустой Ржевы был родом первый российский солдат — Бухвостов Сергей Леонтьев сын, тот самый, который первым записался к Петру I в бомбардирскую роту Преображенского полка как «потешный пушкарь».

Сейчас городище является памятником федерального значения и числится археологическим памятником. Это большой холм, с крутыми склонами. Склоны густо поросли деревьями и кустарником, поэтому осмотр достопримечательности оптимально проводить ранней весной или поздней осенью. Именно тогда хорошо видны остатки фортификационных сооружений и захаб.

С высоты городища неплохо просматриваются ближайшие окрестности, а на вершине видны следы бывшего триангуляционного знака.

Вблизи старой крепости на зарастающих полях еще можно найти остатки фундаментов бывших деревень и следы «копа» любителей старины.

Недалеко от городища Пустая Ржева, если постараться, то можно посмотреть так называемого «пусторжевского идола».

Он представляет собой вертикально вкопанный в землю камень с вытесанной весьма грубо головой воина с мечом. На нем видны сколы. «Воин» пострадал от времени — ветры, вода, перепады температур сыграли свою роль. Под ним проводились официальные археологические раскопки, но никаких находок не нашли. Тем не менее, «идол» представляет собой исторический и краеведческий интерес, хотя увидеть голову воина весьма непросто!

В этом районе вблизи лесной дороги, соединяющей Бардово и деревню Мартиново, находится еще один любопытный камень под местечковым названием «Ухо Земли». Если быть внимательным, то от «главной» дороги между деревнями вправо уходит колея и чуть далее от нее влево уходит тропа к камню.

Весной 2016 г. я немало побродил по тем местам в поисках камня, о котором ходит столько небылиц.

Поиск того стоил. Это действительно уникальный по-своему камень! Мне еще не приходилось встречать на северо-западе России валун с таким сквозным отверстием, что напоминает священные камни древних кельтов.

Ходит поверье, что если соблюсти некоторые обрядовые тонкости и пролезть через отверстие камня, то загаданное желание может исполниться. Так это или нет, но следы проползания были заметны, а на камне лежали многочисленные записки с пожеланиями.

И последнее, что можно посетить в этом районе — это гора Секирница. Чтобы к ней попасть, от дороги между Бардово и Кудеверью необходимо свернуть к деревне Фильково, а далее как повезёт — если дорога не разбита, то можно подъехать прямо к основанию горы или, в противном случае, прогуляться 15-20 минут пешком по направлению к деревушке Секирница.

Это возвышенность заметна издалека.

Она примечательна тем, что это естественная смотровая площадка, которых на Псковщине осталось совсем немного.

С высоты горы отлично видно городище Пустая Ржева.

Археологические раскопки показали, что на горе Секирница в I тыс. до н.э. - сер. I тыс. н.э. располагалось селение древних славян.

25. Село ДвОрцы

Возвращаясь со стороны Бардово на дорогу между райцентрами Порхов и Бежаницы, невозможно проехать мимо этого указателя.

Любителям истории и пушкиноведам определенно будет интересно посетить село Дворцы, чтобы посмотреть действующую церковь святителя Николая Чудотворца.

Церковь была построена в 1822 г. «тщанием помещицы надворной советницы Марии Назимовой».

В селе Дворцы, которое в свое время являлось административным центром Пусторжевского уезда, находилась пограничная крепость, не раз выдерживавшая вражеские осады. В XVI-XVII вв. в Дворцах действовал Никольский монастырь. Дворцы посещал царь Иоанн Грозный.

Недалеко от церкви похоронен двоюродный дед Александра Сергеевича Пушкина — Петр Абрамович Ганнибал, известный своей крутостью по отношению к крестьянам.

В 2009 году у могилы П.А. Ганнибала возведена часовенка.

26. Имение Философовых

Имение Философовых в селе Бежаницы (ныне посёлок городского типа Бежаницы) было известно со времён императора Петра I.

Философовы — дворянский род, имевший свои тысячелетние корни в России. По преданию, родоначальник рода Марк Христофорос Македонин появился на Руси в X в. вместе с византийским посольством при Владимире Святославовиче (Крестителе). Есть сведения, что при царе Иване Грозном (XVI в.) потомки Марка Македонина Философова составляли семнадцатое, а к началу XVIII в. — двадцать второе колено.

Один из владельцев усадьбы, Дмитрий Николаевич Философов (1789-1862), остался в памяти людей как деспотичный барин — крепостник и повеса. Встречавшийся с ним в Богдановском (ныне в Бежаницком районе) во время ссылки в село Михайловское в 1824-1826 гг. поэт А.С. Пушкин нарисовал его в образе помещика Троекурова в своей повести «Дубровский».

Усадебный комплекс Богдановское, созданный усилиями нескольких поколений Философовых и описанный в разных исторических источниках (документах и мемуарах) включал в себя барский дом (не сохранился), хозяйственные постройки, садово-парковый комплекс первой половины XIX в., пруды, фрагменты которых можно увидеть и сегодня.

Усадебный комплекс в соседней деревне Усадище включал в себя садово-парковый комплекс, состоящий из регулярного парка и пейзажного, системы прудов, хозяйственных построек и двухэтажного дома с бельведером, построенного в 1899 году.

Эти места в разные годы посещали: А.С. Пушкин, Г.А. Пушкин (сын поэта), С.П. Дягилев, К.А. Сомов, З.Н. Гиппиус, Д.С Мережковский, Великий Князь Владимир, К.К. Случевский.

В дворянском особняке Философовых (пос. Бежаницы, ул. Стрепетова, д.32) в целях изучения богатейшего наследия этого дворянского рода и использования исторического наследия района в развитии туристического бизнеса Псковской области на базе историко-краеведческого музея был создан историко-культурный центр Философовых со следующим экспозициями:

• Государственный природный заповедник «Полистовский»;
  • Быт крестьян Бежаницкой волости второй половины 19 века-первой половины 20 века;
  • История края;
  • Край в годы Великой Отечественной войны;
  • История муниципального образования «Бежаницкий район»;
  • Историко-культурное наследие дворянского рода Философовых.

От Бежаниц хорошо просматривается возвышенность. Невооруженным глазом видно городище Пусторжева, гора Секирница.

27. Старые Липы и Михайлов погост

Старые Липы — одно из самых посещаемых мною мест на Псковщине. Именно в этой деревушке располагалось некогда роскошное имение помещиков Брянчаниновых.
Свое красивое название поместье получило в начале XX в., а до того называлось Гора или Новотроицкое.

Старые Липы находятся в 7 км от райцентра Локня.

Поместье первоначально принадлежало Алексеевым, получившим земли в Великолукском уезде еще при Государе Алексее Михайловиче. В середине ХIХ в. имение по завещанию Марии Ивановны Алексеевой отошло ее дальнему родственнику Николаю Семеновичу Брянчанинову, представителю одного из древнейших дворянских родов (род начался от сподвижника Дмитрий Донского боярина Михаила Брянка, павшего в Куликовской битве).

Н.С. Брянчанинов играл видную роль в жизни Псковской губернии. Он не единожды избирался предводителем уездного дворянства, вице-губернатором, активно участвовал в благотворительности, о чем свидетельствовала Памятная книга Псковской губернии.

Н.С. Брянчанинов являлся действительным тайным советником, сенатором, шталмейстером двора Его Императорского Величества. Выйдя в 1885 г. в отставку, он занялся устроительством своего имения. В результате, его стараниями усадьба обрела тот вид великолепия, который в то время отразился в фотографиях, сделанных фотографом В.И. Козловым.

Наиболее яркие страницы истории поместье получило при помещике Александре Николаевиче Брянчанинове, сыне Н.С. Брянчанинова. В 1909 г. к поместью по указанию А.Н. Брянчанинова были пристроены две железобетонные башни с колоннами.

Башни служили местом отдыха и развлечений. Подъем наверх происходил по спиральной бетонной лестнице мимо небольших комнаток и подсобный помещений башни.

Со смотровых площадок башен до сих пор открывается живописный вид на окрестности.

Дворец поместья имел более ста комнат, каждая из которых не походила на другие. Названия комнат были в духе того времени: египетская, русская, французская, греческая, белая, красная, с обстановкой точно соответствующей названию.

Несколько залов были отданы под библиотеку, которая насчитывала больше 4000 томов. Картинная галерея с ценными полотнами русских и иностранных мастеров занимала также несколько помещений дворца. В начале XX в. дворец был оборудован водопроводом и канализацией.

После варварского разрушения дворца остались две смотровые башни, одна из которых с остатками стены.

А в парке все еще лежат фрагменты усадьбы.

Невдалеке от дворца располагалась большая стеклянная оранжерея, в которой выращивались удивительные и редкостные цветы, привезенные из Европы. Имелся обширнейший плодово-ягодный сад.

Дворец стоял среди красивейшего парка, занимающего 35 га земли. Усадьбу опоясывали три пруда, создавая иллюзию островного ее расположения.

Пруды соединялись каналами и ручейками, через которые были перекинуты мостки с ажурными коваными решетками. Уровень воды в северном пруду поддерживался искусственной запрудой. В парке была выкопана система каналов для прогулок на лодках. Каналы образовывали островки, соединенные мостиками.

На северном пруду находился купальный павильон и лодочная станция.

Теперь от павильона осталось совсем немногое.

До нашего времени сохранилась старая липовая аллея и остатки плодового сада.

В саду хорошо различимы каналы, по которым ранее плавали на лодках.

Кроме экскурса в историческое наследие на берегу пруда можно отдохнуть, искупаться, половить некрупного карася и в сезон набрать яблок и плодов шиповника.

Если вдруг появится свободное время, то целесообразно будет проехать несколько километров до деревни Михайлов Погост, чтобы осмотреть храм во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская церковь необычна по своей архитектуре для Псковского края. Это псевдорусский стиль, пришедший к нам с запада. Красный кирпич, высокие стрельчатые окна — всё это скорее напоминает собор. Церковь возведена в последней четверти XIX в. сенатором Брянчаниновым, владельцем соседнего имения, и его супругой.

28. Храм Николая Чудотворца и Сергия Радонежского

При дальнейшем движении на юг после райцентра Локня невозможно проехать мимо церкви, стоящей рядом с дорогой.

Храм Николая Чудотворца и Сергия Радонежского расположен на месте бывшего погоста Заклюка. Храм построен в 1767 г. «тщанием великолукского помещика полковника Федора Евсеевича Пущина».

Рядом с погостом находилось имение Пущиных, чьё родовое кладбище было возле храма. Храм закрыли в 1936 г. и использовали под склад. Поместье погибло в Великую Отечественную, а кладбище уничтожили в 1950-х гг. В 1980 г. церковь выгорела изнутри.

В 2013 г. группой энтузиастов были начаты работы по реконструкции и восстановлению храма.

По историческим данным именно в этом храме в 1778 г. будущий фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович венчался с Е.И. Бибиковой.

26 августа 2012 г. у стен Никольской церкви был установлен памятный знак — камень с мемориальной доской и надписью: «В сей церкви во имя Святителя Николая Чудотворца 27 апреля 1778 г. венчался сын земли Псковской прославленный русский полководец и дипломат, граф, светлейший князь, генерал-фельдмаршал, полный кавалер Ордена Святого Георгия, герой Отечественной войны 1812 года Кутузов Михаил Илларионович».

29. Чернушки

Проехав храм Николая Чудотворца, в деревне Прискуха путешественник увидит указатель.

Грунтовая дорога выведет вас к месту гибели Александра Матросова, который 23 февраля 1943 г. при освобождении деревни Чернушки закрыл грудью амбразуру фашистского дзота, чем дал возможность преодолеть линию вражеской обороны. За этот подвиг воспитаннику уфимской детской трудовой колонии было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Матросову было всего 19 лет.

В 1978 г., благодаря инициативе студентов и преподавателей Белорусского политехнического института и Великолукского сельскохозяйственного института был воздвигнут памятник на месте гибели Александра Матросова.

Деревня Чернушки после войны так и не восстановилась.

30. Вязовщина

В южной части Бежаницкой возвышенности находится старинное село с красивым названием Вяз. Первое упоминание села в летописях относится к 1503 г., и в настоящее время сохранилось не так много поселений такого масштаба, чье историческое прошлое сохранилось до наших дней. От названия села и пошло название Вязовской возвышенности или Вязовских гор (абсолютные высоты более 200 м) и местности в округе.

Местность вокруг села Вяз живописнейшая, с разнообразным рельефом, с высоким мореными грядами, глубокими распадками, болотами, чистыми борами и «черными», непроходимыми лесами, многочисленными озерами, проточными и «глухими», быстрыми ручейками и речушками.

Дорога на Вязовщину ведет от поселка Насва, где необходимо повернуть по указателю на село Вяз. Главное, что привлекает туристов на Вязовщине, это исток реки Великой, крупнейшей реки Псковской области. Исток и устье реки находятся в пределах одной области, и река не выходит за пределы административной границы Псковщины.

Двигаясь в сторону Вязовщины, путешественник проедет мимо Рва смерти.

В этом месте в период немецкой оккупации было расстреляно 260 жителей Вязовской волости.

На пригорке перед селом Вяз установлен памятный знак.

Поворот к истоку обозначен указателем перед деревней Грихново.

Лесная дорожка к истоку несколько разбита, встречаются лужи, но в целом проехать можно на любом транспорте. К сожалению, с годами дорога зарастает и ветви кустарника перекрывают и без того узкий путь к истоку реки.

Исток находится на так называемой Родине-горе. На полянке «горы» в 2001 г. была поставлена деревянная часовенка.

Сразу за часовней из склона «горы» бьют родники и вода в них разная, что видно по дну ручьев. В некоторых ручейках дно покрыто рыжим налетом окислов железа, в других этого нет.

Площадь истока обустроена мостиками, на поляне установлен стол со скамьей под навесом.

Любителей истории вполне может заинтересовать старинное городище Острий. Город-крепость стоял перед впадением реки Великая в озеро Верхние Остриё. У дороги на деревню Заречье стоит указатель.

В период отсутствия листвы декоративная имитация крепости видна с полевой дороги.

В 2017 году мостик к городищу через р. Великая, к сожалению, полностью развалился, и чтобы перебраться вброд через реку, потребуется соответствующая обувь.

Часовенка, колокольня и участок деревянного тына на земляном валу городища были поставлены в 2003 г. перед празднованием 500-летия села Вяз.

С часовенки видно русло реки и верхняя терраса бывшей крепости.

Тут же у дороги на деревню Заречье можно увидеть памятный знак в память о бывшем на этом месте Острейском храме.

Вязовщина — очень древняя земля. Люди в этих местах жили издревле, о чем свидетельствуют многочисленные сопки и курганы.

В лесах еще встречаются «суборы» — пирамиды из камней, собранных крестьянами с полей в прошлые века, на озерах зачастую используются местечковые плавательные средства — долбленые «камейки».

Живописнейшие места, богатые на дары для тех, кто умеет видеть и ценить естественную красоту.

31. Памятник братьям Лаптевым

От дворянских усадеб Болотово и Покарево, что находились под Великими Луками, уже ничего не осталось. Так и канули в бездну времени упоминания о былых дворянских гнездах, если бы они не являлись местом рождения двоюродных братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокофьевича Лаптевых, исследователей Арктики. Именно в честь братьев названо море Лаптевых в Северном Ледовитом океане.

Я хорошо помню свое удивление, когда узнал, что те самые братья Лаптевы являются уроженцами Великолукской земли.

В 1715 г. по указу Петра I среди дворянских недорослей, «яко живущих при водяных сообщениях», производился набор в только что созданную Морскую академию. В ту пору там давали только начальное теоретическое и морское образование будущим штурманам и строевым офицерам.

В 1718 г. после сдачи теоретических экзаменов братья Лаптевы были произведены в гардемарины и зачислены в Балтийский флот.
Так и попали братья на морскую службу, и каждый из них внес значимый вклад в историю освоения Арктики и Северного морского пути.

Дмитрий Лаптев стоял во главе Северного отряда 1-й Камчатской экспедиции (1736 г.). В 1739-1740 гг. Дмитрий Яковлевич с помощниками произвел опись побережья Северного Ледовитого океана между рекой Лена и мысом Большой Баранов, в 1741-1742 гг. провел съемку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь.

Харитон Лаптев вел работы на побережье от реки Лена до реки Хатанга и на полуострове Таймыр. При участии Челюскина, Чекина, Медведева он нанес на карту Хатанский залив, реки Пясина и Хатанга, открыл и описал острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Бырранга.

К моему глубокому сожалению, на родной земле арктических первопроходцев практически не увековечена память о знаменитых мореплавателях.

В деревушке Покарево Купуйской волости Великолукского района благодаря энтузиазму учащихся Купуйской средней школы и их преподавателя географии М.А. Иванова, в 1992 г. появилась памятная стела, посвященная легендарным полярным путешественникам, и с дороги виден на ее шпиле кораблик, развернувший паруса навстречу неизведанному.

На стене Купуйской школы установлена памятная табличка с плохо читаемой в наше время надписью «На Великолукской земле в деревнях Покарево и Болотово родились выдающиеся исследователи Арктики братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич Лаптевы».

Я повторюсь, жаль, что так мало на Родине полярных путешественников знают о своих земляках, но, в то же время, имена отважных первооткрывателей запечатлены не только в названии моря Лаптевых, но и пролива Дмитрия Лаптева, соединяющего море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, берега Харитона Лаптева в северо-западной части Таймыра, мыса Дмитрия Лаптева в дельте реки Лены и мыса Харитона Лаптева на острове Пилота Махоткина.

32. Музей-усадьба С. В. Ковалевской

Совсем недалеко от Великих Лук в деревне Полибино находится музей-усадьба первой русской женщины-математика, член-корреспондента Петербургской АН Софьи Васильевны Ковалевской.

Музей открыт 17 июня 1986 г. в мемориальном каменном двухэтажном доме с трехэтажной башней второй трети XIX в. Усадьба построена отцом С. Ковалевской В.В. Круковским, предположительно, по проекту А. Брюллова. Софья провела здесь детские и отроческие годы (1858-1868 гг.).

В настоящее время Полибинский музей является единственным не только в России, но и в мире музеем, посвященным этой замечательной женщине.

В музее собрана уникальная и разнообразная по составу коллекция личных вещей и документов С.В. Ковалевской. Это одежда, мебель, книги, рукописи, портреты. Скомплектованы интересные коллекции типологической мебели красного дерева конца XVIII — середины XIX вв., графики, предметы прикладного искусства. Из Швеции, Германии, Америки получены материалы, свидетельствующие о мировом признании ученого. В архивах Великих Лук, Минска, Петербурга, Москвы выявлены и обобщены неизвестные ранее материалы по псковским родовым корням С.В. Ковалевской.

Если же путешественника не особенно заинтересует музей, то прогулка по усадебному парку и берегу небольшого озера должна принести вполне очевидное удовольствие.

Усадебный парк создавался на базе уже существовавших насаждений, о чем свидетельствуют сохранившиеся на территории усадьбы 200-летние дубы и сосна и 170-летние липы.

33. Деревня Клин

Если же выехать от Великих Лук в сторону Москвы по трассе «Балтия», то у поселка Кунья прямо у дороги не сложно заметить указатель на деревню Клин, родину патриарха Тихона.

Проезжаем Кунью, и при приближении к деревушке установлен указатель.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин (1865-1925 гг.) родился в погосте КлинТоропецкого уезда, Псковская губерния. К его несомненным заслугам относят решение непростого вопроса в 1917 г. об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также принятие действенных мер по сохранению Православия в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.

Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством.

«В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

На родине патриарха можно посетить уютную Вознесенскую церковь, которая относится к первоначальному этапу сложения типологии русского провинциального культурного зодчества 18-го века.

Мне повезло во время посещения храма. Моей собеседницей оказалась пожилая монашка, которая настолько увлекательно рассказывала историю храма и окрестностей, что только мой лимит времени и ее дела по уходу за церковью заставили нас расстаться.

34. Музей-усадьба М. П. Мусоргского

Если, продолжая движение от райцентра Кунья по трассе «Балтия», свернуть к поселку Жижица, то с левой стороны дороги хорошо будет заметен высоченный памятник на гранитном постаменте.

В 1989 г. на Каревском холме к 150-летию рождения установлен первый в стране памятник Модесту Петровичу Мусоргскому. На этом месте стоял дом, где родился композитор.

Чуть далее в деревне Наумово находится музей-усадьба великого русского композитора.

Народный музей М.П. Мусоргского появился в 1968 г. в Жижицкой средней школе по инициативе директора А.И. Качнова. Сегодняшний музей основан 01 января 1970 г. и открыт 01 января 1972 г. в здании бывшего барского дома XIX в. В этом доме жил дед и родилась мать композитора, Ю.И. Чирикова.

Усадьба включает в себя комплекс построек: помещичий дом, флигель, людскую, оранжерею, молочню, амбар, баньку и кузницу.

Из усадьбы открывается вид на Жижицкое озеро.

Внутри усадьбы сохранился интерьер XIX в. Вокруг дома расположен парк, возраст некоторых деревьев достигает 150-200 лет.

Данный музей будет интересен, в первую очередь, поклонникам творчества М.П. Мусоргского и быту помещичьих усадеб XIX в.

35. Памятник Матвею Кузьмину

Недалеко от Великих Лук, на Малкинской высоте за деревней Куракино установлен памятник самому пожилому Герою Советского Союза Матвею Кузьмичу Кузьмину.

В феврале 1942 г. командир немецкого батальона 1-й горнострелковой дивизии обязал за щедрую награду опытного охотника и знатока всех окрестных троп, Матвея Кузьмина, которому было 83 года, вывести гитлеровский отряд в тыл к советским войскам у деревни Першино, но старик успел отправить своего сына Василия предупредить командира советского подразделения.

Чтобы выиграть время для подготовки засады, Матвей Кузьмин всю ночь водил немцев окольными дорогами, на рассвете выведя их под огонь советских бойцов у деревни Малкино. Немецкий отряд был разбит наголову, операция гитлеровцев была сорвана, несколько десятков егерей были уничтожены, часть попала в плен. Среди убитых оказался и командир отряда, который застрелил Матвея Кузьмина, повторившего подвиг Ивана Сусанина.

Должен отметить, что, когда советская власть стала собирать крестьян в колхозы, Матвей отказался, оставшись последним крестьянином-единоличником во всём районе. Был дед Кузьмич человеком нелюдимым и малоприветливым, за что за глаза звали его «бирюком» и «контриком». И никто из односельчан и предположить не мог, что он сможет ценой своей жизни завести немецких горных стрелков под огонь советских пулеметов.

В 1954 году состоялось торжественное перезахоронение останков героя с Малкинской высоты на братское кладбище города Великие Луки.

А на месте подвига остался памятный знак.

В Москве на одной из платформ станционного зала станции метро «Партизанской» стоит памятник простому крестьянину Псковской земли.

Фото из Википедии.

36. Себеж

Недалеко от трассы «Балтия» у границы с Латвией расположен небольшой городок Себеж, один из районных центров Псковской области.

Первое летописное упоминание о Себеже датировано 1414 годом. В 1535 г. на берегу озера было начато сооружение крепости. С этого времени Себеж стал упоминаться как один из опорных пунктов на западных границах Русского государства. Во время Северной войны Петр I, прибыв в Себеж, лично руководил строительством укреплений, готовясь к сражению с армией шведского короля Карла XII. «Петровская гора» — один из укрепленных пунктов —- и теперь напоминает о тех давно минувших временах.

Из всех райцентров области, как мне показалось, Себеж наиболее позитивный, ухоженный и уютный. По крайней мере, у меня отчетливо создалось такое впечатление от осеннего посещения в 2017 году.

Это впечатление начинает складываться сразу на въезде в городок.

Исторический центр городка на Замковой горе. Здесь когда-то стоял Ивангород на Себеже. Замок не сохранился, на вершине горы ранее был установлен поклонный крест, а теперь вот такой монумент.

Виды с Замковой горы на озеро никого не оставят равнодушным.

Рядом расположен храм святой Троицы, изначально построенный в 1654 г. как костёл, а с переходом земель в русское владение переосвященный как православная церковь.

Тут же у храма бросается в глаза расписанная стена частного дома, которая создает определенный колорит и поднимает сразу настроение в начале экскурсии. Спасибо тем людям, которые это сделали!

На спуске по узкой улочке с Замковой горы с правой стороны возвышается колокольня, единственное, что осталось от величественного собора, главной церкви Себежа и округи. Собор был взорван в 1932 г., колокольня сохранилась и была отреставрирована в начале 90-ых годов XX в. На двери колокольни указан номер телефона, по которому можно заказать экскурсию и подняться на обзорную площадку колокольни.

Подъем проходит вначале по узкому проходу для звонаря, а потом по деревянной лестнице.

С обзорной площадки открываются шикарные панорамные виды на озеро и городок. Замковый полуостров с трех сторон окружен Себежским озером, и от этого создается впечатление нахождения на острове.

Очередным крайне позитивным местом является городская набережная. Именно здесь на берегу Себежского озера в августе 2002-ого мы начали путешествие на байдарках по озерам Себежского национального парка, и с тех пор это место сильно изменилось!

Просто удивительно для такого маленького патриархального городка иметь столь красивую набережную!

На набережной установлен памятник самому известному уроженцу Себежа.

Зиновий Ефимович Гердт родился в Себеже в 1916 г. Скульптор постарался, и памятник, как мне кажется, получился очень естественным и соответствующим духу Актера.

Прямо в десяти шагах от улицы в бухточке озера плавают утки и лебеди, которых всегда можно покормить и сфотографировать.

Практически сразу у городской черты бьет родник с минеральной водой, содержащей ионы серебра. У родника установлена часовня Казанской иконы Божией Матери и купальня.

Южнее Себежа расположена территория Себежского национального парка. На территории парка 86 больших и малых озёр. Озёра располагаются настолько близко друг от друга, что соединяясь реками-протоками, образуют систему, напоминающую гроздь винограда. Все озёра лежат в окружении песчаных холмов, поросших сосновыми лесами. Шикарнейшие места для непритязательного отдыха!

37. Духова Гора

От Себежа я начну рассказывать о достопримечательностях Псковщины, расположенных в северном направлении вдоль трассы Санкт-Петербург-Киев. И первым в моем рассказе будет очередное место, по определенным слухам, обладающее аномальными свойствами — Духова гора.

Духова гора расположена за городком Опочка в урочище Литовка у деревни Кирово.

Наукой признано, что Духова гора — это городище второй половины I тысячелетия нашей эры. Его основали племена древневосточных славян — кривичи. Вокруг городища были расположены их захоронения в виде могильных курганов.

Считается также, что эта гора была сакральным местом вначале для балтийских племен, а затем для язычников-славян до принятия ими христианства. По одной из версий, на вершине этого холма стояла статуя идола Перкуонса, который был одним из главных богов, объектом поклонения древних балтийских племен. В эпоху славян здесь, на вершине, на его месте возвышалась статуя Перуна, главного божества языческих славян. После того, как произошло Крещение Руси, идола повергли, и из его статуи был сделан каменный крест, который воздвигли на том же месте. Есть мнение, что крест просуществовал вплоть до эпохи правления Ивана Грозного, а после этого якобы ушел под землю.

Имеются сведения, что царь Иван Грозный перед смертью издал указ о составлении списка святых мест, в который вошла и Духова Гора. Таким образом, уже в конце XVI в. эта гора уже была известна в числе других святых мест на Руси и так же, как и сегодня, была местом паломничества для многих верующих.

Многие свидетельствуют, что, поднимаясь на Духову гору, стрелка компаса сбивается под действием электромагнитного поля, действующего в этой местности.

Рассказы многих из паломников свидетельствуют о целительной силе этого места.

По довольно крутому подъему на вершину горы ведет тропинка. Высота горы немногим менее 15 метров.

Сегодня на вершине горы стоит часовня в честь Сошествия Святого Духа, а вокруг нее деревенское кладбище.

Православные веруют, что в часовне обитает Святой Дух. Считается, что, помыв в ней пол, страждущие получают исцеление от своих болезней. В подтверждение этому в часовне всегда стоит ведро и тряпка, а пол всегда чисто вымыт.

38. Велье

Чуть ближе к Пскову находится село Велье, ведущее отсчет своих лет с летописного упоминания в 1368 г. «В лето 6876 рать Невская у Велья из Налесья была, и с погонию билися, но по грехом нашим бысть непособье божие, много голов паде и добрых людей… » (Псковская летопись), хотя славяне-кривичи жили в этих местах еще в VIII-X вв.

Есть две причины, по которым я бы рекомендовал посетить это село.

Первая — это целый ряд старинных построек. На перекрестке — усадьба купцов Крестовских с надворными строениями.

Совсем недалеко дом купца Машнова.

Можно увидеть дом, построенный в финно-угорском (карельском) стиле.

Также вполне определенный интерес может вызвать церковь Воздвижения Креста Господня (1763 г.).

Для ценителя архитектуры конца XIX в. эти здания несомненно вызовут интерес, не зря это село входит в комплекс Пушкиногоркого музея.

Вторая причина — это старое городище, бывшая крепость за церковью на окраине Велья. Городище Велье занимает продолговатый холм, окруженный озерами Черное, Чадо (в настоящее время пересохшее) и Велье. Ранее городище было огорожено земляным валом и частично плитяной стеной. С южной стороны городище прикрывалось рвом.

Сейчас на территории бывшей крепости расположено деревенское кладбище.

Но посетить городище имеет смысл не ради истории. При удачном стечении обстоятельств путешественник сможет увидеть потрясающие пейзажи!

39. Музей Довлатова

В жизни каждого существуют моменты, когда необходима перезагрузка, радикальная смена обстановки для того, чтобы отойди от стремительного и поглощающего круговорота повседневности и, быть может, задуматься о том, на каком этапе сейчас находишься.

Вот и Сергей Довлатов летом 1977 года в поисках ответов на сложные вопросы непростого писательского бытия отправился работать экскурсоводом в Пушкинский заповедник «Михайловское». Он бежал от долгов и семейных неурядиц, нисколько не сочетавшихся с творчеством, которому он хотел посвятить всю свою жизнь. Писатель надеялся на то, что именно здесь он поймёт, как решить конфликт с властью, которая опасалась свободомыслия, порождаемого творчеством. В то время в Пушкиногорье стремились летом многие литераторы из Ленинграда. Они трудоустраивались в экскурсионное бюро, чтобы заработать неплохие для того времени деньги, рассказывая советским гражданам о «величайшем национальном достоянии, о первом поэте-художнике России».

Довлатов снял комнату в доме в деревне Березино, где прожил несколько месяцев, работая экскурсоводом по пушкинским местам.

3 сентября 2011 года в доме, где жил писатель, открылся частный дом-музей.

Путь от Велье до Пушгор и далее до Березино не назвать сложным. Деревушка никак не производит впечатление, отмеченное в автобиографической повести Довлатова «Заповедник».

Дорога тянулась к вершине холма, огибая унылое поле. По краям его бесформенными грудами темнели валуны. Слева зиял поросший кустами овраг. Спускаясь под гору, я увидел несколько изб, окруженных березами. В стороне бродили одноцветные коровы, плоские, как театральные декорации. Грязные овцы с декадентскими физиономиями вяло щипали траву. Над крышами летали галки.

Я шел по деревне, надеясь кого-то встретить. Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья покосившихся изгородей были увенчаны глиняными сосудами. В накрытых полиэтиленом загонах суетились цыплята. Нервной мультипликационной походкой выступали куры. Звонко тявкали лохматые приземистые собаки.

Ныне деревушка изменилась коренным образом, преимущественно очень неплохие дачные дома и коттеджи.

Дому, в котором жил Довлатов, более ста лет.

Быть может, на типичного городского жителя это строение и произведет ужасающее впечатление как снаружи, так и внутри, но мне к такому не привыкать — многие мои знакомые старики в деревнях до сих пор доживают свои годы практически в таких же условиях.

Попасть на экскурсию оказалось не так и просто, но на это я и не рассчитывал.

Создатели музея «Дом Довлатова в заповеднике» сделали всё возможное, чтобы сохранить атмосферу и дух эпохи. И теперь это неказистое строение стало памятником и писателю, и литературе, и истории, и непростой судьбе советского человека.

Несомненно, этот музей, существующий на пожертвования людей, для которых русская история — не пустой звук, достоин внимания, как любителям творчества Довлатова, так и тем, кто хочет понять вполне определенные аспекты жизни в советской деревне во второй половине прошлого века, которые, впрочем, не особенно сильно изменились и в наше время.

Сайт музея dom-dovlatova.ru

40. Погост Выбуты

О Пскове и его окрестностях можно рассказывать много и долго. Богатейшая история древнего города, концентрация природных, исторических, архитектурных и религиозных памятников мало известных за пределами Псковщины, множество легенд и реальных событий прошлого претендуют на отдельный рассказ и отдельный фотоальбом. Не стараясь в одном материале объять необъятное, я расскажу лишь об одном местечке — погосте Выбуты.

В настоящее время погост Выбуты находится в 15 км от Пскова вверх по течению реки Великая. По преданию, село Выбуты — родина великой княгини Ольги, жены киевского князя Игоря сына Рюрика. Впоследствии Ольга стала матерью князя Святослава и вошла в исторические хроники известной как неоднократной местью древлянам за убийство Игоря, так и первой из правителей Руси, принявших христианство и позже причисленной к лику святых.

На погосте стоит церковь св. Ильи (ориентировочно XV в.).

Памятник архитектуры средневековья относится к псковской школе зодчества.

В былые времена рядом с Ильинским храмом был двухэтажный Ольгинский храм, от которого сохранились лишь руины.

На лужайке перед Ильинским храмом в 1993 г. установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты — родина княгини Ольги.

Если пройти около километра в северо-восточном направлении от храма Илии Пророка, то тропинка выведет к основанию некогда огромного Ольгина камня, взорванного в XX в. Сейчас около его остатков установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом. Рядом с камнем в 1888 г. была построена кирпичная Ольгинская часовня. К сожалению, она не сохранилась.

Напротив погоста река Великая пересекает выходы известняковой породы, образуя так называемые Ольгинские пороги.

В районе Выбут русло реки проложено в довольно высоких берегах, сложенных известковым камнем, что смотрится очень живописно.

Ниже Выбут река Великая разделяется на два рукава островом. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки). В этом месте, по преданию, и произошла встреча Ольги с князем Игорем.

Выше погоста Выбуты у деревни Кузнецово можно посетить до сих пор действующий Литовский брод. Дно реки состоит из каменных плит природного происхождения, глубина в летнюю межень достигает 0,4 м, ширина русла около 250-300 м. Брод легко преодолевается пешком, на велосипеде и на автомобиле повышенной проходимости. Единственная опасность, грозящая пешеходу — поскользнуться на скользких плитах. Местное население использует брод для того, чтобы сесть на автобус, который ходит по дороге Псков — Палкино.

Традиционно наибольшее удовольствие для посещения погоста мне доставляет осень. Помимо всех достоинств этого времени года — от отсутствия жары и мошкары, криков купающихся и звуков триммера на ближайших дачах, до толп туристов и запаха сгоревшего мяса — на обрывах Великой можно набрать еще сладких яблок, спокойно посидеть на высоком берегу и, не отвлекаясь, попытаться понять седую глубину времен этих древних мест.

Эпилог

Итак, вот и закончился мой путеводитель по непопулярным достопримечательностям Псковщины. Конечно же, есть еще мемориальный музей-заповедник Римского-Корсакова в имениях Любенск и Вечаша, храм и пещеры в Посолодино, Мишиногорская астроблема (Гдовские дислокации), отреставрированная Санкт-Петербургским политехническим университетом усадьба князя Гагарина в Холомках, восстановленная усадьба Львовых «Алтун», усадьба Львовых в дер. Горы, Полистовский заповедник с увлекательными экскурсиями по одной из крупнейших болотистой системе Европы, военно-исторический комплекс «Линия Сталина» в деревне Холматка Островского района и многочисленные городища: Воронич, Савкина Горка, Камно, Врев, Выбор, Дубков, Заволочье, Жижец и другие.

Но, думаю, что и из предложенного мною перечня каждый путешествующий сможет найти то, что ему интересно будет посетить на Псковской земле, ведь я сделал попытку показать не открыточную, не типично туристическую русскую глубинку.

Именно этим мне близок проект Михаила Ильина «Неизвестная провинция», новости которого я стараюсь отслеживать последние время. Тем, кому интересны архитектура, история, этнография и быт российской земли, я рекомендовал бы посетить информационные ресурсы этого редкого для России проекта (vk.com/club154369833, facebook.com/neizvepro/). Быть может, кого-то заинтересуют предлагаемые для путешествия варианты.

В связи с тем, что фотографии сделаны в разные периоды времени, состояние тех ли иных достопримечательностей в настоящее время может быть несколько иным.

Предвосхищая вопросы, отмечу, что, к сожалению, наибольшая часть моей базы данных с географическими координатами объектов путеводителя пропала. Но при определенной настойчивости найти информацию о координатах в интернете будет несложно.

Для тех, кто в силу тех или иных обстоятельств не сторонник ночлегов в палатке, я бы рекомендовал остановиться в центральных районах области (Пушкиногорский, Новоржевский). Именно оттуда будет весьма удобно совершать однодневные радиальные выезды по большинству мест, указанных мною в путеводителе. Приведу лишь некоторые места возможных ночлегов с той или иной степенью комфорта и разными ценовыми границами.

Турбаза «Пушкиногорье». Турбаза находится в зелёной зоне посёлка Пушкинские Горы, сайт www.pgtur.ru.

Гостевые дома в усадьбе Михайловское и Петровское. Гостевой дом в Петровском находится в трёхстах метрах от усадьбы Ганнибалов. Гостевой дом села Михайловское находится рядом с усадьбой Пушкина. Подробная информация о стоимости проживания находится на сайте музея-заповедника pushkin.ellink.ru/inform/inform15.asp

Гостиница «Дружба». Находится в самом центре посёлка Пушкинские Горы на улице Ленина, дом 8, телефон (81146) 2-25-56.

Отель «Арина Р.» Отель третьего разряда находится в деревне Бугрово, сайт www.arinahotel.ru.

Гостиница «Имение Алтунъ». Гостиница находится в восстановленной усадьбе Львовых Алтун и располагает 11 благоустроенными номерами, оформленными в стиле классической русской усадьбы XIX века, сайт www.hotel-altun.ru. Очень хорошая альтернатива всем пушкиногорским гостиницам, тем более что в 2015 году отелю присудили звание «Лучший романтический отель мира».

Необходимо учитывать популярность Пушкиногорья и бронировать места в этих и в других гостиницах следует заблаговременно.

И в завершение ещё несколько строчек.

Все мы, совершая те или иные поступки, творим историю своей жизни, которая останется как в нашей памяти, так в памяти наших детей и в памяти наших близких.

И пусть наша история будет полна различных путешествий, ведь суть жизни, как мне кажется, это её продолжение в новых поколениях, это перенос своих знаний и информации о мире во времени, тем более что наш мир скоротечен и быстро изменяем. Путешествуйте, познавайте окружающий мир, чтобы было что передавать и обязательно делитесь своими пусть маленькими, но всё же открытиями.

Спасибо всем моим друзьям, которые составляли мне компанию в поездках и без которых, быть может, я не решился бы на ряд экспедиций.

Спасибо всем тем, кто помогал собирать информацию о неизвестных мне достопримечательностях Псковского края.

Спасибо всем вам, уважаемые читатели, кто провел свое время за прочтением или просмотром фотографий моего путеводителя. Очень надеюсь, что кому-то из путешественников он действительно поможет разнообразить отпуск и выходные дни.